Кто такой буров. Смотреть что такое "буры" в других словарях

БУРЫ (АФРИКАНЕРЫ)

Слово «бур» происходит от голландского «кре­стьянин». Так называли себя первые пересе­ленцы из Голландии в Южную Африку. В первой четверти XX в. распространяется другое, ставшее официальным, название буров - африка­неры.

В 80-х - начале 90-х гг. нашего века африка­неры составляли большую часть белого населения

Южно-Африканской Республики (60%) и Намибии (70%). Их поселения существуют также в Зимбаб­ве, Малави, Кении, Танзании, Заире, Бурунди и за пределами Африки - в Аргентине и некоторых других странах. Согласно оценке, общая числен­ность африканеров - около 3 млн. человек, из них свыше 2,8 млн. проживают в ЮАР и около 50 тыс. - в Намибии.

Колонизация бурами Южной Афри­ки началась с создания в 1652 г. Ни­дерландской Ост-Индской компанией укреплённого поселения близ мыса Доброй Надеж­ды. Поселение положило начало Капской колонии и выросло впоследствии в город Капстад - совре­менный Кейптаун. После отмены в 1685 г. Нантского эдикта 1598 г. о веротерпимости в Капской колонии появились гугеноты-французы, опасавши­еся новых религиозных преследований, за ними по­следовали протестанты из Германии и других стран. К концу XVII в. число переселенцев превы­сило 15 тыс. человек.

Новая колония быстро расширялась и крепла за счёт захвата земель у коренного населения - пле­мён готтентотов и бушменов, а также заключения с ними «обменных» договоров, когда металличес­кая утварь, алкогольные напитки, табак менялись на живой скот. На захваченных землях буры созда­вали обширные земледельческие и скотоводческие хозяйства, основанные на рабском труде. Рабы вво­зились из Анголы, Западной Африки, Индии, с Ма­дагаскара, Цейлона. По мере расширения своих владений и роста нехватки рабочей силы буры ста­ли захватывать в рабство и местных жителей.

В течение жизни одного поколения «старожи­лы» - голландцы - слились с новыми поселенца­ми - французами, немцами и др. Их сплочению способствовала общность религии. Буры принадле­жали к голландской Реформаторской церкви, кото­рая возникла как одно из направлений реформации в Швейцарии и стала господствующей в Голландии в XVII в. Основываясь на учении Кальвина о пре­допределении, буры считали себя избранным наро­дом, призванным управлять и властвовать. Мест­ные жители-нехристиане в их представлении по­просту не были людьми.

Общим у буров стал и язык - африкаанс, воз­никший в результате смешивания разных диалек­тов голландского языка с немецким, английским и французским. Африкаанс испытал на себе и влия­ние местных африканских языков, португальского, малайского, а также наречий, на которых говорили посещавшие Южную Африку моряки, торговцы и ввозимые рабы. Первоначально африкаанс был только разговорным языком и функционировал од­новременно с голландским, который оставался письменным языком буров. В конце XIX в. появ­ляются литературные произведения на африкаанс, а с 1925 г. он наряду с английским становится офи­циальным языком страны. В середине 80-х гг. на­шего века на африкаанс говорили свыше 5 млн. че­ловек.

Продвигаясь на восток, буры в 70-е гг. XVIII в. вторглись на земли племён коса, которых они назы­вали кафрами (от арабского «кафир» - неверный, неверующий). Начались затянувшиеся на целое столетие так называемые кафрские войны, которые вели против коса сначала только буры, а затем и англичане, захватившие в начале XIX в. Капскую колонию. В результате границы последней заметно расширились.

С переходом Капской колонии в руки Англии связано такое овеянное романтикой событие бур­ской истории, как «Великий трек». Слово «трек» происходит от голландского «переселение». Так на­зывали начавшееся в 30-40-е гг. XIX в. переме­щение больших групп буров из Капской колонии на север и восток страны, за реки Оранжевая и Вааль, а также в Натал. Буры, как они сами говорили, уходили в поисках новых земель, где «...им не до­кучали бы ни английские миссионеры, ни англи­зированные готтентоты, где кафры ручные, где можно найти хорошие пастбища... охотиться на слонов, буйволов и жираф и где человек может жить свободно». Одной из непосредственных при­чин трека стала отмена англичанами рабства в Кап­ской колонии, что создало угрозу подрыва экономи­ческой основы бурских хозяйств.

«Великий трек» напоминал освоение белыми пе­реселенцами американского «дикого Запада». Треккеры передвигались группами, без карт, по солнцу и другим приметам. Запряжённые волами большие крытые повозки, в которых находились старшие члены семей, женщины, дети и нехитрый скарб, сопровождали вооружённые всадники.

На новых землях буры столкнулись с упорным сопротивлением коренного населения - зулу, ндебеле, суто и других племён. Одно из решающих сра­жений между бурами и зулусами произошло у реки Инкоме, которая вошла в историю Южной Африки под названием Кровавой.

Для утверждения буров на завоёванных терри­ториях потребовались десятилетия. Их противни­ками были не только африканцы, отстаивавшие свою независимость, но и англичане - главные ко­лониальные соперники буров в Южной Африке. Созданная в 1839 г. бурская республика Натал была в 1843 г. захвачена Англией. Более долгой была жизнь двух других бурских республик, возникших в середине XIX в., - Оранжевой, созданной в 1854 г. под официальным названием «Оранжевое свободное государство», и Трансвааля, основанного в 1856 г. под именем Южно-Африканской Респуб­лики. По отношению к местному населению в этих бурских республиках практиковались полурабские методы эксплуатации.

В то же время повседневный жизненный уклад большинства буров оставался вплоть до конца XIX в. глубоко патриархальным. Интересна иро­ничная характеристика, данная бурам Марком Тве­ном после его поездки в Южную Африку в 1896 г.: «Буры очень набожны, глубоко невежественны, ту­пы, упрямы, нетерпимы, нечистоплотны, гостепри­имны, честны во взаимоотношениях с белыми, жес­токи по отношению к своим чернокожим слугам, искусны в стрельбе и верховой езде, увлекаются охотой, не терпят политической зависимости, хо­рошие отцы и мужья... ещё до недавнего времени здесь не было школ, детей не учили; слово «но­вости» оставляет буров равнодушными - им со­вершенно всё равно, что творится в мире...». Афри­канцы и колонисты-англичане, сталкиваясь с ними на поле битвы, были не столь ироничны...

Из среды буров вышли многие выдающиеся по­литические и государственные деятели, учёные, пи­сатели. Имена некоторых из них можно найти на современной географической карте Южной Афри­ки: например, столица ЮАР Претория названа в честь её основателя, первого президента Трансвааля Мартинуса Преториуса; город Крюгерсдорп и на­циональный парк Крюгер - в честь другого пре­зидента Трансвааля, Стефануса Крюгера.

В середине 80-х гг. XIX в. в Трансваале, в районе Витватерсранд, было открыто крупнейшее в мире месторождение золота. Впоследствии здесь были об­наружены и урановые руды. Это фактически ре­шило судьбу республики. В Трансвааль устреми­лись могущественные британские монополии и ста­ратели-иммигранты из Европы. Начался торгово-промышленный бум. Англия и её Капская колония начали экономическую блокаду Трансвааля, стре­мясь не дать ему выход к морю, помешать его тер­риториальному расширению.

С середины 90-х гг. Англия берёт курс на под­готовку прямой агрессии против бурских респуб­лик. Срывается попытка организации переворота в Трансваале и устранения президента Крюгера. Один за другим следуют британские ультиматумы и угрозы Трансваалю и Оранжевой. Наконец в 1899 г. разразилась Англо-бурская война.

Буры предвидели войну и готовились к ней. У немцев, соперников англичан в Африке, были за­куплены новейшие магазинные винтовки «Мау­зер», пулемёты и орудия. Под ружьё были постав­лены все мужчины в возрасте от 16 до 60 лет. Из числа наиболее искусных, опытных и храбрых бой­цов выбраны командиры.

Первое время благодаря более совершенной так­тике, лучшему оружию и отличному знанию мест­ности буры имели военное преимущество. Однако постепенно из Англии в Южную Африку были пере­брошены значительные силы - до 250 тыс. человек против 45-60 тыс. солдат-буров. Англичане пере­шли в наступление, заняли столицы Оранжевой и Трансвааля - города Блумфонтейн и Претория. Бу­ры продолжали упорную партизанскую борьбу, од­нако в конечном счёте Англия в 1902 г. победила и захватила бурские республики.

Англо-бурская война 1899-1902 гг. была пер­вой жестокой репетицией Первой мировой войны. В Южной Африке впервые в широких масштабах были применены новое автоматическое оружие, ко­лючая проволока, созданы концентрационные ла­геря, в которых англичане содержали пленных бу­ров, включая женщин и детей.

Англо-бурская война была несправедливой с обе­их сторон: и Англия, и буры стремились утвердить­ся в качестве господствующей колониальной силы в южноафриканском регионе. Но симпатии мил­лионов людей во многих странах мира были на сто­роне маленького бесстрашного народа, бросившего вызов одной из самых могущественных держав того времени. Вместе с бурами сражались сотни добро­вольцев из Германии, Голландии, Франции, Амери­ки, России. О бурах складывали песни. В одной из

них, ставшей известной и в нашей стра­не, были такие слова: «Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне...»

В 1910 г. возник новый британский доминион - Южно-Африканский Союз (ЮАС), в состав которо­го вошли английские самоуправляющиеся колонии Капская и Натал и захваченные Англией бурские республики. Создание ЮАС было своего рода комп­ромиссом между местными английскими финан­систами и промышленниками, с одной стороны, и богатыми фермерами-бурами - с другой. В его ос­нове лежало стремление урегулировать англо-бур­ские противоречия путём усиления эксплуатации африканского и цветного населения, составляюще­го большинство в стране. Первым премьер-минист­ром ЮАС стал бывший главнокомандующий бур­скими войсками во время войны 1899-1902 гг. Лу­ис Бота.

После образования ЮАС усилилось расслоение в бурском обществе, начавшееся ещё в годы эко­номического подъёма в Трансваале и Оранжевой. Значительно возросло число бедных и разоривших­ся фермеров, которые уходили на шахты и в города в поисках работы. Определились и политические расхождения среди буров. Часть из них, возглавля­емая Ботой, выступала за тесный союз между «верхними» слоями бурского и английского насе­ления страны. Им противостояли сторонники вос­становления власти буров в Южной Африке, вос­создания независимых бурских республик. Они ор­ганизовывали антибританские заговоры, создавали политические и военизированные организации. В 1914 г. возникла Националистическая партия, опи­равшаяся на буров - «белых бедняков» и мелких предпринимателей, а в 1918 г. - общество «Афри­канер Брудербонд» («Союз братьев-африканеров»), ставшее в 1921 г. тайным. В 1922 г. правительство ЮАС потопило в крови восстание белых горняков, в основном буров, в Витватерсранде, выдвинувших требования введения «цветного барьера» на шахтах - дискриминационной системы найма и оплаты труда африканцев.

В 1924 г. на выборах в ЮАС победила Национа­листическая партия, поддерживаемая Брудербондом. Пришедшее к власти правительство Джеймса Герцога, одного из создателей Националистической партии, бывшего бурского генерала, осуществляло неприкрытую расистскую политику. После слия­ния Националистической партии и Южноафрикан­ской партии, лидером которой был Ян Смэтс (также бывший бурский генерал и премьер-министр ЮАС в 1919-1924 гг., сторонник «диалога» с Англией), крайне реакционная африканерская группа во гла­ве с известным политическим деятелем Маланом воссоздаёт в 1934 г. «очищенную» Националисти­ческую партию. С середины 30-х гг. в ЮАС рас­пространяется фашистское движение. В Юго-За­падной Африке появляются военно-фашистские ор­ганизации, такие, как «Серые рубашки» и др. В 1939 г. Герцог заявил, что «взгляды южноафрикан­ских буров на расовый вопрос совпадают со взглядами национал-социалистической Гер­мании». В том же году его, решитель­ного противника войны с Гитлером, сменил на посту премьер-министра Смэтс, и ЮАС вступил во Вторую мировую войну на стороне ан­тигитлеровской коалиции. Однако и в военные годы многие африканеры не скрывали своих прогерман­ских симпатий.

После Второй мировой войны Националистиче­ская партия выдвинула идею апартхейда. В стране развернулось национально-освободительное движе­ние, против расистской политики Националистиче­ской партии выступали не только чёрные и цветные южноафриканцы, но и часть белого населения, включая большие группы африканеров. После про­возглашения в 1961 г. Южно-Африканской Респуб­лики внешняя и внутренняя оппозиция апартхейду усилилась, углубилось размежевание в африканерской общине. В 1988 г. произошёл раскол Националистической партии. Питер Бота был смещён с поста её лидера. В 1989 г. он ушёл в отставку с поста президента страны, его преемником стал по­литический лидер африканеров Трансвааля Фреде­рик де Клерк, провозгласивший курс на полную ликвидацию системы апартхейда.

Официальная отмена в ЮАР большинства ра­систских законов в начале 90-х гг. была поддержа­на значительной частью белых южноафриканцев, включая многих африканеров. Настоящее и буду­щее африканеров определяется прежде всего их за­метной ролью в экономической и общественно-по­литической жизни страны. В среде африканеров, несмотря на сохраняющиеся политические разно­гласия, крепнет понимание того, что расовая обо­собленность является тормозом на пути экономи­ческого и общественно-политического прогресса всего населения Южной Африки.

Буры

«Бурами, то есть крестьянами, презрительно называли англичане, выходцев из Голландии, обосновавшихся в Южной Африке. Первоначально, это прозвище, распространялось лишь на фермеров, живших в восточной части Капской колонии. Но после того, как она стала владением Великобритании, бурами, стали называть всех, кто, не желая мириться с политикой британских властей, оставлял свои земли и отправлялся в Великий трек. Это, ставшее эпическим, массовое переселение во внутренние районы современной ЮАР, привело к созданию на этих территориях, Оранжевого Свободного государства и республик Трансвааль и Наталь.»

По сути, именно это событие, и стало началом многолетней борьбы, в ходе которой, горстка плохо вооружённых крестьян, едва не одолела одну из сильнейших армий мира того времени. И только путём жестоких и бесчестных мер, британской армии удалось сломить их сопротивление. А сами борцы за свободу, до того предпочитавшие именовать себя африканерами , стали с гордостью называться бурами.

История освоения бескрайних просторов Южной Африки началась в 1652 г., когда голландская Ост-Индская компания, включившись в погоню за землями вне Европы, основала в Столовой бухте, к северу от мыса Доброй Надежды первое поселение. Первоначально в планы компании, не входила колонизация африканских земель, и поселение это, получившее название Каапстад (современный Кейптаун ) насчитывающее всего 60 человек, служило лишь перевалочной базой на пути в Индию. Но уже в 1657 г. сюда хлынула волна переселенцев из Голландии, Германии, и особенно Франции, из которой, бежали протестанты-гугеноты, вынужденные, искать новую родину. К концу XVII в. Каапстад разросся и контролировал территорию в радиусе 60 км., в 1690 г. он получил статус колонии, а в 1691 г., для управления нею, Ост-Индской компанией был прислан Симон ван дер Стел, ставший первым губернатором.

В начале XVIII в. противостояние с компанией, становившейся обременительной, а также конфликты между самими переселенцами, заставили многих продвигаться вглубь континента и осваивать новые территории. Всё это, конечно же, обострило отношения с туземным населением, столкновения с которым, уже с 1659 г. приобрели систематический характер, вылившись в череду затяжных, кровопролитных войн. Несмотря на категорический запрет Ост-Индской компании в 1707 г., наносить какой-либо ущерб, и ущемлять права коренного населения – готтентотов, продвижение во внутренние районы продолжалось. Но готтентоты, мужественно и упорно защищали свои земли и, несмотря на качественное превосходство колонистов, имевших огнестрельное оружие, им приходилось нелегко и часто они несли значительные потери. Однако, что не смогло сделать европейское оружие, сделали европейские болезни: в результате эпидемии оспы, вспыхнувшей в 1713 г. десятки тысяч туземцев умерли, другие бежали на северо-восток от неведомой им заразы, от которой, не было спасения. К 1730 г. готтентоты окончательно ушли в глубинные районы, а буры расширили территорию Капской колонии до реки Оранжевой, контролировавшей теперь земли в радиусе 400 км. Но продвижение колонистов на восток стало не слишком удачным, и было остановлено народом коса, которых они называли кафрами. В результате трёх кафрских войн: первой в 1779-1781, второй в 1789-1793, и третьей в 1799-1803, буры потерпели поражение и потеряли территорию Зуурвелда.

Своеволие, царившее в Капской колонии , привело к тому, что к 1795 г. она превратилась фактически в независимую республику. Администрация Ост-Индской компании, к тому моменту, не оказывала на неё уже никакого влияния, и хотя колония номинально признавала протекторат Голландии, реальной властью, обладали лишь демократические органы местного самоуправления. Но события, происходившие в то время в Европе, докатились и до Южной Африки, повлиявшие на её дальнейшую судьбу самым непосредственным образом. В том же 1795 г. войска революционной Франции захватили Голландию, и превратили её в Батавскую республику. В ответ на это, в сентябре того же года, британцы, под предлогом "недопущения французов в Индию”, оккупировали мыс Доброй Надежды, и попутно попытались захватить и Каапстад , но потерпели неудачу. В 1802 г., благодаря противодействию местных жителей, Великобритания была вынуждена вернуть аннексированные территории, но это было лишь кратковременным отступлением. В 1806 г. многочисленная британская армия решительно вторглась в Капскую колонию, и в течение нескольких месяцев заняла большую часть её территории. А закончилось это тем, что в 1814 г. Венский Конгресс признал "законность” этих действий, после чего, британцы, за земли колонии, заплатили 6 000 000 фунтов голландскому губернатору, не имевшему на них никаких законных прав.

На первых порах, самим бурам совершенно не было никакого дела, до того, что происходило в колониальной администрации, многие из них даже не знали о том, что и их самих, и их земли просто "продали”. Но очень быстро британские власти заставили обратить на себя внимание, назначенный на пост губернатора, сэр Чарлз Сомерсет , не собирался мириться с анархическими настроениями колонистов, как это было прежде. Особенно, это касалось ущемления прав туземного населения, и в 1816 г. в доказательство решительности своей позиции, он приказал повесить пятерых буров, за жестокое обращение с готтентотами. Спустя несколько дней, в Кейптауне вспыхнул бунт, но он был жестоко подавлен; его вдохновителей приговорили к казни, а наиболее рьяных участников сослали на вечную каторгу в Австралию. Начиная с 1825 г., лорд Сомерсет начал проводить реформы, которые очень не понравились бурам: начал он с финансовой реформы, обмена риксдаллеров на фунты, что нанесло немалый убыток фермерам, вслед за тем, последовала реформа образования. В результате чего, школьное преподавание с голландского, перешло полностью на английский, становившийся к тому же, единственным государственным языком. В 1827 г. вступила в силу "Великая хартия готтентотов”, которая, фактически сравнивала в правах белое и цветное население. Но последней каплей для буров, стала отмена рабства в пределах всей Британской империи в 1833 г. и, хотя правительством была выплачена компенсация за потерю рабов, буры сочли её недостаточной. В 1835 г. буры начали массово покидать Капскую колонию, уходя на северо-восток, начался исход, растянувшийся на десятилетие, вошедший в историю под названием Великий трек. В результате этого, до 1846 г. пределы колонии покинуло 2/3 всех буров.

Большинство из них перешли реку Оранжевая , а затем и Вааль, перебрались через Драконовы горы , и оказались на землях Зулуленда. После чего, в 1837 г. большая группа буров, под предводительством Питера Ретифа, желая поселиться в этих краях, отправилась в селение короля зулусов Дингаана, чтобы получить его согласие на это. Но закончилось это плачевно, - зулусские воины неожиданно напали на переселенцев, большинство которых, составляли женщины и дети, и в последующей резне, погибло более 300 человек. Однако для самих зулусов, такое коварство не прошло безнаказанно и в 1838 г. около полутысячи переселенцев во главе с Андрисом Преториусом и десятитысячная армия Дингаана сошлись в битве на реке Инкоме. Буры , вооружённые огнестрельным оружием, устроили зулусам настоящий погром, в результате чего, они убили более 3000 туземцев, а сами потеряли всего 18 человек. После этого Инкоме, назвали Кровавой рекой, а Дингаан, потерпевший жестокое поражение, уступил бурам территорию к югу от реки Тугелы, на которой, в 1839 г. они создали республику Наталь , но уже в 1843 г. она вошла в состав Капской колонии.

Наиболее решительные буры ушли дальше на север, одна их часть расселилась в междуречье Оранжевой и Вааля , где в 1852 г. они создали Оранжевое Свободное Государство . А самые отчаянные пошли ещё дальше, переправились через Вааль и ступили на земли племён матабеле, где они были атакованы крупными силами туземцев, которых возглавлял король Моселекатсе . Буры отразили все нападения, и в скором времени вытеснили матабеле далеко на север, за реку Лимпопо, и в 1852 г. создали на этой территории республику Трансвааль . Но почти сразу же, между бурами Трансвааля, и Оранжевого Свободного Государства начались раздоры, прекратившиеся только в 1860 г., когда президентом обеих республик стал Мартинус Преториус. Но ситуация снова обострилась в 1863 г. и бурские республики до 1872 г. находились в состоянии войны, в этот период Преториус , безуспешно пытался присоединить Оранжевую республику к Трансваалю, но потерпел неудачу и покинул пост президента.

К 1876 г. Трансвааль находился в тяжёлом экономическом положении, восточную часть республики захватили зулусы, а президент Томас Бюргерс бездействовал. Этим воспользовались британцы, под предводительством сэра Теофилиуса Шепстоуна , в 1877 г. без всяких усилий они оккупировали страну, а в 1879 г. изгнали из неё зулусов. Оккупации не в малой степени способствовал Бюргерс, считавший это лучшим выходом из сложившейся ситуации, и поэтому призывал население воздержаться от враждебных действий против англичан. Однако оккупационные власти вскоре сами спровоцировали конфликт, потребовав от буров заплатить налоги за годы независимости, начиная с 1852 г. Возмущённые буры подняли восстание в Почефструме, откуда оно распространилось и на другие регионы страны, 16 декабря 1880 г. началась первая англо-бурская война .

Война с самого начала, складывалась для британцев не лучшим образом, уже начиная с 22 декабря 1880 г. все их гарнизоны оказались в осаде. 28 января 1881 г. при попытке вырваться из Ник Лэнга, они потерпели первое серьёзное поражение, потеряв при этом почти 100 человек, после чего, многие гарнизоны капитулировали. Но буры на этом не успокоились, и перенесли боевые действия на территорию Натала, подконтрольного Капской колонии. Здесь, они вновь нанесли поражение британской армии при Ингого, и Рухискраале. А 26 февраля 1881 г. в битве у Маджуба-Хилл , британцы снова были разгромлены и во второй раз в этой войне понесли серьёзные потери, в числе которых, оказался командующий, сэр Джордж Колли. Войска, стоявшие у Нэка, получив известие об этом, были охвачены паникой и вынуждены были отступить. Буры одевались в сельскую одежду, маскирующую их на фоне африканского пейзажа, давая им преимущества в скрытности. Бурские охотники, искусные в стрельбе, уничтожали сотни британских солдат и офицеров, бывших прекрасной мишенью в своих нарядных красных мундирах (это было учтено британцами позднее, во второй англо-бурской войне, во время которой подразделения британской армии перешли на униформу цвета хаки). Также преимущество буров проявилось в их особой военной тактике, опиравшейся на хитрость, скорость и маневренность. 6 марта 1881 г. британцы заключили с бурами перемирие, а 3 августа была подписана Преторийская конвенция , официально завершившая первую англо-бурскую войну, из которой "крестьяне” вышли победителями.

Хотя Великобритания не признала поражение в этой войне, по её репутации, и особенно самолюбию, был нанесён существенный удар, и уже с момента подписания Преторийской конвенции, британцы вынашивали планы отмщения. И удобный случай вскоре представился. В 1886 г. в Трансваале нашли золотоносные залежи, оказавшиеся богатейшими в мире, в страну хлынул поток желающих разрабатывать эти месторождения, подавляющее большинство их, составляли выходцы из Англии. Некоторые переселенцы, с самого начала начали вести себя вызывающе, и на этой почве у них всё чаще стали возникать конфликты с местным населением. В 1895 г. с территории Родезии в Трансвааль вторгся большой вооружённый отряд под предводительством Джеймсона , заявившего, что лишь хочет защитить соотечественников-англичан от произвола бурских властей. Он сходу попытался захватить Йоханнесбург, надеясь на поддержку британского населения проживавшего в нём, но этого не произошло, отряд Джеймсона был окружён и взят в плен. Понимая, что за всем этим стоит Великобритания, Трансвааль мобилизовал все свои силы и объявил ей войну, его примеру последовала и Оранжевая Свободная Республика. 11 октября 1899 г. началась вторая англо-бурская война .

Уже 12 октября пятитысячная армия буров под командованием Кронье и Снимана , перешла границу и осадила Мафекинг и Кимберли. Дивизия генерала Мэтьена, численностью 10 000 человек, атаковала буров 23 ноября у станции Бельмонт, а 25 ноября у Энслинских высот, и ценой значительных потерь заставила их отступить. 11 декабря он, получив подкрепления, атаковал основные силы Кронье под Магерсфонтейном, но был разбит, и, потеряв 1000 человек, сам вынужден был отступать. В Натале, в октябре буры захватили Чарлстаун, Ньюкасл, Гленко, а в Ледисмите осадили армию генерала Уайта. 15 декабря, сам командующий британскими войсками в Южной Африке, генерал Буллер, при попытке деблокировать Ледисмит, потерпел сокрушительное поражение в битве при Коленсо. В Капской колонии, буры захватили сначала Наупорт , а потом Стормберг, британцы попытались их отбить, 10 декабря в битве при Стормберге, генерал Гатакр имея двукратное превосходство, был наголову разбит, потерял 100 человек убитыми, и ещё 700 попали в плен. Таким образам, на первом этапе войны, буры побеждали на всех фронтах, но осада ряда городов затягивалась и наступление пришлось прекратить.

В Британском правительстве началась настоящая истерия; проиграть вторую войну бурам, уступающим им и количественно и качественно, которые, к тому же, даже не были солдатами, они просто не могли. Такой исход поставил бы крест на репутации Британской империи, а существование её самой, поставил бы под сомнение. В конце 1899 - начале 1900 гг. они стянули в Южную Африку максимальное количество колониальных войск из Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и Цейлона, доведя их численность до 120 000, а к концу войны до 450 000 солдат. Командовать ими был назначен, один из величайших полководцев того времени фельдмаршал Фредерик Робертс. В феврале 1900 г. британские войска перешли в наступление и 15 февраля в битве при Паадеберге разбили армию Оранжевой Свободной Республики, окружённая со всех сторон, в тот же день она капитулировала. После этого, в течение периода с 1 марта по 17 мая, британцы деблокировали все осаждённые бурами города. 13 марта они захватили Блумфонтейн - столицу Оранжевой республики, а 5 июня Преторию - столицу Трансвааля. К сентябрю 1900 г. буры перешли исключительно к партизанским действиям.

Партизанская война под руководством Девета, Боты, Деларея, наносила британцам ещё больший ущерб, чем регулярная. Буры устраивали диверсии, угоняли скот и лошадей британской армии, сжигали склады. Ставший главнокомандующим, генерал Герберт Китченер, понимал, что победить буров традиционными методами будет трудно и поэтому он перешёл к нетрадиционным. В Трансваале начались широкомасштабные репрессии; мирное население, особенно фермеров, заключали в концентрационные лагеря, всех без разбору, стариков, женщин с детьми, в результате, которых умерло более 15 % всего населения. Их фермы сжигали, уничтожали посевы и скот, отравляли источники, и в скором времени, страна превратилась в безмолвную пустыню. Такие варварские действия вынудили буров прекратить сопротивление.

В Феринихинге , 31 мая 1902 года был подписан мирный договор, завершивший вторую англо-бурскую войну. По его условиям, буры признавали аннексию своих республик и верховную власть Британской империи, взамен получали амнистию и частичное возмещение убытков. Но наиболее интересен параграф 8 в этом договоре, в котором, в замысловатых выражениях говорилось о том, что впредь, буры лишаются избирательного права и, как следствие, они в будущем не могли участвовать в самоуправлении. Их лишили всего и сделали бесправными, но их не победили в честном бою. А методы, благодаря которым Британия выиграла эту войну, покрыли её пятном позора, гораздо большим, чем, если бы она её проиграла.

Тогда на торговых кораблях приплыли португальцы из экспедиции Бартоломеу Диаша и высадились на здешний не слишком гостеприимный берег. Земля была малонаселенной, но местные воинственные дикари не показались дружелюбными. Места эти не заинтересовали торговцев и они отправились дальше на поиски Индии.
Спустя почти 200 лет голландская экспедиция Яна ван Рибека основала первую колонию на мысе Доброй Надежды 6 апреля 1652 года под названием Cape Town. Голландцы, подобно португальцам, очень быстро удостоверились, что местные племена напрочь лишены коммерческой жилки и торгово-обменным операциям предпочитают более прагматичные отношения - содрать с неосторожного белого кожу или на худой конец - расчленить как-нибудь поэкзотичнее. Но благо дикарей было немного, что позволило со временем наладить кое - какие отношения с двумя местными племенами по принципу кнута и пряника.

На протяжении двух веков 17и 18-го сюда сплошным потоком хлынули переселенцы из Голландии- земли в отличие от своей родины здесь было много и хорошего качества. Сюда же в Южную Африку прибывало множество гугенотов из Франции, там как раз начались гонения и убийства еретиков.
А дикари земледелием рук не пачкали, кочевые скотоводы превращали в пустыню территории, где проходили. (Кстати пустыня Сахара человеческих рук дело, подобных скотоводов.) Мало того они сами были колонистами, прибыли сюда уничтожая и ассимилируя коренные народы...
В итоге идущие с севера негры столкнулись с идущими с юга европейцами. После ряда столкновений установилась граница.

Поскольку кафры были воинственными племенами, то на роль рабов не годились, а недостаток рабочий рук восполнялся завозом пленников из Индонезии, Мадагаскара, Азии. Со временем они частично смешались с европейцами и появились два новых народа: южноафриканская раса цветных Cape Malays или Cape Coloured, а наиболее консервативные колонисты - фермеры составили костяк - народа буров, куда кроме голландцев и французов, влились потомки немецких переселенцев.
Буры в государстве - колонии Голландии спокойно осваивали просторы Южной Африки почти полтора века, пока на горизонте не появились конкуренты в виде британской Ост-Индской компании. В 1795 году под предлогом противостояния угрозе Наполеона Бонапарта, английские регулярные войска высадились на южноафриканском побережье и захватили слабо защищенные поселения буров. В марте 1802 года после подписания Амьенского соглашения, когда Нидерланды после поражения Бонапарта стали свободными, Британия на короткое время вернула захваченное. Но через три года передумала и отобрала эти земли вновь под предлогом возврата долгов британской короне обанкротившейся голландской компании, что основала эту колонию...
В 1815 году Венский конгресс юридически закрепил эти земли за Британией. Кто - то хочет поспорить с Владычицей морей? Нет желающих?
Сначала аннексировав эти земли, они потом ещё их же и купили, правда, так хитро, что в реальности не уплатили ни копейки. Однако это дало право, Артуру Конан Дойлу, написать следующие строки в своей книге об англо-бурской войне: «В нашем обширном собрании стран, пожалуй, нет другой страны, права Британии на которую были бы так же неоспоримы, как на эту. Мы владеем ею на двух основаниях — по праву завоевания и по праву покупки».
Вскоре англичане создали бурам невыносимые условия существования, запретив обучение и делопроизводство на голландском языке и объявив английский язык государственным. Плюс к этому Англия в 1833 году официально запретила рабство. Правда, «добрые» англичане назначили выкуп за каждого невольника. Но, во-первых, сам выкуп был вдвое меньше принятой цены, а во-вторых, получить его можно было только в Лондоне, и то не деньгами, а государственными облигациями, в которых слабо образованные буры просто не разбирались.

К этому времени на территории Южной Африки сложилась любопытная смесь национально-рассовых отношений.

Негритянское население люто ненавидело всех белых без разбора и пребывало с ними в состоянии вялотекущих военных действий. Англичане, гордые своей страной и своей нацией, обладали непомерными имперскими амбициями и чувством превосходства над всеми не англичанами, плюс не забывали и о коммерческих интересах Ост-индской компании. Вот что говорил небезызвестный нам Чемберлен: «Во-первых, я верую в Британскую Империю, во-вторых, я верю в британскую расу. Я верю, что британцы - величайшая из имперских рас, какие когда-нибудь знавал мир»...

Буры фанатично отстаивали морально-религиозные принципы кальвинизма, а именно глубокий индивидуализм, пасторальные образ жизни, аскетизм, самодостаточность, замкнутость.

А на первом и главном месте было представление о своей новой родине как о божьем заповеднике, в котором им, бурам, Господь доверил заботу о братьях младших по вере и разуму...
Первая половина XIX века была отмечена в истории Южной Африки двумя грандиозными потрясениями.

Первое связано с появлением в зулусской нации имперских амбиций. Так как король Шака Зулу объединил разрозненные племена под своим началом, а затем приступил к методичному вырезанию неродственных соседей и захвату их территорий.

Второе: это Великий Исход - отказ буров от городской жизни в прибрежных поселениях, общественно-экономическая жизнь которых всецело подчинялась коммерческим интересам британской Империи, и поход вглубь страны в поисках свободы и независимости.
Вот как описывает буров Марк Твен, посетивший юг Африки: «Буры очень набожны, глубоко невежественны, тупы, упрямы, нетерпимы, нечистоплотны, гостеприимны, честны во взаимоотношениях с белыми, жестоки по отношению к своим чёрным слугам… им совершенно всё равно, что творится в мире».
Краеугольным камнем для понимания всей дальнейшей истории Южной Африки стала трагедия Пита Ретифа, одного из предводителей буров-первопроходцев, чей отряд столкнулся на бескрайних равнинах Наталя с зулуссами и их вождем Дингане. Он пригласил Ретифа с товарищами в свою резиденцию в Мгунгундлову, якобы для подписания мирного договора, а затем отдал своим воинам команду:«Убейте этих колдунов!».
Сначала были убиты Ретиф и 70 - его соратников. А затем зулуссы внезапно напали на остальных буров бывших в лагере. Пит Ретиф, его сын, переселенцы и их слуги, общим числом 530 человек, были растерзаны, а останки Ретифа-старшего брошены на холме на съедение диким зверям.
Буры долго готовили возмездие, почти полгода, зато каким сокрушительным оно было! 16 декабря 1838 года на берегу реки Нкоме 470 буров-первопроходцев под предводительством Андриэса Преториуса сокрушили армию зулусов в которой было по разным оценкам от 10 до 20 тысяч воинов. Результат сражения не имеет аналогов в мировой истории: трое раненых буров и три тысячи убитых зулусов! Вы спросите, а что тут такого? Толпа дикарей против обученных стрелков? А я вам отвечу, что бывало и наоборот. К примеру в сражении
у холма Излдвана 1397 английских солдат были уничтожены зулусами потерявшими чуть больше 3000 убитыми, выжили лишь немногие англичане попавшие в плен, даже пушки им не помогли...

Четырьмя днями позже кости Пита Ретифа были собраны и захоронены по христианскому обычаю. Любопытно, что 16 декабря, свято поминаемое в годы апартеида как День Завета, празднуется и после 1994 года - правда, под другим названием: как День Примирения. Только странно кого с кем?
Как бы там ни было после битвы на Кровавой Реке буры окончательно и бесповоротно избавились от последних иллюзий по поводу возможности мирного сосуществования с племенами, населяющими Южную Африку, и обособились в двух уникальных государственных образованиях в глубине страны - Южно-Африканской Республике и Свободной Оранжевой Республике.
Кто знает как сложилась бы история, но в 1870 году в Кимберли обнаружилось громадное месторождение алмазов, мимо которых британцы не могли пройти мимо ни при каких обстоятельствах.

Этот булыжничек 222 грамма весом и в 1111 карат, он в три раза меньше, чем найденный тут же Кулинан 3106 карат или Серхио 3167 карат

Причем обратите внимание. Бурам было не интересно это месторождение, они были земледельцами и ими оставались, но огромные потоки проходимцев, бандитов, авантюристов со всего света, а в первую очередь из Англии хлынули сюда. Одним из новоприбывших был Сесил Джон Родс, будущий основатель компании «Де Бирс», а также двух новых английских колоний, скромно названных в честь него Южной и Северной Родезией. В итоге количество копателей, стало равным коренным жителям - бурам... И разумеется под покровительством Британии эти головорезы и искатели сокровищ захотели иметь гражданство и все права какие имелись у буров, а больше всего их бесило обложение налогами... Иностранцы всё громче стали требовать для себя гражданские права. С этой целью даже была создана правозащитная НПО «Комитет Реформ», финансируемая Сесилом Родсом и другими горнорудными королями. Забавное дополнение - требуя для себя гражданство в Трансваале, ойтландеры, однако, не желали отказываться и от британского подданства.
Компания «Де Бирс» смогла стать лидером и монополистом на рынке торговли алмазами лишь после того, как получила поддержку торгового дома Ротшильдов.
А новый губернатор Капской колонии Альфред шлёт в метрополию доклады, сильно преувеличивающие бедственное положение ойтландеров в Трансваале и посылает секретный доклад разведки, в котором буры выставляются в дурном свете. А тут еще обнаружили золото.

Проклятое золото! В феврале 1886 года австралиец Джон Харрисон, добывавший камень для строительства здания на «Ферме Ланглахте» в южноафриканских горах Витватерсранд, случайно обнаружил породу, которую он опознал как золотоносную...

Золото, добываемое в Трансваале, шло прямиком в лондонские банки, среди владельцев которых традиционно было много евреев.
Кстати, английские политики совершенно справедливо замечали, что «казначейство не получает ни единого фартинга с трансваальских или каких-нибудь иных золотых приисков». Эти доходы получали частные владельцы банков. Здесь вскоре будет добыто 40% всего мирового запаса золота!
Закономерный итог: две англо-бурских войны 1880-1881 и 1899 - 1902 годов

Да, буры нанесли англичанам ряд незабываемых поражений, даже фактически выиграли первую войну, но в итоге проиграли... Да и как могли тягаться самоотверженные фермеры против обрушившейся на них всей своей мощью Британской Империи? Удивительно, что они смогли продержаться так долго...


Редьярд Киплинг (в первом ряду справа) среди военных корреспондентов в Южной Африке...

А Британии чтобы победить пришлось напрячься, и даже перестроить свою военную машину...


Today you are in flame!
A Boer is sitting by the tree
He"s sad, he"s old and lame.

What"s wrong with you, my good old man?
And why are you so sad?
I"m sorry for my people slain
And for my fathers land.

I had ten sons before this strife
And three of them have died,
But seven others still alive
Continue bitter fight.

My oldest son - grey-haired old man
In action was he killed,
With no cross and no pray
They buried him in the field.

My youngest boy - thirteen years old
He said: “I’ll join you! Please!”
But I was firm: “I know you’re bold
But war is not for kids!”

He frowned and said:”I’ll go with you
Or else I’ll go alone!
I’m young and small, and that is true
But still my hand is strong!

Please, dad! You’ll never be ashamed
Of me - your “little boy”!
For our freedom and our land
I’ll fight and die with joy!”

I heard his word, I kissed his head
And took my boy with me,
And for the battlefield we left
For our right to be.

Through powder smoke he went ahead
He bravely fought and died
Black traitor shot him in the head
Like coward from behind.

Transvaal, Transvaal, my dear land!
Old Boer said once again
May us protect our God’s strong hand,
And other honest men . 

Здесь появились впервые отряды снайперов и диверсионные группы, отрабатывалась тактика партизанской войны. И это далеко не все достижения буров. Кроме того возмущенные кровожадной политикой Британиии прибывали военные добровольцы со всего мира сражаться на стороне буров. Иностранцы создали 13 своих отрядов. Разумеется тут отличились голландцы, французы, русские и представители других народов. Ф ранцузский полковник Вильбоа-Морель, получивший звание бригадного генерала, возглавил «европейский легион», состоявший из тринадцати иностранных добровольческих отрядов. В этих отрядах воевало 650 голландцев, около 400 французов, 550 немцев, 300 американцев, 200 итальянцев, 200 ирландцев и 200 русских.

Здесь впервые показали свое влияние на боевые действия скорострельные пушки и магазинные винтовки, бездымных порох и использование траншей, пулеметы максим и других систем, произошла полная смена боевого построения и исчезновение ярких мундиров.

Здесь в этих войнах родились новые способы ведения войны. К примеру англичане могут похвастаться бронепоездами, новой формой цвета хаки, а также концентрационными лагерями и тактикой выжженной земли...

Особенно последние пара великих достижений. Первое состояло в выжигании урожаев и фермерских домов, поголовном забое скота, отравлении рек и колодцев и первых пока еще робких экспериментов в сфере применения биологического оружия.

Пленный...

Почетная пальма первенства в создании первых в истории человечества концентрационных лагерей также принадлежит Британии... За три года второй англо-бурской войны в лагерях смерти уничтожили, благодаря голоду и болезням 26 тысяч 370 человек, из которых 24 тысячи составляли дети. А всего до 200 тысяч женщин и детей оказалось в этих лагерях. Им давали отравленную муку, сыпали в пищу толченое стекло...

Кроме того была опробована новинка! Формирование общественного мнения при помощи СМИ.
Это была не только первая «попытка принести Свободу и Демократию» в страны, богатые полезными ископаемыми. К началу 20 века человечество уже вовсю пользовалось телеграфом, фотографией и кинематографом, а газета стала привычным атрибутом каждого дома в цивилизованных странах...
Благодаря всему вышеперечисленному, обыватель по всему миру мог узнавать об изменениях военной обстановки буквально в течение нескольких часов. И не просто читать о событиях, но и видеть их на фотографиях и экранах синематографов.


Уинстон Черчилль в плену у буров (крайний справа).

Английские газеты, причём принадлежащие разным партиям и направлениям, писали примерно одинаковые статьи, рисующие буров дикарями, злодеями, жестокими рабовладельцами и религиозными фанатиками и для большей наглядности, иллюстрировались красиво нарисованными картинками.
Однако вряд ли стоит обвинять в развязывании войны одних только евреев-банкиров. Истерия вокруг буров легла на благодатную почву. Англичане искренне верили, что они рождены править миром и любое препятствие в реализации этого плана воспринимали как оскорбление. Существовал даже специальный термин, «джингоизм», означающий крайнюю стадию имперского шовинизма британцев.

boeren — «крестьяне ») — субкультурная группа в составе африканеров в ЮАР и Намибии . Иными словами, бурами называют фермеров -африканеров, белых сельских жителей, а также бедных белых (аналогичное понятие реднеки в США). Сами себя африканеры бурами никогда не называли. В первую очередь название «буры» прилагалось к сельским поселенцам, обитавшим на востоке Капской колонии , у самой границы владений коса (ныне Восточная Капская провинция), а также к тем, кто после присоединения Капской колонии к Великобритании отправился в так называемый Великий Трек , во внутренние районы страны (этих последних называют также трекбуры ), протестуя против британской политики ассимиляции. В середине XIX века бурские поселенцы основали Оранжевое Свободное государство , Трансвааль и колонию в Натале . После англо-бурских войн бурские республики были вновь присоединены к Великобритании, а в -м вошли в состав Южно-Африканского Союза .
Свой социальный статус они определяли как бюргеры , эта традиция сохранялась еще со времен правления Голландской Ост-Индской компании . Поэтому название «буры» в настоящее время может иметь оскорбительных характер (в смысле «необразованные, ограниченные люди», «деревенщина»). Как и африканеры в целом, буры — потомки голландских , французских и немецких колонистов в Южной Африке . Отличаются консервативным укладом жизни. По религии — протестанты . Родной язык — африкаанс . Расселены по стране дисперсно по хуторам и фермам и нигде не образуют большинства. Оба термина (буры и африканеры) подразумевают европейское происхождение. Но, так как язык африкаанс является родным и для значительного количества небелых жителей, то для описания всех африкаансоязычных используется название африкаансы.

Краткое содержание сюжета.


Представитель белых фермеров говорит, что правителство заставляет их 30% земель передать безвозмездно
чернокожым. Но чернокожие фермеры ничего не производят и не хотят производить.
И белым фермерам предлагает выход Грузия. Министр по делам диаспор и местная организация фермеров подписали меморандум.
В меморандуме написаны общие слова, но они позволяет двигаться в любом направлении. А главным пунктом являеться предложение трансваальским фермерам перенести бизнес в Грузию.

Говорит руководитель организации трансваальских фермеров:
"Каждый фермер должен сам решить, поедет или нет он в Грузию. Здесь наша главная проблема - безопасность. С тех пор как к власти пришло черное большинство убито более 3000 фермеров. Часто в нападениях учавствует и полиция. Мы не знаем, оставят нам землю вообще или нет. У нас богатый опыт и нас знают на международном рынке"

Вильям Де Клерк, первый южноафриканец, который получил грузинское гражданство. Он говорит что идея привезти сюда фермеров очень хорошая
Они могут многон принести для Грузии. Ситуация в ЮАР с каждым днем ухудшаеться. Если в Грузии будет зашищена их личная безопасность и собственность этому делу будет способствовать большой успех.

После подписания меморандума прошло всего полтора месяца и делегация трансваальских фермеров прибыла в Грузию.
Они приехали от имени 41000 семей, которые в ЮАР увидят и услышат то, что они здесь снимут, и задумаются

Лично Вано Мерабишвили рассказал и показал им эффективность полиции. Они за 10 минут оформили грузинские права на вождение авто международного образца и в подарок получили от министра именные номера. Этот процесс в ЮАР занимает 3 месяца.

Они сыграли с грузинскими должностными лицами матч в регби.

Поучавстовали в ртвели в Кахети.

Остались в восторге от Саперави.


В Россию переезжают буры – потомки голландских колонистов из Южной Африки, белые протестанты, бегущие от притеснений со стороны негритянского большинства. В общей сложности переселиться в нашу страну готовы 15 тысяч буров, но пока для ознакомления прилетела в Ставрополье небольшая делегация, семья землевладельцев Янн, Ади и Тереза Слебусы. Другие 30 семей готовы вылететь в Россию в любое время, чтобы обзавестись за свой счет землей и хозяйством.

Казалось бы, где Россия, а где Африка и буры?

Неудивительно, что поначалу такая новость вызывает недоумение и подозрение. Однако всё объясняется довольно просто. В последние годы – лет уже как 20 – в ЮАР идут гонения против белых со стороны негритянского населения, с каждым годом всё больше напоминающие геноцид.

На граждан с белым цветом кожи, т.н. африканеров-протестантов, нападают на улицах и дома, их избивают, насилуют, отнимают земли, имущество – и всё это без каких-либо уголовных последствий, так как гонения полуофициально поддерживаются на государственном уровне. Так, по данным Сельскохозяйственного союза Трансвааля, только в прошлом году в результате 345 нападений погибли 70 человек.

Всего за последние 10 лет погибших насчитываются сотни, а пострадавших – тысячи, но точной статистики никто не ведет. Да и международные правозащитные организации, равно как и свободолюбивые западные СМИ , предпочитают громко не говорить о страданиях буров, ограничиваясь сухими отчетами и сообщениями.


Между тем в ЮАР разворачивается нечто подобное апартеиду, но уже против белых – этакий бумеранг истории в ответ на издевательства европейцев над африканцами.

Буры, сто лет назад схватившиеся в смертельной схватке с англичанами за колонии в Южной Африке, в начале XXI века вынуждены убегать с земель, ставших за столетия родными. Они стали покидать ЮАР и уезжать в другие страны – прежде всего, конечно, западные.

Однако, будучи людьми религиозными и сохранившими традиционные ценности, буры столкнулись с непониманием постмодернистского Запада, где всё традиционное загнано в угол, всё разнузданное возведено в норму, а церкви перестраиваются в ночные клубы. Перед некоторыми из них, кто не захотел перестраиваться на прогрессивный лад, встала задача найти близкую по духу страну. И их взоры устремились к России.

Вот как сами буры объясняют то, почему в поиске убежища они обратились к нашему Отечеству: « Нас воодушевляет начавшееся в Российской Федерации возрождение любви к Отечеству, христианству и верности вековым ценностям. У российского народа, на наш взгляд, славное будущее. Нас вдохновило развитие России в последние годы.

Мы христиане. Мы за традиционные ценности. И возрождение таких ценностей в России привлекает нас. Основная проблема Южной Африки либерализм. И западные либеральные ценности. Именно либералы создали ситуацию, в которой мы оказались, так что мы бежим еще и от либерализма » .

Звучит как идеологический и политический манифест. Буры-традиционалисты-антиглобалисты, притесняемые чёрными расистами и не принятые либеральной Европой, видят своё спасение в России как оплоте последних здоровых сил христианского мира.

Это выбор не просто удобной территории для проживания, но духовный выбор.

К примеру, первым делом делегация хочет посетить Кафедральный собор Ставрополя , подняться на колокольню и осмотреть окрестности своей возможной новой родины, пообщаться с казаками и местными жителями, чтобы понять, чем живёт южная русская земля. Так не едут на место побывки, так не проводят колонизацию – это поиск своего будущего.

Впрочем, циники, привыкшие воспринимать мир как большой зверинец, заподозрят здесь подвох: ну не может человек, согласно материальному мировоззрению, искать что-то иное, чем хлеба и зрелищ. А как же заветное «рыба ищет где глубже, а человек где лучше»? Значит, точно обманывают и притворяются, чтобы оттяпать гектары российских просторов.

Да, буры практичные и хозяйственные люди, они привыкли всё рассчитывать, умеют трудиться и копить материальное добро – даром что ли протестанты.


Однако, если бы их намерения были исключительно материальные и бытовые, то бурам выгоднее было бы переехать в Австралию или Канаду . Российская глубинка, следует признать, не самый лучший вариант для тех, кто хочет жить богато и комфортно – при всех наших природных богатствах уровень инфраструктурного развития и административного управления оставляет желать лучшего.

Не секрет, что в России переселенцы обычно сталкиваются с огромными проблемами – начиная от оформления документов и заканчивая трудоустройством. Местные власти научились привлекать инвестиции, деньги, но часто совершенно игнорируют проблемы приезжающих на постоянное жительство людей. В том числе бывших соотечественников и людей близких по духу и вере – переселенцы из Донбасса не дадут соврать. Несомненно, здесь огромное поле для работы власти и совершенствования госуправления.

Однако парадокс заключается в том, что в последнее время в Россию тянет иностранцев – но не тех, кто едет за достатком, а тех, кто ищет нечто более важное, чем деньги. Едут не за ценниками, а за ценностями.

Хорошо известна история немецкой семьи Мартенсов, которая в 2016 году покинула Германию из-за обязательных для детей уроков т.н. секс-просвещения. В Новосибирской области, куда изначально поехала многодетная семья переселенцев, у немцев не заладилось, и после года мытарств в не самых комфортных условиях им помогли переехать в Ставрополье, где наконец удалось получить дом, работу и даже завести 11-го ребенка (уже уроженца России).

Но можно себе представить разницу между спокойным бюргерством в Германии и тем, что пришлось пережить Мартенсам в России – к вопросу о целях иностранных переселенцев.

Не менее трудно с бытовой точки зрения приходится и старообрядцам, которые в последние годы стали возвращаться из стран Южной Америки на земли предков, преимущественно на Дальний Восток.

За последние семь лет переселилось более 150 старообрядцев, которым передано в хозяйствование 1344 га в Амурской области и 2746 га в Приморском крае . Но несмотря на то, что государство уделяет им внимание (были выделены помощники и ответственные чиновники), приехавшие сталкиваются с постоянными проблемами, начиная с элементарной электрификации и сбыта сельхозпродукции.

Но при всех трудностях, с которыми столкнулись старообрядцы в России, от них не услышишь обидных слов о новом старом Отечестве, не увидишь озлобленности. Они живут по принципу «не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для своей страны».

Кроме того, в отличие от буров и семьи Мартенсов, которые ищут традиционные ценности в России, старообрядцы сами привносят их нам, будто бы возвращая кусочки дореволюционного русского общества.


Но и те и другие приезжают в Россию не за лёгкой жизнью, а за лёгкой душой.

Россия – не потребительский рай и никогда им не станет, не стоит соревноваться в этом с Западом (хотя обустраивать свою землю, конечно, необходимо). У России другая миссия, и она проявляется всё больше и откровеннее с каждым годом.

По мере того как постмодернизм Запада становится всё агрессивнее, подводя целые народы к полной нравственной деградации, Россия при всех недостатках, зачастую порождённых подражательством тому же Западу, всё больше проявляет себя в глазах многих иностранцев как антипод агонизирующему несправедливому миропорядку.

В России видят защитника евангельских заповедей и традиционных ценностей, принципов равенства народов и справедливости.

В то же время это не повод возгордиться, необходимо обойтись без лишнего мессианского пафоса и уникального статуса. Русским самим предстоит многое сделать для возрождения национального самосознания, обретения нового традиционализма, который даст свежесформулированные ответы на современные вызовы.

Нам еще требуется выстроить в полной мере справедливое общество, а также переосмыслить ключевые установки в экономике, госуправлении, образовании.

России наконец предстоит внедрение в жизнь тех принципов и идеалов, которые находятся в культурном коде русского мира и которые, как мы видим, привлекают людей из самых далёких уголков мира.