Эмпатия группа. Уровни эмпатии

Эмпатия Способность идентифицироваться с другим человеком, почувствовать то, что он ощущает (Смотри также: ).

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Эмпатия

(от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния , проникновение-вчувствование в переживания другого человека . Термин «Э.» введен Э. Титченером , обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса . Различают эмоциональную Э., основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную Э., базирующуюся на интеллектуальных процессах (, и т. п.), и предикативную Э., проявляющуюся как человека предсказывать аффективные реакции (см. ) другого в конкретных ситуациях. В качестве особых форм Э. выделяют сопереживание - субъектом тех же эмоциональных состояний, к-рые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Важной характеристикой процессов Э., отличающей ее от других видов понимания (идентификации , принятия ролей , децентрации и др.), является слабое развитие рефлексивной стороны (см. ), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта . Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; Э. легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Эмпатия

Постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Термин ввел в психологию Э. Титченер. Различаются:

1 ) эмпатия эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого;

2 ) эмпатия когнитивная - базируемая на процессах интеллектуальных - сравнение, аналогия и пр.;

3 ) эмпатия предикативная - проявляемая как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

Как особые формы эмпатии выделяются:

1 ) сопереживание-переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;

2 ) сочувствие - переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого.

Важная характеристика процессов эмпатия, отличающая ее от других видов понимания, как идентификации, принятия ролей, децентрации и прочего, - слабое развитие рефлексивной стороны (см. ), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность обычно возрастает с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется при сходстве поведенческих и реакций эмоциональных субъектов.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Эмпатия Этимология.

Происходит от греч. empatheia - сопереживание.

Категория.

Феномен общения.

Специфика.

Способность человека к непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Индивид начинает - вопреки сознательному контролю - разделять настроения другого человека. За счет этого достигается большее взаимопонимание, что очень важно для психотерапевтической работы.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ЭМПАТИЯ

(от греч. empatheia - сопереживание).

1. Внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование ). Способность к Э. - необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта).

2. Эстетическая Э. - вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения.

3. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций . Э. как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе Э. как социального познания и высших форм Э. как эмоционального отклика лежит механизм децентрации . Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах Э. выражается отношение человека к др. людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая Э.) и за другого (гуманистическая Э.).

Сопереживая , человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям др., а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание). См. .

При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает (см. ).


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Эмпатия

   ЭМПАТИЯ (с. 661) (от греч. empatheia - сопереживание) - проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Термином эмпатия определяется также личностная черта - способность к такого рода пониманию и сопереживанию.

В последние годы термин получил широкое распространение в отечественной психологической литературе, однако до сего времени в обыденной речи (а также в универсальных словарях русского языка) отсутствует. Заимствован из английского языка, где бытует сравнительно давно (англ. - empathy ). В данном случае, как и в большинстве подобных, это заимствование представляется терминологическим излишеством, наивной данью западничеству, поскольку содержание понятия эмпатия вполне исчерпывающе передается русским словом .

В большинстве отечественных публикаций, в которых вводится данное понятие, имеются ссылки на К.Роджерса, которому нередко и приписывается его авторство. В самом деле, в концепции Роджерса понятию эмпатия принадлежит ключевая роль, и именно благодаря Роджерсу произошло его внедрение в отечественную психологическую терминологию в конце 80-х, когда попытки заполнить вдруг возникший идеологический вакуум вызвали к жизни культ гуманистической психологии (именно Роджерс и выступил у нас пророком этого культа и его новоявленной иконой). Однако термин изобретен не Роджерсом - в словарях английского языка слово эмпатия впервые появилось в 1912 г., когда будущий мэтр еще ходил в школу и ловил мотыльков на отцовской ферме. В английскую психологическую терминологию слово попало еще раньше благодаря Э.Титченеру, который подыскал его как английский эквивалент немецкому понятию (вчувствование ), имевшему еще более давнюю историю. Характерно, что в немецком языке для обозначения данного явления по сей день используется традиционная немецкая форма, именно это слово родного языка немцы употребляют, говоря об эмпатии.

Первая концепция эмпатии сформулирована в 1885 г. немецким психологом Теодором Липпсом (1851-1914). Ее он рассматривал в качестве особого психического акта, при котором человек, воспринимая предмет, проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания (в работах Липпса в первую очередь шла речь о восприятии произведений изобразительного искусства, архитектуры и пр.). По мнению Липпса, соответствующие эстетические переживания не столько пробуждаются художественным творением, сколько привносятся в него. Так, при восприятии неодушевленных форм (например архитектурных построек) появляется ощущение, что они полны внутренней жизни («мрачный дом», «веселый фасад» и т.п.). Этим объясняются, в частности, некоторые геометрические иллюзии - например вертикальная линия воспринимается более длинной, чем в действительности, поскольку наблюдатель ощущает себя как бы вытягивающимся вверх. Идеи о вчувствовании субъекта в линейные и пространственные формы впоследствии были развиты в различных работах по психологии искусства.

Понятие эмпатии выступило также одним из важнейших в «понимающей психологии» Вильгельма Дильтея (1833-1911). Способность к эмпатии Дильтей рассматривал как условие понимания культурно-исторической, человеческой реальности. Различные феномены культуры возникают из «живого целого человеческой души», поэтому и их понимание, по Дильтею, - это не концептуализация, а проникновение, как бы перенесение себя в целостное душевное состояние другого и его реконструкция на основе эмпатии. Заметим, что эта трактовка относится к 1894 г.

Наиболее близкое к современному понятие эмпатии было сформулировано З.Фрейдом в 1905 г. В работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» Фрейд указывал: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая со своим собственным». Характерно, что эмпатии отведено важное место в понятийном аппарате психоанализа. В частности, данный термин среди прочих фигурирует в недавно изданном «Словаре-справочнике по психоанализу» В.М.Лейбина, а также в «Критическом словаре психоанализа» Ч.Райкрофта и других аналогичных изданиях. Важно, что в обоих упомянутых изданиях подчеркивается сохранение при эмпатии объективного взгляда на истоки и природу переживаний другого человека. Так, В.М.Лейбин указывает: «Эмпатия предполагает идентификацию аналитика с пациентом. В какой-то степени она напоминает собой проективную идентификацию. Вместе с тем эмпатия не является такой идентификацией с пациентом, благодаря которой аналитик полностью отождествляет себя с последним. Напротив, обладая возможностью стать сопричастным с внутренним миром другого человека, аналитик сохраняет способность к дистанцированию от него в плане изложения собственных непредвзятых интерпретаций и выработки приемлемой для конкретной аналитической ситуации стратегии психоаналитической терапии».

Заметим еще раз, что труды Липпса, Дильтея и Фрейда в оригинале увидели свет на немецком языке, и во всех упомянутых случаях данное понятие описывалось термином эмпатия , который англоязычные психологи не стали слепо заимствовать, а нашли более созвучный родному языку эквивалент.

В гуманистической психологии К.Роджерса эмпатия выступила основным приемом «клиент-центрированной терапии», в которой психолог вступает в глубокий, эмпатический контакт с клиентом и помогает ему осознать себя полноценной личностью, способной взять на себя ответственность за решение собственных проблем. Наряду с безусловным принятием клиента и так называемой конгруэнтностью (еще один лингвистический монстр, которому у нас поленились подыскать эквивалент), эмпатия выступает одним из компонентов так называемой психотерапевтической триады Роджерса - тройственной совокупности условий, без которых, по мнению сторонников этого подхода, психотерапевтический процесс не может быть полноценным. Эмпатия как способ психотерапевтического общения предполагает временную жизнь как бы другой жизнью, деликатное, без предвзятых оценок и суждений, пребывание в личностном мире другого, чувствительность к его постоянно меняющимся переживаниям. Совместная интерпретация волнующих или пугающих проблем помогает их более полному и конструктивному переживанию и в конечном счете - такому изменению структуры , которое делает его более гибким, творческим, открыпым позитивному опыту.

Предоставим слово самому Роджерсу. Вот как он описывает эмпатию в качестве одного из компонентов (условий) своей психотерапевтической триады.

Третье условие можно назвать эмпатическим пониманием. Когда терапевт ощущает чувства и личностные смыслы клиента в каждый момент времени, когда он может воспринять их как бы изнутри, так, как их ощущает сам клиент, когда он способен успешно передать свое понимание клиенту, тогда третье условие выполнено.

   Я подозреваю, что каждый из нас знает, что такое понимание встречается крайне редко. Мы не часто чувствуем такое понимание и сами редко его выказываем. Обычно мы предлагаем вместо него совершенно другой, отличный тип понимания: «Японимаю, что у тебя не все в порядке», «Японимаю, что заставляет тебя так поступать» или «У меня такие неприятности были, но я вел себя совершенно по-другому». Это - типы понимания, которые мы обычно получаем или предлагаем другим, это - оценивающее понимание с внешней позиции. Но когда кто-то понимает, как чувствуется или видится мне, без желания анализировать или судить меня, тогда я могу «расцветать» и «расти» в этом климате .

Исследование подтверждает это общепринятое наблюдение. Когда терапевт, оставаясь самим собой, может уловить каждомоментную внутреннюю жизнь клиента так, как тот ее видит и чувствует, тогда, вероятно, происходят изменения» (Роджерс К . Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 106)*.

   *[Перевод несколько подредактирован автором этих строк; например, еще одно лингвистическое извращение - терапист - заменено на более привычное слово терапевт (хотя это вряд ли удержит терапистов от того, чтобы продолжать называть себя этим смешным и глупым словом)].

При этом очень важно подчеркнуть существенную особенность эмпатии (отмеченную, кстати, еще Фрейдом). Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это значит - ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, и относиться, как он, к причинам их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том, что «как если бы». Если последнее условие утрачивается, то данное состояние становится состоянием идентификации - весьма, кстати, небезопасным. Показателен в этом отношении опыт самого Роджерса, который в начале 50-х настолько «вчувствовался» во внутренний мир одной своей клиентки, страдавшей тяжелым расстройством, что вынужден был сам прибегнуть к помощи психотерапевта. Лишь трехмесячный отпуск и курс психотерапии у одного из коллег позволили ему оправиться и осознать необходимость соблюдения известных пределов сопереживания.

Этот момент представляется особенно важным в связи с той абсолютизацией роли эмпатии, которая явно имеет место в последнее время. В ряде работ эмпатия рассматривается как один из ключевых факторов успешной профессиональной деятельности психолога. Подчеркивается, что способность к эмпатии может быть формируема с помощью специальных тренинговых приемов (это и неудивительно - с помощью тренинга у нас сегодня берутся сформировать что угодно, вплоть до смысла жизни).

Представляется бесспорным, что эмпатия является ценным профессиональным качеством психолога, чья практическая деятельность связана с непосредственными контактами с людьми, с помощью им в решении их проблем. При этом особенно важно не забывать о ее субъективных пределах, выход за которые чреват профессиональным «выгоранием». Иными словами, психолог должен уметь проникнуться переживаниями другого человека, однако не настолько, чтобы превратить чужие проблемы в свои.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "эмпатия" в других словарях:

    ЭМПАТИЯ - (от. греч. empatheia вчувствование, сочувствование) способность человека отождествлять (идентифицировать) один из своих Я образов с воображаемым образом «иного»: с образом др. людей, живых существ, неодушевленных предметов и даже с линейными и… … Философская энциклопедия

Эмпатия – редкая способность, заключающаяся в необычайно тонком постижении чувств и эмоций другого человека, как правило, собеседника. Также, это понятие включает в себя множество дополнительных аспектов: это и возможность поставить себя на чужое место, и склонность к сопереживанию, и умение прочувствовать чужое настроение.

Пожалуй, по большей части, это личностная черта человеческого характера, нежели психологическая характеристика.

Психологические труды и трактаты, касающиеся данной темы, пишутся уже не первое десятилетие. В развитии данного вопроса приняли участие практически все именитые психологи и психотерапевты, в том числе, известный каждому, Зигмунд Фрейд. Он утверждал, что обладание эмпатией включает в себя не только субъективное понимание чужого мира, но и умение ощущать все эмоции (как положительные, так и отрицательные) с точки зрения иного человека.

Уровень эмпатии.

Эмпатические способности редко являются врожденными. Чаще всего индивиды приобретают их вместе с неизменно возрастающим опытом. Наиболее часто эмпатия вызывает сразу несколько вариантов откликов. Человек, обладающий этим даром, может одновременно сочувствовать, сопереживать и испытывать непреодолимую симпатию к индивиду, с которым у него отныне эмоциональная связь.

Уровни эмпатии – достаточно относительное понятие. Однако, интернет пестрит тестами, предлагающими выяснить наличие данной характеристики в режиме online. Чаще всего создатели сайтов предлагают определить, на каком уровне эмоционального интеллекта вы находитесь и делят эмпатов на 5 групп:

  • первая группа не осознает себя в качестве эмпатов. Они чувствуют эмоции и переживания, но отождествляют с ними себя, а не какого-то иного человека;
  • вторая группа отдает себе отчет в том, на что они способны, но не до конца понимает свои возможности и природу этого умения;
  • третья группа достаточно четко пользуется своими способностями, настраиваясь на любого человека, чей внутренний мир вызывает интерес.
  • четвертая группа умет владеть всеми возможными эмоциями и постепенно учится контролировать таким образом своих «жертв»;
  • а пятая же группа освоила эмпатические способности в полной мере, научившись не только разделять свои чувства с эмоциями других людей, но и получив контроль над другими личностями.

На данный момент эмпатию разделяют на несколько видов:

  1. Эмоциональная (она основана на подражании моторных реакций другого человека).
  2. Когнитивная (базируется на интеллектуальных процессах).
  3. Предикативная (проявляется, как способность предсказывать реакции другого).

В той или иной степени эмпатия подвластна каждому из нас, если не сказать более: необходима. В ней нуждаются люди, чьи профессии непосредственно связаны с общением: психологи, руководители, менеджеры и многие другие.

Развитие эмпатии.

Не малая толика людей готова отдать многое, лишь бы развить в себе эмпатические способности. Специалисты утверждают, что это вполне возможно и рекомендуют ряд игровых упражнений:

  1. Активное слушание. Учитесь (или же учите) слушать собеседника и задавать вопросы, которые помогли бы ему более полно раскрыть выдвигаемую тему. Также, полезным навыком станет умение делиться своими впечатлениями от услышанного (напр.: «Мне было очень больно слышать твой рассказ»).
  2. Упражнение «Убежище». Для его выполнения необходимо устроиться в кресле, максимально расслабиться (закрыть глаза и принять удобную позу) и представить себе свое идеальное убежище. Его формы могут разительно отличаться. Для кого-то это дом, в котором он родился и вырос, а для кого-то хижина в лесу, где его никто не найдет. Такие фантазии в значительной степени снимут эмоциональное напряжение и позволят «сбросить» лишний груз.
  3. Проговаривание . Умение хвалить окружающих – важная составляющая всех тренингов. Необходимо начинать хотя бы с нескольких льстивых комплиментов в день, ведь достаточно скоро это войдет в привычку, и вы начнете находить реальные поводы для гордости за свое окружение.
  4. Анализ своего поведения. Кто-то считает это бессмысленной рефлексией, а кто-то продуктивным анализом совершенных действий. Для этого вы можете вести дневник или же, просто ежедневно выделять несколько минут на откровенный разговор с самим собой.

Стоит учитывать, что чем старше человек, тем сложнее ему развивать в себе эмпатию , так как пережитый опыт не всегда позволяет объективно оценивать окружающих.

Также, помните, что приобретенную способность к эмпатии можно с легкостью уничтожить одним лишь страхом. Достоверно известно, что эмпаты стараются избегать конфликтных ситуаций, оберегая себя и окружающих от ссор и споров. Однако, если это не удается, чувствительные люди начинают страдать от панических атак и искать способы коррекции своего мышления, что в корне уничтожает все их способности.

Термин «эмпатия» происходит от греческого слова «вчувствование» и обозначает возможность осознавать и понимать внутренние переживания другой личности.

Если человек умеет определять эмоциональное состояние других людей , его называют эмпатом .

Впервые определения эмпатии в психологии дал Зигмунд Фрейд, говоря о необходимости для любого психоаналитика уметь поставить себя на место своего клиента.

Существует не только эмоциональная, но и эстетическая эмпатия, то есть возможность глубоко проникнуться художественным образом.

Данное понятие касается практически всех эмоциональных проявлений личности: как положительных, так и отрицательных. Если сострадание подразумевает умение сочувствовать в тяжелой ситуации, то эмпатия охватывает и другие чувства – гнев, страх, радость и т. д.

Различается и глубина проявления: некоторые люди откликаются на эмоции поверхностно, другие же полностью погружаются в мир чужих переживаний. Пока не существует каких-либо обоснованных объяснений. Нейробиологи полагают, что возникает данное явление благодаря работе так называемых зеркальных нейронов.

Без способности к эмпатии человек не может стать хорошим психоаналитиком или психологом. Это качество способствует развитию коммуникативных навыков, позволяет создать с пациентом продуктивные рабочие отношения, которые будут способствовать решению личностных проблем человека. Многие люди, далекие от науки, связывают эмпатию с наличием сверхспособностей. Однако это не так: это свойство вполне объяснимо с научной точки зрения и ничего общего с экстрасенсорикой не имеет.

Важно отметить, что эмпатия возникает без участия интеллекта. Многие исследователи считают, что это врожденное качество личности, определяемое генетически.

В процессе развития личности способность к глубокому сопереживанию может либо усиливаться, либо, напротив, ослабляться. Зависит развитость от богатства внутреннего мира индивида, тонкости его восприятия, умения слушать собеседника и ряда других факторов. При помощи различных тренингов эмпатические возможности можно развивать (лишь в том случае, если они присущи личности изначально). Такие тренинги весьма полезны людям, которые по роду деятельности должны много общаться, и хотят развить свои коммуникативные навыки.

Классификация

В настоящее время в психологии выделяется несколько основных видов эмпатии:

  • эмоциональная, базирующаяся на подражании поведенческим реакциям других людей;
  • когнитивная, в основе которой лежат процессы мышления;
  • предикативная, проявляющаяся в виде способности прогнозировать поведение и эмоциональные реакции окружающих.

Вероятно, способность к такому восприятию заложена практически в каждом человеке изначально. И это свойство нужно развивать в себе, чтобы научиться более эффективному общению. Особенно это важно для людей, которые по роду профессии часто вступают в коммуникацию, например, для психологов, руководителей и педагогов.

Уровни эмпатии

Существует классификация эмпатов, основанная на глубине осознания чувств и эмоций окружающих людей. Прежде, чем переходить к классификации, стоит сказать несколько слов о людях, полностью лишенных способности к эмпатии. Как правило, этим людям недоступны не только чувства окружающих, но и собственные эмоции.

Определить, что чувствует другой человек, не эмпаты могут лишь по косвенным проявлениям, используя интеллект и аналитические умения. Эмоции для таких личностей - несколько пугающий, неконтролируемый фактор, который только затрудняет существование. Часто полное отсутствие эмпатического восприятия демонстрируют люди с шизоидной акцентуацией характера, более склонные к абстрактным логическим построениям, нежели чем к миру чувств и эмоциональных переживаний.

Полностью лишены данной способности социопаты: именно из-за отсутствия умения сопереживать другим они нередко совершают противоправные деяния, не осознавая, что это может принести боль окружающим.

Эмпаты способны определять собственные чувства и понимать, что переживают окружающие. При этом сопереживание для эмпатов - естественный процесс, который не требует интеллектуальных усилий и осознанности.

  1. Эмпаты 1-го уровня способны определять, что чувствуют сами. При этом доступны им лишь достаточно простые оттенки чувств. Могут воспринимать эмоции окружающих и не всегда умеют дифференцировать чужие эмоции от собственных.
  2. Эмпаты 2-го уровня
    прекрасно осознают, что такое эмоциональные переживания. Они способны намерено считывать чужие переживания, посмотрев в глаза человека или присмотревшись к его моторике.
  3. Эмпаты 3-го уровня , как правило, осознают собственные возможности. Они могут четко дифференцировать собственные чувства от чужих, причем определить состояние другого они могут без непосредственного контакта, например, во время телефонного разговора или даже переписки.
  4. Эмпатам 4-го уровня доступен весь диапазон чужих эмоциональных проявлений. Они могут осознавать чувства других без необходимости в непосредственном контакте. Можно сказать, что подобные люди обладают повышенной интуицией, которую нередко путают с экстрасенсорными способностями. При этом эмпаты 4-го уровня способны понимать не только эмоции, но и то, что стало их причиной.

    Кроме того, подобным людям удается без труда осознавать эмоции сразу нескольких личностей, с которыми они находятся в непосредственном контакте. Из эмпатов 4-го уровня получаются отличные психологи, психиатры, педагоги, врачи и даже следователи. Интересно, что такие личности умеют понимать даже эмоциональное состояние животных.

  5. Эмпаты 5-го уровня способны использовать свои способности для того, чтобы управлять эмоциями окружающих .

Диагностика

Чтобы понять, является ли человек эмпатом, необходимо определить у него наличие или отсутствие эмпатических черт характера. Проводится специальное тестирование, позволяющее выявить, способен ли человек понимать чувства окружающих. Для диагностики психологом А.Меграбяном была разработана специальная шкала эмоционального отклика. Как правило, этот тест используется при приеме на должности, требующие навыков сопереживать другим и понимать их эмоциональное состояние.

Развитие эмпатии

Многие люди хотят развить в себе рассматриваемую способность. Психологи утверждают, что сделать это возможно, но придется приложить много усилий и регулярно выполнять несложные упражнения:

  1. Активное слушание . Попытайтесь научиться слушать и задавать вопросы, которые позволяют как можно более полно раскрыть обсуждаемую тему и личность человека. Развить эмпатию помогает умение делиться собственными эмоциональными реакциями на услышанное («Когда ты рассказал мне это, мне было очень больно и неприятно»).
  2. «Убежище». Чтобы выполнить это упражнение, необходимо занять комфортную позу. Попытайтесь представить себе свое личное убежище. Это может быть ваш собственный дом или придуманная хижина в лесу, домик на поляне или пещера в скале. Представьте свое убежище во всех подробностях. Это место должно вызывать чувство умиротворенности и покоя. Всякий раз, когда вы почувствуете необходимость в избавлении от тревоги, представляйте себе свое убежище: вы сразу же испытаете расслабление и снимете лишний эмоциональный «груз», что позволит лучше понимать собеседников.
  3. Научитесь говорить комплименты. Речь идет не о лести: просто не бойтесь сообщать окружающим, что вам нравится их прическа, что вы поражены их способностями и умениями в какой-либо сфере деятельности и т. д. Со временем это войдет в привычку, и вы станете гораздо более приятным собеседником. К сожалению, в нашей культуре больше распространена отрицательная обратная связь: люди с легкостью критикуют друг друга, при этом испытывая сложности с комплиментами и похвалой.
  4. Тщательно анализируйте собственное поведение. Не стоит думать, что это бессмысленное самокопание: анализируя свои поступки, вы сможете лучше понимать окружающих.

Чем старше становится человек, тем труднее ему развивать в себе эмпатию. Из-за своего опыта оценивать чувства окружающих становится непростой задачей. При этом способность к сопереживанию может редуцироваться, ведь эмпатам не всегда легко быть погруженными в чужие чувства.

Доказано, что чем выше рассматриваемая способность, тем более активно старается человек избегать споров и конфликтов. Если сделать этого не удается, эмпат постепенно ставит между собой и другими людьми невидимый барьер, что помогает ему пребывать в спокойном состоянии, одновременно уничтожая уникальную способность к вчувствованию в эмоциональный мир окружающих.

Развитие эмпатии у детей

Дети, как правило, обладают крайне выраженной эмпатией. Это помогает им изучать мир и собственную личность, выстраивать эмоциональные контакты с окружающими.

Эмпатия у ребенка зависит от того, насколько способность к сопереживанию развита у его близких. Отлично развивается эмпатия у детей, родители которых не испытывают проблем с собственными эмоциями и дарят малышу любовь и заботу. В такой семье у детей развиваются способности к альтруизму: понимая чувства других, ребенок с легкостью приходит на помощь окружающим. Воспитание эмпатии является задачей родителей ребенка.

Не стоит пытаться сделать ребенка эмпатом насильственно. В раннем возрасте малыш просто не поймет гневной родительской фразы: «Посмотри, ты довел сестру до слез!». Конечно, ребенок быстро осознает, чего от него хотят родители, и сможет изобразить наигранное раскаяние по поводу своего поступка.

Подлинным сопереживанием подобное поведение назвать нельзя. Родители должны своим примером показать, что такое эмпатия и для чего она необходима. К тому же, некоторые дети вовсе не предрасположены к такой способности: в этом случае следует одновременно с эмоциональной сферой работать над способностью понимать чужие переживания на интеллектуальном уровне.

Практическое применение

Практическое применение эмпатии возможно в следующих сферах:

  1. Руководство персоналом . Благодаря рассматриваемой способности можно понять, как сотрудники относятся к своей работе. Очень важна эмпатия для людей, которые занимаются продажами: они могут понять эмоции покупателя и разработать более эффективные стратегии продвижения товара.
  2. Психосоматика - область, лежащая на стыке психологии и медицины и изучающая связь между психикой и телом (сомой). В рамках психосоматики исследуются конфликты, приводящие к развитию различных заболеваний, типы характеров и личностей, выступающие в роли предрасположенности к тем или иным болезням и т. д.

    Считается, что психологический фактор играет немалую роль в развитии всех болезней за исключением травм. Даже инфекционные заболевания, так или иначе, связаны с психикой, ведь эмоциональный фон оказывает влияние на иммунную систему. Если врач является эмпатом, он сможет быстро определить, какие факторы вызвали болезнь, и выстроит с пациентом продуктивное общение, которое внесет огромный вклад в исцеление.

  3. Работа с мотивацией и исполнением желаний . В современном мире востребованы тренинги, направленные на выявление собственных целей и намерений. Эмпат способен прочувствовать, чего хочет другой человек на самом деле, что делает его крайне эффективным тренером.
  4. Педагогика . Педагог-эмпат способен найти индивидуальный подход к каждому ученику и выстроить психологический контакт даже с самыми трудными своими подопечными. Обычно такие педагоги не только способны донести материал любой сложности, но и оставляют неизгладимый след в душах своих учеников.

Эмпатия - весьма ценный навык, и если немного постараться, развить ее в себе может каждый. Не стоит отказываться от этого: эмпату куда проще дается повседневное общение с окружающими и он способен достичь огромных успехов в жизни, используя свои уникальные способности.

Видео на тему: Эмпатия. Чужая боль | Большой скачок

Внутренняя вселенная каждого человека неповторима. Мы приходим в этот мир со своим типом темперамента и проходим через уникальный жизненный опыт, который влияет на наши привычки, мировоззрение и способ восприятия окружающего мира. Глядя на снегопад, один человек восхищенно заметит: «Идут белые снега!». Другой нервно бросит: «Гадость в лицо лезет». И не смотря на это, нам иногда все же удается постичь внутренний мир и эмоциональное состояние другого человека. Это явление называют сопереживанием или эмпатией.

Происхождение эмпатии

Эмпатия – это слово греческого происхождения, оно означает осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека.

Разбирая, что же означает слово «эмпатия», многие путают его с состраданием, хотя на деле этот термин означает способность сопереживать любым эмоциям, не только отрицательным, но и положительным. На сегодняшний день сложилось несколько трактовок термина «эмпатия».

В медицине ему отводится роль понимания и демонстрации понимания эмоционального состояния другого человека. На первый план здесь выходит эмпатическое слушание, имеющее цель дать пациенту выговориться, поощрить его к откровенному выражению своих чувств и ощущений.

В психологии эмоциональная эмпатия считается нормой, существуют даже специальные методики выявления у людей способности к этой форме психической деятельности, которые разнятся от легкого отклика до полного погружения в чувства собеседника. Но не стоит путать с идентификацией, во время которой человек не просто понимает чувства другого, как это происходит с эмпатией, но и в некотором роде не различает их со своими.

В художественной литературе термин "эмпат" обрел новое значение, которое больше напоминает эмоциональную телепатию и считается экстрасенсорной способностью. Однако в реальности подобные эксперименты с эмпатией повторить не удалось.

Виды эмпатии

В классической психологии эмпатия подразделяется на эмоциональную, когнитивную и предикативную.

Эмоциональная эмпатия – это форма психической деятельности, основанная на механизмах проекции и подражания реакциям собеседника (моторным, аффективным). И говоря о сопереживании в быту, мы имеем в виду именно эмоциональную эмпатию, иными словами, способность проецировать на себя переживания другого человека и воспроизводить эти эмоции на себе.

Когнитивная эмпатия базируется на таких интеллектуальных процессах, как аналогия и сравнение. Она имеет место в научных дискуссиях и полемиках.

Предикативная эмпатия представляет собой способность предсказывать чувства другого человека в определенных ситуациях. И хотя этот термин вряд ли кто-то использует в быту, на деле умение поставить себя на место другого и спрогнозировать, какие чувства он при этом испытает, может большинство людей.

Психологи также выделяют в особые категории такие формы эмпатии, как сопереживание и сочувствие. Сопереживание – это переживание эмоций собеседника через отождествление с ним. Сочувствие же, напротив, представляет собой переживание собственных эмоций, испытываемых по поводу чувств собеседника.

Развитие эмпатии

Эмоциональная эмпатия у разных людей имеет свои особые степени выражения. Самый низкий уровень характеризуется сосредоточенностью на себе и равнодушием к мыслям и чувствам других людей. Представители этого вида, казалось, не испытывают эмоциональной эмпатии в принципе. Они редко понимают окружающих, чувствуют дискомфорт в незнакомых компаниях, а потому стараются жить уединенно. Как правило, у людей с низким уровнем эмоциональной эмпатии мало друзей, а те, что есть – скорее коллеги.

Второй уровень эмпатии наиболее распространенный. Его представители равнодушны к мыслям и чувствам других, но в редких случаях могут проявить сопереживание. Они способны выразить эмоции, но предпочитают держать их под контролем. Характерное для этого уровня развития эмпатии проявление – человек любит фильмы и художественные книги, но предпочитает действие, а не описание переживаний.

Третий уровень эмпатии – высокий и одновременно редкий. Его представители понимают и чувствуют эмоции других лучше, чем свои собственные. Это преданные и великодушные друзья, люди, неравнодушные к проблемам окружающих. Они контактны, отзывчивы, общительны, душевны, доверяют чувствам и интуиции. Обратная сторона медали заключается в том, что представители этого уровня эмоциональной эмпатии ждут социального одобрения своих действий и легко выходят из равновесия.

Помимо уровней эмпатии существует еще и классификация людей по этому признаку. Они подразделяются на «не эмпатов», «слабых эмпатов», «функциональных эмпатов» и «профессиональных эмпатов». Первая категория – те, кому чувство сопереживания не знакомо. Вторая категория хорошо знает об эмпатии, только испытывает постоянный стресс от переживания тяжести мира. Третья категория легко адаптируется к эмоциям и не пропускает их через себя. Профессиональные эмпаты легко распознают эмоции, даже те, которые собеседник предпочитает скрывать, но главное, они обладают способностью управлять чужими психическими переживаниями. И это довольно полезный навык для психологов и педагогов. Если вы хотите научиться понимать других людей, последовательное развитие эмпатии поможет обрести эту способность.

Диагностика эмпатии

Для того чтобы определить, способны ли вы понимать эмоциональное состояние окружающих людей, существуют наработанные методики. К примеру, диагностику эмпатии можно проводить при помощи шкалы эмоционального отклика, разработанной профессором психологии Альбертом Меграбяном. Этот ученый предложил простой и эффективный опросник, который выявляет уровень способностей к эмоциональному сопереживанию на чувства собеседника и степень его соответствия реальности субъекта.

Тест на диагностику эмпатии состоит из 25 вопросов, которые подводят к одному из пяти уровней сопереживания от очень высокого к очень низкому. И хотя вам может показаться, что наивысший уровень эмпатии одновременно является и наилучшим, на самом деле гипертрофированная чувствительность приводит к эмоциональной зависимости, ранимости и даже психосоматическим заболеваниям. Безусловно, стоит развивать в себе умение слушать другого, перефразировать и отражать его эмоции. Но при этом необходимо выбирать эффективные поведенческие стратегии, которые позволят вам соблюсти баланс между рациональным трезвым умом и чуткой отзывчивой эмоциональностью.

← Предыдущая Следующая →

Уровни эмпатии

Уровни способностей и осознанности эмпатов

Эмпатия — однозначно одно из направлений и проявлений экстрасенсорики . То что в психологии называют спонтанным сопереживанием, это ещё не эмпатия, а просто эмпатичные люди, уровень близкий к эмпатии, но не эмпатия в полном понимании слова. Первые признаки проявления эмпатии – это способность намеренно , хоть и с большим трудом, но прочитать чувства, эмоции другого человека.

Обучение эмпатии

Эмпатические способности можно условно разделить на несколько уровней.

Способность основана на силе души или ума, хотя не редкость, когда это просто перевозбуждённая чакра Анахата. Вот как минимум 3 источника эмпатичности людей. Но более серьёзные результаты, эмпатия даёт в варианте когда у человека то, что в эзотерике называют «древняя душа». Да именно Души, Души как проявление жизни, как личность. Экстрасенсы — эмпаты могут видеть — чувствовать эту силу Души , идентифицировать и описывать её параметры. С душой можно так же общаться на языке чувств, эмоций, стремлений, желаний, намерений если есть предрасположенность к подобному общению и определённые навыки. Язык общения Души намного сложней и информативней обычной словесной формы общения. Ведь словами мы только пытаемся описать то что переживаем.

Эмпатия бывает 2х основных типов.

  1. Эмпаты, читающие Душой Душевная Эмпатия
  2. Эмпатия с помощью ментального луча внимания —Личностноя эмпатия
  3. Так же стоит упомянуть Чакральную эмпатию , это не является полноценным видом эмпатии, но часто присутствует при общении людей, и даёт возможность взаимодействовать на уровне чувств, эмоций.

Ниже приведены уровни эмпатов, использующих ментальный луч внимания для считывания чувственно-эмоциональной информации.

Не эмпаты – люди с трудом определяющие собственные эмоции. Собственные чувства для них почти не доступны. Эмоциональные состояния других людей они определяют по косвенным признакам, внешним проявлениям, поведению, поступкам только иногда, если обратить их внимание на эти проявления. Для таких людей чувства — что-то странное, непонятное, чаще мешающее жить.

Эмпатичные люди – люди такого типа определяют собственные чувства и эмоции. Иногда могут слышать чувства и эмоции других людей, обычно спонтанно, не осознавая этого. Эмпатичные люди знают о чувствах, но очень редко намеренно обращают своё внимание в эту область человеческих проявлений.

Эмпаты 1-й уровень – эмпаты определяют собственные чувства и эмоции. Им доступны оттенки чувств, их несложные букеты. Слышат чувства и эмоции других людей, находясь рядом с ними, но не осознают, что эти чувства и эмоции не принадлежат им.

Эмпаты 2-й уровень – эмпаты 2-го уровня хорошо знают, что такое чувства и эмоции. Они могут намеренно читать чужие чувства и эмоции, например, глядя в глаза человека. Но они еще не осознают экстрасенсорную природу этого явления.

Эмпаты 3-й уровень – эмпаты, осознавшие себя эмпатами. Они могут намеренно читать чувства и эмоции других людей, просто настраиваясь на них, даже не находясь рядом с человеком, к примеру, по фотографии. Они уже умеют отличать свои чувства и эмоции от чужих, но ещё не умеют чётко идентифицировать, чьи это чувства.

Эмпаты 4-й уровень – эмпаты этого уровня прекрасно читают весь диапазон и наполнение чувственно-эмоционального диапазона. Эмпатам этого уровня доступно чтение с любых источников — сам человек, фотография, образ в сознании другого человека, просто любой след на тонком уровне. Эти эмпаты уже профессионалы, могут не только чувствовать, но и «видеть» энергетическое наполнение потока, им доступны не только чувства – эмоции других людей, но так же направление этих чувств – эмоций, отношения, намерения. Они видят силу чувств, влияющую на человека, готовность человека к поступку. Они прекрасно могут отличать свои чувства от чувств других людей, а так же могут идентифицировать человека, чьи чувства они принимают. В состоянии держать в эмпатическом внимании несколько объёктов. Могут управлять собственными чувствами – эмоциями. Эмпаты этого уровня уже в совершенстве владеют эмпатическим чтением, могут самостоятельно, осознанно развивать и тренировать свой дар, могут обучать этому более слабых эмпатов. Так же на этом уровне эмпат прекрасно осознаёт экстрасенсорную природу своих возможностей и понимает, что эмпатическое считывание и общение возможно не только с людьми, но и со всем живым -животными, растениями и даже с душами, сущностями, не имеющими физического тела.

Эмпаты 5-й уровень – эмпаты 5-го уровня отличаются от эмпатов 4-го уровня тем, что умеют хорошо управлять собственными чувствами и эмоциями, а так же в разной степени управлять чувствами и эмоциями других людей.

Обычно эмпаты 4го — 5го уровней прекрасно пользуются другими различного рода направлениями экстрасенсорики, такие как предвидение, предчувствование, контактёрство, видение энергетических потоков — полей, а так же управление ими.

Онлайн занятия в «Школе эмпатии для жизни»: — https://vk.com/empathy72

Для того что бы понять механизмы эмпатии вы можете посмотреть в записи «БАЗОВЫЙ СЕМИНАР ПО ЭМПАТИИ» Который проходил в Тюмени, в клубе развития человека «Пелынь» 21.11.2016.

Для приобретения доступа к видеозаписи свяжитесь с автором;

  • E-mail: [email protected]
  • Моя страница в контакте — https://vk.com/vaganov_igor
  • САЙТ ЭМПАТИЯ
  • ВСЕ СТАТЬИ
  • ЭМПАТИЯ
  • ЭКСТРАСЕНСОРИКА
  • НОВОСТИ
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ ПАРАПСИХОЛОГА

Запись опубликована автором Игорь Ваганов в рубрике Словарь , Статьи по эмпатии , с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку .

Уровни эмпатии : 86 комментариев