Классические направления психологии и современные. Основные направление в психологии

Классика психологии, сохраняющая актуальность и сейчас. Работает с нашим бессознательным - загнанными в подсознание желаниями и страстями, с механизмами защиты, которые создает наша психика, охраняя нас от монстров, сидящих в нашей собственной голове. Как правило, психоаналитик анализирует события,травмировавшие нас в детстве и вытесненные из сознания, и помогает освободиться от их влияния и отрицательных последствий психического сопротивления себе внутри себя.

Позитивная психотерапия

Название метода происходит от лат. positum - имеющий место, данный, фактический. Он ориентирован на способности человека, изначальный набор которых дается всем от рождения, но развивается у каждого в разной степени под влиянием жизненных обстоятельств. Анализ конфликтной ситуации при помощи специалиста позволяет нам увидеть все ее стороны, как отрицательные, так и положительные, а также определить, какие из способностей необходимо задействовать, чтобы найти оптимальный выход. Три кита позитивной психотерапии: надежда, баланс, самопомощь.

Этот метод разработал в 1968 году немецкий профессор иранского происхождения Н. Пезешкиан (в 2009 году номинирован на Нобелевскую премию).

«Наш собственный гнев или досада делают нам более вреда, чем то, что заставляет нас гневаться» (Д. Леббок)

Телесно-ориентированная терапия

Психотерапевтическая методика, в которой используется телесный контакт для выявления и избавления от подавленных эмоций. Авторы данной теории полагают, что подавленные эмоции вызывают в теле человека мышечные зажимы. Каждый такой «панцирь» соответствует определенной черте характера. Комплексы упражнений и массаж не только избавляют от мышечного напряжения, но и открывают дорогу здоровому выражению эмоций, а это восстанавливает гармоничное душевное состояние человека.

Системно-семейные расстановки

Изобретатель метода семейных расстановок Берт Хеллингер родился в 1925 году в Германии, получил католическое воспитание. Воевал, попал в плен. В 1952 году принял сан священника, 16 лет был миссионером и учителем в Южной Африке, где проникся культурой зулусов. Увлекшись феноменологией, сложил с себя сан. С 1970-х живет в США. Путешествует по миру с лекциями и семинарами

Феноменологический метод системной семейной терапии. В его основе лежит постулат о том, что человек - часть семейной системы, куда включены не только кровные родственники, живые или уже умершие, но и все люди, которые сумели значительно повлиять на жизнь и смерть членов семьи. Методика групповая, работа идет под руководством терапевта. С помощью системных расстановок мы можем выявить негативную динамику внутри семьи, неправильное распределение ролей, влияние давних семейных событий на жизнь человека в настоящем. Восстановив правильный порядок в семейной системе, мы изменяем и исправляем негативную ситуацию здесь и сейчас.

Гештальттерапия

Основоположник гештальттерапии Фредерик Перлз (1893–1970) родился в Берлине. Получил степень доктора медицины, занимался психоанализом. В 1930-х узнал о гештальт- психологии. Из нацистской Германии переехал в Южную Африку. С 1946 года - в США. В начале 1960-х изучал дзен в японском монастыре. В 1969 года основал гештальт-общину

Данное направление психотерапии ставит во главу угла полноту осознания и осознание целостности. Чем лучше мы понимаем, что с нами происходит, чем полнее воспринимаем свою личность, тем легче переживаем эмоции, сопоставляем факты, принимаем решение, осознаём и берем на себя ответственность за содеянное. Гештальттерапия помогает человеку развить осознанность процессов, которые с ним происходят, ощутить ответственность за свою жизнь, принять всю полноту собственной личности.

Генетическая психология (школа Пиаже)

Люди часто влюбляются в тех, кто похож на их родителей. И не только потому, что на определенном этапе развития образ отца для девочки, а матери для мальчика становится подсознательным идеалом. Зачастую таким образом мы пытаемся решить проблемы, имеющие корни в нашем детстве

Швейцарский биолог и философ Жан Пиаже изучал мышление ребенка от рождения до взросления. Как полагал ученый, наш интеллект проходит несколько стадий развития, и от того, как мы проходим эти стадии, зависит склад нашего мышления во взрослой части жизни. Это направление помогло сформулировать множество понятий в области психологии развития. В отличие от нативистских теорий (врожденного и постепенно раскрывающегося знания) или эмпирических (о приобретении знаний путем опыта), генетическая психология полагает, что наши познавательные способности формируются нами же, нашим взаимодействием с внешней средой.

«Каждый человек, подобно Луне, имеет свою неосвещенную сторону, которую он никому не показывает» (М. Твен)

Когнитивная психология

Как современное направление, когнитивная психология включает в себя много разделов: восприятие, память, воображение, речь, мышление, принятие решений и т.д. Познавательная активность человека связана с приобретением, систематизацией и использованием знаний. Наработанная база экспериментальных исследований включает в себя и сознательные, и бессознательные процессы психики, которые оцениваются как разные способы переработки информации. Зачастую в настоящее время когнитивисты проводят аналогии между познавательным процессом у человека и преобразованием информации в компьютере.

Привычка мечтать - не самая бесполезная. Все люди мечтают - кто больше, кто меньше. Согласно исследованиям, в среднем мы отдаем этому увлекательному занятию примерно 30% времени. С одной стороны, это кажется непродуктивным, ведь мечты редко воплощаются в реальность. Но с другой - мечтатели, как правило, более изобретательны и легче находят нетривиальные решения

Психолингвистика

Родилась на стыке психологии и лингвистики, предмет изучения - взаимоотношение языка, мышления и сознания. Языковеды всегда считали, что язык отражает культуру народа, это не только физический, но и психический процесс. С одной стороны, речь универсальна, она объединяет мир и позволяет общаться. С другой - у нас нет языка, который включал бы в себя наименования всех предметов, существующих во Вселенной, и названия всех существующих процессов, а значит, язык ограничивает познание и делает невозможным полное понимание другого человека. В настоящее время психолингвистика занимается изучением речи, ее возникновения, развития как явления и средства коммуникации в обществе, а также языковым развитием как отражением развития личности.

«Для человека, который любит толь- ко себя, самое нетерпимое - оставаться наедине с собой» (Б. Паскаль)

Психологическое консультирование

Практическое направление в психологии, наряду с психотерапией, психокоррекцией и тренингами. Здесь работа ведется с людьми психически здоровыми, но нуждающимися в психологической помощи, попавшим в трудную жизненную ситуацию, будь она связана с личной жизнью, бытом или профессиональной сферой. Целью является помощь человеку в решении определенной проблемы: осознание самой проблемы, изменение неэффективных моделей поведения, достижение гармонии с самим собой и миром вокруг.

5 этических принципов психологического консультирования

  • Относиться к клиенту доброжелательно, не оценивать его
  • Принимать во внимание ценности и взгляды клиента
  • Не советовать
  • Соблюдать анонимность
  • Не смешивать профессиональные отношения с личными

Бихевиоризм

Наука о поведении (от англ. behaviour - поведение). Основными понятиями бихевиоризма являются стимул, реакция и подкрепление.

Стимул - это любое внешнее воздействие, любая ситуация в нашей жизни. Отследить и осознать реакцию на стимул, найти ту, что будет правильной, самой разумной и эффективной, и закрепить ее положительным подкреплением - в этом, и заключена суть данной методики. В настоящее время основные принципы бихевиоризма перекочевали в более современную поведенческую терапию.

Не ждите слишком многого. Чем выше ожидания, тем выше вероятность сильного разочарования. И напротив, при заниженных ожиданиях человек получает куда больше, чем думал. Это не закон подлости, это закон психологии

Психология - наука о душе. С помощью нее мы можем анализировать человеческое поведение, корректировать внутреннее состояние, определять области, в которых индивид может лучше реализоваться, и многое другое.

Множественные направления психологии, существующие сегодня, формировались на протяжении долгого времени и возникали по мере необходимости: когда специалисты сталкивались со сложной проблемой, которую не могли решить с помощью имеющихся методов, они были вынуждены применять новые подходы, которые, будучи эффективными, потом становились отдельными отраслями.

В этой статье мы определим основные из них, а также те, которые возникли относительно недавно.

Основные направления в психологии

Изначально психологию разделяют на два вида: фундаментальную (теоретическую, базовую) и прикладную (практическую). Они взаимосвязаны между собой: практическая психология «подталкивает» теоретиков к тому, что нужно изучить, а они, в свою очередь, поставляют информацию практикам, чтобы те могли применить разработанные системы. Поэтому эти две отрасли равноценны и одинаково важны.

Фундаментальные знания психологии сгруппированы в отрасль общей психологии. Здесь субъектом исследований выступают общие вне зависимости от того, в какой области жизни они проявляются.

Прикладная отрасль занимается вопросами, которые ограничены родом деятельности людей или различными ситуациями, социальным положением, возрастом и другими параметрами. Она нацелена на то, чтобы практически улучшить определенную область: например, семейная психология, реабилитационная и др.

Предметы изучения общей психологии:

  • личность и ее характеристики (общие);
  • ощущение;
  • восприятие;
  • мышление;
  • память;
  • воображение;
  • воля;
  • темперамент и характер.

Предметы изучения прикладной психологии

  • образовательная сфера (поведение и самоощущение учеников, воспитателей, преподавателей и др.);
  • трудовая;
  • медицинская;
  • управленческая.

Здесь мы видим такие направления психологии, как: педагогическая психология, трудовая, инженерная, психология управления, юридическая, возрастная и медицинская.

Педагогическая и возрастная психология взаимосвязаны. В зависимости от возраста ребенка оказывается помощь в его адаптации к социуму и осуществляется корректировка способностей для успешного усвоения знаний. Также осуществляется поддержка взрослых людей, которые нуждаются в обучении: психолог оценивает их особенности и способности, и, учитывая это, дает советы касательно методики обучения и повышения эффективности усвоения новых знаний.

Среди прикладных отраслей психологии выделяется также психодиагностика, которая занимается изучение данных о психике детей и взрослых. Среди методов самым популярным является психологический тест, который состоит либо из вопросов, либо требует от пациента нарисовать картину, выбрать цвет, и так далее.

Медицинская психология граничит с психиатрией, поскольку объект ее исследования - пограничные состояния пациентов, где осуществляется переход от психологической проблемы к психическому заболеванию. Это очень ответственная область деятельности психолога, поскольку от него зависит, останется ли человеческое состояние в пределах нормы или перерастет в патологию, которая требует уже медикаментозного лечения у психиатра.

Основные направления современной психологии

20 век стал очень важным этапом в развитии психологии, поскольку открыл миру гениальных людей, внесших большой вклад в явив новые методы и способы изучения индивида и работы с ним. Среди них масса необычных взглядов на классическое понимание личности, где применяются такие же нетипичные методики корректировки

Такие направления психологии, как психоанализ, коучинг, логотерапия, психодрама, когнитивная психология и НЛП в современном мире являются достаточно распространенными, и, главное признаны эффективными. Каждый метод - ключ к конкретной личности и путь разрешения ситуации, поэтому очень важно определить, какой из перечисленных методов может оказать максимальное воздействие на пациента.

Психоанализ введен Зигмундом Фрейдом и направлен на изучение динамики либидо, от которого, по мнению основателя направления, и зависит строение психики и основные поведенческие особенности человека. Также этому разделу психологии свойственно акцентированное внимание к детству человека, когда закладываются основные модели и стереотипы, представления о жизни и мире.

Затем идеи, изложенные З. Фрейдом, продолжил Карл Юнг, внеся некоторые корректировки. Он расширил область психоанализа, добавив к индивидуальному Здесь же он вводит понятие архетипов - изначальных образов, которые присутствуют в личности каждого, но в разной степени проявлены. Для изучения собственной психики К. Юнг предлагал обращать внимание на сновидения, в которых с помощью образов проявляется личность человека и его истинные желания и эмоции.

Такие направления психологии, как психодрама и логотерапия, сейчас не так распространены, как другие современные отрасли. В психодраме происходит обмен опытом между участниками группы с участием физических действий, которые направлены на раскрытие личности и ее творческого потенциала. Логотерапия предлагает обрести смысл жизни, после чего человек сможет решить все свои Однако смысл жизни должен быть достижим, чтобы не возникло фрустрации. Основной метод логотерапии - сократический диалог, который эффективен при неврозах, фобиях и депрессии.

Таким образом, психологических методик и направлений достаточно много, и сегодня нельзя говорить в психологии как единой и целостной науке, скорее, это совокупность отраслей и систем психологического знания.

Последнее обновление: 05/10/2013

Поскольку психология затрагивает целый ряд научных областей, в ней постоянно появляются новые исследовательские и практические направления. Некоторыми из этих направлений всерьез заинтересовались колледжи и университеты.

Такую науку, как психология, можно условно разделить на два основных раздела. К первому относят проведение исследований, направленных на повышение наших знаний, второй связан с практической деятельностью, где знания применяются для того, чтобы решать реальные задачи.

В психологии постоянно появляются новые исследовательские и практические направления. Это происходит потому, что она затрагивает целый ряд других научных областей, в том числе биологию, философию, антропологию и социологию. Некоторыми из этих направлений заинтересовались колледжи и университеты, включившие их в свои образовательные программы и предлагающие обучение на курсах по этим темам.

Биопсихология . В данной области психологии известно множество направлений, в том числе поведенческая биопсихология, нейробиология, психобиология и нейропсихология. Биопсихологическое направление изучает взаимосвязь между мозгом и поведением индивидуума (например, каким образом наш мозг и нервная система влияют на наши мысли, чувства и настроения). Так что, данное научное направление можно рассматривать как совокупность классической психологии и множества нейронаук.

Клиническая психология . Она является крупнейшим специализированным направлением в области психологии. Специалисты данного направления применяют психологические принципы и исследования для оценки, диагностирования и лечения пациентов, которые имеют душевные и умственные отклонения. Клиницисты часто занимаются частной практикой, но многие из них работают в различных общественных центрах, университетах и колледжах.

Психология развития. Психологи этого направления изучают физическое и умственное развитие человека в течение всей его жизни. Они, как правило, специализируются в таких областях, как психологические особенности развития младенца, ребенка, подростка либо гериатрическое развитие, а также изучают особенности задержки в развитии.

Судебная психология. Судебные психологи изучают особенности применения психологических принципов при решении правовых вопросов. Эта деятельность может включать изучение поведения преступников или тех, кто непосредственно работает в судебной системе. Специалистов в данной области часто приглашают, чтобы дать оценку показаний свидетелей при рассмотрении дел в суде.

Индустриально-организационная психология. Специалистами, работающими в этой области, применяются психологические принципы исследования проблем, связанных с организацией труда. Например, ими изучаются психологические аспекты поведения человека на своём рабочем месте. Некоторые психологи, специализируются в таких областях, как человеческий фактор, эргономика и взаимодействие человека и компьютерной техники. Исследования в области индустриально-организационной психологии имеют преимущественно прикладной характер, поскольку призваны решать реальные проблемы.

Психология личности. Личностные психологи изучают характеристику структуры мыслей, чувств и поведения, делающих каждого человека уникальным. Они зачастую работают в учебных заведениях в качестве преподавателей либо исследователей.

Социальная психология. Специалисты, работающие в этой области, изучают социальное поведение людей. В том числе то, как индивидуальное поведение отдельного человека влияет на его взаимоотношения с окружающими. Эти психологи часто проводят исследования в академической среде, но многие работают и в таких областях, как реклама и управление.

Школьная психология. Специалисты этого профиля работают в системе образования и призваны помогать детям в решении эмоциональных, социальных и академических вопросов. Для того, чтобы найти решение всех этих порой очень непростых проблем, они должны сотрудничать с учениками, преподавателями и родителями. Большинство школьных психологов работают в начальных и средних школах, некоторые – в частных клиниках, больницах, государственных учреждениях и университетах. Кто-то занимается частной практикой, работая в качестве консультантов, особенно это касается тех, кто имеет докторскую степень в области школьной психологии.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ПОМОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА"

Кафедра психологии

Контрольная работа

по дисциплине « Общая психология»

Выполнил: студент 2 курса заочной формы обучения ФПНО и СП, специальность «Социальная педагогика»

Коротков Юрий Петрович

Проверил преподаватель:

Иванова Марина Витальевна

Архангельск, 2010


1. Краткая характеристика основных направлений психологии: психоанализ, гештальтпсихология, когнитивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, отечественная психология.

Психоанализ создан в конце XIX века австрийским учёным З. Фрейдом. Первоначально Фрейд занимался физиологическими исследованиями, даже изобрёл метод окрашивания нервных тканей, однако позднее, увидев неприменимость данных знаний в психологическом консультировании, отказался от какой-либо опоры на психофизиологические данные в своих работах. В ранний период психоанализа Фрейд совместно с Йозефом Брейером разработал катартический метод лечения неврозов, в отношении которого позже стал применяться термин «абреакция». Переломной датой для психоанализа считается 24 июля 1895 года, когда Фрейду приснился сон, после которого он пришёл к выводу о том, что сновидения имеют смысл, являясь символическими сообщениями из области бессознательного, и поддаются рациональному анализу и истолкованию. В дальнейшем это привело к применению Фрейдом метода свободных ассоциаций.

Вплоть до 1910, когда психоанализ поддержал психиатр со степенью К. Г. Юнг, это направление игнорировалось научным миром. В первой половине XX века от «классического фрейдизма» отпочковался ряд направлений - К. Г. Юнга, Альфреда Адлера, Эриха Фромма и других, оспаривавших те или иные постулаты Фрейда.

Последние полвека психоанализ бурно развивался. Современные теоретические разработки (например, теория объектных отношений) значительно расширили границы психоаналитического знания.

Сущность психоанализа

Теория человеческого поведения, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии - см. также Психология личности. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется также к любой производной (даже сильно отличающейся от него теории), например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ».

Основные идеи психоанализа

Бессознательное - особые психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.

Сознательное - одна из двух частей психики, осознаваемая индивидом - определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное находятся в антагонистических отношениях, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.

Гештальтпсихология.

Гештальт-психология (нем. Gestalt - целостная форма или структура) - школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году.

Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

Гештальт (нем. Gestalt - форма, образ, структура) - пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется на другие элементы. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если состав её элементов изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую. «Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт» (Карл Дункер).

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания - характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур - гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Гештальтпсихология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы. Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальттерапии Ф. Перлза, который перенес идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.

Когнитивная психология - раздел психологии, изучающий когнитивные, т. е. познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Когнитивные способности в информационных единицах не очень велики и составляют по экспериментальным данным В. М. Лившица 120 бит/чел.час. Когнитивный процесс подчиняется гносеологическому принципу А. Н. Колмогорова и имеет волновую форму в нелинейных средах.

Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики. Это направление возникло под влиянием информационного подхода. Когнитивная психология во многом основывается на аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон).

Наибольшее распространение получил вычислительный вариант, где психика представляется в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Здесь главная роль отводится внутренним когнитивным схемам и активности организма в процессе познания.

Представим действия, которые выполняет компьютер: получение, манипуляции с символами, сохранение в памяти элементов информации, извлечение их из памяти и т.д. Не побуждает ли это предположить, что познавательные процессы реальны, "что их можно исследовать и даже, может быть, понять" (У. Найссер). В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности.

Бихевиоризм - направление в психологии, определившее облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. (Отсюда и название - от англ. behavior, поведение.) Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и кончаются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику.

Истинный смысл событий, связанных с возникновением и стремительным развитием бихевиористского движения, был иным и заключался не в аннигиляции психики, а в изменении понятия о ней.

Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк (1874-1949). Сам он называл себя не бихевиористом, а «коннексионистом» (от англ. «connection» - связь). Однако об исследователях и их концепциях следует судить не по тому, как они себя называют, а по их роли в развитии познания. Работы Торндайка открыли первую главу в летописи бихевиоризма.

Торндайк больше чем кто бы то ни было подготовил возникновение бихевиоризма. Вместе с тем, как отмечалось, он себя бихевиористом не считал; в своих объяснениях процессов научения он пользовался понятиями, которые возникший позднее бихевиоризм потребовал изгнать из психологии. Это были понятия, относящиеся, во-первых, к сфере психического в ее традиционном понимании (в частности, понятия об испытываемых организмом состояниях удовлетворенности и дискомфорта при образовании связей между двигательными реакциями и внешними ситуациями), во-вторых, к нейрофизиологии (в частности, «закон готовности», который, согласно Торндайку, предполагает изменение способности проводить импульсы). Бихевиористская теория запретила исследователю поведения обращаться и к тому, что испытывает субъект, и к физиологическим факторам.

Вэтом очень кратком обзоре, мы обозначим основные направления современной психологии, что бы внести ясность в общепринятые и всем известные термины - психолог и психология. Клиент приходит на консультацию к психологу, подчас не подозревая, что сегодня в мире не существует единой науки - психологии и единой системы психологического знания, а есть различные направления с отличными стандартами и методами работы. Дело не в том хороши или плохи различные школы психологии, скорее, каждая школа (отчасти по той причине, что их создатели были люди, такие же, как и все - обладающие индивидуальностью и особым личным видением мира) позволяет добиться хороших результатов у тех клиентов, которые соответствуют ей по своей психологической организации, особенностям индивидуального развития, темпо-ритму своего сознания. Наверное, было бы идеальным, если бы каждый психолог интегрировал в себе знания всех школ и владел многими методами практической психологии, чтобы достичь успеха с каждым клиентом. По крайней мере, в нашем центре взят именно такой курс. Онтопсихология для нас является точкой отсчета, поскольку - это единственная школа, установившая фундаментальные принципы человеческой психологии, сути его волеизъявлений, коммуникативной динамики межличностных взаимодействий.

Достижения других психологических школ мы активно используем там, где они незаменимы.
ПСИХОАНАЛИЗ.
Направление в современной психологии, основанное З. Фрейдом в начале XX века. Акцент данного направления направлен на исследование динамики либидо (Зачастую либидо сводят только к сфере сексуального. Это не так. Либидо по Фрейду является универсальной формой психической энергии, несущей в себе потенциал возможностей для любых действий несущих наслаждение - это может быть творчество, эстетика, работа, спорт, секс). Наиболее важен детский период жизни во время которого закладываются стереотипы сексуального поведения, являющиеся областью наиболее цензурируемых отношений. Именно в детском периоде сознание каждого человека сталкивается с неразрешимыми противоречиями между нормами морали и инстинктивными побуждениями в результате чего «запретное» вытесняется, отдавая предпочтение социальной, семейной, религиозной морали, то есть, уступая свое природное естество авторитету взрослых. Подобно айсбергу большая часть психической деятельности скрыта под поверхностью сознания и подвержена воздействию неконтролируемых сил - это было известно до Фрейда, также как существовал и термин бессознательное. Фрейд детально исследовал структуру осознаваемого и бессознательного и описал механизмы протекающих в них процессов. То, что существовало в дофрейдовской психологии в качестве наметок или проектов приобрело вид законченной теории человеческой личности. Психоанализ исследует такие процессы психики, как вытеснение, реактивные формации, сублимация, замещение, проекции, инстинкты, агрессия - все то, что скрыто в глубинах бессознательного, в той подводной части «айсберга», которая не подлежит контролю разума, но при этом является подлинным правителем человека. Осознание «скрытой информации» позволяет добиваться выраженного терапевтического эффекта в борьбе с неврозами, депрессиями, психотическими состояниями, болезнями.

Одной из фундаментальных работ З. Фрейда является «Толкование сновидений». Сновидения в психоанализе рассматриваются, как свидетельства нереализованных желаний и страхов.
Психоанализ обычно проводиться в форме одночасовых сессий. Это длительный процесс, состоящий из десятков или даже сотен сессий, которые проводятся в течение многих месяцев или даже лет.
Несмотря на то, что сегодня по прошествии века психология пересматривает некоторые позиции учения Фрейда, без его концепций не обходится ни одна современная школа.
Самый известный из последователей Фрейда, швейцарский психиатр, психолог и философ К. Г. Юнг расширил концепцию бессознательного и основал, по сути, новую школу, которая сегодня известна, как
ЮНГИАНСКИЙ АНАЛИЗ. Кроме индивидуального бессознательного - продукта личной истории, К. Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного», то есть субстанции разума, которая принадлежит всему человечеству в целом. В таком «коллективном», или «социальном», бессознательном действуют особые мотивационные факторы, названные «архетипами» - изначальными образами. Не стоит считать, что коллективное бессознательное представляет собой, лишь некую негативную сферу, от которой необходимо отстроится. На самом деле коллективное бессознательное скорее выступает, как общая информационная база, которую можно и нужно использовать во благо себе. Негативное влияние проявляется лишь там, где присутствует слепое следование системе. Все знания, таланты и способности, все лучшее, что накоплено человечеством за его долгую историю, предназначены для того, чтобы реально помогать каждому человеку.

Задача юнгианского аналитика — уметь синтезировать все это в своей практике, непрестанно совершенствуя и творчески видоизменяя для каждого конкретного случая и в соответствии с требованиями времени. В отличие от психоанализа Фрейда, стремящегося к точным научно обоснованным интерпретациям, которые, к сожалению могут порой носить разоблачительный характер и вызвать у клиента отторжение, юнгианские аналитики проводят сессии исходя из того, что верно лишь то, что верно для самого клиента. Они будут стараться не только обсудить проблему со всех возможных точек зрения, но и способствовать пробуждению любых творческих начинаний у клиента, которые могут проявиться в любви к рисованию, лепке из глины, в сочинении сказок, ведении дневника и т.п.
ПСИХОДРАМА
Направление психологии начало свою историю в 20-х XX столетия благодаря таланту выдающегося врача, психолога и философа Я. Л. Морено. История свидетельствует о встрече Я. Морено и З. Фрейда, во время которой, молодой Морено заявил - «Вы разрешили людям говорить, я разрешу им действовать». Впервые психотерапевтические сеансы из индивидуальных трансформировались в групповые, переносясь из замкнутого психоаналитического кабинета в реальную людскую среду. Таким образом, Я. Морено решил задачу проявления внутренней реальности человека непосредственно в ситуации социального окружения, собственно того окружения, в столкновении с которым и продуцируется психологический конфликт.

Психодраматическая сессия начинается с разогрева, - это может быть двигательное или медитативное упражнение, призванное поднять уровень энергии в группе и настроить участников на определенные темы. Затем происходит выбор протагониста (актер, играющий главную роль), то есть того участника, на которого в течение данной сессии будет работать вся группа. Выбор происходит так - ведущий и участники, желающие разобраться со своей темой, выдвигаются из общего круга вперед и рассказывают, с чем они хотел бы поработать, а люди, сидящие во внешнем круге, внимательно слушают. Когда темы понятны всем, представители внешнего круга делают свой выбор по критерию «какая тема для меня сейчас наиболее актуальна». Выбирается именно тема, а не человек, который ее представляет, поскольку только в этом случае выбранная для работы тема будет групповой.
После того, как выбор сделан, начинается этап действия. Сцену за сценой протагонист, с помощью участников группы, драматически проигрывает волнующую его ситуацию. Сначала протагонист выбирает из участников группы того, кто будет играть его самого в тех случаях, когда он сам будет в другой роли. Затем выбираются участники на роли важных для его жизненной ситуации персонажей (это могут быть как реальные люди, так и его фантазии, мысли и чувства и даже сновидения). Формы разыгрывания варьируются от буквального воспроизведения реальных событий до постановки символических сцен, никогда не имевших места в реальности. Психодраматическая сцена заканчивается, когда протогонист находит решение проблемной ситуации или почувствует, что получил достаточно информации о ситуации. После этапа действия проходит шеринг - обмен впечатлениями между «участниками действия» и «зрителями». Сначала участники, игравшие роли, делятся своими переживаниями «из роли», то есть рассказывают о том, какого им было быть, например, мамой протагониста. Затем уже вся группа делится чувствами «из жизни», то есть участники рассказывают о похожих ситуациях, происходивших в их жизни, о чувствах, которые у них были во время действия или наблюдения за ним. На шеринге категорически запрещено все, что может ранить протагониста или участников группы - мысли, оценки, советы по поводу ситуаций. Говорить можно только о своих чувствах и о событиях своей жизни.
Психодрама сегодня в оригинальном виде распространена мало, однако, ее элементы широко используются во всех направлениях психологии.
ЛОГОТЕРАПИЯ
— психотерапевтическая стратегия, разработанная В. Франклом в 40-х годах XX столетия, основанная на убеждении, что развитие личности невозможно без поиска и реализации смысла жизни. Если у человека нет смысла жизни или он таков, что реально недостижим, то возникает экзистенциальная фрустрация (жизненный застой), приводящая к неврозам и психическим заболеваниям. В процессе логотерапии ставится задача помощи клиенту в обретении смысла его жизни, который не может быть просто заимствован у других, каким бы привлекательным он не был. Для ее решения был разработан метод сократического диалога, в котором происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, в которых может быть найден индивидуальный смысл жизни. Это: творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на которые нельзя повлиять. Одной из основных областей, в которой индивид может получить поддержку в поисках смысла, является религиозная вера. Логотерапия имеет собственные уникальные терапевтические методики, такие как метод парадоксальной интенции, дерефлексия и др.
Логотерапия эффективна для психологической помощи в различных ситуациях: неврозы, фобии, страхи, сложности во взаимоотношениях, депрессии, проблемы в области сексуальности, преодоление психологических травм и насилия и др.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
оформилась, как самостоятельное течение в 50-60-х годах и представляет собой скорее совокупность сходных философских воззрений на человека, что дает практическим психологам возможность строить обоснованный терапевтический процесс. Основу гуманистической психологии заложили такие всемирно известные мыслители, как Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт. и др. Согласно представлениям гуманистической психологии, человек наделен врожденным и неодолимым стремлением к самореализации и самоактуализации, причем важен, как внутренний сокровенный уровень сознания так и уровень самосознания в пространстве социума. В определенной степени, самоактуализация не может протекать бесконфликтно: свобода и социальность, творчество и ответственность, любовь и долг - коллизии, которые нуждаются в глубоком философском осмыслении для каждого человека. Особое внимание придается тому, что реальность, воспринимаемая человеком согласно стереотипных представлений большинства, имеет условный характер, в то время, как истинной реальностью являются только внутренние переживания самого человека.
Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных психологов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал «выздоровления», относительно всех явлений человеческой жизни. При наличии определенных условий человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для восстановления личности в процессе психологических консультаций. Гуманистического психолога отличает особая степень безусловного принятия клиента, поддержки, эмпатии (сопереживание), внимания к индивидуальности, стимулирования осуществления выбора и принятия решений, подлинности. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьезной феноменологической научной базе и использует широкий набор терапевтических технологий и методов. Гуманистическая терапия помогает: найти себя, разрешить внутренние и межличностные конфликты, принять трудные решения, справиться с зависимостями, выйти из депрессии, преодолеть одиночество, научиться получать удовольствие от жизни, вернуть интуицию и спонтанность, восстановить здоровье, преодолеть конфликты в отношениях с близкими, восстановиться после перенесенных психологических травм и насилия, повысить качество жизни.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- (лат. existentia - существование) сформировалось на основе трудов таких исследователей, как Л.Бинсвангер, М.Босс, Е.Минковски, Р.Мэй и др.. Психологическое направление, изучает: 1). Проблемы времени, бытия и небытия; 2) Высшие ценности. Проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) Личная миссия. Проблемы общения, любви и одиночества; 4) Сущность Бога. Экзистенциальная психология исходит из первичности бытия человека, с которым органически связаны его базовые жизненные потребности забвение которых приводит к состоянию стресса, тревоги или депрессии.
Целью экзистенциальной психологии является решение задачи восстановления аутентичности конкретной личности — соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ
(нем. gestalt — целостная форма или структура) начала развиваться в Германии в начале XX столетия. Данное направление основывается на том постулате, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Однако, имея ряд потребностей, причем конкурирующих потребностей, человек склонен к «упрощению» картины окружающего мира, выделяя лишь отдельные доминирующие потребности для их реализации. В таком случае человек видит только то, что хочет видеть и не замечает окружающего. Потребность становиться фиксированной, навязчивой и поэтому принципиально неразрешимой. Неудовлетворение потребностей приводит к дефицитарному образу жизни. Задача гештальт-терапевта добиться того, чтобы клиент опознал свою потребность и научился с ней взаимодействовать. Невозможность почувствовать потребность делает поведение человека дезорганизованным и неэффективным, сопровождается тревогой или депрессией и выражается противоречием между осознаваемыми аспектами и неосознаваемыми феноменами поведения. В этом случае задача терапевта - помочь клиенту с прояснением его потребности, исследуя феноменологию и показывая клиенту, как она в нем проявляется, чем замещается потребность и где прерывается. Гештальт-терапия, основные идеи и методы которого разработал Ф.Перлз, основывается на способности психики к саморегуляции, на творческом приспособлении организма к окружающей среде и на принципе ответственности человека за все свои действия, намерения и ожидания. Основная роль терапевта заключается в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании происходящего «здесь и сейчас», ограничении попыток интерпретировать события, внимании к чувствам-индикаторам потребностей, собственной ответственности клиента, как за реализацию, так и за запреты на реализацию потребностей. Многие гештальт - психологи считают, что при правильной постановке гештальт-терапия в отличие от психоанализа не вызывает сопротивления клиента.
Основные приемы работы и техники гештальт-терапии — осознавание, фокусировка внимания, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама.
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- направление в психологии, изучающее процессы познания (лат. cognitio - познание), работу памяти и роль познания в мотивации и поведении. В своей практической части, построена на принципах терапии разработанной А. Беком. В качестве основы данного метода принят, доказанный многочисленными экспериментами факт, что познание (имеется в виду построение картины мира) является главной детерминантой возникновения тех или иных эмоций, которые в свою очередь определяют смысл целостного поведения. При этом возникновение психических нарушений (неврозы, депрессии, конфликты и др. негативные состояния) объясняется прежде всего за счет неправильно построенного описания своей личности. Ответы на вопросы - Каким я вижу себя?, Какое будущее меня ожидает?, Каков окружающий мир?, безусловно, не имеющие стандартных решений, тем не менее, могут быть, как адекватными, так и неадекватными реальности. Неадекватные ответы приводят человека к ошибочным действиям и соответственно к «катастрофе». В соответствии с этим в рамках когнитивной психотерапии перед клиентом ставится цель понять, что именно используемые им обычно суждения („автоматические мысли“) определяют его болезненное состояние, и научиться правильным способам познания, отработав их на практике. Процедура данного метода включает в себя три этапа. На первом этапе (логического анализа) пациент вырабатывает критерии обнаружения ошибок собственных суждений, возникающих в критических ситуациях; на втором этапе (эмпирического анализа) отрабатывает приемы соотнесения суждений объективной ситуации; на третьем этапе (прагматического анализа) строит оптимальное осознание себя самого и своих действий.
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
сформировалась в 60-е годы XX столетия на основе исследований многих известных психологов и психиатров, но несомненным лидером данного направления является С. Грофф. Трансперсональная психология, впервые, открыто проводит масштабные исследования психологии человека, учитывая доперсональный период жизни, то есть внутриутробный и предшествующий ему цикл духовного существования вне телесной формы. Все три периода представляются, как единый цикл бытия данного индивида, что позволяет рассматривать позитивные или негативные коллизии земного человека с гораздо более высокой точки, чем это было прежде. Трансперсональная психология изучает сознание в более широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания в многомерном бытии, высшие состояния сознания, парапсихологические феномены, метапотребности и метаценности. Соответственно, в качестве терапевтических методов используются, ранее неприемлемые с точки зрения науки: медитация, холотропное дыхание, активное воображение, религиозный и мистический опыт, измененные состояния сознания. Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в тренингах личностного роста, лечении наркомании, алкоголизма, суицидальных тенденций, психозов и неврозов, как разновидностей духовного кризиса. НЛП (Нейро-лингвистическое программирование)
- направление психологии, оформившееся в 70-х годах XX века в Соединенных Штатах Америки. Основателями НЛП являются две харизматические личности - лингвист Д. Гриндер и психолог Р. Бэндлер. Школа НЛП представляет собой скорее набор многочисленных техник, чем концепцию о человеке и его психологической реальности. Основой для разработки техники явилось изучение ряда высокоуспешных исторических личностей и выявление моделей их поведения коммуникации с окружающими. На основе этих моделей были разработаны техники, позволяющие клиенту быстро и эффективно изменить мысли, поведение и убеждения, которые мешают развитию, достижению целей и пониманию окружающего мира. Ряд техник направлен на достижение нужного результата при взаимодействии с другими людьми и успешную коммуникацию. - исключительно практическое направление, которое ставит основным критерием результат. Техник НЛП существует множество: шестишаговый рефрейминг, генератор нового поведения, модельный взмах, музей новых убеждений, якорение ресурсных состояний и многие другие, все они весьма эффективны в определенных случаях и работают по принципу «Делаешь так, получаешь результат». Слабостью НЛП, по мнению многих специалистов (мы к этому мнению присоединяемся), является отсутствие осмысления «картины мира» и построения адекватных моделей поведения, способных эффективно работать в самом широком диапазоне задач, в изменяющихся условиях реальности.
КОУЧИНГ
сформировался в 90-е годы XX столетия (тренинговая концепция на стыке психологии, философии, спорта и менеджмента) (Изначально коучинг был ориентирован только на пространство бизнеса, однако сейчас с успехом применяется практически для всех социальных групп). Коучинг - причисляется к тренинговым направлениям, однако в действительности является неформальным обучением. Мероприятия проходят в формате собеседования и позиционируются, как по подразделениям бизнеса: менеджмент, маркетинг, финансы и других сфер, например, спорт, так и по личностным параметрам: лидерство, креативность, коммуникабельность и др. заканчивая категориями - life, то есть, здоровье, душевная гармония, искусство быть счастливым. Методология коучинга строится на разблокировке изначально существующего внутреннего потенциала человека в результате психологического (до конца не изученного) взаимодействия коуча и клиента-игрока.
Коучинг - это высокоэффективный тренинг, в результате которого клиент приобретает способность к эффективному действию в меняющихся условиях. Однако следует учитывать, что разблокировка сознания клиента-игрока происходит в достаточно ограниченной зоне из всей сложной и многомерной структуры мышления и принятия решений.
Коучинг, обычно, проводится в формате сессий от получасовых до часовых, возможно по телефону, что может быть в ряде случаев очень удобным.