Приспособления, которые выработались в организме в процессе эволюции в ответ на воздействия внешней среды или вырабатываются в процессе жизни каждого индивидуума, называются адаптациями. По А.Д. Слониму, под физиологической адаптацией следует понимать совокупность физиологических особенностей, обусловливающих уравновешивание организма с постоянными или изменяющимися условиями среды. Г. Селье утверждал, что способность к приспособлению является, вероятно, наиболее отличительной чертой жизни.
Все адаптации делятся на фенотипические (индивидуальные ), развивающиеся в течение онтогенеза каждого индивидуума, и генотипические , или наследуемые , осуществляемые на основе наследственности, изменчивости и естественного отбора.
Фенотипические адаптации делятся на видовые и популяционные. Последние имеют более сложную структуру, поскольку к особенностям вида добавляется влияние конкретной среды, в которой живет данная популяция.
В зависимости от основных стратегий осуществления адаптации делятся на активные и пассивные. Активные адаптации происходят с затратой энергии, увеличением потребления кислорода (при этом сохраняется гомеостаз организма), а пассивные сопровождаются минимизацией функции с некоторым нарушением гомеостаза, например подчинением организма условиям среды (смена окраски шерсти у зайцев в зимний период года) или избеганием их (залегание медведя в берлогу на зимнюю спячку). Человек, в отличие от животных, кроме биологических механизмов может использовать социальные достижения для адаптации - одежду, кондиционеры, транспорт и т.д. В процессе эволюции это привело к уменьшению функциональных биологических резервов адаптации, что потребовало развития социальных средств повышения безопасности существования человека (рис. 14.1).
Индивидуальные адаптации по времени развития разделяются на срочные, или кратковременные, и долговременные. Срочные адаптации осуществляются с помощью нервных и эндокринных механизмов, мобилизуя готовые, уже имеющиеся резервы организма: биохимические, функциональные, психические. Такое функционирование на пределе физиологических возможностей пред-
Рис. 14.1.
ставляет прямую опасность для организма, поскольку высока вероятность возникновения срыва. С другой стороны, оно во многом не обеспечивает реализацию всех потенциальных адаптивных возможностей организма.
Долговременные адаптации приводят к стимуляции генетического аппарата клеток, в результате чего формируется системный структурный след адаптации - морфологический компонент, позволяющий расширить диапазон функциональных возможностей систем организма (Ф.З. Меерсон). Долговременная адаптация развивается постепенно, в процессе длительного, хронического воздействия на организм нагрузок или факторов среды (рис. 14.2). Повышение интенсивности функционирования структур является первым моментом, запускающим долговременную адаптацию. Основу долговременной адаптации составляет образование новых структур, которые могут в дальнейшем обеспечить выполнение возросших задач. Так, адаптация мышечной системы к повышенным нагрузкам выражается в увеличении мышечной массы. Новые структуры возникают по следующей схеме. Усиление работы органа (сердца, скелетных мышц, легких и т.д.) каким-то образом мобилизует синтез нуклеиновых кислот и белков в работающих клетках. Первым сдвигом в развивающейся цепи событий является экспрессия гена, ответственного за синтез того или иного конкретного белка. Это приводит к наработке РНК или увеличению скорости ее транскрипции на структурных генах ДНК. Увеличение количества информационной РНК приводит к росту количества рибосом, в которых и происходит синтез белковых молекул. В результате масса работающей структуры нарастает и увеличиваются ее функциональные возможности. Возникшие новые структуры называются системным структурным следом (ССС).
Индивидуальные адаптации, сформированные в ранний постэмбриональный период, несомненно, имеют свои особенности, заключающиеся прежде всего в их большей стойкости. Наследственно закрепленные адаптации, в свою очередь, делятся на видовые и по-
Рис. 14.2.
пуляционные. Последние имеют более сложную структуру, поскольку к особенностям вида добавляется влияние конкретной среды, в которой живет данная популяция. Это влияние тем сильнее, чем большее число поколений подвергалось этим средовым воздействиям.
Адаптация к климатическим условиям той или иной географической зоны называется акклиматизацией , а приспособление к какому-то одному фактору среды - акклимацией. Некоторые исследователи считают, что истинная акклиматизация возникает только во втором или даже третьем поколении переселившихся лиц. Кратковременную, несовершенную адаптацию у первого поколения лиц, переехавших на новое местожительства, они называют акклимацией. Таким образом, термин «акклимация» не совсем устоялся и возможны разные варианты его употребления.
Одной из самых важных проблем современной физиологии и медицины является изучение закономерностей процесса адаптации организма к различным условиям среды. Адаптация к любой деятельности человека представляет собой очень сложный, многоуровневый процесс, который затрагивает различные функциональные системы организма (Л.В. Киселев, 1986; Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшенникова, 1988 и др.). В отношении физиологии - адаптация к мышечной деятельности является системным ответом организма, который направлен на достижение высокой тренированности и минимизацию физиологической цены за это. С этой точки зрения адаптацию к физическим нагрузкам можно рассматривать как динамический процесс, в основе которого лежит формирование новой программы реагирования, а сам приспособительный процесс, его динамика и физиологические механизмы определяются состоянием и соотношением внешних и внутренних условий деятельности (В.Н. Платонов, 1988; А.С. Солодков, 1988).
Проведенные в последние годы исследования механизмов адаптации людей к различным условиям деятельности привели к убежденности в том, что физиологические факторы при долговременной адаптации обязательно сопровождаются очередными процессами:
а) перестройкой регуляторных механизмов;
б) привлечением и использованием физиологических резервов организма;
в) вырабатыванием специальной функциональной системы адаптации к конкретной трудовой (спортивной) деятельности человека (А.С. Солодков, 1981; 1982).
В сущности эти три физиологических реакции есть главными и основными составляющими процесса адаптации, а общебиологическая закономерность таких адаптивных перестроек имеет отношение к любой деятельности человека.
Можно представить механизм реализации этих физиологических процессов следующим образом. Для достижения устойчивой и совершенной адаптации большую роль играет перестройка регуляторных приспособительных механизмов и привлечение физиологических резервов, а также последовательность их включения на разных функциональных уровнях. По всей видимости, вначале включаются обычные физиологический реакции и только потом - реакции напряжения механизмов адаптации, которые требуют значительных энергетических затрат с использованием резервных возможностей организма. Это приводит, в конце концов, к формированию специальной функциональной системы адаптации, которая обеспечивает конкретную деятельность человека. У спортсменов такая функциональная система представляет собой вновь сформированное взаимоотношение нервных центров, гормональных, вегетативных и исполнительных органов, которое необходимо для решения задач приспособления организма к физическим нагрузкам. Вырабатывание функциональной системы адаптации, с помощью вовлечения в этот процесс различных морфофункциональных структур организма, образовывает принципиальную основу долговременной адаптации к физическим нагрузкам и осуществляется повышением эффективности деятельности различных органов и систем организма в целом. Принимая во внимание закономерности формирования функциональной системы, можно различными средствами эффективно влиять на отдельные ее звенья, при этом ускоряя приспособление к физическим нагрузкам и повышая тренированность, т.е. управлять адаптационным процессом.
Для здорового организма бывает два вида приспособительных изменений:
* изменения, которые происходят в привычной зоне колебания факторов среды, когда функциональная система продолжает функционировать в обычном составе;
* изменения, происходящие при действии чрезмерных факторов с включением в систему дополнительных элементов и механизмов, т.е. с формированием специальной функциональной системы адаптации.
В литературе обе эти группы приспособительных изменений нередко называются адаптационными. Пожалуй, более оправданным и корректным будет называть первую группу изменений обычными физиологическими реакциями, поскольку эти сдвиги не связаны со значительными функциональными перестройками в организме и, в большинстве случаев, не выходят за пределы физиологической нормы. Вторую группу приспособительных изменений отличают значительное напряжение регуляторных механизмов, использование физиологических резервов и формирование функциональной системы адаптации, и поэтому их целесообразно называть адаптационными сдвигами (А.С. Солодков, 1982, 1990).
Адаптация - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям .
В психологическом смысле адаптация - приспособление человека как личности к осуществлению в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами .
Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды .
Адаптация в социально-психологическом значении рассматривается как взаимоотношения личности с малой группой. То есть процесс адаптации понимается как процесс вхождения личности в малую группу, усвоения ею сложившихся в группе норм, отношений, занятие определенного места в структуре отношений между ее членами. Особенности социально-психологического изучения адаптации заключается в том, что отношения индивида и общества рассматриваются как опосредованные малыми группами, членом которых является индивид, малая группа становится одной из сторон, участвующих в адаптационном взаимодействии, образую новую социальную среду - сферу ближайшего окружения, к которому приспосабливается человек .
Социально-психологическая адаптация заключается в освоении человеком социально-психологических особенностей малой группы, вхождения в сложившуюся в ней систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с членами группы .
Личность, входя в новое социальное окружение, определенным образом меняет систему своих отношений. Группа, в свою очередь, реагирует на появление «новичка» корректировкой своих норм, традиций, правил .
Толчком к процессу адаптации в большинстве случаев служит понимание индивида того, что предыдущий опыт поведения, усвоенный в социальной деятельности, перестает обеспечивать достижение успеха, и перестройка поведения, в соответствии с требованиями социальных условий или новой социальной среды, становится актуальной .
Как правило выделяют 4 стадии социальной адаптации индивида в новой социально среде:
- 1. Начальная стадия: осознание личностью типов поведения, которые стоит использовать в новой социально среде, но принять их индивид еще не готов и стремится придерживаться старым моделям поведения.
- 2. Стадия терпимости: индивид, группа и новая среда проявляют взаимопонимание к системам ценностей и моделям поведения друг друга.
- 3. Стадия аккомодации: принятие личностью фундаментальных элементов системы ценностей новой среды.
- 4. Стадия ассимиляции: полное совпадение систем ценностей всех участников процесса адаптации .
В адаптационном механизме выделяются две системы реагирования - быстрого и медленного. При первом в ответ на действие адаптационного фактора реализуются все возможные механизмы ответа и формируется функциональное состояние, заведомо превышающее требования к адекватному ответу.Такая реакция наблюдается при действии экстремального или неожиданного фактора.
Второй тип реакции заключается в постепенном наращивании числа и мощности механизмов ответа .
Адаптация может включать как физиологические, так и поведенческие реакции в зависимости от уровня организации системы. Главное содержание адаптации - внутренние процессы в системе, которые обеспечивают сохранение ее внешних функций по отношению к среде, т.е. сохранение гомеостаза .
Совокупность приспособительных реакций от начального психологического и физиологического состояния человека до завершающего представляет собой адаптивный цикл .
Обязательным начальным звеном в цепи реакций приспособления является реакция первичного ответа, возникающая в ответ на появление, исчезновение или изменение количественных параметров какого-либо фактора.
Вслед за этой первой реакцией приспособления возникает реакция платы за первичный ответ. Ее задачей является обеспечение эффективного восстановления энергетических и психологических затрат.
При достаточной интенсивности и длительности воздействия адаптогенных факторов, когда имеющиеся механизмы регулирования недостаточны для восстановления равновесия в системе человек-среда и параметры реакций первичного ответа и реакций платы за первичный ответ отклоняются за пределы допустимых колебаний, встает задача создания новой системы гомеостатического регулирования. Тогда начинается собственно процесс адаптации .
Поведенческие реакции в этот период несут основную защитную функцию, обеспечивающую минимизацию действия адаптогенных факторов и перенапряжения регуляции.В.И. Медведев отмечает важное значение механизма информационной защиты, ограничивающей поступление информации в мозг человека для ее последующей переработки. Фильтрация информации может осуществляться на всех этапах ее движения, начиная от рецепторов и кончая проекционными зонами коры больших полушарий и включением мнестических процессов, где главную роль играют механизмы забывания. При участии этого информационного фильтра формируется субъективная концептуальная модель действительности, в соответствии с которой строится индивидуальная стратегия адаптации .
В следующей фазе адаптации происходит поиск оптимальной программы регулирующих механизмов. валютный банковский иностранный
Последняя фаза адаптационного процесса - фаза стабильной адаптации, характеризующаяся стабилизацией показателей адаптации, в том числе параметров эффективности деятельности, которые устанавливаются на новом, более оптимальном уровне
Стоит отличать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, т.е. итог процесса адаптации. Есть субъективные и объективные критерии адаптированности:
- · Субъективные - удовлетворенность условиями, созданными для реализации и развития своих основных социальных потребностей, удовлетворенность членством в данной группе.
- · Объективные - уровень реализации личностью норм и правил взаимоотношений, принятых в данной социально группе .
Количественно-временные характеристики адаптированности в норме соответствуют величине рассогласования между необходимым и наличным уровнями адаптированности. Если они превышают величину рассогласования, говорят о гиперреактивности; если они ниже величины рассогласования, говорят о гипореактивности вплоть до ареактивности - отсутствия адаптивных реакций там, где они должны быть. Таким образом, адаптированность - точное соответствие степени адаптивных сдвигов наличной адаптивной ситуации .
Начиная с момента рождения, организм внезапно попадает в совершенно новые для себя условия и вынужден приспособить к ним деятельность всех своих органов и систем. В дальнейшем (в ходе индивидуального развития) факторы, действующие на организм, непрерывно видоизменяются, что требует постоянных функциональных перестроек. Таким образом, процесс приспособления организма к общеприродным климатогеографическим, а также к производственным, социальным условиям представляет собой универсальное явление. Под адаптацией понимают все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности, которые обеспечиваются определенными физиологическими реакциями, происходящими на клеточном, органном уровнях. Защитно- приспособительные реакции регулируются рефлекторным и гуморальным путем, причем главная роль в этих реакциях принадлежит высшей нервной деятельности.
Теория функциональных систем, сформулированная в нашей стране П.К. Анохиным, способствовала пониманию закономерностей развития реакций целого организма на изменяющуюся окружающую среду. Системный подход позволил объяснить, каким образом организм с помощью механизмов саморегуляции обеспечивает оптимальные жизненные функции и каким образом они осуществляются в нормальных и экстремальных условиях.
Процесс саморегуляции является циклическим и осуществляется на основе «золотого правила» – всякое отклонение от жизненно важного уровня какого-либо фактора служит толчком к немедленной мобилизации многочисленных аппаратов соответствующей функциональной системы, вновь восстанавливающих этот жизненно важный приспособительный результат.
Поскольку в организме человека существует множество полезных приспособительных результатов, обеспечивающих различные стороны его жизнедеятельности, работа целого организма строится из совокупной деятельности многих функциональных систем. Такими полезными для организма приспособительными результатами, строящими различные функциональные системы, являются: показатели внутренней среды (уровень питательных веществ, кислорода, температуры, кровяное давление и др.); результаты поведенческой деятельности, удовлетворяющие основные биологические потребности организма (пищевые, питьевые, половые и др.); результаты социальной деятельности человека, обусловленные общественным и индивидуальным опытом, положением в обществе, удовлетворяющие его социальные потребности.
Функциональная система включает в себя рецепторные образования, являющиеся своеобразными живыми датчиками, динамически оценивающими величину регулируемого показателя. Она имеет центральный аппарат – структуры мозга, анализирующие все многообразие поступающих сигналов, принимающие решение и программирующие ожидаемый результат. Наконец, в функциональной системе действуют исполнительные механизмы – периферические органы, реализующие поступающие команды. Кроме того, в системе есть обратная афферентация (обратная связь), которая информирует центр об эффективности деятельности исполнительных механизмов и о достижении конечного результата. Все многообразие деятельности живого организма, его устойчивость к внешним факторам, стабильность различных функций обеспечиваются сложным взаимодействием саморегулирующихся функциональных систем, в которых центральные и периферические органы динамически объединяются для достижения конечного приспособительного результата.
Взаимодействуя по принципу иерархии результатов, различные функциональные системы составляют в конечном счете слаженно работающий организм. Причем наблюдается доминирование той или иной функциональной системы, имеющей в данный момент наиболее важное значение для организма.
Биологический смысл активной адаптации состоит в установлении и поддержании гомеостаза, позволяющего существовать в измененной внешней среде. Гомеостаз– относительное динамическое постоянство внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека (терморегуляции, кровообращения, газообмена и пр.), поддерживаемое механизмами саморегуляции в условиях колебаний внутренних и внешних раздражителей.
Для нас наибольший интерес представляют внешние раздражители – факторы окружающей среды, контактирующие с человеческим организмом – температура, влажность, химический состав воздуха, воды, пищи, шум, психогенные факторы и др. Основные константы гомеостаза (температура тела, осмотическое давление крови и тканевой жидкости и другие) поддерживаются сложными механизмами саморегуляции, в которых участвуют нервная, эндокринная, сенсорные системы. Постоянство состава, физико-химических и биологических свойств внутренней среды организма человека является не абсолютным, а относительным и динамическим; оно постоянно коррелируется в зависимости от изменения внешней среды и в результате жизнедеятельности организма. Диапазон колебаний параметров факторов окружающей среды, при котором механизмы саморегуляции функционируют без физиологического напряжения, относительно невелик. При отклонении параметров факторов окружающей среды от оптимальных уровней механизмы саморегуляции начинают функционировать с напряжением, и для поддержания гомеостаза в процесс включаются механизмы адаптации.
Итак, адаптация – процесс приспособления организма к меняющимся условиям среды, что означает возможность приспособления человека к природным, производственным или социальным условиям. Она обеспечивает работоспособность, максимальную продолжительность жизни и репродуктивность в неадекватных условиях среды. В качестве важного компонента адаптивной реакции организма выступает стресс-синдром – сумма неспецифических реакций, создающих условия для активизации деятельности гомеостатических систем.
Если уровни воздействия факторов окружающей среды выходят за пределы адаптационных возможностей организма, то включаются дополнительные защитные механизмы, противодействующие возникновению и прогрессированию патологического процесса.
Компенсаторные механизмы –адаптивные реакции, направленные на устранение или ослабление функциональных сдвигов в организме, вызванных неадекватными факторами среды. Например, под воздействием холода усиливаются процессы производства и сохранения тепловой энергии, повышается обмен веществ, в результате рефлекторного сужения периферических сосудов уменьшается теплоотдача. Компенсаторные механизмы служат составной частью резервных сил организма. Обладая высокой эффективностью, они могут поддерживать относительно стабильный гомеостаз достаточно долго, для развития устойчивых форм адаптационного процесса.
Эффективность адаптации зависит от дозы воздействующего фактора и индивидуальных особенностей организма. Доза воздействия и переносимость зависят от наследственных (генетических) особенностей организма, продолжительности и силы (интенсивности) воздействия факторов. Стресс-синдром при чрезмерно сильных воздействиях среды может трансформироваться в звено патогенеза и стать причиной развития болезней –от язвенных до тяжелых сердечно-сосудистых и иммунных.
Факторы, влияющие на успешность адаптации, как правило, разделяют на две группы: субъективные и факторы среды. К первой группе относят возраст, пол, физиологические и психологические характеристики человека; ко второй - условия труда, режим и характер деятельности, особенности социальной среды.
Адаптация як ответ на влияние какого-нибудь фактора встречается крайне редко и является естественной только в модельных условиях лабораторного эксперимента. Преимущественно на организм влияет целая группа факторов, взаимозависимых и тесно связанных один с другим.
Характерной чертой адаптированной системы является экономичность функционирования с целью максимальной экономии ресурсов организма. Эта черта обнаруживается как на уровне отдельных функциональных структур, так и на уровне нейрогуморальной регуляции .
Определение начальных проявлений нарушений адаптации будет затруднено если не опираться на понятия адаптированной нормы. Адаптированная норма, есть индивидуальная для каждого человека и представляет собой функционально-динамическое образование, которое включает в себя потенциальные возможности реагирования, отражает особенности, связанные с конституционно-генетическими признаками, а также адекватные реакции на социальные факторы и влияния среды.
С этим созвучно обобщенное понимание нормы как процесса нахождения соответствия активной системы и среды, их упрочненной формы отношений. При этом норма, как зона оптимального функционирования живых систем с одной стороны, детерминированная генотипичными нормами реакций, а с другой - отображает моделирующее действие среды.
Рассматривая динамику изменений гомеостатического адаптационного регулирования в возрастном аспекте, В.Ы. Медведев делает вывод, что тезис про уменьшение адаптации не совсем правильный. Ибо хотя физиологические компоненты адаптации и характеризуются уменьшением функционального диапазона, но это в значительной мере компенсируется поведенческими компонентами, что дает возможность достаточно долго осуществлять необходимую деятельность.
В роботах М.О. Агаджаняна и В.П. и С.В. Казначеева выделяются три качественно разных типа адаптационного реагирования человека: «спринтер», «стайер» и «промежуточный» тип (на основе критерия времени исполнения субмаксимальной работы). Первый тип отмечается способностью индивида хорошо выдерживать действие кратковременных и сильных нагрузок, но неспособностью противостоять продолжительно действующим слабым раздражителям. Другой - способностью сохранять высокий уровень стойкости перед сильными непродолжительно действующими раздражителями. Третий - способностью объединять в своих реакциях на внешние раздражители черты реакций индивида, которые свойственны первому и второму типам реагирования, которые не всегда дополняют (чаще не дополняют) друг друга.
В исследованиях , на примере спорта высших достижений, было отмечено шесть адаптационных типов: 1) «улучшение» - характеризуется стабильным и постоянным улучшением ПФС на протяжении продолжительного тренировочного процесса (он был характерным для 23 % из тех 26 спортсменов, которые на протяжении 7 месяцев принимали участие в исследованиях); 2) «стабильный» - относительно стабильным содержанием хорошего уровня ПФС (19 %); 3) «ухудшение» - относительно стабильным ухудшением ПФС (15 %); 4) «улучшение-ухудшение» - сначала улучшением, а потом ухудшением ПФС (15 %); 5) «ухудшение-улучшение» - сначала ухудшением, а затем улучшением ПФС (15 %); 6) «нестабильный» - очень нестабильной динамикой ПФС (12 %).
Сравнение спортсменов с разными типами адаптационного реагирования по эффективности тренировочно-соревновательной деятельности засвидетельствовало, что высшие и стабильные результаты показывают спортсмены, которые принадлежат к адаптационным типам «улучшения» и «стабильного», а спортсмены с типами «ухудшения», «улучшения-ухудшения» и «нестабильным», как правило, имеют недостаточную успешность тренировочно-соревновательной деятельности.
Согласно концепции Ж. П”яже адаптация рассматривается как единство двоих противоположно направленных процессов - аккомодации и ассимиляции. Процесс аккомодации обеспечивает модификацию функционирования организма или действий субъекта соответственно условиям среды. Процесс ассимиляции обуславливает изменения тех или иных компонентов этой среды согласно со структурой организма или включая их в схему поведения субъекта. Исходя из вышесказанной концепции, Г.О. Балл считает, что определяющую роль в социальном поведении для личностей среднего уровня играют процессы аккомодации, а для личностей высшего уровня - процессы ассимиляции .
Подобные взгляды перекликаются со взглядами В.И. Медведева , который выделяет три типа адаптационного реагирования (биологического), отличия которых связаны с преимущественной направленностью изменений на один из элементов системы «среда - человек».
С целью подчеркивания доминирования тех или иных компонентов в целостной системе при осуществлении адаптации, а также с целью удобства при изучении адаптации человека к определенной группе однородных факторов, разными исследователями преимущественно выделяются такие виды адаптации, как физиологическая (биологическая), психическая и психологическая, психофизиологическая, социально-психологическая.
Т.Г. Дичев и К.Е. Тарасов отмечают, что могут выделяться также другие виды адаптации: унаследованная и приобретенная, пренатальная и постнатальная, индивидуальная и популяционная (видовая), универсальная (широкая) и специализированная (узкая), специфическая и неспецифическая, единичная и общая, односторонняя и разносторонняя, внутренняя и внешняя, целостная и частичная, условная и безусловная, потенциальная и актуальная, нормальная и стрессовая, реактивная и активная, и др. .
Приспособительные реакции человеческого организма (реакции адаптации) можно разделить на срочные и долговременные, врожденные и приобретенные. Усиление дыхания или перераспределение кровотока в ответ на физическую нагрузку, повышение порога слухового восприятия при шуме, усиление ЧСС при психическом возбуждении и т.п. - это все срочные врожденные реакции. С помощью тренировки их можно лишь изменить, тогда как срочные приобретенные реакции (например, сложные технико-тактические навыки) самим своим существованием обязаны обучению и тренировке.
Долговременная адаптация возникает постепенно, в результате длительного или многократного действия на организм определенных раздражителей. По сути, долговременная адаптация развивается на основе многократной реализации срочной адаптации и характеризуется тем, что в результате постепенного количественного накопления определенных изменений организм приобретает новое качество - из неадаптированного превращается в адаптированный.
Рассматривая взаимодействие срочной и долговременной адаптации, следует указать на то, что переход от срочного, во многом несовершенного, этапа адаптации к долговременному - узловой момент адаптационного процесса, так как является свидетельством эффективного приспособления к соответствующим факторам внешней среды. Для перехода срочной адаптации в гарантированную долговременную внутри возникшей функциональной системы должен произойти важный процесс, связанный с комплексом структурных и функциональных изменений в организме, обеспечивающий развитие, фиксацию и увеличение мощности системы в соответствии с предъявляемыми ей требованиями. Установлено, что морфофункциональные перестройки при долговременной адаптации обязательно сопровождаются следующими процессами: а) изменением взаимоотношений регуляторных механизмов; б) мобилизацией и использованием физиологических резервов организма; в) формированием специальной функциональной системы адаптации к конкретной деятельности. Эти три физиологические реакции являются главными и основными составляющими процесса адаптации. В достижении устойчивой и совершенной адаптации большую роль играют перестройка регуляторных приспособительных механизмов и мобилизация физиологических резервов, а также последовательность их включения на разных функциональных уровнях. По-видимому, вначале включаются обычные физиологические реакции и лишь затем - реакции напряжения механизмов адаптации, требующие значительных энергетических затрат с использованием резервных возможностей организма, что в результате приводит к формированию специальной функциональной системы адаптации, обеспечивающей конкретную деятельность человека. Такая функциональная система у спортсменов представляет собой вновь сформированное взаимоотношение нервных центров, гормональных, вегетативных и исполнительных органов, необходимое для решения задач приспособления организма к физическим нагрузкам (Солодков, Судзиловский, 1996).
Физиологическая адаптация по М.О. Агаджаняну представляет собой стойкий уровень активности и взаимосвязи функциональных систем, органов и тканей, а также механизмов управления, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма и трудовую активность человека в разных (в том числе и социальных), условиях существования .
По определению С.Д. Максименко, психическая адаптация - «… это процесс взаимодействия личности со средой, при котором личность должна учитывать особенности среды и активно влиять на нее, чтобы обеспечить удовлетворение своих основных потребностей и реализацию значимых цепей». Ю.А. Александровский и Л.Г. Дика подчеркивают системный характер психической адаптации и указывают, что она может быть представлена как результат деятельности целостной самоуправляемой системы.
Наиболее полно, на наш взгляд, сущность психической адаптации отображена в определении Ф.Б. Березина, хотя этому определения и не достает системности: «Психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления деятельности, свойственной человеку, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время ответственность психической деятельности человека, его поведения требованиям среды .
Система психической адаптации динамическая и всегда находиться в развитии, ибо функциональные возможности ее ведущих и второстепенных подсистем и цепочек все время изменяются вследствие нестабильности биологической и социально-психологической основы, которая их определяет (темперамента, способностей, личностной направленности, совокупности потребностей, моральных, волевых и эмоциональных качеств) .
Отмечается, что психическая адаптация человека является наиболее завершенным и сложным приспособительным процессом, который зависит от психологического развития человека. При неблагоприятных условиях этот вид адаптации может нарушаться, в первую очередь приводя к нарушению других адаптационных уровней .
Понятие социально-психологической адаптации в литературе сравнительно менее освещенное. Ф.Б. Березин определяет ее как аспект психической адаптации, что обеспечивает организацию микросоциального взаимодействия, формирования адекватных межличностных отношений, учет экспектаций окружения и достижения социально значимых целей.
Что касается осмысливания и определения такого понятия, как психофизиологическая адаптация, то оно в научной литературе тоже не приобрело достаточного освещения. Это можно считать существенным пробелом, ибо, на наш взгляд, само понятие адаптации по своей сути есть психофизиологическим. Ведь, исходя из системного понимания адаптации, адаптационные процессы, которые чаще всего рассматриваются отдельно, - процессы, которые преимущественно относят к психической или физиологической сфере, как правило, неотъемлемы друг от друга и тесно взаимосвязаны во время приспособления человека к постоянно изменяющимся условиям существования. Адаптационный процесс касается всех уровней организма: от молекулярной до психической регуляции деятельности.
В научной литературе встречается только несколько определений понятия психофизиологической адаптации. По Ц.П. Короленко, психофизиологическая адаптация - это адаптация не только на уровне психической сферы, но и на уровне связанных с ней физиологических функций. Ф.Б. Березин определяет психофизиологическую адаптацию как оптимальное соотношение между психическими и физиологическими адаптационными процессами. И, по его мнению, она является только одним из трех аспектов психической адаптации (он выделяет еще социально-психологическую и собственно психическую) .
Подобные трактования понятия психофизиологической адаптации значительно суживает его содержание, не раскрывает должной мерой его сущность и значение. Поэтому содержание психофизиологической адаптации наиболее адекватно можно определить отталкиваясь от содержания понятия ПФС, которое рассмотрено с позиции теории функциональных систем.
Опираясь на обозначенный подход, было предложено такое определение психофизиологической адаптации: «… это процесс, который обусловленный изменением в психофизиологическом состоянии человека под влиянием дезадаптационных факторов, требующий одновременного и согласованного взаимодействия функциональных подсистем на всех уровнях целостной системы психофизиологического состояния с целью эффективного обеспечения деятельности в новых условиях» .
Подобное определение отвечает полностью благоприятному требованию рассматривать адаптацию в диалектическом объединении трех уровней - биологического. Психологического и социального. Тесная взаимосвязь разных компонентов адаптации подчеркивается также другими исследователями . Хотя при этом указывается, что подобные компоненты имеют относительную независимость.
Именно из таких позиций, как правило, понимается профессиональная адаптация, которая являет собой единство адаптации индивида к физическим условиям профессиональной среды (психофизиологический аспект) адаптации к профессиональным заданиям, выполняющихся операций, профессиональной информации и т.п. (профессиональный аспект), и адаптации личности к социальным компонентам профессиональной среды (социально-психологический аспект). Важное место среди психологических механизмов адаптации отводиться самооценке, поскольку неадекватность самооценки обычно становится преградой на пути профессиональной адаптации, особенно в условиях деятельности, имеющей стрессовый характер.