Координаты мыс рас хафун широта и долгота. Мировая география. Крайние точки Африки и их координаты

«Сельское хозяйство Африки» - Ливия. Восточная Африка. Основное занятия:земледелие, скотоводство. Юг Чада. Арабские и берберские народы, говорящие на афразийских языках. Малави. Лесото. Бурунди. Марокко. Египет. Юар. Жилище - однокамерное круглое, квадратное или прямоугольное в плане. Традиционное поселение - кольцевой планировки из полусферических хижин (крааль).

«Исследование Африки» - Географическое положение. Атлантический океан. Индийский океан. Исследования Африки. Фгп африки. Образ Африки. м. Бен-Секка. Средиземное море. Красное море. м.Альмади. м.Игольный. Гвинейский залив. Мозамбикский пролив. Африка. Исследование Африки. м. Рас-Хафун.

«Карта Африки» - Монархии. Население Африки. Федеративные государства: Большинство стран Африки – унитарные государства. Марокко, Лесото, Свазиленд. Большинство африканских стран. Южная Африка. Северная Африка. Восточная Африка. Политическая карта. Африка. Субрегионы Африки. Юар. Эфиопия. Особые формы правления. Западная Африка.

«Характеристика Африки» - Природно-ресурсный потенциал. Природно – ресурсный потенциал. Регион занимает первое место по запасам большинства видов минерального сырья. Население континента. План урока Государственный строй и ЭГП стран Африки. Африка сегодня. Проблемы народонаселения. В регионе исторически сложился низкий уровень урбанизации.

«Леса пустыни и саванны Африки» - Во внутренних частях пустыни дождей иногда не бывает по нескольку лет. Вельвичия. Баобаб по праву считается одним из символов Африки южнее Сахары. Кое-где растут отдельные пучки трав и колючие кустарники. Рельеф. Экваториальные леса, или гилея. Заготавливают ценные породы древесины, занимаются охотой, собирательством.

«Географическое положение Африки» - Африка – континент контрастов. 6. Как расположен материк относительно других материков? Продолжи фразу! Среди других континентов Африка занимает особое положение. План изучения физико- географического положения материка. В 146 году до н.э. римляне захватили земли на территории современного Туниса. Цель урока.

Всего в теме 27 презентаций

Ифрикия – арабское название римской провинции Африка (примерно соответствовала нинешнему Тунису без Сахары). Столицей Ифрикии был Кайруан. Имя этой небольшой территории стало названием целого континента (по-арабски и современная Африка – Ифрикия). Есть версия, что и римское «Африка». И арабское «Ифрикия» восходят к названию аборигенного берберского племени ифрен (ифран), жившего в Атласе.

Или: Название «Африка» вероятно, происходит от латинского «afrigus», что значит безморозный, не знающий холода, так римляне называли небольшое племя и его местообитание к югу от Туниса.

Африка – единственный материк, лежащий почти равномерно в северном и южном полушариях. Мыс Рас-Энгела – крайняя северная точка континентальной Африки (37 0 21 /). Его часто путают с мысом Эль-Абьяд (Кап-Блан), находящимся в 10 км к востоку и менее выступающим на север.(Рас – мыс, выступающая часть).

Самая южная – мыс Игольный – 34 0 52 // ю.ш. Африка вытянулась с севера на юг почти на 8000 км, лежит между тропиками, отчасти в субтропиках. В силу такого географического положения солнце круглый год высоко стоит над горизонтом. Вследствие этого в Африке в течение всего года наблюдается более или менее равномерная продолжительность дня и ночи и на большей части материка большие температуры.

С запада на восток в наиболее широкой части Африка имеет протяжение около 7400 км, ее западная точка – мыс Альмади – 17 0 32 // з.д., а восточная – мыс Рас -Хафун - 51 0 23 // в.д. на юге материк сильно сужается.

По величине Африка уступает только Азии и занимает 29,2 млн км 2 , а с прилегающими островами около 30 млн км 2 .

Африка омывается водами Индийского океана на востоке, Атлантического – на западе, на севере Африка отделяется от Евразии Средиземным морем, на северо-западе – Гибралтарским проливом, ширина которого составляет 14 км. От Азии Африку отделяет Аденский залив, Красное море, Баб-эль-Мандебский пролив. Лишь в месте Суэцкого перешейка матери соединен с Аравией. Этот перешеек перерезан каналом в 1869 году. Однако историей своего развития Африка тесно связана с Аравией и Южной Европой.

2. История формирования территории Африки.

Материк Африка, за исключением гор Атласа на северо-западе и Капских гор на крайнем юге, а также остров Мадагаскар и прилегающий к Африке на северо-востоке Аравийский полуостров образуют Африканскую (Африкано-Аравийскую) платформу. Отдельные ядра этой платформы возникли в конце архейской эры (около 2 млрд. лет), такие ядра известны в Сахаре, в южной части материка.

Архейские структуры обнажаются и в восточной половине о.Мадагаскар. В Сахаре и по северному побережью Гвинейского залива древнеархейский цоколь был разбит на глыбы.

В начале протерозоя уже обозначились основные контуры Африканской платформы, кроме ее окраинных частей. Однако вскоре в пределах новообразованной платформы возник новый геосинклинальный пояс, простиравшийся через Заир, Уганду Танзанию, т.е. почти через середину материка. Эта (Карагве-Анколийская)_ геосинклиналь заполнилась в основном песчано-глинистыми осадками, позднее превращенными в кварциты, отчасти известняки. Ее развитие завершилось 1,4 млн. лет назад складчатостью, метаморфизмом и внедрением гранитов.

В позднем протерозое параллельно этому геосинклинальному поясу развивался еще один – Катангский, охватывая часть территорий Замбии и Анголы, замыкаясь у Киншасы.

Геосинклинальные образования позднего протерозоя (байкальская складчатость), испытавшие складчатость и метаморфизм, оказываются широко развитыми почти по всей периферии древнейшей, послеархейской части Африканской платформы. Они установлены в горах Антиатласа, распространены по обе стороны грабена Красного моря, проявляющиеся в пределах так называемого Мозамбикского пояса, образуя непрерывную полосу вдоль западного побережья.

В это время происходило накопление осадков в уже сформировавшихся синеклизах Тауденни на западе Сахары и Судана, впадинах Калахари, по всей северной и восточной периферии впадины Конго.

Каледонская складчатость. В это время почти вся платформа, за исключением крайней северной и южной оконечности, а также архейские массивы – Ахаггар и др. оставались приподнятыми и сохраняли континентальный режим. Моря покрывали северо-запад Африки, западную половину Сахары. В это время активно развивалась Атласская гесинклиналь.

Герцинская складчатость. В это время море покинуло платформенные впадины. В Атласской геосинклинали произошла складчатость, внедрение гранитов. Окончательно оформились впадины Конго, Калахари, Карру. Эти впадины заполнились отложениями «карру» - внизу ледниковыми, выше угленосными, еще выше – отложениями пустынных красноцветов и массовых излияний базальтов.

В перми сформировался Мозамбикский прогиб, отделивший остров Мадагаскар от материка. Началось формирование впадины западной части Индийского океана. К концу триаса складчатость и поднятия хватили Капскую зону на крайнем юге материка, где сформировались Капские горы.

Мезозой. Его начало характеризуется господством континентального режима и постепенного выравнивания рельефа. Но с начала юры, начиная с области Атласских гор, территория охвачена трансгрессией, максимум которой наступил в позднем мелу. В это время море покрывает северную часть материка, проникает в глубь Сахары и соединяет Средиземноморский бассейн с бассейном Гвинейского залива через впадину Бенуэ в Нигерии. На короткое время море вторгается также во впадину Конго. Крупные разломы и опускания положили начало образованию впадины Атлантического океана и оформили конфигурацию западной части материка.

Кайнозой. Начиная с конца палеогена (олигоцен) Африка вступила в фазу общего вздымания, особенно энергичного на востоке, где оно началось раньше (в конце мела) и было связано с опусканием Мозамбикского пролива и западной части Аравийского моря. Окончательно оформилась крупнейшая зона разломов, разделяющаяся на несколько ветвей с расположенными вдоль них грабенами. Красное море, Аденский залив и крупнейшие озера Африки – Танганьика, Ньяса и др. приурочены к этим грабенам. Движения по разломам сопровождались интенсивной вулканической деятельностью – сначала трещинного типа (плато- базальты Абиссинского нагорья), а затем уже в неогене - центрального, с образованием мощных вулканических конусов – Килиманджаро, Кения, Меру, и т.д.

Молодой (неогеново-четвертичный) вулканизм проявился и в западной половине континента, в полосе следующей от залива Габес через массив Ахаггар к Камеруну и далее в Анголу. Молодые вулканы известны и на побережье Западной Африки (Синегал). Другая полоса вулканов следует от вулканических островов Гвинейского залива к вулканическому массиву Тибести.

В плиоценово-четвертичную эпоху Атлас был поднят в целом и расколот с образованием системы грабенов. Одновременно началась вулканическая деятельность, как эффузивная, так и интрузивная. В результате возникли вулканические Коморские и Маскаренские острова.

Из геологических событий, пережитых Африкой, следует отметить оледенения, которым неоднократно повергалась южная часть материка, о чем свидетельствуют тиллиты – древние ледниковые валунные глины. Вопрос о количестве оледенений – спорный. В южной Африке найдены явственные следы континентального оледенения, имевшего место в протерозое. В нижнем девоне Южная Африка подвергалась вторичному оледенению. Характер отложений этого времен указывает на наличие мощного ледникового покрова. Третье оледенение имело место в карбоне. Это оледенение охватывало громадные площади Гондваны и распространялось по территории Южной Африки. В четвертичное время оледенение в Африке, видимо, не имело сколько-нибудь значительно распространения.

В конце плейстоцена на африканском материке приобрела свойственные черты природная зональность.

3.Полезные ископаемые Африки

Обилие и разнообразие полезных ископаемых Африки обусловлено особенностями геологической истории и тектоники материка, в силу которых древние горные породы, содержащие ценные минералы, оказались обнаженными или лежащими близко к земной поверхности. Обилие полезных ископаемых объясняется активной вулканической деятельностью, сопровождавшейся выходом лав и образованием богатых минералами метаморфических пород.

Африка занимает выдающееся положение по добыче алмазов, кобальта, золота, марганцевых руд, хромитов, лития, сурьмы, платины. Далеко не последнее место Африка занимает по добыче олова, цинка, свинца, бериллия, железных руд, графита.

Самые крупные месторождения золота сосредоточены в Южной Африке в Трансваале, которые приурочены к позднеархейским образованиям. Месторождения золота известны также в бассейне Конго, в ряде стран Гвинейского побережья, в Кении, на острове Мадагаскар.

Африка дает более половины суммарной добычи алмазов в мире. Крупнейшие месторождения алмазов находятся в ЮАР – в окрестностях Кимберлея. Здесь алмазосодержащая порода – синяя порода – кимберлит, относящаяся к типу вулканических брекчий, заполняет каналы – «трубки взрыва», пронизывающие толщу песчаников, глинистых и кварцитовых сланцев, входящих в формацию кару. Но кроме этих коренных месторождений, алмазы в южной Африке встречаются также в россыпях- глинистых, песчаных и галечных отложениях речных долин. Кроме южной Африки, месторождения алмазов имеются в экваториальной Африке и странах Гвинеи.

Медные руды приурочены к рифейским отложениям Катанги, где залегает так называемая «рудная серия», вмещающая богатейшие залежи медных и медно-кобальтовых руд южной Катанги и северной части Замбии. Происхождение этих руд еще не выяснено окончательно: одни ученые считают их осадочными, другие гидротермальными. С внедрением гранитов в рифее на этой территории связаны также жильные месторождения урана и кобальта.

Во второй половине палеозоя в Атласской геосинклинали произошла складчатость, внедрение гранитов, создавших жильные месторождения свинца, цинка, железных руд. Месторождения олова и вольфрама связаны с развитием Карагве-Анколийской геосинклинали и расположены в основном в Нигерии, верховьях Конго.

Значительны запасы марганцевых и хромитовых руд. Месторождения марганца имеются в Марокко, ЮАР, Экваториальной и Западной Африке; месторождения хромитов – ЮАР. Богатейшие месторождения железных руд находятся в горах Атласа, в странах ЮАР, Верхней Гвинеи.

Из энергетических месторождений в Африке имеются запасы угля. Крупнейшие из них находятся в ЮАР, Атласе, Нигерии.

Месторождения разведаны на юге Алжира, западе Ливии, где нефть и газ приурочены к палеозойским песчаникам. В пределах периферических бассейнов, выполненных отложениями мела, были также открыты крупные месторождения нефти особенно в Ливии, Нигерии, Габоне, Анголе.

Из нерудных ископаемых следует отметить фосфориты, добыча которых имеет мировое значение. Их месторождения приурочены к шельфовым отложениям верхнего мела – нижнего эоцена северо-западной Африки, в особенности Марроко и Туниса.

В новейшую и современную эпохи в тропической зоне Африки, особенно по северному побережью Гвинейского залива, в результате интенсивного химического выветривания возникли богатейшие залежи алюминиевых руд – бокситов.

Графит добывают на о. Мадагаскар.

Африка

Заливы

Мысы

Острова

Полуострова

Проливы

Горы, возвышенности, плоскогорья

Равнины, низменности

Аденский

Алгоа бух.

Гвинейский

Тунисский залив

Сент-Хелина

Сидра (Большой Сирт)

Гвардафуй

Доброй Надежды

Игольный

Рас-Хафун

Рас-Энгела

Эль-Абьяд

Амирантские

Виктория

Вознесенья

Занзибар

Зеленого Мыса

Канарские

Коморские

Мадагаскар

Маврикий

Маскаренские

Принсипи

Святой Елены

Сомали

Баб-эль-Мандебский

Гибралтарский

Мозамбикский

Телль-Атлас

Высокий Атлас

Анти-Атлас

Сахарский Атлас

Дарфур пл.

Большое Кару, пл.

Верхнее Кару, пл.

Восточно-Африканское

Высокий Велд, пл.

Драконовы

Камерун, влк.

Килиманджаро, влк.

Кордофан, пл.

Рувензори

Тенезруфт

Фута-Джаллон, пл.

Эннеди, пл.

Эфиопское

Афар, низм.

Боделе, котловина

Гвинейская

Калахари равнина

Каттара, низм.

Мозамбикская равнина

Сенегало-Мавританская равнина

Сомалийская равнина

Среднего Конга равн.

Чад, котловина

Пустыни

Озера

Реки

Аравийская

Большой Западный Эрг

Больш. Восточный Эрг

Данакиль

Ливийская

Нубийская

Хамада-эль-Хамра

Эрг-Игиде

Бангвеулу

Виктория

Вольта, вдхр

Кариба, вдхр

Макарикари (солончак)

Мобуту-Сесе-Секо (Альберт)

Танганьика

Белый Нил

Голубой Нил

Оранжевая

В морском судовождении мы всегда имеем дело с навигационной обстановкой,в которой особое место занимает какой- либо мыс.По определению- это часть берега, вдающаяся в море.Обычно он существенно выделяется на береговой линии характером приметной крутизны, особенно, если выражен клином и является запоминающимся ориентиром для штурмана.Очень часто на мысах ставятся маяки,но не всегда.

Мыс встречает и провожает нас при каждом выходе из порта,рейда или залива и может означать очень многое. Плавание в районе видимости какого- либо мыса, особенно ярко выраженного, каким- либо характерным клином, даёт возможность, визуально или по радиолокатору,постоянно контролировать положение судна,его навигационное положение и безопасность.Но не только это.

Особое значение имеет момент пересечения линии траверза на мыс, т.е. виртуальной линии от мыса на судно и перпендикулярно его курсу.Тогда штурман наносит на карту самое точное место и замечает время по судовым часам.Этот момент времени может означать,например, момент выхода судна в открытое море или вообще выход из своего прошлого в настоящее. А, оглянувшись, можно посмотреть на своё прошлое.Ну а впереди, в туманной дымке горизонта, Вас ожидает новый мыс и за ним, манящее своей новизной, Ваше будущее.

В памяти штурмана остаются десятки или больше характерных мысов и каждый по своему неповторим.Ширкову особенно запомнился мыс Рас- Фартак в Аравийском море на береговой линии государства Йемен.

Этот мыс, высотой 500- 600 метров, ярко выраженный клином и вершиной горы, круто спускается к морю.Такой мыс был почти идеальный навигационный ориентир, но запомнился он не этой своей геометрией,а своим характером.

Ширков проходил его очень близко,раз десять или больше,и каждый раз на траверзе он преподносил ему очень неожиданный момент, с поразительным повторяющимся впечатлением и эффектом.

Рыболовное судно, СРТМ-к "Лазер",где он был старпомом, принадлежало тогда, в 1986 году, самой престижной в СССР фирме "МОРТРАНСФЛОТ" (Калининград) и работало в рыболовной зоне НДРИ (Народная демократическая республика Йемен).

На этом судне вся промысловая работа замыкалась на Ширкова,потому что все штурмана и капитан были с транспортных судов.Ширков,уже в зрелом возрасте,прошел многие морские должности,в том числе бывал капитаном на средних и больших рыболовных траулерах.Однако сейчас он был старпомом на среднем траулере, ибо так нужно было конторе.

"Лазер"пришёл сюда из Калининграда и с группой- два малых траулера.Ширков знал этот район по прошлому рейсу,имел почти все основные промысловые планшеты с трассами тралений,проработанные своими руками.А ещё краткий промысловый дневник со своими заметками.

Первую постановку трала он произвёл,как опытный наставник, мастер- класс, в присутствии на мостике всех штурманов и капитана.Чтобы смотрели и вникали в дело.Остальной состав экипажа состоял из штатных профессиональных рыбаков и они знали всё, что было нужно.

Штурмана с транспортных судов попали сюда, как "кур во щи" и чувствовали себя сначала, как юноша в незнакомом лесу. Однако пришли сюда не на прогулку, поэтому старательно вникали в дело. Ведь "Не Боги горшки обжигают".

Штурмана,в общем,были достаточно понятливы и старательны, но за неделю или за один рейс невозможно с нуля изучить район, технику, практику и тактику тралений.Конечно,дойти до уровня среднего промысловика им было совсем невозможно за такой короткий срок,но но надо было отработать,как вообще возможно.Ну,в случае чего и вообще на все это дело был Ширков,в роли наставника-промысловика,который знал и был способен на все ситуации и вопросы.

Все эти вопросы ложились, естественно, на Ширкова. Особенно поиск рыбы, параметры трала,режим тралений,и многое другое,что для новичка- темный лес. Для этого надо знать район и,хотя бы общие понятия в этой категории.

Траулер с самого первого момента начал работать так,что будто на мостике одни профессионалы.Это послужило поводом того,что молодому третьему штурману,да и капитану,показалось,что хождение с тралом и все рыбацкое дело- детские игрушки.Ну и вроде бы они- герои.

Вдруг траулер задрожал мелкой и крупной дрожью,завизжали тормоза лебедки и завыли ревуны тревоги.Начали выборку трала,но пришли только ваера и кусок троса.Трал зацепился за плохой грунт,был оборван и остался навсегда на дне моря.Капитан и третий штурман хлопали своими гляделками и тихонько бздели по вялому ветерку.Это была промысловая авария по причине ошибки судовождения с тралом.Так произошло два раза и остался только один последний запасной трал.

Экипаж пришел сюда заработать деньги, а для этого нужно добыть и
обработать сотни тонн рыбы.Это понимали все, в том числе и то, кто тут есть кто.

Наставник отлично видел промахи капитана- транспортника,но что тут поделаешь.Он уже никогда не будет рыбаком.

А,в общем,капитан был неплохой моряк и человек,старше годами и ему нужен был последний рейс перед пенсией.Он давно работал в этой фирме и был там свой.

Ширков работал здесь второй год и частично уже пожалел,что пришел в эту контору и порт.Калининград на несколько порядков отставал в цивилизации жизни и человеческих отношений от Прибалтики.Это было контрастно заметно и не только.

Однако в этом рейсе,на этом судне, абсолютно всё зависело именно от Ширкова.Остальные были нули.Капитан разговаривал с Ширковым всегда вежливо, с улыбкой и тоном просьбы.Такое поведение было оптимальным и вызывало ответное уважение очень тактичного Ширкова.

В общем,опытным и компетентным промысловиком,на мостике СРТМ-к был старпом и это решало общее дело.Характер у всех был ровный и нормальный, как обычно бывает у моряков.Такое положение было очень интересным.

В этом районе в основном добывали каракатицу (в своём кругу называли просто каракат), а в прилове была не менее ценная креветка, особенно большая королевская креветка и золотой карась. Эта ценнейшая продукция, в основном, шла в Японию за золотую валюту. Это был превосходный источник валюты для СССР.

Каракатица представляет собой интересное морское животное, округлой формы, коричневого цвета и чем- то напоминающее зайца, но без костей. Вес такого экземпляра может быть от 1 кг. до 10 кг. или чуть больше. Мясо такой каракатицы, в зависимости от национальной кухни, может приготовляться на различный манер. У нас оно напоминало свинину, а в салате
что- то вроде кальмара, но не совсем.

Это мясо,белого цвета,кроме превосходного вкуса, стимулировало жизнедеятельность человека и оказывало оздоровительный эффект. Японцы понимают толк в этом деле и их плавбазы регулярно приходили сюда на разгрузку наших траулеров. Поэтому весь первый сорт каракатицы шёл за границу. А в прилове, не менее дорогие, креветка и золотой карась в комментариях не нуждаются.

Если попадалась рыба, чуть помятая или с малым размером и прочее, то она была уже вторым сортом, и этот второй сорт доставлялся в Калининград или Одессу, где у фирмы был свой причал и ремонтная база. Весь первый сорт перегружался на японские рефрижераторы.

В рейсе, после каждой выборки трала штурман и механик выходили на верхнюю палубу, к транспортёрам и ловко сортировали добытую продукцию. По ленте транспортёра шла дорогостоящая каракатица, золотой карась, креветка, морские щуки, негрито и ещё были отборные деликатесы.

Это была чистейшая валюта, так необходимая тогда стране. Она была добыта рыбацким умением, трудами и старанием, осталось только перегрузить всё это на японский рефрижератор.

Морские черепахи, морские ежи, ракушки и медузу мы выбрасывали за борт, но особенно красивые экземпляры моряки брали себе на сувениры.

Мыс Рас- Фартак, как бы, разделял общий район на два подрайона: восточный и западный.Приходилось периодически переходить за рыбой, на работу тралами из одного района в другой, исходя из промысловой обстановки, в зависимости от перемены ветров и температурных градиентов.

Судно СРТМ-к - прекрасное судно в своём классе во многих отношениях: высоко мореходное и штормовое, круговой обзор с мостика, управление скомбинировано на пульте рубки, новейший радар, японский поисковый эхолот, автомат на руле и всё остальное.Такое судно было на порядок выше всех прошлых СРТ (средний рыболовный траулер, логгер), на которых в Северной Атлантике прошла вся молодая и драгоценная жизнь.

Ширков навсегда запомнил первую встречу с мысом Рас- Фартак, как нечто особенное и, как незабываемый момент. Судно полным ходом шло из западного в восточный район, который находился за этим мысом. Судно управлялось на автомате и штурман был один на мостике.

С этим мысом Ширков имел визуальный и геометрический контакт. Видимость была изумительная, ибо здесь пустыня, туманов нет почти никогда, Солнце, море 2 балла, между гор и в долинах просматриваются загадочные развалины и руины древних цивилизаций, красота и спокойствие. В отвесной стене гранита, у кромки моря, открывались один за другим два больших грота, куда, с плеском, разбиваясь на брызги, закатывалась зыбь.

Приблизившись почти к траверзу, на судно внезапно, будто из- за монолитной каменной стены, как из- за угла, с радостным гиком и наглостью налетел встречный шквал, наполненный дождём и резким ветром.

Видимость упала почти до нуля, возникшие ударные короткие волны с белыми шипящими гребнями забросали палубу, а ветер уже унёс трюмный брезент и пару коробов гофротары. Изумлённые и довольные чем- то матросы скрылись в надстройке, но вскоре всё прекратилось так же внезапно, как и началось. Но вот брезент улетел навсегда.Так детская шутка.

Мыс Рас- Фартак, всегда неожиданно, проделывал такие шутки при каждом проходе мимо него.Это было раз десять или больше, изумляя старпомаю.И, как это ему удавалось так неожиданно,было непонятно, и вызывало запредельное восхищение.

Ширков долго не мог понять, как это практически ему удавалось перехитрить старого морского волка, на такой превосходной видимости. Дождевой шквал в море обычно замечали, как минимум, за 10- 15 минут, а то и за 20, и за это время успевали закрыть все люки. А здесь, безо всякого предупреждения, налёт нереально внезапно и все мокрые, как суслики. Но это было тогда, и это уже в прошлом.

И вот снова, в реальном времени, старпом, как опытный рыбак, стоял у эхолота и,читая грунт под килём, шёл очень близко от мыса превосходным курсом.Все соответствовало всей теории и практике, а также всем местным обычаям.В общем он хорошо знал район и был здесь почти,как дома.

Это уже было после окончания КТИ РПИХ и в сознании работало, выведенное на дипломный проект уникальное математическое уравнение безопасности и надёжности.

Это уравнение понимал только сам Ширков и то не всегда, да ещё один кандидат наук КТИ, тех времён. Это уравнение было ещё не доработано, но оно позволяло в цифровом ключе оценить и прогнозировать ситуацию, и избежать всяких неприятностей, особенно аварийных.

Оно очень близко подходило к будущим разработкам и современная эпоха цивилизация пока ещё была не готова его принять.

Сейчас же, в очередной раз, было прекрасной синевы, с редкой рябью море, голубое небо с красивыми облаками, а справа по носу медленно перекатывался слева направо, открывая первый грот, знакомый друг- мыс Рас- Фартак.То, что это был друг, Ширков понял сразу, при первой встрече. Среди этой красоты и всего великолепия не было никого,только где- то там Господь.

О смысле жизни не хотелось думать, ибо главные крушения надежд уже произошли и хорошо, что там наверху есть Господь. Он знает всё. И это "всё", половину или часть, можно свалить на Него. Если Он взялся всё решать сверху, то пусть будет так, а заодно и пусть отвечает за всё, если что не так.Хотя вряд ли Он будет за что- нибудь отвечать, потому что не за этим Он туда залез и сел там, наверху.

Рейс, длиной почти в полгода, подходил к концу. Наверное, прохожу здесь в последний раз, мелькнула мысль. Контора "МОРТРАНСФЛОТ" ликвидируется.

Тогда необоснованно была ликвидирована самая передовая, универсальная и успешная судоходная фирма в СССР, имеющая более ста судов и кадры высшей квалификации.

Дошёл слух, что "МОРТРАНСФЛОТ" ликвидировал один из функционеров в МИНРЫБХОЗе,который в молодости работал в МОРТРАНСФЛОТе третьим штурманом и был уволен за профессиональную непригодность. В общем этой фирмы больше нет, а судно СРТМ-к "Лазер" передаётся и пойдёт уже в Одессу.

Конечно, можно было написать заявление и дальше работать на судне, уже от Одессы.Знакомый по прошлым рейсам чёрный араб, местный представитель фирмы Йемена так и предложил:

"Альберт! Капитан уходит на пенсию, принимай судно. Мы дадим предложение в СОВРЫБФЛОТ".

Он закончил мореходку в Калининграде и был в душе и по всем другим моментам русский в доску.При случае имел большое желание к месту ввернуть забавную русскую поговорку или калёное с солью словцо. Он хотел работать со cтарпомом и дальше, ценя характер и все другие качества, которые видел лично.

Когда он уходил в отгул домой, то имел пару коробов отличной рыбки, что для семьи было хорошим подспорьем.Старпом с удовольствием подписывал ему такую бумагу.

Однако в этом плане было два- три но. Первое то, что это судно небольшое, что- то тысячу тонн с небольшим, а у Ширкова за плечами престижный ВТУЗ и его волновали большие корабли, типа "Берег", у которых под 20 000 тонн.

А потом ещё, Одесса- это Юг,там люди совсем другого склада,а в такие уже годы менять, не яркое северное небо Прибалтики на южное палящее Солнце, наверное уже нет резона.

Как сказал однажды знакомый эстонец из Таллина, капитан грузового судна, налив по рюмке превосходного бренди: "Альберт! Ты уже не можешь быть другим."

Это он имел ввиду характер. Хотя Ширков был таким всегда.Но северный характер существует. Так что,красавица Одесса, видимо, не получится.Она явно не по зубам.

Вместе с этими размышлениями старпом, как здешний местный и знающий здесь почти всё, смотрел на море и берег с почтительным удовольствием и всё было под контролем.Авторское математическое уравнение показывало почти максимальную цифру безопасности при большом наборе параметров.

Рядом был друг, мыс Рас - Фартак, который открыл вниманию уже свой второй, самый большой грот у кромки воды и судно подходило к его траверзу.

Вот в этот раз не будет шквала,- с мальчишеским азартом подумал Ширков.Слишком хороша погода и видимость и сегодня не получится разыграть номер.Вспомнил и почувствовал где- то на белом берете, фундаментальной силы и яркости, марку великолепного Калининградского ВТУЗа РП, который прошёл от и до, в своём привычном блеске.

Мы тут тоже кое- кто, а не бульварная девка, - с гордостью и удовольствием подумал Ширков, расправил плечи и вышел на крыло мостика попрощаться. Мыс спит, как довольный домашний кот, а здесь проходит его друг. У Ширкова тогда весь экипаж был в доброжелателях, но закадычный друг был только он, мыс Рас- Фартак.

В этот момент знакомый шквал,который старпом уже знал в лицо и по имени, налетел так же внезапно и неожиданно, как и всегда из ничто и ниоткуда, и в это просто нереально было поверить. И он снова не верил, что так может быть, но всё повторялось, как всегда.

Безрукавка и белые шорты промокли мгновенно,белый берет улетел к чайкам. Кристально чистым дождём были промыты готовые затуманиться глаза и свежим ветерком продуты чуть загрустившие мозги.

Закадычный друг, мыс Рас- Фартак был настоящим и он отлично знал, что делает.Увидев на лице старпома снова бодрость, он, последним порывом ветра сдул капли дождя с его глаз. Они были одни, лицом к лицу, под взором только чистейшего неба, глади синеющего моря и, возможно, Создателя, если Он соизволил сверху посмотреть на этот пейзаж.

Старпом и мыс были совсем рядом и смотрели друг на друга в восторге и изумлении, и понимали друг друга без слов."Друга ведь не выбирают, друг приходит как- то невзначай".

Мыс Рас Фартак,как сильнейший профессионал моря, со своей высоты отлично понимал все и не видел никого вокруг,равного в навигации Ширкову.Он вздымался ввысь к облакам и гордился своим другом.

Ширков понял много позже, уже на берегу, что мыс бросал ветер из- за угла своей каменной стены, а дождевой шквал сверху горы, чтобы, например, поиграться и передать привет при встрече. Да и не просто встретить старого знакомого, а встретить с восторгом и настроением. Здесь тепло и жарко, рядом безводная пустыня и чистейшие капли дождевой воды в шквале, могут быть дороже серебра и золота, а ему ничего не было жалко для друга.

Это судно работало под флагом СССР и неплохо получали, кроме рублей ещё валюта и чеки. Но рядом были с десяток таких же судов, но под флагом Йемен и там такие же экипажи получали зарплату на порядок выше, почти чистым золотом. Один такой рейс мог обеспечить прочный фундамент жизни и это ещё не всё, но туда попасть Ширкову так и не удалось.Там были люди с другими характеристиками, которые бывают не у всех, или так решил Господь.

Работа таких судов в том районе приносила заметную прибыль, даже на глаз было видно, что выгода потрясающая, траулеры добывали продукцию, которая напрямую превращалась в золотую валюту. А государство Йемен было полностью с Союзом, их рыбаки учились в превосходных советских мореходках, свободно говорили по русски без акцента. Они проходили практику и работали совместно с советскими экипажами. Народ трудолюбивый и по русски добрый.

По сравнению с районами Северной Атлантики, где бушуют и царствуют ураганы, здесь была южная экзотика, но всё равно пахали дни и ночи, потому что так работают рыбаки на средних траулерах.

В каждой работе есть свои трудности и каждая работа требует своего искусства.Но искусство на рыболовных и особенно эти самые трудности несоизмеримы с грузовыми судами, на которых сейчас, упиваясь удачей, бороздили моря и океаны счастливые однокурсники по мореходке.Ширков тоже должен был работать там,но не вышло.

Удачливый и по всем статьям лучший однокурсник стоял на комфортабельном высоком мостике нового современного грузового судна и, ковыряя в носу, пыжился от своего успеха и искал во всех углах романтику. Одно присутствие на таком судне- сплошная романтика. Он никогда бы не озвучил постоянную свою мысль, что он, безусловно, первый сорт, а Ширкова, в глубине души, он давно записал во второй сорт, тем более, что так оно и было. Старпом знал это точно и нечего было возразить.Раз рыбак, то второй сорт,это так было заведено и известно всем.

Тому, конечно, было не понять, что эту романтику не подашь, например, на обед,как хорошую рыбку на стол,добытую рыбаками в морях и океанах.Здесь же, все силы и время забирала рыба, её поиск, добыча и обработка.А ещё борьба с ураганами и штормами,особенно в центрах циклонов Северной Атлантики.

Так вышло, что, изнемогая от усталости и недостатке сил, дети войны,стиснув зубы и своё я, пахали на палубах средних траулеров без права на отдых и держали на своих руках ослабевшую от прошлой страшной войны страну. Романтика, как ухоженная и избалованная женщина, старалась обходить такие круги ада, в которых крутился этот второй сорт.

И всё- таки здесь иногда бывали счастливые мгновения, встречи и расставания, когда рядом бывал настоящий друг.Впервые Ширкову было жаль покидать район промысла. Здесь оставался настоящий и единственный его друг, мыс Рас- Фартак. Увидимся ли снова, не знал никто.

Жизнь и время движутся вперёд и только вперёд. Где- то за горизонтом, на западе, в районе Клайпеды, старпом улавливал неясные очертания большого и даже огромного транспортного рефрижератора, типа "Берег". Он тогда ещё не знал точно, но чувствовал,что будет ещё, лучшая в жизни, пароходная контора "Клайпедский транспортный флот".И он не ошибался.

Эту мечту нельзя было игнорировать и пропустить и это всё понимал друг, мыс Рас- Фартак.А давняя спутница и подруга- грусть снова подошла и стала рядом.Но Ширкова уже ждала красавица- Клайпеда и лучшая в мире мореходная контора с чарующей Прибалтийской аурой и цивилизацией.

А капитан того траулера,почтенный Юрий Иванович,написал блестящие характеристики всем штурманам.В отношении старпома он не удержался от какой-то досады или что.В общем маленькую шпильку,как в ботинок,он ему состряпал.Люди есть люди и Ширков видел уже всякое в жизни.Тем более это Калининград с потрясающе отсталой цивилизацией.Правда эта шпилька ни на что не повлияла.

Несколько позже превосходный транспортный рефрижератор "Антанас Снечкус", где Ширков был старпомом, следовал из Клайпеды в Тихий океан на разгрузку больших рыболовных траулеров. Огромное современное судно первой категории, у старпома четыре капитанских шеврона на плечах, а у капитан- директора- одна широкая.

В ту ночь большой рефрижератор шёл в проливе Дрейка, приближаясь к мысу Горн. Его траверз должны были проходить на утренней вахте старпома.

Овеянный ореолом старинной романтики мыс Горн с давних времён известен всем морякам. Одно его имя занимало в морских кругах высшую категорию фундаментального знака, который был одним из главных в морской цивилизации. Считалось, что настоящим полным моряком может быть только тот, кто огибал мыс Горн, хотя бы один раз в жизни, и Ширков ждал с ним встречи всю жизнь.

На просторное крыло своего шикарного мостика Альберт вышел задолго до прохождения траверза на мыс и стоял там в почтительном ожидании. Мыс медленно приближался по правому борту.

Старпом был в новейшей, только что со склада, штормовке старшего комсостава, на которой синей эмалью чуть светился ромбик великолепного и сильнейшего Калиниградского рыбвтуза.

На плечах четыре шеврона капитана дальнего плавания,потому что корабль был- Первой категории.У капитана там- одна широкая и чем -то напоминала капитана первого ранга ВМФ.А у Ширкова четыре средних,что как -то походило на капитана второго ранга ВМФ,что так же не мало,и весьмаа...

Этот штурман,отличник Таллинской мореходки,затем КТИ РПИХ, различные курсы,экзамены,группы флотов,мостики многих кораблей, всегда возглавлял список первых отличников по специальности.А наиболее близкие коллеги в море, издалека, узнавали его по походке и считали продвинутым.

За спиной были готовы выступить вымпела и грамоты, великолепный премиальный автомобиль от Минрыбхоза СССР, поощерения и другие атрибуты, в том числе, иногда от иностранных государств, в частности от США и Канады.Были спасение людей в океане и другие дела на море.

За его спиной,как в туманной дымке,уходя за горизонт, громоздились горы первоклассной рыбы, добытой в морях и океанах.А также-мифы и легенды,различного пошиба.

Ширков стоял при полном параде и было что показать этому, с древних времён, видавшему виды и знавшего всех известных именитых мореходов, мысу Горн. В душе была полная уверенность, что все видят со стороны, что где- то, на штормовке,была там картонная бирка со штампом - первый сорт.

Мыс Горн, исполинской громадой и неясными очертаниями, просматривался в темноте уходящей ночи и молчал. Погода была достаточно свежей, но для такого судна это был комариный писк.

Старпом не уходил с крыла мостика, боясь пропустить торжественный момент встречи. Мыс Горн был уже на траверзе и молчал.

Ширков не выдержал и негромко произнёс вслух, что он- первый...

Я- первый!

Я- первый!

В ответ была полная тишина. Старпом,стиснув зубы, шагнул в рубку. В этот момент спиной почувствовал, как тот сказал ему во след:

"Да какой из тебя первый?

Ты - второй сорт..."

Лучший на флоте старпом и сам всё это знал. Большой транспортный рефрижератор, хотя и побольше многих торговых, но он МРХ-Министерство рыбной промышленности,- ну и всё ясно. Да и вообще, что такое первый сорт.Например, пакет муки на полке в магазине,а это значит- самый лучший.А,если этот пакет положили в коробку второго сорта?Всё справедливо.

"Тебя ведь недавно из партии исключили.

А оттуда так просто не исключают,а только за дело."И он усмехнулся...

Что тут сказать.Альберта действительно тогда исключили,за женщину на судне, ну и всё такое...Хотели насолить,в общем.

А вслед за этим,тут же,за это,с треском,сняли и с капитанов. Если бы ещё без треска,то куда ни шло.А вот,когда,с треском,то это сразу знал весь флот.

Слово независимого эксперта такого высокого ранга, который лично был знаком с самим капитаном Френсисом Дрейком, и, возможно, с парткомом,не подлежало никакому сомнению и возражению.

Но вот был бы здесь мыс Рас Фартак,со своим изысканным этикетом,тогда другое дело.Он бы так никогда не сказал.

В ходовой рубке рука наткнулась на эту картонную бирку,которая на нитке болталась на штормовке.Там был штамп и написано по русски:

Стандарт СССР. Гост N. Первый сорт.

Штормовка для рыбацких мореходов была хороша,просто класс.Каждый заход в Аргентитну и не только агент выпрашивал такую у Ширкова.

Чуть оглянувшись, Ширков увидел, что прошли уже траверз мыса и позади, за кормой, уже в прошлом, плескался Атлантический океан, а впереди, в ближайшем будущем, по курсу, открывал свои просторы Тихий океан.

Где- то там, за дымкой горизонта,этот великолепный транспорт со снабжением и на разгрузку,с нетерпением и надеждой, ждали рыбаки.

Ширков уважительно посмотрел на эту бирку со штампом Первого сорта и не стал отрывать её от штормовки.Ему вдруг почудилось,что эта категория,как-то, принадлежит и,в чем-то, характеризует хозяина- "ПЕРВЫЙ СОРТ."

Конечно,все начальство,целый список других и вообще,почти все,считают по своему.Особенно троешники.Они никогда не согласятся на такую категорию для отличника ТМУ Ширкова и,конечно,будут абсолютно правы.А мнение большинства- это почти закон.

Да,конечно,тем более,что так оно и есть.Так то оно так,но в этой дискуссии,неслышный никому другому,напомнил о себе очень маленький и реальный нюанс.Он,загадочным амулетом,в виде картонной бирки,уютно и молча,приютился в ладони старпома.

Ничем не примечательный обычный мореход,средней руки.Но это ещё с какой стороны и как посмотреть.Да ладно,что там.

Чувствуя,какой-то не ясный, слабо-уловимый,но безусловно компетентный момент в руке от этой картонной бирки, со штампом высшей категории,вдруг посетило желание снова побывать в том районе.А что,по этому поводу,скажет его лучший друг- Мыс Рас- Фартак...

Благодарю за внимание.

Пролив Френсиса Дрейка.Мыс Горн.
Ширков на мостике ТР "Антанас Снечкус".

Мыс Рас-иль-Хамрия находится недалеко от самых популярных мальтийских мегалитов – Мнайдра и Хаджар-Ким. Своими очертаниями эти скалы, выдающиеся глубоко в море, напоминают растопыренную ладонь. Название мыса в переводе с мальтийского языка обозначает «Полоска красной земли». Увидеть подтверждение этого названия можно воочию, если отправиться к мысу от мегалитических храмов по протоптанной туристами тропинке. Освобожденная от растений почва тут имеет необычный красноватый оттенок. Она была образована во время четвертичного геологического периода и считается редкостью для Мальты. В те времена над мальтийским архипелагом шли постоянные дожди. Потоки воды стекали по скалам и несли за собой все, что попадалось на их пути. Мелкие камешки, галька, песок, упавшие листья, сухая трава, кости птиц и млекопитающих копились на берегу, оседали в расщелинах, каменели. В настоящее время исследователи с интересом изучают то, что сохранилось тут с ледникового периода.

Мыс Рас-иль-Хамрия привлекает туристов не только из-за невероятной красоты панорамы на скалы. Здесь расположено несколько интересных достопримечательностей, самой известной из которых, пожалуй, является арка Ниффид. Она представляет собой сквозное окно в одном из скалистых ответвлений мыса. Арка Ниффид не так красива, как подобное образование под названием Голубое окно на острове Гозо, однако на нее все же стоит взглянуть. В двух шагах от арки возвышается сторожевая башня, возведенная в XVII столетии и входящая в старинную фортификационную систему рыцарей-иоаннитов. Подобные башни можно увидеть в разных уголках Мальты. Около этого строения до 2008 года легально, а сейчас тайно ловят певчих птиц для продажи на мальтийских ярмарках.