Для детей наблюдение и цель небо голубое. «Весна: Наблюдаем за небом и облаками»

Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет.

Цель - закрепить представления о весне. Обратить внимание на изменения, происшедшие на небе.

Ход прогулки

Наблюдение: Посмотреть на небо: таким ли оно было зимой? Что изменилось? Небо стало синим-синим. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек. Весна идет! Обратить внимание детей старших групп, что облака, словно белые комья ваты, плывут по небу. Их называют кучевыми, так как держатся на небе кучками. Движутся они то медленно, то быстро. Если дует ветер, то они плывут быстрее и часто меняют свою форму. Ветер становится все теплее (ласковее), сравнить его с зимним, холодным ветром. Предложить определить направление при помощи вертушки.

Стихи по теме:

Синее небо,
Синие тени.
Синие реки
Сбросили лед.
Л. Яхнин

Шумные, теплые ветра
Весну на поле принесли.
Я. Аким

Весна, весна!
Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Е. Баратынский

Загадки

По синему морю
Белые гуси плывут.
(Облака)

Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, а не птица.
(Ветер)

Носится, свищет,
Мечется, рыщет.
(Ветер)

Дидактические игры

"Какое небо" - дети наблюдают за небом и описывают его. Цель - развить умение подбирать относительные прилагательные.

"Сосчитай" - дети составляют предложения, включающие в себя числительные, прилагательные и существительные. Цель - сформировать лексико-грамматический строй речи: согласование количественных числительных с существительными и прилагательными.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

Нарисовать палочкой на снегу (песке) облака.

Труд и индивидуальные физические упражнения

Собрать выносной материал.
Упражняться в подбрасывании и ловле шишек.

Подвижные игры

"Тише едешь - дальше будешь". Цель - развить быстроту реакции. Ход игры: Все участники отходят от ведущего к противоположной стороне площадки. Ведущий отворачивается и говорит: "Тише едешь - дальше будешь. Раз, два, три... замри!" Участники торопятся добежать до ведущего и дотронуться до его плеча, но замирают после команды ведущего "Замри!". Ведущий поворачивается и всех, кто не успел вовремя замереть или замер, но начал шевелиться, отсылает на исходное положение.

"Челнок". Цель - тренироваться в беге парами, держа друг друга за руки, пробегать так, чтобы не задеть ворота. Ход игры: Все встают парами лицом друг к другу и берутся за руки - это ворота. Дети из последней пары пробегают или проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними бежит следующая пара. Игра заканчивается, когда все играющие пройдут под воротами. Усложнение - пробегая через ворота, проносить разные предметы.


Смотрите также: Весна: Наблюдаем за снегом

Избранные астрономические события месяца (время московское):

1 февраля — покрытие Луной (Ф= 0,98-) звезды Регул при видимости на севере и востоке России,
7 февраля — Луна в фазе последней четверти,
7 февраля — Луна (Ф= 0,48-) близ Юпитера,
9 февраля — Луна (Ф= 0,35) близ Марса,
11 февраля — Луна (Ф= 0,16-) в апогее своей орбиты на расстоянии 405700 км от центра Земли,
11 февраля — Луна (Ф= 0,16-) близ Сатурна,
11 февраля — Марс проходит в 5 гр. севернее Антареса,
11 февраля — Луна (Ф= 0,15-) в максимальном склонении к югу от небесного экватора (-20гр.),
14 февраля — Луна (Ф= 0,01-) в нисходящем узле орбиты,
15 февраля — покрытие Луной (Ф= 0,0) планеты Меркурий (не видно из-за близости к Солнцу),
15 февраля — новолуние,
15 февраля — частное солнечное затмение (видимость в Антарктиде и южной Америке),
15 февраля — покрытие астероидом (189) Phthia на 4 секунды звезды HIP42917 (5,6m) из созвездия Рака при видимости на Европейской части России,
16 февраля — покрытие Луной (Ф= 0,01+) планеты Венера при видимости в Южной Америке и Африке,
17 февраля — Луна (Ф= 0,02+) близ Нептуна,
17 февраля — Меркурий в верхнем соединении с Солнцем,
17 февраля — максимума блеска достигает долгопериодическая переменная звезда T Большой Медведицы (6,5m),
20 февраля — Луна (Ф= 0,2+) близ Урана,
21 февраля — Венера проходит в 0,5 гр. к югу от Нептуна,
21 февраля — максимума блеска достигает долгопериодическая переменная звезда R Близнецов 6m,
21 февраля — максимума блеска достигает долгопериодическая переменная звезда R Волопаса (6m),
22 февраля — покрытие астероидом (1032) Pafuri на 9 секунд звезды HIP73007 (7,6m) из созвездия Весов при видимости на Европейской части России и в Средней Азии,
23 февраля — Луна в фазе первой четверти,
23 февраля — покрытие Луной (Ф= 0,54+) звезды Альдебаран при видимости почти на всей территории России и СНГ (кроме южных и восточных районов),
25 февраля — Меркурий проходит в 0,4 гр. к югу от Нептуна,
25 февраля — Луна (Ф= 0,77+) в максимальном склонении к северу от небесного экватора (+20 гр,),
26 февраля — максимума блеска достигает долгопериодическая переменная звезда V Змееносца (6,5m),
27 февраля — Луна (Ф= 0,92+) в перигее своей орбиты на расстоянии 363935 км от центра Земли,
28 февраля — Луна (Ф= 0,95+) в восходящем узле орбиты,
28 февраля — покрытие астероидом (451) Patientia на 18 секунд звезды HIP22949 (6,2m)
из созвездия Тельца при видимости на севере и востоке страны.

Солнце движется по созвездию Козерога до 16 февраля, а затем переходит в созвездие Водолея. Склонение центрального светила постепенно растет, а продолжительность дня быстро увеличивается, достигая к концу месяца 10 часов 38 минут на широте Москвы. Полуденная высота Солнца за месяц на этой широте увеличится с 17 до 26 градусов. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить практически в любой телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Февраль — не лучший месяц для наблюдений Солнца, тем не менее, наблюдать центральное светило можно весь день, но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно обязательно (!!) проводить с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.ru db msg 1222232).

Луна начнет движение по февральскому небу при полной фазе в созвездии Льва, покрыв в первый день месяца Регул при фазе 0,98- при видимости на севере и востоке России. В этом созвездии Луна пробудет до 3 февраля, перейдя затем в созвездие Девы при фазе 0,9-. Совершая дальнейший путь по февральскому небу, уменьшающийся овал Луны пересечет созвездие Девы за три дня, 5 февраля пройдя севернее звезды Спики. Перейдя при фазе 0,6- в созвездие Весов 6 февраля, Луна на следующий день примет фазу последней четверти и пройдет севернее Юпитера (близ альфа Весов) при фазе 0,48-. 8 февраля лунный серп (Ф= 0,4-) посетит созвездие Скорпиона, а 9 февраля вступит во владения созвездия Змееносца, наблюдаясь в рассветные часы низко над юго-восточным горизонтом. 10 февраля стареющий месяц при фазе 0,22- перейдет в созвездие Стрельца, где пройдет севернее Сатурна утром 11 февраля (близ максимального склонения к югу от небесного экватора и апогея своей орбиты). 13 февраля тонкий серп (Ф= 0,05-) Луны покинет созвездие Стрельца, перейдя в созвездие Козерога, 15 февраля в этом созвездии Луна примет фазу новолуния (близ нисходящего узла своей орбиты). В это новолуние произойдет частное солнечное затмение, которое будет наблюдаться в Южной Америке и Антарктиде. Перейдя в созвездие Водолея, молодой месяц появится на вечернем небе близ Венеры 16 февраля. В этот день произойдет покрытие планеты Луной (Ф= 0,01+) при видимости в Южной Америке и Африке. На следующий день растущий месяц сблизится с Нептуном при фазе 0,02+. Покрытия планеты не произойдет, т.к. серия покрытий Нептуна закончилась, а следующая серия начнется в 2023 году. Совершая дальнейший путь по февральскому небу, Луна 18 февраля посетит созвездие Рыб при фазе около 0,1+, 19 февраля зайдет в созвездие Кита, а 20 февраля снова пройдет по созвездию Рыб, увеличив фазу до 0,2+ и пройдя южнее Урана. 21 февраля растущий серп еще раз зайдет в созвездие Кита, и в этот же день перейдет в созвездие Овна при фазе около 0,3+. В созвездии Овна Луна пробудет недолго и 22 февраля перейдет в созвездие Тельца при фазе близкой к 0,4+. Здесь 23 февраля Луна близ фазы первой четверти совершит покрытия звезд скопления Гиады и Альдебарана при видимости на большей части территории страны (кроме южных и восточных районов). На следующий день лунный овал посетит созвездие Ориона при фазе около 0,6+, а 25 февраля перейдет в созвездие Близнецов, пройдя точку максимального склонения к северу от небесного экватора. Наблюдаясь большую часть ночи, Луна (Ф= 0,88+) 27 февраля перейдет в созвездие Рака, где пройдет перигей своей орбиты (пройдя южнее звездного скопления Ясли — М44) близ восходящего узла своей орбиты. 28 февраля яркая Луна перейдет во владения созвездия Льва, и закончит путь по зимнему небу близ Регула при фазе 0,98+.

Большие планеты Солнечной системы.

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Козерога до 16 февраля, когда перейдет в созвездие Водолея. В начале месяца быстрая планета находится на утреннем небе, но близко к Солнцу, поэтому не видна. Постепенно сближаясь с центральным светилом, Меркурий 17 февраля пройдет верхнее соединение с Солнцем, а затем перейдет на вечернее небо. Но возможность увидеть планету на фоне вечерней зари появится лишь в конце месяца (элонгация 8 градусов). Видимый диаметр быстрой планеты сохраняется весь месяц на уровне 5 угловых секунд, а блеск увеличивается от -0,5т до -1,5т. Фаза Меркурия весь описываемый период близка к 1. В мае 2016 года Меркурий прошел по диску Солнца, а следующее прохождение состоится 11 ноября 2019 года.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Козерога, 8 февраля переходя в созвездие Водолея, где проведет остаток описываемого периода. Вечерняя звезда постепенно увеличивает угловое удаление к востоку от Солнца, и во второй декаде месяца ее можно будет найти в лучах восходящего Солнца. В телескоп наблюдается небольшой белый диск без деталей. Видимый диаметр Венеры составляет около 10”, а фаза близка к 1,0 при блеске около -4т.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Скорпиона, 8 февраля переходя в созвездие Змееносца. Планета наблюдается в утренние часы над юго-восточным и южным горизонтом. Блеск планеты за месяц увеличивается от +1,2т до +0,8т, а видимый диаметр увеличивается от 4,7” до 6,6”. Марс постепенно сближается с Землей, а возможность увидеть планету вблизи противостояния появится в июле месяце. Детали на поверхности планеты (крупные) визуально можно наблюдать в инструмент с диаметром объектива от 60 мм, и, кроме этого, фотографическим способом с последующей обработкой на компьютере.

Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Весов близ звезды альфа этого созвездия. Газовый гигант наблюдается на утреннем и ночном небе более шести часов. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы увеличивается за месяц от 36” до 39” при блеске около -2т. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты. Сведения о конфигурациях спутников имеются в таблицах выше.

Сатурн перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца. Наблюдать окольцованную планету можно в утренние часы над юго-восточным горизонтом. Блеск планеты составляет +0,6т при видимом диаметре, имеющим значение около 15,5”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40×15” при наклоне к наблюдателю 26 градусов.

Уран (5,9т, 3,4”) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб близ звезды омикрон Psc с блеском 4,2т. Планета видна на вечернем небе. Уран, вращающийся «на боку», легко обнаруживается при помощи бинокля и поисковых карт, а разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно увидеть в периоды новолуний на темном чистом небе, и такая возможность представится в середине месяца. Спутники Урана имеют блеск слабее 13т.

Нептун (7,9т, 2,3”) движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Планета видна на вечернем небе, заканчивая видимость во второй декаде месяца. Для поисков самой далекой планеты Солнечной системы понадобится бинокль и звездные карты в Астрономическом календаре на 2018 год, а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Фотографическим путем Нептун можно запечатлеть самым простым фотоаппаратом с выдержкой снимка 10 секунд и более. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13т.

Из комет , видимых в феврале с территории нашей страны, расчетный блеск около 11т и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: PANSTARRN (С/2016 R2) и Heinze (С/2017 Т1). Первая при блеске около 11т движется по созвездию Тельца (близ Плеяд). Блеск второй кометы составляет также около 11т, а перемещается она по созвездию Пегаса. Подробные сведения о других кометах месяца имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений — на http://195.209.248.207 .

Среди астероидов самыми яркими в феврале будут Церера (6,9т) — в созвездии Рака и Веста (7,4т) — в созвездии Змееносца. Эфемериды этих и других астероидов даны в таблицах выше. Карты путей этих и других астероидов (комет) даны в приложении к КН (файл mapkn022018.pdf). Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm .

Из относительно ярких долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: RR Андромеды 9,1m — 1 февраля, R Лисички 8,1т — 7 февраля, Т Зайца 8,3т — 12 февраля, S Весов 8,4т — 12 февраля, U Девы 8,2т — 15 февраля, X Жирафа 8,1т — 16 февраля, Т Большой Медведицы 7,7т — 17 февраля, R Микроскопа 9,2т — 20 февраля, R Близнецов 7,1т — 21 февраля, R Волопаса — 7,2т 21 февраля, V Змееносца 7,5т — 26 февраля. Больше сведений на http://www.aavso.org/ .

Ясного неба и успешных наблюдений!

Цель: Наблюдение за тем, как черные, тяжелые тучи медленно передвигаются по небу, потому, что их гонит ветер. Развивать интерес к любой погоде.

Словарная работа : активизация: туча, небо, облака, дождь; обогащение: кроет, моросит, хмурое, голые, обнаженные, ветер воет увядание.

Художественное слово : Туча небо кроет- небо не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит.

: дождь смывает грязь и песок с предметов.(под дождь положить несколько формочек, мяч, лопату и наблюдать, как песок и грязь стекают вместе с водой.

Карточка №21

Наблюдение за утренними заморозками

Цель: Наблюдать за изменениями в природе (живой и не живой) с наступлением холодов, заморозков.

Словарная работа : активизация: лужица, тоненький ледок, солнечный зайчик, босиком; обогащение: искрится, ломкий, прозрачный, светло-синий.

Художественное слово : Утром лужица искрится

Синим, тоненьким ледком…

Зайчик солнечный боится

Нынче бегать босиком.

.

Исследовательская деятельность : наблюдение за льдом на лужах: сначала он твердый, к обеду его можно проткнуть палочкой, он тает, становится тонкими ломким.

Карточка №22

Октябрь

Цель : Продолжать закреплять названия осенних месяцев. Познакомить с народным названием октября. Учить сравнивать погоду начала сентября и начала октября.

Словарная работа : активизация: октябрь, пожелтел, середина осени; обогащение: золотом горят, «грязник»

Художественное слово : Наступил октябрь,

Пожелтел наш сад.

Листья на березе

Золотом горят.

Беседа по содержанию стихотворения .

Методический прием: беседа с целью сообщения знаний:

Октябрь- второй осенний месяц, середина осени.

Октябрь- «листопад», «грязник». Наступила пора «золотой» осени.

Исследовательская деятельность : определить опытным путем, что песок утром замерзший - не копается, не пересыпается, а к обеду оттаивает верхний слой, к вечеру, при теплой погоде, его можно копать и пересыпать.

Карточка №23

Наблюдение за погодой.

Цель: Учить детей самостоятельно определять погоду. Отметить, что в октябре – середине осени, часто идет холодный дождь, небо заволакивают серые, тяжелые облака, травы от влаги побурели, деревья стоят голые. Все чаще по утрам морозы, заморозки. Идет сырой снег. Снег быстро тает, лужи затягиваются льдом, но он тонкий, не прочный, не прочный – днем тает. Развивать знание фольклора.



Словарная работа: активизация: мертва трава, частый дождик; обогащение: заволакивают облака, травы буреют, заморозки.

Художественное слово : В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Беседа по содержанию стихотворения.

Исследовательская деятельность : наблюдение за песком: он стал твердым, замерзшим, его нельзя копать (потому, что земля остыла, готовиться к зиме).

Карточка №24

Наблюдение за дождем, мокрым снегом.

Цель: Отметить, что часто идут дожди со снегом. Лужи не высыхают. Учить сравнивать. Отмечать схожесть и различия. Практиковать детей в чтении стихов об осени.

Словарная работа : активизация: дождик, обогащение: проливной, затяжной.

Методический прием Воспитатель предлагает детям прочесть стихотворение об осени.

Беседа по содержанию стихотворений

Исследовательская деятельность : « Музыка дождя»

Дети кладут под дождь дном кверху: аллюминивую кастрюльку, пластмассовую, лист бумаги и слушают, как стучат капли по различной поверхности.

Карточка №25

Наблюдение за дождем, мокрыми лужами.

Цель: Отметить, что поздней осенью часто идут дожди с мокрым снегом, рассказать, что они нужны растениям и земле.

Словарная работа: активизация: осень, дорожка, лужи; обогащение: просвет, затерялось, накапливает, впитывать.

Художественное слово : Уходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди

И нет просвета.

Затерялось лето где-то.

Беседа по содержанию стихотворения .

Исследовательская деятельность : отметить состояние песка.

Почему песок твердый?

Подбор прилагательных к существительному «песок» (твердый, холодный, сыпучий, заледенелый, блестящий…)

Карточка №26

Наблюдение за птицами, их повадками.



Цель: Продолжать наблюдение за птицами на участке. Рассказывать о перелетных птицах, как она собираются в стаи, готовятся к отлету.

Декабрь

1. Зима – красивое время года

Цели : формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает); закрепить умение детей различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.

Ход наблюдения :

Прелесть утренней зимы.

Дни стоят невыразимы,

Снегу - хоть давай взаймы

Всем другим бесснежным зимам...

Пришел декабрь - первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь "хмурень" - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах. За каким месяцем идет декабрь?

Что изменилось на участке в детском саду по сравнению с ноябрем? Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью? Какие защитные свойства у снега? Обратить внимание на снежный покров. Найдите на нашем участке приметы зимы.

Приметы зимы :

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ходу даст.

Исследовательская деятельность. Измерить глубину снежного покрова, спросить, как можно это сделать.

2. Морозный солнечный денек

Цели : формировать у детей представление о зиме, познакомить со свойствами зимнего солнца, развивать наблюдательность.

Ход наблюдения :

В солнечный день обратить внимание на красоту зимнего пейзажа (кругом бело, светло, снег сверкает на солнце, небо голубое). Отметить какое солнце (тусклое, яркое, закрытое тучами). Вспомнить какое оно было вчера. Солнце не греет, не поднимается высоко.

Стали дни короче,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы,

И зима настала.

И.Суриков

3. Наблюдение за зимующими птицами

Цели : закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах, воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения :

Обратить внимание на поведение птиц. Назвать птиц, прилетающих на участок. Объяснить, как им голодно зимой, рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти по больше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

4. Наблюдение: где, чей след?

Цели : развивать внимательность, вызвать интерес к окружающему, расширять умение различать следы птиц и зверей по форме.

Ход наблюдения :

Кто прошелся по дорожке

И оставил здесь свой след?

Это птичка-невеличка,

Или это чья то кошка?

На свежевыпавшем снегу показать детям следы птиц и животных.

Спросить, кто еще может оставить следы.

Ох, как заяц напетлял,

От лисы он убегал.

Волку не достался

И живой остался!

5. Наблюдение за воробьями

Цели : формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами, вызвать желание помогать птицам в зимний период.

Ход наблюдения :

Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!

Распилить я попросил

Досочку еловую,

Вместе с папой смастерил

Птичкину столовую.

6. Наблюдение за домашними животными зимой

Цели : закреплять знания о жизни домашних животных в зимнее время года; формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище), воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения :

Домашних животных я очень люблю:

Кормлю, берегу и ласкаю.

Собаку и кошку, козу и свинью

Друзьями своими считаю.

Помощники наши - корова, баран

И конь вороной темногривый

Живут с нами рядом, привязаны к нам,

Доверчивы, миролюбивы.

Каких домашних животных вы знаете? Как изменилась жизнь домашних животных с наступлением зимы? Как люди ухаживают за домашними животными? Расскажите о своих наблюдениях за жизнью домашних животных зимой.

7. Наблюдение: зимние забавы

Цели : закрепить знания детей о назначении снежных построек; уточнить знания о правилах безопасности при игре на участке, воспитывать желание помогать строить городки на участке.

Ход наблюдения :

Рассмотреть постройки на участке, выяснить их назначение.

Белый снег-снежок
Жжется, колется.
Выходи, дружок,
За околицу.
Там снежком гора
Припорошена,
Там лыжня вчера
Мной проложена.
Побежим с тобой
К лесу синему,
Принесем домой
Радость зимнюю.

Г.Ладонщиков

Побеседовать о зимних забавах, предложить поиграть в игры-эмитации: Мы лыжники, фигуристы.

8. Наблюдение за растениями

Цели : закрепить знания детей о растениях; развивать наблюдательность.

Ход наблюдения :

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зеленой выйдет к свету,

Растет, цветет она все лето,

Коровам без нее – беда,

Она их главная еда.

2. Сидит – зеленеет,

Падает – пожелтеет,

Лежит – почернеет.

Обратить внимание на выпавший снег. Если не видно нигде травы, то раскопать снег, найти оставшуюся побуревшую листву и траву. Спросить, почему трава так выглядит зимой.

1.Беседа о траве, листьях:

Когда вырастают

Когда засыхают

Когда отмирают

Где они сейчас, почему?

2.Как называется сказка, где дед Мороз укрывает озимую пшеницу периной из снега?

9. Наблюдение за почвой

Цели: развивать наблюдательность, любовь к природе.

Ход наблюдения:

«Зима»:

Такое время года:

Зимою спит природа.

Под лед ручьи нырнули,

Под снегом спит земля,

Луга, сады уснули,

И рощи, и поля!

Л.Завальнюк

Попытаться найти под снегом землю, почву, рассмотреть, в каком она состоянии, предложить детям вскопать землю. Почему нельзя этого сделать?

Предложить детям высказать мнение по поводу:

«Под снегом спит земля, чтоб к лету сил набраться.

Чтоб к лету сил набраться, им надо отоспаться.»

10. Наблюдение за птицами (голуби)

Цели: расширить знания детей о птицах, умение анализировать.

Ход наблюдения:

В зимний день среди ветвей

Стол накрыт для гостей.

(кормушка)

Ходит важно, вперевалку,

И воркует, и клюет

Предложить покормить птиц. Обратить внимание детей на прилетевших голубей:

Как выглядят голуби?

Чем питаются?

Где живут зимой?

Где – летом?

Как называются птицы, которые живут и летом, и зимой на одном месте, никуда не улетая? (Оседлые).

На какие кормушки голуби садятся и клюют крошки, а на какие не садятся? Почему? (На маленькие на могут поместиться)

Сообщить детям, что люди считают голубей символом мира, хорошей жизни.

11. Наблюдение за погодой

Цель: развивать умение наблюдать за погодой.

Ход наблюдения:

«Назовите – ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год!»

Наблюдение за облаками, тучами. Поискать солнце на небе. Пословица: «Зимой солнце что мачеха: светит, но не греет».Отметить, какого цвета небо (если видно). Напомнить, что погода бывает: солнечная, облачная, пасмурная, ветреная, безветренная, морозная и т.д.Спросить детей, как они понимают это.

Как можно охарактеризовать сегодняшнюю погоду, почему?

12. Наблюдение за растениями

Цель: Закрепить знания о растущих на участке деревьях, расширить знания о деревьях.

Ход наблюдения:

Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет.

А нагрянет холод злой,

Скинет с плеч ее долой?

Попросить детей назвать деревья, которые растут на участке детского сада. Объяснить, почему они решили, что это дерево именно береза или клен? (По коре, по стволу, по семенам).

Беседа с детьми о деревьях зимой.

Почему ветки деревьев зимой хрупкие?

Зачем надо «окучивать» снегом деревья? Под березой или кленом обратить внимание на снег под этими деревьями: есть ли сережки или семена клена?

Почему семена клена называют «крылатыми»?

Зачем нужны «крылышки» семенам?

Предложить набрать семян в ладошку и подбросить вверх. Понаблюдать, как и куда они полетят.

13. Наблюдение за снегом.

Цели: закрепить знания о свойствах снега,

Умение анализировать, проводить опыты,

Умение самостоятельно делать выводы.

Ход наблюдения:

На всех садится,

Никого не боится.

Не горит в огне,

Не тонет в воде,

Всю зиму лежит,

А весной убежит./снег/

Что такое за окном: сразу в поле посветлело.

Это снег лежит ковром, самый первый,

Самый белый.

На заборах, на крылечке

Все блестит. И все бело!

Нет свободного местечка,

Всюду снега намело!

Опыты со снегом.

Б)Проблемный вопрос: снег белый, можно утверждать, что он чистый?

14. Наблюдение за снегопадом

Цели : закрепить знания детей о сезонном явлении – снегопадом, развивать наблюдательность, воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения :

Спросить детей, откуда идет снег. Объяснить, что дождь идет из дождевых туч летом. Сейчас на улице зима, дождевых туч нет, погода холодная, морозная. В облаках пар и маленькие капельки воды замерзают, превращаются в снежинки; они падают на землю, образуют кучи снега, сугробы. Много снега насыпало кругом. Снег лежит и на скамейках, и на столиках, и на дорожках. Снежинки падают – это снегопад.

Обратить внимание детей на строение снежинки.

В безветренный день снежинки падают медленно, можно рассмотреть их форму. когда дует ветер, снежинки летят сплошной пылью, задевая друг друга и другие предметы. Лучики их обламываются, теряют красивую форму, В большой мороз при ясном небе выпадают кристаллы в виде иголочек. Предложить поймать снежинку, рассмотреть ее.

Предложить детям слепить снеговик. Получится или нет. Почему?

Белая, пушистая, на руку упала и пропала (снежинка).

Сыплет с неба снег-снежок,

Словно легкий пух-пушок…

Отчего ж, вздыхая тяжко,

Шепчет крыша:

«Ох, как тяжко!»

Ц.Ангелов

15. Наблюдение за кустарниками

Цели: расширить знания о кустарниках, закрепить их строение, воспитывать желание оберегать кустарники в зимнее время.

Ход наблюдения:

«Летом в шубе, а зимой голо».

Поинтересоваться, какие загадки о деревьях и кустарниках дети знают.

Привлечь внимание детей к кустарникам.

Беседа о кустарниках:

Вспомнить названия кустарников, растущих на участке.

Как они выглядели летом, осенью и зимой.

Почему зимой ветки кустарников легко ломаются?

Чем отличаются кустарники от деревьев?

Что общего между ними?

Зачем надо «окучивать» снегом кустарники?

Предложить засыпать основания стволов кустарников и деревьев снегом.

16. Наблюдение за ветром

Цели: расширить знания о ветре, развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

«Ветки ломает,

Снег поднимает.

Слышишь его,

Но не видишь».

Примета: «Декабрь глаз снегами тешит, да за ухо морозом рвет»

Предложить вертушки для определения направления и силы ветры. Объяснить детям то, сто сильный ветер во время снегопада вызывает метели. Но метели могут быть и без снегопада. Даже при ясной погоде сильный ветер с земли поднимает снег, с силой несет и кружит его, образуя заносы, наметая сугробы.

Предложить отгадать загадку (см. ниже) и примету зимы.

Какими другими словами можно назвать метель? (Метелица- небольшая метель; поземка- по земле; буран, буря- сильная метель).

17. Наблюдения за звездами

Цель: расширить и уточнить знания о значении ночных светил.

Ход наблюдения:

«На тарелке колобок –

Золотой горячий бок.

А тарелка голубая,

Не видать конца и края».

«Рассыпалось к ночи зерно,

Глянули утром - нет ничего».

Обратить внимание детей на восход и закат солнца. Напомнить, что дни до конца декабря самые короткие, а ночи – длинные. Предложить посмотреть на небо: есть или нет звезды. Почему? Обогатить представление о погоде, зимнем небе, восходе и заходе солнца, о появлении луны, звезд. Беседа о космосе, звездах.

Что такое звезды?

Можно ли долететь до них на самолете?

Почему?

Живут ли на звездах люди?

В какое время суток мы видим звезды?

Почему?

Куда исчезают звезды днем?

18. Наблюдение за снегирями

Цель: закрепить знания о птицах.

Ход наблюдения:

«Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери.

И вдруг вспорхнули яблоки:

Ведь это – снегири»

«Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут».

Набросать ягод рябины и понаблюдать, как снегири слетятся на ближайшие ветки деревьев. Отметить характерные признаки птиц.

Напомнить, что зимой снегири перебираются жить поближе к жилью человека.

Беседа.

Почему снегири имеют красную окраску?

Как называются птицы, которые зимуют с нами, не улетают на юг? (Зимующие).

Как живут птицы зимой?

Чем питаются?

Почему надо подкармливать птиц зимой?

Почему зимой чаще всего птицы умирают не от холода, а от голода.(Зимой у птиц для тепла вырастает мелкий пух между перьев, это их утепление на зимнее время года, «шубка» для тела).

19. Наблюдение за растениями

Цели: развивать мышление детей;

Бережное отношение к растениям

Ход наблюдения:

«Скоро Новый год- пароход,

От причала отойдет.

От причала, где снега,

Где морозы и пурга.

Слышишь, он гудок дает,

В дни весенние зовет».

Обратить внимание детей на то, что в сильные морозы ветки деревьев хрупкие, ломаются легко, потому что «сок» по веткам не движется, а замерз. (Сравнить, как ломается сосулька).

Растут ли деревья зимой?

Почему?

В какое время года будут оживать растения?

Беседа об охране деревьев и кустарников в зимнее время года, о помощи людей растениям.

20. Наблюдение за снегом

Цели: развивать логическое мышление,

Умение делать выводы

Ход наблюдения:

Обратить внимание на количество снега на участке.

Пословица: «Спасибо, мороз, что снегу принес».

«Береги нос в большой мороз».

Словесная игра «Хорошо – плохо» (о снеге).

Перечислить, что хорошего от снега нам на участке (сделали горку, фигуры, можно кататься на санках, лыжах, делать снеговика)

Наблюдения:

Взять снег ладошкой в варежке и сжать, посмотреть: получился ли снежок. В зависимости от результата сделать вывод о снеге: сырой, сухой (на улице морозно или нет).

Предложить слепить снеговика, получилось?

Взять снег в ладошку: холодный или нет? колючий или нет?

Какого цвета снег? Он чистый? Можно его есть? Почему? (Холодный, грязный).

Предложить занести снег в группу, в тепло, посмотреть, когда снег растает в ведерке.

Самостоятельные выводы детей.

Обобщение о свойствах снега:

Снег состоит из снежинок

Снежинки от тепла тают

Из мокрого снега хорошо лепить

Сухой снег рассыпается, из него лепить нельзя

Сухой снег в морозную погоду скрипит, это ломаются снежинки

Измерить палочкой глубину снега. Напомнить о значении снежного покрова для растений. Предложить собрать снег возле стволов деревьев.

Январь

1.Наблюдение: зимушка – зима

Цели : систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, закрепить умения детей красиво рассказать о ней, воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения :

Кто поляны белит белым,

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

Кто знает отгадку? Что вы можете рассказать о зиме? (Холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная.) Что происходит в природе зимой? Какие стоят деревья? Что лежит на крышах домов и на улице? Что надевают люди зимой? Как живется зверям и птицам зимой? Как им можно помочь? Какие вы знаете зимние праздники?

Дети, подумайте, как можно красиво сказать о снеге, о деревьях? (Снег лежит волнистым ковром и переливается, сверкает, искрится от солнечных лучей. Вокруг лежит пушистый, белый, мягкий снег и блестит разноцветными огнями. Обрядила зима деревья в теплые снеговые шубы.)

2. Свойства льда.

Цели : познакомить с сезонным явлением – гололедом, закрепить знания о свойствах льда, развивать наблюдательность.

Ход наблюдения :

Познакомить со свойством воды превращаться в лед. В начале зимы рассмотреть через тонкий лед замерзших луж листья, лежащие на земле. Закрепить знания о свойствах льда (твердый, хрупкий, гладкий, скользкий, по нему можно кататься на коньках).

Не идет и не едется,

Потому, что гололедица.

Но зато отлично падается!

Почему ж никто не радуется?!

В.Берестов

3.Наблюдение за метелью

Цель : закрепить знания о движении снега в ветреную погоду.

Ход наблюдения

Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, бурчу,

Знать никого не хочу.

Вдоль снега пробегаю,

Сугробы наметаю. (Метель.)

    Как вы думаете, что такое метель? (Перемещение снега под воздействием сильного ветра с одного места на другое.)

    Посмотрите внимательно, что происходит со снегом? (Снег перемещается по направлению ветра.)

    Почему во время метели появляются сугробы? (Снег перемещается с одного места на другое и задерживается там, где есть препятствие, поэтому образуются сугробы.)

    Как вы думаете, метель это хорошо или плохо? (Оголяются корни деревьев - могут замерзнуть, сдувается снег с

полей и грядок, появляются непроходимые сугробы, нельзя идти гулять.)

Кто это, воя, без крыльев летает

И без метелки следы заметает?

Лепит сугробы из снежного теста, -

Передвигая их с места на место. (Метель.)

На следующий день после метели укрыть снегом почву на грядках, корни у деревьев, так как сильный ветер все изменил: сугробы перенес на другое место; там, где ненужно, оголил землю.

4. Морозный солнечный денек

Цели : обращать внимание на то, как изменилось солнце зимой; закрепить умение сравнивать природные изменения; развивать наблюдательность.

Ход наблюдения :

Солнышко сияет, снег лежит пушистый, белый. Тихо спокойно, а вчера гуляла вьюга, завывал ветер, шел снег. Снег блестит на солнышке.

Все вокруг красиво и переливается.

Мороз и солнце –

День чудесный.

А. Пушкин

Где ты, солнце, в самом деле?

Мы совсем окоченели.

Без тебя вода замерзла,

Без тебя земля промерзла.

Выйди, солнышко, скорей!

Приласкай и обогрей!

5. Наблюдение за ветром

Цели : расширять и углублять знания о неживой природе, формировать интерес к природным явлениям, развивать наблюдательность.

Ход наблюдения :

Ветер дул всю ночь,

Шумели ели,

Морщинилась вода.

Сосны старые скрипели,

Ивы гнулись у пруда,

Выло, дуло, завывало.

И когда пришел рассвет,

Ветра будто не бывало,

Будто не было и нет.

Какая сегодня погода? (Холодная, ветреная, пасмурная.)

6. Наблюдение за сосной

Цели : уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях (сосна, как и ель, всегда зеленая, у нее тоже есть иголки, только длиннее), воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Ход наблюдения :

Была ли малым деревцем?

Сосне совсем не верится:

Давно с высокой кручи

Достала кроной тучи

И с другого берега

Достала тень от дерева.

В народе говорят:

"Сосна там красна, где взросла",

"Всякая сосна своему бору шумит".

Сосна - высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Размножается сосна шишками.

7. Наблюдение за деревьями

Цели : показать детям деревья: березу, ель, разобрать отличительные признаки, уточнить знания о деревьях, воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения :

Показать, что у елочки - зеленые иголки (хвоя). Еловая веточка – лапа.

Сравнить ее с голой белой березой.

Отметить, что она сбросила листву на зиму. Объяснить, что в мороз ветки деревьев хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо беречь, не ломать, не стучать по стволу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказкой сна,

Словно белою косынкой

Подвязалась сосна.

С.Есенин

8. Почему происходит смена дня и ночи?

Цель : дать представление о том, как происходит смена дня и ночи.

Ход наблюдения

Как вы думаете, почему происходит смена дня и ночи? Солнце дает Земле свет и днем и ночью. Земля волчком вращается в пространстве с большой скоростью. Один оборот происходит за 24 часа. В ходе вращения на той стороне, которая не обращена к Солнцу, - ночь, на другой - день.

    Куда исчезают звезды? (Звезды и днем остаются на небе, только мы их не видим, потому что солнечный свет гораздо ярче, чем свет звезд.)

    Почему заходит солнце? (Земля вращается вокруг Солнца, и создается впечатление, что оно восходит на востоке и садится на западе.)

Исследовательская деятельность

Лучи света всегда распространяются по прямой линии, и если на их пути попадается какой-нибудь предмет, то он отбрасывает темную тень.

Провести наблюдение - утром, в полдень, вечером. (В полдень солнце стоит прямо над головой, тень очень короткая; рано поутру и вечером солнце на небе опускается, тени становятся длинными.)

9. Наблюдение, что мы носим зимой

Цели : закрепить знания детей о сезонной одежде, развивать наблюдательность.

Ход наблюдения :

Обратить внимание на одежду прохожих, детей. Уточнить, какая это одежда по сезону, теплая или нет.

Почему? Холодно зимой.

Утром рано у окна села наша Люба.

Кукле маленькой она шьёт

сегодня шубу.

Из сукна, на вате, чтоб не

мёрзнуть Кате.

Пришиваем не спеша рукава

и ворот.

Вышла шуба хороша: можно

ехать в город.

10. Наблюдение за вороной

Цели : закрепить умения детей сравнивать серую и черную ворону; находить отличительные признаки (внешний вид , голос, повадки), воспитывать любознательность.

Ход наблюдения :

Голос ворона узнает каждый. "Кру-кру-кру..." - разносится по всему лесу. Сам ворон сидит где-нибудь на высоком дереве и смотрит вокруг, будто хозяин. Вороны - одиночки, и редко можно увидеть группу из шести и более птиц. Ворон очень гордится своими черными, глянцевыми перьями да крепким клювом. Вот и держится он важно, вышагивает по земле, словно князь какой, а полет его красив и плавен. А вот в отношении еды ворон непривередлив. Он ест буквально все, что ему на глаза попадется: и плоды, и семена, и насекомых, и улиток с червями, и даже мелких животных и птиц. Ведь ворон - пернатый хищник.

Серая ворона предвещает своей песней скорый приход весны. Ее простая, тихая, мелодичная песенка совсем не похожа на карканье, а напоминает скорее мурлыканье котенка. Серая ворона зимует вместе с нами и, конечно же, с нетерпеньем ждет весну.

11. Наблюдение за свиристелем

Цели : закреплять представления о птицах (свиристель); воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к птицам.

Ход наблюдения :

Свиристели прилетели.

На рябину дружно сели,

Стали ягоды клевать,

Стали солнце в гости ждать.

Свиристель размером свиристель со скворца, оперение у нее нарядное, розовато-коричневого цвета, более светлые пятна на груди и брюшке, а темнее на спине. Голову свиристели украшают задорные серебристо-розовые хохолки. На крыльях нарисованы ярко-красные полоски. Она получила такое название за свою песню - тихо посвистывает, будто играет на свирели: свири-свири-свир. Свиристелей называют северными попугаями за яркое оперение - оперение у них очень нарядное, яркое, разноцветное. Свиристели о чень любят есть спелые ягоды рябины, поедают мошек, комаров, ягоды можжевельника, боярышника, калины. Когда свиристели прилетают в город на снегу под рябиной всегда лежит много ягод. Свиристели бросают ягоды рябины в снег, в снегу ягоды очень хорошо сохраняются.

12. Наблюдение за льдом.

Цели : закреплять представления о свойствах льда, уточнить правила поведения на горке, катке.

Ход наблюдения :

«Прозрачный и твердый, хрупкий, но не стекло»

Предложить вспомнить, что дети узнали на занятии о свойствах воды. (Состояния воды: жидкое, твердое, газообразное).

Привлечь внимание детей на то, что получилось с водой, вынесенной вчера и оставленной на ночь на веранде в ведерке и в тарелочке (а также окрашенные и бесцветные формы).

Может ли быть цветным лед в природе? Почему?

Наблюдения и самостоятельные выводы детей.

Обратить внимание детей на ледяную горку и на ледяную дорожку. Повторить, какими свойствами обладает лед.

Беседа о соблюдении правил безопасности на ледяной горке и дорожке.

13.Наблюдение за снежинками

Цели :

    обращать внимание на то, что снежинки бывают разными по форме;

    учить сравнивать, развивать познавательную активность.

Ход наблюдения

Что за звездочки сквозные

На платке и рукаве,
Все сквозные, вырезные

А возьмешь - вода в руке?

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

Е. Благинина

Воспитатель дает детям задания, предлагает ответить на вопросы.

    Понаблюдайте за снегом, какой он?

    Посмотрите на свои варежки, какие бывают снежинки?

    Обратите внимание на красивые вырезные снежинки, их разный узор.

    Почему снежинки бывают вырезными? Отчего они тают на ладошке?

    Найдите две одинаковые снежинки. (Одинаковых не бывает.)

Исследовательская деятельность

Понаблюдать, где быстрее тает снег - на варежке или руке. Почему? Что образуется из снега?

14. «Наблюдение за трудом дворника»

Цели : продолжать наблюдения за работой дворника, воспитывать любовь и уважение к работе дворника, прививать любовь к природе.

Ход наблюдения :

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать горку, строить дом.

Что делает дворник зимой на территории детского сада?

Какие орудия труда он использует для работы?

Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз?

Нужна ли работа дворника людям и природе? Что делает дворник на участке детского сада зимой?

Какие орудия труда нужны дворнику в это время года?

Как может дворник помочь деревьям зимой?

Первый зимний снежок

Белым пухом лежит.

Первый легкий мороз

Веселит и бодрит.

15. Наблюдение за снегопадом.

Цели : Развивать наблюдательность,

Развивать логическое мышление

Ход наблюдения

Обратить внимание на снегопад.

«Летят снежинки – звездочки,

Смотрю из-под руки.

Кружась, танцуют в воздухе,

Пушисты и легки.

Светлее стала улица,

Наряднее село.

Летят снежинки, кружатся,

Вокруг белым – бело»

Объяснить, что сегодня теплее, чем вчера, ветра нет, поэтому снег падает пушистыми, большими хлопьями: это несколько снежинок слепились вместе, и получилась большая снежинка. Спросить, почему в ветреную погоду снег падает мелкий, снежинки вьются в воздухе, снежинки колючие?

Поймать на варежку снежинку, рассмотреть ее.

Обратить внимание детей, на что похож нападавший на землю снег. (Ответы детей).

Спросить, в какой сказке снег сравнивают с периной? Какие другие сказки знаете, где упоминается снег, зима?

Предложить измерить снежный покров в разных по глубине местах (палочкой). Напомнить о значении снежного покрова для растений. Предложить собрать снег возле стволов деревьев.

16. Наблюдение за птицами.

Цель: закрепить знания о птицах.

Ход наблюдения:

Обратить внимание на прилетающих на участок птиц.

Беседа.

Предложить детям назвать известных им. Вспомнить домашних птиц (утки, гуси, куры, индюки).

1)«В воде купался, а сух остался»

2) «Квохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает».

3) «Кто с утра кричит: Кря – кря!

И купается не зря?»

4) «Он носом в землю постучит,

Взмахнет крылом и закричит.

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный».

5) «В зимний день среди ветвей

Стол накрыт для гостей».

Как они живут зимой?

Почему дикие утки, гуси, лебеди улетают осенью на юг? (Зимой вода в водоемах замерзает, а эти птицы – водоплавающие, питаются, в основном, рыбой).

Как называется рассказ о том, что осенью у дикой уточки было сломано крыло, и она не могла улететь на юг? Что стало бы с этой уточкой, если бы люди не помогли ей выжить?

Где живут зимой домашние птицы?

Чем питаются домашние птицы?

Кто им готовит еду?

Почему они называются домашние?

Могут ли они жить без людей?

Чем отличаются домашние птицы от диких?

Как живут зимой дикие птицы?

Кто помогает зимой диким птицам?

Предложить навести порядок в птичьих кормушках, положить корм для птиц.

17. Наблюдение за вороной и сорокой

Цель: учить сравнивать сороку и ворону, находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки).

Ход наблюдения

Птица серая парила,

Крылья черные раскрыла,

Громко каркнула она,

Только курочка ушла:

Под крылом хохлатка

Спрятала цыпляток!

От кого, ребятки,

Прячутся цыплятки? (От вороны.)

Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое по плечи,
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит - вмиг

Поднимает стрекот - крик! (Сорока.)

В народе считают, если песня вороны не похожа на карканье, а напоминает мурлыканье котенка, это предвещает скорый приход весны. Если ворона расположилась на ночлег на кончиках ветвей - значит ночь будет теплая, если птицы прижались к стволу - жди мороза.

Вороны и сороки зимуют вместе с нами. Сорока строит большое прочное гнездо, которое с боков и сверху прикрыто сучьями, образующими высокую крышу и придающими постройке шаровидную форму. Крыша служит надежной защитой от хищных птиц и мороза. Для строительства гнезда сорока использует самые неожиданные материалы: блестящие предметы, тряпки, проволоку и т.д. Сорока трещит, стрекочет. Благодаря сороке жители леса заранее узнают о приближении хищника или человека и могут позаботиться о своей безопасности.

Исследовательская деятельность

Поискать на участке детского сада следы птиц.

18. Наблюдение за деревьями и кустарниками

Цель: расширять и углублять знания о растениях.

Ход наблюдения

После снегопадов освободить кустарники и деревья от тяжелого снега. Уделить внимание бережному отношению к деревьям, кустарникам. Почему нельзя бегать около кустарника, играть около деревьев? Побеседовать с детьми о деревьях: почему они не растут зимой, как зимуют почки, нужна ли зима для наших деревьев, почему береза не растет в тропическом лесу? В морозную погоду послушать потрескивание деревьев и скрип под ногами, рассмотреть деревья в зимнем уборе. Почему не замерзают деревья зимой? (Пробковый слой, снежное одеяло, покой, нет сокодвижения.)

Что за чудо - зимний лес,

Сколько сказочных чудес!
И в сказке этой я лесной,

Сон иль явь передо мной?

Вот берез роскошный ряд,

Шали белые горят

Серебром - а вот в сторонке

В шубах елочки-девчонки.

Ах, какая тишина,

Бело-белая страна!

М. Степанов

Воспитатель задает детям вопросы.

    Чем деревья отличаются от кустарников?

    Как называют деревья, которые сбрасывают листья?

    Какую пользу приносят деревья и кустарники?

Исследовательская деятельность

Раскопать глубокий снег там, где росла трава. Под снежным покровом можно увидеть маленькие зеленые растения с прижатыми к земле слабенькими листьями. Подвести детей к выводу, что снег защищает почву, не давая ей охлаждаться.

19. Наблюдение за легковым транспортом

Цель: закреплять знания об автомобилях, уметь различать их по назначению.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

    Назовите автомобили, которые вы видите на проезжей части.

    На какие группы можно поделить весь транспорт? (Легковой, грузовой, общественный, специальный.)

    Почему по-разному называются те или иные группы автомобилей?

    Как автомобили влияют на окружающую среду? (Загрязняют выхлопными газами, пятнами бензина на асфальте.)

    Чем полезен транспорт? (Быстро доставят людей в любую часть города.)

    Чем вреден транспорт? (Сигналят по утру, мешают спать, выделяют выхлопные газы.)

    Какие машины больше шумят и больше загрязняют атмосферу? (Грузовые.)

Каких автомашин больше в нашем городе? Почему?

Февраль

1. Наблюдение за погодой

Цель: закреплять знания о зиме, последнем месяце зимы – феврале.

Ход наблюдения

Напомнить, что начался последний месяц зимы – февраль.

Прочесть отрывок стихотворения Л.Завальнюк. «Зима».

Какие холода!

Но вдруг сиянье с неба

Прорвется иногда…»

Загадка

«Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега,

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно,

Ну, так что за месяц это?»

Примета: «Батюшка – февраль пришел, мужик зиму перерос».

Предложить детям встать возле стены здания детского сада, понаблюдать за метелью, прислушаться к завыванию ветра.

Обратить внимание детей на то, что ветер поднимает снег в воздух, кружит, переносит его с места на место, образует наносы, сугробы.

Прочесть отрывок из стихотворения А.С.Пушкина:

«Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя».

Беседа с детьми о жизни людей зимой.

Игра «Хорошо – плохо» (о снеге).

2. Наблюдение за сезонными изменениями

Цели :

    формировать представления об изменениях в природе;

    уметь различать характерные приметы конца зимы (первая капель), узнавать их приметы в поэзии;

    закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы .

Ход наблюдения

Ветры с юга прилетели,

Принесли с собой тепло,

И сугробы в раз осели,

В полдень с крыши потекло.

Февраль - последний месяц зимы. В феврале день становится длиннее, иногда звенит первая робкая капель, а с крыш свисают длинные хрустальные сосульки. В феврале бывают оттепели, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают, делаются ниже.

Воспитатель загадывает детям загадки.

Висит за окошком

Кулек ледяной,

Он полон капели

И пахнет весной. (Сосулька.)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Исследовательская деятельность

Набрать в сосуды снег, поставить в тень и на солнце. В конце прогулки сравнить, где снег осел быстрее.

3. Наблюдение за вороной и сорокой

Цель : закреплять представление о птичьем мире, знать характерные их особенности.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы, проводит беседу.

    Ребята, посмотрите, какая гостья у нас на участке. (Ворона.)

    Что вы знаете о ней?

    Какая она по характеру?

    За что не любят ворону?

    Что в ней положительного?

Ворону называют серой разбойницей. Многие не любя? ворон за нахальство, воровские привычки. И все же нет У нас птицы умнее, хитрее, находчивее: и пакет с молоком откроет, и черствый сухарь в луже размочит, и грецкий орех расколет. А если кто решится к вороньему гнезду подобраться -- берегись. Со всей округи соберутся соседи, и все вместе громким карканьем прогонят незваного гостя. Ворон - самый крупный из вороньей семьи. Ворон и ворона - совсем разные птицы. Их даже не увидишь вместе. Ворон - птица лесная. Во многих сказках ворона называет мудрым. Может, потому, что живет эта птица до ста лет.

    А вы знаете вороньих родственников? (Грач, галка, сорока.)

    Какая сорока?

    В чем сходство и различие между вороной и сорокой?

Сороку-белобоку вы хорошо знаете. Лесные обитатели уважают сороку. Она длиннохвостая, везде летает, все слышит, обо всем знает. Застрекотала сорока в кустах - насторожились, притаились звери и птицы. «Опасность, опасность!» - стрекочет сорока, и всем понятен ее язык.

4. Наблюдение за облаками

Цели :

    расширять представления о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты;

    развивать восприятие красоты и многообразия небесной сферы.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Без крыльев летят, Без ног бегут,

Без паруса плывут.

(Облака.)

Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках, крошечные капельки воды поднимаются в воздух и соединяются - образуются облака. Когда капельки воды в облака становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя. Облака бывают перистые и кучевые. Перистые облака появляются в ясную погоду, а кучевые - перед дождем или снегопадом.

Воспитатель задает детям вопросы.

    Какие бывают облака?

    Из чего они образуются?

    На что похожи?

    Исследовательская деятельность Найти облака, похожие на лошадки. Сравнить перистые облака и кучевые.

5. Наблюдение за снегом

Цель: закрепить знания о снеге, свойствах воды.

Ход наблюдения:

Обратить внимание детей на снежный покров. Обойти участок и рассмотреть, как красиво укрыл знакомые места. Спросить, что лежит на заборе, колесах, бревнах, ступеньках, крыше веранды?

-Опыты со снегом.

А) Положить снег на ладошку в варежке и без варежки

Б) Проблемный вопрос: снег белый, можно утверждать, что он чистый?

Опыт: положить снег в ведро, рассмотреть, занести в группу. Продолжить наблюдение в группе после того, когда он растает.

Самостоятельно дети делают выводы.

6. Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели

Цели : на примере сравнения снегиря со свиристелем изучать особенности их строения, образа жизни (питания, движения);

    воспитывать познавательный интерес к птицам.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки и организует беседу.

Грудка ярче, чем заря, У кого?

снегиря.)

Северные гости

Клюют рябины грозди.

Так нарядны и ярки,

На головках хохолки!

(Свиристель.)

    Как выглядит снегирь? самца снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья черные, а грудка ярко-красная. Самочка окрашена скромнее - грудка у нее не алая, а темно-серая.)

    Как выглядит свиристель? (Оперенье у нее нарядное, розовато-коричневого цвета, более светлое на груди и брюшке и темнее на спине. Голову свиристели украшают задорные серебристо-розовые хохолки. А на крыльях, словно нарисованные ярко-красным карандашом, ровные полоски.)

Предложить детям сравнить снегиря и свиристель. Что у них общего? (Строение; это птицы пролетные, т.е. перемещаются с одного места на другое на относительно недалекое расстояние в поисках пищи, зимовки, отдыха; яркое оперение; они жители севера; любят ягоды рябины.)

    Чем отличается снегирь от свиристели? (Размером: снегирь чуть больше воробья, а свиристель - размером со скворца, имеет хохолок; окраской оперения.)

    Видим ли мы этих птиц на кормушках? Почему? (Этих птиц чаще всего можно увидеть на кустах рябины, калины, можжевельника, так как они питаются ягодами и семенами этих растений.)

    Можно ли по рассыпанным на снегу ягодам рябины определить, кто ими кормился? (Поедая ягоды рябины, свиристели большую их часть роняют на снег, поэтому под деревьями можно найти целые ягоды, а снегири поедают только семена, выбрасывая мякоть. Поэтому под деревом, на котором кормились снегири, всегда можно найти ягоды рябины с выеденной серединкой.)

    Знаете ли вы как ведут себя снегири и свиристели? (Снегири - птицы медлительные, неповоротливые, важные, драчливые, задиристые. Неторопливо перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево, медленно расклевывая Яг оды рябины. Свиристели - веселые, быстрые, шустрые, торопливые, пугливые; налетают большими стаями на рябину, облепляя ее, жадно и торопливо клюют ягоды рябины словно соревнуясь друг с другом.)

7. Экскурсия на улицу

Цель: закрепить знания детей о транспортных средствах.

Ход наблюдения

Идя вдоль по улице, следует обратить внимание на разнообразие транспортных средств: автобус, грузовик, легковая машина. Выяснить назначение каждого вида транспорта.

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней.

(Машина)

В.Степанов

8.Экскурсия к магазину

Цель: закрепить знания детей о функции магазина; уточнить функции машин, подъезжающих к магазину (привозят хлеб, продукты и др.)

Ход наблюдения

К магазину подъезжают крытые фургоны. В магазин входят взрослые, дети. Обойти магазин, посмотреть, как выгружают товар из фургонов. Одни машины привозят хлеб, булки, другие – молоко, кефир. Фургоны так и называются: хлебный, овощной.

9. Наблюдение за снегом

Цель : формировать представления об изменениях, происходящих со снегом в конце зимы.

Ход наблюдения

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает,

Со звоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

С. Есенин

Есть примета: если вороны и галки садятся на вершины деревьев - быть снегопаду.

Идет зима, растут сугробы и снежный покров постепенно становится плотным. А тут еще пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели, а когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка - наст. В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси, олени и козы острой коркой снега режут себе ноги, с трудом выкапывают из-под наста мох и листья. Зато зайчишке раздолье! Он по рыхлому снегу ходит, как в валенках, почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.

Воспитатель задает детям вопросы.

Назовите зимние месяцы.

Как называется тонкая корочка льда, появляющаяся на снегу?

В результате чего она образовалась?

Исследовательская деятельность

Измерить глубину снега открытых и защищенных участков детского сада. Ответить, где больше снега и почему?

10. Экскурсия к светофору

Цель: закрепить знания детей о назначении светофора, обозначение световых сигналов.

Ход наблюдения

Уто чнить у детей, для чего необходим светофор, что означают его цветовые сигналы. Зеленый – можно идти, красный – стой, желтый – внимание. Дети внимательно следят, как двигается транспорт, отмечают, что все водители выполняют правила, иначе случится беда.

Ты к дороге подойди

Право, влево посмотри.

Осторожно, если красный

Значит, нам идти опасно.

А зеленый – значит можно,

Ну, а желтый – осторожно.

11. Пожарная машина

Цель: уточнить знания детей о внешнем виде пожарной машины, о ее назначении. Воспитывать бережное отношение к спичкам: «Спички детям не игрушка».

Ход наблюдения

Внимательно рассмотреть пожарную машину, обратить внимание на ее окраску (красная), рассказать, что пожарная машина предназначена для тушения пожаров. У нее много рукавов для тушения пожаров, чтобы по ним шла вода. Нужно быть осторожными с огнем: «Спички детям не игрушка».

12. Наблюдение за небом

Цель: уточнить особенности зимнего неба, учить детей сравнивать особенности осеннего неба и зимнего неба.

Ход наблюдения

Небо зимой бывает синее, голубое, серое. Утром на улице темно. Вечером рано начинает темнеть. Перед снегопадом небо становится темным, как будто хмурится.

Нахмурилось небо

(Наверно не в духе).

Летают, летают

Белые мухи!

13. Наблюдение за ветром

Цель: рассмотреть особенности ветреной погоды зимой.

Ход наблюдения

Дует холодный ветер, люди поднимают воротники. Ветер поднимает и кружит снег. Ветер воет, завывает на улице. Посмотреть, как крутятся вертушки во время ветра, как качаются верхушки деревьев.

Как пушинки мы легки,

Нас колышут ветерки.

Белой стайкой мы летим,

Лечь на землю не хотим.

Т.Волгина

14. Наблюдение за птицами

Цель: Формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами. Формировать желание помогать птицам в зимний период.

Ход наблюдения

Воробьи летают стайкой. Птицы боятся близко приближаться к человеку и животным. Нужно заботиться зимой о птицах, кормить их, делать кормушки.

Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!

Распилить я попросил

Досочку еловую,

Вместе с папой смастерил

Птичкину столовую.

15. Наблюдение за ветром

Цель: уточнить знания детей о «метели» и «вьюге».

Ход наблюдения

В ветреную погоду наблюдать за низко и быстро плывущими облаками, раскачивающимися ветвями деревьев. Обратить внимание на то, как ветер поднимает с земли и переносит снег в другое место, с силой бьет в окна. Предложить прислушаться, как завывает ветер. Объяснить, что это метель.

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Легкая поземка.

С.Маршак

В поле снежную постель

Стелет зайчикам …(метель).

16. Наблюдение за работой дворника

Цель: Воспитать уважение к труду взрослых, формировать желание приходить на помощь окружающим.

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на работу дворника. Лопата у него широкая, зачем? Предложить детям помочь очистить тротуар, участок площадки от снега.

Снега прошли немалые,

А все идут, идут…

Дворники усталые

Метут, метут, метут.

Гремят они лопатами

По тучами лохматыми,

Метелками шуршат

Е.Благинина

Методическая разработка прогулки. Наблюдаем за небом и облаками.

Цель: познакомить детей с внешними особенностями весеннего неба. Развивать познавательный интерес. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Ход прогулки

Наблюдение

Посмотреть вместе с детьми на небо.

Каким цветом небо?

Небо стало голубым. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек. Весна идет! Облака, словно белые комья ваты, плывут по небу. Если на небе есть облака, они закрывают собой солнце, тогда на улице уже не так жарко. Движутся они то медленно, то быстро. Если дует ветер, то они плывут быстрее и часто меняют свою форму.

Художественное слово.

Стихи

Видишь: облако летит;
Слышишь: с нами говорит:
"В ясном небе я лечу,
Подрасти скорей хочу.
Стану тучей, а потом,
Всех порадую дождем.
Буду грядки поливать,
Буду травку умывать,
Буду в синие озера
Рыбкам воду наливать".
3. Александрова

Облака, белокрылые лошадки,

Облака, куда вы мчитесь без оглядки?

Не смотрите вы пожалуйста, свысока,

А по небу прокатите нас, облака.

Загадки

По синему морю
Белые гуси плывут.
(Облака)

Белые лошадки на синем поле.
(Облака на небе)

Исследовательская деятельность

Цель: приобщать детей к процессу познания. Развивать мыслительные операции, речевое развитие. Обогащать и расширять представления об окружающем мире.

Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лёд? Я «случайно» уронила лёд, что с ним случилось? (он раскололся, он - хрупкий).

Вывод: снег – сыпучий, а лёд – хрупкий.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Нарисовать палочкой на снегу (песке) облака.

Труд и индивидуальные физические упражнения

Сбор снега для постройки.

Цель: учить детей работать сообща, развивать трудовые навыки, воспитывать чувство коллективизма

Развитие движений

Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах.

Два прыжка! Пять прыжков!

Прыгнем мы до облаков.

Мы такие прыгуны,

Что допрыгнем до

Игра – превращение «Облака».

Цель: развивать воображение, творческие способности.

Воспитатель говорит детям:

Я хочу превратить вас всех в облака, чтобы, пролетая над землёй, вы увидели, какая она красивая.

В облака мы превратимся,

К лесу ближнему помчимся,

Чтоб увидеть с высоты

Деревья, травы и кусты.

Пальчиковая гимнастика.

"Кулачки - ладошки".

Цель: развивать мелкую моторику рук при помощи пальчиковых игр, речь. Пополнять словарный запас. Учить соотносить действия с текстом.

Есть у любого два кулачка. (Показывают кулачки.)
Хлопнул один по другому слегка. (Одним кулачком стукнуть по другому.)
Ну а ладошки не отстают, (Хлопают в ладоши.)
Следом за ними весело бьют.
Кулачки быстрее бьют,
До чего стараются.
А ладошки тут как тут,
Так и рассыпаются.
Кулачки давай сердиться,
Громко хлопать стали,
А ладошки-баловницы.
Тоже не отстали.

Игра малой подвижности «Зеркало»

Цель: развивать речевую и двигательную активность детей.
Ход игры

Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят:
Ровным кругом,
Друг за другом,
Эй, ребята, не зевать!
Что нам Вовочка (Анечка, Валечка и т. д.) покажет,
Будем дружно выполнять.
Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их.

Подвижная игра

"Мы веселые ребята".

Цель: учить ходить и бегать врассыпную на ограниченной площади. Развить быстроту, ловкость.

Ход игры

Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать!
Раз, два, три - лови!
Воспитатель ловит детей.

Самостоятельная деятельность детей

Игры по желанию и интересам детей.

Цель: развивать умение выполнять игровые действия в игровых упражнениях, играть на темы из окружающей жизни. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Стимулировать развитие интереса к совместным играм с взрослыми и детьми, положительный отклик на предложение поиграть.