Что такое компьютерная контролирующая программа. Контролирующие программы в Internet

  • В. Этап контроля за реализацией маркетинговой программы
  • Виды и условия оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, нормативы объемов и финансовых затрат.
  • Электронные издания (ЭИ) представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации. В одном электронном издании могут быть выделены информационные (или информационно-справочные) источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие структуры. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в электронной компьютерной сети.

    В этом случае образовательным электронным изданием (ОЭИ) или (равнозначно) электронным средством обучения (ЭСО) является электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области.

    Основными видами компьютерных средств учебного назначения, которые могут рассматриваться как компоненты ЭСО или ОЭИ, являются:

    · ·сервисные программные средства общего назначения,

    · программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся,

    · электронные тренажеры,

    · программные средства для математического и имитационного моделирования,

    · программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий,

    · информационно-поисковые справочные системы,

    · автоматизированные обучающие системы (АОС),

    · электронные учебники (ЭУ),

    · экспертные обучающие системы (ЭОС),

    · интеллектуальные обучающие системы (ИОС),

    · средства автоматизации профессиональной деятельности (промышленные системы или их учебные аналоги).

    Сервисные программные средства общего назначения применяются для автоматизации рутинных вычислений, оформления учебной документации, обработки данных экспериментальных исследований. Они могут быть использованы при проведении лабораторных, практических занятий, при организации самостоятельной и проектной работы школьников.

    Программные средства для контроля и измерения уровня знаний обучающихся позволяют разгрузить учителя от рутинной работы по выдаче индивидуальных контрольных заданий и проверке правильности их выполнения, что особенно актуально в условиях массового образования. Появляется возможность многократного и более частого контроля знаний, в том числе и самоконтроля, что стимулирует повторение и, соответственно, закрепление учебного материала.



    Электронные тренажеры предназначены для отработки практических умений и навыков. Такие средства особенно эффективны для обучения действиям в условиях сложных и даже чрезвычайных ситуаций при отработке противоаварийных действий.

    Программные средства для математического и имитационного моделирования позволяют расширить границы экспериментальных и теоретических исследований, дополнить физический эксперимент вычислительным экспериментом

    Информационно-поисковые справочные программные системы предназначены для ввода, хранения и предъявления педагогам и обучаемым разнообразной информации.

    Автоматизированные обучающие системы (АОС), как правило, представляют собой обучающие программы сравнительно небольшого объема, обеспечивающие знакомство учащихся с теоретическим материалом, тренировку и контроль уровня знаний.

    Электронные учебники (ЭУ) являются основными электронными средствами обучения.

    Использование электронных средств обучения в образовательном процессе дает педагогам дополнительные дидактические возможности:



    Обратную связь между пользователем и ЭСО, что позволяет обеспечить интерактивный диалог;

    Компьютерную визуализацию учебной информации, предполагающую реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и виртуальных), а также их моделей, представление их в динамике;

    Компьютерное моделирование изучаемых объектов, явлений, процессов;

    Автоматизацию процессов вычислительной и информационно-поисковой деятельности;

    Автоматизацию процессов управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения материала.

    Возможные варианты проведения уроков с использованием ЭСО:

    Класс разбивается на 2-3 группы, одна из групп направляется в компьютерный класс, а затем через 10-15 минут ее сменяет следующая;

    Вся обучаемая группа находится в помещении компьютерного класса, а непосредственно с компьютерами работает в определенные отрезки времени только часть учащихся;

    В классе постоянно находятся 2-3 компьютера.

    Применение ЭСО возможно также при подготовке и проведении учителем факультативных занятий, организации самоподготовки.

    Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания определяется учителем самостоятельно на основе сформулированных учебной программой требований к знаниям и умениям учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также уровня обученности.

    При организации образовательного процесса с использованием ЭСО учителя должны руководствоваться нормативными документами.

    Презентации - наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Для презентаций используются такие программные средства как PowerPoint или Open Imdivss, Flash, SVG. Фактически презентации являются электронными диафильмами, но, в отличие от обычных диафильмов, могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Эти компьютерные средства обучения особенно интересны тем, что создать их может любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентаций. Кроме того, презентации активно используются и для представления ученических проектов.

    Электронные энциклопедии объединяют функции демонстрационных и справочных материалов и, в соответствии со своим названием, являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий, таких, как энциклопедии, словари, справочники. Для создания таких энциклопедий обычно используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например HTML, XML, SGML. В отличие от своих бумажных аналогов, гипертекстовые энциклопедии обладают рядом дополнительных свойств и возможностей:

    · обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;

    · имеют удобную систему навигации на основе гиперссылок;

    · могут включать в себя аудио- и видеофрагменты.

    Дидактические материалы (сборники задач, диктантов, упражнений, примеров, рефератов и сочинений), представленные в электронном виде (обычно в виде простого набора текстовых файлов, в форматах rtf, doc, txt) и объединенные в некую логическую структуру средствами гипертекста. Также к дидактическим материалам можно отнести программы-тренажеры, например, для решения математических задач или для заучивания иностранных слов.

    Программы системы контроля знаний, такие, как опросники и тесты. Позволяют быстро, удобно, беспристрастно и автоматизировано обработать полученные результаты. Опросники и тесты могут легко создать учителя или методисты с помощью специальных программ - конструкторов тестов.

    Электронные учебники и электронные учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или несколько вышеописанных типов обучающих программ. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация); на следующем этапе он может поставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента), часто на этом этапе обучаемому доступен также электронный справочник и/или энциклопедия по изучаемому курсу; а в завершение он должен ответить на набор вопросов и, возможно, решить несколько задач (программные системы контроля знаний). После удачного прохождения всех этапов обучаемому предлагается следующая тема из этого курса.

    Обучающие игры и развивающие программы в основном ориентированы на дошкольников и младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания во время игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и другие умения.

    Дополнением к этой классификации становятся программные средства разработки компьютерных обучающих средств. Наиболее известны из таких средств конструкторы уроков и учебных курсов, а также специализированные оболочки для разработки учебных курсов.

    В результате работы с программным обеспечением различного типа выделим следующие принципы выбора программного продукта для использования на уроке:

    1. Программа должна быть понятна с первого знакомства как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым.

    2. Преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация.

    3. Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- и аудиофрагменты и т.д.).
    Итак, выбор компьютерной обучающей программы можно начать с оценки следующих аспектов учебного процесса:

    1. ваши технические возможности;

    2. используемые вами организационные формы работы;

    3. этапы урока, на которых используются компьютерные технологии;

    4. целостность курса.

    Описав необходимую программу по этим критериям, можно поставить задачу программисту или составить запрос для поиска в Интернете. Описав таким образом программу, можно убедиться в том, что нет необходимости ее искать, а можно создать самостоятельно или выбрать в школьной медиатеке.
    Таким образом, преподаватель может составить представление о необходимом ему программном обеспечении. В частности, учителю, только начинающему использовать персональный компьютер на уроках, можно рекомендовать начать с сопровождения урока презентацией. В дальнейшем можно подключить и другие виды компьютерных обучающих программ.

    Основное предназначение
    контролирующих программ - в короткие сроки выявить уровни знаний у всех учащихся по любому объему. учебного материала разделам, параграфам, темам, терминологии, хронологии и т. д. Взаимодействие обучаемых и обучающего представлено на рис.1.

    Ребят необходимо научить правильно работать с различными видами тестов и в этом незаменимы уже созданные контролирующие тестирующие программы, например, «Репетитор по истории». Эта программа может использоваться как на этапе отработки
    материала (можно обратится к ссылке, если материал забыт или незнаком), так и на итоговом контроле.

    Например, CD-ROM «Репетитор по истории» (Кирилл и Мефодий) предполагает отработку, коррекцию и контроль знаний учащихся по различным курсам истории России с древнейших времен до XX века.

    Тестовая программа предлагает несколько сотен тестов и учитель может сделать «закладки» по определенной тематике, т. е. отобрать количество тестов в соответствии с целями контроля (см. рис. 2). Учащиеся могут выйти в ссылки и получить консультацию по непонятному вопросу, после чего продолжить тестирование (т. е. учащиеся самостоятельно осуществляют самопроверку).

    В мультимедийном учебнике истории для 9 класса «История России. XX век» предусмотрено тестирование после каждого параграфа. В тестах проверяется знание дат, последовательности исторических событий, имен исторических деятелей и событий, с ними связанных, сути исторических явлений и их характерных черт, важных статистических данных, значений терминов и определений понятий и т. п. При этом в программе заложено несколько типов заданий для проверки усвоения учебного материала. Каждый раз ученику предлагается набор заданий разных типов:

    @ тест с выбором одного или нескольких вариантов ответа

    @ из предлагаемого набора (простейший вариант);

    @ приведение в соответствие статистических, хронологических и др. таблиц (ячейки правой колонки (или двух правых, если таблица состоит из трех колонок) в таблице нужно привести в соответствие с ячейками в левой);

    @ выбор термина, соответствующего определению, описанию;

    @ кроссворд (поскольку при заполнении кроссворда учащийся сталкивается с большим количеством исторической информации, решение одного кроссворда при выставлении итоговой оценки приравнивается к трем тестам других типов).

    Важным моментом в процессе тестирования является дополнительная кнопка «Ответ готов». До ее нажатия ученик имеет возможность еще раз проверить ответ и, при необходимости, изменить его. Это защищает ученика от случайного неверного нажатия кнопки. Кроме того, время, отведенное на тестирование, неограниченно, что не создает стрессовых ситуаций для медленно работающих детей.

    Незаменимы тестирующие программы, создаваемые, исходя из целей контроля, самим учителем. Недостаток уже созданных тестирующих программ состоит в том, что тесты представлены в одном варианте, они не дают возможность проконтролировать необходимый материал. Эту проблему может решить учитель сам, т. к. в данное время разработаны оболочки для тестов, которые предполагают заполнение материалом до нескольких вариантов, осуществляя при этом автоматический подсчет баллов.

    Учащиеся могут использовать определенные демонстрационные варианты тестов по отдельным блокам курсов истории и обществознания при самоконтроле, взаимоконтроле, подготовке домашнего задания. Например, в методическом пособии учителю по курсу «Новейшая история зарубежных стран» (автор) представлены демонстрационные варианты заданий ко всем блокам. Тесты были просканированы, помещены в оболочку, предложенную в CD-ROM «История», а затем записаны на диск (см. рис.3). Эти же тесты для удобства представлены в сборнике в напечатанном варианте. В этой оболочке учитель может составить авторские сборники тестов по всем курсам истории и обществознания.

    Таким образом, выявление и оценка знаний с использованием контролирующих программ имеет неоспоримые преимущества.

    Во-первых, колоссальная экономия времени. За один урок проверке можно подвергнуть всех учащихся. Причем пока с тестом работают в течение 20 минут 12-13 учащихся, другая группа может работать с другими видами заданий («диагональная» схема урока).

    Во-вторых, учащийся проявляет полную самостоятельность в работе: сам высвечивает вопрос на экране монитора, сам обдумывает его, отвечает.

    В-третьих, особое психологическое состояние учащихся. Темп работы у учащихся разный и каждый имеет возможность индивидуально планировать время на каждый ответ.

    % правильных

    Баллы

    Оценка

    Батенева Татьяна

    Белоусов Констан.

    Климухин Андрей

    Количество неправильных

    % правильных

    Средний балл

    Сущность программированного контроля знаний

    Контроль усвоения знаний, умений и навыков является неотъемлемой частью учебного процесса. Контроль должен быть объективным, своевременным и целенаправленным. Систематическому опросу должны подвергаться все учащиеся.

    В учебных заведениях контроль осуществляется на коллоквиумах и семинарах, на практических и лабораторных занятиях, на зачетах и экзаменах, а также при защите курсовых и дипломных проектов. Однако практически в условиях массового обучения преподаватель не в состоянии осуществлять в ходе учебного занятия систематическую проверку знаний, умений и навыков каждого учащегося, так как он не располагает для этого достаточным временем. Так, проверка группы из 24 человек займет 2 часа (время опроса каждого учащегося – 5 минут).

    Если преподаватель осуществляет текущий контроль знаний путем выборочного опроса 2-3 человек и по результативности их ответов судит об успеваемости группы в целом, то это приводит к неточности оценки успеваемости, а учащиеся работают нерегулярно.

    Сущность программированного контроля заключается в систематической проверке знаний, умений и навыков учащихся посредством стандартизованных заданий – тестов. Задания для контроля составляются преподавателем таким образом, чтобы быстро и точно оценить степень усвоения учащимися той или иной учебной информации. Кроме этого, следует определить оптимальное техническое средство для ускорения процедуры контроля.

    Основу программированного контроля составляет контролирующая программа, которая представляет собой совокупность определенным образом сформулированных вопросов (заданий), составленных с учетом возможности оперативной проверки правильности ответов вручную или с помощью технических средств контроля.

    Классификация и основные характеристики контролирующих программ

    Контролирующие программы можно классифицировать по виду контроля, по методу формулирования ответов на контрольные вопросы, по контролируемому уровню знаний, умений и навыков.

    По виду контроля различают программы для текущего, рубежного и итогового контроля знаний.

    Программы для текущего контроля знаний охватывают сравнительно небольшие порции учебного материала и используются для проверки знаний учащихся на лекциях, практических и лабораторных занятиях, а также для самостоятельной проверки учащимися (во внеурочное время) степени усвоения пройденного материала.

    Результаты текущего контроля позволяют преподавателю своевременно осуществлять корректировку учебного процесса и оперативно управлять познавательной деятельностью учащихся.

    Программы рубежного контроля позволяют проверить знания, умения и навыки учащихся, сформированные в результате изучения нескольких тем. Контроль проводится 3-4 раза в течение четверти (семестра) и обеспечивает возможность корректировки хода обучения.

    Программы итогового контроля обеспечивают возможность проверки знаний, умений и навыков учащихся на зачете, а также предварительную оценку уровня их подготовки к экзамену.

    По методу формулирования ответов на контрольные вопросы и задания различают контролирующие программы с выборочными, сопоставительными, конструируемыми и численно-результативными ответами. В одной контролирующей программе можно использовать сразу несколько различных методов формулирования ответов. Такие программы называются смешанными.

    Количество вариантов ответа на вопрос может быть различным, но следует помнить, что чем больше предлагается вариантов ответа на вопрос, тем меньше вероятность угадывания правильного ответа.

    Выборочный метод предполагает наличие нескольких вариантов ответа на контрольный вопрос, из которых только один – верный. В качестве вариантов ответов можно использовать предложения, отдельные слова, формулы, символы и графические построения.

    Достоинство метода – универсальность (возможность применения для контроля практически по любой учебной дисциплине) и относительная простота используемых при этом технических средств контроля.

    Сопоставительный метод является модификацией выборочного метода ответов. Учащемуся предлагается задание, требующее проведения вычислений, и набор готовых ответов, среди которых только один правильный, а остальные имеют характерные ошибки.

    В отличие от вопросов с выборочными ответами, правильный ответ здесь не может быть получен путем обозрения вариантов ответа и опознания среди них правильного. Задачу нужно сначала решить, а затем уже сопоставить полученный результат с предложенными вариантами готовых ответов.

    Достоинство метода состоит в активизации мыслительной деятельности учащихся.

    Альтернативный метод также является модификацией выборочного метода. Альтернатива (от лат. alter – один из двух) – необходимость выбора одного из двух возможных решений (да – нет, плюс – минус, вверх – вниз и т. д.). Альтернативным называют задание, которое требует принятия решения в ситуации, имеющей два взаимоисключающих решения.

    Достоинство метода – то же, что и у выборочного.

    Конструируемый метод позволяет получить ответ путем его формирования из отдельных элементов. В качестве готовых элементов ответа могут использоваться различные символы, слова. Вопросы с конструируемыми ответами могут быть двух типов:

      без упорядочения элементов ответа;

      с упорядочением элементов ответа.

    Бинарный метод является разновидностью программ с конструируемыми ответами. Бинарный ответ конструируется в виде одного умозаключения или одного ответа, составленного из двух (и только двух) логически связанных суждений или элементов, каждое из которых выбирается из соответствующей группы суждений (5-6).

    Достоинство метода – учащийся вынужден сосредоточить свое внимание не только на выборе суждений или элементов, но и на установлении связи между ними.

    Основные этапы работы по подготовке контролирующей программы

      Для вопросов с конструируемыми ответами необходимо составить перечень готовых элементов для формирования общего ответа.

      Скомпоновать из контрольных вопросов задания таким образом, чтобы каждое из них обеспечивало надежный контроль знаний, умений и навыков, приобретенных в ходе изучения учебного материала. При этом следует стремиться к тому, чтобы контрольные задания были примерно одинаковой трудности.

      В соответствии с системой кодирования выбранного технического средства контроля произвести кодирование подготовленных вариантов ответов на вопросы контрольных заданий.

      Выполнить с помощью технического средства контроля проверкусоставленной контролирующей программы и внести в нее необходимыекоррективы.

      Заключительный этап – экспериментальная проверка и корректировка контролирующей программы.

      Обсудить и произвести апробирование контролирующей программы с заинтересованными преподавателями, внести коррективы в программу в соответствии с замечаниями и предложениями преподавателей.

      Для большей надежности контроля учащихся подготовить необходимое количество вариантов основной контролирующей программы. Варианты контрольных заданий могут отличаться друг от друга кодировкой элементов ответов и порядком постановки вопросов.

    Процесс разработки контролирующей программы можно условно разбить на три этапа: предварительный, основной и заключительный, причем каждый из этапов включает определенный набор операций, которые должны выполняться в приведенной последовательности.

    1. Предварительный этап – подготовка к составлению контролирующейпрограммы.

      На основании имеющегося опыта проведения занятий наметить предмет, при изучении которого наиболее целесообразно проведение контроля с использованием технических средств.

      Проанализировав тематический план намеченного предмета, выбрать учебный материал для организации контроля (текущий контроль на практических и лабораторных занятиях, рубежный контроль, итоговый контроль на зачетах или при допуске к экзаменам).

      Составить с учетом требуемых уровней знаний подробный перечень основных понятий, умений и навыков, которые должны быть сформированы в процессе обучения и проверены при осуществлении выбранного вида контроля.

    2. Основной этап – непосредственное составление контролирующейпрограммы.

    3. Заключительный этап – в соответствии с требованиями к уровню знаний учащихся составить основной массив контрольных вопросов и эталонов ответов к ним. Для вопросов с выборочными и сопоставительными ответами разработать варианты ответов.

    Обучающая программа. Назначение ее вытекает из названия. В такой программе рабочая часть может практически отсутствовать - для нее диалог не только естественная, но и основная часть процесса решения задачи. Поэтому сценарий диалога подобной программы часто и есть словесное описание алгоритма решения всей задачи.

    Составление такой программы начинают с разбиения всей изучаемой информации на кадры , т.е. такие порции информации, каждую из которых обучаемый должен усвоить за один прием.

    Вся информация по каждому кадру вводится в ЭВМ.

    В соответствии со сказанным обучение с помощью ЭВМ производится за ряд шагов. На каждом шаге ЭВМ (программа):

    • выдает один кадр информации;
    • выдает вопрос, на который обучаемый должен ответить;
    • принимает ответ обучаемого и сравнивает его с эталоном.

    Если ответ верен, то программа выдает следующий кадр информации; если неверен, то сообщает об этом, а иногда и дает некоторые разъяснения, после чего выдает тот же кадр для продолжения его изучения.

    Контролирующая программа. Это частный случай обучающей программы. Контролирующие программы предназначены для контроля знаний и в соответствии с этим должны выдавать учащимся только вопросы, проверять правильность ответов и оценивать степень знаний учащихся. Принципиальных отличий от обучающих программ контролирующие не имеют. Особенность их - они определяют число правильных ответов и выдают («выставляют») оценку знаний учащегося.

    Для примера рассмотрим построение простейших программ указанного вида.

    Задача 12.14

    Построить контролирующую программу по теме «Геометрическая фигура - прямоугольник».

    Предварительно разобьем информацию, подлежащую контролю, на такие кадры:

    • 1) определение понятия «прямоугольник»;
    • 2) вычисление площади прямоугольника;
    • 3) вычисление периметра прямоугольника.

    Текст каждого кадра, вопрос и эталон указаны непосредственно в сценарии.

    Сценарий диалога контролирующей программы

    П. 1. ЭВМ: «Проверим, что вы знаете о прямоугольнике? Вы готовы отвечать?(д/н)».

    П. 2. Пользователь: ОТВЕТ=«д»/«н».

    • а) если ОТВЕТ=«н» - «Готовьтесь!» Перейти к п. 16;
    • б) если ОТВЕТ ф «д»/«н» - «Введите правильный ответ». Перейти к п. 1; иначе - перейти к п. 4.

    П. 4. ЭВМ: «Введите фамилию».

    П. 5. Пользователь: ОТВЕТ = .

    Кадр 1.

    П. 6. ЭВМ: «. Ответьте - которое из трех определений прямоугольника верное: *»

    « 2....»;

    П. 7. Пользователь: ОТВЕТ= 1/2/3.

    • а) если ОТВЕТ=1/3 - «Учите определение прямоугольника», «». Перейти к п. 9;
    • б) если ОТВЕТ=2 - «Правильно!». «». Число правильных ответов М увеличить на 1 (М=М+1). Перейти к п. 9;
    • в) если ОТВЕТ ф 1/2/3 - «Ответ не понятен!».

    Перейти к п. 6.

    Кадр 2.

    П. 9. ЭВМ: «Ответьте на вопрос: чему равна площадь прямоугольника ЛВСВ: ЛВ = СВ = 50; ВС=М = 60?».

    П. 10. Пользователь: ОТВЕТ = 300/ , где N ф 300.

    • а) если ОТВЕТ ф 300 - «Учите формулу вычисления площади!». Перейти кп. 12;
    • б) если ОТВЕТ = 300 - «Правильно!»; М=М+1.

    Кадр 3.

    П. 12. ЭВМ: «Ответьте на следующий вопрос: чему равен периметр прямоугольника АВСВ: АВ=СВ= 30; ВС=СВ= 100?».

    П. 13. Пользователь: ОТВЕТ = 260/, где А ф 260.

    • а) если ОТВЕТ ф 260 - «Учите формулу вычисления периметра». Перейти кп. 15;
    • б) если ОТВЕТ = 260 - «Правильно!»; М=М+1.

    П. 15. ЭВМ: «», «число Ваших верных ответов =», ; если М

    если М = 3 - «Молодец! Отлично!». Перейти к п. 1.

    П. 16. ЭВМ: «До свидания!». Останов.

    Примечание. 1. При выводе кадра 1 сценария мы предусмотрели обращение к пользователю по фамилии. Такой прием позволяет сделать диалог более «теплыми, более дружественным. В кадрах 2 и 3 мы не использовали подобное обращение, чтобы не загромождать сценарий.

    Итак, мы получили сценарий диалога задачи. Далее, используя его непосредственно, можно составить требуемую программу, опираясь лишь на Основные принципы алгоритмизации (см. 10.1).

    Для построения программы в этом случае достаточно каждый пункт сценария заменить соответствующим оператором языка Бейсик - ввода, вывода, условным и т.д. Это самый простой подход, в результате которого, правда, создаются не самые эффективные программы, прямо скажем, громоздкие. Тем не менее рекомендуем читателю написать программу, используя этот подход, с тем, чтобы он мог «прочувствовать» все особенности составления диалоговых программ. Подход, обеспечивающий построение более эффективных программ подобного вида, рассмотрен в 12.4.4.

    • Подразумевается, что далее на экран выводятся три различных определения прямоугольника, из которых верно лишь второе.

    Cтраница 1


    Контролирующая программа позволяет при наличии достаточного количества ЭВМ провести оперативное и объективное тестирование знаний студентов по данному вопросу.  

    Контролирующие программы для машинной и безмашинной проверки знаний - правил, норм и конструкций по технике безопасности для предприятий нефтяной и газовой промышленности разрабатываются на кафедрах охраны труда МИНХ и ГП им. Губкина и Грозненского нефтяного института.  

    График изменения среднеарифметических показателей успеваемости в ходе учебного процесса. сплошная линия-экспериментальные группы, пунктир - контрольные группы.  

    Контролирующие программы д проверки знаний правил, норм и пасности для предприятий нефтяж разрабатываются на кафедрах им.  

    Контролирующие программы для машинной и безмашинной проверки знаний правил, норм и инструкций по технике безопасности для предприятий нефтяной и газовой промышленности разрабатываются на кафедрах охраны труда МИНХиГП им. Губкина и Грозненского нефтяного института.  

    Контролирующие программы могут содержать любое количество комментариев, позволяющих помечать модули программы и писать к ней некоторые пояснения.  

    Контролирующие программы могут включаться в случайные моменты времени, определяемые, например, тем, свободно или занято устройство решением функциональных задач, или в фиксированные (заранее определенные) моменты времени. Ниже рассмотрены вопросы временнбй организации регулярных программных проверок.  

    Структура контролирующей программы аналогична обучающей, отсутствует только эталонный ответ.  

    Представленная структура контролирующей программы является типовой и может быть использована, при создании контролирующих программ такого типа по любому предмету. При этом управляющая часть программы может быть использована без изменения. Часть программы, содержащая блок вопросов, должна быть составлена по тематике предмета. Количество вопросов в блоке можно варьировать по своему усмотрению, но при этом необходимо ввести соответствующие изменения в управляющей части программы, в строках, где используются сведения о количестве вопросов.  

    Структурная схема контролирующей программы показана на рис. 9.1. На схеме блоки расположены в последовательности, соответствующей расположению их в тексте программы. Такое расположение блоков отражает их разделение по функциональному назначению: шесть блоков в верхней части схемы непосредственно связаны с работой преподавателя (включая блок 4, который участвует как в работе руководителя, так и студента); шесть блоков нижней части схемы (включая блок 4) обеспечивают работу ЭВМ со студентом.  

    Большинство же контролирующих программ составляются по примитивной схеме - обучаемому предлагается вопрос и несколько ответов, один из которых верный.  

    И Известны специальные контролирующие программы, позволяющие автоматически производить отладку программы на цифровой машине. В процессе работы цифровой машины в режиме вычислений или управления могут быть ошибки и неисправности. Наиболее характерными ошибками являются сбои, которые подразделяются на систематические и случайные. Обычно сбои появляются чаще, чем неисправности.  

    Таким образом, контролирующая программа, построенная по указанной выше схеме, позволяет вывести на печать замечания по работе студента и оценить ее. Если же студент, составляя алгоритм, сделал синтаксические ошибки, то в процессе трансляции эти ошибки печатаются с помощью транслятора.  

    Порядок отладки задается контролирующей программе в виде специально закодированной информации.  

    Учебник поддерживается компьютерной контролирующей программой Ордана, имеющей аналогичную структуру распределения материала.