Что произошло в 1767 году. Уложенная комиссия

В давно прошедшие времена супруга императора России Петра III, бывшая мелкая немецкая принцесса Софья Фредерико Августа Ангальт-Цербстская организовала дворцовый переворот, в ходе которого был убит ее муж, и, не имея никаких прав на престол, стала императрицей Екатериной Второй, которую некоторые наши историки именуют даже «Великой». Она на первых шагах, беспрекословно, а затем и умело выполняла волю вельможной камарильи, с немецкой последовательностью укрепляла и расширяла власть дворянства, его сословные права и привилегии, провозглашала незыблемость самодержавия и крепостного права. Смело можно сказать, что именно при Екатерине II крепостное право в России приобрело такие бесчеловечные черты, что мало чем отличалось от рабства.

Все крестьянство – частновладельческие помещичьи, а также экономические (бывшие монастырские), дворцовые, государственные (черносошные) крестьяне, крестьяне приписные к мануфактурам (промышленным предприятиям) и другие работные люди, как и нерусские народы быстро почувствовали на себе усиление гнета и оказывали отчаянное сопротивление. Только с 1764 по 1769 годы в Московской губернии погибли от рук своих крепостных крестьян 30 помещиков, в их числе генерал-аншеф Леонтьев, отличавшийся особой жестокостью (В. И. Буганов. Пугачев. М., «Молодая гвардия», 1984, стр. 103).

Немало досаждали помещикам и жалобщики от крестьян, которых они называли презрительно «подлое сословие» и «крещеная собственность». Своим указом в 1765 году Екатерина II разрешила помещикам по собственному усмотрению ссылать крестьян за провинности на каторгу. 22 июня 1767 года на заседании Сената императрица сообщила присутствовавшим, что во время ее путешествия в Казань ей подали почти 600 челобитных по большей части от помещичьих крестьян с жалобами «в больших с них сборов от помещиков». Из опасений «вредных следствий» сенаторам предлагалось придумать средства против этого. Сенаторы придумали и заявили – надо вообще запретить крестьянам жаловаться на помещиков (там же, стр. 93). И тут же последовал Указ Екатерины II о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков. В условиях полной безнаказанности и безысходности крестьяне буквально подталкивались к насилию. И всего через шесть лет вспыхнула самая крупная в истории России четвертая крестьянская война под руководством Пугачева.

Указ Екатерины II датирован 22 августа 1767 г. Его заглавие: «О бытии помещичьим людям и крестьянам в повиновении и послушании у своих помещиков, и о неподавании челобитен в собственные ея величества руки».

В указе императрицы, которую А.С. Пушкин называл «Тартюфом в юбке», напоминалось, что прежним ее указом от 19 января 1765 года не просто запрещалось подавать челобитные прямо в руки императрицы «помимо учрежденных на то правительств и определенных особо для того персон», но предусматривалось усиление наказания за эти преступления. «Когда кто не из дворян и не имеющих чинов» осмеливался «высочайшую ее величества особу подачею в собственные руки челобитен утруждать», то за первое «дерзновение» полагалось отсылать таковых в работу на каторгу на месяц; за второе – с наказанием публично, отсылать туда же на год; а за третье – с наказанием публично плетьми ссылать навечно в Нерчинск.

Новым указом императрица еще раз требовала, чтобы помещичьи люди и крестьяне «имели бы к помещикам своим должное повиновение и беспрекословное во всем послушание». Если же кто и после обнародования нового указа, «недозволенные на помещиков своих челобитные, а наипаче Е. И. В. в собственные руки подавать отважится, то как челобитчики, так и сочинители сих челобитен наказаны будут кнутом и прямо сошлются в вечную работу в Нерчинск». А для повсеместного сведения и исполнения указ предписывалось читать по всем церквам.(Цит. по: Крестьянская война в России 1773-1775 гг. Материалы к практическим занятиям по истории СССР. М., 1989. С.15-17.- Использован текст, помещенный в интернете).

Казалось бы, времена поменялись, у нас теперь совсем другая страна даже по отношению к Советскому Союзу, а уж про времена императорские и говорить нечего! Ан нет, сравнивать вполне можно. Конечно, сейчас говорить о запрете подавать жалобы, особенно напрямую первым лицам было бы смешно, но на деле запрет действует неумолимо и выполняется.

Как только появится в СМИ открытая и серьезная критика, обвиняющая в крупных правонарушениях министерство, ведомство, известную корпорацию, какого-нибудь руководителя региона, как тут же, с невиданной для российской судебной машины скоростью, появляется уголовное дело с обвинениями самих критиков-разоблачителей, которых, как правило, быстро увольняют или вынуждают уйти с работы. Этих современных «челобитчиков», которые мешают держать людей «в повиновении и послушании», немедленно клеймят экстремистами, проходимцами, клеветниками, мошенниками, а нередко калечат и даже убивают! Примеров тому так много, что перечислить их просто невозможно, да и не нужно, они у всех на слуху.

Очень прямолинейно и просто дают понять – помалкивай, по крайней мере, не лезь в интернет, в печать, тихо - мирно пиши себе в приемную Президента, в приемную Премьер-министра, в правоохранительные органы, в Счетную палату. Там разберутся, не дураки сидят. А шуметь, выступать на важных совещаниях, выкладывать во всемирную паутину разоблачительные видеоматериалы, вот этого делать не надо, нехорошо, скоро выборы, имидж державы подрывается, привлекательность страны для иностранного бизнеса уменьшается. Да и опасно это, мало ли что может случиться вечером в подъезде дома или днем на автомагистрали...

И все рассуждения о демократии, о модернизации политической системы, о правовом государстве, о правах человека, об увеличении и удвоении начинают казаться красивыми и даже привлекательными словами о какой-то другой стране.

Годы 1883 · 1884 · 1885 · 1886 1887 1888 · 1889 · 1890 · 1891 Десятилетия 1860 е · 1870 е 1880 е 1890 е · … Википедия

Ярославский пожар 1767 года. Пожар случился 1 (12) октября 1767 года в одиннадцатом часу пополудни за рекой Которослью в Толчковской слободе во дворе ярославского купца и депутата к слушанию проекта нового Уложения Алексея Иванова Ярославцова. По … Википедия

Это незавершённый список года. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив его. 1932 год в музыке 1930 1931 1932 1933 1934 … Википедия

Шуйский, князь, Василий Иванович ("Бор. Год.") - Смотри также Человек холодных, зрелых лет. Ты, человек разумный, говорит Ш. А. Пушкин: Всегда с тобой беседовать я рад и, если что меня подчас тревожит, не вытерплю, чтоб не сказать тебе. Ш., по мнению Бориса, советник надежный. Перед… … Словарь литературных типов

Годы 1764 · 1765 · 1766 · 1767 1768 1769 · 1770 · 1771 · 1772 Десятилетия 1740 е · 1750 е 1760 е 1770 е · … Википедия

Годы 1761 · 1762 · 1763 · 1764 1765 1766 · 1767 · 1768 · 1769 Десятилетия 1740 е · 1750 е 1760 е 1770 е · … Википедия

Годы 1841 · 1842 · 1843 · 1844 1845 1846 · 1847 · 1848 · 1849 Десятилетия 1820 е · 1830 е 1840 е 1850 е · … Википедия

Годы 1840 · 1841 · 1842 · 1843 1844 1845 · 1846 · 1847 · 1848 Десятилетия 1820 е · 1830 е 1840 е 1850 е · 1860 е … Википедия

Годы 1767 · 1768 · 1769 · 1770 1771 1772 · 1773 · 1774 · 1775 Десятилетия 1750 е · 1760 е 1770 е 1780 е · … Википедия

Книги

  • , Дионисий. Книга представляет собой репринтное издание 1883 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут…
  • Краткая летопись Можайского Лужецкого второклассного монастыря с 1408 года по 1892 год. 1892. Ч. 2. (годы с 1767 по 1772). , Дионисий. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой репринтное издание 1883 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная…

II ».

Вариант I

1. Представление о государственном и общественном устройстве России

Екатерины II выразилось в:

а) «Кондициях»; б) «Правде воли монаршей»;

в) «Наказе»; г) Генеральном регламенте.

2. В 1767 г.:

а) началось царствование Екатерины II ;

б) созыв Уложенной комиссии;

в) началась крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева;

г) была ликвидирована Запорожская Сечь и украинская автономия.

3. Главная причина крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева:

г) закрепощение крестьян.

4. Главный документ, изданный в пользу дворян при Екатерине II :

а) указ о единонаследии; б) Табель о рангах;

в) «Манифест о вольности дворянства»; г) «Жалованная грамота дворянству».

5. В 1775 г.:

а) издана «Жалованная грамота дворянству»;

б) начала работу Уложенная комиссия;

в) была проведена губернская реформа;

г) был принят указ о секуляризации церковных земель.
6. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева проходила в:

а) 1763-1765 гг.; б)

7. Какой мирный договор был подписан в 1774 году?

а) Ясский; б) Кючук-Кайнарджийский; в) Абосский; г) Крымский.

8. В результате дарования Екатериной II «Жалованной грамоты дворянству»

а) служба для дворян стала обязательной

б) были созданы земства, руководимые дворянами

в) были учреждены ассамблеи

г) был закреплен широкий круг привилегий дворянства

9. Что из названного относится к достижениям внешней политики Екатерины II ?

А) вхождение в состав Российской империи Финляндии

Б) вхождение в состав Российской империи Царства Польского

В) получение Россией выхода к Чёрному морю

Г) получение Россией выхода к Балтийскому морю

10. Секуляризация - это:

г) ослабление влияния государственного контроля за экономикой

Контрольный тест по теме «Россия эпохи Екатерины II »

Вариант II

1 . Секуляризация - это:

а) политика государства, направленная на поддержку отечественного производства;

б) передача государством частным лицам за определенную плату права сбора

налогов или продажи каких-либо товаров;

в) обращение государством церковной земельной собственности в светскую;

г) ослабление влияния государственного контроля за экономикой.

2. «Просвещенный абсолютизм» - это:

а) государственная политика, направленная на ак тивное вмешательство в хозяйственную жизнь и поощрение развития отечественного производства;

б) политика государства, связанная с просвети тельской деятельностью среди разных слоев на селения;

в)политика Екатерины II , провозгласившая основой своего правления заботу о благоденствии подданных в соответствии с законами, исходящими от монарха

г) неограниченная власть монарха, опирающаяся на дворянство.

3. Результатом внешней политики Екатерины II стало:

а) получение входа к Балтийскому морю

б) выход России в Черное море

в) присоединение Средней Азии к России

г) присоединение Западной Сибири к России

4. В результате принятия «Жалованной грамоты дворянству»:

а) окончательно закреплены права и привилегии дворян;

б) установлен новый порядок наследования;

в) введена обязательная служба дворян;

г) уравнены права «старой» и «новой» дворянской аристократии.

5. Что из перечисленного характеризует внутреннюю политику Екатерины II?

А) созыв Уложенной комиссии б) принятие Табели о рангах

В) созыв первого в истории Земского собора г) принятие Указа о единонаследии

6. в 1767 году вышел указ о:

а) разрешение дворян ссылать крестьян в Сибирь на каторгу

б) государственным преступлением стала жалоба крестьян на своих господ

в) запрещение публичной продажи крепостных

7. Программа царствования Екатерины 2 называлась:

а) Наказ в) Просвещенный абсолютизм

б) Уложенная комиссия г) Жалованная грамота

8. Какой мир был подписан по окончании русско-турецкой войны 1787 -1791 г.г.

а) Ясский мир в) Ништадтский мир

б) Кучук-Кайнаджирский г) Ямский мир

9. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева проходила в:

а) 1763-1765 гг.; б) 1771-1774 гг.; в) 1773-1775 гг.; г) 1783-1786 гг.

10. Главная причина крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева:

а) введение новых налогов в пользу государства;

б) усиление власти и произвола помещиков над крестьянами;

в) создание регулярной армии и рекрутские наборы;

г) закрепощение крестьян

Ключи

1 вариант

1- в

2 – б

3 – б

4 – г

5 – в

6 – в

7 – б

8 – г

9 – в

10 – в

2 вариант

1 – в

2 – в

3 – б

4 – а

5 – а

6 – б

7 – а

8 – а

9 – в

Наказ Екатерины II (Большой) - был написан императрицей Екатериной II в руководство созванной ею большой комиссии для составления нового Уложения. Заметив несогласие и даже противоречие в законах, императрица, по собственным ее словам, "начала читать, потом писать Н. комиссии Уложения. Два года я читала и писала, не говоря о том полтора года ни слова, последуя единственно уму и сердцу своему с ревностным желанием пользы, чести и счастья империи и чтобы довести до высшей степени благополучия живущих в ней как всех вообще, так и каждого особенно". В середине 1766 г. Екатерина показала проект Н. графам Никите Панину и Григорию Орлову, а затем составила комиссию из людей разнообразного образа мыслей, предоставив им полное право вычеркнуть из Н. все то, что они находили не подходящим к русским условиям. Комиссия, по словам самой императрицы, исключила из Н. более половины. Особенным изменениям подверглись мнения Екатерины II о свободе крестьян, о крестьянском самосуде, об освобождении крестьян в случае жестокости их помещиков, об отделении законодательной власти от судебной и о злоупотреблениях, происходящих от их смешения (Щебальский, "Екатерина II, как писательница", стр. 123-127). Источниками Н. послужили "Дух законов" Монтескье и "Преступление и наказание" Беккарии (из первого заимствовано около 250, из второго - около 100 статей, из общего числа 526). Заимствования делались или буквально, или в виде компиляции. Сама Императрица о своих заимствованиях писала m-me Жоффрен: "из книги Н. вы увидите, как я на пользу моей империи обобрала президента Монтескье, не называя его. Надеюсь, что если бы он с того света увидал меня работающей, то простил бы эту литературную кражу во благо 20 миллионов людей, которое из того последует. Он слишком любил человечество, чтобы обидеться тем; его книга служит для меня молитвенником" ("Сборник Русского Исторического Общества", X, 29). От этих заимствований, впрочем, значение Н. нисколько не умаляется. Он бросил в русское общество массу новых идей, выработанных западноевропейской цивилизацией и до тех не имевших права гражданства в русском обществе. Н. - не более как инструкция, данная Екатериной в руководство при составлении законов и выясняющая взгляды императрицы на разные начала и предметы права государственного, уголовного, гражданского и т. п. В инструкции этой Екатерина естественно говорила или о тех предметах, на которые у нее существовал взгляд отличный от господствовавшего в России, или же о тех, которые, по особенностям времени, требовали особого внимания и рассмотрения.
Печатный Н. первого издания (1767) распадается на 20 глав и введение. Во введении говорится о необходимости и полезности установления твердых законов, согласных с "естественным положением государства"; "законы весьма сходственные с естеством суть те, которых особенное расположение соответствует лучше расположению народа, ради которого они учреждены". Россия - страна европейская (глава I); она простирается на 32° широты и 165° - долготы; оттого и государь в России самодержец, так как никакая другая власть на таком пространстве не может действовать и была бы не только вредна, но прямо разорительна для граждан (глава II). Государь является источником всякой государственной и гражданской власти: ему подчинены и от него зависят "средние власти", исполняющие волю государеву. Эти "власти" должны повиноваться законам, хотя им не возбраняется представлять, что такой-то закон темен, противен Уложению и его нельзя исполнить (глава III). Для того чтобы вновь издаваемые и возобновляемые законы не противоречили существующим, необходимо иметь особое "хранилище законов", т. е. такое учреждение, которое бы занималось сравнением законов, сличением и толкованием их. В России таким учреждением является сенат (глава IV). Благополучие граждан заключается в том, чтобы они старались быть добрыми там, где страсти их требуют, чтобы они были злыми. Безопасность граждан должна охраняться законами, перед которыми все граждане должны быть равны и должны бояться только законов, а не лиц (глава V). Глава VI рассматривает вопрос "о законах вообще". Нельзя запрещать законами вещей безразличных как для отдельных лиц, так и для общества. Законы должны соответствовать развитию и понятиям народа. Для введения лучших законов необходимо приготовить народ. Нужно различать законы от обычаев. Первые установляются законодателем, вторые - всем вообще народом. Следует, поэтому, закон изменять законами, а обычаи - обычаями, но не наоборот. Всякое наказание, налагаемое не по необходимости, - тиранское. Глава VII говорит "о законах подробно". Законы, которые переходят меру в благом, часто бывают источником зла. Наказание за преступление должно определяться не прихотью законодателя, а характером преступления. Есть четыре рода преступлений, с которыми должны сообразоваться и наказания: 1) против закона и веры; 2) против нравов; 3) против тишины и спокойствия; 4) против безопасности граждан. Глава VIII трактует "о наказаниях". Любовь к отечеству, стыд, а также страх позора могут удерживать людей от множества преступлений. Самым большим наказанием для человека может быть изобличение его в проступке. Следует стараться скорей предупреждать преступление, чем его наказывать; следует скорей вселить в граждан узаконениями добрые нравы, чем привести дух их в уныние казнями. Всякое наказание есть не что иное, как "труд и болезнь". Наказание, во всяком случае, должно быть умеренно. Хорошие законы держатся обыкновенно середины: они не всегда налагают и денежные наказания, не всегда и телесные. Все наказания, которыми может быть изуродовано человеческое тело, следует отменить. Глава IX - "о производстве суда вообще". Власть суда состоит в точном исполнении законов. Разнообразие судов вредно отражается на правосудии. Нельзя отнимать у граждан жизнь, имение и честь, не исследовав подробно дела. "Отечество ни на чью жизнь не восстанет иначе, как дозволив ему прежде все возможные способы защищать оную". Ответчика нужно выслушивать не для того только, чтобы расследовать дело, но и для того, чтобы дать ему возможность защитить себя. Законы, которые допускают осуждение человека при одном свидетеле, вредны для вольности; нужны, по крайней мере, два свидетеля. Пытка противна здравому смыслу и должна быть уничтожена. Присяга не должна употребляться часто, иначе она потеряет всякое значение. "Когда ответчик осуждается, то не судьи налагают на него наказание, а закон". Приговоры должны ясно и твердо выражать слова и смысл закона. Нельзя предоставлять судьям права арестовывать гражданина, который может внести по себе залог; это сильно бы нарушало "вольность" гражданина. Арестовать можно только в исключительных случаях, например в случае заговора на жизнь государя или сношения с иностранными государствами. Необходимо точно указать те случаи, в которых от обвиняемого нельзя принимать поруки. Глава X - "об обряде криминального суда". Законы являются звеньями, которые соединяют людей в общества и без которых общество бы разрушилось. Поэтому наказания и установлены для нарушителей законов. Всякое наказание несправедливо, если оно не направлено к охранению законов. Право издавать законы о наказаниях имеет только законодатель; судьи должны только исполнять закон, а потому не имеют права налагать наказание, которое в законе точно не определено. Законы должны быть написаны простым, ясным языком, исключающим всякую возможность различного их толкования; они должны быть отпечатаны и пущены в народ по дешевым ценам, как буквари, чтобы народ мог ознакомиться с ними. "Преступления не столь часты будут, чем большее число людей Уложение читать и разуметь станут. И для того предписать надлежит, чтобы во всех школах учили детей грамоте попеременно из церковных книг и из тех книг, кои законодательство содержат". Арест до суда не считается наказанием, а потому и не повреждает чести, раз впоследствии человек судом оправдан. Если есть арестованные до суда, то необходимо решать дела как можно скорее. Тюремное заключение есть уже наказание, которое налагается судом после достаточного исследования дела. Не следует заключать вместе людей разной степени виновности. Для осуждения требуется совокупность серьезных доказательств, между которыми следует различать совершенные в несовершенные: первые - ясно указывающие на виновность известного лица, вторые - неясно. Последних нужно много, чтобы обвинить человека. Вредно, когда при применении законов начинаются "умствования, вперяемые в нас от различия чинов и богатства или счастья". Поэтому следует, чтобы каждый судился равным себе; в спорах же между лицами различных классов общества следует выбирать совместный суд по равному числу судей от каждой стороны. Подсудимому следует предоставлять право отводить своих судей. Приговоры судей и доказательства преступлений должны быть известны народу. Свидетелям верить должно, "когда они причины не имеют лжесвидетельствовать". Можно допускать к свидетельству и человека уже осужденного, "ежели только может представить новые доказательства, могущие переменить существо действия". Наказания должны быть строго уравнены с преступлениями, но они не должны мучить человека. Между наказаниями следует употреблять такие, которые меньше бы отражались на теле человека, а больше на душе его. По мере того, как в гражданах возрастает "чувствительность", следует уменьшать строгость наказаний. Смертная казнь нисколько не полезна и не служит для сохранения безопасности и доброго порядка. В единственном случае можно было бы допустить смертную казнь: если бы кто, будучи уже осужден и лишен свободы, все-таки имеет средство "возмутить народное спокойствие". "Не чрезмерная жестокость и разрушение бытия человеческого производит великое действие в сердцах граждан, но непрерывное продолжение наказания". Для предупреждения преступлений необходимо, чтобы законы покровительствовали гражданам, а не чинам; чтобы люди никого кроме законов не боялись; чтобы просвещение распространилось между людьми. Нужно избегать случаев, кроме только крайней необходимости и для пользы государства, делать людей несвободными; следует также заботиться о том, чтобы законы не допускали злоупотребления рабством, а потому несчастно то правительство, которое должно издавать жестокие законы. "Не должно вдруг и через узаконение общее делать великого числа освобожденных" (глава XI). В главе XII идет речь "о размножении народа в государстве". "Мужики большей частью имеют по двенадцати, пятнадцати и до двадцати детей из одного супружества; однако, редко и четвертая часть оных приходить в совершенный возраст. Чего для непременно должен тут быть какой-нибудь порок или в пище, или в образе их жизни, или в воспитании, который причиняет гибель сей надежде государства". Болезни, а также обременение народа податями, задерживают увеличение народонаселения. Глава XIII говорит "о рукоделии и торговле". "Не может быть там ни искусное рукоделие, ни твердо основанная торговля, где земледелие в уничтожении, или нерачительно производится. Не может земледельчество процветать тут, где никто не имеет ничего собственного. Земледелие есть самый больший труд для человека; чем больше климат приводит к избежанию сего труда, тем больше законы к оному возбуждать должны". Если земледелие - первый и главный труд, то "второй есть рукоделие из собственного произращения". Машины не всегда полезны; они сокращают ремесла, следовательно, уменьшают число работающих; поэтому в многонаселенных землях они вредны. "Где есть торги, ту есть и таможни". Задача таможен - взимать известный сбор с торговли в пользу государства; но таможни не должны тормозить торговли. Для правильности последней требуется также не менять ценности монеты. Правительство должно заботиться о вспомоществовании старым, больным и сиротам. "Подаяние милостыни нищему на улице не может почитаться исполнением обязательств правления, долженствующего дать всем гражданам надежное содержание, пищу, приличную одежду и род жизни, здравию человеческому не вредящий". Глава XIV говорит "о воспитании", глава XV - "о дворянстве". "Добродетель с заслугой возводит людей на степень дворянства". К таким добродетелям относятся любовь к отечеству, ревность к службе, послушание и верность государю, воздержание от всяких бесчестных дел. Военная служба больше всего прилична дворянам, хотя дворянство может приобретаться и гражданскими добродетелями, потому что без "правосудия" государство "разрушилось бы". Так как дворянство жалуется по заслугам, то и нельзя лишить дворянина его звания иначе, как за бесчестный поступок. Глава XVI - "о среднем роде людей". Род этот, "пользуясь вольностью, не причисляется ни ко дворянству, ни ко хлебопашцам". К нему причисляются те люди, которые, не будучи ни дворянами, ни пахарями, занимаются художествами, науками, мореплаванием, торговлей и ремеслами. Сюда относятся лица, окончившие духовные и светские училища, а также приказные. Н. не развивает подробно понятия о правах и преимуществах этого класса людей, предоставляя это комиссии. Глава XVII - "о городах". Необходимо издать общий закон для всех городов, которым определить: что такое город, кто должен считаться жителем его и составлять городское общество, пользуясь всеми выгодами города. Те лица, которые имеют в городах дома и другие имущества и обязаны заботиться о благосостоянии города, называются мещанами. В городах торговых следует следить за честностью торговцев, чтобы сохранить торговый кредит. Малые города полезны как места сбыта продуктов для земледельцев. "Для заведения мастерства цехи полезны; а бывают они вредны, когда число работающих определено; ибо сие самое препятствует размножению рукоделий". В малолюдных городах цехи могут иметь место для того, чтобы находились искусные в мастерствах рабочие. Глава XVIII - "о наследствах". "Естественный закон повелевает отцам кормить и воспитывать детей своих, а не обязывает их делать оных своими наследниками". Необходимо точно определить лиц, имеющих право наследования и порядок этого наследования. Имение может делиться между сыновьями и дочерями. Раздел имения предпочтительнее перед крупными поместьями, сосредоточенными в одних руках; и для земледелия это полезней, и государство получит больше выгод, "имея несколько тысячей подданных, наслаждающихся умеренным достатком, нежели имея несколько сот великих богачей" (§§ 404-438). Глава XIX - "о составлении и слоге законов". Все права должно разделить на три части: законы, учреждения временные (Наказы и уставы) и указы. Слог законов должен быть краток и прост, чтобы все люди могли понимать их. Глава XX - "рассматривает разные статьи, требующие объяснения". На первом месте поставлены "преступления против Величества". "Называть преступлением, до оскорбления величества касающимся, такое действие, которое в самой вещи оного в себе не заключает, есть самое насильственное злоупотребление". "Слова не вменяются никогда во преступление, разве оные приуготовляют или соединяются или последуют действию беззаконному", Письма, "когда они не приуготовляют ко преступлению оскорбления Величества, то и они не могут быть вещью, содержащей в себе преступление в оскорблении Величества". "Запрещают в самодержавных государствах сочинения очень язвительные: но оные делаются предлогом подлежащим градскому чиноправлению, а не преступлениям; и весьма беречься надобно изысканиям о сем далече распространять, представляя себе ту опасность, что умы почувствуют притеснение и угнетение: а сие ничего иного не произведет, как невежество, опровергнет дарования разума человеческого и охоту писать отнимет". Дальше говорится "о судах по особливым нарядам", приводятся "правила весьма важные и нужные" о веротерпимости по отношению к еретикам, и идет речь о том, "как можно узнать, что государство приближается к падению и конечному своему разрушению". В окончании рекомендуется комиссии почаще читать этот Н., и если в нем не найдется указаний на вопросы, о которых может зайти речь в комиссии, то докладывать императрице и просить дополнения. Таков первоначальный текст Н., как он был напечатан ко времени открытия комиссии (1767). К февралю 1768 г. Н. был дополнен 21-й главой, заключающей в себе мнения императрицы "о благочинии, называемом иначе полицией" (40 статей). Наконец, в апреле того же года была прибавлена еще одна глава, 22-я - "о расходах, доходах и о государственном оных управлении, сиречь о государственном строительстве иначе камерным правлением нарицаемом" (89 статей).
Большая часть Н. писана по-французски, а остальная по-русски, почти все - собственноручно Екатериной II. Оригинал, вместе с материалами для него, переведенными Козицким, находится в библиотеке академии наук. Рукопись перевода Н. на русский язык, сделанного императрицей, хранится в сенате. Вольтеру Екатерина послала Н. на французском языке, Фридриху II - на немецком. В 1767 г. в Москве появилось русское и немецкое издание Н., в 1768 г. - русское в СПб., в 1770 г. в СПб. на русском, латинском, французском и немецком языках. Позднее наказ был переведен на языки новогреческий, итальянский и польский. Впоследствии Н. был перепечатан в Полном Собрании Законов, а также в "Собрании сочинений Екатерины II" в издании Смирдина. Во Франции в 1769 г. Н. был запрещен, по распоряжению министра Шуазеля. Оценку Н., как инструкции для законодательной комиссии, см. в "Лекциях по истории русского права" В. И. Сергеевича, который находит, что "Н. далеко не давал определенных правил по всем частям законодательства и нередко страдал непоследовательностью основных своих начал".
Литература. Г. З. Елисеев, "Н. императрицы Екатерины II о сочинении проекта нового Уложения" ("Отечественные Записки", 1868, январь); Щебальский, "Екатерина II, как писательница" ("Заря", 1869), Соловьев, "История России" (т. XXVII); С. В. Пахман, "История кодификации в России"; А. Ф. Кистяковский, "Изложение начал уголовного права по Н. императрицы Екатерины II" (в "Киевских Университетских Известиях", 1864 г., № 10); С. Зарудный, "Беккария о преступлениях и наказаниях в сравнении с главой Х Н. Екатерины II и с современными русскими законами" (СПб., 1879). См. также литературу в статье: Комиссии для составления нового Уложения.
"Брокгауз и Ефрон"

История. История России. 10 класс. Углублённый уровень. Часть 2 Ляшенко Леонид Михайлович

§ 53. Уложенная комиссия 1767 – 1768 гг

Созыв Уложенной комиссии. Самым важным событием первых лет царствования Екатерины II был созыв Уложенной комиссии. Сам по себе созыв комиссии для замены устаревшего Уложения 1649 г. новым ничего оригинального не представлял – ещё предшественникам Екатерины II бросалось в глаза несоответствие норм середины XVII в. новым условиям, требовавшим законодательного урегулирования.

14 декабря 1766 г. Екатерина опубликовала указ о сочинении проекта Уложения. Екатерининская комиссия отличалась по крайней мере тремя особенностями. Первая из них состоит в том, что императрица составила специальный «Наказ», которым должны были руководствоваться депутаты при составлении нового Уложения. Вторая – екатерининская комиссия относится к самым представительным учреждениям этого рода. Третья – каждого депутата избиратели снабдили письменными наказами с изложением своих нужд.

Указ определял «обряд» избрания депутатов. От дворян и горожан предусматривались прямые выборы: от первых – по одному депутату от уезда, от вторых – от города, независимо от числа в нём выборщиков. Кроме того, по одному депутату отправляло каждое центральное учреждение: Сенат, Синод, коллегии. Для свободного сельского населения, т. е. не находившегося в крепостной зависимости от помещиков и дворцового ведомства, устанавливались трёхстепенные выборы. Право выбора депутатов предоставлялось государственным и экономическим крестьянам, а также оседлым «инородцам» – народам Поволжья и Сибири.

Депутатам предоставлялось множество льгот и привилегий, превращавших депутатскую должность в очень престижную. Депутат, «в какое бы прегрешение ни впал», освобождался от казни, пыток и телесных наказаний. Он не мог быть привлечён к ответственности без санкции императрицы, его имение подлежало конфискации только за долги.

Интерес к депутатской должности поощрялся жалованьем, выдававшимся сверх получаемого по службе. Привлекал депутатов и золотой значок на золотой цепи.

Депутатские наказы. Предполагалось, что наказы будут рассматриваться по сословной принадлежности депутатов. Но в них нетрудно обнаружить несколько общих черт. Одна из них состоит в существенном отличии от «Наказа» императрицы. Та витает в облаках, рассуждает об обществе и государстве в целом, высказывает общие суждения, в то время как депутатские наказы, из какой бы сословной среды они ни вышли, отличаются прагматизмом, приземлённостью, взглядами, не выходящими за границы уезда и города.

Вторая общая черта, образно сформулированная историком М. М. Богословским, состоит в том, что наказы – «надёжный фонограф, записавший хор провинциальных голосов». Иногда в этом хоре появлялись запевалы и солисты. В подавляющем же большинстве наказов, составители которых не имели опыта участия в общественной жизни и в формировании сословной идеологии, неординарные мысли отсутствуют.

Наказы, составленные дворянством – самой образованной частью общества, к тому же располагавшей некоторым опытом выражения сословных притязаний, – дают наиболее полный перечень его нужд.

Ни один из дворянских наказов не протестовал против крепостнического режима. Напротив, чаяния дворянства были направлены на его укрепление, расширение своего права на личность крестьянина, результаты его труда и на владение землёй. Большинство дворянских наказов считали «главнейшим изнеможением» бегство крестьян и беспомощность местной администрации в пресечении этого явления. Дворяне требовали создания в уездах сословных корпораций, предоставления им права контроля за неукоснительным соблюдением законов местной администрацией.

Составители некоторых дворянских наказов проявляли заботу о крестьянах. Боровские дворяне убеждены: «Ничто так крестьян не разоряет, как в сборе подвод, паче в работную пору». Немало жалоб было высказано в адрес рекрутской повинности. Орловских дворян беспокоило отсутствие на селе медицинской помощи: они «соболезновали о жизни человеческой, взирая на сей бедный народ, который умирает, как скоты, без всякого призрения, иногда от самой малой раны, которую можно было бы и пластырем залечить». Все наказы сетовали на обременительность не владельческих, а государственных повинностей.

Итак, дворянские наказы защищали сословные интересы дворян, требуя, чтобы их привилегиями запрещено было пользоваться представителям других сословий. В то же время дворянские наказы вторгались в жизненно важные интересы горожан – они требовали не только исключительного права владеть населёнными имениями, но и прав заниматься промышленной и торговой деятельностью, которую горожане считали своей монополией.

В свою очередь, городские наказы помимо сохранения за горожанами традиционного права заниматься торговлей и промыслами претендовали на дворянские привилегии. Подобная позиция горожан имела глубокие исторические корни: экономически слабое и столь же организационно беспомощное российское купечество издавна пользовалось доходами, предоставленными ему самодержавием. Поэтому не следует искать в городских наказах требований отменить крепостное право и изменить политическую систему. Напротив, они зарились на привилегию дворян, суть их притязаний чётко и образно выразил С. М. Соловьёв: в Уложенной комиссии раздавался «дружный и страшно печальный крик: «Рабов!».

Энергичнее всего городские наказы выступали против крестьянской торговли, которую считали главной помехой благополучию купцов. Борьбу с крестьянской торговлей наказы предлагали вести полицейскими мерами: закрыть в сёлах и деревнях торжки, конфисковать у торгующих крестьян продаваемый товар, подвергать крестьян штрафам и даже истязаниям.

Скуднее дворянских и городских оказалось содержание наказов государствен ных крестьян . Все они напоминают обычные челобитные, авторы которых проявляли заботы, не выходившие за околицу погоста или деревни. Общим для всех наказов государственной деревни являлась жалоба на «изнеможение» от подушной подати, которую им доводилось платить и за беглых, и за стариков, и за больных, и за детей.

Наказы черносошных крестьян Севера содержали два-три пункта. Более основательными были наказы однодворцев, жаловавшихся на помещиков, захватывавших у них земли, на произвол местной администрации. Жалобы на «изнеможение» от податного бремени у них на втором плане.

Самым обстоятельным изложением своих нужд отличались наказы государственных крестьян, приписанных к металлургическим заводам Урала. Основательность наказов объяснялась огромным опытом подачи челобитных, в которых они из года в год жаловались на произвол заводовладельцев и их приказчиков и на обременительность отрабатывать подушную подать на рубке дров и заготовке древесного угля.

Работа комиссии. 8 августа 1767 г. Уложенная комиссия решила императрице поднести титул «премудрой и великой и Матери Отечества». Императрица отклонила предложенный полный титул, согласившись на «Матерь Отечества».

Началась будничная жизнь комиссии с повседневными заседаниями, на которых обсуждались наказы избирателей. Императрица скрытно и пристально следила за работой комиссии, находясь на антресолях Грановитой палаты. О внимании к происходившему свидетельствуют десятки её записок маршалу комиссии А. И. Бибикову с указаниями, как вести дело.

Процедура обсуждения наказов не могла порадовать императрицу – депутаты, выполняя волю избирателей, твердили о сословных притязаниях, изложенных в наказах, нередко давая этим притязаниям подробную мотивировку. Диспуты обнаружили и сословных лидеров. Среди них выделялся депутат от ярославского дворянства князь М. М. Щербатов – образованный и блестящий оратор, представлявший интересы аристократической части дворянства. Он – решительный противник Табели о рангах, позволявшей получить дворянство, действуя пером и шпагой. Своих лидеров имели депутаты и от горожан и крестьян, но они стояли на две головы ниже Щербатова. К ним относится депутат от козловских дворян Р. С. Коробьин, выступавший радетелем крестьянских интересов, а также депутат от Рыбной слободы Алексей Попов, защищавший интересы горожан.

Уложенная комиссия заседала в Москве до декабря 1767 г., затем переехала в Петербург, где возобновила работу 16 февраля 1768 г. 18 декабря того же года маршал Бибиков объявил о закрытии Большого собрания комиссии на том основании, что начавшаяся в октябре война с Османской империей требовала присутствия депутатов либо на театре военных действий, либо в учреждениях, обслуживавших военные нужды. Историки, однако, установили, что война потребовала привлечения только 4 % списочного состава депутатов. Следовательно, война явилась лишь предлогом для роспуска Уложенной комиссии. Война закончилась, движение Пугачёва было подавлено, но Екатерина так и не возобновила общей работы Уложенной комиссии.

Значение Уложенной комиссии. Уложенная комиссия у современников, а также большинства историков пользовалась недоброй репутацией. Критики Уложенной комиссии правы в одном – она не выполнила главной своей задачи – не составила нового Уложения. И всё же должны быть отмечены три позитивных результата её деятельности.

На Уложенную комиссию помимо составления нового Уложения возлагалась задача выявить «нужды и чувствительные недостатки нашего народа». Наказы депутатов, а также их обсуждение выполнили такую же роль во внутренней политике Екатерины II, какая выпала на долю шляхетских проектов 1730 г., ставших программой действий для правительства Анны Ивановны.

Деятельность Уложенной комиссии способствовала распространению в России идей Просвещения. Роль распространителя этих идей, хотела того императрица или нет, выпала на долю её «Наказа», который переиздавался семь раз и который читали в правительственных учреждениях наравне с «Зерцалом правосудия» Петровского времени.

Третим итогом деятельности Уложенной комиссии стало укрепление положения самой Екатерины, в чём она остро нуждалась после переворота и гибели супруга. Поднесение императрице титула «Матери Отечества» являлось не чем иным, как общественным признанием её прав на трон.

Вопросы и задания

1. Что такое Уложенная комиссия? С какой целью она была созвана? 2. Назовите состав комиссии. По какому принципу проводились выборы? 3.

Выявите суть требований: а) дворян; б) горожан; в) крестьян. 4.

Охарактеризуйте результаты деятельности Уложенной комиссии. В чём её значение?

Из книги История. История России. 10 класс. Углублённый уровень. Часть 2 автора Ляшенко Леонид Михайлович

§ 53. Уложенная комиссия 1767 – 1768 гг Созыв Уложенной комиссии. Самым важным событием первых лет царствования Екатерины II был созыв Уложенной комиссии. Сам по себе созыв комиссии для замены устаревшего Уложения 1649 г. новым ничего оригинального не представлял – ещё

Из книги История России. XVII–XVIII века. 7 класс автора

§ 27. УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ «Наказ» императрицы Екатерины II. В манифесте при восшествии на престол Екатерина II обещала ввести жизнь в стране в рамки закона, чтобы «каждое государственное место имело свои пределы и законы к соблюдению доброго во всём порядка». Соборное

Из книги История России. XVII-XVIII века. 7 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 27. УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ «Наказ» императрицы Екатерины II. В манифесте при восшествии на престол Екатерина II обещала ввести жизнь в стране в рамки закона, чтобы «каждое государственное место имело свои пределы и законы к соблюдению доброго во всем порядка». Соборное

Из книги Императорская Россия автора Анисимов Евгений Викторович

Уложенная комиссия и Наказ Екатерины II Предпринятые в 1763 году реформы показались Екатерине II неудачными. Она решила, как некоторые из ее предшественников на троне, обратиться к обществу, созвать комиссию из депутатов, выбранных народом во всех губерниях, и поручить этой

Из книги История России XVIII-XIX веков автора Милов Леонид Васильевич

§ 7. Уложенная комиссия 1767 г. Весьма существенным звеном в екатерининской политике «просвещенного абсолютизма» стал пересмотр обветшавшего средневекового кодекса законов - Соборного уложения 1649 года.Актуальность и важность этого были всем очевидны, так как над

Из книги Французская волчица - королева Англии. Изабелла автора Уир Элисон

1767 С.53; Harleian MSS.

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

§ 5. Уложенная комиссия 1767 г Весьма существенным звеном в екатерининской политике «просвещенного асболютизма» стал пересмотр обветшавшего средневекового кодекса законов, Соборного Уложения 1649 года.Актуальность и важность сего дела были всем очевидны, так как над

Из книги Екатерина II без ретуши автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Из книги Россия в XVIII веке автора Каменский Александр Борисович

4. Уложенная комиссия 1767–1768 гг В состав комиссии было избрано более 550 депутатов, представлявших все социальные группы населения, за исключением помещичьих крестьян и духовенства, за которым не признавались права самостоятельного сословия. Комиссию возглавляли

Из книги Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. автора Аксютин Юрий Васильевич

Из книги Том 27. Период царствования Екатерины II в 1766 и первой половине 1768 года автора Соловьев Сергей Михайлович

ГЛАВА ТРЕТЬЯ ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II АЛЕКСЕЕВНЫ. 1766, 1767, 1768 ГОДЫ Борьба с Польшею за диссидентов. – Разрыв с Турциею. – Сношения с европейскими державами во время этих событий.В то время как Восточная Россия в лице своих депутатов слушала

Из книги Екатерина Великая (1780-1790-е гг.) автора Коллектив авторов

Уложенная комиссия Седьмая Уложенная комиссия 1767 г. была последней и также не дала результатов. Она была созвана по инициативе Екатерины II, которая в 1764–1766 гг. собственноручно написала «Наказ императрицы Екатерины II, данные Комиссии для составления проекта нового

Из книги Дворянство, власть и общество в провинциальной России XVIII века автора Коллектив авторов

Юлия Вячеславовна Жукова. Наказы в Уложенную комиссию 1767-1768 годов как источник для изучения истории Орловского края Проявившийся в последнее время устойчивый интерес к осмыслению провинции как социального, культурного и политического феномена обусловил

Из книги Скрытый Тибет. История независимости и оккупации автора Кузьмин Сергей Львович

1767 Кому принадлежит суверенитет…

Из книги Зодчие Москвы XV – XIX вв. Книга 1 автора Яралов Ю. С.

И. А. Потапова Ф. и П. Аргуновы (1733 – около 1768) (1768-1806) Русская художественная культура XVIII века неотделима от творчества сотен крепостных мастеров, чьим талантом и мастерством созданы произведения, которые спустя многие десятилетия поражают красотой и оригинальностью.

Из книги Популярная история - от электричества до телевидения автора Кучин Владимир