«Я – вечный студент, потому что не хочу ходить на работу. Вечный студент, или Ещё один американский лохотрон

Студенчество всегда было передовой частью общества. Так как, во-первых, это молодежь, полная сил, уверенности в своей правоте и в возможность преобразований. Во-вторых, это учащаяся молодежь, то есть люди, которым суждено ежедневно пополнять свои знания, соприкасаться с новым в науке, философии, искусстве. Все это заставляет человека задумываться, что-то решать, постоянно двигаться вперед и бороться с отживающим, устаревшим. Недаром в русской литературе довольно широко представлено студенчество. Это нигилист Базаров, отрицавший искусство, любовь, красоту - «эмоцио» и веривший только в науку - «рацио». Это «новые» и «особенные» люди Чернышевского: «разумные» эгоисты Лопухов, Кирсанов, Рахметов. Это создавший свою чудовищную теорию совестливый убийца Родион Раскольников, как бы реально откликнувшийся на призыв Герцена: «К топору зовите Русь».

Все они - представители революционно-демократической молодежи конца 50-х - середины 60-х годов. Петр Сергеевич Трофимов - представитель студенчества начала XX века. Молодой человек в «поношенном мундире, в очках», «вечный студент», как называет его Варя. Дважды его отчисляли из университета - вряд ли за академическую задолженность, скорее за участие в какомнибудь революционном кружке, за пропагандистскую деятельность или участие в студенческих демонстрациях. «Мне еще нет тридцати, я молод, я еще студент, но я уже столько вынес!.. куда только судьба не гоняла меня, где я только не был!» Практически вся жизнь Пети осталась «за кадром», видимо, из-за цензурных соображений Чехов много не смог сказать. Но и того, о чем написано, немало, чтобы судить о взглядах, мнениях Пети, о его деятельности. Петя - отнюдь не либерал-пустослов, а человек действия (хотя в пьесе мы этого прямо не видим), ратующий за коренные преобразования. В отличие от Раневской, Гаева и других, он знает, для чего живет, что будет делать.

«Должно быть, я буду вечным студентом», - говорит Трофимов. А это значит не только то, что его еще не раз будут выгонять из университета. Это значит, что он еще многому будет учиться. Это значит, что «студент» - для него своего рода звание, олицетворяющее все молодое, прогрессивное и борющееся.

А вот Раневская доживает настоящее. Будущего у нее нет. Вместе с садом она теряет последнее, что связывает ее с прошлой, луч- шей частью ее жизни. У нее нет никаких перспектив. Единственное, что ей остается, - так это попросить Петю: «Пожалейте меня, хороший, добрый человек», и Трофимов жалеет эту милую слабовольную женщину, которая потеряла сына, лишилась имения, любит в общем-то ничтожного человека. Петя сочувствует ей, что не мешает ему сказать Раневской: «... нет поворота назад, заросли дорожки. Успокойтесь, дорогая!»

Интересны взаимоотношения Пети с другими персонажами. Петя - умный, понимающий, тонко чувствующий душу другого человека, всегда умеющий дать точную оценку событиям и людям. Он дает меткую характеристику Лопахину: «... вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен».

Уезжая, он советует Лопахину отказаться от привычки размахивать руками. Только он чувствует тонкую, нежную душу купца, засыпающего над книгой, замечает его нежные, как у артиста, пальцы. В имение Раневской Петя приезжает из-за Ани. Он живет в бане, боясь стеснить хозяев. Только глубокая привязанность к девушке заставляет его быть здесь. А иначе - что у него может быть общего с владельцами выставленного на торги имения? Однако Петя утверждает, что они «выше любви», сердится на Варю, которая следит за ними: «Какое ей дело? И к тому же я вида не подавал, я так далек от пошлости». Что это - парадокс? Да нет, конечно. В своих замечаниях он пытается выразить свой протест против любви как олицетворения «мелких», «призрач- ных», «пошлых» чувств и свое убеждение, что человек, ставший на путь борьбы, должен отказаться от личного счастья (это уже что-то базаровское).

Но все же это лишь налет юношеского максимализма и наивности. И чувства Пети намного сильнее и глубже, чем он пытается себе доказать.

Влияние Пети на Аню неоспоримо. Интересно, что в разговорах с Аней проступают какие-то лекторские нотки (вероятно, ему все же часто приходилось заниматься лекторской деятельностью). Интересно, что Петю часто называют «смешным человеком», «смешным чудаком», «недотепой». Почему? Мне кажется, что Раневская порою, боясь суждений Трофимова, видя его правоту и пытаясь как-то защититься, называет его смешным, так как у нее просто нет других аргументов ддя спора. (Здесь можно где-то провести аналогию с Чацким, которого объявили сумасшедшим от страха за его правоту, от бессилия противостоять ему.) С другой стороны, чтобы не делать из Пети слишком сухого, правильного человека, Чехов, возможно, специально подчеркнул его некоторую наивность, угловатость. А может быть, из цензурных соображений, чтобы не делать его центральной фигурой. Ведь он и Аня - живой мостик между прошлым и будущим. Он олицетворение этого непонятного, неизвестного ни ему, ни его автору будущего, очищенного от эксплуатации и чистогана страданием и трудом. За пределами сцены он, видимо, не так одинок, если употребляет вместо «я» - «мы». Он верит в свою звезду и в звезду своей России: «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!» Он живет не столько реальной верой в будущее, сколько мечтой. А «мечта прекрасная» - всегда неясная. Особенно в России.

Английское словосочетание life long education (образование длиною в жизнь) и русский фразеологизм «вечный студент» обозначают одно и то же понятие, но есть разница в стилистической коннотации: русский фразеологизм имеет ярко выраженную негативную окраску, а стилистическая коннотация его английского аналога – позитивная. И если у нас на студенческой скамье сидят, вчерашние школьники, то в американских коллеждах всегда встретшь и тех кому за тридцать, и тех кому за сорок, и тех кому за пятьдесят. Почему так? Например, вчерашняя школьница учится в университете по специальности «дикая природа». После окончания учёбы, если повезёт, можно найти с таким дипломом работу в каком-нибудь агенстве по охране окружающей среды. А если не повезёт – никуда с таким дипломом больше не сунешься. Помыкается такой выпускник без работы и опять идёт в колледж получать другую специальность, но нет никакой гарантии, что с новой специальностью не повторится прежняя история. Тем временем может быть острая нехватка специалистов по родственной специальности, но в США вообще отсутствует такое понятие как «родственная» или «смежная» специальность. И пока коренной американец по второму кругу патится в колледже, агенства по трудоустройству по всему миру ищут специалистов, чтобы заполнить вакансии по смежной профессии, и находят специалистов где-нибудь в Египте или на Филиппинах, - вот почему Америка до сих пор зависит от притока новых эмигрантов, как от иглы. А как у нас? У нас есть биологический факультет. По окончанию этого факультета, с одним и тем же дипломом, можно и в школе биологию преподавать, и в лаборатории работать, и даже в агенстве по охране дикой природы что-то делать. У нас с дипломом филолога можешь быть и учителем, и библиотекарем. В США с дипломом учителя не можешь работать библиотекарем, а библиотекарь не имеет права преподавать в школе, хотя на приобретение диплома магистра по библиотечному делу уходит минимум шесть лет. Но даже если и найдёшь по специальности работу, вряд ли доработаешь по этой специальности до пенсии: в твоей области может пройти обвальное сокращение, диплом тогда потеряет свою ценность, и в середине жизни опять тебе нужно идти учиться. Очент часто учаться сначала, чтобы получить право работать по смежной специальности, для которой и прежний диплом, по нашим понятиям, годится. Бывают даже пакости и похуже: проработал два десятка лет на одном месте, как вдруг наверху решили, что для работы по твоей специальности нужен другой диплом. Вот и должен ты после сорока идти в колледж за новым дипломом, платить деньги, влезать в новый кредит, хотя содержание новой учебной программы ни чем принципиально не отличается от той программы, которую ты уже прошёл в своё время. А образование у них состоит из двух частей: общеобразовательных предметов и специальных. Какие предметы изучают в курсе общеобразовательных? Сказать, что изучают математику, значит ничего не сказать. Математик у них – штук десять, у каждой свой код: математика 1141, математика 1200 и так далее. На одну специализацию нужна математика с одним кодом, на другую -- с другим. А уровень всех этих математик – намного ниже нашей средней школы. И так по всем общеобразовательным предметам. Почему так? Если по какой-то причине тебе нужно поменять специализацию, тебя можно заставить проходить математику, да и другие предметы, ещё раз, но уже с тем кодом, который якобы более соответствует другой специальности, и всё это – источник их доходов. Не правда ли, прекрасно продуманный лохотрон: полжизни ходишь студентом, но при этом всё равно остаёшься тупым потребителем гамбургеров, рабом, у которого не хватает образования, чтобы понять, как банкиры ограбили страну, довели её до кризиса. При этом населению внушили, что нет ничего лучшего, чем провести полжизни на студенческой скамье, – вот откуда у американского словосочетания «вечный студент» позитивная коннотация. И всем при этом хорошо: колледжам хорошо, потому что их услуги пользуются спросом; банкирам хорошо, потому что вечным студентам вечно нужны кредиты на учёбу; пятидесятилетним студентам тоже хорошо, потому что им пропаганда внушила, что нет в жизни ничего лучшего, как быть вечным студентом. А американские семьи тем временем разлaгаются, родителям не хватает времени для детей. Этому способствуют многие причины, многие из которых детально проанализированы. Но не говорят о том, как развалу семей способствует вечное студенчество. Да это и понятно: если слишком много времени уделяешь чему-то одному, что-то другое страдает. Страдает прежде всего семья, когда из взрослого члена семьи делают вечного студента.

Айтишник, который хочет писать о путешествиях, менеджер, которая тратит всю зарплату на онлайн-курсы, и 30-летний безработный, готовый вечно учиться ради того, чтобы не работать. Обозреватель РИАМО собрал истории жителей Московского региона, которые идут на все ради очередного диплома.

Владимир, 33 года, программист (Егорьевск):

«В детстве я перепробовал разные секции и кружки, как в стихотворении Агнии Барто - драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота. Долго выбирал профессию, разрывался между техническим и художественным вузом, но все-таки пошел в инженеры.

Потом понял, что будущее за IT, и поступил на второе высшее. Платил около 170 тысяч рублей в год - было трудно, но я знал, что это временно.

На последнем курсе устроился на работу программистом. Хорошая зарплата, но мне не хватало творчества. Увлекся фотографией, а потом поступил на курсы операторов. Год занятий обошелся в 130 тысяч рублей, но эти деньги быстро окупились, когда я начал снимать свадьбы и праздники по выходным. Заработок тратил на путешествия.

Тогда решил научиться писать. Курсы выбрал дорогие - 110 тысяч рублей за год. И не пожалел - талантливые педагоги, мастер-классы от звезд журналистики и знаменитых писателей.

Хотя мой основной доход - работа в IT, для души подрабатываю фото- и видеосъемкой, а еще пишу статьи о туризме для нескольких турфирм. Недавно начал изучать интернет-маркетинг по видеоурокам - мечтаю создать свой интернет-проект о путешествиях».

Василий, 30 лет, безработный (Солнечногорск):

«Я вечный студент и мне не стыдно. Я давно понял, что учиться намного интереснее, чем ходить на работу.

В пятом классе я прочитал 12 томов «Истории государства Российского» Карамзина, школу окончил с серебряной медалью. Поступил в Плехановский на юриспруденцию, естественно, на бюджет, окончил с красным дипломом.

Послу универа устроился на работу юристом, но как-то не пошло - не нашел общий язык с коллегами. Сменил три работы, полностью разочаровался в профессии, в итоге опять поступил в институт. Мне сказали, что я «никчемный» юрист, потому что не умею обходить законы.

Выбрал факультет государственной и муниципальной службы РАНХиГС при Президенте РФ. Оплачивали учебу родители - 150 тысяч в год. На работу я не вышел, так как много времени занимала учеба. После диплома снова попытался устроиться на работу, но идти клерком в администрацию не хотел, а на нормальную должность без опыта не брали.

Сейчас я опять студент. Изучаю теорию и историю искусств в РГУ им. Косыгина, и это то, о чем я мечтал с детства. Стоимость обучения - около 75 тысяч в год.

Меня опять тянут родители. Конечно, мне неловко, но найти работу как-то не получается.

Не знаю, пригодятся ли мне все мои специальности. Мама меня поддерживает и надеется, что новый диплом наконец-то поможет мне найти свой путь».

Ольга, 37 лет, менеджер (Серебряные Пруды):

«Все началось со второго высшего, которое, по сути, было никому не нужно - тогда все учились на менеджеров. А потом наступила эпоха онлайн-курсов. Если я вижу рекламу или скидки на курсы - обязательно покупаю.

За авторский онлайн-курс по моделированию одежды я отдала 18 000 рублей, еще 20 тысяч - за компьютерную программу для создания выкроек, плюс несколько мастер-классов по 1000 - 2000 рублей. Думала, что научусь шить и не буду тратить деньги на одежду. В итоге швейная машинка стоит под столом.

Потом я купила зеркалку, стала изучать фотографию и фотошоп. Но дешевые занятия по видеороликам ничего не давали, поэтому я решила потратиться на онлайн-курсы с проверкой домашнего задания - 8500 за два месяца. Еще хотела научиться рисовать - два курса по цене одного за 4900 рублей, английский язык, пение… Теперь мне просто не хватает времени, чтобы изучить все то, что я купила.

Я просто подсела на онлайн-обучение, как некоторые подсаживаются на онлайн-шопинг».

Алексей, 55 лет, таксист (Орехово-Зуево):

«Я с маниакальным желанием загораюсь идеей новой специальности, но знания особо нигде не использую. Все «корки» складываю на полку.

Как только получаю диплом, теряю интерес к профессии – мне важен сам процесс.

При СССР, после авиационно-инженерного училища, меня направили на полигон, но летать я не хотел и постарался откосить, для этого поступил в университет марксизма-ленинизма, там была сплошная халява. Потом пошел на заочку в математический вуз - мне нравились тусовки с одногруппниками.

Во время перестройки занял денег у друзей и окончил курсы коммерсантов, торговал жвачкой, но не пошло. Дальше были курсы английского, испанского и новое высшее образование - хотел стать филологом. А чтобы с голоду не умереть - таксовал.

Сейчас у меня новая идея-фикс - поступил заочно на юриста, чтобы любые вопросы «разруливать». Для пенсионера 10 тысяч рублей в месяц - дороговато, но мне не жалко! Параллельно хожу на курсы китайского языка - говорят, что за ним будущее. Мечтаю рвануть с женой в Гуанчжоу».

Дмитрий 36 лет, бизнесмен (Шаховская):

«Я все время чему-то учусь, потому что качество услуг у нас оставляет желать лучшего. Проще и дешевле все сделать самому.

У меня одно высшее, два средне-специальных образования и около десяти курсов разной направленности при крупных вузах Москвы.

Еще после школы, в нулевых, я отучился на мастера по дереву. Благодаря этому сэкономил на ремонте - сам собрал кухню, установил шкафы, сделал и повесил полки, а сейчас достраиваю дачу. Тут экономия на рабочих перевалила уже за 50 тысяч.

За курсы по открытию собственного бизнеса в центре «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана заплатил всего 7 тысяч рублей, зато теперь экономлю на подготовке документов для инстанций, бумаг для налоговой, составляю сметы и бизнес-планы, веду бухгалтерию.

Раньше я ездил на курсы в Москву, а сейчас учусь онлайн, использую электронные библиотеки, вебинары. Чему-то можно учиться по бесплатным видео-урокам, но законы часто меняются, поэтому лучше обращаться к профессионалам».

Елена, 36 лет, домохозяйка (Павловский Посад):

«У меня два высших - юридическое и экономическое. В 90-е считалось, что быть юристом - значит жить богато. Учиться мне не нравилось, я прогуливала лекции, получала двойки и еле дотянула до диплома. Потом поступила на экономический и добросовестно отучилась, устроилась в банк и доросла до повышения.

Но после замужества и декрета я решила, что не хочу выходить в офис и отдавать ребенка в сад. Тогда появилась идея работать на дому. Многие молодые мамы жалуются, что в декрете каждый день одно и то же, а я ищу себя.

Я наконец-то поняла, кем хочу быть по жизни – вечным студентом!

Каждые полгода я прохожу онлайн-курсы: кулинарные, писательские, по психологии, графическим программ, фотографии, иностранные языки т.д. Поработала педагогом в детском центре, пишу тексты для модных блогов».

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

Они самые умные в группе. Они знают ответы на все вопросы преподавателей. Они не ходят на половину пар, потому что уже сдали по ним экзамен. Нет, это не сверхлюди – это те, кто уже когда-то был первокурсником и пошел этим путём снова. Узнаём, когда они осознали, что их призвание – быть второпроходцами. Спойлер: все дороги ведут на медиаком

София Ксенофонтова

факультет гуманитарных наук НИУ ВШЭ → факультет коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, 1 курс

Момент осознания: вторая неделя сентября

Ещё годик детства

В тот год я абсолютно не знала, чем хочу заниматься, поэтому выбирала факультет наобум. Да и вообще, поступление тогда было скорее по инициативе родителей: они пытались убедить меня, что нужно идти в вуз сразу после школы, а мне хотелось сделать год перерыва и разобраться в себе.

Главное, чтобы Вышка

Даже не смогу сказать, как ко мне пришла идея перепоступить, но факт, что нужно что-то менять, был для меня очевиден. Единственное, я была уверена в том, что хочу остаться в Вышке, ведь система образования в этом университете несомненно выигрывает по сравнению с другими вузами страны.

Друг познаётся в переводе на другой факультет

Родители отнеслись скорее негативно, но всё равно поддержали мой выбор. В этот период мои близкие друзья не только меня поддерживали, но и помогали осуществить желаемое. Мне не о чем жалеть, кроме потраченных денег на прошлое обучение. Я решила, что хочу не изучать искусство, а создавать его - и выбрала медиаком.

Алексей Митров

Момент осознания: середина октября

Бойтесь арабского

Я выбирал самостоятельно, основываясь на своем тогдашнем интересе к Ближнему Востоку, который быстро иссяк. Тогда и появились первые сомнения по поводу правильности выбора.

Толчком для перевода стал заваленный экзамен по арабскому языку. Тогда я понял, что не хочу больше заниматься тем, что мне неинтересно, и выбрал направление себе по душе – медиакоммуникации. Благо, родители были исключительно «за», а друзья-одногруппники ещё долго шутили над моими тяжелыми отношениями с языками. Кстати, в новой группе шутки про арабский стали уже константой.

Релакс в медиадворе

Мне было жаль расставаться с друзьями с востоковедения, они все очень хорошие. Но в остальном я был искренне счастлив, ибо весь прошлый год был адом.

Я еще ни разу за всё время не пожалел, что сделал этот шаг. Разница между факультетами огромная: на медиа гораздо более расслабленная и умиротворенная атмосфера, нет вечного стресса и переживаний, гораздо больше места для творчества. Так что теперь я точно уверен в своем выборе.

Пётр Горбунов

факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ → факультет коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, 1 курс

Момент осознания: конец второго модуля

Куда податься

Первоначальный выбор специальности был комбинированным: основной вектор определили родители, а конкретное направление выбирал уже сам.

К концу осени появилось решение уйти с «востока», но следом всплыл вопрос: «А что делать дальше?» Бросать универ после пары месяцев обучения было нерационально, поэтому пришла мысль дать себе отдохнуть до начала следующего года, сдать ЕГЭ по недостающим предметам и поступить на другой факультет внутри НИУ ВШЭ в начале следующего года.

Я роняю

Мыслей поступать в какой-либо другой вуз даже не возникало, потому что Вышка казалась и кажется наиболее комфортным, продвинутым и подходящим именно мне учебным заведением.

Первой реакцией родителей было недоумение и негодование. Но, побушевав пару дней, они одобрили моё решение. Когда я забрал документы, то сразу же испытал облегчение и радость от того, что теперь смогу заниматься тем, к чему действительно лежит душа.

Релаксирует вместе с Лёшей в медиадворе

Я выбрал медиаком и нисколько не жалею об этом. Теперь я действительно на своём месте.

Галина Цой

факультет бизнеса и менеджмента → факультет коммуникаций, медиа и дизайна, 2 курс

Момент осознания: конец декабря

Кто виноват

Я дважды выбирала специальность самостоятельно. Оба раза родители поддержали. Это, если честно, только все усложнило, потому что так не на кого скидывать вину, кроме себя самой.

Сомнения в правильности выбора появились ещё летом, но я думала, что это просто мандраж перед переездом. Надеялась, что вся моя неуверенность пройдёт сама собой, как только начнётся учёба. На деле оказалось совсем наоборот. Мне не понравилась программа, я не понимала, на что именно трачу время и силы. Первое полугодие боялась признаться себе, что хочу сменить специальность: до последнего верила, что это сезонная хандра. Потом устала с ней мириться и решила, что буду перепоступать.

Перед фактом

За этот год Высшая школа экономики стала частью моей жизни, так что с выбором университета было очень легко. Никто до последнего не знал о том, что я готовлюсь поступать снова. Родителей поставила перед фактом, когда отправила на проверку мотивационное письмо. Так что друзья и знакомые тоже узнали всё уже после официального зачисления. Хвалили и говорили, что сделала всё правильно.

Опыт

Надо было подготовить документы для зачисления, разобраться с текущей учёбой, которую бросать окончательно тоже не хотелось. Я ясно понимала, что поздно и глупо о чём-то жалеть, поэтому старалась отгонять эти мысли. Сейчас я уверена, что прошлый год не прошёл впустую. Это был грандиозный опыт, который не забуду никогда.

Сейчас я не представляю, что могла бы учиться где-то ещё. Значит выбор был правильный. Пока что менять ничего не планирую. Сама как никто другой знаю, какое это неблагодарное дело - строить планы.

Антонина Бельченкова

факультет психологии Молдавского Государственного Университета → факультет социальных наук НИУ ВШЭ, 3 курс

Момент осознания: надо у мамы спросить

Сильная и независимая

Я свою будущую профессию выбирала самостоятельно. Конечно, я советовалась с родителями и уточняла их мнение, однако окончательный выбор делала сама. Могу точно сказать, что это был осознанный путь. Возможно, повлияло то, что я делала его в 19 лет, а не в 16-17, как это происходит в России и некоторых странах СНГ.

Наверное, будет неуместно говорить, что я осознала свою ошибку. Изначально я собиралась поступать в Питер, но, поступив только в Белгород, решила, что шило на мыло менять не буду. Поэтому осталась дома, узнав, что поступила на бюджет. Наверное, осознание, что нужно перепоступать, появилось у моей мамы, так как в Кишиневе мне будет нечего делать без знания языка. Критическим моментом для меня стало объявление, что со второго курса мы будем объединены с молдавской группой и обучение будет не на русском.

Из Петербурга в Москву

Вышку моя семья стала рассматривать после неудачного поступления по квотам в Питер. Именно из-за этой неудачи мы узнали, что есть такой замечательный вуз, который проводит свой конкурс и предоставляет бюджетные места. И да, идея действительно пришла не мне, а маме. А то я уже очень даже освоилась в своем личном МГУ, завела друзей, влилась в этот ритм жизни и решила, что уеду в Россию только в магистратуру.

Выбор

Можно с твердостью сказать, что родители были «за». Друзья разделились на два лагеря, вернее, у каждого было двоякое чувство. С одной стороны, они меня поддерживали, говоря, что я добьюсь гораздо большего в Москве, получу лучшее образование. С другой стороны, отпускать меня они не хотели, поэтому иногда прекращали разговоры о моем переезде, сдерживая слезы.

Я плакала все 5 месяцев перед отлётом, я не хотела в Москву! Боялась этого огромного города, боялась начинать самостоятельную жизнь, где вся ответственность падала только на мои плечи. Друзья, как можно их оставить? Танцы? Я занималась профессионально танцами и понимала, что отрываю часть своей души, бросая это всё. Молодой человек? За пару месяцев перед отлётом я начала отношения, хоть и понимала, что мой переезд станет поводом для разрыва. У нас не было достаточно времени, чтобы суметь сохранить их. Переезд означал для меня перечеркнуть 20 лет прожитой жизни и начать с чистого листа. Было страшно.

Дальше больше

Я твердо убеждена, что тут из меня получится хороший специалист. Мои ребята уже закончили вуз, они гордо могут сказать: «Да, я психолог!». Но, тем не менее, никто не смог ещё устроиться на работу. Я не могу ещё так сказать, я только на пути к этой цели, но уже знаю, что умею я куда больше благодаря Вышке. К тому же, Москва меня приняла. Я влюблена в этот город и не хочу его оставлять.

Текст: Александра Воробьёва

Фото: предоставлены героями материала

Если Вы нашли опечатку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или , чтобы проинформировать нас.

Оказывается, вечные студенты не перевелись со времен Пети Трофимова из чеховского «Вишневого сада»


В разгар приемной кампании мы решили отыскать студентов, для которых поступление в вуз — дело привычное. Оказывается, вечные студенты не перевелись со времен Пети Трофимова из чеховского «Вишневого сада». Конечно, герою Чехова до нынешних студентов-рецидивистов далеко. В то время как Трофимов к 27-ми годам так и не смог закончить курс, эти ребята успевают за то же время получить несколько дипломов, устроиться на работу мечты и даже обзавестись семьей.

За последние несколько лет система высшего образования в России изменилась — появился ЕГЭ, практически исчезли специалисты, им на смену пришли бакалавры и магистры. Обладателям диплома о высшем образовании, полученном хотя бы год назад, теперь не так просто понять, что же с ним делать и как получить еще одну «корочку». Как человек, не заставший ЕГЭ, я решила позвонить в один из московских вузов и узнать, на что же теперь я могу рассчитывать. Выбор пал на МГПУ (Московский городской педагогический университет), захотелось хоть на один звонок приблизиться к детской мечте о карьере воспитателя в детском саду.

- Здравствуйте, скажите, а можно поступить к вам на втрое высшее, и что для этого нужно?

Знаете, а у нас это так больше не называется, вам, наверное, в магистратуру нужно.

После долгой беседы выяснилось, что если первое образование у меня гуманитарное (журфак), то при поступлении мне могут зачесть уже сданные экзамены из первого диплома, плюс к этому придется сдать экзамен по психологии. Вот, в общем-то, и все. Никаких мучительных испытаний и обивания порогов вуза, результат мне сообщат на собеседовании сразу после вступительного теста.

Деньги делают людей

Случаев, когда человек идет получать второе высшее образование сегодня не перечесть. Кто-то, отучившись несколько курсов на первой специальности, понял, что это не его, кто-то не смог найти работу, а кому-то интересно продолжить учебу просто для себя. «На юрфак я поступила спонтанно, — рассказывает мне моя бывшая однокурсница Катя Скубак, — подумала, даже если по специальности потом работать не пойду, в жизни всегда пригодится. Выбрала Институт коммерции и права на Таганке. Экзаменов сдавать не пришлось — все зачли из первого диплома. Это был последний год, когда набирали специалистов, так что меня отправили сразу на четвертый курс, это считается, как первый курс для второго высшего». Теперь пять дней в неделю Катя работает, а на выходных превращается в студентку.

Пожалуй, единственное условие, необходимое для поступления на второе высшее — наличие денег. Конечно, если вы заканчивали вуз по программе специалитета, у вас есть шанс поступить в магистратуру бесплатно, причем не только по своей специальности, но и по любой, где будет похожий перечень дисциплин. Однако мало кто решается связываться с новой волной экзаменов, гораздо проще пройти собеседование, на котором вам озвучат плату за учебный семестр. В зависимости от вуза цена колеблется от 40 до 100 тысяч рублей.

Я и плотник, и юрист

Но бывают истории и заковыристее. Андрей Смоляков свой первый диплом получил еще в 2000-м году. С того момента он успел пополнить коллекцию еще двумя. Друзья уже привыкли к его вечному статусу студента, а сам Андрей сетует, что скидками по студенческому билету пользуются только дневники.

«Я уже привык быть студентом. Даже когда слышу «бедный студент» — неизменно ассоциирую с собой, несмотря на то, что мне уже за 30 и бедным меня не назовешь. Хотя от скидок в кино не отказался бы, — смеется Андрей. — Первое образование у меня филологическое. Когда поступал, мне казалось, что с таким дипломом смогу работать кем угодно, хоть учителем, хоть ученым. Почти так и получилось — работал я и учителем, и строителем, и продавцом, только до ученого дело не дошло. Через два года скитаний решил открыть свой бизнес: небольшой магазин стройматериалов, потом открыли целую сеть. Тогда стало понятно, что без юридического образования не обойтись. Так мною был получен второй диплом. А потом, когда дела пошли в гору, я просто вошел во вкус. Сразу после окончания юрфака пошел на истфак. Просто так, потому что всегда была интересна история России», — говорит Андрей.

По словам бизнесмена-студента, времени на учебу ему хватает, занятия проходят по субботам, а на время сессии он уходит в небольшой отпуск. «Кто-то любит на пляже отдыхать, а я вот люблю экзамены сдавать. Не жизнь, а поэзия», — снова отшучивается Андрей.

С ЕГЭ шутки плохи

Ни Катя, ни Андрей не столкнулись с главным препятствием абитуриентов на пути к светлому будущему — с ЕГЭ. Тем не менее, бывают случаи, когда сдавать его приходится не сразу после школьной скамьи, а вместе с собственными детьми. Это случилось и с Маргаритой Александровой. Сегодня ей 46 лет, женщина не скрывает своего возраста и очень гордится тем, что год назад снова стала студенткой.

«Так получилось, что первое образование я не закончила. Забеременела первым ребенком на последнем курсе, муж настоял, чтобы диплом отложила. Но, как это часто бывает, потом захлестнули заботы, появился второй ребенок, в общем, вуз я так и не закончила. Это не помешало мне найти работу и прожить вполне счастливую жизнь. Но чувство невыполненного долга меня не оставляло. Тогда я решила поступить в университет», — рассказывает Маргарита.

Естественно, никаких свидетельств, кроме академической справки, о том, что когда-то она почти закончила вуз, не осталось. Пришлось начинать с нуля. Поступать женщина решила в РГСУ (Российский государственный социологический университет). Маргарита выбрала направление «документоведение», и даже для вечернего факультета понадобилось сдавать ЕГЭ по русскому языку, истории и обществознанию. «Сдавали в специальном центре при вузе, готовилась вместе с младшим сыном, который заканчивал школу. Нанимали репетиторов и занимались каждый вечер. Конечно, мне все давалось сложнее — со времен школы все давно забыла. Но проходной балл набрала», — говорит Маргарита.

Сегодняшние вечные студенты, может, и успешнее тех, что были сто лет назад, а все-таки тоже романтики в душе. И нет им дела до того, что за одной партой с ними может оказаться кто-то вдвое младше, а друзья, услышав об очередной сессии, в очередной раз спросят: зачем все это? Главное для них — возможность продолжать узнавать новое и может быть, именно так бесконечно продлевать свою молодость.