Человек меняется с течением. Меняется ли психология людей? Готовясь к экзамену

А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Власов был гостеприимен и охотно тратил деньги, но почему-то н(1)кто н(2) спешил откликнуться на его гостеприимство: н(3)соседи, н(4) коллеги.

1) 1, 2, 3, 4 2)2 3) 1,3,4 4) 3,4

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Проблема синонимии, привлекающая особое внимание исследователей (В)ТЕЧЕНИЕ последних двух десятилетий, актуальна для лексикографии, а ТАК(ЖЕ) для других областей языкознания.

2) Главная же беда была в том, что бобры обросли шерстью ещё только (НА)ПОЛОВИНУ и (ПО)ЭТОМУ неминуемо замёрзли бы в пути.

3) В сумерках (НА)ВСТРЕЧУ нам шёл какой-то странный, КАК(БУДТО) чем-то испуганный человек.

4) Художественная правда создаётся писателем ТАК(ЖЕ), как пчелою создаётся мёд: от всех цветов (ПО)НЕМНОГУ берёт пчела, но берёт самое нужное.

А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Ночь быстро гасила сказочно нежные краски сумерек () и жаркой чёрной тьмой наполняла леса.

1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

А20. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Грозовая туча (1) по временам сверкавшая молниями (2) и издававшая недовольное рокотание (3) спешила на северо-восток (4) всё более открывая тёмное звёздное небо.

1) 1, 2, 3, 4 2) 2,3 3) 1,3,4 4) 1,4

А21. каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Петербургские гвардейцы (1) казалось бы (2) занимались исключительно организацией и проведением «дворцовых переворотов» (3) однако (4) они не были слепым орудием тех или иных группировок: выбор, который делала гвардия, почти всегда вёл страну вперёд.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 1, 2, 3 4) 3, 4

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Только слышится завывание ветра в снастях да тихий гул моря.

2) Все эти звуки были странно красивы и грустны и казались началом чудесной сказки.

3) Фёдору постоянно мерещились огни то справа то слева.

4) В движениях Анны не чувствовалось волнения или страха.

А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Искусство выполняет особую работу: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает его в кристаллах книг.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

3) Обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

А24. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Художественная деталь постепенно становится символом (1) появление (2) которого (3) в тексте романа (4) отмечает существенные для понимания авторского замысла эпизоды.

1) 1 2) 2 3) 1,3 4) 2,4

А25. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Человек меняется с течением времени (1) и (2) чтобы понять логику поступков литературного героя или людей прошлого (3) надо представлять себе (4) как они жили, почему поступали так, а не иначе.

1)1, 3 2) 2, 3 3) 1, 4 4) 1, 2, 3, 4

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Существуют три основные проблемы, которые определяют практическую значимость проекта.

2) Первым чувством, которое испытал Нехлюдов после пробуждения, было сознание каких-то грядущих перемен.

3) На всех четырёх островах, которые одинаково плотно заросли тропическими пальмами, царило уютное благополучие.

4) Российские учёные предлагают разместить на Луне микроволновые станции, которые можно питать электроэнергией от солнечных батарей.

А27. Прочитайте текст.

Мировой опыт показывает, что на современном этапе развития нанотехнологий одно из ключевых мест занимает нанесение тонких плёнок в вакууме. Варьируя толщину и количество слоев в таких плёнках, можно независимо от химического состава получать диэлектрические или полупроводниковые свойства у металлов и достигать более высокой прочности и твёрдости. Используя многокомпонентные и многослойные плёнки, можно формировать нанокомпозитные материалы с очень широким диапазоном назначений.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Мировой опыт показывает, что на современном этапе развития нанотехнологий одно из ключевых мест занимает изменение свойств металлов с помощью тонких плёнок.

2) Сегодня нанесение тонких плёнок в вакууме занимает одно из ключевых мест в развитии нанотехнологий, позволяя управлять свойствами металлов и создавать нанокомпозитные материалы широкого назначения.

3) Варьируя толщину плёнок, можно независимо от химического состава изменять привычные свойства металлов, достигая более высокой прочности и твёрдости.

4) Используя многокомпонентные и многослойные плёнки, можно формировать нанокомпозитные материалы с очень широким диапазоном назначений.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Человек меняется с течением времени (1) и (2) чтобы понять логику поступков литературного героя или людей прошлого (3) надо представлять себе (4) как они жили, почему поступали так, а не иначе.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

Человек меняется с течением времени, и, чтобы понять логику поступков литературного героя или людей прошлого, надо представлять себе, как они жили, почему поступали так, а не иначе.

Запятая 1 разделяет предложения «Человек меняется с течением времени» и «надо представлять себе».

Запятые 2 и 3 показывает границы придаточной части «чтобы понять логику поступков литературного героя или людей прошлого».

Запятая 4 выделяет придаточную часть «как они жили».

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Ответ: 1234

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Правило: Знаки препинания в предложении с разными видами связи. 20 ЕГЭ

ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.

Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:

1) на уровне простого предложения:

Понимание, того, что предложения без основы не бывает;

Знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)

Понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.

2) на уровне сложноподчинённого предложения:

Умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;

Умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;

Умение видеть указательные слова в главном

Умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.

3) на уровне сложносочинённого предложения:

Умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.

4) на уровне всего предложения в целом:

Умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.

Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.

БП 6

Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др.), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:

[Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]

Сравните:

[Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].

и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце].

[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце].

Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем-либо писать ТО (НО...), либо ставить запятую.

Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.

[Утвер­жда­ют](1) что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)(2) и (3) (когда (4) когда? то сами убе­ди­лись (5) в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

1. Выделяем основы.

1- Утвер­жда­ют (односоставное, сказуемое)

2- кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют

3- мы увидели

4- сами убедились

5- правы очевидцы

2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.

3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.

(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)

(когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.

[Утвер­жда­ют] что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что- = и =).

Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.

[то сами убе­ди­лись] когда? (когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

[сами убе­ди­лись] в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.

(когда - =), [то- = ], (насколько - =) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.

1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2.

Схема: |[ = ], (что- = и =)|, и |(когда - =), [то- = ], (насколько - =)|

Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО.

Недавно у меня состоялся спор с давним знакомым на тему того, меняются ли люди. К какому-либо консенсусу мы не пришли, да и к концу дискуссии перестала понимать, на стороне какого утверждения на нахожусь. Дабы разобраться в этом вопросе, сегодня поговорю о том, меняются ли люди, а точнее, как именно они способны меняться, используя для этой цели формат дискуссии с самой собой.

Причины меняться

Если в качестве гипотезы взять утверждение, что люди способны меняться, то, доказывая ее, первым делом, стоит разделить причины изменений на внешние и внутренние. Но и здесь все оказывается не так просто: если человек меняется под влиянием обстоятельств – это причины внутренние, но! Я верю, что мы сами притягиваем в свою жизнь те или иные обстоятельства, а потому это и внутренняя причина тоже. Без долгих прелюдий давайте посмотрим, что сподвигает человека на изменения.

Сильные потрясения

Одна из наиболее веских причин, если верить, что люди меняются – это серьезные потрясения, события крупного масштаба. Среди них есть как позитивные, так и негативные: рождение ребенка, смерть кого-то из близких, серьезная болезнь или несчастный случай, сильная влюбленность, выигрыш в лотерею и т.д. Это, если можно так сказать, ситуативные изменения, но порой проникающие в самую суть человека, так как потрясения могут действительно поменять. Например, после человек начинает по-другому воспринимать не только людей противоположного пола, но и свои паттерны поведения в .

Говоря за противоположную сторону, мне кажется не лишенным смысла предположение, что от сильных потрясений люди не меняются, а просто становятся собой в большей степени. Все мы связаны узами социальных контрактов, весь мир держится на нашем умении сдерживать себя. Когда что-то сильно сотрясает твой мир, отпадает желание и необходимость притворятся кем-то, и человеческая сущность расцветает либо во всей ее красе, либо в уродстве.

Развитие, расширение сознания

Перемены, в которые мне больше всего хочется верить – последовательные. Всем знакомы истории про людей, едва сводивших концы с концами и выигравших джек-пот в лотерею. Абсолютное большинство потеряли это состояние в кратчайшие сроки и вернулись к прежнему существованию. Проблема в том, что они не были готовы. Сильные потрясения – та же самая лотерея. Зато методичное, постепенное развитие позволяет закреплять достигнутые результаты на каждой из ступеней и, когда эта цепочка приводит к , славе, всемирному – человек уже не слетает с катушек, потому что он готов ко всем этим благам.

Человек может меняться постепенно, занимаясь собственным развитием, прикладывая к этому усилия. В новую жизнь с понедельника я не верю, не верю в то, что кто-то может стать новым человеком за несколько дней. Человек может изменить очень многое, но это – продолжительный труд.

Влияние обстоятельств

Если взять изменение обстоятельств, которое не подходит под описание сильных потрясений, например, новую работу, смену места жительства, то подобные изменения в человеке – временны . Инстинктами в нас заложено стремление приспосабливаться и, оказавшись в новой обстановке, мы именно так и делаем. Если вам кажется, что человек по-настоящему изменился благодаря изменившимся обстоятельствам, верните его в старую обстановку – на предыдущую работу, в прежнее место обитания, к старому партнеру – и вы увидите, как он вернется к тому, что было. Это эффект пружины, она всегда возвращается на место, поскольку изменения под влиянием обстоятельств есть не что иное, как приспособленчество .

С другой стороны, попадая в новое окружение, способствующее развитию, человек может меняться, не подстраиваясь. Например, общение с развитыми личностями обогащает, расширяет сознание и способствует раскрытию собственных талантов . Со мной такое происходило неоднократно.

Аутотренинг

Некоторые люди способны убедить себя и окружающих в том, что изменились. Чем чаще произносить и доказывать это кому-то, тем больше становится собственная вера в то, что изменения произошли, хотя истине это не соответствует. Как определить такого «изменившегося»? Очень просто: самой частой темой разговора для него является то, как он изменился, постепенно его история обрастает новыми подробностями. Если кто-то предполагает или просто намекает на то, что эти изменения не правдивы, человек выходит из себя – это признак неуверенности и готовности защищать свою ложь с пеной у рта.

Убеждать себя проще, чем меняться на самом деле, но это не тот путь, который ведет к счастью.

Стержень

Я верю, что в каждом человеке есть некий стержень – набор его личных качеств, который не подлежит изменению. Это – то, благодаря чему каждый из нас уникален , почему мы называемся индивидами. Оболочка и другие слои личности могут меняться, но стержень остается неизменным от рождения до смерти. В противном случае мы все обладали бы личностью из пластилина, которую можно менять как угодно.

Нельзя разбирать вопрос «меняются ли люди» и не задать самой себе его же. Изменилась ли я за последние, скажем, 8 лет? Да, изменилась достаточно сильно, чтобы это заметила я сама и мои близкие, но не настолько, чтобы меня можно было не узнать. Изменения, произошедшие внутри меня, были вызваны разными причинами: и потрясениями, и последовательным развитием, и прогибом под обстоятельства с последующим возвращением назад. Опыт убеждения себя тоже имеется. Я изменилась, но некоторые вещи остались неизменными: я по-прежнему сентиментальна, по-прежнему добра к людям, я все также не умею копить деньги, предпочитая тратить их сразу, и я все также верю в любовь, несмотря на все потрясения.

Изменились ли вы, и какие были тому причины? Считаете ли вы, что люди вообще способны меняться?

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Мировой опыт показывает, ______ на современном этапе развития нанотехнологий одно из ключевых мест занимает нанесение тонких плёнок в вакууме. (2)Варьируя толщину и количество слоёв в таких плёнках, можно независимо от химического состава получать диэлектрические или полупроводниковые свойства у металлов и достигать более высокой их прочности и твёрдости. (3)Используя многокомпонентные и многослойные плёнки, можно формировать нанокомпозитные материалы с очень широким диапазоном назначений.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Мировой опыт показывает, что на современном этапе развития нанотехнологий одно из ключевых мест занимает изменение свойств металлов с помощью тонких плёнок.

2. Сегодня нанесение тонких плёнок в вакууме занимает одно из ключевых мест в развитии нанотехнологий, позволяя управлять свойствами металлов и создавать нанокомпозитные материалы широкого назначения.

3. Варьируя толщину плёнок, можно независимо от химического состава изменять привычные свойства металлов, достигая более высокой их прочности и твёрдости.

4. Используя многокомпонентные и многослойные плёнки, можно формировать нанокомпозитные материалы.

5. Сегодня нанесение тонких плёнок в вакууме, занимающее одно из ключевых мест в развитии нанотехнологий, позволяет управлять свойствами металлов и создавать современные нанокомпозиционные материалы.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

5. так что

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДИАПАЗОН. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ДИАПАЗОН, -а, м.

1. Интервал между самым низким и самым высоким звуками певческого голоса, мелодии или музыкального инструмента (спец.).

2. Область, в пределах которой осуществляются какие-н. измерения (спец.). Д. колебаний. Д. измерений. Д. радиочастот.

3. перен. Объём, размер знаний, интересов (книжн.). Учёный широкого диапазона.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

исчерпАть

ободрИть

кУхонный

слИвовый

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. А.Н. Радищев в прозе и стихах обращается к сокровищнице народного творчества и народного языка, поэтому его можно считать ЗАЧИНАТЕЛЕМ того процесса, который нашёл своё завершение в произведениях А.С. Пушкина.

2. По требованию акционера, аудитора или любого заинтересованного лица акционерное общество обязано в разумные сроки ПРЕДСТАВИТЬ им возможность ознакомиться с уставом общества, включая изменения и дополнения к нему.

3. Конечно, тот самый ИГРИСТЫЙ русский квас, который пили наши предки, приготовить в современных условиях практически невозможно, но можно попробовать приготовить неплохие квасные напитки.

4. После того как отправленное АДРЕСАНТОМ заказное письмо достигнет адресата, уведомитель получит уведомление о вручении.

5. Опытный персонал пансионата сделал всё, чтобы отдыхающие чувствовали себя КОМФОРТНО.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОВЕСЕЛЕЕ

ряд КРИТЕРИЕВ

не ПРОРОНЯЯ слов

ОБОИХ студентов

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Страницу паспорта, содержащий закодированные сведения о его владельце, заполнят методом лазерного гравирования. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Изменив свой облик, подчёркивается индивидуальность стиля. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Те, кто побывал в Антарктиде, может видеть действующий вулкан Эребус, расположенный на одном из прибрежных островов. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Благодаря Галилея человечество получило первый в своей истории оптический астрономический инструмент - телескоп. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) В книге Перельмана «Занимательной физике» есть описание интересных экспериментов. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обозн..чавший

выт..равший

подг..рело

заб..рать

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..граждать, пр..глушил

и..черпав, не..жатый

с..звучно, пр..родина

раз..скивавший, по..скать

пр..город, пр..града

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

замш..вый

подта..вший

неуживч..вый

откле..ваться

усидч..вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

колебл..мый

встрет..шь

недосяга..мый

омыва..мый

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Власов был гостеприимен и охотно тратил деньги, но почему-то (НЕ)ВСЕ спешили откликнуться на его гостеприимство.

2. Оригинальные, ранее (НЕ)НАПЕЧАТАННЫЕ работы могут быть опубликованы в студенческом журнале.

3. Ольга Ивановна (НЕ)СРАЗУ поняла, откуда слышны звуки рояля.

5. Книга ещё (НЕ)НАПЕЧАТАНА.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.

1. Проблема синонимии, привлекающая особое внимание исследователей (В)ТЕЧЕНИЕ последних двух десятилетий, актуальна для лексикографии, а ТАК(ЖЕ) для других областей языкознания.

2. Главная же беда была в том, что бобры обросли шерстью ещё только (НА)ПОЛОВИНУ и (ПО)ЭТОМУ неминуемо замёрзли бы в пути.

3. В сумерках (НА)ВСТРЕЧУ нам шёл какой-то странный, КАК(БУДТО) чем-то испуганный человек.

4. Художественная правда создаётся писателем ТАК(ЖЕ), как пчелою создаётся мёд: от всех цветов (ПО)НЕМНОГУ берёт пчела, но берёт самое нужное.

5. Аудитория слушателей радио (ПО)ИСТИНЕ огромна, ТАК(КАК) это самый доступный источник информации.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Одинаково построе(1)ые, краше(2)ые одной и той же краской домики пансионата разброса(3)ы небольшими группами среди вековых сосен.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Только слышится завывание ветра в снастях да тихий гул моря.

2. Все эти звуки были странно красивы и грустны и казались началом чудесной сказки.

3. Фёдору постоянно мерещились огни то справа то слева.

4. В движениях Анны не чувствовалось волнения или страха.

5. Земля не отдаёт человеку без поклона ни колоса ни травинки.

16

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Грозовая туча (1) по временам сверкавшая молниями (2) и издававшая недовольное рокотание (3) спешила на северо-восток (4) всё более открывая тёмное звёздное небо.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Петербургские гвардейцы (1) казалось бы (2) занимались исключительно организацией и проведением «дворцовых переворотов» (3) однако (4) они не были слепым орудием тех или иных группировок: выбор, который делала гвардия, почти всегда вёл страну вперёд.

18

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Художественная деталь постепенно становится символом (1) появление (2) которого (3) в тексте романа (4) отмечает существенные для понимания.

1) 1 2) 2 3) 1, 3 4) 2, 4

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении нужны запятые?

Человек меняется с течением времени (1) и (2) чтобы понять логику поступков литературного героя или людей прошлого (3) надо представить себе (4) как они жили, почему поступали так, а не иначе.

1) 1, 3 2) 2, 3 3) 1, 4 4) 1, 2, 3, 4

15 . В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) вручИшь 2) кранЫ 3) дОверху 4) налилА

16 . В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1)Кошки чрезвычайно терпеливы и могут часами ВЫЖИДАТЬ, когда мышь покинет своё убежище.

2)Никакая работа не ПРЕДСТАВЛЯЛА для этого блестяще образованного и высокоорганизованного человека больших затруднений.

3)Система контроля в дальнейшем может ПЕРЕТЕРПЕТЬ значительные изменения.

4)Чем больше мы узнаём о ЖИВОЙ природе, тем больше мы познаём самих себя.

17 . Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1)смотрев вперёд 3) о трёхстах участниках

2)лучшие парикмахеры 4) около двух килограммов

1) по их желанию 3) красивейший пейзаж 2) в двух тысяч пятом году 4) прополощи белье

1) на триста пятьдесят седьмой странице 3) несколько мандаринов 2) эта работа более лучше 4) хорошие доктора

1) о полутора часах 3) четырьмястами студентами 2) более позднее 4) две пары ботинок

18 . Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Готовясь к экзамену,

1)была проведена серьёзная работа.

2)ученики провели серьёзную работу.

3)выпускникам пришлось нелегко.

4)ожидали большие трудности.

Готовясь к экзамену,

1) была проведена серьезная работа. 2) ученики провели серьезную работу. 3) выпускникам пришлось нелегко. 4) ожидали большие трудности.

19 . Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1)Согласно распоряжения директора, школы в спортивных играх могут принять участие все учащиеся.

2)Никто из тех, кто слушал удивительную музыку П.И. Чайковского к балету «Щелкунчик», не мог остаться равнодушным.

3)Все накопленные знания о мире животных не сможет вместить ни одна энциклопедия.

4)На картине «Три богатыря» В.М. Васнецов изобразил любимых героев русских былин: Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича.

1) Мир животных, изучаемый зоологией и некоторыми другими науками, отличается огромным разнообразием. 2) Те, кто настойчиво стремится к достижению своей цели, достойны уважения. 3) Вопреки прогноза установилась ясная погода. 4) В.М. Васнецов вырос в северном селе, отгороженном вековыми лесами от больших городов и сохранившем старинные обычаи и обряды, поверья и сказания.

1) Картина А.П. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой» была близка и понятна современникам художника. 2) Те, кто настойчиво стремится к своей цели, достойны уважения. 3) Регистрация участников симпозиума была проведена сразу по их прибытии. 4) Каждой весной киви откладывает одно (редко два) зеленовато-белое яйцо в имеющий вид плоской платформы гнездо, устраиваемое среди корней, или в густом кустарнике, или в вырытой норке.

1) Те, чьим талантом и виртуозностью исполнения музыкальных произведений восхищаются сегодня миллионы благодарных слушателей, преодолели много преград на пути к признанию. 2) Насыщенная удивительными фактами «Большая книга леса» Юрия Дмитриева – произведение энциклопедического характера, в то же время проникнута необычайной поэзией. 3) На больших плакатах, прикрепленных к двум стендам, стоящим по обеим сторонам сцены, были изображены известные всем зрителям условные знаки. 4) По окончании конференции все были приглашены в зал, где должно было состояться выступление виртуозного пианиста.

20 . В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1)Московское Училище живописи и ваяния, которое было основано в 1933 году, называли иногда «второй Академией художеств».

2)Благодаря своей цепкой памяти на лица Александров мог вспомнить любого человека, которого когда-то видел.

3)А.И. Куинджи был из тех мастеров, которые умели схватить, запечатлеть моменты проявления наивысшей красоты природы.

4)В.И. Даль - человек удивительной судьбы, который много сделал для прогресса российской науки и культуры.

1) Поэт должен уметь передать настроение, которое пробудило в его душе созерцание природы. 2) А.Х. Востокова, который вписал немало ярких страниц в историю русской лингвистической науки, уважительно называют отцом славянской филологии. 3) Есть люди, которых на пути к заветной цели не остановит ни одно препятствие. 4) Репетиции спектакля юные актеры проводили в квартире Дмитрия Сергеевича, который жил тогда в Плотниковом переулке.

1) Люди н холстах Сильвестра Щедрина не были условными фигурками, которым отводилась роль лишь «оживлять» прекрасные виды. 2) В собранных П.М. Третьяковым портретах выдающихся деятелей науки и искусства, которые вызывают всеобщее уважение своими трудами и открытиями, живет духовная история России. 3) Самые простые вещи, которые использует поэт, становятся в его рассказах поэтическими образами. 4) Пока трудно рассмотреть лицо человека, который показался вдалеке на аллее.

21. В приведенных ниже отрывках из произведений Б. Заходера найдите фразеологические обороты. Объясните особенности авторского употребления данных выражений.

1) Все удивляются, все Хрюка хвалят, а он пятачок все выше задирает.

2)До чего же хочется

Жить в своей квартире,

Руки так и чешутся, Сразу все четыре.

3) – Лето, -

Зайцы мне сказали –

Сядет в поезд на вокзале,

Потому что может лето

Ездить зайцем –

Без билета.

4) Они прошли Первое море, и Второе море, и Третье море, а это гораздо скорее сказать, чем сделать. Но вот что удивительно: этот долгий, долгий путь показался Отшельнику гораздо короче.

5)На этом, ребята,

Рассказу конец,

А все-таки, правда,

Дружок – молодец!

6)На черной земле,

На желтом песочке

Все квочки выводят неровные строчки.

Не перьями – лапками пишут хохлатки,

Хотя у них перышки в полном порядке.

Труднее прочесть, чем пергамент старинный,

Язык незнакомый,

А почерк – куриный!

7) Все приходится сому

С детства

Делать самому.

Даже крошечным сомишкам

Надо жить своим умишком!

Сам еду себе найди,

Сам в беду не попади.

Не пожалуешься маме!

Сам справляйся,

Сам с усами!

8) И пустился… (Волк) 9) Даже мышшки, даже мушки

На обед искать дичину. Распевают: «Трулялюшки!»

Бегал-бегал, В Припевайске весь народ

Что за притча? Припеваючи живет.

«Где же – думает – добыча?

Нет ни пуха, ни пера,

Ни зайчишки, ни бобра.

22. Найдите все выразительные средства (фонетические лексические, синтаксические), использованные автором в данном тексте.

Седая земля.

Тундра осенью – равнина седая, унылая и серая. И небо над ней серое, скучное и сырое. Мох, кочки, лужи.

Яркой бывает тундра летом. На лужах пестрые птицы: белые, черные, рыжие. На кочках синие, красные, желтые цветы.

Но лучше всего тундра в весенние вечера. Равнина становится темной, а все огромное небо над ней – золотым. Ветвистые оленьи рога на золотом закате похожи на сказочный костяной лес.

(По Н. Сладкову)

23. Напишите реферат на одну из указанных ниже тем.

Темы для рефератов

1. Этикет речевого поведения: исторический комментарий и современные требования.

2. Употребление иноязычных слов.

3. Основные составляющие делового общения.

4. Законы и правила делового общения.