Человек им властвует. «Главным основанием ваших познаний должна быть добродетель

Личность Александра I Он человек! им властвует мгновенье. Он раб молвы, сомнений и страстей; Простим ему неправое гоненье: Он взял Париж, он основал Лицей. А. С. Пушкин

1. Вступление на престол В марте 1801 года заговорщики ворвались в спальню Павла I в Михайловском замке и задушили его. Его сын, 23 -летний Александр Павлович, в 1801 году стал императором Александром I. Александр I обещал вернуть все екатерининские порядки и продолжить реформы Екатерины II.

2. Воспитание и образование Александра воспитывала бабушка императрица Екатерина II. Благодаря ей, он получил хорошее образование и воспитание в европейских традициях. Александр много читал, знал немецкий, французский и английский языки. Он был красив и умен. Умел беседовать с людьми и нравиться окружающим.

3. Реформаторская деятельность Александр I хотел изменить жизнь российского общества, для чего начал проводить реформы. Вокруг императора сплотилась группа молодых людей (П. А. Строганов, B. П. Кочубей, А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев), которые помогали ему управлять страной. Эта группа получила название «Негласный комитет» .

По указу Александра открылись пять новых университетов, несколько лицеев и гимназий. Среди открытых учебных заведений был и Царскосельский лицей, в котором учился А. С. Пушкин. Александр I мечтал отменить крепостное право. Он принял указ «О вольных хлебопашцах» . По этому указу помещик мог отпустить крепостного крестьянина на волю за выкуп.

Реформы государственной системы России связано с деятельностью М. М. Сперанского. В октябре 1809 г. проект под названием "Введение к уложению государственных законов" был представлен царю. Сперанский предложил ввести строгое разделение властей. Министерства являлись бы исполнительной властью, а Государственная дума законодательной. Суды были бы независимы и подчинялись Сенату. Замыслы Сперанского не были реализованы.

Разделение властей Законодательная ветвь власти по Сперанскому: Исполнительная ветвь власти по Сперанскому: Министерства Государственная Дума Судебная ветвь власти по Сперанскому: СЕНАТ

4. Отечественная война 1812 г. В июне 1812 года войска Наполеона вторглись на территорию Российской империи и стали быстро продвигаться вглубь страны. Наполеон ждал, что император Александр принесет ему ключи от Москвы, но не дождался и занял пустующую столицу. Он написал письмо императору, Александр ему не ответил… Французы голодали и страдали от холода в опустевшей Москве. Наполеон отдал приказ отступать из города. В декабре 1812 года М. И. Кутузов сообщил императору Александру I: «Неприятель полностью истреблен. Война закончена» .

5. Военные поселения Вся страна ликовала: француз побежден. Александр I решил, что победа сплотила все общество и теперь можно продолжить начатые реформы. Приближенным к императору был генерал А. А. Аракчеев. Именно он и еще несколько высших чиновников начали готовить проект реформ. По указу императора в 1816 году были созданы военные поселения. Руководил их созданием А. А. Аракчеев. Военными поселянами были бывшие крепостные крестьяне. Они должны были одновременно нести военную службу и заниматься крестьянским трудом, т. е. обеспечивать себя всем необходимым для жизни. Военные поселения не оправдали себя. Крестьяне из-за непродуманности приказов начальников часто голодали. Поднимали восстания и бунты, за что были расстреляны или сосланы в Сибирь. Александра I осудило российское общество за эти реформы.

6. Легенда о старце Федоре Кузьмиче В конце жизни император Александр I всё меньше интересовался государственными делами. Он отдалился от своей семьи и все чаще говорил о своём желании уйти из императорского дворца. Однажды он поехал на юг посмотреть военные поселения. По дороге император неожиданно умер. Тело его привезли в Петербург только через 2 месяца. Из-за этого по стране распространились слухи, что в гробу не сам император Александр, а другой человек. Что сам император жив и ушел бродить по свету. Через некоторое время в Сибири объявился старец Федор Кузьмич. Был он добр к людям, помогал им и молился за них. Старец был одного возраста с Александром I и удивительно похож на него. В народе стали поговаривать о том, что этот старец и есть царь Александр. Что бродит он по России и отмаливает грехи за своего убиенного отца Павла I. Никто до сих так и не знает, правда ли это?

7. Тайные общества Попытка Александра. I провести реформы закончилась неудачей. Всё российское общество осуждало императора. В 1821 году были созданы два тайных общества: Южное и Северное. В них входили офицеры-дворяне. Они мечтали освободить крестьян от крепостной зависимости и ограничить власть императора. Северное общество возникло в Петербурге. Во главе его стояли К. Ф. Рылеев и Н. М. Муравьев. Южное общество появилось на Украине. Во главе этого общества стоял П. И. Пестель.

8. Выводы Эпоха царствования Александра I – это время проведения либеральных реформ. Сам император, воспитанный в духе просвещения, стремился изменить многовековой крепостнический порядок. Однако многое, из того, что планировалось не было сделано. Довольно часто реформы были просто половинчаты и оставались только на бумаге. Существовал и положительный результат. Реформаторские поиски составили ту основу, на которой потом разрабатывались новые проекты государственной власти.

Президент Российской академии образования Л. Вербицкая считает Толстого и Достоевского слишком сложными для школьной программы; министр культуры В. Мединский добавляет к ним еще и Чернышевского «Что делать?»…

Интеллигентнее всех в стране
Девятиклассники, десятиклассники:
Ими только что прочитаны классики
И не забыты еще вполне.

… Откатываясь назад, теряя глубину и ориентиры подлинной культуры и образования, мы обнаруживаем в истории российской школы неожиданно мощный рубеж сопротивления этому невежеству: общность подростков, отроков, учеников Царскосельского лицея. Единственный, пожалуй, бесспорный идеал.

Во всей мировой культуре нет более прославленного учебного заведения, чем этот Лицей. Не только потому, что в его первом выпуске взошла звезда юного Пушкина. Но и потому, что гений поэта совпал с гениальностью замысла самого Лицея. Его проект два года готовил Михаил Сперанский — в четыре руки с императором Александром. Целью было воспитание с детского возраста чиновников высшего класса для государевой службы. «Помощников царя», как называл их юный Пушкин. И уже в зрелости, в стихотворении «19 октября 1825» он пишет о царе:

Он человек! Им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.

Высокий искренний и честный стиль объединяет и воспитанников, и воспитателей Лицея. В своей речи на открытии Лицея 19 октября 1811 года Александр Куницын, адъюнкт-профессор нравственных наук, выпускник Гёттингенского университета, убеждал, наставлял юных слушателей:

«…Главным основанием ваших познаний должна быть добродетель… Государственный человек, будучи возвышен над прочими, обращает на себя взоры своих сограждан, его слова и поступки служат для них правилом. Если нравы его беспорочны, то он может образовать народную нравственность более собственным примером, нежели властию… И хотя бы можно было присвоить отличие его не по достоянию, но можно ли присвоить неизъяснимое удовольствие, проистекающее от ощущения собственных достоинств? То спокойствие совести, которое составляет удел совершенной добродетели? Ту приятную уверенность в беспритворном уважении своих сограждан, которая рождается из представления пользы, доставленной обществу? Почести без заслуг, отличие без дарования, украшения без добродетели наполняют горестию благородное сердце. Какая польза гордиться титлами, приобретенными не по достоянию, когда во взорах каждого видны укоризна или презрение, хула или нарекание, ненависть или проклятье? Для того ли должно искать отличий, чтобы, достигнувши оных, страшиться бесславия? Лучше остаться в неизвестности, нежели прославиться громким падением».

И, спустя годы, уже выпускник Пушкин итожит:

Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень!
Поставлен им краеугольный Камень,
Им чистая лампада возжена.

« Воспитать пламень», «возжечь чистую лампаду» — вот высшая аттестация Учителя в устах Ученика. Ее могли бы разделить, я верю, и иные современные школяры в отношении своих педагогов — если, конечно, поймут, о чем вообще речь.

«Великий и могучий» наш русский язык ведь здорово обмелел со времен Тургенева и вряд ли остался такой уж «надеждой и опорой», разве что для избранных.

Пушкин воспел не просто ученичество, но именно отрочество, то есть, говоря современным языком, подростковый возраст. В этом возрасте почти все — философы, тайные или явные, открыватели своего места в глобальном масштабе Отечества, человечества. С годами этот пафос тускнеет, потому Пушкин был реалистом, отметив:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.

И в то же время Царскосельский лицей был, по сути, единственной утопией в России, которая воплотилась без насильственных мер. Лицей просуществовал до 1918 года, и он же продлился в программах школы советского периода, во множестве книг, посвященных ему, прежде всего в романах Юрия Тынянова «Кюхля» и «Пушкин» (не окончен в связи со смертью автора, но лицейский период он описать успел еще в канун перестройки).

В лицейских стихах Пушкина, помеченных датой «19 октября» за разные годы, воспеты, как живые, ближайшие товарищи его: Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер… К ним он взывает, иных из них оплакивает. Святое братство Лицея.

Вот Михайловское, Пушкин в опале, метель. Прислушивается день за днем, не раздастся ли звон колокольчика под дугой? Дождался!

…поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил.

Больше, чем фея со своей тыквой, нужны каждой девочке и каждому мальчику реальные и такие сказочные герои-ровесники, уже не пионеры-герои, а просто ученики. Школа и должна быть хоть отчасти утопией, считал недавно ушедший от нас директор школы Владимир Абрамович Караковский.

Братство и должно быть шире, глубже политических разногласий. В лицейском кругу были и декабристы (правда, среди казненных их не было), и высокие чины государевой службы — например, блистательный дипломат, министр иностранных дел, последний канцлер Российской империи, князь Горчаков.

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой:
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись.
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.

Как и положено гению, Пушкин за свою короткую жизнь успел по-своему объять множество мировых сюжетов, пережить и выразить множество возрастов, включая старость. В том числе — и в лицейских стихах.

…Последние годы, будучи уже давно дамой далеко не пушкинского и даже не бальзаковского возраста, я часто вижу один и тот же мучительный сон: как некто, незнакомый мне персонаж, то ли дожил, то ли перенесся в будущее — один. И вот идет среди чужих людей по улицам, заходит на переполненные стадионы, вроде ничего страшного, все буднично, но внутри — жуткая жуть. И только на днях, читая Пушкина, наткнулась на полностью забытые со школы строки:

…Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
Кому ж из нас под старость день Лицея
Торжествовать придется одному?
Несчастный друг! Средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой…

Не смерти мне было страшно, а то, что други мои уйдут раньше меня. Кстати, «несчастный друг», всех их переживший, — это Горчаков.

Я поняла: Пушкин — это, говоря словами Карла Юнга, — наш архетип. Войдя в старость, я пережила заново забытые школьные строки (у нас в подсознании много неожиданного хранится, ждет своего срока). Это я о пользе заучивания великих стихов, например — впрок.

Как и чтения — впрок — серьезных и вроде бы сложных для школяров книг. Ясно же, что очень многие, если не большинство, сами по себе эти книги ни в жизнь не откроют. А так — архетип Наташи Ростовой, Раскольникова, снов Веры Павловны будет у них в наличии и будет действовать. Можно, конечно, назвать и их «духовными скрепами», но мне лично термин психоаналитика Юнга ближе и точнее, раз речь идет о «пациенте» по имени «Россия».

… Есть точка зрения моего друга, редактора газеты, что смерть Пушкина — это, ко всему прочему, смерть журналиста. Его журнал «Современник» почти перестал расходиться — исчез верный Пушкину читатель. Мой друг знает не понаслышке, что при этом редактору — хоть в петлю лезь. И Пушкин, христианин, сам повсюду искал смерти.

Еще пример: Александр Грин, умирая, просил жену пойти на улицу и найти хоть одного человека, читавшего его роман «Алые паруса». Та не нашла никого. Это я к тому, что писателя во многом делает, созидает читатель. Бывает, они расходятся, и писателю, поэту невыносимо перенести этот вакуум.

Потому одна из высших миссий школы — воспитание читателя.

Ну а 19 октября, годовщину Лицея, предлагаю сделать Всероссийским днем ученика. День учителя вроде утвердился 5 октября, отсюда недалече. Вот и памятник — единственный — ученику есть: фигура Саши Пушкина, лицеиста, на скамейке в Царском Селе. Будет куда цветы возлагать.

Если серьезно. Чья роль в победе над Наполеоном оказалась наиболее недооцененной?

Мне кажется, что императора.

Этому императору не повезло в историографии. И у его бабки Екатерины, и у его отца Павла есть поклонники. У первой среди державников и любителей авантюрной клубнички. У второго - среди романтиков, поклонников рыцарства, "восстановления исторической справедливости". Есть свои поклонники даже у его младшего брата - Николая Палкина (среди монархистов, реакционеров, сталинистов, консерваторов, солдофонов и т.д.).

У Александра Благословенного в русской историографии и современной публицистике восторженных поклонников почти нет.

В нем не было однозначности, которая и привлекает идеологических или эмоциональных поклонников.

«В лице и в жизни Арлекин », — сказал о нем А.С. Пушкин.

Не повезло его репутации и с тем, что правление его выпала на молодые годы главного русского классика Пушкина.

«Воспитанный под барабаном,
Наш царь лихим был капитаном:
Под Австерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал,
Зато был фрунтовой профессор!
Но фрунт герою надоел —
Теперь коллежский он асессор
По части иностранных дел!
»

Александр Павлович Романов был для неперебившегося ещё Александра Сергеевича Пушкина. постоянной мишенью иронических стихотворных издевательств:

Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян как маков цвет,
Я как смерть и тощ и бледен.

Не имея ввек забот,
Ты живешь в огромном доме;
Я ж средь горя и хлопот
Провожу дни на соломе.

Ешь ты сладко всякий день,
Тянешь вины на свободе,
И тебе нередко лень
Нужный долг отдать природе;

Я же с черствого куска,
От воды сырой и пресной,
Сажен за сто с чердака
За нуждой бегу известной.

Окружен рабов толпой,
С грозным деспотизма взором,
Афедрон ты жирный свой
Подтираешь коленкором;

Я же грешную дыру
Не балую детской модой
И Хвостова жесткой одой,
Хоть и морщуся, да тру.

Но тот же Пушкин напишет об императоре Александре:

Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте...
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.


В истории 1812 года его роль была решающей. Это он, отказавшись от планов удара по Варшавскому герцогству, заманил Наполеона в Россию. Это он утвердил стратегию отступления, отказался от приграничного сражения, которого так жаждал Наполеон, и заставил его следовать за русской армией. Это он, поддерживал стратегию Барклая, а в нужный момент заменил его на Кутузова. Это он к удивлению Наполеона выбрал позицию "никаких переговоров" и никаких компромиссов.

Он проектировал Венский конгресс, стоял у основания Священного Союза... Созданная при его участие сбалансировка Европы отодвинула следующую Мировую глобальную войну на сто лет.


В политике Александр, по словам шведского дипломата Г. Лагербьелке, был «тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, и фальшив, как пена морская ».

Он был единственным политиком среди семейства Романовых - политиком в чистом виде. Двуличным, лицемерным, никому не верящим, уравновешивающий... - ровно такой каким должен быть политик. Ему было свойственна некоторая женственность характера, болезненное самолюбие, подозрительность и постоянное актерство. Он репетировал свои выходы в общество перед зеркалом, примеряя не только платье, но и жесты, улыбки, фразы. Зато он в совершенстве постиг и эффектно использовал самые грациозные позы античных статуй.

И никогда ни до, ни после него, Россия не занимала такого положения в мире, не пользовалась таким влиянием, симпатией и пр.

В "Он взял Париж, он основал Лицей..."

Этому императору не повезло в историографии. И у его бабки Екатерины, и у его отца Павла есть поклонники. У первой среди державников и любителей романтической клубнички. У второго - среди романтиков, поклонников рыцарства, "восстановления исторической справедливости". Есть свои поклонники даже у его младшего брата - Николая Палкина (среди монархистов, реакционеров, сталинистов, консерваторов, солдофонов и т.д.).

У Александра Благословенного в русской историографии и современной публицистике восторженных поклонников почти нет.

В нем не было однозначности, которая и привлекает идеологических или эмоциональных поклонников.

«В лице и в жизни Арлекин », — сказал о нем А.С. Пушкин.

Не повезло его репутации и с тем, что правление его выпала на молодые годы главного русского классика Пушкина.

«Воспитанный под барабаном,
Наш царь лихим был капитаном:
Под Австерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал,
Зато был фрунтовой профессор!
Но фрунт герою надоел —
Теперь коллежский он асессор
По части иностранных дел!
»

Александр Павлович Романов был для неперебившегося ещё Александра Сергеевича Пушкина. постоянной мишенью иронических стихотворных издевательств:

Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян как маков цвет,
Я как смерть и тощ и бледен.

Не имея ввек забот,
Ты живешь в огромном доме;
Я ж средь горя и хлопот
Провожу дни на соломе.

Ешь ты сладко всякий день,
Тянешь вины на свободе,
И тебе нередко лень
Нужный долг отдать природе;

Я же с черствого куска,
От воды сырой и пресной,
Сажен за сто с чердака
За нуждой бегу известной.

Окружен рабов толпой,
С грозным деспотизма взором,
Афедрон ты жирный свой
Подтираешь коленкором;

Я же грешную дыру
Не балую детской модой
И Хвостова жесткой одой,
Хоть и морщуся, да тру.

Но тот же Пушкин напишет об императоре Александре:

Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте...
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.


В истории 1812 года его роль была решающей. Это он, отказавшись от планов удара по Варшавскому герцогству, заманил Наполеона в Россию. Это он утвердил стратегию отступления, отказался от приграничного сражения, которого так жаждал Наполеон, и заставил его следовать за русской армией. Это он, поддерживал стратегию Барклая, а в нужный момент заменил его на Кутузова. Это он к удивлению Наполеона выбрал позицию "никаких переговоров" и никаких компромиссов.

Он проектировал Венский конгресс, стоял у основания Священного Союза... Созданная при его участие сбалансировка Европы отодвинула следующую Мировую глобальную войну на сто лет.


В политике Александр, по словам шведского дипломата Г. Лагербьелке, был «тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, и фальшив, как пена морская ».

Он был единственным политиком среди семейства Романовых - политиком в чистом виде. Двуличным, лицемерным, никому не верящим, уравновешивающий... - ровно такой каким должен быть политик. Ему было свойственна некоторая женственность характера, болезненное самолюбие, подозрительность и постоянное актерство. Он репетировал свои выходы в общество перед зеркалом, примеряя не только платье, но и жесты, улыбки, фразы. Зато он в совершенстве постиг и эффектно использовал самые грациозные позы античных статуй.

И никогда ни до, ни после него, Россия не занимала такого положения в мире, не пользовалась таким влиянием, симпатией и пр.

Императорский Царскосельский Лицей открылся 19 октября 1811 года. В его стенах выросли Александр Пушкин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Александр Горчаков, Яков Грот, Михаил Салтыков-Щедрин и многие другие выдающиеся деятели России.

В воспитании молодого поколения важную роль всегда играли великие примеры.

День 19 октября вошел в нашу историю как день, знаменующий великие традиции русского Просвещения, русского Воспитания - воспитания свободной творческой личности, высокого общественного служения, бескорыстной самоотверженной дружбы - всего того, что символизирует поэтическое представление о легендарном Пушкинском лицее.

Лицей был учрежден Императором Александром I, о котором Пушкин сказал в памятном стихотворении «19 октября»:

«Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей».

Указ об основании Лицея был подписан в августе 1810 г., а первый набор состоялся в 1811 году.

Легендарное образовательное учреждение в дворцово-парковом пригороде Санкт-Петербурга выпустило блестящую плеяду ученых, писателей, дипломатов, военачальников, составивших славу Отечества. В их ряду выделяется имя Александра Пушкина, воспевшего в стихах «Лицея день заветный», посвятившего многие проникновенные строки друзьям отрочества и юности.

Жить и трудиться «для общей пользы» учили воспитанников лучшие профессора и преподаватели столицы во главе с директорами Василием Федоровичем Малиновским и Егором Антоновичем Энгельгардтом.

В стихотворении «19 октября» 1825 года А.С.Пушкин обращается к своим лицейским друзьям, он благословляет день открытия Лицея, он отдает дань уважения и своим лицейским наставникам:

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

А вот пушкинские строки, посвященные Александру Петровичу Куницыну, которого Пушкин ценил более всех преподавателей:

Вы помните: когда возник лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей.

строки из стихотворения из «Была пора…»(1836)

Строки признания его заслуг:

Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…

О лекциях Куницына Пушкин «вспоминал всегда с восхищением и лично к нему до смерти сохранил неизменное уважение».

А на экземпляре книги «История пугачевского бунта», подаренном учителю, поэт сделал надпись: «Александру Петровичу Куницыну от автора в знак глубокого уважения и благодарности».

У каждого лицеиста, безусловно, были свои любимые преподаватели, в зависимости от личной предрасположенности к тому или иному предмету, но были и всеобщие любимцы. Секрет их популярности кроется в любви к своим подопечным, в атмосфере дружбы и доброжелательности, царившей на их уроках. Именно эти качества более других ценил Энгельгардт и в учениках, и в воспитателях. Он называл это «чувством Сердца», не уставая напоминать всем, что именно «в Сердце заключается все достоинство Человека: оно святилище, хранитель всех наших добродетелей, которых холодная, расчетливая голова знает только по имени и по теории».

Феномен Лицея объясним: образовательный процесс в нем был направлен не на получение знаний, не на «натаскивание» специалистов в какой-либо узкой области, а на воспитание честного и благородного человека, достойного члена общества, ценящего добро и справедливость выше карьерного роста и личной славы.

Прощаясь с первыми лицейским выпуском, Энгельгардт подвел итог шестилетнего обучения такими словами: «Идите, друзья, на новом вашем поприще!.. Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас...» Спустя год родился ответ - знаменитые строки Пушкина:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Многие лицейские традиции появились благодаря второму директору Лицея Е.А.Энгельгардту.

Одна из самых известных - после выпускных экзаменов разбивать лицейский колокол, тот самый, который в течение шести лет собирал учеников на занятия. Каждый выпускник брал себе на память осколок, чтобы на всю жизнь сохранить частичку любви, тепла, заботы, которыми они были окружены в стенах Лицея, ставшего для многих вторым домом.

Для самого первого выпуска из осколков колокола Энгельгардт распорядился изготовить памятные кольца с надписью. Чугунное кольцо в виде переплетенных в дружеском рукопожатии рук стало для Пушкина и его лицейских товарищей бесценной реликвией и священным талисманом.

Прощальный гимн лицеистов, написанный 18-летним Антоном Дельвигом!

Прощальная песнь воспитанников Царскосельского лицея (финал)

Друг на друге остановите
Вы взор с прощальною слезой!
Храните, о друзья, храните
Ту ж дружбу с тою же душой,
То ж к славе сильное стремленье,
То ж правде - да,
неправде - нет.
В несчастье - гордое терпенье.
И в счастье -
всем равно привет!
Шесть лет промчалось,
как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Прощайтесь, братья,
руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может,
здесь сроднила нас!

Антон Дельвиг,

первые числа июня 1817 года

Лицеисты первого выпуска, конечно, запомнили все стихотворение наизусть, и каждая строка из него звучала для них как пароль. Пушкин в дальнейшем несколько раз пользовался этим стихотворением Дельвига именно как паролем, позволяющим несколькими словами восстановить в сознании лицейских друзей атмосферу их юности.

Дерево узнается по плодам. Даже если бы не было Пушкина (а он был!), Царскосельский Лицей остался бы блестящей страницей русской истории. Канцлер Российской империи Александр Горчаков, известный мореплаватель Федор Матюшкин, декабристы Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Вольховский, поэт Антон Дельвиг, композитор Михаил Яковлев - это только первый, пушкинский выпуск. Всего же за время существования Лицея в Царском Селе (1811–1844) он дал 12 членов Государственного Совета, или министров, 19 сенаторов, 3 почетных опекуна, 5 дипломатов, более 13 уездных и губернских предводителей дворянства - и это не считая тех, кто оставил значительный след в русской науке или искусстве. И при этом Лицей всегда - с самого первого выпуска - был под бдительным надзором властей, считаясь заведением опасным, распространявшим вольнодумство. В 1844 году, в разгар николаевской реакции, он был переведен в Санкт-Петербург и стал называться Александровским, просуществовав под этим именем до 1917 года.

«Для общей пользы» было написано на медали, которая вручалась каждому воспитаннику Царскосельского лицея.

Для награждения отличившихся лицеистов по эскизам Энгельгардта были отлиты золотые и серебряные медали. Изображение на них стало впоследствии гербом Лицея. Два венка, дубовый и лавровый, олицетворяли Силу и Славу, сова символизировала Мудрость, а лира, атрибут Аполлона, указывала на любовь к Поэзии. Над всем этим гордо был начертан лицейский девиз: «Для Общей Пользы».

Еще первые лицеисты говорили, что Лицей - это не стены, принципы обучения и близость к царским покоям. Лицей - это дух.

Идеалы, которые олицетворял Лицей, - служение Отечеству, честь и достоинство, бескорыстный труд, любовь к Пушкину и русской словесности, верность долгу, - все эти ценности продолжали жить. Живут они и сегодня - пусть и в немногих сердцах.

А ведь только идеалистами, этими "лицеистами без Лицея", мы все и живы. Что будет, если они уйдут? Вот тогда, очевидно, Лицей как явление русской жизни закроется навсегда, и будущие поколения будут лишь гадать о "тайне Лицея", им уже неподвластной...

Так в чем же загадка Царскосельского лицея?

В том, что там учились только дети дворян, уже получившие достаточное образование для учебы в этом учреждении? Или в том, что лицей был расположен в красивейшем предместье Петербурга и сама природа благотворно влияла на детские и юношеские души? Или в том, что их наставниками были умные и добрые люди, обладающие к тому же педагогическими талантами? Или в том, что мальчики были оторваны от дома, шумный класс заменил им тихую семью? А может, секрет «лицейского духа» крылся в том подъеме, который испытала русская нация после разгрома Наполеона? Или звали к служению Отечеству памятники, установленные в честь русской боевой доблести?

А может все это вместе и стало той загадкой, сподвигнувшей юного Пушкина на пронзительные искренние слова:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен...

Нынче лицеев в России не счесть. А останутся ли в памяти выпускников их лицейские годы, как остались они в памяти гениального поэта и его товарищей? Будут ли они столь трепетно и нежно вспоминать свои лицейские дни? Пронесут ли дружбу через всю жизнь и столь же честно и безоглядно послужат Отечеству?

Ежегодно в этот день, 19 октября, в гости к бронзовому лицеисту, сидящему на скамейке в Лицейском саду, приходят школьники, артисты, поэты, музыканты. Звучат стихи о золотой осенней поре, дружбе, верности, братстве и преданности идеалам юности.

Какая царская нынче осень в Царском Селе!
Какие красные листья тянутся к черной земле,
Какое синее небо и золотая трава,
Какие высокопарные хочется крикнуть слова.

Б.Окуджава


«Пушкин-лицеист».
Памятник установлен в Лицейском садике
в 1900 году. Скульптор Р.Р.Бах.

Герб Лицея

Герб Александровского Лицея на обложке одного из юбилейных изданий, выпущенных к 100-летию со дня основания этого учебного заведения.

Герб Лицея на доме директора Лицея в Царском Селе.