Жанры античной лирики в лицейский период творчества А.С. Пушкина

В начале лета, 6 июля в Греции на Парнасе состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Многие информационные агентства сообщали об этом событии, поведав и о печальной судьбе бюста: он был изгнан (в прямом смысле слова) из Эстонии, где ранее его предполагали поставить в стенах Тартусского университета. К слову сказать, в Риме тоже стоит памятник Пушкину, в центре города, в Саду поэтов.

И еще много где в мире есть мемориальные места, посвященные Пушкину. И это не задевает ничьих патриотических чувств, а наоборот... Ну да ладно, мы не об этом...

В информационных сводках также приводились речи, сказанные на открытии памятника и писалось о символичности и закономерности установки бюста великого русского поэта именно здесь, на Парнасе. Все это очень правильно и со всем этим нельзя не согласиться, но я задумалась вот над чем. Ведь за исключением общих слов и смутного представления, полученного из школьной программы, мы вряд ли отдаем себе отчет, НАСКОЛЬКО уместен Пушкин на Парнасе.

Все мы знаем выражение «взойти на Парнас», означающее «стать писателем, поэтом». Им мы обязаны русской литературе второй половины XVIII – первой четверти XIX в., литературе эпохи русского классицизма, представленной такими столпами, как Ломоносов, Кантемир, Фонвизин, Сумароков, Херасков, Карамзин, Державин. Именно благодаря им всю дворянскую культуру того времени буквально пронизывала античность. Древнегреческая мифология так крепко вошла в сознание русского читателя начала XIX в., каждого мало-мальски образованного человека, что воспринималась как своя, родная история. Более того, историю и персонажей Древней Греции знали зачастую гораздо лучше отечественных. Герои и боги Эллады были как закадычные знакомые, их имена – нарицательными. Это был своеобразный культурный код эпохи, когда упоминание какого-либо события или лица (будь оно мифологическое, или реальное – из древнегреческой истории) не требовало дополнительной расшифровки. Все сразу же понимали о чем идет речь: какие черты характера персонажа подчеркивает античное имя, какие чувства переживает герой, которого автор сравнил с кем-то из древних, какая природа в местности, которую описали географией и эпитетами классических авторов. Иными словами, древнегреческий эпос сидел в головах так глубоко и крепко, в таких мельчайших подробностях, что мы, современные читатели, просто теряем значительную часть смысла литературного текста начала XIX в., если не удосуживаемся параллельно заглянуть хотя бы в мифологический словарь.

Когда же читаешь Пушкина, особенно юного, создается впечатление, что он живет не в России, а где-нибудь на берегах Эллады. Буквально в каждой строке у него рассыпана античность и мифология. Античность живет в его творчестве в виде единого потока образов, событий, ситуаций и идей. У Пушкина нет отчетливого разграничения между данными собственно истории, литературой и философией или «реалиями» эпоса. Античность выступает у Пушкина как единый и целостный историко-культурный тип или мифокод.

Давайте вместе откроем томик Пушкина и прогуляемся по пушкинской лирике.

Начнем от печки, то есть от Парнаса. Каково у Пушкина самоназвание себя как поэта и, в целом, определение поэта как «должности»? Из самого часто звучащего и очевидного – это питомец Музы , держащий лиру и состоящий в дружбе / воспитанник Феба – Аполлона .

Но гордый замысел забудь:
Не привлечешь питомца музы
Ты на предательную грудь!

(«Прелестнице»)

Я лирных звуков наслажденья
Младенцем чувствовать умел,
И лира стала мой удел .

(«Дельвигу»)

Ты держишь на коленях лиру
Нетерпеливою рукой;

(«Жуковскому»)

Или вот шутливое:

Я петь пустого не умею
Высоко, тонко и хитро
И в лиру превращать не смею
Мое - гусиное перо!

(«Князю А.М.Горчакову»)

Блажен, кто веселится
В покое, без забот,
С кем втайне Феб дружится...

Никто, никто ему
Лениться одному
В постеле не мешает;
Захочет - аонид
Толпу к себе сзывает
;

Здесь поэт – это некто, призывающий аонид . Аониды – муз ы искусства, которые обитали в Аонии около горы Геликон (греч. Ελικώνας) и происходили от легендарного беотийского царя Аона (др.-греч. "Άων), по имени которого назван один из древнейших народов, населявших Беотию (греч. Βοιωτία). В другом стихотворении Пушкин называет поэта и своего лицейского друга Батюшкова наперсником милых Аонид . Мы все знаем отзыв Пушкина на свой портрет кисти Кипренскго, но мало кто помнит 2-ую строфу:

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит:
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид
...

Друзья мне - мертвецы,
Парнасские жрецы
;
Над полкою простою
Под тонкою тафтою
Со мной они живут.

Здесь говорится о предшественниках и современниках поэта, коллегах по цеху. Первые – это мертвецы, парнасские жрецы . И среди них первый – Вольтер:

Другой упоминаемый здесь источник, «ток» – это Кастальский ключ . Интересно то, что Пушкин ошибается в географии. В мифологической действительности было так: нимфа Касталия, жившая близ Дельф, отвергнув любовь Аполлона, бросилась в ручей, который от нее получил свое название. Аполлон полюбил это место, велел выстроить здесь храм. Водой Кастальского ручья омывались паломники перед вступлением в Дельфийский храм и прорицательница Пифия перед своими прорицаниями. Со временем он стал считаться источником вдохновения и пророческой силы. Таким образом, Кастальский ключ бьет на южном склоне горы Парнас, а не в горах Геликон, как у Пушкина.

В стихах Пушкина есть и некоторые другие неточности. Античная «информация» живет у поэта где-то на грани твердых знаний и смутного припоминания, более в образно-эмоциональном виде. Это скорее некое «чувство древности» - способность проникать в глубину античной эпохи, ситуации или героя через некоторые детали, которые могут быть ошибочные либо несущественные, но способные пробуждать совершенно точную образно-историческую интуицию. Особенно ясно сказывается «чувство древности» Пушкина в его переводах из античных авторов, которые я не буду приводить здесь, дабы не утомлять читателя, и отослав его к их самостоятельному изучению.

Лучше приведу еще несколько примеров из ранней лирики поэта.

Веселый сын Эрмия
Ребенка полюбил,
В дни резвости златые
Мне дудку подарил.
Знакомясь с нею рано,
Дудил я непрестанно;
Нескладно хоть играл,
Но Музам не скучал.

(«Батюшкову»)

Здесь сын Эрмия (то есть Гермеса, др.-греч. Ἑρμῆς, Ἑρμέας) – это козлоногий развеселый бог Пан (др.-греч. Πάν), играющий на свирели (дудке )и веселящий муз. Роскошные долины и рощи Аркадии (греч. Αρκαδία) – царство Пана, где он резвится в кругу веселых нимф . Под его сирингу (др.-греч. σῦριγξ) устраиваются веселые, шумные хороводы. В полдень, утомившись от занятий, Пан засыпает и с ним засыпает вся природа под знойными лучами: этот сон считался священным и ни один смертный не осмеливался нарушить его. Если же тишина нарушалась резкими звуками, идущими ниоткуда, вызывающими смятение, предание приписывало эти звуки Пану: отсюда выражение «панический страх», «паника». С поэзией Пана связываеют еще и узы родства: от любви Пана и нимфы Эхо (от греч. ἠχώ «отзвук») родилась дочь Ямба (др.-греч. ἴαμβος), в честь которой назван стихотворный размер ямб . Пана часто можно видеть в свите Диониса (др.-греч. Διόνυσος, Διώνυσος, он же Вакх, Ба́хус, др.-греч. Βάκχος), бога вина и виноделия, а также вдохновения и религиозного экстаза.

Я не совсем еще рассудок потерял
От рифм бахических , шатаясь на Пегасе ,
Я не забыл себя, хоть рад, хотя не рад.
Нет, нет - вы мне совсем не брат;
Вы дядя мне и на Парнасе .

(«Дяде, назвавшему сочинителя братом»)

В заключение скажем еще пару слов о пушкинских Музах. Они – парнасские сестры , что понятно, но еще и пермесские девы , а иногда, на римский манер – камены :

А сам, поссорившись с парнасскими сестрами ,
Мне проповедовать пришел сюда стихами?
(«К другу стихотворцу»)

А ты, певец забавы
И друг пермесских дев ,
Ты хочешь, чтобы, славы
Стезею полетев...

(«Батюшкову»)

Пермесс (греч. Περμησσός, также Τερμησσός) – река в Беотии там же, у горы Геликон. Получила название по имени героя Пермесса, отца нимфы Аганиппы (греч. Άγανίππη). Источник Аганиппы на Геликоне (он же Гиппокрена) и река Пермесс были посвящены музам, которых также именовали Пермесскими девами .

В уединении ты счастлив: ты поэт.
Наперснику богов не страшны бури злые:
Над ним их промысел высокий и святой;
Его баюкают камены молодые...

(«Дельвигу»)

Камены в римской мифологии, нимфы ручьев, наделенные даром пророчества и отождествленные с греческими музами, на основании сближения их имени со словом carmen, «песня». Ведь от муз происходит слово «музыка». Правда, в др.-греч. прилагательное μουσική имело более широкое значение, подразумевало также искусство - τέχνη и умение - ἐπιστήμη. Не забудем и предводителя Муз – лучезарного бога Аполлона:

Потомков поздных дань поэтам справедлива;
На Пинде лавры есть , но есть там и крапива.
Страшись бесславия! - Что, если Аполлон ,
Услышав, что и ты полез на Геликон ,
С презреньем покачав кудрявой головою,
Твой гений наградит - спасительной лозою?

(«К другу стихотворцу»)

Еще одна географическая точка – обитель Аполлона, а с ним и Муз, Пинд (др.-греч. и греч. Πίνδος) – самая крупная горная система Греции на Западе Балканского полуострова . Аполло́н (др.-греч. Ἀπόλλων), по прозвищу Феб (лавровый венок

Таких примеров из пушкинской поэзии можно приводить сотни, исписав тома толкованиями. «Каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных создателях величавой древности», - писал Пушкин, будучи уже знаменитым поэтом. В то же время он сам зачастую возмущался и издевался над высокопарным, подражательным, перегруженным античностью слогом современников.

«Читаю отчет какого-нибудь любителя театра: сия юная питомица Талии и Мельпомены, щедро одаренная Апол... боже мой, да поставь: эта молодая хорошая актриса - и продолжай - будь уверен, что никто не заметит твоих выражений, никто спасибо не скажет» («О прозе» черновой набросок статьи 1822 г.). Не обходилось и без эпиграмм:

Лук звенит, стрела трепещет,
И, клубясь, издох Пифон ;
И твой лик победой блещет,
Бельведерский Аполлон !
Кто ж вступился за Пифона,
Кто разбил твой истукан?
Ты, соперник Аполлона,
Бельведерский Митрофан.

(«Эпиграмма на А. Н. Муравьева»)

Андрей Николаевич Муравьев, начинающий поэт, однажды разбил в доме Зинаиды Волконской статую Аполлона Бельведерского (дом этот и по сей день есть в Москве. Это, ставший впоследствии знаменитым, Елисеевский магазин на Тверской улице.). А разбив, тут же написал на пьедестале стихи: О Аполлон! Поклонник твой / Хотел померяться с тобой... Пушкин, не мог пройти мимо такого опуса и сочинил эпиграмму, где Аполлон – убийца змея Пифона , который опустошал окрестности Дельф и после смерти жутко вонял (др.-греч. Πύθων от πύθω «гнить»), был в свою очередь повержен «Бельведерским Митрофаном ». Бельведерский – по названию всемирно известнго изваяния Аполлона (бронзовая статуя сер. IV в. до н.э., придворного скульптора Александра Македонского Леохар а, сохранилась в римской мраморной копии, найденной на вилле Нерона в XV в. и установленной в саду Бельведер в Ватикане) и Митрофан – синоним глупца, герой комедии Фонвизина «Недоросль».

Закончим же мы не цитатой из Пушкина, а басней Ивана Андреевича Крылова «Парнас», которая, как и все басни так любимого Пушкиным сатирика, никогда не теряла и не потеряет своей актуальности.

Когда из Греции вон выгнали богов
И по мирянам их делить поместья стали,
Кому-то и Парнас тогда отмежевали;

Хозяин новый стал пасти на нем Ослов
Ослы, не знаю как-то, знали,
Что прежде Музы тут живали,
И говорят: «Недаром нас
Пригнали на Парнас:
Знать, Музы свету надоели,
И хочет он, чтоб мы здесь пели»
«Смотрите же», кричит один: «не унывай!
Я затяну, а вы не отставай!
Друзья, робеть не надо!
Прославим наше стадо,
И громче девяти сестер
Подымем музыку и свой составим хор!
А чтобы нашего не сбили с толку братства,
То заведем такой порядок мы у нас:
Коль нет в чьем голосе ослиного приятства,
Не принимать тех на Парнас».
Одобрили Ослы ослово
Красно-хитро-сплетенно слово:
И новый хор певцов такую дичь занес,
Как будто тронулся обоз,
В котором тысяча немазанных колес.
Но чем окончилось разно-красиво пенье?
Хозяин, потеряв терпенье,
Их всех загнал с Парнаса в хлев.

Мне хочется, невеждам не во гнев,
Весьма старинное напомнить мненье:
ЧТО ЕСЛИ ГОЛОВА ПУСТА,
ТО ГОЛОВЕ УМА НЕ ПРИДАДУТ МЕСТА.

Здесь нам остается только поставить многоточие, ну а для терпеливых читателей, осиливших текст до конца, у нас есть вопрос-викторина, за правильный ответ на который заготовлен приз (конечно, первому, приславшему правильный ответ).

Среди «Отрывков из Путешествия Онегина» у Пушкина есть и такой: «Воображенью край священный: С Атридом спорил там Пилад,...»

Вот наш вопрос: Где путешествует Онегин? И кто такие Атрид и Пилад, из-за чего они спорили?

Учебник для 9 класса написан известными учеными в области истории литературы и методики ее преподавания в школе. Историко-литературный курс охватывает основные этапы развития отечественной литературы от Средневековья до середины XIX столетия, а также обзор литературы второй половины XIX-XX веков. В каждой части учебника помещены основные художественные тексты и их фрагменты, необходимые для работы на уроках.

«Свободы верный воин».
По окончании Лицея Пушкин окунулся в бурную, полную развлечений и пропитанную духом либерального вольномыслия атмосферу столичной жизни. Рост свободолюбивых настроений в русском обществе был обусловлен многими причинами, среди них Великая французская революция 1789 года и события 1812 года, а также итоги зарубежного похода русского воинства в 1814 году. Обещанные Александром I в начале царствования либеральные проекты остались лишь намерениями, что вызвало рост недовольства в среде образованного молодого дворянства. На этом фоне вновь стали актуальны радищевские призывы к борьбе с самодержавным самовластьем. Возникали тайные собрания и кружки (вроде упомянутой «Зеленой лампы») - литературно-политические объединения с явным либеральным уклоном.

Пушкин был завсегдатаем вечеров, заседаний молодых прогрессистов - членов «Союза спасения» и «Союза благоденствия», рассматривающих лирику вольнолюбивого поэта как важнейшее средство распространения передовых идей. Общение с братьями Тургеневыми, Н. Муравьевым и И. Долгоруким оказало огромное влияние на взгляды Пушкина-художника («Витийством резким знамениты, / Сбирались члены той семьи» - так охарактеризует поэт тайные собрания будущих декабристов в набросках к 10 главе романа «Евгений Онегин»). П.А. Вяземский вспоминал об этом периоде жизни Пушкина: «Он часто был Эолова арфа либерализма на пиршествах молодежи и отзывался теми веяниями, теми голосами, которые налетали на него <...> Он любил чистую свободу, как любить ее должно, как не может не любить ее каждое молодое сердце, каждая благорожденная душа».

Оглавление
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН 3
«Мы рождены для вдохновенья...» 4
Лирика
«Я петь пустого не умею...» 19
«Свободы верный воин» 22
Поэтический побег 27
«...Друг истины, поэт!» 37
«Поговорим о странностях любви...» 43
«...Чтоб мыслить и страдать...» 49
Роман «Евгений Онегин»
«Я думал уж о форме плана...» 75
Онегин и другие 79
Милый идеал 87
Эпическая муза 91
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ 97
Неведомый избранник 106
Роман «Герой нашего времени»
«...Признаки таланта первостепенного...» 122
«Онегин нашего времени» 124
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ 143
«Талант необыкновенный, сильный и высокий» 150
Поэма «Мертвые души»
Рождение русского эпоса 152
Русь «с одного боку» 154
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-XX ВЕКА
«Золотые» и «серебряные» нити русской литературы 181
ПРИЛОЖЕНИЕ 211.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Литература, 9 класс, Часть 2, Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Алекса́ндр Миха́йлович Горчако́в (1798 -1883)

Горчаков Александр Михайлович
4 (15) июня 1798 года – 27 февраля (10 марта) 1883 года
Родился в семье князя М. А. Горчакова и Елены Васильевны Ферзен.
Получил воспитание в Царскосельском лицее, где был товарищем Пушкина. С юности «питомец мод, большого света друг, обычаев блестящих наблюдатель» (как характеризовал его Пушкин в одном из посланий к нему), до поздней старости отличался теми качествами, которые считались наиболее необходимыми для дипломата. Кроме светских талантов и салонного остроумия, он обладал также значительным литературным образованием, которое и отражалось впоследствии в его красноречивых дипломатических нотах. В 1820—1822 гг. он состоял при графе Нессельроде на конгрессах в Троппау, Любляне и Вероне; в 1822 был назначен секретарем посольства в Лондоне, где оставался до 1827; потом был в той же должности при миссии в Риме, в 1828 году переведён в Берлин советником посольства, оттуда — во Флоренцию поверенным в делах, в 1833 — советником посольства в Вене.
Горчаков Александр Михайлович - светлейший князь (1871), российский дипломат, канцлер (1867), член Государственного совета (1862), почетный член Петербургской АН (1856). С 1817 на дипломатической службе, в 1856-1882 министр иностранных дел. В 1871 добился отмены ограничительных статей Парижского мирного договора 1856. Участник создания «Союза трех императоров».
В 1880 году Горчаков не смог приехать на торжества по случаю открытия памятника Пушкину (в это время из лицейских товарищей Пушкина были в живых только он и С. Д. Комовский), но дал интервью корреспондентам и пушкинистам. Вскоре после пушкинских торжеств Комовский умер, и Горчаков остался последним лицеистом. Эти строки Пушкина оказались сказаны о нем:"Кому ж из нас под старость день Лицея Торжествовать придется одному?"
Политическая карьера князя Горчакова завершилась Берлинским конгрессом; с тех пор он уже почти не принимал участия в делах, хотя и сохранял почетный титул государственного канцлера. Министром он перестал быть даже номинально с марта 1882, когда на его место был назначен Н. К. Гирс.
Скончался в Баден-Бадене.
Погребён в фамильном склепе на кладбище Сергиевой Приморской пустыни (могила сохранилась до наших дней).

При жизни Горчаков был одним из самых близких друзей-лицеистов Пушкина, хотя многие называли их друзья-соперники. Александр Сергеевич посвятил Александру Михайловичу несколько стихотворений, одним из которых было стихотворение под названием "Князю А.М. Горчакову", написанное в 1814 году.


Князю А. М. Горчакову ("Пускай не знаясь с Аполлоном...")


Пускай, не знаясь с Аполлоном, Поэт, придворный философ, Вельможе знатному с поклоном Подносит оду в двести строф; Но я, любезный Горчаков, Не просыпаюсь с петухами, И напыщенными стихами, Набором громозвучных слов, Я петь пустого не умею Высоко, тонко и хитро И в лиру превращать не смею Мое — гусиное перо! Нет, нет, любезный князь, не оду Тебе намерен посвятить; Что прибыли соваться в воду, Сначала не спросившись броду, И вслед Державину парить? Пишу своим я складом ныне Кой-как стихи на именины. Что должен я, скажи, в сей час Желать от чиста сердца другу? Глубоку ль старость, милый князь, Детей, любезную супругу, Или богатства, громких дней, Крестов, алмазных звезд, честей? Не пожелать ли, чтобы славой Ты увлечен был в путь кровавый, Чтоб в лаврах и венцах сиял, Чтоб в битвах гром из рук метал И чтоб победа за тобою, Как древле Невскому герою, Всегда, везде летела вслед? Не сладострастия поэт Такою песенкой поздравит, Он лучше муз навек оставит! Дай бог любви, чтоб ты свой век Питомцем нежным Эпикура Провел меж Вакха и Амура! А там — когда стигийский брег Мелькнет в туманном отдаленье, Дай бог, чтоб в страстном упоенье, Ты с томной сладостью в очах Из рук младого Купидона Вступая в мрачный чолн Харона, Уснул... Ершовой на грудях!

Анализ


Стихотворение "Князю А. М. Горчакову", написанное поэтом в возрасте 15 лет в Лицее, принадлежит жанровой разновидности "стихотворений на всякий случай". Это произведение представляет собой иронически-шутливое поздравление друга с его именинами.

Текст разделяется на две относительно равные части: первая-вступительная, вторая-поздравительная. Каждая из них имеет ключевые образы, противоположные по эмоциональному звучанию.

Вся первая часть включает в себя множество антитез, основанных на ключевом образе "я-поэт" совсем не такой, как "придворный философ". А далее следует цепочка, соотносимая с главной антитезой, например:"не знаясь с аполлоном..." ; "оду в двести строф..."; "и напыщенными стихами...", а с другой стороны-"я петь пустого не умею..."; "пишу своим я складом ныне...".

В первой части поэт высмеивает и обыгрывает словесные штампы и расхожие шаблоны высоких, торжественных од. Этой же цели сопутствует упоминание о Державине.

Вторая часть состоит и большого количества риторических вопросов и гипербол. Весь художественный смысл тоже заключается в шутливом отрицании традиционных пожеланий например: "или богатства, громких дней, крестов, алмазных звезд, честей?..." Пушкин желает своему другу любви, которая сильнее смерти. Эта мысль передается мифологизированными именами и понятиями, отсылающими к античности. Это тоже своеобразный ассоциативный ряд. Здесь и "нежный Эпикур", а затем Вакх и Амур вместе с младым Купидоном, в противоположном смерти: "стигийский брег", "мрачный челн Харона".

Итак, в этом стихотворении Пушкин уже заявил себя самобытным и эрудированным поэтом, не желающим никому подражать.

Дружеские послания были в эпоху Пушкина одним из самых распространенных жанров. Их можно встретить у К. Н. Батюшкина, В. А. Жуковского и у всех без исключения поэтов пушкинского круга(А. Дельвиг, Е. Бородинский, П. Вяземский и др.) Подобного рода стихотворения можно встретить не только в лицейском, но и в после-лицейском творчестве Пушкина, правда, в зрелых произведениях Пушкин расширяет границы и возможности этого жанра. Таковы, например, стихотворения "К Чаадаеву", "К И. И. Пущину", "Послание в Сибирь" и др.

В романтический период (Последняя четверть 18-начало 19 веков) все выдающиеся поэты Западной Европы использовали жанр дружеского послания: Шиллер, Гете, В. Скотт, БАйрон, Шекли. Их творчество Пушкин знал досконально и использовал некоторые идеи и образы в своем творчестве.


Научно-исследовательская работа

по русскому языку «Глаголы звучания в лицейской лирике А.С. Пушкина»

ученицы 10а класса МБУ СОШ №89

г.о. Тольятти Самарской области

Ворожейкиной Алены

Введение.

О богатстве окружающего мира человек узнает благодаря пяти внешним органам чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. Для описания данных ощущений в языке имеются специальные лексические единицы, значительное место в данной группе занимают глаголы, передающие процесс звучания.

Актуальность данной темы связана с изучением «поведения» глагола звучания в поэтическом тексте. Интерес к данной теме вызван еще и тем, что А.С. Пушкин признан мастером – стилистом, щедро использующим «звучащие» глаголы. Его стихи лицейского периода удивляют богатством звуковых деталей, еще не в полной мере изученных.

Достижению основной цели подчинено решение конкретных задач:

    Конкретизировать понятие глаголы звучания.

    Выявить на материале поэзии А.С. Пушкина семантическую группу глаголов звучания.

    Дать описание структурно – семантического разнообразия звукоописующих глаголов.

    Проанализировать смысловые емкости звукоописующих слов путем исследования их сочетательных возможностей.

Материалом для исследования послужила лирика А.С. Пушкина лицейского периода

Объектом исследования являются глаголы звучания, функционирующие в лирике поэта.

Предметом изучения послужили особенности значения глаголов речи, закономерности их использования в поэтическом тексте.

Новизна работы состоит в том, что осуществлено исследование глаголов звучания в поэтической лирике раннего Пушкина, определены закономерности употребления их в поэзии.

Практическая ценность . Результаты работы могут найти применение на уроках русского языка, на факультативных занятиях по русскому языку, на занятиях по изучению творчества А. С. Пушкина лицейского периода.

Часть 1.

Глаго́л -

В поэзии молодого Пушкина мы нашли глаголов звучания, выражающих горе, очень мало. Зато глаголов 5 группы достаточно много.

    Здесь подняв на лиру длани

И нахмурив важно бровь,

Хочет петь он бога брани,

Но поет одну любовь.

    Я петь пустого не умею

Высоко, тонко и хитро

И в лиру превращать не смею

Моё гусиное перо.

    Пусть не смейся , не резвись,

С строгой мудростью дружись.

    Пел влюбленный пастушок,

Томный гул унылой трели

Повторял в глуши долин…

    Говорит пастух со вздохом

Как могу бороться с роком?

Частое употребление глагола «петь» в ранней лирике поэта, наверное, объясняется тем, что и в лицейском своём затворничестве Пушкин пел звонко, как сверчок, невидимый никем.

Другую группу образуют производные значения глаголов звучания, которые обозначают какие-либо действия, сопровождающиеся звуками: «приводить в колебание предметы, которые при этом производят какие-либо звуки»; «ударять», «играть на музыкальном инструменте», «перемещаться».

    Рот разинут, зубы скалятся,

Уши длинные, ослиные

Над плечами громко хлопают .

    Уж путник далече в тьме бродит ночной,

Всё мнится, что кости хрустят под ногой.

    Где вместе Флора и Помона

Цветы с плодами мне дарят,

Где старых кленов темный ряд

Возносится до небосклона,

И глухо тополы шумят .

    Не приходи стучаться у дверей,

Я рад ему, но только за обедом,

И дружески я в полдень уберу

Его дары.

    Волшебной пляской топчут луг,

И младость пылкая толпами

Стекаются вокруг.

Глаголы звучания со значениями «играть на музыкальном инструменте», «перемещаться» в рассматриваемых произведениях мы не обнаружили.

У нас особый интерес вызвал глагол звучания со значением «говорить». Практически все глаголы звучания могут быть использованы для обозначения человеческой речи.

При этом в лицейской лирике А.С.Пушкина большая часть этой группы не только указывает на особенности звучания человеческой речи, но и оценивает её. На значение говорения в сочетаемости глаголов звучания с другими словами указывают определенные формы, которые характерно собственно для глаголов речи. Прежде всего, к ним относятся:

    Способность вводить прямую речь. Таких глаголов в поэзии поэта много:

    Но дай лишь мне твою златую лиру,

Я буду с ней всему известен

Ты хмуришься и говоришь: «Не дам».

    Бьет чай, Молоко не хочет отцепиться,

Бьет два, бьет три – нечистый всё сидит.

«Уж будешь мой», — он сам собой ворчит.

    «Что вижу я!… иль это только сон?» —

Вскричал монах, остолбенев, бледнея….

    «Ура!» — вскричал монах с усмешкой злою –

Поймал тебя, подземный чародей.

    Поскольку процесс говорения предполагает несколько участников, то возможна сочетаемость глаголов звучания со словами, указывающими на адресат речи. Такие примеры мы находим в поэзии молодого Пушкина:

    «Постой, — кричал , — прелестная , постой!»

    Осгар стучится в дверь красавицы младой

И шепчет : «Юный друг ! не медли, здесь твой милый».

    Слеза повисла на реснице

И канула в бокал.

«Дитя , ты плачешь о девице,

Стыдись!» — он закричал .

    Играйте, пойте , о друзья !

Утраты вечер скоротечный,

И вашей радости беспечной

Сквозь слезы улыбнулся я.

Таким образом, глаголы звучания в производном значении приобретают свойства глаголов речи.

Вывод.

Центральное место в лицейской лирике А.С.Пушкина занимают глаголы звучания. Абстрактные существительные характеризуют ситуации звучания, они сочетаются с глаголами мыслительной деятельности. Благодаря этим глаголам поэтические строки становятся подвижными, эмоциональными. Лирический герой пушкинских произведений часто находится в смятении.А глаголы звучания помогают понять, почувствовать внутренний мир лирического героя. Без глаголов речи невозможно повседневное общение людей, ими обозначается важная область деятельности человека – речь, опосредованно отражающая процесс.

Список литературы

1. А.С.Пушкин Сочинения в 3-х томах. Том 1-ый.Москва «Художественная литература» 1986

2. Современный русский язык. Часть 1-ая под редакцией Д.Э.Розенталя. Москва «Высшая школа»1976

3. Словарь синонимов русского языка под редакцией Л.А.Чешко. 1975 Москва

4. Е.А.Земская «Современный русский язык» Москва «Просвещение» 1999

5. Журнал «Русский язык в школе» № 3 1986