Бартенев история экономических учений. Бартенев С.А

М.: Юристъ, 1998. - 1 92 с.

Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс истории экономических учений. Пособие представляет собой своеобразный краткий конспект курса. Его цель - помочь студентам прежде всего систематизировать учебный материал, лучше подготовиться к семинарским занятиям и экзаменам. Благодаря форме построения (вопросы и ответы) он дает общую канву изучаемого курса, помогает вычленить узловые положения и проблемы, проследить их внутреннюю связь, уяснить логическую последовательность экономических концепций, теорий, школ.

Формат: doc / zip

Размер: 360 Кб

/ Download файл

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 2
ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ» 3
1. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА 3
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 3
3. ПЕРВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ: МЕРКАНТИЛИЗМ, ФИЗИОКРАТЫ 3
4. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ 3
5. АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА. ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ 4
6. ФОРМИРОВАНИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ. А. МАРШАЛЛ. ДЖ. Б. КЛАРК 4
7. ЛОЗАННСКАЯ ШКОЛА. КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ 4
8. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА. ВЗГЛЯДЫ МОЛОДОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ 4
9. АМЕРИКАНСКИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ 4
10. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СОЦИАЛИСТОВ-УТОПИСТОВ 5
11. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ К. МАРКСА 5
12. РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАРКСИЗМА В РОССИИ. ОПЫТ СОЗДАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ СОЦИАЛИЗМА 5
13. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ 5
14. ДЖ. М. КЕЙНС: ТЕОРИЯ ЭФФЕКТИВНОГО СПРОСА 5
15. НЕОКЕЙНСИАНСТВО И ПОСТКЕЙНСИАНСТВО. ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 6
16. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ МОНЕТАРИСТОВ. М. ФРИДМЕН 6
17. НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ. БОРЬБА И СИНТЕЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 6
18. НЕОЛИБЕРАЛИЗМ И СОЦИАЛЬНОЕ РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО 6
19. СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ 6
20. ШВЕДСКАЯ (СТОКГОЛЬМСКАЯ) ШКОЛА 7
21. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ 7
22. ТЕОРИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 7
23. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ М. И. ТУГАН-БАРАНОВСКОГО 7
24. ВЕДУЩИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ (20-30-Е ГГ.) 7
25. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА. Л.В. КАНТОРОВИЧ: ЛИНЕЙНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ 8
26. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД 8
27. ПРОБЛЕМЫ И ТЕОРИИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ 8
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ 9
1. КАКОВ ПРЕДМЕТ КУРСА «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»? 9
2. ЧЕМ ПОЛЕЗЕН КУРС «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ» ? КАКОВО ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ? 9
3. ПОД ВЛИЯНИЕМ КАКИХ ФАКТОРОВ ТРАНСФОРМИРУЮТСЯ ВЗГЛЯДЫ И КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИСТОВ? 10
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕМ РИМЕ И ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ – ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧИЯ. 11
5. КАК РЕШАЕТ ПРОБЛЕМУ «СПРАВЕДЛИВОЙ ЦЕНЫ» АРИСТОТЕЛЬ В ДОШЕДШЕМ ДО НАС ТРАКТАТЕ? 13
6. ФОМА АКВИНСКИЙ О «СПРАВЕДЛИВОЙ» ЦЕНЕ И БОГАТСТВЕ. 13
7. УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВ И НОРМ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В РУССКОЙ ПРАВДЕ. 14
8. НАЗОВИТЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ МЕРКАНТИЛИЗМА – ОДНОЙ ИЗ ПЕРВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ШКОЛ. 15
10. В ЧЕМ СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ «ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТАБЛИЦЫ»-Ф. КЕНЭ? 17
11. ПО МНЕНИЮ МЕРКАНТИЛИСТОВ, ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ТОРГОВЫЙ БАЛАНС СПОСОБСТВУЕТ УМНОЖЕНИЮ БОГАТСТВА НАЦИИ. НАСКОЛЬКО СПРАВЕДЛИВО ДАННОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ? 18
12. ЧТО ПРЕДЛАГАЛ И. Т. ПОСОШКОВ В «КНИГЕ О СКУДОСТИ И БОГАТСТВЕ»? 19
13. ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ АФОРИЗМ У. ПЕТТИ «ТРУД ЕСТЬ ОТЕЦ БОГАТСТВА, А ЗЕМЛЯ – ЕГО МАТЬ». 20
14. ПОЧЕМУ МЫ И СЕГОДНЯ ОБРАЩАЕМСЯ К КЛАССИКАМ, К РАБОТАМ А. СМИТА, Д. РИКАРДО, ДЖ. С. МИЛЛЯ? 21
15. КАКОВЫ ИСТОЧНИКИ РОСТА БОГАТСТВА В СООТВЕТСТВИИ СО ВЗГЛЯДАМИ А. СМИТА, Д. РИКАРДО? 21
16. В ТРУДЕ А. СМИТА МОЖНО НАЙТИ НЕ ОДНУ, А НЕСКОЛЬКО КОНЦЕПЦИЙ СТОИМОСТИ. ОБРИСУЙТЕ ЭТИ КОНЦЕПЦИИ. 22
17. ЧТО ИМЕЛ В ВИДУ А. СМИТ, ФОРМУЛИРУЯ ПОЛОЖЕНИЕ О «НЕВИДИМОЙ РУКЕ» ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ? 24
19. ПО МНЕНИЮ Д. РИКАРДО, ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ – ОПРЕДЕЛИТЬ ЗАКОНЫ, УПРАВЛЯЮЩИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ПРОДУКТА МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ КЛАССАМИ. КАК РЕШАЛ РИКАРДО ЭТУ ЗАДАЧУ? 26
20. С ИМЕНЕМ Д. РИКАРДО СВЯЗЫВАЮТ СОЗДАНИЕ ТЕОРИИ РЕНТЫ. КАК ОБОСНОВЫВАЕТ ОН ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ РЕНТЫ? 27
21. СРАВНИТЕ ПРИНЦИП ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ИЗДЕРЖЕК Д. РИКАРДО С ПРИНЦИПОМ АБСОЛЮТНЫХ ИЗДЕРЖЕК А. СМИТА (ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ). 28
22. В ЧЕМ ВЫ ВИДИТЕ ОСНОВНУЮ ЗАСЛУГУ А. СМИТА И Д. РИКАРДО – ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ? 29
23. ДЖ. С. МИЛЛЬ ПРЕДПОЛАГАЛ НАПИСАТЬ ОБНОВЛЕННЫЙ ВАРИАНТ «БОГАТСТВА НАРОДОВ». В КАКОЙ МЕРЕ УДАЛОСЬ ЕМУ ОСУЩЕСТВИТЬ ЗАМЫСЕЛ? 30
24. ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ, ВЫДВИНУТУЮ Т. МАЛЬТУСОМ В ЕГО ИЗВЕСТНОМ ТРУДЕ. КАК ТРАКТУЕТСЯ ОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ? 32
25. Ж.-Б. СЭЙ ВОШЕЛ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ КАК АВТОР ФАКТОРНОЙ ТЕОРИИ СТОИМОСТИ. КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭТОЙ ТЕОРИИ? 33
27. ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ ВЫСКАЗАЛ ИДЕИ, ВОШЕДШИЕ СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ В ТЕОРИЮ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ, НЕМЕЦКИЙ ЭКОНОМИСТ Г. ГОССЕН. ЕГО ИМЕНЕМ НАЗВАНЫ ДВА ЗАКОНА; В ЧЕМ ИХ СУЩЕСТВО? 35
29. ПОЯСНИТЕ СУЩЕСТВО «ТЕОРИИ, АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИЗДЕРЖЕК» Ф. ВИЗЕРА. 38
30. ЧТО ТАКОЕ НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА? ЧЕМ ОНА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ? 38
31. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПРИНЦИП ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ, ОБОСНОВАННЫЙ А. МАРШАЛЛОМ? 39
32. ДАЙТЕ ОБЩУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ А. МАРШАЛЛА. 41
33. КАК СОГЛАСНО КОНЦЕПЦИИ ДЖ. Б. КЛАРКА РАСПРЕДЕЛЯЕТСЯ ДОХОД МЕЖДУ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ФАКТОРАМИ? 42
34. ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ДИВИДЕНДА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ А. ПИГУ. 43
35. ПОЯСНИТЕ СУЩЕСТВО МОДЕЛИ ОБЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ Л. ВАЛЬРАСА. 44
36. КАКИЕ ВЫВОДЫ МОЖНО СДЕЛАТЬ ИСХОДЯ ИЗ МОДЕЛИ ОБЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ Л. ВАЛЬРАСА? 46
37. РАСКРОЙТЕ СМЫСЛ И ПРАКТИЧЕСКУЮ ЗНАЧИМОСТЬ «ОПТИМУМА ПАРЕТО». 47
38. КАКИЕ ИДЕИ ОБОСНОВЫВАЛ Ф. ЛИСТ В КНИГЕ «НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ»? 49
39. ПОЧЕМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПРИНЯТО ОТНОСИТЬ К НЕТРАДИЦИОННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ? 49
41. ПОЯСНИТЕ СМЫСЛ ИДЕИ, ВЫДВИНУТОЙ Т. ВЕБЛЕНОМ:«ИНСТИТУТЫ – ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ». 51
42. В ЧЕМ СОСТОИТ ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ТРУДА У. МИТЧЕЛЛА «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ: ПРОБЛЕМА И ЕЕ ПОСТАНОВКА»? 52
43. В ЧЕМ СУЩЕСТВО ТЕОРИИ НЕДОПОТРЕБЛЕНИЯ, ВЫДВИНУТОЙ С. СИСМОНДИ? 53
44. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ СЕН-СИМОНА – ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СОЦИАЛЬНО-УТОПИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ. 54
45. В ЧЕМ СОСТОЯТ ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТEOРИИ К. МАРКСА? 54
46. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ И РАВЕНСТВА В ТРАКТОВКЕ К. МАРКСА. 57
47. К. МАРКС: ТЕОРИЯ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ. 58
48. Э. БЕРНШТЕЙН: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕФОРМИЗМ И ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛИЗМА. 59
49. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ (ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX В.). 60
50. ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ Г. В. ПЛЕХАНОВА. 61
51. РАЗРАБОТКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РАБОТАХ В. И. ЛЕНИНА. 62
52. В ЧЕМ СУТЬ «ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» И. ШУМПЕТЕРА? 63
53. ПОЯСНИТЕ СМЫСЛ КОНЦЕПЦИИ «СПОНТАННОГО»ПОРЯДКАМ Ф. ХАЙЕКА. 65
54. К. КАУТСКИЙ, Р. ГИЛЬФЕРДИНГ – ТЕОРЕТИКИ «ОРГАНИЗОВАННОГО КАПИТАЛИЗМА». 66
55. ЧТО ПОНИМАЛ ДЖ. М. КЕЙНС ПОД ЭФФЕКТИВНЫМ СПРОСОМ? 67
56. ОТ ЧЕГО СОГЛАСНО ТЕОРИИ ДЖ. М. КЕЙНСА ЗАВИСИТ ДИНАМИКА ЛИЧНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ И ИНВЕСТИЦИЙ? 69
57. ПОЯСНИТЕ СМЫСЛ «ОСНОВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНА» ДЖ. М. КЕЙНСА. 69
58. ЧТО ТАКОЕ КОЭФФИЦИЕНТ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ? КАКУЮ РОЛЬ ОН ИГРАЕТ В ТЕОРИИ ДЖ. М. КЕЙНСА? 70
59. В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ КОНЦЕПЦИИ, ВЫДВИНУТОЙ ДЖ. М. КЕЙНСОМ, ОТ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ТЕОРИЙ? 71
60. ПОЯСНИТЕ, В ЧЕМ СМЫСЛ ИДЕИ «НЕОКЛАССИЧЕСКОГО СИНТЕЗА», ВЫДВИНУТОЙ П. САМУЭЛЬСОНОМ. 72
61. КАК МЕНЯЮТСЯ ФОРМЫ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ СОГЛАСНО ТЕОРИИ «НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ» ДЖ. РОБИНСОН? 73
62. В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ ПОДХОДА К АНАЛИЗУ «МОНОПОЛИИ И КОНКУРЕНЦИИ» Э. ЧЕМБЕРЛИНА ОТ КОНЦЕПЦИИ ДЖ. РОБИНСОН? 74
63. СУЩЕСТВО И ЗНАЧЕНИЕ МОДЕЛИ IS–LM, ПРЕДЛОЖЕННОЙ ДЖ. ХИКСОМ. 75
64. ПОЯСНИТЕ СМЫСЛ ОДНОФАКТОРНОЙ МОДЕЛИ Р. ХАРРОДА И Е. ДОМАРА. 76
65. КАКИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ ОТРАЖАЕТ УРАВНЕНИЕ ОБМЕНА И. ФИШЕРА? 77
66. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ М. ФРИДМЕНА: СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ. 78
67. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ «ДЕНЕЖНОЕ ПРАВИЛО» М. ФРИДМЕНА? 80
68. В ЧЕМ СОСТОЯТ МОНЕТАРИСТСКИЕ РЕЦЕПТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ? 80
69. ПОЯСНИТЕ СМЫСЛ КРИВОЙ И ЭФФЕКТА А. ЛАФФЕРА. 81
70. КАКИЕ ВЫВОДЫ СЛЕДУЮТ ИЗ ТЕОРИИ РАЦИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ? 83
71. В ЧЕМ СУЩЕСТВО ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА ДЖ. БЬЮКЕНЕНА? 84
73. ПОСТИНДУСТРИАЛИЗМ И ОБЩЕСТВО «ТРЕТЬЕЙ ВОЛНЫ» (Д. БЕЛЛ И Э. ТОФФЛЕР). 85
74. КАК ПРЕДЛАГАЕТ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ «ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ» Р. КОУЗ? 86
75. СТАНОВЛЕНИЕ ШВЕДСКОЙ ШКОЛЫ: АНАЛИЗ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ. 88
77. ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОРЯДКОВ В. ОЙКЕНА: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ. 90
78. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И РЕФОРМА Л. ЭРХАРДА. 91
79. Г. БЕККЕР: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 92
80. В ЧЕМ СМЫСЛ КОНЦЕПЦИИ НУЛЕВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА? 93
81. КАКОВЫ ПРЕДПОСЫЛКИ, ИЗ КОТОРЫХ ИСХОДЯТ КОНЦЕПЦИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ? 93
82. ПОЯСНИТЕ СВЯЗЬ ИЗДЕРЖЕК С ФАКТОРНЫМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ В ТЕОРИИ Э. ХЕКШЕРА–Б. ОЛИНА. 94
83. КАКУЮ РОЛЬ В ТЕОРИИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ИГРАЕТ ВЫДВИНУТОЕ М. ПОРТЕРОМ ПОЛОЖЕНИЕ О «НАЦИОНАЛЬНОМ РОМБЕ»? 95
84. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ С. Ю. ВИТТЕ. 96
85. М. И. ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ: ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ. 97
86. АНАЛИЗ АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СЕМЕЙНОГО КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ТРУДАХ А. В. ЧАЯНОВА. 98
88. Л. Н. ЮРОВСКИЙ: КОНЦЕПЦИЯ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ И ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ. 102
89. СОЗДАНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ. РАБОТЫ В. К. ДМИТРИЕВА, Е. Е. СЛУЦКОГО. 102
90. «ТЕКТОЛОГИЯ» А. А. БОГДАНОВА: ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА. 104
91. Л. В. КАНТОРОВИЧ: РАЗРАБОТКА ТЕОРИИ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ. 105
92. НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ 50 – 90 ГГ. 106
93. ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕЙ «ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛИЗМА»: ДИСКУССИИ ПОСЛЕВОЕННОГО ПЕРИОДА. 108
94. ПРОБЛЕМЫ И ТЕОРИИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ. 109
95. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА. 110
ПРИЛОЖЕНИЯ 112
НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ 112
ИЗВЕСТНЫЕ ЭКОНОМИТЫ 115
КЕЙНСИАНЦЫ 115
МОНЕТАРИСТЫ 116
НЕОЛИБЕРАЛЫ 116
ИНСТИТУЦИОНАЛИСТЫ 117
ЭКОНОМИСТЫ-СОЦИОЛОГИ 118
НЕОРДИНАРНЫЕ ТЕОРЕТИКИ 118
МАРКСИСТСКАЯ ШКОЛА 119
ЭКОНОМИСТЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ 119
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ 120
УЧЕБНИКИ, ХРЕСТОМАТИИ, ПОСОБИЯ. 122
ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ 124
ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ 125
СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ 126
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ: ИМЕНАИ ДАТЫ 128
НАЗВАНИЯ И ДАТЫ ВЫХОДА ТРУДОВ ЭКОНОМИСТОВ, УПОМЯНУТЫХ В СХЕМЕ 1 128
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ШКОЛЫ 129
УЗЛОВЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 131
КЛАССИКИ, НЕОКЛАССИКИ 131
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ 132
СОДЕРЖАНИЕ 134

Серия: "Homo faber"

В учебнике последовательно описаны этапы становления и развития экономической мысли от античности до наших дней. Основное внимание уделено раскрытию концептуальных положений различных теорий и школ, их внутренней логики. Значительное место уделено теоретическим разработкам российских экономистов. Рассмотрены проблемы экономики переходного периода. Показана взаимосвязь экономических теорий и хозяйственной практики. В приложениях приведены лаконичные характеристики научных школ, известных экономистов, логические схемы и библиография. Для студентов и преподавателей экономических вузов.

Издательство: "Юристъ" (2002)

Формат: 60x90/16, 456 стр.

ISBN: 5-7975-0252-6

Купить за 340 руб на Озоне

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Шмарловская Г. А., Тур А. Н., Бутеня В. Е., Лебедько Е. Е., Мальцев В. А., Филанович Н. Н., Соколинская Т. В. В учебном пособии излагаются экономические взгляды, учения, идеи от античности до наших дней. Рассматриваются методологические подходы к исследованию социально-экономических явлений, практические… - Новое знание, (формат: 60x84/16, 340 стр.) Экономическое образование 2001
    368 бумажная книга
    Р. Я. Левита Курс лекций ориентирован прежде всего на студентов высших учебных заведений, обучающихся экономическим специальностям. Соответствуя требованиям Государственного образовательного стандарта, настоящее… - Инфра-М, (формат: 60x88/16, 224 стр.) Высшее образование 2001
    196 бумажная книга
    Н. Е. Титова Целью курса лекций является освоение студентами исторического наследия и идейного богатства ученых различных эпох в области экономической мысли. Изучение концепций и теорий отдельных школ и… - Владос, (формат: 84x104/32, 288 стр.) 1997
    240 бумажная книга
    С. А. Бартенев В учебнике последовательно описаны этапы становления и развития экономической мысли от античности до наших дней. Основное внимание уделено раскрытию концептуальных положений различных теорий и школ… - Юристъ, (формат: 60x90/16, 456 стр.) Homo faber 2002
    340 бумажная книга
    2017
    420 бумажная книга
    Драгункина Надежда Владимировна История экономических учений - специальная наука, которая изучает становление и развитие, а также смену экономических идей на протяжении всей истории человеческого общества. Главной задачей этого… - Научная книга, (формат: 218.00mm x 146.00mm x 19.00mm, 271 стр.) Курс лекций 2017
    344 бумажная книга
    Драгункина Н. История экономических учений - специальная наука, которая изучает становление и развитие, а также смену экономических идей на протяжении всей истории человеческого общества. Главной задачей этого… - T8Rugram, (формат: Твердая глянцевая, 162 стр.)
    404 бумажная книга
    Н. В. Драгункина История экономических учений - специальная наука, которая изучает становление и развитие, а также смену экономических идей на протяжении всей истории человеческого общества. Главной задачей этого… - T8RUGRAM, (формат: Твердая глянцевая, 162 стр.) Курс лекций 2017
    251 бумажная книга
    Н. В. Драгункина Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. История экономических учений - специальная наука, которая изучает становление иразвитие, а также смену… - RUGRAM POD, (формат: Твердая глянцевая, 162 стр.) - 2018
    582 бумажная книга
    Ф. И. Биншток В учебном пособии в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программойпо дисциплине "История экономических… - РИОР, (формат: 70x100/32, 192 стр.) 2011
    106 бумажная книга
    А. Л. Реуэль Пособие написано на основе первоисточников в соответствии со структурой курса истории экономических учений. В нем использовано огромное литературное наследие классиков марксизма-ленинизма… - Высшая школа, (формат: 60x90/16, 424 стр.) 1972
    390 бумажная книга
    В издании освещается важнейший раздел истории экономических учений - "Создание Марксом и Энгельсом пролетарской политической экономии" . Рассматриваются главные этапы разработки Марксом и Энгельсом… - Государственное социально-экономическое издательство, (формат: 60x90/16, 552 стр.) 1963
    150 бумажная книга
    М. В. Шишкин, Г. В. Борисов, С. Ф. Сутырин Учебник составлен на основе учебно-методического материала, использующегося при чтении лекций по истории экономических учений на экономическом факультете Санкт-Петербургского государственного… - Юрайт, (формат: 84x108/32, 384 стр.) Бакалавр. Базовый курс 2013
    1017 бумажная книга
    М. Г. Покидченко, И. Г. Чаплыгина В учебном пособии кратко изложен весь курс истории экономических учений: экономическая мысль Древнего Востока, античного мира, Средневековья, классическая политическая экономия, зарождение и развитие… - Инфра-М, (формат: 70x100/32, 192 стр.) Высшее образование 2007
    490 бумажная книга
    Покидченко, Михаил Георгиевич, Чаплыгина, Ирина Геннадьевна В учебном пособии кратко изложен весь курс истории экономических учений: экономическая мысль Древнего Востока, античного мира, Средневековья, классическая политическая экономия, зарождение и развитие… - Инфра-М, (формат: 218.00mm x 146.00mm x 19.00mm, 271 стр.) 2016
    688 бумажная книга

    Курс истории экономических учений предназначен для тех, кто стремится глубже понять внутреннюю логику, сущность экономических теорий, становление и развитие основных постулатов, концепций, категорий, взглядов. Конечно, никакая теория не содержит готовых рецептов, теоретические модели и логические схемы не способны указать выходы из сложной, противоречивой, неординарной ситуации. Но важно, опираясь на теорию, ранее накопленные знания, научиться решать нестандартные задачи, предвидеть ход и последствия принимаемых решений.

    Было бы неразумно во всех ситуациях, и особенно в критических, опираться только на собственную интуицию, игнорируя продуманное и проделанное другими; прокладывать заново пути, в свое время открытые и обустроенные экономической наукой, как бы она ни называлась, какие бы приемы и методы она ни использовала.

    В предлагаемом учебнике рассматривается история экономической науки, экономических теорий. Данный курс принято называть историей экономических учений , т.е. теоретических концепций, научных школ, важнейших рубежей и этапов в становлении и развитии политической экономии.

    История экономических учений является составной частью истории экономической мысли - более широкого понятия, включающего не только теоретические взгляды, но и такие смежные области, как история налогов, денег, финансов, домоводства, форм управления, правовых норм хозяйственной деятельности.

    Предмет истории экономических учений - эволюция взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ .

    Курс не ограничивается изучением источников, систематизацией и раскрытием взглядов выдающихся экономистов, а стремится выявить взаимосвязь и преемственность идей, трансформацию подходов и выводов.

    История экономических учений раскрывает, под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую действительность, как эволюционирует трактовка базовых категорий, совершенствуются методы экономических исследований.

    Изучая эволюцию экономических концепций, мы стремимся уяснить, как разворачивается процесс формирования и обогащения наших знаний об экономике, как и почему многие идеи прошлого и сегодня сохраняют свою актуальность, каким образом они влияют на наши современные представления.

    История экономических учений помогает понять общую направленность эволюции экономической науки, трансформацию ее генеральных направлений, взаимосвязь с экономической политикой, принятием стратегических и оперативных решений.

    Следует кратко пояснить, чтб принято понимать под некоторыми понятиями, используемыми в учебной и научной практике: направлениями, научными школами, экономическими течениями, взглядами на истоки и ход экономического развития, на экономические явления и процессы.

    Взгляды - это суждения, вытекающие из анализа экономических процессов, отражающие их сущность, причинно-следственные и функциональные взаимосвязи, характерные тенденции и внешние проявления. Формы суждений и взглядов весьма неоднозначны и многообразны. Они выступают в виде законов, принципов, постулатов, моделей, формул. Из системы взглядов формируются концепции, доктрины, теории.

    Как известно, под экономической теорией принято понимать основанное на фактах, подкрепленное аргументами и обоснованиями научное обобщение процессов, имеющих место в экономической жизни. Доктрина, доктринальные взгляды - более строгая, в какой-то мере предопределенная система взглядов и понятий. В отличие от доктринальных взглядов теория исходит не из заранее данных принципов, положений, постулатов, а прежде всего из реальных фактов, событий, процессов.

    Течения в экономической науке - совокупность согласованных и устоявшихся (определившихся) взглядов, отражающих как основные, так и менее существенные, второстепенные положения. Примеры течений: социологическое, ортодоксальное и оппозиционное; более узкие течения - рикардианское (объективное) и австрийское (субъективное) в экономической науке.

    Школы (научные школы) - содружество экономистов, которых объединяет общность исходных положении (концепций) и методологии. Например, англо-американскую неоклассическую школу характеризует использование метода формализации экономических процессов как инструмента анализа и признание в качестве одного из ведущих принципов способности рыночной экономики к саморегулированию. Представители неоклассиков обычно придерживаются ортодоксальной, полуофициозной линии в отличие от менее строгой, на известном этапе оппозиционной линии некоторых других школ (институциональной, школы «периферийной» экономики).

    Строго говоря, современная неоклассическая теория - это не школа, а целое направление, включающее не одну, а несколько школ (например, кейнсианцев, монетаристов, сторонников «неоклассического синтеза» и др.).

    Научные школы нередко именуются по названию или местоположению известного университета, научно-исследовательского центра (чикагская, кембриджская школы); по так называемому географическому признаку (шведская, лозаннская, австрийская); наконец, по имени выдающегося ученого, положившего начало принципиально новому подходу в исследовании (кейнсианская, марксистская).

    Направления - весьма широкое понятие, под которым принято понимать не строго обозначенное единство взглядов и концепций, не концептуальную общность представителей научной школы, а, как правило, более обобщенный и в известной степени размытый «соединительный» критерий. При выделении того или иного направления в качестве объединяющего начала обычно выделяют какую-либо одну характерную черту, особенность, ведущую тенденцию в формировании и развитии экономических взглядов, в методологии анализа экономических процессов.

    Так, экономисты и научные школы могут быть отнесены либо к либеральному, либо к консервативному направлению. Ученых, широко использующих в своих работах математический аппарат, количественные методы анализа, принято относить к экономико-математическому направлению. На математические методы и понятия при анализе взаимозависимости всех сфер и параметров национальной экономики опирался швейцарский экономист Леон Вальрас. Считают, что он один из тех, кто положил начало математическому направлению в экономической науке.

    История экономических учений органично связана с историей (изучающей процессы развития общественной жизни), философией (которая рассматривает закономерности развития природы, общества, человеческой мысли в целом), политической экономией и шире - с системой экономических наук (изучающих закономерности, взаимосвязи, движущие факторы экономической жизни).

    Критерии периодизации

    Экономическая действительность весьма многообразна, противоречива и изменчива. Экономическая наука не претендует на абсолютно точное, адекватное отражение реальных процессов и взаимосвязей. Научное знание постигает истину с известной степенью приближения: по мере происходящих в экономике изменений уточняет или отбрасывает прежние представления, приходит к новым обобщениям и выводам.

    Наличие разных школ и направлений в экономической науке объясняется не только различием позиций представителей этих школ и направлений. Неоднозначность взглядов связана с различиями в понимании предмета экономической науки, с разными подходами к анализу экономической действительности. Различия оценок и выводов обусловливаются также неодинаковой глубиной разработки изучаемых проблем, разной степенью приближения к познанию существа экономических процессов.

    В основу типологии (деления экономистов на направления и школы) кладутся различия в методах анализа, понимании предмета и задач исследования, концептуальных подходах к изучению экономических проблем. Свои критерии и методы «ранжирования» экономических школ и теоретических концепций используют зарубежные экономисты. Американские авторы в качестве отправных принципов классификации экономических концепций и трудов применяют «ранжирующие показатели статуса». Эти показатели включают: (1) принадлежность к определенным научным учреждениям; (2) область исследования; (3) публикации, личные достижения. Наиболее высокий статус в подобной иерархии занимают макро- и микротеории, эконометрия; далее следуют денежно-кредитные отношения, международная торговля, финансы; замыкают статусную лестницу история экономической мысли и компаративистика (сравнение экономических систем).

    Деление на школы и направления в известной мере условно. В пределах одного направления может существовать несколько школ. Позиции и взгляды многих экономистов не остаются неизменными, а эволюционируют. Бывает непросто решить, к какой школе их следует относить. Нобелевский лауреат Тьяллинг Купманс (США), получивший награду совместно с нашим соотечественником Леонидом Канторовичем за теорию оптимального распределения ресурсов, начинал знакомство с экономической наукой с изучения «Капитала» К. Маркса.

    Другой нобелевский лауреат Франко Модильяни (США) в своих работах стремился согласовать кейнсианскую политическую экономию с монетаристским анализом; он является также теоретиком школы рациональных ожиданий. Яркий представитель институционального направления Гун нар Мюрдаль в начале творческой карьеры был приверженцем «чистой» экономической теории, разрабатывая проблемы денежного обращения и фискальной политики.

    Представители одной научной школы солидаризуются в силу общности взглядов, позиций, методологии. И в то же время они нередко отличаются кругом научных интересов, проблематикой, трактовкой изучаемых проблем.

    Так, шведская школа (ее называют иногда стокгольмской) объединяет группу экономистов, занимающих далеко неоднозначные позиции при трактовке основополагающих положений и разрабатывающих различные проблемы. Объединяющая черта шведской школы - признание регулирующей роли государства в духе кейнсианских идей и, как правило, сочетание теоретических разработок с практическими рекомендациями.

    Экономическая теория как особая область знаний возникла примерно 200-250 лет назад, в период зарождения и становления капитализма. Общая экономическая теория формировалась и конституировалась под названием политической экономии, хотя первые экономисты использовали и иную терминологию.

    Англичанин Уильям Пегги - «Колумб политической экономии», основатель экономической статистики - именовал свою науку политической арифметикой (так называлась его основная работа). Француз, глава школы физиократов Франсуа Кенэ именовал себя просто экономистом. Шотландец Адам Смит - классик экономической науки - поименовал свой основной труд «Исследование о природе и причинах богатства народов». Английский предприниматель и экономист Давид Рикардо, один из основоположников классической экономической системы, оставил нам «Начала политической экономии». Еще один теоретик и систематик - англичанин Джон Стюарт Милль добавил к этой системе «Основы политической экономии».

    Истоки проблем и концепций

    Уместно напомнить, что появление тех или иных взглядов и концепций всегда связано с объективными условиями, потребностями и интересами живой экономической практики. К примеру, предшественники классиков - меркантилисты превозносили и абсолютизировали созидательную роль торговли. И это было обусловлено небывалым ростом торговых операций, великими географическими открытиями, усилением роли и влияния представителей торгового капитала. Накопление благородных металлов, золота и серебра меркантилисты рассматривали в качестве главной цели хозяйственного развития, основной заботы государства. Физиократы, стремившиеся отбить натиск торгового капитала, утверждали, будто национальное богатство увеличивают только «дары земли», т.е. сельское хозяйство. С помощью реформ физиократы рассчитывали сохранить старый порядок с господством земельной собственности, избежать острых коллизий и «жестокостей» нового общественного строя.

    Развитие рыночных отношений периода свободной конкуренции породило необходимость создания логически стройной и взаимоувязанной (хотя и противоречивой) системы экономических знаний, нашедшей свое выражение в формировании классической школы политической экономии.

    Все последующие школы и концепции экономической науки (при всей относительности научного знания) так или иначе связаны с изменениями в хозяйственной жизни, потребностями экономической практики (хотя бывают и исключения).

    Разумеется, появлению новых работ и концепций предшествует накопление эмпирического материала, проведение исследований и обобщений в отдельных, сравнительно узких областях экономической практики и экономической науки. Новые концепции, положения, выводы в той или иной мере опираются на труды предшественников, на разработанную ими терминологию, систематизируют и упорядочивают накопленное ранее теоретическое богатство.

    Стремясь понять, под влиянием каких факторов трансформируются взгляды и концепции экономистов, необходимо избегать двух крайностей.

    С одной стороны, нельзя признать правомерным проведение прямой и непосредственной связи между изменением социально-экономических условий и отражением этих условий и соответствующих интересов в экономических теориях и концепциях. Эта связь существует, но она не носит прямого, «жесткого» характера.

    С другой стороны, при рассмотрении объективных основ появления той или иной концепции не следует абсолютизировать значение какого-либо одного фактора. Взаимосвязь экономической реальности с теоретическими обобщениями весьма многогранна, противоречива, изменчива. Да и сами теории, в том числе взгляды теоретиков, принадлежащих к одной школе, далеко не однозначны.

    Попытаемся выделить наиболее существенные факторы, под воздействием которых формируются и эволюционируют экономические взгляды и концепции.

    Как отмечалось выше, появление тех или иных идей и положений так или иначе связано с объективными условиями, потребностями и интересами живой экономической практики. К примеру, своей популярностью, возникшей во второй половине 70-х гг., монетаризм «обязан» обострившейся инфляции, проблему которой стремились разрешить представители этой школы. Не следует лишь упрощать и абсолютизировать потребности и нужды практики.

    На формирование и развитие экономических теорий также воздействуют:

      Труды и взгляды представителей более ранних концепций, их подходы, терминология, проблематика;

      Взаимовлияние национальных школ;

      Развитие смежных разделов экономической науки - статистики, математики, демографии, социологии и др.;

      Совершенствование методов научного исследования;

      Расширение (изменение) тематики и взглядов на предмет экономической науки;

      Взаимосвязь и согласование отдельных разделов экономической теории, наличие или, напротив, отсутствие внутренней логики, сопряженности экономических законов и категорий.

    На развитие и содержание экономической науки влияют многие тесно взаимосвязанные факторы. Эволюция экономических взглядов и концепций протекает под влиянием практических нужд и потребностей, в процессе сопоставления и уточнения различных подходов, позиций, методов, при известной консервативности и несомненной преемственности знаний и выводов.

    Некоторые экономисты считают излишним обращаться к теориям и взглядам прошлого, ибо эти теории и взгляды «обросли ракушками» и потеряли свою значимость, а поэтому на знакомство с ними не следует терять времени.

    Тех, кто придерживается подобного, сугубо негативного мнения, сравнительно немного. Абсолютное большинство специалистов его не разделяют.

    Почему же экономисту полезно, а подчас просто необходимо знакомиться с историей возникновения и развития экономической мысли, с теоретическими разработками и концепциями, создававшимися и имевшими хождение еще 100-200 лет и более тому назад?

    Во-первых, история экономических учений представляет собой как бы ступени познания экономической науки. Знакомство с ней помогает понять внутреннюю логику, взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций.

    Изучение истории экономической науки позволяет проникнуть в лабораторию экономического мышления. Это своего рода стартовая площадка, вводный курс экономической теории.

    Во-вторых, знакомство с различными школами и направлениями в экономической науке дает возможность полнее уяснить взаимосвязь теоретических взглядов и концепций с условиями и причинами их возникновения, потребностями экономической практики, интересами различных социальных групп, стран, народов. Важно уловить последовательность, понять причины эволюции научных положений, идей, уяснить их связи с происходящими изменениями в экономической практике.

    В-третьих, обращение к истории экономической мысли способствует умению объективно оценивать теории, рекомендации, выводы. Важно понять и осмыслить относительность экономических знаний, необходимость их постоянного уточнения, углубления, совершенствования.

    Как считают многие авторитетные специалисты, основы наших сегодняшних представлений «сидят в прошлом». И эти представления и идеи прошлого не принадлежат исключительно истории, они несут элементы сегодняшних и нередко завтрашних, будущих взглядов.

    Экономическую науку интересуют не только принципы, но и функциональные связи, причинно-следственные отношения, тенденции развития. Сейчас среди экономистов идет поиск новых направлений экономической науки, в которых наиболее полно учитывались бы происходящие в обществе перемены - изменения в технологии, структуре производства и потребления, в современном типе работника и его взаимоотношениях с участниками экономического процесса, в распределении доходов и поведении потребителя. На развитие экономики отдельных стран усиливается воздействие глобальных проблем и процессов: экономика все в большей мере оказывается под влиянием внеэкономических факторов.

    Это заставляет вновь и вновь обращать взоры к «позитивной» (теоретической) экономической науке, ибо без ее развития, без глубоких обобщений и выводов невозможна и «нормативная» (прикладная) наука, призванная давать советы, рекомендации, обосновывать принципы, установки, которым надлежит следовать в практической деятельности, руководствоваться в торговле, бизнесе, производстве.

    В экономической жизни действует обычно множество причин. Далеко не просто, а вместе с тем необходимо их понимать, различать, отделять главные, не смешивать причину и следствие. Развитие и обогащение экономической теории - это постоянный учет изменяющихся условий и взаимосвязей, сопоставление различных подходов, позиций разных школ и взглядов, преемственность знаний и выводов.

    Обращение к экономической истории необходимо не просто для расширения кругозора, не только в чисто познавательных целях. Важно уловить последовательность, понять логику эволюции научных положений, идей, уяснить их связь с происходящими в жизни изменениями.

    Мы обращаемся к концепциям, положениям, заключениям, если угодно, к ошибкам и заблуждениям экономистов и политиков прошлого уже потому, что хотим глубже понять и осмыслить наши сегодняшние проблемы, освободиться от устаревшего и наносного, сохранить и использовать все полезное. Для этого недостаточно знакомства с какой-либо одной концепцией или системой взглядов, как бы популярны они ни были.

    Ни рецепты экономикса, ни правила монетаризма, ни заключения кейнсианства в «чистом виде» не годятся для использования в реальной практике, достаточно сложной и противоречивой. Экономические школы и теории сами развиваются, переживают периоды особой популярности, эволюции, вместе с тем сами «выходят» из прошлого, органично связаны с патриархами экономической науки, порой весьма прочно и тесно.

    Структура предлагаемой работы, последовательность изложения, содержание разделов и глав соответствуют действующим в настоящее время учебным программам, по которым работают вузы.

    В учебнике содержатся аналитические обзоры важнейших теорий и школ. Они излагаются в историческом плане с учетом общих тенденций развития экономической науки, взаимосвязи и преемственности ее отдельных школ, концепций, формирования и взаимодействия Методологических подходов и приемов. Рассматриваются наиболее характерные и заметные фигуры и концепции. Предпринята попытка обрисовать их связи, уяснить общую логику становления и трансформации экономической теории. В приложениях дается общая схема

    развития экономических теорий и школ; выделены узловые этапы становления экономической теории; приводится логическая схема становления экономической мысли в России; в виде схем обрисована эволюция взглядов на предмет экономической науки, на ряд важнейших категорий.

    Главы заканчиваются краткими выводами, вопросами для самопроверки, списками рекомендуемой литературы.

    Размер: px

    Начинать показ со страницы:

    Транскрипт

    1 Бартенев С. А. История экономических учений: учебник / С. А. Бартенев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Магистр, с.

    2 В учебнике последовательно описаны этапы становления и развития экономической мысли от античности до наших дней. Основное внимание уделено раскрытию концептуальных положений различных теорий и школ, их внутренней логики. Значительное место уделено теоретическим разработкам российских экономистов. Рассмотрены проблемы экономики переходного периода. Показана взаимосвязь экономических теорий и хозяйственной практики. В приложениях приведены лаконичные характеристики научных школ, известных экономистов, логические схемы и библиография. Для студентов и преподавателей экономических вузов.

    3 ОГЛАВЛЕНИЕ Два слова о втором издании Введение 1. Предмет истории экономических учений Критерии периодизации Истоки проблем и концепций 2. История науки лаборатория экономического мышления Глава 1. Возникновение экономической мысли 1. Экономическая мысль в Древнем Риме и Древней Греции. Ксенофонт о земледелии и домоводстве Советы латифундистам. Значение римского права 2. Экономическая мысль Древнего Востока «Артхашастра»: наука об управлении и богатстве Трактаты Древнего Китая: управление общественным хозяйством 3.Аристотель: что лежит в основе обмена? 4.Фома Аквинский о «справедливой цене» и богатстве 5.Реформация и этика хозяйственной жизни Глава 2. Становление российской экономической мысли 1. Памятники Древней Руси У истоков отечественной школы Нормы права и хозяйственных отношений в «Русской Правде» Денежный счет в гривнах и кунах как норма права 2. И.Т. Посошков: «Книга о скудости и богатстве» 3. Экономическая мысль России в XVI11 начале XIX в «По системе Сэя и Сисмонди»

    4 Первые экономические курсы и издания Н. С. Мордвинов и М. М. Сперанский «План финансов» Глава 3. Первые экономические школы: меркантилизм и физиократия 1.Где искать источник богатства? 2.«Богатство Англии во внешней торговле» Как умножить богатство? Две формы меркантилизма Первые критики: Д. Норе, Д. Юм «Дилемма меркантилизма» Производство денег по проекту Джона Ло 3. Физиократия: теория «чистого продукта» Экономическая таблица Ф. Кенэ Теоремы и реформы А. Тюрго Глава 4. Английская классическая школа 1. «Политическая арифметика» У. Петти «Труд отец богатства; природа его мать» 2. А. Смит: «Исследование о природе и причинах богатства народов» Трудовая теория стоимости О разделении труда и обмене «Невидимая рука» рыночных сил «Экономический человек» по Смиту Два подхода к образованию стоимости Принцип экономической свободы

    5 Роль государства, принципы налогообложения Краткое резюме: влияние А. Смита 3. Д. Рикардо: «Начала политической экономии» Теория стоимости позиция Рикардо Разграничение богатства и стоимости «Природа не определяет уровень цен» Почему платится рента? Главная проблема распределение доходов «Мера ценности» и противоречия обмена 4. фундаментальная основа науки Глава 5. Классическая школа после Смита и Рикардо 1. Ж.-Б. Сэй: «Трактат по политической экономии» Что является источником ценности? Теория производственных факторов Закон рынков сбыта Сэя 2. Дж.С. Милль: обновленный вариант «Богатства народов» Законы производства и распределения Проблема спроса и предложения «Язык науки» и «язык искусства» 3. «Опыт о законе народонаселения» Т. Мальтуса Суть проблемы. демография и экономика Глава 6. Историческая школа 1. Наука о национальном хозяйстве «Национальная система» Ф. Листа

    6 Теория стадий производства Государство объединяет нацию 2. Политическая экономия с позиций исторического метода В. Рошер об «анатомии народного хозяйства» Молодая историческая школа «Спор о методе». «Брентано contra Маркс» «Историки» о проблемах этики и права 3. Новейшая историческая школа: М. Вебер и В. Зомбарт М. Вебер об «идеальном типе» и роли протестантизма В. Зомбарт о «предпринимательском» и «мещанском духе» Глава 7. Классический институционализм 1.Институционализм неортодоксальное течение 2.Т. Веблен: «Институты основа экономического поведения» Реальные потребности и иррациональные стандарты Дихотомия индустрии и бизнеса Дж. Коммонс: правовые основы институционализма Дж. Гобсон: теория недопотребления У. Митчелл: проблема экономических циклов Глава 8. Экономические учения первых социалистов 1. «Новые начала» С. Сисмонди Частный интерес не образует общего интереса «Тюль не может заменить кружева» 2.«Индустриальная парабола» А. де Сен-Симона 3.«Фаланги» и «фаланстеры» Ш. Фурье

    7 4.«Базар справедливого обмена» Р. Оуэна Глава 9. Экономическое учение марксизма 1.Концепция общественного развития 2.«Капитал» К. Маркса: замысел и реализация Теория прибавочной стоимости «Тайна» эксплуатации Схемы простого и расширенного воспроизводства Проблемы социальной справедливости и равенства 3. Не отрицать, а переосмыслить Глава 10. Австрийская школа 1.Что лежит в основе потребительского выбора? 2.Три школы экономической мысли 3.Парадокс А. Смита и шкала К. Менгера В основе ценности оценка полезности Закон насыщения потребностей Полезности разные, а цены одинаковые Закон выравнивания полезностей 4.Ф. Визер: теория альтернативных издержек 5.Е. Бем-Баверк: «позитивная теория капитала» 6.«Окольный» метод и процент Поиск оптимума при ограниченности ресурсов 6. Предельные величины: современное значение

    8 Глава 11. Лозаннская школа 1. Л. Вальрас: проблема общего равновесия «Нащупывание» взаимоприемлемых цен Все зависит от всего Модель общего экономического равновесия Условия равновесности Выводы из модели Вальраса 2. Оптимум В. Парето: поиск критерия эффективности Как поступает потребитель? Критерий общественной полезности 3. Развитие теории стоимости и цены Доход нации и «догма Смита» Теория цены: затраты и результаты Глава 12. Возникновение неоклассической школы 1. А. Маршалл: «Принципы политической экономии» «При прочих равных условиях» Отрицательный наклон кривой спроса Понятие эластичности «Два лезвия ножниц» Руководство к поведению в практической жизни 2. Дж. Б. Кларк: теория распределения доходов Предельный продукт определяет цену фактора Теория распределения доходов или факторных цен? Взаимозаменяемость факторов Проблема оптимального сочетания факторов 3. А. Пигу: экономическая теория благосостояния

    9 Принцип «наименьшей совокупной жертвы» Критерии и рецепты: «от богатых к бедным» Чистое экономическое благосостояние Глава 13. Неординарные и альтернативные идеи и школы 1. Й. Шумпетер: инновации как фактор экономического роста Теория экономического развития Теория экономической динамики Что ожидает капитализм? 2. Становление шведской школы Теория «кумулятивного процесса» «Эффект К. Викселля» 3.М. Калецки: теория совокупного спроса и цикла 4.О. Ланге: концепция множественности моделей социализма 5. В. Леонтьев: экономическая модель «затраты выпуск» Глава 14. Экономические теории социал-демократии 1.Экономический реформизм Э. Бернштейна 2.Теоретики «организованного капитализма» 3.Западные критики социализма: Л. Мизес, Ф. Хайек 4.Современные концепции и программы Глава 15. Развитие экономической мысли в России

    10 (вторая половина XIX начало XX в.) 1. Особенности экономической мысли в России Н. Г. Чернышевский: «политическая экономия трудящихся» Аграрный вопрос и другие проблемы 2.А. И. Чупров: анализ теории и прикладных наук 3.Экономисты-народники 4.Экономические взгляды С. Ю. Витте Глава 16. Российская экономико-математическая школа 1. Зарождение экономико-математической школы Две математические модели (В. К. Дмитриев) 2. Е. Е. Слуцкий: основы теории потребительского спроса 3. Л. В. Канторович: теория линейного программирования Двойственные оценки Глава 17. Развитие марксистской политэкономии в России 1. М. И. Туган-Барановский «Основы политической экономии» В поиске методологического оптимума 2. Эволюция экономических взглядов Г. В. Плеханова Капитализм в России не «случайное явление» 3. Экономические проблемы в работах В. И. Ленина Концепция многоукладной экономики 4. Н. И. Бухарин «Экономика переходного периода» Натурально-хозяйственный подход

    11 Глава 18. Экономическая мысль России в х гг. XX столетия 1. Анализ аграрных проблем в трудах А. В. Чаянова «От рынка к полю» Значение теоретического наследия 2.Большие циклы конъюнктуры Н. Д. Кондратьева 3.Л. Н. Юровский: проблемы равновесия и стабилизации «Очерки по теории цены» Проблема динамического равновесия Законы товарного хозяйства 4.«Тектология» А. А. Богданова 5.Г. А. Фельдман. Первая в истории модель экономического роста Долгосрочный прогноз с затухающей кривой Глава 19. Дж.М. Кейнс: теория эффективного спроса 1. Переворот в экономической теории Критика прежних подходов Уровень занятости и совокупный спрос Склонность к потреблению и сбережению Проблема трансформации сбережений в инвестиции. Теория предпочтения ликвидности 2. Главное стимулировать инвестиции Мультипликатор, его роль в теории Кейнса Мультипликационный эффект

    12 Глава 20. Неокейнсианство и посткейнсианство 1. Неокейнсианство. Теории динамики и цикла Модель экономического роста Харрода Домара Уравнение темпа роста в динамике Темп роста в числовых показателях «Балансирование на лезвии ножа» Условия устойчивого роста Значение модели 2.Теории экономического цикла 3.Двухфакторная модель Кобба Дугласа 4.Посткейнсианство: теоретические подходы Накопление и технический прогресс Теории несовершенной и монополистической конкуренции 5. П. Сраффа: производство товаров посредством товаров Глава 21. Неолиберализм против ультралиберализма 1.Экономический либерализм: два течения 2.В. Ойкен: теория экономических порядков Две сферы экономической политики Политика «среднего пути» 3. Экономическая реформа Л. Эрхарда Что помогло успеху реформы? Социальное рыночное хозяйство Экономическая и социальная политика. Социальная роль конкуренции 4. Ф. Хайек: теория спонтанного порядка Информация неопределенна, а связь между экономическими

    13 явлениями непостижима 5. Чикагская школа: Фрэнк Найт Глава 22. Неоклассический синтез 1.Сочетание двух подходов 2.Модель IS LM Дж. Хикса Чем определяется форма кривых /5 и LM1 Взаимодействие двух рынков 3.Особенности позиций сторонников неоклассического синтеза. 4.«Синтезированная» теория и национальные варианты 1лава 23. Монетаризм 1. Поиск новых подходов Исходные постулаты Уравнение обмена И. Фишера Кембриджская формула Спрос на деньги Предложение денег 2. Как достичь равновесия? Деньги фактор стабильности Деньги и цены Ожидания и инфляция Денежное правило Фридмена Денежное таргетирование 3.Монетаризм и кейнсианство 4.Монетаристские рецепты и российская экономика

    14 5.Управление инфляцией современный взгляд Глава 24. Теории институциональной эволюции 1.Отличительные особенности 2.Теория тсхноструктуры Джона Гэлбрейта 3.Ф. Перру: экономика доминирования 4.Р. Хейлбронер: «Куда мы идем?» 5.Взаимодействие экономики и социологии Глава 25. Неоинституционализм 1.«Наука о выборе» или «наука о контрактах»? 2.Институциональная структура производства Проблема внешних эффектов Координирующая роль фирмы Права собственности и роль планирования 3. Экономическая теория организации Структура управления трансакциями Оппортунистическое поведение Эволюционная экономика Р. Нельсона и С. Уинтера Конкуренция организационных форм 4. Теория общественного выбора Проблема «безбилетника» Политика как система обмена Конституция политического обмена Политический выбор в неформальной экономике 5. Экономическая составляющая в социальной сфере

    15 Человеческий капитал и семейные отношения Свободное время: затраты и ценность времени Глава 26. «Экономика предложения» и «рациональные ожидания» 1. Экономическая теория предложения Рецепты и рекомендации Кривая Лаффера и практика налогообложения 2. Ожидания и реакция экономических агентов Теория рациональных ожиданий Как формируются ожидания 3. Кривая Филлипса Пива 27. Теории международной торговли 1.Принцип абсолютных преимуществ 2.Теория сравнительных преимуществ 3.Модель Хекшера Олина: обеспеченность факторами производства Выигрыш от торговли и разоряющий экспорт Парадокс Леонтьева Теория конкурентных преимуществ Глава 28. Модели роста и модернизации стран «третьего мира» 1.Проекты нового мирового порядка 2.Г. Мюрдаль: «Азиатская драма»

    16 Идеалы и реальная действительность Не рыночный автоматизм, а эффективная политика Новые технологии и старые условия 3. Модель дуалистической экономики Концепция «большого скачка» Теории неэквивалентного обмена Глава 29. Дискуссии и научные школы в отечественной экономической науке (195,0-*1990-е гг.) 1. Научные центры Е. С. Варга, Н. А. Вознесенский, А. И. Анчишкин 2. Дискуссии послевоенного периода Проблемы переходной экономики Ю. В. Яременко: Теория двухуровневой экономики Замысел эволюционной трансформации Рецепты и практика реформирования Глава 30. Проблемы и прогнозы трансформации экономики 1. Потребности практики и теоретические изыскания Поиск нового подхода Что изменилось в хозяйственном механизме? Интеграционные процессы и глобализация финансовой системы 2. Постиндустриальное общество «третьей волны» (Д. Белл и Э. Тоффлер) 3. Концепция нулевого экономического роста «Нам дан лишь один способ...»

    17 Краткое заключение Приложения 1.Направления и школы экономической мысли 2.Эффекты, теоремы, парадоксы 3.Известные экономисты 4.Учебники, хрестоматии, словари 5.Эволюция взглядов на предмет экономической науки 6.Теории образования прибыли 7.Становление экономической мысли в России 8.История экономической мысли: имена и даты 9.Экономические теории и школы 10. Узловые этапы развития экономической теории


    Примерные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История экономических учений» для студентов дневной формы обучения 1. Содержание предмета и метода дисциплины "История экономических учений".

    ВОПРОСЫ к зачету по дисциплине «История экономических учений» для аспирантов первого года обучения направления подготовки 38.06.01 Экономика 1.Экономическая мысль периода первоначального накопления капитала

    В учебнике изложена история экономической мысли с Античности до нашего времени. Представлены теоретические взгляды ведущих ученых зарубежной и отечественной экономической науки. Анализ экономических теорий

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Самостоятельная работа студентов С3.Б.2 История экономических учений Специальность 080101..65 (38.05.01) Экономическая безопасность Квалификация специалист Количество зачетных единиц 4; Трудоёмкость 144

    1.1. Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы прикладного бакалавриата по специальности СПО 08011.5 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

    Оглавление Предисловие 3 Раздел I ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА 5 1.1. Экономическая теория фундаментальная экономическая наука 5 1.2. Предмет экономической теории.

    1 Цели и задачи Цель учебной истории экономических учений ввести студента в круг знаний, составляющих основы профессиональной культуры экономиста. Задачи: познакомить с основными этапами и направлениями

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ (и планы ответов) Вопрос 1. Этапы и направления экономической мысли 1. Предмет дисциплины «История экономических учений». 2. Структура дисциплины «История экономических учений».

    К читателю...11 РАЗДЕЛ I ВВЕДЕНИЕВ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ Лекция 1 Тема: Основные этапы развития экономической науки...15 1.1. Истоки...15 1.2. Меркантилизм первая школа политической экономии...17 1.3. Классическая

    Вопросы, выносимые на экзамен. 1. Экономическая теория: предмет, функции, методы исследования. 2. Место экономической теории в системе экономических наук. Экономические законы и закономерности. 3. Меркантилисты,

    ФГОУ ВПО НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ «УТВЕРЖДАЮ» Рег. 2010 г. Директор Экономического института А.Т. Стадник 2010 г. ГОС2000 г.

    ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» Специальность «Менеджмент организации» Стандарты 2-го поколения РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ ТЕМА 1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ КАК НАУКИ. ОСНОВНЫЕ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет бизнеса Заочный факультет УТВЕРЖДАЮ

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Филиал РГГУ в г.балашихе Кафедра экономико-управленческих

    1. Цель освоения дисциплины История экономических учений играет фундаментальную роль в становлении профессионального экономиста. Она с максимально объективных позиций знакомит студентов (слушателей) с

    Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный технический университет»

    ОГЛАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ...11 Глава 1. Генезис, основные этапы и направления развития экономической теории... 11 1. Общая характеристика экономической теории как науки...11

    ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. ПЛЕХАНОВА Список вопросов для подготовки к экзамену кандидатского минимума по специальности Направление подготовки: 38.06.01 «Экономика». Профиль подготовки 08.00.01 «Экономическая

    Семестр 1 Семестр 2 Семестр 3 Семестр 4 Семестр 5 Семестр 6 Семестр 7 Семестр 8 Всего Единицы Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное

    1 2 3 4 Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы ПГ студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) Другой метод, используемый

    Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

    1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цель изучения дисциплины История экономических учений вооружает специалистов различных отраслей народного хозяйства знаниями закономерностей развития экономики, позволяющим

    МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛИАЛ В Г.ПЯТИГОРСКЕ Л.А. МУЛИНА ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

    СОДЕРЖАНИЕ Предисловие 20 Экономическая теория и Интернет 25 Часть I. Базовые понятия 29 Глава 1. Основы экономики 31 Введение 32 Редкость и эффективность: неразлучные экономические понятия 32 Логика экономики

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет водных

    ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 1 Цели и задачи дисциплины Цель учебной дисциплины истории экономических учений ввести студента в круг знаний, составляющих основы профессиональной культуры экономиста. Задачи

    Содержание Предисловие ко второму изданию...11 Вопрос 1 Экономические науки как система... 12 Вопрос 2 Экономическая теория: предмет и метод... 14 Вопрос 3 Зарождение и становление мировой экономической

    Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» и экономическим специальностям

    Аннотации учебных дисциплин кафедры политической экономии Дисциплины п/п 1. «Экономическая теория» Дисциплина по направлению 110100.62 - Агрохимия и агропочвоведение» (профиль: «Агрохимия и агропочвоведение»,

    Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

    Примерные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Макроэкономика» для студентов дневной формы обучения 1. Основные субъекты макроанализа и взаимосвязь между ними. 2. Макроэкономические цели государства.

    Основу учебника составляют лекции по современной экономической теории (Экономиксу), прочитанные автором в Высшей школе экономики и получившие широкую известность благодаря опубликованию в журналах "Вопросы

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Новокузнецкий

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

    1. Цели подготовки Цель - изучить особенности микроэкономических и макроэкономических процессов в национальной экономике. Изучить поведение экономических субъектов в условиях неопределенности и рисков.

    Направления: 010700 (510400) физика, бакалавриат 020600 (510900) гидрометеорология, бакалавриат 020800 (511100) экология и природопользование, бакалавриат Специальности: 090106 (075600) информационная

    Российский государственный социальный университет.. ÕÓ Ë ÍÓ ŒÕŒÃ» fl Œ»fl (œóîëúë ÂÒÍ ˇ ÍÓÌÓÏˡ) Учебное пособие 7-е издание, переработанное и дополненное Рекомендовано УМО по образованию в области финансов,

    Цели освоения дисциплины Основной целью освоения дисциплины является получение студентами знаний, которые станут теоретической базой профессиональной подготовки в области экономических наук. Студентов

    Перечень направлений подготовки на которые организация объявляет приём на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в соответствии с лицензией на осуществление образовательной

    «Высшее Серия образование» ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XX ВЕКА Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2008 УДК 330(075.8) ББК 65.02я73 КТК 0900 Э 40 Рецензент: доктор экономических наук, профессор РГУ В.М. Белоусов Авторский

    НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет среднего профессионального образования Кафедра СПО «Экономическая теория» Методические рекомендации по выполнению контрольной работы Специальность:

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский государственный университет им. А.М. Горького ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

    Приложение 3 «Рабочие программы дисциплин» к образовательной программе по специальности 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» 1. Цель и задачи

    В седьмом, дополненном и переработанном издании учебника представлены важнейшие разделы экономической теории: микроэкономика, макроэкономика, международная экономика. Дается представление о ведущих школах

    Министерство образования и науки Российской Федерации Курганский государственный университет Кафедра «Экономическая теория и моделирование экономических процессов» ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Методические

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН Количество часов Наименование темы Семинары работа Самост. Лекции Всего 1. Возникновение экономической теории. 2 2 4 8 2. Классическая политическая экономия. 4 4 8 16 3. Экономическая теория

    ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины - понять внутреннюю логику, взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций. Вполне уяснить взаимосвязь теоретических взглядов

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» БОРИСОГЛЕБСКИЙ ФИЛИАЛ (БФ ФГБОУ ВО «ВГУ») УТВЕРЖДАЮ Заведующий

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ТАГАРОГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЛИАЛ ФГБОУ ВО «ДГТУ» Кафедра Экономики и управления

    ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В МАГИСТРАТУРУ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Код дисциплины 8605.01.01;ПВЭ.01;1 Раздел 1 Ведение в экономику Тема 1 Экономическая наука и ее функции Предмет экономической

    Раздел I. Цель вступительного испытания Программа вступительных испытаний включает комплекс вопросов по специальным дисциплинам экономического профиля, по которым поступающий должен показать специальные

    Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет 1-22 стр. Факультет экономики и управления Кафедра экономической теории ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Планы семинарских занятий

    Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет»

    МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное агентство морского и речного транспорта Омский институт водного транспорта - филиал ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта»

    Приложение К РПД Б1.В.ДВ.1.1 Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    Тема 8: Маржиналистская революция и генезис неоклассики Связь с предыдущими темами: каков предмет классической политэкономии? каковы методологические принципы классической политэкономии? какая модель человека

    Министерство образования и науки Российской Федерации Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» Кафедра институциональной экономики ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

    Содержание К читателю... 9 Раздел I. ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 1.1. Этапы становления и развития экономической теории. Особенности российской экономической школы... 10 1.2. Предмет и метод экономической

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ для направления «Экономика» (наименование направления) «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе И.В.Щербакова Программа одобрена на заседании Ученого

    8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра Математика и математические методы в экономике 38.03.01 (080100.62) Экономика

    Менеджмент организации (Предпринимательство) - Вопросы для ГЭК. Вопрос 1 Основы менеджмента 1. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента 2. Сущность, функции, цель и задачи менеджмента 3.

    СОДЕРЖАНИЕ Предисловие... 13 Раздел I МАКРОЭКОНОМИКА-1 Глава 1. Введение в макроэкономику (методология изучения макроэкономических проблем)...18 1.1. Предмет исследования макроэкономики...18 1.2. Взгляды

    Федеральное агентство морского и речного транспорта Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени адмирала Г.И.

    М.: Юристъ, 1998. - 1 92 с.

    Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс истории экономических учений. Пособие представляет собой своеобразный краткий конспект курса. Его цель - помочь студентам прежде всего систематизировать учебный материал, лучше подготовиться к семинарским занятиям и экзаменам. Благодаря форме построения (вопросы и ответы) он дает общую канву изучаемого курса, помогает вычленить узловые положения и проблемы, проследить их внутреннюю связь, уяснить логическую последовательность экономических концепций, теорий, школ.

    Формат: doc / zip

    Размер: 360 Кб

    / Download файл

    СОДЕРЖАНИЕ
    ПРЕДИСЛОВИЕ 2
    ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ» 3
    1. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА 3
    2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 3
    3. ПЕРВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ: МЕРКАНТИЛИЗМ, ФИЗИОКРАТЫ 3
    4. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ 3
    5. АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА. ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ 4
    6. ФОРМИРОВАНИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ. А. МАРШАЛЛ. ДЖ. Б. КЛАРК 4
    7. ЛОЗАННСКАЯ ШКОЛА. КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ 4
    8. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА. ВЗГЛЯДЫ МОЛОДОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ 4
    9. АМЕРИКАНСКИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ 4
    10. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СОЦИАЛИСТОВ-УТОПИСТОВ 5
    11. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ К. МАРКСА 5
    12. РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАРКСИЗМА В РОССИИ. ОПЫТ СОЗДАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ СОЦИАЛИЗМА 5
    13. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ 5
    14. ДЖ. М. КЕЙНС: ТЕОРИЯ ЭФФЕКТИВНОГО СПРОСА 5
    15. НЕОКЕЙНСИАНСТВО И ПОСТКЕЙНСИАНСТВО. ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 6
    16. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ МОНЕТАРИСТОВ. М. ФРИДМЕН 6
    17. НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ. БОРЬБА И СИНТЕЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 6
    18. НЕОЛИБЕРАЛИЗМ И СОЦИАЛЬНОЕ РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО 6
    19. СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ 6
    20. ШВЕДСКАЯ (СТОКГОЛЬМСКАЯ) ШКОЛА 7
    21. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ 7
    22. ТЕОРИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 7
    23. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ М. И. ТУГАН-БАРАНОВСКОГО 7
    24. ВЕДУЩИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ (20-30-Е ГГ.) 7
    25. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА. Л.В. КАНТОРОВИЧ: ЛИНЕЙНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ 8
    26. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД 8
    27. ПРОБЛЕМЫ И ТЕОРИИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ 8
    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ 9
    1. КАКОВ ПРЕДМЕТ КУРСА «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»? 9
    2. ЧЕМ ПОЛЕЗЕН КУРС «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ» ? КАКОВО ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ? 9
    3. ПОД ВЛИЯНИЕМ КАКИХ ФАКТОРОВ ТРАНСФОРМИРУЮТСЯ ВЗГЛЯДЫ И КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИСТОВ? 10
    4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕМ РИМЕ И ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ – ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧИЯ. 11
    5. КАК РЕШАЕТ ПРОБЛЕМУ «СПРАВЕДЛИВОЙ ЦЕНЫ» АРИСТОТЕЛЬ В ДОШЕДШЕМ ДО НАС ТРАКТАТЕ? 13
    6. ФОМА АКВИНСКИЙ О «СПРАВЕДЛИВОЙ» ЦЕНЕ И БОГАТСТВЕ. 13
    7. УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВ И НОРМ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В РУССКОЙ ПРАВДЕ. 14
    8. НАЗОВИТЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ МЕРКАНТИЛИЗМА – ОДНОЙ ИЗ ПЕРВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ШКОЛ. 15
    10. В ЧЕМ СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ «ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТАБЛИЦЫ»-Ф. КЕНЭ? 17
    11. ПО МНЕНИЮ МЕРКАНТИЛИСТОВ, ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ТОРГОВЫЙ БАЛАНС СПОСОБСТВУЕТ УМНОЖЕНИЮ БОГАТСТВА НАЦИИ. НАСКОЛЬКО СПРАВЕДЛИВО ДАННОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ? 18
    12. ЧТО ПРЕДЛАГАЛ И. Т. ПОСОШКОВ В «КНИГЕ О СКУДОСТИ И БОГАТСТВЕ»? 19
    13. ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ АФОРИЗМ У. ПЕТТИ «ТРУД ЕСТЬ ОТЕЦ БОГАТСТВА, А ЗЕМЛЯ – ЕГО МАТЬ». 20
    14. ПОЧЕМУ МЫ И СЕГОДНЯ ОБРАЩАЕМСЯ К КЛАССИКАМ, К РАБОТАМ А. СМИТА, Д. РИКАРДО, ДЖ. С. МИЛЛЯ? 21
    15. КАКОВЫ ИСТОЧНИКИ РОСТА БОГАТСТВА В СООТВЕТСТВИИ СО ВЗГЛЯДАМИ А. СМИТА, Д. РИКАРДО? 21
    16. В ТРУДЕ А. СМИТА МОЖНО НАЙТИ НЕ ОДНУ, А НЕСКОЛЬКО КОНЦЕПЦИЙ СТОИМОСТИ. ОБРИСУЙТЕ ЭТИ КОНЦЕПЦИИ. 22
    17. ЧТО ИМЕЛ В ВИДУ А. СМИТ, ФОРМУЛИРУЯ ПОЛОЖЕНИЕ О «НЕВИДИМОЙ РУКЕ» ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ? 24
    19. ПО МНЕНИЮ Д. РИКАРДО, ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ – ОПРЕДЕЛИТЬ ЗАКОНЫ, УПРАВЛЯЮЩИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ПРОДУКТА МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ КЛАССАМИ. КАК РЕШАЛ РИКАРДО ЭТУ ЗАДАЧУ? 26
    20. С ИМЕНЕМ Д. РИКАРДО СВЯЗЫВАЮТ СОЗДАНИЕ ТЕОРИИ РЕНТЫ. КАК ОБОСНОВЫВАЕТ ОН ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ РЕНТЫ? 27
    21. СРАВНИТЕ ПРИНЦИП ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ИЗДЕРЖЕК Д. РИКАРДО С ПРИНЦИПОМ АБСОЛЮТНЫХ ИЗДЕРЖЕК А. СМИТА (ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ). 28
    22. В ЧЕМ ВЫ ВИДИТЕ ОСНОВНУЮ ЗАСЛУГУ А. СМИТА И Д. РИКАРДО – ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ? 29
    23. ДЖ. С. МИЛЛЬ ПРЕДПОЛАГАЛ НАПИСАТЬ ОБНОВЛЕННЫЙ ВАРИАНТ «БОГАТСТВА НАРОДОВ». В КАКОЙ МЕРЕ УДАЛОСЬ ЕМУ ОСУЩЕСТВИТЬ ЗАМЫСЕЛ? 30
    24. ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ, ВЫДВИНУТУЮ Т. МАЛЬТУСОМ В ЕГО ИЗВЕСТНОМ ТРУДЕ. КАК ТРАКТУЕТСЯ ОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ? 32
    25. Ж.-Б. СЭЙ ВОШЕЛ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ КАК АВТОР ФАКТОРНОЙ ТЕОРИИ СТОИМОСТИ. КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭТОЙ ТЕОРИИ? 33
    27. ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ ВЫСКАЗАЛ ИДЕИ, ВОШЕДШИЕ СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ В ТЕОРИЮ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ, НЕМЕЦКИЙ ЭКОНОМИСТ Г. ГОССЕН. ЕГО ИМЕНЕМ НАЗВАНЫ ДВА ЗАКОНА; В ЧЕМ ИХ СУЩЕСТВО? 35
    29. ПОЯСНИТЕ СУЩЕСТВО «ТЕОРИИ, АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИЗДЕРЖЕК» Ф. ВИЗЕРА. 38
    30. ЧТО ТАКОЕ НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА? ЧЕМ ОНА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ? 38
    31. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПРИНЦИП ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ, ОБОСНОВАННЫЙ А. МАРШАЛЛОМ? 39
    32. ДАЙТЕ ОБЩУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ А. МАРШАЛЛА. 41
    33. КАК СОГЛАСНО КОНЦЕПЦИИ ДЖ. Б. КЛАРКА РАСПРЕДЕЛЯЕТСЯ ДОХОД МЕЖДУ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ФАКТОРАМИ? 42
    34. ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ДИВИДЕНДА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ А. ПИГУ. 43
    35. ПОЯСНИТЕ СУЩЕСТВО МОДЕЛИ ОБЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ Л. ВАЛЬРАСА. 44
    36. КАКИЕ ВЫВОДЫ МОЖНО СДЕЛАТЬ ИСХОДЯ ИЗ МОДЕЛИ ОБЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ Л. ВАЛЬРАСА? 46
    37. РАСКРОЙТЕ СМЫСЛ И ПРАКТИЧЕСКУЮ ЗНАЧИМОСТЬ «ОПТИМУМА ПАРЕТО». 47
    38. КАКИЕ ИДЕИ ОБОСНОВЫВАЛ Ф. ЛИСТ В КНИГЕ «НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ»? 49
    39. ПОЧЕМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПРИНЯТО ОТНОСИТЬ К НЕТРАДИЦИОННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ? 49
    41. ПОЯСНИТЕ СМЫСЛ ИДЕИ, ВЫДВИНУТОЙ Т. ВЕБЛЕНОМ:«ИНСТИТУТЫ – ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ». 51
    42. В ЧЕМ СОСТОИТ ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ТРУДА У. МИТЧЕЛЛА «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ: ПРОБЛЕМА И ЕЕ ПОСТАНОВКА»? 52
    43. В ЧЕМ СУЩЕСТВО ТЕОРИИ НЕДОПОТРЕБЛЕНИЯ, ВЫДВИНУТОЙ С. СИСМОНДИ? 53
    44. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ СЕН-СИМОНА – ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СОЦИАЛЬНО-УТОПИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ. 54
    45. В ЧЕМ СОСТОЯТ ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТEOРИИ К. МАРКСА? 54
    46. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ И РАВЕНСТВА В ТРАКТОВКЕ К. МАРКСА. 57
    47. К. МАРКС: ТЕОРИЯ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ. 58
    48. Э. БЕРНШТЕЙН: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕФОРМИЗМ И ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛИЗМА. 59
    49. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ (ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX В.). 60
    50. ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ Г. В. ПЛЕХАНОВА. 61
    51. РАЗРАБОТКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РАБОТАХ В. И. ЛЕНИНА. 62
    52. В ЧЕМ СУТЬ «ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» И. ШУМПЕТЕРА? 63
    53. ПОЯСНИТЕ СМЫСЛ КОНЦЕПЦИИ «СПОНТАННОГО»ПОРЯДКАМ Ф. ХАЙЕКА. 65
    54. К. КАУТСКИЙ, Р. ГИЛЬФЕРДИНГ – ТЕОРЕТИКИ «ОРГАНИЗОВАННОГО КАПИТАЛИЗМА». 66
    55. ЧТО ПОНИМАЛ ДЖ. М. КЕЙНС ПОД ЭФФЕКТИВНЫМ СПРОСОМ? 67
    56. ОТ ЧЕГО СОГЛАСНО ТЕОРИИ ДЖ. М. КЕЙНСА ЗАВИСИТ ДИНАМИКА ЛИЧНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ И ИНВЕСТИЦИЙ? 69
    57. ПОЯСНИТЕ СМЫСЛ «ОСНОВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНА» ДЖ. М. КЕЙНСА. 69
    58. ЧТО ТАКОЕ КОЭФФИЦИЕНТ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ? КАКУЮ РОЛЬ ОН ИГРАЕТ В ТЕОРИИ ДЖ. М. КЕЙНСА? 70
    59. В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ КОНЦЕПЦИИ, ВЫДВИНУТОЙ ДЖ. М. КЕЙНСОМ, ОТ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ТЕОРИЙ? 71
    60. ПОЯСНИТЕ, В ЧЕМ СМЫСЛ ИДЕИ «НЕОКЛАССИЧЕСКОГО СИНТЕЗА», ВЫДВИНУТОЙ П. САМУЭЛЬСОНОМ. 72
    61. КАК МЕНЯЮТСЯ ФОРМЫ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ СОГЛАСНО ТЕОРИИ «НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ» ДЖ. РОБИНСОН? 73
    62. В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ ПОДХОДА К АНАЛИЗУ «МОНОПОЛИИ И КОНКУРЕНЦИИ» Э. ЧЕМБЕРЛИНА ОТ КОНЦЕПЦИИ ДЖ. РОБИНСОН? 74
    63. СУЩЕСТВО И ЗНАЧЕНИЕ МОДЕЛИ IS–LM, ПРЕДЛОЖЕННОЙ ДЖ. ХИКСОМ. 75
    64. ПОЯСНИТЕ СМЫСЛ ОДНОФАКТОРНОЙ МОДЕЛИ Р. ХАРРОДА И Е. ДОМАРА. 76
    65. КАКИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ ОТРАЖАЕТ УРАВНЕНИЕ ОБМЕНА И. ФИШЕРА? 77
    66. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ М. ФРИДМЕНА: СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ. 78
    67. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ «ДЕНЕЖНОЕ ПРАВИЛО» М. ФРИДМЕНА? 80
    68. В ЧЕМ СОСТОЯТ МОНЕТАРИСТСКИЕ РЕЦЕПТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ? 80
    69. ПОЯСНИТЕ СМЫСЛ КРИВОЙ И ЭФФЕКТА А. ЛАФФЕРА. 81
    70. КАКИЕ ВЫВОДЫ СЛЕДУЮТ ИЗ ТЕОРИИ РАЦИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ? 83
    71. В ЧЕМ СУЩЕСТВО ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА ДЖ. БЬЮКЕНЕНА? 84
    73. ПОСТИНДУСТРИАЛИЗМ И ОБЩЕСТВО «ТРЕТЬЕЙ ВОЛНЫ» (Д. БЕЛЛ И Э. ТОФФЛЕР). 85
    74. КАК ПРЕДЛАГАЕТ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ «ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ» Р. КОУЗ? 86
    75. СТАНОВЛЕНИЕ ШВЕДСКОЙ ШКОЛЫ: АНАЛИЗ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ. 88
    77. ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОРЯДКОВ В. ОЙКЕНА: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ. 90
    78. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И РЕФОРМА Л. ЭРХАРДА. 91
    79. Г. БЕККЕР: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 92
    80. В ЧЕМ СМЫСЛ КОНЦЕПЦИИ НУЛЕВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА? 93
    81. КАКОВЫ ПРЕДПОСЫЛКИ, ИЗ КОТОРЫХ ИСХОДЯТ КОНЦЕПЦИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ? 93
    82. ПОЯСНИТЕ СВЯЗЬ ИЗДЕРЖЕК С ФАКТОРНЫМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ В ТЕОРИИ Э. ХЕКШЕРА–Б. ОЛИНА. 94
    83. КАКУЮ РОЛЬ В ТЕОРИИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ИГРАЕТ ВЫДВИНУТОЕ М. ПОРТЕРОМ ПОЛОЖЕНИЕ О «НАЦИОНАЛЬНОМ РОМБЕ»? 95
    84. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ С. Ю. ВИТТЕ. 96
    85. М. И. ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ: ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ. 97
    86. АНАЛИЗ АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СЕМЕЙНОГО КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ТРУДАХ А. В. ЧАЯНОВА. 98
    88. Л. Н. ЮРОВСКИЙ: КОНЦЕПЦИЯ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ И ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ. 102
    89. СОЗДАНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ. РАБОТЫ В. К. ДМИТРИЕВА, Е. Е. СЛУЦКОГО. 102
    90. «ТЕКТОЛОГИЯ» А. А. БОГДАНОВА: ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА. 104
    91. Л. В. КАНТОРОВИЧ: РАЗРАБОТКА ТЕОРИИ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ. 105
    92. НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ 50 – 90 ГГ. 106
    93. ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕЙ «ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛИЗМА»: ДИСКУССИИ ПОСЛЕВОЕННОГО ПЕРИОДА. 108
    94. ПРОБЛЕМЫ И ТЕОРИИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ. 109
    95. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА. 110
    ПРИЛОЖЕНИЯ 112
    НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ 112
    ИЗВЕСТНЫЕ ЭКОНОМИТЫ 115
    КЕЙНСИАНЦЫ 115
    МОНЕТАРИСТЫ 116
    НЕОЛИБЕРАЛЫ 116
    ИНСТИТУЦИОНАЛИСТЫ 117
    ЭКОНОМИСТЫ-СОЦИОЛОГИ 118
    НЕОРДИНАРНЫЕ ТЕОРЕТИКИ 118
    МАРКСИСТСКАЯ ШКОЛА 119
    ЭКОНОМИСТЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ 119
    ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ 120
    УЧЕБНИКИ, ХРЕСТОМАТИИ, ПОСОБИЯ. 122
    ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ 124
    ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ 125
    СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ 126
    ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ: ИМЕНАИ ДАТЫ 128
    НАЗВАНИЯ И ДАТЫ ВЫХОДА ТРУДОВ ЭКОНОМИСТОВ, УПОМЯНУТЫХ В СХЕМЕ 1 128
    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ШКОЛЫ 129
    УЗЛОВЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 131
    КЛАССИКИ, НЕОКЛАССИКИ 131
    ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ 132
    СОДЕРЖАНИЕ 134