Пора валить? Все об эмиграции. Школа шведская и школа российская

Всеобщее обязательное школьное образование было введено в Швеции в 1950 году. А в семидесятых годах ХХ века появились единые программы обучения и централизованное управление.

Занятия с детьми начинаются в возрасте 3 лет, когда ребенок идет в детский сад. Широко распространены малокомплектные группы численностью менее 10 человек. В 6 лет родители могут отдать ребенка в подготовительный класс. Обучение проходит в игровой форме, дети осваивают первичные навыки письма и чтения. Занятия длятся не более 3 часов в день, а в остальное время действует режим детского сада.

С 7 лет все дети должны пойти в школу. В таблице представлены основные этапы среднего образования в Швеции.

Для поступления в первый класс 7-летний ребенок должен пройти собеседование, на котором выявляется уровень подготовки и степень зрелости будущего школьника, а также возможные отклонения в развитии.

Родители могут выбирать школу в Швеции для обучения своих детей. Но школа примет ребенка только при наличии свободных мест.

С 1 по 3 класс и с 4 по 6 класс обучение школьников проводит один учитель. Во многих школах принято с 5 класса разделять мальчиков и девочек по разным группам. С 7 по 9 класс школьники обучаются в соответствии со специализацией. Они имеют возможность выбрать дисциплины и альтернативные курсы, которые понадобятся им для получения профессии.

Особенности обучения в шведских школах

В начальных классах основное внимание направлено на социальное развитие ребенка: общение и игры со сверстниками, установление дружеских контактов. При этом обучение наукам отходит на второй план.

До 5 класса включительно ученики не получают оценок. На второй год детей не оставляют. Учитель несколько раз в год проводит индивидуальные встречи с родителями, чтобы они могли отслеживать успеваемость детей

Если ребенку тяжело дается учеба, он может перейти в одну из особых школ, где предусмотрена дополнительная помощь и поддержка педагогов.

  • Вспомогательные школы (särskola) посещают дети, страдающие аутизмом и отстающие в развитии.
  • Специальные школы (specialskola) для детей, имеющих определенные физические отклонения. Например, глухота.

С 6 класса ученики получают оценки. Выставляются оценки от А до F, где А — самая высокая, а F — самая низкая. В конце каждой учебной недели школьники сдают письменный отчет о проделанной работе, в котором пишут о способах выполнения задания и о том, чему они научились. Помимо стандартных школьных дисциплин, проводятся уроки по половому просвещению.

Учебный год в школах в Швеции начинается в конце августа. Он состоит из двух семестров: осеннего и весеннего. Занятия обычно начинаются в 08:30 и оканчиваются в 14:30, но точное время зависит от школы и класса.

Гимназии в Швеции

После окончания 9 класса подавляющее большинство подростков продолжает обучение в гимназиях. Для поступления в гимназию необходимо окончить школу и успешно сдать три выпускных национальных экзамена: шведский язык, английский язык, математика. Уровень требований к выпускным оценкам зависит от престижности гимназии.

Подросткам, оканчивающим 9 класс, предлагаются самые разные направления дальнейшего обучения, их количество более 20. Выпускники школ могут посоветоваться по вопросу выбора направления со школьным консультантом по профессиональной ориентации.

Длительность обучения в гимназии зависит от направления, но в среднем составляет 2-3 года. Решается вопрос о введении единого срока обучения во всех гимназиях — 3 года.

Изучение предметов делится на уровни. Физика может изучаться на двух уровнях сложности, математика — на пяти уровнях, а английский — на семи. Чем выше уровень, тем больше учебных часов дается по предмету.

Для зачисления в вуз после окончания гимназии необходимо иметь запись в аттестате об успешном освоении различных предметов на определенном уровне. Например, на одну из технических специальностей вуза принимают выпускников гимназий, изучивших физику на втором уровне, математику на четвертом уровне, а английский язык — на шестом.

Преимущества обучения детей в школах в Швеции

  • Среднее образование в Швеции полностью бесплатно для граждан страны. Родители не платят никаких взносов на помощь школе или очередной ремонт. Учащиеся начальных классов бесплатно получают тетради, ручки и карандаши, бумагу и многое другое.
  • Бесплатные ежедневные обеды в школьной столовой. Питание вкусное и здоровое. Блюда обычно повторяются раз в неделю.
  • Походы и экскурсии для школьников бесплатные.
  • Если школа находится далеко от места проживания ученика, ему выдают бесплатный проездной билет.
  • В ряде школ бесплатно обучают играть на одном из музыкальных инструментов (на выбор ребенка).
  • В системе образования значимую роль играют занятия спортом.
  • Ученики имеют право переписывать любую контрольную работу, кроме национального экзамена.
  • Учителя поддерживают дружеские отношения с ребятами. Нормальным считается обращение к учителю по имени. Обучение строится на принципах отношения к ребенку, как к равному. Ребенка признают полноправной личностью.
  • Дети любят ходить в школу.

Обучение иностранцев

Знание шведского языка необходимо для получения школьного образования. Если родители ребенка говорят на другом языке, он имеет право изучать шведский язык в школе. Для недавно прибывших в Швецию детей во всех регионах страны существуют подготовительные классы по изучению шведского языка. Как правило, обучение индивидуальное.

Дети из других стран могут учиться в государственных или частных школах Швеции. Поступить по программе обмена в государственную гимназию можно в возрасте от 14 до 17 лет. В более раннем возрасте иностранцев не принимают. Несмотря на то, что стандартный срок обучения в гимназии составляет 3 года, школьники из других стран смогут учиться в Швеции только 1 год. Исключение составляют иностранные дети, постоянно проживающие в стране.

Для зачисления в гимназию необходимо знание английского языка. На специальных языковых занятиях школьники изучают основы шведского языка. Далее обучение ведется только на шведском. Также ученик должен иметь хорошую успеваемость в своей стране и быть коммуникабельным. В период учебы подростки обычно живут в шведских семьях, что помогает быстрее освоить язык. Обучение платное, стоимость составляет около 6 тысяч евро в год. В частных школах цены выше.

Также в Швеции существуют гимназии, работающие по международным программам. В них обучение часто ведется на английском языке. После окончания школы возможно поступление в университеты по всему миру.

Дети из России могут обучаться в русской школе в Швеции при посольстве РФ или в русской школе в Гётеборге.

Документы, необходимые для обучения детей в Швеции

Если обучение не превышает 3 месяца, оформляется обычная виза. В ином случае необходимо оформить разрешение на проживание в связи с обучением. Перечень документов для получения разрешения:

  • анкета на шведском или английском языках;
  • справка о зачислении в гимназию или иное учебное заведение;
  • подтверждение финансовой способности ученика или его спонсора;
  • международный паспорт, ксерокопии всех страниц этого паспорта;
  • 2 цветные фотографии на документы;
  • медицинская страховка.

Выбор школы в Швеции

В число лучших школ Швеции входит школа-пансион Lundsbergs skola. Здесь традиционный подход к образованию сочетается с современной педагогикой. В этой школе учились даже королевские особы.

Двадцать особенностей и отличий шведской школы от российской, касающихся учебы, перемен, распорядка дня и оценок.

  1. Начало и окончание учебного года проходит в разные дни в разных школах. Иногда, даже проходит в разные недели. Поэтому шведские детишки не идут первого сентября в школу.
  2. В Швеции есть продленка. Но особенность продленки, что туда могут ходить только дети до 12 лет. Кроме того, эта продленка работает еще и до начала занятий. Например, в моей школе продленка работает с 6:30 до 18:00. Вот такой длинный день получается.
  3. Нет бумажных дневников. Зато есть электронные дневники, в которые учителя выставляют оценки и родители могут посмотреть их в онлайн-режиме.
  4. Оценки ставятся, начиная с 6 класса.
  5. Оценки — это не цифры, а буквы. A B C D E F, где F — это незачет.
  6. Все учебники даются бесплатно всем ученикам школы.
  7. Вся канцелярия, все ручки, карандаши, ластики, клей и другое. Все это дается бесплатно в шведской школе.
  8. Дети пишут в самих учебниках. Тетрадей в шведских школах практически нет. Все пишется в учебниках или на распечатанных листочках.
  9. Дети пишут простыми карандашами, шариковые ручки не используются.
  10. Шведские дети пишут печатными буквами. Все годы вплоть до выпуска из школы.
  11. Нет домашнего задания. Иногда его все же задают старшеклассникам, но оно гораздо меньше, чем в России. И если его дают, то дают минимум на неделю. Например, с текущего понедельника на следующий понедельник.
  12. В Швеции ненормированные уроки. Некоторые уроки длятся полчаса, некоторые длятся час или час с четвертью. Даже в одной и той же школе, в одном и том же классе длина урока может варьироваться.
  13. Вы не услышите любимого звонка с урока и на урок. Звонков нет. Дети, как правило, знают когда и куда нужно идти. Иногда учителя помогают собрать детей и вывести их на улицу или привести в класс.
  14. Перемены. Дети младших классов в обязательном порядке проводят свои переменки на улице, не смотря на погоду. На улице они бегают и играют.
  15. Шведские школьники часто ездят в различные музеи, в театры на спектакли и все эти поездки организует школа. Родители не платят ни за транспорт, ни за входные билеты. Если какой-то класс желает ездить чаще на какие-то экскурсии, то класс может собрать деньги на дополнительные поездки, самостоятельно заработав их. Что дети для этого делают? Дети пекут для этого различные пирожки, булочки и пирожные и ходят по соседям продавать. Или, например, продают какую-то одежду из каталогов или различные сувенирчики на рождество. Все эти заработанные деньги детишки складывают и отправляются в совместную поездку с классом.
  16. В старших классах есть уроки по половому воспитанию. Но это только в старших классах.
  17. В шведской школе есть уроки труда и домоводства. Но эти уроки проходят одинаково и для мальчиков, и для девочек. То есть шведские мальчики и девочки вместе вяжут, шьют, готовят еду, стучат молотком, строят скворечники. Все это они делают вместе.
  18. После урока физкультуры, дети принимают душ в любом возрасте. Начиная с маленьких детей и заканчивая старшеклассниками.
  19. Кроме английского языка, обязательно изучают еще и второй иностранный язык. Это может быть французский, испанский или же немецкий.
  20. В Швеции есть развивающие разговоры. Это альтернатива привычных нам родительских собраний. На этих встречах сидят ребенок, его родитель и учитель. Они втроем разговаривают 45 минут об успехах ученика и над чем ему еще нужно поработать.

Если вы знаете и другие особенности шведской школы, напишите их в комментарии.

В этой статье пойдет речь о шведской системе образования. Эта система неоднократно перестраивалась за последние полвека и продолжает изменяться, так как среди политиков всегда найдется кто-то, кто недоволен существующей системой и хочет ее улучшить.

Здесь я расскажу о том, как выглядит шведская система образования сегодня и каковы основные отличия между шведской средней школой, гимназией и высшей школой.

Поскольку в Швеции принят демократический строй управления, то и своих граждан здесь обучают и воспитывают в демократическом духе.

Принцип демократии

проявляется, например, в том, что у учеников есть возможность оказывать влияние на процесс обучения - в школе, гимназии или высшей школе. Недовольные ученики класса могут высказать недовольство своим учителем, а также свои требования о его замене.

Если это было большинство класса, то учителя заменят. Кроме того, в шведских учебных заведениях создаются так называемые Советы Учеников, которые влияют на процесс обучения.

Представители Совета Учеников могут также присутствовать и задавать свои вопросы на собеседованиях при приеме на работу ректоров или учителей.

Кроме того, шведским учителям законодательно запрещено давить на учеников своим авторитетным мнением. Задача учителя - дать знания, вызвать обмен мнениями учеников, помочь сформулировать собственный взгляд, ведь только так можно воспитать в человеке способность независимого мышления.

Поскольку система образования начинается с дошкольного образования, то начну с детских садов.

Шведы отдают своих детей в детсад с возраста примерно одного года или полутора. В отпуске по уходу за детьми обычно сидят обя родителя, сначала мать, потом отец, на обоих дается полтора года отпуска, в течении которого государство оплачивает молодым родителям 80% от получаемой до этого зарплаты.

Шведское государство поощряет рождение детей тем, что выплачивает ежемесячное пособие в размере 1000 крон (или 100 евро) до дех пор, пока ребенку не исполнится 18 лет. Этой суммы обычно хватает на ежемесячную оплату детсада. Поскольку услуги нянь или гувернанток стоят очень дорого в Швеции, то редкие семьи могут позволить себе их услуги, поэтому и отдают детей в садик.

Детские сады в Швеции есть государственные и частные. Оплата в тех и других одинаковая. Но если садик государственный, то родители, которые не работают, а, например, находятся в декретном отпуске с другим ребенком или же являются безработными, имеют право на размещение ребенка в детсаду не на полный рабочий день, а лишь 15 часов в неделю.

Уже начиная с детских садов отношение к детям уважительное, с личностно-ориентированным подходом к каждой маленькой индивидуальности.

Ребенка не заставляют делать то, что он не хочет сам или еще не понимает, как это делать вследствие возраста, к примеру, приучение к горшку идет в возрасте 2-3 лет и после того, как ребенок сам проявил интерес и захотел перестать носить подгузники.

Шведские образовательные учреждения преуспели в воспитывании в детях чувства ответственности за свои поступки, умения отвечать за них и делать выводы. Детей с детства приучают к самостоятельности, умению выбирать и принимать решения.

Так, детсадовская группа трехлеток спокойно стоит в очереди к завтраку и аккуратно набирает в свои тарелки предложенную еду из разных блюд шведского стола. При этом они не толкаются, не бросают друг в друга морковкой и не запихивают за шиворот лапшу. Кроме того, с раннего возраста в детях воспитывают любовь к природе и естественным наукам.

Так, в детсаду дети выращивают и кормят червячков, поливают в лесу головастиков и садят зеленые насаждения на участке, например, морковку или землянику. При этом детям позволяется валяться в мокром песке, ходить по лужам и гулять даже тогда, когда идет дождь. Прогулки на свежем воздухе не отменяются только потому, что идет дождь, так как есть простое решение - непромокаемая прорезиненная одежда и обувь для таких прогулок.

В школу дети идут с шести лет, точнее сначала в подготовительную к первому классу группу. Начальная средняя школа в Швеции - это 1-3 классы, средняя ступень - это 4-6 классы, высшая ступень средней школы - это 7-9 классы. Шведская средняя школа бесплатная и обязательная для посещения. Если ученик отлынивает от школы, то за ним приедет полиция и отвезет его в школу. Видимо, шведской полиции больше нечем заняться.

Часто в шведской школе не задают домашних заданий. Детей не оставляют "на второй год". Если ученик не был аттестован по какому-то предмету, то он продолжает учиться в следующем классе, несмотря на пробелы в знаниях.

Часто одним из предметов начальной школы является экскурсия в лес, физическая подготовка тоже один из важных предметов, так как здоровый образ жизни - норма шведского общества. Примерно с 11-13 лет детям преподается предмет о сексуальной жизни, где детям рассказывают в том числе о средствах контрацепции.

Если после 9 класса средней школы у ученика в аттестате большинство оценок положительные, то есть он аттестован по большинству предметов, то он может поступить в гимназию и обучаться там три года.

Прием в гимназию осуществляется на основании школьного аттестата и количества желающих учиться в конкретной гимназии. Чем выше конкурс на место, тем лучше должны быть оценки в аттестате.

Гимназии могут быть техническими, где преподаются естественнонаучные и технические дисциплины, или гуманитарные, где преподаются иностранные языки, обществознание и т.п.

Таким образом, ученикам, выбравшим техническую гимназию, не нужно изучать гуманитарные науки, и наоборот, гуманитариям не нужно изучать естественные науки.

После окончания гимназии есть два пути - работать по приобретенной специальности (парикмахер, пекарь, бухгалтер и т.д.) или продолжать обучение в высшей школе или университете.

Еще лет пятнадцать назад высшее образование получали примерно 30% закончивших гимназии, а в последнее время эта цифра увеличилась до 50%, из них большинство девушки.

Каждый шведский студент знает минимум два иностранных языка. Учить по четыре-шесть языков в гуманитарной гимназии - нормальное явление.

Многие гимназисты устают от учебы и после окончания гимназии предпочитают год-другой отдохнуть от учебы и поработать. Есть даже такое понятие "уставший от школы".

В гимназиях дается большое количество письменных заданий, сочинений, где надо сравнивать, сопоставлять, делать выводы, развивать дискуссии на представленную тему.

По отношению к учебе шведских учеников и гимназистов можно разделить на две группы - заинтересованные и незаинтересованные.

К заинтересованным относятся те, кто стремится к получению новых знаний и им это зачем-то нужно - интересен предмет или они стремятся построить карьеру в будущем.

Ко второй группе относятся те, которым не интересно учиться, но получить аттестат все-таки нужно и они прогуливают занятия, игнорируют задания учителя, есть и такие, кто весь урок пялится в свой мобильник, жует жвачку, закинув ноги на стул или вставив в уши наушники.

И учителя здесь бессильны, лишь недавно у учителей появилось право отбирать у учеников мобильники, если они мешают учебному процессу.

В гимназиях практикуется выбор предметов по желанию.

Выбор предмета можно сделать как в начале учебного года, так и в середине. Детей с детства приучают, что нужно искать то занятие, которое тебе нравится. Если ты, к примеру, выбрал учиться рисовать, или играть на музыкальном инструменте, то только потому, что тебе это интересно.

Ну а если в какой-то момент это перестает быть интересным, то можно поменять предмет и дальше продолжать искать себя.

Детям внушается также то, что ты все можешь, нужно лишь захотеть. Но часто дети хотят быть звездами сцены или спорта, или выбирают какую-нибудь очень интересную им профессию, но на которую нет спроса на рынке труда, как, например, уход за лошадьми или работа флориста.

Часто бывшие гимназисты остаются без работы много лет, а затем идут переучиваться на другую профессию.

Те гимназисты, которые планируют поступление в высшую школу или университет после окончания гимназии, стремятся к тому, чтобы получить как можно лучшие оценки в своем гимназическом дипломе. Почему это важно? Потому, что при поступлении в высшую школу или университет нет вступительных экзаменов, набор студентов делается на основании дипломов об окончании гимназии.

И если конкуренция большая на место, то шансы поступить снижаются, если оценки в дипломе хуже, чем у других. К примеру, для поступления на обучение профессии врача требуется, чтобы все оценки в дипломе были высшими, иначе шансы пройти по конкурсу невелики.

Если какой-либо гимназист считает, что его оценки были незаслуженно занижены учителем, или он сам поздно спохватился и не придавал значения своим оценкам, то у такого ученика есть шанс написать тест, организуемый высшей школой один раз в год примерно в феврале-марте, который пишется единовременно всеми желающими по всей стране, и после успешного написания которого у бывших гимназистов есть шанс изменить свои оценки в дипломе.

Обучение в университетах может начаться как осенью (в августе-сентябре), так и весной (с конца января). Если выбранная программа обучения начинается в августе-сентябре, то заявление на поступление во все университеты Швеции подаются по интернету до 15 апреля текущего года.

Затем до конца июня нужно выслать все необходимые дипломы и прочие документы, необходимые для зачисления, а в середине июля приходит решение университета на е-мэйл о том, зачислен ли ты или нет.

Если же программа обучения начинается в январе, то заявление на поступление нужно подать по интернету до 15 ноября, затем выслать все документы до конца ноября и ждать решения университета до конца декабря.

Если будущий студент выбрал обучение в университете другого города, то нужно быть готовым к переезду и тому, что в Швеции сложно снять жилье, особенно в крупных городах. Для того, чтобы снять жилье, нужно встать в очередь, тоже по интернету и набирать по одному баллу за каждый день стояния в этой электронной очереди.

При наличии нескольких желающих на одну и ту же квартиру, предпочтение отдается тому, кто дольше простоял в очереди. Поэтому большинство молодых людей встают в очередь сразу же по исполнении им 18 лет. Обычно после года стояния в очереди уже можно снять маленькую студенческую квартиру, даже в Стокгольме, где вопрос съема жилья стоит очень остро.

Обучение в шведском университете или высшей школе отличается от российского прежде всего тем, что в Швеции делается упор на самостоятельное изучение и работу студентов в группах, то есть задания часто даются не индивидуально, а на группу, состоящую из двух и более студентов, тем самым студенты учатся находить общий язык и сотрудничать друг с другом.

Что касается самостоятельного изучения предмета, то количество лекций и часов общения с преподавателем гораздо меньше, чем в российском вузе, а студентам выдается список литературы, который они должны освоить по прохождении курса. Каждый курс рассчитан обычно на месяц.

После окончания курса пишется письменный экзамен, устных экзаменов здесь нет. Если курс обширный, то часто к письменному экзамену добавляется еще и другая форма оценки студентов, например, лабораторная работа, кейс или что-то еще. Курсы изучаются один за другим так, что после окончания одного курса начинается изучение другого.

Иностранные граждане также могут обучаться в университетах или высших школах Швеции. Для этого существует два пути - по обмену между университетами разных стран и тогда обучение бесплатное и ведется на английском языке, или поступая самостоятельно с последующей оплатой обучения.

Формально образовательный процесс начинается буквально с ясель: aбсолютное большинство шведских детей начинают ходить в детские сады уже в возрасте 1,5-2 лет. Дошкольное образование – неотъемлемая часть шведской образовательной системы и доступно для всех, независимо от уровня доходов. Шведское дошкольное образование подчеркивает важность игры в развитии ребенка. Все более популярным становится гендерно-ориентированное образование, основная цель которого – дать детям равные возможности в жизни, независимо от пола. Каждому ребёнку в возрасте 6 лет гарантировано место в подготовительном классе (förskoleklass), где детей готовят к первым шагам в общеобразовательной школе.

Личность ребенка и его достоинство – неприкосновенны, и дети в Швеции имеют такое же право на уважение и равноправие, как и взрослые .

Поэтому, несмотря на то, что большинство занятий в школе проходит в классах в групповой форме, преподаватель никогда не будет хвалить одних и ругать других прилюдно. Все, что касается успеваемости или поведения конкретного ребенка в школе, обсуждается индивидуально, с самим ребенком и его/её родителями. Все учителя, работающие в школах, как преподаватели-предметники, так и те, кто занимаются внеклассной работой с детьми, имеют специальное педагогическое образование и проходят обязательную аттестацию.

Школьное образование – год за годом

С шестилетнего возраста каждый ребенок в Швеции имеет право на бесплатное образование в школе. Закон Швеции «Об образовании» предписывает девять лет обязательного обучения в школе для всех детей.

Обязательное школьное образование в Швеции подразумевает три этапа обучения: начальная школа – lågstadiet (1–3 классы), средние классы – mellanstadiet (4–6 классы), старшие классы – högstadiet (7–9 классы). После окончания обязательной 9-летней школы следует гимназическое образование (10-12 классы).

Для поступления в гимназические классы (10-12 годы обучения) ученики должны иметь проходные баллы по шведскому, английскому языкам и математике. Обучение в гимназии не является обязательным, однако, её необходимо закончить, если собираешься поступать в университет, а также чтобы устроиться на работу по некоторым специальностям сразу после школы. В 2017 году примерно 75,2% учащихся гимназических классов получили свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы.

Без оценок до шестого класса

До шестого класса ученикам в шведских школах вообще не ставят оценок, чтобы не мешать индивидуальному развитию и не вызывать чувство конкуренции и стресс. За последние сто лет Швеция перепробовала много систем оценки знаний. В 2011 году шведские школы перешли с трехбалльной на шестибалльную шкалу. Ученикам могут поставить такие оценки: A (отлично), B (очень хорошо), C (хорошо), D (удовлетворительно), E (адекватно), F – непроходной балл. Система аттестации и оценки знаний школьников – вечный предмет острых споров, как среди политиков, так и школьных работников. Шведы считают, что любая система оценок всегда несовершенна и таит в себе несправедливость. Поэтому новые подходы к аттестации учеников регулярно обсуждают в риксдаге и муниципальных органах власти.

Чему учат в школе

С первого класса по третий основу школьной программы составляют математика, шведский язык, домоводство, обществоведение и природоведение. Занятия по большей части – в форме игры. Уже в 7-10 лет на уроках обществоведения детей активно приобщают к обсуждению происходящего в мире, например, после совместного просмотра детской программы новостей – Lilla Aktuellt. Эта программа идет ежедневно по шведскому телевидению. В простой и доходчивой форме она знакомит самых маленьких телезрителей с главными событиями Швеции и мира. С третьего класса школьники начинают изучать английский. Зубрежкой и грамматикой им пока не докучают – разучивают простые песенки, учат считать и в игровой форме знакомят с некоторыми словами и выражениями. Физкультура тоже присутствует в расписании, но больше в форме подвижных игр, походов на природу, если погода позволяет. Занятия по домоводству – одни из самых любимых. На них мальчики и девочки вместе учатся шить и вязать, мастерить игрушки и нехитрую домашнюю утварь своими руками, а также готовить и печь по несложным рецептам.

Со средних классов учебная нагрузка и объем требований к знаниям и умениям школьников заметно растут. Становится больше домашних заданий – и возможностей для самостоятельного выбора предметов. К примеру, с шестого класса можно выбрать второй язык, помимо английского. Наиболее популярны немецкий, французский и испанский. В некоторых школах даже есть возможность изучать русский язык.

Национальный экзамен

Ученики третьего, шестого и восьмого классов проходят обязательное тестирование по некоторым предметам. Цель экзаменов, правда, не только оценить успеваемость каждого ученика, но и измерить общий уровень качества образования в школах страны и определить, насколько хорошо или плохо они справляются со своей образовательной миссией.

  • В Швеции 83% взрослых в возрасте 25–64 лет получили диплом об окончании старшей средней школы (гимназии), в то время как в среднем по странам ОЭСР такой диплом получили около 75% взрослых.
  • Образование в Швеции финансируется в основном за счет муниципальных налогов, но существует также общая государственная дотация. Ее выделяют муниципалитетам, у которых недостаточно средств в бюджете на образование
  • Швеция была первой страной в мире, которая запретила телесные наказания детей в 1979 году. Она также была одной из первых стран, подписавшей Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах ребенка в 1990 году.

Психологический комфорт – в приоритете

Психологическое самочувствие детей – приоритет шведских школ. В каждой есть куратор, к которому ребенок может прийти и рассказать, например, о своих проблемах с успеваемостью, о трудностях в шведской семье или со сверстниками. Кроме того, учителя регулярно проводят индивидуальные беседы с каждым ребенком, в ходе которых стараются выяснить, насколько комфортно ребенок себя чувствует в классе, среди одноклассников, успевает ли усваивать материал, нуждается ли в дополнительной помощи со стороны школы или родителей. В начале и конце каждого учебного полугодия проводится аттестация учеников. Проходит она индивидуально, в форме беседы с самим ребенком и его родителями. Её цель – помочь ребенку определить проблемные точки в учебе и понять, над чем нужно работать в будущем. При этом учитель выступает лишь как модератор, задает наводящие вопросы, помогает ребенку сформулировать мысль, но не навязывает свою точку зрения.

Знаешь ответ – докажи

При решении задач, к примеру, по математике, физике или химии, в шведской школе особое внимание уделяют тому, как мыслит и как анализирует задачу ученик. То есть, важно не только дать правильный ответ, но и показать, каким образом ты приходишь к решению.

Шведские Законы «Об образовании» и «О запрете дискриминации» защищают детей и учащихся от обращения, унижающего их достоинство, травли и притеснения. Директора школ, детсадов и руководители образовательных программ для взрослых обязаны гарантировать отсутствие дискриминации и обеспечение уважительного обращения со всеми учащимися. В 2006 году Швеция назначила первого омбудсмена, на которого была возложена задача предоставлять информацию о дискриминационных действиях, чтобы помочь школам в предотвращении травли детей и представлять интересы учащихся. Омбудсмен является членом шведской Школьной инспекции, правительственного органа, которому поручено инспектирование школ. Немаловажно также, что в каждой школе есть медсестра, психолог и социальный работник.

Индивидуальный подход

Ученики, которым с трудом даются чтение и/или письмо, имеют право на дополнительную индивидуальную помощь со стороны преподавателей. Некоторым детям бывает сложно сосредоточиться на том, что говорит учитель. По статистике, практически в каждом классе есть ребенок с диагнозом ADHD (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Таким детям нужна особая поддержка, чтобы научиться концентрироваться и не отвлекаться. Для них разрабатывают индивидуальный план учебы, чтобы они смогли догнать своих сверстников и раскрыться в полной мере.

Продленное веселье

Кроме школьной программы, ученики в возрасте от 6 до 13 лет обычно занимаются в группе продлённого дня – после уроков или до начала занятий, если родители начинают рано работать. Специальные педагоги ведут творческие, игровые, развивающие занятия. Обычно это рисование, декор, рукоделие, поход в лес или командные игры. За группу продлённого дня родители платят взнос в зависимости от доходов семьи. Соответственно, более обеспеченным родителям продленка обойдется дороже – в пределах 950 крон (около 100 евро) в месяц.

Дошкольное и школьное образование в Швеции – эта тема продолжит наш цикл статей об образовательных системах разных стран Европы и мира.

В Швеции любой ребенок по достижению 6-ти летнего возраста имеет доступ к образованию. Система школьного образования в Швеции регулируется Законом об Образовании и предполагает 9 лет обязательного обучения в школе.

Дошкольное образование в Швеции

Дошкольное образование начинается с одного года и длится до достижения ребенком пятилетнего возраста. Дошкольное образование в Швеции предоставляется и обеспечивается местными властями. На размер муниципальной субсидии влияют следующие факторы: возраст ребенка, работают родители или учатся, являются безработными или находятся в декретном отпуске. Последнее подразумевает, что у родителей есть еще один ребенок меньше одного года. Дошкольное образование совмещает в себе присмотр за детьми, их подготовку к школе (шведский язык - чтение и письмо), а также творческое и индивидуальное развитие. Дошкольное образование в Швеции действует круглый год. График работы зависит от графика учебы или работы родителей, а также принимает во внимание потребности ребенка.

Муниципальные власти имеют право взимать разумную плату за место в дошкольном или детском саду семейного типа. Плата за посещение дошкольного учреждения может варьироваться от 1 % до 3,2 % от совокупного дохода семьи для первого, второго и третьего ребенка, соответственно. Ежемесячная плата не должна, однако, превышать 1260 шведских крон для первого ребенка, 840 шведских крон для второго и 420 шведских крон для третьего ребенка.

Когда ребенку исполняется 5 лет, он переходит на подготовительный год дошкольного образования – это год до начала обязательного среднего образования. На этом этапе детей готовят к предстоящему обязательному среднему образованию. Этот год не является обязательным, но почти все дети его проходят.

Школьное образование в Швеции

Современная система школьного образования в Швеции состоит из следующих этапов:

1. С 7 до 16 лет дети посещают обязательную школу в Швеции

Наряду с муниципальными школами, в Швеции существуют также и частные школы. Родители могут выбирать, в какую школу отдавать своего ребенка. Иногда программа в частных школах Швеции может отличаться и иметь более специализированный уклон, но в большинстве случаев учебные программы совпадают.

Школьный год обычно начинается в конце августа и длится до начала/середины июня следующего года. Школьный год состоит в среднем из 40 недель. Учебная неделя – из пяти дней. Зимние каникулы длятся с 20 декабря до начала января. По достижению 16 летнего возраста и окончания обязательной школы ученик может дальше не посещать школу. В рамках обязательного школьного образования в Швеции каждого школьника учат пользоваться современными технологиями для поиска необходимой информации, помощи в процессе обучения, а также для общения.

2. С 16 до 19 лет ученики посещают высшую среднюю школу.

После окончания обязательной школы ученики переходят в высшую среднюю школу. Обучение на этом уровне не является обязательным и предоставляется бесплатно. Обучение на этом этапе длится три года. Ученики могут выбирать любую из 17-ти программ, которые дают более обширное общее образование. По окончанию высшей средней школы ученики могут поступать в университет. Следует заметить, что Upper Secondary School (10 -12 год) является опционным.

Процесс перехода и зачисления из одного уровня школы на другой могут отличаться в разных школах. Несмотря на это, от всех учеников требуют наличие проходного бала по шведскому языку , английскому языку и математике.

В системе школьного образования Швеции также существует категория школ, которые называют Charter Schools. Они были введены в 1992 году. Спонсируются такие учреждения за счет общественных средств. Программа обучения в таких школах должна быть одобрена специальными инспекторами и следовать той же программе, что и общеобразовательная школа. Данный вид школ может принадлежать как коммерческим, так и некоммерческим организациям. В Charter Schools запрещено взимать плату за обучение. Зачисление в эту школу проходит без экзаменов.

Система оценивания в школах Швеции

Раньше ученики в школах Швеции не получали оценок до 6 класса. После 6 класса оценки классифицировали следующим образом: сдал (godkänd - G), сдал с отличием (Val godkänd - VG), и выше, чем с отличием (Mycket Val godkänd - MVG). Следует заметить, что в системе оценивания Швеции не существует оценки «не сдал/провалил». Вместо этого делают примечание ***, в котором указывают, что ученику не хватило базы, чтобы сдать предмет или объясняют другую причину. Иногда для этого используют следующее обозначение: Icke godkänd (IG). На него ссылаются, когда делают примечание ***. Все зависит от предпочтений учителя и не играет большой роли.

В 2011 году была введена новая система оценивания: A, B, C, D, E – сдал и F – не сдал. Если ученик получает F по определенному предмету – преподаватель готовит отчет для родителей, указывая на то, что нужно сделать, чтобы повысить успеваемость.

В Швеции также существуют международные школы, которые, в первую очередь, предназначены для студентов, временно проживающих в Швеции, или тех, кто переехал в страну по тем или иным обстоятельствам. Для обучения в международной школе требуется ежегодный взнос.

Попасть в международную школу не так просто. Если родители хотят, чтобы их ребенка зачислили в одну из таких школ, им следует заранее об этом позаботиться, так как существует список очередности заявок. Стоимость обучения в международной школе может достигать свыше 100000 шведских крон в год.

В Швеции существуют как государственные, так и частные международные школы. Система обучения в частных школах более гибкая, чем в государственной школьной системе. В таких школах программа рассчитана на специфику обучения студентов из других стран. В таких школах шведские дети учатся вместе с учениками из самых различных стран.

Список требований для зачисления в частные школы в Швеции:

Подтверждение оплаты

Оценки с предыдущей школы

Копия паспорта студента, удостоверение родителей

Медицинская карточка

Список сделанных прививок

Дополнительная плата может взиматься, если дети не зарегистрированы в органах местного самоуправления или когда им не был присвоен шведский идентификационный номер.

Если родители приехали из другой страны и не хотят отправлять своих детей в международную школу – они могут выбрать the Norr Stockholm School или the International English School. Это независимые школы, которые следуют общепринятой программе, но обучение в которых частично проходит на английском языке.

На этом завершаем знакомство с дошкольным и школьным образованием в Швеции, и уже в следующей статье узнаем, каким требованиям должен соответствовать студент, чтобы получить