Архимед годы жизни. Сказка об учёном Архимеде, который стоил целой армии

Когда зрелый здравомыслящий человек всерьез подумывает о том, как вызвать дух умершего родственника, тому должна быть действительно веская причина. Которую без обращения к усопшему решить нельзя. Зачем же люди беспокоят души ушедших в небытие родных, как правильно вызвать покойника? Это важно знать начинающим путь медиума и обывателям, решившимся на столь радикальный и чрезвычайно опасный поступок.

О душах умерших, которые приходят на вызов

Выясним, что такое дух и как понять, что на сеанс явился тот, чьего присутствия вы добивались.

Дух – незримая энергетическая субстанция. Она наделена волей, разумом. Способностью к восприятию эмоций и мыслей людей и сверхъестественных сущностей. Дух неразрывно связан с душой. По сути, он и есть душа, однако степень его возможностей намного выше. Он будто напитывает космической силой нематериальное человеческое естество, выступает связующим звеном между душой и божественным светом.

Дух очень силен, он может показать свое присутствие посредством животных, предметов, стихий. В его власти на короткий период принять зримую осязаемую форму. Его появление запечатлевает фото- и светотехника, он может влиять на людской разум, создавая в мозге человека определенные образы.

Перемещаться мистическая субстанция способна сквозь любые преграды, ей подвластны время и космическое пространство. Вселяться может в любую живность на планете, ему под силу даже вытеснить другой дух из человеческого тела. Однако на сеансы новоявленных экстрасенсов, а также решившихся поиграться в магию обывателей порой приходит совершенно не тот, кого хотели вызвать. Или же он приходит не один.

Открывая портал в потусторонние миры, человек рискует привлечь в дом дьявольские сущности (бесов, лярв, извергов), неупокоенные души самоубийц или маньяков. К тому же велика вероятность стать жертвой так называемого подселения. При неправильном прощании с отозвавшейся на призыв сущностью та остается в доме. Или, что намного хуже, вселяется в одного из участников таинства.

Чтобы этого не произошло, необходимо знать ряд обязательных для соблюдения догм, а лучше вообще не соваться в оккультизм без соответствующей подготовки и присмотра практикующего медиума.

Кого-либо из умерших родных, вы берете на себя полную ответственность за все, что будет происходить во время общения. И за то, чтобы пришедшая на зов душа вернулась в исходное место пребывания.

  • Когда присутствие потусторонней сущности не вызывает сомнений – ведите себя спокойно, без резких движений, не паникуйте.
  • Приветствие и прощание с вызываемым духом – обязательная часть проводимого ритуала, будь то спиритический сеанс или другой магический способ создания связи между мирами.
  • Задавайте вопросы, которые действительно интересуют, желательно заранее заготовить список. Заваливать призрака большим количеством нерешенных проблем смысла нет, выберите наиболее весомые.
  • Обращайтесь к духу с почтением, уважением; желательно перед каждой репликой называть его по имени-отчеству.
  • Учтите, что иногда под личиной родственной вам души могут являться темные, злые сущности. Не затягивайте разговор, а почувствуете малейшую опасность – тотчас вежливо прерывайте общение.

Сохраняйте самообладание – эмоции могут стать помехой плодотворному и безопасному диалогу . Помните, что явившийся дух всего лишь энергетическая субстанция, а не ваш родственник (каким он был при жизни). Избегайте проявлений любви и нежных чувств к вызванному собеседнику (тем более слёз). Иначе рискуете неосознанно создать привязку данного астрального тела к месту проведения таинства или к самому себе.

Наиболее распространенные причины вызова умерших людей, фиксируемые медиумами, стандартны и немногочисленны:

  • Жгучий интерес к сверхъестественному . Зачастую проводить сеансы берутся малоопытные подростки и молодые личности, которым «адреналина не хватает».
  • Неугасимая любовь или сильная ненависть к покойному . В первом случае страдалец, переживающий горе утраты, всячески хочет повернуть вспять время. Желает хоть на мгновение испытать радость общения с любимым человеком, не осознавая, что не отпускает родственную душу из этого мира. Второй вариант: злобная, мстительная натура намеренно хочет причинить страдания уже не достижимому для нее человеку и тревожит его душу, прекрасно понимая, что может погубить ее.
  • Чувство вины перед усопшим . Как вызвать умершего человека и извиниться перед ним? Такой вопрос часто слышат спириты в своих приемных. К сожалению, люди так устроены, что не ценят близких, когда те еще живы. А потеряв дорогого сердцу человека, начинают терзаться мыслями о том, как мало общались, как неправильно себя вели относительно умершего, какие обиды намеренно или неосторожно ему нанесли.
  • Материальный интерес . Многочисленны истории о том, как со смертью родственника утрачивались важные документы, терялись драгоценности, начинались распри между наследниками (по поводу нажитого покойным имущества). Все это причины, чтобы меркантильным и корыстным особам пришла в голову мысль, как вызвать умершего и, так сказать, допросить по всей строгости (где что лежит, куда припрятано, кому завещано).

Запомните: всё, что касается тем загробной жизни, духи игнорируют. Они могут ответить «мне здесь хорошо», «здесь спокойно», не более того. Не отвечают они и на глупые или неуместные вопросы, которые не относятся непосредственно к участникам сеанса.

Формулируйте фразы, в которых подразумевается однозначный ответ да или нет, особенно если вызываете призрака самостоятельно. Привлекая для работы посредника, можете рассчитывать на более развернутое, эффективное общение (если, конечно, не станете жертвой шарлатана).

Если все-таки решились на проведение спиритического сеанса, придется купить (или создать самим) следующие аксессуары:

  • доска медиума (вполне можно смастерить самостоятельно);
  • блюдце чистое фарфоровое (без узоров, рисунков);
  • стол (круглый или овальный с гладкой столешницей);
  • несколько свечей (две из которых будут освещать доску, а остальные – помещение).

Количество участников таинства должно составлять не менее пяти человек, без учета главного, руководящего процессом лица – медиума. Оптимальное время проведения – полнолуние. Место должно быть тайным; ставни, окна, двери и даже вентиляционные вытяжки закрыты.

Некоторые экстрасенсы советуют оставлять открытой форточку – якобы так дух попадет внутрь. Однако утверждение это легко опровергнуть – для бестелесной субстанции не существует преград.

При самостоятельном создании доски необязательно использовать дерево – подойдет ватман и яркий (лучше черный) маркер. На ватмане распределите все буквы в алфавитном порядке (три ряда с одинаковым количеством символов), а ниже (четвертым рядом) напишите 11 цифр – от 0 до 10.

По обеим сторонам от рядов нарисуйте круги, чей диаметр будет совпадать с диаметром блюдца. Левый круг – обозначьте как «да», а правый – «нет».

Немного ниже, на равном расстоянии от изображенных сфер, нарисуйте такую же третью. Оставьте содержимое круга пустым – никакие кресты или Щит Давида рисовать не следует, иначе сорвете возможный контакт. Данный круг нужно будет накрыть фарфоровым блюдечком.

Края развернутого ватмана закрепите на столешнице скотчем. Перевернутое блюдце, предварительно вымытое в теплой воде и хорошо вытертое, положите на третий круг и изобразите на нем стрелку – волшебная доска готова.

Вся компания усаживается за столом, вокруг которого стоят свечи. В атмосфере абсолютной тишины медиум входит в необходимое для процесса вызова состояние. Будучи готов, зажигает основные свечи (озаряющие доску). Любые звук или шевеление могут сбить настрой и сорвать сеанс, поэтому все должны быть максимально сосредоточены и настроены на общение с духом морально.

Правой рукой, а именно подушечкой указательного пальца, каждый участник прикасается к блюдцу (легко, не прижимая его). Посредник подает голос, четко говоря:

Я, регистр, вызываю Вас, дух (имя и отчество вызываемого). Хотите ли вы говорить с собравшимися здесь людьми?

Свой вопрос медиум повторяет многократно, пока душа покойного (или другая сущность) не выйдет на контакт. , нарисованная стрелка на котором укажет на ответ.

Все участники сеанса обязаны сохранять молчание и не убирать пальцы с блюдца. Необходимые вопросы заранее передаются медиуму – он и общается с духом, выясняя ответы. Он же его и отпускает, когда выяснение закончено.

Обязательно сказать:

Благодарим за помощь! А теперь уходи!

Перепроверить, что контакт разорвался, можно, если вновь задать вопрос о том, здесь ли дух.

Данный метод очень сложный и требует больших энергетических затрат, поэтому применять его решаются немногие. Однако те, кто все же задействовал, подтверждают эффективность и результативность.

Этапы проведения ритуала:

  1. Подберите день, который считался судьбоносным для покойного при жизни (дату рождения, свадьбы или рождения ребенка и прочие).
  2. За сорок дней до избранного начинайте строгий бескровный пост. Весь срок следует ходить в одной одежде (периодически стирая, конечно). На видное место поставьте портрет усопшего, расположите перед ним стакан воды, накрытый хлебом – поминальную пищу.
  3. Накануне обряда купите 40 свечей, соберите горсть земли с могилы покойника – все это принесите в церковь освятить.
  4. В назначенную дату никуда не отлучайтесь из комнаты, выбранной для проведения таинства. Зашторьте окна, устранитесь от общения с домочадцами – вообще изолируйте себя.
  5. Уберите все зеркала, гвозди и крючки со стен помещения.
  6. В полночный час на полу чертите мелом круг, внутрь поставьте два стула. Один – себе, на другом разместите два наполненных водой стакана, пару ломтей хлеба.
  7. Волосы распустите, вытащите из прически ленты, заколки, шпильки. На нагое тело наденьте простую сорочку (льняную или хлопчатобумажную).
  8. Зажигайте поочередно сорок свечей, свет погасите.
  9. Возьмите заготовленную землю в руку. Смотря в пол, читайте заклинание:

Зову-вызываю, кличу-выкликаю
Из могилы глубокой, из гроба тесного,
Из пелен савана, из доски гробовой,
гвоздями заколоченной.
От венков да цветов, что в гробу,
От платка да венка, что на лбу,
От гривенников откупных,
От червей да жуков земляных,
От повязок ручных да веревок ножных,
От образка на груди, от конечного пути,
От свечи поминальной, посмертной.
С глаз монеты падут, хладные ноги сами пойдут.
По зову, по выкрику моему покойного ко мне приведут.
К кругу тебя зазываю, с кладбища в дом приглашаю!
Приди раб Божий (имя) ко мне.
Нет на гробе окон, нет дверей.
Ты с людьми да не среди людей.
Сюда, сюда, иди, я жду.
Чары сна, его отпустите
На час, али на полчаса, иль на минуточку.
За словом – дело. Аминь.

Помните, выходить из круга нельзя! Если начинает происходить что-то ужасное, видятся дьявольские образы или слышите душераздирающие звуки – тут же смахивайте стаканы и хлеб со стула. Только так прогоните незваных гостей и вернете вызванный дух в мир иной.

Напоследок, хочется еще раз предостеречь отчаянных смельчаков, которые подыскивают способ, как вызвать дух умершего человека. Быть может, ряд перечисленных ниже предостережений остановит или хотя бы поможет уберечься.

  • Нельзя беспокоить духов по пустякам. Опасные игры в медиумов чреваты ужасными, порой смертельными последствиями!
  • Не пытайтесь выведать у покойного информацию про загробную жизнь ­­– это запретная тема. Дух может просто не ответить либо сразу же удалится.
  • Бойтесь своих мыслей, побуждающих прикоснуться к призраку или почувствовать его объятия. Это может быть внушение пришедшего на встречу дьявола, который любыми методами пытается завладеть слабыми грешными душами живых людей.
  • Никогда не подавайте духу вещи или просимые им предметы и сами ничего от покойного не берите. Если слышите просьбу усопшего о какой-либо вещи, нужной ему, соглашайтесь выполнить завет: скажите, что принесете требуемый аксессуар на его могилу.
  • Очертив вокруг себя магический круг, не вздумайте выйти из него вплоть до завершения контакта. Если проводите сеанс спиритизма с единомышленниками, не размыкайте круг из соединенных рук. Иначе рискуете быть захваченным потусторонними сущностями или обрести нового (необычного и крайне опасного) постояльца в доме.
  • Потеряв близкого человека, переживите боль утраты, а не ищите возможностей, как вызвать его душу. До сорока дней душа считается неупокоенной, находится между мирами. Если необдуманно потревожите такой дух, есть опасность, что он никогда не попадет в иную реальность (будет неприкаянным скитаться по свету или станет слугой темных сил).

Помните: церковь не одобряет спиритизм, отрицает колдовство и запрещает тревожить прах мертвых. Поэтому позаботьтесь о своей душе, а вместо того чтобы вызывать умершего человека, обратитесь с молитвой к Всевышнему – так вернее получите ответ на мучающий вопрос!

Спиритизм – это способ связи с душами потустороннего мира. Умершие могут вступать в контакт с живыми, только при помощи медиумов, которые начинают сеанс общения. возможен так же и магом, при помощи магии белого шума. Но сегодня мы с вами рассмотрим именно сеанс спиритизма, как способа контакта с умершими.

Спиритический сеанс является самым эффективным и проверенным способом для вызова умершего человека на контакт. Однако, сеанс такого рода очень опасен. Подготовка спиритического сеанса должна быть тщательной, нельзя проводить сеанс в круге людей, которые не знакомы с миром духов и никогда не бывали на таких сеансах. Рекомендуется обязательно пригласить опытного медиума, который будет вести сам сеанс, посредством выхода в и выступив в роли проводника, меж двумя мирами.

Почему медиум так важен для сеанса спиритизма

Медиум – человек, сталкивающийся с потусторонним миром, если говорить точнее, его работа заключается в общении с иным миром. Выбор медиума должен быть тщательно отработан, требуется пригласить опытного и , а затем обсудить с ним непосредственно сам сеанс. После того как группа планирующая спиритический сеанс, найдет подходящего медиума, тот в свою очередь очертит план самого сеанса. Медиум должен рассказать, что делать каждому члену группы, поставить в известность об угрозе, которая может исходить, обо всех нюансах спиритического сеанса.

Помимо этого, специалист так же должен предварительно объяснить вам , ведь принять его на себя во время проведения сеанса спиритизма довольно легко, особенно, если вы не знакомы с и не обладаете сильной энергетикой. У медиума в любом случае изначально есть и то и другое, его защита отталкивает от себя негатив во время сеанса.

Медиум должен поставить в известность о существующих правилах спиритического сеанса

Вежливость — один из наиболее важных аспектов при общении с миром духов.

Не проявлять злобы , обиды и неподобающего поведения. При общении с духами не стоит проявлять злость, бранится и даже спорить, душа может разозлиться и больше не входить в контакт, либо последствия могут быть хуже от пропуска злобного существа в физический мир до вселения духа в одного из членов группы. Что в последствии вынудит проводить , дабы изгнать его.

Не нарушать круг . Существует закон спиритического сеанса: при вызове умерших, нельзя вставать и уходить, все должны быть на своих местах до конца сеанса. Что бы не происходило, что бы не сталось, как бы страшно вам не было — нельзя нарушать это правило.

Завершение сеанса . Завершать сеанс спиритизма требуется при согласии двух сторон. Не стоит прогонять духа или просто обрывать сеанс, это может повлечь за собой необратимые последствия.

Спиритический сеанс — один из самых опасных, древних способов позволяющих общаться с духами. Для того что бы вызвать желаемого духа, следует понимать, что в начале контакта открываются врата между двумя мирами. Открытые двери между физическим и иным миром довольно опасны, не всегда вызываемый дух оказывается один, через врата может выйти и другое существо, преимущественно злое. Злые духи вероятнее всего постараются использовать шанс вырваться в физический мир и отправить его назад чрезвычайно сложно.

Бывали случаи в практике проведения спиритических сеансов, когда вместо вызываемого духа появлялся другой, злой дух — не пожелавший вернуться обратно в иной мир. Тем самым дух привязывается к членам группы и существует в физическом мире, только держась за них. В таком случае, злой дух всеми путями будет стараться избавиться либо вселиться в одно из группы. Обычно выбор происходит из психологического состояния человека и конечно исходя из религиозных взглядов и грешности человека.

Стоит ли провести сеанс спиритизма

В конечном итоге я хотела бы сказать, что понимаю многих клиентов, которым на самом деле необходимо узнать что либо от умершего человека. Поделюсь с вами одной историей, года 2 назад ко мне обращалась жена покойного, который при жизни «спрятал» все их сбережения, а после его кончины, она не могла найти где именно. Выслушав её, я поняла что помощь ей в действительности необходима и сеанс провести она просит не просто ради развлечения. Обычно я отказываю в этом, потому как сеанс спиритизма мягко говоря — не моё. Я не чувствую себя «в своей тарелке» при общении с умершими душами и загробным миром, но поскольку дар этот есть, иной раз соглашаться приходится. Конечно в итоге всё прошло хорошо, вдова получила нужную ей информацию и более того, они смогли поговорить через меня и что наиболее важно — попрощаться. Если у вас на самом деле есть что то подобное на душе, вы можете задать свои вопросы, в противном случае, я бы советовала вам отпустить человека и не пытаться связаться с загробным миром. В любом случае мы все там окажемся, и спешить на такой контакт порой, не нужно вовсе.

Сеанс спиритизма проводит медиум в окружении участников сего действа. Вообще нет определённого числа людей, исполняющий спиритический сеанс, это могут быть даже два человека. В этой статье я расскажу вам всё о спиритизме.

Магия

Written by: Маг Аида

Здравствуйте. Недавно прочитал книгу, и в ней был затронут любопытный факт, который не даёт мне покоя. В Ведах говорится, что после смерти мы получаем новое тело по нашим заслугам. Но как тогда объяснить тот факт, что некоторые люди способны общаться с мёртвыми? Ведь они, по идее, должны были переродиться? И ещё: может ли человек вспомнить то, что он был в прошлой жизни животным, полубогом или демоном? А то почему-то обычно говорится, что человек видит свою прошлую жизнь в человеческом облике. И почему именно на нашей планете, ведь существует множество земных планет. Заранее спасибо.

Когда душа покидает грубое физическое тело, она остаётся в тонком теле , состоящем из ума, разума и ложного эго, и какое-то время существует в таком состоянии. Это может быть очень короткое время, а может быть и длительное, зависит от кармы живого существа. Пока душа не получила новое грубое физическое тело (а это, в сущности, и есть реинкарнация), она, в принципе, может «выходить на связь» с личностями в нашем мире. Как только грубое тело получено, начинается жизнь в новом воплощении, и такая душа вряд ли уже будет в состоянии общаться с кем-то в роли «умершего» - того, кем она была в своей прошлой жизни. Хотя исключить такую возможность тоже нельзя. При наличии памяти о прошлой жизни и определённых мистических способностей она, наверное, смогла бы это делать.

Нельзя исключить также возможность выхода на связь «под чужим именем». Участники спиритических сеансов, насколько я знаю, часто утверждают, что общались с «духами» тех или иных известных людей. Но на самом деле это могла быть совсем другая душа, попросту лгущая, что является «духом Ленина» или кого-нибудь ещё. Проверить это, как правило, невозможно. Знание таким «контактёром» подробностей из жизни того, за кого он себя выдаёт, ничего не доказывает. Во вселенной на тонком плане хранятся записи всех происходивших событий, и различные души в тонких телах могут иметь доступ к той или иной части этой информации. Зачем им выдавать себя за кого-то другого, это отдельный вопрос, но я слышал от своего духовного учителя, что такие вещи действительно имеют место. И, опять же, в их понимании «дух кого-то» не обязательно может означать именно ту душу, которая была в теле того конкретного человека. Они вполне могут молчаливо подразумевать, что они просто «актёры», играющие роль «духа» данного конкретного умершего человека.

Что касается воспоминаний о прошлых жизнях: да, существуют различные методики вызова таких воспоминаний. Но то, что человек вспоминает, зависит от его нынешнего состояния сознания. Если он вспоминает только человеческие воплощения на нашей планете, это ещё не значит, что у него не было других воплощений. Это может означать, что его сознание просто не подготовлено к приёму других воспоминаний. Но, насколько я знаю, воспоминания о воплощениях в телах животных и растений, а также на других планетах, - не редкость в практике применения техник регрессии - «возвращения в прошлые жизни». Другое дело, что духовной пользы от таких воспоминаний нет никакой, и мы не советуем эти техники применять вообще.

Спиритизм (от лат. spiritus — «душа, дух») - это способ связи (общение) с душами умерших и пришельцами из потустороннего мира, которые могут вступать в контакты с живыми через специальных лиц — медиумов. С людьми духи вступают в контакт через различные видимые физические явления, давая ответы на их вопросы подниманием столов, различных стуков, автоматическим писанием медиума и т. д.

Термин «спиритизм» ввел в середине XIX века французский исследователь психических явлений Аллан Кардек, основатель этой филосовско-религиозной доктрины.

Аллан Кардек

Аллан Кардек начал изучать паранормальные явления, происходившие на спиритических сеансах, в 1850 году. C помощью дочерей своего друга, выполнявших роль медиумов, он узнал о своей «миссии», которая состояла в том, чтобы донести до человечества, как он утверждал, некие «новые представления об устройстве мира и жизни в нём». Кардек, поверив в собственную «избранность», взялся формировать собственное «священное писание» путем спиритических диалогов, задавая «духам» вопросы и записывая ответы. Последние формулировались стуками или хлопками (с помощью условного кода) или побуквенно, на планшетке. Основные положения своей новой доктрины он изложил в «Книге Духов» (1856), за которой последовали «Книга медиумов» (1861), «Евангелие в трактовке духов» (1864) и другие.

Спиритизм Кардека пользовался популярностью в самых высоких сферах французского общества. Артур Конан Дойль в своей книге «История спиритуализма» писал, что император Наполеон III увлекался спиритизмом и неоднократно приглашал Кардека в Тюильри, где долго беседовал с ним, обсуждая «Книгу Духов».

История общения с духами уходит корнями вглубь веков. Существуют упоминания о том, что ещё древние греки и римляне практиковали вызов духов. Древние греки постоянно спрашивали советов у умерших, для чего существовал особый класс некромантов. Даже великий мудрец Сократ общался с «таинственным гением» и верил его сообщениям. А вообще, общение с Духами умерших предков существовали у всех народов. Занимались этим специальные люди - знахари, колдуны, шаманы. Духи в то время являлись как бы «ангелами-хранителями» и защитниками людей. К ним обращались за советом, помощью, они помогали в лечении, в борьбе со стихией и врагами. В то время духовный мир являлся продолжением реальной жизни и выполнял обязанности, возложенные на него Богом - помогать людям.

История появления спиритизма

Предвестниками спиритизма стало неожиданная вспышка полтергейста (от нем. poltern — «шуметь», «стучать» и Geist — «дух») в доме английского врача и священника Джона Пордейджа (1607-1681). Этот в высшей степени образованный по тому времени человек возглавлял протестантскую ассоциацию Друзей Бога, позже получившую известность как Филадельфийское общество. В его доме однажды ночью произошли страшные вещи: он увидел черный силуэт с огромным, с корнями вырванным деревом на плече и мечем в руке, потом появилось существо в виде огромного крылатого дракона на половину комнаты. Пордейдж вступил в схватку с этими неизвестными сущностями, которые довели его до обморока. Свидетелем этих баталий была и его жена.

После случившегося он рассказал все своим единомышленникам, спустя какое-то время и они стали видеть образы из «жизни ада и рая». В его доме творилась такая бесовщина, что наносила не только психический вред здоровью людей, но и физический: отвратительное зловоние, испарения исходившие от призраков, у жителей дома возникали боли в теле, многие серьезно заболели. По словам Пордейджа, «дьяволы» запечатлевали на стеклах окон и на черепице те же необычные фигуры, что видели все обитатели дома. Рисунки оказались несмываемы, удалить их можно было только зубилом и молотком. Длилось это все месяц, потом дьявольские проявления исчезли.

Это было так сказать только самое начало, когда так часто духи начали тревожить наш мир.

Но современный спиритизм появился только в середине XIX века . Его начало принято отсчитывать с марта 1848 года, когда в городе Хайдсвилл в штате Нью-Йорк некто Джон Фокс снял дом, где начали появляться странные стуки, которые никто не мог объяснить. Глава семьи был фермером и ревностным методистом (одна из религий того времени), его религиозные убеждения разделяли его жена и шестеро детей, но с родителями к тому времени жили только младшие - 12-летняя Маргарет и 9-летняя Кейт.

В марте 1848 года девочки-подростки начали общаться с духом, который жил в их доме. Сначала просили его повторить стуки, которые издавали сами девочки, потом начали задавать вопросы, договорившись, что дух будет утвердительно отвечать одним стуком, т.е. вопросы задавались так, что ответить можно было либо да, либо нет. Вскоре выяснилось, что дух не только слышит, но и видит, а так же много знает. 12-летняя Маргарет изобрела целую азбуку, позволявшую стуками получать ответы на волнующие ее вопросы: «да» или «нет». Пользуясь ею она узнала, что таинственной сущностью является духом ограбленного и убитого путешествующего торговца. В результате раскопок был найден осколок кости с несколькими волосками (местный доктор утверждал, что находка является осколком человеческого черепа). В 1904 году (после того уже, как обе сестры умерли), произошло событие, которое, как считали многие, подтвердило истинность их показаний. В развалившейся стене подвала был обнаружен труп некогда замурованного сюда человека, который по всем признакам и был исчезнувшем торговцем.


Сёстры Фокс:Ли, Маргарет и Кейт

После переезда в Рочестер (штат Нью-Йорк), сёстры Фокс (Ли, Маргарет и Кейт) начали давать публичные сеансы. Уже в 1849 году они приобрели общенациональную известность, и даже позднейшее признание одной их них в том, что все их сеансы были мошенничеством, не поколебало веры многочисленных сторонников спиритуализма. После того, как происшествие в Хайдвсвилле получило огласку, о своем опыте общения с духами начали рассказывать люди, которые прежде делать этого не осмеливались.

К 1850 году волна спиритических сеансов захлестнула США, а вскоре и весь мир. В странах Америки, Европы, России появилось огромное количество спиритических обществ. Начали издаваться газеты, журналы, одна за другой выходили книги, авторами которых являлись самые известные люди того времени - учёные, писатели, общественные деятели и даже политики. Серьёзные люди приняли новое учение как благодеяние, и с тех пор оно не только не ослабевало, но распространялось с невероятной быстротой; в течение 3 - 4 лет оно привлекло на свою сторону во всех частях мира бесчисленное множество приверженцев, в особенности людей просвещённых, число которых росло в чрезвычайной прогрессии.

Особую популярность спиритизм получил среди интеллигенции. Любопытно, что многие из них не верили в существование Бога, но признавали таинственную силу медиумов.

В России первые спиритические сеансы были устроены в начале 70-х годов знаменитым медиумом Юмом. В числе первых адептов спиритизма были декабрист Ф. Н. Глинка и составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даль. Известно, что в сеансах принимали участие Достоевский и Лесков. В середине 70-х годов горячие сторонники спиритизма А. Н. Аксаков, известный химик профессор А. М. Бутлеров и профессор Петербургского университета зоолог Н. П. Вагнер организовали кружок спиритуалистов. Именно по их приглашению в Россию стали приезжать известные западноевропейские медиумы. Когда в 1874 г. приехал в Петербург медиум Бредиф, опыты его привлекли к себе общее внимание.

Спиритические опыты сделались злобой дня. Тогда профессор Дмитрий Менделеев обратился к Физическому обществу при Санкт-Петербургском университете с предложением образовать комиссию для исследования спиритических явлений. «Пришло время, говорил он в своей записке, обратить внимание на распространение занятий спиритическими явлениями в семейных кружках и среди некоторых ученых. Занятия столоверчением, разговором с невидимыми существами при помощи стуков, вызовом человеческих фигур посредством медиумов, грозят распространением мистицизма, могущего оторвать многих от здравого взгляда на предметы и усилить суеверие, потому что сложилась гипотеза о духах, которые будто бы производят вышеупомянутые явления». Предложение Менделеева было принято. Составилась комиссия из 12 человек. Комиссия составила подробный отчет о своих исследованиях и достигнутых результатах и напечатала его в газете «Голос». Заключение отчета сводилось к тому, что спиритизм есть суеверие. Занятия комиссии, видимо, оказали влияние на русское общество. Увлечение спиритическими явлениями постепенно стало ослабевать, и спиритические опыты были заброшены.

Однако на частных квартирах спиритические сеансы продолжали проводиться еще долгое время. Так, в доме в Лондоне часто проводились спиритические сеансы, на которые приглашались друзья и высокопоставленные сановники. Во время спиритических сеансов Рерихи вызывали «души умерших людей», а после вступление в Теософское общество, основанное Е.П,Блаватской, пытались установить контакт с Учителями (Махатмами). Елена Рерих утверждала, что благодаря их с мужем общению с «Великим Учителем» (Махатмой Мориа) возникло .

Спиритические сеансы

Основная практика спиритизма заключается в коллективных спиритических сеансах, целью которых является вызов духов умерших людей и общение с ними. Простота ритуала и эффектность результата принесли спиритическим сеансам большую популярность среди молодёжи, интересующейся непознанным. Однако спиритический сеанс не так прост, как об этом обычно рассказывают "знающие люди".


Как правило, спиритические сеансы (их еще называют столоверчением ) проходят ночью в помещении, где нет икон, т.к. считается, что время наибольшей активности духов - от полуночи до 4 часов утра. Спиритический сеанс обычно проводят несколько человек, один из которых является ведущим (обладающим медиумическими способностями). Взявшись за руки, люди образуют магический круг, концентрируя в нем энергию, необходимую для духа тонкого мира. Для общения с духами используется круглый стол, спиритическая доска (доска Уиджа) и фарфоровое или фаянсовое блюдце без сколов и иных изъянов. Далее собравшиеся призывают сущности тонкого мира, называя его имя, и произносят: «Дух, приди!». Блюдечко со стрелкой ездит и указывает на буквы, из которых слагается текст.


Спиритический круг

Духи проявляют себя передвижением предметов, голосом, стуком или даже проявляются в виде призраков. Практикующие спиритизм медиумы во многом расходятся друг с другом во мнении относительно природы вызываемых духов. Во всяком случае, их осведомлённость о подробностях жизни тех, за кого они себя выдают, оставляет желать лучшего. Духи на сеансах отличаются капризностью, чёрным юмором и непостоянством в ответах. Установлено, что дух лучше всего отвечает на те вопросы, ответы на которые известны хотя бы одному из участников спиритического сеанса. Ни одного доселе неизвестного факта о жизни великих людей духи ещё не сообщили. С точки зрения классической эзотерики, спириты общаются не с душами умерших людей, а с лярвами и другими сущностями - обитателями нижнего астрала. Соответственно, вся информация, доступная им, это информация, которой владеют участники спиритического сеанса. Силу для демонстрации своих способностей духи черпают у медиумов. Именно поэтому медиум тратит за сеанс большое количество личной энергии. Частые практики подобного рода причиняют серьёзный вред как физическому, так и психическому здоровью.

Приведем рассказ из книги Архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» о том, как он сам, еще учась во ВГИКе, участвавал в спиритическом сеансе.

«Историю зарубежного искусства у нас преподавала Паола Дмитриевна Волкова. Читала она очень интересно, но по каким-то причинам, возможно потому, что сама была человеком ищущим, рассказывала нам многое о своих личных духовных и мистических экспериментах. Например, лекцию или две она посвятила древней китайской книге гаданий «И-Цзин». Паола даже приносила в аудиторию сандаловые и бамбуковые палочки и учила нас пользоваться ими, чтобы заглянуть в будущее.

Одно из занятий касалось известных лишь узким специалистам многолетних исследований по спиритизму великих русских ученых Д. И. Менделеева и В. И. Вернадского. И хотя Паола честно предупредила, что увлечение подобного рода опытами чревато самыми непредсказуемыми последствиями, мы со всей юношеской любознательностью устремились в эти таинственные, захватывающие сферы.

Не буду углубляться в описание технических приемов, которые мы вычитали в ученых трактатах Менделеева и узнали от сотрудников музея Вернадского в Москве. Применив некоторые из них на опыте, мы обнаружили, что можем установить особую связь с какими-то непостижимыми для нас, но совершенно реальными существами. Эти новые таинственные знакомцы, с которыми мы принялись вести долгие ночные беседы, представлялись по-разному. То Наполеоном, то Сократом, то недавно умершей бабушкой одного из наших приятелей. Эти персонажи рассказывали порой необычайно интересные вещи. И, к нашему безмерному удивлению, знали подноготную каждого из присутствующих. Например, мы могли полюбопытствовать, с кем это тайком гуляет до поздней ночи наш однокашник, будущий известный режиссер Александр Рогожкин?

И немедля получали ответ: «С второкурсницей Катей». Саша вспыхивал, сердился, и было совершенно ясно, что ответ попал в самую точку.
Но случались «откровения» еще более поразительные. Однажды в перерыве между лекциями один из моих приятелей, особенно увлекавшийся этими опытами, с красными от бессонных ночей глазами кидался то к одному, то к другому однокашнику и страшным шепотом выспрашивал, кто такой Михаил Горбачев. Я, как и остальные, ничего не слышал о человеке с такой фамилией. Приятель объяснил: «Сегодня ночью мы спросили у „Сталина", кто будет править нашей страной. Он ответил, что какой-то Горбачев. Что за тип, надо выяснить!»

Через три месяца мы были огорошены известием, на которое раньше не обратили бы никакого внимания: кандидатом в члены Политбюро избран Михаил Сергеевич Горбачев, бывший первый секретарь Ставропольского крайкома партии.

Но чем дальше мы увлекались этими захватывающими экспериментами, тем яснее ощущали, что с нами происходит нечто тревожное и странное. Без всяких причин нас все больше охватывали безотчетная тоска и мрачная безысходность. Все валилось из рук. Неумолимое отчаяние овладевало нами. Это состояние нарастало из месяца в месяц, пока наконец мы не стали догадываться, что оно как-то связано с нашими ночными «собеседниками». К тому же из Библии, которую я так и не вернул баптисту, вдруг выяснилось, что подобные занятия не только не одобряются, но, как там написано, прокляты Богом.

Но все же мы еще не осознавали, что столкнулись с беспощадными и до неправдоподобия зловещими силами, вторгшимися в нашу веселую, беззаботную жизнь, от которых никто из нас не имел никакой защиты.
Как-то я остался ночевать у друзей в общежитии. Мой сокурсник Иван Лощилин и студент с режиссерского курса Саша Ольков уселись за свои мистические опыты. К тому времени мы уже несколько раз давали зарок бросить все это, но ничего не могли с собой поделать: общение с загадочными сферами влекло к себе как наркотик.

На сей раз мои друзья возобновили прерванную накануне беседу с «духом Гоголя». Этот персонаж вещал всегда исключительно образно, языком начала XIX века. Но сегодня он почему-то не отвечал на наши вопросы. Он жаловался. Стенал, сетовал, разрывая сердце. Рассказывал, как ему невыносимо тяжело. И главное, просил о помощи.

— Но что с вами происходит? — недоумевали мои друзья.

— Помогите мне! Ужас, ужас!.. — заклинало загадочное существо. — О, как нестерпимо тяжело! Умоляю вас, помогите!

Все мы искренне любили Николая Васильевича Гоголя и так же искренне думали, что беседуем именно с ним.

— Но что мы можем для вас сделать? — спрашивали мы, от всего сердца желая помочь столь любимому нами писателю.

— Помогите! Прошу, не оставляйте! Страшный пламень, сера, страдания… О, это нестерпимо, помогите…

— Но как? Как мы можем вам помочь?!

— Вы и правда хотите меня спасти? Вы готовы?

— Да, да, готовы! — горячо отозвались мы. — Но что мы должны сделать? Ведь вы в другом мире.

Дух помедлил и осторожно ответил:

— Добрые юноши! Если вы и вправду готовы сжалиться над страдальцем…

— Конечно! Скажите только — как?

— О, если так!.. Тогда я… Тогда я бы дал вам… яду…

Когда до нас дошел смысл этих слов, мы окаменели. А подняв глаза друг на друга, даже при тусклом пламени свечного огарка, увидели, что наши лица стали белы как мел. Опрокинув стулья, мы опрометью вылетели из комнаты.

Придя в себя, я сказал:

— Все правильно. Чтобы помочь ему, нам надо вначале стать такими же, как он. То есть… умереть!

— И мне все понятно, — стуча зубами от ужаса, проговорил Саша Ольков.

— Он хочет, чтобы мы… совершили самоубийство.

— Я даже думаю, что вернусь сейчас в комнату и увижу на столе какую-нибудь таблетку, — добавил зеленый от страха Иван Лощилин. — И пойму, что мне ее обязательно надо проглотить. Или захочется броситься из окна… Они будут заставлять нас сделать это.

Мы не могли уснуть всю ночь, а наутро отправились в соседний храм Тихвинской иконы Божией Матери. Больше мы не знали, где просить совета и помощи.

Спаситель… Это имя от частого употребления порой теряет даже для христиан изначальный смысл. Но теперь это было для нас самое желанное и самое важное — Спаситель. Мы поняли, как ни фантастически это звучит, что на нас объявили охоту могущественные неведомые нам силы и избавить от их порабощения может разве только Бог.

Мы боялись, что в церкви нас поднимут на смех с нашими «гоголями», но молодой священник, отец Владимир Чувикин, совершенно серьезно подтвердил все худшие опасения. Он объяснил, что мы общались, конечно же, не с Гоголем и не с Сократом, а с самыми настоящими бесами, демонами. Признаюсь, это прозвучало для нас дико. Но в то же время мы ни секунды не сомневались, что услышали правду.

Священник твердо сказал: подобные мистические занятия — тяжкий грех. Он настоятельно посоветовал тем из нас, кто не был крещен, не откладывая, подготовиться к таинству и креститься. А остальным прийти к исповеди и причастию.»

Об опасности спиритических сеансов

Спиритические сеансы очень опасны. Под видом вызываемых «духов», всегда (!) являются демоны (участие злых духов в спиритических сеансах признавали даже сторонники спиритизма, такие ученые, как Фехнер, Перги, Бутлеров и др.) А такое общение крайне пагубно для человека. В лучшем случае будет потеря энергии, в худшем — одержание и сумасшествие. Это вовсе не ясновидение, и не духовное зрение, и не имеет никакого отношения к третьему глазу. Информация, получаемая от духов — весьма относительная и зачастую ложная. Хотя эти злые существа могут рассказать прошлое и настоящее, они не в силах делать что-то большее, кроме как предугадывать будущее. Эти догадки зачастую представлены так искусно, что способны удовлетворить спрашивающего и при этом показаться правдоподобными, даже если результат противоречит ожиданиям.

Наивные люди обычно полагают, что тёмные силы всегда грубы и преступны в своих действиях и намерениях. Это пагубное заблуждение. Так действуют лишь тёмные силы малых степеней. Гораздо опаснее те, кто приходят под личиною Света и с нашими формулами на устах. Тёмные всегда действуют по сознанию своих жертв, и действуют они часто очень тонко и изобретательно, играя на самолюбии и слабых струнках своих жертв.

Говорят, что все спириты проповедуют нравственность, и это, конечно, не может ни в коем случае повредить. Надо учитывать, что диавол никогда прямо не предлагает людям согрешить. Он знает, что человек не пойдет на это, поэтому сначала увлекает его якобы невинными мыслями, предлагает то, от чего грешник не откажется, даже доброе, лишь бы только усыпить неопытного. Когда человек доверится ему, диавол делает, что хочет, и притом нагло смеется над ним. Так поступает он и в спиритизме.

По свидетельству очевидцев, если в спиритическом сеансе принимают участие религиозные люди, духи сначала кажутся очень осторожными при всяком упоминании ими Библии, иногда советуют этим людям больше читать Библию, больше молиться и т.д. Но все это делается с тем, чтобы устранить подозрения и страхи и больше подчинить их своему влиянию. Постепенно такие наставления становятся реже, и ученику дают понять, что Библия хороша только для несведущего мира; для тех же, кто имеет прямое общение с духами, Библия бесполезна, и даже хуже - она создает препятствие. У одного известного писателя есть хорошее высказывание о спиритизме: «Система, которая начинается с легких, невинных, незначительных и несерьезных поступков и общения, но заканчивается тем, что ее последователи отрицают "Господа, искупившего их", и отвергают Божье Слово, живое и пребывающее вовек.»

Занимающиеся спиритическими контактами нередко попадают в полную зависимость от духов : они постепенно теряют способность трезво оценивать полученную информацию, начинают безгранично ей верить, безоговорочно выполнять все команды и указания. Иногда это заканчивается трагедиями: убийствами, самоубийствами, смертями в заранее предопределенные духом даты.

Известный знаток спиритизма В.П. Быков, сам бывший спирит, свидетельствует, что ему известно множество случаев самоубийства медиумов. Известно также, что знаменитые медиумы были самыми несчастными людьми... В 1991 году в прессе широко освещался следующий случай: четверо школьников в возрасте от 14 до 16 лет убили свою одноклассницу. Они привели ее на берег реки, связали, нанесли смертельные ранения и собрали вытекшую кровь. Потом кровь выпили, а тело убитой спрятали. Скоро преступников нашли. На следствии выяснилось, что они долгое время практиковали спиритические сеансы: беседовали с духами, задавали вопросы, получали ответы, все больше увлекаясь и незаметно для себя попадая в полную зависимость от контрагента. Через некоторое время им на сеансе явился «мужчина в черном», приказавший убить православную девочку и выпить ее кровь. Ослушаться жуткого приказа они уже были не в состоянии...

Отношение Церкви к спиритизму

Христианская церковь относится к спиритизму как к тяжкому греху : каждый, кто будет практиковать спиритизм или гадание, попадёт в ад. Само занятие спиритизмом может привести человека к одержимости бесами. Наиболее страшным является то, что человек думает, что обращается к душам умерших, а на самом деле общается с бесами, которые могут явиться человеку в различных образах, в том числе и человеческих.

В Библии существует немало упоминаний и предостережений на эту тему.

То, что мы теперь называем спиритизмом, входило в религиозный культ язычества и строго запрещалось в еврейском народе под страхом смертной казни. Вот что говорит Священное Писание: «И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее... Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них» (Лев. 20:6,27).

Всем известен рассказ Первой книги Царств о том, как аэндорская волшебница вызывала тень пророка Самуила для Саула (1 Царств. 28:7-19). Саул тогда обратился к волшебнице, когда увидел, что Бог оставил его. Очевидно, только отчаяние побудило его к этому, и сам он сознавал, что тяжко согрешает. В книгах Моисея Сам Бог не раз свидетельствует, что племена хананейские были осуждены Им на истребление также и за вызывание мертвых, причем это занятие называется «мерзостью».

То, что спиритизм имеет демоническое происхождение, несомненно. Святитель Феофан Затворник пишет: «Спиритизм - прямо бесовщина, ничем не покрытая. Тут осязательная нечистая сила. Кто тут действует, можно судить по явлениям. Да они и сами не скрывают, что суть бесы».

Преподобный Амвросий Оптинский писал о спиритизме: «Спиритизм есть не что иное, как прелесть вражеская. Это учение есть общение людей с духами, но, разумеется, с духами не света, а с духами тьмы...»

И это мнение, что не души умерших говорят через медиумов, а духи нечистые, вполне согласуется с учением древних отцов Церкви. Во времена святителя Иоанна Златоуста, как и во времена апостольские (см.: Деян. 16:16-18), медиумами являлись бесноватые, которые говорили от имени умерших. «Что значит, - спрашивает Златоуст, - что демоны говорят: я - душа такого-то монаха?.. Это есть хитрость и обман диавола. По-моему, не душа кого-либо умершего вопиет, но демон, скрывающийся под этим для обольщения слушателей... Невозможно здесь блуждать душе, уже отделившейся от тела...»

Заключение

Спиритизм притягателен для человека, т.к. дает возможность почувствовать себя причастным к иному миру. Мода на столоверчение в конце XIX века была связана скорее с психологией: медиум, вызывавший якобы душу умершего, помогал пережить горечь утраты, удовлетворял тщеславие и любопытство (кому не хотелось бы побеседовать с Пушкиным?). Человек не мог устоять перед соблазном войти в мистический мир с «черного хода». Христианство предлагает верующему путь смирения, предостерегает его от «прелести», спиритизм же, напротив, широко открывает перед человеком двери в загробный мир, делает его собеседником духов, вопрос только - каких? Спиритизм не требует от своих последователей ни нравственной жизни, ни соблюдения заповедей Божьих — живи, как живешь, делай все, что тебе нравится, все равно ты бессмертен! Очень привлекательная идея для многих! Кроме того, своей популярностью спиритизм обязан явными чудесами, которые ни одна наука объяснить не может, как не может и отрицать их.

В явлениях спиритизма мы имеем дело с опытнейшим врагом, не гнушающимся никакими средствами для достижения своей цели. Имя ему - диавол, а цель его - обольстить человека через лесть, обман, подлог, мнимые доброту и святость, отдалить его от Бога и Его Святой Церкви, подчинить своей злой воле и погубить в вечности его бессмертную душу.

Материал подготовил Сергей Шуляк

Используемая литература:
1.Архиепископ Никон (Рождественский). Что такое спиритизм // Троицкий листок № 94, 1915
2. А. А. Опарин. Спиритизм
3. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона. Понятие и история спиритизма

Говоря о спиритизме, большинство людей представляет картины вызова духа, общения с почившими родственниками и знаменитыми людьми, которые доводилось видеть в мистических фильмах. В этой статье мы попытаемся выяснить, что же такое на самом деле спиритизм, где и когда он зародился, как развивался в дальнейшем.

Термин «спиритизм» образовался от латинского spiritus, что означает «дух, душа», и он обозначает религиозно-философскую доктрину.

Спиритизм как учение: что это?

Сущность мистического учения спиритизм можно сформулировать как веру в то, что духовная часть человека свое существование продолжает и после физической кончины тела. Более того, она способна общаться с живущими через посредника, как правило, медиума. Приверженцы этого учения утверждают, что природными явлениями и всей материальной сущностью управляют духи. Совершающиеся при содействии злых духов магические приемы называются колдовством. Библия и, соответственно, церковь категорически осуждает все формы спиритизма.

История

Исследователи этого течения утверждают, что его история исчисляется тысячелетиями. Оно практиковалось древними греками и римлянами, идея спиритизма была известна в Средневековье, правда, научных подтверждений этому не существует. Историю спиритизма современного отсчитывают с 1848 года. Древнее учение возродилось в городе Гайдсвилл (штат Нью-Йорк). В это время некий Джон Фокс арендовал дом, в котором вскоре начали раздаваться странные стуки, происхождение которых обитателям дома было непонятно.

Маргарита, дочь Фокса, постучала в ответ и вступила в контакт с какой-то неведомой силой. Девушке удалось создать целую азбуку, с помощью которой она общалась с таинственными гостями и получала ответы на вопросы, которые ее волновали более всего. Вероятно, многие наши читатели отнесут это событие к числу заурядных: экзальтированная девушка приняла свои фантазии и ощущения за действительность, только и всего.

И с этим можно было бы согласиться, если бы спиритические чудеса через некоторое время буквально не наводнили США, а позднее и весь мир. Стук в маленьком американском домике "достиг" и отдаленных стран, во многих из которых были созданы специальные институты и школы по изучению спиритизма, занимавшихся обучением будущих медиумов. К слову, их число на сегодняшний день по всему миру превышает миллион человек. И это только «дипломированные» специалисты.

Дальнейшее развитие спиритизма

В 1850 году паранормальные явления, которые происходили на спиритических сеансах, начал изучать Аллан Кардек. Ему помогали дочери друга, которые выполняли роль медиумов. На очередном спиритическом сеансе ему была сообщена его «миссия», состоявшая в том, что он должен ознакомить человечество с новыми представлениями об устройстве мира.

Кардек сразу поверил в свою избранность и приступил к формированию своего «Священного писания» на основе спиритических диалогов, задавая вопросы «духам» и методично записывая ответы. Они формулировались по хлопкам или стукам (использовался условный код) или на спиритической доске.

Через два года Кардек был уверен, что получил необходимый объем информации, чтобы сформировать «новую теорию мироздания», предназначения и судьбы человечества. Так, были изданы его книги: «Книга духов» (1856), «Книга медиумов» (1861), «Евангелие в трактовке духов» (1864) и некоторые другие. Однако следует признать, что идеи Аллана Кардека подвергались жесткой критике со стороны духовенства, да и почитателей спиритизма не во всем были с ним согласны.

Особую популярность идея спиритизма получило в высокоразвитых странах — в Англии, ФРГ, США, Италии в основном в кругу высшего общества и интеллигенции. Поэтому утверждение, что медиумам верят отсталые слои общества весьма спорно.

Принципы спиритизма

Спириты утверждают, что:

  1. Человеческая душа продолжает существовать после завершения земной жизни, она бессмертна.
  2. Любой человек с помощью опытного медиума может узнать, как вызвать дух умершего родственника или известного человека, и вступить с ним в контакт, получив от него необходимый совет, помощь или узнать свое будущее.
  3. Божественного суда над мертвыми не бывает, все люди, независимо от того, как они прожили жизнь, после кончины обретут бессмертие души.

Идея кардековского спиритизма заключалась в том, что духовное развитие обусловлено перевоплощением (реинкарнацией). «Облачаясь» в земную плоть, духи очищаются и совершенствуются, возвращаясь в этот мир, чтобы вновь и вновь пережить земные испытания. Дух, который прошел все стадии перевоплощения, становится «чистым» и обретает вечную жизнь. Все им приобретенное в земной жизни (по Кардеку) не утрачивается. Кардек утверждал, что эту концепцию он сформировал на основании сообщений самих «духов».

Спиритизм — это своего рода религия, которая требует от ее приверженцев абсолютной покорности, взамен обещая бессмертие. Это в корне противоречит учению Иисуса Христа. Поэтому можно утверждать, что спиритизм — это отрицание Христа и христианства с его основными догматами. Его можно отнести к черным сатанинским философиям.

Как проводится сеанс спиритизма?

Кажущаяся простота этого ритуала и особая эффектность принесли таким сеансам огромную популярность среди людей, которые интересуются непознанным. Сеанс спиритизма, как правило, проводят несколько человек. Для достижения необходимого результата необходимо, чтобы один из участников был медиумом или хотя бы обладал соответствующими способностями и некоторым опытом в проведении таких сеансов.

Таинство начинается в двенадцать часов ночи и длится до четырех утра. Желательно вызывать души загробного мира в какие-то памятные при их земной жизни дни (к примеру, дни рождения или смерти). Вызову духов, по утверждению медиумов, благоприятствует полнолуние, которое усиливает сверхспособности медиума.

Для сеанса выбирается полутемное помещение, с обилием свечей и благовоний. По традиции участники сеанса оставляют приоткрытыми окно или дверь, чтобы духу ничто не мешало проникнуть в помещение. Желательно, чтобы присутствовали предметы, которые ассоциируются с вызываемым духом: фотографии, талисманы, картинки,
книги.

Необходимые аксессуары

Кроме свечей, благовоний, различных предметов, ассоциирующихся с умершим человеком, необходима доска для спиритизма, или Уиджа, которая многим известна по мистическим фильмам. На ней нанесены буквы алфавита, десять первых цифр и слова «да» и «нет». Кроме того, на ней имеется стрелочка. С ее помощью духи отвечают на вопросы.

Эта доска была изобретена не так давно. Первую Уиджу придумал Элайдж Бонд в качестве простой домашней игры. Но в те времена было очень распространено увлечение оккультизмом. Партнер Бонда предложил представлять так называемую говорящую доску в качестве древнеегипетской игры, с помощью которой жрецы якобы предсказывали будущее. В это же время ей и было придумано название. «Уиджа» переводиться с египетского как «удача».

Игра стремительно распространилась по миру, в Европе была запатентована как «психограф», который помогает читать мысли людей. А еще немного позже Аллан Кардек из Франции описал ее как некий инструмент, предназначенный для общения с духами. Вот так, из домашнего развлечения Уиджи превратилась в спиритический инструмент.

Подобные доски в древности

Хотя американский изобретатель и мистифицировал свое изобретение, нечто подобное существовало и ранее в древнем Египте, где был очень развит культ мира мертвых: регулярно жрецы практиковали «связь» с ним, используя круглый стол с вырезанными на нем магическими символами. Над ним на длинной нити подвешивали кольцо из золота. Когда духу задавался вопрос, кольцо раскачивалось, как утверждали медиумы, с помощью бога Сета, и указывало на иероглифы. Жрецам оставалось лишь растолковать изречения Сета. Известно, что такие дощечки, служившие для связи с богами, использовались древними греками, китайцами и индейцами. Современные медиумы с помощью Уиджи общаются с душами умерших людей, а не с языческими богами.

Наибольшую популярность доски Уиджи получили в начале XX века, когда после двух войн люди потеряли миллионы своих близких. Их интересовало, родственника, каким-то образом связаться с его душой. В это время развивается производство досок и очень скоро каждый медиум приобретает собственную доску. Считалось, что после общения с духами на ней остаются следы от связи с ними.

Уиджи изготавливают из дерева любых пород. Указатель для более легкого перемещения по доске нередко снабжен тремя деревянными шариками. В современных сеансах его зачастую заменяет блюдце. Оно указывает на буквы и цифры пустым окошком или острым концом. Медиум или несколько участников сеанса легко прикасаются пальцами блюдца и концентрируют все внимание на интересующем вопросе, который задают духам.

Гадающие через некоторое время начинают ощущать, что указатель самостоятельно передвигается от буквы к букве, последовательно их отмечая и образуя таким образом ответ.

Как проводится спиритический сеанс?

Участники ритуала рассаживаются вокруг стола, на середину которого укладывается доска для спиритизма, расставляются свечи. В качестве указателя чаще всего используется фарфоровое блюдце, на котором рисуют стрелку. Затем его немного подогревают над пламенем свечи и устанавливают в центр спиритического круга.

Спириты кладут кончики пальцев на блюдце, едва его касаясь. Пальцы участников при этом должны касаться пальцев своего ближайшего соседа. Таким образом, круг замыкается. После этого участники сеанса начинают призывать духа, называя его по имени, явиться. Призыв повторяется довольно долго, иногда этот процесс может длиться не один час. Случается, что капризный дух вообще не является.

На его присутствие укажет «поведение» блюдца: без каких-либо усилий со стороны собравшихся оно начинает поворачиваться и даже может над столом приподняться. Наступает время задать духу вопросы. Обычно их задает медиум. Первые вопросы желательно задавать односложные, которые предполагают ответы «да» или «нет».

Опытные медиумы предупреждают, спиритизм — это не игра. Заниматься им могут только люди, глубоко верующие во все происходящее. Духи бывают очень злыми: нередко они ругаются и говорят неправду. Довольно сложно рассчитывать на правдивость, если сеанс проводят любители. Чтобы проверить, правдив ли с гадающими дух, задайте ему несколько вопросов, ответы на которые хорошо известны кому-то из присутствующих.

Не задавайте вопросы, связанные со смертью, загробным миром и жизнью духа вне нашей реальности. Перед завершением сеанса вежливо поблагодарите духа, переверните блюдце и постучите им три раза о стол, сообщая о том, что вы отпускаете духа.

Во время сеанса запрещается:

  • общаться с духами более одного часа в сутки, хотя сам ритуал по времени не ограничен;
  • вызывать более трех духов за один сеанс;
  • принимать большое количество жирной и острой пищи и спиртного перед сеансом.

Опасности спиритизма

Большинство поклонников общения с неведомыми силами уверены, что занятие спиритизмом не опасно. Они считают, что к ним являются души именно тех людей, кого они вызывают и дают им достоверные ответы на вопросы о будущем. Но это одно из главных заблуждений.

Спиритизм — это занятие опасное, и им не стоит заниматься ради праздного любопытства. Занятия спиритизмом выглядят довольно безобидно, но лишь на первый взгляд. Довольно часто на призыв участников сеанса приходят совсем не те духи.

Кто приходит на зов?

Если провести небольшое исследование, чтобы определить, кого чаще тревожат участники спиритических сеансов, то можно прийти к выводу, что гениального А. С. Пушкина. Почему-то в нашей стране очень любят на спиритических сеансах вызывать духи именно поэтов: Ахматовой, Есенина, Высоцкого и Лермонтова. Ну а лидирует в этом списке Александр Сергеевич.

Люди, принимающие участие в подобных сеансах, убеждены, что их посещают духи известных людей или их близких и дорогих людей. Однако это заблуждение. Церковнослужители утверждают, что во время таких ритуалов к людям приходят темные сущности, обитающие в низших астральных слоях. Они не способны предсказывать будущее. Они появляются в нашей реальности по своему желанию, а не по зову людей, которые собрались на спиритический сеанс.

Главная опасность спиритизма заключается в том, что вызванная сущность так и останется в помещении по окончании сеанса. Официально зафиксированы случаи, когда после проведения в доме спиритических сеансов в нем селился полтергейст. После каждого проведения сеанса спиритизма необходимо приглашать священника, чтобы он освятил и очистил помещение, изгнал загостившуюся сущность.

В начале XX века издатель журнала «Спиритуалист», и он же главный редактор этого популярного в те времена издания В. П. Быков, впоследствии разочаровавшийся в спиритизме, описывал множество случаев, когда общение с потусторонними силами приводило к крайне плачевным результатам. К примеру, в 1910 году покончил собой, приняв цианистый калий, В. Э. Якуничев, бывший послушником Чудова монастыря в Москве. В свое время он являлся членом многих спиритических кружков.

В 1911 году попытался уйти из жизни студент Тимошенко, учившийся в Московском университете. Он много лет занимался спиритизмом. Примерно в это же время умерла одна из наиболее известных спиритов Москвы Воробьева, которая при серьезном недуге упорно отказывалась от лечения. Она словно специально ускоряла свою кончину.

Быков приводит в своих воспоминаниях много случаев, когда любителей спиритизма ожидала преждевременная смерть, порой при загадочных обстоятельствах, на многих после участия спиритических сеансов с участием медиумов обрушивались многочисленные несчастья.

В семидесятых годах девятнадцатого века Дмитрий Иванович Менделеев создал «Комиссию по изучению медиумических явлений». В нее вошли многие известные ученые. Вывод комиссии был однозначным: спиритические явления наступают от бессознательных движений либо являются сознательным обманом. По мнению членов комиссии, спиритизм — это суеверие. Это заключение было представлено в опубликованной Менделеевым брошюре «Материалы для суждения о спиритизме».

Так стоит ли ставить на кон здоровье свое и своих близких, благополучие и саму жизнь, ради весьма сомнительных ритуалов? На этот вопрос нет определенного ответа: каждый должен ответить на него сам.