Агломерация которой нет.

Источники финансирования


Бюджетные источники, млн руб.

Федеральный бюджет

Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации (суммы - не менее указанных)

Внебюджетные источники, млн руб.

ИТОГО, млн. рублей

2. Состояние улично-дорожной сети. Характеристика проблемы обеспечения безопасности дорожного движения

Город Новокузнецк- крупнейший по численности населения город (551,2 тыс. человек), административный центр Новокузнецкого Кемеровской области. Вокруг города сформировалась полицентрическая Новокузнецкая с численности человек более 1,3 млн. человек. Является одной из немногих агломераций-миллионеров при российских городах -немиллионерах. Новокузнецкая агломерация превосходит расположенную на севере Кемеровской области Кемеровскую агломерацию как по численности населения, так и по промышленному потенциалу, и является основой и Кузбасского ТПК

Таблица № 1 -Количественные показатели улично-дорожной сети Новокузнецкой агломерации


Показатель

Ед. измерения

Базовое значение (2016г.)

Общая протяженность дорожной сети городской агломерации,

в том числе:

Доля протяженности дорожной сети городских агломераций, соответствующих нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию,

в том числе


автомобильные дороги общего пользования федерального значения

автомобильные дороги общего пользования регионального/ межмуниципального значения

автомобильные дороги общего пользования местного значения и улицы

Через Новокузнецкую агломерацию проходят дороги регионального значения:

  • Областная автодорога «Ленинск-Кузнецк-Новокузнецк-Междуреченск» -214 км.
  • Областная автодорога «Бийск-Мартыново-Кузедеево-Новокузнецк» 81 км. (по территории Кемеровской области.

Обследование существующей интенсивности движения на основных узлах пересечений транспортной сети города Новокузнецка было проведено с целью установления наиболее полной и достоверной информации об объемах и распределении транспортных средств на магистральной улично-дорожной сети для выявления характера часового распределения потоков в течение основного суточного периода и установления периода их максимальной интенсивности (часов пик).

На основе анализа исходных данных был определен временной период, когда наблюдается максимальный транспортный поток на улично-дорожной сети: с 6.30 до 9.30 утром и 16.00 до 19.00 вечером.

Общая протяженность перегруженных участков составляет 11,53 км. Основные места скопления автотранспорта это Кузнецкий мост, перекрестки в т.ч. перекрестки с круговым движением, северный и южный выезд из Новокузнецкой агломерации.

2.1 Аналитический обзор состояния аварийности в агломерации

Ежегодно в городе Новокузнецке в результате дорожно-транспортных происшествий погибают или получают ранения сотни человек. За последние 10 лет (2006 – 2015) в результате дорожно-транспортных происшествий в городе Новокузнецке погибли 543 и ранены 6565 человек. За указанный период погибли 18 детей в возрасте до 16 лет, ранены 648 несовершеннолетних. В результате дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2006 – 2015 годы пострадали 7108 человек, тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий составила 76 погибших человек на 1000 пострадавших.

В 2014 году на территории города Новокузнецка зарегистрировано 542 дорожно-транспортных происшествия (в 2013 году – 561, минус 3,4 процента), в которых погибли 46 человек (за этот же период 2013 года погибли 49 человек (минус 6,1 процента)) и 684 человека (в 2013 году – 754, минус 9,3 процента) ранены. Тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий составила 63 (в 2013 году – 61) погибших человека на 1000 пострадавших.

За 12 месяцев 2015 года на территории города Новокузнецка зарегистрировано 508 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 33 человека и 648 человек ранены. Тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий составила 48 погибших человек на 1000 пострадавших.

За 9 месяцев 2016 года на территории города Новокузнецка зарегистрировано 326 дорожно-транспортных происшествий (в 2015 году – 376, минус 13,4 процента), в которых погиб 21 человек (за этот же период 2015 года погибли 27 человек, минус 22,1 процента) и 436 человек (в 2015 году – 469, минус 7 процентов) ранены. Тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий составила 43 (в 2015 году – 54) погибших человека на 1000 пострадавших.

Несмотря на наметившееся незначительное, за последние 3 года (2013 – 2015), снижение основных показателей аварийности, уровень травматизма от дорожно-транспортных происшествий в городе Новокузнецке остается высоким.

Основными недостатками транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети в местах совершения дорожно-транспортных происшествий являются: отсутствие, плохая видимость горизонтальной дорожной разметки (26%), дефекты покрытия (4%), недостатки зимнего содержания (5%), отсутствие дорожных знаков в необходимых местах (20%), отсутствие пешеходных ограждений в необходимых местах (7%), отсутствие освещения (7%).

2.1.1Выводы о тенденциях изменения основных показателей аварийности за последние 3 года

На основании анализа распределения ДТП на УДС Новокузнецкого можно сделать выводы, что основные ДТП с материальным ущербом происходят на перекрестках в т.ч. перекрестках с круговым движением.

В 2015г. кол-во аварийно-опасных участках (мест концентрации ДТП составило 23 единицы, за 11 месяцев 2016г. было зарегистрировано 27 мест концентрации ДТП.

Основным видом дорожно-транспортных происшествий остаётся «наезд транспортного средства на пешехода». В результате анализа зарегистрированных на территории города Новокузнецка установлено, что ежегодно в городе Новокузнецке регистрируется более 40 процентов дорожно-транспортных происшествий указанного вида от общего числа зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий, а в зимние месяцы этот показатель достигает 70 процентов. При этом не более 20 процентов дорожно-транспортных происшествий в результате «наезда транспортного средства на пешехода» регистрируются по вине пешеходов, около 80 процентов дорожно-транспортных происшествий – по вине водителей. Одной из основных причин наездов транспортных средств на пешеходов является нарушение водителями правил проезда пешеходных переходов (около 20 процентов дорожно-транспортных происшествий, зарегистрированных по вине водителей).

3. Цели, задачи и ПКРТИ.

Главная цель программы -развитие улично-дорожной сети Новокузнецкого городской агломерации и обеспечение безопасности дорожного движения. Для реализации поставленной цели необходимо осуществить переход от задачи направленной только на поддержание и сохранения улично-дорожной сети в нормативном состоянии к задачам: развития транспортной инфраструктуры, обеспечения безопасности дорожного движения, приведение дорожной сети в нормативное состояние, устранение перегрузки дорожной сети городской агломерации, повышения уровня удовлетворенности жителей и прозрачности действий субъекта Российской Федерации в лице Новокузнецкого городского округа, сохранения жизни и здоровья жителей в т.ч. детей.


В ПДФ формате
Работает, нет?

статейка больше частью тезисного плана, обращенная к городским властям и общественности.

Прежде всего, следует обозначить понятие агломерации. Под городской агломерацией не стоит понимать один город, управляемый одним мэром. Агломерация - компактное скопление городов с наличием тесных связей между ними, расположенных в не более чем 1,5-2 часовой транспортной доступности, с наличием города-ядра численностью более 100 тыс. чел. В случае с Новокузнецкой, или Южно-Кузбасской агломерацией, из-за того, что вокруг города-ядра расположено много городов-спутников, ее называют полицентрической.

Перейдем непосредственно к агломерациям. По нашему мнению, в постиндустриальную эпоху, проект развития Новокузнецкой агломерации должен подразумевать частичную и постепенную переориентацию городов с черной металлургии и добычи полезных ископаемых на новые отрасли экономического сектора. Экономическая агломерационная политика не должна быть «завязана» только на добыче полезных ископаемых (руда, уголь), производстве металла и зависеть от цен на добытое сырье, изготовленную продукцию. То есть экономически юг Кузбасса должен быть наименее уязвимым по отношению к внешним обстоятельствам. Например, в случае каких-то экономических кризисов, понижения цен на сырье и продукцию, страдает слишком много людей, что сказывается на семейном бюджете, качестве жизни. Поэтому следует создавать многопрофильные города с современными инновационными технологиями, привлекать бизнес, способствовать привлечению инвестиций в город для строительства новых предприятий и производств, при этом налоги с этих предприятий должны оставаться в городе.

До сих пор неясна ситуация с объединением города и района. Без предварительных экономических расчетов, продуманности механизмов реализации проекта и функционирования новой системы, данная затея выглядит авантюрой, что явно говорит о привычной некомпетентности городских и региональных властей и нежелании работать на перспективу, строить долгосрочные планы (план развития Кемеровской области до 2025 года не является долгосрочным, таковым он может быть в финансовом отношении в какой-нибудь фирме, но не в территориально-экономическом). В то же время, проблема непродуманности территориальных границ города и района никуда не делась. Городу необходимы новые территории, особенно это касается тех земель, на которых расположены автотрассы, связывающие районы города.

Нами предлагается путь развития Новокузнецка и юга области, не рассчитанный на то, что произойдет чудо от объединения муниципий. Мы предлагаем обратиться к работам специалистов по урбанистике, к возможному решению проблем развития городских агломераций в Сибири и к стратегическому планированию ; к накопленным знаниям по данной тематике современными исследователями ; к проектам, которые имеются на сегодняшний день, в частности, к наработкам по Новокузнецкой агломерации . Мы предлагаем выработать концепцию, подготовить план пошаговой реализации: как и через что будет реализовываться проект, какие нужно внести коррективы, изменения по ходу реализации плана, какие могут возникнуть трудности в связи с непродуманностью российского законодательства в отношении городских агломераций и т.д. и т.п.

Настала пора решать крупные проблемы с долгосрочным планированием, а не ждать очередной порции бюджетных поступлений. Почти все крупнейшие города Сибири приступили к выработке программ развития соответствующих агломераций, и в их числе - Омск, Томск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск, Иркутск. И только у нас, в Кузбассе, как обычно, все стоит мертвым грузом: продали уголь и металл - и, слава Богу! А что будет завтра? Какие имеются перспективы у области, нашего города, у Южно-Кузбасской агломерации? Никаких. Никаких - по той простой причине, что и нет стратегии, концепции, ибо для того, чтобы добывать уголь много мозгов не надо - все ложится на плечи собственников предприятий. Уйдут предприятия из города и региона, и все, ничего не останется (когда полностью лунный пейзаж оставят после себя). Поэтому…

На наш взгляд, требуется выработка концепции развития Новокузнецкой агломерации (Новокузнецк - Прокопьевск - Калтан - Киселевск - Осинники - Мыски - Междуреченск) и превращения ее в новую компактную и целостную территориальную единицу. Необходима подготовка проекта развития агломерации и реализация его на практике. К слову, процесс создания Томской и Новосибирской агломерации идет полным ходом .

Говоря о выработке концепции развития Новокузнецкой агломерации в целом, можно сказать: «Агломерация должна рассматриваться единым социально-экономическим, инвестиционным пространством, с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, природно-экологического каркаса» . И одна из важнейших задач: составить план развития инфраструктуры, транспортной системы агломерации .

Вместе с тем, при планировании развития Новокузнецкой агломерации не следует забывать о соседях, так как опыт разработки концепций развития городов и субъектов РФ показывает, что «самое слабое место в этих концепциях и стратегиях - это межрегиональные связи, отсутствие видения более целостных региональных образований. Отдельно взятая область разрабатывает свою стратегию развития и не хочет видеть, что творится у нее под боком. В результате нет целостного видения макрорелигонального развития и развития страны в целом. Регионы рассматриваются как части уже расчлененной страны» .

- сосредоточение научного, экономического потенциала, осуществление организационных и административных функций, широкий набор услуг, повышение уровня жизни, культуры;

- высокая степень использования трудовых ресурсов плотно населенного ареала и широкая возможность выбора мест приложения труда;

- возможность действенного регулирования крупного города развитием спутников, обладающих достаточной емкостью;

- более полное использование выгод экономико-географического положения и ресурсов данного района;

- возможность систематического использования культурных ценностей;

- наиболее полное и интенсивное использование территории.

На наш взгляд, очевидны преимущества разработки долгосрочного планирования и разработки концепции развития Новокузнецкой агломерации. Для депрессивного юга Кузбасса, где правят процессы депопуляции, следует отток населения в более благоприятные экологически, экономические регионы, грамотно выстроенная агломерационная политика, может остановить этот «упаднический» процесс и привести к положительным результатам. Возможно, часть сельского населения переселится в города, в поисках лучшей жизни. Но, лучше учитывать риски и стараться создавать условия для развития хотя бы части территории, затормозив процесс полнейшей деградации юга Кузбасса, нежели сидеть сложа руки и ждать пока сельское население само переселится в города, вынужденное бежать от наступающих разрезов? Причем, скорее всего, оно побежит не в наши города, а в города соседних регионов. Да и из самих городов продолжится отток населения, что приведет, в конечном счете, к демографическому кризису, уменьшению численности городов и возможно их исчезновению. Но не следует считать создание концепции развития Новокузнецкой агломерацией панацеей, ответом на все вопросы и разрешением всех проблем. На наш взгляд, определение стратегии и составление плана развития агломерации видится перспективным направлением, который может способствовать улучшению экономического положения городов юга региона.

И напоследок хотелось бы сказать. В промышленном и индустриальном Новокузнецке (как и в прочих городах) следует уделять особое внимание сохранению и восстановлению историко-культурного и архитектурно-градостроительного наследия , поскольку город имеет почти четырехвековую историю, славное прошлое, которое нам следует сохранять и всячески приумножать. К слову, историко-культурное наследие - бесценный капитал, которое можно использовать в качестве привлечения туристов, фактора преобразователя городской среды и городского ландшафта. Без выработки концепции развития Новокузнецка как города-ядра одноименной агломерации, определения стратегии, у нас нет будущего, у нас нет никаких перспектив, шанса на то, что город не продолжит умирать и деградировать.

ЛИТЕРАТУРА

Емельянова (Лесюта) Н.В. Агломерационные процессы и трансформация расселения Сибири. СЖАТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА: НОВОЕ В ТЕОРИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПРАКТИКЕ ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.- М.: Эслан. - 2010. - С. 263-281. [Электронный ресурс] // Демоскоп Weklee . Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0517/analit02.php (дата обращения: 13.06.2013).

Сборник материалов по проблемам развития городских агломераций в странах СНГ к научно-практической конференции «Научные и практические аспекты формирования городских агломераций». - Москва.,2011. - С.36-46, 109-113. [Электронный ресурс] // E - gorod . ru : сайт Международной Ассамблеи столиц и крупных городов. Системные требования: Adobe Reader. Режим доступа:

До сих пор не ясна ситуация с объединением Новокузнецка и Новокузнецкого района. На мой взгляд, без предварительных экономических расчетов, без продуманных механизмов реализации проекта, без четкого представления, как будет функционировать новая система, запланированная “смычка” — не самая удачная затея. Она лишь создает видимость активного процесса — дескать, никто не сидит на месте, все работают…
Соблазн искать экономическую выгоду в арифметически простых административных действиях (сложить- поделить) идет от нежелания думать о перспективах развития и строить долгосрочные планы. (План развития Кемеровской области до 2025 года, по моему мнению, не является долгосрочным и действенным.) В то же время проблема непродуманности территориальных границ Новокузнецка и района никуда не делась. Городу, в частности, необходимы новые территории, особенно это касается тех земель, по которым пролегают или должны быть проложены автотрассы.
Что касается общей стратегии развития Новокузнецка и юга области, то прежде, чем объединять какие-либо муниципалитеты, следует для начала обратиться к работам специалистов по урбанистике, к накопленным знаниям по этой тематике, к проектам, которые имеются на сегодняшний день, в частности, к наработкам по Новокузнецкой агломерации. Важно выработать концепцию, подготовить план пошаговой реализации — как и через что будет осуществляться проект, какие нужно внести коррективы, изменения по ходу реализации плана. Нам стоит уяснить для себя, какие могут возникнуть трудности в связи с пробелами в российском законодательстве в отношении городских агломераций и т.д.
Обозначу понятие агломерации: это компактное скопление городов, расположенных не более чем в 1,5-2?часовой транспортной доступности, с наличием тесных связей между ними и с выделением при этом города-ядра численностью более 100 тысяч человек. В случае с Новокузнецкой, или Южно-Кузбасской агломерацией, из-за того, что вокруг города-ядра расположено много городов-спутников, её следует называть полицентрической.
В постиндустриальную эпоху проект развития Новокузнецкой агломерации должен подразумевать частичную и постепенную переориентацию городов с металлургии и угледобычи на новые отрасли хозяйства. Экономическая агломерационная политика не должна быть завязана только на добыче полезных ископаемых, производстве металла и зависеть от цен на добытое сырье. То есть экономически юг Кузбасса должен быть менее уязвимым по отношению к внешним обстоятельствам — в случае экономического кризиса, понижения цен на сырье и продукцию, когда ситуация негативно сказывается на качестве жизни населения. Чтобы избежать этого, следует способствовать привлечению инвестиций в города на строительство предприятий, создающих новые профили производств.
Настала пора решать крупные проблемы с долгосрочным планированием, а не ждать очередной порции бюджетных поступлений. Почти все крупнейшие города Сибири приступили к выработке программ развития соответствующих агломераций, и в их числе — Омск, Томск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск, Иркутск. А в Кузбассе живут одним днем: продали уголь и металл — и слава Богу! А что будет завтра? Какие имеются перспективы у области, нашего города, у Южно-Кузбасской агломерации? Никаких. По той простой причине, что у властей нет стратегии. Те замыслы, что вписаны во всякого рода региональные и муниципальные программы развития, являются всего лишь извлечениями из проектов крупных компаний, действующих в Кузбассе.
Разумеется, реализация бизнес-проектов не в последнюю очередь зависит от одобрения областной и муниципальных администраций. Но, как мне представляется, власти довольствуются тем, что в качестве условия своей благосклонности предлагают компаниям взять на себя ряд тех или иных социальных обязательств. Это в лучшем случае. Обычно властям довольно и того, что собственник обещает новые рабочие места и, соответственно, приток налоговых отчислений в бюджет. Проблема, однако, в том, бизнес-планы бывают очень переменчивы. Уйдут предприятия из города и региона или — что случается еще чаще — поменяются в очередной раз схемы налоговых потоков в пользу федерального бюджета, и что останется здесь, кроме лунного пейзажа?
Поэтому, привлекая инвестиции на подопечные им территории, власти должны быть озабочены не просто созданием благоприятного инвестклимата, но и иметь четкое представление о том, на каком направлении эти вложения наиболее предпочтительны. Таким перспективным направлением является дальнейшее развитие хозяйственного симбиоза городов юга области. Необходимо придать осмысленный и гармоничный характер этому процессу, который до сих пор складывается стихийно. Ведь даже план советского образца, осуществленный в Кузбассе, порождал в сущности “монопрофильный хаос” со всеми вытекающими отсюда социально-экономическими и экологическими последствиями. Словом, требуется выработка концепции Новокузнецкой агломерации (Новокузнецк — Прокопьевск — Калтан — Киселевск — Осинники — Мыски- Междуреченск) и превращения её, как представляется мне, в новую компактную и целостную территориальную единицу.
Говоря о выработке концепции развития Новокузнецкой агломерации в целом, можно сказать: “Агломерация должна рассматриваться единым социально-экономическим, инвестиционным пространством, с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, природно-экологического каркаса”. И одна из важнейших задач: план развития инфраструктуры, дорог и транспортной системы агломерации.
Какие преимущества в развитии предоставляются населенному пункту в составе агломерации? Специалисты выделяют главные:
— сосредоточение научного, экономического потенциала, осуществление организационных и административных функций, широкий набор услуг, повышение уровня жизни, культуры;
— высокая степень использования трудовых ресурсов плотно населенного ареала и широкая возможность выбора мест приложения труда;
— возможность действенного регулирования крупного города развитием спутников, обладающих достаточной емкостью;
— более полное использование выгод экономико-географического положения и ресурсов данного района;
— возможность систематического использования культурных ценностей;
— наиболее полное и интенсивное использование территории.
На депрессивном юге Кузбасса, где правят процессы депопуляции, где отмечен отток населения в более экологически и экономически благоприятные регионы, грамотно выстроенная агломерационная политика может остановить упадок и привести к положительным результатам. Возможно, при этом часть и без того немногочисленного сельского населения переселится в города в поисках лучшей жизни. Но лучше учитывать риски и стараться создавать благоприятные условия для развития основной территории, затормозив процесс полнейшей деградации юга Кузбасса, нежели сидеть сложа руки и ждать, когда сельское население само бросится в бега от наступающих разрезов. Причем побежит в города соседних регионов, где аграрная политика доминирует.

Статья еще мая 2011 года Артема Рады, и.о. начальника управления стратегического развития администрации Кемеровской области.
Вначале чиновник резонно замечает: «сразу необходимо отметить, что формирование агломерации -совершенно естественный процесс: агломерацию нельзя создать на пустом месте (нельзя развивать то, чего нет) с помощью директивных методов прямого управленческого воздействия»
Отлично.
Но затем начинает нести ересь «Несмотря на то, что Минрегионразвития выделяет в Кемеровской области Новокузнецкую агломерацию, есть твердые аналитические основания говорить о наличии «двухъядерной» Кузбасской агломерации с центрами в городах Кемерово и Новокузнецке. И вот почему. Среди основных признаков современных городских агломераций абсолютно все специалисты выделяют компактность и, соответственно, высокую плотность населения. За Уралом нельзя найти более компактный регион, чем Кемеровская область. Доля городского населения в Кузбассе, согласно предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, - 86,6 %. Это самый высокий уровень урбанизации по Сибирскому федеральному округу. Основная часть населения (почти 75 %) проживает в центральной части региона, образуя пояс практически непрерывного расселения от Кемерова до Междуреченска (см. рис.). Поскольку в зоне Кузбасской агломерации на относительно небольшой территории проживает более двух миллионов человек, плотность населения в этом «поясе» в 2 раза больше, чем в среднем по области (60 человек на кв. км против 30 человек на кв. км в среднем по Кузбассу)»

Неясно причем здесь плотная компактность региона и его местонахождение за Уралом. Что за Уралом, что до Урала критерии выделения агломераций одни и те же. В Российской Федерации согласно принятой методике, группа взаимосвязанных поселений выделяется в качестве сложившейся или складывающейся городской агломерации, если людность наибольшего из образующих ее городов составляет не менее 100 тыс. чел., а в тяготеющем к нему ареале группового расселения (очерченном изохроной 2-часовой доступности всеми видами общественного наземного и водного транспорта) расположены как минимум еще два городских поселения.
То есть в качестве решающего фактора, очерчивающего границы агломерации, выделяется именно изохрона доступности общественным транспортом.
Но Артем Рада без малейшего сомнения отбрасывает этот параметр и пишет «Ядра Кузбасской агломерации находятся на расстоянии около 200 км друг от друга, период транспортной доступности (при условии пользования личным автомобильным транспортом) - чуть более 2 часов. Этот показатель может быть существенно сокращен за счет строительства скоростных дорог в обход малых населенных пунктов»
От себя добавлю, что при таком подходе личный вертолет или самолет мог бы существенно расширить границы Кузбасской агломерации.
Автобус сейчас идет от Кемерова до Ленинска Кузнецкого 1 час 20 минут, до Белова 1 час 50 минут, до Киселевска уже 2 часа 45 минут. За счет достройки автострады можно будет выиграть максимум еще 20 минут. И в лучшем случае вы доберетесь из Кемерова в Новокузнецк за 3 часа.
Про компактность и плотность населения даже говорить не стоит. Компактность подразумевает, то что и означает - сомкнутость, сжатость, краткость. Линейная структура расселения не является компактной, иначе самая большая агломерация России будет располагаться вдоль Транссиба от Москвы до Владивостока.
Средняя плотность в 60 человек на квадратный километр абсолютно ни о чем не говорит, так как население концентрируется в отдельных городах, слабо связанных между собой. Преимущественно многоэтажная застройка приводит к разрывам между населенными пунктами.

На карте светового «загрязнения» отчетливо например виден 20 километровый разрыв между Краснобродским и Бачатами, отделяющий южный Кузбасс от центрального.

Еще больше незаселенный промежуток между Ленинском и Кемерово, составляющий как минимум 50 километров.

И уж раз кемеровчанам захотелось двухъядерную агломерацию почему они не договорились об этом с Томском. Ведь если между Кемерово и Новокузнецком напрямую 190 километров, то до Томска всего 140 км.

Настоящих агломераций в Кузбассе не существует. Пригороды в основном состоят из дач и очень редких элитных коттеджных поселков. Может только Прокопьевск и Киселевск, фактически сросшиеся в один город, могли бы отвечать зарубежным параметрам частоты взаимных маятниковых миграций. До сих пор еще слабая автомобилизация и плохие дороги, вкупе с централизованным менталитетом, сдерживают появление настоящей субурбанизации. Пока еще трудно представить новокузнечанина, покупающего квартиру в Осинниках, и каждый день ездящего на работу обратно в Новокузнецк.
Тут бы и приложить региональной власти все силы к развитию транспортной инфраструктуры на юге Кузбасса чтобы поспособствовать превращению скопления городов в единый экономический организм, но кемеровчанам понадобилась химера в виде несуществующей Кузбасской агломерации дабы извлечь свою выгоду из модной нынче агломерационной темы.
Тот же Артем Рада пишет «Очевидно, что Кузбасская агломерация с постоянной численностью населения свыше двух миллионов в качестве единого производственного и потребительского рынка имеет более весомое значение для регионального развития страны и большую привлекательность для инвесторов федерального и международного уровней, чем изолированное южное ядро, сформированное вокруг Новокузнецка»

Остается только узнать откуда возьмется единый рынок в двухъядерной агломерации. Особенно это касается рынка труда. До сих пор мы наблюдаем в Кузбассе непрерывную централизацию, когда население стекается прежде всего в областной центр и частично в Новокузнецк. Населенные пункты между этими городами демонстрируют серьезную депопуляцию. С каждым годом увеличивается отрицательное сальдо межрегиональной миграции, формируемое в значительной степени шахтерскими городами.
Достройка автострады никак не решит демографических проблем. Так например в Ленинске-Кузнецком шутят что дорогу строят для того чтобы удобнее было уезжать в Кемерово. Мэр города с горечью замечает: «Молодые люди уезжают. Главная причина — в городе у нас нет высших учебных заведений. Лишь филиалы, которые, к сожалению, не дают того уровня образования, который обеспечивает головной вуз. Примерно две тысячи ленинск-кузнечан сегодня учатся за пределами города. Но проблема даже не в этом, а в том, что по окончании учебных заведений в Кемерове, Новокузнецке или Новосибирске молодые специалисты не возвращаются обратно — в родной город»
Та же ситуация в Белово, Прокопьевске, Междуреченске. Дорогу строят не потому что она не справляется с существующим потоком машин, а для того чтобы ездили еще больше. Чтобы свои потребности в образовательных культурных, бизнес- и финансовых услугах удовлетворяли в Кемерово и никак иначе. Выход, предлагаемый кемеровчанами, сводится к одному - или превратись в спально-промышленно-аграрный пригород Кемерова или потихоньку умри.
Новокузнецк не может себе позволить ни умереть, ни быть чьим-то пригородом. Поэтому никакой двухъядерной агломерации нет и не будет.

Профессор Зубаревич хорошо сказала о подобных проектах: «осмысленное обсуждение возможностей и барьеров развития агломераций невозможно при административном угаре. На грани разумного и фантастического балансирует проект агломерации Владивостока с Находкой и Уссурийском, до которых "всего лишь" 100-150 км по по безлюдным автодорогам депопулирующего края. Еще более яркий пример — усиленно лоббируемая региональными властями "агломерация" Вологда-Череповец. Можно потратить много денег на то, чтобы построить шикарный автобан между трехсоттысячной Вологдой и трехсоттысячным Череповцом, разделенными сотней километров, но агломерации все равно не получится. Это не региональная политика, а закапывание бюджетных ресурсов в песок. Именно такие проекты дискредитируют вполне жизнеспособные механизмы. Приходится еще раз напомнить, что не бывает искусственных агломераций, их невозможно создать волевым усилием на пустом месте, не имея базовых предпосылок»

«Люди будут согласны постоянно ездить в соседний город на работу лишь тогда, когда дорога не будет отнимать больше полутора часов, и никакие проекты властей не заставят их делать по-другому», - считает кандидат экономических наук Роальд Бабун .

Изобретение без границ

Анна Иванова, «АиФ-Кузбасс»: - Летом Кемеровская область попала в число 16-ти регионов, в которых будут создавать агломерации. Эту работу инициировало Минрегионразвития. Но министерство ликвидировано, а уникальность кузбасской идеи о создании «двухъядерной» (с двумя центрами) агломерации вызывает много вопросов. Роальд Владимирович, что такое вообще «агломерация городов» и что даёт жителям такое объединение?

Роальд Бабун: - Агломерация - это естественно возникшее образование из нескольких близлежащих городов и прилегающих к ним территорий, её границы могут не совпадать с юридически установленными границами муниципалитетов. Тесные связи между городами возникают объективно, в силу их фактической территориальной близости. Как следствие, все жители получают возможность пользоваться услугами, доступными проживающим в крупных городах, более широкий выбор места работы, возможность соз-давать более крупные и более экономичные инфраструктурные объекты, предназначенные для нужд сразу нескольких муниципалитетов, - дороги, водопроводы, системы канализации, предприятия по переработке бытовых отходов, по производству местных стройматериалов и т. д.

В научном мире принято считать, что агломерация должна иметь по меньшей мере три признака: значительное население (не меньше 500 тыс. жителей), тесная близость поселений (общая площадь не больше 45 тыс. кв. км) и наличие между ними развитых путей сообщения. Об агломерации можно говорить тогда, когда между городами и посёлками есть тесные связи: жители ездят в соседний город на работу, за крупными покупками, на культурные или спортивные мероприятия, за высокотехнологичной медицинской помощью, дети с нескольких территорий обучаются в вузах крупного города и т. п.

Ключевая особенность агломерации - маятниковая миграция жителей, зачастую ежедневная. В этом смысле агломерацию нельзя создать или упразднить - люди всё равно будут или не будут ездить, независимо от того, какие решения примет власть. Естественной границей агломерации принято считать возможность добраться из каждого населённого пункта до центрального города не больше чем за час-полтора. Это время зависит не только от расстояния, но и от уровня развития дорог.

Кемеровская область - самая густонаселенная и высокоурбанизированная территория восточнее Урала, с большим количеством городов. Здесь уже сложились две агломерации, отвечающие вышеизложенным условиям, - кемеровская и южно-кузбасская (или новокузнецкая). В ареале Кемерова находятся Топки и Берёзовский, в ареале Новокузнецка - Прокопьевск, Киселёвск, Красный Брод, Осинники, Калтан, Мыски, Междуреченск и, с некоторым допущением (как общая рекреационная зона всего южного Кузбасса), Таштагол. Понятие «двухъядерная» агломерация я услышал впервые. Видимо, это кузбасское изобретение. Я пытался узнать у авторов идеи географические границы этого образования. Это вся область? Половина области? Какой кусок? Где предполагаются её границы? И что будет с территориями, которые не войдут в состав агломерации? Внятного ответа я не получил.

Сапсаны не поедут

Комментируя проект единой кузбасской агломерации, замгубернатора Дмитрий Исламов обозначил границы следующим образом: почти непрерывная линия городов от столицы области до Междуреченска, где Кемерово и Новокузнецк - основные центры.

Некоторая логика здесь есть. В частности, практически посередине между городами Кемерово и Новокузнецк есть блок близлежащих друг к другу городов: Ленинск-Кузнецкий, Полысаево, Белово, Гурьевск. Но на самостоятельную агломерацию этот блок не тянет. Причислить его к кемеровской или к южно-кузбасской агломерации тоже не получается - далеко не такие уж тесные связи. Назвать всё это единой кузбасской агломерацией, конечно, можно, но что дальше?

Фото: www.globallookpress.com

- Может, пустят сапсаны между городами, и будут новокузнечане долетать до Кемерова за 40 минут?

О таких масштабных проектах пока речь не идёт. С областным центром у южного Кузбасса и без того есть хорошая транспортная связь.

Если дороги есть, если люди и без того кочуют из города в город, значит, агломерация уже существует. Зачем создавать проект, созывать экспертов, тратить деньги на поездки в Москву?

- Люди, конечно, будут ездить независимо от решений власти, но есть много вещей, касающихся инфраструктуры и инвестиционных проектов, которые наиболее эффективно можно решать именно в рамках агломерации. Уже сегодня у Прокопьевска и Киселёвска есть единая система водоснабжения и водоотведения, у Осинников и Калтана - общее теплоснабжение. Т. е. создаётся не несколько мелких организаций, а одна более крупная, а потому более эффективная. Подобным образом на юге Кузбасса вместо множества разных свалок можно сделать одно-два крупных межмуниципальных предприятия по утилизации бытовых отходов.

Достаточно иметь один суперсовременный дорогущий томограф на несколько городов или построить крупный завод строительных материалов. Это экономия на масштабе. При этом затраты ложатся не на один муниципалитет, а на несколько заинтересованных в подобном вложении, вместе они могут купить дорогостоящее оборудование, пригласить высококвалифицированные кадры. Т. е. за счёт укрупнения жители получат более дешёвые и более качественные услуги - в этом смысл агломерирования. И здесь без участия государства, без создания необходимой правовой базы и системы финансирования не обойтись. Вот почему придётся ездить в Москву, и не один раз.

Недавно мы писали о проблеме посёлка Новый Путь: он относится к Прокопьевскому району, а в школу и на работу люди ездят по дороге, проходящей по Новокузнецкому району. И там возникла дилемма: кому ремонтировать и чистить от снега эту дорогу? В условиях агломерации как можно решить проблему?

Для этого не нужно объединять территории или менять границы муниципалитетов. Достаточно заключить соглашение между двумя районами на условиях долевого участия и партнёрства. Сейчас мешает участвовать в совместных проектах психология местных властей, боязнь брать на себя обязательства, в первую очередь финансовые, и не-умение договариваться. Также мешают амбиции некоторых руководителей, предпочитающих «хоть плохонькое, но своё». Наш менталитет ещё плохо приспособлен к ведению переговоров, достижению компромиссов и строгому соблюдению достигнутых договорённостей. Здесь нужна определенная культура, которая появляется не сразу.

Объединение останется на бумаге?

От того, что кто-то сверху - из области или из министерства - отдаст распоряжение договориться, что изменится?

Сейчас пытаются изменить менталитет административными мерами. Это тяжкий труд, потому что договорная дисциплина в стране ужасная. Нет гарантии, что будут соблюдаться условия соглашения. Соседи договорились что-то совместно построить, а завтра один из участников может отказаться давать деньги, сославшись на внезапно возникшие трудности. Гарантом подобных отношений может выступать региональная власть. Например, если область тоже вкладывается в проект, то у остальных участников вряд ли возникнет намерение увильнуть, не сдержать обещание. Положительные примеры договорных отношений у муниципалитетов есть, но они единичны. Так, Новокузнецкий район выделил деньги на ремонт планетария в Новокузнецке. Взамен этого жители района получили возможность посещать планетарий бесплатно.

Почему не объединить несколько городов и районов в один? Тогда не надо договариваться и потом бояться, что сосед обманет…

Неудачная попытка такого объединения была в Иркутской области. Несколько лет назад руководители области захотели присоединить к Иркутску Ангарск (50 км от Иркутска) и Шелехов (30 км), чтобы получился один город-миллионник. Но соседи восстали, отказались самоликвидироваться и высказались за равноправное сотрудничество, причём только в тех проектах, которые им необходимы. Идея объединить в один муниципалитет Новокузнецк и Новокузнецкий район, которую пропагандировали в прошлом году, - из того же разряда.

Чем больше размеры территории, тем больше местная власть отдаляется от рядового жителя, а людям сложнее контролировать её. Мне такой путь видится тупиковым. Равно как и попытка объединить юг и север области. Искусственно создать агломерацию невозможно! Даже если примут какой-то нормативный акт о кузбасской двухъядерной агломерации, всё равно юг и север будут решать свои проблемы отдельно. На бумаге будет одна, а по факту, как и прежде, две агломерации.