Африканские рабыни. Рабская сила

Шесть показательных примеров рабства в современном мире

Правозащитники выделяют следующие характеристики рабского труда: им занимаются против своей воли, под угрозой применения силы и при ничтожной заработной плате либо вовсе без нее.

2 декабря – Международный день борьбы за отмену рабства. Использование рабского труда в любой его форме запрещено Всеобщей декларацией прав человека. Тем не менее в современном мире рабство распространено сильнее, чем когда бы то ни было.

Очень прибыльный бизнес

Эксперты международной организации Free the Slaves утверждают, что если за 400 лет существования трансатлантической работорговли с Черного континента было вывезено примерно 12 млн невольников, то в современном мире на положении рабов живут более 27 млн человек (1 млн в Европе). По мнению экспертов, подпольная работорговля является третьим по уровню прибыльности криминальным бизнесом в мире, уступая лишь торговле оружием и наркотикам. Ее прибыль составляет 32 млрд долларов, а годовой доход, приносимый подневольными работниками своим владельцам, равен половине этой суммы. «Вполне возможно , пишет социолог Кевин Бэйлз , автор книги «Новое рабство в глобальной экономике», что рабский труд использовался для изготовления ваших ботинок или сахара, который вы добавляете в свой кофе. Рабы клали кирпичи, из которых состоит стена фабрики, на которой произведен ваш телевизор… Рабство позволяет снижать стоимость товаров по всему миру, поэтому рабовладение столь привлекательно сегодня».

Азия

В Индии по сей день существуют целые касты , поставляющие дармовых работников, особенно детей, работающих на вредных производствах.

В северных провинциях Таиланда продажа в рабство дочерей является главным источником средств к существованию на протяжении столетий.

«Здесь , пишет Кевин Бейлз, культивируется особая форма буддизма, который видит в женщине существо, неспособное достичь блаженства как высшей цели верующего. Рождение в женском обличье указывает на грешную жизнь в прошлом. Это своего рода наказание. Секс не грех, он только часть материального природного мира иллюзий и страдания. Тайский буддизм проповедует смирение и покорность перед страданием, ибо все происходящее – это карма, от которой человеку все равно не уйти. Такие традиционные представления очень облегчают функционирование рабства» .

Патриархальное рабство

Сегодня существует две формы рабства – патриархальное и трудовое . Классические, патриархальные, формы рабовладения, когда невольник считается собственностью хозяина, сохраняются в ряде стран Азии и Африки - Судане, Мавритании, Сомали, Пакистане, Индии, Таиланде, Непале, Мьянме и Анголе . Официально подневольный труд здесь отменен, но он сохраняется в форме архаических обычаев, на которые власти смотрят сквозь пальцы.

Новый мир

Более современная форма рабства – это рабство трудовое, появившееся уже в ХХ веке. В отличие от патриархального рабства, здесь работник не является собственностью хозяина, хотя и подчинен его воле. «Такая новая рабовладельческая система , - считает Кевин Бейлз, - присваивает экономическую ценность отдельных людей без какой-либо ответственности за их элементарное выживание. Экономическая эффективность нового рабства чрезвычайно высока: экономически убыточные дети, старики, больные или увечные просто выбраковываются (в патриархальном рабстве их обычно худо-бедно содержат на более легких работах. – Прим. «Вокруг света» ). В новой системе рабства рабы – сменная деталь, добавляемая к процессу производства по мере необходимости и утратившая свою прежнюю высокую стоимость ».

Африка

В Мавритании рабство особое – «семейное». Здесь власть принадлежит т. н. белым маврам арабам-хасанам. Каждая арабская семья владеет несколькими семьями афромавританцев харатинов . Семьи харатинов передаются в семьях мавританской знати по наследству на протяжении столетий. Невольникам поручают самые разные работы – от ухода за скотом до строительства. Но самый прибыльный вид рабского бизнеса в этих краях – продажа воды. С утра до вечера харатины-водоносы развозят по городам тележки с большими флягами, зарабатывая в день 510 долларов – очень неплохие деньги для этих мест.

Страны победившей демократии

Трудовое рабство распространено по всему свету, включая страны победившей демократии. В него обычно попадают те, кто был похищен или незаконно иммигрировал. В 2006 году комиссия ООН опубликовала доклад под названием «Торговля людьми: глобальные закономерности». Там говорится, что людей продают в рабство в 127 странах мира, а в 137 государствах эксплуатируются жертвы торговцев людьми (что касается России, то здесь, по некоторым данным, проживает более 7 млн человек на положении невольников). В 11 государствах отмечен «очень высокий» уровень активности похитителей людей (более 50 тыс. человек ежегодно), среди них – Новая Гвинея, Зимбабве, Китай, Конго, Россия, Украина, Беларусь, Молдова, Литва и Судан .

Мужчины, женщины и дети

Тем работникам, которые сами хотят покинуть родину, некие фирмы обычно сперва обещают высокооплачиваемую работу за рубежом, но потом (по прибытии в чужую страну) у них отбирают документы и продают простаков держателям криминального бизнеса, которые лишают их свободы и принуждают к труду. По оценкам специалистов из конгресса США, ежегодно 2 млн человек переправляются за границу для последующей перепродажи . По большей части это женщины и дети. Девушкам часто сулят карьеру в модельном бизнесе, а на деле заставляют заниматься проституцией (сексуальное рабство) или работать на подпольных швейных фабриках.


В трудовое рабство попадают и мужчины . Самый известный пример – бразильские углежоги. Их набирают из местных нищих. Завербованных, которым сначала пообещали высокий заработок, а потом отобрали паспорт и трудовую книжку, увозят в глухие леса Амазонии, откуда некуда бежать. Там они только за пищу, не зная отдыха, пережигают огромные эвкалипты в древесный уголь, на котором работает сталелитейная промышленность Бразилии . Редко кому из углежогов (а число их переваливает за 10 000) удается проработать более двух-трех лет: заболевших и травмированных безжалостно выгоняют...

ООН и другие организации прилагают немало усилий в борьбе с современным рабством, но результат пока довольно скромный. Дело в том, что наказание за работорговлю в разы ниже по сравнению с другими тяжкими преступлениями, например с изнасилованием. С другой стороны, местные власти зачастую настолько заинтересованы в теневом бизнесе, что откровенно покровительствуют современным рабодержателям, получая часть от их сверхприбылей.

Фото: AJP/Shutterstock, Attila JANDI/Shutterstock, Paul Prescott/Shutterstock, Shutterstock (х4)

Больше всего осуждения и внимания в мире уделяется торговле чернокожими рабами, которая велась с XVI по XIX века. Однако в то же время на южном побережье Средиземноморья также процветала торговля людьми. Более 1,25 миллиона европейцев были проданы в рабство так называемыми берберскими пиратами, моряками-мусульманами из Северной Африки. Дальнейшая судьба белых рабов была не менее тяжкая, чем у их африканских товарищей по несчастью.

Работорговля - один из самых древних видов товарных сделок, известных человечеству. Первые упоминания о ней содержатся в «Кодексе Хаммурапи» Древнего Вавилона XVIII века до нашей эры. Почти во всех цивилизациях и крупных культурах имелись рабы из числа своих же сограждан, либо порабощённых народов. Однако нечасто можно встретить информацию о пиратах-корсарах, орудовавших вдоль берегов Северной Африки. Это были жители Марокко, Алжира, Туниса и Ливии.

Каждый, кто отправлялся в путь по Средиземному морю в XVII веке, находился под реальной угрозой попасть в плен и быть проданным в качестве раба где-нибудь на побережье Северной Африки. "Рынок рабов" Гюстав Буланже/it.wikipedia.org/Public Domain

Однако корсары нападали на корабли не только в открытом море, иногда они делали рейды на прибрежные поселения таких европейских стран, как Италия, Франция, Испания, Португалия, Англия, Нидерланды, добираясь даже до берегов Голландии и Исландии. Они высаживались на никем не охраняемые побережья и прокрадывались в деревни под покровом ночи. В 1631 году были похищены почти все жители деревни Балтимор в Ирландии. В результате вплоть до XIX века многие европейцы отказывались жить у берегов Средиземноморья.

Немного истории

В XIII – XIV веках пираты-христиане, в основном из Каталонии и Сицилии, занимали главенствующее положение в морях, являя собой постоянную угрозу для купцов. Однако в XV веке, после расширения Османской империи, власть над акваторией Средиземноморья в свои руки взяли берберские пираты. Теперь они грабили суда европейцев-христиан.

В 1600 году пираты из Европы привнесли передовые технологии судостроения и сооружения парусных судов. Это позволило берберам расширить своё влияние в Атлантическом океане. Пик их расцвета пришёлся на первую половину XVII века.

Работорговля берберов обычно представляется в виде захвата пиратами-мусульманами белых европейцев, но в действительности пираты не выбирали рабов по признаку расы или религиозных убеждений. Рабы берберов могли быть чёрными, белыми, мулатами, католиками, протестантами, православными, евреями и также мусульманами. А сами пираты не были исключительно мусульманами. Пираты из Англии и Голландии также эксплуатировали людей.

«Одна из вещей, которую широкая общественность и учёные мужи принимали как должное, - это рабство по расовому принципу, - писал историк Роберт Дэвис, автор книги «Христианские рабы господ-мусульман: белое рабство в Средиземноморье, на берберском побережье и в Италии». - Но это неправильно».

В своих комментариях, которые могут разжечь жаркие дискуссии, Дэвис заявляет, что масштаб белого рабства был минимизирован, либо попросту проигнорирован из-за того, что учёные более склонны представлять европейцев в качестве безжалостных колонизаторов, а не жертв.

Жизнь берберского раба

Рабы, пойманные берберскими пиратами, были обречены на тяжкое существование. Многие умирали прямо на кораблях, во время долгой переправы в Северную Африку, от болезней, либо от недостатка еды и воды. Остальные попадали на невольничий рынок. Там им предстояло стоять часами, пока покупатели тщательно исследовали их тела перед покупкой.

Затем рабов отправляли на разные работы. Обычно мужчин ждал тяжёлый ручной труд, такой как работа на карьерах, а женщин - работа по дому или сексуальное рабство. Ночью рабов помещали в тюрьмы, называемые баньос. Чаще всего помещения были переполнены, отчего там стояла сильная духота. Однако самая худшая доля ждала тех, кому выпадало стать гребцами на галерах. Сутками эти люди сидели за вёслами, не покидая своего места. Ели, спали и даже испражнялись прямо на месте. Надзиратели готовы были сломать свои кнуты о голые спины рабов, если считали, что те работают недостаточно тяжело.

Конец эпохи берберских пиратов

Берберское пиратство стало сходить на нет в XVII веке, когда набирающий мощь флот европейских держав стал более активно защищать свои корабли. Однако османские разбойники продолжали свою деятельность вплоть до начала XVIII века, пока в бой против пиратов с новыми силами не вступил флот США и ряда европейских держав.

На пиратов-алжирцев обрушились испанские, французские и американские морские силы. В конце концов, после англо-голландского рейда в 1816 году корсары были вынуждены согласиться на условия, включавшие в том числе прекращение порабощения христиан. Однако работорговля неевропейцами продолжала процветать.

"Морской бой с берберскими пиратами" Лаурис Кастро/en.wikipedia.org/Public Domain

Редкие инциденты продолжали случаться до британского рейда на алжирцев в 1834 году. Деятельность османских пиратов полностью прекратилась после нападения на них французского флота в 1830 году. Это положило конец колониальному господству североафриканских моряков. Позже, в 1881 году, французы совершили нападение на тунисцев. Триполи возвратился под контроль Османской империи в 1835 году, однако в 1911 году полностью перешёл в руки Италии в результате итало-турецкой войны. Правительства европейских стран издали закон об освобождении рабов. Так закончилась эпоха работорговли на берберском побережье.

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

Большой демографический удар был нанесен африканской цивилизации во время торговли рабами. Рабство и работорговля в Африке – это ничто иное, как геноцид чернокожих людей. Но что такое рабство? Рабство – это когда человек, является товаром и не имеет никаких прав в обществе, он собственность, которая принадлежит своему господину, рабовладельцу, хозяину или государству.

Если в других странах рабами были прежде всего пленники, преступники и должники, то в Африке ими были простые люди, которых с силой отрывали от их семей. Работорговля – это продажа и покупка людей в рабство. Одними из первых, кто стал использовать чернокожих рабов в своих целях, были древние Египтяне. Именно рабы строили прекрасные пирамиды и храмы, которые сохранились и по сей день.

Самые большие поставки рабов были как раз из африканских стран, именно в связи с этим распространился некий образ чернокожего раба. Нужно понимать то, что работорговля не происходила на основе расовой принадлежности.

Сколько тысяч человек было вывезено в далекие земли? Невозможно точно произвести подсчеты. По мнению многих историков, до 1776 года было пленено, по меньшей мере, девять миллионов африканцев, которых развозили по всему миру и большей частью в Америку. Но множество недавних исследований подтверждают факт того, что данные цифры существенно занижены, слишком мало записей осталось за этот период времени.

Первые трансатлантические рабы для работорговли были вывезены из Сенегамбии и близь лежащего побережья. Этот регион имел достаточно долгую историю предоставления рабов для исламской транссахарной торговли. Расширения европейских империй в Новом свете, требовало одного из основных источников ресурсов – рабочей силы. Африканцы, с другой стороны, были прекрасные работники: у них был большой опыт в сельскохозяйственной отрасли и держании скота. Также они были более устойчивыми к жаре, что помогало им работать в шахтах и тропических лесах.

Какой была трехсторонняя работорговля в Африке?

Все три стадии торговли по золотому треугольнику в Африке были прибыльными. Работало это по такой схеме: товары из Европы слали в Африку (ткань, спирт, табачные изделия, бусы, раковины каури, металлоизделия, оружие). Оружие использовалось для расширения работорговли и получения больших поставок рабов. Товары обменивались на африканских рабов.

Второй этап треугольной торговли – это доставка рабов в Америку.

Третий и последний этап трехсторонней торговли предусматривал возвращение кораблей в Европу с продуктами от рабского труда на плантациях: сахар, табак, ром, хлопок и т.п.

Рабы для трансатлантической работорговли, как мы уже говорили выше, первоначально вывозились из Сенегамбии. Но торговля и порабощение распространились в западно-центральные части Африки. Вы можете увидеть все регионы, которые были подвержены порабощению на картинке.

Кто начал трехстороннюю работорговлю из Африки по золотому треугольнику?

Начиная с 1460—1640 годов, Португалия имела монополию на экспорт рабов из Африканских стран. Стоит указать факт того, что это была и последняя страна, которая отменила работорговлю. Разрешение европейцы получали чаще всего от африканских королей. Также были попытки военных кампаний, организованные европейцами с целью захватить рабов.

В результате всех этих нечеловечных действий в рабстве погибли миллионы африканских людей. По некоторым данным, работорговля продолжает существовать в мире и сегодня. Все потому, что люди ищут лучшую жизнь в другой стране, но зачастую попадают в ловушку к алчным предпринимателям.


"Мы видели женщину-рабыню, заколотую кинжалом, и лежащую на дороге. Очевидцы сказали, что араб убил её в гневе из-за напрасной траты денег, потому что она не могла идти дальше… мы видели мужчину-раба, умершего от истощения, женщину, повешенную на дереве…" (Ливингстон).

В наши дни, благодаря сентиментальным либеральным романам прошлого, в довольно широких кругах утвердился образ "европейских колонизаторов- работорговцев, массово обращавших в рабство чёрное население Африки". Этому образу в немалой степени обязаны нынешние расово- экономические претензии негров как в Африке, так и в Европе или США. Между тем, куда более долгое время и несравненно более жестокими методами вели работорговлю в Африке арабы- мусульмане.
К IX веку арабские торговцы организовали транссахарские караванные пути между Северной Африкой и богатыми золотом районами истоков Сенегала. Кроме золота, они вывозили оттуда слоновую кость и чёрных рабов, которых продавали в Египет, Аравию, Турцию, страны Среднего и Дальнего Востока. Крупный рынок рабов, существовавший долгое время, образовался в Занзибаре, на восточном побережье Африки.
Только в середине XV века начали захват негров в рабство европейцы – к тому времени арабская работорговля существовала полтысячелетия.
Арабские и турецкие рабовладельцы обращались с чёрными рабами гораздо хуже, чем европейцы и американцы; тем более, что обходились они арабам много дешевле, из-за более близкой транспортировки. По оценке Д. Ливингстона, на путях к занзибарскому рынку погибала почти половина рабов. Невольников, в основном, отправляли работать на плантациях; участью женщин нередко была проституция, а мальчиков – превращение в евнухов для гаремов мусульманских владык.
С конца XVIII века в Европе развернулось движение за запрет работорговли. В марте 1807 г. британский парламент принял "Акт о запрете торговли рабами". Торговля неграми была приравнена к пиратству; английские военные корабли начали проводить досмотры торговых судов в Атлантике. В мае 1820 года Конгресс США также приравнял работорговлю к пиратству и американские военные корабли стали проводить досмотр торговых судов. С 1840-х гг. все страны Европы ввели наказания за работорговлю.
Однако в арабо-мусульманских государствах торговля рабами продолжалась. В XIX веке главным центром работорговли стали Занзибар и Египет. Отсюда вооружённые отряды охотников за рабами отправлялись вглубь Африки, проводили там облавы и доставляли рабов к прибрежным пунктам восточно-африканского побережья. Только на рынке Занзибара продавалось ежегодно до 50 тысяч невольников.
Для борьбы с арабами- работорговцами французский кардинал Лавижери выдвинул проект создания союза, подобного средневековым рыцарским орденам. Во второй половине XIX века англичане принудили некоторых правителей Восточной Африки подписать договоры о запрете работорговли. Однако и после подписания этих соглашений число негров, уводимых в рабство, составляло порядка миллиона человек в год.
Во многих регионах Африки работорговля продолжалась и XX веке. В Турции рабство было запрещено только в 1918 году, после падения Османской империи. В Саудовской Аравии, Судане, Мавритании оно фактически существует и сегодня, как отрасль криминального бизнеса.

Давид Ливингстон . "Дневники исследователя Африки".
Посетив невольничий рынок, я увидел около трехсот рабов, выставленных на продажу… Все взрослые, казалось, стыдились того, что их распродают. Покупатели осматривают их зубы, поднимают платье, чтобы поглядеть на нижнюю часть тела, бросают палку, чтобы раб принес её и таким образом показал свою расторопность. Некоторых продавцы таскают за руку в толпе, всё время выкрикивают цену. Большинство покупателей – арабы с севера и персы…
19 июня 1866 г. Прошли мимо мертвой женщины, привязанной за шею к дереву. Местные жители объяснили мне, что она была не в состоянии поспевать за другими рабами партии и хозяин решил так с ней поступить, чтобы она не стала собственностью какого-нибудь другого владельца, если ей удастся поправиться после некоторого отдыха. Отмечу здесь, что мы видели и других рабынь, привязанных таким же манером, а одна лежала на тропе в луже крови, не то застреленная, не то заколотая. Нам каждый раз объясняли, что когда измученные рабы не в состоянии идти дальше, рабовладельцы в бешенстве оттого, что лишаются прибыли, изливают свою злость на рабов, убивая их.
27 июня. Наткнулись на дороге на труп мужчины; он умер, очевидно, от голода, так как был крайне истощен. Один из наших побродил вокруг и обнаружил много рабов с ярмом на шее, брошенных хозяевами из-за отсутствия пищи. Рабы были слишком слабы, чтобы говорить или чтобы хоть сказать, откуда они; среди них были совсем молодые.
В значительной степени, если не целиком, беззакония в этом районе – результат работорговли, так как арабы покупают любого, приведенного к ним, а в такой лесистой местности, как эта, можно заниматься похищением людей с чрезвычайной легкостью.
На вопрос, почему людей привязывают к деревьям и оставляют так умирать, здесь дают обычный ответ: привязывают и оставляют их погибать арабы, так как они злятся, что теряют деньги на рабах, которые не могут продолжать идти.
Начальники караванов из Килвы обычно прибывают в деревню вайяу и показывают привезенные товары. Старшины щедро угощают их, просят подождать и пожить в свое удовольствие; рабы для продажи будут доставлены в достаточном числе. Затем вайяу совершают набег на племена манганджа, у которых почти совсем нет ружей, тогда как нападающие вайяу обильно снабжены оружием своими гостями с морского берега. Часть арабов из прибрежной полосы, ни в чем не отличающихся от вайяу, как правило, сопровождают их в этих набегах и ведут свое дело самостоятельно. Таков обычный способ добычи рабов для каравана.
Недалеко от нашего лагеря находилась партия арабов-работорговцев. Я хотел поговорить с ними, но, как только арабы узнали, что мы близко, они снялись и отправились дальше… Партия арабов, услышав о нашем приближении, убежала. Все арабы убегают от меня, так как англичане в их представлении неотделимы от захвата работорговцев.
30 августа. Страх, который англичане внушают арабам-работорговцам, причиняет мне неудобства. Все они бегут от меня, и я поэтому не могу ни переслать письма на побережье, ни переехать через озеро. Арабы, видимо, думают, что, попав на шхуну, я обязательно ее сожгу. Так как две шхуны на озере используются исключительно для работорговли, то у владельцев нет никакой надежды на то, что я дам им убежать.
Тяжело было видеть черепа и кости рабов; охотно бы не замечали их, но они повсюду бросаются в глаза, когда бредешь по душной тропе.
16 сентября. У Мукате. Долго обсуждал с вождем вопрос о работорговле. Арабы говорили вождю, что наша цель при встрече с работорговцами – обратить отобранных рабов в свою собственность и заставить их принять нашу веру. Ужасы, которые мы видели, – черепа, разрушенные деревни, множество погибших в пути к побережью, массовые убийства, совершаемые вайяу, – потрясли нас. От всего этого Мукате пытался отделаться смехом, но наши замечания многим запали в душу…
Партия работорговцев состояла из пяти или шести арабов-полукровок с побережья; по их словам, они из Занзибара. Толпа так шумела, что мы с трудом слышали друг друга. Я спросил, будут ли они возражать, если я подойду и посмотрю на рабов вблизи. Владельцы разрешили, а потом стали жаловаться, что с учетом людских потерь на пути к берегу моря и расходов на прокорм им останется от этого путешествия очень малая прибыль. Я подозреваю, что основной доход получают те, кто отправляет рабов морем в аравийские порты, так как в Занзибаре большинство молодых рабов, каких я видел здесь, идут приблизительно по семи долларов за голову. Я сказал работорговцам, что все это дурное дело…

Я. Абрамов . "Генри Мортон Стэнли. Его жизнь, путешествия и географические открытия" (серия ЖЗЛ),
По мере того, как Стэнли в это путешествие приближался к водопадам его имени, страна, которую он нашел при первом посещении столь цветущею и переполненною населением, теперь предстала перед ним совершенно разоренной. Деревни были выжжены, пальмовые деревья вырублены, поля заросли дикой растительностью, население исчезло. Словно какой-то исполинский ураган прошел по стране и сокрушил все, что можно было сокрушить. Только кое-где встречались люди, сидевшие на берегу реки, опершись подбородком на руку и тупо смотревшие на все окружающее. Из расспросов этих людей Стэнли узнал, что разорение страны было делом рук арабских работорговцев, проникших, наконец, и сюда. Эти разбойники пробрались из Ниангуэ на верхнем Конго на Арувими, один из главнейших притоков Конго, и разорили огромную область в 50 тысяч квадратных верст, зацепивши при этом и часть населения по Конго, выше впадения Арувими. Подойдя к какой-либо деревне, арабы нападали на нее ночью, зажигали с разных сторон, убивали из жителей взрослых мужчин, а женщин и детей уводили в рабство.
Скоро Стэнли встретил огромный отряд работорговцев, который вел больше двух тысяч пленных туземцев. Чтобы набрать такое количество пленных, арабы разрушили 18 деревень с населением приблизительно в 18 тысяч человек, которые частью были убиты, частью разбежались, частью, наконец, умерли уже в плену от жестокого обращения своих новых господ. Обращение это было неизмеримо хуже обращения со всякой скотиной. Несчастные были в оковах и привязаны целыми партиями к одной цепи. Цепь прикреплялась к ошейникам, давившим горло. Во время пути положение закованных было неизмеримо хуже вьючного скота, как бы он ни был тяжело нагружен. На привалах оковы и цепь не давали возможности расправить члены или свободно лечь. Люди должны были жаться один к другому и никогда не имели покоя. Кормили арабы своих пленных лишь настолько, чтобы из них выжили сильнейшие, так как более слабые являлись для них лишь обузой ввиду далекого пути до Занзибара - главного невольничьего рынка в Восточной Африке.
Стэнли готов был напасть на этих разбойников, наказать их и силой отнять у них несчастных пленников. К сожалению, он располагал слишком ничтожными силами для того, чтобы иметь хоть какой-нибудь успех в стычке с многочисленным отрядом арабов и их людей, вооруженных превосходными ружьями. Но он решился сделать все возможное для защиты туземцев от разбоя арабов и вскоре основал у Водопадов Стэнли станцию, назначение которой состояло в том, чтобы помогать туземцам давать отпор арабам-работорговцам, если они появятся на верхнем Конго… в 1886 году она была разрушена соединенными силами арабов-работорговцев. Зато более действенной оказалась другая мера, на принятии которой усиленно настаивал Стэнли, - запрещение торговли невольниками в Занзибаре. Мера эта принята лишь в самое последнее время, хотя при том влиянии, которое получили европейцы в Занзибаре с 1884 года, когда они - сперва немцы, а затем англичане - сделались полными хозяевами султанства, такая мера могла бы получить осуществление немедленно по опубликовании Стэнли тех ужасов, которые производят работорговцы внутри Африки, отыскивая там рабов.
…арабы оказываются страшнейшей язвой Центральной Африки, - потому что важнейшими предметами, которые они вывозят из Центральной Африки, являются слоновая кость и рабы. Охваченные жаждою наживы арабы, чтобы добыть больше слоновой кости, без церемонии отнимают ее у туземного населения, сжигая при этом селения и убивая жителей. Еще убийственнее торговля рабами. Арабы просто предпринимают охоту на людей, разоряя и лишая населения целые страны. Так как оба главных предмета арабского вывоза становится все труднее добывать в областях, лежащих ближе к морю, - слоновую кость из-за ухода отсюда слонов, а рабов - вследствие того, что туземцы, получив огнестрельное оружие, дают теперь отпор арабским разбойникам, - то арабы с каждым годом проникают все далее и далее внутрь Африки. В середине шестидесятых годов они не проникали далее озера Танганьика, а в конце восьмидесятых Стэнли встретил их далеко на западе, по берегам Арувими, притока Конго, и в верхнем течении самого Конго. Конечно, далеко не все арабы занимаются таким разбойничьим ремеслом; есть между ними благородные люди, ведущие правильную и честную торговлю, которая сама достаточно выгодна здесь, чтобы обогатить каждого занимающегося ею… Против упорных же работорговцев в настоящее время принимаются серьёзные меры в Занзибаре, который недавно ещё являлся главным пунктом работорговли. Меры эти явились, главным образом, под влиянием открытого Стэнли чудовищного способа, которым арабы получали свой живой товар. Однако ещё до сих пор это зло сильно, и многие арабы по-прежнему охотятся на людей, опустошают целые области.


Первый этап работорговли (1441 - 1640)

Вывоз невольников из Африки на американское побережье стал осуществляться с начала XVI в. До этого времени европейцы еще не приступили к полной эксплуатации американской территории. Поэтому работорговля шла сначала из Африки в Европу, в отдельные области самой Африки и на острова, прилегающие к западному побережью материка, на которых португальцы уже создали плантационные хозяйства. Первой базой работорговли в районе Западной Африки стали Острова Зеленого Мыса, колонизированные Португалией к 1469 г.

В 1441 г. в Португалию была доставлена первая партия африканцев в количестве 10 человек. С 40-х годов XV в. Лиссабон стал регулярно снаряжать специальные экспедиции за живым товаром. На невольничьих рынках страны началась продажа рабов-африканцев. Их использовали как домашних слуг в городе и для работы в сельском хозяйстве. По мере колонизации островов в Атлантическом океане - Сан-Томе, архипелага Зеленого Мыса, Азорских островов и Фернандо-По - португальцы стали создавать на них плантации по возделыванию сахарного тростника. Требовалась рабочая сила. Главным источником ее в то время стал Бенин, который располагал возможностью продавать военнопленных, захватываемых во время постоянных войн с мелкими племенами дельты Нигера.

С начала XVI в. начинается ввоз рабов из Африки в Новый Свет. Первую партию невольников из Африки в количестве 250-ти человек доставили на рудники Эспаньолы (Гаити) испанцы в 1510 г. За период с 1551 по 1640 г. Испания использовала для перевозки рабов 1222 судна, поставив в свои колониальные владения в Америке до одного миллиона невольников. Не отставала от Испании и Португалия. Получив свое владение по Тордесильясскому договору (1494 г.) Бразилию, она, с 1530 по 1600 г., ввезла в колонию 900 тыс. африканских рабов.

Главными районами вывоза рабов из Африки были Золотой Берег, Конго и Ангола. Торговые форты на западноафриканском побережье превращались в пункты купли-продажи невольников. Основным потребителем живого товара в XVI- XVII в. являлась Испания. Снабжение рабами испанских колониальных владений в Америке осуществлялось на основе специальных договоров - асъенто. По форме это был подряд по обеспечению колоний рабочей силой - невольниками. Между так называемым посредником и испанской королевской властью заключался контракт, по которому первый брал на себя обязательство поставки рабочей силы в королевские колонии. «Корона» от этой системы получала доходы и одновременно сохраняла «чистые руки», поскольку сама не принимала непосредственного участия в приобретении рабов на Гвинейском побережье. За Испанию это делали другие и прежде всего Португалия, заключившая с ней подобный контракт.

Монополия на господствующее положение в мире, предоставленная Испании и Португалии римским папой, со временем стала вызывать резкое неудовольствие у других европейских держав. По мере обретения Голландией, Францией, Англией и другими странами колоний в Новом Свете и создания в них плантационного рабства началась борьба за обладание невольничьими рынками. Первым из прежних «аутсайдеров», кто обратил свои взоры в стороне западного побережья Африки, была Англия. В 1554 г. торговая экспедиция Джона Лока достигла португальского владения Эль-Мина, а в 1557 г. другая экспедиция достигла берегов Бенина. Три первые круп-. ные английские экспедиции за африканскими невольниками в 1559-1567 гг. под началом Дж. Хоукинса частично финансировались самой английской королевой, а сам он впоследствии был возведен в рыцарское достоинство. Английское правительство считало, что «торговлярабами способствует благосостоянию нации», и взяло английских работорговцев под свое покровительство. В 1618 г. в Великобритании была создана специальная Английская компания лондонских предпринимателей по торговле в Гвинеей и Бенином.

Свои торговые сношения с западным побережьем Африки стала налаживать и Франция. С 1571 по 1610 г. и ее портов к «Гвинейским побережьям» (Сьерра-Леоне, Эль-Мина, Бенин, Сан-Томе) было отправлено 228 кораблей. Конечным пунктом многих из них была «Перуанская Индия» или Бразилия.

Наиболее серьезно на подрыв португальской монополии в работорговле нацелились голландцы. С 1610 г. они составили Португалии острую конкуренцию. Преимущество Голландии стало особенно явным с образованием в 1621 г. голландской Вест-Индской компании, которая начала захватывать португальские торговые посты на побережье Западной Африки. К 1642 г. порты Эль-Мина, Аргуин, Гори, Сан-Томе уже находились в руках голландцев. Ими были захвачены и все португальские фактории на Золотом Берегу. Голландия стала в первой половине XVII в. главным поставщиком африканских невольников в испанские и другие колонии в Америке. В 1619 г. голландцы доставили в основанный ими Новый Амстердам (будущий Нью-Йорк) первую партию из 19 рабов, которые положили начало формированию негритянской общины на территории будущих Соединенных Штатов. Франция первых рабов в Америку поставила в 40-х годах XVII в.

С потерей Эль-Мины и других владений португальцы тем не менее не были вытеснены с побережья. Голландцам не удалось завоевать то монопольное положение, которое ранее занимала Португалия. Западное побережье Африки оказалось открытым для европейской конкуренции. Борьба за монополию работорговли стала стержнем ожесточенной конкуренции основных европейских держав во второй половине XVII в. и в течение почти всего XVIII в. Главными в этой борьбе были Англия и Франция.

Второй этап работорговли (1640 - 1807)

Со второй половины XVII в. торговля рабами возрастала и ее организация совершенствовалась. Первые проявления организованной системы торговли африканскими невольниками через Атлантику были связаны с деятельностью крупных коммерческих компаний и их филиалов, явно стремившихся к монопольному положению. Голландия, Англия и Франция организовали крупные торговые компании, которым было предоставлено право монопольной торговли африканскими рабами. Таковы были уже упомянутая голландская Вест-Индская компания, английская Королевская африканская компания (с 1664 г.), французская Вест-Индская компания (с 1672 г.). Несмотря на официальный запрет, работорговлей занимались также частные предприниматели.

Одна из целей компаний - добиться права на «асъентпо» от испанцев (перестало существовать только с 1789 г.). Это право было у португальцев, затем перешло к голландцам, опять вернулось к португальцам. Франция обладала правом асьенто с 1701 по 1712 г., утратив его по Утрехтскому договору в пользу англичан, которые получили монопольное право на снабжение Америки африканскими рабами в течение 30 лет (1713-1743).

Однако расцвет работорговли в XVIII в. был связан в большей степени не с монопольными компаниями, а стал результатом свободного частного предпринимательства. Так, в 1680-1700 гг. Королевская африканская компания вывезла из Западной Африки 140 тысяч невольников, а частные предприниматели - 160 тысяч.

О размахе и масштабности европейской работорговли в XVIII в. говорят такие цифры. С 1707 по 1793 г. французы 3342 раза снаряжали экспедиции за невольниками. При этом одна треть таких экспедиций приходится на первые 11 лет после окончания войны за независимость США. Однако первое место по числу экспедиций за невольниками оставалось за Англией, второе - за Португалией. Английский город Бристоль за XVIII в. послал в Африку около 2700 кораблей, а Ливерпуль за 70 лет - более 5000. В суммарном отношении за век было организовано более 15 тысяч экспедиций за невольниками. К 70-м годам XVIII в. вывоз рабов в Новый Свет достигал 100 тысяч человек в год. Если в XVII в. в Америку было ввезено 2 750 000 рабов, то к началу XIX в. в колониях Нового Света и в США работало около 5 млн африканцев-невольников.

Торговля невольниками приносила немалые доходы работорговцам и купцам. Ее выгодность была для них очевидной: если из трех кораблей с рабами добирался до берегов Америки один, то и тогда владелец не нее убытка. По данным за 1786 г., цена раба в Западной Африке составляла 20-22 ф. ст., в Вест-Индии - около 75-80 ф. ст. Работорговля имела для европейцев и другую более важную, «рациональную» сторону. В целом она способствовала развитию экономики европейских стран и подготовки в них промышленных переворотов.

Работорговля требовала постройки и оснащения кораблей, увеличения их количества. Привлекался труд многочисленных людей внутри отдельно взятой европейской страны и вне ее. Масштабы занятости людей, становившихся специалистами в своем деле, были внушительны. Так, в 1788 г. на производстве товаров для работорговли (а она имела, как правило, меновой характер) только в Манчестере было занято 180 тысяч рабочих. Размах работорговли к концу XVIII в. был таким, что в случае ее прекращения на Гвинейском побережье, могли разориться и обнищать около 6 млн только французов. Именно работорговля дала в то время мощный толчок к бурному развитию текстильной промышленности в Европе. Ткани составляли 2 / 3 товарного груза кораблей, шедшего на обмен невольников.

В XVIII в. ежегодно от побережья Африки отправлялось более 200 кораблей с невольниками. Перемещение такой огромной массы людей стало возможным не только потому, что в Западной Европе в сотрудничестве с американскими рабовладельцами сложилась организация торговли невольниками, но и потому, что и в самой Африке возникли соответствующие системы ее обеспечения. Спрос Запада нашел предложение невольников в среде африканцев.

«Работорговая Африка»

В самой Африке, особенно в ее восточных регионах, торговля рабами началась давно. Уже с первых столетий нашего летоисчисления черные рабы и рабыни высоко ценились на азиатских базарах. Но этих рабов и рабынь покупали в азиатских странах не как носителей рабочей силы, а как предметы роскоши для дворцов и гаремов восточных владык в Северной Африке, Аравии, Персии, Индии. Их чернокожих африканцев-рабов правители стран Востока, как правило, делали воинов, которые пополняли ряды их армий. Этим определялся и размер восточноафриканской работорговли, которая была менее масштабной, чем европейская.

До 1795 г. европейцы еще не могли продвинуться внутрь Черного континента. По этой же причине они не могли сами захватывать невольников. Добычей «живого товара» занимались те же африканцы, а размеры его поступления на побережье определялись спросом извне.

В работорговых районах Верхней Гвинеи невольников добывали, а затем продавали преимущественно мулаты, тесно связанные с местным населением. Значительную активность в поставке рабов для европейцев проявляли и африканцы-мусульмане. В районах, колонизованных южнее экватора, в добыче «товара» для невольничьих кораблей участвовали непосредственно и португальцы. Они организовывали специальные «работорговые» военные походы во внутренние районы континента или отправляли в глубь материка караваны, во главе которых ставили своих торговых агентов - «помбейруш». Последние порой сами были из числа невольников. «Помбейруш» совершали далекие экспедиции и приводили много рабов.

Работорговля предшествующих веков привела к полной и повсеместной деградации правовых, иногда очень суровых, норм, регулировавших в прошлом деятельность традиционных обществ. Морально деградировали и втянувшиеся в работорговлю с целью наживы господствующие слои африканских государств и обществ. Постоянно инспирируемые европейцами требования новых невольников приводили к междоусобным войнам с целью захвата каждой стороной пленных, с тем, чтобы их продать в рабство. Деятельность работорговли сделалась со временем чем-то обычным для африканцев. Люди сделали торговлю рабами своей профессией. Самым выгодным стал не производственный труд, а охота за людьми, захват пленных на продажу. Разумеется, никто не хотел быть жертвой, все стремились стать охотниками. Обращение людей в депортируемых рабов происходило и внутри самих африканских обществ. В их число попадали те, кто не повиновался местным властям, не выполнял предписанных поручений, был уличен в насилии и разбое, в супружеской неверности, одним словом был нарушителем тех или иных социальных норм, которыми руководствовалось общество.

За 150 лет нараставшего в европейских странах спроса на африканскую рабочую силу, удовлетворение его, т. е. предложение рынка невольников, оказывало различное влияние на социальную организацию участвовавшей в работорговле Африки. В королевстве Лоанго, западноафриканское побережье, верховный правитель создал для управления работорговыми операциями с европейцами специальную администрацию. Ее возглавлял «мафук» - третье по значению лицо в королевстве. Администрация контролировала весь ход торговых операций в каждой точке товарообмена. Мафук определял налоги и цены в торговле невольниками, выступал арбитром в спорах, обеспечивал поддержание порядка на рынках, ежегодно выплачивал королевской казне плату. Любой житель Лоанго мог привести на рынок невольников - местный ли вождь; просто свободные люди и даже их слуги, если только все соответствовало установленным правилам продажи. Любое отступление от сложившейся системы торговли невольниками вело к аннулированию сделки, будь он африканец или европеец. Такая централизация обеспечивала государству и немногочисленной прослойке посредников рост их богатства. Строгий контроль за продажей невольников на вывоз не нарушал внутренних порядков королевства, поскольку продававшиеся европейцам рабы никогда не происходили из королевства, а доставлялись из-за границ Лоанга. Таким образом, местное население не опасалось работорговли и традиционно занималось земледелием и рыболовством.

Пример королевства Дах-хом (Дагомея-Бенин) демонстрирует зависимость европейских работорговцев от порядков, устанавливаемых в самих африканских государствах в XVIII в.,: в части регулирования работорговли в экономических и культурных интересах государства. Продажа на вывоз дагомейских подданных была строго запрещена. Приток невольников происходил только с сопредельных с Дагомеей территорий. Осуществлялось строгое и обязательное регламентирование торговли, навязанное европейским купцам. Все работорговые операции в королевстве находились под жестким контролем специального лица «йовогана» и разветвленной сети его штатных соглядатаев. Йоваган был одновременно как бы министром иностранных дел и министром торговли, нередко его вое; принимали как вице-короля. В случае с Дагомеей показатель-: но, что не всегда спрос рождал предложение. Йоваган создал > в своей стране такую обстановку для европейских торговцев живым товаром, что с некоторых пор им стало убыточно приобретать его в Дагомее.

Одним из резервуаров, из которого постоянно черпались невольники, причем в большом количестве, являлась восточная часть многонаселенной дельты Нигера. Здесь сложились минигосударства народов ари, игбо, эфик и др. Структура» этих государств и характер их обычаев отличались от моде^: лей Лоанго и Дагомеи. Захват невольников, как правило, производился на их же собственных территориях. Главным «производителем» рабов был оракул Аро-Чуку, которого почитали во всей дельте Нигера. Он по-своему определению требовал жертв - «пожирал» неугодных жителей. Это «пожирание» означало продажу неугодных оракулу людей как невольников на экспорт. Но так как одним подобным путем было невозможно обеспечить спрос на рабов, то вооруженные отряды ари, находившиеся под началом оракула, высаживались на берега Нигера и проводили набеги на близлежащие районы. Захваченных в плен везли к побережью. Регулярность этого торгового грузопотока обеспечивало «тайное общество» Эк-пе, объединявшее местную торговую элиту. В 1711-1810 гг. в результате такой активности Экпе восточная часть дельты Нигера поставила европейским работорговцам до миллиона рабов. Работорговля здесь продолжалась в таких же масштабах вплоть до 1840 г.

Европейцы, в местах своего первого закрепления на западном побережье Африки, могли управлять лишь теми, кто жил в самих фортах. Всего их на всем побережье Западной Африки, исключая Анголу, насчитывалось к концу XVIII в. около трех тысяч человек. Реальная власть всюду еще принадлежала африканцам и проявлялась в необходимых случаях как сила, способная устранить слишком смелые притязания европейцев. Так были сожжены форты в Лоанго и Аккре, а королевство Бенин, например, просто отказалось от всяких контактов с европейцами и имело с ними торговые отношения только через специально искусственно созданное для этой цели образование - «королевство» Оде-Итсекири.

Сопротивление невольников европейским работорговцам и рабовладельцам

Столкнувшись с проявлениями жестокости европейских работорговцев по отношению к невольникам, перспективой навсегда оставить привычные места обитания, невыносимостью условий плавания через Атлантику, вызывавшего высокую смертность среди рабов, многие жители Африки были готовы к сопротивлению. Оно было активным на суше, когда жизнь африканца оказывалась под угрозой захвата, и, как правило, принимало пассивные формы во время пересечения Атлантики.

На суше африканцы демонстрировали европейцам постоянную, повседневную враждебность. Если возникала малейшая возможность для нападения, она использовалась. Внезапные атаки, отравленные стрелы - с этим часто сталкивались евро--пейцы. Не имея возможности порой противостоять в открытом бою, африканцы использовали тактику нападения на отдельных людей, заманивания небольших отрядов работорговцев в леса, где они уничтожались. По мере того как африканцы научились использовать огнестрельное оружие, они стали совершать нападения на форты и фактории. Уже во второй половине XVII в. это было нередким явлением.

Политика европейских работорговцев в духе «разделяй и властвуй» оказывала влияние и на африканцев различных народностей. Были случаи, когда они совместно, например, с англичанами нападали на их конкурентов португальцев, с португальцами - на англичан и французов и т. п.

Пик активности в борьбе против европейской работорговли приходится в основном на период до начала XVIII в. Жизнь африканцев в условиях развращающего хаоса работорговли в последующее время изменила их психологию. Работорговля не объединяла - она разъединяла, обособляла людей. Каждый спасал себя, свою семью, не думая уже о других. Сопротивление работорговле становилось делом отчаянного мужества одиночек и отдельных групп. За всю эпоху работорговли Африканский континент не знал ни одного крупного организованного выступления или восстания против нее.

Тем не менее, с момента захвата в рабство и до конца жизни на плантациях, невольники не переставали бороться за возвращение себе свободы. Если видели, что надежды на освобождение нет, они предпочитали смерть рабству. Частыми были побеги рабов с невольничьих кораблей, находившихся в каботажном плавании вдоль побережья Африки. Во время перехода через Атлантику целые партии невольников на отдельных кораблях объявляли смертельную голодовку. Частыми были и бунты рабов на кораблях, хотя они и осознавали, что, перебив экипаж, обрекали себя на смерть, ибо сами кораблем управлять не могли.

Вся история рабства в Америке - это история то тайной, то открытой борьбы рабов против рабовладельцев-плантаторов. В 1791 г. в Сан-Доминго (Гаити) началась освободительная борьба негров-рабов под руководством Туссен-Лувер-тюра. Она завершилась образованием в 1804 г. негритянской республики Гаити и ликвидацией рабства. В 1808 г. вспыхнуло восстание в британской Гвиане. В 1816 г. - на Барбадосе, в 1823 г. - вновь в британской Гвиане. На этот раз в восстании приняло участие 12 тысяч рабов. В 1824 и 1831 гг. произошли восстания рабов на Ямайке. Это были восстания заранее подготовленные, руководимые авторитетными среди невольников людьми. Рабы были полны решимости добиться свободы.

Движение европейской общественности. Аболиционизм

Движение за запрещение работорговли в странах Европы и в США началось во второй половине XVIII в. Идеи аболиционизма («запрещение») развивали Гренвил Шарп, Томас Кларксон, Уильям Уилберсон, Ч. Фокс в Великобритании; аббаты Рейналь и Грегуар во Франции; Э. Бенезет, Б. Франклин, Б. Раш в США. Взгляды первых аболиционистов разделялись Дидро, Кондорсэ, Бриссо и др.

Доктрина аболиционизма, суть которой сформулировал квакер Бенезет еще до провозглашения независимости США, основывалась на ряде экономических и гуманитарных положениях. Аболиционистами утверждалось, что работорговля отнюдь не доходное, а очень дорогостоящее предприятие. Она наносит прямой ущерб государственному бюджету европейских стран из-за выплачиваемых за невольников «премий». Работорговля стоит жизни многим морякам, гибнущим у «негостеприимных берегов». Она тормозит развитие мануфактур из-за того, что не требует продукции высокого качества. Оставление невольниками Африки означает для Европы потерю миллионов потенциальных покупателей европейских товаров. С точки зрения морали, аболиционисты выступили с революционным по меркам и взглядам той эпохи откровением - «черный - тоже человек».

Движение аболиционизма наращивало свою активность. В 1787 г. в Великобритании создается «Общество за запрещение африканской работорговли». В 1788 г. во Франции возникает общество «Друзья чернокожих». Многочисленные общества по борьбе с рабством и работорговлей создавались в США. Движение аболиционистов набирало силу и ширилось. В Англии его массовость характеризовалась сбором десятков тысяч подписей под петициями, содержащими требования о запрете работорговли. Во Франции эти требования окрашивались общим настроением революции 1789 г.

В начале XIX в. наметились новые тенденции в отношениях европейских стран с Африкой. Работорговля сыграла важную роль в генезисе капиталистического строя. Она была неотъемлемым элементом процесса первоначального накопления, подготовившего почву для становления и победы капитализма. Промышленные революции, начало которым было положено в Англии в 60-х годах XVIII в., охватили на протяжении XIX в. и другие европейские страны, включая и США после окончания гражданской войны 1861 - 1865 г.

Постоянно растущее производство промышленных и потребительских товаров требовало новых и постоянных рынков для их сбыта. Все большее значение начали приобретать дополнительные источники сырья. В самый разгар промышленного подъема западный мир ощутил, например, острую нехватку масел для машинного производства, бытового освещения, парфюмерии. Такие масла издавна производились во внутренних районах западноафриканского побережья: арахис в области Сенегамбии, масличная пальма в полосе от севера Сьерра-Леоне до юга Анголы. Возникшие потребности Запада определили характер нового экономического интереса к Африке - производить в ней масличные культуры, получать жиры и масла в промышленных масштабах. Если в 1790 г. в Англию были доставлены 132 т пальмового масла, то в 1844 г. она импортирует его уже свыше 21 тыс. т, а за 1851 - 1860 гг. этот импорт возрос еще вдвое. Подобные пропорции наблюдались и по другим видам африканской традиционной сырьевой продукции. Подсчеты показывали, что в денежном выражении торговля ею для коммерсантов становилась более выгодной, чем доходы от работорговли. Перед промышленниками же встала чрезвычайной важности задача сохранения рабочей силы на местах в целях увеличения масштабов африканского сырьевого производства, расширения потребительского рынка.

Англия, первой вступившая на путь промышленного капиталистического развития, первой выступила и за отмену работорговли. В 1772 г. было запрещено использование труда рабов в пределах самой Великобритании. В 1806-1807 гг. британский парламент принял два акта о запрете торговли черными невольниками. В 1833 г. принимается закон об отмене рабства во всех владениях Британской империи. Аналогичные законодательные акты под давлением промышленной буржуазии и ее идеологов стали приниматься и в других странах: США (1808), Швеции (1813), Голландии (1818), Франции (1818), Испании (1820), Португалии (1830). Работорговля была объявлена преступлением против человечества и квалифицирована как уголовное деяние. Однако с момента принятия законов о запрете работорговли и рабства и до их реального воплощения пролегла большая дистанция.

Третий этап. Борьба против «контрабандной работорговли» (1807 - 1870)

В первой половине XIX в. труд рабов на плантациях и рудниках Нового Света был еще рентабельным, позволяя плантаторам и предпринимателям получать высокие прибыли. В США после изобретения хлопкоочистительных машин стремительно расширялись хлопковые плантации. На Кубе увеличивались посадки сахарного тростника. В Бразилии были открыты новые месторождения алмазов и увеличена площадь кофейных плантаций. Сохранение рабства в Новом Свете после запрещения работорговли предопределило широкое развитие контрабандной торговли африканцами. Основными районами вывоза контрабандным путем невольников были: в Западной Африке - Верхнегвинейское побережье, Конго, Ангола, в Восточной Африке - Занзибар и Мозамбик. Доставляя рабов главным образом в Бразилию, на Кубу, откуда большое число невольников реэкспортировалось в США. По данным британской парламентской комиссии, в 1819-1824 гг. из Африки вывозили в среднем ежегодно 103 тысячи рабов, в 1825-1839 гг. - 125 тысяч. Всего же за пятьдесят лет нелегальной работорговли из Африки было вывезено более трех миллионов невольников. Из них в США, с 1808 по 1860 г., было поставлено 500 тысяч.

Поражение Наполеона вывело борьбу с работорговлей на международный уровень. В Парижском мирном договоре впервые было декларировано о необходимости совместной,. консолидированной борьбы с этим явлением. Вопрос о прекращении работорговли обсуждался и на других международных встречах и конференциях: Венском конгрессе (1815), Ахейском (1818), Веронском (1822) и др. Среди стран, участвовавших в подписании работорговли, была и Россия, которая никогда не занималась работорговлей, но использовала свое международное влияние для борьбы против нее.

Запрещение работорговли требовало не только принятия мер юридического характера, но и наличие инструмента по их осуществлению - совместных военных, особенно военно-морских, сил по пресечению контрабандной работорговли. Предложения по созданию «наднациональных» сил провалились. Тогда Англия пошла по пути заключения двусторонних соглашений. Такие соглашения включали в себя два главных пункта: 1) право взаимного контроля и досмотра военным кораблем одной подписавшей соглашение державы торговых судов другой страны - участницы соглашения, если на них перевозятся черные невольники; 2) создание смешанных юридических комиссий с правом вершить суд над захваченными работорговцами.

Такие соглашения в 1817-1818 гг. были заключены Англией с Португалией, Испанией и Голландией. Соглашения с Испанией и Португалией Великобритания добилась лишь благодаря денежной компенсации - более миллиона фунтов стерлингов - за ущерб материально пострадавшим от репрессивных мер. Португальцы при этом сохранили за собой право легально продолжать южнее экватора торговлю рабами, вывозимыми в Бразилию. Бразильский парламент принял закон о полном запрете работорговли только в 1850 г. Испания ввела действенный закон о запрете рабства лишь в 1870 г.

Аболиционистский закон в США был принят еще в 1808 г., но только в 1819 г. американский конгресс стал рассматривать два варианта его применения на практике. В 1824 г. Конгресс принял новый закон, приравнивавший работорговлю к пиратству, а виновных в ней приговаривали к смертной казни. Тем не менее до 1842 г. американское крейсирование у побережий было эпизодическим, а временами вообще не проводилось.

Франция трижды принимала законы о запрете работорговли и борьбе с нею (1818, 1827, 1831 гг.), пока, наконец, в последнем не зафиксировала жесткие меры против работорговцев. В 1814 - 1831 гг. она являлась самой крупной торговой державой среди стран, занимавшихся продажей невольников. Из 729 судов, участвовавших в торговле, 404 - были откровенно невольничьими. Французская морская блокада Африканского побережья оказалась неэффективной. Три невольничьих корабля из четырех свободно проходили через раскинутую на море международную сеть по борьбе с работорговлей.

За период с 1814 по I860 г. было осуществлено около 3300 плаваний за рабами. Общее же число флагов, захваченных во время карательного крейсирования (прежде всего англичанами), составило около 2000. Репрессивные акции против работорговли привели к освобождению приблизительно 160 тысяч африканцев, да еще к избавлению от рабства примерно 200 тысяч человек в Америке. «Производство рабов» в самой Африке снизилось на 600 тысяч человек.

Брюссельская конференция 1889 - 1890 гг

Во второй половине XIX в. на всем побережье Африки продолжали свою открытую деятельность крупные традиционные работорговые центры. Исключение составлял Золотой Берег, где находились английские форты (голландские здесь были скуплены британцами в 1850 - 1870 гг.). Принимаемые официально репрессивные меры существенного ущерба работорговле не наносили. Спрос на рабов и конкуренция покупателей продолжали оставаться большими, как и предложение невольников со стороны африканских работорговцев. Европейские державы решили воспользоваться последним обстоятельством. Появился благовидный предлог для вмешательства во внутриафриканские дела в целях утверждения политики экспансионизма в Африке.

С ноября 1889 г. по июль 1890 г. прошла Брюссельская конференция, в которой приняли участие 17 стран. Главными ее участниками были Бельгия, Великобритания, Португалия, США, Занзибар, «Независимое государство Конго» и др. На конференции обсуждался главный вопрос - ликвидация работорговли в самой Африке. В принятом Генеральном акте по борьбе с ней были определены меры, включая и такие, как ограничение ввоза огнестрельного оружия и боеприпасов на работорговые территории. Брюссельская конференция знаменовала окончание всеобщей работорговли.

По данным Организации Объединенных Наций (ООН), население Африки с 1650 по 1850 г. держалось на одном уровне и составляло 100 млн человек. Небывалый случай в истории, когда население целого континента на протяжении 200 лет не прирастало, несмотря на традиционно высокую рождаемость. Работорговля не только затормозила естественное развитие народов Африки, но и направила его по уродливому пути, не имевшего до этого весомых предпосылок в саморазвивающихся африканских обществах.

Работорговля способствовала имущественному расслоению, социальной дифференциации, распаду общинных связей, подрывала внутриплеменную социальную организацию африканцев, создала из части племенной знати коллаборационистскую прослойку. Работорговля вела к обособлению африканских народов, к агрессивности и недоверию по отношению друг к другу. Она повсеместно привела и к ухудшению положения «домашних» рабов. Угрожая невольникам продажей европейцам за малейшее неповиновение, африканские рабовладельцы усиливали их эксплуатацию на местах.

Работорговля имела также экономическую и политическую стороны. В одном случае она тормозила развитие местного традиционного ремесла (ткачества, плетения, ювелирных дел) и в то же время втягивала Африку в мировой торговый рынок. В другом - служила препятствием на пути развития африканской государственности (распались Бенин, Конго и др.) при одновременном способствовании появлению новых государственных образований, таких как Вида, Ардра и т. д., которые богатели в результате посредничества между европейцами и африканскими работорговцами внутренних областей. Обескровливая Африку, работорговля способствовала экономическому процветанию стран Европы и Америки.

Наиболее тяжелыми последствиями работорговли для Африки были психологические моменты: обесценивание человеческой жизни, деградация как рабовладельцев, так и рабов.

Самым нечеловеческим ее проявлением стал расизм. За четыре столетия в умах многих, прежде всего значительной части европейского общества, слово раб стало ассоциироваться с именем африканца, т. е. черного человека. В течение многих поколений люди познавали Африку через призму работорговли, не зная о самобытных цивилизациях Ганы, Сонгаи, Ванина, Мономотапы и др. Работорговля породила концепцию неисторичности африканских народов, их невысоких умственных способностей. Был создан мифологический политический прецедент при оправдании своих действий по захвату Африки и разделу ее на колонии.