1000 летие крещения на руси. Памятник тысячелетие россии

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Под благодатным покровом. Фильм 1-й. Крещение Руси

    ✪ Второе Крещение Руси (Часть 1)

    ✪ Владимирская Свеча | Храм-памятник 1000-летию Крещения

    Субтитры

Подготовка

Процесс подготовки к празднику в Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) оказал значительное консолидирующее влияние в среде православной части русских диаспор за рубежом. Оживилась научно-публицистическая деятельность Русского зарубежья . В этот период выходит огромное количество публикаций по российской истории, посвящённых осмыслению роли Русской православной церкви в построении государства и становлении русского менталитета. Выходили научные монографии, статьи в периодических изданиях, отдельные издания различных епархий РПЦЗ, публикации биографического характера и т. д. Практически все подобные публикации содержат анализ современного состояния отношений между РПЦ и РПЦЗ.

17 мая 1983 года состоялась официальная передача комплекса строений московского бывшего Данилова монастыря для создания на его территории «Духовно-административного центра» Московского патриархата . Решение было воспринято не только православными Москвы, но и всего СССР как событие чрезвычайной важности, как первый знак, возможно, меняющегося отношения руководства страны к нуждам Церкви. Восстановление первой после 1930 года монашеской обители в столице коммунистического государства стало широко известно в обществе, что привлекло интерес как к предстоящему юбилею, так и православию вообще. В 1984 году была предпринята попытка не допустить создания в Данилове монастыре монашеской общины. Но после смерти генерального секретаря ЦК КПСС Константина Черненко возражения со стороны властей отпали. Некоторые опасения в руководящей среде Московской патриархии вызвало назначение в ноябре 1984 года на должность председателя Совета по делам религии Константина Харчева , сменившего Владимира Куроедова .

В 1986 году во время избрания архиепископа Виталия (Устинова) первоиерархом РПЦЗ архиепископа Антоний (Бартошевич) сказал: «Тебе предстоит, через два года, провести торжественный юбилей 1000-летия Крещения нашей Родины. Тысячу лет мы живём христианами, что должны показать не на словах, а на деле. Этот юбилей мы должны провести здесь так, чтобы он был юбилеем и там, на Родине. Там запретят празднование, или позволят, сведя его на нет, и то - под издевательства и угрозы советской прессы. Только отсюда услышат наши порабощенные братья голос Русской Церкви. Твой голос, Владыко, как Святителя Божия» .

Основные официальные праздничные мероприятия были согласованы за два года до юбилея: 29 июля 1986 года Священный Синод постановил «в связи с празднованием созвать Поместный собор Русской православной церкви и провести его /…/ с 6 по 9 июня 1988 года» . Одновременно был опубликован состав Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси в составе 43 человек.

В 1987 году начался пересмотр государственной политики в отношении религии и прав верующих: в СМИ начали появляться материалы о репрессиях в СССР, о Русской Церкви как хранительнице народной культуры и духовности, об Оптиной пустыни , судьбе Храма Христа Спасителя , других уничтоженных святынях.

В предъюбилейное время в Киеве, Москве и Ленинграде прошли три международные научные конференции, посвящённые деятельности церкви за всю её тысячелетнюю историю. В этих конференциях помимо русских и зарубежных богословов и церковных историков участвовали также светские учёные . Было заслушано более 250 докладов . Материалы конференции, проведенной 21-28 июля 1986 года в Киеве, опубликованы в 28-м выпуске сборника «Богословские труды » .

Значительный интерес вызвала вышедшая в августе 1987 года статья академика Бориса Раушенбаха , посвящённая крещению Руси и его значению для древнерусского государства. Статья была издана на многих языках и опубликована во всем мире, включая публикацию «Курьера ЮНЕСКО » .

За развитием ситуации следили и за рубежом: в ноябре 1987 года XXIV сессия Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО призвала отметить «1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре» . Это заявление привлекло к Русской православной церкви самое широкое внимание общественности не только Советского Союза, но и всего мира .

Запланированные на начало лета 1988 года основные церковные торжества, включая праздничное богослужение и благодарственный молебен во всех храмах Русской православной церкви, было решено приурочить к Дню всех святых, в земле Русской просиявших , который, в соответствии с церковным календарём, выпадал на 12 июня .

Празднование в СССР

Состоявшееся 28-31 марта 1988 года в Успенском храме бывшего Новодевичьего монастыря Архиерейское предсоборное совещание в коммюнике, среди прочего, отмечало: «Участники Архиерейского Предсоборного Совещания с благодарностью считают необходимым отметить положительное отношение Советского правительства к вопросам, выдвигаемым Священноначалием нашей Церкви.»

29 апреля 1988 года в присутствие репортёров со всего мира в Екатерининском зале Кремля состоялась встреча патриарха и постоянных членов Синода с Михаилом Горбачёвым «в связи с 1000-летием введения христианства на Руси» . Сам Горбачёв при этом назвал Крещение Руси князем Владимиром «знаменательной вехой на многовековом пути развития отечественной истории, культуры и русской государственности» и отметил, что благодаря Перестройке стало возможным более активное участие религиозных деятелей в жизни общества. В ответ на это Пимен выразил «архитектору Перестройки и провозвестнику нового политического мышления» «всецелую поддержку», «искреннюю благодарность» и благословил Горбачёва на продолжение начатых дел . Данная встреча послужила сигналом для партийных и советских органов, дозволяющим освещение празднования Юбилея как общенационального мероприятия.

Настоящей сенсацией по тем временам стало разрешение властей на строительство в столице нового храма в честь Тысячелетия Крещения Руси, о чём была достигнута договорённость на встрече Михаила Горбачёва с иерархами .

Накануне торжеств Церкви были переданы Козельская Введенская Оптина пустынь (Калуга) и Толгский монастырь (Ярославль). Накануне самого Тысячелетия Церкви были возвращены часть построек Киево-Печерской лавры. Церкви были переданы мощи, находившиеся на хранении в государственных музеях Московского Кремля.

Основные юбилейные торжества проходили 5-12 июня 1988 года в Загорске и Москве. В Москву съехались участники Поместного собора 211 делегаций из 89 стран - всего 517 гостей, в том числе предстоятели поместных православных церквей: патриарх Антиохийский Игнатий IV , патриарх Иерусалимский Диодор , каталикос-патриарх всея Грузии Илия II , патриарх Болгарский Максим , архиепископ Кипрский Хризостом I , митрополит Варшавский Василий , митрополит Пражский Дорофей , митрополит всей Америки и Канады Феодосий . Не было только представителей Константинопольской и Элладской православных церквей .

Константинопольский патриарх Димитрий I не прибыл вследствие некоторых разногласий протокольного характера. Торжества в Константинопольской патриархии , в которых принимала участие делегация от Русской православной церкви во главе с архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом , состоялись раньше и были приурочены к Неделе православия , 28 февраля 1988 года .

На эти празднества было аккредитовано 1100 журналистов, из них 446 человек – иностранных. Никакие фестивали не имели такого международного резонанса .

Юбилейные торжества открылись Божественной литургией в московском Богоявленском соборе .

Всю неделю с 5 июня по 12 июня в московских храмах совершались праздничные богослужения, а 11 июня прошло всенощное бдение .

Для публичного благотворительных целей, был предоставлен Большой театр , были приняты иностранные гости у главы Совета министров СССР Н. И. Рыжкова - пока продолжались празднования, программа постоянно разрасталась. Эти мероприятия обширно, в пределах всего СССР, было освещены на телевидении. Михаил Горбачев не участвовал в этих сюжетах, но его жена Раиса Горбачёва была частой гостьей всех нелитургических мероприятий и все время была в центре внимания СМИ .

Кульминацией праздника стало 12 июня, когда в Москву съехались иерархи почти всех православных церквей планеты. На площади только что восстановленного из полуразрушенного состояния Данилова монастыря была отслужена Божественная литургия, которую совершили: патриарх Антиохийский Игнатий IV , патриарх Иерусалимский Диодор I , патриарх Московский Пимен, католикос-патриарх всей Грузии Илия II , патриарх Румынский Феоктист , патриарх Болгарский Максим , архиепископ Кипрский Хризостом I .

Многие мероприятия празднеств широко трансли­ровались по центральному телевидению .

13 июня 1988 года в Москве, в районе Царицынских прудов , вблизи Каширского шоссе патриарх Пимен заложил камень в основание «храма, посвящаемого 1000-летию Крещения Руси , храма в память всех наших сооте­чественников, жизнь свою положивших при защите священных пределов нашей Родины в Отечественных войнах…» . Однако в силу разных причин его строительство началось лишь в 2001 году.

Празднование в РПЦЗ

В 1987 году первоиерарх Русской православной зарубежной церкви митрополит Виталий обратился к клиру и к пастве РПЦЗ с Первым предъюбилейным посланием, по поводу наступавшего тогда 1000-летия Крещения Руси. В этом послании намечались юбилейные торжества во всех странах русского рассеяния, во всём мире .

24 июля 1988 года в большом театральном зале Буэнос-Айреса «Касал де Каталунья» состоялся официальный торжественный акт 1000-летия Крещения Руси, на русском языке, при полном зале в более чем 600 мест .

Значение

1988 год стал переломным в общественном восприятии Церкви и её роли в истории России. Торжества, посвященные Тысячелетию, стали для Русской православной церкви подлинным триумфом, какого верующие не могли представить себе до этого события. Митрополит Ювеналий (Поярков) по этому поводу сказал: «Мы были уверены, что это будет маленький семейный праздник. А тут оказалось…» .

Торжества по случаю Тысячелетия и события предыдущих месяцев знаменуют собой реальный поворот в церковной политике Горбачёва, который использовал юбилей в своих целях для рекламы собственной деятельности. Вероятнее всего ему было важно завоевать доверие Запада. . Именно с этого момента наблюдается значительное ослабление контрольно-репрессивного давления со стороны государственного аппарата на РПЦ. Церкви возвращаются храмы, происходят частые встречи государственных деятелей с церковными иерархами, прекращается преследование простых верующих. Впрочем, значительное государственное давление на Церковь сохраняется .

Начали открываться, реставрироваться и строиться новые храмы (этот процесс наметился ещё в 1987 году, но после празднований развернулся с новой силой). После 1000-летия Крещения Руси были официально изменены советские правила регистрации православных приходов. Уже не требовалось собирать в общину «двадцатку», разрушенные храмы передавались властями массово. По всему СССР регистрировалось более полутора сотен общин ежедневно .

Всё больше людей стало обращаться к Богу, становятся доступной Библия и церковная литература . С этого времени партийная и государственная пресса (другой в СССР тогда не существовало) начала активно освещать проблемы религиозной жизни , на телевидении появляются духовные христианские программы .

Вместе с тем, торжества оправдали ожидания советских властей; по словам Харчева «Все увидели, что партия изменила политику в отношении религии, и не только Русской православной церкви. После этого началось и массовое открытие храмов, чему уже не препятствовали секретари обкомов. В свою очередь, что получило от этого государство? Люди поверили Горбачёву, что на самом деле происходит перестройка общества. Ведь в экономике-то особых успехов не было. Был и колоссальный резонанс за границей, мы избавились от жупела „империи зла “» .

Новая политика Горбачёва сделала возможным более активное участие религиозных деятелей в жизни общества. Так, в 1989 году патриарх Пимен был избран народным депутатом СССР .

Литература

  • Филарет, митрополит Минский и Белорусский. 1000-летие крещения Руси - выдающееся событие отечественной и мировой истории // «Вопросы истории », 1988, № 5, с. 102-110
  • Юбилейный сборникъ: Въ память 1000-лѣтія Крещенія Руси (988-1988). - Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго, 1988. - С. 1-4.
  • Празднование Тысячелетия Крещения Руси русской эмиграцией в Западной Европе, 988-1988 / Сост. Николай Росс. Париж: Изд-е Западноевропейского Комитета Ознаменивания Тысячелетия Крещения Руси, 1989. - 128 с.: фотоіл.
  • Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Составитель Г. Штриккер. М.: «Пропилеи», 1995. - 400 с.
  • Архимандрит Дионисий (Шишигин) «Былое пролетает… Патриарх Пимен и его время» - М. 2010. - 616 с.
  • Можно отделить Церковь от государства, но нельзя отделить Церковь от народа // «ЖМП», № 7 июль 2013 / 24 июля 2013

Б.В. Раушенбах

ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ

Тысячу лет назад, в 988 году, в "сонме" европейских христианских государств появилась Киевская Русь. Понятен интерес, проявляемый к этому событию и у нас в стране, и далеко за ее пределами.

Чтобы заново осмыслить, что и как происходило в те далекие века в Киевской Руси, полезно вспомнить слова Фридриха Энгельса, сказанные, правда, по поводу более поздней эпохи - Возрождения: "Это было время, которое французы правильно назвали Ренессансом, протестантская же Европа односторонне и ограниченно - Реформацией".

Из высказывания Энгельса видно, что судить о событиях такого масштаба, принимая во внимание один только религиозный компонент, - значит, судить "односторонне и ограниченно". К сожалению, некоторые представители научного атеизма занимают позицию, противоречащую глубокой мысли Энгельса. Выискивая лишь "темные стороны" происшедшего 10 веков назад события, невозможно в полной мере оценить его сложность и противоречивость, его объективный смысл и значение.

Всячески подчеркивают, например, насильственный характер крещения. История распространения христианской религии в самом деле дает для этого определенные поводы. Взять хотя бы так называемое крещение языческих племен Прибалтики крестоносцами. Здесь действовали просто: выступало рыцарское войско, разбивало отряды сопротивлявшихся, захватывало земли, возводило на них свои замки, превращало свободное население в крепостных и придавало этому разбою "приличный" вид, крестив оставшихся в живых. Однако очевидно, что дело здесь было вовсе не в крещении, а в захвате земель. Аналогично крестили аборигенов испанцы в Америке. Но ничего подобного не было на Руси, где события развивались иначе и в противоположном, если можно так выразиться, направлении (об этом ниже).

То, что произошло в конце Х века в Древней Руси, было выдающимся событием в истории нашей Родины. Великий князь Владимир осуществил смелую государственную реформу, имевшую далеко идущие последствия. Я бы сравнил ее с реформой Петра I. Как и во времена Петра, тогда нужен был рывок в развитии страны, усвоение высших достижений передовых стран той эпохи. Владимир преследовал цель встать вровень с развитыми феодальными монархиями. Для этого надо было решиться на энергичное проведение феодальной реформы и связанные с ней глубокие преобразования. Именно эту реформу "односторонне и ограниченно" называют нередко крещением Руси.

(Во избежание недоразумений в самом начале подчеркну, что о феодальном характере реформ, государства, древнерусского общества в целом я говорю, пользуясь современными понятиями и отнюдь не желая представить Владимира кем-то вроде сознательного "теоретика феодализма". Он выражал объективные потребности общественного развития, которые обусловили его естественное стремление создать государство, ни в чем не уступающее известным ему монархиям, и в том числе Византии.)

Чтобы лучше понять процессы, определявшие жизнь наших предков в те далекие века, необходимо хотя бы вкратце вспомнить события предшествовавшего столетия. Первоначально разрозненные славянские племена временами объединялись и вели военные действия с соседями, тревожа иногда и окраины Византийской империи. В середине IX века состоялся первый большой поход на Византию, связываемый летописью с именем киевского князя Аскольда. Это был период, когда шло разложение патриархального общинного строя, зарождались феодальные отношения. Они имели тогда примитивную форму - осенью и зимой дружина с князем ходила по своей территории, собирала дань; феодального землевладения еще не существовало. Весной избытки собранного (меха, воск и т.п.) отправляли по Днепру в Византию и даже в более отдаленные страны Востока. Оттуда привозили изделия, которых на Руси не производили. Аскольд осадил Константинополь, взял большой выкуп и заключил с Византией договор, вероятно содержавший какие-то выгоды для русской знати, Византия впервые столкнулась с нарождавшимся государством. Это были уже не просто "варвары", грабившие пограничные провинции, а нечто более серьезное.

В конце IX века пришедший из Новгорода Олег захватил Киев и объединил северную и южную Русь (Новгород и Киев). Возникли контуры будущего древнерусского государства. Еще непрочное объединение Руси в одно целое поддерживалось постоянными боевыми действиями против непокорных племен. Новый удачный поход на Византию завершился заключением выгодного русским договора и обеспечением ежегодной дани (платы за ненападение).

Со смертью Олега (начало Х века) сразу выявилась непрочность объединения славянских племен - их союз распалcя. Восстанавливать его силою оружия пришлось Игорю. Он был убит в одном из походов на древлян за противоречившей обычаям повторной данью. Последовала жестокая месть древлянам со стороны его жены Ольги, ставшей правительницей при малолетнем сыне Святославе. Печальный опыт заставил Ольгу упорядочить получаемые от союзных племен дань и их повинности. Это был новый шаг к регламентированному законами феодальному государству.

Придя к власти, Святослав направил свою энергию против внешних врагов нарождавшегося государства. Разгромив Хазарский каганат, войско Святослава дошло до Северного Кавказа. Победами (хотя и не всегда) сопровождался и его поход против Византии. Возвращаясь обратно, Святослав погиб в сражении с печенегами, которых византийцы предупредили о маршруте его дружины. Но потенциальные враги русских на востоке и на западе были нейтрализованы.



Поиск по сайту:

Памятник «Тысячелетие России»

Великий Новгород

Одной из самых значимых достопримечательностей Великого Новгорода является памятник Тысячелетие России В конце концов соборы есть и в других древних городах России, а вот такой памятник - один. Расположенный в центре Кремля, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест, привлекает внимание пышностью форм, помпезностью композиции.
  Открытие памятника состоялось 8 сентября 1862 года. Он повествует не об одном событии, а о целом тысячелетии российского государства и посвящен всему русскому народу. Автором памятника является Михаил Осипович Микешин, впоследствии известный художник и скульптор, а в то время это была его первая крупная работа. Конечно, такую грандиозную работу не мог выполнить один человек, поэтому в создании памятника принимал довольно большой творческий коллектив. Фактическим соавтором проекта нужно считать скульптора Ивана Николаевича Шредера, многочисленные фигуры исполнили: П. С. Михаилов, Р. К. Залеман, Н. А. Лаверецкии, М. А. Чижов, А. М. Любимов.
  В памятнике отражены шесть зпох истории российского государства от варягов до создания империи: основание государства, принятие христианства, победа на Куликовом поле, централизация Русского государства, начало царской династии Романовых, петровские преобразования. Внешне сооружение напоминает громадный колокол, хотя некоторые видят в нем шапку Мономаха.

Памятник состоит из трех ярусов. Верхняя часть монумента символизирует православную веру как одну из основ русского самодержавия. Группа состоит из двух фигур - здесь ангел осеняет крестом Россию, изображенную в виде коленопреклоненной женщины. Подножием служит шар - держава с надписью: «Свершившемуся тысячелетию Российского Государства в благополучное царствование Императора Александра II, лета 1862». Держава покрыта рельефным орнаментом из крестов.
  Средний ярус символизирует самодержавие. Вокруг шара-державы - семнадцать фигур. Они составляют шесть скульптурных композиций. В центре каждой - герой, олицетворяющий свою эпоху:
   Рюрик - основание государства Российского в 862 г.
   Святой равноапостольный князь Владимир - крещение Руси в 988 г.
   Князь Дмитрий Донской - победа на Куликовом поле в 1380 г.
   Иван III - основание Российского государства в 1491 г.
   Михаил Романов - основание династии Романовых в 1613 г.
   Петр I - основание Российской империи.
  Самым интересным является нижний ярус. Он представляет собой опоясывающий горельефный фриз, на котором изображены 109 выдающихся деятелей России. Разумеется список персон отражает политические пристрастия правящей элиты той эпохи и, конечно самого Императора Александра II, который лично утверждал перечень фигур. Здесь, можно сказать, памятнику "повезло" - во главе государства стоял самый либеральный царь послепетровской России, да еще на пике либеральных преобразований - год назад было отменено крепостное право. При другом раскладе, наверняка не было бы Гоголя, Грибоедова и уж конечно Лермонтова с его «На смерть поэта». Зато, вполне могли бы разместиться Аракчеев, мракобес Фотий и другие малопочтенные персонажи. Конечно либерализм Государя тоже имел свои пределы, так на Гоголя царя удалось уломать, а вот на Тараса Шевченко нет, хотя Микешин хотел его поместить.
  Фигуры нижнего яруса объединены в четыре группы - "Просветители", "Государственные люди", "Военные люди и герои", "Писатели и художники".
  Здесь мы видим известных и в наше время деятелей: Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана III. Козьму Минина, Дмитрия Пожарского, Петра I, А. В. Суворова, М. И. Кутузова, В. А. Корнилова, П. С. Нахимова, М. В. Ломоносова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. И. Глинку и многих других.
  Но, также присутствуют деятели подзабытые в нашу эпоху, ввиду незначительности их деяний, или общественной коньюнктуры нашего времени: Александр Кокоринов, Федор Волков, Дмитрий Бортнянский, Ордин-Нащокин, граф Сперанский, князь Кочубей и др.
  Среди персонажей памятника «Тысячелетие России» нет Ивана Грозного. Его не включили в композицию памятника в отместку за кровавую расправу, учиненную опричниками в Новгороде в 1570 году.
  Да и в официальной царской историографии Иван IV представлен кровавым тираном. Кроме того, он не Романов. Не удостоились чести и убиенные венценосцы: Петр III и Павел I - историю пишут победители.

Рюрик Правая рука Рюрика опирается на остроугольный щит, на котором выбита надпись «ЛЪТА STO». Это выполненная кириллицей летописная дата призвания варягов: S – «зело» со значком слева внизу обозначает шесть тысяч, Т – «твердо» – обозначает цифру триста. О – «он» – цифру семьдесят.
  Получается 6370 год от сотворения мира или 862 год от Рождества Христова.

Дмитрий Донской   Справа от Рюрика изображен Дмитрий Донской - герой Куликовской битвы. Ногой он попирает поверженного татарского воина.
  Дмитрий Донской представлен на юго-восточной стороне, откуда были нашествия монголо-татар


Петр I   Центральным персонажем памятника является фигура Петра I. Крылатый ангел, символизирующий гения Славы указывает ему на север - новый путь России. У ног императора - побежденный швед, пытающийся спасти разорванное знамя.

Нижний ярус


Здесь интересна композиция из двух фигур, находящаяся в правом углу фото - Петр I с сосредоточенным взглядом и сложенными на груди руками и рядом с ним человек, явно разделяющий с ним его заботы. Видно, что это самый близкий ему человек. Кто же он? Для большинства, не знающих историю памятника (и меня в том числе), сомнений никаких не было. Конечно это самый близкий сподвижник царя "полудержавный властелин", светлейший князь Александр Данилович Меншиков.
  Однако, экскурсовод развеял это мнение. На самом деле это князь Яков Федорович Долгорукий (иногда его называют Долгоруков). Но, почему не Меншиков? И почему именно Долгорукий?
  Сначала первый вопрос. Действительно, Меншиков был талантливым администратором и военачальником и самым близким сподвижником царя. Но в месте с тем он был тем, что сейчас называют коррупционер, а по тогдашнему - вор. Конечно, на Руси воровали все и всегда, разумеется если была возможность. У Александра Даниловича возможности были большие и воровал он соответственно. Кроме того, он был заправским интриганом, пытался практически насильно выдать свою дочку замуж за юного императора Петра II. Конечно, при дворе интриговали все, но Меншиков проиграл, а потому окончил свою жизнь в ссылке (хорошо что не на плахе).
  В царской историографии его старались не замечать. А вот, в советской его подняли на щит, как человека из народа, подчеркивая его таланты и достижения и замалчивая неприятные стороны. Во многом этому способствовали замечательная книга А.Толстого «Петр I» и снятый по ней одноименный фильм.

Теперь обратимся к Долгорукому. Отнюдь не всегда, перечисляя сподвижников Петра, его включают в список. И даже когда включают, не ставят на первое место, а как говорится "через запятую". Так почему же он на памятнике? Объяснения этому феномену найти не смог и потому предложу свою конспирологическую версию.
  После смерти супруги, Александр II, а именно при нем был сооружен памятник, был женат морганатическим браком на княжне Екатерине Михайловне Долгорукой, получившей после этого титул княгини Юрьевской. А до этого она долгое время была его любовницей. И хотя я не нашел прямого утверждения, что она была дальней родственницей Якову Долгорукому, но маловероятно, чтобы в России существовали две независимые княжеские ветви Долгоруких. Поэтому, вполне возможно, появление князя на памятнике продиктовано желанием его создателей сделать приятное Государю и его фаворитке. Не думаю, что это была идея самого Александра, хотя и не возразил.


Открытие памятника «Тысячелетие России»
Картина Б.П. Виллевальде

Памятник был торжественно открыт 8 сентября 1862 года, в присутствии Александра II и членов царской фамилии. В Новгород прибыло много знати, несколько тысяч солдат для участия в параде. Был устроен воинский парад и торжественный обед. Церемония также включала крестный ход к Софийскому собору. Торжества длились три дня.

Но почему столь значимый памятник поставили в провинциальном Новгороде, а не в столичном Петербурге или в Москве, где венчались на царство все российские государи? Наверное потому, что монумент был задуман не как памятник российскому государству, а как памятник российскому самодержавию. А первого самодержца Рюрика, по официальной легенде, призвали как раз в Новгород. Поэтому и памятник здесь поставили, даже несмотря на то, что впоследствии Новгород был "замаран" республиканскими вольностями.

А побрюзжать
  В журнале «Русский вестник» вышла статья, автор которой подписался одной буквой «О». Он назвал памятник Микешина «пестрой игрушкой». Особенно его возмутило то, что фигуры памятника стоят задом к державе. В ответной статье Микешин в шутку написал, что готов согласиться и расположить фигуры задом к публике.

МОСКВА, 28 июл — РИА Новости. Русская православная церковь во вторник отмечает 1000-летие преставления (кончины) святого князя Владимира — крестителя Руси. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в этот день совершит Божественную литургию в храме Христа Спасителя при участии представителей всех 15-ти поместных православных церквей.

Тысячелетие памяти князя Владимира в этом году широко отмечается в России на церковном и государственном уровне. Совместное богослужение в храме Христа Спасителя в самый день Крещения Руси, 28 июля, станет кульминацией торжеств и, как отмечают в Московской патриархии, "общеправославным событием" — свидетельством единства всех православных христиан и общего почитания крестителя Руси. Чуть позже, днем, также состоится торжественный прием в Кремле.

"Святой князь Владимир сделал очень много для России. Самое главное, он ее просветил христианским светом, благодаря ему у нее появилось, можно сказать, свое лицо, она обрела духовные, культурные ценности", — сказал РИА Новости глава делегации Элладской православной церкви на торжествах в Москве митрополит Калавритский и Эгиалийский Амвросий.

"Празднуя в Москве, помним о Киеве"

Вместе с тем, если в предыдущие годы основные праздничные мероприятия, связанные с воспоминанием крещения Руси, проходили в "матери городов русских" — Киеве, то в этот раз, как отмечают организаторы торжеств, провести там "столь же масштабное празднование <…> представляется затруднительным по причине трудной обстановки на Украине".

Однако, как и раньше, князь Владимир остается объединяющей Россию и Украину фигурой. "Празднуя его юбилей здесь, в Москве, мы ни на минуту не забываем, что крещение Руси, благодаря которому князь вошел в историю, совершилось в Киеве на берегах Днепра", — отметил замглавы отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.

В украинской столице Божественную литургию в Киево-Печерской лавре во вторник утром возглавит митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Для участия в праздничных мероприятиях в Киев прибыли делегации от пяти славянских поместных церквей — Польской, Болгарской, Сербской, Чешских земель и Словакии, и Румынской.

По информации Украинской православной церкви, накануне в крестном ходе от Владимирской горки до Киево-Печерской лавры приняли участие более 20 тысяч православных верующих со всей Украины. Участники крестного хода, начавшегося после праздничного молебна, пронесли по центральным улицам Киева ковчег с мощами святого князя Владимира и восемь чудотворных икон Богородицы, привезенных в Киев по случаю праздника из разных регионов страны.

В Крыму, по уже установившейся традиции, юбилей Крестителя Руси отметят массовыми крещениями детей и взрослых в водах Черного моря и горной реки Биюк-Карасу, а в Севастополе состоится крестный ход с участием военнослужащих Черноморского флота РФ. На площади у Свято-Владимирского собора Херсонеса, где крестился князь Владимир, будет совершен всенародный молебен с участием всего крымского духовенства, а вечером здесь же пройдет праздничный концерт.

Патриарх о князе Владимире

Патриарх Кирилл в своем послании к верующим в связи с юбилейной датой отметил, что "в Днепровской купели было положено начало новой, Святой Руси, нашему духовному единству". "Восприняв веру из Восточной Римской империи — Византии, Русь в полной мере приобщилась и к Божественному откровению, и к величайшей культурной традиции своего времени, творчески восприняв и развив ее", — говорится в послании.

Глава РПЦ обратил внимание на тот факт, что князь Владимир, делая выбор в пользу Православия, "не побоялся пойти наперекор воззрениям своей дружины и бояр — правящего класса Древней Руси, связывавшего языческие культы с властью, богатством, плодородием". Кроме того, "не устрашился он и гнева толпы, подстрекаемой жрецами и готовой совершать кровавые жертвоприношения".

По словам предстоятеля Русской церкви, святой равноапостольный князь стал "одним из тех, кто олицетворяет православный идеал праведной власти, руководствующейся подлинными ценностями, направляющей человека и общество к Богу, к жизни по Его заповедям".

"Креститель Руси, как мы знаем, заботился не только о благочестии новопросвещенного народа, но и о его образовании, о помощи нуждающимся", — добавил патриарх.

Биография князя Владимира

Великий князь Киевский Владимир родился около 960 года и уже в 978 году стал правителем Киевского государства. Он был сыном великого князя Святослава и "ключницы" (пленницы) Малуши. Бабка Владимира, святая княгиня Ольга, первая из русских правителей приняла крещение.

По свидетельству летописцев, в юности Владимир предавался бурной чувственной жизни, был убежденным язычником. В 987 году братья-императоры христианской Византии обратились к нему за военной помощью против мятежников. В награду Владимир попросил руки их сестры Анны. Был заключен договор, согласно которому Владимир должен был послать в помощь императорам 6 тысяч варягов, принять святое крещение и только при этом условии получить руку царевны Анны.

Одно из условий — крещения в православную веру, князь не спешил выполнить. Находясь в Корсуни (Херсонесе) и ожидая приезда невесты, он неожиданно заболел глазной болезнью, которая завершилась его полной слепотой. По преданию, зрение вернулось к Владимиру в момент его крещения в купеле. Затем там же, в древнем Херсонесе, состоялось его венчание с блаженной Анной.

Весной 988 года великий князь с супругой отправился в обратный путь. Вернувшись в Киев, он призвал всех горожан "прийти на реку", и следующее утро (1 августа), когда киевлян крестили в водах Днепра, стало, таким образом, "утром Kрещения Руси". Далее, великий князь повелел повсюду ниспровергать идолов, уничтожать языческие капища, а на их месте рубить церкви. Тогда же Владимиром была пожалована Церкви десятина, появились школы для подготовки "ученых людей".

Киевскую митрополичью кафедру при святом князе занимали митрополиты Михаил, Феофилакт, Леонтий, Иоанн I. Их трудами были учреждены первые епархии Русской церкви: Новгородская, Владимиро-Волынская, Черниговская, Переяславская, Белгородская и Ростовская.

Великий князь Владимир скончался в 1015 году. Церковный праздник в честь святого крестителя Руси был установлен святым благоверным князем Александром Невским — после знаменитой Невской победы над шведскими крестоносцами 15 мая 1240 года.

«БЫЛОЕ ПРОЛЕТАЕТ…»

1000-летие

12 июня, в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших, в Даниловом монастыре в Москве была совершена торжественная Божественная литургия. С Святейшим Патриархом Пименом ее совершали главы Православных Автокефальных Церквей, прибывших на юбилей 1000-летия Крещения Руси. По окончании литургии Святейший Патриарх Пимен благословил молящихся и произнес слово:

"Ваши Святейшества, Ваши Блаженства, Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, братья и сестры, уважаемые гости!

"Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя в той просиявшия" (тропарь Всем святым земли Русския).

Сегодня, мы завершаем, в нашем певопрестольном граде Москве юбилейные торжества в честь 1000-летия Крещения Руси.
Молитвой в патриаршем соборе у раки святых мощей святителя и чудотворца Московского Алексия мы положили начало этому празднованию, соборными молитвами в древнейшей московской обители - Свято-Даниловом монастыре мы их заканчиваем.
Господь собрал нас здесь, Предстоятелей и представителей православного мира с севера и юга, востока и запада, чтобы мы, не разделенные более ни расстоянием, ни языком, облеклись во Христа, объединились через причастие с Телом Христовым.
Божественная трапеза Тела и Крови Христовой! Много веков прошло в приготовлении ее, много веков потрудилось над украшением ее. Тысячу лет назад величие Божественной литургии тронуло сердца наших предков-язычников, впервые узревших ее в Софийском соборе Царьграда.
"Смотрите, какую любовь дал нам Отец", - мы не только созерцали, мы вкусили Божественной трапезы, "чтобы нам называться и быть детьми Божиими" (1 Ин. 3, 1), чтобы преизбытком любви Отеческой к нам произвести и в нас сыновнюю любовь к Нему и братскую любовь друг к другу.
Особую духовную радость ныне нам доставило соборное совершение Божественной литургии, молитвы, какие соединили ныне с нами Главы и представители многих Церквей и религиозных объединений из различных частей мира. У нас с вами, дорогие отцы, братья и сестры, "один Бог и Отец всех, Который над всеми и через всех и во всех нас" (Еф. 4, 6).
Мы приветствуем это свидетельство единства духа и любви, это стремление к преодолению разделений, порожденных грехом человеческим и духовной немощью.
"Господи! Хорошо нам здесь быть" (Мф. 17, 4). Вы видите, обширная территория этой святой обители едва вмещает всех прибывших на наш праздник.
Христос посреде нас (Мф. 18, 20), возлюбленные! И есть, и будет!
Мы чувствуем ныне покров Преблагословенной Девы Марии, незримо распростертый над всей многомиллионной богодарованной нам всероссийской паствой.
Мы духовно ощущаем молитвенную близость к нам собора святых угодников Божиих, в Земле Российской просиявших, от первых канонизованных Русской Церковью святых мучеников Бориса и Глеба до новопрославленных угодников Божиих: святителей Макария, Игнатия и Феофана, преподобных Андрея, Максима, Паисия и Амвросия, благоверного князя Димитрия и блаженной Ксении.
Мы верим, что и весь великий сонм от лет древних Богу угодивших наших предков - святых, поименованных и непоименованных, торжествует ныне в Церкви Небесной с Церковью земной,
"Имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем, - по слову апостола Павла, - с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса" (Евр. 12, 1-2).
Русская Православная Церковь во всей полноте - от Первоиерарха до мирян - возносит ныне "благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе" (2 Кор. 2, 14), за Его великие и богатые милости, щедро излиянные на нашу Святую Церковь, на нашу Родину, на наш народ.
Она возносит к Престолу Превечного Бога любви общую усердную молитву об утверждении нас в вере чистой, апостольской, православной, в вере благочестивых предков наших.
Она молится, чтобы вера наша возрастала (Кол. 1, 6) и ширилась, творя в нас плод правды, мира и Христовой любви.
Она молится о богохранимой стране нашей, о народах и властех ее, о мире всего мира, о благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех.
Завершаются первые десять веков истории нашей Церкви.
Господи! Благослови в мире и благочестии вступить во второе тысячелетие нашего бытия в "Доме Божием, который есть Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины" (1 Тим. 3, 15).
Господи, "землю Русскую в мире сохрани и веру православную в ней утверди во веки веков. Аминь". (Служба Тысячелетия Крещения Руси)"
12 .

В тот же день Святейший Патриарх Пимен и Священный Синод устроили прием в честь участников торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси. В своем слове Его Святейшество сказал:

"На заре русской истории, в десятом веке, наши предки восприняли свет христианства от святой Константинопольской Церкви. На протяжении тысячелетия Русская Православная Церковь хранит благодарные чувства любви к Матери-Церкви, соделавшей наш народ наследником величайших духовных богатств Православия.
Нет большей радости в Церкви Божией, как радость о ее единстве и любви, о которой Сам Господь сказал, что по ней узнает мир Его последователей (Ин. 13, 35). Церковь Божия "род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет" (1 Пет. 2, 9). Пусть это единство веры, любви и упования будет основой братских отношений между всеми Поместными Православными Церквами во славу Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. "Страдает ли один член, - говорит апостол Павел, - страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены" (1 Кор. 12, 26).
Нынешнее торжество - это праздник не только Русской Православной Церкви, но всей Святой Соборной и Апостольской Церкви, простирающейся по всей вселенной и являющей собой живое Тело Христово (1 Кор. 12, 27), это праздник всех христиан, всей мировой культуры. Сегодняшнее торжество мы осуществляем в Неделю всех святых, в Земле Российской просиявших. Мы вспоминаем сонм святых мужей и жен и молитвенно обращаемся к ним, и среди множества подвижников веры и благочестия чтим святую равноапостольную княгиню Ольгу, первую христианку, которая, по словам летописца, была "заря перед светом", "русское познание к Богу".
Торжествуя 1000-летие своего бытия, Русская Православная Церковь обозревает исполнение ею возложенного Пастыреначальником и Главой Церкви Христом священного долга. Это долг научения людей Божиих евангельским истинам, смысл которых заключался в заповедях Христовых "возлюби Господа Бога твоего..., возлюби ближнего твоего" (Мф. 22, 37, 39/. Эти заветы неразделимы. По апостолу Павлу без любви мы "медь звенящая или кимвал звучащий" (1 Кор, 13, 1).
Церковь призывала не только сострадать человеку, заботиться друг о друге (1 Кор. 12, 25), но и самоотверженно полагать душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Бесчисленные подвижники и труженики русских обителей в годы лихолетий и смут вставали на защиту нашего земного Отечества, кормили голодных и одевали холодных. Вспомним ныне Пересвета и Ослябю, Патриарха Гермогена и сонм других безвестных чад церковных, отдавших жизнь свою за честь и славу Отечества. Их пример вдохновлял верующих в годы Великой Отечественной войны. Опираясь на многовековую патриотическую традицию, Русская Православная Церковь не ослабевает в исполнении священного миротворческого служения, в центре которого ныне находится забота о сохранении священного дара жизни.
Другой долг Церкви, также ею с честью исполняемый, - это нравственное воспитание народа, наставление его в добре и взаимной помощи, наставление в понимании высокого значения семейных уз и научение в должном воспитании детей, в честном отношении к труду
" 12 .

В честь знаменательного события в жизни Отечества - 1000-летия Крещения Руси 13 июня в Москве в районе Царицынских прудов, вблизи Каширского шоссе был заложен храм. Святейший Патриарх Пимен В своем слове на освящении закладки храма Его Святейшество сказал:

"Ваши Святейшества, Ваши Блаженства, досточтимые архипастыри и пастыри, Предстоятели и представители Православных и инославных Церквей, уважаемые гости, братья и сестры!
Итак, заложен первый камень в основание будущего храма, посвященного 1000-летию Крещения Руси, храма в память всех наших соотечественников, жизнь свою положивших при защите священных пределов нашей Родины в отечественных войнах.
Будем молиться, чтобы Господь благопоспешил успешному созиданию ныне столь торжественно заложенного Дома Божия, в котором новые поколения наших соотечественников будут находить себе духовную отраду и утешение.
Мы радуемся, что в настоящее время, благодаря положительным результатам процесса перестройки и обновления, к лучшему изменяются отношения между Церковью и государством. Примеров этому множество. И один из них - предстоящее строительство настоящего храма. Говорю это с великим утешением, ибо вижу воодушевление, с которым воспринимают нынешнее событие верующие москвичи.
Мы заложили камень, который символизирует камни, на которых будет созидаться храм, что должно напоминать нам слова апостола Петра: "сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный" (1 Пет. 2, 5).
Созидание этого олицетворенного храма Божия, его благоукрашение и внутреннее благоухание есть задача всей нашей жизни. Будем же созидать в самих себе веру и благочестие на незыблемом основании. Как тверды камни, как прочны и долговечны строящиеся из них стены церковные, так да будем тверды и непоколебимы и мы в своих православных убеждениях, в своем святом благочестии, в верности Церкви и Отечеству
Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа да будут со всеми вами" Аминь
" 12 .

Торжества юбилея стали переломным моментом в отношении Церкви и государства, в отношении народа к Церкви. Переломными могли быть и взаимоотношения с Зарубежной Церковью и с теми, кто придерживался старых обрядов. К ним был обращен голос примирения, но его не услышали. Еще было не время… 15 июля Святейший Патриарх Пимен пишет послание Юбилейному Освященному Собору Старообрядческой Церкви, ее главе Архиепископу Московскому и всея Руси Алимпию:

"Пережив недавно радостные дни торжеств Полноты Русской Православной Церкви в связи с 1000-летием Крещения Руси, сорадуюсь ныне вашему празднованию этой знаменательной даты обращения к Богу истинному наших далеких предков.
Святой равноапостольный великий князь Владимир Киевский крестил народ русский и тем привел его в веру христианскую. Быть христианином - это великая радость, но и сугубая ответственность. Православные святые, сонм коих пополнился ныне девятью новыми именами подвижников благочестия, своими молитвами да помогут нам быть верными чадами Церкви, Глава коей - Христос.
На состоявшемся с 6 по 9 июня сего года в Свято-Троице-Сергиевой Лавре Освященном Поместном Соборе Русская Церковь вновь простерла слово любви к вам, хранителям древлеотеческих преданий, в терпеливой надежде, что горечь прежних взаимных обид, не всегда только церковных, окончательно пройдет и уступит место во время благоприятное дальнейшему сближению и все более крепнущему уважению между нашими Церквами. Много обителей у Отца нашего Небесного, и пути спасения многообразны.
Поздравляю всех участников Юбилейного Освященного Собора Старообрядческой Церкви с тысячелетием Православия на Руси.
"Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа" (Гал. 1, 3)
" 13 .

Из Москвы празднование 1000-летия Крещения Руси переместилось в древний Киев, затем во Владимир, Ленинград, Смоленск, во все приходы Русской Православной Церкви. Прославление в лике святых новых подвижников веры и благочестия послужило источником духовной энергии возрождающейся нации. В дни празднования 1000-летия Крещения Руси произошло осознание определяющей роли Православия в истории и строительстве Русской державы, русской культуры и русского народа, произошло возвращение к вечным ценностям, заключенным в Евангелии и Церкви.

1 Архив автора.
2 Архив автора.
3 Архив автора.
4 Архив автора.
5 Архив автора.
6 Архив автора.
7 Одинцов М. И. Пимен (Извеков) - последний "советский" патриарх. // Отечественные архивы. 1995. № 1. С. 59.
8 Журнал Московской Патриархии, 1988, № 7, С. 4.
9 Смотри, например: "Московская Правда". Суббота. 30 апреля 1988 года. № 99 (20717).
10 Пастырь. Митрополит Владимир (Сабодан) глазами современников. - К., 2000. с. 100.
11 Журнал Московской Патриархии, 1988, № 6, С. 2.8.
12 Журнал Московской Патриархии, 1988, № 9, С. 4.9.21.25.27.31.34.35.39.
13 Архив автора.