Снятие эмоционального физического напряжения вызванного. Психоэмоциональное напряжение

Эмоционально насыщенные и подчас психотравмирующие ситуации, возникающие в экстремальных условиях военно-профессиональной деятельности, способны вызвать как состояние положительного боевого возбуждения, «боевой готовности», мобилизации функциональных резервов, позволяющие действовать более эффективно, так и негативные состояния. Среди последних наиболее типичными являются состояния «боевой лихорадки» и «боевой апатии». «Боевая лихорадка» характеризуется чрезмерной и неадекватной активностью с поспешными решениями, большим количеством ошибочных действий, неспособностью сосредоточиться на решаемой задаче, внешней суетливостью, иногда сопровождаемой бравадой, показной смелостью. Безрезультатная активность в состоянии боевой лихорадки нередко переходит в перевозбуждение и в «боевую апатию», связанную с выраженной пассивностью, чувством обреченности, неспособностью принимать необходимые решения, стремлением не решать поставленные задачи, а уйти от них, с проявлением бездеятельности из-за ступора в мыслях, ожиданием помощи, которой не предвидится.

В условиях эмоционально окрашенных ситуаций также различают:

1) эмоциональное возбуждение - сигнальную реакцию нервной системы на различные психогенные воздействия;

2) эмоциональное напряжение - эмоционально окрашенное волевое усилие, направленное на решение какой-либо мыслительной или двигательной задачи;

3) эмоциональную напряженность - временное понижение устойчивости психических и психомоторных процессов и падение работоспособности, вызванные негативными, иногда чрезмерными психогенными воздействиями.

Причинами эмоциональной напряженности становятся избыточная мотивация, излишне нагнетаемое чувство ответственности за порученное дело, выраженное ощущение серьезной опасности, высокой тревожности и др. Развитию этого негативного психического состояния способствуют низкая эмоционально-волевая устойчивость, выраженная личностная тревожность, неуверенность в своих силах. Дополнительными причинами эмоциональной напряженности у военнослужащих могут быть недостаточная военно-профессиональная подготовка, низкая готовность к решению поставленных задач, выполнению заданных действий.

Но все же главными факторами, вызывающими эмоциональную напряженность, остаются излишние эмоциональность и мотивированность. При этом проявляется психологическая закономерность, получившая отражение в кривых Йеркса- Додсона и В. Л. Марищука (рис. 2).

Данные кривые отражают физиологические закономерности высшей нервной деятельности: вначале задействуются функциональные резервы, затем возникает безразличие к дальнейшему мотивированию («мне все равно», «все надоело!») и, наконец, начинаются реверсивные действия (действия, противоположные стимулам). Горизонтальная и нисходящая линии трапециевидной кривой отражают состояние негативной эмоциональной напряженности (эмоциональный стресс).

Выделяют внешние проявления эмоциональной напряженности и проявления эмоциональной напряженности в деятельности. Последние, в свою очередь, делятся на эмоционально-сенсорные, эмоционально-моторные и эмоционально-ассоциативные нарушения.

Среди внешних проявлений эмоциональной напряженности особое место занимает мимика. Характерно появление желваков на щеках, затем, в связи с утомлением лицевых мышц начинает отвисать нижняя челюсть, а о глубоком эмоциональном стрессе свидетельствует асимметрично открытый («перекошенный») рот. Среди мимических реакций, характеризующих состояние напряженности, одной из самых информативных является оживление рефлексов орального автоматизма.

При этом целесообразно обращать внимание на три таких рефлекса: хоботковый, сосательный и ладонно-подбородочный.

Хоботковый рефлекс - это характерное вытягивание губ «трубочкой» («хоботком») при легком постукивании твердым предметом по верхней губе. Его проявление без внешнего воздействия свидетельствует об очень сильном эмоциональном возбуждении или напряженности.

Сосательный рефлекс заключается в движениях губ при легком прикосновении к ним кисточкой.

Ладонно-подбородочный рефлекс выражается в том, что при проведении твердым предметом по ладони обнаруживается движение подбородка и губ.

Оральные рефлексы давно рудиментированы. Сотни тысячелетий тому назад они имели биологический смысл. Наш далекий предок брал в руку какой-то продукт и сразу же открывал рот и тянул к нему губы. Сейчас у нормального человека в обычном состоянии рефлексы орального автоматизма отсутствуют (полностью заторможены). Они проявляются лишь у грудных детей, тяжелых олигофренов, а также растормаживаются у лиц, страдающих глубоким алкоголизмом, особенно при похмелье. Но эти рефлексы иногда растормаживаются и при очень выраженных негативных эмоциях, в состоянии психической напряженности. Так, растормаживание оральных рефлексов иногда наблюдается у спортсменов в психогенных условиях соревнований и при тяжелых тренировочных нагрузках, у летчиков - на очень высоком эмоциогенном фоне сложных полетных заданий, у артиллеристов после неудачных стрельб из-за грубых ошибок, поставивших под сомнение их профессиональную квалификацию. Во всех этих случаях можно говорить о развитии эмоциональной напряженности, состоянии эмоционального стресса.

Проявление выраженной мышечной скованности (непроизвольного напряжения многих групп мышц) также служит достаточно информативным показателем эмоциональной напряженности. Скованность можно наблюдать у молодого солдата, обучаемого профессии военного водителя (сидит за рулем «как аршин проглотил»), у молодых офицеров-операторов, осваивающих сложную деятельность за пультами управления, например в системах ПВО, у курсантов-летчиков в первых полетах, при освоении техники пилотирования на посадке и др.

Еще одним внешним признаком эмоциональной напряженности является чрезмерная пантомимика (выразительные движения руками), часто встречающаяся у молодых офицеров и сержантов, впервые проводящих занятия в своих подразделениях. В этой ситуации характерны и эмоционально обусловленные изменения в речевой артикуляции, например неожиданное заикание.

Наконец, внешним показателем эмоциональной напряженности служит тремор (дрожание) рук, ног, щек, губ, подбородка.

Основной вегетативной реакцией на эмоциональную напряженность является высокая частота сердечных сокращений без физических нагрузок. Так, в ходе дозаправки в воздухе пульс летчиков достигает 160-180 уд./мин, у штурманов при бомбометании и десантировании в заданный район - 150-170 уд./мин, у операторов комплексов ПВО при отслеживании целей - такие же показатели. При этом могут отмечаться нарушения ритмичности пульса, его координированности с дыхательными движениями. Иногда отмечается обильный профузный пот, вызываемый не температурными, а эмоциональными воздействиями. На лице могут появиться выраженные вазомоторные реакции, заметные изменения в диаметре зрачка. В ряде исследований при значительном эмоциональном напряжении наблюдалось повышение позывов на диурез, резкое усиление работы кишечника и др.

Кроме этого, эмоциональная напряженность характеризуется падением уровня психических познавательных процессов, значимым снижением военно-профессиональной работоспособности, ухудшением психомоторики.

Различают эмоционально-сенсорные, эмоционально-моторные и эмоционально-ассоциативные нарушения.

Эмоционально-сенсорные нарушения включают в себя изменения процессов ощущений и восприятия. Например, солдат не может совместить мушку с целью, оператор не видит объекты на экране локатора, штурман ошибается, считывая показания с приборов, и т. д. Сокращается объем внимания, оно становится «прилипчивым», т. е. с трудом переключается от одного прибора к другому. В состоянии напряженности у летчиков могут возникать иллюзии пространственного положения, у моряков - иллюзии ожидаемых объектов и т. п.

Эмоционально-моторные нарушения характеризуются падением согласованности и точности движений. Это сказывается даже на обычном пешем марше и, тем более, на ускоренном передвижении, поскольку в двигательных актах начинают участвовать «лишние» мышцы. Солдат не только передвигает по дистанции свое тело, но вынужден преодолевать сопротивление собственных мышц-антагонистов (в состоянии скованности все они непроизвольно напряжены). Стрелок вместо того, чтобы плавно нажать на спусковой крючок, грубо его дергает, осуществляя неприцельный выстрел. Нарушение соразмерности усилий ведет и к нарушению точности самых различных сенсомоторных и просто двигательных актов в различных видах военно-профессиональной деятельности. Например, у водителей затрудняются движение рычагами управления и действия по переключению различных тумблеров, что свидетельствует и о развитии эмоционально-моторных нарушений.

Эмоционально-ассоциативные (эмоционально-мыслительные) нарушения предопределяют ошибочные умозаключения, принятие неправильных решений. Дело в том, что в условиях бурных эмоциональных реакций участок нервной ткани, в котором локализован очаг возбуждения, становится доминантным, а доминанта функционирует по своим особым законам - усиливается при любом воздействии, как положительном, так и отрицательном. В результате доминанта укрепляется и вместе с ней еще больше укрепляется основанное на ней суждение, а в сознании это становится подтверждением собственной правоты. Другие мысли при этом временно не принимаются, поскольку господствующая доминанта по закону отрицательной индукции гасит все воздействия. Другие очаги возбуждения мозговой ткани, отражающие иные мысли, иные мотивы, способные противостоять ошибочному суждению, оказываются заторможенными. Это обычно продолжается до тех пор, пока не иссякнет эмоциональное подключение временно господствующего доминантного очага. При этом могут затормаживаться и следы памяти, способной противостоять господствующему суждению. С прекращением эмоциональной напряженности способность к объективной оценке информации восстанавливается, но зачастую к этому моменту ошибочные мотивы уже реализованы, негативные поступки совершены. Вот почему очень важно научиться контролировать свои эмоции и управлять ими.

Как было установлено в целом ряде исследований (К. Н. Платонова, В.А.Борова, В. В. Васильевой, Р. А. Макаревича, Н. И. Наенко, Н. В. Строгонова и др.), в состоянии сильной эмоциональной напряженности ухудшаются логичность и критичность мышления, затрудняется воспроизведение в памяти, иногда наступает общая заторможенность, переходящая в полный ступор мыслительных операций. В большинстве случаев эти явления прекращаются после исчезновения эмоционального фактора, но иногда могут продолжаться несколько часов и даже несколько дней, а порой принимают характер хронических нервных расстройств. При выраженной и длительной эмоциональной напряженности целесообразно применение мероприятий по психореабилитации.

В предыдущих статьях я рассказывал о методах устранения физической и эмоциональной напряженности.


Снять психоэмоциональное напряжение не всегда получается при помощи . В таких случаях необходимо осваивать глубокую медитацию, а также расслабляться лежа в шавасане и перепрограммировать свои мысли, достигая состояния осознанности.
Таким образом, самым лучшим средством борьбы со стрессом и снятия психоэмоциональной напряженности считается .

Благодаря расслаблению, организм восстанавливает силы, перезагружается и способен эффективно функционировать.

Расслабление достигается в медитации, в шавасане и в изменении взгляда на жизнь, в умении контролировать низшую часть сознания - эго.

Помните. Расслабление это утихание, а затем полная остановка нашего эго.

И его нужно учиться останавливать как во время медитации, лежа в шавассане, так и в повседневной жизни. Напомню тем, кто еще не в курсе, эго это низшая часть нашего сознания: память, ум, вся психика, эмоции и чувства. А высшая часть сознания это , наше настоящее Я, настоящее осознание.

Методы релаксации и снятия психоэмоционального напряжения смогут наладить вашу жизнь, сделать ее более счастливой, успешной и радостной.

Механизмы методики расслабления

Чтобы правильно понять, каким образом можно достичь умственного и физического расслабления, обратите внимание на поведение детей. Ребенок не имеет устоявшихся психологических шаблонов, которые мешают взрослым людям быть расслабленными. Дети гармонично взаимодействуют с окружающим миром и людьми, не копят стресс. Они спят, играют, учатся без лишней эмоциональной нагрузки. Ребенок физически и морально переключается с одного вида деятельности на другой, не отягощая проблемами и негативными переживаниями. Обратите внимание, когда дети засыпают, их мышцы полностью расслаблены. Тело словно подстраивается под рельеф кровати. Это пример истинной релаксации.

Чем старше мы становимся, тем больше напряжены, тем меньше наша способность релаксировать на физическом и умственном уровне. Даже после завершения дела, мы постоянно прокручиваем в голове мысли: как лучше было поступить, почему не достигли желаемого, что подумали окружающие. Это все работа эго. В течение времени таких мыслей накапливается настолько много, что наш мозг не отдыхает даже ночью во время сна. Это приводит к напряженности, а впоследствии к эмоциональному истощению и физическим болезням.

Первый шаг к релаксации – запретить себе мысленную дилемму об уже завершенных делах. Даже если ситуация сложилась не лучшим образом и проблема не была решена полностью, остановите поток мыслей.


Доверьтесь своему уму. После того, как мозг соберет необходимую информацию по вашей проблеме, он выдаст правильное решение. Этот процесс происходит бессознательно. Вам необходимо просто отпустить ситуацию, перестать сознательно пытаться найти решение, что в большинстве случаев не приводит к положительному результату, а только вызывает напряженность. В нужный момент вы получите ответ на все свои вопросы, можете быть уверены.

Суть методики расслабления

В основе методов расслабления лежит способность отвлекаться от негативно заряженных мыслей и переводить свое внимание на нейтральную в эмоциональном смысле деятельность.

В этом случае происходит остановка эго.

Вам необходимо научиться осознавать свое дыхание или части тела. Один из простых способов релаксации – длительное время смотреть на какой либо участок тела и не думать больше ни о чем. Удивительно, но подобная медитация приводит к быстрому физическому расслаблению и очищению ума от тревожных мыслей.

Но тут кроется одна проблема. Если вы усилием воли будете заставлять себя смотреть на выбранный вами участок тела, то вместо расслабления вы придете к еще большей напряженности. Что делать? Нужно учиться пребывать в особом состоянии под названием неделание себя. Неделание есть отключение эго, и оно начинается с того, что вы перестаете вообще что - то делать. После того как вы полностью расслабитесь и ничего не будите делать, у вас проснется настоящее осознанное внимание, которое уже и можно направить на любой участок тела. О неделании можно почитать подробно в моей статье: и в моей книге: "Правильная и полная инструкция по медитации".

Во время релаксации также необходимо, сознательно, заставлять свои мышцы расслабиться. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Это говорит о том, что релаксировать необходимо учиться. Во время медитации или во время расслабления лежа в шавасане, пройдитесь по всему телу и посмотрите, какие участки остались напряженными. Чтобы расслабить любой участок тела, нужно отстраниться от него и отрешенно наблюдать за участком напряженности. Обычно этого хватает, если нет, сознательно, усилием воли расслабьте очаг напряжения.

С каждым сеансом медитации навыки расслабления будут совершенствоваться, и вы это сразу заметите. В голове прояснится, насущные проблемы покажутся не такими серьезными, появится новый позитивный взгляд на жизнь.

Это происходит от того, что вы все больше и больше начинаете смотреть на мир не сквозь призму чувств и эмоций эго, которая обычно искажает наш взгляд на вещи, а трезвым, правильным взглядом истинного осознания.


При расслаблении мышц, сенсорные нервные волокна перестают передавать в мозг поток информации. Мозг, в свою очередь, прекращает посылать мышцам сигнал по моторным нервам. Происходит условное разъединение тела и головного мозга, при этом мышцы, органы, кости скелета и нервная система отдыхают. Это помогает организму восстанавливать силы и правильно функционировать. Тело будет отдыхать от излишней работы эго.

После того, как вы научитесь расслабляться, появится возможность познавать свой ум. Изучение своей психики помогает избавиться от психологических установок и шаблонов, которые закладываются в нас с детства. Зачастую психологические перекосы мешают правильно сосуществовать с окружающей действительностью и людьми, что приводит к постоянной психоэмоциональной напряженности.

Психологическое программирование

Освоения навыков релаксации, к сожалению, еще не гарантирует полного избавления от физической и умственной напряженности. К примеру, вы расслабились и достигли душевного покоя, но выйдя на улицу, встретили неприятного человека или попали в сложную ситуацию. Ваш мозг тут же отреагирует по заложенному в нем «негативному» шаблону, что выбьет из равновесия и приведет к прежнему тревожному уровню. Как быть? Ответ прост, надо научиться перепрограммировать свои негативные психологические установки.

Да, конечно, постепенно медитация меняет нашу психику, и мы начинаем по-другому реагировать на окружающую обстановку. Стрессы больше нам не страшны.

Но все мы разные. У кого- то психика будет перестраиваться очень долго, и чтобы ускорить этот процесс, нужно осознанность, наработанную в медитации, сознательно переносить в повседневную жизнь. Надо учиться контролировать эго не только во время медитации, но и везде и всегда.

Первопричина хронической напряженности – это эмоциональное реагирование на ситуацию или поведение человека, которое не гармонирует с нашими психологическими шаблонами. Это вызывает эмоциональную гиперрекцию, способствующую напряжению, пролонгированному переживанию, мысленному прокручиванию в голове ситуации и путей ее разрешения.

Такие психоэмоциональные установки закрепляются с детства на основании полученного опыта и воспитания. Главной задачей методики релаксации становится перепрограммирование или полное избавление (по возможности) от тех шаблонов, которые мешают счастливой жизни без эмоционального перенапряжения.

Истинная причина напряженности

Физическая и эмоциональная напряженность возникает в результате неправильного восприятия окружающей среды. Взаимодействие с людьми вносит в нашу действительность слишком много негативных впечатлений, которые «отравляют» жизнь и приводят к возникновению заболеваний. Этому способствуют страхи и комплексы, которые заложены на подсознательном уровне.


В большинстве случаев, люди даже не понимают, что вызывает напряженность. Они только видят и ощущают результат – хронический стресс, нервное перенапряжение, ухудшение отношений с близкими людьми, неприятности на работе, болезни.

Чтобы навсегда устранить дисгармонию из жизни, необходимо изучать свой ум, истинные причины такого поведения. Для этого надо медитировать, расслаблять мышцы, «очищать» голову от негативных мыслей. Во время медитации и глубокого расслабления весь негатив будет выходить наружу, но если только созданы определенные условия. Неделания себя, остановка эго и отрешенное наблюдение за любыми проявлениями психики, вот что нужно для этого.

Постепенно благодаря медитации возникает ясность мышления и вырабатывается правильное отношение к ситуациям и людям, без излишней эмоциональной реакции, которая и вызывает напряжение.

Мозг – ментальный компьютер

Наш мозг – это скопление более 10 триллионов нервных клеток (нейронов), которые устанавливают связь, как с внешней, так и с внутренней средой. Нейроны получают, перерабатывают, анализируют, хранят и используют полученную информацию. Так человек накапливает знания и опыт в течение жизни. Кроме того, с детства мы вырабатываем множество психологических шаблонов, которые помогают быстро реагировать в различных жизненных ситуациях.

Психологические стереотипы вырабатываются лимбической системой головного мозга. Она одна из первых реагирует на внешний раздражитель и придает ответной реакции организма эмоциональную окраску. Лимбическая система сравнивает сложившуюся ситуацию с предыдущим опытом, хранящимся в сформировавшихся шаблонах, и выдает стандартный результат.

Эволюционно лимбическая система помогала человек выжить в тяжелых условиях окружающей среды, когда на каждом шагу людей подстерегали опасные для жизни обстоятельства. Когда человек сталкивался с незнакомой ситуацией, она вызывала физическое и умственное напряжение для наиболее удачного решения проблемы. В современном мире функция лимбической системы оправдана в кризисных жизненных ситуациях. На практике же – любая, даже незначительная проблема, вызывает стресс и психоэмоциональное напряжение.

Т.е. мы живем как роботы, по определенным, заложенным в нас программам.

Окружающий мир редко соответствует психологическому шаблону, который заложен у нас в мозге. Поэтому единственный способ избавиться от напряжения – искоренить негативные эмоциональные установки. Надо научить себя воспринимать любые ситуации, как позитивные или нейтральные. В каждой проблеме правильно искать положительные и поучительные моменты, которые в последствие помогут нам выходить «сухими из воды» в более сложных жизненных ситуациях.

Все духовные учения древности, будь то йога или другие, по сути, учат одному и тому же – быть открытым к окружающему миру, любить все проявления жизни, уважать людей. Это помогает избавиться от напряженности, дарит состояние спокойствия и радости. Позитивное отношение к действительности создает гармонию между душой, телом и социумом.


Любая мысль должна нести только добро, любое действие должно восприниматься спокойно. Познавая свой ум, человек навсегда избавляется от негатива в жизни: не внешнего, мы не можем повлиять на обстоятельства, а внутреннего состояния. Вам под силу поменять свое отношение к ситуациям, обстоятельствам и людям, а медитация – отличный помощник на пути к этому.

Как говорится, чтобы изменить мир вокруг себя, нужно в первую очередь изменить самого себя.

Подведем итог

Все сказанное выше можно объяснить несколькими словами.

Единственный правильный метод релаксации заключается в том, что мы останавливаем, разтождествляемся и контролируем всю нашу психику, весь наш ум, т.е. наше эго. И это достигается в медитации, лежа в шавасане и в осознанности в повседневной жизни.

Почему так. Очень просто. Релаксация, расслабление это и есть утихание, либо же полная остановка эго. Тот кто более расслаблен по жизни, у того меньше в голове роются беспокойные мысли и эмоции, т.е. правильно (не усиленно, с надрывом) работает эго.

И чем больше вы будете останавливать эго во время медитации и в шавасане, тем она все правильней и лучше будет работать в любое другое время, везде и всегда.

Я думаю, был убедителен.

Итак, медитировать вы уже умеете. Если еще нет, читайте мою статью: , а также задавайте вопросы.

Осталось научиться расслабляться в и научиться контролировать эго в повседневной жизни.

В следующей статье мы поговорим о .

Будьте здоровы и счастливы. А релаксация поможет вам в этом.

Ну и напоследок послушайте прекрасную музыку Эннио Морриконе, которая заставляет задуматься о вечном. Именно такая музыка способна хорошо остановить эго и обнажить нашу прекрасную и вечную душу.

Различают три степени выраженности эмоционального напряжения.

Первая степень -- состояние внимания, мобилизации, активности, характеризуется по- вышением работоспособности, усилением функции органов и систем, обеспечивающих решение данной задачи. Возникает всякий раз, когда вставшая перед организмом задача нешаблонна, требует концентрации внимания, мобилизации интеллектуальных и физических ресурсов. Подобное состояние весьма полезно, оно тренирует организм, повышает работоспособность.

Вторая степень -- появлению стенической отрицательной эмоции. Психологически это знакомое каждому состояние ярости (гнева, негодования), сопровождающееся крайне значи- тельным (предельным) повышением активности органов и систем, обеспечивающим взаимо- действие организма с окружающей средой. Значительно возрастает работоспособность скелетных мышц, концентрируется внимание, усиливается работа сердца, повышается артериальное давление, усиливаются дыхание, окислительные и энергетические процессы, появляется спазм сосудов брюшных органов и кровь усиленно притекает к мышцам, мозгу, легким и сердцу. Цель подобной реакции -- максимально увеличить ресурсы организма и тем добиться решения возникшей задачи.

Третья степень -- астеническая отрицательная эмоция, возникает, если задача требует ресурсов, намного превышающих те, которыми располагает организм даже при максимальной мобилизации сил. Психологически переживается как это состояние страха (ужаса, тоски). На- ступает резкое снижение интеллектуальных и энергетических ресурсов (от страха «опускаются руки», «подкашиваются ноги», парализуются «умственные способности», «вегетативная буря» может перейти в «хаос»).

Рассмотренные три степени состояния напряжения в «чистом> виде встречаются редко. Часто наблюдаются степени эмоционального напряжения, которые можно охарактеризовать как промежуточные (переходные) стадии. Так, например, в промежуточной стадии между II и III может возникнуть угнетение лишь интеллектуальных функций при полной сохранности (и даже повышении) энергетических ресурсов. В этом случае объятый страхом, потерявший рассудок человек с гигантской энергией совершает бессмысленные поступки (паника).

ъНаблюдаются переходные ситуации и другого рода, когда снижаются лишь энергетические ресурсы: парализованный ужасом человек осознает приближающуюся опасность, но не в силах сделать ни одного движения, чтобы избежать ее.

Степень состояния напряжения, возникающего в данной ситуации, помимо всего прочего, определяется предшествующим жизненным опытом. Недостаточность этого опыта, отсутствие навыков, необходимых для преодоления трудностей, способствуют возникновению состояния напряжения более высокой степени.

Наиболее опасными для человека являются психоэмоциональные стрессы, так как их воздействие направлено на разрушение нервной системы, являющейся, по выражению И.П.Павлова «верховным распорядителем и распределителем всех функций в организме». Психоэмоциональные стрессы, реализуя свое действие на организм, приводят в одних случаях к развитию таких психосоматических болезней, как гипертония, язвенная болезнь, сахарный диабет, бронхиальная астма, а в других - к развитию неврозов.

Американские ученые обратили внимание, что у некоторых людей во
время, казалось бы, спокойной работы стиль общения менялся, как при
стрессе. Это состояние назвали «выгорание личности» или
психоэмоциональное напряжение, главная причина которого

психологическое, эмоциональное, физиологическое утомление. Появление данного состояния можно свести к трем вариантам:

1. «Притухание» эмоций, когда исчезает острота чувств, вроде
бы все нормально, но... скучно и пусто на душе, ничего не волнует, ослабли чувства к самым дорогим и близким людям, даже любимая пища стала грубой и пресной.

2. Возникновение конфликтов с окружающими. Сначала человек сдерживается, затем ему с трудом удается скрыть свое раздражение, и наконец, происходит взрыв и он выплескивает из себя озлобленность.

3. Утрата представлений о ценностях жизни. Этот тип наиболее социально и экономически опасен, так как в таком состоянии «на все наплевать».

Регулировать степень состояния напряжения нелегко, так как в той или иной ситуации оно возникает непроизвольно, неподвластно ни нашим желаниям, ни усилиям воли. Управлять этим состоянием можно лишь косвенно. Для этого необходимо хорошо себе представлять механизм развития напряжения, знать, какими причинами обусловлена та или иная его степень.

Состояние напряжения (СН) - форма приспособительной реакции организма, направленная на то, чтобы решить возникшую в данное время нелегкую задачу. В самом общем виде условия, вызывающие состояние напряжения, можно выразить формулой:

СН = Ц(ИнЭнВн - ИсЭсВс),

где Ц - цель,

Ин Эн Вн - информация, энергия и время, необходимые для данной цели,

Ис Эс Bс - информация, энергия и время, имеющиеся в наличии.

Чем значительнее цель и больше дефицит средств (то есть разница между необходимым и имеющимся), тем больше величина СН (то есть выше степень состояния напряжения).

Цель: изучить причины, условия и механизмы возникновения психоэмоционального напряжения и синдрома хронической усталости, подобрать методы профилактики данных состояний.

Ход работы. Существует большое количество тестовых методик для определения уровня психоэмоционального напряжения.

ВОПРОС Да Не знаю Нет
Часто чувствую усталость
Мне трудно уснуть
За ночь просыпаюсь несколько раз
Постоянно чувствую слабость
Чувствую себя в расцвете сил
Многое не удается
Жизнь заводит в тупик
Половая жизнь приносит удовлетворение
Мелочи раздражают все сильнее
Физически истощен, как подсевшая батарейка
Порой кажется, что лучше умереть
Кажется, что нет больше сил
Настроение подавленное
Каждое утро просыпаюсь с чувством усталости и истощения

Оценка результатов

Подсчитайте сумму баллов, полученных за каждый ответ.

0-4 балла. Признаков излишнего перенапряжения и переутомления практически нет. Риск низкий.

5- 9 баллов. Имеются некоторые признаки переутомления.

Психоэмоциональная нагрузка временами бывает высокой. Вам необходимо не допускать дальнейшего перенапряжения, не забывать об отдыхе и уметь восстанавливать свои силы. Риск средний.

10 - 14 баллов. Интенсивная психоэмоциональная нагрузка, требовавшая от вас большого напряжения и самоотдачи на протяжении длительного времени, привела к истощению жизненных сил. Вам необходим полноценный отдых. Риск высокий. Особенно, если у вас повышенное артериальное давление, избыточная масса тела, а также если вы курите и мало двигаетесь.

Практическая работа: «Оценка оперативной зрительной памяти»

Цель работы: Определить параметры оперативной зрительной памяти по предложенной методике.

Ход работы:

Оперативную зрительную память и ее показатели можно определить при помощи следующей процедуры. Испытуемому последовательно, на 15 сек. каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному заштрихованных треугольников. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо нее предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых находятся и те шесть треугольников, которые испытуемый только что видел на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображенных на отдельной карточке треугольников.

Ошибками считаются неправильно указанные в матрице треугольники или те из них, которые испытуемый не смог по какой-либо причине найти.

Практически для получения этого показателя поступают следующим образом. По всем четырем карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это и будет среднее число правильно указанных треугольников. Данное число затем вычитается из 6, и полученный результат рассматривается как среднее количество допущенных ошибок.

Затем определяют среднее время работы испытуемого над заданием, которое в свою очередь получается путем деления общего суммарного времени работы ребенка над всеми четырьмя карточками на 4. Момент окончания времени работы испытуемого над поиском треугольников в общей матрице определяется экспериментатором при помощи вопроса: "Ты уже все сделал, что мог?" Как только испытуемый утвердительно ответит на данный вопрос и практически прекратит поиск треугольников в матрице, считается, что он завершил свою работу. Деление среднего времени работы над поиском на матрице шести треугольников на количество допущенных ошибок позволяет, наконец, получить искомый показатель.

Для того чтобы ускорить процесс добывания информации о том, правильно или неправильно испытуемый отыскал в матрице нужные треугольники, рекомендуется воспользоваться их идентификацией по номерам, которые стоят в левом нижнем углу под каждый из треугольников в матрице. Так, например, первому набору из шести треугольников (номер набора обозначен римской цифрой, расположенной под ним) в матрице соответствуют треугольники со следующими номерами: 1,8, 12, 14, 16: второму набору - 2,7, 15, 18, 19, 21;

третьему набору 4, 6, 10, 11, 17, 24;

четвертому набору – 5, 9, 13, 20, 22, 23

Задание:

1. Выполните работу по указанному алгоритму.

2. Сделайте вывод о возможности оперативной памяти испытуемого (или
своей, обменявшись с партнером результатами).

3. Ответьте на вопросы:

Что такое память?

Какие виды памяти вам известны? Чем они отличаются?

Что такое оперативная память? От чего она зависит?

Практическое занятие

Тема: Шкала объема внимания.

Цель работы: изучить объем внимания у детей.

Данный тест относится к невербальным, он удобен для изучения объема внимания у детей младшего возраста. Для оценки данного показателя используется стимульный материал в виде таблиц с точками. Лист с точками предварительно разрезан на 8 маленьких квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Ход работы: Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых карточках».

Далее ребенку последовательно на 1 -2 секунды показывают каждую из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди. После каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 секунд. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки и отметить их в пустой карточке.