Как победа в войне изменила наше сознание. «31 спорный вопрос» русской истории: как менялось отношение ко Дню Победы

Кто-то сказал, что власть в России принадлежит не демократам, не либералам, не патриотам, а триумфаторам. Да, пожалуй так. И в дни разного рода парадов, годовщин и репетиций это становится особенно очевидно.

Вот какое отношение имеет современная российская власть к Победе СССР в Великой Отечественной Войне?

Их главное отношение к этой победе - ликвидация СССР.

Мне, конечно, возразят, что СССР ликвидировал Ельцин сотоварищи. Но кому Ельцин сотоварищи передали бразды правления? Кто построил музей Ельцину, причем на бюджетные деньги? Кто назвал экономический форум именем Гайдара и принимает в нем участие каждый год?

Где Чубайс? Под судом? В изгнании? В отставке?

Кто назвал США нашим партнером?

Напомню, что американкские корпорации сотрудничали с Гитлером и ушли от ответственности, а многие нацисты, не попавшие под трибунал после поражения, работали в дальнейшем в США на правительство и спецслужбы. И американское правительство до сих пор не признало это и не осудило.

А кто признал Порошенко и подписал с ним минский сговор, в рамках которого методично уничтожается население Донбасса, причем уничтожается не только артиллерией, но и экономической блокадой - кто?

У власти в России находятся преемники ликвидаторов СССР - страны-победителя. Антисоветчики, коллаборационисты.

У власти в России находятся те, кто сдавал или признавал сдачу СССР противнику, кто назвал противника партнером и признал итоги антинародного и антироссийского переворота на Украине.

Почему же тогда эта власть с таким размахом проводит Парад Победы?

Почему же нынешняя власть, имеющая к Победе во второй мировой войне очень сомнительное отношение, проводит парады с таким размахом, будто они самолично победили Гитлера буквально вчера?

Отменить праздник или перенести его на 8-е мая и назвать днем памяти, как сделали на Украине, Кремль не может - это понятно. Не может потому, что слишком очевидной будет предательская сущность современной российской власти.

Но ради чего устраивают парады с таким размахом?

Ради триумфа.

У власти находятся триумфаторы.

Не либералы, не демократы, не патриоты, а триумфаторы.

И они создают образ Триумфальной России.

Вы наверное спросите, что в этом плохого?

Во-первых, это триумфаторство приобретает болезненные масштабы и формы. Со дня Победы прошло больше 70 лет, а они празднуют ее так, словно все случилось вчера, словно они принимали непосредственное участие в разгроме фашистов. Они празднуют Победу шире, чем праздновал Советский Союз, который имел намного больше оснований для этого.

Во-вторых, в ходе этого триумфаторства осуществляется подмена. Ликвидаторы СССР, антисоветчки, празднующие советскую победу - это подмена. Это лицемерие, лукавство. Это все равно, что предатель, пьющий за здоровье того, кого он предал. Это лукавый триумф.

В-третьих, превращение Дня Победы в военно-техническое и прочее шоу - не совсем уместно, принимая во внимание само содержание Победы в тяжелейшей войне. Это шоу замещает собой саму память о войне, память о жертвах, память о цене, которой была добыта победа.

Но главное -

Триумф становится самоцелью и прикрытием реальности.

Вся деятельность триумфаторов постепенно сводится к тому, чтобы найти или создать очередной повод для очередного триумфа.

Начали операцию в Сирии - триумф, объявили о завершении операции - триумф, сирийская армия после завершения российской операции освободила Пальмиру - триумф, многократный триумф.

Сбросили бомбы на террористов - триумфальное возмездие. Уничтожили колонну вражеских бензовозов - триумф.

И все эти триумфальные мероприятия изо дня в день много раз повторяются по федеральным каналам с самыми триумфальными комментариями.

Обратите внимание, какими эпитетами сопровождались репортажи о действиях ВКС РФ в Сирии - все подавалось в превосходной степени. И продолжает подаваться даже после официального завершения операции.

Закончились военные успехи - отправили в освобожденную Пальмиру оркестр чтобы дать триумфальный концерт.

Все делается ради создания образа триумфальной России, России-победительницы, ради образа распрекрасной власти, которая ведет Россию вперед, от победы к победе, от триумфа к триумфу.

С той же целью проводили Олимпиаду - самую лучшую, самую триумфальную их всех Олимпиад. С той же целью будут проводить Чемпионат по футболу.

Что плохого в Олимпиаде и Чемпионате?

Ничего плохого нет, только затраты несоизмеримо выше практической отдачи. Непрактично.

Мне скажут, что нельзя все сводить к практической отдаче, праздник тоже нужен и праздник спорта в том числе.

Да, праздник тоже нужен.

Только у нас получается сплошной праздник. Сплошной триумф.

Олимпиада - триумф, Крым - триумф, Сирия - многократный триумф. Победа во Второй мировой - снова триумф.

И 12 июня - независимость России от страны-победителя во Второй мировой - снова будет триумф. Будут праздновать День России, словно до 12 июня 1990 года ее не существовало.

Но если до 12 июня 1990 года России не было или она была порабощена Советским Союзом, от которого освободилась - почему с таким размахом празднуется победа СССР во Второй мировой?

Потому что триумфаторам годится любой повод для триумфа.

А если поводов не хватает - их придумывают, создают, отправляют оркестр в Пальмиру, вспоминают про годовщину крещения или в крайнем случае показывают на упадок Украины, чтобы на фоне происходящего в бывшей советской республике сам факт существования России, спасенной преемником Ельцина от супостата Ельцина казался триумфальным.

Все ради триумфа - перманентного, феерического, неоспоримого.

Триумф понад усё!

Но для чего?

Для того, чтобы за постоянным фонтанирующим по всем каналам триумфом общество не обращало внимания на проблемы, на экономичесую ситуацию и на политическое болото с засидевшимися во власти триумфаторами-клептократами.

Для того, чтобы общество не задавалось вопросом, куда же делся настоящий победитель Второй мировой, почему ликвидаторы СССР и их последователи празднуют советскую победу.

Для того, чтобы общество не задавалось вопросом, почему США называют нас мировым злом, а мы называем их партнером, почему нашими партнерами стали пособники фашизма, победу над которым мы празднуем каждый год.

Для того, чтобы общество не задавалось вопросом, почему минские соглашения действуют уже больше года, а Донбасс по-прежнему обстреливают. И почему вообще Донбасс обстреливают, почему там происходит то, от чего мы с таким триумфом спасали Крым.

Чтобы общество не обращало внимания на дискриминацию русского народа по территориальному признаку, на исход русских из бывших советских республик, на 20% нищих в России, на просроченные кредиты, на беспредел коллекторов, один в один похожий на рэкет 90-х, на многое-многое другое.

Чтобы общество забыло о поражении в холодной войне.

Чтобы общество не задумывалось о том, что находящиеся у власти триумфаторы - ликвидаторы СССР, пораженцы, клептократы, коррупционеры и просто враги народа.

Пораженцы надели на себя маску победителей.

Колаборационисты превратились в триумфаторов.

И сами наверняка получают огромное наслаждение от своего образа. Конечно, кто же захочет чувствовать себя пораженцем и предателем - гораздо приятнее чувствовать себя победителем и получать многочисленные поздравления, купаться в славе, наслаждаться триумфом - изо дня в день.

И самое главное, что общество и само в восторге.

Народу тоже приятнее чувствовать себя народом-победителем, чем народом-пораженцем. Гораздо приятнее праздновать победу во Второй мировой, чем вспоминать о том, куда делся победитель.

Гораздо приятнее надевать полосатую ленточку и радоваться победе над фашизмом, чем думать о том, что победа эта давно уже утрачена и ее нужно добывать снова.

Гораздо приятнее праздновать возвращение Крыма, чем думать о том, что случилось с Донбассом, не в последнюю очередь из-за этого самого возвращения.

И вообще -

Гораздо приятнее праздновать, чем работать.

И пока получатся праздновать, отмечать победу за победой, триумф за триумфом - власть и народ будут заниматься этим.

Триумфаторство стало своеобразным консенсусом между властью и обществом. Народ благодарен власти за то, что она вернула ему ощущение победы после горечи поражения. Народ благодарен власти за сладостную иллюзию благополучия, за дарованную нирвану, за возможность праздновать день за днем.

Триумф стал своеобразным наркотиком как для власти, так и для общества.

Власть уходит от необходимости решения экономических и политических проблем, отвлекая народ праздниками и различными триумфальными мероприятиями.

Народ с радостью принимает предложенную возможность отвлечься от проблем и впадает в триумфальную нирвану.

И власть и народ по обоюдному согласию уходят от реальных проблем, убегают от реальности - в точности как обыкновенные наркоманы.

Но реальность от этого не меняется и проблемы не становятся меньше, наоборот - они растут.

Поэтому год за годом требуются все большие дозы триумфа, чтобы отвлечься от реальных проблем. Именно поэтому празднование 71-й годовщины Победы по своему масштабу сопоставимо с 70-летием. Именно поэтому федеральные телеканалы начали показывать не только сам Парад, но и репетиции к нему.

И так будет продолжаться до тех пор, пока триумфаторство не исчерпает себя, пока не наступит тот момент, когда уже не помогут никакие дозы триумфа.

И тогда народ внезапно протрезвеет от навалившихся проблем, увидит их настоящую величину и испытает шок.

И с триумфаторов спадет их маска - в один миг.

И осознав это, триумфаторы разбегутся по углам, их власть падет, а проблемы, от которых много лет пыталось убегать наше общество, погружаясь в сладостную триумфальную нирвану, все равно придется решать, только уже с другой властью.

Но пока об этом рано думать.

Еще не выпита вся водка.

Власть триумфаторов еще сильна.

Еще не исчерпан триумф - триумф понад усё.

Великая Отечественная война - одно из тех исторических событий, которые позволяют многочисленным последующим поколениям россиян причислять себя к народу, способному на всемирно значимые свершения. Поскольку в истории найдется не много актов подобного коллективного подвига, направленного на физическое и социокультурное сохранение значительного числа стран и народов, актуализация идеологем этого события в исторической памяти россиян является весомым фактором подъема национального самосознания. Обращение к позитивному социальному опыту прошлых лет особенно актуально в условиях идеологических метаморфоз последних десятилетий.

Результаты социологического исследования свидетельствуют о том, что доминантами народного "военного" сознания являются всеобщность гордости за Победу, массовый героизм и патриотизм, ярко проявившиеся не только в годы войны, но и в послевоенный период всенародного воодушевления, с которым советские люди восстанавливали разрушенное народное хозяйство. Для основной части наших соотечественников это событие ценно в той или иной степени, а значит, и не ушло из активного пласта памяти, и не было вытеснено другими историческими событиями. Данный факт подтверждает итоги предшествующего исследования исторической памяти российского населения, когда в качестве наиболее интересующих периодов истории были в первую очередь названы эпоха Петра I и Великая Отечественная война. В то же время для некоторой части населения события Великой Отечественной войны отодвинуты на периферию сознания. Об этом свидетельствует тот факт, что пятая часть опрошенных мало интересуется этими событиями.

По статистике, у подавляющего большинства (91%) кто-то из родственников принимал участие в войне, а каждый десятый потерял в ней кого-то из своих близких. Однако опрос показал, что уже появились семьи, чьи связи с военным прошлым утеряны. На вопрос: "Был ли кто-то из Ваших ближайших родственников на фронте в годы Великой Отечественной войны?" - утвердительно ответили 71,3%. При этом 5% опрошенных не смогли ответить на этот вопрос. В основном это молодежь, которая объективно "не знала живыми" своих родных - участников военных действий 1941-1945 годов в связи с естественной сменой поколений. Таким образом, уже можно говорить о том, что семья постепенно уходит из числа основных носителей "правды о той войне" .

Основные знания о войне и ее событиях 18-39 летние уже вынесли из системы образования (поколение 60-ти лет и старше указывают учебные заведения только в 37,8% случаев).

Итак, на первое место в трансляции информации о Великой Отечественной войне новым поколениям в начале 21 века вышли образовательные учреждения, кино и театр, художественная литература. С одной стороны, эти средства межпоколенческих коммуникаций могут формировать и формируют общую картину Великой Отечественной войны, дают точные и устойчивые знания о ее ходе, причинах и итогах, что демонстрируют итоги опроса. Но с другой стороны, эти формы трансляции ценностей абстрактны по своей сути, что приводит к утрате эмоциональной привязанности к событиям Войны, более рациональным оценкам, душевной отстраненности от предмета поклонения. Пуповина, связывавшая плотью и кровью несколько поколений, находится на грани обрыва. Об этом могут свидетельствовать косвенные данные, полученные в ходе опроса. Пока еще предпочтения при выборе кинофильмов о Великой Отечественной войне отданы "старым фильмам о войне" - 40,5%.. Но уже "любят и те, и другие" -36,5% респондентов, "любят современные фильмы о войне" - 8,3% (та группа, где восприятие войны сформировано в отрыве от традиционного освещения военных событий). Это в основном люди 18-24 лет и 25 - 29 лет (14,9% и 19,3%, соответственно). Подобное замещение вызвано объективными факторами - изменением структуры восприятия и особенностями памяти, которая носит "стековый" характер, будучи не безграничной по своей природе.

Каждая новая эпоха привносит свои значимые события и закрепляет их в сознании, вытесняя предшествующие. Перестройка, развал СССР, межнациональные конфликты, война на Кавказе - реалии жизни последнего поколения. Реалии более зримые, близкие. Для того, чтобы какие-либо события прошлого детерминировали настоящее, требуется их специальная актуализация. Старое содержание требует новой формы, красок, логики представления. Однако при этом надо учитывать, что закономерно теряется собственно дух эпохи .

Можно предположить, что Великая Отечественная война в сознании значительной части россиян начинает переходить из ранга "события особой важности" в ранг "одного из значительных исторических событий, происшедших когда-либо в России". Результаты исследований еще раз подтверждают вывод о том, что воспроизводство "отношения" к Великой Отечественной войне как символическому капиталу нации требует сегодня "особых" декораций. Поддержание в сознании народа образа Победителя, так необходимого в условиях масштабных социальных трансформаций, нуждается в искусственной подпитке через разнообразные формы введения новых поколений в данный исторический опыт. В итоге на смену живым носителям (а это произойдет уже через 20 лет) должна прийти грамотно построенная идеология.

Сегодня еще можно сделать ставку на толерантное и благодарное отношение поколений, не задетых войной, к старшим поколениям. Так, например, на вопрос "Как Вы считаете, достаточно ли в нашей стране заботятся о ветеранах войны?" - "Нет" ответили 71,3%. Причем здесь на первое место вышли именно 18-24 летние (76,2%). В группах 25-39 лет считают заботу недостаточной 65,5% респондентов.

Конкретные вопросы, связанные с жизнеобеспечением ветеранов и тружеников тыла, ярко отражают противоречивые процессы в сфере реформируемой в России системы социальных льгот. Это говорит, в первую очередь, о недостаточной разъясняющей политике государства в данных вопросах. Значительное число затруднившихся (25,5% и 18,8%) и статистически незначительные расхождения при распределении ответов демонстрируют несогласованность и столкновение интересов различных групп .

Особый интерес представляет сегодня отношение общества к труженикам тыла. С одной стороны, их значимость признавалась всегда: "победа ковалась в тылу", но практически, существовал жесткий формальный раздел между фронтовиками и тружениками тыла при распределении социальных благ.

Опрос показал, что при воспоминаниях о войне, о тружениках тыла думают 21,2% россиян, причем большая часть этих респондентов сконцентрирована в малых городах и селах, где в годы войны и после нее люди реально испытывали большие лишения. При постановке вопроса о необходимости уравнять в пенсионном обеспечении фронтовиков и тружеников тыла положительные ответы преобладают у сельчан (61,7%). Затруднившихся ответить на данный вопрос больше всего в областном центре.

Среди историко-социологических проблем экономической сферы всегда особо важен был вопрос вознаграждения за труд. В контексте вышеописанного встает вопрос об оценке неимоверно тяжелого труда работавших в тылу .

При анализе ситуации в возрастном и образовательном разрезе мы сталкиваемся со следующим феноменом: при весьма значительном количестве затруднившихся (в среднем 26,4%) среди молодых (18-29 лет) менее всего считают, что нет необходимости в уравнивании (в среднем 6,2%). Значительное число противников уравнивания в старших возрастных группах (30-59 лет) - до 15,4%. Это объяснимо, во-первых, тем, что старшие поколения более полно представляют себе роль фронтовиков и тружеников тыла в годы войны (угроза жизни и тяжелый труд), а, во-вторых, для молодых - это монолитное поколение победителей (теперь - старики), где каждый в равной мере достоин уважения, признания и заботы. Провести между ними разделительную линию молодым оказалось сложно. Здесь выразилось, в том числе, уже отношение к старости и поколению, пережившему войну. При этом на вопрос: "Что из истории Великой Отечественной войны вызывает у Вас чувство гордости?" - ответ "Подвиг тружеников тыла, работавших на заводах, в колхозах, на стройках" был отмечен по всем возрастным группам более, чем в 50% случаев, а в рейтинговом распределении занял второе место после ответа "Массовый патриотизм и героизм на фронтах". При этом более высокие оценки труду в тылу дают респонденты с высшим и неоконченным высшим образованием. В целом гордость за подвиг тружеников тыла испытывают в День Победы 30,4% респондентов (для сравнения, "гордость за подвиг советского солдата" - 45,4%).

Нельзя сказать, что проблема патриотического воспитания в России в последние годы снята с повестки дня. Казалось бы, самые сложные времена (90-е годы), демонстрировавшие самый высокий уровень антипатриотических настроений в общественном сознании (в среднем около 70% молодых людей до 30 лет при любой удобной ситуации были готовы покинуть и покидали страну), прошли, и сейчас мы наблюдаем рост национального самосознания. Тем не менее обществу еще долго придется предпринимать значительные усилия, чтобы хотя бы в какой-то мере приблизится к легендарному патриотизму времен Великой Отечественной войны, породившему массовый героизм людей на фронтах .

В формировании высокого уровня исторического сознания и исторической памяти о ратных делах и военных победах России и ее воинов огромная роль принадлежит самой исторической действительности - драматической и героической. Но большая заслуга в этом принадлежит также литературе, искусству, кино, средствам массовой информации - в первую очередь телевидению, всей системе образования, особенно циклу общественных наук. В ряду последних, исключительную роль играют военно-историческая наука и военно-исторические научные учреждения и общественные и политические организации. Именно они во многом определяют специфику формирования патриотического сознания в обществе в различные периоды истории. Каковы итоги идеологической работы последних лет? Большая часть населения -72,1% считают себя в той или иной степени патриотами. Особенно выражены патриотические настроения в среде людей с высшим и неполным средним образованием. Последнее объяснимо тем, что в эту группу попали в большей своей части россияне 50-60 лет и старше, т.е. выросшие в послевоенные годы и воспитанные тогда же. Они носители еще советского патриотизма.

В возрастном разрезе ситуация наиболее интересно представлена в возрастных группах 18-49 лет. Скорее не считают и не считают себя патриотами 12,3% 18-24-летних респондентов, 17,8% 25-29 летних, 14,8% 30-39 летних, 13,5% 40-49 летних. Т.е., самая молодая группа оказалась самой благополучной. Это можно объяснить тем, что это те люди, которые другой России не знали - они ровесники перестройки и они ее дети. Для них все существующее разумно.

Вторая группа, 25-29 летние, в которой зафиксированы самые высокие показатели непатриотических настроений, - это, фактически, потерянное поколение, вступившее в эпоху перемен с неокрепшим сознанием, пережившее ломку ценностей. Изучение смысложизненных ориентиров этого возрастного слоя важно в дальнейшем. В ближайшие годы это поколение войдет в социально активный возраст и будет определять содержание экономики, политики, культуры и т.п. в стране в целом .

Можно также предположить, что близкие по ценностным установкам 30-49-летние россияне, чье неприятие существующей действительности зафиксировано в среднем у 13,9%, - это те, кто не смог реализовывать себя в сложившихся условиях, те, кто не приемлет современную организацию жизни в России.

С другой стороны, наши современники считают, что за ту родину воевать стоило. Эти выводы косвенно подтверждают ответы на вопрос "За что сражались советские люди в годы войны?". Во всех вышеуказанных группах преобладает ответ "За Родину" (более 80%). "За родных и близких" - более 60%.

В числе факторов, которые сыграли определяющую роль в достижении победы над фашизмом, были в первую очередь указаны :

Патриотизм - 62,7%;

Героизм на фронте и в тылу - 63,0%.

На вопрос: "Что из истории Великой Отечественной войны вызывает у Вас чувство гордости?" - также большая часть респондентов указала на "Массовый патриотизм и героизм на фронтах" - 84,6%. Причем, несмотря на появляющиеся многочисленные факты в СМИ об антигуманных действиях, заградительных отрядах, о штрафных батальонах и иных "издержках войны", идея великого героизма советских людей практически не претерпела изменений со времен первых послевоенных поколений. О принудительном героизме в годы Великой Отечественной войны заявили только 5,5% россиян.

Увы, церкви в формировании патриотического и героического духа нашего народа в годы войны, благодаря которому СССР одержал победу, респондентами было отведено незначительное место - всего 9,7%. Роль этого института, активно сегодня лоббирующего свои ценностные и смысловые позиции в общественном сознании российского общества, в годы войны явно представляется смутно. Слишком широк разброс ответов и, кроме того, более 22,4% просто затруднились ответить. Казалось бы, что наиболее близкими к действительности должны быть ответы старшего поколения - фактического свидетеля деятельности церкви в те годы. Однако, расхождения в ответах с респондентами других возрастных групп почти отсутствуют .

Активно выделилась только позиция - "сбор денежных средств для Красной Армии". С другой стороны, старшее поколение в меньшей степени отдает дань церкви в деле духовной поддержки народа. Велико число затруднившихся и тех, кто вообще не видит никакого вклада, в том числе и россияне старше 60-ти лет. Причины такого распределения требуют дополнительного исследования.

Особняком стоит группа вопросов на так называемые злободневные сегодня темы, те, которые вчера или были вне обсуждения, или оценивались только с точки зрения "военного времени".

Значительное место в сознании современников занимает тема репрессий. В качестве причин поражений в войне "репрессии против военачальников Красной Армии" были выбраны в 36,5% случаев. Причем в большинстве своем этот выбор сделали люди с высшим образованием и в возрасте от 30 лет и старше. Наибольшее количество респондентов, акцентирующих внимание на этой проблеме - 40-49-летние. Наименьшее - в группе 18-24-летних (27,9%) .

Такие феномены войны как насильственная депортация некоторых народов СССР (10,3%), переход на сторону фашистской Германии тех людей, которые были против советского строя (6,6%), штрафные батальоны, роты (17,3%), заградительные отряды (8,8%) уже прочно вошли в сознание людей и вызывают чувство горечи, особенно в группе людей с высшим образованием и частично в группе со среднеспециальным образованием (например, по вопросам депортации). Однако в возрастной группе 60 лет и старше случаи обращения к этим проблемам встречаются реже, чем во всех других группах, поскольку перед лицом опасности все действия казались и кажутся оправданными. Вопрос о том, могут ли все вышеуказанные факты войны быть оправданными обстоятельствами военного времени, остается открытым.

Наиболее же понятной и отмеченной во всех возрастных и группе респондентов с высшим образованием явилась проблема репрессий по отношению к людям, вышедшим из окружения, находившимся на оккупированной территории, бывшим в плену (50,4% и 41,2%, соответственно). Объяснений этим фактам не найти на поверхности. Теперь это признанная в российском обществе "горькая правда", которой не найдено оправданий.

Кроме того, хотелось бы отметить жизнеспособность давно существующего мифа о том, что Россию спасают не герои, а огромная территория и прочие геоклиматические факторы. Ответ зафиксирован в 23,6% случаев (вопрос о причинах победы). Причем почти в равной степени в группах 18-59 лет. Подобный выбор причины победы значительно нивелирует роль человеческого подвига, совершаемого именно в суровых климатических условиях и на огромной территории .

С другой стороны, была отдана дань советскому воспитанию как важному фактору победы - почти 20% респондентов (причем во всех группах, кроме самых молодых).

Тема фашизма была затронута в исследовании в различных вариациях. В числе причин войны большая часть респондентов (79,3%) указала именно на "Стремление фашизма к мировому господству". Движущим фактором победы в войне была указана и ненависть к фашизму - 48,3% ответивших. При оценках того, за что испытывают гордость россияне в День Победы, в 55,2 случаях была отмечена именно благодарность поколению, победившему фашизм. Т.е. почти половина россиян до сих пор жестко позиционировано и не приемлет фашизм как идеологию.

Достаточно важными для характеристики исторической памяти о Великой Отечественной войне являются представления о роли и значении господствовавшей в изучаемый исторический период идеологии. Анализ материалов исследования позволяет говорить о том, что отношение к советскому периоду в истории нашей страны в массовом сознании в целом можно охарактеризовать как достаточно взвешенное. Отмеченное в исследовании 2001 г. Стремление сохранить в памяти целостный образ эпохи, выразившееся в том, что более половины опрошенных высказались против демонтажа памятников советского периода, можно квалифицировать как устойчивую тенденцию. Так, пятая часть опрошенных в числе основных факторов достижения победы назвала советское воспитание. Следует при этом отметить, что для молодежи роль этого фактора менее значима, чем для старшего поколения. В младшей возрастной группе (18-24 года) данный фактор выделили только 14,9% опрошенных, тогда как в старшей (60 лет и старше) его назвали уже четверть респондентов .

Представление о том, что идеологическая составляющая играла в характеристике исследуемого периода достаточно значимую роль, нашло свое отражение в оценке значения советского строя и коммунистической идеологии для участников войны. По мнению более четверти опрошенных (27,5%), советские люди сражались в годы войны именно за эти ценности. При этом представители старшего поколения, так же как и при оценке роли советского воспитания, чаще указывают данные ценности в качестве значимых. Интересно отметить, что наименьшее значение, указанные факторы имеют не для младшей возрастной группы, а для 25-29-летних. Этот факт можно объяснить тем, что взросление данного поколения пришлось на период наиболее ожесточенных идеологических баталий, когда все советское подвергалось тотальному остракизму.

На основании приведенных данных можно сделать вывод, что в исторической памяти российского народа победа над фашизмом является итогом совместной борьбы СССР, внесшего наибольший вклад в победу над фашизмом, и других стран антигитлеровской коалиции, вклад которых в достижение победы выступает как единое целое.

Великие исторические события, ознаменованные ратными делами воинов нашего Отечества, его военными победами, прочно вошли в историческое сознание народов России, стали важнейшим элементом их исторической памяти, как бы ни мешали этому разного рода смуты, идеолого-политические кризисы, нередко потрясавшие Россию. Это необходимо, чтобы воздать должное всем так или иначе задетым войной людям или хотя бы памяти о них.

Отношение современной молодежи к Великой Отечественной войне

Научный руководитель: Луковцев Валентин Степанович

Приближается 65 годовщина Великой Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне. За эти годы многое произошло в истории СССР, а затем и России. На смену коммунистическому режиму пришла демократия, изменились взгляды и ценности народа-победителя, выросло несколько поколений россиян. Все меньше остается в живых участников боевых действий, тружеников тыла, детей военных лет - всех тех, кого можно назвать живыми свидетелями истории.

Кто хранит память о Великой Отечественной войне в современной России? Что знает о ней современная молодежь? Что изучают наши школьники на уроках истории? К счастью в нашем городе есть молодежь, интересующаяся не только сиюминутными проблемами, компьютером и телевизором, но и своей историей. Историей великих подвигов своих дедов и прадедов. И есть такие учителя, преподаватели, которые умеют заинтересовать, влюбить в свой предмет детей и сделать их действительно грамотными людьми.

Период Великой Отечественной войны, по моему мнению – самый сложный период в истории нашей страны. Нет ничего страшнее, когда не только на поле боя, но и в мирных селениях погибают тысячи, миллионы людей, защищая себя, свои семьи, свою Родину. Но даже крайне трудная жизнь, наполненная горестью о погибших, не могла сломить стойкость духа и твердость характера людей, борющихся с фашизмом.

Конечно, память о событиях Великой Отечественно войны священна. Эту память важно хранить потому, что ее участники спасли Родину, задушили нацизм, победили фашистов. Без их истинного патриотизма, любви к своей свободной и независимой Родине, веры в правду и справедливость, без их бесстрашия и самоотверженности не было бы нас, не было бы будущего. Эту память необходимо хранить, так как это история, а без истории, как известно, нельзя идти вперед.

Всем известно, что много подвигов на фронте было совершено в то время, когда люди были готовы отдать себя и свою жизнь за Отечество. Но и без напряженной героической работы в тылу невозможно было бы победить страшного врага. Каждый из этих людей – настоящий герой, не знающий ничего дороже свободы и независимости родной страны.

Чтобы выявить знания молодежи о ВОВ был проведен опрос среди студентов. В опросе участвовали 23 студента с разных курсов. Респондентам предлагалось ответить на элементарные вопросы, посвященные Великой Отечественной войне, ее сражениям и героям. Казалось бы, куда проще ответить на вопросы, преподаваемые еще в средних классах школы, однако, все оказалось намного труднее. К сожалению, большинство современной молодежи имеют весьма смутное представление о событиях Великой Отечественной войны, либо же, что самое страшное, эти самые знания отсутствуют полностью.

Так, к примеру, 87% (20 чел.) опрошенных смогли назвать точную дату начала Великой Отечественной войны.

О подвиге Александра Матросова помнят всего лишь 17% (4 чел.).

Героических защитников Брестской крепости не забыли 22% (5 чел.).

О самом грандиозном танковом сражении на Курской дуге вспомнили 26% (6 чел.).

О продолжительности блокады Ленинграда и первом контрнаступлении Красной армии под Москвой смогли рассказать только 30% (7 чел.).

Какая страна начала военные действия знают 91% (21 чел.).

Фамилию политического лидера страны-захватчика смогли назвать 78% (18 чел.).

Какие страны были союзниками СССР в борьбе с немецкими оккупантами знают 39% (9 чел.).

Смотрят фильмы о войне 74% (17 чел.).

Читают книги о ВОВ 39% (9 чел.).

Знают кого-нибудь из своей семьи, кто участвовал в ВОВ 48% (11 чел.).

На вопрос «Как, по вашему мнению, достаточно ли сегодня освещаются события Великой Отечественной войны, нужна ли молодому поколению эта информация» положительный ответ дали 78% (18 чел.).

Подводя итог можно сказать, современная молодежь очень немного знает и помнит о событиях военных лет. Далеко не все участники опроса смогли назвать точные даты начала и окончания Великой Отечественной войны.

Основным источником информации о событиях военных лет для сегодняшней молодежи становятся художественные фильмы о Великой Отечественной войне. Следует отметить, что фильмы, снятые в советское время правдивые, реалистичные, достоверные. Но учебники истории по-прежнему остаются важным информационным источником. По фильмам, снятым в последние годы, большинство молодых людей судят о событиях Великой Отечественной войны. Поэтому очень важно, чтобы они не искажали исторической действительности.

Печально, что книги на военную тематику мало кто читает. А многие путают события войны 1812 года, описанные Л.Н. Толстым в романе «Война и мир» с военными действиями 1941-1945 гг. Большая часть молодежи относится с уважением к событиям и участникам Великой Отечественной войны, но, к сожалению, сегодня мы воспоминаем о воинах-ветеранах только в преддверии праздника Победы.

У некоторой части современной молодежи имеется приверженность к какой-либо молодежной субкультуре. А результаты, показанные ими, лишний раз дают повод утверждать, что субкультурные течения ведут к деградации личности. Видимо, изучение славной истории собственного народа сейчас «не модно». Куда полезней, на их взгляд, быть в курсе всех подробностей жизни звезд западного шоу-бизнеса.

Я считаю, что ветераны ВОВ наделены особенным мышлением. У них психология победителей. И пока у нас есть возможность перенять все лучшее от наших предков, мы должны ей воспользоваться.

Для этого нужно провести много бесед с участниками Великой Отечественной войны. Ветераны приходят в школы, рассказывают школьникам о своих военных годах. Крайне важно, чтобы осталась память о Великой Отечественной войне в сердце у каждого гражданина нашей страны. Она должна передаваться от старших поколений к младшим.

Посредством интервьюирования ветеранов мы сможем не только выслушать их рассказы, но и принести пользу нашим героям. Сейчас на нас ложится серьезная задача – сохранить память о ветеранах и их подвиге, а также предотвратить фальсификацию истории нашей страны. К тому же, ветеранам будет просто приятно осознавать, что молодому поколению они не безразличны и все их лишения были не напрасны.

По рассказам моих дедушек я знаю, что в моей семье тоже были участники войны. Мой прадедушка и мои дяди погибли на поле боя. Дедушка и бабушка были чурапчинскими переселенцами. Другой дедушка – ветеран тыла. Хорошо, что они есть рядом, с детства дают мне понять, какие страшные это были времена. Их рассказы мы должны бережно хранить, чтобы потом передать их уже своим детям и внукам. С помощью дедушки и мамы моя младшая сестра пишет доклад на тему «Сэрии кэмин о5ото». Очень хорошо, что она начала интересоваться событиями тех времен с детства.

Я очень надеюсь, что в нашей стране и дружественных нам странах такого больше никогда не произойдет.

Psychologies

О чем мы на самом деле говорим, когда вспоминаем войну?

Лев Гудков, социолог

Лев Гудков:

Мы говорим не о самой войне, а о победе. . Сегодня мы имеем дело не с живой памятью – свидетелей почти не осталось, – а с мифом, идеологической конструкцией: триумф в войне подается как триумф советского режима, и он оправдывает репрессии, голод, коллективизацию. Такой взгляд воспроизводится всеми государственными институтами: пропагандой, ритуалами, школой, искусством. В результате пропаганды Великая Отечественная война в сознании россиян полностью заслонила мировую. Две трети тех, кого мы опрашиваем, говорят, что мы победили бы и без помощи союзников: мы ни с кем делиться триумфом не хотим. Но есть и другая, темная, повседневная сторона существования на войне – это опыт солдата, опыт существования в экстремальных условиях страха, грязи, боли, тяжелейшего труда, бесчеловечных отношений. Она вытесняется в коллективное бессознательное.

Мария Тимофеева, психоаналитик

Мария Тимофеева:

При Сталине о войне старались забыть, вообще вычеркнуть ее. Фронтовики молчали: боялись, не хотели вспоминать...Когда же спустя 20–30 лет они начали говорить, то уже в рамках мифа, а не личного опыта.

Л. Г.:

Государственный культ победы и, соответственно, миф о войне возникли только в 1965 году, когда после прихода к власти Брежнев сделал День Победы праздничным днем. Параллельно стал складываться язык частного существования, на котором можно было рассказать об экзистенциальном опыте, о страхе перед смертью. Очень большую роль в возникновении этого языка сыграли кино и литература – Григорий Бакланов, Константин Воробьев, ранний Юрий Бондарев, Василь Быков… Тогда начал находить выражение индивидуальный опыт со всеми страстями, комплексами, с невыразимыми чувствами и этическими коллизиями. Но в государственный военный канон эта часть опыта никогда не входила.

Почему именно та победа и в последние десятилетия стала стержнем национального самосознания?

Л. Г.:

Чем сильнее мы ощущаем свою неполноценность, тем острее чувствуем гордость за победу – а сегодня никаких особенных достижений нет, гордиться нам нечем. На этом фоне победа – главный символ-опора для страны. Она блокирует осознание и исторического опыта, и морального опыта людей на войне. Это средство переосмыслить цену войны, цену победы и, конечно, ответственность руководителей государства за развязывание войны.

Почему мы не в состоянии поверить в то, что могли победить меньшей кровью? Потому что число погибших является одним из компонентов сакрализации победы. И когда выясняется, что у немцев в четыре раза меньше человеческих потерь, возникает реакция вытеснения. Тот факт, что СССР и гитлеровская Германия были союзниками и начали эту войну вместе, вытеснен полностью из сознания россиян. Но понимание, что на нас напали, миф, что мы жертва, оправдывает нас как народ, а победа возвышает нас в собственных глазах, придает нам значимость и ценность.

Михаил, судя по вашему спектаклю «Груз молчания», сегодня в обществе есть огромный интерес к частному опыту переживания войны...

Михаил Калужский, режиссер

Михаил Калужский:

Это так. Мы видим гигантский разрыв между массовым идеологизированным восприятием истории и острым частным интересом к индивидуальному опыту той войны. Мы живем в ситуации тотальной нехватки информации о том, что же, собственно, происходило в 1941–1945 годах. Архивы не раскрыты, мы не знаем точное число воевавших и погибших. Частный человек, переживая свою семейную историю как историю драмы, трагедии, расставаний, очень хочет рассказать об этом. На обсуждениях, которые проходят после каждого спектакля, зрители с ходу начинают рассказывать личные истории.

У каждого есть своя история о войне, о том, как это было на самом деле и о чем не пишут в учебниках

Потому что, в общем-то, такого места, где можно рассказать о судьбе своей семьи или обсудить и осмыслить прошлое, не существует. Попыток сделать самого себя субъектом исторического повествования почти нет. А потребность в этом огромная. У каждого из нас есть своя история о войне, об эвакуации, о немецких и наших лагерях, о заградотрядах, о том, как это было на самом деле и о чем не пишут в учебниках истории.

Почему так важно говорить об этом?

М. Т.:

У меня был пациент, фронтовик. Мы с ним сделали в разговоре очень много кругов, прежде чем он наконец рассказал свою историю. В начале войны он попал ногой в гусеницу своего танка, оказался в госпитале и все – больше он не воевал. И он всю жизнь сомневался – специально он это сделал или ранение было случайным? Он был рад, что остался жив, и почти пятьдесят лет жил с разрушающим его чувством вины за эту радость. До встречи со мной он никогда не говорил об этом.

Чтобы начать жить полной жизнью, нужно проговорить, проанализировать собственное прошлое

Для психоаналитика прошлое почти полностью определяет психический склад человека: чтобы начать жить полной жизнью, нужно проговорить, проанализировать собственное прошлое. Человек, переживший травму, чувствует зыбкость бытия, живет с ощущением, что нет ничего надежного, ничего устоявшегося, ни в чем нельзя быть уверенным. Проходит время, и в его жизни вдруг происходит что-то, чему он не находит объяснения. У него могут возникать болезненные симптомы, состояния, и он не понимает, откуда они. Это касается не только тех, кто пережил войну, но и их потомков – происходит трансгенерационная передача травмы (Подробнее об этом читайте в тексте Понять законы своей судьбы – прим. Psychologies).

Л. Г.:

Последствия военного опыта, если он не был проработан и осмыслен, проявляются, например, в огрублении, неспособности к сложным формам взаимодействия с другими людьми, в вытеснении любых сложных представлений. Нормой становится очень примитивное разделение на своих и чужих, почти племенное сознание: свои всегда правы, чужие всегда враги. Вот эта неспособность к пониманию или даже к учету точки зрения другого – крайне важное последствие канонизации языка войны, языка насилия.

Почему в 80–90-е годы, когда были еще живы многие свидетели, когда открывались архивы, правда человека на войне не стала частью общественных представлений?

Л. Г.:

Чтобы это произошло, нужны личности, обладающие авторитетом, к которым бы прислушивались; нужны средства анализа прошлого, общественные институты, которые бы санкционировали анализ, задавали его рамки – вот это травма, это преступление, это ошибка. Но в нашем обществе этого не было и нет.

М. К.:

У нас суженное, иррациональное восприятие истории… В государстве действует такая извращенная логика, по которой если развенчать мифы или признать сталинские преступления, то мы сегодняшние почувствуем свою ущемленность, ущербность.

Л. Г.:

Коллективная реакция на историю войны – «мы очень мало знаем об этом, и надо забыть об этом, потому что нельзя разобраться, кто прав, кто виноват…» Для массового сознания сегодня характерно отсутствие механизмов, которые могли бы фиксировать прошлое: не мифическое, а реальное. В результате у большинства наших сограждан очень короткий временной горизонт: многие не помнят, что было пять лет назад, и не планируют свою жизнь больше чем на полгода вперед.

Но, согласитесь, когда пишут «Спасибо деду за победу!» и привязывают к машинам георгиевские ленточки, в этом есть что-то позитивное. В чем на самом деле нуждаются те, кто так поступает?

М. Т.:

У всех нас есть потребность в хорошей идентификации, в принадлежности к чему-то, чем можно гордиться. Но в нашей стране идентификация невозможна, потому что в роли «хорошего объекта» оказывается ложная, неприемлемая конструкция. Ведь и этнос, и государство бессознательно воспринимаются нами как род и семья. И что же это за семья?

Это такая семья, которая пожирает своих детей, это такая мать, которая отправляет своих детей на смерть? Или это прекрасные родители: сильные, замечательные, победившие в самой страшной войне? Есть такой образ этноса как шатра с шестом посередине, на котором все держится: это может быть вера, вождь, идея. А у нас этого шеста нет. За что мы можем, собственно говоря, ухватиться? Только за Гагарина и за Отечественную войну.

М. К.:

Повязать георгиевские ленточки – это ритуал, вроде как болеть за национальную сборную по футболу. Но наряду с этой страстью к внешним атрибутам национального единства в последние годы отчетливо видна мода на все документальное. Один из главных хитов минувшей зимы – впервые опубликованные блокадные заметки Лидии Гинзбург . Это показывает огромную потребность в свидетельствах, в личной истории.

Л. Г.:

Патриотические чувства совершенно естественны. Плохо, что вокруг войны не возникает других символов, кроме как торжества над Германией и вообще над Западом.

Возможно, Германии было проще: она была носителем зла, ей было за что каяться. А как быть нам, которые были и агрессорами, и жертвами в этой войне, и победителями, которые живут хуже побежденных?

М. Т.:

Поколение участников событий не способно работать с травмой. Их дети (второе поколение) ощущают травму через родителей, и для них обычные человеческие блага становятся гораздо более ценными, чем могли бы быть. То есть просто выжить, просто жить нормальной жизнью.

Третье поколение уже отстоит от травмирующих событий на больший промежуток времени – у него может хватить психических сил для того, чтобы иметь дело с тем страшным опытом, о котором второе поколение хотело забыть. И вот «внуки» войны спрашивают «детей»: «Как вы жили? Где вы были в эвакуации? А была ли у вас еда? А что там было?» И в ответ слышат: «Зачем тебе это надо? Мы про это забыли, мы этого не помним».

Л. Г.:

У нас есть только один путь – говорить о прошлом. Признать, что преступление других не является оправданием для нашего народа. Рационализация победы, основанная на неправде, приводит к тому, что мы начинаем видеть мир черно-белым и не способны учитывать опыт других, непохожих на нас людей. Надо стараться понимать другого, принимать его точку зрения. Но для этого должен быть все-таки интерес к другому, а не восприятие его как чужого и враждебного.

Но слово «преступление» с Великой Отечественной войной не связывают вообще...

Л. Г.:

Потому что мы имеем дело с культом победы. Чем выше ранг этого символа и торжества, тем сильнее вытесняются все травматические последствия и тем выше агрессивность в обществе. У нас уровень агрессивности в отношениях очень высок. И это прямое следствие непроработанности тяжелого опыта.

Что можно сказать человеку, которого это беспокоит, кто про это думает, кто хочет выяснить каким-то образом свои отношения с прошлым?

М. Т.:

С точки зрения психолога, отказ от части собственной души никогда даром не проходит. Мы всегда чем-то за это платим. Например, недостаточной самореализацией или «уплощением» своего существования. В любом случае жизнь будет менее полной, менее настоящей, будет происходить на другом уровне функционирования. Хотя кому-то жить в неведении спокойней, разбираться в прошлом бывает слишком больно.

Л. Г.:

Знаете, изменения в обществе происходят тогда, когда они усваиваются женщинами, входят в женское сознание. Я говорю о ценностных изменениях, которые они передадут своим детям, о переменах в отношениях людей. Поэтому так важно, чтобы женщины это понимали: если мы не станем работать с прошлым, оно будет нас преследовать.