Жанна Д’Арк. Легенда, воплощённая в искусстве

XI. Жанна д"Арк в театре и в опере

Жанна д"Арк сделала, если можно так сказать, прекрасную театральную карьеру. Впервые она выходит на подмостки в 1435 году в "Мистерии об осаде Орлеана", в которой насчитывается 20 529 стихов. "Мистерия" появилась во время процесса по отмене приговора и, возможно, принадлежит перу Жака Милле. "Мистерия" неоднократно ставилась в Орлеане; в ней более ста действующих лиц. Жанне д"Арк, Богородице, Богу, святому Михаилу, а также святому Эверту и святому Эньяну, покровителям города - всем отведена своя роль.

В конце XVI века иезуит Фронтон де Дюк пишет пьесу "Трагическая история девственницы из Домреми" и посвящает ее королеве Луизе Водемонской, супруге Генриха III, прибывшей в Лотарингию на воды Пломбьера лечиться от бесплодия. Была сыграна 7 сентября 1580 года для Карла III Великого, герцога Лотарингского. В 1584 году один из секретарей герцога, Жан Барне, опубликует трагедию, не упомянув имени автора; в 1859 году она будет переиздана в Понт-а-Муссоне.

Между 1592 и 1594 годами Деву увидят в Англии в первой части драмы Шекспира "Генрих VI". Жанна у Шекспира - ведьма и распутница, проклятая своим родным отцом и возведенная на костер англичанами.

Если в XVI веке было написано всего лишь две пьесы о Жанне д"Арк, то в XVII - три, однако их ставят более часто: "Трагедия Жанны д"Арк" Вирея де Гравье идет в Руане в 1600 году, затем в 1603 году в театре Марэ, в 1611 году в резиденции герцога Бургундского; ее текст переиздавали в Руаце и в Труа по крайней мере восемь раз. А ведь речь идет о трагедии в стихах в пяти актах, о произведении, в котором нет ни доли правды, отягощенном длинными монологами, и в котором героиня родом из деревни Эперне. В это же время Жанна появляется рядом с Хлодвигом и Годефруа де Буйоном в произведениях Никола Кретьена "Пасторальные интермедии" и "Любовницы".

В 1629 году люксембуржец Никола Вернульц пополняет свой сборник трагедий пьесой, на создание которой его вдохновила история Девы, - "Joanna Darcia vulgo puelle aurelianensis". Эта пьеса написана в стиле, который сегодня мы сочли бы помпезным. Несколькими годами позже, в 1642 году, в театре Марэ играют "Орлеанскую Деву", трагедию Ла Менардьера (личного врача брата короля Людовика XIII), - в 1655 году его изберут членом Французской академии; на самом деле эта пьеса является переложением александрийским стихом пьесы аббата д"Обиньяка "Орлеанская Дева". Ла Менардьер соблюдает правила трех единств; действие происходит в день смерти Жанны. Любовь, которую Жанна питает к Варвику, превращает его супругу в безжалостную соперницу; в то время как графиня пытается при пособничестве епископа Бове, названного здесь Каншоном, ускорить казнь пленницы, Варвик готовит побег, но Жанна отказывается. Она погибает, Божий гнев поражает графиню, которая теряет рассудок; Каншон же умирает на сцене, воскликнув:

Ах! меня пронзила невидимая стрела,

Которая причинила моему сердцу чувствительную боль,

У меня нет сил больше сопротивляться,

И я умираю...

Пьеса не имела успеха, но зато вызвала скандал. Мадемуазель де Скюдери, автор "Звездчатого коралла", встала на защиту чести Девы, не оставив без ответа пересуды Андре Риве, кальвинистского пастыря, нашедшего убежище в Лейде; она организовала своего рода литературный турнир, на котором прославляли святую воительницу.

Век Просвещения был наиболее великодушен к памяти Жанны д"Арк, поскольку посвятил ей восемь драматических произведений. В XVII веке "Девственница, Освобожденная Франция" Шаплена была "так сурова по отношению к Жанне, словно вновь провели процесс над ней", писал Кишера. В XVIII веке "Дева" Вольтера вызвала возмущение многих писателей и подхлестнула воображение многих авторов. Это было время, когда Бернарден де Сен-Пьер писал: "Смерть Жанны д"Арк произвела бы еще большее впечатление, если бы гениальный человек решился устранить всю нелепицу об этой достойной и несчастной девушке, в честь которой в Греции возвели бы храмы" ("Исследования человеческой природы").

Жанна д"Арк становится также героиней пантомимы Роньяра де Пленшена "Как проходила знаменитая осада": она противостоит английскому генералу в поединке; раненная стрелой Дева возвращается вскоре с перевязанной рукой и одерживает победу в рукопашной схватке. И в Орлеане пишут и ставят пантомимы, например "Жанна д"Арк, или Орлеанская Дева", пьеса в трех актах, сыгранная 24 июня 1795 года, или мелодрама Планше-Валкура, поставленная в 1786 году. Упомянем также "Доротею", пантомиму в трех актах. В 1790 году Руссэн пишет пьесу "Жанна д"Арк" для "Комеди Франсез", но была ли эта пьеса когда-либо поставлена? Так или иначе, автор погиб на гильотине.

В Англии Саути в 1795 году прославляет Деву, и в этом же году пантомима "Жанна д"Арк" сыграна на сцене "Ковент-Гарден". В первой редакции дьявол отправляет Деву в ад, но возмущенные крики зрителей заставили актеров заменить дьявола на ангелов, которые похищали героиню, чтобы вознести ее на Небеса; представление сопровождалось музыкой. В это же время ирландец Бёрк поставил в Нью-Йорке спектакль "Женский патриотизм, или Смерть Жанны д"Арк", встреченный зрителем с восторгом.

В 1801 году в Германии Шиллер пишет романтическую трагедию "Орлеанская дева". Шиллер хотел дать ответ Вольтеру: "О Дева... насмешка тебя втоптала в грязь... но не бойся. Есть еще прекрасные души, которых воспламеняет все великое..." Шиллер не заботится об исторической правде и заставляет Жанну влюбиться в английского солдата и покровительствовать любви Агнессы Сорель к королю (Агнессе было семь лет в 1429 году!). Жанна - девственница; непосредственно от всемогущего и воинственного Бога она получает власть над оружием и волшебный шлем при непременном условии никогда не грешить. Этот шлем потеряет свою силу, как только она влюбится! Дальше нет ни процесса, ни костра; Жанна, захваченная в плен, чудом освобождается от цепей и возвращается, чтобы умереть в торжественной обстановке в присутствии короля и всего двора.

Тридцать четыре пьесы о Жанне д"Арк появилось в период с начала XIX века и до 1870-х годов, и сорок восемь - в последнее тридцатилетие века. Многих авторов вдохновил Шиллер. Так, некий Авриль, воспользовавшись идеей Шиллера, написал "Триумф лилий - Жанна д"Арк, или Орлеанская Дева". Эта пьеса была опубликована в Париже в октябре 1814 года; ход событий пьесы весьма оригинален: Жанну возносят на облако после церемонии коронования в Реймсе, и все это происходит в сопровождении хора.

В 1805 году в Орлеане Дюмолар написал трагедию "Смерть Жанны д"Арк", посвященную жителям этого города. Чтобы спасти Жанну д"Арк, Талбот и герцог Бургундский предлагают ей выйти замуж за англичанина и уехать в Англию, но Изабо Баварская выдает Жанну светскому суду. Драма Картье "Жанна д"Арк" посвящена Марии-Луизе. Пьеса Авриньи "Жанна д"Арк в Руане" впервые поставлена актерами королевской труппы в Париже 4 мая 1819 года. Действие происходит в Руане, и Бедфорд напрасно предлагает Жанне бежать в Англию; Дюнуа хочет сражаться за нее. Герцогиня Бедфорд и Талбот пытаются ее спасти, но не успевают, и Жанну сжигают. Мадемуазель Дюшенуа с большим успехом сыграла роль Жанны в "Комеди Франсез". Пантомиму "Кребийон из мелодрамы", сыгранную в 1813 году, будут неоднократно ставить, в том числе и в Театре де ла Гетэ.

Драма Жюля Барбье, положенная на музыку Гуно в 1873 году, пользовалась большой популярностью: в течение трех месяцев Театр де ла Гетэ был переполнен. Но Оффенбах, жаждущий поскорее увидеть на сцене своего "Орфея в аду", прервал постановки этой драмы. Затем в "Гранд-опера" ставили оперу Мерме, не имевшую успеха. Спустя несколько лет, в 1890 году, пьесу Барбье возобновил Театр де ла Порт-Сен-Мартен; роль Жанны получила Сара Бернар. Зрители видели в этой "нравственной" пьесе произведение, вполне отвечающее их патриотическим устремлениям. Эту пьесу ставили еще несколько раз вплоть до 1906 года.

Пьесы быстро сменяют друг друга, но не отстают и авторы популярных песенок: на каждую серьезную пьесу приходится в этом же году один пародийный спектакль. В ответ на трагедию Суме появляется "Тюльпан для Жанны д"Арк", попурри в пяти актах Рикара. 11 июня 1819 года в театре "Водевиль" идет "Процесс Жанны д"Арк, или Литературный суд" Дюпэна д"Артуа, и 4 мая этого же года во Французском театре ставится "Кармуш", являющийся ответом на драму Авриньи. Впрочем, на протяжении всего XIX века культивируется пантомима.

Жанна д"Арк не оставляет равнодушным и простой народ. В 1895 году кюре из лотарингской деревни Месниль-ан-Ксентуа разыгрывает перед своими прихожанами мистерию, с энтузиазмом встреченную курортниками в Контрексевилле и Виттеле. В 1904 году Морис Поттеше, основатель Народного театра Бюссанга, ставит "Страсти Жанны д"Арк". В 1909 году кюре церкви святого Иосифа в Нанси также ставит "Жизнь Жанны д"Арк", сравнимую со страстями Христа. Театр извлекает свою выгоду из ученых публикаций середины XIX века. Так, было решено возобновить старинную "Мистерию об осаде Орлеана", а Эмиль Юд пишет "Новую мистерию осады Орлеана", сыгранную на празднике города в 1894 году.

Во время подготовки беатификации, а затем канонизации интерес драматургов и писателей к героине Домреми усиливается, в 1909 году насчитывается не менее семнадцати пьес. В период между первой и второй мировыми войнами, после канонизации, будут написаны двадцать девять пьес, а начиная с 1945 года - девятнадцать. Некоторые из них, в той или иной степени агиографические и принадлежащие перу церковников, предназначены для обитателей воспитательных домов - юношей и девушек - или же для благотворительных обществ. Но существует также направление, представители которого считают Жанну патриотом, и только патриотом. Для Жозефа Фабра, автора "Освобождения Орлеана" (мистерии в трех действиях), поставленного в Орлеане в Муниципальном театре в 1913 году, она прежде всего символ патриотизма.

Разве можно рассказывать о "театре Жанны", не упомянув о Пеги, родившемся в Орлеане, который в детстве только и слышал что об истории Девы? В 1894 году в возрасте двадцати одного года, порвав с католицизмом, он начинает писать о Жанне исследование, сверяясь с документами, собранными Кишера. Этот период совпадает, впрочем, с его увлечением театром. В 1895 году он едет в Домреми, а по возвращении в Орлеан, остановившись у своей матери, начинает писать драму, состоящую из трех частей. Первая часть, "Домреми", была закончена в июне 1896 года, а вся драма будет завершена в июне 1897 года и появится в этом же году, подписанная псевдонимом Марсель и Пьер Бодуэн. Эта публикация потерпела полный провал. Первое представление "Жанны д"Арк" с участием Полетт Пакс состоялось лишь в 1924 году в "Комеди Франсез" для инвалидов и писателей-ветеранов.

В течение двенадцати лет после этой публикации Пеги ни разу не упомянет имя Жанны. Однако тайком он возвращается в христианство и остается верным героине. 8 мая 1909 года он принимает участие в шествии, состоявшемся в Орлеане. Именно в это время он переделывает свое произведение и дает ему новое название, "Мистерия Жанны д"Арк" становится "Мистерией предназначения Жанны д"Арк", а затем "Мистерией о милосердии Жанны д"Арк". Первое представление этой мистерии состоялось в "Комеди Орлеан" в постановке Оливье Катьяна в ноябре 1965 года.

Жанной д"Арк интересуются драматурги многих стран. Джордж Бернард Шоу, ирландец-либерал, воспевает в "Святой Жанне" героиню, борющуюся против церкви и государства, осознающую свою миссию и обладающую своим собственным мнением. Пьеса была поставлена в Нью-Йорке в 1923 году, затем в 1925 году в Париже.

Другая Жанна д"Арк имела большой успех в Париже, "Жанна на костре", драматическая оратория, написанная Клоделем в соавторстве с Артуром Онеггером по просьбе Иды Рубинштейн; ее ставили на всех больших сценах: Базель (в 1938 году), затем Орлеан и Париж. Везде спектакль встречали с воодушевлением. Замысел Клоделя заключался в том, чтобы показать покорность, крестьянскую простоту и в то же время высокую духовность героини. Наивность и достоверность - вот характеристика этого произведения, сопровождаемого свежей и безмятежной музыкой Онеггера. Одним из достоинств этой оратории является реализм и доступность понимания широких эпических картин. "Saint Joan" Бернарда Шоу повлекла за собой создание других Жанн, которые, по словам госпожи Дюссан, все больше и больше призваны выражать личные переживания своих авторов. В "Жанне с нами" Вермореля (1942 год) подчеркивается "экзистенциалистский" характер миссии Жанны д"Арк впрочем, пьеса была запрещена во время немецкой оккупации. Одиберти ("Дева", 1950 год) и Тьерри Молньер также пишут о Жанне д"Арк. Нельзя не упомянуть Ануя ("Жаворонок", 1953 год), который наделяет Жанну чертами Антигоны.

В последние годы пьеса Пеги и великолепное "Окно" Андре Обея идут с большим успехом как в Париже, так и в провинции. Упомянем также пьесу "Жанна и Тереза" Женевьевы Байлак, которая открыла двери театра многим актерам и с триумфом шла в Компье-не и Париже. Театр марионеток отца Брандикура в Нанси ставит с 1955 года "Хронику святой Жанны д"Арк", пользующуюся неизменным успехом у детей и подростков.

Музыкантов также вдохновляла Жанна д"Арк; у Онеггера и Жоливе были предшественники: уже Эмиль Уе в 1894 году собрал более 400 пьес, кантат и симфоний в сборнике "Жанна д"Арк и музыка". Вспомним также музыку Гуно "Жанна д"Арк" (1873 год), написанную для пьесы Барбье. Верди воспел освободительницу в "Giovanna d"Arco" (1845 год); и в 1879 году Чайковский посвятил ей свою первую оперу "Орлеанская Дева". Арии из нее исполняла на праздничных торжествах в Орлеане в 1979 году талантливая певица Вера Кузьмичева.

В 13 лет Жанна впервые, по её уверениям, услышала голоса архангела Михаила, святой Екатерины Александрийской и, как считается, Маргариты Антиохийской, которые иногда являлись ей и в видимом облике. Спустя некоторое время они якобы открыли Жанне, что именно ей суждено снять осаду с Орлеана, возвести дофина на трон и изгнать захватчиков из королевства. Когда Жанне исполнилось 16 лет, она отправилась к капитану города Вокулёр Роберу де Бодрикуру и объявила о своей миссии. Будучи высмеянной, Жанна вынуждена была вернуться в деревню, однако через год повторила свою попытку. На этот раз, капитан, поражённый её настойчивостью, был более внимателен, а когда Жанна точно предсказала печальный для французов исход «Селёдочной битвы» под стенами Орлеана, согласился дать ей людей, чтобы она смогла направиться к королю, а также снабдил мужской одеждой - шапероном, хуком и шоссами, причем Жанна до конца предпочитала одеваться именно так, объясняя, что в мужской одежде ей легче будет воевать и при том не вызывать нездорового внимания к себе со стороны солдат. В это же время к отряду Жанны присоединились два её верных спутника - рыцари Жан де Мец и Бертран де Пуланжи.

За 11 дней преодолев расстояние по неприятельской бургундской территории между Домреми и Шиноном, 4 марта 1429 года Жанна прибыла в этот замок - резиденцию дофина Карла. Дофин воспользовался тем, что Жанна писала ему в письме, что обязательно узнает его, и устроил ей проверку, посадив на трон другого человека и встав в толпе придворных. Однако Жанна выдержала испытание, узнав короля. Она объявила ему, что послана Небом для освобождения страны от английского господства и попросила войска для того, чтобы снять осаду Орлеана. В Шиноне Жанна изумила Карла VII и молодого герцога Алансонского своим мастерством в верховой езде, своим безупречным знанием игр, распространенных среди знати: кентен, игра в кольца, - требовавших совершенного владения оружием. В ходе оправдательного процесса Ален Шартье, секретарь королей Карла VI и Карла VII, заявил по поводу допросов, проводившихся на протяжении предыдущего судилища, следующее: «Создавалось впечатление, что эта девушка воспитана была не в полях, а в школах, в тесном общении с науками».

Карл, однако, колебался. Сначала он приказал, чтобы матроны подтвердили девственность Жанны, затем отправил её в Пуатье, где она должна была подвергнуться допросу богословов, а также отправил гонцов на её родину. После того, как не было найдено ничего, что могло бы бросить тень на репутацию девушки, Карл решился передать в её руки командование войсками и назначил её главнокомандующим. Ведущие французские военачальники Этьен де Виньоль по прозвищу Ла Гир (с франц. гнев), Потон де Сентрайль и граф Дюнуа, из последних сил отбивавший английские атаки в Орлеане, должны были пойти под её командование. Начальником её штаба стал принц Алансонский. Важную роль в таком смелом решении сыграл тот факт, что Жанна именем Бога подтвердила Карлу его законнорождённость и права на престол, в которых сомневались многие, включая самого Карла.

Пожалуй, нет в истории Франции более знаменитой женщины, чем Жанна д‘Арк. О постигшей её участи знает каждый, но практически всё, что предшествовало этой ужасной казни, покрыто налётом загадки и неизвестности.

Самым неизученным периодом жизни Жанны считается её детство. В деревне Домреми, где выросла девушка, её звали Жаннеттой Роме, а последующее знаменитое имя было преобразовано гораздо позже. О происхождении семьи Жанны известно ничтожно мало: мать, предположительно, была рождена в деревне Вутон, недалеко от Домреми, а отец, скорее всего, из Сеффона. Также существует две версии уровня благосостояния родителей: по первой из них, более реалистичной, Жак д’Арк и Изабелла Роме были зажиточными крестьянами, так как на процессе реабилитации Жанны звучали показания, что её отец владел приличным наделом, стадом овец, торговал шерстью, а потом стал деревенским старостой. По второй версии, родители Жанны были обедневшими дворянами, но подтверждений этому варианту практически нет.ъ

Маленькая Жанна имела обыкновенное детство средневекового ребёнка, разве что только более свободное, чем в центре Франции, так как её родная деревня располагалась на границе с другим герцогством, поэтому строгость средневековых традиций там чтили не так рьяно. Девочка росла очень религиозной и трудолюбивой. Скорее всего, Жанна не получила никакого элементарного образования, что, конечно же, было нормальным для крестьянских девочек той эпохи, которых с детства готовили к роли супруги и матери. Однако при общении с дофином Карлом и его двором в будущем современниками было подмечено: «Создавалось впечатление, что эта девушка воспитана была не в полях, а в школах, в тесном общении с науками».

Также в детстве Жанны, да и в жизни всех жителей средневекового Домреми фигурирует Дерево Фей. Это дерево потом сыграет свою кошмарную роль в инквизиционном процессе Жанны, поэтому стоит особого упоминания. По кельтским поверьям, дерево было связано с местом обитания фей, а по более поздним убеждениям, времён средневековья, вода из ключа под Деревом Фей излечивала людей от лихорадки. В четвёртое воскресенье мая все жители деревни отправлялись к дереву, которое они украшали цветами и венками. На празднике дети танцевали, кто-то пел, а к вечеру жители делали из ветвей и листьев дерева человеческую фигуру, которую носили вокруг ствола. На обратном пути каждому участнику шествия с фигуркой надо было испить из источника фей, на этом всё веселье и заканчивалось. Намереваясь обвинить Жанну в как можно большем количестве грехов, зацепка с танцами и пением у дерева Фей была лакомым куском для её обвинителей, которые преподнесли это как поклонение демонам. Обвинение, конечно, даже в то время абсурдное, потому что таким образом надо было сжигать уже всю деревню.

По показаниям Жанны во время обвинительного процесса в Руане, голоса святых она начала слышать за несколько лет до того, как решилась отправиться к дофину. Девушке периодически являлись Святая Екатерина, Святая Маргарита и Святой Михаил. Суть их речей сводилась к тому, что Жанне суждено повести освободительную армию против английского узурпатора Генриха VI, снять осаду с Орлеана и вернуть Франции былую независимость.

В конце концов, Жанна, которой на тот момент было предположительно 16 лет (год её рождения точно неизвестен, на данный момент датой рождения Жанны считается 6 января 1412 года), отправилась в сопровождении своего дяди к капитану города Вокулёр. Возможно, своей верой девушка вдохновила обоих мужчин, потому что неизвестно, как дядя согласился сопровождать за переделы деревни молодую незамужнюю племянницу с непонятной целью, и неизвестно, как она убедила капитана Робера де Бодрикура дать ей сопровождение из нескольких рыцарей для путешествия к замку Шинон, где на тот момент проживал дофин Карл.

Уже во время своей поездки, Жанна написала дофину письмо (из этого следует предположение, что девушка умела писать, хотя за неё это мог сделать кто-то из сопровождающих). В письме она объясняла Карлу свою цель и зачем она к нему направляется, и, предположительно, упомянула, что сможет узнать дофина без подсказки. Когда Карлу доложили, что Жанна вот-вот прибудет в Шинон, он предложил испытать её: дофин посадил на свой трон чужого человека, а сам смешался с толпой. По прибытии в тронный зал, девушке было предложено указать на дофина. Жанна не обратила никакого внимания на человека, сидящего на троне, и указала прямо на Карла в толпе. После этого дофин отошел в сторонку с Жанной, где они долго совещались. Можно представить, насколько сильной была её вера и насколько хорошо она владела умением убеждать, потому что после продолжительного разговора с ней Карл был согласен на её условия, только если Жанна выполнит его: она должна была побеседовать с его теологами и богословами, так сказать, пройти «собеседование». На сговорчивость дофина могло повлиять ещё и убеждение Жанны, что Бог уверен в его законном праве на престол по крови, тогда как сам Карл уже в этом начинал сомневаться.

Некоторое время Жанна провела с матронами, которые подтвердили девственность девушки, и последующие три недели с богословами в Пуатье. Также дофин отправил гонцов в Домреми. Когда вся возможная информация по Жанне была собрана, и когда было удостоверено, что нет ни единого порочащего её пятна, Карл согласился сделать её своим военачальником. К слову, хорошему приёму Жанны также поспособствовала слабость Карла к разным астрологам, алхимикам, ведуньям, предсказателям и так далее. Такой контингент часто привечали в Шиноне, так что Жанна д’Арк там пришлась кстати.

Жанну практически не потребовалось учить искусству боя: Карл и герцог Алансонский были поражены, когда девушка продемонстрировала в Шиноне своё умение владеть оружием. На ношение мужской одежды, то есть доспехов, она получила специальное разрешение комиссии богословов из Пуатье. Согласно воле Жанны, меч для неё был найден в церкви Сент-Катрин-де-Фьербуа (по легенде, этот меч принадлежал Карлу Великому, императору Запада начала IX века).

Новость о том, что войска теперь возглавляет непорочная посланница Бога, вызвала небывалый ажиотаж и подняла моральный дух армии. 29 апреля 1429 года Жанна с небольшим отрядом проникла в Орлеан. Практически день за днём они отбивали у англичан по части города. В ночь с 7 на 8 мая англичане сняли осаду, Орлеан был возвращён французам. Следующий поход Жанны д’Арк состоялся уже в июне 1429 года, когда под её предводительством была проведена успешная для французов битва при Жаржо, через несколько дней такая же успешная битва при Мён-Сюр-Луар, затем наступление на Божанси и решающая битва при Пате. Все военные действия происходили в пределах июня 1429, и все сражения были победоносными для Франции. Жанна еще при Орлеане стала национальным героем, но после этих побед на неё уже практически молились.

Сразу после завершения военных кампаний Жанна призвала Карла к миропомазанию и коронации в Реймсском соборе, традиционном месте коронования французских королей. 17 июля 1429 года дофин Карл стал королём Франции Карлом VII. После церемонии, когда король шествовал со своими военачальниками по Реймсу, крики «Да здравствует Жанна д’Арк!» раздавались намного чаще, чем «Да здравствует король!». Возможно, именно тогда амбициозный и властолюбивый Карл почувствовал для себя опасность и постепенно начал проникаться к Жанне неприязнью. Это же она освободила Орлеан, не Карл. Это она освободила замки Луары, не король. Он не мог этого не понимать.

После коронации Жанна долго убеждала короля выступить на Париж, но он всё колебался. Выступление на столицу началось только через несколько месяцев, в сентябре, однако король внезапно приказывает прервать наступление и отвести войска в Луару – шанс упущен.

В марте 1430 года до Карла VII дошла информация, что бургунды, заключившие договор с англичанами, намереваются захватить верный Карлу город Компьен. После неудачного, по тем или иным причинам, похода на Париж Жанну не допускали к каким-либо значимым военным кампаниям. Понимая, что король слишком затянул с решением, она начинает самостоятельно набирать войско для помощи Компьену. Набрав в апреле маленький отряд из 300-400, Жанна д’Арк отправилась в Компьен, при этом неизвестно, было ли получено разрешение короля на этот поход. 14 мая 1430 года начинается осада города. Жанна несколько раз пыталась перехитрить бургундцев и застать их врасплох в разных точках местности вокруг города. В одной из таких авантюр маленькому войску Жанны пришлось спешно отступать. Сама она осталась вместе с отрядом, прикрывающим отступление. Дальнейшие события до сих вызывают много споров: ворота Компьена закрыли прямо перед отрядом Жанны. Было ли это предательством коменданта города или преждевременные действия по защите Компьена от вторжения бургундцев? Вряд ли уже когда-нибудь точно будет известно. В тот день перед закрытыми воротами Компьена Жанна была взята в плен, из которого через несколько месяцев она была продана англичанам за 10000 золотых ливров.

В ноябре-декабре 1430 года англичане перевезли Жанну в Руан, где в конце февраля начался обвинительный процесс продолжительностью в три месяца. В течение этого процесса была опрошена не только Жанна, но и множество свидетелей, объективность и правдивость показаний которых подлежит большому сомнению. Были опрошены даже жители Домреми и Вокулера. Англия слишком сильно ненавидела Жанну за её победы, чтобы просто так, без лишнего шума, убить её или запереть где-нибудь пожизненно. Они хотели устроить показательный суд. На заседаниях присутствовали 15 докторов священной теологии, 4 доктора канонического права, 1 доктор и теологии, и канонического права, 7 бакалавров теологии, 11 лиценциатов (промежуточная степень в средние века между бакалавром и доктором), 4 лиценциата гражданского права.

После первого заседания, Жанна потребовала, чтобы в суде «принимали участие как то богословы держащие сторону короля французского, так и держащие сторону короля английского». Но, конечно же, суд не стал рассматривать её просьбу. В общей сложности, на заседаниях и при последующих индивидуальных допросах в камере Руанского замка Жанна ответила на 393 вопроса. Обвинителей интересовали подробности её общения со святыми, детали проведенных ею военных кампаний, детали её общения с Карлом VII и другие вещи, например, почему она совершила такой грех, как ношение мужской одежды. Практически достоверно, что Жанну не пытали. Такой вопрос поднимался, но большинство присутствующих проголосовало против пыток.

23 мая 1431 года Жанне были оглашены 12 пунктов её пороков, среди которых было то, что её слова о явлениях ангелов и святых – это выдумки, то, что она идолопоклонница, вызывающая демонов (скорее всего, это обвинение произошло после расспросов Жанны о Дереве Фей), то, что Жанна нарушает божественный закон, нося мужскую одежду и так далее. На следующий день Жанну отвели к костру, который якобы был приготовлен для неё. Осознав, что её ждёт, девушка подписала отречение от своих показаний и уверений, о которых она говорила раньше на суде. Жанну переодели в женское платье, епископ огласил ей приговор: нести покаяние в вечном заточении, питаясь только хлебом и водой. Через 4 дня судьи прибыли в камеру Жанны и увидели, что она опять одета в мужской костюм, причем, девушка утверждала, что сделала это по собственному желанию. Тогда же Жанна заявила, что её отречение было сделано под воздействием страха перед огнём, и она отказывается от него. На заседании 29 мая судьи подтвердили, что Жанна снова впала в ересь, что в те времена каралось смертной казнью. 30 мая 1431 года Жанну привезли к костру, тогда же был оглашен её приговор как вероотступницы, еретички и идолопоклонницы. Перед началом самой казни, уже привязанная к столбу, она попросила крест, тогда один из палачей скрестил две хворостинки и протянул ей. С костра Жанна крикнула: «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!». Когда Жанна горела, все собравшиеся плакали от жалости, не видя в этом никакого правосудия.

Карл VII мог спасти своего самого великого и самого талантливого военачальника, но не пожелал этого сделать. Только намного позже, спустя двадцать лет после смерти Жанны д’Арк, в 1452 году он затеет реабилитационный процесс. Были собраны все документы с обвинительного процесса и приглашено большое количество свидетелей жизни Жанны, начиная с самого её детства и заканчивая её последним днём. 7 июля 1456 года доброе имя Жанны было восстановлено, а первый процесс по её делу был объявлен недействительным. 16 мая 1920 Жанна д’Арк была канонизирована папой Бенедиктом XV.

Исторические параллели

Взгляд англичанина

Уильям Шекспир (1564- 1616)

В новой и новейшей истории образ Жанны д"Арк складывался, в основном, под влиянием писателей, создававших свои про-

изведения об Орлеанской деве.

Уильям Шекспир впервые обратился к образу Жанны еще в ранний период творчества. В исторической драме «Генрих VI»

Жанна предстает перед читателем высокомерной девушкой, уверенной в своем божественном предназначении. В сцене первой

встречи с дофином Жанна предлагает ему сразиться на мечах и побеждает Карла. В «Генрихе VI»

Орлеанской деве отведена роль соперницы лорда Толбота. В последнем акте он умирает на по-

ле боя, окруженный французскими солдатами. Глядя на его труп, Жанна, в частности, произносит:

«А тот, кого так пышно величаешь, / Лежит, облеплен мухами, гниющий, / Смердящий под ногами

..» Эти слова совершенно противоречат тому образу Жанны, что известен во французском

фольклоре, - девушка, молящаяся за души врагов так же истово, как и за свою собственную.

В пьесе Жанна получает свой дар от дьявола, а не от Бога. Когда дьявол оставляет ее, она попа-

дает в плен к англичанам и умирает на костре. У Шекспира Жанна - распутница, которая, пытаясь

спасти свою жизнь, перед казнью заявляет, что беременна. Подобная трактовка вызвана, возможно,

тем, что пьеса была издана в 1594 году, то есть примерно через 140 лет после окончания Столетней

войны, воспоминания о которой еще были живы в сердцах англичан.

Уильям Шекспир - гениальный английский поэт и драматург - родился в Англии, в городе

Стратфорд-на-Эйвоне в 1564 году. Прославился как автор множества комедий, трагедий, хроник,

поэм, сонетов, среди которых всемирно признанные пьесы: «Гамлет», «Король Лир», «Ромео и

Джульетта», «Макбет». Шекспир умер в 1616 году в возрасте 52 лет.

«Синяя Борода»

Жиль де Рэ (1404- 1440)

Знаменитая сказка Шарля Перро «Синяя борода» повествует о жестоком и хладнокровном убийце собствен-

ных жен, который запер свою седьмую супругу в замке, хранящем ужасную тайну. Считается, что прототипом

злодея по прозвищу Синяя Борода был соратник Жанны - Жиль де Рэ.

Де Рэ родился в знатной семье в Бретани, на юге Франции, в 1404 году. Он потерял обоих родителей и был

воспитан бабушкой по материнской линии. Жиля де Рэ можно назвать настоящим рыцарем: храбрый

воин, он неплохо разбирался в литературе, в совершенстве владел латынью. Наследство, которое он

получил от родственников, позволило ему стать одним из самых богатых людей Франции. За свои

военные подвиги и мужество, проявленное во время осады Орлеана, Жиль де Рэ был произведен

http://nauka.relis.ru/cgi/nauka.pl?10+0104+10104000+HTML (там же иллюстрации)

А. ШАРОВ
Вот уже пятьсот с лишним лет ее считают ярчайшим символом беззаветной храбрости и подлинной христианской добродетели; едва ли найдется на свете просвещенный человек, который никогда не слышал ее имени и не знает ее короткой, но славной биографии.

Жанна д"Арк, святая Жанна, Орлеанская дева. Так величают эту французскую пастушку, рожденную в Домреми на границе Эльзаса в 1412 году. По широко распространенному поверью, вышедшему даже в один (правда, всего один) школьный учебник французской истории, именно она "вышвырнула англичан из Франции".

Ревностное благочестие обеспечило Жанне поддержку небесных сил - так гласит легенда о ней. Сейчас каждый школьник знает, что в 16 лет от роду Жанна, переодевшись в мужское платье, каким-то образом сумела убедить французского дофина, наследника престола, в том, что ей доверена божественная миссия вернуть ему утраченный трон.

Под ее командованием французское войско вынудило англичан снять осаду Орлеана, и юго-запад Франции был освобожден от английского ига. А год спустя Жанна наголову разбила врага в сражении при Пуатье и тем самым сделала возможной коронацию Карла VII в Реймсе. Но после неудачной осады Парижа в 1430 году Жанну захватили в плен свои же - завистники из французской знати, да еще и продали ее англичанам, которые впоследствии передали пленницу духовенству. В конце концов Жанну обвинили в колдовстве и 30 мая 1431 года прилюдно предали огню. Несчастной девочке было всего 19 лет от роду.

Ее мученическая гибель возродила боевой дух французов, и в 1453 году они, наконец, освободились от засилия британцев. С тех пор Жанна превратилась в национальный символ Франции, и об этом знают все мало-мальски начитанные люди.

В 1917 году римско-католическая церковь после пятивековой проволочки причислила Жанну к лику святых. О ней писали классики, в том числе Бернард Шоу и Марк Твен. Житие святой Жанны легло в основу шестнадцати кинокартин (первая из них была снята во Франции еще в 1898 году), ей уделили внимание такие классики, как Ингрид Бергман и Ламарр. Последний минисериал, посвященный Жанне д"Арк, видели 34 миллиона американцев, а совсем недавно на экраны вышло новое творение на заданную тему с Дастином Хоффманом, причем создание образа Жанны на сей раз обошлось в 70 миллионов долларов.

Но теперь, похоже, мифу о великой юной воительнице нанесен ощутимый академический удар, и нанес его француз. Точнее, корсиканец, известный философ и историк Робер Каратини. В его недавно изданной монографии "Жанна д"Арк: от Домреми до Орлеана" утверждается, что история Жанны в том виде, в каком мы ее знаем, имеет мало общего с исторической правдой. На самом деле, считает французский историк, Жанна была душевнобольной девушкой, которую ловко использовали в собственных целях политики и высшие военные чины, стремившиеся пробудить в душах французов ненависть к Англии. Все сражения, якобы выигранные французами под водительством Жанны, были мелкими стычками наподобие русского кулачного боя на ярмарке, и, кроме того, как считает Р. Каратини, сама дева не участвовала ни в одном из них и ни разу в жизни не обнажала меч.

Это утверждение подкреплено данными, которые я раздобыл в Национальной библиотеке и центральном архиве Франции в Париже. Судя по всему, Жанна д"Арк никак не влияла или почти не влияла на ход событий, а служила лишь своего рода символом, знаковой фигурой, при помощи коей французские политики весьма искусно нагнетали антианглий ские настроения.

В пользу такой оценки говорят и относительно недавние открытия историков, проливающие новый свет на династическое противостояние английских и французских правителей, которое получило совершенно несоразмерное своим масштабам название "Столетняя война". Человека несведущего это, вероятно, удивит, но на самом деле Столетняя война была самой короткой в истории, за исключением, возможно, то ли семидневной, то ли пятидневной войны между Египтом и Израилем. Действительно, если подсчитать, сколько времени отнимали у ратников религиозные праздники, паломничества к святым местам, долгие перемирия, перерывы на зиму, борьба с чумой, оспой и иными болезнями, столь обыденными в средние века, то выяснится, что Столетняя война на поверку длилась всего несколько суток. Это неудивительно, если вспомнить, что французская династия Валуа и английский дом Ланкастеров имели общего дедушку, Филиппа III. Так что Столетняя война и войной-то не была - так, семейная перебранка. Вот почему есть все основания усомниться в том, что Жанна д"Арк спасла осажденный Орлеан. Этот город, говорят современные историки, попросту никто не осаждал. Английские войска числом пять тысяч слонялись по прилегающей к Орлеану местности, а в самом городе тогда не было ни одного французского солдата.

Наконец, под стены города лениво и с огромным опозданием прибрело французское воинство под началом Карла VII, но засим не последовало ровным счетом никаких боевых действий.

В 1429 году Жанна д"Арк действительно числилась на военной службе, но, по определению Каратини, пребывала в войсках в качестве эдакого живого талисмана. Она была еще ребенком - неуравновешенным и с явными признаками душевного расстройства, причиной которого стали ужасы войны, только не Столетней, а совсем другой - нескончаемой битвы между Францией и Бургундией. А поскольку родная деревушка Жанны стояла на границе, в раннем детстве чувствительной и впечатлительной девочке довелось созерцать немало страшных картин. И жизнь селян была полна опасностей. По мнению корсиканского историка, именно тогда Жанна впервые задумалась о том, как положить конец междоусобице, и вскоре это стремление превратилось в навязчивую идею. Одним словом, она не воительствовала, а занималась миротворческой деятельностью, хотя и в несколько странной форме. Несомненно, ее посещали видения, и она была убеждена, что знает, как спасти Францию, а оттого и преисполнилась решимости уговорить короля продолжать борьбу. А что до пресловутых "голосов свыше", то они, считает Каратини, являлись лишь одним из проявлений все того же острого и тревожного душевного волнения. В раннем детстве эти галлюцинации успокаивали Жанну, но в 18 лет она уже не могла не понимать, что никаких голосов не существует. Поэтому они, скорее всего, служили ей лишь средством достижения целей, которые, в свою очередь, являли собой квинтэссенцию детских чаяний, естественного для любого ребенка желания жить на мирной земле.

Англичане встретили книгу Каратини рукоплесканиями, поскольку она реабилитирует Англию. Более пятисот лет весь просвещенный мир обвинял англичан в расправе над Орлеанской девой. Но, как полагает французский ученый, даже эта часть истории - чистый вымысел.

Жанна была захвачена в плен в Бургундии, после чего, как ни дико это звучит, ныне прославленная парижская Сорбонна под мощным давлением священной инквизиции направила герцогу Бургундскому письмо с просьбой выдать девушку университету. Но герцог отказал Сорбонне. Он продержал Жанну у себя еще восемь месяцев, а затем продал Генриху VI Английскому за 10 тысяч фунтов. Инквизиция дважды писала Генриху, призывая выдать пленницу, но король оставлял эти послания без ответа, пока на него не принялся наседать сам папа римский. Только тогда Генрих выдал Орлеанскую деву французской церкви. Ее судили в Нормандии 126 сорбоннских судей, после чего ее казнили. Англичане не принимали во всем этом ровным счетом никакого участия.

Ну, а легенда о Жанне д"Арк была создана только в конце XIX столетия, поскольку тогдашним французским правителям требовались новые герои, найденные в глубокой истории родной страны. Какой образ вызовет в народе большие симпатии, чем юная дева, павшая жертвой династической свары? Да о таком подарке судьбы мечтает любой республиканец.