Александр Поуп: краткая биография английского поэта.

Поп не учился в университете и слабо знал древнегреческий, но был невероятно работоспособен. Перевод - шесть томов, вышедшие в 1715-1720, - оказался удачным и ярким. Позднее Поп не без посторонней помощи предпринял перевод Одиссеи (1722-1726).


Родился 21 мая 1688 в Лондоне. Его родители были католиками, и поскольку вслед за восшествием на престол Уильяма и Марии парламент принял закон «об удалении папистов, равно как и полагаемых таковыми, из городов Лондона и Вестминстера», семья перебралась в Хаммерсмит, а в 1700 - в Бинфилд, расположенный в Виндзорском лесу; там в сельской тиши сложилась личность будущего поэта.

Господствовавшие литературные вкусы, а также стремление компенсировать телесную немощь определили отношение Попа к эпической традиции и героическому складу - он их высоко ценил и развивал. Он преклонялся перед Гомером, Вергилием и Мильтоном. Подобно Вергилию, Поп вступил в литературу Пасторалями (Pastorals, 1709). Первый серьезный успех ему принесла поэма Опыт о критике (An Essay on Criticism, 1711), написанная в защиту древних авторов и призывавшая критиков к мягкости и терпимости. Читателей привлекли безупречное здравомыслие Попа, который излагал в поэме общепризнанные воззрения своего времени, и афористичность формулировок. Врожденная склонность к сатире и тяга к эпосу способствовали появлению ироикомической поэмы Похищение локона (The Rape of the Lock, 1712, 1714) - о двух семействах, рассорившихся из-за того, что юный лорд в шутку отрезал у возлюбленной локон. Повествуя о заурядных вещах высоким эпическим стилем, автор беззлобно подтрунивает над претенциозностью щеголей и щеголих, собравшихся весело провести время.

Друзья подвигли Попа на перевод Илиады. Поп не учился в университете и слабо знал древнегреческий, но был невероятно работоспособен. Перевод - шесть томов, вышедшие в 1715-1720, - оказался удачным и ярким. Позднее Поп не без посторонней помощи предпринял перевод Одиссеи (1722-1726).

Во время якобитских волнений (1715) Поп, будучи католиком, попал под подозрение. Писаки-виги поносили его за дружбу с тори - Дж.Свифтом, Д.Арбетнотом и другими. Вражду инспирировали виги из окружения Д.Аддисона. Поп все чаще общался с пэрами и печатниками, что побудило семью перебраться в 1716 поближе к Лондону, в Чизвик, где отец поэта спустя год скоропостижно умер. В 1719 Поп с матерью переехал в Твикнем, в дом на берегу Темзы; там он прожил до самой смерти. Еще до переезда Поп выпустил том Сочинений (Works, 1717), в который наряду с опубликованными вошли новые вещи, в т.ч. Элоиза Абеляру, переложение средневековой истории любви, и Стихи памяти одной несчастной дамы. Закончив перевод Илиады, Поп занялся подготовкой издания пьес Шекспира, которое увидело свет в 1725. Он был первым, кто изрядно потрудился над шекспировскими текстами, но его работе по их выверке лишь немногие воздали должное. У Попа даже появился соперник в лице Л.Теобальда (1688-1744), который высмеял его труд в книге Восстановленный Шекспир (1726). Позднее Поп вывел его в Дунсиаде (The Dunciad) в центральном образе Князя Тупости.

Нападки Теобальда и прочих на дарование, вероисповедание, политические взгляды и личность Попа заставили его обратиться к сатире. Но двигало им не только чувство обиды. Самый дух времени - яростные закулисные схватки политиков, неблаговидные раздоры в королевской семье и особенно охватившая всех мания игры на бирже - породил в нем надежду на то, что он сможет врачевать осмеянием. Поп считал, что сам он придерживается золотой середины и что крайностей следует избегать любой ценой. Будучи католиком, он мог выступать на политической сцене лишь как наблюдатель без права голоса; нейтралитет позволил ему в конце 1720-х годов поддерживать тесную дружбу с каждым из двух великих политических соперников - Г.Болингброком и Р.Уолполом.

Поп был по натуре человеком книжным, и его первая большая сатира Дунсиада изображает амбиции и скудоумие второразрядных литераторов. Его горе-герои сплошь тупы, а слово «тупица» имеет два противоположных значения: педант и пустоголовый болван. Олицетворением педантизма Поп и сделал Теобальда, однако, поняв, что из такого персонажа много не выжать, задвинул его на третий план в Книге II и заставил проспать все действие Книги III в издании 1728. Полная Аннотированная Дунсиада (The Dunciad Variorum) вышла в 1729, а в основательно переработанном издании 1743 Поп вообще заменил Теобальда на драматурга и поэта-лауреата К.Сиббера (1671-1757). В Книге IV поэмы неразбериха и тупость окончательно торжествуют.

Если Дунсиада - сатира на тех, кто незатейливым пером зарабатывает на жизнь, то в Послании графу Бёрлингтону (An Epistle to the Earl of Burlington, 1731) Поп, напротив, высмеивает безвкусицу в архитектуре и изящных искусствах, присущую тем, у кого денег больше, чем вкуса. Лорд Бёрлингтон, архитектор-реформатор и старый друг Попа, читал поэму в рукописи и одобрил ее. «Тупицы» воспользовались случаем и разнесли поэму, обвинив Попа в злонравии и неблагодарности к покровителям. Эту поэму с тремя другими Поп объединил в серию Моральные опыты (Moral Essays), одно из наиболее возвышенных его сочинений.

1733 отмечен выходом в свет нескольких новых значительных произведений Попа, в т.ч. первого из Подражаний Горацию (Imitations of Horace, 1733-1739) - его Первой сатире из второй книги. Содержание поэмы - защита сатиры и резкая критика продажных политиков. Сатира представлена здесь как «воинство добродетели»; она должна свободно высказывать все, что считает нужным. Среди более поздних подражаний выдающееся место занимает произведение Августу. Подражание Первому посланию из второй книги Горация (The First Epistle of the Second Book of Horace Imitated: To Augustus, 1737). Смех и язвительная ирония превращают сдержанную хвалу Горация божественному Августу в завуалированную издевку над августейшим Георгом II, тучным английским монархом. Изобретательность Попа позволяет ему, как Горацию, делать вид, будто он всего лишь обращает внимание занятого международными делами государя на ту пользу, что приносит бесхитростная поэзия. Самая знаменитая поэма Попа из созданных по образцу подражаний Горацию - Послание доктору Арбетноту (An Epistle to Dr. Arbuthnot, 1734).

Послание вышло в свет вслед за великим сочинением Попа Опыт о человеке (An Essay on Man, 1733-1734). Эту поэму он издал анонимно, чтобы обмануть недоброжелателей, и предстал в ней философом, что почти для всех было неожиданностью. В Эпистоле I вселенная представлена как чудесное устройство, все части которого пребывают в совершенном согласии - потому что такими их задумал и сотворил Бог. Эпистола II посвящена рассмотрению сущности человека, его себялюбия, добродетели и правящей им страсти (последняя описана столь откровенно, что это шокировало читателей вопреки замыслу автора). В Эпистоле III речь идет о взаимозависимости человека и общества, о развитии человечества от примитивного до цивилизованного образа жизни, а в Эпистоле IV Поп рассуждает о том, что есть счастье. Как система взглядов поэма достаточно противоречива, но как блистательное поэтическое размышление над «вечными» вопросами философии она, возможно, остается лучшей философской поэмой в истории литературы. Это самое грандиозное творение Попа; по воздействию на формирование интересов и мнений широкой публики до конца 18 в. (и позже) ее можно сопоставить с журналом «Зритель» Дж.Аддисона. То, что Поп ни разу не обмолвился о христианстве, превратило поэму в своего рода библию деистов того времени. Был ли Поп правоверным католиком - другой вопрос, но католиком он был в большей степени, нежели вольнодумцем, о чем неопровержимо свидетельствует критика вольнодумства в Книге IV Дунсиады.

Поп писал великолепную прозу, но она прославила его меньше, чем стихи, хотя в свое время он получил известность как автор эпистолярного жанра. Этикет не допускал тогда обнародования собственной переписки, но Поп ухитрился представить дело так, будто впервые его письма издали другие лица и ему не остается иного выхода, как в порядке самозащиты опубликовать «подлинные» тексты. Письма (Letters) Попа выходили в 1735, 1737 и 1742.

Поп называл свою жизнь «затянувшимся недугом»; он действительно не отличался хорошим здоровьем, однако обычно бывал деятельным и живо на все откликался. Зимой 1743-1744 у него начали развиваться воспаление почек и астма. Умер Поп в своем доме 30 мая 1744.

Александр Поуп - знаменитый переводчик сочинений Гомера, английский прозаик и поэт, творивший в 18 веке.

Юношеские годы

Выходец из достаточно обеспеченной семьи Александр Поуп появился на свет в 1688 году, 21 мая. Детские и юношеские годы будущий литератор провел в расположенном в Виндзорском лесу Бинфилде, на который его семья сменила шумный Лондон в 1700 году. Спокойная сельская атмосфера поспособствовала развитию Александра как личности.

В домашней обстановке Александр Поуп получил достойное образование, что позволило ему рано начать увлекаться стихотворными строками. В большей степени будущий поэт тяготел к эпическим произведениям Гомера, Мильтона, Вергилия, наполненным героической тематикой.

Начало литературного пути

Как и Вергилий, в литературу Александр Поуп вошел с «Пасторалями» (1709 г.), а в 1711 году представил читательской аудитории поэму «Опыт о критике», в которой, став на защиту писателей древности, обращался к критикам современности с призывом о снисходительности, терпимости и мягкости. Данное произведение стало своего рода манифестом британского классицизма периода Возрождения.

С 1712 по 1714 годы Александр Поуп, с детских лет обладавший тягой к эпосу и врожденной склонностью к сатире, работал над героико-комической поэмой «Похищение локона», в которой с огромным чувством юмора показал современное светское сообщество. Произведение повествует о двух семействах, сильно разругавшихся по причине того, что юный лорд шутя обрезал локон у возлюбленной. К слову, именами героев поэмы были названы спутники планеты Уран: Умбриэль, Ариэль и Белинда.

Переводы Александра Поупа

К переводу «Илиады» на английский язык Александра Поупа подтолкнуло его увлечение творчеством Гомера, а также настойчивость близких друзей. Недостаточность знания древнегреческого языка, отсутствие высшего образования с лихвой были возмещены огромной трудоспособностью автора. Перевод в 6 томах в художественном смысле оказался очень мощным и ярким. Кропотливая работа затянулась на несколько лет, с 1715 по 1726 гг., и была осуществлена не использовавшимся ранее пятистопным ямбом, иначе - «героическим куплетом», что для английской литературы стало новшеством.

В период якобитских волнений 1715 года попавший под подозрение католик Александр Поуп сильно критиковался писателями-вигами за общение с Д. Арбетнотом, Дж. Свифтом и прочими. Поуп был вынужден в 1716 году переселиться с семьей в Чизвик (поблизости Лондона), где год спустя похоронил отца. Затем вместе с матерью перебрался в Твикнем, поселился в доме на берегу Темзы и прожил там до конца своих дней.

На защите сатиры

С 1722 по 1726 годы Поуп также не без посторонней помощи перевел на английский язык «Одиссею», а затем увлеченно принялся за творчество Шекспира, стараясь избавлять свои переводы от вульгаризмов, присущих оригиналу. В 1733 году свет увидели несколько значительных произведений, среди которых «Подражания Горацию» (Imitations of Horace), защищавшие сатиру и резко критиковавшие продажных политиков. Александр Поуп - поэт 18 века, считал, что сатира имеет право свободно высказывать то, что считает необходимым. Поэтому закулисные яростные схватки политиков, непрезентабельные раздоры в королевской семье, охватившую всех манию биржевых игр он пытался врачевать осмеянием. Самой знаменитой из «Подражаний» является поэма «Послание доктору Арбетноту», написанная в 1734 году.

Александр Поуп - английский поэт, прозаик, получил известность как переводчик сочинений Гомера , крупнейший представитель английского классицизма. Родился в Лондоне 27 мая 1688 г. в богатой семье, которая впоследствии переехала в Хаммерсмит, а с 1700 г. жила в Бинфилде, находившемся в Виндзорском лесу. Именно в спокойной сельской атмосфере формировался Александр Поуп как личность.

Образование, полученное им, было домашним, стихотворные опыты - ранними. С детства Поуп не отличался крепким здоровьем. В какой-то степени этот фактор сыграл свою роль (в совокупности с господствующими тогда литературными вкусами) в том, что Поуп стал тяготеть к эпическим произведениям героического характера. Его кумирами были Гомер, Вергилий и Мильтон.

Литературная деятельность началась с «Пасторалей», как и у его излюбленного Вергилия, но успешной стала его поэма «Опыт о критике», в которой он защищал древних авторов, взывал к современным критикам, призывая их к снисходительности. Это произведение превратилось в своеобразный манифест британского классицизма эпохи Возрождения. На протяжении 1712-1714 гг. Поуп писал героико-комическую поэму «Похищение локона» в двух вариантах, где современное ему светское общество было показано с огромным чувством юмора.

С 1715 по 1526 гг. поэт занимался переложением на английский язык гомеровской «Илиады». Сделал он это пятистопным ямбом, выступив тем самым реформатором национального стихосложения, создав т.н. героический куплет. Примечательно, что «посягнуть» на перевод «Илиады» Поупу помогли друзья. Ему не хватало знания древнегреческого языка, у него не было университетского образования, но пробелы в познаниях он компенсировал чрезвычайной работоспособностью. Шесть томов перевода оказались мощными в художественном отношении, очень удачными. На протяжении 1722-1726 гг. А. Поуп, сотрудничая с Брумом и Фентоном, перевел «Одиссею», а впоследствии принялся за творчество Шекспирa . Во всех случаях он старался избавлять свои переводы от вульгаризмов оригинала.

Когда начались якобитские волнения, католик Поуп оказался личностью неблагонадежной, в то же время участились его контакты с печатниками и пэрами - и все это сподвигло их семью переехать в 1715 г. в Чизвик, поближе к столице. В 1719 г. Александр Поуп и его мать (отец умер в 1717 г.) перебрались на берег Темзы, в Твикнем. С проживанием в этом доме был связан последний период его биографии.

Художественная манера Поупа, отстаивание им принципов классицизма не раз становились объектом критики литературных оппонентов. Ответом им стали сатирические поэмы «Дунсиада» (1728), а также новая «Дунсиада» (1742), в которых Поуп обрушился на идейных противников, обличая их несостоятельность. Заметным явлением в национальной литературе стали философские поэмы «Опыт о человеке» (1732-1734), «Опыты о морали» (1731-1735). Несмотря на то, что Поуп был замечательным прозаиком, в большей степени он прославился как поэт.

По словам самого Александра Поупа, вся его жизнь была затянувшейся болезнью, хотя он был натурой живой и деятельной. Зимние месяцы 1743-1744 гг. стали для него роковыми; у него начала развиваться астма и воспаление почек, значительно ухудшившие его состояние. Скончался Поуп в собственном доме 30 мая 1744 года.

Биография из Википедии

Алекса́ндр По́уп (Alexander Pope ; 21 мая 1688 года, Лондон, Англия - 30 мая 1744 года, Твикенхэм, Англия) - английский поэт XVIII века, один из крупнейших авторов британского классицизма.

Отец его, католик и приверженец падшей династии Стюартов, не захотел видеть торжество вигов и протестантизма, оставил Лондон и поселился в небольшом поместье, в окрестностях Виндзора. Поуп был болезненный, хилый мальчик, горбун. Не имея возможности принимать участие в играх сверстников, он с детства приучился искать себе утешения в мире идеальном и перечитал массу книг из библиотеки своего отца. Двери в общественные школы были в то время закрыты для католиков, и он не мог получить систематического образования; тетка выучила его читать, католический священник дал ему первые уроки латинского и греческого языков. С 12-летнего возраста он был совершенно предоставлен самому себе и начал писать стихи. Первым его критиком был отец, который смотрел на поэзию исключительно со стороны формы и ценил звучную рифму выше всего. Советы отца и чтение Драйдена, которого Поуп считал лучшим поэтом Англии, определили еще в раннем возрасте стремление его к классическим сюжетам и чистоте формы.

Поуп реформировал английское стихосложение, разработав александрийский стих (в английской традиции - «героический куплет»). Он перевёл «Илиаду» Гомера на английский язык пятистопным ямбом, при участии Фентона и Брума - «Одиссею». Поуп - автор философских («Опыты морали», «Опыт о человеке»), сатирических («Дунсиада») и ироикомических поэм («Похищение локона»). Автор эпитафии на надгробии сэра Исаака Ньютона.

Три спутника планеты Уран названы в честь героев поэмы Поупа «Похищение локона» (англ. Rape of the Lock): Белинда, Умбриэль и Ариэль (последний также появлялся ранее и в «Буре» Шекспира).

А. Поуп завещал значительную сумму литературному критику Уильяму Уорбертону, который довольно лестно отзывался о его сочинениях.

Издания на русском языке

  • Поэмы. М.: Художественная литература, 1988.
  • Александр Поуп в библиотеке Максима Мошкова
  • Поп, Александр. Похищение локона. Ироикомическая поэма / Перевод с английского, вступление и примечания Ильи Кутика // Новый мир. 2014. № 12

Александр Поуп - английский поэт, прозаик, получил известность как переводчик сочинений Гомера , крупнейший представитель английского классицизма. Родился в Лондоне 21 мая 1688 г. в богатой семье, которая впоследствии переехала в Хаммерсмит, а с 1700 г. жила в Бинфилде, находившемся в Виндзорском лесу. Именно в спокойной сельской атмосфере формировался Александр Поуп как личность.

Образование, полученное им, было домашним, стихотворные опыты - ранними. С детства Поуп не отличался крепким здоровьем. В какой-то степени этот фактор сыграл свою роль (в совокупности с господствующими тогда литературными вкусами) в том, что Поуп стал тяготеть к эпическим произведениям героического характера. Его кумирами были Гомер, Вергилий и Мильтон .

Литературная деятельность началась с «Пасторалей», как и у его излюбленного Вергилия, но успешной стала его поэма «Опыт о критике», в которой он защищал древних авторов, взывал к современным критикам, призывая их к снисходительности. Это произведение превратилось в своеобразный манифест британского классицизма эпохи Возрождения. На протяжении 1712-1714 гг. Поуп писал героико-комическую поэму «Похищение локона» в двух вариантах, где современное ему светское общество было показано с огромным чувством юмора.

С 1715 по 1526 гг. поэт занимался переложением на английский язык гомеровской «Илиады». Сделал он это пятистопным ямбом, выступив тем самым реформатором национального стихосложения, создав т.н. героический куплет. Примечательно, что «посягнуть» на перевод «Илиады» Поупу помогли друзья. Ему не хватало знания древнегреческого языка, у него не было университетского образования, но пробелы в познаниях он компенсировал чрезвычайной работоспособностью. Шесть томов перевода оказались мощными в художественном отношении, очень удачными. На протяжении 1722-1726 гг. А. Поуп, сотрудничая с Брумом и Фентоном, перевел «Одиссею», а впоследствии принялся за творчество Шекспира . Во всех случаях он старался избавлять свои переводы от вульгаризмов оригинала.

Когда начались якобитские волнения, католик Поуп оказался личностью неблагонадежной, в то же время участились его контакты с печатниками и пэрами - и все это сподвигло их семью переехать в 1715 г. в Чизвик, поближе к столице. В 1719 г. Александр Поуп и его мать (отец умер в 1717 г.) перебрались на берег Темзы, в Твикнем. С проживанием в этом доме был связан последний период его биографии.

Художественная манера Поупа, отстаивание им принципов классицизма не раз становились объектом критики литературных оппонентов. Ответом им стали сатирические поэмы «Дунсиада» (1728), а также новая «Дунсиада» (1742), в которых Поуп обрушился на идейных противников, обличая их несостоятельность. Заметным явлением в национальной литературе стали философские поэмы «Опыт о человеке» (1732-1734), «Опыты о морали» (1731-1735). Несмотря на то, что Поуп был замечательным прозаиком, в большей степени он прославился как поэт.

По словам самого Александра Поупа, вся его жизнь была затянувшейся болезнью, хотя он был натурой живой и деятельной. Зимние месяцы 1743-1744 гг. стали для него роковыми; у него начала развиваться астма и воспаление почек, значительно ухудшившие его состояние. Скончался Поуп в собственном доме 30 мая 1744 года.

ПОУП, Александр (Pope, Alexander - 21.05.1688, Лондон - 30.05.1744, там же) - английский поэт.

Его отец торговал тканями и исповедовал католическую веру, что, по действующему законодательству, значительно ограничивало права при получении образования и при поступлении на государственную службу. Учитывая эти обстоятельства, а также через хилое здоровье Поупа воспитывали дома, в окрестностях Лондона: сначала в Хаммерсміті, а потом в Бинфилди, расположенном в Виндзорском парке. В 1700 г. он тяжело заболел: болезнь костного мозга викривила позвоночник подростка и затормозила его дальнейший рост. Поуп навсегда остался инвалидом. Того же года, как впоследствии вспоминал сам писатель, он написал свое первое стихотворение - «Оду к одиночеству» («Ode on Solitude»).

Впрочем, полностью доверять этому авторскому свидетельству не стоит, поскольку Поуп сознательно редактировал собственную биографию, создавая в ней образ идеального поэта. И первым условием, без которого Поуп не представлял творца, было раннее проявление таланта как признак природной одаренности. Однако Поуп действительно рано начал писать и уже в шестнадцать лет закончил цикл «Пасторалей» («The Pastorals», 1704), которые стали широко известными еще до публикации и поразили современников музыкальностью стиля, когда в 1709 г. были опубликованы в шестом выпуске поэтического альманаха издателя Дж. Тонсона. Жанр пасторали был модным, поскольку отвечал и требованиям эстетики классицизма, и новым просветительским установкам, которые возбуждали интерес к природе.

На момент публикации первого цикла сам Поуп заканчивал поэму «Проба о критике» («An Essay on Criticism», изд. 1711), где в присущей ему манере пытался примирить классический вкус с новочасными интенциями. Оба слова, употребленные в названии поэмы, имели новаторское значение: за первым - Локкова теория эмпирического познания; за вторым - новый жанр литературной деятельности, что пришел на смену прежним нормативным поетикам. В конце концов, критика и стала явлением эмпирического познания, анализа в области литературы. Но одновременно в этом новом жанре Поуп отстаивает важность подражания классиков античности, согласование вкуса со здравым смыслом. Сам автор считает, что его творчество является образцом «правильной» английской поэзии, в которой сочетаются совершенство стиха, стиля и «героического куплета» (так в Англии называли цезурований п"ятистопний ямб с парной рифмой, что считался аналогом античного гекзаметра).

Ориентируясь на самый высокий античный образец, каким считали Вергилия, Поуп выстраивает все свое творчество. Он дебютировал «Пасторалями», ведь Вергилий тоже начинал с «Буколік». Юному поэту положено совершенствовать свое мастерство в созерцании природы, в изображении ее на фоне любовных и поэтических игрищ. Зато взрослость предполагает здравый смысл и понимание практической полеВНОсти. Этим требованиям отвечает дидактическая поэма Вергилия «Георгики». Поэтому и Поуп написал «Виндзорский лес» («Windsor Forest»), где в духе не столько античного, сколько современного вкуса восторженно описывает хорошо известные ему живописные уголки Виндзорского парка. Преобладание развернутых зрительных образов побудило корректировка жанровой специфики: дидактическая поэма изменилась описательной, хотя это и противоречило классическим предпочтениям Поупа. Описание как такой поэт не считал достаточным основанием для вдохновения, он должен был иметь цель. В течение нескольких лет поэма оставалась незаконченной - автор дописал ее лишь тогда, когда осмыслил описание живописной природы как аргумент в пользу мирного завершения войны за испанское наследство, которая длилась уже более десяти лет.

«Виндзорский лес» вышел из печати в начале 1713 г., мирное соглашение было заключено в марте, а следовательно Поуп получил благосклонность министров партии тори и стал другом самого влиятельного торійського публициста Дж. Свифта.

Эта личная дружба имела большие литературные последствия. В 1713 -1714 гг. возник, а в 1726 - 1727 гг. возродился клуб Мартина Писаки (Martin Scriblerus), что стал коллективной маской Поупа, Дж. Свифта, Дж. Гея и Дж. Арбетнота. Четверо друзей-литераторов остроумно пародировали ученый педантизм. Следует отметить, что на момент создания клуба Мартина Писаки П. уже имел опыт в жанре пародии, издав первый вариант поэмы «Похищение кучеря» в двух песнях («The Rape of the Lock», 1712). Через два года увидел свет окончательный вариант поэмы (в пяти песнях). Это была своеобразная попытка продолжить восхождение по ступеням жанровой иерархии вслед за Вергилием, который создал эпос «Энеида». В качестве современного эпоса Поуп предложил пародийно-комическую поэму (mock epic) - историю похищения кавалером-ухажером кучеря великосветской красавицы. Мільтонові и гомеру ассоциации разворачиваются на фоне сражений, хотя один из этих боев духи-охранники кучеря ведут с губительными для него ножницами, а вторая битва ведется на зеленом сукне ломберного стола. Стиль эпоса комично гіперболізує события, несмотря на очевидную скудность того, что происходит.

Следующей попыткой Поупа создать эпическое произведение стала работа над переводом поэм Гомера. После смерти в 1714 г. королевы Анны и отстранения от власти партии тори друзья Поупа попали в немилость, а сам он, будучи католиком, особенно остро почувствовал опасность репрессий и творчески уединился, пытаясь стоять в стороне от общественной жизни. В этот период Поуп впервые подытожил собственную литературную деятельность, выдав в 1717 г. собрание своих сочинений («Works»), в котором весомое место заняли пасторали и подражания античным и английских поэтов, в том числе перепев Дж. Чосера - поэма «Храм Славы» («The Temple of Fame»). Кроме того, в книгу вошли «священная эклога» «Мессия» («Messiah. A Sacred Eclogue in Imitation of Virgil"s Pollio»), которая при содействии Дж. Аддисона в 1712 г. была опубликована в журнале «Зритель»; три послания к Терезы Блаунт (впоследствии поэт посвятил их младшей сестре своей адресатки Марти, которая навсегда сохранила дружеское отношение к Поупа); а также героїда «Послания Элоизы к Абеляру» («Epistle of Eloisa to Abelard»).

В течение 1715-1720 гг. увидела свет шеститомная «Илиада» в римованому, совершенном п"ятистопним ямбом переводе Поупа. И хотя сразу же вспыхнула полемика по поводу его точности, однако успех издания был весьма громким, а Поуп получил материальную независимость. В 1719 г. писатель сумел приобрести имение в Твікінгемі, где и поселился. В 1725 г. вышло собрание сочинений В. Шекспира под редакцией Поупа; а в следующем, 1726 г., был завершен и полностью опубликован перевод «Одиссеи» (Поуп осуществил эту работу совместно с Е. Фентоном и В. Брумом).

В середине 20-х гг. общественная ситуация в Англии изменилась. Из ссылки вернулись бывший государственный секретарь в правительстве тори и один из видных деятелей партии виконт Болингброк; в 1726 г. попытался вернуться из Дублина в Лондон Дж. Свифт, который привез с собой рукопись «Путешествий Гулливера» (Поуп помог автору издать эту славную книгу). Появилась возможность для деятельности политической оппозиции, в которой принял участие и Поуп. Современный биограф М. Мэк считает этот аспект личности писателя очень важным и даже называет Поупа «совестью оппозиции».

Вскоре возобновил свою деятельность и клуб Мартина Писаки; из-под пера его участников появились несколько классических произведений сатирического жанра. В 1727 г. вышла книга Мартина Писаки, в которой Поуп поместил и свой прозаический памфлет «Перібафос, или Искусство снижение» («The Art of Sinking in Poetry»). Объектом осмеяния в этом произведении предстает современная поэзия, которая вместо возвышенного искусства в полной мере овладела искусством пониженного, грубого, неприличного. В этот период самого Поупа остро критиковали - преимущественно за отредактированное издание Шекспира, которое хотя и было важным шагом в исследовании его наследия (в частности, Поуп первым оценил текстологическое значение прижизненных in quarto драматурга), однако не обошлось без ошибок. Обиженный Поуп решил продолжить свою давнюю, начатую под маской Мартина Писаки, полемику с педантами, но теперь он решил отчитывать своих оппонентов в поэтической форме. Поуп предпринял еще одну попытку создать современный эпос - сатирический: «Дунсіада» или, если перевести слово «dunce» на украинском языке, - «Дурніада» («The Dunciad»). Первое издание в трех книгах появилось в 1728 г., a через год увидела свет дополненная версия произведения. В 1742 г. Поуп заново отредактировал поэму, дополнив ее четвертой книгой - «Новая Дунсіада» («The New Dunciad»).

Если в этой поэме Поуп демонстрирует свой талант в области «пониженного» искусства, изображая современную литературу за помощью именно тех приемов, которые ей больше всего подходят, то в других произведениях этого периода поэт пытается работать в жанре высокой моральной сатиры, следуя примеру Горация. После «Дунсіади», которая оскорбила и разгневало многих, писатель стал мишенью для многочисленных клиньев. Недоброжелатели издевались над физическими недостатками Поупа, порочили его репутацию. Поэтому писатель решил ответить всем оппонентам сразу, рассказав о том, как он представляет себе человека, а чтобы его выслушали без предубеждения, Поуп не указал своего имени ни под фрагментами новой поэмы, которые сначала были изданы отдельными выпусками, ни на титульном листе полного издания «Опыты о человеке» («Essay on Man», 1732-1734; отд. изд. 1734).

Все четыре письма (эпистолы) поэмы начинаются одинаково: «О природе и положение человека...» Зато вторая часть в каждом случае своя: «...относительно Вселенной», «...в отношении самого себя», «...в отношении общества», «...по счастью». Языке метких поэтических афоризмов Поуп изложил основы моральной философии, начиная от античных времен. Поэт анализирует этические принципы с точки зрения современной мысли. Однако с присущей ему осторожностью Поуп не хотел прямо проявлять своей связи с локківським сенсуалізмом или с естественной религией, хотя их духом наполнены и «Проба о человеке», и «Общая молитва» («Universal Prayer»).

«Пробой о человеке» Поуп достиг своей цели: многие его непримиримых врагов одобрительно отозвались об этой анонимно опубликованную поэму, но вскоре вспыхнула полемика - автора обвиняли в несамостоятельности, простом умении рифмовать чужие мысли. Но самым опасным было обвинение в отступничестве от чистоты веры.

В это время Поуп завершил цикл «Моральных проб», состоявший из пяти посланий к друзьям («Moral Essays», 1731-1735). У каждого послания - своя тема, преимущественно морального рассуждения: о характере мужчин, женщин, знания, использование богатства и, наконец, о медали (давно начатое послание к уже покойного в то время Дж. Аддисона). В том же 1735 г. Поуп закончил еще одно древнее послание - до доктора Арбетнота («Epistle to Dr. Arbuthnot, a Prologue to the Satires»). Для П., который исповедовал и практиковал в жизни культ дружественного общения, послание было одним из главных жанров, однако часто оно становилось поводом для очередного сатирического высказывания. Свои переводы горацієвих сатир Поуп также посвящал друзьям.

Если послание к Арбетнота имело подзаголовок «пролога к сатир», то «эпилогом» Поуп считал две сатиры в диалогической форме, озаглавленные годом их написания - «1738». Это последнее - резко политическое высказывание П., которое он направил непосредственно до первого министра Англии Г. Волпола. После этого поэт, будучи уже тяжело больным, сосредоточил свои усилия на завершении своей литературной сатиры - «Дунсіади «.

На протяжении XVIII ст. Поуп оставался для всей Европы одним из самых знатных и влиятельных поэтов. Однако слава Поупа-поэта-классициста поблекла с приходом романтиков, но среди них у него оказался такой влиятельный сторонник и наследник, как Дж.Н.Г. Байрон, который ценил его едва ли не выше Шекспира. В пределах своей литературной эпохи Поуп воплотил образ поэта-мастера, который достиг высочайшего совершенства, и поэта-философа, который воспел идеал духовного единства природы как великой Цепи Бытия.