Что принадлежит перу есенина езерский. Расцвет карьеры поэта

Для Москвы – Есенин самый родной и близкий поэт тех переменчивых и волнующих лет начала XX века, которые получили название Серебряного века русской поэзии и культуры. А для самого поэта этот город был и «Любовью Столицей», и «Москвой кабацкой», и живым организмом, полным человеческих чувств и противоречий, одновременно понятным и загадочным. Есенин любил Москву и считал ее родным по духу городом. Он собирался умереть в Москве…

17-летний Есенин, юный и привлекательный, очень светлый (по воспоминаниям близких друзей), прибыл в Москву после окончания учительской школы, в 1912 г. Его отец много лет работал приказчиком в мясной лавке и надеялся устроить сына на «тёплое место». Есенин-старший снимал квартиру по адресу Большой Строченовский переулок, 24 . Здесь и жил Сергей почти год, пока работал в лавке вместе с отцом. Этот дом стал местом его единственной московской прописки с 1912 по 1918 годы. Здание сохранилось, теперь в нём находится : небольшой, камерный и, по своему, очень уютный – одна мемориальная комната.

Романтичному и мечтающему о литературной славе молодому поэту работа за мясным прилавком была чуждой и он, к разочарованию отца, уходит и из лавки, и с квартиры. Московские друзья по Суриковскому музыкально-литературному кружку нашли ему подходящую работу корректора в Типографии Сытина на Пятницкой, 71/5 . Вскоре в детском журнале «Мирок», издаваемом Сытиным, появилось первая публикация поэта: стихотворение «Берёза». Здание типографии тоже сохранилось и, несмотря на современную отделку и достройку верхнего этажа, выглядит почти так же, как в начале ХХ века. В переулке Чернышевского, 4/2 находится Дом Мейера , во флигеле которого открылся филиал Музея С. А. Есенина. По воспоминаниям современником, в нём раньше было литературное кафе Суриковского литературного кружка, который посещал поэт.

В 1913 г. Есенин стал слушателем историко-философского Московского городского народного университета имени А. Л. Шанявского на Миусской площади, 6. В настоящее время это помещение Российского государственного гуманитарного университета. В Тёплом переулке, 20 (ныне — улица Тимура Фрунзе) проживала семья гражданской жены Сергея Есенина – сотрудницы той же Сытинской типографии Анны Изрядновой. Сюда поэт провожал Анну после их встреч и общих посещений университета и кружка. Хорошей семьи из их пары не вышло: простая безыскусная девушка, Анна недолго пользовалась вниманием любимого. Они вскоре расстались, несмотря на рождение сына – Юрия (Георгия) в декабре 1914 г.

В 1994 году в квартире, где проживала с сыном Анна после расставания с Есениным, по адресу переулок Сивцев Вражек, 44, кв. 14 , усилиями народного артиста СССР Сергея Никоненко создан Есенинский культурный центр Музей-квартира А. Р. Изрядновой . В этой квартире бывшая жена поэта прожила 20 лет, из неё увезли, по ложному навету, её сына Юрия, расстрелянного в 1937 году. Здесь же, навещая сына, не однажды побывал сам Сергей Александрович, и гостила его мать Татьяна Фёдоровна Есенина.

В следующий приезд в Москву Есенин некоторое время жил в гостинице «Люкс» по ул. Тверской, 10 . Повзрослевший поэт стал, к этому времени, более искушённым человеком: повидал революцию и Петербург, познакомился со многими поэтами и известными людьми. Первый поэтический сборник «Радуница» принёс ему заслуженную славу и популярность. В северной столице он обвенчался с сотрудницей политической газеты Зинаидой Райх, с которой также быстро расстался, но развёлся лишь в 1921 году.

В Москве Есенин с новыми силами устремился в литературное творчество: к 1919 году относится сближение поэта с имажинистами. На Тверской улице, в доме №37 находилось культовое кафе имажинистов «Стойло Пегаса» с ярким оригинальным интерьером, от которого, к сожалению, ничего не осталось. Зато здание книжной «Лавки имажинистов» сохранилось в доме, на Большой Никитской, 15 . Книжным магазином владели сообща Есенин и его новый близкий друг, поэт и писатель Анатолий Мариенгоф. По воспоминаниям друзей, Есенин, неотразимый в своём щегольском костюме, пользовался успехом у покупателей и вполне удачно продавал свои стихи. Приятели вдвоём снимали три комнаты в коммунальной квартире №46 по адресу Богословский переулок, 5 и у них побывали в гостях все творческие таланты столицы того времени. Теперь переулок называется Петровским. Дом сохранился, и на нём установлена памятная мемориальная доска.

«Позитивных» адресов есенинских мест, когда он по-юношески увлечённый и непосредственный, совершал с приятелями свои «литературные кощунства», восхищал слушателей невероятно звучными и живописными образами своих стихов и где был по-настоящему счастлив, в столице хватает. Кипучая энергия и азарт привлекали его всюду проявить себя и следы «московского озорного гуляки» отпечатались где-то в особых, непостижимых людям анналах памяти города.

В Доме печати на Никитском бульваре, 8а/3 Есенин участвовал в вечерах и дискуссиях собратьев по перу, часто выступал перед публикой. Теперь в этом здании находится Центральный дом журналиста. Подобных «творческих» адресов Есенина в Москве немало. Это организованный Брюсовым в бывшей Усадьбе Соллогуба, Высший литературно-художественный институт на ул. Поварской, 52. Теперь адрес сохранившегося дома: Цветной бульвар, 22. Это Дом учёных на ,16 , ныне – Клуб Российской Академии Наук. Это Клуб Пролеткульта на Воздвиженке, 18 , устроенный в «Мавританском дворце» купца Морозова. В доме при театре Пролеткульта поэт даже некоторое время жил.

Есенину приходилось не раз бывать в на Тверской, 25, где размещались Российская и Московская ассоциации пролетарских писателей. Здесь Есенин выступал перед коллегами по цеху. В этом здании в начале 1926 года состоялось собрание по вопросу увековечения памяти поэта, а позднее был открыт первый музей Сергея Есенина. Он недолго просуществовал: начались мероприятия недоброжелателей по осквернению есенинского наследия.

Недалеко от Дома Герцена, на Тверском Бульваре находится , любимому и почитаемому Есениным поэту. Сергей Александрович при любой возможности навещал сквер перед памятником, а на день рождения Пушкина приходил специально – с цветами и ради стихов, которые слушал и читал сам. Во время похорон гроб с Есениным трижды пронесли по кругу вокруг пушкинского памятника. Так безутешные поклонники выражали свою скорбь и любовь.

В мастерской театрального художника Георгия Якулова на Большой Садовой улице, в доме №10 , больше известном тем, что в нём находится «нехорошая» булгаковская квартира, поэт познакомился с американской танцовщицей Айседорой Дункан. 26-летный Есенин и 42-летняя «божественная Босоножка» увлеклись друг другом с первого взгляда. Они жили в Балашовском особняке на ул. Пречистенка, 20, где для занятий знаменитой энтузиастки «современного танца» с московскими детьми был задействован репетиционный зал балерины Александры Балашовой. В мае 1922 г. влюблённые зарегистрировали брак в Хамовническом ЗАГСе по адресу Малый Могильцовский переулок, 3 . В театре Зимина на Большой Дмитровке, 6 Айседора часто выступала перед восхищённой московской публикой и поэт, сопровождающий жену на все выступления, ожидал её в ложе. Теперь это здание принадлежит Театру оперетты на Большой Дмитровке.

Жизнь влюблённых не отличалась полным согласием, и ссоры между ними начались почти сразу. Не желая иногда являться к Айседоре в подпитии или после очередного скандала, Есенин ночевал у друзей и знакомых. В Оружейном переулке, 43 его всегда был готов принять хороший знакомый и приятель, журналист Иван Иванович Старцев. Он устраивал поэта в комнате его квартиры на 8 этаже дома, считавшегося в масштабах Москвы тех лет небоскрёбом. Есенин часто бывал здесь и позже – в 1924 г., но считал неудобным стеснять семью Старцева.

После возвращения из поездки за границу супруги вернулись на Пречистенку, но их отношения, никогда не бывавшие безмятежными, стали совершенно невыносимыми. Есенин переселился на квартиру своей секретарши Гали Бениславской, влюблённой в него ещё с 1920 г. В доме по адресу Брюсов переулок, 2 , поэт прожил почти полтора года. Сюда позже переехали к поэту и его сёстры Катя и Шура. Сюда Есенин приходил пьяный, после драк, скандалов и потасовок. Его жалели, лечили и терпеливо ждали после новых приключений.

На ул. Покровка, в доме №9 жил Валентин Вольпин, двоюродный брат поэтессы Надежды Вольпин, с которой у Есенина был роман, закончившийся в мае 1924 г. рождением четвёртого ребёнка – сына Александра. Несмотря на сложные взаимоотношения сестры с поэтом, Валентин с Есениным дружил со времени своей службы в Ташкенте, где они познакомились в 1920 г.

После развода с Айседорой Есенин в 1925 году женился на Софье Андреевне Толстой, внучке известного писателя. Молодожёны поселились в доме №3 в Померанцевом переулке . Этот брак не был счастливым: поэт не испытывал особо горячих чувств к своей жене, много пил и часто ночевал не дома. Многие близкие считали, что на него большое впечатление производило родство жены с , поэтому и состоялся брак. Аристократически утончённая и сдержанная, влюблённая Софья прощала мужа и жалела его.

О «легкой походке» Есенина, которую в вязовом городе «знает каждая собака» уже не могло быть и речи: память иных следов поэта стала оставаться на улицах Москвы. Многолетняя борьба с тяжёлыми условиями творческой жизни и буйный темперамент давали себя знать. После непрекращающихся запоев, скандалов и покушений мужа на самоубийство Софья Андреевна добилась от Есенина согласие на лечение «от нервов» в платной психоневрологической клинике профессора Ганнушкина, но поэт, не долечившись, сбежал в Петербург, и оттуда его привезли уже в гробу.

Прощание с Есенином происходило в Доме печати на

_________________________________________________________________________________________

Уважаемые гости и участники сообщества!
Предлагаю вам поучаствовать в викторине по жизни и творчеству Сергея Есенина.
Проверить свои знания!

При желании,можно сделать плейкасты с вашими ответами.
В таком случае каждый,сделавший работу,получит подарок!
Ну,поехали!

1. Откуда родом был Сергей Есенин?

2.Какие строки принадлежат перу Есенина?

* «Бегут часы и дни…ещё удел изгнанья
Меня, как узника темница, тяготит,
Но мне уж грезится блаженный миг свиданья,
И голос ласковый о радостях твердит…»

* «Солнце грустно в тучи опустилось
Не дрожит печальная осина,
В мутной луже небо отразилось,
И на всём знакомая кручина…»

* «Снова я вижу знакомый обрыв
С красною глиной и сучьями ив,
Грезит над озером рыжий овес,
Пахнет ромашкой и мёдом от ос»

3. Назовите первое появившееся в печати стихотворение Есенина?

4. Встреча с каким поэтом определило творчество поэта?

5. Какая знаменитая танцовщица была музой Есенина?

6. Какое дерево стало национальным поэтическим символом России, благодаря поэту Есенину?
Ива
Черёмуха
Берёза

7. Какая главная стихия творчества Есенина?

Природа
Философия
Кавказ

8. Как назывался первый поэтический сборник Есенина?
«Радуница»
«Трерядница»
«Преображение»

9. Кто автор этих слов?
«Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия.»

10. Из какого стихотворения данный отрывок:

11. В какие периоды времени Есенин входил в группу имажинистов?
В 1919-1923
В 1916-1918
В 1920-1923

12. Какие излюбленные деревья поэта?
Рябина, липа, черемуха
Верба, клен, сосна
Дуб, ольха, ель

13. В каком периодическом издании были впервые опубликованы стихи Есенина?

14.Как называется стихотворение, в котором Есенин рассказывает о тяжелой утрате собаки своих щенков?

15. Продолжите строку:

«Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, ….»

16. Приведите стихотворения Есенина, в названии которых присутствует слово «Русь»?

17. Есенин с воодушевлением встретил революцию. Какие произведения, проникнутые радостным предчувствием «преображения» жизни, появляются у него в этот период?

18. Каковы основные направления лирики Есенина?

19. В каком стихотворении Есенин называет себя скандалистом и шарлатаном?

20. Откуда данный отрывок?

«Вы помните,

Вы все, конечно, помните,

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое

В лицо бросали мне.»

21. Как звали вторую жену поэта?

22. Из какого стихотворения данный отрывок:

«В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.»

23. Кто назвал Сергея Есенина «Законченно русским поэтом»?

Наступивший 2015 год объявлен в нашей стране Годом литературы. В этот период по всей России пройдет множество различных мероприятий. Одним из самых масштабных событий станет празднование 120-летнего юбилея известного и любимого русского поэта С.А. Есенина, которое будет отмечаться 3 октября (21 сентября) этого года. Подготовка к торжествам в культурных учреждениях столицы уже началась, а мы в свою очередь, предлагаем Вам вспомнить историю есенинской Москвы. Всего в столице около 300 адресов, где жил, выступал или бывал в гостях поэт. В нашей статье мы расскажем о некоторых из них, связанных с главными событиями жизни Есенина.

Лучше всего, что я видел в этом мире — это все-таки Москва…

С.А. Есенин

Первым и единственным официальным адресом Сергея Есенина в Москве стал дом №24 в Большом Строченовском переулке. Сюда в 1912 году юноша приехал к отцу, который почти три десятка лет служил приказчиком в мясной лавке купца Крылова. В начале XX столетия Крылов являлся хозяином четырех зданий. В двухэтажном деревянном доме, построенном по проекту архитектора М.Медведева в 1891 году, располагалось "Общежитие одиноких приказчиков во владении купца Н. В. Крылова". Здесь на первом этаже, в квартире № 6, состоящей из 3-х комнат, долгие годы жил отец будущего поэта. Поначалу Александр Никитич пристроил сына в лавку конторщиком, но такая карьера оказалась малопривлекательной для начинающего поэта, и, спустя короткое время Сергей бросил работу. Через некоторое время он покинул и отцовский дом, хотя вплоть до 1918 года дом №24 в Большом Строченовском переулке официально считался местом проживания Есенина.

В 1995 году, накануне 100-летия со дня рождения поэта, в доме, откуда началось знакомство Есенина с Москвой, открылся музей. Сегодня в представлены экспонаты, освещающие все периоды жизни Есенина, от ранней юности, до трагической смерти, но большая часть экспозиции посвящена московскому отрезку его жизни и творчества. Из всех поэтов Серебряного века Сергей Есенин теснее всего был связан с Москвой - здесь прошла почти треть его жизни, было напечатано первое стихотворение и создана большая часть произведений.

Для молодого талантливого Есенина поэзия и мясная лавка оказались несовместимы, и юноша начал искать работу, более соответствующую положению начинающего поэта. Короткое время он проработал в книжном магазине на , затем устроился в типографию "Товарищества И.Д. Сытина" на . Здесь он рассчитывал печатать свои стихотворения, и даже мизерное жалованье подчитчика корректора не испугало юношу. Сотрудники корректорской не сразу разглядели в нем дарование. Невысокий самолюбивый златокудрый паренек, которого в типографии окрестили "вербочным херувимом", нашел понимание только у Анны Изрядновой. Ей Есенин читал свои стихи, по выходным они вместе посещали занятия в университете Шанявского (университет располагался на , дом 6, с 1991 здание занимает РГГУ), слушали лекции о поэзии. В начале 1914 года молодые люди вступили в гражданский брак и сняли квартиру около . В декабре у молодой пары родился сын Юрий. Первенцу Есенин посвятил небольшое стихотворение (для печати не предназначавшееся). Сын по рождению уже считался москвичом, о чем с гордостью пишет рязанский парень, недавно начавший покорять Москву:

Будь Юрием, москвич.

Живи, в лесу аукай.

И ты увидишь сон свой наяву.

Давным-давно твой тезка Юрий Долгорукий

Тебе в подарок основал Москву.

В сентябре 1914 года Есенин занял место корректора в типографии Чернышева-Кобелькова в (дом №10). К тому времени он уже начал публиковаться. Знаменитое стихотворение "Береза", напечатанное в январе 1914 года в детском журнале "Мирок", стало первым произведением Есенина увидевшим свет. Затем его стихи начали появляться в других московских газетах и журналах, но этого казалось недостаточно. Незадолго до рождения сына Есенин решил бросить работу и посвятить себя лишь поэзии. Творчеству мешала не только работа: отношения в семье не складывались. Неудовлетворенный литературными возможностями в Москве, оставив жену и сына, в марте 1915 года молодой поэт решил переехать в Петроград. В Москву он возвратился три года спустя, но к Анне Изрядновой уже не вернулся. После разрыва супруги поддерживали дружеские отношения, Есенин иногда помогал и навещал Анну Романовну в ее квартире на .

В 1994 году в бывшей коммунальной квартире по адресу Сивцев Вражек, дом № 44, кв. 14, где проживала Изряднова с сыном Юрием, народный артист России С. П. Никоненко создал (Музей-квартиру А.Р. Изрядновой). В этой квартире первая гражданская жена Есенина прожила более 20 лет, здесь вырос и был арестован его сын (расстрелян в 1937 году), сюда в 1930-х годах приезжала его мать, и, наконец, сам поэт бывал здесь неоднократно. Перед роковым отъездом в Ленинград в 1925 году, словно предчувствуя беду, в квартире бывшей жены Сергей Есенин сжег свои черновики. Сейчас в Есенинском центре наряду с выставкой, посвященной жизни и творчеству С.Есенина, в отдельной комнате представлена экспозиция, рассказывающая об А.Р. Изрядновой.

30 июля 1917 года С. Есенин обвенчался с Зинаидой Райх. Сначала молодые жили в Петрограде в квартире Зинаиды, но семейная жизнь снова не складывалась, да и сама духовная атмосфера города на Неве была чужда юному поэту. В 1918 году Есенин решил возвратиться в Москву, а беременная дочерью Татьяной Зинаида Райх уехала к родителям в Орел.

В Москву 23-летний Есенин вернулся уже известным поэтом. Но жилось ему от этого ничуть не легче, чем остальным. Молодой модный поэт поселился сначала в гостинице «Люкс», ныне ( , дом № 10), затем перебрался на в дом №19. Время от времени он жил то в мастерской у скульптора Сергея Коненкова на , то у других друзей и знакомых - у кого приходилось.

В это время Есенин тесно сошелся с Анатолием Мариенгофом. С 1919 года приятели стали вместе снимать квартиры и жить "одним домом, одними деньгами". Молодые люди поселились в в доме № 3 (ныне Петровский переулок, дом 5 стр. 9) - бывшем доме купца Алексея Бахрушина, известного мецената и собирателя театральной старины, рядом с (в настоящее время ). В квартире № 46 поэты занимали три комнаты, одной из которых была бывшая ванная. По воспоминаниям А. Мариенгофа - лучшее место в квартире: "Ванну мы закрыли матрасом - ложе; умывальник досками - письменный стол; колонку для согревания воды топили книгами. Тепло от колонки вдохновляло на лирику… "

В то время на квартире у приятелей собиралась почти вся творческая элита Серебряного века.

В память о тех годах на здании установлена мемориальная доска с барельефом поэта и надписью: "В этом доме с 1918 по 1923 год жил и работал выдающийся советский поэт Сергей Александрович Есенин".

Под влиянием Мариенгофа, одного из основателей и теоретиков имажинизма (литературное течение, где на первый план выходит образ, а к нему сводится форма и содержание), Есенин тоже увлекся модным направлением. В то время писатели сами открывали лавки и торговали собственными книгами и автографами. Книжный магазин появился и у поэтов-имажинистов. В "Лавке имажинистов" на (д. №15) щегольски одетый Есенин иногда сам стоял за прилавком. Его стихи расходились особенно быстро.

Еще одним проектов имажинистов стало литературное кафе "Стойло Пегаса" на 37. Раньше оно называлось "Бом" и принадлежало популярному клоуну-эксцентрику М. Станевскому, работающему в известном дуэте "Бим-Бом" (Радунский-Станевский). В 1919 году его заняли поэты-имажинисты. Театральный художник Георгий Якулов, который оформлял заведение, поместил над входом необычную вывеску - в середине в облаках находился пегас, а вокруг летящим затейливым шрифтом "парило" название кафе. Внутри на ультрамариновых стенах яркими желтыми красками были набросаны портреты имажинистов. Под портретом С.Есенина помещалась цитата:

Срежет мудрый садовник - осень

Головы моей желтый лист.

Портрет А. Мариенгофа украшало четверостишье:

В Солнце кулаком бац,

А вы там, - каждый собачьей шерсти блоха,

Ползаете, собираете осколки

Разбитой клизмы.

В клубе-кафе собиралась богемная публика того времени - поэты, писатели, художники, артисты. Бывали здесь и полукриминальный, и криминальный элемент, и "недорезанные буржуи". Известный на всю столицу своими скандальными выходками Есенин, однажды вывел одного посетителя из кафе буквально за нос. Поэту не понравилось, что мужчина говорил громче выступавшего Рюрика Ивнева. Недолго думая, Есенин взял его за нос, провел через весь зал и выставил за дверь. Как ни странно, но после этого случая количество посетителей в кафе только увеличилось.

Стоит сказать, что довольно близко от "Стойла Пегаса", в располагалось кафе футуристов - противников имажинистов.

В 1930-х годах Тверская улица была реконструирована. И сейчас лишь приблизительно можно обозначить место, где находилось кафе "Стойла Пегаса" - в районе дома №17.

Несколько лет Есенин и Мариенгоф были неразлучны. Они вместе путешествовали, выступали на различных вечерах, водили дружбу с одними и теми же людьми.

3 октября 1921 года в 26-й день рождения Сергея Есенина веселая компания собралась у известного театрального художника Жоржа Якулова. Его мастерская находилась в квартире №38 на 10. Этот дом сейчас более известен благодаря другой квартире, которая с легкой руки , стала называться "нехорошей". На вечеринке выступала всемирно известная американская танцовщица Айседора Дункан. По словам присутствующих, балерина влюбилась в Есенина с первого взгляда. К тому времени у Есенина с Зинаидой Райх было уже двое детей, но, как и первый брак, этот не сложился. В вечер знакомства с Айседорой Дункан, поэт и великая "босоножка" сбежали с Большой Садовой к Айседоре в особняк на . Говорят, что довольно непродолжительный путь от Большой Садовой до Пречистенки, занял времени намного больше чем обычно. Заснувший извозчик трижды объехал в , на что Есенин в шутку заметил, что возница их так повенчал. Но официально мужем и женой они стали весной 1922 года. Айседоре Дункан необходимо было уезжать за границу на гастроли, ехать без Есенина она не представляла возможным. Чтобы не создавать лишних проблем в поездке, необходимо было пожениться. Есенин легко согласился на брак.

В последнем в начале прошлого века существовал своеобразный клуб литераторов под руководством ассоциации пролетарских писателей, а в подвале был ресторанчик, любимый пишущей братией за предоставленные им скидки. (В знаменитом романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" "Дом Герцена" выведен как "Дом Грибоедова"). В этом доме, где Есенин читал "Персидские мотивы" и "Анну Снегину", при участии Софьи Андреевны Толстой-Есениной был организован первый музей прославленного поэта. Но просуществовал он недолго. После запрета на поэзию Есенина, музей был закрыт. В настоящее время "Дом Герцена" занимает литературный институт им. Горького. Печально, но здесь не сохранилось никаких вещественных доказательств, относящихся к Есенину.

В конце этого года будет отмечаться 90 лет со дня смерти Сергея Есенина. Всего 30 лет прожил поэт. Но эта короткая, романтическая, бесшабашная и яркая жизнь оставила глубокий след в русской поэзии. Вот уже почти целый век стихи Есенина любимы в России. Вместе с тем интерес вызывает не только его творчество, но и все то, чем жил поэт и к чему каким-то образом прикасался.

Какова сейчас роль союзов писателей?

– Я не знаю, чем сейчас занимается Союз писателей, в котором я состою. Меня приглашают туда на отчётно-выборные собрания, не более того. Но я всё равно никогда ни за кого не голосую. Я всегда был антиобщественным элементом, коим остаюсь до нынешнего времени.

Существует ли в наше время иерархия таланта?

– Раньше в связи с этим вопросом у нас всё время кивали на Запад. Ведь на Западе, если человек талантлив, он идёт по ступеням к успеху. Там умеют различать и ценить талант, поскольку он стоит больших денег, на нём можно заработать. А у нас, как правило, блага жизни доставались и достаются тем, кто умеет прогибаться и пробиваться. В советское время в Союзе писателей было менее 20% настоящих писателей.

А что же сегодня?

– А сегодня у нас каждый день траур. Вот леса горели, катастрофы постоянно случаются. При этом логика нынешней жизни говорит о том, что это закономерно. И тут уж не до писательских дел…

Каким вы видите наше будущее?

– Мне 74 года, так что моё будущее известно. Я уже пережил клиническую смерть. Сейчас ничего не слышу и говорю, как видите, с трудом. А что касается остального, то об этом надо спрашивать того, кого называют Богом. Сейчас в мире создалась очень напряжённая обстановка. Кажется, что всё висит на волоске, идёт безумное ускорение технического прогресса. Земля перенаселена людьми. И не нужно во всех бедах винить только политиков. Политика – это следствие, а не причина. Человек сам уничтожает среду своего обитания. Посмотрите, в результате того, что вовремя не приняли меры, выгорела половина Центральной России.

А что же будет с литературой?

– Литература тоже сгорит. Тут всё очень просто. И никакой фатум тут ни при чём. Чудак Михаил Булгаков написал: «Рукописи не горят». Это неправда. Горят, и ещё как! Вот вам наглядный пример: много ли осталось от великой греческой цивилизации?

Беседовал Владимир ШЕМШУЧЕНКО, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Прокомментировать>>>

Комментарии:

О, сколько нам открытий чудных...

Литература

О, сколько нам открытий чудных...

ПОЛЕМИКА

Есенина «убивают» снова и снова

Игорь ПАНИН

Несколько лет назад довелось мне участвовать в одной дискуссии, спонтанно возникшей в ЦДЛ. Некий пиит, только что вступивший в Союз писателей России и по этому случаю демонстративно размахивающий бордовой «корочкой», с пеной у рта доказывал, что «ГПУшники убили нашего Серёжу». Я выразил сомнение относительно данной версии.

– Вы что, не смотрели сериал «Есенин»? – гневно спросил он меня.

– Смотрел.

– И у вас остаются ещё какие-то сомнения относительно того, что это было убийство?

– Простите, но остаются. И очень большие.

Член СП глянул на меня как на врага народа, отошёл в сторону и долго ещё сверлил злыми глазами-буравчиками.

«Ну сумасшедший, что возьмёшь?» – пришла мне на память строчка из популярной песенки Высоцкого.

К чему это я? В № 40 «Литературной России» была опубликована объёмная – аж на три полосы – статья под названием «Текст как свидетель». Подзаголовок ещё более красноречив: «Кто автор стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья»?» Интригующе, кто бы спорил. Только вот напрасно читатель будет напрягать мозги в надежде на то, что, осилив до конца этот труд, всё-таки узнает, кто же на самом деле был автором упомянутого стихотворения. Ответа на этот вопрос нет. Зато всё сводится к тому, что данный текст перу Есенина не принадлежит. То есть поэт был убит, а стихотворение задним числом написал другой человек, дабы версия самоубийства выглядела более правдоподобной.

Автор статьи Зинаида Москвина, насколько мне известно, – математик. Поэтому и подошла она к теме с позиций математика, высчитывая, сколько раз в произведениях Есенина встречаются те или иные слова и словосочетания, и уже на основании этого выстраивая свою теорию. Вот характерный пример такого «литературоведения»:

«Первая особенность, которая бросается в глаза уже при беглом просмотре стихов Есенина, – это малое количество стихов-восьмистрочников. Их всего восемь: пять опубликованы до 1917 года и три в 1925 году. Но именно такой объём в восемь строк имеет стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья»…

Естественно, что об этом ничего не было известно предполагаемому автору стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья», так как стихи Есенина трёх последних месяцев 1925 года были напечатаны или после его смерти, или где-то далеко, в газете «Бакинский рабочий». Поэтому для своей подделки он выбирает объём в восемь строк…

У Есенина за семь лет, с 1919 по 1925 год включительно, слово «я» встречается в 116 стихотворениях из 127, то есть без слова «я» им написано всего 11 стихотворений; причём два последних таких стихотворения появились в начале октября 1925 года, а дальше почти за три последних месяца его жизни ни одного стихотворения без слова «я» Есениным написано не было.

Поскольку у предполагаемого автора стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья» не имелось в распоряжении собрания сочинений Есенина, которое вышло только в 1926 году, то заметить эту особенность есенинских стихов для него было практически невозможно. Неудивительно, что её нет в стихотворении «До свиданья, друг мой, до свиданья»…

Отсюда сделаем следующий промежуточный вывод: если бы автором стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья» был Есенин, то с вероятностью 95% он выбрал бы объём не восемь строк, а другой, и с вероятностью 92% – это стихотворение содержало бы слово «я»…

И таких выводов в статье превеликое множество. Честно говоря, смеялся до колик в животе. И ведь пишет всё это серьёзный человек, учёный.

«Совершенно очевидно, что это вариант строки «До свиданья, пери, до свиданья» из стихотворения Есенина «В Хороссане есть такие двери…» – утверждает Москвина.