Жак Аттали — «Краткая история будущего. Логика истории: девять сердец рыночной демократии

Французский политик, экономист и писатель Жак Аттали предлагает свою картину мира будущего – такого, каким он будет через 60 лет, пережив пять волн, которые навсегда изменят облик Земли. Свою краткую историю будущего Аттали предваряет краткой же историей прошлого, а именно – капитализма. Я не буду останавливаться на этой главе, тем более что выбор темы говорит сам за себя. Миром правят деньги, власть и стремление к свободе. Они же – основные двигатели истории. Вот и все, что стоит запомнить. И поскорее перейти к тому, ради чего и читаются книги о будущем: к прогнозам, предсказаниям и догадкам. Итак, добро пожаловать в прекрасный новый мир!

1. Рост городов достигнет небывалых масштабов. Не все города сумеют подготовить инфраструктуру к этому взрыву – многие превратятся в монстров, обремененных трущобными районами без дорог, коммуникаций и закона.

2. Первая волна будущего ознаменуется и первым серьезным дефицитом – топлива, продуктов питания, чистой воды и воздуха. Человечеству придется активно осваивать альтернативные источники энергии, наладить сельское хозяйство и научиться эффективно опреснять морскую воду. Самым же большим дефицитом станет… время.

3. Ведущими сферами станут страхование и развлечение, обеспечивая удовлетворение главных потребностей человека будущего – забыться и защититься.

4. Люди будут проводить в транспорте так много времени, что он станет местом встреч, покупок, работы и т.п. Время на дорогу будет засчитываться как рабочее.

5. Примерно к 2030 году мир распадется на десяток рыночных центров, сильных экономически и политически. Капитализм будет сильнее, чем когда-либо. Под знаком полицентризма пройдет вторая волна будущего.

6. К 2050 году нахлынет третья волна, знаменующая собой появление гиперимперии. Останется только рынок, государства потеряют свое значение и силу, границы между странами станут условностью, мир сосредоточится вокруг торговой площадки планетарного масштаба.

7. Элитой гиперимперии станут гиперкочевники – обладатели капиталов и активов, юристы, финансисты и творцы, кочующие по миру в поисках развлечений, знаний и впечатлений. Равнодушные к своему потомству, славе и государственной власти, они будут гражданами мира, не принадлежа в то же время ни одной культуре, ни одной стране. Эгоисты и непоседы, гиперкочевники создадут собственную культуру, стиль одежды и представления о красоте.

8. Люди станут очень одиноки. Семья перестанет существовать, никто не будет воспитывать своих детей. Совместная жизнь больше не будет предполагать обязательств и верности. Существование превратится в погоню за удовольствиями и развлечениями, в постоянное самонаблюдение. На смену мобильным устройствам придут наблюдатчики и самонаблюдатчики, проверяющие человека на соответствие норме. Большинство будет одержимо этой идеей.

9. Продолжительность жизни увеличится, население постареет. Индустрия здоровья станет одной из ведущих. Каждый получит возможность заменить изношенные органы, создать клона или копию другого человека. Пересадка мозга в новое тело станет реальностью. Человек обретет бессмертие, откажется признавать смерть и превратится в товар.

10. К этому моменту мир будет настолько разрываем противоречиями, растущей пропастью между богатыми и бедными, что наступит четвертая волна – гиперконфликт. Все начнут воевать со всеми. Слабые страны станут прибежищем преступников всех мастей. Распространится ядерное оружие. Если человечество не остановится, то четвертая волна ознаменует собой конец истории – ее просто некому будет писать.

11. Жак Аттали, тем не менее, утверждает, что придет пятая волна – гипердемократия. Появится отношенческая экономика, построенная на принципе альтруизма. Институты гипердемократии будет помогать бедным, разрешать конфликты, обеспечивать безопасность. Венцом гипердемократии станут общее благо и коллективный разум.

Интересно, какой из перечисленных пунктов кажется вам наиболее фантастическим?

Jacques Attali Дата рождения:

Философия

Согласно Аттали, глобализация порождает новую кочевую элиту, которая необходимо должна быть оторванной от своих национальных корней. Вместе с тем, общество будущего далеко от утопии. Нищета здесь по-прежнему будет сочетаться с богатством, только уже в глобальном масштабе.

Библиография

  • «Шумы» (1977)
  • «Три мира» (1981)
  • «Истории Времени» (1982)
  • «Влиятельный человек Зигмунд Г. Уорбург (1902-1982)» (1985)
  • «В прямом и переносном смысле» (1988)
  • "Первый день после меня".(Роман)Перевод Михаила Гребнева. Журнал «Дружба народов», №12, 1993.
  • «На пороге нового тысячелетия» (1991)
  • «Карл Маркс: Мировой дух» (2005)

Литература

  • Attali J. Millennium: winners and losers in the coming world order. - New York: Random House, 1991. - 132 с. - ISBN 0-812-91913-0
  • Attali J. Analyse économique de la vie politique. - Paris: Presses Universitaires de France, 1972. - 220 с.

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 1 ноября
  • Родившиеся в 1943 году
  • Философы по алфавиту
  • Философы Франции
  • Философы XX века
  • Политологи Франции
  • Участники Бильдербергской группы
  • Выпускники Политехнической школы
  • Родившиеся в Алжире
  • Иммигрировавшие во Францию из Алжира
  • Выпускники Института политических исследований
  • Выпускники Национальной школы администрации (Франция)
  • Почётные доктора Хайфского университета

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Пантанал
  • Leaves" Eyes

Смотреть что такое "Аттали, Жак" в других словарях:

    Аттали Жак - … Википедия

    Аттали Жак - французский ученый, один из сторонников геоэкономического подхода в геополитике. В книге «Линии горизонта» (Париж, 1990) утверждается о наступлении «эры денег» и господстве доминирующих либерально демократических ценностей и рыночных отношений,… … Геоэкономический словарь-справочник

    Жак Аттали - (фр. Jacques Attali, р. 1 ноября 1943) французский философ и экономист. Биография Родился в Алжире в еврейской семье. В 1963 году он закончил политехническое училище, а позже получил диплом в Институте Политических Исследований и стал слушателем… … Википедия

    Аттали - Аттали, Жак Жак Аттали фр. Jacques Attali Дата рождения: 1 ноября … Википедия

    АТТАЛИ - (Attali) Жак (р. 1943) франц. политолог, экономист, литератор. Особый советник президента Миттерана с 1981, член Гос. совета Франц. республики. Возглавлял (до 1994) Европ. банк реконструкции и развития, задача к рого сделать менее… … Энциклопедия культурологии

    Гейне, Генрих - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гейне (значения). Генрих Гейне Heinrich Heine … Википедия

    Гейне - Гейне, Генрих В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Гейне (значения). Генрих Гейне Heinrich Heine Имя при рождении: Harry Heine Дата рожде … Википедия

    Марксистская политическая экономия - Марксистская политическая экономия направление в экономической теории, основу которого составляет трудовая теория стоимости (Адам Смит, Давид Рикардо), которую Карл Маркс расширил теорией прибавочной стоимости. Это направление развивали… … Википедия

    Сефарды - יהדות ספרד (йахадут сфарад) … Википедия

    Жизнь замечательных людей - Серийн … Википедия

Очередным гостем проекта «Мировые интеллектуалы в Санкт-Петербурге» станет французский политолог, экономист и литератор Жак Аттали (Jacques Attali). Аттали – эксперт международного уровня, с 1981 г. – советник президента Франсуа Миттерана, в 1991-1993 годах возглавлял Европейский банк реконструкции и развития. Член Бильдербергского клуба.

Для антиглобалистов и радикалов всего мира его, имя служит красной тряпкой. Либерал и глобалист, автор концепции «нового мирового порядка», сторонник геоэкономического подхода в геополитике, он определяет современность как наступление «эры денег», господства либерально-демократических ценностей и рыночных отношений, основанных не только на финансовом капитале, но и на информационных технологиях.

Аттали - автор книг «Шумы» (1977), «Три мира» (1981), «История времени» (1982), «Влиятельный человек Зигмунт Г. Уорбург (1902-1982)» (1985), «В прямом и переносном смысле» (1988) «1492», «Антиэкономика»(1975) , «На пороге нового тысячелетия» (на языке оригинала «Линии горизонта») (1992).

По просьбе «Росбалта» профессор факультета международных отношений СПбГУ Юрий Акимов представил обзор последней, еще не переведенной на русский язык, работы Жака Аттали – «Краткая история будущего», вышедшей в свет в 2006 г.

Предисловие

Сам Аттали утверждает, что работал над новой книгой, руководствуясь двумя задачами. Во-первых, он стремился показать наиболее вероятный образ будущего. Во-вторых, книга сама по себе является для Аттали инструментом конструирования будущего, призванным предотвратить наиболее опасные тенденции мирового развития и помочь реализации прекрасного имеющегося потенциала.

Сегодня, утверждает Аттали, решается, каким будет мир в 2050 г., и готовится, каким он будет в 2100. И от наших сегодняшних действий зависит, будут ли наши дети и внуки жить в мире, пригодном для жизни, или окажутся в аду и проклянут нас. Чтобы оставить им обитаемую планету, нам нужно взять на себя труд подумать о будущем, понять, откуда оно приходит, и как на него воздействовать. Аттали считает, что это возможно.

Логика истории: девять сердец рыночной демократии

Аттали убежден, что история упрямо течет в единственном направлении, так, что никакой силе, даже очень могущественной, до настоящего времени не удалось ее серьезно изменить: из века в век человечество ставит примат индивидуальной свободы над всеми остальными ценностями . Это осуществляется посредством систематического отказа от подчинения всяческим формам порабощения; технического прогресса, позволяющего сокращать усилия, требующиеся от человека; а также посредством либерализации нравов, политических систем, искусства и идеологий. Иначе говоря, человеческая история по Аттали – это история возникновения личности как субъекта права, которому позволено обдумывать и определять свою судьбу; личности, свободной от любых ограничений, если только это не затрагивает права других.

Подобная эволюция, пока еще зарезервированная за самыми богатыми, постоянно приводила к тому, что власть оказывалась под угрозой, а также к тому, что возникали новые государства. В частности, чтобы заставить проявиться этот примат личности над обществом, народы поступательно вырабатывали различные системы распределения редких благ. В течение очень долгого времени они оставляли этот груз лишь полководцам, священнослужителям и монархам, стоящим во главе королевств и империй. Затем новый правящий класс, более многочисленный и более мобильный – класс торговцев – изобрел два новых революционных механизма раздела богатств: рынок и демократию. Появившиеся около тридцати веков тому назад, они постепенно становятся все более необходимыми, мирным путем формируют значительную часть мировых тенденций и являются необходимым условием будущего.

Несмотря на все более жесткое сопротивление, на все более обширных территориях рынок постепенно трансформировал сущность многих вещей (продовольствие, одежда, досуг, жилище, транспорт, коммуникация), отдававшихся поначалу бесплатно (добровольно или принудительно) в объект торговли. Затем он их трансформировал в индустриальные продукты, производящиеся серийно, в подлинные средства индивидуальной автономии.

Постепенно торговая свобода привела к тому, что зародилась свобода политическая: сначала для меньшинства, затем, хотя бы формально, для многих, на все более обширных территориях. Почти везде она замещала военную и религиозную власть. В целом, диктатура позволила зародиться рынку, который породил демократию. Таким образом, появились, начиная с XII в., первые рыночные демократии .

Еще более постепенно расширялось их географическое пространство. Центр власти над совокупностью этих рыночных демократий мало помалу смещался к западу: он перешел в XII в. с Ближнего Востока в Средиземноморье, затем в Северное море, потом в Атлантический океан и, наконец, сегодня – в Тихий. Так сменилось девять «сердец»: Брюгге, Венеция, Антверпен, Генуя, Амстердам, Лондон, Бостон, Нью-Йорк и, наконец, Лос-Анджелес.

Здесь Аттали, известный как либерал и адепт глобализма, высказывает совершенно нелиберальную мысль: постепенно соревнование приводит к концентрации власти над рынками и демократией (предположительно, являющихся одинаково доступными для всех) в руках новых подвижных элит, хозяев капитала и знаний. В результате формируются и углубляются новые формы неравенства.

Если эта тысячелетняя история продолжится еще в течение полувека, рынок и демократия распространятся повсеместно. Рост ускорится, уровень жизни вырастет, диктатура исчезнет из стран, где она еще царит. Но, вместе с тем, непрочность и вероломство превратятся в норму, вода и энергия станут более дефицитными, климат будет поставлен под угрозу; неравенство и манипуляция усугубятся; конфликты умножатся, начнутся большие движения населения.

Гиперимперия, гиперконфликт, гипердемократия

Современную ситуацию Аттали понимает просто: силы рынка взяли планету в свои руки. Большинство последних исторических потрясений объясняется именно «триумфальным маршем денег», выражением глобального всепобеждающего индивидуализма.

Если эта эволюция достигнет апогея, деньги покончат со всем, что может им помешать, включая государства (даже у США не останется шансов выжить), которые они мало-помалу разрушают. Став единственным законом в мире, рынок сформирует то, что Аттали называет гиперимперией , необъятной и планетарной, создающей торговые богатства и новое отчуждение, огромные состояния и ужасающую нищету. Природа там будет варварски эксплуатироваться; все будет частным, включая армию, полицию и правосудие. Человеческое бытие станет артефактом, предметом массового спроса, потребители которого также стали артефактами. Затем обезоруженный, бесполезный для своих собственных созданий человек исчезнет.

Но отказ от этого будущего и насильственное прерывание глобализации, по мнению Аттали, только погрузит человечество в пучину регрессивного варварства и опустошительных битв при помощи оружия, которое сегодня немыслимо. Эту войну Аттали называет гиперконфликтом , в котором противостоять друг другу будут государства, религиозные группировки, террористические организации и бандиты-одиночки. Он может привести к уничтожению человечества.

Наконец, если окажется возможным сдержать мондиализацию/глобализацию без того, чтобы обратить ее вспять; если рынок будет ограничен, но не уничтожен; если демократия станет планетарной, оставаясь полностью конкретной; если господство одной империи над миром прекратится – вот тогда откроется новая бесконечность свободы, ответственности, достоинства, ускорения, уважения других –гипердемократия . Она приведет к установлению демократического мирового правительства и созданию сети местных и региональных институтов власти. Она позволит каждому, благодаря занятости, обеспеченной сказочным потенциалом технологий будущего, двигаться к изобилию, адекватно использовать блага рыночного воображения, сохранять свободу самовыражения, оставить грядущим поколениям лучше защищенную окружающую среду; благодаря всему благоразумию мира заставить появиться на свет новые способы совместной жизни и творчества.

Историю пятидесяти ближайших лет Аттали описывает в логике перехода от гиперимперии к гипердемократии через гиперконфликт: до 2035 г. наступит конец господства американской империи, он предсказуем, как и конец всех ее предшественниц; затем хлынут одна за другой три волны будущего: гиперимперия, гиперконфликт и гипердемократия. Две волны a priori смертельные, третья a priori невозможная. Тем не менее, Аттали верит в победу около 2060 г. гипердемократии, высшей формы организации человечества, высшего выражения свободы – двигателя истории.

Сценарий будущего: роботы и глобальная война

Футурологический прогноз Аттали больше всего напоминает сценарий к фантастическому фильму в духе киберпанка. К 2035 г. к концу очень долгой битвы и посередине тяжелого экологического кризиса, США - еще доминирующая империя - будут побеждены глобализацией (мондиализацией) рынков, особенно финансовых, и могуществом концернов, особенно страховых. Истощенные финансово и политически, как и все остальные империи до них, США перестанут руководить миром. Они останутся ведущей державой планеты; они не будут замещены ни другой империей, ни другой доминирующей нацией, но мир временно станет полицентричным , руководимым десятком региональных держав.

Все начнется с демографического потрясения. В 2050 г. (если не произойдет никакой мощной катастрофы) землю будут населять 9,5 млрд человеческих особей, т.е. на 3 млрд больше, чем сейчас. Средняя продолжительность жизни в наиболее богатых странах приблизится к веку; уровень рождаемости остановится еще по соседству с порогом воспроизводства. Как следствие, человечество будет стареть. На 360 млн увеличится население Китая, на 600 млн – Индии, на 100 млн – Нигерии и Бангладеш, на 80 млн – США, на 9 млн – Франции, на 10 млн - Германии и, возможно, на 30 млн – России. Две трети населения планеты будут жить в городах, население которых удвоится, так же, как должно удвоиться количество потребляемой энергии и сельскохозяйственной продукции. Число людей трудоспособного возраста также удвоится; более двух третей детей, рожденных в эти годы, будут жить в 20 наиболее бедных странах.

В это же время (около 2050 г.) рынок, безграничный по своей природе, возьмет верх над демократией, институционально ограниченной какой-либо территорией. Государства ослабеют; новые нанотехнологии сократят потребление энергии и преобразуют последние сферы, еще остававшиеся коллективными - здравоохранение, образование, безопасность и суверенитет; появятся новые основные объекты потребления, которые Аттали называет «надзирателями» (surveilleurs), позволяющие измерять и контролировать соответствие нормам: каждый станет своим собственным врачом, преподавателем, контролером. Экономика будет становиться все более экономной в потреблении энергии и воды. Самонадзор/самонаблюдение превратится в высшую форму свободы и страх несоответствия нормам станет ее пределом. Прозрачность будет обязательна; тот, кто захочет скрыть информацию о своем имуществе, нравах, состоянии здоровья или уровне образования будет a priori подозрительным. Увеличение продолжительности жизни даст власть самым пожилым, которые решат взвалить ее на себя. Государства уступят дорогу предприятиям и городам.

Гиперкочевники (hypernomades) будут руководить открытой империей без почвы, без центра - гиперимперией . Никто не будет больше лоялен никому, кроме самого себя; предприятия не будут больше иметь никакой национальной принадлежности; бедные создадут рынок среди других; законы будут заменены контрактами, правосудие – арбитражем, полиция – наемниками. Установятся новые различия: пока оседлые развлекаются при помощи зрелищ и спортивных мероприятий, огромные массы кочевников нищеты - инфракочевников - будут преодолевать границы в поисках средств к существованию. Страховые компании, ставшие регуляторами мира, зафиксируют нормы, которым должны будут подчиниться государства, предприятия и отдельные структуры. Ресурсы станут все более редкими, роботы – все более многочисленными. Время, даже самое личное, будет почти полностью поглощено использованием товаров. В один и тот же день каждый сможет сам себя починить, затем произвести протезы из самого себя, и, наконец, быть клонированным. Человек превратится в артефакт, потребляющий другие артефакты; в каннибала, поедающего каннибальские предметы; в жертву кочевых зол.

Естественно, все перечисленные изменения не смогут произойти без ужасных потрясений. Как раз накануне исчезновения американской империи климат станет почти невыносимым, население будет вести борьбу за территории. Начнутся перманентные войны, поскольку нации, пираты, наемники, мафии, религиозные движения получат доступ к новому оружию и инструментам наблюдения, устрашения и возмездия, смогут использовать возможности электроники, генетики, нанотехнологий. Более того, подъем гиперимперии приведет каждого к тому, что он станет врагом/соперником всех. Будут сражаться за нефть, за воду, за то, чтобы сохранить территорию, за то, чтобы ее покинуть, чтобы установить одну веру, чтобы ниспровергнуть другую, чтобы разрушить Запад, чтобы утвердить его ценности. Военные диктатуры, опирающиеся на армию и полицию, придут к власти. Разразится самая губительная из всех войн - гиперконфликт .

К 2060 г. или раньше (если, конечно, человечество не исчезнет под потоком бомб) человечество не сможет больше мириться ни с американской империей, ни с гиперимперией, ни с гиперконфликтом. Новые силы, альтруистские и универсалистские, которые действуют уже сегодня, придут к власти в мировом масштабе в виде империи необходимости – необходимости экологической, этической, экономической, культурной и политической. В результате их восстания образуется гипердемократия .

А что же Россия?

России также нашлось место в апокалипсических построениях Аттали. Правда, части книги, посвященные анализу российского будущего, написаны в довольно сдержанных тонах, далеких от киберпанковского разгула. Нашу страну Жак Аттали относит к числу так называемых «Одиннадцати» - одиннадцати ведущих стран (кроме США и ЕС). Кроме России, в их число входят Япония, Китай, Индия, Индонезия, Корея, Австралия, Канада, ЮАР, Бразилия и Мексика.

По мнению Аттали, Россия могла бы обрести лучшее демографическое равновесие и использовать часть нефтяных доходов, чтобы как следует организовать свое развитие. Став в 2006 г. первым производителем черного золота, опередив Саудовскую Аравию (с запасами 100 млрд баррелей) и первым производителем титана, ее ВНП должен к 2025 г. превзойти ВВП Германии, Англии и Франции, и тогда она станет шестой экономикой в мире. Благодаря валютным резервам, накопленным от продажи нефти, Россия получит средства на покупку промышленных технологий Европы и Запада, что обойдется ей дешевле, чем модернизация собственных предприятий. Нефть будет продолжать обеспечивать половину ее налоговых поступлений.

Как и другие из числа «Одиннадцати», Россия будет развивать городскую инфраструктуру, юридические рамки, защищающие частную и интеллектуальную собственность, современную банковскую систему, и особенно улучшать свою систему здравоохранения: средняя продолжительность жизни (упавшая в 2006 г. до 59 лет у мужчин и 72 лет у женщин), снова начнет расти; численность населения стабилизируется на уровне 120 млн в 2025 г. (по сравнению со 142 млн сегодня). Россия также будет сталкиваться с новыми угрозами: исламской – с юга, китайской – с востока.

(1943-11-01 ) (75 лет)

Приобрёл особую известность в 1981 году, благодаря его высокому положению в кабинете (аппарате) Президента Франции Франсуа Миттерана . В апреле 1991 года стал первым главой «Европейского банка реконструкции и развития ». Аттали - один из фигурантов по делу о незаконной продаже оружия Анголе («Анголагейт »). Является членом Бильдербергского клуба .

Автор десятка книг. В книге «Линии горизонта» («Lignes d’horizons», в английском переводе - «Millennium», что переводится на русский в данном случае как «Золотой век») Жак Аттали разбирает эволюцию нашего общества, взятого на мировом уровне, на будущую четверть века, а также исследует сущность его экономической, политической, социальной и идеологической организации. По мнению Жака Аттали, демократия - это наилучшая политическая система, торговый строй - двигатель прогресса , всемогущество денег - самый справедливый порядок правления.

Философия

Библиография

  • «Шумы» (1977)
  • «Три мира» (1981)
  • «Истории Времени» (1982)
  • «Влиятельный человек Зигмунд Г. Уорбург (1902-1982)» (1985)
  • «В прямом и переносном смысле» (1988)
  • «Первый день после меня».(Роман) Перевод Михаила Гребнева. Журнал «Дружба народов», № 12, 1993.
  • «На пороге нового тысячелетия» (1991)
  • «Карл Маркс: Мировой дух» (2005)
  • «Краткая история будущего» (2006, 2-е изд. 2009, на рус. 2014)

Напишите отзыв о статье "Аттали, Жак"

Литература

  • Attali J. Millennium: winners and losers in the coming world order. - New York: Random House, 1991. - 132 с. - ISBN 0-812-91913-0 .
  • Attali J. Analyse économique de la vie politique. - Paris: Presses Universitaires de France, 1972. - 220 с.

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Аттали, Жак

– А! Никита Иваныч, – сказал Николай, учтиво вставая. И, как бы желая, чтобы Никита Иваныч принял участие в его шутках, он начал и ему сообщать свое намерение похитить одну блондинку.
Муж улыбался угрюмо, жена весело. Добрая губернаторша с неодобрительным видом подошла к ним.
– Анна Игнатьевна хочет тебя видеть, Nicolas, – сказала она, таким голосом выговаривая слова: Анна Игнатьевна, что Ростову сейчас стало понятно, что Анна Игнатьевна очень важная дама. – Пойдем, Nicolas. Ведь ты позволил мне так называть тебя?
– О да, ma tante. Кто же это?
– Анна Игнатьевна Мальвинцева. Она слышала о тебе от своей племянницы, как ты спас ее… Угадаешь?..
– Мало ли я их там спасал! – сказал Николай.
– Ее племянницу, княжну Болконскую. Она здесь, в Воронеже, с теткой. Ого! как покраснел! Что, или?..
– И не думал, полноте, ma tante.
– Ну хорошо, хорошо. О! какой ты!
Губернаторша подводила его к высокой и очень толстой старухе в голубом токе, только что кончившей свою карточную партию с самыми важными лицами в городе. Это была Мальвинцева, тетка княжны Марьи по матери, богатая бездетная вдова, жившая всегда в Воронеже. Она стояла, рассчитываясь за карты, когда Ростов подошел к ней. Она строго и важно прищурилась, взглянула на него и продолжала бранить генерала, выигравшего у нее.
– Очень рада, мой милый, – сказала она, протянув ему руку. – Милости прошу ко мне.
Поговорив о княжне Марье и покойнике ее отце, которого, видимо, не любила Мальвинцева, и расспросив о том, что Николай знал о князе Андрее, который тоже, видимо, не пользовался ее милостями, важная старуха отпустила его, повторив приглашение быть у нее.
Николай обещал и опять покраснел, когда откланивался Мальвинцевой. При упоминании о княжне Марье Ростов испытывал непонятное для него самого чувство застенчивости, даже страха.
Отходя от Мальвинцевой, Ростов хотел вернуться к танцам, но маленькая губернаторша положила свою пухленькую ручку на рукав Николая и, сказав, что ей нужно поговорить с ним, повела его в диванную, из которой бывшие в ней вышли тотчас же, чтобы не мешать губернаторше.
– Знаешь, mon cher, – сказала губернаторша с серьезным выражением маленького доброго лица, – вот это тебе точно партия; хочешь, я тебя сосватаю?
– Кого, ma tante? – спросил Николай.
– Княжну сосватаю. Катерина Петровна говорит, что Лили, а по моему, нет, – княжна. Хочешь? Я уверена, твоя maman благодарить будет. Право, какая девушка, прелесть! И она совсем не так дурна.
– Совсем нет, – как бы обидевшись, сказал Николай. – Я, ma tante, как следует солдату, никуда не напрашиваюсь и ни от чего не отказываюсь, – сказал Ростов прежде, чем он успел подумать о том, что он говорит.
– Так помни же: это не шутка.
– Какая шутка!
– Да, да, – как бы сама с собою говоря, сказала губернаторша. – А вот что еще, mon cher, entre autres. Vous etes trop assidu aupres de l"autre, la blonde. [мой друг. Ты слишком ухаживаешь за той, за белокурой.] Муж уж жалок, право…
– Ах нет, мы с ним друзья, – в простоте душевной сказал Николай: ему и в голову не приходило, чтобы такое веселое для него препровождение времени могло бы быть для кого нибудь не весело.
«Что я за глупость сказал, однако, губернаторше! – вдруг за ужином вспомнилось Николаю. – Она точно сватать начнет, а Соня?..» И, прощаясь с губернаторшей, когда она, улыбаясь, еще раз сказала ему: «Ну, так помни же», – он отвел ее в сторону:
– Но вот что, по правде вам сказать, ma tante…
– Что, что, мой друг; пойдем вот тут сядем.
Николай вдруг почувствовал желание и необходимость рассказать все свои задушевные мысли (такие, которые и не рассказал бы матери, сестре, другу) этой почти чужой женщине. Николаю потом, когда он вспоминал об этом порыве ничем не вызванной, необъяснимой откровенности, которая имела, однако, для него очень важные последствия, казалось (как это и кажется всегда людям), что так, глупый стих нашел; а между тем этот порыв откровенности, вместе с другими мелкими событиями, имел для него и для всей семьи огромные последствия.
– Вот что, ma tante. Maman меня давно женить хочет на богатой, но мне мысль одна эта противна, жениться из за денег.
– О да, понимаю, – сказала губернаторша.
– Но княжна Болконская, это другое дело; во первых, я вам правду скажу, она мне очень нравится, она по сердцу мне, и потом, после того как я ее встретил в таком положении, так странно, мне часто в голову приходило что это судьба. Особенно подумайте: maman давно об этом думала, но прежде мне ее не случалось встречать, как то все так случалось: не встречались. И во время, когда Наташа была невестой ее брата, ведь тогда мне бы нельзя было думать жениться на ней. Надо же, чтобы я ее встретил именно тогда, когда Наташина свадьба расстроилась, ну и потом всё… Да, вот что. Я никому не говорил этого и не скажу. А вам только.

Приобрёл особую известность в 1981 году, благодаря его высокому положению в кабинете (аппарате) Президента Франции Франсуа Миттерана . В апреле 1991 года стал первым главой «Европейского банка реконструкции и развития ». Аттали - один из фигурантов по делу о незаконной продаже оружия Анголе («Анголагейт »). Является членом Бильдербергского клуба .

Автор десятка книг. В книге «Линии горизонта» («Lignes d’horizons», в английском переводе - «Millennium», что переводится на русский в данном случае как «Золотой век») Жак Аттали разбирает эволюцию нашего общества, взятого на мировом уровне, на будущую четверть века, а также исследует сущность его экономической, политической, социальной и идеологической организации. По мнению Жака Аттали, демократия - это наилучшая политическая система, торговый строй - двигатель прогресса , всемогущество денег - самый справедливый порядок правления.

Философия

Библиография

  • «Шумы» (1977)
  • «Три мира» (1981)
  • «Истории Времени» (1982)
  • «Влиятельный человек Зигмунд Г. Уорбург (1902-1982)» (1985)
  • «В прямом и переносном смысле» (1988)
  • «Первый день после меня».(Роман) Перевод Михаила Гребнева. Журнал «Дружба народов», № 12, 1993.
  • «На пороге нового тысячелетия» (1991)
  • «Карл Маркс: Мировой дух» (2005)
  • «Краткая история будущего» (2006, 2-е изд. 2009, на рус. 2014)

Напишите отзыв о статье "Аттали, Жак"

Литература

  • Attali J. Millennium: winners and losers in the coming world order. - New York: Random House, 1991. - 132 с. - ISBN 0-812-91913-0.
  • Attali J. Analyse économique de la vie politique. - Paris: Presses Universitaires de France, 1972. - 220 с.

Примечания

Ссылки

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Аттали, Жак

Какое-то время я старалась ни о чём не думать, давая своему воспалённому мозгу хоть какую-то передышку. Казалось, не только Караффа, но вместе с ним и весь знакомый мне мир сошёл с ума... включая мою отважную дочь. Что ж, наши жизни продлились ещё на неделю... Можно ли было что-либо изменить? Во всяком случае, в данный момент в моей уставшей, пустой голове не было ни одной более или менее нормальной мысли. Я перестала что-либо чувствовать, перестала даже бояться. Думаю, именно так чувствовали себя люди, шедшие на смерть...
Могла ли я что-либо изменить за какие-то короткие семь дней, если не сумела найти «ключ» к Караффе за долгие четыре года?.. В моей семье никто никогда не верил в случайность... Потому надеяться, что что-либо неожиданно принесёт спасение – было бы желанием ребёнка. Я знала, что помощи ждать было неоткуда. Отец явно помочь не мог, если предлагал Анне забрать её сущность, в случае неудачи... Мэтэора тоже отказала... Мы были с ней одни, и помогать себе должны были только сами. Поэтому приходилось думать, стараясь до последнего не терять надежду, что в данной ситуации было почти что выше моих сил...
В комнате начал сгущаться воздух – появился Север. Я лишь улыбнулась ему, не испытывая при этом ни волнения, ни радости, так как знала – он не пришёл, чтобы помочь.
– Приветствую тебя, Север! Что привело тебя снова?.. – спокойно спросила я.
Он удивлёно на меня взглянул, будто не понимая моего спокойствия. Наверное, он не знал, что существует предел человеческого страдания, до которого очень трудно дойти... Но дойдя, даже самое страшное, становится безразличным, так как даже бояться не остаётся сил...
– Мне жаль, что не могу помочь тебе, Изидора. Могу ли я что-то для тебя сделать?
– Нет, Север. Не можешь. Но я буду рада, если ты побудешь со мною рядом... Мне приятно видеть тебя – грустно ответила я и чуть помолчав, добавила: – Мы получили одну неделю... Потом Караффа, вероятнее всего, заберёт наши короткие жизни. Скажи, неужели они стоят так мало?.. Неужели и мы уйдём так же просто, как ушла Магдалина? Неужели не найдётся никого, кто очистил бы от этой нелюди наш мир, Север?..
– Я не пришёл к тебе, чтобы отвечать на старые вопросы, друг мой... Но должен признаться – ты заставила меня передумать многое, Изидора... Заставила снова увидеть то, что я годами упорно старался забыть. И я согласен с тобою – мы не правы... Наша правда слишком «узка» и бесчеловечна. Она душит наши сердца... И мы, становимся слишком холодны, чтобы правильно судить происходящее. Магдалина была права, говоря, что наша Вера мертва... Как права и ты, Изидора.
Я стояла, остолбенело уставившись на него, не в силах поверить тому, что слышу!.. Был ли это тот самый, гордый и всегда правый Север, не допускавший какой-либо, даже малейшей критики в адрес его великих Учителей и его любимейшей Мэтэоры?!!
Я не спускала с него глаз, пытаясь проникнуть в его чистую, но намертво закрытую от всех, душу... Что изменило его столетиями устоявшееся мнение?!. Что подтолкнуло посмотреть на мир более человечно?..
– Знаю, я удивил тебя, – грустно улыбнулся Север. – Но даже то, что я открылся тебе, не изменит происходящего. Я не знаю, как уничтожить Караффу. Но это знает наш Белый Волхв. Хочешь ли пойти к нему ещё раз, Изидора?
– Могу ли я спросить, что изменило тебя, Север? – осторожно спросила я, не обращая внимания на его последний вопрос.
Он на мгновение задумался, как бы стараясь ответить как можно более правдиво...
– Это произошло очень давно... С того самого дня, как умерла Магдалина. Я не простил себя и всех нас за её смерть. Но наши законы видимо слишком глубоко жили в нас, и я не находил в себе сил, чтобы признаться в этом. Когда пришла ты – ты живо напомнила мне всё произошедшее тогда... Ты такая же сильная и такая же отдающая себя за тех, кто нуждается в тебе. Ты всколыхнула во мне память, которую я столетиями старался умертвить... Ты оживила во мне Золотую Марию... Благодарю тебя за это, Изидора.
Спрятавшись очень глубоко, в глазах Севера кричала боль. Её было так много, что она затопила меня с головой!.. И я никак не могла поверить, что наконец-то открыла его тёплую, чистую душу. Что наконец-то он снова был живым!..
– Север, что же мне делать? Разве тебе не страшно, что миром правят такие нелюди, как Караффа?..
– Я уже предложил тебе, Изидора, пойдём ещё раз в Мэтэору, чтобы увидеть Владыко... Только он может помочь тебе. Я, к сожалению, не могу...