Вопрос: Чем, по мнению Зубатова С.В., опасна антиправительственная пропаганда? Что должно противопоставить ей правительство.

26.02.2015 3555 515 Ахметова Айсылу Зайтуновна

Цели: выяснить причины революции, цели, каковы результаты революции, характер революции, развивать навыки анализа документа, делать выводы, пополнять исторический словарный запас.
Задачи: ответить на вопрос: «Всегда ли революция приводит к смене одного строя другим государственным строем? Были ли решены проблемы, которые её породили? Можно ли было избежать революции?
УМК: атласы, карта «Революция 1905-1907гг»,тестовые задания, раздаточный материал «Из петиции», портреты Николай II, Зубатова.
Понятия: революция, петиция, манифест, хоругвь.
Тип урока: комбинированный

Ход урока:

Ход урока Содержание и приемы работы учителя Содержание и приемы работы учащихся
I.Организацион-ный момент
(2-3 мин.) Учитель приветствует учащихся:
-Здравствуйте, ребята!
Учитель отмечает отсутствующих. Учащиеся приветствуют учителя стоя.
Дежурный ученик называет фамилия отсутствующих.
II. Проверка домашнего задания.
(4 мин.) Учитель:
- Ребята. Сейчас, для проверки своих знаний по пройденному материалу, проделаете тестовые задания
(см. Приложение 1). Задание 1(выполняют тестовые задания).
III. Изучение нового материала
(25 мин.)

1. 1.Антиправительственные движения.
2. Работа с учебником.
3. Учитель: - Раскроем данный вопрос по тексту учебника (стр.35).

Зафиксируем результаты работы в схеме (запись на доске и в тетрадях) Приложение 2.
2. «Зубатовский социализм»
- Все эти антиправительственные движения волновали власти, поэтому было решено взять их под контроль. Эта идея принадлежала начальнику Московского охранного отделения полковнику С.В. Зубатову. (портрет)
- Далее поработаем с документом: Чем, по мнению Зубатова, опасна антиправительственная пропаганда?
Что должно противопоставить ей правительство?

3.Задачи революции.
С началом русско-японской войны ситуация в стране обострилась. Ре-волюция должна была ликвидировать самодержавный строй, установить парламентскую форму правления, предоставить народу демократичес-кие права и свободы, сокращение продолжительности рабочего дня, решить национальные вопросы, уничтожить помещичье землевла-дение.
В решении этих задач были заинте-ресованы самые широкие слои насе-ления- крестьяне, рабочие, предпри-ниматели, интеллигенция. Они при-няли активное участие в революции.
Толчок к началу революции дала дея-тельность священника одной из - церквей Георгия Гапона. Плохо раз-бираясь в политике, зная положение рабочих, своими проповедями Гапон пытался укрепить веру рабочих в «доброго царя».
3 января1905г. в ответ на увольнение нескольких рабочих вспыхнула за-бастовка на Путиловском заводе, её поддержали все крупные предпри-ятия Петербурга. Забастовка стано-вилась всеобщей. В этой ситуации у Гапона созрел план: устроить гран-диозную манифестацию и передать царю «рабочую петицию». В вос-кресенье 9 января более 140тыс. ра-бочих, их жён и детей с хоругвами, портретами царя, царицы, отслужив торжественные молебны, колоннами двинулись к Зимнему дворцу.
- Как вы думаете, о чём могли просить рабочие царя?
Работа с документом.
Вопросы к документу:
-Каков характер приведённых требований?
-О чём просят рабочие царя?
-Охарактеризуйте отношение рабочих к царю.
-Можно ли петицию назвать призывом к революции?
-Какой современный документ она вам напоминает?

4. «Кровавое воскресенье»
- К великому сожалению, по приказу царя, войска стали беспощадно расстреливать рабочие колонны; бегущих преследовала и рубила шашками кавалерия. Количество убитых не было установлено. Народ прозрел: «Видно от царя нам помощи не будет,- заявлял тогда же один из очевидцев.- Мы просили хлеба, а нам дали пули».
Во второй половине дня начались беспорядки. Рабочие, которые ещё утром, молились за здравие царя и членов его семьи, начали стихийное восстание против царской власти. Они вооружались как и чем могли, громили офицеров и полицейских, завязывали перестрелки с войсками. В раз-ных районах города появились баррикады.
По справедливому замечанию А.М. Горь-кого, 9 января погибли не только сотни рабочих, на петербургских улицах был « убит» престиж Николая II. Вера в «доброго царя» рухнула бесповоротно.Своими залпа-ми царские войска дали сигнал к началу 1-й русской рев – ции. Кровавая безжалостная расправа с мирной демонстрацией вызвала гнев и возмущение в самых различных слоях населения. В той ситуации, которая сложи-лась в России, любой повод мог стать искрой.
- Это был повод или причина революции?
- Какие причины толкнули народ к революции?
5. Начало революции.
-Бастовали рабочие крупных промышленных центров страны. Революционная волна за-хлестнула деревню - крестьяне громили и жгли усадьбы помещиков. В революционное движение всё шире втягивались студенты и интеллигенция, армия, флот.Революционные события в стране нарастали, осенью 1905г. центром революционного движения стано-вится Москва. Московское восстание яви-лось высшей точкой революции.Правитель-ство было застигнуто врасплох этим револю-ционным взрывом.Оно теряло контроль над ситуацией. Традиционные меры борьбы – массовые аресты, ссылки, применение войск для разгона демонстраций – не приносили успеха.В правительственных кругах заго-ворили о необходимости уступок. Серьёз-ность положения была наконец осознана и самим царём. Верховная власть была вынуж-дена пойти на уступки. 17 октября 1905г. царь подписал Манифест «Об усовершен-ствовании государственного порядка».
6. Итоги революции.

Резюме:
- Революция имела незавершённый характер, так как она не могла разрешить все проблемы, которые её породили. Главным итогом революции было то, что она заставила верховную власть пойти на некоторые изменения политической системы страны и вплотную заняться аграрным вопросом. Задание 2.
Учащиеся работают с текстом параграфа и по заданию учителя самос-тоятельно определяют причины первой россий-ской революции:
- Первыми подали голос студенты, потребовав-шие восстановления университетской автономии.
-Возобновились забастовки рабочих.
- В массовую борьбу стало вступать крестьянство.
-После начала русско-японской войны прокатились волны выступлений в армии и на флоте.
Задание 3.
Учащиеся работают со схемой.

Задание 4.
Учащиеся знакомятся с документом (прочитывают материал Приложение 3.)
Примерный ответ учащихся: - По замыслу Зубатова необходимо было вну-шить рабочим, что улучшить материальное положение они могут только в союзе с само-державной властью. На фабри-ках были избраны старосты, но запрещалось рабочим учас-твовать в эконом. забастов-ках. Но в прокатившейся ши-рокой стачечной волне актив-ное участие приняли члены зу-батовских организаций. Это вызвало протест фабрикантов. И Зубатов был отправлен в отставку.

Задание 5.
Учащиеся работают с документом на стр. 42:
«Из петиции рабочих царю от 9 января 1905г»

Задание 6.
Работа по карте и атласам.

Задание 7.
Учащиеся выписывают в тетрадь главные понятия; работа с учебником (стр. 40-41) и в тетради.

IV. Закрепление
(8 мин.)

V. Выставление оценок.
(3 мин.)

VI. Домашнее задание
(2 мин) 4. Заключительная беседа по вопросам:
- Когда произошла первая русская революция?
-Что послужило поводом к революции?
-Назовите причины революции.
-Какие социальные слои участвовали в ней?
-Были ли решены проблемы, которые породили революцию?
-Какой главный итог революции?
Подведём итоги:
- Что изменилось в России после революции?
Таким образом, в ходе 1-й революции началось преобразование Российской империи из самодержавного государства в конституционную монархию.
- Можно ли было избежать революции?

Прочитать параграф 6,
ответить на вопросы 1,2,5,6 на стр. 42
По желанию учащиеся могут написать доклад на темы:
а) «Сравнение российских либеральных партий в начале XX века и в начале XXI века.»
б) «Мое отношение к революции 1905-1907 гг.»
5. Учащиеся отвечают на вопрос, подводят итог.

Первая российская революция способствовала демократизации государства и общественной жизни, улучшила положение рабочего класса и национальных меньшинств, но не разрешила главной проблемы малоземелья крестьян.

Учащиеся ставят в дневник оценки, записывают домашнее задание.

Учитель истории и обществознания: Ахметова А.З.

Приложение 1.

Тестовые задания для проверки домашнего задания.
1.Соотнесите события и даты:
а)1896г.
б)1898г.
в)1899г.
г)1904-1905гг.
д)1907г.
1)Гаагская международная конференция по разоружению;
2)китайско-русское соглашение о строительстве КВЖД;
3)русско-японская война;
4)англо-русские соглашения о разделе сфер влияния в Персии, Афганистане, неприкосновенности территории Тибета;
5)китайско-русское соглашение об аренде Ляодунского полуострова.
2. Кто здесь лишний и почему?
а) С.Ю. Витте.
б) А.Н. Куропаткин
в) С.О. Макаров
г) З.П. Рожественский
3. Что здесь лишнее и почему?
а) Мугден
б) Ляоян
в) Порт-Артур
г) Цусима
4. Главный итог российской внешней политики в 1894-1904 гг.?
а) достижение всеобщего разоружения в Европе.
б) установление преобладающего влияния в Китае.
в) война с Японией.
г) вступление России в Тройственный союз.
5. Не относится к причинам поражения России в войне с Японией:
а) отдаленность от театра военных действий баз русской армии и флота.
б) отсутствие боевого опыта у русской армии и флота.
в) отсутствие у России бронированного парового флота.
г) революция в России.
6. Что здесь лишнее и почему?
а) Корея.
б) Южный Сахалин.
в) Порт-Артур.
г) Персия.
7. Расшифруйте аббревиатуру КВЖД.

Приложение 2.

Приложение 3.

Из записки С.В. Зубатова
За массой нам надо ухаживать. Она нам крепко верит, но веру эту стараются в ней поколебать как оппозиционные, так и революционные пропаганды…
Девизом внутренней политики должно быть «поддержание равновесия среди классов», злобно друг на друга посматривающих. Борясь с ними, помнить всячески: «бей в корень», обезоруживая массы путём своевременного и неустанного правительственного улучшения их положения на почве их мелких нужд и требований. Внеклассовому самодержавию остаётся «разделять и властвовать». Только бы они не спелись…Для равновесия (в качестве противоядия) с чувствующей себя гордо и поступающей нахально буржуазией нам надо прикармливать рабочих, убивая тем самым двух зайцев: укрощая буржуазию и идеологов и располагая к себе рабочих и крестьян.

1. Чем, по мнению Зубатова, опасна антиправительственная пропаганда?
2. Что должно противопоставить ей правительство?

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Цели:

    Выяснить причины революции, цели, каковы результаты революции, характер революции;

    Развивать навыки анализа документа, умения делать выводы, пополнять исторический словарный запас;

    Продолжить воспитание гражданской позиции, чувство милосердия, толерантности.

Задачи:

    Определить причины и задачи революции;

    Изучить ход революционных действий;

    Рассмотреть позиции левых, правых и умеренных сил в революции;

    Дать характеристику Николаю II и дать оценку его деятельности;

    Определить итоги революции.

Оборудование: атласы, карта «Революция 1905-1907гг», раздаточный материал «Из петиции», портреты Александр III, Николай II, документы, презентация

На доске:

«Они (причины революции) – в нарушении равновесия между идейными стремлениями русского мыслящего общества и нынешними формами его жизни.

Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому на основе гражданской свободы» (Витте С.Ю.)

Понятия: революция, петиция, манифест

Тип урока : комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Учитель : Россия отставала от Запада по уровню экономического развития.

    Какая задача стояла перед правительством?

Перед ним стояла историческая задача – выйти на передовые рубежи, модернизировать экономику и реформировать политический строй.

20 октября 1894г. Умер император Александр III, на престол вступил его сын Николай II. (портреты) Вступление Николая на престол вызвало волну ожиданий в обществе. Многие надеялись, что новый император доведёт до конца реформы, начатые его дедом Александром II, и возьмётся за переустройство политической системы Российской империи.

    Дифференциация по уровню интеллектуального развития.

Задание 1 группа: Сформулируйте основные направления в экономике и социальной сфере, по которым отставала Россия.

Задания 2 группа: Сформулируйте основные проблемы, стоящие перед Россией.

Задание 3 группа: Сформулируйте, какие надежды возлагал народ на нового императора.

Учитель: Но уже в 1-й публичной речи 17 января 1895г. Николай II заявил, что будет охранять основы самодержавия твёрдо и неуклонно, как его « незабвенный покойный родитель».

Задание: Дайте историческую оценку императору Николаю II.

    Дифференциация по личностно-психологическому типу.

Памятка для оценки государственного деятеля:

    Интересы, какого социального слоя выражал? Цели и стремления этого слоя?

    Какими личными качествами обладал? Насколько они подходили для решения поставленных целей?

    Какие средства использовал для достижения целей? Оцените их. – Хронограф и результаты деятельности.

Твоё отношение к личности государственного деятеля.

Этапы работы: - учитель + класс.

Работа с документами (воспоминания Святополк-Мирского П.Д.):

1. Задание на 3 балла:

    Какие слои населения были недовольны?

2. Задание на 4 балла:

    Какие требования они выдвигали?

3. Задание на 5 баллов:

    В чем заключалась борьба патриархальных и модернизационных установок в российском обществе?

На доске записаны (закрыто) участники антиправительственных движений, их требования, формы протеста и действия властей.

После работы с документами открывается запись, прочитывается, записывается в тетрадь.

Все эти антиправительственные движения волновали власти, поэтому было решено взять их под контроль. Эта идея принадлежала начальнику Московского охранного отделения полковнику С.В. Зубатову.

Работа с документом.

Из записки С.В. Зубатова

За массой нам надо ухаживать. Она нам крепко верит, но веру эту стараются в ней поколебать как оппозиционные, так и революционные пропаганды…

Девизом внутренней политики должно быть «поддержание равновесия среди классов», злобно друг на друга посматривающих. Борясь с ними, помнить всячески: «бей в корень», обезоруживая массы путём своевременного и неустанного правительственного улучшения их положения на почве их мелких нужд и требований. Внеклассовому самодержавию остаётся «разделять и властвовать». Только бы они не спелись… Для равновесия (в качестве противоядия) с чувствующей себя гордо и поступающей нахально буржуазией нам надо прикармливать рабочих, убивая тем самым двух зайцев: укрощая буржуазию и идеологов и располагая к себе рабочих и крестьян.

    Дифференциация по уровню и области интересов.

Чем, по мнению Зубатова, опасна антиправительственная пропаганда?

Что должно противопоставить ей правительство?

Учитель: По замыслу Зубатова необходимо было внушить рабочим, что улучшить материальное положение они могут только в союзе с самодержавной властью. На фабриках были избраны старосты, но запрещалось рабочим участвовать в эконом. забастовках. Но в прокатившейся широкой стачечной волне активное участие приняли члены зубатовских организаций. Это вызвало протест фабрикантов. И Зубатов был отправлен в отставку.

    Задачи революции.

С началом русско-японской войны ситуация в стране обострилась. Революция должна была ликвидировать самодержавный строй, установить парламентскую форму правления, предоставить народу демократические права и свободы, сокращение продолжительности рабочего дня, решить национальные вопросы, уничтожить помещичье землевладение.

В решении этих задач были заинтересованы самые широкие слои населения- крестьяне, рабочие, предприниматели, интеллигенция. Они приняли активное участие в революции.

Толчок к началу революции дала деятельность священника одной из петербургских церквей Георгия Гапона. Плохо разбираясь в политике, зная положение рабочих, своими проповедями Гапон пытался укрепить веру рабочих в «доброго царя».

3 января1905г. в ответ на увольнение нескольких рабочих вспыхнула забастовка на Путиловском заводе, её поддержали все крупные предприятия Петербурга. Забастовка становилась всеобщей. В этой ситуации у Гапона созрел план: устроить грандиозную манифестацию и передать царю «рабочую петицию». В воскресенье 9 января более 140тыс. рабочих, их жён и детей с хоругвами, портретами царя, царицы, отслужив торжественные молебны, колоннами двинулись к Зимнему дворцу.

Учитель: - Как вы думаете, о чём могли просить рабочие царя?

Работа с документом.

(Петиция – коллективное письменное обращение к властям.)

«Нет больше сил, государь. Настал тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук… Разрушь стену м/у тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой…

Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.

Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.

Общее и обязательное народное образование на государственный счёт.

Ответственность министров перед народом.

Равенство перед законом всех без исключения …»

    Задания по группам. Дифференциация по уровню овладения знаниями, умениями и навыками.

    Каков характер приведённых требований?

    О чём просят рабочие царя?

    Охарактеризуйте отношение рабочих к царю.

    Можно ли петицию назвать призывом к революции?

    Какой современный документ она вам напоминает?

Войска стали беспощадно расстреливать рабочие колонны; бегущих преследовала и рубила шашками кавалерия. Количество убитых не было установлено. Народ прозрел: «Видно от царя нам помощи не будет,- заявлял тогда же один из очевидцев.- Мы просили хлеба, а нам дали пули».

Во второй половине дня начались беспорядки. Рабочие, которые ещё утром, молились за здравие царя и членов его семьи, начали стихийное восстание против царской власти. Они вооружались как и чем могли, громили офицеров и полицейских, завязывали перестрелки с войсками. В разных районах города появились баррикады.

По справедливому замечанию А.М. Горького, 9 января погибли не только сотни рабочих, на петербургских улицах был «убит» престиж Николая II.

Вера в «доброго царя» рухнула бесповоротно.

Своими залпами царские войска дали сигнал к началу 1-й русской революции. Кровавая безжалостная расправа с мирной демонстрацией вызвала гнев и возмущение в самых различных слоях населения.

- Учитель: В той ситуации, которая сложилась в России, любой повод мог стать искрой.

    Это был повод или причина революции?

    Какие причины толкнули народ к революции?

Бастовали рабочие крупных промышленных центров страны. Революционная волна захлестнула деревню - крестьяне громили и жгли усадьбы помещиков. В революционное движение всё шире втягивались студенты и интеллигенция, армия, флот.

Революционные события в стране нарастали, осенью 1905г. центром революционного движения становится Москва. Московское восстание явилось высшей точкой революции.

Правительство было застигнуто врасплох этим революционным взрывом.Оно теряло контроль над ситуацией. Традиционные меры борьбы – массовые аресты, ссылки, применение войск для разгона демонстраций – не приносили успеха.

В правительственных кругах заговорили о необходимости уступок. Серьёзность положения была, наконец осознана и самим царём. Верховная власть была вынуждена пойти на уступки. 17 октября 1905г. царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

Работа с документом.

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

Привлечь к участию в Думе… те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав…

Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думой…

Письменный вопрос на ответ: (5 вопрос на 5 баллов, 4 вопроса на 4 балла и т.д.)

Высшим законодательным органом стала Государственная дума. 19 октября 1905г. был создан Совет министров. Председателем стал С.Ю. Витте.

Эссе (задание на дом в основе слова Николая II):

«Милая мама, - обращался Николай II к матери через день после подписания Манифеста, - сколько я перемучился, ты представить себе не можешь. Единственное утешение, что такова воля Божия и что это тяжёлое решение выведет дорогую Россию из того невыносимого, хаотического состояния, в котором она находится почти год».

Почему для Николая II вопрос о Конституции был столь болезненным, ведь многие монархи Западной Европы пошли на ограничение своей власти?

Ученикам продвинутого уровня («сильный ученик»):

В чём заключались расхождения большевиков и меньшевиков по основным тактическим вопросам революции 1905-1907 гг.? – Прочтите выдержки из петиции рабочих и дайте ей общую оценку. Подумайте, как документ характеризует питерских рабочих? Поставили бы вы свою подпись под петицией? Что бы вы убрали из текста петиции, чем бы её дополнили? Предложите свой вариант. – В чём проблема расстановки классовых сил в революции? – Организуйте заседание Государственной думы по аграрному вопросу.

Ученикам базового стандарта:

составьте и оформите послание германского посла своему императору о причинах революции в России; – интервью большевика X о задачах революции; – почему I Дума была «крамольной»? Её судьба; – опираясь на фактический материал, объясните, почему новый избирательный закон в III Государственную думу является государственным переворотом и означает поражение революции?

Ученикам, требующим педагогической поддержки:

На III съезде РСДРП были разработаны стратегический план и тактическая линия партии в начавшейся революции: – свержение самодержавия и установление демократической республики; - непосредственная организация вооружённого восстания; – изоляция либеральной буржуазии; – укрепление союза рабочего класса и крестьянства; – провозглашение буржуазно-демократических свобод. Укажите тактические задачи?

Расставьте на пирамиде в хронологической последовательности основные события революции: * вооружённое восстание в Москве; * «Кровавое воскресенье»; * выборы в Государственную думу; * Всеобщая Октябрьская политическая стачка; * восстание на броненосце «Потёмкин»;* образование первого Совета рабочих депутатов; * разгон царём II Государственной думы; * III Государственная дума.

    Пик революции

    Начало

    Завершение

Как вы оцениваете программные установки партий эсеров, кадетов, октябристов?

а) как победу сил революции; б) как победу царизма; в) как политический ход самодержавия.

Консультанты – учитель + «сильный» ученик.

    Итоги революции.

(учащиеся выписывают в тетрадь)

Работа с учебником и в тетради.

Учитель: Вывод: Революция имела незавершённый характер, так как она не могла разрешить все проблемы, которые её породили. Главным итогом революции было то, что она заставила верховную власть пойти на некоторые изменения политической системы страны и вплотную заняться аграрным вопросом.

В одной немецкой газете государственный строй России после революции1905г. был охарактеризован так: «Конституционная империя с самодержавным царём».

Предположите, что имел в виду автор статьи. Какие особенности государственного строя России это определение отражает? Разве может быть государство одновременно самодержавным и конституционным?

В современном мире есть такое государство?

III. Закрепление.

Беседа с классом.

    Когда произошла первая русская революция?

    Что послужило поводом к революции?

    Назовите причины революции.

    Какие социальные слои участвовали в ней?

    Были ли решены проблемы, которые породили революцию?

    Какой главный итог революции?

Подведём итоги:

Учитель: - Что изменилось в России после революции?

Таким образом, в ходе 1-й революции началось преобразование Российской империи из самодержавного государства в конституционную монархию.

Можно ли было избежать революции?

Выставление оценок.

IV. Домашнее задание:

    Написать эссе.

    Параграф 13-14

Урок истории в 9-м классе по теме "Первая Российская революция 1905–1907

На доске: «Они (причины революции) – в нарушении равновесия между идейным стремлениями русского мыслящего общества и нынешними формами его жизни.
Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому на основе гражданской свободы»
(Витте С.Ю.)

Цели: Выяснить причины революции, цели, каковы результаты революции, характер революции, развивать навыки анализа документа, делать выводы, пополнять исторический словарный запас.

Задачи: Ответить на вопрос: «Всегда ли революция приводит к смене одного строя другим государственным строем? Были ли решены проблемы, которые её породили? Можно ли было избежать революции?

Оборудование: атласы, карта «Революция 1905-1907гг», раздаточный материал «Из петиции», портреты Александр II, Николай II , Зубатова, стихотворное описание событий 9 января газеты «Вперёд».

Понятия: революция, петиция, манифест, хоругвь (полотнище с изображением Христа, святых)

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Россия отставала от Запада по уровню экономического развития.

- Какая задача стояла перед правительством?

Перед ним стояла историческая задача – выйти на передовые рубежи, модернизировать экономику и реформировать политический строй.

20 октября 1894г. Умер император Александр II. На престол вступил его сын Николай II. (портреты ) Вступление Николая на престол вызвало волну ожиданий в обществе. Многие надеялись, что новый император доведёт до конца реформы, начатые его дедом Александром III и возьмётся за переустройство политической системы Российской империи.

Но уже в 1-й публичной речи 17 января 1895г. Николай II заявил, что будет охранять основы самодержавия твёрдо и неуклонно, как его « незабвенный покойный родитель».

Работа с учебником .

Найдите в учебнике:

Какие слои населения были недовольны и какие требования они выдвигали?

(учеб. С.31.)

На доске записаны (закрыто) участники антиправительственных движений, их требования, формы протеста и действия властей.

После работы с учебником открывается запись, прочитывается, можно записать в тетрадь.

Все эти антиправительственные движения волновали власти, поэтому было решено взять их под контроль. Эта идея принадлежала начальнику Московского охранного отделения полковнику С.В. Зубатову. (портрет)

Работа с документом.

Из записки С.В. Зубатова

За массой нам надо ухаживать. Она нам крепко верит, но веру эту стараются в ней поколебать как оппозиционные, так и революционные пропаганды…

Девизом внутренней политики должно быть «поддержание равновесия среди классов», злобно друг на друга посматривающих. Борясь с ними, помнить всячески: «бей в корень», обезоруживая массы путём своевременного и неустанного правительственного улучшения их положения на почве их мелких нужд и требований. Внеклассовому самодержавию остаётся «разделять и властвовать». Только бы они не спелись…Для равновесия (в качестве противоядия) с чувствующей себя гордо и поступающей нахально буржуазией нам надо прикармливать рабочих, убивая тем самым двух зайцев: укрощая буржуазию и идеологов и располагая к себе рабочих и крестьян.

1. Чем, по мнению Зубатова, опасна антиправительственная пропаганда?

2. Что должно противопоставить ей правительство?

По замыслу Зубатова необходимо было внушить рабочим, что улучшить материальное положение они могут только в союзе с самодержавной властью. На фабриках были избраны старосты, но запрещалось рабочим участвовать в эконом. забастовках. Но в прокатившейся широкой стачечной волне активное участие приняли члены зубатовских организаций. Это вызвало протест фабрикантов. И Зубатов был отправлен в отставку.

Задачи революции.

С началом русско-японской войны ситуация в стране обострилась. Революция должна была ликвидировать самодержавный строй, установить парламентскую форму правления, предоставить народу демократические права и свободы, сокращение продолжительности рабочего дня, решить национальные вопросы, уничтожить помещичье землевладение.

В решении этих задач были заинтересованы самые широкие слои населения- крестьяне, рабочие, предприниматели, интеллигенция. Они приняли активное участие в революции.

Толчок к началу революции дала деятельность священника одной из петербургских церквей Георгия Гапона. Плохо разбираясь в политике, зная положение рабочих, своими проповедями Гапон пытался укрепить веру рабочих в «доброго царя».

3 января1905г. в ответ на увольнение нескольких рабочих вспыхнула забастовка на Путиловском заводе, её поддержали все крупные предприятия Петербурга. Забастовка становилась всеобщей. В этой ситуации у Гапона созрел план: устроить грандиозную манифестацию и передать царю «рабочую петицию». В воскресенье 9 января более 140тыс. рабочих, их жён и детей с хоругвями, портретами царя, царицы, отслужив торжественные молебны, колоннами двинулись к Зимнему дворцу.

- Как вы думаете, о чём могли просить рабочие царя?

Работа с документом.

(Петиция – коллективное письменное обращение к властям.)

Нет больше сил, государь. Настал тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук…Разрушь стену м/у тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой…

1. Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.

2. Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.

3. Общее и обязательное народное образование на государственный счёт.

4. Ответственность министров перед народом.

5. Равенство перед законом всех без исключения…

1. Каков характер приведённых требований?

2. О чём просят рабочие царя?

3. Охарактеризуйте отношение рабочих к царю.

4. Можно ли петицию назвать призывом к революции?

5. Какой современный документ она вам напоминает?

Посмотрим как царь ответил на просьбу рабочих?

«Мы мирно стояли пред Зимним дворцом,
Царя с нетерпением ждали,
Как вдруг между нами и царским крыльцом
На ружьях штыки заблистали.
И рота за ротой, всё супротив нас
Вмиг фронтом развёрнуты были.
Направили дула нам в лица как раз
И в грозном молчанье застыли…
Так тихо…так жутко…
Вдруг слышится: «Пли!»…
Опомниться мы не успели,-
Свалились уж многие на снег в крови,
За залпом же залпы гремели,
И ужас объял нас.
Безумно крича,
Мы с страшного места бежали,
Израненных, мёртвых с собой волоча,
А в тыл нам стрелять продолжали!»

Войска стали беспощадно расстреливать рабочие колонны; бегущих преследовала и рубила шашками кавалерия. Количество убитых не было установлено. Народ прозрел: «Видно от царя нам помощи не будет,- заявлял тогда же один из очевидцев.- Мы просили хлеба, а нам дали пули».

Во второй половине дня начались беспорядки. Рабочие, которые ещё утром, молились за здравие царя и членов его семьи, начали стихийное восстание против царской власти. Они вооружались как и чем могли, громили офицеров и полицейских, завязывали перестрелки с войсками. В разных районах города появились баррикады.

По справедливому замечанию А.М. Горького, 9 января погибли не только сотни рабочих, на петербургских улицах был « убит» престиж Николая II.

Вера в «доброго царя» рухнула бесповоротно.

Своими залпами царские войска дали сигнал к началу 1-й русской рев – ции. Кровавая безжалостная расправа с мирной демонстрацией вызвала гнев и возмущение в самых различных слоях населения.

- В той ситуации, которая сложилась в России, любой повод мог стать искрой.

- Это был повод или причина революции?

- Какие причины толкнули народ к революции?

Бастовали рабочие крупных промышленных центров страны. Революционная волна захлестнула деревню - крестьяне громили и жгли усадьбы помещиков. В революционное движение всё шире втягивались студенты и интеллигенция, армия, флот.

Революционные события в стране нарастали, осенью 1905г. центром революционного движения становится Москва. Московское восстание явилось высшей точкой революции.

Правительство было застигнуто врасплох этим революционным взрывом.

Оно теряло контроль над ситуацией. Традиционные меры борьбы – массовые аресты, ссылки, применение войск для разгона демонстраций – не приносили успеха.

В правительственных кругах заговорили о необходимости уступок. Серьёзность положения была наконец осознана и самим царём. Верховная власть была вынуждена пойти на уступки. 17 октября 1905г. царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

Работа с документом.

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. …Привлечь к участию в Думе…те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав…

3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думой…

1. Какие права получило российское население?

2. Какой новый орган государственной власти был обещан в манифесте?

3. Какими полномочиями он наделялся?

4. Что нового вносил он в политический строй Российской империи?

Высшим законодательным органом стала Государственная дума. 19 октября 1905г. был создан Совет министров. Председателем стал С.Ю. Витте.

Эссе: «Милая мама, - обращался Николай II к матери через день после подписания Манифеста, - сколько я перемучился, ты представить себе не можешь. Единственное утешение, что такова воля Божия и что это тяжёлое решение выведет дорогую Россию из того невыносимого, хаотического состояния, в котором она находится почти год».

Почему для Николая II вопрос о Конституции был столь болезненным, ведь многие монархи Западной Европы пошли на ограничение своей власти?

учеб. с.45-46

Итоги революции .

(учащиеся выписывают в тетрадь)

Работа с учебником и в тетради.

Вывод: Революция имела незавершённый характер, так как она не могла разрешить все проблемы, которые её породили. Главным итогомреволюции было то, что она заставила верховную власть пойти на некоторые изменения политической системы страны и вплотную заняться аграрным вопросом.

В одной немецкой газете государственный строй России после революции1905г. был охарактеризован так: «Конституционная империя с самодержавным царём».

В современном мире есть такое государство?

III. Закрепление.

1. Когда произошла первая русская революция?

2. Что послужило поводом к революции?

3. Назовите причины революции.

4. Какие социальные слои участвовали в ней?

5. Были ли решены проблемы, которые породили революцию?

6. Какой главный итог революции?

Подведём итоги:

- Что изменилось в России после революции?

Таким образом, в ходе 1-й революции началось преобразование Российской империи из самодержавного государства в конституционную монархию.

- Можно ли было избежать революции?

Выставление оценок.

Домашнее задание: параграф5.выписать основные этапы революции, итоги революции, знать основные понятия.

Вопрос:

Чем, по мнению Зубатова С.В., опасна антиправительственная пропаганда? Что должно противопоставить ей правительство?

Ответы:

По мнению начальника Московского охранного отделения Зубатова, который контролировал рабочее движение, антиправительственная пропаганда опасна прежде всего тем, что незамедлительно последуют репрессивные меры. А потом, он пытался убедить рабочих, что правительство может улучшить их положение. Он боялся революционных настроений среди рабочих и девизом его внутренней политики было поддержание равновесия среди классов.

Похожие вопросы

  • 1. переведи в неправильные дроби числа....Перевел 1). 129. 2). 119. 3). 105. 4). 130. 5). 109. 6). 125 2-ое задание задачки. " Найди наибольший и наименьший из числителей полученных дробей. Сделано это "105 и 130" (НАВЕРНОЕ) 3. НЕ МОГУ " Вычисли их разность" 4. Вычисли их произведение. 5. Узнай,во сколько раз произведение больше разности.... ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРНОСТИ. 3. (не могу) если что-то неправильно объясните....умоляю....срочно надо
  • 1)Цена билета в кино была 20 руб. После снижения цены число зрителей увеличилось на 25%, а выручка возросла на 12,5%. Сколько стал стоить билет? Дайте ответ в рублях. 2)В трёх ящиках лежали яблоки. В первом ящике на 6 кг меньше, чем в двух других вместе. А во втором – на 10 кг меньше, чем в двух других вместе. Сколько килограммов яблок в третьем ящике? Дайте ответ в килограммах.