Что такое прикладная культурология. Цели и задачи теоретической, исторической и прикладной культурологии

Культурология как научная парадигма. Специфика культурологического метода познания.

Культурология складывается как гуманитарная парадигма, имеющая междисциплинарный статус, интегрирующая методы и результаты других социогуманитарных наук. Специф. Культур. Метода:

1. проблемная направленность

2. Доминирование антологической (творящей, собирающ. знание) деятельности

3. Полидисциплинность культурологи

4. Антропологическая направленность

Флоренский: «Познать разумом – познать противоречие, познать сердцем – познать всецело» Касслер: «Мы не в состоянии познать философию культуры с помощью только формальных и логических средств.»

Культурология использует систему методов .

1.Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде.

2. Логический метод - исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими; 3.сравнительно-исторический метод . 4.Структурно-функциональный метод 5 Семиотический метод 6 Биографический метод 7 Метод моделирования 8 Психологический метод

Особенности культурологического метода Лихачева

Занимался обоснованием общих начал текстологии и истории древнерусской литературы. Говоря о важности метода, он отмечал, что «красота научной работы состоит главным образом в красоте исследовательских приемов, в новизне и скрупулезности научной методики… она–то и приводит к открытиям. Она дает метод обнаружения истины».

его интересуют, прежде всего, судьбоносные для становления отечественной культуры эпохи и периоды, привлекает человеческое, гуманистическое содержание и смысл русской литературы, искусства, философии, религии. Его взгляд на любые рассматриваемые им явления предполагает изучение и оценку их в контексте культуры, при этом временная, историческая плоскость анализа – лишь одна из многих. Он раскрыл особую роль национального языка, природу национальной самобытности России, проявляющейся в духовных исканиях народа, в канонах русской эстетики, в религиозном опыте русского православия.



Границы культурологической парадигмы Д.С.Лихачева можно обозначить несколькими смысловыми линиями, конструирующими его научный метод: целостность и проектный характер культурологической мысли, нравственная напряженность слова о культуре, гуманистическая направленность культурологического метода, проблемная ориентированность культурологических исследований. Важнейшие составляющие культурологической парадигмы становятся своеобразной концептуальной рамкой, с помощью которой ученый создает и исследует символический мир культуры, при этом различные грани метода обнаруживают свое «подобие» в структуре объекта познания

Цели и задачи теоретической, исторической и прикладной культурологии.

Задача прикладной культурологии - разработка культурной политики, экономическое и политическое обеспечение культурных программ. Целями прикладной культурологии являются прогнозирование, проектирование и регулирование культурных процессов, существующих в практической жизни.

Теоретическая область – разработка теорий, которые позволяют выявить общие закономерности культурной жизни, понять ее сущность и смыслы. Целями теоретической культурологии являются целостное познание феномена культуры, разработка категориального аппарата и методов исследования.

Историческая культурология – это наука, изучающая историю цивилизации и культуры, однако с позиций не исторической, а культурологической методологии познания. Суть этого различия заключается в том, что прошлое изучается как совокупность событий и фактов не исключительных а происшествий, ситуаций и форм по определению нормальных, обыденных.

6. +59+60 «Проблемное поле» современной культурологии

1. группа категорий фиксирует культуру как целостность, включая культурно–исторические типы социокультурной организации, региональные культуры, этнические и социальные субкультурные сообщества, обыденную, элитарную и народную культуру.

2. Значительный пласт категорий фиксирует более индивидуальные аспекты культурологии свойства и функции культурных объектов и явлений; культурные ценности и нормы; культурную среду субъектов культуры.

3. культурологические категории отражают технологический пласт бытия культурных организмов: культурные модальности (эволюция, модернизация, прогресс, деградация, деструкция, циклизм); культурные процессы (генезис, формирование, функционирование, распространение, воспроизводство, сохранение, изменение); культурно–интеграционные и дифференциальные явления (кооперация, консолидация, солидарность, социальность, взаимопомощь); культурные технологии; межкультурные взаимодействия.

4. Проблема межкультурного диалога (развилка З и России в 15-16в)

5. Несовершенство капиталистический модели общества

6. Глубинные культурологические причины современного финансово-экономического кризиса коренятся в духовном надломе западной цивилизации, которому предшествовал отказ от базовых моральных основ христианства.

7. Логика становления и содержание понятия «культура»

1.от лат. Возделовать, обрабатывать, взращивать.

2. Воспитание, образование, развитие. Способность «возделования души»

3 «Культус» - ублажение бога, поклонение почитание.

4. Открытие культуры в современном значении 17-18 век. Понимание к-ры как 2 природы.

Происходит противопоставление культуры и природы. Культура утрачивает первоначальный, агрикультурный смысл. Культура как «взращивание души» начинает восприниматься непосредственно. Происходит универсализация – закономерность процесса развития.

Д. С. Лихачев: «Культура личности формируется в результате деятельности памяти одного человека, культура семьи – как результат семейной памяти, культура народа – народной памяти».

Современное развитие культурологи во многом связано с осознанием сложности и противоречивости процессов социокультурной жизни общества.

В этом контексте все острее встает вопрос о прикладной культурологи, как специальной области научного знания, в рамках которой возможно продолжать углубленное изучение внутренних механизмов, определяющих функционирование различных сфер современного социокультурного пространства.

Одной из актуальных задач является определение границ прикладной культурологи, типологии культурных процессов, которые могут подлежать включению в проблемное поле ее исследований. Важной методологической проблемой является разграничение фундаментальной и прикладной культурологи как сфер единого научного знания, выявление специфических задач, которые определяют их функционирование в современном обществе.

Эти и другие проблемы еще далеки от своего окончательного разрешения, диапазон существующих в специальной литературе точек зрения весьма широк.

В реферате предпринята попытка проанализировать наиболее актуальные подходы к пониманию прикладной культурологи как нового научного направления с целью определения ее проблемного поля, задач, перспектив развития и сфер применения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прикладная культурология

Сфера применения

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

Раздел 1. Фундаментальная и прикладная культурология…………………4

Раздел 2. Сфера применения………………………………………………....9

Раздел 3. Социокультурная практика в туризме…………………………..12

Раздел 4. Глобализация в свете прикладной культурологии……………..14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…….17

ВВЕДЕНИЕ

Современное развитие культурологи во многом связано с осознанием сложности и противоречивости процессов социокультурной жизни общества.

В этом контексте все острее встает вопрос о прикладной культурологи, как специальной области научного знания, в рамках которой возможно продолжать углубленное изучение внутренних механизмов, определяющих функционирование различных сфер современного социокультурного пространства.

Одной из актуальных задач является определение границ прикладной культурологи, типологии культурных процессов, которые могут подлежать включению в проблемное поле ее исследований. Важной методологической проблемой является разграничение фундаментальной и прикладной культурологи как сфер единого научного знания, выявление специфических задач, которые определяют их функционирование в современном обществе.

Эти и другие проблемы еще далеки от своего окончательного разрешения, диапазон существующих в специальной литературе точек зрения весьма широк.

В реферате предпринята попытка проанализировать наиболее актуальные подходы к пониманию прикладной культурологи как нового научного направления с целью определения ее проблемного поля, задач, перспектив развития и сфер применения.

Раздел 1. Фундаментальная и прикладная культурология

Прикладной уровень культурологии формировался на протяжении XX в. в развитых странах мира в рамках практического применения результатов научных исследований в области культурной и социальной антропологии.

Интерес к такого рода знаниям в России обозначился сравнительно недавно - с последних десятилетий ХХ в. и связан с радикальными социокультурными изменениями, происходящими в нашей стране.

Важную роль в актуализации практических аспектов культурологического знания, безусловно, играют как интенсивные процессы межкультурных коммуникаций, так и трансформация многих социальных институтов, ценностных ориентиров, норм поведения в российском обществе. В этих условиях в нашей стране происходит формирование специфической области научного знания - прикладной культурологии.

Институционализация нового направления в отечественной науке встречает серьезные трудности. Можно вспомнить, что прикладная культурология, изначально существовавшая в номенклатуре научных специальностей в рамках культурологии, сегодня упразднена. Тем не менее, это не означает отсутствие интереса к разработке актуальных культурологических проблем в их прикладном звучании. Происходит кристаллизация исследовательских подходов, радикально отличающих прикладную культурологию от других областей научного знания, включение в сферу ее интересов новых проблем.

Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества, мышления.

Эти законы и структуры изучаются в «чистом виде» безотносительно к их возможному использованию. Непосредственная цель прикладных наук -применение фундаментального знания для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем (см.: Философский энциклопедический словарь, 1983: 405). В отечественной научной литературе понятия «прикладное»

и «практическое» нередко отождествляются.

Попробуем обратиться к словарям для идентификации понятия «прикладной».

В английском языке «прикладной» - applied, а «прикладная культурология» - applied cul$tural studies. Инфинитив to apply в переводе означает «применять, прикладывать, приложить, использовать»; именно этот спектр значений определяет наполнение исследуемого понятия. В любом словаре русского языка мы увидим иную расстановку акцентов: в первую очередь «прикладной» - это имеющий практическое значение, применяемый на практике. Поэтому и в специальных исследованиях нередко отождествляют прикладную культурологию с практическим применением знаний о культуре, понимают ее как практическую деятельность, которая не требует специальных научных изысканий.

Этим тенденциям противостоит иная исследовательская позиция: прикладная культурология - это особая область научного знания, имеющая собственную теоретическую базу и сферу практических исследований в современном социокультурном пространстве.

На сегодняшний день существует несколько основополагающих позиций, определяющих методологические подходы, цели и задачи прикладной культурологии как новой области научных знаний.

Так, А. Я. Флиер предлагает следующую дефиницию: прикладная культурология – это наука, «находящаяся на стыке фундаментальной культурологии с политологией, юриспруденцией, прикладной социологией, психологией, педагогикой и стремящаяся использовать их методики, технологии по практическому воздействию на сознание и поведение людей в интересах регулирования культурно-ценностных установок последних» (Флиер, 1997: 145).

Приведенное определение показывает, что в концепции исследователя прикладная культурология, хотя и опирается на фундаментальное теоретическое знание, не является самостоятельной областью в системе наук о культуре, так как использует методологию смежных областей знания и имеет преимущественно практическую направленность. Главные цели прикладной культурологии связаны, по мнению А. Я. Флиера, с решением задач «изучения и формирования принципов и технологий целенаправленного управления культурными процессами (разумеется, в пределах тех параметров, которыми можно и нужно управлять)» (Флиер, 2000: 75).

Точка зрения А. Я. Флиера является примером широко распространенного у современных исследователей практико-ориентированного подхода к пониманию целей и задач прикладной культурологии.

Следующий подход, важный для понимания проблемного поля прикладной культурологии, наиболее ярко представлен концепцией М. А. Ариарского. Основой его методологической позиции является познание человека в системе многообразных социокультурных процессов. На первое место в культурологическом знании он выносит не изучение культуры в широком смысле слова, не теоретические проблемы, связанные с определением роли и места культуры, для него важно «определить пути и средства вовлечения человека в эту культуру, выработать у него умения и навыки культурной деятельности…» (Ариарский, 2001: 22).

Он понимает прикладную культурологию как «отрасль культурологии, раскрывающую методологические основы, закономерности, принципы, средства, методы и формы вовлечения человека в мир культуры; определяющую механизм создания благоприятной культурной среды…» (Ариарский, 2000: 27). Иными словами, приоритетными задачами нового научного направления он предлагает считать разработку теоретических и методологических основ изучения тех социокультурных механизмов, которые определяют в широком смысле функционирование человека в обществе. Отсюда предмет прикладной культурологии, по мнению М. А. Ариарского, это «механизм хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности; технология изучения, удовлетворения и дальнейшего развития духовных интересов и потребностей людей; методология и методика вовлечения личности или социальной общности в мир культуры, в социально-культурное творчество» (Ариарский, 2001: 10).

Таким образом, прикладная культурология здесь выступает как отдельная - в рамках современной культурологии - область научных знаний, занимающаяся разработкой собственной методологии и исследованием широкого спектра проблем, связанных с развитием человека в системе современной культуры.

Еще одним подходом к пониманию прикладной культурологии как области современных научных знаний можно считать точку зрения И. М. Быховской, обозначенную в недавно опубликованной коллективной монографии «Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований». И. М. Быховская разработала вопросы статуса, содержания, функций прикладной культурологии. Принципиально важной характеристикой ее исследовательской позиции является мысль о наличии собственной фундаментальной, теоретической базы прикладной культурологии, которая должна ложиться в основу широкого спектра практических исследований. Основной задачей прикладного культурологического знания, с ее точки зрения, является «научно-стратегическое обеспечение практики, разрешение реальных социальных проблем, которое основано на эффективном использовании имеющегося теоретического знания о культурных факторах, механизмах, закономерностях» (Быховская, 2010: 21).

Определению специфики теоретической базы прикладной культурологии, ее отличию от фундаментального пласта культурологических исследований И. М. Быховская придает особое значение. Ключевым основанием для их разделения, по ее мнению, является характер целевой ориентированности.

Фундаментальный уровень, пишет она, это приращение самого знания как такового, «познание ради познания… развитие теории культуры, углубление знаний о ее сущности, морфологических характеристиках, закономерностях и механизмах генезиса и динамики культуры…» (там же: 20). Она разводит понятия фундаментального и теоретического: теоретический уровень входит в структуру прикладных исследований, а не противопоставлен ему.

По мнению Быховской, цель прикладной культурологии - использование теоретического знания о культуре в «научно-стратегическом обеспечении практики» (там же: 21).

Она подчеркивает, что прикладная культурология, несмотря на прагматическую ориентированность, не является разработкой решений практических задач социокультурного процесса, а стремится к их комплексному теоретико-методологическому обоснованию, моделированию, применению в различных областях общественной жизни.

Сегодня культурологические исследования играют важную роль в постижении различных аспектов сложнейших процессов, определяющих социокультурную динамику.

Авторский подход перекликается с позицией И. М. Быховской и схож по основным положениям с концепцией М. А. Ариарского: практико-ориентированные исследования современных социокультурных процессов должны, вбирая в себя фундаментальное знание о культуре, иметь собственную теоретико-методологическую базу. Понимаемая в таком ключе прикладная культурология оказывается тем важнейшим звеном в системе современного гуманитарного знания, в рамках которого возможно эффективно изучать глубинные тенденции и характеристики процессов социокультурного развития.

Мы живем в динамичном, быстроменяющемся мире; в этих условиях необходимость эффективного культурологического анализа всего спектра институтов современного общества не подлежит сомнению, как не подлежит сомнению важность регулирования, моделирования, прогнозирования происходящих процессов и явлений. Решение этих задач в большом объеме укладывается в русло прикладной культурологии как актуальной для современной отечественной гуманитарной науки области знаний, синтезирующей

достижения фундаментальных исследований и теоретико-методологическую разработку механизмов комплексного анализа социокультурной реальности. Авторское понимание места прикладной культурологии в системе современной науки можно суммировать в следующем определении: прикладная культурология - это область научного знания, которая изучает актуальные процессы социокультурной деятельности людей, разрабатывая собственную теоретическую

базу своих исследований, используя фундаментальные знания о культуре для дальнейших практических действий в современном социокультурном пространстве.

Отсюда становится очевидной важность дальнейшего культурологического изучения явлений современной социокультурной динамики. Его задачей должно стать, с одной стороны, утверждение статуса прикладной культурологии в системе гуманитарных наук, с другой - обозначение границ, проблемного поля, методологических оснований нового, но в высшей степени актуального научного направления.

Раздел 2. Сфера применения

Прикладной уровень культурологического познания формировался в 20 веке в развитых странах мира в рамках практического применения результатов культурной и социальной антропологии. Важнейшие причины расширения потребностей специалистов и управленческого персонала в знании результатов культурологического анализа можно свести к следующим глобальным факторам: в мире начали интенсивно расширяться межкультурные контакты и развиваться международный туризм; во многих странах стали усиливаться процессы аккультурации и внедрения социокультурных инноваций; для многих традиционных обществ стали актуальными явления модернизации и постмодернизации, что затрагивало не только технологии труда, духовные ценности, нормы поведения, но и социальные институты, образ жизни в целом; изменялось соотношение между городской и сельской культурой; трансформировался традиционный тип личности, что усложняло процесс личностной, групповой, социальной самоидентификации; во многих странах мира появлялась новая проблема социокультурной реадаптации общества и человека к нездоровой, чреватой катастрофами экологической обстановке, порождаемой техногенно - антропологическим фактором.

Работа с культурой - целенаправленное изменение объекта или предупреждение изменений. Например - сохранение мертвых языков.

Технологизация отношений между людьми. Куртуазность – средство преодоления утилитарного типа взаимодействия.

Вторая существенная характеристика прикладной культурологии - интеграция форм активности, связано с жизнью социокультурной практики.

Структурированная социокультурная практика - основное направление, определенное тематически.

3 сферы применения:

Трансформационная активность.

Различают творческую и конструктивную формы активности. Творческая активность предполагает инновативную деятельность. Для того чтобы удерживать социокультурную систему в равновесии, необходимо приложить усилия к изменению способа существования. Фор: «вы вынуждены прилагать дополнительные силы на сохранение веса, если вы на диете».

В творческой активности существует проблема включения створяемого в жизнь социокультурной системы, то есть, проблема ассимиляции в жизни:

Первый этап: сотворил и рад: с глаз, из сердца - вон, состояние катарсиса,

Второй этап: ощущение, что все сделано не так, муки неудовлетворенности, желание совершенствовать.

Третий этап: из второго вытекает проблема утверждения любого акта творения.

Конструктивная активность направлена на создание конечного продукта.

Животные к этому не способны, пчела выполняет генетически заложенную программу. Человек всегда создает заново. На смысловых оттенках деятельности можно различать данные активности.

Конструирование - агитация на результат, повторяя состав в новом образе существования.

Творчество направлено на созидание, то есть, творчество - процесс самовыражения, конструирование - самовыражение вовне.

Учение о перманентности. Движение - все, конечная цель - ничто.

Социальное творчество - творчество вне конструктивности, чистое творчество. М. Бернштейн.

Просветительская активность, направленная на порождение и распространение знаний. В редуцированном виде характеристики активности преобразуются в подходящую информацию для общества. В информационном подходе существуют два ограничения исторического содержания.

Знания сводятся к информации (информация = форма содержания знания)

Развитие знания рассматривается только в количественном характере, следствием чего является отмена предыдущего знания новейшим. Например - появление печатной книги - отмена рукописной. Здесь: только интенсификация распространения знания. Характеристика просветительской активности - ориентация на качественное усовершенствование социокультурной системы. Фор - сексуальное просвещение в системе среднего образования - болезнь или более качественное распространение знания?

Экспозиционная активность - форма жизни культуры, где происходит закрепление культурных ценностей, хотя это происходит в сфере просветительской активностей, но здесь применяются наглядные методы и она имеет более широкую сферу применения. Существование искусства основано на этой форме активности. Театр, концертная деятельность, музыка, поп-арт. Практические цели определяют социальные функции культурологии в различных сферах общественной и профессиональной деятельности, к их числу также можно отнести государственную, дипломатическую, военную службу. Каждое лицо, – писал К. Леви-Строс, – призванное жить в контакте с совершенно чуждым ему обществом – будь то администратор, военный, миссионер, дипломат и т.п. – должно иметь если не общую, то, по крайней мере, специальную подготовку в области наук о культурен. С этим следует согласиться. Но надо добавить, что в современном обществе каждый политический деятель, чиновник должен понимать, что без поддержки культуры невозможно развитие государства, как и без поддержки науки о культуре невозможно выстроить модель воспитания и образования, т.е. разработать адекватные для нынешнего этапа механизмы культурной идентификации для человека. Следовательно, направления в прикладной культурологии связаны с областями взаимодействия разных культур, а также культуры и человека (в том числе и трансляции культурных ценностей в системе образования) и т.д. На основании исследований, проводимых культурологами в разных странах мира, ученые пришли к выводу о самостоятельности и полноценности каждой культуры и к отрицанию абсолютной роли какой-то одной системы моральных понятий. Методологической основой данных культурологических исследований выступает принцип культурного релятивизма, т.е. признание равноправия культурных ценностей, созданных и создаваемых разными народами. Суть этого принципа в признании самостоятельности и полноценности каждой культуры, в отрицании абсолютного значения какой-то одной системы оценок, в принципиальном отказе от этноцентризма и евроцентризма при сравнении культур различных народов. Так, Клод Леви–Строс полагает, что наука о культуре вновь обретет свое место, если мы предложим африканским или меланезийским этнографам так же свободно изучать нас, как мы будем изучать их. Это обогатило бы науки о культуре, открыв перед ними пути дальнейшего развития. Взаимопонимание позволит отойти от классификации культур на «высшие» и «низшие», избежать стремления втиснуть их в прокрустово ложе какой–либо одной «эталонной» культуры или цивилизации.

Раздел 3. Социокультурная практика в туризме

Туризм является столь же сложным и многогранным понятием, как и «культура». Для одних специалистов туризм - это «путешествие ради развлечения, искусство удовлетворения самых разнообразных потребностей, побуждающих человека покидать время от времени свой обжитой мирок», «путешествие какого-либо лица в продолжение, по крайней мере, 24 часов» из местности, в которой он обычно проживает, в другую. Для других - туризм представляет собой часть политики, средство укрепления и саморекламы отдельных стран и регионов. Ныне в понимании туризма произошли значительные изменения. Туризм как элемент активного досуга перестал в нашей стране рассматриваться в качестве средства идеологического воздействия на личность ради навязывания ей определенных ценностей и т.д. Изменились и представления о социокультурном развитии отдельных регионов. Единый образ жизни, формирование однородного социума перестали быть доминирующей ценностью культурной практики. Общество осознало многообразие собственных языковых групп и культур. Эта своеобразная поликультурность социального пространства соединена с ростом культурно-творческой активности различных этнонациональных групп и слоев населения. Вследствие социальных процессов происходит отделение туризма от государства, продолжается демонополизация обслуживания иностранных туристов, развитие частного предпринимательства в этой сфере. В то же время смысл туристской деятельности в настоящий момент оказался явно обедненным, сохранены лишь поверхностные туристские мотивы: тяга к развлечению, внешней зрелищности, «простому» отдыху. Индустрия туризма постоянно закрепляет подобное понимание, где утрачен изначальный смысл туристского типа жизнедеятельности как мобильной рекреации, основными мотивами которой являются: познание нового, открытие внутренних ресурсов, эстетического познания природы, истории, культуры других народов. Тенденции развития индустрии туризма сформировали «социальный заказ» на знания и навыки общетеоретического и прикладного характера. Культура и ее феномены, механизмы и динамика культурных процессов, взаимодействие народов и культур - это и многое другое является не только объектами исследования культуролога, но и «точками приложения» культурологического знания.

Раздел 4. Глобализация в свете прикладной культурологии

Под культурной глобализацией учеными понимается формирование единых ценностных пространств, проявляющихся в морали, в искусстве, в общении, образе жизни, стереотипах поведения т.д. При этом некоторые из них полагают, что культурная глобализация имеет вторичный характер. Так, современный немецкий исследователь Ульрих Бек анализирует культурную глобализацию лишь как резонансное явление, сопровождающее экономическую активность. Для других исследователей культурная глобализация – самостоятельное направление глобализационных процессов, более того – это культурно–исторический процесс развития и сближения национальных культур на базе общечеловеческих ценностей. Как бы ученые не трактовали само понятие, большинство из них признает, что культурная глобализация приводит к серьезным изменениям культуры. Глобальное распространение идентичных культурных образцов также делает пространство иррелевантным, потому, что оно перестает быть традиционным, то есть утрачивает свое изначальное родство с населяющими его людьми. Реальные земные ландшафты, реки, горы и ущелья были полны мифов, теней предков, в них жило не только настоящее, но и прошлое. Культурные ландшафты составляют специфическую категорию объектов культурного наследия того или иного народа. В формировании культурного ландшафта принимало не одно поколение людей и их активная интеллектуальная и духовная деятельность, сохранены в виде овеществленных объектов, комплексных историко-культурных и природных образований, являющихся носителями исторической памяти. С культурологической точки зрения, глобализация представляет собой сложный, противоречивый, диалектический процесс, в ходе которого происходят взаимно предполагающие тенденции развития и проявляются разнообразные тенденции: интеграции и дифференциации, универсализации и партикуляризации и т.д. Ключевым вопросом культурной глобализации становится соотношение унификации и многообразия культур. Самобытность культуры изначально имеет под собой рациональную основу и служит для формирования национальной идентичности. В Хартии Земли, провозглашенной ООН, особое внимание обращается на то, что культурное разнообразие является ценным наследием, и различные культуры найдут свои собственные пути к реализации своего видения устойчивого образа жизни. Поскольку современный мир приобретает свойства поликультурного пространства, возрастает напряженность в межнациональных и культурных отношениях. Политика мультикультурализма в подобном контексте представляется ответом на вопрос, каким образом могут сосуществовать миллионы коренных жителей и иностранных граждан либо в рамках единого политического, социокультурного пространства. Мультикультурализм представляет собой сосуществование множества культур в одном пространстве, как правило, имеющем государственные границы. Таким образом, культурологические исследования направлены на выработку правил и норм сосуществования различных культур и их носителей в едином обществе, в едином социокультурном пространстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специфика прикладного уровня культурологического знания состоит в его интегративном характере, что предъявляет более сложные требования к тем практическим решениям, которые могут быть выработаны на его основе. Если прикладной уровень какого-либо дисциплинарного знания (например экономические, политологические, социологические, психологические науки) углубляет лишь свой, узкоотраслевой аспект познавательной деятельности, а практические рекомендации касаются только соответствующего сегмента социокультурной практики и предназначены для профессионального отраслевого использования, то для культурологического подхода характерны такие особенности, как интегративно-целостное рассмотрение объекта познания в его исторической динамике, выделение и учет таких его аспектов, как коммуникативный, ценностно-смысловой, традиционалистский, инновативный, групповой, индивидуально–личностный и др. Все это, безусловно, способно усложнить восприятие культурологических проектов и предложений в рамках, например таких отраслей практики, как политическое управление, хозяйственная деятельность, социальная или национальная политика и др. Учет совокупности социокультурных качеств и сторон практической деятельности требует перехода специалистов и управленческих работников на межотраслевое взаимодействие, что позволяет углубить понимание их профессиональных проблем, разработать адекватное их решение, а также эффективно реализовать это решение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

  1. Ариарский, М. А. (2000) Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики: СПб.
  2. Быховская, И. М. (2010) Прикладная культурология: знания в действии // Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований. М. : Смысл. C. 7–33.
  3. Флиер, А. Я. (2000) Культурология для культурологов. М. : Академический Проект.
  4. Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований / Коллекттивная монография // Автор-составитель И.М. Быховская. - М.: Смысл, 2010
  5. Розин В.М. Теоретическая и прикладная культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Гардарики, 2007. –349 с.
  6. Прикладная культурология // Сбор.научных статей. Под общ.ред. Воронковой Л.П. // М.:Профиздат, 2009
  7. Бенедикт Р. Хризантема и меч: модели японской культуры / Пер. с англ. Н.М. Селиверстова; под ред. А. В. Говорунова. – СПб. : Наука, 2004.

Лекция 2. Структура и состав современного культурологического знания

История охватывает происхождение и становление культуры, разные исторические эпохи ее развития. В отличие от истории культуры, основанной на принципе ретроспекции, культурология занимается не конкретными фактами, а выявлением закономерностей их возникновения и познанием самих принципов развития культуры.

Культурология может быть структурирована по специфическим целям, предметным областям и уровням познания и обобщения. Здесь прежде всего имеет место разделение культурологии на:

· фундаментальную, изучающую культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, разрабатывающую категориальный аппарат и методы исследования и т.п.;

· прикладную, ориентированную на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурных процессов, на разработку специальных технологий трансляции культурного опыта.

Фундаментальную культурологию, в свою очередь, можно разделить на следующие разделы:

1. онтология культуры (определение и социальные функции культуры);

2. гносеология культуры (внутренняя структура и методология);

3. морфология культуры (структура);

4. семантика (символы, знаки, образы, языки, тексты);

5. антропология (человек как производитель и потребитель культуры);

6. социология (социальная стратифицированность культуры);

7. социальная динамика (генезис, изменение основных типов).

Прикладная культурология выполняет несколько практических задач, связанных с прогнозированием и регулированием актуальных культурных процессов, разработкой основных направлений культурной политики:

· функционирование институтов культуры (пример : реформа русского языка);

· задачи социокультурного взаимодействия (пример : межнациональные отношения в России и США);

· охрана и использование культурного наследия (пример : передача соборов и монастырей православной церкви).

· исследует организацию и технологии культурной жизни общества, деятельность учреждений культуры.

2. Структура современной культурологии. Говоря о структуре современной культурологии, можно выделить также следующие структурные части: теорию культуры, историю культуры, философию культуры, социологию культуры.

С одной стороны, все они в определенном смысле существуют и как самостоятельные дисциплины, взаимодействуя с целым рядом других научных дисциплин, опираясь на их фактический материал, методы исследования, а также выработанные в них и апробированные практикой и историей подходы. С другой стороны, они естественным образом составляют целостную систему знаний культурологии, которая органически соединяет их способы и методы познания культурных явлений, свойственные им подходы к рассмотрению происхождения и культурной специфики таковых.



Теория культуры прежде всего вводит в круг проблем культурологии и дает представление о ее понятийном аппарате. Она изучает содержание и развитие основных культурных категорий, общие вопросы определения культурных норм, традиций и т.д. вырабатываются критерии для понимания культурных явлений, в том числе впервые возникающих и не имеющих исторической традиции истолкования. Теория культуры исследует теоретические проблемы конкретного бытования культуры в обществе в разнообразии ее проявлений,

Таким образом, мы видим, что культурология в своем разделе теории культуры изучает культурные феномены и сам феномен культуры, во-первых, в единстве и целостности культурного пространства как такового, его структуры и содержания, в закономерностях его собственной внутренней жизни; во-вторых, в отношениях феномена культуры с человеком и миром. Для этого вырабатываются и используются специальные категории и понятия, в которых фиксируется сложное содержание культурных явлений, их развитие и изменение, и делается это присущими культурологии путями, методами и средствами.

Реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов находится в центре внимания истории культуры. История культуры формирует знания о культурном наследии, поисках и открытиях, памятниках материальной и духовной культуры, о ценностях и нормах жизни; исследует истоки культурных явлений, процессы их распространения. История культуры охватывает происхождение и становление культуры, разные исторические эпохи ее развития и присущие им способы прочтения содержания культуры и понимания культурных идеалов и ценностей (например, красоты, истины и т.).

История культуры позволяет увидеть преемственность культурных форм и то новое содержание, которое вносится развитием культурного контекста, культурных реалий и отношений. История культуры помогает понять истоки становления современных культурных явлений и проблем, проследить их причины, установить их предтеч и вдохновителей. Именно история культуры позволяет увидеть всю культуру как непрерывный процесс, в котором человек постепенно очеловечивает и самого себя, и весь мир, и в то же время увидеть саму культуру как воплощение развития определенных исторических закономерностей и как некую целостность, обладающую собственными внутренними законами и логикой развития. Именно культурно-исторический подход позволяет выделять и анализировать динамику культурного движения, духовную общность людей, выявлять тенденции развития культурных явлений и целых культур.

Культурология. Шпаргалка Барышева Анна Дмитриевна

43 ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

43 ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Культурология имеет наряду с теоретическим уровнем исследования прикладной уровень, имеющий практическое значение.

Целями прикладной культурологии являются прогнозирование, проектирование и регулирование культурных процессов, существующих в практической жизни.

Прикладная культурология разрабатывает также основные направления культурной политики, цели и методы деятельности сети культурных институтов, задачи и технологии социокультурного взаимодействия.

Прикладное значение культурологии проявляется и в том, что она участвует (наряду с психологией, социологией, педагогикой) в изучении явлений социализации, культурализации.

Важным направлением прикладных культурологических исследований выступают вопросы охраны и использования культурного наследия, изучение культурных традиций, форм религиозной культуры.

Решением прикладных проблем занимаются прежде всего институты – государственные учреждения культуры, разнообразные общественные организации, воспитательные, просветительские и образовательные заведения, средства массовой информации, система физкультуры и спорта и др. Все эти институты задают нормативные образцы и призваны регулировать ценностные ориентации людей. Важнейшей задачей при этом является выработка общей культурной политики государства и общества.

Прикладная культурология осуществляется и в форме конкретной социально-культурной деятельности.

Учитывая, что любая деятельность имеет культурное основание, подготовку специалистов также насыщают культурологической информацией.

Прикладная культурология имеет большое значение в области культурного консалтинга, при разработке прикладных культурных проектов, в организациях, занимающихся артбизне-сом и шоубизнесом, коммерческих структурах, деятельность которых связана с межкультурными контактами, рекламных и креатив-агентствах, на телевидении, в музейном деле, сфере туристического бизнеса, гостиничном хозяйстве и др.

Методы и формы прикладной культурологии способствуют преодолению негативных тенденций в обществе, применяются для профилактики девиантного поведения, предотвращения межнациональных и иных конфликтов.

Комплекс прикладных культурологических знаний существует практически во всех областях жизнедеятельности людей.

Но на современном этапе возрастает роль собственно специалистов-культурологов, которые, применяя теоретические знания на практике, становятся носителями прикладной культурологии.

Подготовкой специалистов-культурологов занимаются многие учебные заведения.

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

ЛЕКЦИЯ № 1. Культурология как система знаний. Предмет курса «Культурология». Теории культуры Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой – культура, были заложены в работах американского ученого Лесли Уайта. Культурология еще

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

2.5. Культурология в системе гуманитарного знания Культурология как наука тесно связана с другими науками, которые называются социально-гуманитарными, т. е. изучающими общество и человека. Это взаимодействие необходимо, так как позволяет глубже и многограннее

Из книги Культурология (конспект лекций) автора Халин К Е

Раздел III Практическая культурология

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

Лекция 4. Теоретическая и прикладная культурология 1. Теоретические исследования в культурологииКультурология выступает как общая теория культуры, стремящаяся обобщить факты, которые представляют отдельные изучающие культуру науки. Именно поэтому особенно большое

Из книги Структурная антропология автора Леви-Стросс Клод

Лекция 6. Культурология как наука о культуре 1. Культура как предмет культурологииСлово культура произошло от латинского cultura: «населять, культивировать, поклоняться» (последнее нашло свое отражение в понятии cultus – «религиозный культ»).Во всех случаях раннего

Из книги Культурология и глобальные вызовы современности автора Мосолова Л. М.

Из книги Культура и мир автора Коллектив авторов

Из книги Избранное: Динамика культуры автора Малиновский Бронислав

Теоретическая и прикладная антропология Таким образом, с этой точки зрения перед музеями антропологии открываются не только возможности исследовательской работы (переходящей, впрочем, в значительной степени в лабораторную); их ждут новые задачи практического

Из книги Гуманитарное знание и вызовы времени автора Коллектив авторов

Культурология и глобальные вызовы современности ©Авторы докладов, 2009©Мосолова Л.М., гл. ред., 2010©Бондарев А.В., составитель, науч. ред., 2010© Изд-во СПбКО, 2010Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было

Из книги Культурология автора Хмелевская Светлана Анатольевна

Л. Д. Райгородский, М. Ю. Шмелева. Культурология или борьба за

Из книги История британской социальной антропологии автора Никишенков Алексей Алексеевич

1. Прикладная и теоретическая антропология Может быть, самое главное заключается в том, чтобы полностью осознать тот факт, что каждая по-настоящему значимая теория должна в конечном счете иметь практическую ценность. В то же время полевой исследователь, сталкиваясь с

Из книги Лекции по культурологии автора Полищук Виктор Иванович

Культурология Еще сохранилась память о том времени, когда чиновники предложили исключить культурологию из образовательного стандарта. Культурология стала развиваться в нашей стране в 60-х годах прошлого века. Появились научные центры и кафедры, были выпущены первые

Из книги автора

1.2. Культурология как особое направление научных исследований В западном обществознании («socialsciences») культурология как самостоятельная дисциплина отсутствует, а ее функции выполняет комплекс антропологических дисциплин (социокультурная антропология, этнология и др.). В

Из книги автора

Гл. 3. Прикладная антропология в действии

Из книги автора

3.1. Прикладная антропология: что это такое? Определение специфики прикладной антропологии, ее соотношения с «неприкладными» исследованиями до сих пор является проблемой, далекой от решения. Оценка итогов прикладной деятельности британских социальных антропологов

Из книги автора

ТЕМА 1 Предмет курса «Культурология» Преобразования последних десятилетий заставили более трезво оценить достижения отечественной культуры. Сначала произошёл переход от их безудержного восхваления к безудержной критике, а затем – к своеобразной ностальгии по

1. Структура культурологического знания

В культурологии, как и в большинстве других наук, принято выделять два «крыла»: фундаментальное и прикладное. Целью фундаментальной культурологии является изучение культурных процессов и явлений, возникающих и функционирующих по преимуществу стихийно, на основании общих закономерностей протекания социокультурной жизни людей.

На своем фундаментальном уровне культурология изучает:

1) культуру на историческом и теоретическом уровне;

3) функционирование явлений культуры в обществе.

Прикладная культурология изучает, планирует и разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной, социальной и культурной политики, осуществляемой специализированными культурными институтами и общественными организациями.

Прикладной уровень культурологии ориентирован на использование фундаментальных знаний о культуре в целях:

1) прогнозирования и регулирования актуальных культурных процессов;

2) разработки социальных технологий трансляций культурного опыта и механизмов достижения определенного уровня развития тех или иных форм социокультурной практики;

3) управления и охраны культуры, а также культурно-просветительной, досуговой и иной работы.

Областями прикладной культурологии могут быть социокультурное проектирование, социокультурная политика, охрана культурного наследия, культурные аспекты социальной работы и социального участия, связи с общественностью, культурные аспекты менеджмента и работы организаций, имиджмейкинг, арт-бизнес, реклама, культурные аспекты работы с электоратом, организация межкультурной коммуникации и др. Известный отечественный культуролог А. Флиер предлагает несколько другое деление культурологических дисциплин по теоретико-эмпирико-практическому основанию. В работе «Культурология для культурологов» он выделяет несколько разделов.

1. Фундаментальная культурология, представляющая собой область, где слиты философия и теория культуры, исследующие наиболее общие закономерности исторического и социального бытия культуры, а главное – формирующие ее эпистемологию – систему принципов, методологий и методов познания, систематизации и анализа изучаемого материала.

2. Антропология, исследующая культурное бытие людей на уровне, приближенном к их повседневной социальной практике, нормативные образцы поведения и сознания, непосредственные психологические мотивации и пр. В отличие от фундаментальной теории, антропология (социальная, культурная, психологическая и историческая) в целом тяготеет более к эмпирическому, измеряемому уровню познания. Ее теоретические концепции нередко кладутся в основу разработки практических технологий управления актуальными социокультурными процессами.

3. Прикладная культурология, которая по преимуществу и занимается непосредственной разработкой технологий практической организации и регуляции культурных процессов в обществе.

2. Прикладная культурология

В последнее десятилетие наблюдается возрастание интереса именно к практической стороне культурологии.

Прикладная культурология осуществляется в форме социально-культурной деятельности. Как утверждают специалисты Невского института культуры, во всем мире специальность «культуролог» из исследовательской, теоретической превратилась в практическую, связанную с непосредственным участием в деятельности больших и малых организаций, фирм, гуманитарных фондов и движений. Огромное значение культурологов-практиков наиболее явно прослеживается в связи с расширением области международных связей, увеличением иностранных инвестиций. Современное общество требует большого количества менеджеров высшего и среднего звена, владеющих навыками осуществления культурных контактов и культурного успешно реализовывать российские и международные культурные проекты как в государственных, так и в коммерческих структурах. Культуролог-практик реализует свои знания и умения в таких областях деятельности, как музейное дело, туристический бизнес, гостиничное хозяйство. Необходим культуролог и в международных коммерческих, исследовательских и общественных организациях в качестве специалиста по культурному консалтингу при разработке прикладных культурных проектов; в организациях, занимающихся артбизнесом и шоу-бизнесом в качестве разработчика и реализатора культурных проектов; в коммерческих структурах, деятельность которых связана с межкультурными контактами, в рекламных и креатив-агентствах, на телевидении и др. Нельзя забывать также и о культурно-просветительской, культурно-организаторской и культурно-воспитательной областях деятельности специалиста-культуролога. Культуролог-практик не только имеет определенные познания в таких областях, как теория и история культуры и искусства; этнопсихология и психология социальных групп; культурная карта регионов (Восточная Европа и страны СНГ; Западная Европа и Америка; Восточный регион); основы маркетинга в сфере культуры, менеджмент в сфере арт-и шоу-бизнеса; менеджмент в экскурсионно-туристической деятельности, культурное консультирование: формы и методы, практикум по культурному консалтингу коммуникативные технологии XX в.; международные организации и центры межкультурной коммуникации, деловые культуры в международном бизнесе; и др.

Социально-культурная деятельность предполагает специалиста, в той же степени обладающего практическими навыками осуществления менеджмента в сфере культуры – в сфере арт– и шоу-бизнеса, в экскурсионно-туристической деятельности; практически применяющего знания по прикладному культурному консультированию в работе референта в компаниях с иностранными инвестициями и сотрудниками из разных стран; свободно владеющего иностранным языком для устной и письменной коммуникации; профессионально пользующегося компьютером и владеющего возможностями Internet, проводящего практические тренинги по ведению менеджмента в сфере культуры; владеющего навыками разработки культурных проектов с учетом тендерной специфики и т. д.

Особую роль в обеспечении общества культурологами-практиками играют специальные учебные заведения, соответствующие отделения и факультеты вузов. Еще в 1868 г. Министр народного просвещения А. В. Головнин докладывал Александру II, что вузы России готовят специалистов только в каком-то одном направлении искусства. Он сетовал, что нет учебных заведений, выпускники которых вовлекали бы различные группы населения в мир культуры, т. е. обеспечивали бы культурную политику государства и отдельных регионов.

Так, например, исследования М. А. Ариарского и его школы прикладной культурологии раскрывают процесс формирования культурной среды, закономерности вовлечения человека в мир культуры и его практического освоения. Все, что делает Марк Ариарский, можно обозначить как восстановление необходимого звена между культурой и конкретным человеком, включенным в социально-культурную деятельность.

В наше время прикладная культурология, социально-культурная деятельность – одна из наиболее востребованных специальностей. Подготовкой специалистов данного профиля в нашей стране сегодня занимаются многие учебные заведения, школы, учебно-научные центры и пр.

Практические разработки и мероприятия по прикладной культурологии и социально-культурной деятельности ведутся и осуществляются на базе более традиционных кафедр учебных заведений страны: философии, истории, искусствоведения и пр.

Комплекс культурологического знания используется в экономической среде, для моделирования потребностей рынка, в системе маркетинговых исследований; в политике, для моделирования электората, при реализации политических программ.

Специалисты Академии славянской культуры, в частности А. Г. Климов, считая, что прикладная культурология существует везде, все же относят культурную деятельность к отрасли социальной, а потому в прикладной культурологии выделяют два основополагающих понятия – социокультурную практику и социокультурное проектирование. Социокультурная практика – любая форма активности, проявляющаяся в социокультурной системе, влияющая на взаимоотношения и способность людей жить в этой системе.

Фундаментальная (или теоретическая) культурология в форме научного знания служит для прикладной культурологии некой структурной основой, моделирующим и регулирующим началом, которое создает новые значения и смыслы. Человек, применяющий научное знание на практике, является носителем прикладной культурологии.

3. Взаимодействие теоретического и практического знаний

Проникая в сознание людей различными путями, научное (теоретическое) культурологическое знание формирует культурную среду, в которой живет и действует конкретный человек.

А. Г. Климов выделяет несколько путей распространения научного знания. Первый путь – обыденное сознание, основанное на стереотипных установках по отношению к науке в зависимости от уровня осведомленности.

Второй путь – это технологическая среда. Например, при применении электричества мы задумываемся о механизме его возникновения и действия и о том, к каким эффектам оно приводит, таким образом, мы проникаем на уровень научного знания.

Третий путь – специальная популяризация, которая чаще всего выражается в создании научно-популярных и образовательных журналов («Наука и техника», «Химия и жизнь»), репортажей, информационных передач на телевидении и радио.

Однако самым мощным по воздействию считается четвертый путь – социокультурное проектирование. В зависимости от объявленных целей и организационных средств, которыми пользуются социокультурные проекты, социальное проектирование может быть:

1) бизнес-характера: используются средства деловой организации. Цель – извлечение прибыли, организация коммерческих социальных организаций;

2) политическими: выработка законодательства, которое обеспечит прозрачность (люстрация) деятельности фирм, доступ к делам, которые ведут спецслужбы;

3) социальными: образовательные организации, благотворительность, здравоохранение, клиники для кошек. Используются средства бизнеса, но обеспечивают социальные функции;

4) культурными: учреждения, вырабатывающие культурные ценности. Танцы, художественные, печатные издания.

Социокультурные проекты ориентируются на выработку культурных ценностей, новых ценностных отношений. Новое знание проникает в действительность потому, что оно выставляет регламентацию основанием, определяя осуществление социокультурного проекта.

Одним из примеров создания и реализации социокультурного проекта может служить проект поддержки детского творчества – Петербургский открытый конкурс детских рисунков и проектов «Дом, в котором я хочу жить», включенный в программу мероприятий, посвященных 300-летию Санкт-Петербурга.

Проект поддержки детского творчества «Дом, в котором я хочу жить» – это открытый общегородской конкурс детских рисунков и проектов на тему города, его архитектуры и жилища XXI в., который проходил с ноября 2002 г. по май 2003 г. В нем могли участвовать все дети и подростки от 7 до 17 лет.

Главной идеей организаторов конкурса было создать широкомасштабный проект по данной тематике, который дал бы возможность всем детям Петербурга выразить себя в творчестве, открыто высказать свое представление об идеальном доме и городе, интересное не только родителям и педагогам, но и строителям, проявить свой азарт, фантазию и стремление к творчеству.

В Тамбовском государственном университете ведется подготовка специалистов по социально-культурной деятельности, основные направления и сущность которой определяется следующими задачами:

1) противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений;

2) обеспечить социокультурную защиту права людей на доступ к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих духовных потребностей, права на личную культурную самобытность;

3) создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное образование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;

4) стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирований в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;

5) осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в т. ч. с продвинутым в культурном отношении контингентом, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуро-творческого потенциала;

6) эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные у населения формы и средства организации досуговой деятельности, освоить в этом качестве возможности экранных искусств и основных каналов их проката10
См.: Современные технологии социально-культурной деятельности. Тамбов, 2002.

Среди видов социально-культурной активности выделяются следующие:

1) функциональные (информационно-познавательная и просветительская деятельность; организация самодеятельного творчества и любительских объединений; организация отдыха и развлечения);

2) дифференцированные (организация досуга детей и подростков, молодежного, семейного досуга, досуга лиц среднего и пожилого возраста).

Социально-культурная деятельность всегда осуществляется в той или иной форме, т. е. в виде запланированной информационно-просветительной, социально-педагогической, культурно-воспитательной акции, направленной на какую-либо аудиторию с целью донесения определенной информации до заранее предусмотренного объекта и активизации его творческого потенциала.

«В самом широком виде досуговую программу или форму можно рассматривать как крупное, самостоятельное законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее»11
Киселева Т. Г. Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995.

Формы социально-культурной деятельности подразделяются на:

1) массовые (аукционы, театрализованные представления, фестивали, олимпиады, праздники);

2) групповые (кружки, любительские объединения и клубы по интересам, диспуты, круглые столы, конференции);

3) индивидуальные (занятия в кружках и секциях, интерактивные компьютерные игры, консультации, беседы).

Выбор той или иной формы социально-культурной деятельности, ее разработка и проведение требуют определенной ответственности, т. к. каждая из них обладает некоторой самостоятельностью и может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на аудиторию и других вовлекаемых в деятельность.

Вся социально-культурная работа должна быть направлена на анимацию общественного настроения, на формирование позитивного мышления и конструктивного действия, поэтому многие досуговые технологии включают в открытую информационную систему, с помощью которой обеспечивается свободный доступ к информации через музеи, библиотеки, дома науки и техники и т. п.

Люди нуждаются в оперативном информировании о текущих событиях в контексте реформ и должны иметь возможность участия в обсуждении проблем и оценках, в формировании обоснованного общественного мнения, особенно на местном уровне.

Тема 5. Методы культурологических исследований

1. Определение метода

Метод – способ, прием исследования, познавательная процедура.

Термин «метод» происходит от греческого methods, что означает «дорога за чем-либо», «путь». Понятие «научный метод» – целенаправленный подход, путь, с помощью которого достигается определенная цель, нечто познается или решается. Метод в широком смысле слова представляет собой комплекс разнообразных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний. В узком смысле понятие «метод» означает специальные приемы научной дисциплины.

Именно метод является одним из главных критериев выделения отдельной науки из всего многообразия знания.

В XIX в. разделение наук происходило главным образом по предмету и только затем по методу. Так, в философии предметом были дух и психологическое бытие, поэтому отделились науки о духе и прежде всего психология; в механике – природа и материальное бытие.

Г. Риккерт предположил деление всех наук по этому критерию несправедливым, т. к. живое – это единство материального и духовного. Естественно-научные методы и культурно-исторические методы – вот то деление, которое предложил Риккерт. Первый метод предполагает понимание природы как бытие вещей (кантовское понимание, дуалистическое), бытие явлений. Определяется это бытие общими законами, доступными формально-логическому мышлению. Культурно-исторические методы основываются на понятии истории как единичного бытия во всей его особенности и индивидуальности, в противоположность вышеназванному общему закону.

Культура как предмет познания вышла из естественно-научного ареала в начале XIX в. Еще в XIX в. относительно культурологии чаще говорили как о науке, а не как о культуре. И те и другие методы в известной степени являются культурологическими. Поскольку мы говорим о культурологии как о научном знании, стало быть, и методы культурологического исследования должны соответствовать требованиям научного познания. В методологии научного исследования принято разделять общенаучные и частнонаучные методы. Наиболее общими являются философские методы – метафизический, диалектический, феноменологический, герменевтический и т. п. Среди общенаучных методов обычно рассматривают три уровня: общелогический, теоретический (формализация, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный методы) и эмпирический.

Социально-культурологические исследования несколько видоизменяют состав научных методов познания, т. к. зачастую направлены на изучение не абстрактного, объективного, целостного, материального, а, наоборот, призваны отражать и выявлять особенное, специфическое; объектами изучения становятся идеи, ценности, стереотипы, т. е. предметно располагающиеся в деятельностно-смысловом поле действительности.

Новые методы базируются на некоторых принципах, характерных, по мнению В. В. Ильина, исключительно для социально-гуманитарного знания. Эти принципы таковы:

1) принцип терпимости;

2) принцип условности: понимание относительности собственных результатов, того, что возможны более адекватные решения;

3) принцип аполитичности: избегание использования идеологем, мифологизации, утопий, ориентация на предрассудки;

4) принцип антиактивизма основан на позиции ученого-теоретика объяснять, а не изменять мир;

5) принцип гуманизма, в основе которого утверждение «общество – средство, человек – цель»12
Ильин В. В. Теория познания. Эпистемология. М., 1994. С. 122–125.

Поэтому для культурологических исследований обоснованными являются не только обозначенные методы научного исследования. Также важны и внеинтеллектуальные, интуитивные, образно-символические способы постижения жизненной реальности. В чувствование, вживание, поэзия, музыка и другие внерациональные способы освоение мира также занимают достойное место в методическом арсенале культурологии, особенно в ее деятельностной составляющей (некоторые виды прикладной культурологии, социально-культурной деятельности).

Для методологии современного социально-культурологического познания характерны следующие черты.

1. Сближение методов естествознания и социально-гуманитарных наук.

Все более тесное сближение и взаимодействие противоположных концептуально-методологических подходов: рациональных и внерациональных, научных и вненаучных, экзотерических и эзотерических, явного и неявного знания и т. д. «Возникает сложнейшая методологическая проблема соотнесения «жестких» и «гибких» методов, научных и вненаучных подходов, использование в целях социального познания таких средств как социально-гуманитарные экспертизы и диагностики, ситуационные анализы, ролевые и имитационные игры».

2. Особое внимание на изучение и поиск новых специфических методов социально-гуманитарных наук13
Бакиров В. Социальное познание на пороге постиндустриального мира // Общественные науки и современность. 1993. № 1. С. 76.

Например, в социологии в целом и в социологии культуры в частности усиливается интерес именно к методам социологических исследований.

К методике понимания, диалога, диалектики, идеографическому и номотетическому методам, ситуационной логике, ролевым и имитационным играм, методам социальной психологии присоединяют и другие (см. ниже специфические методы социально-гуманитарных наук).

3. Широкое внедрение аппарата герменевтики, культурологии понимающих методик, что вызывает все больше сближение объяснительного и интерпретационного подходов. Такие схемы сочетают элементы естественных наук с интерпретирующими методами и ценностными подходами наук и о культуре таким образом, что примиряют обе эти крайние позиции.

4. Активное внедрение в социальное познание идей и методов синергетики и возрастание в связи с этим статистически-вероятностных методов и приемов. Повышается внимание к случайным, неопределенным, нелинейным процессам, к нестабильным открытым системам.

5. Формируется мнение, согласно которому законы развития природы и общества определяют лишь некоторые пределы, в которых основной процесс остается заранее непредсказуемым.

6. Происходит поворот к конкретному человеку. Л. Фейербах говорил, что человек – центр всей методологии.

7. Формируются и утверждаются новые регулятивы человеческой деятельности. Приоритет традиции сменился признанием безусловной ценности инноваций, новизны, оригинальности, нестандартности. Экстенсивное развитие сменилось на интенсивное.