Внеклассное мероприятие "хрупкий мир арктики". Внеклассное мероприятие «В Арктику! Я ловлю на завтрак рыбу

КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа № 4»

Конспект открытого занятия

кружка «Кроссвордия»

«Арктика -

удивительный

край»

Составила и провела:

воспитатель 9 класса

Паращук Н. А.


Красноярск – 2016 г.

Игра-соревнование «Арктика – удивительный край»

Ход занятия

1. Организационный момент. «Разгадай тему урока».

Участвуют 2 команды: «Белый медведь» и «Полярная сова».

Айсберг – крупная глыба льда над водой

Река – водный поток, питающийся дождевыми, снеговыми, ледниковыми и подземными водами

Кустарник – многолетнее невысокое растение, ветвящееся от одного корня с поверхности земли и в отличие от деревьев не имеющее главного ствола.

Тайга хвойный лес

Иней – тонкий слой ледяных кристаллов на земле, траве

Красная книга – списки с описанием животных и растений, находящихся под угрозой полного исчезновения

Атмосфера – газообразная оболочка Земли

Получилось слово А Р К Т И К А

В Арктике белой, в белой пустыне

Белый медведь грузно ходит по льдине,

Белая крачка по небу летит,

Белый белёк возле мамы лежит.

Айсберг белеет в белом тумане,

Белые стаи белух в океане.

Белой метлой ветер вихри метёт,

Белую песню про Север поёт.

2. Общая характеристика. Презентация.

Территория Северного Ледовитого океана с побережьем называется Арктикой.

Название произошло от древнегреческого слова «ἄ ρκτος», означающее «медведь», «медведица». Такое название регион получил из-за находящегося над ним созвездия Большой Медведицы.

Регион Арктика располагается за Северным полярным кругом, включает в себя Северный Ледовитый океан, Гренландию, несколько островов, а также северные оконечности Европы, России (Сибири), Аляски и Канады.

Общая площадь Арктики – 14 500 000 кв. км.

Процент площади Арктики от общей площади суши Земли составляет 6%.

Большая часть Северного Ледовитого океана в течение всего года покрыта льдами. Толщина льда достигает 3 - 4 м.

Климат в Арктике очень суровый. Ледяной и снежный покров держатся почти весь год.

Зимой здесь долгая полярная ночь. Солнце совсем не показывается – темнота.

Ночь не мешает людям трудиться, а детям ходить в школу.

В Арктике возникает удивительной красоты полярное сияние.

Летом в Арктике полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло, но не тепло.

Температура лишь на несколько градусов выше 0.

Растительность очень скудная: преимущественно лишайники, мхи. Встречаются и цветы: полярный мак, камнеломка, пушица, ромашка, и даже деревья: карликовые ива и береза. Но они поднимаются над землей всего на несколько сантиметров.

Животный мир Арктики очень богат. Хозяин Арктики – белый медведь. Также встречается: морж, тюлень, овцебык, северный олень, белый песец, заяц-беляк, лемминг.

Животные морских глубин: касатка, белуха, гренландский кит, нарвал, кит-горбач, полярная акула.

Птицы северных широт: полярная сова, северная гагара, кайра, сизая чайка, белые гуси, арктические крачки, дикие утки.

Рыбы северных морей: камбала, морской окунь, сайка, пикша, треска, сиг, ряпушка, корюшка, хариус, нельма.

Ежегодно к Арктическим пространствам нашей страны снаряжается экспедиция «На лыжах – к Северному полюсу!». Со 2 по 13 августа 2016 г. состоится IX российская молодежная экспедиция «На лыжах – к Северному полюсу!» на ледоколе «50 лет Победы».

К участию в экспедиции приглашаются учащиеся общеобразовательных учебных заведений, колледжей, коррекционных школ, детских домов и других государственных образовательных и социальных учреждений 1997-1999 годов рождения, которым на момент начала экспедиции будет полных 16, но еще не исполнится 19 лет. Как и в прошлые годы, чтобы попасть в число кандидатов в команду надо выполнить несколько условий, важных из которых три:

    иметь опыт туристских походов 1 категории сложности;

    принять участие в массовых соревнованиях «Лыжня России»;

    ответить на вопросы анкеты и проявить творческие задатки.

В рамках IX российской молодёжной экспедиции «На лыжах – к Северному полюсу!» во всех школах страны проводится Всероссийский урок «Арктика – фасад России». Наше занятие называется «Арктика – удивительный край!».

3. Конкурс № 1 «Разминка».

Правда ли, что белые медведи – самые большие медведи в мире, они в два раза выше человека? (Да)

Верно ли, что детеныша кита называют китайчонком? (Нет)

Верно ли, что все собаки, которые громко лают, называются лайками? (Нет)

Верно ли, что огромные бивни моржа – это его зубы, с помощью которых он выбирается на лед, защищается от врага? (Да)

Верно ли, что над водой видна ровно половина айсберга? (Нет)

Верно ли, что тюлени и моржи неуклюжи на суше, зато легки и проворны в воде? (Да)

Верно ли, что ледник – это человек, который сильно замерз? (Нет)

Верно ли, что с помощью меховых подушечек на лапках песцы спасаются от холода и не проваливаются в рыхлый снег? (Да)

Верно ли, что белые медведи не умеют плавать? (Нет)

Верно ли, что рог у нарвала торчит прямо изо рта, имеет длину 3 м, весит 10 кг? (Да)

4. Конкурс № 2 «Буквы разбежались»

(собрать слово – повесить картинку на доску)

МЕДВЕДЬ КОТИК ВОЛК

КИТ ОВЦЕБЫК ОЛЕНЬ

ГАГАРА ПЕСЕЦ ТЮЛЕНЬ

МОРЖ СОВА ГУСИ

5. Конкурс № 3 «Чего не хватает?» (наклейки на картинки животных)

6. Конкурс № 4 «Видеозагадки».

7. Конкурс № 5 «Пазлы» (разрезные картинки животных Арктики)

8. Конкурс № 6 Кроссворд «Животный мир Арктики».


  1. Цель урока: Создание условий для самореализации и формирования целостного представления о зоне Арктики, ее характерных особенностях. Воспитание экологической культуры младших школьников путем овладения способами решения учебных задач через изучение темы «Зона Арктики».
  2. Задачи:

обучающие: актуализировать знания детей о зоне Арктики, ее природных условиях, жизни людей, экологических проблемах, расширять знания обучающихся через различные источники информации, систематизировать знания детей о зоне Арктики путем сравнения, анализа, синтеза.

развивающие: развить предметные умения: уметь различать природные зоны по их отличительным признакам, развивать личностные и коммуникативные умения через создание проблемных ситуаций, исследовательскую деятельность.

воспитательные: воспитывать любовь к природе на примере особенностей растительного и животного мира Арктики, воспитывать понимание правил экологической культуры; учить любоваться природой.

психологические: формирование эмоционально - волевой сферы, развитие коммуникативных способностей и классного коллектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение.

Выполни действия и напиши полученное слово

Составь слово и подчеркни лишнее

Артистичные скороговорки.

Перед вами скороговорка

Думал, думал, думал, думал

Вдруг ветер дунул

И забыл я то, что думал

Нужно произнести скороговорку в соответствии с данной эмоцией:

Веселье, грусть, испуг, удивление.

Занятие по курсу внеурочной деятельности «Учимся создавать проекты»

Тема: Животные Арктики в опасности

Учитель нач. классов:

Беляева Людмила Николаевна

Педагог-психолог:

Янис Татьяна Борисовна

МБОУ СОШ №27 г. Озерск.

  1. Цель урока: Создание условий для самореализации и формирования целостного представления о зоне Арктики, ее характерных особенностях. Воспитание экологической культуры младших школьников путем овладения способами решения учебных задач через изучение темы «Зона Арктики».
  2. Задачи:

обучающие: актуализировать знания детей о зоне Арктики, ее природных условиях, жизни людей, экологических проблемах, расширять знания обучающихся через различные источники информации, систематизировать знания детей о зоне Арктики путем сравнения, анализа, синтеза.

развивающие: развить предметные умения: уметь различать природные зоны по их отличительным признакам, развивать личностные и коммуникативные умения через создание проблемных ситуаций, исследовательскую деятельность.

воспитательные: воспитывать любовь к природе на примере особенностей растительного и животного мира Арктики, воспитывать понимание правил экологической культуры; учить любоваться природой.

психологические: формирование эмоционально - волевой сферы, развитие коммуникативных способностей и классного коллектива.

Ход занятия,

Учитель: Приветствие: Слайд 1.

У нас сегодня на занятии присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.

Сели ровно, спина прямая, ноги на уровне стула. Слайд 2.

Посмотрите на доску. Кто прочитает тему урока?

Что же нам делать? (Вой ветра, влетает письмо) Слайд 3.

Кто же это прислал письмо? Давайте узнаем. (читаем письмо).

О чём узнали?

Кто догадался, какая тема занятия? (Животные Арктики в опасности) Слайд 4.

Каким другим словом можно заменить слово опасность: (угроза, страх, беда) Слайд 5.

Кто из вас знает, какое слово звучит призывом о помощи на всех языках одинаково? (SOS) Слайд 6.

Можем ли мы оставаться равнодушными? Нет.

Какая цель нашего занятия? Слайд 7.

Узнать, КТО просит о помощи?

Какая угроза?

Попытаться помочь?

Сегодня мы попытаемся решить эту проблему для этого мы отправляемся в путь. Как вы думаете, если мы ответим на все эти вопросы, животные Арктики будут спасены? А вот какую гипотезу выдвинул автор письма. Читаем письмо…. Наша задача выяснить, чья гипотеза верна.

Психолог: МОБИЛИЗАЦИЯ. Слайд 8.

Так как мы живем на Урале, поэтому наш путь будет пролегать по равнине (дорожка, проходим два раза, друг за другом), Слайд 9. по горам, (лесенка), мальчики поддерживают девочек за руку, а потом проходят сами. Кто прошел по лесенке, садится на стульчики (в самолет). Надеваем обувь. И мы отправляемся в путь. Слайд 10.

Учитель: Добрый день уважаемые учёные! Слайд 11. Экипаж самолёта приветствует вас на борту нашего лайнера. Сядьте ровно, пристегните ремни безопасности. В конце полета каждый из вас получит конверт с заданием.

Давайте вспомним всё, что мы знаем про Арктику . Слайд 12-18.

Просмотр слайдов с чтением фраз и загадки про северное сияние.

Посмотрите в иллюминатор. Что мы видим? Слайд 19. Северное сияние.

О чём это говорит? О том, что мы приближаемся к Арктике.

Психолог: Приготовились к посадке, сели ровно поправили ремни безопасности, мы приземлились в суровой Арктике. Нам нужно тепло одеться, надеваем теплый комбинезон, куртку, шапку. Мы готовы к работе!?

Учитель: Вас встречают руководители групп. Слайд 20.

Итак, мы распределились по группам, у каждой группы свое задание. Выстраиваемся и расходимся. Всем удачи!

По сигналу расходимся в свои лаборатории, по сигналу встречаемся здесь и заслушиваем результаты исследований. По 1 человеку от группы. Садимся на места в конце работы.

Работают 5 -7 минут.

Проверка:

Психолог: Группа №1 биологи (защита)

Доп. вопрос: Кто просит о помощи: животные Арктики?

Какие животные, какие фигуры вы использовали?

Какие качества ученого вам помогли справиться с заданием? (Терпение, творчество, желание помочь).

Посмотрите, как приветствуют вас животные, которых вы нарисовали, они светятся ярким, красивым, радостным цветом.

Включить подсветку.

Психолог : Группа №2 группа МЧС

Как мы помогли животным? Накормить их.

Доп.Вопрос: Какие качества вам помогли решить эту проблему? (выносливость, сообразительность, ловкость).

Учитель: Группа №3 Исследователи.

Доп.Вопрос:Какая угроза возникла на материке?

Какие качества вам помогли, чтобы добиться успеха?

(умение убеждать, говорить, смекалка)

Можем ли мы сказать, что наша проблема решена? Слайд 21.

Посмотрите на доску. Что исчезло (SOS) Почему? Слайд 22.

Вернёмся к письму

Дочитаем ПИСЬМО.

Помог ли он нам? Почему?

Благодарны ли вам, ученым, животные Арктики? Озвучить животных (приклеить слова благодарности).

Психолог : Рефлексия: Слайд 23.

Предлагаю вам подойти к столу, выбрать разноцветные ладошки, которые соответствуют вашему настроению от проделанной работы и прикрепить их вокруг земного шара на доске. Вам нравится? Мы попытались изменить обстановку в Арктике, а значит и на всем земном шаре. Слайд 24.

Предлагаю взяться всем за руки и встать в круг ведь наша Земля круглая.

Пусть крутится Земля,

Пусть будет счастье на планете,

Пусть радуются дети, и льется добрый свет!

На этом мы завершаем занятие, вы молодцы!

Спасибо за работу!

Вручение медалек, проговорить об изображении на медальке.

Забродина Елена Николаевна

МБДОУ №14 "Светлячок" , г.Химки

Воспитатель

Конспект интегрированного занятия «Животные Арктики и Антарктиды» в подготовительной логопедической группе с использованием мультфильмов.

СКАЧАТЬ (презентация)


Цель: закрепление представлений о диких животных холодных стран.

1) Обучающие:

Формирование представлений о диких животных холодных стран по их внешнему виду, образу жизни и повадках;

Формирование умения классифицировать животных, живущих на разных полюсах;

Расширение кругозора детей.

2) Развивающие:

Развитие внимания и зрительного восприятия;

Развитие мелкой моторики, ориентировки в пространстве;

Расширение словарного запаса, уточнение и активизация словаря по теме "Животные холодных стран".

3) Коррекционные:

Закрепление сформированных грамматических категорий и словообразования;

Закрепление навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слова, навыка чтения;

Развитие внимания, памяти, мышления и фонематического восприятия.

4) Воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности;

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: плоскостной глобус, плоскостные фигурки животных, кассы букв, буквы из проекта «Буквознайка» для составления слова Умка, карточки-слоги для составления названия рыб, отрывки из мультфильмов «Умка» (режиссёры В. Пекарь, В. Попов, 1969 г.), «Приключения пингвинёнка Лоло» (режиссёры К. Ёсида, Г. Сокольский, 1986 г.), аудиозапись «Жили были три пингвина» (композитор А. Варламов, стихи А. Милн), гимнастические обручи, ПК, LCD панель, презентация.

Предварительная работа:

  1. Беседа о животных холодных стран, их особенностях, повадках.
  2. Беседа «Как животные приспосабливаются к зиме».
  3. Чтение. В. Катаев «Цветик - Семицветик», Г. Снегирев «Как Алёшка жил на севере».
  4. Просмотр мультфильмов «Умка», «Приключения пингвинёнка Лоло», «Жили были три пингвина».
  5. Д/и «Кто чем питается», «Кто где живет?», «Четвертый лишний», «Угадай животное», «Назови семью».
  6. Настольные игры «Глобус», лото «Животный мир».
  7. Подвижные игры «Море волнуется…», «У оленя дом большой».
  8. Составление слов из букв и слогов.
  9. Разучивание стихотворений и загадок о животных холодных стран.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Воспитатель.

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг, и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Давайте все улыбнёмся и поделимся хорошим настроением друг с другом и с нашими гостями.

2. Введение в тему. Воспитатель загадывает загадку.

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика-

Антарктика и Арктика.

3. Беседа.

Воспитатель: - Но где же находятся полюса? Это мы можем вспомнить, если

рассмотрим глобус. А что такое глобус? (Это уменьшенная модель Земли.)

Давайте посмотрим на наш Глобус и покажем, где находится Арктика.

Дети: - В верхней части глобуса, на макушке. (Показывают на глобусе.)

Воспитатель: Как называется противоположная часть земли?

Дети: - Антарктида.

Воспитатель: - Проходим за столы и продолжаем беседу.

Чем похожи эти районы?

Дети: - Это царство трескучих морозов, глубокого снега и толстого льда.

Воспитатель: - Правильно. Здесь лед никогда не тает, зимой солнце не показывается на небе, и всю зиму длится полярная ночь. В ночном небе бывает северное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Кругом плавают большие ледяные горы-айсберги. Большая часть айсберга скрыта под водой. Здесь очень холодно, дуют ледяные ветры.

Воспитатель: - Ребята обитаемы эти районы или нет? Неужели в царстве льдов мы никого не встретим?

Дети: - Обитаемы.

Воспитатель: - Какие животные обитают на Северном и Южном полюсах? Давайте их вспомним и расселим по своим домам. (На столах лежат плоскостные фигурки животных)

4. Игра «Кто где живет?» (проводит воспитатель).

Дети «расселяют» плоскостные фигурки животных по полюсам на глобусе (на магнитах).

5. Беседа. Составление предложений.

Воспитатель. - Чем питаются эти животные?

Дети. - Медведь питается рыбой. Олень питается мхом. Пингвин питается рыбой.

Воспитатель. - Почему животные не мерзнут?

Дети. - У животных под кожей толстый слой жира, густой мех, у птиц - перья и пух.

  1. 6. Просмотр отрывка из мультфильма «Приключения пингвинёнка Лоло».

Воспитатель: - Ребята, а вы слышали о пингвинёнке Лоло? Где живет его семья?

Дети: - В Антарктиде.

Воспитатель: - Сейчас мы отправимся в гости к пингвинёнку Лоло.

(Просмотр отрывка «Воспитатель и пингвинята»). (Слайд 2).

Воспитатель: - О каких врагах рассказывал пингвинятам воспитатель?

Дети: - На суше - поморники, на море - касатка и морской леопард.

Воспитатель: - А друзья у пингвинов есть?

Дети: - Голубой кит, морской слон.

7. Игра «Какой, какая?». Образование сложных прилагательных.

Воспитатель: - У морского слона вместо ног ласты, значит он какой? - морской слон ластоногий.

У касатки острые зубы - ... (касатка острозубая).

У морского леопарда длинные усы - ... (морской леопард длинноусый).

У пингвина черные крылья - ... (пингвин чернокрылый).

У кита большой рот - ... (кит большеротый).

У моржа толстая кожа - ... (морж толстокожий).

  1. Музыкальная физкультурная минутка «Жили - были три пингвина». (Слайд 3).
  2. Игра «Составь слово из букв».

Воспитатель: - А вы слышали о медвежонке Умке? Где живет он со своей мамой медведицей?

Дети: - На севере.

Воспитатель: - Сейчас мы посмотрим отрывок из м/ф, который так и называется «Умка». Но сначала мы составим из букв название м/ф. (Из демонстрационных букв четыре ребёнка составляют слово Умка, а другие на столах выкладывают это слово буквами из разрезной азбуки. (Повторение «Заглавная буква»). Молодцы!

  1. Просмотр отрывка из мультфильма «Умка» («Умка ловит рыбу»). (Слайд 4).

11. Глазная гимнастика.

Воспитатель: подвигайте глазными яблоками вправо-влево;

часто поморгайте глазами;

зажмурьте глаза и откройте их (несколько раз).

12. Воспитатель: - Чему и как медведица учила медвежонка?

Дети: - Медведица учила Умку ловить рыбу, закрывая лапой чёрный нос.

Игра «Ловись рыбка».

Воспитатель: - Ребята, получилось у медвежонка поймать рыбу? Давайте ему поможем и сами узнаем, какая рыба живёт в холодных морях.

Дети читают слоги и составляют из них слова: пи-кша, ка-мба-ла, па-лтус.

(На ковре в обручах - «прорубях»). На экране появляются картинки рыб.

(Слайды 5, 6, 7).

13. Воспитатель проводит игру «Да! - Нет!» (дети стоят).

Педагог называет разных животных. Если животное живёт в холодных краях, дети кричат: «Да!», если нет, то дети кричат: «Нет!» (Тюлень, северный олень, лось, кит, полярная сова, ёж, морж, белка, ворона, поморник, камбала...)

Воспитатель: Что на занятии вам понравилось? Какое задание для вас было самым трудным? Спасибо. Вы все сегодня постарались и были большие молодцы.

Список литературы:

1. Алябьева Е. А. Тематические дни в детском саду. - М: ТЦ «Сфера», 2005.

2. Бардышева Т. Ю. , Моносова Е. Н.. Тетрадь логопедических заданий. -

М: «Издательство: Скрипторий 2003», 2011.

3. Гуськова А. А. Мультфильмы в детском саду. Логопедические занятия по лексическим темам для детей 5-7 лет. - ТЦ «Сфера», 2010.

4. Коноваленко В. В. Коррекционная работа в подготовительной логопедической группе. - ООО «Гном-Пресс», 1998.

5. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Я учусь говорить и читать. - ООО «Издательство ГНОМ

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

Тема: «Животный мир Арктики»

Образовательные области:

приоритетная : познание (формирование целостной картины мира: ознакомление с природой)

в интеграции: коммуникация, художественное творчество, здоровье, социализация

Цель: формирование элементарных представлений о животном мире арктической зоны

Задачи:

приоритетные: дать элементарные знания о животных, обитающих в зоне Арктики, их внешнем виде, среде обитания, добыче корма, размножении и пользе для человека; развивать представление о взаимосвязи всех явлений в природном мире и интерес к жизни животных, а также воображение и мышление детей; воспитывать доброе бережное отношение к животным;

в интеграции: развивать речь детей, обогащать их словарный запас; совершенствовать технику изображения предмета по образцу, развивать способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка, соблюдая пропорции и форму; сохранять физическое здоровье детей в процессе образовательной деятельности; закреплять умение играть в дидактические игры; развивать волевое качество при выполнении установленных норм поведения в непосредственно образовательной деятельности

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением диких животных; чтение книг Н. Сладкова «Во льдах», «В тундре» о жизни животных Арктики

Методические приемы: метод рассказа, беседы, наглядности, прием рассматривания, создание проблемной ситуации

Оборудование:

для детей: незаконченные графические рисунки животных, карандаши, смайлики для рефлексии

для педагога:

макет Земного шара – глобус; фотографии животных на магнитной доске; мультимедийный комплекс; презентация « Животный мир Арктики»; схемы элементов упражнений гимнастики для глаз, с целью снятия напряжения зрения; графические рисунки животных Арктики для образца; стенд с прозрачными кармашками для смайликов

Ход занятия

I Вводная часть

1) вступительная беседа

Сегодня, дети, я предлагаю вам отправиться в путешествие в удивительный край, который называется Арктикой. Побывав там, вы узнаете о жизни многих животных, которые обитают в этой местности. Вы знаете, где находится Арктика? Находится Арктика от того места, где мы проживаем с вами, очень далеко. Посмотрите на глобусе, куда мы отправимся с вами (показ на глобусе места родного жительства и места назначения путешествия): граница Арктики охватывает северный полюс Земли, весь Северный Ледовитый океан с островами и прибрежные континенты России, Америки, Дании и Исландии. Линию границы еще называют полярным кругом. Чтобы добраться до городов Заполярья нужно из наших краев ехать на поезде несколько дней, а на самолете лететь несколько часов. Итак, отправляемся?

II Основная часть

1) рассказ воспитателя и рассматривание фотографий с изображением природы Арктики с помощью мультимедийного оборудования

Что и кто встретит нас в Арктике? Природа и климат этого района очень суровые. Это царство вечного льда и снега. Лето здесь короткое и холодное. Происходит это потому, что солнечные лучи попадают в зону Арктики под слишком малым углом. Несмотря на то, что солнце стоит над горизонтом здесь целых полгода! Полгода здесь длится день, а остальные полгода – ночь! Арктика - царство вечной мерзлоты. Лед не тает до конца даже летом. Из-за постоянных ледяных ветров растения полярного круга очень низкорослые. Поэтому здесь не растут высокие березы и ели. Но зато растут карликовые березки, ивы, многие травы, мох и лишайник. Для примера: если рядом с полярной березкой вырастет гриб, то он будет чуть ниже карликового дерева. Но зато здесь есть зеленые снежные водоросли, которые растут прямо на льдинах.

Лишайник, который называется ягель покрывает огромную территорию Арктики – тундру. Он является основной пищей для диких северных оленей , обитающих в тундре. Что вы знаете об этих животных? (выслушивание ответов детей). Послушайте теперь мой рассказ. Северные олени – живут и пасутся большими табунами. Для этого они постоянно передвигаются с одного места на другое в поисках ягеля. Ягель лечебное растение для оленей: он избавляет их от кишечных инфекций. Олени чуют лишайник даже под толщей снега, разрывая его копытом. Копыта у оленей очень широкие. Что помогает не провалиться этим животным в сугробы и быстро бегать по тундре. Поэтому люди одомашнили оленей и, запрягая их в упряжки, используют как транспортное средство. Северные олени дают коренным жителям Арктики молоко, мясо и теплые шкуры, из которых те шьют себе одежду, обувь и даже строят жилища – чумы . Чум похож на огромную палатку в виде конуса.

Самка оленей после рождения оленят сбрасывает свои рога. А люди используют сброшенные рога (панты) для приготовления лекарства. Олени единственные животные, которые в случае опасности бегут в сторону людей, спасаясь от хищников (слайд №9). Люди присматривают за детенышами, подкармливают их сеном и солью. Многие виды оленей занесли в Красную книгу. Что это означает? (ответы детей).

Продолжаем наше путешествие. Кто же еще встретится нам на бескрайних просторах полярной тундры? А это еще одно травоядное животное – овцебык . Назвали его так, что внешностью он напоминает огромного быка, а некоторыми повадками – овец и коз. Так же как и овцы, овцебыки пасутся на горных склонах тундры и поедают ее разнотравье. Пасутся они в тех местах, где зимой меньше толща снега, разрывая ее копытом. Если снега слишком много, то овцебыки могут погибнуть, не добравшись до сухой травы. Люди специально разводят стада этих животных. Так как получают очень ценный теплый пух. Пух овцебыка в восемь раз теплее шерсти овец. Из него вяжут платья, свитеры, варежки и носки. Так из пуха одного овцебыка можно связать тридцать свитеров. Почуяв опасность, овцебыки спасаются быстрым бегом. А если бег не спасает, то животные выстраиваются плотным кольцом. И из него делает мощный выпад вперед на хищника самый сильный бык. Остальные быки тут же следом подходят к нему и становятся рядом. Такая атака помогает защититься от белых и бурых медведей, росомахи и волка. Но не от человека. Самка овцебыка рождает одного теленка в год. После того как мама оближет детеныша, тот встает на ноги и следует за матерью. Он питается ее очень жирным молоком. Но уже через две недели может прикармливаться мягким мхом.

Отправляемся дальше. Живут ли в этом холодном краю птицы? Оказывается, живут они здесь во множестве. На берегу Северного Ледовитого океана гнездятся и выводят потомство колонии таких перелетных птиц как: глупыши, чайки, бакланы, кайры, полярные крачки. Но с приближением долгой полярной зимы эти птицы улетают в теплые края.

А вот белая сова постоянный житель Арктики. Как вы думаете, чем питается полярная сова? Это хищная птица, питается она в основном грызунами: полярными леммингами . Лемминги похожи на мышей. Но в отличие от них у леммингов очень короткий хвостик. Почему, как вы думаете? (Ответы детей) Этот маленький грызун очень прожорлив. В сутки он съедает в два раза больше, чем весит сам. Поэтому белые совы, поедая леммингов, сохраняют растительный корм для крупных животных, таких, как овцебыки и олени. Хоть белая сова и сама хищница, но вблизи ее гнездования любят селиться другие птицы. Их сова не трогает, зато тщательно охраняет территорию от хищных песцов, которые поедают птичьи яйца.

Познакомьтесь теперь с самим хищником, называющимся песцом. Это красивые пушные зверьки с очень ценным теплым мехом. Из-за красивого меха песцов долго и помногу уничтожали охотники. В данный момент, для того чтобы сохранить популяцию этого зверя люди разводят песцов на специальных фермах. Песцы в основном имеют белую или голубую окраску. Почему? (Таким образом маскируются от врагов). Их называют еще полярными лисами, так как внешне они очень с ними схожи. Только морда и уши песцов гораздо короче, чем у лисиц. Живут и разводят потомство песцы в норах, которые роют в мягкой песчаной почве до самой вечной мерзлоты. Песцы, так же как и совы в основном питаются леммингами. Поэтому если уменьшается число леммингов, совы и песцы голодают и даже могут погибнуть. Но песцы могут в летний период поедать многие травы (морскую капусту, водоросли), а также ягоды: морошку и чернику. А это песец в летний период. Как вы думаете, почему в это время его окраска приняла бурый цвет? (Ответы детей).

Продолжим наше путешествие по Заполярью и достигнем вод Северного Ледовитого океана. Как вы думаете, водятся ли в таких холодных водах какие-нибудь животные? (Ответы детей). Да, моря Ледовитого океана богаты различной рыбой. Но не только рыбой, там водятся крупные млекопитающие животные. Такие, как полярный дельфин, или белуха . Длина его достигаетшести метров. А вес взрослого самца две тонны. Кожа белухи имеет белоснежный цвет, под которой толстый слой подкожного жира. Зачем этому животному такой слой жира? (Жир спасает от холода). Питается животное моллюсками и рыбой, всасывая добычу вместе с водой. Кормит своих детенышей молоком. Белые дельфины могут выражать радость и тревогу с помощью мышц морды, как человек, так как они у животного очень подвижны.

Следующее млекопитающее, обитающее в водах Арктики – это гренландский тюлень . У него красивый узор на шкуре и большие выразительные глаза. Тюлени живут стаями. Рождают своих детенышей, которых называют бельками на ледяном берегу. Они очень неуклюжи на суше. Но зато очень быстрые пловцы в воде. В море тюлени добывают для пропитания себе рыбу.

Ближайшие родственники тюленей – моржи . Внешность этих животных замечательна тем, что они имеют клыки. С помощью их они, опираясь о лед, выходят из воды. Клыками они разрывают дно и добывают таким образом себе моллюсков, которыми питаются. Клыками обороняются и от врагов.

И моржи, и тюлени, и белухи имеют большой слой подкожного жира, поэтому они являются лакомой пищей для самых грозных и сильных хищников Арктики. В воде - для китообразной акулы касатки , а на суше - для белого полярного медведя . Про белого медведя нам расскажет сегодня (называется имя ребенка, который готовился выступить). Но перед этим мы все вместе отдохнем и сделаем небольшую физкультурную паузу.

2) физкультурная пауза

а) гимнастика для глаз с использованием схем элементов упражнений. Воспитатель предлагает проследить за движением указки по линиям графических элементов глазами. Дети выполняют вслед за воспитателем;

б) движения под веселую рифмовку:

Скачут быстрые олени

В тундре белой всю неделю.

(Дети выполняют бег с подскоками).

Ищут травы и лишайник

Под снегами утром ранним.

(Имитируют движение копыта оленя).

В море белые дельфины

Плавают в снегах и льдинах.

(Имитация движений пловцов).

Белый Мишка ходит рядом.

(Ходьба с наклонами в стороны, руки на поясе).

Берегись его, ребята!

(Погрозить пальцем).

3) заранее приготовленное выступление ребенка по теме занятия в форме небольшого сообщения об одном из животных, обитающем в Арктике (белом медведе)

4) дидактическая игра «Угадай»

Вначале воспитатель обобщает полученные знания детей, предложив назвать всех увиденных во время «путешествия» по Арктике животных. При этом предлагает в качестве помощи для ответа пользоваться изображением этих животных на фотографиях, которые прикреплены на магнитной доске: «Мы закончили наше путешествие по далекой Арктике. Глядя вот на эти фотографии, назовите животных, с которыми вы сегодня познакомились». (Мы сегодня познакомились с белым медведем, северным оленем и т.д.).

А теперь, ребята, угадайте, о каком из этих животных сейчас пойдет речь?

Воспитатель зачитывает текст, в котором указывается признаки одного из изученных животных: «Это животное хищное. Питается грызунами. Имеет белое оперение (Полярная сова). Это травоядное животное. Основной корм – лишайник, по названию ягель (Олень). Это маленькое травоядное животное съедает в день корма в два раза больше, чем весит сам (Лемминг). Это животное живет в норе, имеет красивый, пушистый, белый мех (Песец). Очень крупное травоядное животное. Дает людям очень теплый пух. Похоже и на овцу, и на быка (Овцебык)».

Угадайте загадку:

Головка и хвост, вместо лап - плавники,

Ленив он на льду и проворен в водице,

Детишек его называют «бельки».

Скажи, что за зверь возле льдины резвится? (Тюлень).

Дети определяют названия животных и обосновывают свой ответ.

5) дидактическая игра «Нади ошибку»

В целом ряде изображений животных заранее прикреплены фотографии животных, которые обитают в другой зоне (зоне степей, лесов).

Ребята, а вы заметили, что здесь есть фотографии животных, которые я прикрепила сюда ошибочно? Найдите их и объясните, почему эти фотографии лишние. (Фотографии с изображением лисы, волка и бурого медведя прикреплены на доску ошибочно, потому что эти звери живут в лесах, они не обитают в Арктике).

6) подвижная дидактическая игра «Хищники и травоядные»

Воспитатель предлагает: «А теперь немного подвигаемся и поиграем. Но, чтобы сыграть в следующую игру, нужно вспомнить: кто из животных Арктики является хищником, а кто травоядным? Встаньте в круг. Если я буду произносить название травоядного – вы делаете наклон туловища, не сгибая коленей, дотрагиваетесь пальцами рук пола. Если называю хищника – выполняете прыжки на месте, показываете «коготки» и «клыки». Дети выполняют задание в движении.

7) рисование животных Арктики

На столах у детей заранее приготовленные конверты с незаконченным рисунком животного и карандаши.

Воспитатель создает сюрпризный момент: «В конверте у вас лежат «секреты». Откройте и посмотрите, что там лежит? Это Дед Природовед решил вас проверить, были ли вы внимательны, путешествуя по Арктике. И прислал вам рисунки животных. Но рисунки эти незаконченные. Вам он дает задание определить животное по рисунку и закончить его карандашом». После того как дети рассмотрят содержимое, воспитатель вывешивает точно такие же незаконченные рисунки на доске и спрашивает: «Можно ли определить: какие животные изображены на этих рисунках?» После того, как дети ответят, воспитатель вывешивает на доске фотографии этих животных. И затем предлагает, опираясь на образец иллюстраций, закончить свои рисунки. По окончании делается выставка готовых рисунков.

III Итог занятия

1) итоговая беседа

Дети, в какой район Земли сегодня мы совершали путешествие? Где он находится?

Что вы узнали нового, наблюдая природу этого края? (Ответы детей). Перечислите названия животных, с которыми сегодня познакомились.

Воспитатель отмечает, что большинство животных Арктики занесли в Красную книгу. Это означает, что этих животных нужно охранять.

2) рефлексия

Если вам понравилось сегодняшнее путешествие? Если да, то подойдите к столику, где лежат смайлики и выберите веселого смайлика, вставьте его в кармашек. Если вам было скучно путешествовать по Арктике, выберете грустного смайлика.

Кильдюшкина Т.Ю., воспитатель группы "Лесовички"

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Солнышко» п.г.т. Уренгой

Пуровский район

Конспект интегрированной непосредственно организованной образовательной деятельности с использованием технологии СИРС

«Животные белых просторов»

для детей старшей группы

Составила воспитатель:

Измайлова А.Ш.

Уренгой

2017 г.

Цель : Познакомить детей с особенностями природы, живыми существами Арктики .

Задачи :

Обучающие :

Формирование представлений о диких животных Крайнего Севера по их внешнему виду, образу жизни и повадках;

Расширение кругозора детей.

Упражнять в нахождении геометрических фигур по схеме, создавая определённый рисунок;

Упражнять в употреблении существительных уменьшительно-ласкательного значения

Развивающие :

Развивать связную речь и умение правильно строить предложение

Развитие внимания и зрительного восприятия.

Способствовать развитию логического мышления;

Воспитательные :

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.

Воспитывать любовь к животным , эстетическое отношение к природе.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное, речевое, художественно-эстетическое.

Предварительная работа:

Познакомились с глобусом, дети рассматривали иллюстраций с климатическими условиями и с животными Арктики и Антарктиды ; дети имели возможность посмотреть мультфильм «Умка» ; дети рисовали «Северное сияние».

Оборудование :

Использование технических средств: СИРС, видеофильм «Об Арктике»;

Картинки с животными Арктики;

Коробка с цветиком-семицветиком и белым медвежонком;

Танграм;

Шаблон медведя на каждого ребенка,

Ватные диски,

Баночки для клея,

Кисточки,

Салфетки.

Ход мероприятия

Предложить детям выполнить аппликацию, на заранее подготовленных рисунках:

Нанести на силуэтное изображение медведя клей;

Нарезанную пряжу уложить на клей, аккуратно выравнивания контур;

Плотно прижать пряжу ватным диском к основе;

Стряхнуть остатки ниток.

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, давайте вместе поиграем.

Оргмомент.

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребятам улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмём

И к сердечку поднесем.

Воспитатель : Ребята, сейчас у нас зима, на улице холодно и морозно, а в сердечках ваших поселилось тепло и добро. Давайте этим теплом поделимся, передадим через ладошки друг другу. Как приятно тепло, добро, хорошее настроение пошло по ладошкам. И пусть хорошее настроение останется на протяжении всего дня ».

Давайте хорошее настроение подарим нашим гостям (подули на ладошки) .

Ребята, сегодня утром, приходил почтальон и вручил бандероль, адресованную детям группе «Непоседы» . Вы хотите узнать, что находится в бандерольке (Да)

Воспитатель достаёт из коробки «цветик-семицветик» .

Воспитатель :

Посмотрите, какой необыкновенный цветок, у него лепестки разного цвета. Как он называется? Из какой сказки?

Как вы думаете , а зачем нам его прислали? А еще здесь есть записка : «Дорогие ребята! Мы приглашаем вас посетить наш материк и помочь добраться до дому нашему другу, узнать много интересного . А поможет вам цветик – семицветик с заданиями»

1 -е задание: (беру лепесток) «Узнать кому мы должны помочь добраться до дома»

(дети первой подгруппы собирают танграм на компьютере, дети второй подгруппы подгруппы – танграм за столом)

Ребята, что же у вас получилось? (Белый медвежонок) Ой, а кто это у нас такой, маленький, беленький. Да это же Умка. (Воспитатель достает фигурку белого медвежонка)

Воспитатель: А вот где живёт наш Умка? Мы узнаем из 2-го задания. Отгадайте загадку:

Знает каждый ученик

Самый верхний материк.

Глобус мы перевернем

И название найдем. (Арктика )

Но где же находится Арктика? Это мы можем узнать, если рассмотрим…что? Глобус. А что такое глобус? (Это уменьшенная модель Земли).

Наша планета – это огромный – преогромный шар. Такой большой, что нужно много – много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

Предлагаю нам вместе с Умкой отправиться в путешествие, в Арктику. Дети, а вам не страшно отправляться в далёкое путешествие?

Наша научная экспедиция сегодня отправится за полярный круг, в зону арктических пустынь. А поплывем мы с вами на ледоколе. Правила поведения на корабле:

1. Без команды капитана нельзя выходить и подниматься на корабль

3. Нельзя кричать и бегать на корабле, толкаться запрещается

4. Если начнется кораблекрушение, то необходимо надеть спасательные жилеты, они у нас вот тут, первыми спасаем женщин и детей

Мы отправимся с вами туда,

Где царство холода и льда!

Воспитатель: Но нам нужно выполнить следующее задание, отрывайте следующий лепесток. (СИРС «Игра на внимание») Посмотрите, подул сильный ветер, один элемент из наших «снежинок» потерялся, давайте их найдем.

Ребята, вы молодцы! И с этим заданием мы справились хорошо! Но посмотрите, наш Умка грустит. Давайте с ним поиграем. (Презентация «Глазная гимнастика»)

Ну что же, поплыли!

Просмотр видеофильма.

На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом, полярные области: Антарктида на крайнем юге, Арктика – на севере. Мы с вами сейчас находимся на Северном Ледовитом океане, а навстречу нам плывут огромные айсберги – ледяные скалы. Дети, как вы думаете, опасны ли айсберги человеку? Почему? Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега.

Арктика – это зона островов, лежащих около Северного полюса. Климат этой полярной области очень разнообразен.

Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам, прижимая к земле и без того редкие низкорослые кустарнички карликовой березы и полярной ивы. Посмотрите дети на их изображение. Как вы думаете, чем они отличаются от берёзы и ивы средней полосы?

Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето, поэтому растительность скудная: мхи да лишайники.

Белыми пустынями называют огромное пространство севера, где только льды да снега. Все белым – бело до боли в глазах.

В Арктике несколько месяцев не заходит солнце - продолжается полярный день. Вспомните, мы с вами беседовали – что же такое полярный день?

А бывает ещё полярная ночь. Что же это такое?

В Арктике бывает очень красивое, необычное, завораживающее природное явление – Северное сияние. Давайте его посмотрим.

Но к этим суровым условиям приспособились обитатели севера. Какие?

Физкультминутка

Здесь всюду холод, лед и тень дети обнимают себя за плечи

Полгода - ночь, закрывают глаза ладонями

Полгода - день. выпрямляются, поднимают руки вверх

Из льда здесь люди строят дом, соединяют руки над головой - «крыша»

И океан покрыт весь льдом. разводят руки в стороны

Зверей ты здесь почти не встретишь. ставят ладонь козырьком над глазами

И птиц ты в небе не заметишь. делают махи руками

Лишь мишка, белый, словно иней, подражают походке медведя

Хозяин ледяной пустыни. руки на поясе, стоят смирно.

Воспитатель: Узнать, какие животные здесь обитают, нампомогут волшебные снежинки (дети срывают следующий лепесток)

Длинный мех бел, как снег.

Ест тюленей и рыб на обед.

Он отличный пловец -

И заботливый отец.

Трёхметровый великан,

Весит тыщу килограмм (белый медведь)

Дети кто нам расскажет про белого медведя?(сообщение ребенка)

Главный житель северных просторов - это белый медведь. Это самый крупный хищный зверь на Земле. Густая белая длинная шерсть и толстый слой жира предохраняют его от сильных морозов. Медведь - прекрасный пловец, вода для него родная стихия он может плавать даже под водой. Вылезет белый медведь из воды на льдину, отряхнется – и опять сухой. Он питается рыбой, тюленями и моржами. Когда приходит пора появлению потомства медведица забирается в снежную пещеру. Медвежата рождаются очень маленькими, слепыми, глухими, беспомощными растут и медведица не выходит из берлоги. Она согревает их своим теплом кормит малышей молоком. Белых медведей на Земле осталось совсем немного, поэтому охота на них запрещена. Они занесены в Красную книгу.

Толстый в складку богатырь -

В ластах и безухий.

Ковыряет со дна морского

Раковин покушать.

У него клыки, как сабли,

Мех короткий, но густой.

Угадайте – ка ребятки,

Что за богатырь такой. (Морж) .

Ребенок рассказывает про моржа.

Моржи коричневые, у них есть белые клыки, при помощи клыков они взбираются на льдины, втыкают клыки и поднимаются. Ласты помогают им во время плаванья. У моржа шерсти нет, у него очень толстая кожа и есть подкожный жир, который согревает моржа и никакой мороз ему не страшен. Подкожный жир лучше, чем теплая шуба.

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга. (Олень) .

Рассказ про оленя:

Северный олень ― очень осторожный и пугливый зверь. У него острое обоняние и тонкий слух, красивые рога. Посмотрите, какие стройные, сильные ноги у оленя. Он убегает от врагов, олень много бегает по снежным покровам. Оленю нужны широкие копыта, чтобы он не проваливался в снег. И еще он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает сухую траву – это самый любимый корм оленей.

Воспитатель: (беру лепесток) Игра «Угадай кто?» У всех животных , даже в таких суровых условиях рождаются детеныши, вам необходимо будет назвать их.

У белого медведя… (медвежонок) ;

У моржа (моржонок) ;

У оленя… (оленёнок) ;

У пингвина (пингвинёнок) ;

А у тюленя детёныш называется по-особенному, как? (белёнок) .

Воспитатель: Ой, посмотрите какой грустный медвежонок. Как вы думаете почему?

Дети: Он один, у него нет друзей.

Восп.: Как же нам ему помочь?

Дети: Давайте поможем Умке найти друзей. Мы с вами рисовали рисунки про Северное сияние. Давайте на этих рисунках изобразим друзей для Умки.

(Проводиться художественное творчество: аппликация, под песню "Про медведя" из мультфильма Умка.)

Воспитатель: Дети, посмотрите, Медвежонок стал веселый, у него появилось много друзей и эти друзья укажут ему путь к маме. Спасибо Вам!

Воспитатель: Ребята, у нас остался последний лепесток. Мы с вами находимся в Арктике. Какое же желание мы с вами можем загадать? (вернуться обратно в детский сад) А вы помните, что надо сказать:

Лети, лети - лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг

Возвращайся сделав круг

Лишь коснешься ты земли

Быть по моему вели!

Вели, чтобы мы с детьми оказались в детском саду!

Итог занятия: Где находится Арктика (На Северном полюсе) . Что вы можете рассказать об Артике? (Там очень холодно, вечная мерзлота, снег, лед, полярная ночь, северное сияние.) Кого можно встретить из животных в Арктике ? (полярного волка, северного оленя, белого медведя, моржей, тюленей, полярную сову, песца, нарвала, косатку, белух, китов) Почему эти животные живут в Арктике ? (питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять. У многих животных густой белый мех , делает их незаметными на снегу).

Стук в дверь. Входит почтальон с посылкой.

Почтальон: Здравствуйте! Это какая группа? («Непоседы») Замечательно! Вам пришла посылка с Северного Полюса от Умки. (дети получают угощения от Умки)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо.