Цель: Учить сравнивать предметы по величине – большой, средний, маленький. По длине – длинный, короче, самый короткий; соотносить предметы с размером.
Задачи: Продолжать учить сравнивать по величине – большой,
средний, маленький; сравнение предмета по длине: длинный, короче,
самый короткий. Упражнять в умении называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, трапеция. Развивать логическое мышление, память, сообразительность, содействовать развитию самостоятельности и творчества. Воспитательные: Воспитывать интерес к математике, активность, усидчивость.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №7 Московского района Санкт-Петербурга.
Конспект.
Непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе «Солнышко»
Тема «Сравнение предметов по величине, ширине»
Цель: Учить сравнивать предметы по величине – большой, средний, маленький. По длине – длинный, короче, самый короткий; соотносить предметы с размером.
Задачи: Продолжать учить сравнивать по величине – большой,
средний, маленький; сравнение предмета по длине: длинный, короче,
самый короткий. Упражнять в умении называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, трапеция. Развивать логическое мышление, память, сообразительность, содействовать развитию самостоятельности и творчества. Воспитательные: Воспитывать интерес к математике, активность, усидчивость.
Обогащение и активизация словаря: Длиннее, короче, величина, длинна.
Оборудование и материалы: магнитная доска, матрешки, шарфы, шаблоны чашки на каждого ребенка, картинки с геометрическими фигурами, карандаши.
Ход занятия:
Вводная часть:
(Дети сидят на стульчиках на ковре)
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришли матрешки. Они ждут вас и спорят, кому из них первой стоять. Давайте поможем им встать правильно.
Основная часть:
Воспитатель: Сосчитайте, сколько всего матрешек?
Дети: Три
Воспитатель: Дима, а у тебя сколько матрешек?
Дима – Три!
Воспитатель: Мила, всего сколько матрешек?
Мила: У меня получилось три
Воспитатель: Оскар, если эту матрешку поставить сюда, сколько их всего будет?
Оскар: Три!
Воспитатель: Правильно ребята, матрешек всего три
– Давайте сравним их. Как вы думаете, они одинаковые по величине?
Дети: Нет, они разные. Большая, средняя, маленькая
Воспитатель: Лера, посмотри матрешки одинаковые по величине
Лера: Нет, они разные. Большая, средняя маленькая
Воспитатель: А ты как думаешь Леша, матрешки по величине одинаковы?
Леша: Мне кажется разные
Воспитатель: Какую матрешку мы поставим на первое место?
Дети: Большую
Воспитатель: На второе место?
Дети: Среднею
Воспитатель: На третье?
Дети: Маленькую
Воспитатель: Кристина, ты тоже так считаешь?
Кристина: Да
Также интересное занятие по математике: Конспект занятия по математике в средней группе детского сада «Математика в детском саду»
Воспитатель: Вика, может ты поставишь матрешек по-другому?
Вика: Большая матрешка должна стоять первой затем средняя, а потом маленькая.
Воспитатель: Андрей, иди, поставь матрешек по величине
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня на столе для матрешек есть шарфики, все они разной длины. Длинный, короткий и самый короткий. Нам нужно будет выбрать шарфики для каждой матрешки подходящие ей по размер. Поможем?
Воспитатель: Дети, какой шарфик надо дать самой большой матрешке? Как его найти?
Дети: Надо наложить уголок к уголку и посмотреть есть ли лишнее
Воспитатель: Мила, иди, найди шарфик для большой матрешки
– Какой он по длине?
Мила: Длинный
Воспитатель: Клади рядом с матрешкой!
– Настя, ты согласна с Милой, что шарфик длинный?
Настя: Да
Воспитатель: Саша, а ты как думаешь шарфик, какой длины?
Саша – Длинный
Воспитатель: Саша, а какой шарфик ты дашь средней матрешке?
Саша – короткий, матрешка маленькая и ей подходит короткий шарфик, иначе ей будет неудобно, она запутается.
Воспитатель: А самый короткий шарфик мы отдадим кому?
Дети: Маленькой матрешке
Воспитатель: Катя, короткий шарфик можно отдать большой матрешки?
Катя – Нет, ей не хватит шарфика потому, что она большая, ей нужен длинный шарф
Воспитатель: А короткий, кому мы отдадим?
Катя – Короткий шарфик, маленькой матрешке
Воспитатель: Максим, ты тоже так считаешь?
Максим – Да, короткий нужно отдать маленькой матрешке ей будет удобно.
Воспитатель: Давайте немного отдохнем
Физминутка “Буратино”
Буратино потянулся,
Раз-нагнулся, два-нагнулся,
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
Крепче Буратино стой,
Вот он – ключик золотой
Воспитатель: Ребята, сколько матрешек у нас в гостях было?
Дети: Три
Воспитатель: У каждой из них есть подружки. Они хотели попить чай, но им не понравились чашки. Сказали, что не хотят пить из белых. А хотят пить из нарядных чашек, с геометрическими фигурами. Какие геометрические фигуры вы знаете. Давайте я вам покажу, а вы скажете, что за фигура?
Дети: Круг, прямоугольник, овал, трапеция, квадрат, треугольник.
Воспитатель: Спросить индивидуально 5-6 детей
– Но давайте разберем то, какой матрешке подойдет чашка по величине, размеру. И так большой матрешке, какая нужна чашка?
Дети: Большая
Воспитатель: Кристина, иди, подбери посуду для большой матрешки
Кристина – Вот, большая
Воспитатель: А маленькой матрешке удобнее из какой чашки пить чай Тимофей?
Тимофей – Из маленькой
Воспитатель: Дети вы согласны?
Дети: Да из маленькой
Воспитатель: Мила принеси чашку для средней матрешки?
– Мила, она какая по размеру?
Мила: Средняя
Воспитатель: Ребята, сколько чашек надо раскрасить, чтобы каждой матрешке досталось одна.
Дети: Одну!
Воспитатель: Спросить 5-6 детей
Воспитатель: Идите, выберете себе чашку для той матрешки по размеру, которую вы взяли, садитесь за столы и рисуйте геометрические фигуры
Заключительная часть:
Воспитатель: Итак, давайте посмотрим, все ли правильно подобрали чашки по размеру!
– Как мы сегодня помогли матрешкам, что мы для них сделали
Дети: Сказали какой матрешке встать первой, второй и третьей, большая средняя и маленькая, подбирали шарфики нужной длины. Длинный шарфик, короткий и самый короткий, рисовали геометрические фигуры
Воспитатель: Матрешки вы поняли, теперь как вам нужно стоять?
Воспитатель: Дети, давайте им еще раз скажем, что первая матрешка большая, затем средняя, а потом маленькая
Воспитатель: Молодцы, ребята! Но матрешкам пора уходить. Они говорят вам спасибо за вкусный чай.
Нелли Мокроусова
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Сравнение предметов по величине, ширине»
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе :
«Сравнение предметов по величине , ширине »
Программное содержание :
Цель : Учить сравнивать предметы по величине – большой , средний , маленький.
По длине - длинный, короче, самый короткий; соотносить предметы с размером .
Задачи :
Обучающие : Продолжать учить сравнивать по величине – большой ,
средний , маленький; сравнение предмета по длине : длинный, короче,
самый короткий. Упражнять в умении называть знакомые геометрические фигуры : круг, квадрат, прямоугольник, овал, трапеция.
2) Развивающие : Развивать логическое мышление, память, сообразительность, содействовать развитию самостоятельности и творчества
3) Воспитательные : Воспитывать интерес к математике, активность, усидчивость.
Обогащение и активизация словаря : Длиннее, короче, величина , длинна.
Оборудование и материалы : магнитная доска, матрешки, шарфы, шаблоны косынка (треугольник) , картинки с геометрическими фигурами, карандаши.
Ход занятия:
Вводная часть :
Звучит русская народная музыка.
Воспитатель : Ребята, послушайте загадку.
Есть для вас одна игрушка, не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть : может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко наша русская. (Матрешка)
Воспитатель : Ребята, к нам в гости пришли матрешки. Они ждут вас и спорят, кому из них первой стоять. Давайте поможем им встать правильно
Основная часть :
Воспитатель : Сосчитайте, сколько всего матрешек?
Дети : Три
Воспитатель : Правильно ребята, матрешек всего три
Давайте на них посмотрим и сравним . Одинаковые они?
Дети : Нет, они разные. Большая, средняя , маленькая
Воспитатель : Какую матрешку мы поставим на первое место?
Дети : Большую
Воспитатель : На второе место?
Дети : Среднею
Воспитатель : На третье?
Дети : Маленькую
Воспитатель : А давайте попробуем поставить наоборот матрешек, поиграем с ними.
Большая матрешка должна стоять последней, а первой маленькая.
Воспитатель : Андрей, иди, поставь матрешек по величине
Воспитатель : Ребята, посмотрите, у меня на столе для матрешек есть шарфики, все они разной длины. Длинный, короткий и самый короткий. Нам нужно будет выбрать шарфики для каждой матрешки подходящие ей по размер. Поможем?
Воспитатель : Дети, какой шарфик надо дать самой большой матрешке? Дети : Длинный
Воспитатель : Саша, а какой шарфик ты дашь средней матрешке ?
Саша – короткий, матрешка маленькая и ей подходит короткий шарфик, иначе ей будет неудобно, она запутается.
Воспитатель : А самый короткий шарфик мы отдадим кому?
Дети : Маленькой матрешке
Воспитатель : Молодцы! Давайте немного отдохнем
Физкультминутка «Матрёшки»
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Воспитатель : Ребята, посмотрите матрешки такие нарядные, а платки у них почему-то белые. Давайте поможем им украсим для них?
Дети : Хорошо.
Воспитатель : У каждого у вас лежит платок (треугольник) . Матрешки просят украсить с помощью геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы знаете. Давайте я вам покажу, а вы скажете, что за фигура?
Дети : Круг, прямоугольник, овал, трапеция, квадрат, треугольник.
Воспитатель : Спросить индивидуально 5-6 детей
Но давайте разберем то, какой матрешке подойдет платок по размеру. И так большой матрешке, какой нужен платок?
Дети : Большой
Воспитатель : А маленькой матрешке?
Дети : маленький
Воспитатель : а для средней матрешки ?
Дети : Средний
Воспитатель : Идите, выберете себе платок для той матрешки для которой будете украшать.
Воспитатель : Вот какая красота у нас получилась!
Давайте теперь мы с ними поиграем.
Игровое упражнение «Матрёшки-крошки»
Мы матрешки - вот какие крошки!
Как у нас, как у нас яркие платочки!
Как у нас, как у нас чистые ладошки.
Мы матрешки - вот какие крошки,
Как у нас, как у нас на ногах сапожки.
Воспитатель : Молодцы, ребята! Нашим Матрёшенькам очень понравилось с вами играть, рисовать. Но им пора возвращаться домой, давайте им скажем до свидания!
Публикации по теме:
Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе по теме: "Сравнение предметов по величине" Интеграция образовательных областей: познание,.
Конспект НОД по математике в средней группе «Сравнение предметов по длине» Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.
Конспект НОД по математике в старшей группе «Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе» Конспект НОД в старшей группе по теме «Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше».
Конспект занятия по математическому развитию «Определение веса предметов. Сравнение предметов по длине» (средняя группа) Задачи: 1. Учить детей определять вес предметов (тяжелый, легкий, самый легкий). 2. Продолжать упражнять детей в умении сравнивать предметы.
Конспект занятия в младшей группе
- Абуганипаева Айзанат Алиевна, воспитатель. МАДОУ "Машенька";
- Маллаева Гури Керимовна Воспитатель МАДОУ "Машенька".
Программное содержание:
Цель: Учить сравнивать предметы по величине – большой, средний, маленький. По длине - длинный, короче, самый короткий; соотносить предметы с размером.
Задачи:
Обучающие: Продолжать учить сравнивать по величине – большой,
средний, маленький; сравнение предмета по длине: длинный, короче,
самый короткий. Упражнять в умении называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, трапеция.
2) Развивающие: Развивать логическое мышление, память, сообразительность, содействовать развитию самостоятельности и творчества
3) Воспитательные: Воспитывать интерес к математике, активность, усидчивость.
Обогащение и активизация словаря: Длиннее, короче, величина, длинна.
Оборудование и материалы: магнитная доска, матрешки, шарфы, шаблоны чашки на каждого ребенка, картинки с геометрическими фигурами, карандаши.
Ход НОД:
Вводная часть:
(Дети сидят на стульчиках на ковре)
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришли матрешки. Они ждут вас и спорят, кому из них первой стоять. Давайте поможем им встать правильно
Основная часть:
Воспитатель: Сосчитайте, сколько всего матрешек?
Дети: Три
Воспитатель: Дима, а у тебя сколько матрешек?
Дима - Три!
Воспитатель: Мила, всего сколько матрешек?
Мила: У меня получилось три
Воспитатель: Оскар, если эту матрешку поставить сюда, сколько их всего будет?
Оскар: Три!
Воспитатель: Правильно ребята, матрешек всего три
Давайте сравним их. Как вы думаете, они одинаковые по величине?
Дети: Нет, они разные. Большая, средняя, маленькая
Воспитатель: Лера, посмотри матрешки одинаковые по величине
Лера: Нет, они разные. Большая, средняя маленькая
Воспитатель: А ты как думаешь Леша, матрешки по величине одинаковы?
Леша: Мне кажется разные
Воспитатель: Какую матрешку мы поставим на первое место?
Дети: Большую
Воспитатель: На второе место?
Дети: Среднею
Воспитатель: На третье?
Дети: Маленькую
Воспитатель: Кристина, ты тоже так считаешь?
Кристина: Да.
Воспитатель: Вика, может ты поставишь матрешек по-другому?
Вика: Большая матрешка должна стоять первой затем средняя, а потом маленькая.
Воспитатель: Андрей, иди, поставь матрешек по величине
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня на столе для матрешек есть шарфики, все они разной длины. Длинный, короткий и самый короткий. Нам нужно будет выбрать шарфики для каждой матрешки подходящие ей по размер. Поможем?
Воспитатель: Дети, какой шарфик надо дать самой большой матрешке? Как его найти?
Дети: Надо наложить уголок к уголку и посмотреть есть ли лишнее
Воспитатель: Мила, иди, найди шарфик для большой матрешки
Какой он по длине?
Мила: Длинный
Воспитатель: Клади рядом с матрешкой!
Настя, ты согласна с Милой, что шарфик длинный?
Настя: Да
Воспитатель: Саша, а ты как думаешь шарфик, какой длины?
Саша - Длинный
Воспитатель: Саша, а какой шарфик ты дашь средней матрешке?
Саша – короткий, матрешка маленькая и ей подходит короткий шарфик, иначе ей будет неудобно, она запутается.
Воспитатель: А самый короткий шарфик мы отдадим кому?
Дети: Маленькой матрешке
Воспитатель: Катя, короткий шарфик можно отдать большой матрешки?
Катя - Нет, ей не хватит шарфика потому, что она большая, ей нужен длинный шарф
Воспитатель: А короткий, кому мы отдадим?
Катя – Короткий шарфик, маленькой матрешке
Воспитатель: Максим, ты тоже так считаешь?
Максим - Да, короткий нужно отдать маленькой матрешке ей будет удобно.
Воспитатель: Давайте немного отдохнем
Физминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз-нагнулся, два-нагнулся,
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
Крепче Буратино стой,
Вот он – ключик золотой
Воспитатель: Ребята, сколько матрешек у нас в гостях было?
Дети: Три
Воспитатель: У каждой из них есть подружки. Они хотели попить чай, но им не понравились чашки. Сказали, что не хотят пить из белых. А хотят пить из нарядных чашек, с геометрическими фигурами. Какие геометрические фигуры вы знаете. Давайте я вам покажу, а вы скажете, что за фигура?
Дети: Круг, прямоугольник, овал, трапеция, квадрат, треугольник.
Воспитатель: Спросить индивидуально 5-6 детей
Но давайте разберем то, какой матрешке подойдет чашка по величине, размеру. И так большой матрешке, какая нужна чашка?
Дети: Большая
Воспитатель: Кристина, иди, подбери посуду для большой матрешки
Кристина – Вот, большая
Воспитатель: А маленькой матрешке удобнее из какой чашки пить чай Тимофей?
Тимофей – Из маленькой
Воспитатель: Дети вы согласны?
Дети: Да из маленькой
Воспитатель: Мила принеси чашку для средней матрешки?
Мила, она какая по размеру?
Мила: Средняя
Воспитатель: Ребята, сколько чашек надо раскрасить, чтобы каждой матрешке досталось одна.
Дети: Одну!
Воспитатель: Спросить 5-6 детей
Воспитатель: Идите, выберете себе чашку для той матрешки по размеру, которую вы взяли, садитесь за столы и рисуйте геометрические фигуры
Заключительная часть:
Воспитатель: Итак, давайте посмотрим, все ли правильно подобрали чашки по размеру!
Как мы сегодня помогли матрешкам, что мы для них сделали
Дети: Сказали какой матрешке встать первой, второй и третьей, большая средняя и маленькая, подбирали шарфики нужной длины. Длинный шарфик, короткий и самый короткий, рисовали геометрические фигуры
Воспитатель: Матрешки вы поняли, теперь как вам нужно стоять?
Воспитатель: Дети, давайте им еще раз скажем, что первая матрешка большая, затем средняя, а потом маленькая
Воспитатель: Молодцы, ребята! Но матрешкам пора уходить. Они говорят вам спасибо за вкусный чай.
Методика обучения сравнению предметов по величине способами приложения и наложения (задача 3)
Предварительная работа
Когда дети научатся выделять и сравнивать разные параметры величины предметов при резкой контрастности их размеров, объясняем, что в тех случаях, когда на глаз сравнить нельзя, применяется способ приложения и наложения.
Методика обучения
Дети меряются ростом, вставая рядом или спиной друг к другу, чтобы узнать, кто выше, кто ниже (приложение).
Дети примеривают пальто, кофту. Выясняют, что вещи меряют, чтобы узнать, в самый ли раз они человеку, такого ли они размера (наложение).
Воспитатель объясняет, что, меряясь ростом и меряя одежду, дети сравнивают предметы по размеру способами приложения и наложения.
Затем детям предлагается сравнить, например, полоски, немного различающиеся по длине. Совместно с детьми формулируется правило и проговаривается сначала при помощи воспитателя, затем самостоятельно.
Правило:
Одна полоска прикладывается к другой (если цвет одинаковый) (рис. 20) или накладывается на другую (если цвет разный) (рис. 21) так, чтобы их концы, обычно слева, совпадали. Если при этом другой конец одной полоски выступает, значит, она длиннее, а другая - короче. Если правые концы точно совпали, значит, полоски одинаковые по длине.
Рис.20 Рис. 21
Замечание:
правило для сравнения ширины аналогично. Только необходимо подравнять полоски обычно по нижней стороне (рис. 22).
Рис. 22
Для сравнения высоты предметы необходимо поставить рядом на ровную горизонтальную поверхность на одну линию или один перед другим (рис. 23).
Дидактические игры
«Ателье»;
«Мастерская»;
«Найди пару»;
«Магазин»;
«Соберем домик» и др.
^
Методика работы по развитию глазомера (задача 4)
Вся предыдущая работа оказывает влияние на развитие глазомера ребенка. С детьми средней группы полезно проводить специфические упражнения для развития глазомера.
Фрагмент:
Наглядный материал: на столе много разных полосок, на фланелеграфе образец.
^ Или: образец у каждого ребенка на парте, на фланелеграфе много полосок. Ход:
Посмотри на полоску-образец, запомни длину.
Найди такую же по длине.
Образец воспринимается только зрительно и остается на месте. После выполнения задания дети проверяют правильность своего выбора способом приложения или наложения.
Замечание:
аналогичные упражнения проводятся с шириной и высотой.
Усложнения
1. Количество полосок, из которых выбирают, увеличивается от 2 до 5 (в старших группах до 10).
2. Уменьшается контрастность размеров.
3. Даются задания на сравнение величины по представлению:
Что выше у нас на участке забор или беседка?
Что длиннее: дорога до беседки или до ворот?
Назови два предмета, про которые можно сказать, что один толще другого.
Дидактические игры
«Подбери пары лыж»;
«Сбор фруктов»;
«Дополни предложение» («Дуб толще...») и др.
^
Методика обучения раскладыванию предметов в убывающем и возрастающем порядке по размеру (выкладыванию сериационных рядов) (задача 5)
Предварительная работа
После формирования навыков сравнения размеров предмета на глаз и способами приложения и наложения тренируем в накладывании сериационных рядов.
Особенности наглядного материала
Наборы одинаковых предметов, различающихся только одним параметром. Как усложнение можно впоследствии работать г предметами, различающимися цветом, двумя-тремя параметрами.
Например: наборы полосок (10 штук) одинаковой ширины (около 2 см), разной длины (примерно 5-25 см с разницей около 2 см), одного и разного цвета, демонстрационные и раздаточные (рис. 24).
Рис. 24
Это пособие универсально. Его можно использовать при решении различных программных задач, выбирая нужное количество полосок необходимого размера.
Аналогично:
Набор полосок (10 штук) одинаковой длины (около 20 см), разной ширины (примерно 1-6 см с разницей около 0,5 см), одного и разного цвета, демонстрационные и раздаточные (рис. 25).
Рис 25
Набор предметов (10 штук) одинаковых по всем параметрам рам кроме высоты, демонстрационные и раздаточные (рис. 26).
Рис. 26
Методика обучения
Последовательность работы:
величина -> длина -> ширина -> высота -> -> толщина -> величина
Сначала детям предлагаем самостоятельно выложить нужную последовательность. Обсуждаем, как они это делали, и формулируем правило сериации.
Если дети затрудняются в выполнении задания, можно сначала познакомить их с правилом, а затем тренировать в его выполнении и проговаривании.
^
Примерное правило выкладывания полосок в убывающем порядке по длине:
1. Выбрать из полосок самую длинную и отложить.
2. Из оставшихся полосок выбрать самую длинную и положить под первой, подравнивая левый край.
3. Продолжать выбирать из оставшихся полосок самую длинную и ставить в ряд.
4. Положить последнюю полоску.
Замечание:
при выборе обсуждаем относительность
величины:
Полоска, выбранная как самая длинная из оставшихся, оказалась самой короткой из отложенных.
Сравни соседние полоски.
Красная длиннее желтой, но короче синей {А но А> С).
Показываем транзитивность отношений «больше - меньше», «длиннее - короче», «шире - уже», «выше - ниже», «толще - тоньше»:
Если красная полоска длиннее синей, а синяя длиннее желтой, то красная длиннее желтой (Аи В=> =>А
Усложнения
Начинаем с трех предметов (с младшими дошкольниками), ином даем 5 предметов (в средней группе), потом до 10 предметов (в старшей группе).
Уменьшаем контрастность величины.
Вводим разный цвет, форму или другие признаки: «Расставь фигуры в ряд по возрастающей величине» (рис. 27).
Предлагаем упражнения, в которых надо восстановить (исправить) порядок в нарушенной последовательности уже расставленных в ряд предметов:
убрать лишний;
переставить в нужном порядке.
Упражняем в сравнении плоских предметов по двум параметрам одновременно (ленты по длине и ширине) (рис.28).
Рис. 28
Предлагаем выложить сериацию по одному параметру независимо от другого параметра (рис.29).
Рис. 29
Детям подготовительной группы можно предложить нарисовать на листе бумаги в клетку, как они будут работать (спланировать свои действия).
Дидактические игры
«Чья коробочка?» («У меня три коробочки от заводных игрушек: курочки, цыпленка и утенка. Надо все игрушки положить по коробочкам. Кто больше всех? Кто меньше всех? Что ты можешь сказать про утенка? Поместится ли курочка в коробку цыпленка? А поместится ли цыпленок в коробку курочки? ...»);
«Три медведя», «Палочки в ряд», «Ступеньки», «Сломанная лестница»;
«Кто выше ростом?» (Дается задание по представлению, затем можно проверить правильность, используя наглядность: «Петя выше Саши, Саша выше Даши. Кто самый высокий?...»).
^
Методика обучения сравнению величины с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов (задача 6)
Предварительная работа
Первое знакомство с условной меркой может происходить при изучении свойств квадрата и прямоугольника еще в средней группе. Детям объясняется: чтобы сравнить стороны фигуры, нарисованной на доске (можно предложить другую проблемную ситуацию, когда способ сравнения непосредственно приложением и наложением не подходит), необходим предмет-помощник, полоска, равная по длине одной из сторон.
Все стороны квадрата такой же длины, как полоска, значит, пни псе одинаковой длины (рис. 30).
У прямоугольника по 2 (противоположные) стороны одинаковой длины (рис. 31).
Рис. 31
Замечание: необходимо различать термины:
«Померить» - сравнить величину одного предмета с величиной другого предмета (непосредственно приложением или наложением - с детьми II младшей группы, или с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов, - В: старшей группе).
«Измерить» -
дать численную характеристику величине (сравнить с величиной того же рода и результат обозначить числом - в подготовительной группе).
Методика обучения
Надо поставить детей в ситуацию, когда непосредственно сравнение размеров предметов невозможно и необходим помощник - третий предмет - условная мерка.
Примеры:
Чтобы построить на полу дом такой же высоты, как образец на столе у воспитателя, необходимо померить высоту дома палочкой и пользоваться ею при строительстве, контролируя высоту дома меркой.
При постройке моста необходимо учитывать высоту шин, которые будут под ним проезжать. Чтобы не проверять машиной, надо померить ее высоту и пользоваться меркой при строительстве.
Чтобы не испачкать стол (например, при рисовании), надо постелить клеенку. Чтобы клеенка покрыла весь стол и не свисала с него, надо померить одной ленточкой ширину стола, другой - длину, и с помощью двух мерок отрезать клеенку нужного размера.
Дидактические игры
«Мастерская» (например, изготовление ножек для табурета); «Магазин» (например, покупка обложки для книги, скатерти на стол, обуви для куклы); «Ателье» и др.
^
Методика обучения измерению длины с помощью условной мерки (задача 7)
Предварительная работа
Готовность детей к обучению измерению протяженности определяется их умениями:
выделять, называть и сравнивать длину, ширину, высоту предметов;
считать;
пользоваться условной меркой, равной одному из сравниваемых параметров, и др.
Методика обучения
Обучение проводится в подготовительной группе (можно раньше) на различных вариантах заданий, упражнений, игр, с использованием разнообразных бытовых ситуаций. Необходимо, но возможности, предавать деятельности практическую направ-пепность (покрыть стол клеенкой, отрезать ленту нужной длины и г. п.).
Этапы обучения:
Правила измерения протяженности
Выбрать целесообразную мерку.
Определить точку отсчета и направление измерения.
Приложить мерку к началу протяженности, сделать отметку другого конца, напротив мерки поставить фишку.
Приложить мерку к отметке еще раз и так по всей протяженности.
Сосчитать количество фишек и назвать количество отложенных мерок.
Сказать, что и чем измерено, и каков результат.
Замечание:
в начале мерка должна укладываться целое число раз. Важно обратить внимание на переход от числа фишек к числу выложенных мерок и сделать правильный вывод. Можно не использовать фишки, а выкладывать вдоль всей протяженности полоски одинаковой длины.
Фрагмент:
Вечером мы будем рисовать красками. Что надо сделать, чтобы не испачкать стол? (Покрыть его клеенкой.)
Клеенка находится в большом рулоне. Нам нужно отрезать небольшой кусок. Что нужно сделать, чтобы он подошел к столу? (Измерить длину и ширину стола.)
Чем можно измерить длину и ширину стола? (Полоской, палочкой, ...)
Измерять будем вот этой полоской. Длину отмечать кружками, а ширину - треугольниками.
Какие предметы нам необходимы для работы? (Мерка, круги, треугольники, мел, ножницы.)
Воспитатель объясняет правила измерения. Затем вместе с детьми измеряет длину и ширину стола, отмеряет и отрезает клеенку, обсуждая действия и результаты работы.
Что мы измерили? (Длину и ширину стола.)
Чем мы измеряли? (Полоской.)
Какой результат получили? (Длина - 5 мерок, ширина - 3 мерки.)
Как проверить, правильно ли мы померили и отрезали клеенку? (Положить клеенку на стол.)
Усложнения
Измерение без фишек. («Взрослые сразу считают количество отложенных мерок».)
Измерение с остатком. («Длина стола - 5 мерок с половиной» или «5 мерок и еще вот столько».)
Обсуждение: «На что показывает число?» (Длина больше ширины.)
Измерение разными мерками и обсуждение результатов. (Чем больше мерка, тем меньше число получится, при этом сама величина не изменяется. Для сравнения двух предметов надо измерять их одинаковыми мерками.)
Можно предложить детям домашнее задание: «Измерьте дома длину и ширину стола, подоконника».
Предварительная работа
Когда дети научатся выделять и сравнивать разные параметры величины предметов при резкой контрастности их размеров, объясняем, что в тех случаях, когда на глаз сравнить нельзя, применяется способ приложения и наложения.
Методика обучения
Дети меряются ростом, вставая рядом или спиной друг к другу, чтобы узнать, кто выше, кто ниже (приложение).
Дети примеривают пальто, кофту. Выясняют, что вещи меряют, чтобы узнать, в самый ли раз они человеку, такого ли они размера (наложение).
Воспитатель объясняет, что, меряясь ростом и меряя одежду, дети сравнивают предметы по размеру способами приложения и наложения.
Затем детям предлагается сравнить, например, полоски, немного различающиеся по длине. Совместно с детьми формулируется правило и проговаривается сначала при помощи воспитателя, затем самостоятельно.
Одна полоска прикладывается к другой (если цвет одинаковый) (рис. 20) или накладывается на другую (если цвет разный) так, чтобы их концы, обычно слева, совпадали. Если при этом другой конец одной полоски выступает, значит, она длиннее, а другая - короче. Если правые концы точно совпали, значит, полоски одинаковые по длине.
Замечание: правило для сравнения ширины аналогично. Только необходимо подравнять полоски обычно по нижней стороне.
Для сравнения высоты предметы необходимо поставить рядом на ровную горизонтальную поверхность на одну линию или один перед другим.
Дидактические игры
«Ателье»;
«Мастерская»;
«Найди пару»;
«Магазин»;
«Соберем домик» и др.
Методика работы по развитию глазомера (задача 4)
Вся предыдущая работа оказывает влияние на развитие глазомера ребенка. С детьми средней группы полезно проводить специфические упражнения для развития глазомера.
Фрагмент:
Наглядный материал : на столе много разных полосок, на фланелеграфе образец.
Ил и: образец у каждого ребенка на парте, на фланелеграфе много полосок.
Посмотри на полоску-образец, запомни длину.
Найди такую же по длине.
Образец воспринимается только зрительно и остается на месте. После выполнения задания дети проверяют правильность своего выбора способом приложения или наложения.
Замечание : аналогичные упражнения проводятся с шириной и высотой.
Усложнения
1. Количество полосок, из которых выбирают, увеличивается от 2 до 5 (в старших группах до 10).
2. Уменьшается контрастность размеров.
3. Даются задания на сравнение величины по представлению:
Что выше у нас на участке забор или беседка?
Что длиннее: дорога до беседки или до ворот?
Назови два предмета, про которые можно сказать, что один толще другого.
Дидактические игры
«Подбери пары лыж»;
«Сбор фруктов»;
«Дополни предложение» («Дуб толще...») и др.
Методика обучения раскладыванию предметов в убывающем и возрастающем порядке по размеру (выкладыванию сериационных рядов) (задача 5)
Предварительная работа
После формирования навыков сравнения размеров предметов на глаз и способами приложения и наложения тренируем в выкладывании сериационных рядов.
Особенности наглядного материала
Наборы одинаковых предметов, различающихся только одним параметром. Как усложнение можно впоследствии работать с предметами, различающимися цветом, двумя-тремя параметрами.
Например: наборы полосок (10 штук) одинаковой ширины (около 2 см), разной длины (примерно 5-25 см с разницей около 2 см), одного и разного цвета, демонстрационные и раздаточные.
Это пособие универсально. Его можно использовать при решении различных программных задач, выбирая нужное количество полосок необходимого размера.
Аналогично:
Наборы полосок (10 штук) одинаковой длины (около 20 см) разной ширины (примерно 1-6 см с разницей около 0,5 см), одного и разного цвета, демонстрационные и раздаточные.
Наборы предметов (10 штук) одинаковых по всем параметр рам кроме высоты, демонстрационные и раздаточные.
Методика обучения
Последовательность работы: величина -» длина ~> ширина -» высота -» толщина -» величина
Сначала детям предлагаем самостоятельно выложить нужную последовательность. Обсуждаем, как они это делали, и формулируем правило сериации. Если дети затрудняются в выполнении задания, можно сначала познакомить их с правилом, а затем тренировать в его выполнении и проговаривании.
Примерное правило выкладывания полосок в убывающем порядке по длине:
1. Выбрать из полосок самую длинную и отложить,
2. Из оставшихся полосок выбрать самую длинную и положить под первой, подравнивая левый край.
3. Продолжать выбирать из оставшихся полосок самую длинную и ставить в ряд.
4. Положить последнюю полоску.
Замечание: при выборе обсуждаем относительность величины:
Полоска, выбранная как самая длинная из оставшихся, оказалась самой короткой из отложенных.
Сравни соседние полоски.
Красная длиннее желтой, но короче синей (А < В, но А> С).
Показываем транзитивность отношений «больше - меньше», «длиннее - короче», «шире - уже», «выше - ниже», «толще - тоньше»:
Если красная полоска длиннее синей, а синяя длиннее желтой, то красная длиннее желтой (А<В и В<С=> =>А< С).
Усложнения
1. Начинаем с трех предметов (с младшими дошкольниками), затем даем 5 предметов (в средней группе), потом до 10 предметов (в старшей группе).
2. Уменьшаем контрастность величины.
3. Вводим разный цвет, форму и другие признаки: «Расставь фигуры в ряд по возрастающей величине»
4. Предлагаем упражнения, в которых надо восстанавливать (исправить) порядок в нарушенной последовательности уже расставленных в ряд предметов: добавить недостающий, убрать лишний, переставить в нужном порядке.
5. Упражняем в сравнении плоских предметов по двум параметрам одновременно (ленты по длине и ширине).
6. Предлагаем выложить сериацию по одному параметру независимо от другого параметра.
7. Детям подготовительной группы можно предложить нарисовать на листе бумаги в клетку, как они будут работать (спланировать свои действия).
Дидактические игры
«Чья коробочка?» («У меня три коробочки от заводных игрушек: курочки, цыпленка и утенка. Надо все игрушки положить по коробочкам. Кто больше всех? Кто меньше всех? Что ты можешь сказать про утенка? Поместится ли курочка в коробку цыпленка? А поместится ли цыпленок в коробку курочки? ...»);
«Три медведя», «Палочки в ряд», «Ступеньки», «Сломанная лестница»;
«Кто выше ростом?» (Дается задание по представлению, затем можно проверить правильность, используя наглядность: «Петя выше Саши, Саша выше Даши. Кто самый высокий?...»).