Конспект НОД "Помощники Гнома" (средняя группа). Предварительная работа с детьми

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Полазненский детский сад №8"

Непосредственная образовательная деятельность

"Познавательно- речевая"

Интеграция с образовательными областями:

познание, физическая культура, здоровье, социализация, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка

ТЕМА: "Помощники гнома"

(средняя группа)

Воспитатель Пономарёва И.Г.

"Полазненский детский сад №8"

ЦЕЛЬ: Формирование умений у детей ориентироваться во времени на примере знакомства с днями неделями.

Задачи:

Образовательная область "Познание":

Расширять представления о днях недели. Познакомить с новым днём недели - средой.

Закреплять порядковый счёт до 5, умение соотносить количество предметов с цифрой.

Упражнять в отборе нужных геометрических фигур(треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) по трём признакам: форма, цвет, размер. Закреплять сенсорные эталоны

Упражнять детей отгадывать загадки на слух и по модели.

Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, мышление.

Учить детей решать проблему, совместными усилиями находить выход из ситуации.

Образовательная область"Физическая культура":

Формировать потребность детей в двигательной активности.

Образовательная область"Здоровье":

Сохранять и укреплять здоровье детей посредством упражнений для глаз.

Образовательная область"Художественное творчество":

Закреплять умения и навыки детей в закрашивании готовых форм.

Образовательная область "Музыка" :

Побуждать детей участвовать в игре, выполнять движения в соответствии с музыкально- словесным сопровождением.

Образовательная область "Социализация":

Приобщать детей к элементарным правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, умению работать в коллективе.

Учить детей объединяться в пары при выполнении заданий, совместно выполнять задания.

Развивать интерес к предложенным заданиям, желание помочь персонажу.

Образовательная область "Коммуникация"

Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы.

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о днях недели.

Образовательная область " Чтение художественной литературы" :

Приобщать детей к словесному творчеству(стихи, загадки, пальчиковые игры)

Развивающая среда:

Зонтик- яркий; игровое дидактическое пособие"Дни недели"(дом+гномы); пять комплектов Блоков Дьенеша; модель- кодировка с фигурами; модель-загадка "Детский сад"; набор цифр от 1 до 5; силуэты цифры -3, разного размера, белого цвета;

краски, кисти, банки с водой, подставки; набор геометрических фигур разного цвета; поднос; магнитофон с записью муз. игры"Соседи"; коробочка с подарками для детей(раскраски);

Предварительная работа с детьми:

Беседа о днях недели; загадывание загадок по моделям и словесно; знакомство с цифрами от 1-5; счёт до 5; работа с блоками Дьенеша; (по схеме); игры с геометрическими фигурами; закрашивание готовых форм;

Мотивационно- ориентировочный этап:

В руках у воспитателя красивый зонт

Посмотрите, ребята, у меня в руках красивый зонт, а ещё он волшебный. С помощью него можно совершать разные путешествия.

А вы любите путешествовать?

Хотите совершить путешествие?

Я знаю волшебные слова, которые помогут нам отправиться в путешествие. Вставайте все под зонтик.

*Педагог говорит слова:

"Ножкой топнем, в ладоши хлопнем,

Вокруг себя повернёмся, глаза закроем,

Скажем "АХ" и окажемся в гостях"

Закрывает зонтик.

*Педагог обращает внимание на красивый дом:

Смотрите, какой красивый дом.

Подводит детей к дому.

ОСНОВНОЙ ЭТАП:

Этот дом вам знаком?

Кто живёт в доме том?

Вот стоит красивый дом, и живёт неделя в нём.

Дней в неделе ровно семь, знать об этом нужно всем!

Братья гномы здесь живут, дружно песенки поют,

И рассказывая сказки, каждый день меняют краски.

Ребята, мы с вами попали в гости к кому?

Давайте назовём цвета комнат, где живут гномы.

Вот неделя началась, за работу принялась...

Неделя начинается с понедельника.

(показать Гнома -понедельника, светло-зеленого цвета)

В понедельник первый гном в зелёный цвет раскрасил дом и сам он какого цвета?

* (Поместить Гнома-понедельника в дом недели)

После понедельника наступает вторник.

А во вторник синий Гном в синий цвет раскрасил дом.

В какой цвет раскрасил дом вторник? -Рядом с каким Гномом он поселился?

*(поселить Гнома -вторника в дом)

Ребята, а сегодня третий день недели. И называется он - СРЕДА . Гном -среда любит всё оранжевое и оделся он в оранжевую одежду. Среда поселиться рядом со вторником. Это третий день недели.

Хотел Гном Среда зайти в свой дом, но у него что-то ничего не получается. Чтобы зайти в дом, ему нужно выполнить задания. Но они для него слишком сложные. Что делать? Поможем Гному?

Не боитесь трудностей? -Ну, тогда вперёд.

1 ЗАДАНИЕ:

" Помогите Гному рассказать во что он одет?"

1.И в мороз и в холода, он спасёт тебя всегда.

Чтобы не было здоровье шатким, надень на голову ты...

2.С пуговицами, и карманом, с руками и манжетой

Весь день на мне сидит, а ночь придёт,

Свернётся и спит...?

3.Рукава длинней, чем руки,

Значит вы надели...?

4. Чтоб на ножки надевать, чтобы прыгать и скакать.

Чтобы ножки не опухли, надевать что нужно...?

Оделся Гном Среда и пошёл гулять. И мы пошли. Выберите себе дружка (выбор в парах).

А дорожки не видно. (проблема) Что делать?

2 ЗАДАНИЕ:

"Помогите Гному Среде выложить дорожку.

Она состоит из геометрических фигур.

(показываю схему дорожки)

назовём (Акцент на форму, цвет, размер)

Выкладываем дорожку из блоков Дьенеша по образцу.

(стоя за столами)

Молодцы! Правильно и красиво выложили дорожку.

Поедем по дорожке... (в парах)

Куда мы с вами попали?

Здесь есть пол, стены, потолок, крыша, окна, двери...

В это место приводят своих детей мамы и папы. Дети здесь играют, кушают, поют..., спят, ещё гуляют и дружно все живут. Что это?

3 ЗАДАНИЕ:

"Расскажем Гному, что дети делают в детском саду в разные дни"

В понедельник по- порядку, дети делают зарядку.

Сколько детей делают зарядку? (картинка)

А во вторник всей гурьбой, дети строят дом большой.

А потом идут гулять...1,2,3,4,5. (картинка)

Сосчитайте, сколько детей строят дом. Какой цифрой

обозначим это количество детей?

Сколько детей пошли гулять? Какой цифрой обозначим это количество?

В среду тоже не сидят, занимаются и спят.

(картинка)

Сколько детей занимаются? Сосчитаем. Какой цифрой обозначим?

Сколько детей легло спать? Сосчитаем. Какой цифрой обозначим?

Молодцы, хорошо рассказали Гному.

Дети в детском саду очень любят играть в цифры. И у каждого есть любимая цифра.

А Гном не знает, какая цифра любимая у него и его друзей Гномов.

4 ЗАДАНИЕ:

"Поможем Гному узнать любимую цифру"

Понедельник, какой по счёту день в неделе?

Первый, значит какая цифра будет у него любимая?

Вторник, в неделе какой по счёту день?

Значит у него любимая цифра какая?

А среда какой по счёту день?

Значит любимая цифра его - цифра....

Ребята, гномы живут в доме вместе, рядом. Значит они -соседи.

Покажем Гному Среде как живут соседи.

МУЗ.-ДИД. игра "СОСЕДИ"

Гному так понравилось играть с вами. Он хочет ещё поиграть.

Давайте поиграем с ним необычно, глазками.

Гном будет прятаться, а мы его искать глазками.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

" Подпрыгнул Гном наш вверх,

Вдруг присел он вниз.

Побежал направо, побежал налево...

Вдруг исчез совсем (зажмуриваем глаза)

Появился снова (открыли глаза)

Поморгали глазками, их слегка погладили..."

Ребятки, давайте сделаем сюрприз для Гнома Среды.

Подарим ему его любимую цифру.

Какая любимая цифра у Гнома?

Выберите, кто какую хочет подарить... Они все разные по размеру.

Как вы думаете, эти цифры могут понравиться Гному?

Нет, потому что они бесцветные, некрасивые.

Что сделаем, чтобы понравились? В какой любимый цвет Гнома покрасим цифры?

СЮРПРИЗ ДЛЯ ГНОМА

"Раскрась подарок"

Молодцы! Постарались! Раскладывайте на поднос, подарим Гному.

Ребята, понедельник и вторник тоже приготовили для Среды подарок - испекли печенье.

Оно похоже на геометрические фигуры.

Подскажите Гному.

А какого цвета печенье?

5 ЗАДАНИЕ:

"Помогите Гному выбрать печенье"

Гном любит печенье оранжевого цвета и не круглое.

Выкладывайте печенье на поднос,

Покормите Гнома.

Подходим к Дому недели

Ну, что Гном Среда мы все задания выполнили. Но дверь почему -то всё равно не открывается. На двери замок висит. Надо его открыть.

Что будем делать? -Умеем открывать? Поможем Гному.

Пальчиковая игра"На двери висит замок"

Дверь и открылась. И наш Гном Среда попал домой. Он говорит нам "спасибо".

Ребята, гномы каждый день сменяют друг- друга по- очереди. И никогда не путаются. Знаете почему?

Потому что у них есть свои специальные часы. Они цветные. Как вы думаете, на какой части часов будет стоять стрелка в среду? (переставляю стрелку на часах)

Мы с вами молодцы. Все задания выполнили и помогли Гному Среде. Он дарит нам подарок (красивая коробочка, а в ней раскраски).

Посмотрим, когда вернёмся в детский сад.

-Берём зонтик, возвращаемся в дет. сад

Рефлексивно- оценочный этап:

Понравилось путешествие?

Где были? С каким днём недели познакомились?

Что понравилось больше всего?

Что было лёгким?

Какие задания были трудными?

Как думаете, справились мы с заданиями?

А почему всё выполнили?

А гнома мы порадовали?

И меня вы сегодня тоже порадовали.

Значит вы сегодня, кто? (молодцы)

Давайте, похлопаем друг другу.

И гости нам похлопают.

А теперь посмотрим какой подарок нам приготовил Гномик.

(Открываю коробку, дети разбирают раскраски и садятся раскрашивать)

Самостоятельная деятельность детей -раскрашивание подаренных раскрасок

Последующая работа

Гномы были настоящими богатырями, красавцами и трудягами.
Конечно, у каждого имелись свои слабости.....
Понедельник - любил поспать.
Вторник - ещё больше любил покушать.
Среда - постоянно задирался.... он задирал рубаху, штаны спереди и сзади.
Четверг - постоянно ковырял у себя в носу и норовил ещё у кого-нибудь поковыряться.
Пятница - бесконечно чихал, он чихал на лево и на право, на всё и на всех.
Суббота - вечно совал свой нос куда не надо.
А Воскресенье - витал в облаках и ловил мух.

Но большинство времени они работали, добывали золото и драгоценные камни.
Всё это они делали ради одной... единственной женщины - прекрасной Белоснежки!
(выходит под музыку «королевские фанфары»)

Они все очень любили её, ухаживали за ней и наперебой делали ей комплименты .
Она отвечала им заботой и лаской.... а гномы не упускали возможности побаловать Белоснежку.
Понедельник сажал её любя себе на коленки.
Вторник массировал её плечи.
Среда нежно гладил по головке и восхищался её чудесными волосами.
Четверг целовал её белые ручки.
Пятница массировал её усталые ножки.
Суббота пел ей романсы.
А Воскресенье отмахивал мух.

(Таинственно) Н о у них было ещё одно самое любимое занятие, которым они занимались все вместе....
и тогда Белоснежка была самая счастливая женщина на всём белом свете.....
ПОТОМУ ЧТО....... ОЧЕНЬ ЛЮБИЛА................ТАНЦЕВАТЬ!!!

Белоснежка и гномы танцуют, приглашают публику.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО МАТЕМАТИКЕ 2017 – 2018 УЧ. ГОД

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС

    (7 баллов). В примере на сложение + + = впишите одну и ту же цифру в каждый квадратик и другую цифру в треугольник так, чтобы пример получился верным.

    (7 баллов). На первой остановке в пустой автобус вошло 18 пассажиров. Потом на каждой остановке выходило 4 человека, а входило 6 человек. Сколько пассажиров ехало в автобусе между четвёртой и пятой остановками?

    (7 баллов). Гравировщик делает таблички с буквами. Одни и те же буквы он гравирует за одинаковое время, разные - возможно, за разное. На две таблички «ДОМ МОДЫ» и «ВХОД» вместе он потратил 50 минут, а одну табличку «В ДЫМОХОД» сделал за 35 минут. За какое время он сделает табличку «ВЫХОД»?

    (7 баллов). C понедельника по среду гном ест на завтрак манную кашу, с четверга по субботу - рисовую кашу, а в воскресенье делает себе яичницу. По чётным числам месяца гном говорит правду, а по нечётным - неправду. В какие из первых десяти дней августа 2016 года он мог сказать: «Завтра я буду есть на завтрак манную кашу»? Обоснуйте ваш ответ.

    (7 баллов). Покажите, как разрезать фигуру, изображённую на рисунке, на 5 равных фигур. (Фигуры называются равными, если их можно совместить при наложении. Фигуры можно переворачивать.)

Максимальный балл за все выполненные задания -35.

Ответы и критерии оценивания 6 класс.

    Ответ . 1+9+1=11.

Критерии проверки.

2. Ответ . 24 человек.

Решение .

Способ 1. После каждой остановки, не считая первую, количество пассажиров в автобусе увеличивается на 2 человека. Значит, со второй по четвёр тую остановку количество человек увеличилось на 6 человек. Т.е. стало 18+6=24 человек.

Способ 2 . Со второй по остановку вышло 3·4=12 человек, а вошло 3·6=18 человек. Т.е. в автобусе стало 18-12+18=24 человека.

Критерии проверки .

3.Ответ . 20 минут.

Решение . В табличках ДОМ МОДЫ ВХОД и В ДЫМОХОД отделим буквы, образующие слово ВЫХОД, тогда от первой таблички останется Д, О, М, М, О, Д, а от второй – Д, М, О. Заметим, что ДОМ МОДЫ ВХОД отличается от В ДЫМОХОД на буквы Д, О, М, а по времени – на 15 минут (50-35=15). Значит, на изготовление букв Д, О, М уходит 15 мин.

Теперь мы знаем, что при изготовлении В ДЫМОХОД, 15 минут ушло на изготовление букв Д, М, О, т.е. оставшиеся 35-15=20 минут понадобилось на изготовление букв В, Ы, Х, О, Д.

Критерии проверки.

4.Ответ . Во вторник 2 августа, в среду 3 августа, в пятницу 5 августа,

Решение . Если сегодня воскресенье, понедельник или вторник, то завтра гном ест манную кашу и фраза оказывается правдивой. Значит, в эти дни гном мог сказать указанную фразу только тогда, когда такой день приходится на чётное число. Таких дней два: вторник 2 августа и понедельник 8 августа. В остальные дни недели (со среды по субботу) фраза становится неверна, и гном мог её сказать, только если число было нечётным: в среду 3 августа и в пятницу 5 августа. Возможно полное переборное решение, когда про каждый из 10 дней указано, мог ли гном в этот день сказать указанную фразу, и объяснено, почему мог или не мог.

Критерии проверки .

5.

Критерии проверки .

квадратов и одного треугольника, но одна из диагоналей проведена неверно

3 балла

Фигура разрезана на 5 фигур, каждая из которых состоит из двух

квадратов и одного треугольника, но обе диагонали проведены неверно

2 балла

Задание 1

(7 баллов) Замените звёздочки цифрами так, чтобы равенство стало верным и все девять цифр были различными: *** + ** = 1056.

Возможные ответы

  • 984 + 72 = 1056
  • 982 + 74 = 1056
  • 974 + 82 = 1056
  • 972 + 84 = 1056

Дополнительных объяснений не требуется.

Критерии проверки

  • Приведён любой из возможных ответов - 7 баллов.
  • Приведён ответ, в котором какие-то две цифры совпадают, - 2 балла.

Задание 2

(7 баллов) C понедельника по среду гном ест на завтрак манную кашу, с четверга по субботу - рисовую кашу, а в воскресенье делает себе яичницу.

По чётным числам месяца гном говорит правду, а по нечётным - неправду.

В какие из первых десяти дней августа 2016 года он мог сказать: «Завтра я буду есть на завтрак манную кашу»? Обоснуйте ваш ответ.

Ответ

Решение. Если сегодня воскресенье, понедельник или вторник, то завтра гном ест манную кашу и фраза оказывается правдивой. Значит, в эти дни гном мог сказать указанную фразу только тогда, когда такой день приходится на чётное число. Таких дней два: вторник 2 августа и понедельник 8 августа. В остальные дни недели (со среды по субботу) фраза становится неверна, и гном мог её сказать, только если число было нечётным: в среду 3 августа и в пятницу 5 августа.

Возможно полное переборное решение, когда про каждый из 10 дней указано, мог ли гном в этот день сказать указанную фразу, и объяснено, почему мог или не мог.

Критерии проверки

  • Полное обоснованное решение - 7 баллов.
  • В целом верное решение, проведены основные рассуждения, но один из дней в ответе не указан - 4 балла.
  • Верный ответ с неполными рассуждениями - 2–3 балла.
  • Только верный ответ - 1 балл.

Задание 3

(7 баллов) На доске написано число 20. За один ход разрешается либо удвоить число, либо стереть его последнюю цифру. Можно ли за несколько ходов получить число 25?

Ответ . Можно.

Решение

Число 25 можно получить, стерев последнюю цифру числа 256, которое является степенью двойки. Таким образом, необходимая цепочка преобразований может выглядеть так:

20 → 2 → 4 → 8 → 16 → 32 → 64 → 128 → 256 → 25.

Существуют и другие решения.

Критерии проверки

  • Неполное решение (например, указано, что 25 можно получить из числа 256, но не указано, как получить 256) - 3 балла.

Задание 4

(7 баллов) Покажите, как разрезать фигуру, изображённую на рисунке, на 5 равных фигур. (Фигуры называются равными, если их можно совместить при наложении. Фигуры можно переворачивать.)

Ответы

Критерии проверки.

  • Верный ответ - 7 баллов.
  • квадратов и одного треугольника, но одна из диагоналей проведена неверно - 3 балла.
  • Фигура разрезана на 5 фигур, каждая из которых состоит из двух
  • квадратов и одного треугольника, но обе диагонали проведены неверно - 2 балла.

Задание 5

У бабушки три внука. Если внук заканчивал первый класс, то бабушка дарила ему одну книгу, если заканчивал второй класс, то бабушка дарила ему две книги, если третий класс, то три книги и т. д. Книги, полученные в подарок за все годы, внуки ставили на одну полку. Сейчас на полке 23 книги. Известно, что один из внуков старше остальных не меньше чем на два года. Какой класс он окончил?

Ответ . Шестой класс.

Решение

Из условия задачи следует, что если внук окончил второй класс, то на полке стоит 1 + 2 = 3 его книги, если окончил третий класс, то 1 + 2 + 3 = 6 его книг и т. д. Для удобства составим таблицу.

Очевидно, что ни один из внуков не мог окончить седьмой класс, так как тогда на полке было бы не меньше 28 книг. Так как на полке стоит 23 книги, нам нужно представить число 23 как сумму либо двух чисел второй строки таблицы (для случая, когда один из внуков еще не окончил первый класс), либо трёх таких чисел. После небольшого перебора получаем, что есть только два варианта такого представления: 23 = 3 + 10 + 10 = 1 + 1 + 21. В первом случае один внук окончил второй класс и два внука окончили четвёртый класс. Это противоречит тому, что один из внуков старше остальных минимум на 2 года.

Во втором случае два внука окончили первый класс и один внук окончил шестой класс, что удовлетворяет всем условиям задачи. Итак, старший внук окончил шестой класс.

Критерии проверки.

  • Любое полное верное решение - 7 баллов.
  • В целом верное решение с небольшими пробелами в обоснованиях - 5–6 баллов.
  • Получен верный ответ, но случай, когда на полке 3 книги младшего внука и по 10 книг у каждого из двух других внуков, не рассмотрен и условие про самого старшего внука не использовано - 4 балла.
  • Найдено, сколько книг у внука, если он закончил второй, третий и т. д. класс, но дальше продвижений нет - 1 балл.
  • Приведён только ответ - 0 баллов.

Максимальный балл за все выполненные задания - 35.