Виды образования в российской федерации. Уровни образования в России

Исполнительное производство представляет собою совокупность методов и действий, направленных на реализацию судебных решений. Выполнение постановлений суда регулируется законом №229-ФЗ«Об исполнительном производстве», вступившим в силу 2 октября 2007 года.

Документ состоит из 130 статей, регулирующих все процессы, начиная с принципов и задач, и заканчивая новыми редакциями о признании должника банкротом. В законе об исполнительном производстве прописаны действия, обязанности и права всех участников от судебных приставов, граждан и юридических лиц (взыскателей и должников) до третьих сторон, которые в той или иной мере влияют на выполнение судебных решений.

Основные положения

Согласно ФЗ-229, основная задача исполнительного производства - точная и своевременная реализация судебных актов, которые в свою очередь призваны защищать нарушенные права граждан и организаций.

Поэтому все юридические и физические лица, органы государственной власти обязаны выполнять законные требования судебных исполнителей. Невыполнение либо препятствие работе приставов влечет за собою ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

«Механизм» исполнительного производства запускают в действие следующие документы:

  • судебные приказы;
  • исполнительные листы;
  • алиментные соглашения;
  • акты Пенсионного фонда;
  • постановления судебных приставов и другое.

Лица, чьи интересы затрагивает исполнительное производство, оповещают повесткой. Если судебный документ требует незамедлительного реагирования, то допускают действия без предварительного уведомления. Чаще всего, по понятным причинам, не оповещают при аресте денежных средств и имущества.

Взыскание на зарплату и иные доходы

При получении судебного листа пристав в первую очередь запрашивает фонды для выявления места работы неплательщика. Заработная плата является основным источником погашения существующих задолженностей физических лиц. Федеральный закон об исполнительном производстве допускает списание до 50% средств с регулярных доходов, а в случае с возмещением ущерба, вреда здоровью и выплатой алиментов до 70%.

Лица, выплачивающие периодические платежи должнику, обязаны удерживать денежные средства в соответствии с исполнительным документом. Расходы на перевод отчислений производят за счет неплательщика.

В случае смены места работы (источника иных регулярных доходов) лицо, производящее выплаты, обязано уведомить об изменениях приставов, а также предоставить отчет о произведенных взысканиях. Известить исполняющие органы о новом месте работы входит в обязанности должника.

Взыскание имущества

Если главной задачей исполнительного производства является защита интересов граждан и организаций от неправомерных действий третьих лиц, а основным принципом - соблюдение законности, то действиями для решения поставленных задач признаются :

  • создание условий для выполнения требований;
  • вызов ответчиков и их представителей;
  • запрос необходимых сведений, в том числе и персональных данных;
  • проверка финансовой информации;
  • давать постановления третьим лицам (работодателю, банкам и т. д.) о поручении выполнения условий судебного решения;
  • накладывать арест на денежные средства и имущество;
  • входить без разрешения в нежилые помещения;
  • входить без разрешения собственника в жилые помещения с письменного разрешения старшего судебного пристава;
  • изымать арестованное имущество, производить его оценку;
  • производить розыск должника, его банковских счетов, имущества как самостоятельно, так и с привлечением ОВД;
  • взыскивать исполнительский сбор;
  • вынести запрет на выезд за пределы РФ и другое.

Таким образом, 229 ФЗ «Об исполнительном производстве» дает приставам широкий спектр действий. Которые, однако, не могут затрагивать имущество и финансы, необходимые для проживания. Также ФЗ-229 защищает близких и родственников неплательщика, уберегая их частную собственность.

Следует знать: «Если у родственника должника сохранены чеки на товары либо есть свидетели, подтверждающие факт дарения, то это имущество не может быть изъято». Например, в опись имущества не попадут вещи, принадлежащее супругу или иным членам семьи. Также не подлежит изъятию то, что необходимо для осуществления профессиональной деятельности должника.

Следует знать: «Судебные приставы не могут отнять автомобиль у таксиста, так как он нужен ему для получения дохода. Не опишут и компьютер, если на нем осуществляется профессиональная деятельность».

Важные изменения федерального закона 2018-2019 годов

Новыми редакциями закона об исполнительном производстве были внесены следующие важные поправки:

  1. Увеличена сумма задолженности, о которой сообщают работодателю должника, а также организациям и лицам, уполномоченным на выплату пенсий, стипендий и иных систематических выплат - согласно новой редакции от 27 декабря 2018 года, максимальная ее сумма составляет с 08 января 2019 года 100 000 руб. вместо ранее действовавшего лимита в 25 000 руб.
  2. Появилась новая норма, регламентирующая особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об удалении информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина (юр. лица). Данная норма нашла отражение в статье 109.4, введенной редакцией от 23 апреля 2018 года.
  3. Статья 65 с 07 марта 2018 года дополнена пунктом об обязанности судебного пристава проинформировать взыскателя о возникшем у него праве обратиться в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим, если в течение календарного года со дня получения последних сведений о должнике не установлено его местонахождение.

Также необходимо помнить, что с 01.10.15 граждане могут быть признаны банкротами наравне с юридическими лицами. Под действия закона попадают граждане-предприниматели и должники - владельцы фермерских хозяйств.

В России существуют различные уровни образования. Их регламентирует специальный Закон об образовании РФ 273-ФЗ Глава 2 Статья 10, который относительно недавно был дополнен.

Согласно закону, уровни образования в РФ разделяется на 2 основных вида - общеобразовательное и профессиональное. Первый вид включает в себя дошкольное и школьное образование, второй - все остальные.

Общее образование

Согласно 43 статьи Конституции Российской Федерации всем гражданам гарантируется получение бесплатного общего образования в муниципальных учреждениях. Общее образования - это термин, который включает в себя такие виды:

  • Дошкольное образование;
  • Школьное образование.

Второй вид разделяется на такие подвиды:

  • Начальное;
  • Основное;
  • Среднее.

Дошкольное образование в первую очередь направлено на развитие навыков, которые помогут в будущем при усвоении школьного материала. Сюда включены первичные элементы письменной и устной речи, основы гигиены, этики и здорового образа жизни.

В Российской Федерации успешно функционируют как муниципальные, так и частные учреждения дошкольного образования. Кроме этого, многие родители предпочитают воспитывать детей дома, не отдавая их в детский сад. Статистика говорит, что детей, которые не посещали дошкольные учреждения, становится с каждым годом больше.

Начальное образование является продолжением дошкольного и направлено на развитие у учащихся мотивации, оттачивания навыков письма и устной речи, преподаются основы теоретического мышления и различных наук.

Главная задача основного образования, изучение основ различных наук, более глубокое изучение государственного языка, формирования склонностей, к тем или иным видам деятельности, формирования эстетически вкусов и социального определения. Во время периода основного образования у ученика должны сформироваться навыки самостоятельного познания мира.

Среднее образования ставит задачей научить мыслить рационально, делать самостоятельный выбор, более глубоко изучаются различные науки. Также формируется четкое представление о мире и социальная роль в нем каждого учащегося. Как никогда до этого, важно педагогическое влияние классного руководителя и остальных учителей.

Профессиональное образование

В Российской Федерации уровни профессионального образования разделяются на такие подвиды:

  • Начальное;
  • Среднее;
  • Высшее.

Начальное образование дают учреждения, которые дают рабочие профессии. К ним относят ПТУ (Профессионально-технические училища, которые сейчас постепенно переименовывают в ПТЛ - профессионально-техническим лицеем). Поступить в такие учреждения можно как на базе 9, так и на базе 11 классов.

Среднее образование включает в себе техникумы и колледжи. Первые готовят специалистов базового уровня, вторые реализуют систему углубленной подготовки. Поступить в техникум или колледж, можно на базе 9 или 11 классов, в некоторые учреждения можно поступить только после 9 или только после 11 классов (например, в медицинские колледжи). Граждане, которые уже имеют начальное профессиональное образование, обучаются по сокращенной программе.

Высшее образование осуществляет подготовку специалистов высшей квалификации для различных отраслей экономики. Подготовкой специалистов занимаются университеты, институты и академии (в отдельных случаях еще и колледжи). Высшее образование разделяется на такие уровни:

  • Специалитет;

Бакалавриат является обязательным уровнем для получения двух остальных. Также существуют различные формы получения образования . Она может быть очной, заочной, очно-заочной и в виде экстерната.

Уровни образования в мире

В мире обучением студентов занимается огромное количество образовательных учреждений и .

  • Одна из лучших систем работает в США, в заведениях этой страны обучается более 500 тысяч иностранных студентов. Главная проблема американской системы образования - высокая стоимость.
  • Весьма высокий образовательный уровень предлагают и высшие учебные заведения Франции, обучение в ВУЗах данной страны, как и в России - бесплатно. Студенты только должны сами обеспечивать свое содержание.
  • В Германии, население страны и иностранные абитуриенты также имеют право на бесплатное образование.Была попытка ввести плату за обучение, но попытка провалилась. Интересная особенность образования в этой стране, в юридической и медицинской отрасли нет деления на бакалавриат и специалитет.
  • В Англии термин Высшее образование используется только для обозначения институтов или университетов, в которых выпускники получают докторскую или ученую степень.
  • Также в последнее время стало популярным и получение образования в Китае. Произошло это благодаря преподаванию большинства дисциплин на английском, однако, стоимость образования в Китае еще довольна высока.

Методика британского издания Times Higher Education (THE) явилась базой для данного рейтинга, созданного Times Higher Education совместно с информационной группой Thomson Reuters. Разработанный в 2010 году и пришедший на смену известному World University Rankings, рейтинг признан одним из самых авторитетных по определению качества образования в мире.

Критерии оценки ВУЗов:

  • Академическая репутация университета, включая научную деятельность и качество образования (данные глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества)
  • Научная репутация университета в определенных областях (данные глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества).
  • Общая цитируемость научных публикаций, нормализованная относительно разных областей исследований (данные анализа 12 тысяч научных журналов за пятилетний период).
  • Отношение опубликованных научных статей к численности профессорско-преподавательского состава (данные анализа 12 тысяч научных журналов за пятилетний период).
  • Объем финансирования исследовательской деятельности университета по отношению к численности профессорско-преподавательского состава (показатель нормализуется по паритету покупательной способности, исходя из экономики конкретной страны).
  • Объем финансирования сторонними компаниями исследовательской деятельности университета по отношению к численности профессорско-преподавательского состава.
  • Отношение государственного финансирования исследовательской деятельности к общему исследовательскому бюджету университета.
  • Отношение профессорско-преподавательского состава к численности обучающихся.
  • Отношение количества иностранных представителей профессорско-преподавательского состава к численности местных.
  • Отношение количества иностранных студентов к численности местных.
  • Отношение защищенных диссертаций (Кандидатов Наук) к численности преподавательского состава.
  • Отношение защищенных диссертаций (Кандидатов Наук) к численности бакалавров, идущих на звание магистра.
  • Средний размер вознаграждения представителя преподавательского состава (показатель нормализуется по паритету покупательной способности, исходя из экономики конкретной страны).

Как определяется балл?

Максимальная оценка, которую может получить исследуемый ВУЗ – 100 баллов.

  • За уровень преподавательской деятельности, качество образования, количество высококвалифицированных преподавателей Вуз может получить максимально 30 баллов.
  • За научную репутацию университета выставляется максимально 30 баллов.
  • За цитируемость научных трудов – 30 баллов.
  • За разработку инновационных проектов, привлечение к ним инвестиций ВУЗ получает максимум 2,5 балла.
  • За способность ВУЗа привлекать в свои ряды лучших учащихся и преподавателей со всего мира – 7,5 баллов.

Мировой рейтинг ВУЗов 2014-2015 года

Название ВУЗа

Страна

Балл (согласно исследованию 2014-2015)

Калифорнийский технологический институт США 94,3
Гарвардский Университет США 93,3
Оксфордский Университет Великобритания 93,2
Стэндфордский Университет США 92,9
Кэмбриджский Университет Великобритания 92,0
Массачусетский технологический Институт США 91,9
Принстонский Университет США 90,9
Калифорнийский Университет в Бэркли США 89,5
Имперский Колледж Лондона Великобритания 87,5
Йельский Университет США 87,5
Университет Чикаго США 87,1
Калифорнийский Университет в Лос-Анджелесе США 85,5
Швейцарский Федеральный технологический Институт в Цюрихе Швейцария 84,6
Колумбийский Университет США 84,4
Университет Джона Хопкинса США 83,0
МГУ им. М. В. Ломоносова Российская Федерация 46,0

Система образования существует для реализации права человека на образование. Укаждого человека есть потребность в образовании, информации, обучении. На удовлетворение этой потребности и направлена деятельность системы образования. Состав системы образования Российской Федерации определен в статье 8 Закона «Об образовании» (рис. 1).

Рис. 1. Структурные элементы системы образования России

Усиление роли знаний, информации, постепенное их превращение в основной капитал принципиально изменяют роль образовательных учреждений в структуре общественной жизни современного мира. В последние годы идеи и концепции информационного общества перешли из сферы социально-экономических, социально-философских и социологических исследований в сферу национальных и международных проектов становления информационного общества. В каждом из них центральное место занимает развитие сферы образования. От структуры системы образования, образовательных учреждений, их способности удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы общественного развития в современном мире.

Закон РФ «Об образовании» понятием «система образования» объединяет следующие объекты: совокупность взаимодействующих образовательных программ и образовательных стандартов, сеть реализующих их учреждений и организаций, а также органов управления ими. Таким образом, система образования – это управляемая сеть, наполненная содержательной (образовательной) деятельностью, образовательным процессом, регламентируемым программами, носителями содержания образования, организацией, мотивацией кадров учителей и участников процесса, их взаимодействием; результат взаимодействия отдельных звеньев инфраструктуры и достижении целей образования.

Сеть образовательных учреждений – это совокупность разнообразных и взаимосвязанных форм, типов и видов образовательных учреждений, осуществляющих учебно-воспитательную деятельность на основе образовательных программ и стандартов для удовлетворения разнообразных потребностей людей и общества в целом в образовании. Сеть образовательных учреждений – важная характеристика системы образования. К основным ее свойствам относятся: состав образовательных учреждений, их функциональное назначение, способ взаимосвязи учреждений в единое целое.

Сеть образовательных учрежденийРоссийской Федерации масштабна и качественно разнообразна. В 2000/2004 учебном году в ней функционировали 140,4 тыс. образовательных учреждений, в которых работали более 5,7 млн человек и обучались 33 млн человек. Таким образом, в настоящее время в образовательных учреждениях работают и учатся почти 39 млн человек, что составляет более четверти всего населения России.

Отдельные направления образовательной деятельности в зависимости от возраста потребителей образовательных услуг и предоставляемого уровня образования являются составной частью структуры образовательных учреждений, образуя секторы, или подсистемы, образования по возрастной и уровневой вертикалям: например, сектор общего среднего образования, высшего образования, дошкольного воспитания, дополнительного образования, начального профессио­нального образования. В то же время непрерывное образование предполагает взаимодействие ряда секторов, существование системообразующего фактора, определяющего наличие единой структуры таких учреждений. Проблема формирования целостной структуры образовательных учреждений России обусловлена необходимостью сохранить основные параметры и преемственность в образовательном процессе – от детского сада до послевузовской переподготовки. Такое взаимодействие и преемственность – задача чрезвычайно сложная, и ее решение зависит от совместных усилий органов управления всех уровней.

До 90-х гг. ХХ в. структура образовательных учреждений развивалась в соответствии с целями и задачами планово-административной системы. Так, в школьном образовании отсутствовали социально-активные предметы гуманитарного цикла, иностранный язык давался весьма ограниченными «порциями», информатика преподавалась на крайне низком качественном уровне, иногда даже без использования техники, в то время как в школах развитых стран преподавалось три блока предметных областей: коммуникативный (родной язык, иностранные языки, информатика); естественно-научный (математика, физика, биология, химия и т.д.); социально-гуманитарный (экономика, право, политология, социология, история, социальная антропология). Третий предметный блок знаний практически отсутствовал в советской школе, лишь в последнее время он стал пошагово вводиться в российскую школу (обществознание, основы экономических знаний). В целом, по своему содержанию российское образование унаследовало от советского полную десоциолизированность, в нем не изучаются формы взаимодействия человека (индивид, группа индивидов, отдельные сообщества, страты, общество в целом, мировое сообщество).

Образовательное учреждение осуществляет образовательный процесс, т.е. работает по одной или нескольким образовательным программам, обеспечивает содержание и воспитание обучаю­щихся, воспитанников.

Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религи­озных объединений). Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью peaлизуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

Гражданский кодекс Российской Федерации относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям, поэтому в их наименованиях должно быть указание о характере образовательной деятельности.

В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений:

дошкольные;

общеобразовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;

дополнительного образования взрослых;

дополнительного образования детей;

специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Видовые наименования учреждений определяются в соответствии с уровнями реализуемых образовательных программ и направлениями деятельности. Так, дошкольное образовательное учреждение тип образовательного учреждения, работающего по образовательным программам дошкольного образования различной направленности. В нем обеспечиваются воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В соответствии с этим дошкольные образовательные учреждения делятся на следующие виды: детский сад; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифици­рованной коррекции отклонений в физическом и психологическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Общеобразовательные учреждения учреждения, осуществляющие образовательный процесс, т.е. реализующие одну или несколько образовательных программ и обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Создаются следующие виды учреждений: начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя общеобра­зовательная школа; средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (может быть указан конкретный предмет: иностранный язык, химия, профиль физико-математический или гуманитарный); лицей; гимназия; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; центр образования; открытая (сменная) общеобразовательная школа; кадетская школа.

Общеобразовательные школы-интернаты учреждения, созданные для оказания помощи семье в воспитании детей, формировании у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего развития творческих способностей детей. В такие учреждения преимущественно принимаются дети, нуждающиеся в государственной поддержке, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей, находящиеся под опекой. К этому типу учреждений относятся: школа-интернат начального образования; школа-интернат среднего (полного) общего образования; школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов; гимназия-интернат; лицей-интернат; санаторно-лесная школа; санаторная школа-интернат.

Основные задачи образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,это создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию воспитанников; обеспечение их медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации; охрана прав и интересов воспитанников. Исходя из индивидуальных особенностей детей (возраста, диагноза заболевания), в системе образования могут функционировать следующие виды учреждений: детский дом (для детей раннего, дошкольного, школьного возрастов, смешанный); детский дом-школа; школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; санаторный детский дом; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии. В учреждениях такого типа содержание и обучение воспитанников осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

В номенклатуру образовательных учреждений России включен и такой тип учреждений, как специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением. Виды таких учреждений также зависят от возраста и состояния здоровья воспитанников: специальная общеобразовательная школа; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с отклонениями в развитии; специальное профессионально-техническое училище; специальное (коррекционное) профессио­нально-техническое училище для детей и подростков с отклонениями в развитии.

Подготовку квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием ведут образовательные учреждения среднего профессионального образования(средние специальные учебные заведения). К ним относятся: техникумы (училища, школы); колледжи; техникумы-предприятия. Отличительная особенность колледжа в том, что в нем обеспечивается повышенный (по сравнению с техникумом) уровень квалификации обучающихся. В техникуме-предприятии ведется образовательная и профессиональная подготовка учащихся.

Третья ступень профессионализации – высшее профессиональное образование – обеспечивает подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня и удовлетворяет потребности личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего и среднего профессионального образования, которые осуществляются путем обучения в высших учебных заведениях.

Учреждения высшего профессионального образования обеспечивают потребности личности в приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности. Этот тип учреждений подразделяется на: университет – высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру естественно-научных, гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры; академию; институт. Академия , в отличие от университета, осуществляет подготовку специалистов высшей квалификации и переподготовку руководящих специалистов определенной отрасли (преимущественно одной из областей науки, техники, культуры). Институтом называется самостоятельное высшее учебное заведение или структурное подразделение университета (академии), работающее по профессиональным образовательным программам по ряду направлений науки, техники и культуры. При этом изменяется структура обучения, делаются попытки отойти от традиционного 5-летнего курса обучения, поделив его на две ступени – бакалавриат и магистратуру.

Основная форма подготовки научных и научно-педагогических кадров – аспирантура на базе высшего профессионального образования. Лицам, получившим высшее образование, предоставля­ется возможность получить послевузовское профессиональное образование для повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации и получения ученой степени. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, создаваемых при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.

Образование взрослых стало важным направлением работы образовательных учреждений и явно будет перерастать в самостоятельную сферу услуг, имеющую свои организационные, теоретические, научно-методические особенности. В большинстве развитых стран образование взрослых функционирует как особая и достаточно самостоятельная структура. В последние годы важную роль в обучении взрослых за рубежом играют учреждения дистанционного образования. В России же пока образованием и переподготовкой взрослого населения занимаются разнообразные образовательные учреждения: вечерние школы, ПТУ, курсы профессионально-технической подготовки, заочные и вечерние средние специальные учебные заведения; заочные, вечерние и дневные вузы; факультеты и курсы повышения квалификации.

Учреждения дополнительного образования взрослых включают в себя прежде всего учреждения дополнительного профессионального образования – повышения квалификации. Функциональное назначение этого типа учреждений – повышение уровня профессиональных знаний специалистов, совершенствование их деловых качеств и подготовка к выполнению новых трудовых функций. Исходя из реализуемых образовательных программ (повышение квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка), создаются различные виды учреждений: академии; отраслевые, межотраслевые и региональные институты повышения квалификации, институты усовершенствования; курсы (школы, центры) повышения квалификации; учебные центры службы занятости.

Основное предназначение учреждений дополнительного образования детей – развитие мотивации личности, преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет, к познанию и творчеству, организация содержательного досуга детей. Перечень видов учреждений, относящихся к этому типу, настолько велик, что классифицировать их следует по укрупненным группам: дворцы, дома и центры детского и юношеского творчества; станции юных техников, туристов, натуралистов; центры дополнительного образования детей традиционной культуры, народных ремесел; школы по различным видам искусств; спортивные школы, в том числе олимпийского резерва; клубы юных моряков, пограничников, парашютистов и т.д. В 2003/2004 учебном году в России функционировало 8,7 тыс. учреждений дополнительного образования детей, в которых обучалось 9 млн детей и работало 203,6 тыс. взрослых.

Кроме образовательных учреждений в систему образования включается также широкая сеть учреждений, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс, так называемые прочие учреждения. Прежде всего это научно-методические центры, медико-психолого-педагогические службы, фильмотеки и видеотеки, централизованные бухгалтерии, службы технического надзора за ходом капитального ремонта и строительства объектов образования, службы по хозяйственному содержанию зданий.

1. Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Комментарий к Ст. 10 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемые положения не являются новыми для отечественного образовательного законодательства, поскольку нормы о структуре системы образования содержали системообразующие акты образовательного законодательства: и закон о высшем образовании (ст. 4). Между тем в рассматриваемой статье соответствующие положения указанных нормативных актов несколько переработаны и синтезированы в нормативный материл с учетом разноуровневого характера образования.

1. В комментируемом законе предложен новый подход к определению системы образования, учитывающий изменения в системе образовательных отношений в целом. Он заключается в том, что:

во-первых, в систему образования включены все виды существующих совокупностей обязательных требований к образованию: федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты и образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности.

В целях обеспечения качества образования законодателем предусматриваются: федеральные государственные образовательные стандарты для основных общеобразовательных и профессиональных программ, в том числе для дошкольного образования, чего ранее не предусматривалось. Однако это не означает необходимость проведения аттестации для обучающихся на данном уровне. Закон вводит запрет на проведение как промежуточной, так и итоговой аттестации обучающихся в дошкольных образовательных организациях;

федеральные государственные требования - для дополнительных предпрофессиональных программ;

образовательные стандарты - для образовательных программ высшего образования в случаях, предусмотренных комментируемым законом или указом Президента Российской Федерации. Определение образовательного стандарта приводится в п. 7) ст. 2 Закона N 273-ФЗ, однако более точное его толкование мы обнаруживаем в ст. 11 Закона (см. ).

Образовательные программы также включаются в систему образования, поскольку представляют собой комплекс основных характеристик образования и организационно-педагогических условий. Такое их выделение обусловлено тем, что в случае, если разработаны либо федеральные государственные образовательные стандарты, либо федеральные государственные требования, либо образовательные стандарты, образовательная программа составляется на их основе. В том случае, если указанные отсутствуют (по дополнительным общеразвивающим и с определенными особенностями, по дополнительным профессиональным программам*(14); программы профессионального обучения разрабатываются на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов), образовательные программы являются единственной совокупностью требований для получения такого рода образования.

Во-вторых, в систему образования включаются наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители) (до возраста совершеннолетия обучающегося), что делает их полноправными участниками образовательного процесса. Конечно, такая позиция должна подкрепляться конкретными правами и гарантиями для таких субъектов. С этой целью законодатель вводит главу 4, посвященную обучающимся и их родителям, и , посвященную педагогическим, руководящим и иным работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность ( и ).

В-третьих, в систему образования входят наряду с органами, осуществляющими управление в сфере образования на всех уровнях власти, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы. Признак подведомственности не выделяется, вместо него вводится признак создания органа органом, осуществляющим управление в сфере образования. Принципиальных различий такая замена не несет. Вместе с тем прежняя формулировка "учреждения и организации" могла не позволить отнести, например, общественные советы к системе образования.

В-четвертых, в систему образования включаются организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования. Указанное объясняется необходимостью понимания системы образования как единого неразрывного процесса движения знания от педагога (образовательной организации) до обучающегося. В этот процесс входят и расчетные центры обработки информации, и аттестационные комиссии и т.п. В этот круг не входят физические лица (эксперты, общественные наблюдатели и др.).

В-пятых, в систему образования помимо объединений юридических лиц, общественных объединений входят объединения работодателей и их объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. Такая позиция обусловлена активизирующимся направлением интеграции образования, науки и производства; пониманием образования как процесса, завершающегося трудоустройством и ориентацией в связи с этим на запросы мира труда. Работодатели принимают участие в работе учебно-методических объединений (), привлекаются к проведению государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам, к проведению квалификационного экзамена (итог профессионального обучения) ( , ); работодатели, их объединения вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и составлять на этой основе рейтинги ().

Пункт 3 комментируемой статьи 10 Закона Об образовании в РФ вводит систему видов образования, подразделяя его на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.

Профессиональное обучение, несмотря на, казалось бы, отсутствующий "эффект" образовательной деятельности - повышение образовательного ценза обучающегося, предполагает и необходимость освоения образовательной программы среднего общего образования, если она не освоена.

Данная система должна позволить реализовывать образовательные потребности человека в течение всей жизни, то есть не только возможность получить образование в любом возрасте, но и получить другую профессию (специальность). С этой целью вводятся разнообразные образовательные программы.

Изменяется система уровней образования, согласно которым в структуру общего образования в соответствии с Законом входит:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование;

В структуру профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - подготовка специалиста, магистратура;

4) высшее образование - подготовка научно-педагогических кадров.

Главным новшеством является то, что: 1) дошкольное образование включено в качестве первого уровня общего образования; 2) начальное профессиональное образование не выделяется как уровень; 3) высшее профессиональное образование поглощает собой подготовку научно-педагогических кадров (ранее осуществляемую в рамках послевузовского профессионального образования).

Изменение уровней образования вызвано предписаниями Болонской декларации, Международной стандартной классификации образования.

Возникает вопрос: какие последствия несет за собой изменение системы уровней образования?

Модернизация системы уровней образования влияет на систему образовательных программ и типов образовательных организаций.

Изменения образовательных программ повторяют соответствующие изменения уровней образования.

Пугающим с первого взгляда выглядит введение дошкольного образования в систему уровней образования. По правилу это предполагает наличие федеральных государственных образовательных стандартов с подтверждением результатов освоения дошкольной образовательной программы в виде итоговой аттестации. Однако в этой ситуации Закон предусматривает "большое" исключение из правила, являющееся оправданным, учитывая уровень психо-физического развития детей в столь раннем возрасте. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. То есть подтверждение выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов должно выражаться не в форме проверки знаний, умений, навыков воспитанников, а в форме отчетности работников дошкольной образовательной организации о проделанной работе, направленной на реализацию требований стандарта. Дошкольное образование теперь является первым уровнем образования, однако законодатель не вводит его в качестве обязательного.

Закон N 279-ФЗ теперь предусматривает в качестве отдельных уровней образования начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование. В прежнем Законе N 3266-1 они являлись ступенями образования.

Поскольку уровень начального профессионального образования "выпадает", его замещают вводимые в среднее профессиональное образование две программы, представляющие собой удачное сочетание прививания навыков в области начального профессионального образования со знаниями и навыками, необходимыми для выполнения работ, требующих уровня среднего профессионального образования. В итоге основные программы среднего профессионального образования подразделяются на программы подготовки квалифицированных рабочих и программы подготовки специалистов среднего звена.

Изменение в системе высшего образования приводит к ее разделению на несколько подуровней:

1) бакалавриат;

2) подготовка специалиста, магистратура;

3) подготовка научно-педагогических кадров.

Сам термин "профессиональное" теперь не применяется к высшему образованию, последнее при этом все же входит в систему профессионального образования.

Ставшие для нас уже привычными бакалавриат, магистратура и специалитет сохраняют свое правовое значение, соседствуя теперь с подготовкой научно-педагогических кадров. Специалитет, как образовательная программа, предусматривается там, где нормативный срок освоения образовательной программы по конкретному направлению подготовки не может быть сокращен.

Следует отметить, что в системе уровней образования выделение подуровней продиктовано разными задачами. Если говорить о средней школе, то здесь получение начального образования рассматривается как неполное образование и родители обязаны обеспечить получение детьми начального, основного общего и среднего общего образования. Эти уровни являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Выделение же подуровней в высшем образовании продиктовано необходимостью обозначения самостоятельности каждого из них и самодостаточности. Каждый из них является свидетельством получения высшего образования без "сослагательных наклонений". Судебная практика по этому поводу, основываясь на законе об образовании 1992 года, в противовес подходит к оценке бакалавриата, как первого уровня высшего образования, недостаточного для занятия должностей, требующих высокой профессиональной подготовки, например, судьи. Такой подход реализован во всей системе судов общей юрисдикции, в том числе Верховном Суде РФ*(15).

Отсюда понятие неполного высшего образования может относиться только к факту неполного нормативного срока освоения той или иной образовательной программы определенного уровня образования. Следовательно, когда образовательная программа по конкретному направлению подготовки освоена не полностью, невозможно говорить о прохождении конкретного уровня образования с выдачей документа об образовании, что подтверждает и судебная практика*(16).

Следует отметить, что в региональном законодательстве имеются примеры ранжирования в зависимости от "уровня" образования (специалист, магистр), например, коэффициентов оплаты труда. Такая практика признана несоответствующей законодательству, поскольку в этом случае не учитываются положения ч. 3 ст. 37 Конституции РФ , ст. и 132 Трудового кодекса РФ , запрещающих дискриминацию в сфере труда, в том числе дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда.

Следуя той логике, что каждый из "видов" уровня высшего образования, будь-то бакалавриат, специалитет или магистратура, подтверждает завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (ст. 2 Закона, "Основные понятия"), то никакие ограничения не могут быть установлены для одного из видов по сравнению с другим.

Однако это утверждение требует уточнения: определенные ограничения уже предусмотрены самим Законом. Из каких нормативных предписаний это вытекает? Ответ мы обнаруживаем в ст. 69 "Высшее образование", где сказано, что к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование (виды приравниваются).

К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. Тем самым подчеркивается более высокое положение магистратуры в иерархии высшего образования.

Однако далее мы видим, что подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре, ассистентуре-стажировке возможна лицами, имеющими образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). То есть в этом случае мы видим, что специалитет "на финише" соответствует по уровню своей подготовки магистратуре. А вот подготовка научно-педагогических кадров является уже следующим уровнем высшего образования.

Таким образом, система образования согласно закону об образовании представляет собой единую систему, начиная с дошкольного образования и оканчивая подготовкой научно-педагогических кадров, как необходимого уровня образования для занятия отдельными видами деятельности или отдельных должностей (например, ординатура).

Изменение уровней образования обусловило изменение типов образовательных организаций: расширение возможностей по созданию различных видов организаций, осуществляющих обучение. Помимо собственно образовательных активно задействованы в системе образования, согласно Закону, организации, имеющие в своей структуре образовательные подразделения.

Дополнительное образование является видом образования и включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Каждый из них предполагает реализацию отдельных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Выделение различных видов образовательных программ, в том числе в рамках дополнительного образования, позволяет обеспечивать непрерывность образования в течение всей жизни. Предлагаемая система образовательных программ предоставляет возможность одновременного освоения нескольких образовательных программ, учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования, обучение по сокращенной программе обучения.

Образование в России играет определяющую роль в процессе формирования личности. Главная его цель - воспитание и обучение подрастающего поколения, приобретение ими знаний, умений, компетенций и необходимого опыта. Разнообразные виды образования в России нацелены на профессиональное, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие детей, подростков, юношей и девушек. Рассмотрим это более подробно.

Закон "Об образовании в Российской Федерации"

Согласно этому документу, образовательный процесс - это непрерывная, последовательно связанная система. Подобное содержание подразумевает наличие определенных уровней. В законе их называют "виды образования в России".

Каждый уровень имеет конкретные цели и задачи, содержание и методы воздействия.

Виды образования в России

Согласно закону, различают два больших уровня.

Первый - общее образование. Оно включает в себя дошкольный и школьный подуровни. Последний, в свою очередь, делится на начальное, основное и полное (среднее) образование.

Второй уровень - профессиональное образование. Он включает в себя среднее, высшее (бакалавриат, специалитет и магистратура) и подготовку кадров высшей квалификации.

Остановимся на каждом из этих уровней более подробно.

О системе дошкольного образования в России

Этот уровень предназначается для детей до семи лет. Базовая цель - общее развитие, обучение и воспитание дошкольников. Кроме того, подразумевается осуществление контроля и ухода за ними. В России данные функции выполняют специализированные учреждения дошкольного образования.

Это ясли, детские сады, центры раннего развития или дома.

О системе среднего образования в РФ

Как было отмечено выше, она состоит из нескольких подуровней:

  • Начальный длится четыре года. Основная цель - дать ребенку систему необходимых знаний по базовым предметам.
  • Основное образование длится с пятого по девятый классы. Оно предполагает, что развитие ребенка должно осуществляться по основным научным направлениям. В результате средние учебные заведения должны подготовить подростков к ГИА по определенным предметам.

Данные ступени образования в школе обязательны для детей в соответствии с их возрастом. После девятого класса ребенок имеет право уйти из школы и обучаться дальше, выбрав специальные средние учебные заведения. В таком случае именно на опекунов или родителей по закону возлагается вся ответственность за то, чтобы процесс получения знаний был продолжен, а не прерван.

Полное образование подразумевает то, что ученик находится в течение двух лет в десятом-одиннадцатом классах. Основное назначение этого этапа - подготовить выпускников к ЕГЭ и дальнейшему обучению в вузе. Действительность показывает, что в этот период нередко прибегают к услугам репетиторов, поскольку одной школы бывает недостаточно.

Подробнее о среднем профессиональном и высшем образовании в нашей стране

Средние профессиональные учебные заведения подразделяют на колледжи и техникумы (государственные и негосударственные). В них подготавливают студентов по выбранным специальностям в два-три, а иногда - четыре года. В большую часть спузов подросток может поступить после девятого класса. Исключением являются медицинские колледжи. В них принимают при наличии полного общего образования.

В любое высшее учебное заведение России поступить можно по программе бакалавриата только после одиннадцатого класса. В дальнейшем при желании студент продолжит свое обучение в магистратуре.

Некоторые вузы предлагают в настоящее время специалитет, а не бакалавриат. Однако, в соответствии с Болонской системой, высшее профессиональное образование по данной системе в скором времени не будет существовать.

Дальнейшая ступень - подготовка кадров высшей квалификации. Это аспирантура (или адъюнктура) и ординатура. Помимо этого, специалисты, имеющие высшее профессиональное образование, могут пройти программу ассистентуры-стажировки. Речь идет о подготовке педагогических и творческих деятелей высшей квалификации.

Дистанционное образование

Данная система является новой, специфичной формой обучения, которая отличается от традиционных. Дистанционное образование выделяется иными целями, задачами, содержанием, средствами, методами и формами взаимодействия. Преобладающим становится использование компьютерных технологий, телекоммуникаций, кейс-технологий и проч.

В связи с этим наиболее распространённые виды такого обучения следующие:

  • Первый - опирается на интер­активное телевидение. При его реализации возникает непосредственный визуальный контакт с аудиторией, которая находится на расстоянии от преподавателя. В настоящее время этот вид недостаточно разработан и очень дорогостоящ. Однако он является необходимым, когда демонстрируются уникальные методики, лабораторные опыты и новые знания в той или иной области.
  • Второй вид дистанционного обучения опирается на компьютерные телекоммуникационные сети (региональные, глобальные), имеющие раз­личные дидактические возможности (текстовые файлы, мультимедийные технологии, видеоконференции, электронная почта и прочее). Это распространенный и недорогой вид дистанционного обучения.
  • Третий сочета­ет в себе компакт-диск (базовый электронный учебник) и глобальную сеть. Благодаря большим дидактическим возможностям этот вид является оптимальным как для вузовского и школьного обучения, так и при повышении квалификации. Компакт-диск имеет массу преимуществ: мультимедийность, интерактивность, наличие большого объема информации при минимальных финансовых потерях.

Инклюзивное образование

Закон "Об образовании в Российской Федерации" в качестве одной из приоритетных задач выделяет создание благоприятных условий для обучения лиц с ограниченными возможностями. Причем это отражается не только в форме, но и в содержании.

В законе данная система получила наименование "инклюзивное образование". Его реализация подразумевает отсутствие любой дискриминации детей с особенными потребностями, наличие равного отношения к каждому и доступность обучения.

Инклюзивное образование реализуется во всех учебных заведениях России. Основная цель - создать безбарьерную среду в процессе обучения и обеспечить профессиональную подготовку лиц с ограниченными возможностями. Для ее реализации необходимо выполнить определенные задачи:

  • технически оснастить образовательные учреждения ;
  • разработать специальные учебные курсы для педагогов;
  • создать методические разработки для других обучающихся, нацеленные на процесс развития взаимоотношений с инвалидами;
  • разработать программы, которые направлены на то, чтобы облегчить адаптацию лиц с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях.

Данная работа только получила свое развитие. В течение нескольких ближайших лет поставленная цель и выделенные задачи должны быть полностью реализованы.

Заключение

В настоящий момент четко выделены виды образования в России, раскрыты функции и содержание каждого уровня. Однако, несмотря на это, продолжается реконструирование и реформирование всей системы образования.