Виды контекста. Роль контекста в переводе

Прежде всего рассмотрим типы контекста, основываясь на языковых, материальных индикаторах. В зависимости от их характера различаются лексический, грамматический (у Амосовой - синтаксический) и смешанный (лексико-грамматический) типы контекста.

При лексическом типе важно лексическое значение слов-индикаторов, под влиянием которых и происходит выбор семантически связанной с ними части значения ядра. Например, прилагательное sound потенциально может быть реализовано в одном из четырех значений: 1) healthy, not injured, hurt or decayed; 2) based on reason, prudent; 3) capable, careful; 4) thorough, complete. В речи каждое из этих значений оказывается в окружении разных индикаторов: 1) sound mind in a sound body; sound fruit; 2) sound argument (policy); sound advice; 3) a sound tennis player; 4) sound sleep; sound thrashing. Лексическое значение индикаторов mind, body, fruit (smth that can be injured, hurt or decayed) указывает на значение ядра 1. Сема reason, содержащаяся в лексическом значении индикаторов argument, policy, advice, указывает на необходимость выбора значения 2. Подобным же образом действуют индикаторы player и sleep или thrashing.

Еще пример: существительное mouth реализуется в значении opening through which animals take food in; space behind this containing the tongue, etc. в сочетании с индикатором dog, в лексическом значении которого есть сема animal. Другое значение mouth - opening or outlet - реализуется в сочетаниях с лексическими индикаторами bag, cave, river, etc., объединенных семой inanimate. В лексическом контексте, таким образом, выбор значения ядра зависит только от лексического значения индикатора или индикаторов.

Грамматический контекст возникает тогда, когда в роли индикатора выступает какая-либо грамматическая функция. Так, например, значение слова ill зависит от той функции, которую оно выполняет в высказывании. Если функция предикативная (fall ill; be taken ill), значение ядра можно толковать как in bad health. В атрибутивной функции (ill luck; ill will) значение ядра - bad, hostile. Аналогичный пример - выбор значения глагола make, который в функции части составного сказуемого (make smth move) реализует значение compel, cause (They made me tell the story.), но в функции простого сказуемого с прямым дополнением означает construct or produce smth (She made coffee for all of us. Bricks can be made

Чаще всего, однако, для верного выбора части объема значения многозначного слова используется смешанный (лексико-грамматический) тип контекста, где важно и лексическое значение, и грамматическое оформление индикаторов. Например, при одинаковой грамматической оформлен-ности фраз Не ran a horse и Не ran the risk реализации значения make move и expose oneself to a possibility of danger способствуют лексические значения индикаторов. Однако одновременно с этим «срабатывает» и грамматический контекст - присутствие дополнения при глаголе-ядре в данной конструкции в отличие, например, от The horse ran. Также недостаточно для полного понимания высказывания It stopped to start again soon его грамматическое оформление, хотя оно и снимает часть «лишних» значений ядра stop (ср. It stopped doing smth). Необходимым оказывается еще и лексическое значение индикатора it. Если это заместитель слова с общим лексическим значением living being, реализуется значение ядра come to rest, halt (The dog stopped to start again. The tourists stopped for a night to start again in the morning.); значение it - inanimate object уточнит ядро как discontinue (The rain stopped.).


В тех случаях, когда в качестве индикатора выступает не материальный отрезок речи, а условия, в которых происходит речевой акт, мы имеем дело с речевой ситуацией или экстралингвистическим, «неязыковым контекстом. Заметим попутно, что в разных работах он может называться макроконтекстом, речевым, бытийным или тематическим контекстом. Формы речевой ситуации разнообразны. Одна из наиболее распространенных - так называемая «жизненная ситуация», т. е. внеязыковые обстоятельства, в которых употреблено многозначное слово.

Рассмотрим пример со словом table в предложении Move that table a bit to the right. В ситуации перестановки мебели значение выясняется под ее влиянием - a piece of furniture; в ситуации подготовки к выступлению, докладу это list of facts, numbers, systematically arranged (mathematical tables). Реализация нужного значения происходит с помощью не языковых индикаторов, а внеязыковой «жизненной ситуации». К обстоятельствам речи относятся также жесты, мимика, интонация говорящего.

Близкая по характеру разновидность речевой ситуации - ситуация тематическая, или, как ее часто называют, сюжетная. Индикатором, помогающим отбору, является все содержание текста, его тема. Несмотря на название, сюжетная ситуация не связана с сюжетом художественного произведения. Тема, как правило, помогает определить значение слова в специальных текстах, особенно если речь идет об использовании термина в разных отраслях. Классический пример - действие тематической (сюжетной) ситуации в роли индикатора при ядре case. В работах по грамматике слово реализует значение form of a noun or pronoun, в юридических текстах - question to be decided in a law-court, в медицинских - person suffering from a disease, в военом деле - operation, в финансовой тематике - actual state of affairs и, наконец, в бытовом смысле - instanceor example of the occurrence of smth.

Особо выделяется описательная ситуация, когда в роли индикатора выступает не сама обстановка речи, как в первом типе, а описание этой обстановки. Частный случай описательной ситуации - авторские ремарки в пьесах, например: What a mess this table is! (bangs his fist on it spilling the tea).

И контекст, и речевая ситуация нейтрализуют в речи многозначность слова. Если индикатор варьируется, не влияя на семантику ядра, контекст носит переменный характер. Словосочетание свободно и подчинено только общим законам сочетаемости слов в языке (a boy"s - girl"s - dog"s - cat"s mouth). Иногда индикатор и ядро образуют неразрывную смысловую связь, взаимно влияя на семантику друг друга. В этом случае контекст называется постоянным, а словосочетание перестает быть свободным и переходит в разряд фразеологических.

Всякому, занимавшемуся переводом, понятно, что не меньшей, чем построение фразы, трудностью в работе переводчика является выбор подходящего слова - эквивалента. Переводчик как бы непрерывно взвешивает различные лексические возможности, синонимы и, в конце концов, отбирает слово (редко, два или три слова), которое может в полной мере воспроизвести звучание оригинала. При этом через сознание переводчика проходят самые разнообразные соображения, в силу которых он делает окончательный выбор. Вот поэтому очень важна ориентировка на контекст. Подыскивая подходящий эквивалент, мы всегда имеем в виду слово в контексте или слово, обусловленное всем предыдущим и последующим изложением. Каждое слово в любом литературном произведении связано со всем произведением в целом, с его особенностями, с историей создания его, нередко с личностью автора и т. д. В пределах одного абзаца (узкий контекст) - и всего данного произведения (широкий контекст) нужно уметь охватывать мысль в целом.

Можно сказать, что переводчик должен в известной степени придерживаться метода, который К. С. Станиславский рекомендовал актерам. По методу Станиславского актер должен видеть то, что происходит делами пьесы: до начала, а отчасти и после окончания ее. В нужных случаях переводчик должен чувствовать, что происходит за пределами текста, должен уметь видеть так называемый «подтекст» и видеть самый фон произведения. Переводить нужно так, чтобы сохранялся замысел и почерк автора -- и то, что автор говорит прямо, и то, что он подразумевает молча, путем своеобразно окрашенных слов, введением определенной музыкальности, ритма и т. д. Необходимо также помнить и о «подтексте эмоциональном», который скрывается за особенностями авторского стиля. (С.С. Толстой. Основы перевода с английского языка на русский, 63)

Существуют следующие виды контекста:

Лингвистический - это есть языковое окружение употребления той или иной составляющей языка. В пределах этого понятия контекста различается узкий контекст (или "микроконтекст") и широкий контекст (или "макроконтекст"). Под узким контекстом имеется в виду контекст предложения, то есть лингвистические единицы, составляющие окружение данной единицы в пределах предложения. (Комисаров, 142)

Под широким контекстом имеется виду языковое окружение данной единицы, выходящее за рамки предложения; это - текстовой контекст, то есть совокупность языковых единиц, окружающих данную единицу в пределах, лежащих вне данного предложения, иными словами, в смежных с ним предложениях. Точные рамки широкого контекста указать нельзя - это может быть контекст группы предложений, абзаца, главы или даже всего произведения (например, рассказа или романа) в целом.

Узкий контекст, в свою очередь, можно разделить на контекст синтаксический и лексический. (Применительно к фонеме и морфеме можно выделить также контекст фонологический и морфологический)

Синтаксический контекст - это та синтаксическая конструкция, в которой употребляется данное слово, словосочетание или (придаточное) предложение.

Лексический контекст - это совокупность конкретных лексических единиц, слов и устойчивых словосочетаний, в окружении которых встречается данная единица.

Ситуативный контекст (экстралингвистический) - обстановка, время и место, к которому относится высказывание; любые факты реальной действительности, знание которых помогает рецептору и переводчику правильно интерпретировать значения языковых единиц в высказывании.

Окказиональное соответствие (контекстуальная замена) - очень редкий способ перевода оригинала, который может быть использован только в данном конкретном случае. В ряде случаев условия употребления языковой единицы в контексте вынуждают переводчика отказаться от использования регулярного соответствия и найти вариант перевода, наиболее точно передающий значение единицы ИЯ в данном контексте. Нерегулярный, исключительный способ перевода единицы оригинала, пригодный лишь для данного контекста, называется окказиональным соответствием или контекстуальной заменой. Оно может появляться и исчезать как проявление субъективного употребления слов тем или иным автором и чаще всего встречаются в художественной литературе.

Условия контекста могут побудить переводчика отказаться в переводе даже от применения единичного соответствия. Так, географические названия имеют постоянные соответствия, которые, как правило, создаются имитацией в переводе звучания иноязычного названия. Название американского города New Haven в штате Коннектикут регулярно передается на русский язык как Нью-Хейвен. Но в переводе романа Фицджеральда "Великий Гэтсби" переводчица Е. Калашникова отказалась от использования постоянного соответствия и перевела предложение I graduated from New Haven in 1915, как Я окончил Йельский университет в 1915 году. Контекст ясно показывает, что название города употреблено в оригинале в переносном смысле вместо учебного заведения, находящегося в этом городе. А знание реальности подсказало переводчику, что в Нью-Хейвене расположен широко известный в США Йельский университет. Поскольку этот факт может быть неизвестен русскому Рецептору, использование постоянного соответствия не обеспечит коммуникативной равноценности перевода. (Сравните возможность сохранения подобного переноса значения в предложении Я окончил Оксфорд в 1915 году, поскольку название этого английского городка прочно ассоциируется с Оксфордским университетом.) (Паршин)

Слова в потоке речи вступают в сложные взаимодействия, динамично и гибко реагируя на свое окружение: эта способность слов предопределяет и жесткий выбор в плане сочетания и возможность большого семантического варьирования.

Так, английское слово train в сочетании с глаголом miss - miss the train - означает «опоздать на поезд»; в конструкции the train of thoughts, в которой ближайшим синтаксическим «соседом» train выступает thoughts, train имеет значение «поток»; в аналогичной структуре train переводится на русский словом «шлейф», если синтаксически близким ему словом оказывается «dress»: the train of her dress.

Переводчику важно знать, что контекст является во многих случаях определяющим при переводе. Он должен уметь находить в контексте те указатели, которые помогают правильно перевести слова. Например, слово power имеет следующие значения:

1) держава, государство;

2) сила, мощь;

3) власть, могущество;

4) (мн.ч.) полномочия;

5) энергия;

6) (в сочетании с предлогом in) у власти;

7) (в сочетании с предлогом in) в состоянии.

The important task of preserving peace lies mainly with the great powers.

На великих державах лежит важная задача сохранения мира.

Electric power can easily be transferred over long distances.

Электроэнергию можно легко передавать на большие рас­стояния.

По мнению С.Улльманна, известного зарубежного лингвиста, самой примечательной чертой семасиологии XX в. является стремление найти способы материальной выраженности значений слов, т.е. изучение слов в контексте. Он считает контекстуальный анализ наиболее важным методом семантики (the most influential theory). При контекстуальном анализе выделенные значения опираются не на интуицию, а на конкретные формальные показатели, содержащиеся в тексте. Исходя из такого понимания контекста, Н.Н.Амосова дает ему следующее толкование: "Связное языковое целое, определяющее значение (грамматическое, лексические, фразеологическое) отдельно входящего в него слова или фразы, или отрезка текста".

Наиболее широким является деление контекстов на лингвистические и экстралингвистические, их еще называют соответственно вербальными, словесными и бытовыми, ситуативными. Лингвистический контекст содержит необходимые указания в семантике слова или слов, находящихся в речевом отрезке (словосочетание, предложение, абзац), в структуре предложения, в морфологической форме слова. Экстралингвистический контекст - это контекст ситуативный; его семантические указатели - разнообразные элементы действительности, лежащие за пределами высказывания (например, жесты, мимика, движение глаз, факты из опыта говорящих, их взаимоотношения, определенность ситуации). Рассмотрим предложение: "Какой путь ты себе выбрал?". Если этот вопрос задан путнику, который сомневался в правильности выбранного маршрута, то реализация значения "путь" происходит в условиях экстралингвистического контекста. Эта же фраза может быть частью текста, например: "Какой путь в эксперименте - самый кратчайший? Какой путь ты себе выбрал?". Перед нами лингвистический контекст, содержащий необходимые указатели для реализации значения "путь" - "способ, метод действия". Таким указателем выступает семантика слова "эксперимент", делающая возможным реализацию только этого значения из обширного списка значений лексемы "путь".

Лингвистический или семантический контекст включает в себя следующие компоненты:

1) семантически реализуемое слово;

2) ключевое слово, или индикатор (как правило, оно
лексически сочетается с реализуемым словом);

3) модель лексической сочетаемости;

4) модель синтаксической сочетаемости.

Оперируя понятием лингвистического контекста, необходимо различать переменный и постоянный контекст. Эти типы контекста обусловлены границей, существующей между свободными и фразеологически связанными сочетаниями. Свободные сочетания слов способствуют реализации того или иного значения слова или словоформы не в фиксированном контексте, а в разнообразных соединениях данного слова с другими словами, и эта "свобода" сочетаний предопределяется практикой говорящего коллектива. Например, прилагательное "высокий" реализует свое основное значение "физический размер протяженности по вертикали" с очень широким кругом существительных, способных иметь измерение в высоту: стол, дом, гора, дерево, человек и т.п. Но: высокий ковер, мяч, карандаш - семантически неотмеченные словосочетания.

В лингвистическом/семантическом контексте различают несколько типов: лексический, морфологический, синтаксический.

Лексическим, согласно определению Н.Н, Амосовой, называется контекст, указательным минимумом которого является одно ключевое слово. Оно может быть зависимым или ведущим членом словосочетания, содержащим данное семантически реализуемое слово. Для этого контекста характерны разнообразные связи исследуемого и ключевого слов: агент - его действие (вода бежит, трамвай бежит, человек бежит); действие - его объект (видеть сон, видеть ошибку, видеть друга); предмет - признак предмета (тонкая нить, тонкая стена, тонкое лицо); действие - признак действия (говорить громко, говорить умно, говорить смешно); признак - признак признака (очень умный, слишком быстро, необыкновенно интересно).

В качестве примера рассмотрим полисемантическое слово английского языка sharp:

1) sharp означает "острый, имеющий отточенный режущий или колющий конец или край" в сочетаниях с существительными: a knife - нож, a fork - вилка, teeth -зубы;

2) sharp реализует значение "острый, пряный" в сочетании с существительными, обозначающими явления и предметы, способные определенным образом влиять на органы обоняния и вкуса: a sharp smell - острый, резкий запах, a sharp flavour - пряная приправа, привкус;

3) sharp в сочетании с существительными, обозначающими некоторые явления природы и метеорологические явления, имеет значение резкий, пронзительный, колючий: a sharp wind - резкий ветер, a sharp frost - колючий мороз.

В приведенных примерах sharp реализует свои значения в лексическом контексте первой степени, причем синтаксически слова расположены в непосредственной близости друг к другу. Однако лексический контекст первой степени предусматривает и не столь близкое расположение ключевого и реализуемого слова. Например: the hand of the clock - стрелка часов; реализуемое слово hand и ключевое слово clock отделены (и связаны) предлогом of.

Лексический контекст может содержать несколько слов-указателей. Такой контекст называется контекстом второй степени. Например, a fair woman означает: 1) красивая женщина; 2) честная женщина; 3) блондинка. Лексический контекст первой ступени (a fair woman) не выявляет значения многозначного прилагательного fair. Но семантика других слов, за счет которых лексический контекст может распространяться, снимает двусмысленность вышеприведенной фразы: 1) a fair woman to look at (красивая женщина - приятно смотреть на красивую женщину); 2)а fair woman to act like that (только честная женщина может так поступить); 3)а fair woman is never grey (блондинки не седеют).

Морфологическим контекстом называется такой, когда значения разграничиваются какой-либо формой слова. Например, в русском языке множественное число существительного "виды" является показателем значения "планы, перспективы" (Какие виды вы на них имеете? Виды на урожай в этом году хорошие.)

В английском языке только во множественном числе Customs имеет значение "таможня", colours - "знамена", arms - "вооружение". Однако в вышеприведенных примерах вряд ли можно говорить о том, что морфологическая форма является указательным минимумом значения. Ведь лексическая единица "виды" может быть интерпретирована двояко (виды на море - виды на урожай) так же, как и лексемы customs, colours: Enslish Customs - английские обычаи; Customs - таможня; bright colours - яркие цвета; flying colours - развевающиеся знамена.

Очевидно, перед нами лексико-морфологический контекст, когда не только морфологическая форма слова, но и значения сочетающихся с реализуемым словом лексем выявляют то или иное значение.

Таким образом, различают контексты чистые и
смешанные. Наиболее распространен смешанный лексико-
синтаксический контекст,
когда не только семантика ключевого
слова, но и синтаксические функции слов, порядок их
следования являются, указательным минимумом. Например,
значение глагола strike (осенить, прийти в голову) реализуется в
модели N + V strike + N1, где позиция N заполняется
неодушевленными абстрактными существительными типа а
thought - мысль, an idea - идея, a plan план, а позиция N1 -
одушевленными существительными лица, личными местоимениями или именами собственными: A thought struck me (Неожиданно мне в голову пришла мысль). Этот же глагол реализует значение "казаться" в конструкции N/Pron + V strike + N/Pron + as + Adj: The Craigs struck me as shy.

Итак, правильный контекстологический анализ с его четко выработанным аппаратом способен предоставить переводчику необходимые формальные указатели для перевода значения слова или словоформы.

эквивалентность семантика фразеологический грамматический

Описание соответствий в рамках частной теории перевода не предполагает механической подстановки соответствия вместо переводимой единицы оригинала. Понятие соответствия тесно связано с понятием лингвистического и ситуативного контекста, который определяет выбор того или иного соответствия при переводе или отказ от использования известных соответствий и необходимость поиска иных способов перевода. Под лингвистическим контекстом понимается языковое окружение, в котором употребляется та или иная единица языка в тексте. Контекстом слова является совокупность слов, грамматических форм и конструкций, в окружении которых использовано данное слово. Различается узкий контекст (микроконтекст) и широкий контекст (макроконтекст). Под узким контекстом имеется в виду контекст словосочетания или предложения, т.е. языковые единицы, составляющие окружение данной единицы в пределах предложения. Под широким контекстом имеется в виду языковое окружение данной единицы, выходящее за рамки предложения; это - текстовой контекст, т.е. совокупность языковых единиц в смежных предложениях. Точные рамки широкого контекста указать нельзя - это может быть контекст группы предложений, абзаца, главы или даже всего произведения (напр., рассказа или романа) в целом. Узкий контекст, в свою очередь, можно разделить на контекст синтаксический и лексический. Синтаксический контекст - это та синтаксическая конструкция, в которой употребляется данное слово, словосочетание или придаточное предложение. Лексический контекст - это совокупность лексических единиц, слов и устойчивых словосочетаний, в окружении которых используется данная единица.

Ситуативный (экстралингвистический) контекст включает обстановку, время и место, к которому относится высказывание, а также любые факты реальной действительности, знание которых помогает Рецептору (и переводчику) правильно интерпретировать значения языковых единиц в высказывании.

Использование переводческих соответствий всегда предполагает учет контекста, в котором употреблены переводимые единицы оригинала. Соответствия - это единицы ПЯ, близкие по значению единицам ИЯ, и поэтому, прежде всего, необходимо установить, в каком значении выступает в оригинале данная единица. Большинство языковых единиц многозначно, но в контексте они, как правило, выступают в каком-то одном из потенциально возможных своих значений. Сопоставление потенциальных значений совместно употребленных языковых единиц позволяет определить то значение, в котором каждая из них используется в данном высказывании. Обычно это оказывается возможным уже в пределах узкого контекста. Рассмотрим следующее английское предложение: The striking unions have won concessions despite bitter opposition of the employers. Все полнозначные слова в этом предложении, взятые вне контекста, имеют по несколько значений. Глагол to strike может означать «бить, ударять, найти, натолкнуться, поражать, сражать, пускать корни, бастовать». Существительное union может иметь значение «союз, объединение, соединение, профсоюз, работный дом, брачный союз». Глагол to win - «выиграть, победить, добиться, получить, добывать, убедить». Существительное concession - «уступка, концессия». Прилагательное bitter - «горький, мучительный, резкий, ожесточенный». Существительное opposition - «контраст, противоположность, сопротивление, оппозиция». И, наконец, существительное employer -«предприниматель, работодатель, наниматель».

Сопоставляя эти значения друг с другом в контексте нашего высказывания, можно легко убедиться в том, что они совместимы лишь в случае, если первое слово взято в значении «бастовать», второе - в значении «профсоюз», третье - «добиться», четвертое - «уступка», пятое - «ожесточенный» и, наконец, шестое - «сопротивление». Слово employer «предприниматель» сразу определило, о какой сфере жизни идет речь в данном случае, и для определения значений остальных слов достаточно было соответствующих словосочетаний: striking unions, win concessions, bitter opposition.

В других случаях для определения значения слова в контексте приходится обращаться к широкому контексту. В следующем предложении из статьи Фостера о кризисе 1929 г. узкий контекст не снимает многозначности слова apparent: The period of apparent prosperity may be said to have ended in 1928. Это прилагательное может иметь одно из двух почти противоположных значений: 1. очевидный, явный; 2. кажущийся, мнимый. Ни сочетание apparent prosperity, ни значения других слов в высказывании не исключают возможности реализации любого из этих значений. Однако все содержание статьи и знание критического отношения покойного Председателя Компартии США к пресловутому «процветанию» во времена президента Кулиджа (1924 -1928 гг.) позволяют с уверенностью утверждать, что слово apparent выступает здесь во втором из указанных значений.

Виды речевой деятельности


К1 инф-я К2

контекст

ВИДЫ КОНТЕКСТА:

Эксплицитный

Имплицитный

1).

1. Непосредственное общение

2. Опосредованное общение

2). По количеству участников:

1. Интрокоммуникация

2. Межличностная коммуникация

3. Групповая коммуникация

4. Массовая коммуникация

3). По цели:

1. Информативное общение

2. Предметная коммуникация

3. Развлекательное общение

4).


Коммуникативная стратегия –

Коммуникативная цель

Коммуникативная перспектива

Коммуникативная интенция

Коммуникативная тактика

Коммуникативная задача

Коммуникативный опыт

Коммуникативная компетенция

К. компетенция к. опыт


К. интенция

К. стратегия к. тактика



Дихтомия –

Язык

Знак

Типология знаков по Пирсу


Дихотомия языка и мышления

Взаимосвязь языка и мышления - одна из наиболее сложных проблем философии, культурологии, лингвистики и ряда других научных дисциплин.
Попытки изучения человеческого разума, мышления и тех ментальных процессов и состояний, которые с ними связаны, очерчивают предметную область когнитивизма - современного междисциплинарного подхода к исследованию познания.
С точки зрения мышление есть форма практического и теоретического освоения (познания) действительности. Язык же служит средством мышления, способом его существования, является одной из важнейших форм активности сознания.
Несомненно, вопрос о соотношении языка и мышления не только лингвистический, но и психологический. Мыслительная деятельность, по утверждению психологов, происходит в языковой форме.
Язык лишь искажает мысли, чем объясняется наличие множества бессмысленных предложений.
По мнению ряда философов, язык отнюдь не является зеркалом мышления человека, ибо зачастую людям удается скрыть скудость своих мыслей за обилием слов. Известно также, что нередко сознание может создавать такие элементы, которые не поддаются языковому кодированию. Многие ученые считают, что в некоторых случаях переход к вербальным формам мышления не обязателен. Кроме того, такой тип мышления, как творческое, вполне возможен и без языковой актуализации, что совпадает с мнением антивербалистов.
Утверждая, что «язык является той объективной материальной оболочкой, в форме которой и существует мышление», лингвист одновременно критикует всех тех, кто считает язык лишь средством фиксации мысли, оформившейся без его участия.

Понятие этноязыка

Этноязык язык определенной нации. Включает в себя литературный язык, территориальные диалекты, просторечия, жаргоны.

Причины неоднородности языка – экстралингвистический характер (внешний), язык лишь отражает общественное устройство:

А) Этноязык используют на больших территориях

Б) Этноязык используют люди различного уровня образования, социального статуса, различных профессий.

В) Этноязык используют в разных ситуациях общения (письменная, устная, электроння разновидности).


Синтаксис.

Публицистические произведения отличаются правильностью и четкостью построения предложений, их простотой и ясностью. Используются монологическая речь (преимущественно в аналитических жанрах), диалог (например, в интервью), прямая речь. Журналисты применяют различные синтаксические приемы экспрессии: необычный порядок слов (инверсию), риторические вопросы, обращения, побудительные и восклицательные предложения. В публицистическом стиле представлены все виды односоставных предложений – номинативные, неопределенно– и обобщенно-личные, безличные (нам сообщают; в заметке говорится).

Важную стилеобразующую функцию выполняют своеобразные по синтаксическому оформлению заголовки, а также зачины текстов. Они выполняют и рекламную функцию: от заголовка и зачина текста во многом зависит, обратит ли читатель внимание на эту публикацию.

Разные жанры публицистики характеризуются различным соотношением книжных и разговорных черт в синтаксисе. В международных обзорах, например, книжных черт больше, чем в жанре "раздумий", возможны синтаксический параллелизм, анафорическое повествование, создающее известную торжественность речи.

Виды речевой деятельности

· Говорение – отправление акустических речевых сигналов, несущих информацию

· Слушание – получение (восприятие) аккустических речевых сигналов и их понимание

· Письмо - кодирование речевых сигналов с помощью графических символов

· Чтение – декодирование графических сигналов и их понимание

Все виды речевой деятельности признаются активными


Модели коммуникации. Виды контекста. Типы речевых ситуаций. Дискурс.

1) Простейшая (коммуникатор 1, коммуникатор 2, информация, код, контекст)


К1 инф-я К2

контекст

ДИСКУРС – совокупность всех условий, в которых осуществляется коммуникация. Могут носить внешний характер.

ВИДЫ КОНТЕКСТА:

Эксплицитный – носит внешний характер. Можно воспринимать органами чувств. Например: время и место

Имплицитный – скрытый контекст. Всё что составляет структуру личности коммуникаторов. Например: цели, мотивы, настроение, уровень воспитания, состояние здоровья.

КОМПЛЕКСНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ:

1). По условиям общения выделяют 2 типа речевых ситуаций:

1. Непосредственное общение

Общение с активной обратной связью (характерно для устной формы. Говорящий может получить реакцию незамедлительно);

Общение с пассивной обратной связью (характерно для письменной формы. Можно получить реакцию спустя какое-то время).

2. Опосредованное общение (существует посредник, например СМИ или микрофон)

2). По количеству участников:

1. Интрокоммуникация

2. Межличностная коммуникация

3. Групповая коммуникация

4. Массовая коммуникация

3). По цели:

1. Информативное общение

2. Предметная коммуникация

3. Развлекательное общение

4). По цели и величине психологической дистанции:

1. Социально-ролевое (статусное) общение. Участники вступают в коммуникацию с целью продемонстрировать умение вести себя в соответствии с социальной ролью. Характеризуется максимальной величиной дистанции;

2. Деловое общение. Участники вступают в коммуникацию с целью совместного решения производственных задач. Общается функция с функцией. Характеризуется средней величиной дистанции;

3. Интимно-личностное общение. Общается личность с личностью. Цель – получение взаимной поддержки, сопереживания и взаимопонимания. Величина дистанции минимальная.

2 модель коммуникации – Взгляд изнутри (глазами участника).

Коммуникативная личность это часть психологической личности, следовательно коммуникативное поведение это что-то, что может быть описано через понятия стратегии и тактики.

Отталкиваясь от своей коммуникативной компетенции говорящий ставит перед собой коммуникативную цель (определяя или не определяя коммуникативную перспективу) и следуя коммуникативной интенции вырабатывает коммуникативную стратегию, которая преобразуется или не преобразуется в коммуникативную тактику как совокупность коммуникативных задач, пополняя коммуникативный опыт говорящего.


3. Составляющие коммуникативной стратегии. Составляющие коммуникативной тактики.

Коммуникативная стратегия – совокупность запланированных говорящих заранее и реализуемых в ходе коммуникативного акта теоретических ходов, направленных на достижение коммуникативной цели.

Коммуникативная цель – стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт.

Коммуникативная перспектива реальная возможность достичь коммуникативной цели.

Коммуникативная интенция – индивидуальное представление о способе построения

Коммуникативная тактика – совокупность практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия.

Коммуникативная задача (намерение) – тактических ход, являющийся практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели.

Коммуникативный опыт – совокупность представлений об успешных и неуспешных коммуникативных тактиках, ведущих или неведущих к реализации соответствующих коммуникативных стратегий.

Коммуникативная компетенция – рабочий набор коммуникативных стратегий, присущий индивиду.

К. компетенция к. опыт


К. цель (перспектива) к. задачи

К. интенция

К. стратегия к. тактика

Отталкиваясь от своей кому-ой компетенции, говорящий ставит перед собой ком-ую цель (определяя или не определяя ком-ую перспективу) и, следуя ком-ой интенции, вырабатывает ком-ую стратегию, которая преобразуется или не преобразуется в ком-ую тактику как совокупность ком-ых задач, пополняя ком-ый опыт говорящего.


4. Дихотомия язык/ речь. Понятие знака. Типология знаков (по Пирсу).

Дихтомия – особого рода отношения двух объектов, каждый их которых самостоятелен (не является частью другого), но при этом не существует в отрыве от другого.

Язык – это абстракция, речь – это конкретное материальное воплощение языка.

Будучи абстракцией, язык хорошо укладывается в определенную систему, а речь будучи материальной, ситутивной не может укладываться в систему (асистемна).

В языке хорошо выделяются единицы (языковые знаки). В речи единицы тоже выделяются, но они не универсальны.

Знак – это материальный предмет (в широком смысле слова), выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя или заместителя другого предмета, явления и используемый для передачи информации.

Типология знаков по Пирсу

Определение знака по Пиру основывается на следующей формуле:

X понимает и использует Y в качестве представителя Z .

Х – пользователь знака (человек);

Y – внешняя материальная оболочка знака. Пользователь может воспринимать её с помощью органов чувств;

Z – закреплённое за данной оболочкой содержание или значение. Это содержание носит универсальный характер.

1) Иконические знкаки – это такие знаки, форма и содержание которых совпадает (форма = содержание)

2) Индексальные знаки – знаки, форма и содержание которых связаны причинно-следственными отношениями, при этом содержание знака – это причина, форма – следствие.

3) Символы – такие знаки, связь между формой и содержанием которых условна.