Учение утверждающее наличие цели мирового целеполагания. Целеполагание - это что такое? Целеполагание в педагогике

Введение

Менеджмент играет важную роль в организации. Решая разнее задачи по степени важности, управление организацией является особым видом деятельности по целенаправленной координации действий персонала.

Менеджмент представляет собой многоаспектное явление и охватывает происходящие процессы в организации, связанные как её внутренней средой, так и с внешней средой воздействия на неё. Сегодня менеджмент - это менеджмент изменений. Моделей организационных изменений разработано довольно много. Основные проблемы, с которыми сталкивается менеджер, а это цели, вознаграждение, взаимоотношения, вспомогательные механизмы и структуры.

И так в данной контрольной работе рассматривается одна из основных проблем, которая тесно связана с другими столь же важными проблемами.

Целеполагание - один из важнейших компонентов управленческой деятельности, а также общего функционирования, организаций. Оно является и основной функцией руководителя, и этапом управленческой деятельности, и ее структурным компонентом. Целеполагание определяется как формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование. Вместе с тем трактовка этой функции в теории управления неоднозначна.

С одной стороны, признается ее не просто "очень важная", но и определяющая роль как в управленческой деятельности, так и в общем функционировании организации. Постоянно подчеркивается, что наличие обоснованных, перспективных целей организации - главное условие ее функционирования, а способность руководителя к их постановке - одно из важнейших управленческих качеств. С другой стороны, функция, целеполагания обычно не выделяется в качестве самостоятельной, а рассматривается как часть другой функции - планирования.

Целеполагание в управлении

В процессе управления, для того чтобы добиться желаемых результатов, ставится определённая цель. Благодаря чему при истечении данного процесса мы получаем ожидаемые результаты. Отсюда следует, что основная функция управления - это целеполагание. Цели по своей сути разнообразны. На каждой стадии управления существуют свои цели, но все они подчинены главной цели общества.

Цель управления является ведущим элементом в деятельности менеджера.

Цель - это идеальный, заранее заданный результат, которого следует достичь.

Условия достижения цели:

Четко определенная цель определяет структуру системы, системный характер её постарения и функционирования, она определяет так же все проблемы сбора, обработки систематизации и направления использования информации.

К цели предъявляют определенные требования:

· Всесторонняя научная и практическая обоснованность к цели, как отражение совокупности требований множества законов, объективного мира;

· Четкая определенность "аконтуренность" цели, формулировка её в понятие, в терминах, реально достижимого состояния;

· Четкая формулировка необходимых и достаточных условий реализации цели (ресурсы, сроки исполнители).

· Цель должна быть реальной, то есть она должна быть обеспечена ресурсами, правильно выбранной тактикой её достижения и путями эффективного управления.

· Цель должна быть контролируема, то есть здесь большое значение уделяется информации, особенно информации от управляемого объекта, так как необходимо знать, как идёт заданный процесс. Это необходимо, чтобы при обнаружении отклонения движения данного процесса к заданной цели вовремя принять меры по его регулированию.

Важным компонентом достижения цели следует считать условия в которых проводится вся работа, то есть совокупность факторов которые необходимо всесторонне учитывать и использовать.

Здесь можно выделить такие категории факторов как: детерминированные и вероятностные.

К детерминированным относятся те, которые имеют однозначную причинно - следственную связь - однозначный результат при действии тех или иных факторов.

К вероятностным относятся те из них, результат действия которых неоднозначно связан с причинами, он имеет определенный вероятностный интервал свершения событий. К таким факторам можно отнести влияние погодно - климатических условий, творческого потенциала работников, нестабильность рыночного спроса, блокады, забастовки.

Иерархия целей.

Эффективно разработанные цели организации представляют собой иерархическую структуру: достижение целей низшего уровня позволяет достичь целей более высокого уровня. Такая система называется цепочкой промежуточных результатов. Оперативные цели обеспечивают достижение тактических задач, а тактические - решение стратегических задач.

Стратегические цели - общие утверждения, описывающие состояние организации в будущем. Они относятся не к конкретным подразделениям, а к компании в целом. Стратегические цели часто называют официальными целями, так как в них формируются намерения организации. Обычно за их достижение отвечает высшее руководство.

Тактические цели - это результаты, которые должны достичь подразделения и основные отделы фирмы. Ответственность за их достижение и реализацию планируемых действий несут менеджеры среднего звена.

целеполагание миссия иерархия структура

Операционные цели - конкретные результаты, которые должны достичь отделы, рабочие группы, индивидуальные работники. Эти цели точны и измеримы.

На вершине иерархии находится миссия, или обоснование деятельности организации, т.е. описание её ценностей, устремлений, причин "появления на свет". Чётко сформулированная миссия является фундаментом вытекающих из неё целей и планов. Заявлением о миссии называется общее определение основных направлений бизнеса и операций организации, отличающих её от других компаний.

Миссия - это четко сформулированные смысл существования организации, ее предназначение, философия бизнеса. Миссия как философия включает в себя ценности, морально-этические нормы и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять. Смысл существования организации раскрывает причину ее появления и отличие данной организации от ей подобных. В миссии организации отражается ее уникальность и значимость для различных субъектов рынка. Все цели организации определяются и вырабатываются для осуществления ее миссии.

Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с ее функционированием. Основными субъектами, чьи интересы оказывают влияние на деятельность фирмы, и, следовательно, должны быть учтены при определении ее миссии, являются:

· собственники, владельцы фирмы;

· сотрудники фирмы;

· клиенты, покупатели продукта (услуги) фирмы;

· деловые партнеры фирмы;

· общество в целом в лице общественных, политических и правовых институтов, формирующих макроокружение, определяющее границы и возможности деятельности фирмы.

Определение миссии является исходным пунктом в процессе целеполагания:

· задается стратегический ориентир - генеральное направление деятельности на планируемый период;

· разрабатывается система целей для предприятия в целом и для его подразделений;

· проводится согласование целей для снижения конфликтности целей организации и отдельных подразделений, а также целей подразделений различных уровней.

1. Определение ориентира. Ориентир - это общее направление деятельности предприятия или отдельного подразделения на выбранный период времени. Ориентир представляет собой качественное (экспертное) мнение компетентных сотрудников о внутреннем потенциале фирмы и возможностях, которые предлагает внешняя среда деятельности, т.е. рынок. Разработка ориентиров является функциональной обязанностью руководства предприятия. Ориентиры деятельности предприятия, в соответствии с которыми в дальнейшем разрабатывается стратегия, определяются коллегиально группой принятия решения.

2. Система целей. В соответствии с целями генерального направления развития предприятия формируется система целей (с соответствующими целевыми показателями) для каждого подразделения. Количество и разнообразие целей управления настолько велико, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация. Модель упорядочения целей разного уровня управления в единую комплексную систему получила название "дерево целей".

Процедура построения дерева целей включает в себя несколько последовательных шагов.

Определение вершины дерева - общей цели организации. На определенном временном этапе не может быть несколько общих целей. В зависимости от этой цели определяется конечный результат деятельности и эффективность этого результата.

Формирование последующих уровней по направлениям деятельности или декомпозиция целей. Каждый последующий уровень формируется таким образом, чтобы обеспечить достижение целей более высокого уровня.

Каждая "ветвь" дерева описывает не способ достижения цели, а конкретный конечный результат, выраженный каким-либо показателем.

Подцели одного уровня декомпозиции независимы (параллельны) между собой.

Иерархия целей напрямую связана со структурой предприятия и ее особенностями. Чем сложнее организационная структура предприятия, и чем больше у него различных видов деятельности, тем больше уровней декомпозиции и сложнее дерево целей. Уровни декомпозиции отражают иерархические уровни управления на предприятии.

Выделение уровней иерархии целей может осуществляться как на основе функционального принципа управления, так и по товарно-рыночному принципу. Функциональное разграничение связано с группировкой по содержанию деятельности: производство, кадры, маркетинг, финансы.

Группировка подразделений в данном случае осуществляется на основе единства выполняемых функций. В случае организации по товарно-рыночному принципу сотрудники объединяются по принципу совместного производства какого-либо товара, по обслуживанию определенной группы потребителей или географического рынка.

Для организации, построенной на основе функционального деления, дерево целей строится по принципу: цель предприятия - функциональные цели (по подразделениям) - оперативные цели. Для организации по товарно-рыночному принципу: цель предприятия - цели бизнесов - оперативные цели. На практике часто объединяются два эти подхода, и структура дерева целей будет иметь вид: цель предприятия - цели бизнесов - функциональные цели подразделений - оперативные цели.

3. Оценка конфликтности целей. При формировании системы целей необходимо иметь в виду, что в процессе их реализации могут возникнуть противоречия, которые приводят к нарушению всей композиции "дерева целей". Конфликты возникают на трех уровнях.

Внешний конфликт - это противоречие целей фирмы тенденциям развития внешней среды. Природа этих конфликтов разнообразна. Например, конфликт между потребительскими предпочтениями и целями деятельности предприятия, выраженными в росте продаж стандартного продукта. В этом случае нарушается одно из базовых требований - достижимость целей. Как правило, во внешней конфликтности целей проявляется конфликт интересов фирмы и таких субъектов рынка, как клиенты, деловые партнеры, инвесторы, общественные и государственные институты. Разрешение внешнего конфликта целей осуществляется либо введением жесткого регламента правил и норм поведения фирмы на рынке (законы о рекламе, конкуренции, защите прав потребителей и др.), либо путем поиска компромисса, предполагающего принятый всеми уровень согласованности интересов в виде выгод, получаемых каждой из сторон.

Внутренний конфликт целей является результатом существующих противоречий интересов собственников, менеджеров и персонала фирмы. Он проявляется либо в рассогласованности целей по уровням управления, либо в несоответствии сложности и приемлемости целей уровню квалификации их конкретных исполнителей. В первую очередь следует разрешить конфликт целей на уровне "стратегического треугольника". Определение приоритетов целей развития предприятия предполагает, в первую очередь, согласованность интересов собственников и топ-менеджеров. В противном случае доминирование интересов любой из указанных групп принятия решения будет приводить к сопротивлению изменениям со стороны другой. В этом случае говорить о долгосрочном эффективном развитии предприятия становится проблематично. Способом разрешения данного конфликта чаще всего может быть, с одной стороны, включение топ-менеджеров в состав собственников, а с другой - более активное вовлечение собственников в процесс управления фирмой. Наличие конфликта интересов топ-менеджеров и персонала приводит к подмене фирменных целей на функциональном уровне управления личными целями сотрудников, что сказывается на результативности их работы. Именно сотрудники фирмы становятся тормозом всех изменений, проводимых руководством предприятия. Персонал становится невосприимчив к целям фирмы, и, следовательно, не прилагает усилий к их достижению. Способом разрешения данного конфликта может быть как повышение материальной заинтересованности каждого в результатах деятельности всей организации, так и вовлечение работников в процесс управления уже на этапе самого выбора целей. Последнее во многом определяется сложившейся корпоративной культурой организации.

Временной конфликт - это нарушение согласованности стратегических, тактических и оперативных целей. Как правило, он проявляется в смещении акцентов в управлении на решение текущих проблем. Стратегические цели подменяются оперативным реагированием на возникающие внешние и внутренние изменения. В результате предприятие теряет основные ориентиры своего развития. Цели перестают быть понятными большинству работников. Мотивация падает, что приводит к снижению адаптационного потенциала фирмы. Разрешение временного конфликта осуществляется путем разделения уровней контроля за достижением текущих и стратегических целей.

Таким образом, правильно организованный процесс выработки целей предполагает:

· выявление и анализ тенденций, которые наблюдаются в окружении фирмы;

· формулирование миссии;

· установление целей для организации в целом (цели "стратегического треугольника");

· построение дерева целей;

· согласование целей фирмы с индивидуальными целями.

Цель - образ желаемого будущего
Что такое цель?
Начнем с анализа определений :
Цель — желаемый результат (предмет стремления). То, что желательно осуществить.
Предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить. Необязательно достижимое.
Желанье, стремленье, намеренье, чего кто-либо силится достигнуть. (Википедия)
Цель , мета, мишень; виды, намерение, конец, мечта, идеал, стремление. С этой целью, на сей конец. Цель жизни, предмет сладчайших грез. Ср. Намерение, чтобы достигать цели, задаться целью, иметь целью, преследовать цель, с предвзятой целью, с целью (Словарь синонимов Русского языка)
Цель , филос., есть представление, которое человек стремится осуществить. В понятие Ц. входит определенное представление, стремление к его осуществлению и представление о тех средствах, коими Ц. может быть осуществлена. Понятие Ц. есть продукт деятельности сознания и воли, субъективная априорная форма волевой мотивации, но по аналогии с явлениями внутренними, психическими, понятие Ц. переносится на внешний объективный мир; в этом случае говорят о целесообразности мирового устройства, о возникновении явлений не по закону причинности, а сообразно поставленной творцом Ц. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
Цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств.
Цель выступает способом интеграции в единую систему различных действий одного человека или действий различных людей. (Словарь по общественным наукам. Глоссарий)
Выводы:
Ознакомившись с различными определениями Целей, можно заметить близкие и сопутствующие слова и проследить взаимосвязи.
Итак, Цели связаны с желаниями, стремлениями.
Цели связаны с намереньем.
Цели связаны с образами и представлениями, «конструкциями» будущего.
Цели связаны с волей и сознанием.
Цель - это интегратор процессов.
В общем, цель связана с категорией - Смысл. Цель - это то, что является основой любого действия и также является результатом.
Ключевые слова: Желания, Намеренья, Образы, Воля, Сознание, Интеграция, Смысл.
Продолжая анализировать, что есть цели, интуитивно чувствуешь всю неоднородность явления. Одного дело, я пошел в магазин с определенной целью (или неопределенной), другое дело, я занимаюсь спортом или рисованием или занимаюсь бизнесом или иду на войну.
Цели - осознанность, ценности, плохие цели, процессные цели.
Необходимо отметить, что свойство ставить и достигать цели сугубо человеческое. Животные или растения не обладают по современным научным данным способностями к целеполаганию. В основе их поведения (в случае с животными) лежат инстинкты и рефлексы.
Однако надо понимать, что в основе целей человека лежат и биологические потребности, которые иногда диктуют различные формы поведения. Но биологическая потребность сама по себе, точнее удовлетворение таких потребностей, не является целью, пока не станет осознана. Лишь поняв свою необходимость в чем-то, мы можем поставить цель. Нюансы же удовлетворения потребностей, целиком зависят от социо-культурных особенностей и, конечно же, связаны с более «высокими» целями индивида.
Собственные цели не всегда понятны и человеку. В зависимости от культуры и воспитания, индивидуального жизненного опыта мы делаем что-то, казалось бы, бесцельно или не задумываясь о целях или смыслах действия.
В таком случае имеет смысл говорить об осознанности целей. Чем лучше мы осознаем и понимаем себя, тем лучше мы понимаем свои цели.
В то же время хорошее знание себя связано с эффективным целеполаганием и позволяет снизить вероятность постановки так называемой «плохой цели».
Плохие цели - это те, которые отнимая много времени и усилий, остаются не достигнутыми, и, несмотря на то, что их достижение декларируется в глубине души человек ощущает дискомфорт и неприятие этих целей.
Причина появления плохих целей станет понятней, если немного поразмышлять о ценностях как элементах ориентации человека в обществе.
С рождения и на протяжении всей жизни человек находится в культуре и обществе, и в процессе жизни воспринимает ценности, которые закодированы в культуре. Ориентируясь на эти ценности, человек ставит цели. Но, зачастую, цели (если говорить о более глобальных, стратегических целях) уже включены в культурное воспитание и воспринимаются как данность: хочется вырастить дерево, построить дом и воспитать сына.
Несоответствие целей глубинным ценностям человека ведет к феномену «плохой» цели. Несоответствие может быть вызвано влиянием других людей в личном общении, да и в деловом. Влияние может быть опосредованно многими факторами, как личными контактами, так и модными идеями и идеологиями, транслируемыми в культуре. Плохие цели вызывают стресс и демотивацию, отнимают много ресурсов.
При разговоре о целях необходимо представляется важным, что цель - это не всегда некое будущее. В определенном смысле, цель является неуловимым настоящим .
Целью может быть наличие процесса с определенными характеристиками. Например, я хочу сохранять хорошее здоровье как можно дольше. Или - я хочу получать определенный доход в течение определенного промежутка времени (в месяц, например). Целями могут быть также сохранение или приобретение определенного состояния или качества (цель стать - свободным, быть уверенным, спокойным).
Понятно, что достижением цели в таком случае будет постоянная работа, деятельность направленная на достижение цели в таком случае постоянна. Вообще, можно сказать, что в случае процессных целей, существует максимальное соответствие цель-ценность. Иногда невозможно сразу разграничить цели и ценности, наверное, полезно мыслить в таком случае это явление как многогранный процесс, обладающий разными свойствами по аналогии с корпускулярно-волновой теорией в квантовой механике. При осознании и понимании собственных ценностей мы существенно облегчаем целеполагание и выбор альтернатив в различных неопределенных ситуациях.

Цели можно ранжировать по уровням:
. Оперативный
. Тактический
. Стратегический
Оперативные цели - повседневные, сиюминутные цели, носящие подчиненный характер по отношению к тактическим целям и обеспечивающие достижение тактических целей. Оперативные цели редко специально ставятся сами по себе, скорее это конкретизация действий по достижению тактических целей. Например, есть тактическая цель ходить в спортзал и заниматься большим теннисом или фитнессом 3 раза в неделю. Вытекают оперативные цели, подготовить (купить) спортинвентарь, выбрать оптимальное время посещения, купить абонемент.
Тактические цели - цели, которые ставятся, исходя из стратегических ориентиров, и конкретизируют ценностные компоненты цели. Тактические цели - это, по сути, шаги и задачи, направленные на реализацию стратегических целей.
Стратегические цели - это наиболее значимые жизненные цели-ценности, подчиняющие и определяющие жизненный путь человека или жизненный путь группы или организации. В жизни человека стратегические цели отражаются на всех жизненных действиях и шагах, лежат в основе любой активности. В своем конечном воплощении стратегические цели человека соприкасаются с таким экзистенциальным вопросом как смысл жизни. Спутанность, неясность стратегических целей приводит к неясности во всех областях жизни человека и влечет за собой фрустрации и депрессии.
Иногда, в особых ситуациях, стратегические цели могут ослаблять свою значимость. Это ситуации острых социальных кризисов, войн, социальных потрясений. В таких случаях резко усиливается значимость тактических целей, связанных со скорейшей стабилизацией ситуации, выживанием в биологическом смысле.
В то же время стратегические цели, упирающиеся в ценности, никогда не перестают влиять на всю жизнь человека и в критические периоды. Иногда именно в критические периоды происходит формирование новых ценностей и стратегических целей вследствие интенсивного эмоционального опыта.

Свойства целей
Свойства целей отражают изменчивость и характер развития личности. Назову главные из них.
Глубина - влияние цели на разные сферы жизни и степень этого влияния. Это свойство стратегических целей.
Согласованность - степень взаимосвязи и влияния на другие цели.
Пластичность - со временем цели и ценности претерпевают изменения. Ценности личности формируются постепенно, и, соответственно, стратегические цели тоже претерпевают изменения.
Корректность цели - это согласованность между стратегическими целями-ценностями и тактическими целями. В ситуации, когда тактические цели не согласованы со стратегическими целями-ценностями, осуществление тактических целей будет сложным.
Индивидуальный характер целей - цели всегда индивидуальны. Даже если цели называются одинаково, у каждого человека за целями стоят индивидуальные ценности и индивидуальные смыслы.
Процесс постановки целей - целеполагание.
Целеполагание — практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами. Часто понимается как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека, или как процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для осуществления идеи. Материал из Википедии
Целеполагание процесс творческий, и тем более творческий, чем выше уровень целей. Если на оперативном и отчасти тактическом уровне целеполагание больше связано с логикой и аналитическим мышлением, и часто связано с декомпозицией, то на стратегическом - с творческими способностями и синтетическим мышлением.
Необходимые качества и способности для «хорошего» целеполагания это: хорошее знание себя, своих ведущих мотивов и ценностей, воля, креативность и воображение. Разумеется логичность и структурированность мышления также имеет огромное значение. Целеполагание в общем можно рассматривать как навык, который поддается тренировке при соответствующей практике.
Смысл целеполагания.
Целеполагание - это проявление экзистенциально й сути человека, процесс активного формирования реальности. Процесс целеполагания и дальнейшей цели-достижения - это, по сути, и есть свободное волеизъявление и одна из потребностей личности. Осознанное целеполагание - это создание векторности в вероятностном пространстве жизни. Уже сама постановка цели изменяет вероятность достижения и меняет вероятностные линии других событий.
Целеполагание - это творчество, создание образа новой реальности. Целеполагание ведет к повышению уровня энергии, является мощным самомотиврующим фактором. Целеполагание снимает степень неопределенности и снижает тревожность.
Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), также философия существования Экзистенциальность - взаимосвязь структур, конституирующих экзистенцию, бытийное устройство присутствия.
Отказ от целеполагания
Отказ от целеполагания выражается в негативном отношении личности к идеи постановки целей. Он связан со многими факторами, например, неясностью того, зачем собственно нужно целеполагание и как оно влияет на жизнь человека, плохим знанием себя и наличием противоречивых тенденций, внутриличностных конфликтов. В таких случаях человек буквально не понимает, чего он хочет. Понимание себя, осознанное целеполагание может быть связано с актуализацией конфликта, в таком случае осознание ценностей и целей будет блокироваться психологическими защитами.
Помимо внутри личностного конфликта, отказ от целеполагания может быть связан со страхами, обусловленными опытом постановки и не достижения цели, с недостатком информации о собственных возможностях и ресурсах для достижения и движения к цели.
Формируя собственные ценности, описывая сферы жизни, задумываясь о желаниях, стоящих за принятием того или иного решения, человек снижает степень неопределенности в своей жизни.
Понимание собственных ориентиров дает множественную пользу. Принятие сложных решений, выбор альтернатив, тактическое планирование и достижение целей, выражаемых в конкретных результатах, существенно зависит от стратегического планирования.
Хотя необходимо понимать: планирование, по своей сути, непрерывный процесс. Условия жизни меняются, личность развивается, происходит пересмотр некоторых предпосылок, ценностей, влияющих на принятия решений.
Постоянное вероятностное прогнозирование, учет возникающих возможностей, сопоставление с ценностями и принятие решений - привычка, которая позволяет жить более эффективно и делает жизнь более осознанной и успешной.
Однако планирование не должно являться догмой. Планирование - это способ взгляда на реальность. Если Вы прямо сейчас смотрите на экран монитора, то вы видите реальность. Когда Вы начинает задумываться о Ваших ценностях, целях, ориентирах, желаемых событиях - вы видите будущую реальность. Чем лучше вы осознаете ценности и цели, которые являются векторными вариантами ценностей, тем яснее Вы видите будущее. В контексте личностного развития примечательно, что, видя будущее, Вы получаете возможность выбрать его, усиливаете свою степень свободы. Вероятно, что перед началом работы над целеполаганием или в самом ее начале возможно количество некоторой шелухи, наносного слоя на этом пласте. Практическим следствием из этого будет - уделить пристальное внимание декларируемым ценностям и целям.
Соотнесение целей и ценностей между собой и прояснение всех «подозрительных» моментов - задача самостоятельной работы человека на данном этапе. Самостоятельная работа здесь возможна путем самоанализа . Задавая как можно больше вопросов себе (зачем, что дает, и т.д.), мы приближаемся к лучшему пониманию своих ценностей и целей. При самоанализе ответы необходимо записывать. Иногда они бывают весьма неожиданны.
Методы постановки целей и принципы целеполагани я.
Залог хорошего целеполагания - это знание себя.
Соответственно, целеполагание должно начинаться с изучения и исследования себя, своих ценностей взаимосвязи и взаимовлияний имеющихся целей.
Этот момент часто пропускается или выводится за скобки в рамках многих способов целеполагания и дальнейшего цели достижения. Часто для персонального целеполагания рекомендуют использовать методики из менеджмента, которые, по сути, имеют «задачный характер» и являются не методами целеполагания, а методами критического анализа целей. (Методика SMART например). Такие методики можно использовать для тактического целеполагания, но вряд ли имеют смысл для стратегического. Недостатком таких методик являются принципы, на которых они основаны.
Стратегическое целеполагание должно начинаться с анализа ценностей и важных жизненных установок человека. По сути, это глубинное самоисследование , в котором помогают: методы направленного воображения , сократовсксий диалог с подготовленным консультантом, тестовые методики (Например ЦО Рокича), свободные дискуссии в группе, мозговые штурмы .
Следующий этап - это ключевые сферы жизни человека, анализ направлений развития и значимых ниш человека. Простой пример: Семья, Работа, Я сам и т.д.
Структурирование сфер жизни различным образом отражает картину мира человека и характер имеющихся у него ценностей и установок.
Цель - это составляющая мечты. Воплотить - значит выразить мечту в конкретной, реальной форме, то есть, сделать целью. Реализовать цель - значит осуществить, исполнить, претворить в жизнь, сделать реальностью.
Проблемы и технологии образовательного целеполагания.
Педагогическая деятельность целенаправленна. При этом цели и задачи, решаемые педагогами, социально значимы, так как являются отражением общих целей и задач, стоящих перед обществом.
Перед тем, как рассмотреть проблемы образовательного целеполагания, определим понятие цели. Имеются, по крайней мере, три трактовки этого понятия. Цель:
1) предвосхищаемый результат деятельности;
2) предметная проекция будущего;
3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
В дальнейшем изложении под целью в образовании мы будем понимать предвосхищаемый результат - образовательный продукт , который может быть внутренним или внешним, но он должен быть создан за определенный промежуток времени и его можно продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема.
Отметим также, что цель отличают от задачи. Задача - часть цели. Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели.
Предшествующими по отношению к цели понятиями являются ценности, смысл, миссия, намерение . Содержание этих понятий является отдельной и весьма значимой проблемой, но в данном случае не рассматривается.
Проблема создания института образовательного целеполагания.
Постановка целей всегда присутствовала в качестве элемента любой системы обучения . Другое дело, что не все субъекты обучения могли участвовать в целеполагании . Например, в советское время большинство целей обучения и воспитания задавалось "сверху". Институт образовательного целеполагания как научная, а не политическая организация, отсутствовал. Например, методическим обеспечением школ долгое время занимался Научно-исследовательский институт содержания и методов обучения (НИИ СиМО), в названии которого были четко определены рамки его влияния на школьное образование в стране, т.е. содержание и методы обучения, но не цели.
И сегодня, к сожалению, следует признать, что полноценного института образовательного целеполагания в стране не существует. Это приводит к невнятным формулировкам целей и недостижимым ориентирам уже на уровне государственного образовательного целеполагания .
В качестве примера приведем постановку целей в докладе «О развитии образования в Российской Федерации (Государственный совет Российской Федерации, апрель 2006 год):
«Введение. Новые горизонты российского образования. Цель настоящего документа - формирование единой общенациональной стратегии инновационного, опережающего развития российского образования, обеспечивающего его качественный прорыв, и на этом фундаменте - новое качество жизни страны; документ предусматривает координацию совместной деятельности государственной власти и общества по основным направлениям реализации этой стратегии».

Анализ этого фрагмента приводит к выводу о непроработанности заявляемых целей:
1. Документом предполагается формировать стратегию. Очевидно, что документом невозможно сформировать стратегию.
2. "Качественный прорыв Российского образования" - Неясно, какой прорыв, куда и откуда.
3. "… и на этом фундаменте..." - Каков этот фундамент, об этом ничего не сказано.
4. "Новое качество жизни страны" - В чем и по отношению к чему новое качество?
5. "Координацию совместной деятельности государственной власти и общества по основным направлениям реализации этой стратегии" - Если нет четко обозначенной стратегии, то и координировать нечего. Впрочем, одна стратегия обозначена в девизе анализируемого документа: "От конкурентоспособного образования - к конкурентоспособности России" . Когда-то такая стратегия уже была и называлась "догнать и перегнать". Вряд ли такой внешний ориентир отвечает чаяниям миллионов людей в качестве основной цели образования.
Из сказанного следует, что анализируемый документ не сможет оказать положительное влияние на реальное положение дел в образовании из-за непроработанности целевого блока. Аналогичные проблемы можно обнаружить и в других документах, относящихся к образованию. Причина - отсутствие научного подхода к проектированию смысла, целей и стратегии образования. Очевидно, что исследования в данной области актуальны и необходимы, причем, не только для дидактики и других педагогических дисциплин.
Среди образовательных целей можно выделить: государственные нормативные, общественные, национально-региональные, школьные, индивидуальные цели учителей, учеников, их родителей. В зависимости от образовательных парадигм и дидактических систем в числе образовательных целей могут быть цели усвоения знаний, умений и навыков, развития способностей, формирования отношений, творческой самореализации, самоопределения, профориентации и др. Имеют место так называемые формальные цели: сдать экзамен, поступить в вуз и т.п.
Технология выращивания целей и ценностей образования. Цели не являются исходным элементом проектирования образования. Им предшествуют ценности и смыслы. Сложность их рассмотрения состоит не столько в определении ценностей и смыслов образования, хотя это является отдельной научной проблемой. Основная трудность - в консолидации различных субъектов образования по отношению к ценностям, выбранным в качестве базовых.
Например, известны два противоположных смысла образования: «иметь» и «быть». Педагоги и философы исследуют эти и иные смыслы, но их работа далека от завершения.
Допустим, цели и ценности образования определены учеными. Что с ними теперь делать дальше? Есть ли в педагогике средства и технологии для формирования ценностей и целей?
Мы предлагаем технологию выращивания ценностей и целей, опирающуюся на личностную парадигму и открывающий эвристический характер образования. Основные этапы этой технологии следующие:
1. На начальном этапе происходит выявление существующих ценностей - в людях, в обществе, в философии. Для ученика результат такого выявления оформляется в виде того, что называют "образ Я" определяет то, что для него значимо, кем он себя видит в будущем, зачем ему надо саморазвиватся и как это ему пригодится. Этот личностный ценностный образ - первичен.
2. Предоставление ученику аналогов его ценностей. Программа предлагает познакомиться с другими ценностями, существующими в различных культурах. Цель - дать возможность ученику через свой образ ценностей увидеть другие.
3. Сопоставление личных ценностей с другими - культурными аналогами, не обязательно похожими, но и противоположными. Под аналогами здесь имеется в виду тот же самый ценностный объект, например, отношение к войне и миру. Этот этап сопоставления разных ценностей реализуется в образовательных ситуациях. Учащийся не только узнает другое, он преобразует свой первичный "образ Я", выращивает свой ценностный базис.
4. Сопровождение. Это роль программы по отношению к процессу ценностного самоопределения учащегося. Причем речь здесь идет не о "подведении" ученика к "нужным" ценностям, а о том, чтобы обеспечивать развитие его ценностных установок в сопоставлении с другими.
5. Рефлексия. Это непременный атрибут любой личностно-значимой и самоорганизуемой деятельности. По отношению к ценностным видам деятельности рефлексия оказывается критерием, мерилом их действительности и действенности.
Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека.
Преимуществом данного подхода является его привязка к личности. В этом случае при любых изменениях в обществе или в политике не придется всякий раз искать новые ценности, которые надо "прививать" молодёжи, а обеспечивать траекторию ученика по отношению к любым, в том числе и новым ценностным шкалам.

Личностное целеполагание ученика относится к образовательным областям и образовательным технологиям. Чтобы ученик поставил личную образовательную цель в образовательной области, для этого требуются следующие процедуры: во-первых, выстраивание личностного отношения ученика с объектом целеполагания (вещью, понятием, процессом, явлением, фундаментальным образовательным объектом), которое выявляет и актуализирует его личностные качества, относящиеся к объекту (например, любовь к природе при изучении растения); во-вторых, установление личностного смысла и (или) образа фундаментального образовательного объекта, то есть обозначение в объекте того, чем он связан с личностью познающего его субъекта; в-третьих, выбор типа отношений или вида деятельности для взаимодействия с объектом, например, исследование его химических, математических, этических свойств.
Другой тип целей ученика - целеполагание по отношению к образовательным технологиям. Познание фундаментальных образовательных объектов, принадлежащих образовательным областям, требует от ученика выбора технических приёмов, способов и технологий, то есть целей ученика в области применяемых образовательных технологий. Другими словами, образовательные цели ученика относятся не только к изучаемым объектам, но и к способам изучения (освоения) этих объектов. Чтобы поставить цели в образовательных технологиях, ученик проделывает те же процедуры, что и при целеполагании в образовательных областях: устанавливает личностное отношение к имеющимся видам и способам деятельности, выбирает созвучные его индивидуальным особенностям способы деятельности, выясняет суть и структуру выбранных видов деятельности, планирует свои действия по их освоению и применению.
Для развития таких способностей ученика, как целеполагание, планирование, нормотворчество, самоопределение, рефлексия, самооценка необходимо использовать возможности учебного курса. Тогда развитие этих качеств будет происходить без дополнительных затрат времени во время занятий по темам курса. Ученик становится перед необходимостью постановки или выбора целей всякий раз, когда от него требуется личное самоопределение и конкретные действия, как при изучении отдельных предметов, так и в общеобразовательном отношении. Поэтому одним из источников целей являются ситуации образовательной напряженности или возникающие проблемы, выявленные противоречия. Целеполагание в таких случаях является следствием рефлексивного осознания возникающих ситуаций. Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии
Цель деятельности - это ее предвосхищаемый результат. Поставить цель - значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат .
Часто цели, декларируемые в учебных программах, существенно отличаются от реальных жизненных ориентиров и интересов учащихся, что является причиной рассогласования желаемого и действительного в обучении. Чтобы предупредить это нежелательное явление, необходимо с начала изучения курса, раздела или темы вводить учащихся в процедуру образовательного целеполагания.
Возможны следующие группы целей учеников
Личностные цели - осмысление целей образования: приобретении веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей.
Предметные цели - формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений и законов, входящих в изучаемую тему; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решении типовых или творческих задач по теме;
Креативные цели - составление сборника задач; сочинение естественнонаучного трактата; конструирование технической модели; рисование картины.
Когнитивные цели - познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем, овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов.
Оргдеятельностные цели - овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель, планировать деятельность; развитие навыков работы в группе; освоение техники ведения дискуссий.
В начале обучения конкретной учебной теме цели могут быть следующие:
А) создать целостный образ учебного предмета (выяснить его смысл, зачем он нужен, из чего состоит, каковы его особенности; сформулировать наиболее интересные для себя вопросы);
Б) для формирования образа деятельности в новой теме, выполнить основные виды деятельности, например: исследовать проблему, подготовить доклад, написать статью и т. д.
В) через созданные начальные образовательные продукты и опробованные виды деятельности вывесим их на постановку индивидуальных целей по предмету на обозримый для них период времени;
Г) составить учебную программу на обозримый период времени, включив в нее личностный собственный компонент, то есть и цели по предмету.
Список целей также может выглядеть так:
1) освоить определённый учебный материал;
2) усвоить основные понятия и законы темы;
3) подготовить доклад по одной из проблем (указать);
4) выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме (указать);
5) овладеть методами изучения и объяснения изучаемых в теме явлений;
6) углублённо рассмотреть конкретные вопросы темы (перечислить их);
7) проявить и развить свои способности (назвать их);
8) организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;
9) научиться аргументировано спорить, дискуссировать в ходе изучения темы;
10) научиться решать задачи и проблемы по теме;
Особое место в личностно-ориентированном обучении занимает методика обучения учеников целеполаганию.
Имеются общие условия выполнения учеником процедуры целеполагания:
. наличие познавательного стремления ученика;
. определение предмета своей цели;
. умение ученика определить свою связь с предметом цели;
. представление образа предполагаемого результата своей деятельности по отношению к предмету цели;
. вербальное (словесное) формулирование цели;
. предвидение и прогнозирование того, как будет достигаться цель;
. наличие средств для достижения цели;
. соотношение получаемых результатов с целью;
. корректирование поставленной цели.

Целеполагание – это определение и установка целей, в какой-либо деятельности. В менеджменте – один из важных этапов стратегического бизнес-планирования. Термин на английском языке: targeting . Цель – это четкое представление о требуемом результате. Правильно поставленная цель задает критерии для ее идентификации, то есть дает возможность обоснованно ответить на вопрос – достигнута цель или нет. Различают краткосрочные и долгосрочные цели, цели компании во внешней (продукция, клиенты, конкуренты) и во внутренней среде, связанные с производством, персоналом. Исходными пунктами для постановки той или иной цели могут выступать Миссия , Видение , ценности компании, принцип отношений с конкурентами, проблемы компании, потребности компании.

Определение видения и миссии компании предшествуют целеполаганию. Но отправной точкой в постановке целей является положение компании. Положение здесь и сейчас - для краткосрочных целей. Положение в будущем - для долгосрочных целей - которое не следует путать с видением и миссией. Анализ положения компании соединяет в одно целое представления о внутренних и внешних возможностях, учитывая их ограничения.

Принцип построения

Для построения целей в менеджменте используется известный принцип из общественных наук – так называемое дерево целей, схожее с пирамидой потребностей Маслоу. Вершина в данном случае – это общая цель компании. Формирование следующих уровней складывается таким образом, чтобы обеспечить достижение целей более высокого уровня. Каждый такой уровень пирамиды-дерева описывает не способ достижения цели, а конкретный конечный результат, выраженный каким-либо показателем. В любом случае, иерархия целей напрямую связана со структурой предприятия и с ее особенностями.

Также применяется методика ССП (Сбалансированная система показателей) Каплана – Нортона. Ее используют как мелкие предприятия, некоммерческие организации, так и целые города.

Пример успешной многолетней реализации метода ССП – город Шарлотт в штате Севеная Каролина (США)

В начале проекта стратегии здесь указаны цели, которые город Шарлот намерен достич:

Быть самым безопасным большим городом Америки

Самым процветающим городом для каждого его жителя

Стать городом впечатляющих небоскребов

Первым городом, интегрирующим использование пространства и альтернативы транспорту

Быть эко-городом.

Методы оценки эффективности

Правильность поставленных целей в проектном менеджменте проверяют методами SMART (Specific Measurable Accepted Realistic Timely) и ССП-BSC (сбалансированная система показателей - Balanced Scorecard).

SMART – критерий точного определения целей в процессе целеполагания.

S Определенный. Цели должны быть точно определены, описаны.

M Измеримые. Цели должны поддаваться оценке (Критерии оценки целей).

A Принятие. Цели должны быть приняты теми, кто эти цели должен достигать (достижимость, привлекательность, взыскательность).

R Реализуемость. Цели должны быть достижимы (Варианты в английском языке: Result-oriented – ориентированные на результат, а не на усилия; Real – реальны, достижимы; Relevant – релевантные, адекватные текущим внешним и внутренним условиям).

T Ограниченность во времени. Цели должны относиться к конкретным временным рамкам (должен быть составлен план, когда, какая цель должна быть реализована).

ССП-BSC -концепция переноса и декомпозиции стратегических целей для планирования операционной деятельности и контроль их достижения, механизм взаимосвязи стратегических замыслов и решений с ежедневными задачами, способ направить деятельность всей компании на их достижение. BSC разработана на основе выводов исследования, проведенного в начале 1990-х годов профессором Harvard Business School Робертом Капланом (Dr. Robert S. Kaplan) и президентом консалтинговой фирмы Renaissance Solutions Дэвидом Нортоном (David P. Norton). На уровне бизнес-процессов контроль стратегической деятельности осуществляется через так называемые ключевые показатели эффективности (КПЭ), в английском варианте – Key Performance Indicator (KPI). KPI являются, по сути, измерителями достижимости целей, а также характеристиками эффективности бизнес-процессов и работы каждого отдельного сотрудника. В этом контексте ССП является инструментом не только стратегического, но и оперативного управления. Методология BSC позволяет перевести стратегию на уровень операциональной деятельности компании. Правильное применение методологии позволяет решить следующие задачи:

1. Установление конкретных параметров стратегических целей: стратегических показателей с их численными значениями – KPI (key performance indicators), причинно-следственных связей между целями, связей между стратегическими показателями, сроков достижения стратегических целей;

2. Распределение между должностными лицами компании ответственности за достижение стратегических целей;

3. Определение инструментов достижения стратегических целей.

Однако полновесное применение методологии требует существенных ресурсов. Разработка системы BSC при наличии в компании специализированного подразделения может занять более двух месяцев. При этом требуется серьезный контроль качества результатов. Трудоемкость и сложность разработки часто отталкивает руководство компаний от применения методологии BSC.

Когда менеджер решает, какие сферы должны охватывать цели, он не должен ограничиваться одной сферой, а направлять их сразу на несколько. Независимо от специфики сферы, для которой менеджер ставит цель, необходимо учитывать:

1. Цели затрагивают верхушку организации. Если высшее руководство не имеет ясных целей, нижние уровни организации теряют направление, и люди на этих уровнях могут предположить, что постановка целей сама по себе не важна.

2. Цели имеют ясную формулировку и все члены организации знакомы с ними. Подчиненные часто не имеют достаточного представления о целях, и это ведет к тому, что миссия, которая наполняет работу смыслом и значением, становится второстепенной. Менеджеры должны систематически напоминать людям ключевые цели организации, задавая вопросы: «Для чего мы работаем? Что является целью этой организации? На чем она фокусирует свое внимание?»

3. Каждый человек, рабочая группа или единица в организации имеют, по меньшей мере, одну ясную, понятную и регулярно контролируемую цель.

Не назначайте кому-либо больше, чем 6-9 целей одновременно. Перегрузка подчиненных слишком большим количеством целей рассеивает их усилия и подрывает их эффективность.

Мотивация в целеполагании

Люди всегда лучше мотивированы, когда они понимают свою роль в достижении значимых результатов». Поэтому ясное понимание миссии и смысла деятельности организации, ясный вектор стратегического развития (видение, намерения, приоритеты), понятная визуализация стратегии организации и ее бизнес-единиц, общий язык общения, а также своего вклада в общее дело являются вдохновляющим фактором. Но также не надо забывать о материальном и нематериальном поощрении, связанном с достижением поставленных целей.

Ссылки

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти

Любая организация создана для дости­жения определенных целей. Формулировать их, анализировать успешность действий, расставлять приоритеты помогает целеполагание. Поэтому оно является одной из важнейших составляющих управленческой деятельности и общего функционирования любой организации.

Что такое целеполагание

Вкратце, целеполагание – формулирование и постановка целей в определенной сфере деятельности. Но, что важно, целей правильных, обозначающих точное понимание желаемого результата. Это и есть основная задача целеполагания. Постановка правильных целей необходима для формирования, развития и функционирования компания единой целостной системой.

Виды целей в менеджменте

На предприятии выполняется множество различных работ, что определяет и разнообразие целей. Отправной точкой в их постановке является понимание текущего положения фирмы, которое формируется посредством анализа ее сильных и слабых сторон во внутренней и внешней сферах. Основой для формулирования определенной цели могут становиться: миссия и ценности фирмы, принцип работы с партнерами, отношения с клиентами или сотрудниками, проблемы или нужды компании.

В зависимости от функции цели подразделяют по определенным критериям, таким образом, существует несколько классификаций:

  1. По временному периоду:
    • Стратегические или долгосрочные. Определяются на срок 5-10 лет. Если внешняя среда компании динамичная и плохо прогнозируемая, то — около1-2 лет.
    • Тактические. От 1 года до 3-5 лет. В этих целях уже все больше фигурируют количественные показатели.
    • Оперативные или краткосрочные. Цели являются задачами, которые требуется выполнить за определенный срок от нескольких часов до года. Выражены, как правило, в четких количественных значениях.

2. По сущности самой цели:

  • экономические (прибыль, налоги, расходы),
  • социальные (например, материальная помощь сотрудникам),
  • организационные
  • научные
  • экологические и т.п.
    3. По дублированию:
  • периодически повторяющиеся
  • разово решаемые
  • регулярные
    4. По структуре фирмы:
  • глобальные цели организации
  • цели отдельных подразделений компании.

Такие цели не должны быть противоречивыми между собой.

  1. По функциональности подразделений выделяют цели, которые устанавливают для маркетинговых, производственных, финансовых и других подразделений.
  2. По сферам, к которым применима цель: внешней среды (товар, покупатели, конкуренты) или внутренней (персонал, производство).

Целеполагание и планирование

Целеполагание в является одним из ключевых ступеней стратегического бизнес-планирования. Планирование необходимо, чтобы управление компанией было более эффективно, поэтому является важнейшей функцией управления. Основой планирования выступает целеполагание – определение точных задач, обеспечивающих движение в заданном векторе. Ориентир этих задач на конкретный отрезок времени – стратегическое планирование. В нем выделяют три стадии:

  • Определение цели;
  • Распределение имеющихся ресурсов;
  • Информирование персонала о планах.

Применение планирования позволяет установить четкие цели, своевременно принять решение при помощи методов, которые понятны и уместны, и обеспечить контроль над ситуацией.

Этапы процесса целеполагания

Постановка цели подразделяется на несколько этапов:

  1. Разработка миссии предприятия. Она обозначает смысл функционирования, убеждения и ценности организации.
  2. Определение направления целеполагания. Определяется вектор направленности деятельности фирмы в текущий период времени.
  3. Составление комплекса целей. Используется модель «Древо целей», объединяющая в одно целое цели различных уровней.
  4. Схема целеполагания. Схематично обозначают главную общую цель, от нее расходятся цели верхнего уровня – по подсистемам компании, далее каждая такая цель дробится на несколько целей второго уровня, в зависимости от подцелей подсистем, и т.д.
  5. Анализ разногласия целей. Разногласия классифицируются на:
  • Внешние – если цели входят в противоборство с внешней средой.
  • Внутренние – противоречия между сотрудниками компании.
  • Временные – конфликт между долгосрочными, тактическими и краткосрочными целями.

Целеполагание по концепции SMART

Принцип целеполагания SMART является одним из самых точных и действенных инструментов в управлении, так как помогает сформировать план действий по достижению поставленных целей. Именно поэтому она так популярна в современном менеджменте. Название этой концепции одновременно является и самостоятельным словом и представляет собой аббревиатуру. Переводится с английского языка, как «умный, ловкий». Расшифровывается же это слово просто: каждая буква – это начало одного из четырех английских слов, характеризующих какая должна быть правильная цель:

  • Specific – четкая, конкретная. Необходимо точно обозначить саму цель и ее результаты. Цель может приносить один точный результат, если их больше, то цель должна быть разделена.
  • Measurable – измеримая. Цель должна быть выражена в конкретных показателях.
  • Achievable – достижимая. Определяется на основании имеющегося опыта, ресурсов и ограничений.
  • Realistic – реалистичная, актуальная. Следует удостовериться действительно ли выполнение этой цели необходимо.
  • Time bounded – имеет временные рамки. Цель должна быть реализуема в определенный промежуток времени, зафиксирован конечный срок.

Каждую цель нужно проверять на соответствие данным критериям. Это помогает отбросить неактуальные, заведомо провальные и нереализуемые цели.

Долгосрочное планирование по этой концепции не подходит при быстро меняющейся ситуации, когда цели перестают быть актуальными еще до окончания планового времени их достижения.

Пример : Увеличить продажи Йогурта «Малыш» в Орловской области к декабрю 2017 на 15%.

Сегодня SMART можно приобрести в виде компьютерной программы для установки сотрудникам, посредством которой за каждым работником закрепляется четкий план со сроками.

Таким образом, становится понятно, что целеполагание играет одну из ключевых ролей в деятельности компании. Любое действие начинается с формулировки цели. И если цель поставлена верно, то Вы четко понимаете какой результат хотите получить. А значит, пути и методы получения этого результата будут выбраны правильно, что неминуемо приведет Вас к успеху.

Нет ничего более противного разуму и природе, чем случайность.
Марк Туллий Цицерон
И Бог шагнул в пустоту. И Он поглядел вокруг и сказал - Я одинок. Сотворю себе мир.
Джонсон Дж. У.

Как мы уже выяснили, любое движение любого живого, а тем более разумного существа есть поведение, имеющее цель. Бесцельного поведения не бывает. Человек не совершает ни единого движения, не преследуя при этом ту или иную цель.
Причина этого очевидна, т.к. источник любой цели - это потребность. У любого человека есть потребности, и цель – образ их удовлетворения.
Таким образом, цель есть начало, содержание и завершение любого движения. Из этого следует простая и понятная мысль: с практической точки зрения для любого человека нет ничего важнее Цели.
Собственно, этот факт находит прямое отражение в работе нашего мозга. Последний занят всегда одним и тем же процессом – идеальным созданием будущего, т.е. целеполаганием. Нам нет никакой надобности заставлять свой мозг ставить цели и задачи, он и так только этим и занят.
Все просто и очевидно. Мы всегда движемся соответственно неким целям. Иного нам просто не дано. Мы можем сознавать этот факт или нет – суть вещей от этого не поменяется.
Можно даже говорить о наличии непреложного закона причины и следствия, который гласит, что у каждого следствия в нашей жизни есть причина. Цели - это причины; здоровье, счастье, свобода и процветание - это следствия. Мы сеем цели и пожинаем результаты. Цели начинаются с мыслей или причин и проявляют себя в виде условий или следствий.
Из этого автоматически следует, что мы находимся там, где мы есть, и являемся теми, кем мы являемся, именно потому, что сами того хотели. Получается, что исключительно наши мысли, планы, цели, дела и поведение привели нас в нынешнее состояние. Иначе и быть не могло. Таково устройство Мира и нас самих.
Тут возникает простой, но закономерный вопрос. Если мы всегда движемся не иначе, как сообразно поставленной нашим собственным мозгом цели, то почему так многие из нас не удовлетворены тем, где находятся, и тем, кем являются?
Почему принято полагать, что кто-то «достигает цели (успеха)», а кто-то – нет? Откуда берутся «неудачники»? Откуда берутся не-здоровье, не-счастье, не-свобода и прозябание? Разочарования в себе, людях, жизни? Обида, вина, стыд? Страх, гнев, злость, ненависть? Откуда, в конце концов, взялась эта затертая до неприличия фраза «хотели, как лучше, а получилось – как всегда»?
Видимо, мы никогда не бываем по-настоящему счастливы, если не перемещаемся по направлению к достижению чего-то очень важного для нас.
Тут есть нюансы.
«После двадцати пяти лет исследований и опытов я пришел к выводу о том, что успех равен цели, все же остальное - домыслы. Умение наметить цель и составить план по ее осуществлению послужит делу обеспечения вашего успеха больше, чем любое другое занятие.» (Артур Б. Ван Ганди)
Максимальное сосредоточение на цели, продолжает тот же автор, есть важнейшее качество людей, добивающихся выдающихся результатов в любом деле, в любой области. Даже малую долю нашего потенциала невозможно реализовать, не научившись намечать цель и добиваться ее так же просто и естественно, как чистить зубы и расчесывать волосы по утрам.
Итак, первый важнейший нюанс – это сосредоточение. Наш мозг содержит в себе механизм поиска цели, непрерывно поддерживает обратную связь с целью и автоматически корректирует курс. Благодаря этому механизму, находящемуся в нашем мозгу, мы достигаем любой поставленной перед собой цели, если только она ясна, а мы - достаточно настойчивы. Процесс достижения цели происходит почти автоматически. Но именно определение целей и является главной проблемой для большинства людей.
Второй принципиальный нюанс – определение цели.
Любопытный факт состоит в том, что очень немногие люди имеют собственную, осознанную, реальную цель. Считается, что только менее трех процентов людей записывают свои цели на бумаге. И менее одного процента из них перечитывают и переосмысливают эти цели с должной регулярностью. Многим просто не приходит в голову, насколько важно физическое существование собственной цели.
А между тем, люди без цели обречены вечно работать на тех, у кого эти цели есть. Мы работаем для достижения либо собственных, либо чужих целей. Мы проживаем либо собственную жизнь, либо «чужую» жизнь, жизнь во имя исполнения чужих целей и интересов. Самая лучшая работа - для достижения собственных целей и ради помощи другим в достижении их целей. Это вообще не «работа», а истинное наслаждение.
Почему же люди не ставят собственные цели?
Первая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они просто не в курсе. Не в курсе относительно основ причинности нашего мира. На наш взгляд, свою немалую роль в этом играет «вульгарный материализм», господствующее массовое мировоззрение последних 150 лет, который обуславливает изменения случаем, генетикой, наследственной предрасположенностью, «естественным отбором», «борьбой за существование» и пр. внешними по отношению к человеку обстоятельствами.
Вот классическое высказывание материалистической науки: «Цель вторична, а материальные условия ее становления и реализации первичны, потому что они не только предшествуют процессу формирования цели, не только в известном смысле порождают ее, но и определяют ее».
В результате люди предпочитают слово - делу, хотят достичь успехов, улучшить свою жизнь, но при этом не вполне представляют себе, как это конкретно сделать и куда прикладывать усилия.
Как уже отмечалось в разделе «Потребности», отсутствие постановки вопроса о смысле жизни практически приводит к отказу от собственного целеполагания вообще.
Вторая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они не берут на себя ответственность за собственную жизнь. До того момента, как человек принял на себя полную ответственность за все, что с ним происходит, нельзя сказать, что он сделал даже шаг к постановке цели. Человек без ответственности- это тот, кто постоянно ждет, когда «начнется настоящая жизнь». В этом ожидании вся энергия и время тратится на придумывание объяснений и отговорок по поводу отсутствия желаемого хэппинесса.
Единственный способ определить, во что в действительности верит человек, это судить по его делам, а не по словам. Имеет значение то, что мы делаем, а не то, что мы говорим. Наши истинные ценности и убеждения всегда выражаются нашим поведением, и только им. Один человек, приступающий к делу, стоит десятерых блестящих ораторов, не делающих ничего. Серьезный человек – это делающий человек.
Третья причина, по которой люди не ставят цели, состоит в глубоко укоренившемся чувстве вины и низкой самооценке. Современное массовое воспитание устроено таким образом, что ребенок, подросток, а потом и взрослый как бы постоянно кому-то что-то должен - родителям, школе, старшим, государству и т.д. Людям непрерывно навязываются всевозможные «эталоны» в виде так называемых звезд, кумиров и прочих «знаменитостей». В невольном, но неизбежном сравнении обычный человек ощущает собственную «малость», приземленность. Люди, искусственно отпрессованные на такой низкий оценочно-эмоциональный уровень, что им приходится «посмотреть вверх, чтобы увидеть дно», не могут, понятное дело, уверенно и оптимистично намечать цели на месяцы и годы вперед. Человек, выросший в негативном окружении, воспитавшем в нем ощущение того, что он ничего не заслуживает или подход типа «и какая от этого польза!», а также «я недостаточно хорош», вряд ли способен ставить серьезные цели.
Четвертая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они не сознают важности целеполагания. Этому просто не обучают. Если мы выросли в семье, где оба родителя не ставят целей, а определение и достижение целей не является повторяющейся темой семейных разговоров, то мы можем стать взрослыми, так и не узнав о том, что цели существуют не только в спорте. Если мы принадлежим к социальному кругу, где у людей отсутствуют четко определенные цели, на достижение которых направлена их деятельность, мы вряд ли задумаемся о феномене целеполагания вообще. Восемьдесят процентов окружающих нас людей идут в никуда, и если мы смешаемся с толпой, то пойдем туда же.
Пятая причина, по которой люди не ставят цели, заключается в том, что они не знают, как это делается. В нашем обществе возможно получить университетский диплом - итог пятнадцати или шестнадцати лет, потраченных на образование, - так и не получив даже часового урока по постановке целей. Между тем, изучение принципов и способов целеполагания едва ли не важнее любого другого предмета, когда-либо изучавшегося нами.
Шестая причина, по которой люди не ставят цели, - это страх. Страх неудачи, страх получить отказ, страх быть раскритикованным. С самого детства наши мечты и надежды страдают от ударов, наносимых критикой и смехом других людей. Возможно, что нашим родителям не хотелось, чтобы мы лелеяли высокие мечты и затем разочаровывались, поэтому они быстро указывали нам причины, по которым мы не сможем добиться своих целей. Наши недруги и друзья смеялись и потешались над нами, когда мы представляли себя кем-то или делали что-то, что превосходило их представления о самих себе. Их влияние может оставить отпечаток на вашем отношении к себе и постановке целей в течение многих лет.
Дети совсем не глупы. Они очень скоро усваивают, что «если хочешь со всеми ладить, поступай как все». Со временем ребенок, которого не одобряют и постоянно критикуют, прекращает вырабатывать новые идеи, лелеять новые мечты, ставить новые цели. Он начинает путь длиной в жизнь, играя в безопасность, продавая себя по дешевке, принимая собственные низкие достижения как жизненную неизбежность, не поддающуюся изменениям.
Боязнь неудачи - величайшее препятствие на пути к успеху во взрослой жизни. Именно она удерживает людей в их зонах комфорта. Именно она заставляет их пригибать головы и пребывать в безопасности, в то время как годы проходят мимо.
Боязнь неудачи выражается во внушении «я не могу, я не могу, я не могу». Боязнь усваивается в раннем детстве в результате деструктивной критики и наказания за те действия, которые не встречали одобрения наших родителей. Однажды пустив корни в подсознание, этот страх распространяется дальше, парализуя мечту и убивая амбиции, принося больше вреда, чем любая другая негативная эмоция, посещающая человеческую душу.
Седьмая причина – это непонимание и неприятие смысла и роли «неудачи» в достижении успеха. Правило таково: невозможно добиться успеха, не потерпев поражения. Неудача - предпосылка успеха.
Величайшим успехам почти всегда предшествует множество поражений. Именно уроки, извлеченные из неудач, делают достижение успеха возможным.
Смотрите на каждое временное поражение как на дорожный знак, говорящий: «Остановись, иди лучше вот этим путем». Одно из качеств лидера заключается в отказе мыслить понятиями «провал» или «поражение». Их заменяют понятиями «ценный урок» или «временный сбой».
Можно научиться преодолевать страх поражения, ясно осознавая свои цели и принимая временные трудности и препятствия как неизбежную цену, которую приходится платить для достижения любого значительного успеха в жизни.

Целеполагание и закон контроля