Уча других, мы учимся сами.
Сенека
Сколько себя помню, с самых малых лет, всегда рядом два человека- дедушка и мама. Оба- учителя. Он. Подколзин Тимофей Прокофьевич, учитель биологии. Она, Шилова Раиса Тимофеевна, учитель русского языка и литературы. Они были для меня примером, образцом- такими людьми- какой я хотела быть сама: мудрой, справедливой, доброй, отзывчивой и в тоже время строгой, требовательной.
Они всегда говорили со мной всерьёз, как с равною себе, а не как с малым ребёнком. Я это очень тонко чувствовала, и это вызывало во мне гордость и особенную любовь- «любовь-преклонение».
И ещё я помню книги- на столе, в книжных шкафах, на полках. И здесь была особая любовь- «любовь-преклонение» перед книгой- источником знаний.
Я – тоже учитель, воспитатель детских душ. И у меня есть своя особая любовь- любовь к детям, профессии, к творчеству и труду, к добру, честности, порядочности. Именно эти черты я воспитываю в детях.
Встречая вновь с языческой беспечностью
Ещё одну зарю
Любовь, за власть её над вечностью,
Боготворю.
Приветствую с языческой отрадою
Весеннюю зарю
Лик солнца, на колени падая
Боготворю.
Незыблемая в жизни истина
Лишь только в нём,
Даруя жизнь, дарую смерть
Таинственным горит огнём
Читая эти строки, понимаешь: человек должен любить, должен гореть и кто как ни учитель может, как горьковский Данко, сгорая сам, освещать путь другим.
Настоящее счастье- служить людям. Найти призвание, утвердиться в нём- это источник счастья. «Призвание- это что-то приходящее к человеку извне. Это маленький росток таланта, превращающийся в крепкое могучее дерево на благодатной почве трудолюбия», - сказал В. А. Сухомлинский.
Учителю дано великое предназначение- воспитывать в ученике Человека. Инженером можно стать за 5 лет. Учиться же на Человека надо всю жизнь. Учитель творит Человека. Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью- человечность.
Каждая крупинка человеческой красоты учеников- это бессонные ночи учителя, седины, безвозвратно ушедшие мгновения его личного счастья. Но ведь в чём парадокс? Забывая о себе, думая о других, невольно приобретаешь подлинное счастье личной жизни. Обычно говорят, что дерево сильно своими корнями, а учитель своими учениками. Работа педагога- это прежде всего напряжённый труд сердца и разума. Как часто, идя в класс, мы заставляем себя оторвать глаза от бед и ран собственного сердца, сжать свою душу, направить свои мысли в то русло, по которому им нужно идти. Наш труд- это стремление перенести себя в другого человека, умение критически относиться к другому, как бы примеряя его себе.
В облике своего воспитателя дети должны видеть безграничную преданность науке. Детей покоряет влюбленность учителя в знания. Я люблю свой предмет и стараюсь привить своим питомцам любовь к мелодичной французской речи, уважение и большой интерес к родине Шиллера, Гете, Гейне. Я стараюсь развивать у своих учеников их творческие способности, пытливость ума, желание самосовершенствоваться и совершенствовать обучение иностранным языкам, сделать процесс обучения посильным и радостным.
Помочь учащимся познать мир через языки- мой педагогический долг как учителя иностранного языка. Я стараюсь идти в ногу со временем. Формируя гуманную всесторонне развитую личность, стремлюсь не только научить детей свободно владеть языком, но и увидеть общее и индивидуальное в культуре других народов, осознавать ценность каждой культуры в мировом пространстве.
Коммуникативный метод, метод проектов и сотрудничества, традиционные и активные формы проведения уроков, развитие интереса к языку через театрализованные уроки, развитие кругозора учащихся через страноведческий материал и расширение словарного запаса- это то разнообразие, за что я бесконечно люблю свой предмет. Мои уроки дают детям радость общения с миром.
Завтра- новые уроки, новые встречи, новые радости и огорчения, минуты сомнения и удивления. Завтра я вновь сделаю еще один шаг в будущее и поведу за собой своих питомцев, освещая дорогу светом знаний своих учеников. Хотя нет. Мы будем идти рядом, учиться друг у друга открывать тайны, путешествовать за трудноуловимой истиной, порой прикасаться к неприкосновенному, творить, побеждать и любить.
Все начинается с любви…
Твердят «Вначале было слово».
А я провозглашаю снова:
Все начинается с Любви!
Все начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка-
Эссе на тему: «Учить и учиться».
Вечным законом да будет: учить и учиться всему
через примеры, наставления и применение на деле.
Я.А. Коменский.
Эпиграфом для своего эссе я взяла слова Я. А. Коменского, известного
педагога XVII века, которые, на мой взгляд, лучше других раскрывают суть
темы «Учить учиться». Как говорится в старинной притче, чтобы накормить
голодного, дайте ему не рыбу, а удочку. Именно этот принцип положен в
основу развития личностных компетенций ученика XXI века. Обращаясь к
Федеральному государственному образовательному стандарту, понимаю, что
на смену ведущему лозунгу прошлых лет «Образование для жизни» пришел
новый – «Образование на протяжении всей жизни».
В толковом словаре Ожегова находим определение: «закон – это связи и
взаимозависимость какихнибудь явлений действительности; необходимое и
устойчивое отношение между явлениями».
Какие же связи и взаимозависимость в явлениях «учить» и «учиться»?
Да, в самом деле, это «вечный закон», вызывающий споры, размышления и
оценку собственной деятельности учителя, который «учит учиться, учит
учить и учится сам».
Перед учителем XXI века ученик XXI века, и такому ученику скучно
получать готовые формулы знаний и проверенные жизненные постулаты. Это
значит, что он ждет другого учителя – искателя, странника, всегда
находящегося в пути, готового всегда учиться…
Размышляя над вопросом «кто кого чему учит», я прихожу к выводу, что мы
с учениками равноправны. Испокон веков настоящий учитель отличается тем,
что всегда находится в позиции ученика, то есть учиться. Но, как известно,
для ребенка личный пример старшего всегда важнее его слов, значит, учитель
учит. Итак, дети учат меня в обычных вещах видеть исключительное и
интересное, а я с радостью помогаю им познавать новое и двигаться вперед.
Великое дело – школа. У нас много хороших учителей, достойных самых
высоких похвал. С учителя, со школы начинается все. Он – начало всех начал.
Действительно, нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель.
Именно он, не жалея сил, может развить в юных друзьях своих неведомые им
таланты, выработать стремление к познанию окружающего мира, желание
трудиться на благо Отечества. И как не вспомнить слова Л.Н.Толстого о том,
что “если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет
лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу,
ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он
совершенный учитель”. А может ли быть совершенным учитель, который
ничему не учится у своих учеников? Ведь дети поиному видят окружающий
мир, рисуют его яркими красками, в нем много доброты, тепла, света, любви.
Мысли, которые высказывают порой ученики, как ни парадоксально это
звучит, бывают более глубокими, чем те прописные истины, которые часто
говорим мы, взрослые. И мне кажется, что учить детей дело необходимое, но
важно и полезно и нам самим учиться у детей. И на сегодняшний день я
чувствую, что учить? – это не просто профессия, это образ жизни. Мои
воспитанники смотрят на меня, неосознанно копируя мои действия,
выражения, мое поведение, и это огромная ответственность. Я знаю, что ради
них должна быть еще лучше, еще умнее, должна стремиться к самым высоким
вершинам, ведь тогда и они будут такими же сегодня, а завтра станут еще
лучше.
Восточная мудрость гласит: «Если ты думаешь на год вперед, посади семя.
Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево. Если ты думаешь на
век вперед, воспитай человека». Думать «на век вперёд» основная
профессиональная миссия учителя. Именно в его руках будущее и
конкретного человека, и государства в целом. От того, каким будет педагог в
глазах своих учеников, зависит их отношение к учебе в целом.
Поэтому для меня процесс обучения заключен в трёх заповедях: любовь к
детям и безграничная вера в их возможности, непрерывный поиск наиболее
эффективных способов работы, сотрудничество с детьми и их родителями.
Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками
на тернистой дороге педагога.
Древнеримский философ Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся
сами». Да, учитель должен сегодня не только учить, но и учиться, в том числе
и у своих воспитанников. Я счастлива, потому что у меня есть интересная
профессия, потому что у меня есть возможность вновь и вновь вместе с ними
познавать интересный мир моей любимой деятельности, потому что вижу
результаты своего труда.
Учиться - это означает для меня жить. Я считаю процесс учения самым
естественным человеческим занятием, которое никогда не заканчивается,
которому нет остановок. Учиться - это приобретать знания, изучать
окружающий мир, совершенствовать свои жизненные умения.
Хочется верить, что из моих учеников вырастут достойные граждане
нашей страны. Я ощущаю гордость за то, что в таком большом деле, как
обучение и воспитание нового поколения, есть и моя доля участия.
Я - счастливый человек, потому что правильно выбрала главное –
профессию.
Номинация «О педагогике - с любовью»
Многому я научился у своих наставников,
Ещё более - у своих товарищей,
Но более всего - у своих учеников.
Талмуд
Прошло больше 20 лет с тех пор, как неслышащие дети и школа навсегда вошли в мою жизнь. День бежит за днём, лето сменяет осень, зиму - весна. Всякий раз, встречая новый день, думаю: что интересного он принесет мне? Подарит ли счастливые мгновения общения с моими учениками? О чём они меня спросят? Смогу ли я ответить на их вопросы?
Ребёнок - высшая ценность. И задача педагога - помочь ему стать таким, каким он может стать в соответствии со своими природными задатками и способностями, не в ущерб другим.
Я твёрдо верю, что все до единого дети необычайно талантливы, индивидуальны и неповторимы, они все - звёзды.
Какой радостью переполняется моё сердце, когда я вижу, смело взметнувшуюся вверх руку вчерашнего не уверенного в себе ученика, когда блестят глаза тех, кто недавно был грустным и замкнутым, когда, не дождавшись урока в коридоре, дети спешат удивить своими домашними работами! Именно в такие мгновения ты понимаешь, что жизнь прекрасна и удивительна, что есть радость творчества, свобода, вдохновение и любовь.
Слишком велика ответственность учителя, ведь в руках у него - будущее конкретного человека, а это значит, что педагог отвечает за каждого своего ученика, и главное здесь - не ошибиться. Нужно пройти долгий путь вместе, понимая мир ребёнка, его ценности, его желания, не загонять его в жёсткие рамки, но показать, как много зависит в этой жизни от самого ребёнка.
Об учительской жизни судят по-разному. Можно сказать, что это непрерывная цепь поступков, переживаний и дел. Я за то, чтобы переживания были глубокими, а дела - большими.
При таком подходе жизнь всегда содержательнее, интереснее, веселее. Школа даёт мне глубокие, сильные переживания. Эту ценность не купишь, и никто не сможет её отнять. Это всегда будет со мной, что бы ни случилось. Вот почему и у меня всегда есть потребность достигнуть что-то значительного в обучении и воспитании детей.
Как учитель я понимаю: нельзя сделать прекрасней нашу жизнь, не сделав прекрасным человека. Для меня прекрасный человек тот, кто видит красоту и неповторимость окружающего мира, восхищается ею, учится находить неожиданное в обычном, новое в давно известном. Чтобы, выйдя на улицу, воскликнуть восхищенно: «И почему раньше я не замечал, какие красивые ветки у берёзы, как хлопочут пчёлы в саду!»
Я хочу, чтобы эту радость узнавания приносил моим ученикам каждый новый день. Мне очень хочется, чтобы они умели сострадать больным и немощным. Знали, какую палитру чувств могут вызвать незатейливые на первый взгляд картины русской природы. Пусть через слова входят в ребячьи сердца красота и доброта.
Учение мыслится и переживается как счастье, благо, привлекательная деятельность тогда, когда мы воспитываем прежде мыслителя.
Каждый из нас, живущий на Земле, в ответе за всё, что происходит вокруг нас. Каждый педагог в ответе вдвойне, потому что в его руках и сегодняшняя судьба маленького человека, и завтрашняя - большого человека и человечества в целом.
Найти своё призвание, утвердиться в нём - источник счастья. Поэтому завтра у меня вновь появится великое желание учить детей и учиться самой, творить и побуждать к творчеству.
Учитель — ныне одна из самых распространённых общественных профессий, преподаватель, педагог, возникшая вследствие как необходимости воспитания и обучения следующих поколений (шире — учащихся) для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь, так и роста общественных возможностей для содержания отдельных людей, выполняющих эти задачи. (Википедия)
Конфуций пишет:
" Задача учителя — открывать новую перспективу размышлениям ученика".
Конфуций
«Учитель и ученик растут вместе...»
(Конфуций)
«Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством...»
(Конфуций)
«Самое трудное в учении -
научиться чтить учителя.
Но лишь чтя наставника,
можешь перенять его правду.
И лишь перенимая правду,
народ способен почитать науки.
Поэтому, согласно ритуалу,
даже призванный к государю учитель
не совершает ему поклона - так высоко
древние чтили учителя...»
(Конфуций)
«Уча других, мы учимся сами...»
(Л. Сенека)
«Ученики должны искать
одобрения учителя,
а не учитель - одобрения учеников...»
(М. Квинтилиан)
«Что может быть честнее и благороднее,
как учить других тому,
что сам наилучшим образом знаешь...»
(М. Квинтилиан)
Суть учительской работы
Многогранна, но проста:
Строить нам доверил кто-то
Душу с чистого листа.
Если медик лечит тело,
Вскоре виден результат,
А учительское дело -
Годы оценить сулят.
Жизнь учителя, как книга -
Что страничка, то сюжет.
Не должно быть здесь загибов,
Самый главный наш предмет -
Это маленькие дети,
Жизнь вручила нам билет,
Самый важный на планете,
И его дороже нет!
Смысл учительской работы -
Научить и воспитать,
Проявляя такт, заботу,
Всё, что знаешь сам, отдать.
И какое будет чудо,
Если твой же ученик,
Говоря: «Вас не забуду»,
Ставит «пять» тебе в дневник!
2015, Соловьёва Наталья Николаевна
Я - Учитель! И пусть в наше время
Педагогом быть вовсе не модно,
Я - Учитель! И это не бремя,
Пусть иное твердят, сколь угодно.
И профессию буквой заглавной
Выделяю я не из тщеславья,
Я считаю её самой славной,
Хоть в забвенье, хоть в дымке бесславья.
Мне не важно, заплатят ли власти
Благодарностью мне за работу,
Разрывается сердце на части,
Когда путь закрывают полёту,
Когда мне выставляется планка,
Чтоб я выше взлететь не посмела,
Когда сухость казённого бланка -
Это суть моей жизни и дела.
Я - Учитель! Мой мир - это дети.
Мне не надо Дипломов и славы -
Нет страшней наказанья на свете,
Нет ужасней и злее расправы,
Если разум ещё есть и силы,
А обрезали крылья под душу.
Я у Бога, как милость, просила:
Если слово своё я нарушу,
Не скупись ты, Всевышний, судами,
Не жалей своей благости, Боже.
Вправь мозги обезумевшей даме,
Но работу оставь ты мне всё же...
(Из сайта учителя нач.классов МКОУ СОШ № 2
с.Чугуевка Чугуевского района Приморского края
Балаевой Ирины Александровны)
Пришла из школы, тихо села,
Глаза прикрыла и молчу.
Ребёнок подошёл несмело,
Но я общаться не хочу.
«Прости, сынок, я так устала,
И на столе тетрадки ждут,
Мне, может, ночи будет мало…»
А мысли чередой бегут:
«На завтра нужно план составить,
Нарисовать к весне плакат,
Да классный уголок подправить,
Сводить в музей своих ребят…»
И муж, и сын всё понимают,
Муж знал, кого он в жёны брал,
А сын с пелёнок твёрдо знает,
Что маму бог такой создал.
Она, когда не на работе,
Сидит за письменным столом,
А если в творческом полёте,
На цыпочках весь ходит дом.
Года бегут секундной стрелкой,
Мой взрослый сын уже студент,
И я с душевно дрожью мелкой
На кухне, улучив момент,
Тихонечко его спросила:
«Скажи по правде мне, сынок,
Я с папой вас не обделила
Любовью? Мне был дан урок:
«О чём ты, мама? Мы же знаем,
Что ты без школы - никуда,
Тебя мы умницей считаем,
Тобой гордились мы всегда,
А ты такой вопрос наивный,
С какой-то стати задаёшь,
Учитель - статус самый дивный,
Важнее, вряд ли где найдёшь!»
Вот это - лучшая награда,
Выходит, что не зря порой,
Мой сын сидел со мною рядом,
В ночи с тетрадною горой!
2015, Кривошеева Надежда Юрьевна
Уча, учимся
Уча, учимся
С латинского: Docendo discimus (доцэндо дисцимус).
Вариант известной фразы римского философа-стоика Сенеки (Луций Анней Сенека Младший, ок. 4 до н. э. - 65 н. э.). См.
Пока учим, учимся .
Смысл выражения: человек лучше всего познает предмет тогда, когда он делится своими знаниями с другими людьми.
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .
Смотреть что такое "Уча, учимся" в других словарях:
Книжн. О творческом преподавании. /i>
Уча учимся. Книжн. О творческом преподавании. /i> Выражение древнеримского философа Сенеки. БМС 1998, 591 … Большой словарь русских поговорок
- (ок. 4 гг. до н.э. ок. 65 гг. н.э.) сын Сенеки Старшего, писатель, философ стоик, воспитатель и советник Нерона Смысл благодеяний прост: их только дарят; если что возвращается, то уже прибыль, не возвращается нет убытка. Благодеяние оказано для… …
Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом. Сенека Многому я научился у своих наставников, еще большему у своих товарищей, но больше всего у своих учеников. Талмуд Я плачу учителю, но учат моего сына его соученики. Ралф Эмерсон При… … Сводная энциклопедия афоризмов
И. Иттен. 1920 Иоганнес Иттен (нем. Johannes Itten; 11 ноября 1888(18881111 … Википедия
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры Девиз Уча, учимся (Навчаючи, навчаємось) Год основания 1972 … Википедия
И. Иттен. 1920 Иоганнес Иттен (нем. Johannes Itten; 11 ноября 1888, Сюдерн Линден, Швейцария 27 мая 1967, Цюрих) швейцарский художник, теоретик нового искусства и педагог. Получил всемирную известность благодаря сформированному им учебному курсу… … Википедия
Иттен, Иоганнес И. Иттен. 1920 Иоганнес Иттен (нем. Johannes Itten; 11 ноября 1888, Сюдерн Линден, Швейцария 27 мая 1967, Цюрих) швейцарский художник, теоретик нового искусства и педаго … Википедия