Толерантность — что это такое и каков уровень толерантности в России. Что такое толерантность

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 8»

Реферат по теме:

Толерантность

Выполнила: Жапарова Гульжан,

обучающаяся 8а класса

Руководитель: учитель истории

Жапарова Кульзина

Кабденовна

г. Лабытнанги

2013 г.

Введение……………………………………………………………………………… …3


  1. Толерантность. Что это такое?.............................................................................4

  2. Историческая справка………………………………………………………… 6

  3. Виды толерантности…………………………………………………………… 7

  4. Официальный день толерантности……………………………………………9
Заключение…………………………………………………………………………….. 12

Использованная литература………………………………………………………… 13

Введение
Все мы живем в обществе, в котором проживают миллиарды людей, каждый день встречаемся с разными людьми знакомыми и незнакомыми для нас и порой даже не задумываемся о том, что каждый из них - это уникальная, неповторимая личность. Хотя у каждого из нас есть свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. У каждого есть что-то свое, неповторимое.

Прелесть современного мира именно в его многообразии. Но не все это могут понять и принять. Иногда слыша слово «толерантность» многие не понимают о чем, идет речь, поэтому мне захотелось написать работу о толерантности и раскрыть его смысл. Я думаю, что в настоящее время очень важно и актуально говорить о толерантности. Наша страна Россия - страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно–угорские, тюркские, балтийские племена и народности. История русской культуры немыслима без этнических армян и грузин, греков и татар, украинцев и поляков, немцев и евреев, итальянцев и французов, чей вклад именно в русскую культуру смело можно сопоставить с вкладом этнических русских.

Цель: Рассказать обучающимся о “толерантности” и познакомиться с этим понятием.

Задачи:


  • Изучить информационно – познавательную литературу по данной теме.

  • Формировать у обучающихся представление о толерантности.

  • Воспитать чувство уважения друг к другу.

1. Толерантность. Что это такое?

Среди многих наук, без которых не обойтись человечеству, есть одна, совершенно необходимая - это наука общения, наука взаимоотношений между людьми. Человек никогда не бывает один, поэтому необходимо усвоить эту науку, овладеть умением вести себя среди людей так, чтобы и вам и всем было хорошо, приятно, удобно. Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создаёт основу человечества.

Сегодня мы поговорим о таком понятии как - толерантность. Что же это за слово такое – толерантность. Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному.

В английском языке толерантность – «готовность и способность воспринимать без протеста личность».

Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли».

В арабском – «прощение, снисхождение, сострадание, терпение».

В персидском – «готовность к примирению».

Русский словарь трактует это слово как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.

Все мы разные: блондины и брюнеты, люди разных рас и национальностей: азиаты, евреи, русские, армяне, украинцы, молдаване… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Об этом и о том, какие должны быть взаимоотношения между людьми, сегодня мы с вами и поговорим.
Толерантность. Что это такое? –

Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".
Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!

2. Историческая справка
На рубеже XVIII – XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор , князь. Он отличался тем, что при разных правительствах он оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Российская Федерация - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно - 166 национальностей.
Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.; Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп; Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан;
Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики – из поляков… Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?
Сегодня мы часто слышим с телеэкранов, от ведущих политиков слово “толерантность”.
Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, ве рованиям.
3. Виды толерантности

В обществе различают несколько видов толерантности:


  • Естественная (натуральная) толерантность -
она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Маленькие дети не определяют качеств своего - «Я», поскольку идёт процесс становления личности. Наличие естественной толерантности позволяет малышу принимать родителей в любом виде, вплоть до крайне жестокого обращении с ними. С одной стороны толерантность, создает психологическую защищенность и позволяет сохранить позитивные отношения с семьей, но с другой – неизбежно нервирует формирующуюся личность, снижая способность принятия себя, своего опыта, чувств и переживаний.

  • Моральная толерантность -
этот тип означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним «Я» человека). В той или иной мере она присуща большинству взрослых людей и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит. Здесь имеет место некая условность, т.к. человек не проявляет нетерпимость, которая у него имеется, но остается внутри. Сутью такого отношения являются варианты типа «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…». Подобная схема, к сожалению, является основой современной массовой культуры и семейного воспитания. И конфликт поколений тоже происходит из проявляемой его участниками терпимости по отношению к ценностным установкам друг друга.
  • Нравственная толерантность -

… в отличие от моральной, нравственная толерантность не предполагает принятие и доверие, которые ассоциируются с сущностью или «внутренним Я» человека. Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание, и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается.

Нравственная толерантность предполагает два пути:


  1. Толерантный

  2. Интолерантный
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь - характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

4 . Официальный день толерантности

16 ноября 1995 организация ЮНЕСКО приняла Декларацию принципов толерантности. Позже появилась и эмблема толерантности. В ней явно выражен основой смысл понятия: «В этом огромном мире живут абсолютно разные люди, с разным цветом кожи, с разной культурой и традициями, с абсолютно разными взглядами на жизнь. И каждый их этих людей, каждый из этих народов должен уважать, понимать, ценить не только свою индивидуальность, но и индивидуальность другого, должен стремиться к сотрудничеству и миру».

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья».

Притча: «Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

Любовь

Прощение

Терпение

И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».

Для каждого из нас это слово имеет разное значение. Толерантность в понимании ребенка проста – можно съесть волшебную конфету и стать понимающим, принимающим. А для взрослого часто понятие «толерантность» осмысляется как «терпение», Толерантность - не всем, может быть, на первый взгляд, это слово понятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека и общества в целом.

Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия и т.п.

В сегодняшнем обществе происходит активный рост агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь. В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. Чтобы научиться понимать людей, нужно научиться понимать своих родителей, друзей, одноклассников. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.

Хочу привести несколько правил толерантного общения:


  • Уважай собеседника.

  • Старайся понять то, о чем говорят другие.

  • Отстаивай свое мнение тактично.

  • Ищи лучшие аргументы.

  • Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

  • Стремись учитывать интересы других.
Толерантность или терпение друг к другу, к другому, который не похож на тебя. Вот наш путь. Это чувство принятия другого человека, других мнений, имеющих такое же право на существование, как и твое собственное. Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь.

Нам кажется что, Россия - это большой дом, в котором живут старики, взрослые и дети. У каждого члена этой большой семьи свой характер, свои увлечения и все друг друга любят и уважают. Так почему же мы, понимая все это, не можем навести порядок в своем доме? Почему мы не можем услышать друг друга, постараться понять, простить? Жить так, как живут в больших, счастливых семьях? Терпимость и понимание. Мудрость и доброта. Не может в большой счастливой семье быть нелюбимого ребенка.

Владимир Владимирович Путин сказал, что «терпимость, дружелюбие и открытость - в характере всех народов России. В этом - огромная внутренняя сила нашей страны, ее прочность».

Как пример хочу привести слова главного героя фильма «Доживем до понедельника, что в жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас не правильно поняли, напрасно обидели «Счастье - это когда тебя понимают».

Заключение
Я надеюсь, что моё выступление не оставит никого равнодушным, т.к. только

уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. А чтобы вам было легче в пути, воспользуйтесь этим рецептом:

Рецепт счастья:

Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути!
Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

Использованная литература:

1. Аверзаев И. И. О формировании толерантности у учащейся молодежи / И. И. Аверзаев // Воспитание школьников. – 2010. - № 7. – С.64- 66.

2. Бураков М. Ко всем с уважением. 16 ноября – День толерантности / М. Бураков // Уральский рабочий. -2009. – 14 ноября. – С. 3.

3. Войновская Т. Уважение к другому: Может стоит потренироваться? / Т. Войновская // Народное образование. – 2009. - № 2 – С. 216- 217.

4. Гаврилова Е. Проблемы толерантности и пути их решения в школьном пространстве / Е. Гаврилова // Социальная педагогика.- 2010. - № 1 – С. 45- 49.

5. Добрынина Е. Тройка по толерантности / Е. Добрынина // Рос. газ. – 2007. – 22 марта. – С. 9.

6 . Елисеев С. М. Особенности политической толерантности студенчества / С. М. Елисеев // Социологические исследования. – 2010. - № 6. – С. 45- 51.

7. Идеи толерантности в практику деятельности библиотек // Новая библиотека. – 2006. - № 7. – С. 38-43.

8 . Куценко Е. Пойми меня: Опыт сочувствия / Е. Куценко // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. - № 9 – С. 41-42.

«Воспитание - это прежде всего человековедение»
В.А.Сухомлинский

В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность». В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие.

Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.

1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: "Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений".

Толерантность - терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д…

Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.
Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.

2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно - терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто - живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно, проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют. Поэтому огромную важность сегодня для нашей страны имеет теоретическая и практическая разработка принципов, методов, форм и содержания нового, культурного образования, воспитания.

В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные.

Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

Можно рассматривать толерантность как социальную норму, в которую входят следующие компоненты:

- социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга;
- признание равенства партнёров;
- отказ от доминирования и насилия;
- готовность принять другого таким, какой он есть;
- доверие, умение слушать и выслушивать другого;
- способность к сочувствию, сопереживанию

Другой подход к укреплению толерантности выражается в создании условий, необходимых для осуществления прав человека. В сфере воспитания и развития толерантность означает открытость, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по её преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия.

Толерантность - это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Особая роль в формировании толерантности у всех категорий обучаемых - от дошкольной до послевузовской образовательной системы - принадлежит, безусловно, педагогам.

В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения.

На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов).

Педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся.

В связи с этим, педагог на предметных уроках, в особенности на классных часах, должен уделять внимание патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе - это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона.
Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения учащегося, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России. Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом. Родина может ассоциироваться с домом, селом, краем, республикой, всем государством, и лучше всего, если границы Родины будут постепенно расширяться и включать в себя все части целого - дом, село (город), Россия.

Школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, в воспитании его в духе терпимости и братской любви к людям, школа обязана научить молодых людей умению различать добро и зло.
Система образования в России не должна быть основана на очередных планетарных утопиях и пренебрежении к религиозно-этической основе культуры, следовательно, наша цель - создание системы образования, основанной на глубоком освоении духовного наследия Рос¬сии. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям отечества и народа.

В основу обучения учащихся положены педагогические принципы:

→Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок - чудо.
→Интеграция различных видов искусства: музыки, изобразительного искусства, элементов театрализации, игры.

Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.
Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гармонизация межнациональных отношений.

Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания.

Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины, формирования личной позиции. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов.

Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы классный руководитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д..
Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.

Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Именно на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов с использованием возможности сферы образования. Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала и их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом влияют на индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения.

Уроки эстетического цикла имеют большое эмоциональное воздействие на подрастающее поколение.
Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.

Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Необходимо проведение грамотной светской и религиозной политики в обществе, соответствующей направленности средств массовой информации, литературы, киноискусства. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Путь к толерантности - это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, взаимному пониманию. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.

Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Основная цель воспитания:

. содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей;
. способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Личность ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.

Одним из способов достижения толерантных отношений подростков друг к другу является обучение ассертивному поведению. Ассертивность рассматривается как способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Применительно к подросткам это обозначает умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства другого человека. Важно учить подростков умению просить других об одолжении, не испытывая чувства неловкости. Все это позволит сохранить партнерские отношения с окружающими людьми.

Список литературы:
1. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12
2. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9
3. Риэрдон Б. Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001
4. Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках.
5. Макова Л.Л. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков.
6. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007
7. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1

Трегубова Ольга Ивановна
учитель информатике и ИКТ
МОУ «Нижнесортымская СОШ»
Тюменская обл
Сургутский р-он
ХМАО - Югра

Классный час о толерантности

ли:

  1. познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
  2. развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи:

  1. дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
  2. развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
  3. воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Форма проведения: круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.

Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара).

Ход классного часа

Сегодня наш разговор посвящён толерантности . 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Толерантность – глобальная проблема, и наиболее эффективным способом формирования у подрастающего поколения является воспитание.

Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Определение слова « толерантность » на разных языках земного шара звучит по-разному:

Определение слова « толерантность »

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Вопросы к учащимся:

  1. Какое из определений вам импонирует более всего?
  2. Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
  3. А что же объединяет эти определения?

Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

«Перед вами две дороги, выбирайте»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

А нам-то что? Он сам виноват.

Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.

Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.

Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

Что с вами? – спросила она мужчину. – что с вашей ногой.

Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.

Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.

Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.

Вы обязательно найдете себе счастье.

Вопросы к учащимся:

  1. Почему молодой человек отказался помочь?
  2. Как бы вы поступили в этом случае?
  3. Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Есть два пути развития личности:

  1. Толерантный
  2. Интолерантный

Работа учащихся по группам

Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.


Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Сказочка о счастье

На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!» -
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета быстро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.

О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.

О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.

Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…

А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
Из дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь…»

Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!

Вопросы к учащимся:

  1. Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
  2. Как вы думаете, почему изменился король?
  3. Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

Чему нас учит эта сказка?

Вывод . Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

Составить с учащимися правила толерантного общения. Например:

  1. Уважай собеседника.
  2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
  3. Отстаивай свое мнение тактично.
  4. Ищи лучшие аргументы.
  5. Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
  6. Стремись учитывать интересы других.

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

  1. любовь;
  2. прощение;
  3. терпение.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. В современном обществе (особенно западом) пропагандируется толерантность, как проявление цивилизованности и культуры личности ( ?).

Хорошо бы еще разобраться, что это такое. А еще, всегда ли нужно вести себя толерантно?

Давайте посмотрим.

Значение слова толерантность

В латинском языке слово tolerantia означает «терпение». Чего проще? Одна из наивысших добродетелей действительно может считаться признаком цивилизованного современного человека — терпимость . Однако слову толерантность Википедия придает несколько значений. Толерантность, например:

  1. в социологии – это терпимость к другому миропониманию, традициям, правилам поведения. Отдельно отмечается, что принятие, понимание, терпимое отношение к чужим привычкам и мировоззрению не означает равнодушия либо изменения своих собственных принципов. Это признание за другими людьми права жить по своим собственным убеждениям;
  2. в медицине – состояние иммунитета человека, при котором защитный механизм не может вырабатывать антитела, противостоящие какому-то антигену. Абсолютная толерантность – это смерть. Вдумайтесь, эта медицинская трактовка вполне быть отнесена к нашему обществу (особенно сегодняшнему европейскому);
  3. в экологии – способность любых организмов адаптироваться к изменяющимся факторам среды;
  4. в наркологии, фармакологии, иммунологии – привыкание;
  5. в технических науках – разница между предельно допустимыми значениями, задаваемая для характеристик и параметров деталей.

Наши современники применяют этот термин в измененном виде даже в качестве оскорбления (заканчивается на «...аст» и «...ла»), как знак неуважения за излишнюю терпимость. Многие ученые мужи оставляют за собой право осуждать и оценивать чужие убеждения, привычки, которые отличны от их собственных и считают, что это толерантность.

Тут нужно разделить на общее и частное . Например, я могу толерантно относиться к человеку, совершившему или какой-то еще не поддерживаемый в обществе акт. Это частное. Я могу его по-человечески пожалеть, посочувствовать, понять.

Но я не могу толерантно относиться к самой сути преступления (я его должен осуждать). Это общее. Тут я имею право осуждать, быть нетерпимым, высказывать свое мнение. И никакие проникновенные речи о толерантности мне не вправе заткнуть рот. Преступник может быть достоит сожаления (вспомните Юрия Деточкина), но само преступление — нет.

В этом плане меня умиляет попытка через толерантность пропихнуть в умы людей мысль, что нельзя говорить плохо, например, о половых отклонениях. Чушь. Я могу терпимо и даже хорошо относиться к тому, у кого эти отклонения есть. Но у меня есть право оспаривать, выражать свое мнение и даже осуждать саму идею популяризации отклонений.

Определение толерантности простыми словами

Моральные нормы поведения, определяющиеся терпимостью людей, принятие принципов, веры, традиций, ощущений других, как их неотъемлемое право.

Основное в толерантности – признавать право и свободу открыто выражать свои взгляды.

То есть, быть толерантным — это испытывать нормальные человеческие чувства и положительно относиться ко всему, кроме попирания моральных и общечеловеческих устоев.

Интересно, что в 1995 году в ЮНЕСКО была зачитана и принята Декларация, излагающая основные принципы толерантности. В документе сказано, что толерантность это:

  1. отказ от агрессии;
  2. терпение;
  3. спокойное восприятие мира;
  4. философская оценка жизненных принципов и проявлений характера других людей.

Так можно сказать об этом определении простыми словами. Звучит, правда, как ответ на вопрос: «Что значит быть человеком?», согласитесь. Не согласны? Тогда мы вас убедим.

Что входит в понятие «толерантный»

Толерантного человека с уверенностью можно считать наиболее человечным потому, что он:

  1. терпимый и сострадательный;
  2. милосердный и прощающий;
  3. воспринимающий недостатки окружающих ();
  4. уважающий чужие права и свободы;
  5. желающий взаимодействовать;
  6. поддерживающий принципы партнерства и равности отношений.

Искренняя приверженность этим факторам дает полную картину идеального человека. Это доказывает важность наличия толерантности в характере людей. Главное тут не перебарщивать и не использовать это как оружие, затыкающие рты инакомыслящим, создавая табу на осуждение и даже обсуждение некоторых тем.

Еще раз подчеркну, что толерантное отношение приветствуется по отношению к конкретным людям, но нельзя навязывать терпимость к самим идеям , которые эти люди продвигают. Это ваше право оспаривать мировоззрения, научные догмы, даже религиозные взгляды и многое другое. Спор — это работа иммунной системы, которая помогает родить истину (победить вирус).

Иначе толерантность становится универсальным оружием в руках тех, кто его используется. Может доходить до , как наглядно показано в этом видеоролике:

Толерантность — это понятие многогранное

Применение термина в различных сферах деятельности, науки и жизни настолько обширно, что его детальной классификацией необходимо заниматься отдельно. Здесь мы отметим, что различают несколько категорий этого понятия, например:

  1. педагогическая;
  2. врачебная;
  3. научная;
  4. политическая;
  5. управленческая и другие категории.

Кроме того, распространены типы, виды, подтипы и подвиды. В психологии , например, толерантность бывает следующих видов :

  1. Естественная – , и доверчивость, характерная поведению маленького человечка;
  2. Моральная — развивающаяся у мудрых самодостаточных людей. Они терпимы к окружающим;
  3. . Не путать с моральной. Этот вид показывает, насколько человек доверяет другим. Люди, обладающие таким видом терпимости, стремятся принимать взгляды и ценности другого. Такие люди не реагируют на скандалы и стрессы;
  4. Этническая, предполагающая терпеливое отношение к обычаям, культуре и образу жизни, принятых у других народностей. Такие люди могут сколько угодно долго жить в чужеродном культурном пространстве.

Каждый из этих видов делится на подвиды в зависимости от того, как человек относится к:

  1. обстоятельствам и их участникам;
  2. людям по разным признакам (типологический подвид);
  3. сотрудникам и сослуживцам (профессиональный подвид);
  4. ко всему в общем (собирательная).

По результатам указанных подвидов анализируется, насколько человек толерантный.

Интолерантность (нетерпимость) и как ее распознать

В своем стремлении достичь терпимости люди порой упускают из виду, что не обладают нравственной толерантностью , требующей принять и простить чужие взгляды. Усилием воли они заставляют себя принимать чужие убеждения, которые не могут терпеть. Это происходит на уровне моральных ценностей, которые подавляются насилием над собственной личностью и сопровождаются стрессом.

Такое состояние не может долго продолжаться. Порой человек не выдерживает напряжения и срывается – поступает абсолютно не толерантно. Он резко высказывает свое мнение, как единственно правильное, отвергая мнение других. Если такое происходит с вами – вы можете считать себя интолерантным.

Подобное происходит повсюду, мы видим, как люди не принимают ничьих доводов, насаждают свою точку зрения и не слышат оппонентов.

Как распознать толерантного или интолерантного человека

Личности, которым присущи эти противоположные черты, обладают рядом особенностей характера. Чтобы понять, толерантен человек либо интолерантен, обратите внимание на следующие признаки:

  1. Чувство юмора. Умение посмеяться над собственными недостатками – это самая очевидная особенность толерантности;
  2. Реализация себя. Целеустремленность и открытость, способность откликаться на просьбы о помощи. Интолерантные личности не сопереживают, не знают чего хотят и не стремятся развиваться;
  3. Гармония внутри. Интолеранты обвиняют весь мир, а себя восхваляют, приписывая себе всякие достоинства (почти );
  4. Трезвая оценка себя. Терпимый индивид точно знает свои недостатки и хочет от них избавиться;
  5. Чувство безопасности. Открытость позволяет терпимым людям чувствовать себя защищенными в обществе. Нетерпимые личности везде видят угрозу;
  6. . Поиск причины и резона во всем отличает толерантного человека, он не боится отвечать за свои и даже за чужие слова, поступки;
  7. Демократичность. Выслушать и остаться при своем. Толерантные люди не станут убеждать любой ценой. Нетерпимые по природе диктаторы, подчиняющие окружающих своему мировоззрению.

Всегда ли нужно вести себя толерантно

Все мы в той или иной степени сталкивались с проявлением нетерпимости в своей жизни, оно и понятно, ибо понятие толерантности для нас – это нечто новое и пришло к нам с «просвещенного запада». У нас в обществе терпимость считалась проявлением мягкотелости.

Многие путают толерантность с прощением и милосердием в религии. Однако отцы церкви не приемлют терпимость к любой точке зрения, считают ее угрозой моральным устоям. А принятие чужой культуры порицают, как опасность.

В семьях, обществе, политике других современных государств (особенно европейских) мы видим яркие примеры превращения толерантности во вседозволенность . В итоге то, что еще десять лет назад казалось невероятным, теперь становится непререкаемой нормой.

Это заставляет задуматься, есть ли границы, за которыми терпимость не приносит личности гармонии и мира внутри? Эти рамки каждый устанавливает для себя самостоятельно, руководствуясь воспитанием, моралью, может быть Законом Божьим и законами общечеловеческими. Так что, вам есть о чем подумать!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое ЛГБТ - как расшифровывается, что значит, а так же символика и цвета флага ЛГБТ движения Свобода - это то, что дается человеку по праву рождения Что такое милосердие и как развить в себе это качество Гуманный - это какой, что такое гуманность, кто такие гуманисты и каковы их отличительные черты Что такое любовь - 7 шагов ее рождения и 10 фактов о влюбленных


Чистякова С. В.,
главный библиотекарь филиала № 2 МУК "ЦГБ"

Ни для кого не секрет, что нашему обществу остро не хватает доброты и милосердия. Особенно болезненная ситуация сложилась в области межнациональных отношений. Поэтому не случайно мы все чаще говорим о толерантности. Термин этот, еще недавно знакомый лишь специалистам, с легкой руки В. В. Путина стал активно внедряться в нашу жизнь. Принята даже правительственная программа формирования толерантности в обществе.
О том, что означает «толерантность», нужна ли она, как ее воспитать и в чем причины интолерантного поведения - обо всем этом вы можете узнать из данного материала, который состоит из 3-х частей:
- понятие толерантности;
- высказывания о толерантности;
- список литературы.

Толерантность - слово иностранное и пока малознакомое для большинства россиян. Появилось оно в нашей лексике сравнительно недавно.
Что же обозначает это не совсем понятное для многих, непривычное понятие - толерантность? Словарь иностранных слов объясняет происхождение слова (от латинского toleranta - терпение) и дает его толкование как терпимость, снисходительность к кому или чему-либо .

16 ноября 1995 года ООН приняла «Декларацию принципов терпимости» - основополагающий международный документ, в котором провозглашались принципы человеческого единения и пути их реализации. В Декларации раскрыта сущность ключевого понятия человеческих взаимоотношений - толерантности.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЭТО:
- сотрудничество, дух партнерства;
- готовность мириться с чужим мнением;
- уважение человеческого достоинства;
- уважение прав других;
- принятие другого таким, какой он есть;
- способность поставить себя на место другого;
- уважение права быть другим;
- признание многообразия;
- признание равенства других;
- терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению;
- отказ от доминирования, причинения вреда, насилия.

Говоря проще - это умение жить с другими, преодолевая те противоречия, которые между мною и этим другим существуют. Нормальные человеческие отношения. Казалось бы, так просто - живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо.
Но почему-то не получается, и пока мы чаще встречаем примеры ИНТОЛЕРАНТНОГО, то есть нетерпимого, агрессивного поведения.
Толерантные и интолерантные отношения могут проявляться в любой сфере жизни: в религии, в семье, в повседневном общении, в общественно-политической жизни, но наиболее ярко они проявляются в национальных отношениях.
Толерантность для России - нечто чрезвычайно важное, потому-что мы многонациональная, мультикультурная, многоконфессиональная страна.
Народов в России насчитывается около 150 сотен. Они относятся почти к 20 языковым группам и исповедуют различные религии: христианство, ислам, буддизм, иудаизм, шаманизм и т.д. Можно говорить о существовании в культуре нашей страны нескольких этнографических миров.
Россия - страна двух частей света: она занимает восток Европы и север Азии, причем в Европе находится 25 % территории, а в Азии - 75 %. В культурном отношении Россия - государство уникальное. Более 85% славян (русские, белорусы, украинцы и др.) близки по культуре к христианско-европейскому миру, а около 10% населения (приблизительно 15 млн. человек - татары, башкиры, буряты, калмыки и др.) связаны с исламской и буддийской цивилизацией Востока. Поэтому Россию можно назвать в равной степени и европейской и азиатской страной.
Мы разные, так уж сложилось исторически, и, поэтому, то, что одним народом воспринимается как норма, может вызвать иногда осуждение и даже отвращение у другого. Славяне, например, традиционно не употребляют в пищу конину. Русский, узнав, что кто-то ест ее, сочтет это свидетельством крайнего голода. Между тем конина - традиционная еда народов, занимавшихся кочевым скотоводством: татар, башкир и т.д. Различным может быть отношение не только к пище, но и к способам ее обработки. Так, народы Европейской России не едят сырое мясо, а вот многие народы Севера и Дальнего Востока традиционно употребляют в пищу мясо только сырым - парное, мороженое и сушеное. В условиях Заполярья сырое мясо - единственный источник необходимых питательных веществ.
Часто нормы поведения обусловлены представлениями об окружающем мире. Так русские в Сибири вырубали гектары леса, а коренные сибирские народы рубили дерево в случае крайней необходимости. За бесцельную порубку кедра у хантов, например, полагалось крайне суровое наказание: виновного голым привязывали в тайге и оставляли на съедение насекомым. Такое отношение к дереву - результат целого комплекса представлений. Хант живет в лесу, общается с лесом, и все здесь наделено для него особым смыслом. В частности, многие деревья воспринимаются как дома духов. Поэтому для ханта одинаково: срубить дерево или разрушить дом уважаемого человека. Для русского же лес скорее мир враждебный. Не случайно в русских сказках, именно в лесной чаще, живет нечисть.
Толерантность - это не только терпимость к другому. Это знание иного. Существует такая психологическая закономерность: чем меньше известен нам какой-либо предмет, и не только предмет - птица, животное - тем меньше отличий мы видим в предмете того же рода. Так же и с людьми. Учитель первый раз входит в класс - все дети кажутся ему если не одинаковыми, то очень похожими, но не пройдет и месяца, как все они будут очень разными. И чем больше он будет узнавать своих подопечных, тем больше различий будет замечать в их интересах, в умственном и физическом развитии, в их привычках…
Через знание лежит путь к пониманию, а от понимания особенностей характера других - к большей терпимости к их привычкам и мнению. Но не только знать и понимать, далеко не каждый умеет просто выслушать другого: разве не случалось нам замечать, что вроде бы говорят два человека друг с другом и даже ведут спор, но в действительности, каждый из них слышит только самого себя и принимает только свои аргументы. В умении услышать другого тоже чувствуется толерантность. Не навязывать свою точку зрения, пусть даже она кажется нам единственно верной.
Принято считать, что «дремучую нетерпимость» проявляют люди малообразованные, немолодые, не отличающиеся высоким интеллектом. И это правда. Однако социологические исследования показали: негативные этнические установки в последнее время весьма интенсивно выражает и немалая часть молодежи, а также чиновников, руководителей разного ранга. Треть жителей страны в возрасте до 24 лет убеждены, что «России никто не желает добра, она вызывает у других только недружественные чувства и негативное отношение». Национальные предрассудки наиболее распространены среди учащихся ПТУ, рабочей молодежи, школьников, проживающих в малых городах.
К сожалению, несмотря на все разговоры о толерантности, нетерпимость, экстремизм и этнофобия в обществе не только не сходят на нет, но и наоборот, имеют тенденцию к росту и осложнению. За примерами интолерантного поведения далеко ходить не надо: почитайте газеты, посмотрите новости по телевидению, послушайте последние известия по радио. Каждый день нам сообщают о криминальных разборках, террористических актах, убийствах, грабежах и других страшных историях: события в Кондопоге в августе 2006 года, недавний теракт в Тольятти, скинхеды в Екатеринбурге, выколовшие глаз женщине только за то, что она не русская.

Причин возросшей нетерпимости и экстремизма множество. Среди них можно назвать:
- социально-экономические факторы, особенно миграцию. Вынужденная миграция заставила тысячи людей покинуть привычные места. Надо понимать: не от хорошей жизни люди семьями уезжают на заработки.
- политические (распад СССР и осложнение межнациональных отношений);
- отсутствие в уголовном законодательстве соответствующих норм об ответственности за преступления экстремистского характера, совершаемые на национальной, расовой и религиозной почве;
- сложившиеся в обществе социальные стереотипы.
Природное окружение, предметы материальной культуры, семейные отношения, сформировавшиеся у данного народа, видятся его представителями не просто как «свои», но часто как единственно правильные, как норма. У каждого народа есть собственные представления о «правильной» форме тех или иных предметов, «правильном» поведении, нормах в искусстве и т.д. Так вырабатывается социальный стереотип.
Социальный стереотип - это упрощенный образ социальных объектов или событий, который обладает значительной устойчивостью. Так создается, например, образ врага, который бывает зачастую далек от реальности: все кавказцы злые и агрессивные, все украинцы жадные, все американцы тупые. Хотя все мы понимаем, что не бывает хороших или плохих наций, бывают хорошие и плохие люди. Социальные стереотипы лишают нас возможности воспринимать реальность объективно, часто они просто навязываются средствами массовой информации.

Отсюда следующая причина:
- искусственное нагнетание истерии в СМИ о конфликтах на межнациональной почве, ничем не ограниченный культ насилия в кино, видео- и печатной продукции.
- бесконтрольность со стороны правоохранительных органов и учреждений юстиции за соблюдением уставных требований к движениям, пропагандирующим идеи национализма и стремящимся использовать неформальные молодежные организации в экстремистских целях.
- отсутствие бесплатных спортивных учреждений и объектов культуры для свободного, бесплатного посещения подростков.
- внутренняя бездуховность. Нет путеводных идей! Сегодня весь мир ощущает ценностную недостаточность. Особенно остро она ощущается в нашей стране. На нашей планете есть геопатагенные зоны - места разлома земной коры, где часто происходят катастрофы. Такие разломы бывают не только в географическом, но и в историческом пространстве. Духовные кризисы мира у нас усугубляются еще и нашим российским разломом. Ведь многие из нас родились в одной стране и, никуда отсюда не уезжая, вдруг оказались в другой России, воспитывались при одном строе, а живут при другом.
- разрыв возрастной, разрыв поколений, разрыв территориальный, когда людям не по средствам не то что встретиться на дне рождения, свадьбе, похоронах даже в пределах России, но и просто позвонить, написать письмо. Такие разломы не способствуют ощущению, что у нас есть общий социум, единая культура, единое духовное пространство.
- и, конечно, отсутствие должного воспитания.
Толерантность - категория нравственная, ей можно и нужно овладеть. Причем воспитание толерантного сознания, терпимости необходимо начинать с раннего детства, и начинается оно в семье. Игрушки, мультики, книги, компьютерные игры - все окружение ребенка - не должны провоцировать жестокость и насилие (обратите внимание насколько добрее, поучительнее, тоньше старые, советских времен, мультфильмы по сравнению с американскими, например, заполонившими все экраны).
Но главное даже не это, а личный пример родителей. Ребенок как губка, он впитывает все, что видит и слышит (даже не предназначенное для его ушей), и если в доме существует двойная мораль, то есть на людях родители говорят о равенстве и братстве, а дома ребенок слышит совсем другое, то усвоит он именно последнее. Вот и получается, что воспитание толерантности надо начинать с себя, от нас с вами зависит, чему мы научим ребенка: милосердию, любви, терпимости или жестокости и ненависти. Следующие уроки ребенок получит в детском саду, в школе, на улице, а начинается все с семьи.

А особенно важно воспитание толерантного поведения в среде подростков.

Подростковый период развития личности характеризуется некоторыми особенностями личности, которые мы относим к интолерантному поведению: повышенная агрессивность, некритичность мышления, незащищенность, бескомпромистность. Российская Академия наук провела исследование «картины мира» наших школьников и установила, что 5% подростков имеют явно выраженную агрессивную направленность, около 20 % признают агрессию за необходимость, у 30% - «каша» в голове. Иначе говоря, более половины наших подростков могут и готовы поддерживать силовые методы решения конфликтов, мы должны смягчить их сердца (с помощью книги, например) и привить им миролюбие, показать пагубность ожесточения.
От того, как человек преодолеет этот кризисный период, во многом будет зависеть и то, насколько понимающим, терпимым, демократичным станет он в дальнейшем.
Понятие толерантности применимо в любой области жизни. В педагогике, например, толерантность означает необходимость растить, воспитывать, учить всех детей, не отбирая, не ранжируя, не тестируя их, учить всех детей без ущемления их человеческого достоинства. Да, все мы люди разные, кто-то нам нравится, кто-то нет. Но, в конце концов, каждый разумный человек может сказать себе: он мне не нравится, но он просто другой, и это его право. Из этого вырастает толерантный стиль поведения.
Большую помощь в процессе воспитания толерантности могут оказать библиотеки. «Библиотека -территория толерантности» - такой лозунг можно услышать часто в последние годы. И это действительно так. Сегодня в России не сохранилось, пожалуй, если не считать молельных домов различных конфессий (церквей, мечетей, синагог и др.), ни одного другого учреждения, куда можно было бы пойти просто так - провести время, встретиться с друзьями, обменяться мнениями. В библиотеку можно. Здесь тепло и уютно, есть газеты, журналы, книги. В лице библиотекаря все должны найти собеседника, друга, с которым можно посоветоваться.
А читатели бывают самые разные. И тут мало одной терпимости (а она, между прочим, может выражаться на лице весьма негативно, например, выражением брезгливости), а нужно искренне любить людей, понимать их. Надо улыбаться читателю. Как сказал известный библиотечный деятель Эдуард Рубенович Сукиасян: «Чтобы быть достойным нашей профессии, надо много знать. Не всегда, однако, можно заранее предположить, какие знания понадобятся. Выручает открытость, улыбка на лице, добрый взгляд. Это инструменты толерантности».

Толерантность - понятие сложное, оно вызывает трудности в понимании и требует разъяснения и обсуждения, но ему можно и нужно учиться. Нужно учиться любви и милосердию, потому что только оно спасет нас от озверения, от такого состояния, которое разрушительно во всех смыслах. Нужно вовремя попытаться понять другого, все то, что ему дорого. Нужно помнить, что Земля в эпоху сверхзвуковых скоростей и Интернета стала очень маленькой - все мы на ней живем рядом друг с другом и друг среди друга и убежать некуда. Поэтому необходимо учиться принимать другого со всеми его особенностями. Другого пути просто нет. А кроме того, приняв другого, мы становимся богаче сами, намного богаче… Если вдуматься, толерантное отношение к другому - это путь удивительных открытий для самого себя. Путь подлинного духовного роста.

Высказывания о толерантности

«Один человек отличается от другого больше, чем разнятся два животных разных видов». Мишель де Монтень
«Терпимость - это очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма. Наш первы. Жюль Франсуа Леметр
«Терпимость не есть равнодушие к добру и злу; терпимость есть добродетель свободолюбия и человеколюбия, бережное отношение к человеческим душам, и их жизненному пути, всегда сложному и мучительному». Николай Бердяев


Литература

1. Аверзаев И. И. О формировании толерантности у учащейся молодежи / И. И. Аверзаев // Воспитание школьников. - 2010. - № 7. - С.64- 66.

2. Бураков М. Ко всем с уважением. 16 ноября - День толерантности / М. Бураков // Уральский рабочий. -2009. - 14 ноября. - С. 3.

3. Войновская Т. Уважение к другому: Может стоит потренироваться? / Т. Войновская // Народное образование. - 2009. - № 2 - С. 216- 217.

4. Гаврилова Е. Проблемы толерантности и пути их решения в школьном пространстве / Е. Гаврилова // Социальная педагогика.- 2010. - № 1 - С. 45- 49.

5. Добрынина Е. Тройка по толерантности / Е. Добрынина // Рос. газ. - 2007. - 22 марта. - С. 9.

6. Елисеев С. М. Особенности политической толерантности студенчества / С. М. Елисеев // Социологические исследования. - 2010. - № 6. - С. 45- 51.

7. Идеи толерантности в практику деятельности библиотек // Новая библиотека. - 2006. - № 7. - С. 38-43.

8. Куценко Е. Пойми меня: Опыт сочувствия / Е. Куценко // Классное руководство и воспитание школьников. - 2010. - № 9 - С. 41-42.

9. Прокопенко В. А. «Толерантность и мир, в котором мы живем» / В. А. Прокопенко // Новая библиотека. - 2006. - № 3. - С. 40-41.

10. Самоделова Т., Буторина С. Формирование толерантного поведения в семье (психологический тренинг) / Т. Самоделова, С. Буторина // Воспитание школьников. - 2007. - № 4. - С. 36-40.

11. Соколов В. М. Толерантность: состояние и тенденции / В. М. Соколов // Социс. - 2003. - № 8. - С. 54-63.

12. Сукиасян Э. Р. Воспитай в себе толерантность / Э. Р. Сукиасян // Школьная библиотека. - 2007. - № 2. - С. 35-37.

13. Сукиасян Э. Р. Воспитывайте в себе толерантность / Э. Р. Сукиасян // Школьная библиотека. - 2007. - № 2. - С. 35-37.

14. Тихомирова И. Милосердие на книжной полке / И. Тихомирова // Домашняя школьная библиотека. - 2004. - № 4-5. - С. 2-6.

15. Шадже А. Ю., Дамения О. Н. Толерантность в ценностной системе трансформирующейся России / А. Ю. Шадже, О. Н. Дамения // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - № 5. - С. 228-242.