Технологическая карта структуры урока по баяну. Предварительное ознакомление с произведением

Цель урока: формирование понятий об основных штрихах.

Тип урока: комбинированный (повторение пройденного, получение новых знаний, закрепление новых ЗУН).

Для достижения цели планировалось решить следующие задачи:

  • Обучающие : формирование слуховых представлений о штрихах (легато, нон легато, стаккато); формирование и закрепление игровых навыков для исполнения основных штрихов.
  • Воспитательные : воспитание вдумчивого отношения к занятиям, культуры исполнения, эстетического вкуса.
  • Развивающие : развитие музыкального слуха, чувства ритма, образного мышления.

Наглядный материал к уроку.

1. Изображения сплошной линии, пунктирной, графическое легато (кружки соприкасаются между собой, но не наплывают друг на друга), нон легато (кружки находятся на небольшом расстоянии друг от друга), графическое стаккато (точки).

2. Репродукции картин Ж. Сёра, П. Синьяка, И. Шишкина.

3. Ассоциативный ряд в виде презентации.

4. Музыкальные примеры: Хор охотников из оперы К.М. Вебера “Волшебный стрелок”, бразильский народный танец “Самбалеле”, М. Качурбина “Мишка с куклой”, Л. Бекман “Ёлочка”.

План урока

1. Приветствие.- 30 с.

2. Настройка.- 30 с.

3. Разминка. (Гамма до мажор правой, левой рукой – нон легато; правой рукой “Я сижу, учу”- легато; правой рукой терции до мажор- нон легато).- 2 м.

4. Понятие штриха.- 2 м.

5. Игра в ансамбле. (Марш; творческое задание; показ преподавателя).- 5-7 м.

6. Закрепление штриха легато. (Пение; “Ходит кот по горе”- работа над качеством исполнения). 5-7 м.

7. Ассоциативный ряд.- 3 м.

8. Физ.минутка. (“Здрасте, здрасте”; “Мишка с куклой” - движение под музыку).-2 м.

9. Штрих стаккато – формирование игровых навыков. (Дождик; Лошадка).-10 м.

10. Закрепление навыка. (Ансамбль “Шесть утят”).-3 м.

11. Подведение итогов. (Штрихи, как средство художественной выразительности).- 3 м.

12. Домашнее задание -1 м

Ход урока

Здравствуй, Таня и уважаемые преподаватели! Таня, это наш первый открытый урок, желаю тебе быть активной и внимательной, чтобы работа стала интересной и плодотворной.

Тема урока - освоение основных штрихов на начальном этапе обучения. Начинаем мы традиционно с разминки, сыграем гамму ДО мажор в характере марша. (Правой и левой рукой отдельно); терции (правой рукой). Следующее упражнение - “Я сижу, учу” (правой рукой).

Ты играла двумя способами, ноты звучали то раздельно, то связно, напевно. Тебе уже знакомо понятие связной игры, это - (ответ ученицы), а играть раздельно, не связно называется - (ответ). Должна тебе сообщить, что легато и нон легато-это штрихи. Штрихи – это характер извлекаемого звука. Можно сказать, что штрих это и результат действия исполнителя. Таня, как ты думаешь, почему какую-то музыку мы играем напевно, на легато, а для другой лучше подходит штрих нон легато? Может всё играть одинаково? (ответ). Да, ты права. Музыка очень разнообразна, у каждой есть свой характер, как у каждого человека. А штрихи тесно связаны с этим характером, помогают его раскрыть, передают настроение музыки. Слово “штрих” в переводе с немецкого – черта. Какая черта (линия) на твой взгляд соответствует легато, какая нон легато? (наглядный материал). (Ответ). Верно, легато можно изобразить длинной линией, а пунктирной - нон легато. Для нас правильнее изобразить звуки вот так (наглядный материал): кружочки - графическое легато (кружки соприкасаются между собой, но не наплывают друг на друга), нон легато (кружки находятся на небольшом расстоянии друг от друга). Чем отличаются эти изображения? (Ответ). Так же происходит в музыке, звучание нон легато-это небольшие расстояния, цезуры между нотами. Знаешь, многие марши исполняются штрихом нон легато, под него удобно шагать. Предлагаю тебе сочинить небольшой марш на эти слова. (Подбор мелодии на заданный текст: “Раз, два, стройся в ряд. Раз, два, на парад!”). Пальчики активно берут ноты, как бы шагают по клавиатуре, мы передаём бодрый характер, солдаты поднимают ноги. Ещё нон легато может звучать так: (преподаватель исполняет отрывок хора Охотников из оперы “Волшебный стрелок” К.М. Вебера; эпизод бразильского танца “Самбалеле”). Подобная танцевальная музыка звучит на бразильских карнавалах, ты когда-нибудь видела карнавал? Это очень яркое шествие с весёлыми песнями и танцами. В Бразилии этот праздник длится несколько дней. А у тебя есть любимый праздник? (Ответ). Давай мы с тобой споём самую популярную новогоднюю песню, ты её узнаешь по звукам вступления. (Поём “В лесу родилась ёлочка”, аккомпанирует преподаватель).

Скажи, пожалуйста, что ты делала со звуками при пении? (Ответ), то есть ты исполняла на легато. В песенной (вокальной) музыке в основном применяется этот штрих. У нас с тобой есть песня, “Ходит кот по горе”, мы её сыграем, но сначала прочти к ней слова. (Ученица читает, выясняем, что это колыбельная). Таня, какое состояние, настроение ты должна передать? (Ответ). Играть нужно напевно, значит штрихом? (Ответ).

(Работаем над пьесой: штрих легато, смена меха, оттенки).

Как ты думаешь, что-то изменится, если ты сыграешь нон легато? Послушай что получится. (Играет нон легато; рассуждение). Да, исчезла напевность, плавность, кот из ласкового превратился в задиристого, он скорее разбудит, чем укачает. Изменился характер песни. Давай мы вернём её назначение колыбельной и сыграем выразительно. (Даём оценку исполнению).

Хочу показать тебе несколько иллюстраций, твоя задача определить какие образы, линии связаны со штрихом легато, раскрывают его смысл, по твоим ощущениям. (Ассоциативный ряд-просмотр, рассуждения, краткие выводы).

А сейчас предлагаю физ. минутку. Проведём ритмическую разминку “Здрасте, здрасте”. (Выполнятся в форме диалога, с движениями, иллюстрирующими текст по смыслу, каждому слогу соответствует своя длительность, интонационно окрашиваем):

Здрасте, здрасте, мы вас ждём!

Намочило нас дождём.

Где ж ваш зонтик?

Потеряли...

Где галоши?

Кот унёс...

Где перчатки?

Скушал пёс!

Это, гости, не беда, заходите в ворота, поднимайтесь на порог, к нам на праздничный пирог!

Разминка продолжается. Предлагаю тебе выполнить движения под самую известную польку “Мишка с куклой”, можно использовать бубен. (Движения под музыку, аккомпанирует преподаватель).

Спасибо, молодец! Скажи, какой характер прозвучавшей музыки? (Ответ). А ты обратила внимание, как звучали ноты, связно или раздельно? (Показать на инструменте). (Ответ). Да, звуки исполнялись коротко, чётко, передавая лёгкие подскоки, полька так и танцуется на небольших подскоках. Твои удары по бубну тоже были чёткие и лёгкие. Таня, а как бы ты изобразила капли дождя? Садись за инструмент, будешь фантазировать. (Ученица выполняет, преподаватель гармонизует). Капельки падают легко, между каждой капелькой есть момент паузы, слушай. Такое чёткое, лёгкое звучание называется – стаккато, этот штрих, в переводе с итальянского означает остро, отрывисто. Стаккато, как и другие штрихи, служит для передачи характера музыки. Давай мы поучимся извлекать ноты на стаккато. (Работа над детской песней “Лошадка” - правой рукой; левой рукой на аккордах; правой рукой в терцию - кистевое стаккато). Можешь отличить на слух, чем отличается стаккато от нон легато? (показ; ответ ученицы). Звуки короче, расстояние между ними больше, графически можно изобразить стаккато точками.

Сегодня ты познакомилась с новым штрихом, мы закрепим его, исполнив знакомую тебе песенку “Шесть утят”, посмотри, какие ноты ты будешь играть стаккато, приготовились (игра в ансамбле). Таня, назови известные тебе штрихи (ответ). Штрихи - это средство художественной выразительности, они используются не только в музыке, но и других видах искусства. Например, балерина исполняет плавные движения руками, это будет - (ответ), а прыжки на пуантах - (ответ). Ты помнишь, как переводится слово штрих? (Ответ), правильно, поэтому без штрихов точно не обойтись в изобразительном искусстве, там различных линий великое множество. В конце 19 века, во Франции жили художники, которые создавали свои картины одними точками, этих художников назвали пуантилистами. Предлагаю тебе познакомиться с таким образцом. (Просмотр иллюстраций, картины Сёра, Синьяка). Для передачи общего настроения картины, художник использует и густой мазок, и лёгкие штрихи. (Пейзажи Шишкина). Как ты думаешь, зачем мы знакомимся со штрихами и осваиваем их исполнение? (Ответ). Чтобы ты, как художник, могла звуками написать музыкальный образ, выразить настроение музыки.

Спасибо за работу на уроке; домашнее задание будет таким: при помощи известных тебе штрихов нарисовать цветок, бабочку, или дерево, а может тебе захочется изобразить целый пейзаж. Желаю успеха! Наш урок подошёл к концу, за хорошую работу тебе можно поставить отметку пять. До свидания!


Тип урока:
комбинированный.

Цели и задачи урока:

1.Образовательные: сформировать, обобщить и углубить знания учащегося с основами работы над исполнительской техникой.

2.Развивающие: развитие эстетического вкуса, развитие образного мышления, музыкально – исполнительское и идейно – художественное развитие.

3.Воспитательные: воспитание у учащегося внимания, целеустремленности и настойчивости в овладении приемами и навыками игры на инструменте, умение анализировать свое выступление.

4.Здоровьесберегающие: правильная посадка, положение рук, установка инструмента.

Форма урока: индивидуальная.

Методы: игра на инструменте, беседа, наблюдение, демонстрация видеоматериала, игровые методы.

Реализуемые педагогические технологии: художественные, информационно-компьютерные.

Оборудование: музыкальный инструмент (баян), нотная литература, дидактический материал (карточки), компьютер.

Используемая литература:

1. В. Семенов «Современная школа игры на баяне».

2. Д. Самойлов «Хрестоматия баяниста 1-3 кл.»

3. Ю.Акимов, В.Грачев «Хрестоматия баяниста 1-2кл.»

4. Составление и исполнительская редакция Ф.Бушуева, С Павина «Хрестоматия баяниста 1-2 кл. для детских музыкальных школ».

Репертуарный план урока:

1. Позиционные упражнения.

2. Гамма до мажор, арпеджио, аккорды.

3. Р.н.п. «Василек», р.н.п. «Не летай, соловей», М. Красев «Маленькая елочка».

4. К. Черни «Этюд».

5. Л. Книппер «Полюшко-поле».

6. Оценка за урок, домашнее задание.

Структура урока.

1. Организационный момент. Представление ученика и круга задач, стоящих перед ним.

2. Основная часть:

Вступительное слово педагога: «Техника, в широком смысле слова - средство передачи художественного содержания произведений. В узком смысле это предельная точность, быстрота пальцев, координация движений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач».

2.1 Игра позиционных упражнений. Обратить внимание на посадку ученика, положение рук, ног, установку инструмента.

Педагог: «Баянная техника строится на типовых формулах: гаммы, арпеджио, аккорды».

2.2. Игра гаммы до мажор целыми, половинными, четвертными, восьмыми длительностями со счетом вслух различными штрихами, арпеджио, аккорды.

2.3. Проверка домашнего задания .

Проигрывание выученных ранее пьес, указывая на недостатки и достоинства: р.н.п. «Василек», р.н.п. «Не летай, соловей», М. Красев «Маленькая елочка».

Педагог: «Успешное развитие техники невозможно без работы над этюдами».

2.4. К.Черни «Этюд». Преодоление технически сложного места, точная аппликатура, смена меха.

2.5. Проведение физкультминутки. Игра «Петрушка». Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувства тепла. Игра с ритмическими карточками. Прохлопывание ритма, изображенного на карточках.

2.5. Л.Книппер «Полюшко – поле». Беседа о жизни и творчестве композитора . Просмотр фотографий композитора на компьютере. Беседа о песне «Полюшко-поле». Это советская песня о героях Красной армии, которая благодаря своей популярности, считается народной. Между тем, песня имеет авторов: муз. Л.Книппер, автор слов – поэт В.М.Гусев. Она была написана в 1933 году. Мелодия легла в основу 4-ой симфонии Л. Книппера «Поэма о бойце - комсомольце», явилась лейтмотивом этого произведения. История создания песни.

2.6 Работа над текстом, характером и аппликатурой.

Вначале исполняется произведение целиком, чтобы понять какие из наработанных педагогом задач, реализовались. После проигрывания становится ясно, что из-за неправильной смены меха обрывается музыкальная фраза, вследствии чего отсутствует выразительное интонирование.

Работа над ведением меха. В процессе обучения важно научиться сознательно и грамотно определять моменты смены направления меха. На начальном этапе обучения смену движения меха следует делать после снятия пальцев, в нотных сборниках в тексте находятся соответствующие знаки, определяющие точную смену меха, их нужно придерживаться. Каждую фразу педагог просит подводить к моменту кульминации. Чтобы облегчить задачу, ученик играет отдельно каждой рукой, уделяет внимание смене меха. После успешно сделанной работы усложним задачу, играя произведение двумя руками вместе. Педагог просит учащегося самому определить уровень его исполнения и проанализировать. Перед учеником ставится задача: «давай представим, что мы на сцене, попробуй сыграть, как на концерте». Педагог хвалит учащегося за старание, которое было приложено для решения поставленных задач.

3.Подведение итогов, анализ.

4.Домашнее задание.

5. Отметка.

Гуцул Елена Анатольевна
Должность: преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: МКОУДО "Катав-Ивановская ДШИ"
Населённый пункт: город Катав-Ивановск, Челябинская область
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Начальный этап обучения в классе баяна"
Дата публикации: 13.10.2016
Раздел: дополнительное образование

Открытый урок преподавателя по классу баяна Гуцул Е.А.

(предмет: специальность)
Учащийся: Кирпиченко Кирилл, возраст 7 лет, класс 1 (7л.о.)
Тема урока:
Постановка и развитие исполнительского аппарата, формирование посадки, освоение клавиатуры инструмента, развитие технических навыков и творческих способностей на уроке специальности.
Тип урока:
комбинированный.
Цель урока:
Формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте.
Задачи урока:
1. Обучающая: обобщить и углубить теоретические знания учащегося, сформировать навык свободного перемещения правой руки по правой клавиатуре. 2. Развивающая: развитие внимания, музыкального слуха при игре на инструменте, технических навыков исполнительства, творческих способностей. 3. Воспитывающая: привитие интереса и любви к музыкальному искусству. 4. Здоровьесберегающая: правильная посадка, положение рук, установка инструмента.
Форма урока:
индивидуальная.
Технические средства:
Баян для ученика, баян для педагога, пульт, стол, стулья, ноты.
Репертуарный план урока:
1. Пальчиковые упражнения: развитие независимости пальцев «Теремки», «Братцы»; развитие эластичности мышц «Тяни-толкай», «Заводные машинки» и т.д. 2. Гамма до мажор разными длительностями. 3. Д.п. «Василёк», Шплатова «Бобик», Д.п. «Барабанщик», Д.п. «Дождик» 4. Упражнения для игры двумя руками (аккомпанемент с мажорными аккордами) 5. Р.н.п. «Как под горкой, под горой», Р.н.п. «Барашечки» (отдельно каждой рукой)
Структура урока:
Формирование исполнительского игрового аппарата: преподаватель совместно с учащимся делает пальчиковые упражнения на развитие независимости пальцев, на развитие эластичности мышц, на развитие гибкости пальцев и кисти. Закрепление постановочных навыков. С первых уроков ученик приучается играть, не глядя на клавиатуру. Для облегчения ориентации на правой клавиатуре делаются насечки на клавишах «До» (1ряд), «Фа» (3ряд), «Соль» (2ряд). Перед началом исполнения песенки учащемуся необходимо установить пальцы на клавиши: до – второй палец, ми – третий, фа
– четвертый. Используемая 4-х пальцевая аппликатура предполагает традиционную постановку, закрепляющую за каждым вертикальным рядом определенный палец – «хозяин». Благодаря тому, что первый палец правой руки находится за грифом, постановка правой руки фиксированная и способствует удерживанию руки в определенном положении. Это позволяет ученику лучше чувствовать саму клавишу, обеспечивает устойчивость положения кисти. Но при этом необходимо помнить, что нужно держать открытым отверстие между внутренней частью кисти и грифом, так называемое «окошко». Для закрепления этого навыка проделываем упражнения без звука: вертикальное свободное скольжение всех пальцев по каждому ряду. По окончании упражнения необходимо освободить руку: сброс вниз, небольшие маховые движения кистью. Освоение основ меховедения на примере гаммы до мажор. Педагог обращает внимание на ровность меховедения, качество звукоизвлечения, недопустимость прогиба пальцев, ощущение трех точек опоры, необходимых для контакта с левым полукорпусом, а также наличие точки упора инструмента во внутреннюю часть бедра правой ноги при ведении меха на сжим. Выработка чувства осязательных ощущений, умение находить нужные клавиши и соизмерять мышечные усилия с упругостью клавиш, не допуская чрезмерного давления и прогиба суставов, сохранять контроль над правильным положением правой руки. Ознакомление с новым произведением, используя определённый алгоритм разучивания: 1. Педагог проигрывает новую мелодию. 2. Ученик называет размер новой песни, длительности и прочитывает ноты. 3. Ученик поет (в случае, если песенка со словами) и одновременно прохлопывает ритмический рисунок. 4. Ученик проигрывает песенку со счётом вслух отдельно каждой рукой.
Ход урока:
(подготовительный этап) 1.Вступительное слово преподавателя: представление учащегося, освещение темы урока
.
2. Игра пальчиковых упражнений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач. Учащийся совместно с преподавателем проделывает упражнения на развитие независимости пальцев:
«Теремки»
Ладони сомкнуты перед грудью. Прижав кончики указательных пальцев друг к другу, максимально согнуть эти пальцы так, чтобы они прогнулись в первых суставах. Готов теремок для Михайлы Потапыча! Второй теремок строим для его жены Настасьи Ивановны – сгибаются прижатые друг к другу кончиками вредние пальцы.
Для маленького Мишутки теремок строят безымянные пальчики, а для Машеньки – мизинчики.
«Братцы»
Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.(Засиделись в избушке братцы) Отводим вбок мизинец и задерживаем его в этой позиции 2-3 секунды. Мизинец чуть покачивается, затем возвращается в исходную позицию. (Захотел меньшой прогуляться. Да скучно ему гулять одному. Зовёт он братца вдвоём прогуляться) Вбок отвести два, прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2-3 секунды. Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию. (Да скучно им гулять двоим. Зовут братца втроём прогуляться) Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний, задержать на 2-3 секунды. (Грустно старшим сидеть в избе. Зовут они братцев домой к себе.) Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками. Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется. Затем работает другая рука. Упражнения на развитие эластичности мышц
«Тяни-толкай»
Руки опущены вниз, тыльные стороны ладоней соединены. Указательные пальцы и средние пальцы скрещиваются с теми же пальцами другой руки; кончики их сцепляются. Сцепленные пальцы попеременно двигаются вперёд-назад. При повторении игры сцепляются средние и безымянные пальцы. (Бежит Тяни-Толкай, торопится, а с места не сдвинется.)
«Заводные машинки»


Играющие сцепляют пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы) и превращаются в заводные машинки. Ключ - в руках ведущего. Ведущий «заводит» машинки тремя поворотами ключ. Вдох-и машины трогаются с места, со звуком «ж-ж-ж!» Большие пальцы начинают крутиться друг вокруг друга, всё быстрее и быстрее. Пока не закончится завод (пока хватает дыхания). Такая гимнастика для рук является дополнительным средством для облегчения первичных постановочных навыков, а также помогает заинтересовать ребёнка, развить его творческое мышление, внимание, умение управлять своим телом.

3.Игра на инструменте. Преподаватель обращает внимание на посадку ученика, положение рук, ног, установку инструмента, т.к. правильная посадка, постановка баяна и
рук обеспечивает устойчивость инструмента, свободу движений кисти и пальцев.
(контроль в течение урока)
(основной этап) 1. Игра гаммы до мажор. Учащийся проигрывает гамму целыми, половинными и четвертными длительностями со счетом вслух. При игре целыми длительностями смена меха осуществляется через ноту, половинными – через две ноты, четвертями – через четыре ноты. Преподаватель осуществляет контроль за плавным и ровным меховедением, а также обращает внимание на недопустимость прогиба пальцев в первой фаланге. 2. Проигрывание выученных ранее пьес, делая совместный анализ с учащимся недостатков и достоинств: Д.п. «Василёк» (проигрывание с пением, характер спокойный, мягкий) О.Шплатова «Бобик» (проигрывание с пением, характер весёлый, радостный) Д.п. «Барабанщик» (проигрывание с пением, характер бодрый, маршеобразный) Д.п. «Дождик» (проигрывание с пением, характер весёлый, лёгкий) Обсуждение после проигрывания каждой песенки: удалось ли передать характер, соблюдена ли смена меха, аппликатура, пальцевой замах, соблюдена ли правильная посадка. 3. Освоение аккомпанемента с мажорными аккордами. Игра упражнений двумя руками с мажорными аккордами в аккомпанементе. 4. Проведение физкультминутки. «Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед. Руки раскачиваются по инерции, в то же время произносятся слова: «шалтай-болтай». «Солдатик и медвежонок» выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок» расслабить, округлить спину, как у мягкого толстенького медвежонка. 5. Разучивание новых песенок: Р.н.п. «Как под горкой, под горой» (проигрывание преподавателем со словами, определение характера, размер, чтение нот, проигрывание каждой рукой отдельно); Р.н.п. «Барашечки» (проигрывание преподавателем со словами, определение характера, размер, чтение нот, проигрывание каждой рукой отдельно). (заключительный этап) 1.Отметка 2.Запись домашнего задания.
Анализ урока:
Результат урока показал, что задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне
раскрыты: - четкость и ясность поставленных задач. - разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей ребенка. - создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации). - активизация слухового контроля. - подача теоретических понятий в контексте музыкального образа. - самоанализ учащимся исполняемых произведений.  
Используемая литература:
1. О.Шплатова «Первая ступенька» 2. Д.Угринович «Баян, подготовительная группа» 3. В. Стативкин «Школа игры навыборно-готовом баяне». 4. Д. Самойлов. «Школа игры на баяне». 5.Е. Мушкин «Постановка и развитие исполнительского аппарата баяниста»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа» №1 города Тайшета

Открытый урок по специальности

(Отделение народных инструментов)

По теме: «Работа над художественным образом в разнохарактерных произведениях».

Преподаватель: Гумирова О.В.

Тайшет 2016

Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Вид урока: традиционный.

Форма урока: индивидуальная.

Тема: «Работа над художественным образом в разнохарактерных произведениях».

Открытый урок проводится с учащимся 8-го класса Рудаков Григорий, баян.

Цель: создание условийдля развития навыка работы над художественным образом в разнохарактерных произведениях.

Задачи:

1. Образовательные: закрепить изученные теоретические знания (дать определение понятию «художественный образ произведения»), продолжить формирование практических навыков (научить раскрывать замысел произведения, работа над средствами музыкальной выразительности, исполнение в среднем темпе с поставленными задачами).

2. Развивающие: развивать умение слушать и понимать исполняемое произведение, координацию движений, образное музыкальное мышление, творческую активность через различные виды деятельности.

3. Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, воспитывать эстетический вкус, усидчивость, трудолюбие, собранность.

Методы обучения:

1. Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Преподаватель сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает.

2. Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной преподавателем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.

3. Практический: музыкально-дидактические игры, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.

Методические приемы:

Словесный, наглядный, практический;

Активация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;

Развитие мышления, творческой инициативы;

Приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук; правильно исполнять мелодию и передавать ритмический рисунок.

Технические средства обучения:

Инструмент (баян), стул, пульт, нотные пособия,ноутбук, видео и аудио приложения.

Психологические условия на уроке:

Мобилизация внимания, познавательная активность, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающейся ситуации, благоприятный психологический микроклимат на уроке.

Применение педагогических технологий:

1. Здоровьесберегающая технология:

Развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться.

Рациональная организация урока: гимнастика для глаз, упражнение на расслабление мышц шеи со свободными поворотами головы (вправо, влево, вверх, вниз).

Чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется повторением выученных пьес и слушание музыки).

2. Технология личностно-ориентированного обучения:

Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса есть личностно-ориентированная педагогика. В основе этой технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие, прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для самореализации ученика, развитие индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.

3. Технология проблемного обучения:

Эта технология подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение учебных проблем перед обучающимся. Ученик включается в активную мыслительную деятельность, высказывает собственное мнение и активно усваивает знания.

4. Технология формирования мотивации или игровая технология:

Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информацию. Включения в учебный процесс игровых моментов повышает интерес ученика к занятиям на инструменте, активизирует его творческую деятельность. Преподаватель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.

Репертуарный план урока :

1. Хроматическая гамма для правой руки и упражнения для левой руки.

2. Я.Френкель «Русское поле» из к/ф «Новые приключения Неуловимых».

3.«Выйду на улицу» р.н.п. обр. О. Бурьян

План урока:

1) Организационный момент.

2) Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

3) Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесберегающей технологии).

4) Проблемная ситуация на основе учебного материала.

5) закрепление пройденного материала.

6) Итог урока.

7) Домашнее задание.

Ход урока:

1) Организационный момент. Приветствие, посадка за инструмент, настрой на активную творческую работу.

Определение цели и задач урока, предварительно опросив ученика о том, что он знает о «средствах музыкальной выразительности». Что их связывает и как они взаимодействуют друг с другом.

2) Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

- хроматическая гамма правой рукой с динамическими оттенками;

- игра хроматической гаммы правой рукой с динамическими оттенками, разными штрихами;

- повторение басового хода в левой руке, используемый в произведении с динамическими оттенками.

Следим за качеством звукоизвлечения, ритмическим рисунком и свободой пальцев правой руки.

3) Работа с музыкальным материалом.

Прослушивание музыкального произведения на ноутбуке. Я.Френкель «Русское поле» из к/ф «Новые приключения Неуловимых».

Обсуждение художественного образа произведения. При диалоге возможно использовать картины, рисунки, помогающие понять смысл произведения.

1. Как ты думаешь, о чем это произведение?

2. Знаешь ли ты слова песни?

3. Что помогло понять, о чем это произведение? Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?
4. Какой темп в этом произведении? Динамика, штрихи, характер аккомпанемента?
5. На сколько частей можно условно разделить пьесу? Что мы представили в первой части, а что во второй? Как в музыке заметно это изменение?

6. Попробуй объяснить, что же такое «художественный образ»?

Совместное изучение динамических линий и построений фразировки, штриховых особенностей.

Определение кульминации произведения, графическое изображение динамики в нотах, пропевание мелодии, показ педагога на инструменте; метод игры-сравнения (сравнивается игра педагога и ученика, анализ). Исполнение с поставленными задачами произведения по частям.

Исполнение произведения «Русское поле» из к/ф «Приключения неуловимых мстителей» с выполнением раннее поставленных задач:

1.производить смены меха в указанных местах нотного текста;
2.точно выполнять аппликатурные требования – соблюдать выставленные над нотными знаками пальцы;
3.точно выдерживать все длительности;
4.держать единый темп исполнения;
5.добиться безостановочной игры двумя руками, при этом точно соблюдая нотный текст.
- физ. разминка (с использованием здоровьесберегающей технологии):

Упражнение для глаз – подвигать глазками вправо, влево, вверх, вниз, закрыть их, открыть. Посмотреть на самый ближайший предмет, потом на самый дальний предмет. Повторить несколько раз.

Упражнение на расслабление мышц шеи со свободными поворотами головы (вправо, влево, вверх, вниз)

4) Проблемная ситуация на основе учебного материала.

Выявить самостоятельно в следующем произведении художественный образ. Определить кульминационные точки и движение фразировки без помощи компьютерных технологий.

«Выйду на улицу» р.н.п. обр. О. Бурьян.

5) Закрепление пройденного материала.

Обсуждение всей проделанной работы на уроке. Повторением и закреплением пройденного материала.

6) Итог урока.

Все средства музыкальной выразительности имеют большое значение в определении замысла композитора, т.к. непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его внутреннее содержание. Одновременная концентрация внимания в работе над разнообразными средствами музыкальной выразительности значительно повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению, который способствует правильно определить художественный образ произведения. Эмоциональное переживание музыкального произведения помогает развитию восприятия музыки и положительно сказывается на творческом процессе, что способствует развитию интереса и воспитанию чувства любви к музыке с формированием художественно-эстетического вкуса.

7) Домашнее задание, проставление оценки.

Самоанализ и самооценка учащегося о проделанной работе на уроке с корректировкой преподавателем. Определение домашнего задания.

с учащейся 3 класса
Тема: Развитие навыков работы над полифоническим произведением
в классе аккордеона.
Тип урока: комбинированный.
Цель: формировать навыки работы над полифоническим произведением,
развивать умение слышать полифоническую ткань.
Задачи:
Образовательные: формировать, углублять и обобщать знания учащейся о
жанре полифонии, ее типах на примерах пройденного и нового материала.
Развивающие: развивать навык исполнения двухголосной полифонической
ткани, умение слышать сочетание голосов, их выразительные особенности,
применять различные штрихи для выделения голосов в общем звучании.
Воспитательные: воспитывать интерес к полифонической музыке,
внимание, целеустремленность и настойчивость в овладении приемами и
навыками исполнения произведений многоголосного склада.
Здоровьесберегающие: правильная посадка, положение рук учащейся,
установка инструмента.
Форма урока: индивидуальная.
Методы: игра на инструменте (индивидуальная и ансамблевая), беседа,
наблюдение, контроль, самоконтроль, накопление знаний, демонстрация
аудиоматериала.
Оборудование: 2 аккордеона, пюпитр, стол, стулья, нотная литература,
музыкальный центр.
Используемая литература:
1. В.Лушников «Школа игры на аккордеоне», 1988г.
2. Б.Калмыков, Г.Фридкин «Сольфеджио» часть 2, двухголосие.
3. И.С.Бах ХТК, 2 том.
Репертуарный план урока:
1.
Гаммы ре мажор, си минор; игра в октаву, аккордов трех­ и
четырехзвучно.
2. Г.Перселл «Ария».
3. «Ивушка» р.н.п.
4. Б.Любарский «Песня».
5. И.С.Бах Фуга соль­диез минор, ХТК, 2 том.

6. Л.Бетховен «Шуточный канон».
Структура урока:
1. Организационный этап:
­ приветствие, психологический настрой, сообщение темы урока, целей и
задач.
­ практический настрой: игра гамм, упражнений.
2. Теоретический этап:
­ беседа с учащейся о жанре полифонии, опираясь на приобретенные ранее
знания: понятия «полифония», «подголосочная полифония», «канон»,
«имитация», «фуга».
3. Практический этап:
­ исполнение полифонических пьес, разученных ранее;
­ работа над новым произведением: интонирование темы, выделение
голосов в общей полифонической ткани;
­ слушание в записи Фуги соль­диез минор из 2 тома ХТК Баха, следя по
нотному тексту.
4. Заключительный этап:
­ рефлексия;
­ домашнее задание;
­ оценка работы учащейся.

Ход урока.
Этапы урока
Содержание урока
Примечания
Организационный
.
Постановка целей
и задач урока.
Активизация
внимания.
Полифония – это
1. Учитель: Здравствуй, Жумагуль!
Сегодня наш урок будет полностью
посвящен одному из сложных, но в то
же время красивому и интересному
жанру ПОЛИФОНИИ. Что такое
«полифония»?
Ученица:
«многоголосие».
Учитель:
Самое сложное в
полифонических
исполнении
произведений – это умение слышать
каждый голос, вести и развивать их
мелодическую линию в общем
многоголосии. Эти навыки мы и будем
развивать на различных примерах
полифонической музыки.

2. Учитель: Прежде чем приступить
к решению такой сложной задачи,
надо подготовить свой аппарат к
работе.
Работа с гаммами Ре мажор и Си
минор (игра в унисон, в октаву,
аккорды по 3 и 4 звука, арпеджио).
Учитель: Что ты знаешь о
полифонии? Когда этот жанр был
наиболее
Какие
композиторы сочиняли музыку в
полифоническом стиле?
Ответ ученицы.
популярным?
Проследить за
правильной
посадкой,
положением
инструмента,
рук.
В беседе
опираться на
знания
учащейся,
полученные на
уроках
Подготовка
рабочего аппарата.
Теоретический.
Получение и
углубление знаний
для выполнения
намеченной
работы.

музыкальной
литературы,
специальности.
Анализ голосов
попросить
сделать
ученицу.
каноны,
Учитель: Полифоническая музыка
проявляется в различных формах и
жанрах: это могут быть старинные
танцы (менуэт, сарабанда, аллеманда,
куранта, жига и др.), обработки
народных песен с подголосочной
полифонией,
инвенции,
фугетты и фуги с имитационным
способом развития. Фуга – это
наивысшая форма имитационной
полифонии.
1.Исполнение «Арии» Г.Перселла.
Обратить внимание: верхний голос
отличается мелодической гибкостью,
более разнообразным ритмом, нижний
исполняется нон легато, линия его
сдержанная, степенная.
2. «Ивушка» р.н.п.
Учитель: Полифония встречается не
только в творчестве композиторов, но
и в народной музыке. В народе
бытовала следующая традиция
исполнения песен: начинал песню
запевала, затем ее подхватывал хор,
исполняющий подголосок к основной
теме. Такая форма получила название
подголосочной полифонии.
Исполнение
«Ивушка»
ансамблем: ученик – «запевала»,
учитель – «хор». Для создания более
яркого музыкального
образа
используются различные регистры
аккордеона.
песни
3. Б.Любарский «Песня».
Учитель: «Песня» Любарского, над
которой мы работаем, по своему
складу близка народной. Сколько в
ней голосов? (два). В песне мы можем
выделить два куплета.
В каком
куплете ты видишь признаки
Практический.
Повторение ранее
изученного
материала,
выразительное
исполнение.
Развитие навыков
ансамблевой игры,
умения слушать
общее звучание.
Работа над новым
материалом,
развитие навыка
игры канонической
имитации.

полифонии? (во втором). Тема
проходит в двух голосах в форме
канона, т.е. второй голос ведет ту же
мелодию, но с запозданием на два
такта.
Работа над интонированием и
фразировкой темы в каждом голосе
отдельно,
выработка навыков
исполнения канона,
сохраняя
выразительность каждого голоса.

Умение
4. И.С.Бах «Фуга соль­диез минор»,
2 том ХТК (аудиозапись).
Учитель:

исполнять
полифонические
произведения
расширяет возможности исполнителя
в плане владения инструментом,
разнообразия репертуара. Но умение
слушать полифоническую музыку – не
менее ценное качество для музыканта.
Для этого обратимся к сложной
форме полифонии – фуге. Постарайся
услышать основную тему в каждом
голосе, попытайся проследить по
нотному тексту.
Слушание Фуги в записи (баян),
следя по нотному тексту.
Учитель: Сколько голосов ты
услышала? (три).
Формирование
навыка слушания
полифонии,
вычленяя на слух
проведения
основной темы,
умения
ориентироваться в
нотном тексте.
Закрепление
навыка игры
каноном.
Заключительны
й.
1. Рефлексия.
5. Л.Бетховен «Шуточный канон».
Исполнение в ансамбле с учителем:
каждый играет свой голос, при этом
слушая общую полифоническую
ткань.
Учитель: После такой насыщенной
работы над различными формами
полифонии, какие ощущения, чувства,
эмоции у тебя вызывает этот жанр?
Изменилось ли твое отношение к
нему? Как?
«Песня»
Любарского – умение