Существует три типа связи между словами в словосочетании. §2

Слово может существовать само по себе. Например, в словарной статье. Однако при использовании слова нужно уметь связывать его с другими словами.

Все слова в предложении соединяются между собой по смыслу и грамматически. Такую связь создают союзы, порядок слов, окончания и предлоги. Связь бывает двух видов: сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь предполагает соединение равноправных слов: дождь и снег; то мороз, то оттепель.

Эта связь нужна для распространения предложения однородными членами: Я сел на пень и стал смотреть на цветы и деревья .

Подчинительная связь основана на выделении главного и зависимого слов: большая помощь , сидеть на берегу, прочитал вчера. Так из словосочетаний образуются предложения.

Не являются словосочетаниями предлоги со словами: между нами, около школы, напротив аптеки. Ряды однородных членов или обособленные члены предложения, а также грамматическая основа. От подлежащего и сказуемого можно задать вопросы к другим словам.

Например, в предложении «На нашей очень шумной по обычным дням улице стояла тишина» есть словосочетания разных типов: согласование (на нашей улице, на шумной улице, по обычным дням), управление (стояла на улице, стояла по дням), примыкание (очень шумной).

По главному слову словосочетания бывают глагольными, именными и наречными.

По зависимому слову можно определить характер смысловых отношений между словами: определительные (отвечают на вопросы «какой?», «чей?», как определения), объектные (вопросы косвенных падежей, как дополнения), обстоятельственные (вопросы наречий).

При согласовании главное и зависимое слова согласуются друг с другом в роде, числе и падеже: мой друг, моего друга, моему другу, о моем друге.

Узнать этот вид связи легко, нужно всего-навсего задать вопросы: «какой?», «чей?», «который?». На такие вопросы отвечают чаще всего прилагательные и местоимения, числительные и причастия. Все они зависят от имени существительного: на синем льду , птичий хор , своим пеналом , другой дом , первый раз , решенная задача .

При управлении главное слово командует зависимым словом и заставляет его стоять в форме какого-либо падежа. Изменяя главное слово, мы не можем изменить падеж зависимого (думаю – думает – думал – буду думать – думай о себе). По главному слову управление бывает глагольным (иду по тропе) или именным (нежен со мною).

Зависимым словом является существительное с предлогом или без него (предложное или беспредложное управление). Вопросы, которые задаем от главного слова, выраженного чаще глаголом, чем существительным, называются вопросами косвенных падежей. Хотя к некоторым словам можно поставить и смысловой вопрос. Но надо помнить, что зависимое слово – это изменяемое слово: писал другу, думает о маме, пение птиц, рассказ писателя, шел к тебе, искать вас, богат озерами, немного книг.

Примыкание основано на особых условиях. Зависимое слово примыкает к главному, являясь неизменяемой частью речи, и отвечает на смысловые вопросы (как, где, когда, куда, откуда, зачем, почему). Примыкают наречия (бежать быстро), деепричастия (сидел наклоняясь), неопределенная форма глагола (поехал учиться, желание рисовать), притяжательные местоимения его, ее, их (его ручка ).

Итак, если вы хотите без труда определять вид связи в словосочетании, научитесь выделять словосочетания из предложения, быстро находите главное слово, ставьте от него вопрос и обращайте внимание на части речи.

Порядок подробного разбора словосочетания

  1. Найдите главное слово, определите его часть речи.
  2. Указать тип словосочетания по главному слову (глагольное, именное, наречное).
  3. Найти зависимое слово, определить его часть речи.
  4. Определить смысловые отношения между словами по зависимому слову (определительные, объектные или дополнительные, обстоятельственные).
  5. Поставить вопрос от главного к зависимому слову.
  6. Назвать тип связи словосочетания.

Образец разбора словосочетания

В маршрутном такси папа молча и задумчиво смотрел в окно, как будто вспоминал детство всего человечества (Ю. Алешковский).

1. В маршрутном такси – главное слово «такси» – имя существительное, словосочетание именное. Зависимое слово «маршрутном» – имя прилагательное. В такси каком? – определительные отношения, оба слова согласуются в роде, числе и падеже – это согласование.

2. Задумчиво смотрел – главное слово «смотрел» – глагол, словосочетание глагольное. Зависимое слово «задумчиво» – наречие. Смотрел как? – обстоятельственные отношения, зависимое примыкает к главному – это примыкание.

3. Вспоминал детство – главное слово «вспоминал» – глагол, словосочетание глагольное. Зависимое слово «детство» – существительное без предлога в Винительном падеже. Вспоминал что? – объектные или дополнительные отношения, главное управляет зависимым словом – это управление.

4. Всего человечества – главное слово «человечества» – имя существительное, словосочетание именное. Зависимое слово «всего» – местоимение. Человечества какого? – определительные отношения, оба слова согласуются в роде, числе и падеже – значит, это согласование.

5. Детство человечества – главное слово «детство» имя существительное, словосочетание именное. Зависимое слово «человечества» – имя существительное без предлога в Родительном падеже. Детство кого? – дополнительные отношения, главное управляет зависимым словом – это управление.

Тренировка

Выпишите словосочетания из предложений и определите тип связи.

Время до нашего отлёта тянулось долго-долго. Ещё дольше, чем последний день четвёртой четверти.

Потом красивая девушка принесла нам минеральную воду и конфетки, которые едят в небе, и опять велела всем пассажирам застегнуть ремни.

Посмотрев вдаль, он снова сел в машину, и мы поехали дальше.

В глубине дворика стоял небольшой белый дом. К нему вела выложенная из того же самого камня, что и ограда и ступеньки, дорожка. И по обеим сторонам дорожки росли разноцветные розы.

Самостоятельная работа "Типы словосочетаний"

ВАРИАНТ 1

дома

Широко распростёрлись нижние сучья старой ели, а из-под них, как бы напоказ, выбежало на тенистую лу­жайку целое созвездие красных грибков.

3. Определи тип подчинительной связи: ещё блестели, звенели в вышине, наши голоса, вязал узлы, беспомощные руки, с какого-то времени, так улыбаюсь, совсем невозможно, как-то узнал, её автора.

ВАРИАНТ 2

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

Лилово-голубые колокольчики качаются на ветерке, и кажется, это они вызванивают прощальную симфонию летних грёз в немом осеннем лесу.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

Телефонная трубка, металлическая банка, за справочником туриста, диковина города, больно вспоминать, катушки ниток.

3. Определи тип подчинительной связи: едва заметна, улыбаться кому-то, та девушка, чувствую запах, физически приятно, стать свидетелем, отметить про себя, другие люди, их слова, установили летом.

ВАРИАНТ 3

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

Пройдёт неделя, другая, подует ветерок - и вот уже закружился над землёй золотой, красный, бурый хоровод.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

В окнах города, европейское платье, рассказал подробно, гнёзда птиц, суп из рыбы, со стеклянным колпаком.

3. Определи тип подчинительной связи: теряя дыхание, привёз из Турции, доныне бережёт, приятель друга, тебя угостить, вытянула из-за печи, моя косыночка, давно было, их работа, очень жалко.

ВАРИАНТ 4

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

Оказывается, прежде чем взять орех, кедровка легонько стукает по нему клювом и по звуку определяет, пустой он или нет.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

Телефонными шутками, мышца лица, отцовские коллеги, фото на память, в печной трубе, не без грусти вырвал.

3. Определи тип подчинительной связи: плакать от смеха, все люди, необыкновенно полезный, говорить по-немецки, осыпающейся листвой, вовремя уйти, обещала угостить, с одним рогом, про него говорили, серые глаза.

ВАРИАНТ 5

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

И чудится мне, что полнится воздух тонким, как паутина, золотым звоном уходящей осени.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

Гребень петуха, лучи солнца, птица из леса, полосатыми половиками, любовь мамы, заботливо прочистил.

3. Определи тип подчинительной связи: другой для них, хорошо знакомых, после этого открытия, не видна окружающим, пахнет туманом, капли росы, этот хвост, из-за её плеча, сытая корова, очень памятный.

ВАРИАНТ 6

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

Целые тетеревиные стаи пасутся на каменных осыпях да на галечниках, потихоньку склёвывают мелкие камешки.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

Стебель мяты, деревянная шкатулка, на бумажной ленте, закатное небо, трудно разглядеть, дом из кирпича.

3. Определи тип подчинительной связи: незадолго до этого, путается теперь, на том берегу, в верхушках леса, вытирая руки, её благоухание, знал его, уверенно пойдёт, бедовый парень, чересчур мало.

Существует три типа связи между словами в словосочетании

Согласование - вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово всегда существительное; придаточное может являться: прилагательным, причастием или местоимением.Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе, под тем же названием .

Управление - вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа.Примеры: ненависть к врагу, крутить головой,

Примыкание - вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия.Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шёл не спеша, мальчик постарше .

2 . И дыхание станет ровней,

И страданья отступят куда-то,

Лишь нагнутся к постели твоей

Люди в белых халатах.

А) обоснуйте запятые в четверестишии.

Ответ: первая запятая- ССП, тут две главный член пред по-этому ставится запятая,

А вторая запятая-СПП с придаточными условия,

Кора головного мозга.

Вся наша жизнь, наши мысли, ощущения, чувства связаны с корой больших полушарий, которая образует серое вещество головного мозга. Она представляет собой самый сложный и самый совершенный орган.

В коре головного мозга ученые насчитывают 14-20 миллиардов нервных клеток - нейронов. Они связаны многочисленными отростками между собой и с различными участками тела.

Кора головного мозга снабжена очень густой сетью кровеносных сосудов. И это понятно. Ведь для нормальной деятельности нервных клеток необходимы питательные вещества и кислород. Их доставляет кровь. Клетки коры очень чувствительны к недостатку кислорода.

Когда у человека прекращается дыхание и сердцебиение, то спустя 4-5минут первыми погибают клетки головного мозга.

Если происходит закупорка какого-либо из мозговых сосудов, может нарушиться работа нейронов того участка коры, который получал кислород и питательные вещества именно по этому сосуду.

Закупорка - закупорить, заткнуть плотно отверстие в чем-нибудь

1.Типы простых предложений .

Простое предложение – это синтаксическая единица, образованная одной синтаксической связью между подлежащим и сказуемым или одним главным членом

Двусоставное предложение – это простое предложение с подлежащим и сказуемым как необходимыми компонентами: Они засмеялись. Он был умён. Туча – чёрная, тяжёлых очертаний.
Односоставное предложени е – это простое предложение, в котором есть только один главный член (с зависимыми словами или без них). Односоставные предложения бывают:

Неполное предложение – это предложение, в котором отсутствует один или несколько членов (главных или второстепенных), на которые указывает контекст или ситуация: Правда остаётся правдой, а молва – молвой. Мы разговорились, как будто век были знакомы. Вы, наверное, знаете о нашей работе? И обо мне? Я надену вот это синее. Предложение считается простым, если содержит в себе одну предикативную единицу, если больше - сложным. Если предложение содержит в себе и состав подлежащего, и состав сказуемого, то оно называется двусоставным, иначе - односоставным.

Односоставные предложения делятся на следующие типы:

Определённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, который своими личными окончаниями указывает, что действие, названное им, выполняется определённым, 1-м или 2-м, лицом: Иду домой. Одевайтесь! Неопределённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего, когда действие выполняется неопределённым лицом: Меня вызвали к директору. Обобщённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, где субъектом действия может быть кто угодно: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Безличное предложение - простое односоставное предложение со сказуемым, называющим такое действие или состояние, которое представлено без участия грамматического субъекта действия: Смеркалось. Было уже светло. Хочется пить. Его как бы вдруг передёрнуло. Под густою листвою пахло травою и лесом. Назывное: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека

2. Рассказать о своем распрядке дня, употребляя однородные сказуемые.Я встаю семь часов утром. До 7:30 умываюсь и делаю физическую зарядку, и завтракаю.7:30 – Одеваюсь и иду на университет. Занятие начинается в 8 часов.14:00 – Обедаю. Возврашаюсь домой в 17:30, иногда 18:30 . Если день соспадает дежурству, то начинаю в 18:00 готовить. И в 19:00 ужинаю. После этого готовлю домашние уроки до 23:00. 23:00 ложусь спать

Легкие.

Человек дышит легкими. К ним ведут воздухоносные пути – носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи. Потребность в дыхании возникает потому, что клетки нашего тела не могут существовать без кислорода.

Легкие – правое и левое – занимают большую чать грудной полости. По форме они напоминают две половины усеченного конуса. Словно панцырь защищены онигрудной клеткой: сзади - позвоночником, спереди – грудиной, с боков - ребрами. Каждое легкое окружено плевральным мешком, а в плевре нет воздуха. Здесь накапливается лишь жидкость, играющая роль смазки, она облегчает скольжение легких при дыхательных движениях. Если в плевральную полость проникает воздух (например, при ранении грудной клетки), легкое сдавливается и выключается из акта дыхания.

Бронхи, которые соединяют легкие с трахеей, представляют собой гибкие трубки, состоящие из растяжимой соединительной ткани и хрящевых полуколец. Ветвясь в легких, они образуют бронхиальное дерево. Тот участок, где главный бронх проникает в глубину легочной ткани, называют воротами легкого. Здесь проходят кровеносные сосуды малого круга кровообращения, соединяющие легкие с сердцем, а также лимфатические пути и ветви нервов. Высота легких у мужчин в среднем 27-30 сантиметров, у женщин – 21-23 сантиметров. Правое легкое превосходит по объему левое. Оно разделено на 3 доли, между тем как в левом легком - две доли. Каждое легкое включает в себя 10 бронхо-легочных сегментов. Хотя сегменты не разделены перегородками, они имеют известную самостоятельность: у каждого свой сегментный бронх, своя артерия, свои нервы.

Сегментый бронх, продолжая ветвиться в легочной ткани, дает начало дольковым бронхам. В обоих легких около 1000 долек. Ветвясь в дольки, бронхи все больше истончаются. Самая малая воздухоносная трубочка называется бронхиолой. В нее открываются альвеолярные ходы, увенчанные большим количеством альвеол, содержащих воздух. Поверхность альвеол покрыта густой сетью кровеносных капилляров. Границей между кровью и воздухом в легких служат только две клеточные мембраны. Толщина обеих мембран 2-3 микрона. Именно здесь происходит газообмен: кровь освобождается от углекислоты, забирая из воздуха кислород.

Цвет легких у детей бледно-розовый, а у взрослых он меняется, становясь аспидно-синим с полосами и пятнами. Это объясняется накоплением в ткани легкого мелких пылевых частиц сажи.

1.Подлежащее.Способы выражения подлежащего. Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа (кто? что? ). Обратите внимание на значение (а) и форму выражения (б) подлежащего:а)подлежащее–это то, о чем говорится в предложении (предмет речи); б) основная форма выражения подлежащего – именительный падеж (вопрос кто? что? )

Способы выражения подлежащего А) Подлежащее – одно слово:

Имя существительное- Старший сын (кто?) уехал в столицу.

Местоимение-Он (кто?) уехал в столицу.

Имя прилагательное-Старший (кто?) уехал в столицу.

Причастие-Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет.

Имя числительное- Двое (кто?) уехали в столицу.

Инфинитив -Любить (что?) – это прекрасно.
Жить (что?) – родине служить.

Наречие-Настало и роковое послезавтра (что?).

Предлог-«В» (что?) является предлогом.

Союз-«А» (что?) – противительный союз.

Частица-Не» (что?) с глаголами пишется отдельно.

Междометие-Неслось со всех сторон «ау» (что?).

Косвенная форма имени, спрягаемая форма глагола, предложение в значении имени существительного-«Брату» (что?) – форма дательного падежа существительного.

2. -Добрый день, доктор!

Добрый день, присаживайтесь, на что жалуетесь?

Вот уже второй день у меня болит горло и повышенная температура.

Возьмите и поставьте градусник, о пока откройте рот и скажите «а-а-а»

Несомненно у вас ангина! Пожалуй, и температура есть у вас. Я дам вам рецепт, вам следует его придерживаться, по-моему вы поправитесь за неделю!

Спасибо, доктор, до свидания!

До свидания!!

3. Обоняние .

Благодаря органу обоняния мы ощущаем тонкие ароматы пищи, цветов, леса, воздуха.

Если посмотреть на обонятельный волосок в электронный микроскоп, увеличивающий в несколько десятков или сотен тысяч раз, то окажется, что он очень сложно устроен. Но всей длине под оболочкой в строго определенном порядке тянется девять пар мельчайших трубочек, состоящих, в свою очередь, из еще более тонких сократимых нитей.

Электрофизиологам известно, что, когда в полость носа попадают молекулы пахучих веществ, обонятельные рецепторы начинают вырабатывать биотоки, которые поступают в мозг, передавая в высшие обонятельные центры информацию о природе и интенсивности запаха.

Характер и интенсивность ощущения запаха зависят не только от пахучих веществ, но и от состояния органа обоняния. Острота обоняния в течение жизни человека не остается неизменной. Длительная тренировка развивает способность распознавать не только резкие запахи.

Чувствительность органа обоняния зависит и от общего физического состояния человека. Голод повышает остроту обоняния, а длительное недоедание, истощение снижает ее.

1. Глаголы совершенного и несовершенного вида.Способы образования видовых пар.

Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия,

его результат, конец действия или его начало. В неопределенной форме

они отвечают на вопрос что сделать?.

Например: добежать, купить, зазвенеть, построить, запеть. Прошедшее

время: что сделали? что сделала? что сделал? что сделало?

подбежали, увидела, нашел, взошло.

Будущее простое время: что сделают? что сделаю? что сделает?и т.д.

выйдут, куплю, доплывет, посчитаем.

Обратите внимание на то, что у глаголов совершенного вида есть только

две формы времени: прошедшее и будущее простое. Настоящее время

отсутствует.

Глаголы несовершенного вида обозначают длительные или повторяющиеся

действия, без указания на их завершенность.

В неопределенной форме они отвечают на вопрос что делать?.

Например: петь, кипеть, бежать, мечтать, перечитывать, подпрыгивать.

Прошедшее время: что делали? что делал? что делала? что делало?

бежали, прыгал, искала, заходило.

Настоящее время: что делают? что делаем? что делает?и т.д.

загорают, строим, подтягивается, покупаю.

Будущее сложное время: что будут делать? что буду делать? и т.д.

будут прыгать, буду смеяться, будем слушать, будет танцевать.

У глаголов несовершенного вида есть все три формы времени: прошедшее,

настоящее и будущее сложное.

Выделяют следующие способы образования видовых пар:

1.суффиксальный:

оправдать - оправдывать.закончить - заканчивать о//а.вырастить - выращивать ст//щ

2. префиксальный:
рисовать → нарисовать.печь → испечь.строить → построить.

3. префиксально-суффиксальный:

ронять - уронить.вешать - повесить с//ш

4. супплетивный:

брать - взять.класть - положить.овить - поймать.говорить - сказать

5. с помощью мены места ударения:

насыпАть - насЫпать.разрезАть - разрЕзать

6. путем чередования (//) звуков и/или путем мены тематических суффиксов:

встречать - встретить ч//т

прощать - простить щ//ст

накоплять - накопить пл//п

впускать - впустить к//т

Видообразование, т. е. образование глаголов одного вида от глаголов другого вида, может происходить с помощью двух основных способов - перфективации и имперфективации.
Перфективация - это образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида.
Осуществляется двумя путями:
1. при помощи префиксов с-, до-, пере-, на-:
знать → узнать, вызнать, познать

делать → сделать, доделать, переделать, наделать

2. с помощью суффиксов:
толкать - толкнуть

колоть - кольнуть

Имперфективация - образование глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного вида.
Осуществляется с помощью суффиксов -ива-, -ыва-, -ва-, -а-.

Ива-: раскачать - раскачивать

Ыва-: отпороть - отпарывать

Ва-: запеть - запевать

облить - обливать

А-: решить - решать

влезть - влезать

2. Сказуемые: необходима следить, надо чистить, следуеть ползоваться, нужно беречь, стоит делать, нужно помнить

Уход за полостью рта сохраняет зубы в целостности и сохранности.

Каждому человеку необходима следить за состоянием своих зубов. Первый этап ухода за полостью рта-чистка зубов зубной щеткой и пастой. Их надо чистить зубы два раза в день= утром после завтрака и перед сном. Следует пользоваться только своей зубной щеткой. Зубы надо беречь с раннего возраста. Стоит делать обследвание полости рта каждые 6 месяцов. Нужно помнить о том, что уход за полостью рта является очень важным.

Печень.

В брюшной полости рядом с двенадцатиперстной кишкой расположены две самые крупные железы пищеварительного тракта - печень и поджелудочная железа.

Печень, вес которой у взрослого человека достигает 1500 граммов, занимает пространство под диафрагмой в правом подреберье.

По форме печень напоминает каравай. В ней различают верхнюю и нижнюю поверхности. Печень обильно снабжается кровью. В нее направляются два потока крови. Печеночная артерия приносит кровь для питания ткани органа.Воротная вена доставляет в печень вещества, которые необходимы для синтеза в ней гликогена, белков, липидов, мочевины, витаминов и гормонов.

Печень почти полностью окутана брюшиной, которая переходит в желудок, образуя малый сальник.

Печень, построенная из железистых эпителиальных клеток, функционирует как железа, которая вырабатывает желчь. Собирается и концентрируется желчь в желчном пузыре, а из него поступает в кишечник,когда сразу требуется большое ее количество для переваривания жиров.

Вырабатывая желчь, печень играет важную роль в процессах пищеварения. Выполняет печень и защитную функцию, обезвреживая ядовитые вещества, которые образуются в организме.

Печень называют главной химической лабораторией организма. Почти все вещества, всосавшиеся из пищеварительного тракта в кровь, по воротной вене попадают в печень, где используются для построения сложных, необходимых организму вещества или расщепляются. Оттекающая из печени венозная кровь очищена от ненужных примесей,богата питательными веществами, почерпнутыми из печеночного депо.

1.Сказуемое. Типы сказуемого .Сказуемое - главный член двусоставного предложения, обозначающий действие или признак того, что выражено подлежащим.

Сказуемое имеет лексическое значение (именует то, что сообщается о реалии, названной в подлежащем) и грамматическое значение (характеризует высказывание с точки зрения реальности или ирреальности и соотнесённости высказывания с моментом речи, что выражается формами наклонения глагола, а в изъявительном наклонении - и времени).

Существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.

Простое глагольное сказуемое

Простым глагольным сказуемым называется сказуемое, выраженное одним глаголом в каком-либо наклонении:

Ветер колышет траву.

Солнце скрылось за облаком.

Я пойду в лес.

Он поехал бы в город.

Ты мне напиши письмо сразу же!

В тени долго слышался шёпот.

Составные сказуемые. Составное сказуемое бывает глагольным и именным. Оно всегда состоит из двух частей: связки и глагольной или именной части.

Составное глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое состоит из связочной части и неопределённой формы глагола. Отвечает на вопросы что делает? что делать? что делал? Связочная часть может быть:

фазисным глаголом (начать, продолжать, стать, бросить);

модальным словом (хочет, готов, вынужден, может, не в состоянии).

Он хочет поступить в институт.
Я долго не мог с ними встретиться .
Ты должен учиться .
Я был не в состоянии думать об этом.

Составное именное сказуемое. Составным именным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из именной части и глагола-связки.Наиболее употребляемым является глагол-связка быть , менее употребляемы, но возможны и другие глаголы-связки. Связка в предложении может быть опущена.При разборе сказуемое обозначают двумя горизонтальными линиями.Именная часть составного сказуемого выражается по-разному:

именем прилагательным: погода была хорошая ;

именем существительным: книга - верный друг ;

сравнительной степенью имени прилагательного: у него характер твёрже стали;

краткой формой страдательного причастия: трава скошена ;

кратким прилагательным: вечер тих ;

наречием: ошибка была налицо ;

именем числительным: дважды два - четыре ;

местоимением: эта тетрадь моя ;

фразеологическим сочетанием: он сел в лужу ;

идиомой: он был притчей во языцех .

2.Кто от жира еле дышит, здоровьем не пышет .

Ожирение захватывает мир. В настоящее время около 1,6 миллиарда людей на Земле страдают от лишнего веса. Это происходит от неправильного питания. На сегоднящий день ожирением страдают не только взрослые но и дети.

Строение и функции кожи.

Участвуя в теплорегуляции, кожа играет большую роль в обмене веществ и энергии. Представляя собой наружный покров тела, она несет защитную функцию. Через многочислнные рецепторы кожи устанавливается связь организма с внешней средой.

Кожа состоит из двух слоев наружного, получившего название надкожицы и внутреннего - собственно кожи.

Надкожица образована многослойным эпителием и делится на поверхностный слой и глубокий.

Поверхностный слой состоит из мертвых ороговевших клеток. Клетки глубокого слоя имеют вытянутую форму и большие ядра. В их протоплазме происходит отложение пигмента (красящего вещества).

Надкожица защищает организм от проникновения бактерии. Собственно кожа обладает эластичностью и состоит из клеток и большого количества волокон соединительной ткани.Она вдается в надкожицы многочисленными выступами - сосочками, которые снабжены большим количеством кровеносных сосудов. В сосочке оканчиваются нервы и лежат рецепторы.

Под кожей находится подкожная жировая клетчатка. Она состоит из пучков волокон соединительной ткани.

Пучок - множество чего-нибудь, расходящегося из одной точки

Эпителий - ткань человека, покрывающия поверхность тела

Ороговевшие - превратившиеся в роговые (твердые) чешуйки

Эластичность - упругость и гибкость.

1.Виды предложений по составу(односоставные,двухсоставные). Двусоставное предложение имеет два грамматических состава - состав подлежащего и состав сказуемого. Например, в предложении Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений (П.) два состава: всегдашние занятия Троекурова - состав подлежащего, состояли в разъездах около пространных его владений - состав сказуемого.Двусоставное предложение может быть грамматически неполным, т.е. не иметь в наличии обоих составов, но это не лишает его специфики двусоставного предложения, так как отсутствующий состав подразумевается. Например: - И барыня приходила сюда? - спросил я. - Приходила, - отвечал Ванька (П.). В предложении Приходила отсутствует состав подлежащего, но он легко восстанавливается из контекста.

Односоставное предложение имеет один грамматический состав, т.е. один главный член с пояснительными словами или без них. Главный член односоставного предложения как его организующий центр совпадает по форме либо со сказуемым, либо с подлежащим. В предложении Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной (Кольц.) один грамматический состав, главный член его - взгрустнулось - не предполагает употребления подлежащего, так как субъект состояния выражен управляемым местоимением мне . Предложения Донецкая дорога. Невеселая станция, одиноко белеющая в степи, тихая, со стенами, горячими от зноя, без одной тени и, похоже, без людей (Ч.) односоставные. Они имеют один главный член, совпадающий по форме с подлежащим. Отсутствие сказуемого создает специфику данных предложений.

2 . Обморок вызывается спазмом мозговых сосудов. Задание дайте совет по оказанию первой помощи при обмороке.

Обморок эта состояние кратко временно наступившей потерие сознание.Перед обморкой больной ошушает тошнату, нехватку воздуха голова окружение потемнение в глазах.Больного необходима уложить с низко опущенной головой.Расстегнуть стеснающую одежду, обеспечить приток в помещение свежего воздуха. Для приведения больного в сознание дают понюхать ватку, смоченную нашатырным спиртом, одеколоном, растирают виски этими средствами, опрыскиват лицо холодной водой.В состоянии обморка довольноэффективно проведение точечного массажа.

3 .МЫЩЦЫ .

В теле человека – три вида мыщц. Они отличаются друг от друга своим строением и характером сокращений и расслаблений, которыми сопровождается любое движение.

Наибольшую массу составляют скелетныемыщцы. Они прикреплены к костям и обеспечивают их движения. В нашем организме насчитывается около четырехсот скелетных мыщц, причем каждая из них выполняет определенную функцию. Общий вес скелетныхмыщц равен 35-40 процентам веса нашего тела.

Скелетные мыщцы состоят из отделенных волокон, на которых под микроскопом видны поперечные полосы – светлые и темные. Вот почему скелетныемыщцы называют еще поперечнополосатыми.

Усилием воли человек может удерживать ту или иную скелетную мыщцу в сокращенном или расслабленном состоянии.

Ко второму виду мыщц относится лишь одна мыщца – сердце. Сокращается она иначе, чем скелетныемыщцы. Все волокна сердца тесно переплетены между собой и поэтому сокращаются одновременно.

Третий вид мыщц составляют гладкиемыщцы. Они находятся во внутренних органах: в кровеносных сосудах, бронхах, желудке, кишечнике, радужной оболочке глаза. Гладкиемыщцы помогают работе внутренних органов. Сокращаются они независимо от нашего желания.

Мыщцы обеспечивают все многообразие движений, постоянно совершающихся в организме. Кроме того, их сокращения сопровождают все психические процессы.

1.СПП с придаточным изъяснительным . Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и присоединяются к главной части союзами (что, как, будто, как будто, как бы, чтобы, ли, не - ли, ли - или, то ли - то ли и др.) и союзными словами (что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда, зачем и др.):

Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (В. Маяковский) - средство связи - союз чтоб .

Я не знаю, хочу ли я идти с ними - средство связи - союз ли , который, подобно сочинительным союзам же, тоже, также , стоит не в начале части.

Говорили, что будто бы он пристрастился коллекционировать курительные трубки . (А. Н. Толстой) - средство связи - составной союз что будто бы .

Я спросил, идёт ли он со мной, или мне идти одному - средство связи - двойной союз ли - или .

Один бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова (Н. В. Гоголь) - средство связи - союзное слово какой , входящее в состав сказуемого.

Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты ... (М. Ю. Лермонтов) - средство связи - союз когда .

Придаточные изъяснительные относятся к одному слову в главной части - глаголу, краткому прилагательному, наречию, отглагольному существительному со значением речи, мысли, чувства, восприятия:

Я обрадовался / выразил удивление / был рад, что он пришёл .

Хорошо, что он пришёл.

В главной части может находиться указательное слово то в разных падежных формах: Я был рад тому, что он пришёл. В этом предложении слово тому может быть опущено, поэтому придаточное относится к прилагательному рад .

Однако в некоторых СПП спридаточными изъяснительными указательное слово в главной части является обязательным компонентом структуры предложения; напр.: Всё началось с того, что вернулся отец . Такие придаточные относятся именно к указательному слову, в качестве которого может выступать только слово то . Эта особенность сближает такие предложения с местоименно-определительными, использование же союза, а не союзного слова позволяет отнести их к изъяснительным.

Изъяснительное придаточное обычно находится за тем словом в главной части, к которому относится, но изредка, преимущественно в разговорной речи, она может располагаться и перед главной частью:

Что он не придёт, мне было ясно сразу .

Придаточное изъяснительное занимает позицию, соответствующую дополнению или подлежащему; в комплексе 2 ему соответствуют придаточные дополнительное и подлежащное.

Задания.

А)В какой ситуаций вы употребляете эти выражения

Б)Обыграйте ситуаций.

Ответ: диалог

Б: Извините. Можно Войти?

В: Да,входите.

Б: Здраствуйте, доктор!

В: Здавствуйте, садитесь!

Б:Разсказывайте на что жалуйтесь!

В: Знаете, у меня долгое время кашель не проходит!

Б: А вы какие-либо таблетки принимали?

Б:Да, я принимала.

В: Скажите, пожалуйста какие именно?

Б: Стрептоцид, ангисепт

В: Встаньте и снимите верхнюю одежду!

Повернитесь!

Дышите! НЕ дышите!

Все теперь одентесь!

Я предполагаю что у вас бронхиалная астма. Я открою вам больничный мест. И сейчас вы должны сдать анализы. Сейчас вас отправлю к одному врачу, он вам все объяснит!

Б: Простите, будьте добры а вы не подскажете, где именно?

В:Хорошо пойдемте со мной я вам покажу.

Б: Спасибо вам большое! До свидания доктор!

В: До свидания!

3.Составьте ССЦ со словосочитанием”солевой обмен”.Солевой обмен. С пищей и водой в организм человека поступает много минеральных солей. Одной только поваренной соли - около 15 граммов в сутки. Кроме того, различные соли образуются в самом организме в процессе сложных химических реакций обмена. У здорового человека все эти соли в растворенном виде циркулируют в крови и межклеточной жидкости. Наряду с этим, растворенные соли содержатся в самих клетках различных органов и тканей.При нарушении минерального обмена соли становятся нерастворимыми и выпадают в виде осадка (песка). Его можно обнаружить в желчи и в моче. Помимо этого, нерастворенные соли отлагаются в суставах, хрящах, мышцах, вызывая так называемые подагрические заболевания.Одна из причин нарушения обмена веществ - однообразное питание. Кроме того, не следует злоупотреблять соленьями и копченостями. Вредно сказывается на солевом обмене ограничение жидкости. При нарушении минерального обмена солей полезны кабачки, арбузы, огурцы, тыква. Они усиливают выведение из организма жидкости, а с нею и солей. Подагра – хроническая болезнь суставов, тканей вследствие отложения мочекислых солейЦиркулировать – совершать круговое движение

Внимание – грипп.

Грипп – это острое инфекционное заболевание, возникающее в результате попадания в слизистую оболочку дыхательных путей специфического вируса.

Известны четыре типа вируса гриппа, отличающиеся между собой антигенной структурой (А,В,С,Д) и не дающие перекрестного иммунитета. Наибольшее распространение в последние годы получила разновидность вируса А2 . Вирус гриппа попадает в организм человека через верхние дыхательные пути. Он поражает клетки цилиндрического эпителия дыхательных путей и легочной ткани, в которых он размножается. Отсюда вирус и продукты его распада проникают в кровь. Источником инфекции является больной в течение всего периода болезни. Большинство людей заражается гриппом воздушно-капельным путем. Но вирус может передаваться и через предметы.

Одной из характерных особенностей гриппа являются периодически повторяющиеся резкие подъемы заболеваний, быстро распространяющиеся на большие территории – пандемии.

Заболевший должен быть изолирован с первых часов заболевания. Больному надо выделить отдельную посуду, полотенце, другие предметы. Помещение должно чаще проветриваться, посуда обезвреживаться кипячением или погружением в 0,5% раствор хлорной извести.

В общежитиях, в детских учреждениях необходимо организовать ранее выявление и изоляцию больных.

Большое значение в борьбе с гриппом, особенно в период эпидемии, имеет санитарно-просветительная работа. Зная о путях распространения этого заболевания и о мерах предосторожности, легче можно вести борьбу с этой распространенной болезнью.

Студенты медицинских институтов должны принять активное участие в борьбе с гриппом.

Антиген – чуждое организму вещество, способное вызвать в крови, тканях появление антител

Иммунитет – невосприимчивость организма к заразным болезням или определенным ядам

Специфический – свойственный исключительно чему-нибудь (характерный)

Структура – строение

Цилиндрический эпителий – клетки, выстилающие слизистые оболочки в организме человека

15.СПП с соединительными,противительныим и разделительными союзами. Сложносочинённые предложения с соединительными, противительными и разделительными союзами. Сложносочинённые и предложения делятся на три группы:I. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами и, да (в значении и), ни - ни, тоже, также.
В них перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим, например:

Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

Сверкнула молния, и вслед за тем послышался резкий удар грома.

Нежно и печально охали древесные лягушки, да плескалась рыба в пруду.

Ни она никого не тронет, ни её никто не тронет.

Странный старичок заговорил очень протяжно, звуки его голоса также изумили меня.II. Сложносочинённые предложения с противительными союзами а, но,да (в значении но), однако, зато, же. В них одно явление противопоставляется другому или устанавливается различие между явлениями, например:Солнце село, но в лесу ещё светло.Старик явно возмущался, а Григорий морщился.Лошади не слабы, да дорога не гладка.Плывём долго. Глаз ждёт огонька, однако каждый поворот руки обманывает наши надежды.Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих.В доме все окна были закрыты, дверь же была распахнута настежь.III. Сложносочинённые предложения с разделительнымисоюзами или(иль), либо, то - то, не то - не то. В них указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких, например:То светило солнце, то шёл дождь.Вдруг сверкнула на воде тонкая серебряная полоска. Это или метнулась зашедшая с моря крупная рыба, или поднялась встревоженная стая диких гусей.Не то гром прогремел едали, не то за лесом выстрелили из орудия.

2. Куда редко заходит солнце,туда часто приходит врач .Солнечный свет - целитель человека, друг его здоровья. Недаром пословица гласит: «Куда редко заглядывает солнце, туда часто приходит врач». Под влиянием солнечной энергии активизируются важнейшие процессы в организме, поддерживается жизненный тонус. Лучи солнца - это лучи жизни, здоровья, силы. И в этом мудром наблюдении народа заключена очень важная истина, подтвержденная медицинской наукой.Под влиянием ультрафиолетовых лучей солнца в коже человека совершается ряд сложных процессов: расщепление сложных белковых соединений, образование красящего пигмента - меланина, превращение эргостерина в витамин D и ряд других реакций.Тепловое действие оказывают главным образом инфракрасные и видимые лучи. В средней полосе России солнечный спектр наиболее богат ультрафиолетовыми лучами в весенне-летние месяцы. Солнечные лучи обладают бактерицидным действием, т.е. убивают микробов, в том числе -и возбудителей многих заразных болезней. Однако длительное пребывание на солнце может вызвать вялость, апатию, ожоги кожи, ухудшение работы сердца, других органов. Научные исследования доказывают, что чрезмерный загар способствует ухудшению зрения, потере эластичности кожи, ослаблению иммунной системы. Ультрафиолетовые солнечные лучи -основная причина рака кожи.

Если случился обморок.

Обморок вызывается спазмом мозговых сосудов.

До прихода врача уложите больного на кровать или диван без подушки. Этим обеспечивается прилив крови к головному мозгу. Шею и грудь освободите от стесняющей одежды, расстегните пуговицы, расслабьте пояс. Летом в комнате откройте окна, зимой - форточку. Лицо и грудь больного время от времени обрызгивайте водой и вытирайте полотенцем. Полезно растереть одеколоном руки, ноги, спину, грудь больного. Очень эффективно вдыхание нашатырного спирта. Налейте 20 капель настойки валерианы, разбавьте ее водой, дайте выпить больному. Больной должен полежать спокойно. Необходимо избегать резких движений. Окружающим запретите громко разговаривать, шуметь.

Спазм – судорожное сокращение мышц

Кровь.

Кровь обладает многими удивительными свойствами. Она доставляет во всем клетки тела кислород и питательные вещества. В течение суток пять литров крови, постоянно циркулирующей в теле взрослого человека, переносят около 600 литров кислорода. Она удаляет продукты обмена, регулирует температуру тела, защищает организм от болезнетворных микробов.

Кровь состоит из плазмы, в которой плавают клетки трех видов: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма составляет 60 процентов крови.

Выполняя напряженную работу и непрерывно двигаясь, кровь испытывает давление при каждом сокращении сердца и трение о стенки сосудов. Естественно, клетки крови от этого довольно быстро изнашиваются и разрушаются.

Однако одновременно идет и восстановление крови. Оба процесса настолько хорошо уравновешены, что состав крови не меняется.

Недолго живут тромбоциты. Срок их жизни в кровяном русле 5-6 дней. Лейкоциты циркулируют в крови 2-3 недели. Плазма крови обновляется примерно наполовину каждые две недели.

Эритроциты «работают» по 100-130 дней.

Проверка слова:

Поиск ответа

Всего найдено: 31

Вопрос № 296676

Здравствуйте! Не получила Вашего ответа на свой вопрос.... и знакомые учителя русского языка не знают чёткого ответа. Поэтому обращаюсь к Вам ещё раз. Подскажите, пожалуйста, в Толковом словаре Ожегова у прилагательного "зелёный" перечислено несколько значений, а именно: 1. ЦвЕта травы, листвы. (зелёный чай, зелёный горошек); 2. О цвете лица: бледный, землистого оттенка (разг.); 3. Относящийся к растительности; состоящий, сделанный из зелени (зелёные щи); 4. О плодах: недозрелый (зелёные яблоки); 5. перен. Неопытный по молодости (молодо-зелено). Правильно ли, что в 1-м, 2-м, 3-м и 4-м пунктах прилагательное "зелёный" указано в прямом значении и означает либо цвет, либо то, из чего сделано, если в этих пунктах отсутствует помета перен.? В толковом словаре в Сведениях для пользования словарём написано: "Если при производных словах в гнезде нет своих помет, они по характеру употребления равноценны основному". Правильно ли мы понимаем то что, если в словарях нет специальной пометы (в данном случае перен.), то значение слова прямое? Очень надеюсь на Ваш ответ. Спасибо.

Вы приводите сведения о производных словах (не о значениях слов!). Как правило, помета "перен." ставится в тех случаях, когда семантическая связь между базовым и производным значениями неочевидна (так, эта связь неочевидна между значениями 1 и 5 приведенного Вами примера). При таком понимании термина "переносное значение" (отсутствие семантически близкой, тесной связи между значениями базовым и производным) Ваше рассуждение верно. Однако возможно и другое прочтение: прямое значение - базовое, непроизводное; переносные значения - все, в которых присутствует (буквально!) метонимический или метафорический перенос (то есть все производные значения).

Вопрос № 295628

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, есть ли связь между словами боярин и барышня.

Ответ справочной службы русского языка

Да, это этимологически родственные слова. Барин, барыня, барышня возникло из боярин, боярыня, боярышня – вероятно, сначала в обращении. Известны и другие случаи сокращения слов, часто употребляемых в обращении, ср. сударь из государь.

Вопрос № 287821

Здравствуйте! Не могли бы вы объяснить этимологическую связь между словом "апельсин" и словом "помидор". Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Связь опосредованная: и в том, и в другом слове есть "яблочный" корень (pomme, apple).

Вопрос № 287521

здраствуйте, слова "восхитительный" и "хит" однокоренные?

Ответ справочной службы русского языка

Спасибо за интересный вопрос! Слова восхитительный и хит не являются однокоренными, хотя некоторую ассоциативную связь между ними действительно можно найти.

Прилагательное восхитительный образовалось от глагола восхитить: восхитительный это тот, который восхищает. Глагол восхитить заимствован из старославянского языка и восходит к слову хытити "хватать, похищать" (ср. с современными родственными словами похитить, хитрый).

Существительное хит заимствовано русским языком в конце ХХ в. из английского, где hit это удар, попадание, удачная попытка, гвоздь сезона. В русском языке хитом называют музыкальное произведение (обычно эстрадное), имеющее наибольшую популярность в течение какого-нибудь промежутка времени. Существительное хит потеснило в употреблении более раннее немецкое заимствование шлягер .

Интересно, что слово хит в современных словарях перестало характеризоваться как свойственное тольк о разговорной речи, а ведь еще в «Толковом словаре иноязычных слов» Л. П. Крысина 2008 г. оно сопровождалось пометой разг.

Вопрос № 285879

В сл/соч. ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ какой вид связи и почему?

Ответ справочной службы русского языка

Вид связи здесь – примыкание (к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово; связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу).

Вопрос № 285440

Подскажите,что такое Концепт – желательно простым язы-ком и Чем он отличается от Слова (значения). В книгах и словарях полно определений – ментальная сущ-ность, квант, идея, смысловое значение знака (а что это по-русски) и т.д. – мало что понятно. А простым языком? Разве, если подумать: смысл, понятие, значение – не близ-кие термины. Например, есть слово Дуб – его значения: дерево (прямое), (переносные) - крепкий человек, упертый человек и т.д. А зачем тут еще концепт (и какой концепт у слова Дуб). Я так поняла, концепт связан с культурой, понятие – может быть научным. А как концепт отличается или связан со Словом?

Ответ справочной службы русского языка

Концепт – модный сейчас термин, под ним понимают и смысл слова, значимый для определенной культуры, менталитета, и связь между звучанием и значением слова, сложившуюся в индивидуальном сознании каждого отдельного человека. Распространенность и в то же время малопонятность этого термина вызывают и ироническое к нему отношение. Например, вот что пишет об этом слове известный прозаик и критик, профессор МГУ В. И. Новиков в только что вышедшем из печати «Словаре модных слов» (М.: Словари XXI века, 2016):

«Латинское слово conceptus означает "понятие". Это и есть простой русской эквивалент для "концепта".

Однако не все стремятся к простоте. "Она всего нужнее людям, но сложное понятней им", – сказано у Пастернака.

Профессиональные гуманитарии словечка в простоте не скажут, они предпочитают изготавливать сложные языковые коктейли. Вот наглядный пример: где-то была статья на тему "Концепт водка в русской культуре". Речь там шла о самом слове водка и его жизни в языке, о соответствующем литературном мотиве, об образе "зеленого змия" в искусстве. "Концепт" в таком употреблении – то ли слово, то ли понятие, то ли образ, то ли мотив.

Хамелеонистый какой-то термин, собственной устойчивой окраски не имеет».

Вопрос № 280969
Добрый день.Хотелось бы уточнить, почему слово странный пишем с НН? - в корне и Н в суффиксе? Однокоренное слово - "страна"? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Вы почти правы. Слово странный было образовано в старославянском языке с помощью суффикса -н - от слова страна в значении "чужая страна, народ". Т. е. первоначально странный означало "чужестранный, чужой", затем - "необыкновенный, непостижимый, странный". В современном русском языке смысловая и, соответственно, структурная связь между словом страна, которое теперь означает "государство" или "местность, территория", и странный утрачена. В слове странный выделяется корень -странн -. Однако орфография хранит следы происхождения слова.

Вопрос № 280865
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая в следующей фразе: "Намек на что-то(,) выходящее за рамки цензуры".

Ответ справочной службы русского языка

Определительный оборот, стоящий после неопределенного местоимения (в данном случае – что-то ), обычно не обособляется, так как образует одно целое с предшествующим местоимением. Но если смысловая связь между местоимением и следующим за ним определением менее тесная и при чтении после местоимения делается пауза, то обособление возможно. Окончательное решение – за автором текста.

Вопрос № 277758
Есть ли словообразовательная связь между словами провод и проводник (с током)?

Ответ справочной службы русского языка

Оба слова восходят к глаголу проводить .

Вопрос № 273175
И учите русский язык- никогда не повредит и процесс не имеет конца

Нужно ли в этом предложении ставить запятую перед "И"?

Ответ справочной службы русского языка

Логическая связь между частями предложения не вполне ясна, поэтому мы не можем дать рекомендаций по пунктуации.

Вопрос № 262815
Уважаемая "Грамота", повторяю свой вопрос. Ответьте, пожалуйста (уж очень интересно и важно для работы).
Почему в сочетаниях класс люкс, стиль свинг, профессия сварщик кавычек нет, а в сочетаниях цвет "металлик", гриф "совершенно секретно", диагноз "пневмония", специальность "математика" кавычки есть?
Почему в сочетании "директор Петров" приложение - директор, а в сочетании "стиль свинг" приложение - свинг? А в сочетании "мой сын Борька" приложение - мой сын или Борька? Правило противоречиво. Оно гласит: если приложение стоит перед определяемым словом, то запятая не ставится, а если ее все-таки поставить, то определяемое слово и приложение поменяются местами - только и всего. В "мой сын Борька" приложение - мой сын, а в "мой сын, Борька" приложение - Борька. Это правило объясняет уже стоящую запятую, но не объясняет, когда ее ставить.
От чего зависит уточняющая интонация (и постановка запятой) при приложениях, выраженных именем собственным?
Он похож на моего сына Борьку.
Он похож на моего сына, Борьку. Тут, по Розенталю, критерий - единственность или множественность. Какие еще есть критерии? Полный академический справочник по пунктуации намекает, что при одиночном приложении на запятую влияет распространенность определяемого сочетания, но примеров и уточнений нет.

Ответ справочной службы русского языка

Спасибо за вопросы!

Вы указываете на одно из самых трудных и противоречивых мест в русском правописании. Сперва о кавычках. Принципиальной разницы между сочетаниями профессия "сварщик" и специальность "математика" нет, такие сочетания желательно писать единообразно. (Впрочем, все же есть одно различие: можно составить грамматически корректное согласованное сочетание профессия сварщика и нельзя составить согласованное сочетание специальность математики; это уже трудность в области грамматики, а не в области орформления текста, хотя последнее проистекает из первого).

А как единообразно - давайте исходить из складывающейся практики письма. Если приложение - изменяемое, склоняемое слово, то в случае падежного рассогласования и возникают кавычки, которые выступают именно как графический знак рассогласования. Поэтому на практике возникают такие сочетания, как по специальности "математика", по профессии "сварщик" и т. п. Сочетания же стиль + люкс, ретро, поп, ампир, барокко и другие - это сочетания с неизменяемыми приложениями, для того чтобы дополнительно отметить эту неизменяемость, кавычки не нужны.

Это полярные случаи. Названные же Вами примеры - промежуточные между двумя полюсами, поэтому в них и наблюдается оформительский разнобой.

Теперь о запятых. Корень проблемы - в том, что считать главным, а что зависимым словом в словосочетании, ведь словосочетание подразумевает подчинительную связь между своими частями, между входящими в него словами. Таким образом проблема вновь выходит из чисто пунктуационных рамок и передвигается в сферу грамматики, то есть устройства текста, его структуры, логических отношений между словами. А эти логические отношения выстраиваются автором текста, автором мысли, сообщения. И поэтому конечное решение - при выборе одного из возможных (подчеркнем: возможных, т. е. логически непротиворечивых) вариантов - за автором текста.

Вопрос № 262767
Дорогие Грамотеи!
В Словаре ("проверка слова") слово "нон-стоп" зацепило с собой словарную статью "НОНЧЕ". Я-то понял, а какой-нибудь словолюб и с ума сойдет, пытаясь найти связь между этими словами. Как тот учитель географии (у Паустовского, кажется) :-)

Ответ справочной службы русского языка

Спасибо, поправим.

Вопрос № 261402
здравствуйте! Уместен ли предлог «между» и какой лучше употребить:
целью исследования является более точное и дифференцированное определение зависимости между ростом и длиной стопы человека

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: зависимость чего-то от чего-то; взаимосвязь между чем-то и чем-то .

Вопрос № 260210
Здравствуйте!
Существует ли какая-либо связь между словами "лён" и "луна". Дело в том, что в арабском языке это однокоренные слова: "qamraya" и "qamar". Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Этимологические словари существование такой связи не подтверждают.

Вопрос № 252644
Что это - ИНЦЕСТ

Ответ справочной службы русского языка

Инцест – половая связь между ближайшими родственниками (между родителями и детьми, братьями и сестрами); кровосмешение.

Тема: «Связь слов в предложении».

Цели:

  • формировать умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
  • развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • формировать умение вести учебный диалог.

Оборудование: иллюстрация «Весна»; алгоритм установления связи слов в предложении; карточки: с предложением для работы в паре, с разноуровневыми заданиями.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

– Какое сейчас время года? (Весна)
– Назовите признаки весны. (Тает снег, пригревает солнышко, дни стали длиннее.)
– Составьте предложения о весне. Вам поможет иллюстрация. (Наступила весна. Ярко светит солнце. На деревьях набухают почки…)
– А вот Маша и Миша из 2 б класса составили такие предложения:

Миша: Весной молодой появляется трава.
Маша: Весной появляется молодая трава.

– Чье предложение вам больше нравится?
– Почему? (В Мишином предложении нет связи между словами, предложение построено неправильно.)
– О чем нужно помнить при составлении предложений? (Что слова в предложении должны быть связаны по смыслу.)
– Как устанавливается связь между словами? (При помощи вопросов.)

II. Целеполагание

– Значит, какая тема сегодняшнего урока? (Связь слов в предложении.)
Учитель открывает записанную на доске тему урока.
– А чему мы должны научиться на уроке? (Устанавливать связь слов в предложении по вопросам.)
– А для чего нам нужны эти умения? (Чтобы правильно строить предложения.)

III. Новый материал

– Давайте запишем Машино предложение и подчеркнем главные члены предложения.

– Как связаны между собой главные члены предложения? (Вопросами.)
– А теперь давайте посмотрим, как связаны подлежащее и сказуемое с другими словами?
– Как вы думаете с каким словом связано слово молодая? (Трава)
–Поставьте вопрос. (Трава какая? Молодая)
– В предложении эту связь принято показывать стрелками. От какого слова задаем вопрос от того слова и ведем стрелку.
– С каким словом связано слово весной? (Появляется)
– Почему вы так думаете? (Задали вопрос, появляется когда? Весной.)

– Сейчас давайте составим алгоритм, который будет помогать нам устанавливать связь слов в предложении.
– Что мы будем делать 1 шагом? 2 шагом? и т.д.

  • Находим в предложении подлежащее и сказуемое?
  • Находим слова, которые связаны с подлежащим и показываем связь.
  • Находим слова, которые связаны со сказуемым и показываем связь.

На доске появляется следующая запись (каждый шаг на отдельной карточке):

– А теперь пользуясь этими шагами давайте разберем предложение.

Один ученикработает у доски остальные в тетрадях.

IV. Упражнения в установлении связи между словами.

1. Работа в парах.

Следующее задание выполните в парах. Установите связь слов в предложении.

Одна пара работает у доски, остальные в тетрадях.

В небе светит яркое солнце.

– Посмотрите, как выполнено задание на доске и сравните со своим. Согласны ли вы с ребятами?
– Легко ли было вам выполнять задание?

2. Самостоятельная работа. Разноуровневые задания.

– Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно, но сначала оцените себя. Как вы думаете, как вы справитесь с заданием.

Дети оценивают себя на линейке успешности.

– Выберите любое задание из предложенных.

1 уровень. Списать предложение и установить связь между словами поалгоритму.

На поляне появились первые подснежники.

2 уровень. Составить из слов предложение и установить связь между словами по алгоритму.

распустились, лесу, в ландыш, душистые

3. уровень. Составить предложение на тему «Весна» и установить связь между словами по алгоритму.

Проверка: 1 – 2 уровень самопроверка, выполненное задание записано на доске. 3 уровень – дети зачитывают свои предложения и разбирают.

– А теперь оцените как вы справились с заданием.
– У кого оценка совпала?
– У кого результаты оказались ниже?
– Что у вас вызвало затруднения?
– Значит на следующем уроке мы с вами продолжим работать на этой темой.

V. Итог

– Чему мы сегодня учились на роке? (Учились устанавливать связь между словами в предложении.)
– Как связаны слова в предложении? (По смыслу и с помощью вопросов.)

VI. VI. Домашнее задание

– Составить небольшой рассказ на тему: «Весна», разобрать два любых предложения и показать связь слов в предложении.

Безусловно. Знаешь ли ты, что люди, животные, растения, неживые предметы несут определенную энергию? Наши мысли материальны и обладают мощной силой. Они притягивают в жизнь то, что мы создаем в своем уме. Поэтому то, что происходит с нами в жизни, и наши мысли напрямую связаны между собой. Вот почему важно думать только о хорошем. Постоянно помни о том, что твои мысли воплощаются в жизнь. Думай о том, какой ты привлекательный.

Очень важно и то, что ты говоришь, так как слова обладают огромной силой. Как и мысли, они могут становиться реальностью с фантастической скоростью. Старайся, чтобы твои слова несли только позитивные (хорошие) эмоции. Позитивные утверждения называют аффирмациями. Это – настоящие волшебные слова. Ведь то, что ты произносишь, формирует твою жизнь! Создается впечатление, что Вселенная внимательно прислушивается к твоим словам и мыслям и воплощает их в действительность. Так что ты настоящий волшебник. Ведь ты можешь превращать все плохое в хорошее. Предлагаю тебе список аффирмаций, которые будут тебя поддерживать и дарить тебе вдохновение и силы. Повторяй их каждый день как можно чаще. Начинай свой день с этих чудесных слов и проговаривай их перед сном. Да и верь в то, что произносишь. Это очень важно.

* Я любуюсь собой.

* Я решил любить и радовать себя.

* Я отвечаю за свою жизнь.

* Я расширяю свои возможности.

* Моя жизнь прекрасна.

* В моей жизни много любви.

* Я заслуживаю любви и уважения.

* Я люблю свое тело.

* Я восхищаюсь своим прекрасным телом.

* Мое тело любит быть здоровым.

* В моем сердце – любовь.

* В моей крови – жизненная сила.

* Все мои органы работают отлично.

* Я легко двигаюсь.

* Я благословляю пищу, которую ем.

* Я умею заботиться о себе.

* Я здоров.

* Я чувствую свою силу и пользуюсь ею.

* Я наслаждаюсь всем, что у меня есть.

* Я люблю и ценю себя.

* Я наполняю свою жизнь любовью.

* Я воспринимаю жизнь как ценный дар.