Стопа в литературе. Стихотворные стопы

Стихосложение (или версификация) - от лат. versus - стих и facio - делаю. Стихосложение - организаця стихотворной речи, элементов, лежащих в основе конкретной стихотворной системы. В основе стихотворной речи лежит, прежде всего, определённый ритмический принцип .

Терминология

Ритм - повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения. Рифма - созвучие концов стихов (или полустиший). Строфа - организованное сочетание стихов (стих - поэтическая строка), закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части.
Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в строфу является соединение их рифмой. Наиболее распространенным видом строфы является четверостишие, наименьшим - двустишие. Двустишие - простейшее строфическое образование из двух стихов, скрепленных рифмой:
Ешь ананасы, рябчиков жуй,
день твой последний приходит, буржуй.

(В. Маяковский - 1917)
Четверостишие - строфическое образование из четырех стихов.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот

(А. Ахматова - 1911)
Стопа (лат. нога, ступня) - структурная единица стиха. Стопа (лат. - нога, стопа, ступня) - это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.
Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест).
Стопа является минимальной структурной единицей стиха.
Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).
Стопа - группа слогов , выделяемая и объединяемая единым ритмическим ударением (иктом). Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп. Стопы - сочетания сильной и слабой (слабых) позиций регулярно повторяющиеся через весь стих.
Простая стопа бывает:
  • двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот (хорей, ямб...);
  • трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога (анапест, амфибрахий, дактиль...).
Метр - мера стиха, его структурная единица. Представляет собой группу стоп , объединённых иктом (главным ритмическим ударением). Акцентные системы стихосложения
Акцентные (речевые ) системы стихосложения делятся на три основные группы:
  1. Силлабическое,
  2. Тоническое,
  3. Силлабо-тоническое - способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
Cистемы стихосложения Характеристика Пример
1. Силлабическая

(фиксируется число слогов)

Система стихосложения, в которой ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов , а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено;
обязательная рифма
С одной страны гром,
С другой страны гром,
Смутно в воздухе!
Ужасно в ухе!
Набегли тучи
Воду несучи
Небо закрыли,
В страх помутили!
(В.К.Тредиаковский - Описание грозы)
2. Тоническая

(фиксируется число ударений)

Система стихосложения, ритмика которой организуется повторением ударных слогов ;
число безударных слогов между ударениями варьируется свободно
Вьется улица-змея.
Дома вдоль змеи.
Улица - моя.
Дома - мои.
(В.В.Маяковский - поэма «Хорошо!»)
3. Силлабо-тоническая

(фиксируется число слогов и количество ударных позиций)

Система стихосложения, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках Ты хочешь знать, что видел я
На воле? - Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
(М.Ю.Лермонтов - Мцыри)

В основе всех групп лежит повторение ритмических единиц (строк), соизмеримость которых определяется заданным расположением ударных и безударных слогов внутри строк.

Система стихосложения , основана на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно. Силлабо-тонические размеры
В русском силлабо-тоническом стихосложении получили распространение пять стоп:

  1. Хорей
  2. Дактиль
  3. Амфибрахий
  4. Анапест
Стихотворный размер - это порядок (правило) чередования ударных и безудорных слогов.
Размер принято определять как последовательность нескольких стоп. Стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы.
Пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием , замена же безударного слога ударным называется спондеем .

Условные обозначения

__/ - ударный слог __ - безударный слог

Стихотворные размеры

(в силлабо-тонической системе стихосложения)
  1. Двусложные стихотворные размеры: __/__ - стопа Хорея

    Хорей – двусложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный слог , на втором безударный.

    Для запоминания:

    Мча́ тся ту́ чи, вью́ тся ту́ чи,
    На хорей они летят

    __ __/ - стопа Ямба

    Ямб - двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный , второй ударный.

  2. Трехсложные стихотворные размеры: __/__ __ - стопа Дактиля

    Дактиль – трехсложный размер стиха, в котором первый слог ударный, остальные – безударные.

    Для запоминания:

    Вы́ рыта да́ ктилем я́ ма глубо́ кая

    __ __/__ - стопа Амфибрахия

    Амфибрахий - трехсложный размер стиха, в котором второй слог ударный, остальные – безударные.


    __ __ __/ - стопа Анапеста

    Анапест - трехсложный размер стиха, в котором третий слог ударный, остальные – безударные.

    Чтобы запомнить названия трёхсложных размеров стихотворений нужно выучить слово ДАМА .

    ДАМА расшифровывается так:
    Д - дактиль - ударение на первый слог,
    АМ - амфибрахий - ударение на второй слог,
    А - анапест - ударение ударение на третий слог.

Примеры

Стихотворение
(псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)

Стихотворный размер

Пример четырехстопного хорея:
Бу́ ря мгло́́ ю не́ бо кро́ ет
__/ __ __/ __ __/ __ __/ __

Ви́ хри сне́ жныЕ крутя́ ;
__/ __ __/ __ __ __ __/

(А.С. Пушкин) Разбор:

  • Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога.
    То есть это двусложный размер.
  • После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.
  • В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.

Хорей

__/__
Пример пятистопного хорея:
ВЫхожу́ оди́ н я нА доро́ гу;
__ __ __/__ __/__ __ __ __/__

СквОзь тума́ н кремни́ стый пу́ ть блести́ т;
___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/

НОчь тиха́ . Пусты́ ня вне́ млет Бо́ гу,
___ ___ __/ ___ __/ __ __/ ___ __/ __

И звезда́ с звездо́ ю гОвори́ т.
__ __ __/ _____ __/__ __ __ _/

(М.Ю. Лермонтов)

Хорей

__/__
Пример трехстопного хорея:
Ла́ сточкИ пропа́ ли,
__/ __ __ __ __/ __ А вчера́ заре́ й
__/ __ __/ __ __/ Всё грачи́ лета́ ли
__/ __ __/ __ __/ __ Да, как се́ ть, мелька́ ли
__/ __ __/ __ __/ __ Во́ н над то́ й горо́ й.
__/ __ __/ __ __/

(А. Фет)

Хорей

__/__
Пример четырехстопного ямба:
Мой дя́ дя са́ мых че́ стных пра́ вил,
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ Когда́ не в шу́ тку зАнемо́ г,
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ Он Уважа́ ть себя́ заста́ вил
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ И лу́ чше вы́ думАть не мо́ г.
__ __/ __ __/ __ __ __ __/

(А.С. Пушкин)

__ __/
Пример четырехстопного ямба:
Я по́ мню чу́ дноЕ мгнове́ нье
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ __ ПерЕдо мно́ й яви́ лась ты́
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ Как мИмоле́ тноЕ виде́ нье
__ __ __ __/ __ __ __ __/ __ Как ге́ ний чи́ стой крАсоты́
__ __/ __ __/ __ __ __ __/

(А.С. Пушкин)

__ __/
Пример пятистопного ямба:
Наря́ женЫ мы вме́ сте го́ род ве́ дать,
__ __/ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ Но, ка́ жетсЯ, нам не́ за кЕм смотре́ ть…
__ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/

(А.С. Пушкин)

__ __/
Пример пятистопного ямба:
Ты пОгрусти́ , когда́ умрЁт поэ́ т,
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Поку́ да зво́ н ближа́ йшей и́ з церкве́ й
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Не вОзвести́ т, что э́ тот ни́ зкий све́ т
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Я прОменя́ л на ни́ зший ми́ р черве́ й.
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/

(Шекспир; перевод С.Я. Маршак)

__ __/
Пример трехстопного дактиля:
Кто́ бы ни зва́ л - не хочу́
__/ __ __ __/ __ __ __/ На́ суетли́ вую не́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ Я́ променя́ ть безнаде́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ И́ , замыка́ ясь, молчу́ .
__/ __ __ __/ __ __ __/

(А. Блок)

Дактиль

__/__ __
Пример четырехстопного дактиля:
Ту́ чки небе́ сные, ве́ чные стра́ нники!
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ Сте́ пью лазу́ рною, це́ пью жемчу́ жною…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __

(М.Ю. Лермонтов)

Дактиль

__/__ __
Пример четырехстопного дактиля:
Сла́ вная о́ сень! Здоро́ вый, ядре́ ный
__/ __ __ __/ __ ___ __/ __ __ __/ __ Во́ здух уста́ лые си́ лы бодри́ т…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

(Н.А. Некрасов)

Дактиль

__/__ __
Пример трёхстопного амфибрахия:
Не ве́ тер бушу́ ет над бо́ ром,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Не с го́ р побежа́ ли ручьи́ -
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ Моро́ з-воево́ да дозо́ ром
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Обхо́ дит владе́ нья свои́ .
__ __/ __ __ __/ __ __ __/

(Н.А. Некрасов)

Амфибрахий

__ __/__
Пример четырехстопного амфибрахия:
Доро́ же отчи́ зны - не зна́ л ничего́
__ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/ Бое́ ц, не люби́ вший поко́ я.
__ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __

(Н.А. Некрасов)

Амфибрахий

__ __/__
Пример трехстопного амфибрахия:
Есть же́ нщины в ру́ сских селе́ ньях
__ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ ___ С споко́ йною ва́ жностью ли́ ц,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ С краси́ вою си́ лой в движе́ ньях,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ __ С похо́ дкой, со взгля́ дом цари́ ц.
__ __/ __ ___ ___/ ___ __ __/

(Н.А. Некрасов)

Амфибрахий

__ __/__
Пример трехстопного амфибрахия:
Средь шу́ много ба́ ла случа́ йно,
__ ___/ __ __ __/ __ __ __/ __ В трево́ ге мирско́ й суеты́ ,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ Тебя́ я уви́ дел, но та́ йна,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Твои́ покрыва́ ла черты́ .
__ __/ __ __ __/ __ __ __/

(А.К. Толстой)

Амфибрахий

__ __/__
Пример трёхстопного анапеста:
О, весна́ без конца́ и без кра́ ю -
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Без конца́ и без кра́ ю мечта́ !
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Узнаю́ тебя, жи́ знь! Принима́ ю!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ И приве́ тствую зво́ ном щита́ !
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

(А. Блок)

Анапест

__ __ __/
Пример трёхстопного анапеста:
Есть в напе́ вах твои́ х сокрове́ нных
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Рокова́ я о ги́ бели ве́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Есть прокля́ тье заве́ тов свяще́ нных,
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Поруга́ ние сча́ стия е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

(А. Блок)

Анапест

__ __ __/
Пример трёхстопного анапеста:
Пропаду́ от тоски́ я и ле́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Одино́ кая жи́ знь не мила́ ,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Сердце но́ ет, слабе́ ют коле́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ В каждый гво́ здик души́ стой сире́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Распева́ я, вполза́ ет пчела́ .
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

(А. Фет)

Анапест

__ __ __/

Как определить стихотворный размер?

  1. Определяем количество слогов в строке. Для этого подчеркиваем все гласные буквы.
  2. Произносим строку нараспев и расставляем ударения.
  3. Проверяем, через какое количество слогов повторяется ударение:
    а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб; б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.
  4. Объединяем слоги в строке в стопы (по два или три слога) и определяем размер стихотворения.
    (Например: четырехстопный хорей или пятистопный ямб и т.д..)

Стопу образуют 26 костей, не считая сесамовидных, соединенные друг с другом при помощи суставов и связок. Последние придают стопе довольно сложную форму, напоминающую спираль или лопасть пропеллера и обеспечивающих подвижность в трех плоскостях. Поддержанию формы и выполнению функций стопы способствует активность 42 мышц стопы и мышц голени.

Стопы претерпевают изменения на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно формирование сводов стоп идет в первые 7 лет. Далее критическими для сохранения формы и функции стоп будут периоды быстрого роста ребенка, приходящиеся на школьные годы, периоды гормональной перестройки.

Стопа в теле человека выполняет три биомеханических функции: рессорную, балансировочную и толчковую. При плоскостопии страдают все функции стопы.

Рессорная функция - смягчение толчков при ходьбе, беге, прыжках. Она возможна благодаря способности стопы упруго распластываться под действием нагрузки с последующим обретением первоначальной формы. Исследования показали, что при быстрой ходьбе в обуви с твердым каблуком по паркетному полу ускорения в области пятки достигают величины, в 30 раз превышающей ускорение свободного падения (g). У людей со здоровыми стопами на голени ускорение составляет 5-6 g, а до головы доходит всего 1 g. При плоскостопии толчки более резко передаются на суставы нижних конечностей, позвоночника, внутренние органы, что способствует ухудшению условий для их функционирования, микротравматизации, смещениям.

Балансировочная функция - регуляция позы человека при движениях. Она выполняется благодаря возможности движения в суставах стопы в трех плоскостях и обилию рецепторов в сумочно-связочном аппарате. Здоровая стопа скульптурно охватывает неровности опоры. Человек осязает площадь, по которой проходит. При плоскостопии положение костей и суставов изменяется, связочный аппарат деформируется. В результате у детей страдает координация движений, устойчивость.

Толчковая функция - сообщение ускорения телу человека при движениях. Это самая сложная функция стопы, так как в ней используются и рессорность и способность к балансировке. Ослабление этой функции наиболее наглядно проявляется при беге, прыжках.

С глубокой древности известна еще одна функция стопы, не имеющая прямого отношения к биомеханике. Стопа - это область, богатейшая нервными рецепторами и являющаяся «энергетическим окном» организма. Известно, что охлаждение стоп вызывает рефлекторное сужение сосудов слизистой оболочки верхних дыхательных путей, наиболее ярко выраженное у незакаленного человека. В традиционной восточной медицине считают, что через стопу можно получить доступ к любой части тела.

Под плоскостопием понимают деформацию стопы, заключающуюся в уменьшении высоты продольных сводов, в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего отдела стопы. Иногда плоскостопие сочетается с вальгусным положением стопы. Такое сочетание называется плосковальгусной стопой. При плоскостопии одновременно с уменьшением сводов происходит скручивание стоп, в связи с чем основная нагрузка приходится на уплощенный внутренний свод. Рессорные свойства стопы при этом резко снижаются. Различают продольное и поперечное плоскостопие. Данная патология наблюдается в равной степени как у лиц сидячих профессий, так и у выполняющих работу стоя, однако лица, работа которых связана с длительным состоянием, жалуются на боли в стопах в 2 раза чаще, чем лица сидячих профессий.

В случае прогрессирования продольного плоскостопия увеличивается длина стоп в основном вследствие опускания продольного свода, а при развитии поперечного плоскостопия длина стоп уменьшается за счет веерообразного расхождения плюсневых костей и отклонения первого пальца кнаружи.

Плоскостопие находится в прямой зависимости от массы тела: чем больше масса и, следовательно, нагрузка на стопы, тем более выражено продольное плоскостопие. Данная патология имеет место в основном у женщин. Продольное плоскостопие встречается чаще всего в возрасте от 16 до 25 лет, а поперечное в 35-50 лет.

По происхождению плоскостопия различают врожденную плоскую стопу, травматическую, паралитическую, рахитическую и статическую.

Врожденное плоскостопие установить раньше 5-6 летнего возраста не легко, так как у всех детей моложе этого возраста определяются все элементы плоской стопы. Однако приблизительно в 3% всех случаев плоскостопия плоская стопа бывает врожденной.

Травматическое плоскостопие - вследствие перелома лодыжек, пяточной кости, предплюсневых костей.

Паралитическая плоская стопа - результат паралича подошвенных мышц стопы и мышц, начинающихся на голени (последствия полимиелита).

Рахитическое плоскостопие (встречающиеся наиболее часто - 82,1%) возникает вследствие слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей.

Статическое плоскостопие (встречающиеся наиболее часто - 82,1%) возникает вследствие слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей.

К внутренним причинам, способствующим развитию деформации стоп, относится также наследственно-конституциональное предрасположения, к внешним причинам - перегрузка стоп, связанная с профессией, ведением домашнего хозяйства, ношением нерациональной обуви.

Причиной развития статического плоскостопия могут быть различны - увеличение массы тела, работа в стоячем положении, уменьшение силы мышц при физиологическом старении, отсутствии тренировки у лиц сидячих профессий и т.д.

Хотя при внешнем осмотре можно определить наличие плоскостопия, однако это касается тяжелых запущенных случаев, когда имеется уже вальгусное положение пятки.

Для более точного определения плоской стопы существуют ряд методов. Метод Фриндлянда (подометрический): измеряют циркулем высоту стопы, т.е. расстояние от пола до верхней поверхности ладьевидной кости, которая хорошо прощупывается приблизительно на один палец кпереди от голеностопного сустава. Величину расхождения ножек циркуля определяют по измерительной линейке. Величину расхождения ножек циркуля определяют по измерительной линейке. После этого измеряют длину стопы: расстояние от кончика первого пальца до задней округлости пятки, выражают в миллиметрах обе стопы. Полученная величина является искомым подометрическим индексом. Индекс нормального свода колеблется в пределах от21 до 29. Индекс от 29 до 27 указывает на пониженный свод плоскостопие ниже 25 - не значительное плоскостопие.

Однако точнее установить плоскостопие можно, зная величину высоты свода от пола до мягких тканей свода стопы. Для этого применяют плантографию - получение отпечатков стоп после нанесения на подошву красящих веществ - раствор синьки, голландской сажи, танина и др.

Для статического плоскостопия характерны определенные болевые участки: на подошве, в центре свода и у внутреннего края пятки, на тыле стопы и в ее центральной части, между ладьевидной и таранной костями, под внутренней и наружной лодыжками, между головками предплюсневых костей., в мышцах голени вследствие перегрузки, в коленном и тазобедренном суставах, в бедре из-за перенапряжения широкой фасции, в области поясницы на почве компенсаторно усиленного лордоза.

Боли усиливаются к вечеру после длительного пребывания на ногах и ослабевают после отдыха. Нередко стопы становятся пастозными, в области наружной лодыжки появляется отечность.

Для выраженного плоскостопия типичны следующие признаки: стопа удлинена и расширена в средней части, продольный свод опущен, стопа пронирована и ладьевидная кость обрисовывается сквозь кожу на медиальном крае стопы. Походка неуклюжая, носки сильно разведены в стороны.

Поперечно-распластанная стопа и отклонения первого пальца кнаружи. В происхождении поперечного плоскостопия, кроме мышц стопы и межкостной фасции, основную роль играет подошвенный апоневроз, поэтому поперечную распластанность стопы следует считать проявлением недостаточности связочного аппарата. Поперечную распластанность взрослых нужно рассматривать как необратимую деформацию, так как до сих пор неизвестны средства эффективно восстанавливающее функцию связочного аппарата, подвергающегося статической нагрузке.

Клиническая картина. Основным симптомом при отклонении первого пальца кнаружи являются боли, особенно при ношении обуви, возникающие в головке первой плюсневой кости вследствие давления. Типично наличие бурситов у головки первой плюсневой кости, характеризующихся покраснением и припухлостью, часто с наличием синовиальной жидкости.

При поперечном плоскостопии и отклонении первого пальца кнаружи лечение может быть консервативным и оперативным.

Консервативное лечение сводится к ношению ортопедической обуви различных конструкций. В более легких случаях (первая степень) можно подкладывать валик ниже расположения натоптышей.

Лечение и реабилитация. Основной задачей является исправление деформации стоп, укрепление мышц стопы и голени. Под исправлением деформации стоп понимается уменьшение имеющегося уплощения сводов, пронированного положения пяток контрактуры переднего отдела стопы.

Специальные упражнения для мышц голени и стопы в начале лечебного курса рекомендуется выполнять в и.п. лежа и сидя. Исключаются нерациональные и.п. стоя, особенно с развернутыми стопами, когда сила тяжести приходится на внутренний свод стопы.

Специальные упражнения следует чередовать с общеразвивающими для всех мышечных групп и с упражнениями на расслабление. Общеразвивающие упражнения имеют особенно большое значение, т.к. плоскостопие развивается у людей физически ослабленных.

В основном периоде лечебного курса достигают коррекции положения стопы и закрепления его. С этой целью используют упражнения для большеберцовых мышц и сгибателей пальцев с увеличивающейся общей нагрузкой, с сопротивлением, с постепенно увеличивающейся статической нагрузкой на стопы (с учетом достигнутой коррекции), упражнения с предметами (захват пальцами стоп шариков, карандашей и их перекладывание, катание подошвами ног палки и т.п.). Для закрепления коррекции используются упражнения в специальных видах ходьбы - на носках, на пятках, на наружном соде стоп, с параллельным постановкой стоп. Для усиления их корригирующего эффекта применяют специальные приспособления - ребристые доски, скошенные поверхности и т.п. Все специальные упражнения проводится в сочетании с упражнениями, направленными на воспитание правильной осанки, общеразвивающими упражнениями и в соответствии с возрастными особенностями занимающихся.

Важным элементом лечения и реабилитации является использование физиотерапевтических процедур (теплые ванны, лампа Соллюкс, локальное отрицательное давление и др.) и массажа стоп и в целом нижних конечностей. Сложные деформации требуют изготовления и ношения ортопедической обуви или оперативного лечения.

Благоприятный результат лечения проявляется в уменьшении или исчезновении неприятных ощущений и болей при длительном стоянии и ходьбе, нормализации походки и в восстановлении правильного положения стоп.

Упражнения в ходьбе: на носках, на наружных сводах стоп, с поворотом стоп на носках с полусогнутыми коленями, на носках с высоким подниманием коленей, с выдвижением ноги вперед за счет сгибания пальцев, по ребристой доске, по скошенной поверхности (пятки к вершине), по наклонной плоскости на носках (вверх и вниз).

В связи с большими трудностями лечения и реабилитации больных с плоскостопием чрезвычайно важным является профилактика развития плоскостопия. В детском возрасте необходимо давать детям выполнять специальные упражнения, направленные на укрепление мышц и суставно-связочного аппарата. Весьма полезна ходьба босиком по неровной почве, по песку: происходит естественная тренировка мышц голени и активно поддерживается свод стопы - так называемый рефлекс щажения. Необходимо восстановить правильную походку - избегать разведения носков при ходьбе. Большую роль в предупреждении деформаций стопы играет рациональная обувь.

Очень важно ношение обуви, подобранной строго по ноге. Медиальный край ботинка должен быть прямым, чтобы не отводить кнаружи первый палец, носок просторным Высота каблука должна быть 3-4 см, а подметка из упругого материала. Противопоказано носить обувь с плоской подошвой, мягкую и валяную.

При начинающемся плоскостопии, кроме подбора рациональной обуви, необходимо уменьшить нагрузки на свод при стоянии и ходьбе, вкладывать в обувь супинаторы - специальные стельки с возвышением свода стопы и поднятием внутреннего края стопы, изготовленные из пробки, пластмассы и др. Важным профилактическим средством являются занятия ЛФК, задачей которых является общее укрепление организма, повышение силы и выносливости мышц нижних конечностей, повышение общей работоспособности и сопротивляемости по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды.

Профилактика возникновения и прогрессирования плоскостопия необходима и для взрослых. Для них также важна правильная ходьба, избегая разведение носков.

Лицам, профессия которых связана с длительным стоянием, рекомендуется параллельная установка стоп и время от времени отдых на наружных краях супинированных стоп. В конце рабочего дня рекомендуются теплые ванны с последующим массажем свода стоп и время от времени отдых на наружных краях супинированных стоп. В конце рабочего дня рекомендуются теплые ванны с последующим массажем свода стопы и супинирующих мышц. Большое значение имеют специальные приемы: ходьба босиком по неровной поверхности, по песку, ходьба на цыпочках, прыжки, игры (волейбол, баскетбол и т.п.).

Вв. до н. э. и указывает на первоначальное единство стиха, музыки и танца.

Стопа в метрическом стихосложении

Сильная и слабая доля

Сильная доля стопы, которая определяется иктом, называется арсис (или арса ; ἄρσις , поднятие ноги в танце), слабая - тесис / тезис (или теса ; θέσις постановка ноги в танце). До - вв. до н. э. термины имели противоположные значения; арсисом называлось восходящее движение (нога поднималась), тесисом - нисходящее движение (нога ударяла о землю). В метрическом стихосложении в стопе сильная доля формируется как правило первым долгим слогом, или первым из долгих слогов, если долгих слогов несколько; напр. дактиль -́UU, амфибрахий U-́U, бакхий U-́ -, ионик восходящий UU-́ -.

Количество стопы

Один из принципов метрического стихосложения - фиксированное количество времени, отводимое установленному виду стиха - определяет первую характеристику стопы, ее длительность, или количество. Стопа делится на временны́е отрезки, посредством которых измеряется ее количество. Такой элементарный временной отрезок называется мора (лат. mora , соответствует др.-греч. χρόνος πρῶτος ). Количество мор определяет просодическое время, необходимое для произнесения слога или стопы. При этом считается, что долгий слог занимает две моры, короткий - одну. Количественный состав стопы колеблется от двух до десяти мор.

Качество стопы

Этот же принцип, вместе с главным свойством квантитативных языков, оппозицией долгих гласных/слогов кратким, определяет вторую характеристику стопы - ее слоговый состав, или качество. Стопы одинакового количества могут иметь разное качество, то есть занимая одинаковое просодическое время, состоять из разного числа слогов. Например, количественно равны трибрахий (UUU) и ямб (U-), занимающие 3 моры, дактиль (-UU) и спондей (- -), занимающие 4 моры. Это свойство стопы определяет наличие таких фонетических явлений как, например, ипостаса (изменение длины стопы по слогам, но сохранение по морам).

Трансформация стопы

В некоторых случаях такие стопы как спондей (-́ -), дактиль (-́UU), анапест (UU-́), в своей номинальной длительности равняясь 4 морам, сводились к длительности ямба (U-́) или трохея (-́U), то есть произносились не в 4, а в 3 моры. При этом, вероятно, долгий слог произносился в 1½ моры, а краткий - в ¾ (так называемые, «иррациональные» стопы). Ускорение темпа таким образом представляется вполне естественным при музыкально-вокальном исполнении метрического стиха, особенно в хоровой лирике. К подобной трансформации поэт прибегал, как правило, по требованиям ритма (т. н. metri causa), либо с целью определённого художественного эффекта.

Наиболее распространенные стопы

Двух- и трёхсложные стопы, восходящие к простым двудольным и трехдольным музыкальным размерам (2/4 и 3/4) считаются простыми, остальные - сложными. Сложные 5-сложные стопы использовались главным образом в хоровой лирике и позже драме, часто формируя размер, уникальный для стиха и произведения.

Простые Сложные
2-сложные 3-сложные 4-сложные 5-сложные
2 моры UU дибрахий (пиррихий)
3 моры -U трохей (хорей)
U- ямб
UUU трибрах
4 моры -- спондей U-U амфибрахий
UU- анапест
-UU дактиль
UUUU прокелевсматик
5 мор -U- амфимакр (кретик)
--U антанапест
U-- триподий (бакхий)
-UUU пеон 1-й
U-UU пеон 2-й
UU-U пеон 3-й
UUU - пеон 4-й
6 мор --- молосс (экстенсипес) U--U антиспаст (ямбхорей)
UU-- ионик восходящий
--UU ионик нисходящий
-UU- хориямб
-UUUU промакр
U-UUU парапик
UU-UU месомакр
UUU-U пиррихотрохей
UUUU- пиррихиямб
7 мор U--- эпитрит 1-й
-U-- эпитрит 2-й
--U- эпитрит 3-й
---U эпитрит 4-й
UU--U антамебей
UUU-- дасий
U-UU- киприй
8 мор --UU- амебей
U--U- дохмий
---UU моллоссопиррихий
U-U-- париамбод
9 мор U---- пробрахий
--U-- месобрахий
---U- моллоссиямб
10 мор ----- молоссоспондей

Стопа в силлабо-тоническом стихосложении

Термин «стопа» (вместе с другими понятиями античной метрики), был адаптирован в русском стихосложении. Стопой обозначалась ритмическая группа из одного ударяемого и одного или двух (редко трех) неударяемых слогов. В русском силлабо-тоническом стихосложении получили распространение пять стоп:

Хорей : -U → ÚU Ямб : U- → UÚ Дактиль : -UU → ÚUU Амфибрахий : U-U → UÚU Анапест : UU- → UUÚ

Особым случаем является адаптированный спондей : -- → ÚÚ. При адаптации спондея, при соблюдении принципа адаптации «долгий в ударный», возникает стопа с двумя ударениями, что нарушает определение стопы как группы слогов, объединенной одним ритмическим ударением. Тем не менее, теоретиками русского силлабо-тонического стихосложения такой спондей рассматривался наравне с прочими стопами.

В русском языке превалирующую частотность имеют слова в 3, 4 и 5 слогов; так как в пределах слова присутствует только одно главное ударение, представление русского стиха в адаптированных стопах нивелирует функцию стопы как конструктивного ритмического элемента стиха.

Напр. номинальный четырехстопный ямб UÚ|UÚ|UÚ|UÚ в стихе «Бы́л крокоди́л кня́зь, во́лхв, жре́ц, во́ждь» (Г. Р. Державин) приобретает вид ÚU|UÚ|ÚÚ|ÚÚ; ямб первой стопы заменяется трохеем, второй и третьей - спондеем, что приводит к нарушению ритма; в ст. «Адмиралте́йская игла́» (UU|UÚ|UU|UÚ) ямб первой и третьей - пиррихием; в ст. «Мой дя́дя, са́мых че́стных пра́вил, // когда́ не в шу́тку занемо́г» (А. С. Пушкин) (UÚ|UÚ|UÚ|UÚ|U // UÚ|UÚ|UU|UÚ) ямб восьмой - пиррихием; и т. п. При этом вторичные ударения слов, которые могут занимать сильные позиции в стопах, динамически несоизмеримы с главными и как элемент ритмообразующего механизма рассмотрены быть не могут. (Предпринимались попытки истолковать это явление, адаптируя понятие ипсотасы, в частности В. Я. Брюсовым . Однако в применении к силлабо-тонике концепция ипостасы приводила к нек-рым неразрешимым противоречиям; см. Ипостаса .)

Во всех таких случаях стих формально перестает быть ямбом; он может получать различное стоповое представление, напр. «Когда не в шутку занемог» можно представить как в виде UÚ|UÚ|UUUÚ (ямб + ямб + пеон 4-й), так в виде UÚ|UÚU|UUÚ (ямб + амфибрахий + анапест), так в виде UÚ|UÚUU|UÚ (ямб + пеон 2-й + ямб) и т. п. В этом случае более корректно утверждение, что стих является [адаптированным] логаэдом . Логаэд, являясь специфически силлабо-метрическим явлением, в античности рассматривался не как фиксированная группа определенных стоп, но как самостоятельная структурная единица, по аналогичной причине. Отсюда в современной теории русского стихосложения появляется тенденция отказаться от понятия стопы и считать основной ритмической единицей собственно стих.

Литература

  • Брюсов В. Я. Краткий курс науки о стихе, ч. 1. - М., 1919 (изд. 2-е, дополн., - М.: ГИЗ, 1924).
  • Томашевский Б. В. Русское стихосложение. - М.: Academia, 1923.
  • Соболевский С. И. Древнегреческий язык. - М., 1948.
  • Гаспаров М. Л. Очерк истории европейского стиха. - М., 2003.
  • Цисык А. З., Шкурдюк И. А. Античная метрика. - Минск, 2004.



Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Стопа (стихосложение)" в других словарях:

    - (др. греч. πους лат. pes) термин античной метрики, к рый означает сочетание долгих и кратких слогов, закономерно повторяющееся в стихе. С. является ритмической единицей античного стиха, т. е. наименьшей ритмической группой, подчиненной одному… … Литературная энциклопедия

    СТИХОСЛОЖЕНИЕ Лермонтова. Стиховая речь Л. как особый вид поэтич. речи характеризуется чрезвычайным разнообразием выразит. средств: обилием метрич. и строфич. форм, свободой ритмич. вариаций, богатством мелодич. интонаций, изобразительностью… … Лермонтовская энциклопедия

    - (иначе версификация). I. Общие понятия. Понятие С. употребляется в двух значениях. Часто оно рассматривается как учение о принципах стихотворной организации речи и в этом смысле представляет собой не что иное, как стиховедение (см.). В другом,… … Литературная энциклопедия

    Стопа, 1) в стихосложении ‒ повторяющееся сочетание метрически сильного места, или икта, и метрически слабого места в строке. С. является условной единицей соизмеримости строк, обладающих метром, т. е. упорядоченным чередованием сильных и слабых… …

    - (Fuss, pied от обыкновения отбивать такт ногой) простейшаяритмическая единица в стихотворной речи, состоящая из одного повышения иодного понижения, т. е. в русском стихосложении из одного слога сударением и одного или двух слогов без ударения.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Стопа - условная мера стиха, лежащая в основе соизмеримости строк (изометрия) в метрич. и силлабо тонич. системах стихосложения. Представляет собой сочетание метрически сильного места (арсис, икт) и метрически слабого места (тезис, междуиктовый интервал) … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Понятие Стихосложение (иначе версификация) употребляется в двух значениях: учение о принципах стихотворной организации речи стиховедение; то есть как способ организации звукового строения речи, в котором речь делится на стихи и прозу. в… … Википедия

    I Стопа периферический сегмент нижней конечности; орган опоры тела при стоянии и движении. Условная граница С., отделяющая её от голени (См. Голень), проходит через верхушки лодыжек. В С. выделяют подошвенную и тыльную поверхности; скелет … Большая советская энциклопедия

    - (в дополнение к ст. Метрика). Несмотря на то, что стихотворную речь независимо от ее содержания никто не принимает за поэзию, учение о С. относят до сих пор и не без основания к теория поэзии. Как ни очевидно, что произведения прозаического… …

    - (Fuss, pied от обыкновения отбивать такт ногой) простейшая ритмическая единица в стихотворной речи, состоящая из одного повышения и одного понижения, т. е. в русском стихосложении из одного слога с ударением и одного или двух слогов без ударения … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Сочинение стихов – это особая организация речи, в ее основе заложена ритмическая и звуковая структура. Деление ритма на размеры зависит от того, как четко распределяется роль ударных гласных и насколько часто они располагаются.

Прежде чем определять размер, которым написано стихотворение, надо узнать, что такое стопа. Этот термин относится к силлабо-тоническому стихосложению. Стопа - это способ организации стихотворения, при котором чередуются ударные и безударные слоги в определенном порядке. Таким образом, стопа – условная единица, благодаря которой определяется размер того или иного стихотворного произведения. Например, если в слове гласный звук является основополагающим элементом, то ударение будет элементом образования стопы. Они могут быть двусложными и трехсложными, то есть, одна стопа может содержать два слога, один из которых ударный или же три слога, один из которых также ударный. Определить количество стоп и сколько в них слогов, можно на слух.

Виды стихотворных размеров

Рассмотрим, какие существуют стихотворные виды, и как определить размер стихотворения. Существует пять современных стихотворных размеров.

  • Ямб. Представляет собой двусложный размер стихотворения. В таких произведениях первый слог безударный, а второй ударный. В стихотворении в целом ударение падает на второй, четвертый, шестой и т. д. слоги. Наиболее распространенным является четырехстопный ямб. В поэмах и драмах восемнадцатого века часто встречался шестистопный ямб. А вот размер стихотворения ямб очень часто можно встретить в произведениях А.С. Пушкина, например, «Мой дядя самых честных правил...» или «Мороз и солнце...».
  • Хорей. Такой размер имеет двусложную стопу, на первом слоге которого стоит ударение. В стихотворении в целом ударение приходится на первый, третий, пятый и т.д. слоги. Примером хорея может быть стихотворение М. Ю. Лермонтова «Утес» или произведение А.С. Пушкина «Зимний вечер».
  • Анапест. Это трехсложный размер стиха, в нем первые два слога безударные, а третий ударный. В целом, в стихе ударение падает на третий, шестой, девятый и т.д. слоги. Примером произведения, написанного таким размером, может служить текст из полюбившейся многим песни «До свиданья мой ласковый мишка... »
  • Амфибрахий. Он также относится к трехсложному размеру стиха. Ударный слог у него находится между двумя безударными. Примером, где рифма и размер стихотворения, написанного в этом стиле, может служить произведение Н.А. Некрасова «Однажды в студеную зимнюю пору».
  • Дактиль. Трехсложный размер стиха, где ударение стоит на первом слоге, а два следующих безударны. Стихотворение Н.А. Некрасова «Тучи» написано размером дактиль.
  • Вместе с тем, размеры стихотворений, примеры которых часто можно найти в произведениях известных поэтов: Пушкина, Есенина, Лермонтова, Блока, Шекспира и др. - не ограничиваются только названными выше. Кроме основных перечисленных стихотворных размеров существуют еще такие, как пиррихий или дибрахий. В таких двусложных размерах стихотворения стоят два безударных слога. А в спондее (двусложный размер) рядом расположены два ударных слога. Еще можно встретить трибрахий, в таком произведении подряд стоят три безударных слога.

Определение размера стихотворения

Для того чтобы определение размера стихотворения было более удобным, можно придерживаться следующих советов:

  • Для анализа необходимо взять бумагу, ручку и стихотворение. Во всем тексте расставить ударение. Для удобства можно схематично обозначить ударные и безударные слоги.
  • Обратите внимание, на какой слог постоянно падает ударение, попробуйте расставить ритмические разделы (между слогами с помощью вертикальных черточек), обозначив тем самым стопы. Разделение будет верным, если в каждой строчке получится один и тот же ритмический рисунок, например, везде первый слог будет ударный, а второй - безударный (в двусложном размере). Затем можно посчитать количество таких ритмических отрезков в строке и выяснить полностью размер стихотворения. Например, каждая строчка стихотворения гармонично делится на отрезки "первый слог ударный, второй безударный", и таких слогов в каждой строчке по четыре. Первый ударный слог, а второй безударный - это хорей. Так как в каждой строчке стихотворения он встречается по четыре раза, то размер стихотворения - четырехстопный хорей.
  • Если это двусложная стопа, ударный слог будет только один. Если ударение падает на нечетный слог – это будет хорей, на четный – ямб.
  • Если ни на один слог не падает ударение – это будет пиррихий. Чтобы это понять, нужно сделать ударения в нескольких строчках, а потом уже делать соответствующие выводы. Например, в песне Шевчука есть такая строка: «Что такое осень – это небо...» Именно здесь встречается пиррихий.
  • Если строчки в стихотворении гармонично делятся на один из трехсложных размеров (их характеристику см. выше), то стихотворение написано или анапестом, или амфибрахием, или дактилем. Опять же, считаем, по сколько стоп в строчках стихотворения, и по их количеству определяем точный размер.
  • Размер может быть "нечистым", то есть, к некоторым строчкам может прикрепляться пиррихий в конце, спондей в середине. В такой ситуации определяют основной ритмический рисунок (как написано большинство строчек стихотворения), именно он и будет являться основным размером, а элементы, выходящие за его пределы, прикрепляют к основному названию. Например, размер стихотворения - пятистопный хорей с пиррихием в конце второй, четвертой и шестой строк.

А теперь, возьмите любое стихотворение и определите размер, которым оно написано. Удачи!

Настал черед познакомится с Ямбом, Хореем, Дактилем, Анапестом, Амфибрахием и Пеоном! Кто они такие? Стопа - повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов. У каждой стопы есть своя схема! Важно запомнить два главных правила! 1) Если выбрал определенную стопу, то она должна строго повторяться с первых строк и на протяжении всего стиха! 2) Нельзя смешивать стихотворные стопы! Советую запомнить эти правила, чтоб у вас получались красивые и качественные стихотворения! Также нужно знать, что у стихотворной стопы только один ударный слог! Пришла пора знакомиться поближе!

Хорей!

Двухсложная, стихотворная стопа с ударением на 1-м слоге!

Схема Хорея такая (/ -)

У Хорея всегда ударные нечётные слоги! (1,3,5,7,9...)

Пример - Бу ря мгло ю не бо кро ет! / - / - / - / -

Одностопный Хорей / -

Двустопный Хорей / - / -

Трехстопный Хорей / - / - / -

Двухсложная, стихотворная стопа с ударением на 2-м слоге!

Схема Ямба такая (- /)

У Ямба всегда ударные чётные слоги! (2,4,6,8,10,12...)

Пример - Мой дядя самых честных правил... - / - / - / - / -

Одностопный Ямб - /

Двустопный Ямб - / - /

Трехстопный Ямб - / - / - /

Сколько раз подряд записал - столько стоп и будет!

Дактиль!

Трёхсложная, стихотворная стопа с ударением на 1-м слоге!

Схема Дактиля такая (/ - -)

У Дактиля всегда ударные слоги - (1,4,7,10...)

Пример - Ту чки небе сные, ве чные стра нники... / - - / - - / - - / - -

Одностопный Дактиль / - -

Двустопный Дактиль / - - / - -

Трехстопный Дактиль / - - / - - / - -

Сколько раз подряд записал - столько стоп и будет!

Амфибрахий!

Трёхсложная, стихотворная стопа с ударением на 2-м слоге!

Схема Амфибрахия такая (- / -)

У Амфибрахия всегда ударные слоги - (2,5,8,11...)

Пример - Не ве тер бушу ет над бо ром... - / - - / - - / -

Одностопный Амфибрахий - / -

Двустопный Амфибрахий - / - - / -

Трехстопный Амфибрахий - / - - / - - / -

Сколько раз подряд записал - столько стоп и будет!

Анапест!

Трёхсложная, стихотворная стопа с ударением на 3-м слоге!

Схема Анапеста такая (- - /)

У Анапеста всегда ударные слоги - (3,6,9,12...)

Пример - О весна без конца и без краю.. - - /- - /- - /-

Одностопный Анапест - - /

Двустопный Анапест - - / - - /

Трехстопный Анапест - - / - - / - - /

Сколько раз подряд записал - столько стоп и будет!

Пеоны!

Встречаются довольно редко.

Четырехсложные, стихотворные, античные стопы. Ударение зависит от разновидности.


Схема Пеона первого такая (/ - - -) - 1-й слог ударный

Схема Пеона второго такая (- / - -) - 2-й слог ударный

Схема Пеона третьего такая (- - / -) - 3-й слог ударный

Схема Пеона четвертого такая (- - - /) - 4-й слог ударный

Пример Пеона первого - Сло во переве сит, ведь сильне е во сто кра т... / - - - / - - - / - - - /

Пример Пеона второго - Приличные профессии... - / - - - / - -

Пример Пеона третьего - Замета лись, затеря лись в океа не корабли ... - - / - - - / - - - / - - - /

Пример Пеона четвертого - Цивилиза ция цвете т! - - - / - - - /

И еще пару нюансов...

Ну вот мы и познакомились со стихотворными стопами. Очень надеюсь, что вы сдружитесь. Осталось маленький нюанс: Мы уже знаем что если строчку "Буря мглою небо кроет" разложить на схему, то увидим 4-х сложный Хорей! Но бывает и так что остаются маленькие хвостики. Например - "Только не сжата полоска одна" Если разложить на схему, увидим (/ - - / - - / - - /) Вроде бы 3-х сложный Дактиль но вот последняя черточка... Это и есть хвостик (неполная стопа)! Он тоже считается за целую! Здесь 4-х сложный Дактиль! Чтобы сказать определенный размер произведения, обычно счет ведет по длинной строчке.