План урока в музыкальной школе по специальности. Что дети изучают в музыкальной школе? Открытый урок в музыкальной школе-студии "ритмические группы с шестнадцатыми"

Я сама закончила музыкальную школу (а потом и училище, и консерваторию). Сейчас, будучи взрослым профессиональным музыкантом, искренне не понимаю, почему в обязательной школьной программе стоят произведения Баха? Особенно ХТК, прелюдии и фуги. Сложные для понимания ребёнка вещи, их неинтересно разучивать и исполнять, особенно в младших классах.
А что касается предпочтений самого ребёнка, лучше всё-таки к ним прислушиваться. Мои родители, к примеру, с чего-то решили, что у меня есть способности к сочинительству, и отдали на дополнительные занятия по композиции. Я эти уроки ненавидела всей душой, учительница была очень увлечённая, много говорила и готова была заниматься сутками, но она не умела увлекать за собой детей. Я прошла весь школьный курс композиции, т.к. была очень послушным ребёнком, но уроки эти до сих пор вспоминаю с ужасом, а сочинять я так и не научилась, да и желания сочинять нет (и не было). Я умею импровизировать, но делаю это только по крайней необходимости, когда на работе нет нужных нот.

Комментировать статью "Ваш ребёнок - ученик музыкальной школы. Часть 1"

А вот если ребёнок учится в районной музыкальной школе по классу фортепиано. Огромное всем спасибо за обсуждение и советы! Они мне очень помогли и расширили картину мира. И туда поступают после районной музыкальной школы? И туда можно прийти в течении года...

Обсуждение

Автор вопроса, вы хотите быть уверены 100 процентно, что дочь сделает правильный выбор и проживет безбедно. Нет этого! Я сама в этой области работаю. Всю жизнь на копейках. Но работа была всегда. Работала с увлечением. Плюс, что нагрузка не на весь день. Что для женщины важно. Но одинокой выжить трудно. Надо, чтобы муж тащил. Но с другой стороны, подруга экономист и тоже еле тащится) а станет она великой или нет, кто ж знает? Может, руку переиграет? Надо просто не решать за дочь, а дать понять, что это не выбор и случится может всякое. А ещё так. Что, не сделав, ты будешь очень жалеть всю жизнь? И что для, тебя важнее, заниматься любимым делом или искать по денежные. Хотя, последнее тоже сомнительно.

29.07.2018 08:36:09, Тасамая

Я закончила мерзляковку по классу скрипки, поступила в консерваторию, но потом переиграла руку и с музыкой пришлось завязать. Такое бывает... Так вот, после училища работала в разных коллективах на копеечную зарплату. Было это в 90 годах. Зарплата артиста оркестра равнялась проездному билету на транспорт.
После беды с рукой за 2 месяца подготовилась с репетитором и поступила в хороший технический вуз.

29.07.2018 06:08:12, Перспектива для музыканта

поступление в муз. школу. Музыкальное образование. Поступаем в муз. школу.Что может быть на вступительных?Дочке 11 лет, когда-то прозанималась 2 года на ф-но и бросила(не а это такой конкурс именно в вашу школу или именно детей такого возраста или на фортепиано?

Обсуждение

поступили)

а это такой конкурс именно в вашу школу или именно детей такого возраста или на фортепиано? ТАКОЙ- в смысле что надо готовиться прицельно? Просто я почитала форумы разные и сложилось впечатление,что особого ажиотажа нет. Но, может, я неправильно поняла что-то конечно! Про фортепиано пишут часто, что недобор обычно и в сентябре набирают дополнительно. Если так -то чего переживать. Или это в разных школах по-разному? и есть,конечно,какие-то крутые, куда все хотят и там конкурс больше. Интересно мне -насколько сложно поступить в музыкалку. Мы идём наобум - возьмут -отлично!нет -ну что поделаешь, может в след году попробуем ещё. Но нам 6 лет и в принципе инструмент готовы рассмотреть почти любой, не обязательно сильно популярный. Каковы наши шансы попасть? И хотя мы вроде как ни на что не рассчитываем, но лично Я -чем ближе к делу, тем больше понимаю,что ХОТЕЛОСЬ БЫ всё-таки:-) Но парень, надо признать, не особо музыкальный. По крайней мере по сравнению с младшим вижу - младший -артист, а старший -чистый технарь, но всё равно ХОТЕЛОСЬ БЫ:-)

Льготы в музыкальной школе?. Развитие, обучение. Другие дети. Есть ли какие-нибудь привилегии или льготы при приеме и обучению в музыкальной школе на бюджетные места? С ДЦП на флейту реально?

Обсуждение

В нашей музшколе есть специальная 4-летняя программа для детей с особенностями. Узнайте - может, и у вас есть? Второй вариант - договариваться индивидуально с педагогом уже сейчас, который готов взять ребенка. Если педагог берет, то и в школу примут.

Прослушивание в музыкальной школе.. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и Девочки, у кого детки в музыкальной школе учаться, как проходило прослушивание?

Обсуждение

20.05.2018 17:26:29, Музыкальная школа

уже записали?

у нас можно было выбрать инструмент только после прослушивания.
на само прослушивание родителей не пустили. со слов ребенка:
спела песенку (ложкой снег мешая), попросили повторить ритм (простучать) и отвернувшись назвать, сколько клавиш на ф-но нажали (1 или две)

В музыкальной школе ее усиленно склоняют к поступлению. Мы с мужем, не в восторге. Спасибо всем за советы и мнения. Исключительно ко всем прислушалась. Поступаем в музыкальную школу. По программе т.н. " подготовительного отделения ".

Обсуждение

Моя история: -дцать лет назал. Когда я заканчивала муз. школу (совершенно не собираясь становиться музыкантом) мне, так же как и Вашей дочери предложили поступить в муз.училище. Т.к. поступать мне надо было только через 1 год, то преподаватель из училища вызвался заниматься со мной этот год. В конце мая все обсудили, выбрали программу, д.з. на лето.... За лето я практически не разу не села за инструмент и т.о. осенью вопрос решился сам.
Может быть Вам так же немного "отвлечься" от этой темы. Если дочка почувствует тягу, то осенью можно будет расставить приоритеты, а если она даже не вспомнит про музыку, может быть это не ее призвание.

12.04.2012 18:58:03, ВреднаяАлиска

Да инструмент у вас кончено очень распространенный,в данном контексте лучше бы что-то более редкое.У шефа старшая дочь например пошла по этому пути,заканчивает в этом году Гнесинку.Но у нее арфа.Училась в очень понтовой общеобразовательной школе,ушла из нее в гнесинское же училище,не помню в каком классе,потом в Гнесинское высшее поступила.Так вот бывшие одноклассницы,которые на нее свысока смотрели и все позаканчивали всяческие МГИМО и ВШЭ,тепекрь не без злости замечают,что гораздо меннее успешны в жизни,чем она.Девочка учится,но уже серьезно работает и очень хорошо зарабатывает.А вот они перебиваются офисным планктоном,куда папы пристроили.Так что варианты возможны всякие:)).

Поступаем в музыкальную школу. Дочь неожиданно проявила желание заняться музыкой. про музыкальное образование спрошу. Музыкальная школа - хоровое отделение. К поступлению в специализированную школу типа ЦМШ вы очень легкомысленно относитесь. кларнет...

Обсуждение

Интернат - это для иногородних. Москвичи живут все дома. Да и иногородние, которые приехали с родителями и снимают квартиры, тоже живут дома. Интернат - это не обязаловка, а просто выход для тех, кому негде жить:))))

Имею ввиду ЦМШ. В Москве есть ССМШ им. Гнесиных - тоже десятилетка, по тому же принципу, что и ЦМШ, только никаких интернатов.

Но вообще, надо идти к конкретному педагогу, а не в конкретную школу. Вполе может получиться так, что настоящий педагог для Вашего ребенка работает вовсе не в ЦМШ и не в Гнесинке....

Подумайте и над этим аспектом.

К поступлению в специализированную школу типа ЦМШ вы очень легкомысленно относитесь. В 9 лет без усиленной подготовки по сольфеджио и инструменту, поступить нереально. В 4-5 лет если ребенок с абсолютным слухом и очень сообразительный поступить можно, все что позже требует очень серьезной подготовки. Поездить к педагогам на консультации, если кому-то понравится ребенок - можно готовиться к экзаменам. В ЦМШ экзамены очень серьезные весь июнь поступают вундеркинды из разных стран и городов, в гнесинке проще по форме, но требования те же. Все эти усилия можно предпринимать, только если ребенок не видит в жизни другого пути, кроме музыки, а вы понимаете, что именно такая система образования ему нужна. У духовиков очень высокие требования к качеству звука. В прошлом году сын не поступил именно из-за недостаточно яркого звука (поперечная флейта, 8 лет). Весь год работаем над звуком, готовимся, при том, что данные очень хорошие, в успехе совсем не уверены.
Флейта поперечная самый распространенный инструмент, с точки зрения поступления лучше выбрать что-то менее популярное. А вообще лучше искать педагога, который понравится и вам и ребенку.

Музыкальная школа - хоровое отделение. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Музыкальная школа. Раздел: Образование, развитие (заявление в музыкальную школу, когда ребенок Ошибки родителей в ДМШ: выбор школы, педагога, музыкального инструмента...

Обсуждение

У меня сын поступал в Гайдна на хоровое отделение в 6.5 лет, но не взяли из-за возраста. А за год, пока ходил на подготовительное отделение, решил заниматься на инструменте + хор 1 раз в неделю. Заканчивает сейчас 2 класс.
Хоровое отделение очень сильное, и как говорят там строжайшая дисциплина, туго с возможностью пропускать даже иногда занятия. Потом у мальчиков голос начинает мутировать лет в 12.
Поэтому я за инструмент, тем более выбор большой. Очень хороший преподаватель по духовым в старом здании. Мальчишки на саксофоне играют замечательно.
На консультации рекомендую сходить с ребенком. Кроме того, что он увидит класс, где будут проходить вступительные экзамены, учителя будут разбирать примеры заданий: прохлопать ритм, голосом повторить сыгранную ноту.
Удачи вам!

Шк. им. Гайдна - очень хорошая школа. Она на слуху и на хорошем счету в Москве.

Мой учится в музыкальном колледже недалеко от шк. Гайдна, 3 остановки на автобусе, тоже в новокосино, и эту школу мы посещали. Там сильное струнное отделение. Про хоровое не знаю.

Но вообще-то, у вас там недалеко, на Выхино, кажется, ДШИ им. Балакирева. Вот там изумительное хоровое отделение, там учится один наш знакомый мальчик они в жутком восторге и от школы, и от атмосферы, и от самого хора. Если вам туда удобно ездить, лучше в балакиревку попробовать.

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и Очень хочу услышать мнения отдавать ли мне младшую дочь в музыкальную школу в В 4-5 лет если ребенок с абсолютным слухом и очень сообразительный поступить можно, все что...

Обсуждение

муз. школа-очень большая нагрузка, если точно уверены, что не хотите сделать из дочери музыкальную звезду -не стоит
у вас до начала занятий в муз. школе почти год, может быть попробовать для начала нанять частного преподавателя, пусть позанимается пока на дому по облегченной программе, а дочка решит нравится ей это или нет, если нравится-тогда со следующего года идите на полную нагрузку в муз. школу

Конкурс на ф-но?! В нашей школе как раз туда-то и берут всех желающих:-) это самый простой инструмент, имхо, туда идут даже те, кто хочет просто развить отсутствующий слух.
Прослушивания в муз.школах в конце апреля - мае. Что с ребенком делали на прослушивании я не знаю, их забрали и через 2 часа выпустили к родителям:-) дочь говорила, что просили спеть песню, отстучать заданный ритм, повторить сыгранную на ф-но ноту, потом комбинацию нот, рассматривали руки.
Если вы не собираетесь в цдмш, то поступите и без подготовки, были бы у ребенка данные.
В анкете я писала наши пожелания к инструменту, но по итогам прослушивания педагоги сами дадут вам рекомендации.
Ребенок без определенных желаний будет играть на любом инструменте, если педагог будет хороший:-) Так что смотрите на педагогов.

Важен преподаватель (я долго выбирала и уговаривала, чтоб взяли). У нас фо-но без вариантов, я сама эту школу закончила. Моя дочь пошла в пять, рановато (это я сейчас поняла), но общение с хорошим человеком два раза в неделю - это несет не только музыкальную "нагрузку". НАша подружка ненавидела фортепиано, теперь с восторгом "дует в дудку" (блок-флейта, начинают с нее). Смотрите сами на школу, педагогов, насколько они вам интересны, бывают весьма творческие личности, увлекающиеся с учениками и тем, у кого занятия попозже, приходится ждать подолгу своего урока... это тоже важно. Необязательные, забывающие предупредить, если заболеют, а мама с работы убежала, ребенка привезла... и напрасно. Все аспекты важны.
Фортепиано - универсальный инструмент, но и теоретические дисциплины у них солиднее по сравнению с народниками-инструменталистами-хоровиками. Первый класс в двух местах - ммм... Вы осилите? Водить, заниматься придется.
Счастливо!

Объясните мне зачем ребенку музыкальная школа? я не понимаю. у мужа объяснить не получается. ребенку всего 6 лет, школа, первый А зачем ребенку общеобразовательная школа? Ну если уж так хочется заниматься, найди ребенку учителей, пусть приходят пару раз...

Обсуждение

ну вот есть я, которая отучилась 5 лет дома с преподавателями, и есть моя подруга, которая 4 года отучилась в музыкальной школе... небо и земля... я на фо-но могу, спустя годы, разве что чижика-пыжика сбацать, хотя, если взять ноты, разберусь, конечно... а она играет по памяти кучу произведений и легко подбирает и мелодию и аккорды...

так что эффективней все-таки в музыкальной школе, где есть и сольфеджио и хор... учиться музыке без сольфеджио вообще баловство, по-моему...
а дома разве что для развития слуха и моторики можно заниматься...

У желающих учить китайский язык (МГИМО) сначала спросили кто окончил муз. школу, а мой брат был ведущим танцором в самодеятельном ансамбле русского нар. танца, говорил, что муз образование помогало.



Открытый урок преподавателя ДШИ им. А.А. Пантыкина Швецовой М.Н.

Дата проведения: 18.11.2012

Присутствовали: Дерябина Т.В., Закирова Г.Г.. Иванова И.Анатол.

Тема урока: Развитие технических навыков в начальный период обучения на примере гамм и других элементов техники.

Методическое сопровождение урока:

    Г.М. Цыпин, Обучение игре на фортепиано, М., Просвещение, 1984

    С.Е. Фейнберг, Пианизм как искусство, М., Классика-XXI, 2003

    Конрад Вольф, Уроки Шнабеля. М, Классика - XXI. 2006

    И. Гофман, Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игра, М., Классика-XXI. 2002

    С.В. Грохотов. Как научить играть на рояле. Первые шаги, М.. Классика - XXI,

2005

Цель урока: Создание условий для успешного освоения гамм и других элементов техники.

Задачи:

    Обеспечить психологическое благополучие ученицы на занятии, способствующее лучшему восприятию материала.

    Использовать различные упражнения для освоения гамм, аккордов и арпеджио.

    Добиваться качественного исполнения гамм и других элементов техники.

    Побуждать ученицу к размышлениям, самоконтролю и самоанализу.

План урока

    Методическое сообщение

    Работа над гаммой До мажор. аккордами и арпеджио.

    Работа над гаммами

    Освоение упражнений на легато.

    Освоение упражнений на подкладывание первого пальца

    Игра гаммы отдельно каждой рукой и двумя руками в расходящемся движении от одного звука.

    Работа над аккордами

    Освоение упражнений на опору пальцев.

    Игра аккордов отдельно каждой рукой па две октавы.

    .

    Освоение упражнений на легато по три звука.

    Освоение упражнений на легато по четыре звука.

    Игра арпеджио по три звука отдельно каждой рукой на две октавы.

    Игра арпеджио по четыре звука отдельно каждой рукой на две октавы.

    Работа над длинными арпеджио.

    Освоение упражнения на подкладывание первого пальца.

    Освоение упражнения па позиционную игру.

    Игра арпеджио отдельно каждой рукой на две октавы.

III Итог всей работы: Сыграть гамму До мажор на две октавы отдельно каждой рукой, двумя руками в расходящемся движении от одного звука, аккорды на две октавы отдельно каждой рукой; короткие арпеджио на две октавы отдельно каждой рукой; длинные арпеджио на две октавы отдельно каждой рукой.

Наши руки построены не параллельно, а симметрично, поэтому даже подвинутому пианисту трудно играть правой и левой рукой одно и то же через октаву или две - следовательно, начинать играть гамму в прямом движении нецелесообразно. Когда учим гамму, надо играть каждой рукой отдельно, причем правой начинать снизу вверх, а левой рукой сверху вниз. Играя двумя руками, надо начинать в противоположном движении раньше, чем в прямом. В этом большой трудности для ученика не будет, так как он начал играть гамму, когда звуки из которых она состоит, были усвоены раньше.

Играть гамму следует в умеренном темпе, так как только тогда возможен контроль за legato . Всегда приготовленные пальцы, внятное произношение и грамотное подкладывание первого пальца. Для уверенного исполнения гаммы следует обратить внимание на то, что четвертый палец всегда имеет свое место. Каждый раз, задавая гамму, преподаватель определяет положение четвертого пальца в правой и левой руках. Внимательное отношение к аппликатуре воспитывает аккуратность, точность в исполнении.

Работая над мажорной гаммой, параллельно начинать осваивать аккорды и арпеджио. Это необходимые элементы техники, которые развивают устойчивость, хорошую опору в пальцах, позиционную игру, расположение пальцев в тоническом трезвучии и его обращениях. Ученик начинает слышать сначала двухголосие (терции тонического трезвучия 1-3 пальцами, 3-5 пальцами), затем трехголосие (аккорды тонического трезвучия 1-3-5 пальцами). Часто плохо прослушивается в аккордах верхний голос. Для этого вес руки нужно направить к 5 и., наклонив к нему кисть. После освоения аккордов тонического трезвучия включить в работу его обращения. Затем играть короткими и длинными арпеджио.

Начиная работу над гаммами и другими элементами техники, ученик сталкивается со сложностью в подкладывании первого пальца. Часто ученик напрягает первый палец или неудачно приспосабливается к его подкладыванию. Опоздание на клавишу или резкое нажатие на нее приводит к неровной игре гамм. Также сложность вызывает исполнение на легато, в гамме и арпеджио, выравнивание голосов аккорда, игра с опорой, ведение мелодической линии.

Поэтому необходимо разработать упражнения в помощь ученику. ,

    Упражнение должно соответствовать поставленной задаче. Оно нужно для преодоления встретившейся трудности.

    Упражнение должно быть легче и проще, чем преодолеваемая трудность.

    Целесообразно делать упражнение максимально коротким.

    Правильно организованное упражнение достигает результатов в короткий срок.

В упражнении следует облегчать преодолеваемую трудность. Цель должна стать

легко достижимой. Нужно разработать такие упражнения, которые безукоризненно удаются.

Содержание урока

II Работа над гаммами, аккордами и арпеджио с ученицей первого класса Щукиной Катей.

1. Работа над гаммами

    Отрабо тать лега тов упражнени ях:

а) Играть и петь со словами последовательности из двух звуков, трех звуков и

пятипальцевые, правой рукой, затем левой рукой.

б) Усложнить пятипальцевые упражнения.

    От работать подк ладывание первого пальца:

а) На крышке инструмента: положить руку и «подводить» свободный первый

палец ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам правой и левой руки.

б) На клавиатуре: Опираться на пятый палец, а закругленным первым свободно «шагать» по клавишам. При гибкой кисти, очень легкие восьмушки, которые звучат на фоне долгого звука, (см. Приложение)

в) Упражнение «Капельки»: Опираться на третий палец в ноту до диез, затем фа диез, а первым пальцем легко на стаккато играть каждую восьмушку чередуя звуки ниже - выше. (см. Приложение)

г) Упражнение на подкладывание по черным клавишам: Сначала обыграть группу из двух, затем из трех черных клавиш. Каждое звено повторить несколько раз в разных октавах правой и левой руками. Вовремя подводить под ладонь первый палец, помогая кистью двигаться в нужную сторону. Слушать ровность мелодической линии, (см. Приложение)

д) Упражнение на подкладывание по белым клавишам: от каждой ступени гаммы играть пять нот по порядку правой рукой вверх, а левой рукой вниз, подкладывая первый палец после третьего. Контролировать ясность произношения и ровность мелодической линии, (см. Приложение)

    Сыграть гамму До мажор правой рукой на одну октаву, затем на две октавы. Так же левой рукой. В расходящемся движении от одного звука «до» на одну, затем на две октавы. Контролировать ровность звучания при подкладывании первого пальца, развитие мелодической линии, соединение звуков на легато.

    Работа над аккордами

    Отработать опо ру пальцев в упражнениях.

а) Играть терции тонического трезвучия первым - третьим пальцами, третьим - пятым пальцами в разных октавах правой, затем левой рукой.

б) Играть квинты первым - пятым пальцами в разных октавах правой рукой, затем левой рукой.

    Подготов ить аккорд, слушать голоса в упражнениях

а) Ученице сыграть терции тонического трезвучия первым-третьим пальцами, третьим - пятым пальцами.

б) Играть квинты первым-пятым пальцами в разных октавах отдельно каждой рукой. Слушать и петь голоса.

в) Играть аккорд. Преподаватель нижний и средний голос, ученик - верхний и наоборот.

г) Сыграть тоническое трезвучие первым-третьим-пятым пальцами поочередно с задержанием каждых звуков. Вслушиваться в звучание голосов. Сыграть аккорды в разных октавах. Далее осваивать обращения тонического трезвучия, запоминая аппликатуру.

    Сыграть аккорды: тоническое трезвучие с обращениями отдельно каждой рукой на две октавы. Контролировать звучание всех голосов аккорда.

    Работа над короткими арпеджио

    Отрабо тать легато в упражнениях:

а) Играть арпеджио по три звука. Рука «дышит» после каждого звена

б) Играть арпеджио по три звука объединяющим движением кисти от первого пальца к пятому пальцу. Вести мелодическую линию вверх, затем вниз. (См. Приложение)

в) Играть арпеджио по четыре звука, снимая руку после каждого звена.

г) Играть арпеджио с легкими акцентами по три звука, чтобы снять ударения с первого пальца. (См. Приложение)

    Сыграть короткие арпеджио по четыре звука отдельно каждой рукой на две октавы. Контролировать ровность звучания, соединение на легато.

I. Техника - это общее понятие, включающее гаммы, арпеджио, аккорды, двойные ноты, октавы, всевозможные туше, legato , staccato , а также динамические оттенки. Все это необходимо для формирования законченной техники.

Вся техника классического периода, да и романтиков насыщена гаммообразными последовательностями или отдельными ее видами, а также арпеджио. К этому нужно быть заранее подготовленным. Учащиеся, не прошедшие школу гамм, будут заметно отставать в техническом развитии. Без сознательного и целенаправленного развития техники невозможно достигнуть каких-либо результатов в искусстве игры на фортепиано. Поэтому формированием технических умений и навыков у учащихся - пианистов нужно заниматься уже на начальном этапе обучения.

Одна из важнейших задач - это выработка у ученика пространственной точности пальцевого аппарата, то есть умения безошибочно, чисто и точно попадать пальцами на нужные клавиши. Часто приходится наблюдать случаи неаккуратной, как говорят «грязной игры». Поэтому преподаватель должен прежде всего не допускать в игре ученика никаких неточностей.

Работа над техникой должна вестись систематически. Уже в начальный период обучения ученик знакомится с различными видами упражнений, которые постепенно развивают у него разносторонне технические навыки.

Сначала это цикл упражнений на non legato . Здесь воспитывается хорошее ощущение клавиатуры, усваиваются правильные движения, устойчивость пальцев, а главное - ученик постепенно привыкает контролировать слухом звучание каждой нажатой клавиши.

Постепенно задания усложняются и упражнения на non legato сменяются упражнениями на legato . Главная задача на этом этапе - умение плавно соединять звуки, добиваться слышимого legato .

Начинать следует с соединения двух звуков 2-3 п.. 3-4 п.. 1-2 п., 4-5 п. затем трех звуков 2-3-4 п., 1-2-3 п., 3-4-5 п.

Такие упражнения мои ученики играют и поют со словами.

Заключительное упражнение на legato - пятипальцевые последовательности. Они являются основой для того, чтобы начать изучение гамм. Освоив пяти пальцевые упражнения, ученик научится точно ставить пальцы в клавиши, соединять на легато звуки, вести мелодическую линию.

Гаммы - следующий этап работы над упражнениями. Здесь закрепляются и развиваются навыки игры legato , вырабатывается плавность и ровность мелодической линии, развивается пальцевая беглость, ученик постепенно начинает знакомиться с основными закономерностями аппликатуры, техническими формулами и т.д.

Гаммы надо начинать играть только тогда, когда ученик уже превосходно знает их, так что может спеть голосом. Не задумываясь, может от каждой ноты построить любую гамму на клавиатуре одним пальцем. Только тогда, когда он знает гаммы, можно начинать играть их.

Обычно начинают с До-мажорной гаммы, потом играют Соль-мажорную и продолжают так. прибавляя по одному знаку. В пианистическом отношении ученику гораздо легче играть гамму с черными клавишами, так как это способствует удобному расположению на клавиатуре («длинные» пальцы на черных клавишах). В этом случае рука лежит естественно.

Но часто начинают изучать гаммы в порядке квинтового круга. Усвоить гамму До мажор легче, чем гамму со многими диезами. Лучше начать играть гамму первым и вторым или первым и третьим пальцами, держа руку ближе к черным клавишам, чтобы ученику не приходилось ерзать рукой. Когда он довольно свободно в умеренном темпе двумя пальцами будет играть любую из мажорных гамм, можно начать постепенно применять обычную более сложную аппликатуру. Освоив мажорную гамму, отдельно каждой рукой, включить в работу исполнение двумя руками.

    Работа над длинными арпеджио

    Отработать подкладывани е первого пальца.

а) Играть на legato поочередно звуки тонического трезвучия в первой и второй октавах первым-третьим пальцами (до-соль-до), подкладывая первый палец под ладонь отдельно каждой рукой.

б) Играть на legato поочередно звуки тонического квартсекстаккорда в первой и второй октавах первым-четвертыми пальцами, подкладывая первый палец рукой под ладонь отдельно каждой рукой

    Отрабо тать позиционную игру в упражнен иях:

а) Играть с задержанием звука «до» первым пальцем. Точно попадать в следующий звук «до» первым пальцем. Быстро переность кисть руки ближе к клавиатуре.

б) Переводить руки из позиции в позицию, подводя первый палец под ладонь сначала к третьему, затем к четвертому пальцам.

в) Показать прием «скольжения» с позиции на позицию без соблюдения legato в момент перехода от третьего или четвертого пальцев к первому (позиционная игра).

    Сыграть длинные арпеджио отдельно каждой рукой на две октавы. Контролировать ровность звучания при подкладывании первого пальца, развитие мелодической линии, соединение звуков на легато.

    Итог всей работы : Сыграть гамму До мажор на две октавы отдельно каждой рукой, двумя руками в расходящемся движении от одного звука, аккорды на две октавы отдельно каждой рукой; короткие арпеджио на две октавы отдельно каждой рукой; длинные арпеджио на две октавы отдельно каждой рукой.

Отзыв об открытом уроке
преподавателя ДШИ Швецовой М.Н.

Дата проведения урока: 18.11.2009 г.

Урок проводился с ученицей первого класса Щукиной Катей.

Урок, проводимый преподавателем Швецовой М.Н., был достаточно хорошо организован и спланирован. Преподаватель четко соблюдал намеченный план урока; ясно сформулировал цель урока, задачи; хорошо владеет материалом урока, что подтверждает методическим сообщением.

Для раскрытия темы занятия преподавателем был подобран необходимый материал. Преподаватель четко разъяснял необходимость каждого задания. Подобраны разнообразные упражнения для подготовки к исполнению гамм.

М.Н.Швецова на уроке стимулирует ученика, в меру поощряет и подбадривает, использует метод личного показа, помогает, подсказывает, как справиться с возникшими трудностями.

Развитие технических навыков, в период начального обучения, вырабатывает у учащегося настойчивость, трудолюбие, решительность, желание добиваться намеченных целей.

Иванова И. А.


Навыки, приобретенные на уроке, а так же развитие их в процессе последующих занятий, необходимы для технического роста ученика, успешного исполнения им концертной программы.

ОТЗЫВ ОБ УРОКЕ

Тема урока «Развитие технических навыков в начальный период обучения на примере гамм и других элементов техники», раскрыта достаточно полно. Цели и задачи урока достигнуты через смену видов деятельности и смену заданий.

Педагог в своей работе с ученицей использует много подготовительных игровых упражнений, творчески подходит к заданиям. В ходе урока было заслушено обширное методическое сообщение, показана поэтапно работа с ученицей подготовительного класса над гаммой До мажор, аккордами, арпеджио длинными и короткими. Использовалось много наглядных материалов. Тон учителя доброжелательный, спокойный, что способствует активному участию ученицы в процессе обучения.

Обучающую, развивающую и воспитательную цели, поставленные на этом уроке, педагог выполнил.

Преподаватель

Закирова Г.Г.

Данный мастер-класс был проведён в рамках Недели открытых дверей Кежемского районного центра детского творчества г. Кодинска Красноярского края.

В Кежемском ЦДТ работает детская музыкальная школа-студия, одним из учебных предметов в которой является «сольфеджио» (фото 1).

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА МАСТЕР-КЛАССА

Тема: Воспитание чувства метроритма на уроках сольфеджио.
Цель: Передача педагогом-мастером своего опыта через демонстрацию последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.
Участники: Воспитанники музыкальной школы-студии, педагоги ЦДТ, учителя музыки общеобразовательных школ.
Методические средства: Методическое сообщение, прямой показ, комментированный показ.
Оборудование для педагога-мастера: Фортепиано, школьная доска, схема деления длительностей.
Оборудование для участников: Раздаточные листы А, В, С (Приложение 1 , Приложение 2 , Приложение 3 ), листок нотной бумаги, простой карандаш, резинка.
Продолжительность: 45 минут.
Форма проведения: Урок в музыкальной школе-студии.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Ритмические группы с шестнадцатыми.
Цель: Воспитание чувства метроритма.
Задачи: образовательная Закрепить ритмические обороты, пройденные в 3-классе, правила основного деления длительностей, навыки тактирования в двух-, трёх- и четырёх дольных метрах; сформировать навык чтения ритмических партитур; продолжить формирование певческих навыков, проконтролировать степень усвоения соотношения длительностей.
развивающая Способствовать развитию познавательного интереса, формировать у учащихся умение преодолевать трудности в учении.
воспитательная Воспитывать отзывчивость, взаимопомощь, ответственность.
Возраст обучающихся: 11-13 лет, 4 год обучения в музыкальной школе-студии ЦДТ.
Тип урока: Комбинированный.
Формы работы: Групповая, индивидуальная.
Методы обучения: Беседа, практическая работа.
План урока: 1. Организационный момент (1-2 минуты).
2. Введение в тему: методическое сообщение с показом (15-20 минут).
3. Подготовка к практической работе (3 минуты).
4. Практическая работа №1: ритмический диктант (6 минут).
5. Практическая работа №2 математические примеры на сложение, вычитание, умножение и деление длительностей (8-10 минут).
6. Итог урока (3-5 минут).

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

I. Организационный момент

Педагог приветствует участников, сообщает о порядке работы в режиме мастер-класса, проверяет готовность к уроку, наличие необходимых материалов.

II. Введение в тему урока, методическое сообщение с показом

Итальянское слово «solfeggio» происходит от слова «solfo» , что значит – ноты, музыкальные знаки, гамма. Так называют уроки, на которых занимаются развитием слуха: поют по нотам мелодии, пишут музыкальные диктанты, определяют на слух различные интервалы и аккорды. На уроках сольфеджио детям прививается любовь к народной музыке, творчеству русских и зарубежных композиторов, развиваются их музыкальные данные: слух, ритм, память.

Развивать чувство метроритма можно в каждом виде работы, но для более успешного, эффективного результата необходимо иногда вычленять и отдельно прорабатывать, осмысливать метроритмические соотношения в изучаемых произведениях, а также применять специальные ритмические упражнения.

В младших классах – это простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии, повторение ритмического рисунка, исполненного педагогом или записанного на доске, либо на ритмических карточках.

Давайте посмотрим, как это выглядит на практике.

Педагог поёт первую фразу русской народной песни «Во поле берёза стояла» (рисунок 1), вторую фразу прохлопывают учащиеся, третью - опять педагог, четвёртую - ученики. Для этого упражнения весьма удобно использовать песни, имеющие структуру «пара периодичностей»: «А я по лугу» (рисунок 2), «Пойду ль, выйду ль я», «Вейся, капустка» и др.


Рис. 1. Русская народная песня «Во поле берёза стояла»


Рис. 2. Русская народная песня «А я по лугу»

– В средних и старших классах развивать и закреплять чувство ритма можно с помощью других упражнений: это двухголосные ритмические партитуры, ритмические каноны, ритмические диктанты.

Большую роль в работе над развитием чувства метроритма играет дирижирование, а иногда и другие формы метроритмической пульсации (отстукивание долей в ладоши, или карандашом по столу, или отбивание ногой).

Вопрос ученикам:

– Ребята, скажите МЕТР и РИТМ это одинаковые понятия или разные?

Ответы:

– Разные. Метр – это пульс музыки, он бывает двухдольным и трёхдольным. Метр не изменяется на протяжении всего произведения.

– Ритм – это ряд длительностей, в каждом музыкальном произведении свой ритм. Ритм, который использовал Бетховен в Пятой симфонии для Мотива Судьбы невозможно спутать с другим.

– В музыке существует основное и особое деление длительностей. Основное – это деление на два: целая длительность делится на две половинные, половинная – на две четвертные, четвертная – на две восьмые и т.д. Этот принцип деления хорошо представлен в данной «пирамиде» (рисунок 3):


Рис. 3

– Также можно представить данное деление в виде яблока (или торта), которое нарезается равными частями на 2 – половинные, 4 – четвертные, 8 – восьмые (рисунок 4).


Рис. 4

– На начальном этапе обучения, т.е. в младших классах, знакомство с длительностями начинается с четвертных и восьмых. Эти длительности соотносятся с такими понятиями, как шаг и бег. Затем изучаются половинные и целые, и ещё позже более мелкие, шестнадцатые в различных сочетаниях. Как правило, тридцать вторые и шестьдесят четвёртые в школьной практике не применяются.

– Временные соотношения между определёнными длительностями можно продемонстрировать в пении гаммы До мажор:

Учащиеся поют гамму До мажор в разных ритмах. При пении половинными нотами мелодия следует широко, распевно (рисунок 5), четвертные придают напеву устремлённость (рисунок 6), восьмые - игривость (рисунок 7), а шестнадцатые – моторность (рисунок 8).


Рис. 8

– В соответствии с программными требованиями в 4 классе дети уже знакомы с шестнадцатыми в различных комбинациях. Это группа из четырёх шестнадцатых, ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая. В начале года дети познакомились ещё с одним ритмом: восьмая с точкой и шестнадцатая. Все эти группы длительностей учащиеся осваивают в пении упражнений и отбивании ритма со счётом вслух.

Учащиеся настраиваются и поют данный пример, пользуясь листом А (Приложение 1). Педагог обращает внимание, что группа из 4-х шестнадцатых занимает одну метрическую долю (рисунок 9):

А также со счётом вслух прохлопывают данный образец, работая по листу В (Приложение 2), (рисунок 10):

Аналогично дети демонстрируют практическое освоение других ритмических групп с шестнадцатыми – восьмая и две шестнадцатые (рисунки 11, 12):


Рис. 12

Две шестнадцатые и восьмая (рисунки 13, 14)


Рис. 14

– Очень нравятся детям примеры, где объединены вокальная и ритмические строки, они требуют более тщательной проработки, но доставляют затем и больше удовлетворения от проделанной работы (рисунок 15):


Рис. 15

– Восьмая с точкой и шестнадцатая – наиболее сложный ритмический рисунок из пройденных, его освоение требует введения дополнительного слога в счёте: раз-и, «на» два –и (рисунки 16, 17):


Рис. 16


Рис. 17

III. Подготовка к практической работе

В качестве практической работы ученикам предлагается «Упражнение на пальцах», суть которого состоит в следующем: преподаватель говорит детям, что две его руки – это две доли в размере две четверти. Большой палец загнут внутрь ладони, ученики видят по четыре пальца внешней стороны каждой руки. Если пальцы соединены друг с другом, то это четвертная длительность, и ученики прохлопывают её, считая «раз-и,два-и» (фото 2).
Фото 2
Если пальцы соединены по два, то это две восьмые (фото 3).
Фото 3
Если же все пальцы расположеныпо отдельности, то тогда следует их определять как шестнадцатые (фото 4) .
Фото 4
– Ритмические рисунки, составленные таким образом, позволяют преподавателю составлять любые упражнения для прохлопывания и записи:
Восьмая и две шестнадцатые с двумя восьмыми – на фото 5,
Фото 5
четыре шестнадцатых и две восьмые – на фото 6.
Фото 6
Половинная – на фото 7,
Фото 7
восьмая и две шестнадцатые на обеих долях – на фото 8.
Фото 8
Четверть с точкой и восьмая представлены на фото 9.
Фото 9
Восьмая с точкой и шестнадцатая на обеих долях – на фото 10.
Фото 10

– Можно изобразить и синкопированный ритм: восьмая, четверть, восьмая, или два более мелких: шестнадцатая, восьмая, шестнадцатая.

Ритм, показанный правой рукой, является для учащихся сильной долей, ритм в левой – второй, слабой долей. Сначала упражнение прорабатывается сидя со счётом вслух, когда ошибок нет, можно работать стоя, отбивая ногами двухдольный метр. Таким образом, в данном упражнении отрабатывается взаимодействие метра и ритма, усваиваются новые ритмические группы, улучшается координация рук и ног, а громкий счёт не позволяет допустить ритмическую фальшь. Кроме того, появление ритма каждого последующего такта происходит «в реальном времени», что требует от учащихся сосредоточенности и внимательности. Темп упражнения может варьироваться от медленного до подвижного, в зависимости от уровня группы. Начинать работать над этим упражнением можно с самого раннего периода обучения, когда учащиеся знают четвертные и восьмые. В данном случае на уроке находятся учащиеся старшего класса, поэтому длительности используются следующие: четвертные, восьмые, шестнадцатые в различных сочетаниях.

Ученики «разминаются», хлопают ритмы, показываемые педагогом.

IV. Практическая работа №1: ритмический диктант

Учащиеся 3-5 раз хлопают ритм по показу педагога со счётом вслух, далее повторяют его индивидуально - ногами и руками (фото 2, 5, 6, 7, рисунок 18), чтобы затем записать на листке нотной бумаги.

Фото 2 Фото 5 Фото 6 Фото 7


Рис. 18

V. Практическая работа №2: решение математических примеров на сложение, вычитание, умножение и деление длительностей

– В этой работе осваиваются числовые соотношения длительностей, в рамках основного деления. Деление длительностей основано на действиях с дробями (рисунок 19).

Участники выполняют задание на листе С (Приложение 3).


Рис. 19

VI. Итог урока

– Числовые соотношения в музыке очень важны, и любое их нарушение может привести к разрушению музыкальной конструкции. Ритм является одним из главных средств музыкальной выразительности, и каждый музыкант должен относиться к ритму очень внимательно. Ритмическая фальшь считается самой неприятной и грубой ошибкой.

– Закончить нашу сегодняшнюю встречу хочется словами:

«Ритм – это узоры музыкального времени, красивые и разумные.
Метр размечает время, когда звукам появляться в узоре.
Темп говорит, с какой скоростью разворачиваться узору.
А сам узор, т.е. Ритм – это уже музыка!»
Э. Финкельштейн.

– Наш урок окончен. Спасибо учащимся за работу на уроке, спасибо уважаемым гостям, коллегам за внимание и участие.

Литература:

  1. Калужская Т. Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования. – Москва, 1984.
  2. Лебедев С., Трубинов П. Русская книга о Finale. – СПб.: Композитор, 2003.
  3. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем, поём. Сольфеджио для 3 класса детской музыкальной школы. – С-Пб.: Композитор, 2011.
  4. Музыкальный энциклопедический словарь / И.П. Дабаева, О.В. Твердохлебова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  5. Сиротина Т. Ритмическая азбука.- Москва.: Музыка, 2007.
  6. Давыдова Е., Запорожец С.Сольфеджио для 3 класса детских музыкальных школ. – М.: Музыка, 1997.
  7. Давыдова Е. Сольфеджио для 4 класса детских музыкальных школ. – М.: Музыка, 1999.
  8. Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями.- СПб.: Композитор, 1993.

Урок специальности в музыкальной школе – это особый вид деятельности, не похожий на уроки в общеобразовательной школе, т.к. это индивидуальное занятие учителя с учеником, целью которого является овладение игрой на музыкальном инструменте, привитие любви к музыке, раскрытие творческих способностей, расширение кругозора и, как следствие, – повышение интеллекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская музыкальная школа №3 г. Волжского

Методический доклад

« »

подготовила

преподаватель

Близнюк Елена Владимировна

г. Волжский

2015

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФОРТЕПИАННОГО УРОКА

Различные формы проведения урока. Последовательность работы с учеником.

Урок является основной формой организации учебной и воспитательной работы и представляет собой ограниченную во времени, организованную систему обучения, воспитательного взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение детьми знаний, формирование умений и навыков, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога.

Урок специальности в музыкальной школе – это особый вид деятельности, не похожий на уроки в общеобразовательной школе, т.к. это индивидуальное занятие учителя с учеником, целью которого является овладение игрой на музыкальном инструменте, привитие любви к музыке, раскрытие творческих способностей, расширение кругозора и, как следствие, – повышение интеллекта.

Формы проведения урока крайне разнообразны. Во многом они определяются индивидуальностью педагога – его методическими воззрениями, вкусами, привычками.

Виды уроков . В школах применяются следующие виды уроков: теоретическое занятие, практическое занятие, самостоятельная работа, лекция, беседа, семинар, экскурсия, концерт, киноурок, конференция, коллективный анализ, контрольные уроки. Чем больше вариантов из этого разнообразия будет применять педагог – музыкант на уроках специальности, тем дольше будет поддерживаться интерес ученика к инструменту.

Типы уроков. Любой урок должен быть посвящен выполнению какой-либо задачи. В зависимости от постановки этих задач, уроки можно разделить на следующие типы:

Урок, посвященный изучение нового материала,

урок – исправление ошибок,

урок – закрепление пройденного,

комбинированный урок.

Последний тип - наиболее подходящий для музыкальной школы.

С чего целесообразнее начать урок – с упражнения, этюдов или художественного репертуара, а если с произведений, то какого жанра? Обычно вначале полезно поработать над тем, что особенно важно на данном этапе и что может занять относительно больше времени. Если нужно пройти большой репертуар, целесообразно на одном уроке детально заняться частью произведений, а на следующем остальными. Чтению нот и игре гамм лучше уделить время где-нибудь в середине урока, чтобы освежить внимание ученика.

Проведение урока

Структура урока. Структура урока (организация учебной работы) имеет принципиальное значение, поскольку в значительной степени определяет эффективность обучения, его результативность.

Разумеется, единого рецепта тут нет и быть не может. Содержание урока и его структура зависят от многих факторов. От цели фортепианного обучения - профессионально ориентированного или проводимого в рамках общемузыкального образования. От того, является фортепиано специальным или дополнительным инструментом.

Наполнение урока, его форма и протекание определяются также индивидуальной манерой педагога. При этом последний по-разному занимается не только с разными учениками. Приемы и методы работы, средства дидактического воздействия не остаются неизменными и при занятиях с одним и тем же учеником. Здесь имеют значение возраст учащегося, степень его подготовленности, его личные качества - талантлив он или малоспособен, старателен или ленив.

Организация урока зависит еще от многих моментов: кому он дается - хорошо знакомому ученику или новичку, когда проводится - в начале полугодия или, скажем, ближе к отчетному выступлению, над каким репертуаром идет работа.

Да и помимо всех этих различий свести к определенной матрице живую, порой непредсказуемую, свободно ткущуюся материю урока действительно невозможно. И все же в каждом уроке есть стабильные компоненты, применяются отработанные приемы, прошедшие проверку в деятельности многих поколений педагогов-пианистов.

Типовая структура урока:

Проверка домашнего задания (выяснение недостатков, подведение итогов предыдущей работы),

Продолжение работы (устранение недостатков с помощью уже известных либо новых приемов или подходов),

Подведение итогов работы (оценка готовности ученика к уроку и его активности на уроке), запись домашнего задания.

Проверка задания.

Каким образом следует осуществлять проверку домашнего задания?

Многократно и вполне справедливо в литературе осуждался метод так называемых «попутных поправок», при котором педагог, прослушивая ученика, начинает его прерывать и делать указания. Как правило, надо прослушивать до конца все, что ученик принес на урок. Ученик, психологически настраиваясь на то, что необходимо играть без остановки, привыкает концентрировать все свои силы на этой задаче и тем воспитывает в себе важные исполнительские качества. Слушая ученика, необходимо хорошо запомнить все особенности его игры и указать на ее достоинства и недостатки. Умение слушать - необходимый компонент техники педагогической работы, признак и педагогического таланта, и мастерства. Внимательно слушая ученика, педагог производит экспресс-анализ его игры. Сравнивая ее с тем, что тот демонстрировал на предыдущих уроках, педагог определяет, насколько ученик продвинулся в овладении произведением, каковы перспективы «созревания» вещи. Слушая, надо успеть заметить, обобщить и систематизировать недостатки, установить причину неудач, продумать, как помочь ученику, и в случае необходимости еще раз подкорректировать намеченный план действий.

Оценивая игру ученика, нельзя превращаться в регистратора недостатков, отмечая одни лишь погрешности и ошибки. Надо уметь услышать и достоинства ученического исполнения, уловить в несовершенной еще передаче его собственный замысел и помочь его воплотить.

Не следует слишком загружать внимание ученика множеством замечаний. Опытный педагог обращает, прежде всего, внимание ученика на самое главное - на общий характер исполнения, на важнейшие детали, на грубые ошибки. На уроке используются различные методы, помогающие ученику понять характер исполняемой музыки и добиться нужных результатов. Чаще всего - это проигрывание педагогом сочинения целиком или отрывками и словесные пояснения.

Исполнение педагогом произведения.

Проигрывать произведения важно потому, что содержание любого, даже самого простого, произведения нельзя во всей полноте передать словами или каким-либо другим способом. Необходимо, однако, сразу же отметить, что исполнение педагогом в классе изучаемых сочинений отнюдь не всегда полезно. Слишком частое исполнение или обязательное проигрывание каждой новой пьесы может затормозить развитие инициативы ученика. На вопрос, как надо играть в классе, можно в общей форме ответить - возможно, лучше. Хорошее исполнение обогатит ученика яркими художественными впечатлениями и послужит стимулом для его дальнейшей самостоятельной работы. Гораздо чаще исполнение педагога находится на недостаточно высоком уровне. Некоторые учителя позволяют себе не готовиться к занятиям, по-видимому, полагая, что их авторитет дает им право показывать «в общих чертах», с большим количеством погрешностей или ограничиваться исполнением отдельных несложных отрывков. Как ни странно, некоторые педагоги считают возможным, сидя рядом с учеником, «показывать» ему те или иные фразы совсем не в том регистре, а главное, не обращая внимания на качество звука. В некоторых случаях педагоги сознательно показывают отдельные места, нарочито утрируя недостатки ученического исполнения с тем, чтобы сделать их более рельефными. Такой метод работы может принести известную пользу, однако применять его часто не следует. Исполнять сочинения целиком полезно в начальной стадии его изучения, чтобы заинтересовать ученика. Исполнение произведения перед началом работы имеет место преимущественно в детской школе и притом в младших классах. Это часто приносит большую пользу, так как ребенку иногда трудно самостоятельно разобраться в некоторых сочинениях. С первых же шагов обучения надо давать ученикам систематические задания по самостоятельному ознакомлению с произведением, чтобы развивать их инициативу.

Словесные пояснения и другие формы работы с учеником.

Второй путь раскрытия содержания - словесные пояснения. Педагог должен уметь говорить о музыке, притом возможно образнее, поэтичнее, увлекательнее. Словесные пояснения и образные сравнения только тогда достигают цели, когда они близки и понятны ученику. При работе с подвинутыми учениками обычно целесообразнее использовать отдельные образные сравнения, касающиеся характера звука, различных деталей или концепции целого. При работе с учениками важно касаться вопросов стиля композитора. Подвинутых учащихся следует знакомить с материалами, раскрывающими художественные воззрения автора, эпоху, в которую было создано сочинение. Раскрывая во время работы над каким-либо произведением наиболее существенные черты творчества композитора, педагог помогает ученику впоследствии решать аналогичные задачи и в других произведениях того же автора.

Нужно помнить, что урок – не монолог педагога. Будь он трижды златоустом, умей говорить убедительно, доходчиво и ярко, его речи не принесут желаемой пользы, если ответом будет молчание ученика. Разговорить ученика надо не только для обратной с ним связи. Урок должен быть диалогом. Конечно, диалог между учителем и учеником постоянно ведётся на языке музыки, но «разговора» двух роялей недостаточно, нужен ещё обмен мыслями, чувствами, соображениями по поводу и в связи с изучаемыми произведениями.

Умение говорить о музыке помогает постичь её непростой язык. Натан Перельман замечает: «Одно лишь верно найденное слово-экстракт способно, растворившись, придать желательный характер исполняемому, например: тревожно, ликуя, печально, торжествуя, застенчиво, гордо и т. д.» Антон Рубинштейн, по воспоминаниям И.Гофмана, любил требовать от учеников, чтобы те умели обозначить характер пьесы, и не одним-двумя, а целым рядом словесных определений.

Меткое слово способно выразить и сущность технического приёма, передать характер движения, навести на нужные мышечные ощущения. Вспомним выражения « палец прорастает сквозь клавишу», «играть как по тесту», «проколоть клавишу пальцем» и т.д. Идущий от удачно найденного выражения посыл даёт подчас больше, чем показ за инструментом.

Наряду с исполнением некоторые педагоги прибегают и к другим способом раскрытия содержания произведения, например, к эмоциональному воздействию на ученика с помощью «дирижирования». Значение этого метода работы в том, что он дает возможность педагогу непосредственно влиять на ученика во время исполнения.

Задание и отметка.

Последний компонент урока - формулирование нового задания, обеспечение домашней, самостоятельной работы ученика. Это едва ли не важнейшая часть занятия, в которой сходятся нити от всего, чем был заполнен урок. Если педагог внимательно слушал игру ученика, когда тот демонстрировал ему результат своих стараний, если он сумел определить главное направление в работе над программой и умело ввел новый материал - объяснить, что надо делать дома, не составит особого труда. Задание должно быть посильным, понятным и интересным для ученика.

Надо быть уверенным, что ученик ясно себе представляет не только объем материала, который надлежит выучить, но и характер работы над ним. С этой целью, а также для закрепления в памяти ребенка наиболее существенного из того, что ему было сказано, полезно в конце урока задать соответствующие вопросы. Той же цели служат записи в дневниках. Некоторые педагоги при работе с малышами пишут крупными печатными буквами, чтобы ребенок сам мог прочесть задание; это приучает с первых шагов к большей самостоятельности и способствует повышению качества домашней работы.

Учитывая большое воспитательное значение отметок, педагог должен быть вполне уверен, что ученик понимает, почему получил тот или иной балл.

Список литературы

  1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд. 2-е, доп., М.: Музыка, 1971.
  2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.
  3. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Изд. 2-е, доп., Л.: Сов. композитор, 1979.
  4. Бунин В.В. Педагогика С.Е. Фейнберга. М.: Музыка, 2000.
  5. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1978.
  6. Гинзбург Л.С. О работе над музыкальным произведением. – 4-е изд., доп., М.: Музыка, 1981.
  7. Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы. М., Искусство, 1938.
  8. Коган Г.М. У врат мастерства: Психологические предпосылки успешности пианистической работы. М.: Сов. композитор, 1961.
  9. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика, – Ростов-на-Дону, 2002.
  10. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка, 1988.
  11. Милич Б.Е. Воспитание ученика – пианиста. М.: Кифара, 2002.
  12. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд. 2-е, – М., Музгиз,1961.
  13. Перельман Н.Е. В классе рояля. Короткие рассуждения. – М.: Классика-XXI, 2011.
  14. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. Изд. 2-е. М.: Сов. композитор, 1989.
  15. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.: Классика- XXI, 2009.

Любому взрослому интересно узнать, чем занимаются дети на протяжении 5-7 лет в музыкальной школе, что изучают и каких результатов достигают.

Основным предметом в такой школе является специальность – это индивидуальный урок игры на каком-либо инструменте (фортепиано, скрипка, флейта и т.д.). В специальном классе учащиеся получают большую часть практических навыков – владение инструментом, техническую оснастку, уверенное чтение нот. В соответствии с учебным планом уроки специальности дети посещают на протяжении всего срока обучения в школе, недельная нагрузка по предмету составляет в среднем два часа.

Следующим очень важным предметом всего учебного цикла является сольфеджио – занятия, целью которых является целенаправленное и всестороннее развитие музыкального слуха через пение, дирижирование, игру и слуховой анализ. Сольфеджио – исключительно полезный и эффективный предмет, помогает в музыкальном развитии многим детям. В рамках данной дисциплины дети также получают большую часть сведений по музыкальной теории. К сожалению, предмет сольфеджио нравится далеко не каждому. Урок назначается один раз в неделю и длится один академический час.

Музыкальная литература – предмет, который появляется в расписании старшеклассников и изучается в музыкальной школе четыре года. Предмет расширяет кругозор учащихся и их знания о музыке и искусстве в целом. Проходятся биографии композиторов и их основные сочинения (слушаются и подробно разбираются в классе). За четыре года учащиеся успевают познакомиться с основной проблематикой предмета, изучить многие стили, жанры и формы музыки. По году отводится на знакомство с классической музыкой России и зарубежья, а также на знакомство с современной музыкой.

Сольфеджио и музыкальная литература являются групповыми предметами, обычно группу составляют не более 8-10 учеников одного класса. Групповыми уроками, на которые собираются еще больше детей являются хор и оркестр. Эти предметы, как правило, дети любят более всего, там они активно общаются друг с другом и получают удовольствие от совместной игры. В оркестре ребята часто осваивают какой-нибудь дополнительный, второй инструмент (по преимуществу из ударной и струнно-щипковой группы). На занятиях по хору практикуются веселые игры (в виде распевок и вокальных упражнений), пение по голосам. И в оркестре, и в хоре учащиеся учатся совместной, «командной» работе, внимательно друг друга слушают и взаимно помогают.

Кроме названных основных предметов, в музыкальных школах иногда вводятся и другие дополнительные предметы, например, дополнительный инструмент (по выбору учащегося), ансамбль, аккомпанемент, дирижирование, композиция (сочинение и запись музыки) и прочие.

Что же в результате? А в результате вот что: за годы обучения дети получают колоссальный музыкальный опыт. Они на достаточно высоком уровне владеют одним из музыкальных инструментов, могут играть еще на одном-двух других инструментах, чисто интонируют (играют без фальшивых нот, хорошо поют). Кроме того, в музыкальной школе дети получают огромную интеллектуальную базу, становятся более эрудированными, развивают математические способности. Публичные выступления на концертах и конкурсах раскрепощают личность, закаляют его волю, мотивируют к успеху и помогают творческой реализации. Наконец, они получают бесценный опыт общения, находят себе надежных друзей и научаются трудолюбию.