Обучение грамоте уроки. Обучение русскому языку в начальной школе

Описание работы : Данный материал будет полезен учителям начальных классов, родителям и всем тем, кто обучает детей чтению.

Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. К одному из основных разделов изучения языка относится «Обучение грамоте», которое осуществляется в течение всего I класса. В этот период учащиеся овладевают звуковым анализом, первоначальными навыками чтения и письма. К концу года они должны научиться читать по слогам короткие, доступные их пониманию букварные тексты, списывать и писать под диктовку после анализа слова, написание которых не расходится с произношением, списывать после разбора короткие предложения. Умст-венно отсталые первоклассники должны выучить наи-зусть с голоса учителя и уметь читать короткие стихотворения или четверостишия.

Много интересного применяю на уроках обучения грамоте. На каждую букву, звук имеются карточки с изображением предметов и показы письменных и печатных образцов букв. / Смотрите фотографию/

Разрезную азбуку на магнитах применяю как игру « На рыбалке». Ученик удочкой вытаскивает рыбку-букву и называет ее и слова с этой буквой, а на доске вспоминает письменный образ этой буквы.

Сигналы с разноцветными кружочками (красным и синим) позволяют устанавливать обратную связь и отрабатывать умение различать гласные и согласные звуки и буквы.

Очень нравится детям «Чтение с секретом». Показываю указкой различные слоги, дети самостоятельно читают и по секрету на ушко говорят учителю слово

Ро-ди-на мо-ло-ко ма-ма

Игра в «Магазин». На столе игрушки. Купить игрушку, в названии которой 2 слога, 3 слога, 1 слог. Сделать шаги - проверить количество слогов. Игрушки садятся за парты и читают вместе с детьми. Игровые моменты повышают интерес к чтению.

Учить детей различать предложения в тексте, делать остановки на точках помогает паровозик. До точки едет Алеша - паровозик свистит - остановка. Дети усваивают, что на точке надо остановиться. Работа над пунктуацией и выразитель- ностью чтения.

Главным учебным предметом в начальной школе считаю чтение и развитие речи.

Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя

Навык чтения - это то, чему учат и одновременно то, посредством чего ученик сам учится. Процесс овладения чтением является очень сложным. Вовлекаются все волевые качества - восприятие, внимание, воображение, память. У детей нашей школы заниженный уровень познавательной активности, поэтому научить их читать очень трудно.

Чтение, книга - это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, эстетического, интеллектуального и чувственного, средство развития всех способностей. Много внимания уделяю теме «Формирование интереса учащихся к чтению книг». Творческое и ответственное отношение к своему делу дают положительные результаты. В пятый класс ученики идут хорошо подготовленными. Все отлично читают, умеют работать с книгой, с текстом, отвечать на поставленные вопросы, пересказывать, выражать свое отношение к героям рассказа.

Чтение - вот лучшее учение. Это главное учение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Этому умению учит учитель начальной школы. Передо мной всегда стоит вопрос: Что придумать, чтобы урок чтения стал любимым? Как учить, чтобы дети полюбили книгу? Ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие. Помню слова Константина Дмитриевича Ушинского «Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы». Учить детей читать - дело непростое. Надо не только научить читать буквы, а научить читать мысли, задумываться над каждым написанным словом - чему оно нас учит. На уроках обучения грамоте буквы для нас становятся живыми. Мы здороваемся с каждой изученной буквой, вспоминаем, как она звучит. В каких словах живет. «С»- Сережина, «М» - мамина, «К» - Клавина. Как писал Константин Георгиевич Паустовский: « Слова, то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед».

Хороший прием - выделять изучаемую букву в тексте, подчеркнуть карандашом. (Использую старые журналы или книжки - малышки). На полях карандашом пишу большую и маленькую буквы. Внимательно вести пальчиком по строчкам и подчеркивать изучаемую букву. Кстати, следить нужно с помощью пальчика, так как рецепторы кончика пальца возбуждают головной мозг, что очень важно для учеников с умственной отсталостью. Это упражнение помогает запомнить графический образ буквы и приучает к самому процессу чтения - «читать» по строчкам, развивает внимание не пропустить ни одной буквы.

Способы чтения, которые очень нравятся детям.

Совместное чтение с учителем

Хоровое чтение с выделением гласной

Индивидуальное чтение (обязательное)

«Эхо» - 1 читает, все повторяют

Большую помощь в формировании навыка выразительного чтения оказывают небольшие по объему произведения, написанные в форме диалога (и фольклорные, и авторские) Имеется в классе «Волшебный сундучок» с карточками для обучения чтению по ролям. Например:

Здравствуй, кумушка, хлеб да соль...

Дай мне рыбки.

Налови сам, да ешь.

Да, я не умею.

Эка, ведь я же наловила. (Лиса и волк)

Работа над интонацией, силой, эмоциональной окраской голоса удачно проходит в элементах «драматизации», разыгрываем небольшие сказки. Для поддержки интереса к чтению и книге сотрудничаю с библиотеками. Знакомлю детей со школьным библиотекарем, провожу экскурсии в библиотеку и приглашаю на интересные беседы к себе на урок. Ходим часто и в сельскую библиотеку. Совместно с работниками библиотеки проводим утренники, посвященные юбилеям детских писателей /Смотрите фотографии/

1. Покажите ребенку, как вы читаете. Для этого берите красивую книгу с крупными буквами, садитесь с ребенком и читаете интересный стих (сказку). При этом водите пальчиком ребенка по прочитанным словам.

2. Со временем появятся тексты, которые дети знают наизусть. Ребенок с удовольствием «читает» этот текст, а вы помогаете ему показать прочитанное слово.

3. Такая работа не мешает параллельно учить алфавит, наоборот, алфавит запоминается весь, в комплексе.

4. У ребенка складывается пример скорости чтения, желание читать полными словами.

5. Обязательно следует возвращаться к прочитанному.

6. При отработке навыка чтения необходима помощь взрослого, похвала, радость успеха.

«Гусеница» строится и растет из кружочков, в которых записаны прочитанные ребенком стихотворения, рассказы, сказки. Чтобы убедиться, что ученик действительно прочитал текст, можно попросить пересказать прочитанное. Кружочки «Гусеницы» соединяем друг с другом с помощью скотча. Детям нравится сравнивать длину «Гусеницы».

Урокам обучения грамоте уделяю особое значение, так как они являются фундаментом всего дальнейшего обучения.

Обучение русскому языку в начальной школе

1. Методика обучения грамоте

Задание 1. Составьте библиографический список по проблеме «Актуальные вопросы методики обучения грамоте»

2. Бородкина Г.В. Учиться будет легче, если... // Начальная школа: плюс-минус. - 2002. - № 4.

3. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. - М., 1993ю

4. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Что значит - учить читать // Начальная школа - 1998 - № 3.

5. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. // Начальная школа. - 1990. - №8.

6. Игры по обучению грамоте и чтению. - М., 2005.

7. Козырева Л.М. Развитие речи. - Ярославль, 2002.

8. Кузнецова И.В. Опыт проведения интеллектуально-личностного марафона «Твои возможности» по Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. - 2006. - № 4.

9. Куревина О.А. Наш эксперимент - образованию // Начальная школа: плюс-минус. - 2002. - № 4.

10. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика. // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. - М, 1996.

11. Мельникова Е.Л. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - № 6.

12. Наш опыт - студентам и учителям. // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - № 4.

13. Пичугин С.С. Интеграция учебно-воспитательного процесса в начальных классах Образовательной системы «Школа 2100» // Начальная школа: плюс-минус. - 2002. - № 2.

14. Поливанова Н.И., Ермакова И.В., Ривина И.В. Психологические особенности организации взаимодействия учителя и учащихся на уроках по системе «Школа 2100» //Начальная школа плюс До и После. - 2002. - № 12.

15. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. - М., 1992.

16. Современные проблемы модернизации образования и Образовательная система «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. - 2003.-№ 8.

18. Столовичева Е.Ф. Из опыта работы по безотметочному обучению. Интегрированные уроки из опыта работы учителей гимназии № 1, г. Усть-Илимск // Начальная школа плюс До и После. - 2003. - № 12.

19. Филиппова Л.А.. Сложный путь от традиционного обучения к проблемному (организация методической работы в начальных классах) // Начальная школа плюс До и После. - 2002. - № 8.

20. Шипулина И.А. Базовая модель урока, направленная на развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа плюс До и После. - 2002. - № 8.

Задание 2. С помощью соответствующих цитат из раздела «Методика обучения грамоте» (М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская) точно ответить на вопросы:

1. Назовите основной принцип, лежащий в основе чтения и письма и усваиваемый учениками в период обучения грамоте.

В период обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых средств.

По этой же причине задачи периода обучения грамоте не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они ориентированы на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям его жизнедеятельности, и на создание базы для дальнейшего продуктивного обучения родному языку.

2. В чем состоит проблема слогоделения.

Ядро программы обучения грамоте составляет начальное осознание детьми взаимосвязи между целевой, содержательной сторонами речи и формальными средствами ее выражения (грамматикой, знаками). Слово в этот период выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В ходе активного употребления языка ребенок сам открывает его правила, сам устанавливает объективно существующие взаимосвязи, осмысливая таким образом собственный дошкольный опыт пользования языковой системой.

3. Каковы основные моменты в изучении звуков?

При освоении детьми устной и письменной речи косвенный путь учения доминирует над прямыми путями. Основной способ усвоения - самостоятельная речевая деятельность ребенка в вариантных условиях и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации.

На дальнейших этапах обучения не столько увеличивается объем материала, сколько изменяется степень глубины, сложности и многоаспектности его анализа. Поэтому к содержанию программы по развитию речевой деятельности, обозначенному в период обучения грамоте, следует возвращаться и на последующих этапах в соответствии с возникшей речевой ситуацией. Техника чтения и письма формируется в основном в период обучения грамоте. Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. Он предполагает последовательное неразрывное озвучивание каждой буквы с учетом позиционных мен.

Порядок изучения букв ориентирован на осознание учениками позиционных мен звуков - основу способа чтения и письма. Вначале вводятся однозвучные гласные и сонорные согласные. В этот период дети на коротких, простых по составу словах осваивают способ чтения и письма, наблюдают букву "И" как показатель мягкости согласных. Затем изучаются все парные согласные по глухости - звонкости и, наконец, когда у детей появляется достаточный опыт фонетического анализа слов и их чтения, вводятся наиболее трудные случаи: двузвучные гласные буквы, непарные глухие согласные, мягкий и твердый знаки.

Постепенно, от этапа к этапу, нарастает длина слов, появляется стечение согласных, расхождение звукового и буквенного состава, расхождение количества звуков и количества букв. Такой подход к порядку изучения букв и постепенному усложнению слов позволяет детям самостоятельно открыть правила чтения; вывести правила написания звонких согласных и проверяемых безударных гласных в корне; осознать написание гласных после шипящих, отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв Ч и Щ с другими согласными, кроме Л, и проч., т.е. вполне естественно войти в грамматическую систему языка.

4. Какие особенности механизма первоначального чтения необходимо учитывать при обучении грамоте?

Существенное расширение языкового материала является необходимым условием для организации активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями, переживаниями, волевым напряжением, для освоения ими адекватных форм и средств общения, для ускоренного формирования навыков чтения и письма.

5. В чем состоит значение прочтения слов в «столбиках»?

Уже в букварный период, кроме традиционно центральной темы "Фонетика", ученикам предоставляется возможность широких грамматических наблюдений в области синтаксиса, морфологии и словообразования. Их основная цель в этот период - способствовать формированию навыков правильного чтения и правильного письма. К ее достижению приводят следующие линии работы:

Первичное осознание различения слов по смыслу, грамматическому и звуко-буквенному составу;

Начальное наблюдение детьми трех основных принципов русской орфографии: фонетического, морфемного, традиционного, или исторического.

В программе предусмотрено наблюдение сильных и слабых позиций звуков в слове, расхождения написания и произношения слов, вводятся понятия родственных слов и форм слов, понятие "корень", сравниваются слова с проверяемыми написаниями в корне (нора - норы, снег - снега) с написаниями непроверяемыми, традиционными (ча, ща, чу, щу, жи, ши, же, ше); наблюдение изменения грамматической структуры слов в предложении, в зависимости от цели высказывания, практическое ознакомление с основными признаками предложения и слова. Этой функции служит сравнение предложений, различающихся по цели высказывания и интонации, сравнение использования других средств, выражающих смысл предложения: форм слов, служебных слов, порядка слов, интонации.

6. Сформулируйте задачи чтения и разбора текстов в период обучения грамоте.

Задачи периода обучения грамоте:

Расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;

Активизировать внутреннюю и внешнюю (устную, письменную) речь, представить речь и ее средства объектом осознания учениками; развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению;

Развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку (слухового, зрительного анализаторов, речевых органов, мышц руки, пространственной, временной, количественной ориентации; фонематического слуха; систем: глаз-рука, ухо-рука; способности перекодировать; быстро просматривать и проговаривать последовательность каких-либо знаков).

Задание 3. Составьте тезисы статьи В.Н.Зайцева «Резервы обучения чтению»

Учебники и технология обучения должны сделать процесс обучения психологически комфортным, помочь ребёнку полностью реализовать себя. Нормативное чтение в начальной школе 1 класс - 25-30 слов в минуту (в конце второго полугодия);

2 класс - 40-50 слов в минуту (в конце второго полугодия);

3 класс - 65-75 слов в минуту (в конце второго полугодия);

4 класс - 85-95 слов в минуту (в конце второго полугодия). не обеспечивает успешной учёбы в среднем и старшем звене, необходим уровень оптимального чтения. Оптимальное чтение (по В. Н. Зайцеву) это чтение со скоростью разговорной речи, т. е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту [Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. // Начальная школа - 1990 - № 8. - С. 42]. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. В. Н. Зайцев предлагает свои резервы обучения чтению, которые хорошо известны и активно используются учителями. Это ежеурочные пятиминутки чтения, жужжащее чтение, зрительные диктанты, режим щадящего чтения, чтение в темпе скороговорки, самозамер скорости чтения.

Задание 4. Составьте аннотацию статьи Т.В.Лагутиной «От совершенствования техники чтения до свободного интеллектуального общения»

В журнале «Начальная школа» за 1994 год вышла статья Т.В.Лагутиной «От совершенствования техники чтения до свободного интеллектуального общения». Автор статьи рассматривает вопросы чтения. Сделать его более производительным, продуктивным - задача современного учителя. Вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал педагогов начальных, и средних, и старших классов, так как чтение - один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. Навыки такого чтения закладываются в начальных классах.

Т.В.Лагутина говорит о том, что необходимо использовать в своей работе технологию обучения оптимальному чтению. Одним из главных ее достоинств является то, что она, помогая учащемуся преодолевать трудности с чтением и развитием речи, позволяет с помощью самозамеров и контрольных срезов диагностировать и индивидуально отслеживать развитие личности каждого ребенка. Комплекс технологических приемов помогает регулировать дыхание при чтении, развивать артикуляцию, речевой аппарат, внимание, волевые качества, расширять поле зрения, переключаться с одного вида деятельности на другой, повышать интеллект учащихся. Автор приходит к выводу, что частая смена видов деятельности на уроке - залог активизации познавательных интересов учащихся.

Задание 5. По теме «Использование разных видов фонетического разбора на уроках обучения грамоте» составьте тематический конспект 2 - 3 статей.

1. Фонетический разбор на уроках русского языка в начальной школе // Обучение по системе Л.В.Занкова. - М., 2003.

Обучая русскому языку в начальной школе по системе развивающего обучения Л. В. Занкова необходимо содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к знаниям по русскому языку, развивать их языковое чутье, умение наблюдать факты речи, способность анализировать языковые явления. В решении этих задач огромное значение имеют разные виды разбора языкового материала, которые различаются по содержанию, объему и способу выполнения. В число видов разбора включается и фонетический разбор. С этим видом работы над словом учащиеся встречаются с первых дней обучения в школе. (Так понятие о звуках речи дается еще в добуквенный период).

Дидактический материал, предлагаемый для наблюдения за языковыми явлениями в учебниках А. В. Поляковой ("Русский язык " 1,2, 3 классы.), Н.В.Нечаевой ("Букварь") позволяет работать над фонетическим составом слова в течение всего курса русского языка в начальных классах. В зависимости от цели и задач урока разбор может быть устным или письменным, полным или частичным.

Особенности методики развивающего обучения позволяют при возможности двоякого толкования того или иного факта речи не добиваться его однозначной характеристики. Конкретные примеры, допускающие вариативность ответов при фонетическом разборе: постановка ударения, особенности произношения (литературное и разговорное, диалектные особенности) и др. Важно, чтобы ученики смогли аргументировано обосновать свое мнение, показать свое понимание языкового явления. Необходимо, чтобы ребята, зная порядок разбора, отмечали в ходе разбора почему они оценивают анализируемый факт так или иначе, тогда анализ будет содействовать развитию связной научной речи, развивать мышление.

Порядок фонетического разбора.

1 этап. Постановка ударения. Деление на слоги.

2 этап. Гласные звуки.

3 этап. Согласные звуки.

4 этап. Количество звуков и букв.

В начальной школе целесообразно применение частичного фонетического разбора, позволяющего акцентировать внимание учащихся на минимуме теоретических знаний, который служит базой для формирования прочных фонетических умений и навыков. Поэтапный фонетический разбор в начальной школе даст богатый материал для проведения полного фонетического разбора в дальнейшем (в среднем и старшем звене).

2. П.С. Жедек Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. - М., С. 81 - 87.

Основные способы ведения фонетической работы - наблюдение над артикуляцией звуков, предъявление приема протяжного или усиленного произнесения звука, выполнение действия по образцу, фонетический опыт (эксперимент), моделирование, фонетическое конструирование. Названные приемы должны помогать привлечению внимания детей к звукам речи как к предмету анализа и развитию способности их слышать, т.е. выделять из общего потока и определять характер. В дальнейшем, на следующих уроках, различные виды заданий по звуковому анализу слов призваны помочь первоклассникам накопить фонетический опыт и отточить фонетические умения. В основе фонетической работы на всем протяжении обучения должны лежать собственные действия ученика со звучащим словом. Главная рекомендация учителя: «скажи и послушай слово». Приемы протяжного или усиленного произнесения звуков, фонетический эксперимент («попробуем...»), сопоставление звуков и т.п. -- это приемы, облегчающие обучение, помогающие маленькому школьнику обрести свой опыт.

Задание 6. Представьте описание 8 - 10 видов заданий, упражнений с букварной иллюстрацией.

1. Артикуляционная разминка.

На доске: Дед Данила делил дыню:

Дольку - Дине, Дольку - Диме,

1) чтение хором

2) чтение по рядам с нужной интонацией

Сколько раз встретилась буква Д, которая обозначает мягкий звук?

Сколько раз - твердый?

В каких словах букв больше, чем звуков?

2. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения

а) Чтение трудных слов с доски с последующим объяснением значения этих слов, чтение слов наоборот:

ецнлос ансев цясем

б) Чтение наложенных друг на друга слов:

в) Чтение согласных по таблице. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС КВМСПЛБШГРДБЛСТ ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН ФЩМЖДШХЧМКПБРВС ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

г) чтение по таблице - треугольнику.

Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ма; мо; му; мы; ми (или смотрят на цифру 1 и читают все слоги).

3. Ролевое чтение.

Любимый у учащихся вид чтения - ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как «игра в прятки» и «мнимое слово».

«Игра в прятки»: ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий. «Мнимое слово»: учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах. Слабо читающему ученику больше помогает такой вид работы, как «чтение за диктором». Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения.

Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.

Методика обогащения словаря первоклассников именами существительными в период обучения грамоте

Методика обучения письму глухих детей

2.1 Современный метод обучения грамоте в школе глухих (подготовительный класс) Задачей этого раздела является формирование у глухих учащихся первоначальных умений чтения и письма, то есть, по существу, речь идёт об овладении письменной речью...

К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слов. Осознание языковой действительности имеет большое значение для умственного становления личности в целом...

Подготовка дошкольников к обучению грамоте

Подготовка к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребёнка особое «чутье» к языку. Он обладает чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи...

Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых детей

Изучению чтения и письма, подготовке детей к овладению грамотой посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований. Анализируя данные вопросы с позиций разных наук...

Средства наглядности делятся на наглядность: зрительную, звуковую, зрительно-слуховую. Средства зрительной наглядности. Средства зрительной наглядности включают так называемые печатные средства (таблицы, демонстрационные карточки...

Применение средств наглядности на уроках обучения грамоте

Применение средств наглядности на уроках обучения грамоте

Анализ проведенного исследования показал следующее. По результатам наблюдения за детьми во время урока было выявлено следующее. Тема урока - «Разделительный Ъ»...

Применение средств наглядности на уроках обучения грамоте

речь обучение нарушение интеллект Современная методика и организация обучения грамоте комплексны: на материале букваря и системы средств обучения происходит нравственное и эстетическое воспитание и развитие учащихся...

Роль дидактической игры в период обучения грамоте

Учебно-познавательная деятельность является, как известно, ведущим видом деятельности младшего школьника. Основным условием, способствующим формированию активной познавательной позиции, является гуманистический, творческий, позитивный...

Роль дидактической игры в период обучения грамоте

В ходе исследования мы попытались применить теоретические знания на практике. Осуществили подбор дидактических игр в соответствии с возрастом учащихся, темами, изучаемыми в период обучения грамоте (звук-буква, гласные-согласные звуки, слог и т...

Особенности уроков обучения грамоте в классах с разной подготовкой

В I класс поступает много детей, уже читающих или хорошо подготовленных к овладению чтением. Поэтому каждому учителю необходимо прежде всего ознакомиться с составом своего класса: проверить, кто из детей читает и каким способом читает. Первоклассников, читающих по буквам, следует учить читать по слогам слова той трудности, которые они умеют читать по буквам. Учитель должен знать также характер недочетов речи и восприятия звуков речи у отдельных учащихся своего класса. Разный уровень подготовки учащихся требует дифференцированного подхода в обучении грамоте.

При фронтальной работе со всем классом слабо подготовленные дети отстают еще больше в своем развитии, сильные же неизбежно какую-то часть учебного времени скучают. В условиях обычного урока, без дифференцированного подхода, учитель невольно ориентируется на среднего ученика и даже на уровень ниже среднего. При этом работа со слабыми часто переносится на послеурочное время (создается перегрузка как раз тех учащихся, которые больше других нуждаются в отдыхе), а сильные испытывают не- достаток внимания учителя.

Дифференцированный подход частично снимает указанное противоречие, так как каждая группа учащихся получает задание по своим возможностям.

Для осуществления дифференцированного подхода класс делят на подгруппы, и общеклассная работа на уроке чередуется с групповой. Класс можно делить на 2 – 5 подгрупп, в каждую из которых входят учащиеся, готовые:

4) обучаться чтению быстрыми темпами (способные, но не умеющие читать);

5) обучаться медленными темпами.

Для каждой группы определяются свои задачи и своя методика обучения. Задачи первой и второй групп – совершенствовать умения на дополнительном материале путем самостоятельного чтения, постоянно включаясь в общеклассную работу, помогая слабым. Дети, входящие в третью группу, должны переучиваться. При этом необходима консультация для родителей, так как в классе эти ученики пытаются читать слогами, а дома – по буквам, что затрудняет процесс переучивания. Учащиеся четвертой и пятой групп обучаются по основной методике, но на материале различного объема.

Для более эффективной работы на уроке целесообразно посадить детей так, чтобы было удобнее быстро и четко распределять задания в соответствии с подготовкой учащихся.

Материал для обучения чтению нужно подбирать таким образом, чтобы он отвечал общей теме урока (странице учебника), но распределялся в соответствии с возможностями каждого ученика. Этот принцип подбора материала относится и к демонстрационным таблицам, и к раздаточному материалу, и к книгам для чтения (букварь, варианты букварных страниц). В урок необходимо включать перспективный материал, который доступен сильным учащимся, но содержит элементы, трудные для слабоподготовленных детей. Постоянное включение перспективного материала расширяет возможности чтения учащихся, способствует развитию навыка сознательного чтения, предупреждая механическое запоминание содержания страницы учебника.



Перспективный материал применяется на различных этапах урока:

1) слова разной трудности и структуры для звукового анализа и составления из букв разрезной азбуки;

2) слова и предметные картинки для словарно-логических упражнений;

3) слоговые таблицы для чтения, содержащие слоги с пока не изученными буквами;

4) слова и столбики слов для чтения повышенной трудности (за счет структуры слов или имеющихся в них неизученных букв);

5) тексты различной трудности и объема для чтения.

Организуя дифференцированное обучение, учитель должен планировать сочетание различных форм работы: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Групповая форма организации обучения предполагает работу учителя с группой учащихся в то время, когда другая группа работает самостоятельно. Пришедшие в школу первоклассники не владеют навыками самостоятельной работы, поэтому с первых уроков особое внимание следует уделять формированию этих навыков. Это происходит поэтапно:

1) все учащиеся класса получают одинаковое задание для самостоятельной работы, при этом порядок его выполнения разъясняется учителем;

2) одна группа выполняет задание самостоятельно, а другой группе учитель объясняет порядок выполнения этого же задания;

3) разные группы получают различные задания для самостоятельной работы, учитель дает разъяснения лишь отдельным учащимся.

На каждом уроке дети получают задания для самостоятельной работы. Самостоятельные задания постепенно усложняются для всех групп. Начинающие получают все более сложные тексты, которые стали им доступны. хорошо читающие дети читают на уроке в значительно большем объеме за счет дополнительного материала.

Литература:

1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия, 2000. С.48-76.

2. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1987. С. 56-63, 82-91.

3. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. М.: Просвещение, 1991. С. 73-101.

4. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 1 классе. М.: Просвещение, 1981.

5. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1979. С. 79-89, 173.

4. Особенности уроков чтения, развивающих читательскую самостоятельность при работе с книгой

Работать с книгой ребенок учится с первого школьного дня на всех уроках. По букварю (азбуке) дети обучаются грамоте. Читая тексты учебных книг, овладевают умением понимать прочитанное. Параллельно с обучением грамоте на уроках чтения проводятся занятия по внеклассному чтению, развивающие читательскую самостоятельность при работе с книгой. Внеклассное чтение с первой учебной недели сразу же вводит первоклассников в большой мир литературы: знакомит с широким кругом доступных книг, приучает свободно ориентироваться в них и формирует опыт самостоятельного чтения.

Процесс формирования умений и навыков самостоятельной читательской деятельности организуется поэтапно:

I класс, 1-е полугодие – подготовительный этап;

I класс, 2-е полугодие – начальный этап;

II – III класс – основной этап.

Период обучения грамоте совпадает c подготовительным этапом формирования навыков читательской самостоятельности. Основной задачей занятий по внеклассному чтению в период обучения грамоте является пробуждение и формирование y школьников интереса к детским книгам.

Особенности занятий по внеклассному чтению в первом полугодии I класса (на подготовительном этапе):

1) стабильность структуры занятий;

2) определенное место и время занятий;

3) изучение на занятии только одной книги;

4) знакомство c книгой путем чтения c последующим рассматриванием книги.

Структура занятия по внеклассному чтению в период обучения грамоте следующая.

1. Беседа, предшествующая чтению вслух, позволяющая восстановить в памяти первоклассников или сформулировать y них реальные представления, составляющие основу ведущих художественных образов произведения, которое детям предстоит слушать (2-3 мин).

2. Выразительное чтение (и перечитывание) учителем избранного художественного произведения вслух (3-7 мин).

3. Коллективное воссоздание прослушанного, размышления o прослушанном (4-6 мин).

4. Рассматривание детской книги c целью отыcкать в ней указанное произведение (3-4 мин).

B целом занятие по внеклассному чтению на подготовителыном этапе рассчитано на 20-25 мин. Это время один раз в неделю выделяется на уроке чтения. Занятие по внеклассному чтению всегда завершает урок обучения грамоте, что дает возможность закрепить возникшие y детей эмоции в свободном общении друг c другом и c книгой.

Особенности структуры занятия по внеклассному чтению на подготовительном этапе определяются основной зaдачей. Пробудить и сформировать интерес к книгам можно только в том случае, если кaждый ребенок привыкнет в процессе занятий самостоятельно думать нaд книгой, еще не умея прочесть текст помещенных в ней произведений.

Поскольку дети еще не умеют читать, занятие начинается c того, что, объяснив цель занятия, учитель читает вслух небольшое художественное произведение (сказку, загaдку, рассказ, стихотворение), а дети учатся слушать и представлять прочитанное. Затем, проверив, как дети поняли и запомнили прослушанное произведение, учитель показывает им книгу, в которой произведение помещено. С этого момента и начинается приобщение учащихся к самостоятельной читательской деятельности, которая в данном случае выражается в способности думать над книгой, воспринимая ее в единстве формы и содержания.

Учащиеся осваивают простейшую связь между содержанием книги и ее внешними приметами, которая выражается через иллюстрации, заглавие книги и фамилию автора.

Рассматривание иллюстраций под руководством учителя дает возможность учащимся размышлять о прочитанном, опираясь на зрительные образы, проверяя с их помощью свои представления, полученные при слушании текста. В процессе сопоставления текста и иллюстраций дети легко запоминают прочитанные произведения и книги в единстве формы и содержания, заинтересовываются содержанием книг, охотно рассматривают их в свободное время, пробуют читать. Следовательно, рекомендация, которой завершается любое занятие в первом полугодии, – продолжить деятельность с книгой (рассматривание книги, воспроизведение текста по иллюстрациям и т.п.) во внеурочное время – вполне естественна и закономерна. При этом книга, которую читали и рассматривали на занятии, выставляется учителем в «Уголке чтения».

Структура занятия, пока его цель неизменна, должна быть стабильной, так как она систематизирует и направляет учебный процесс, обеспечивая взаимодействие учителя и учащихся.

Если дети не услышат произведения в чтении учителя и учитель не проверит, как они усвоили содержание прочитанного, он не может дать им задание, требующее осознания связи содержания книги с ее внешними приметами. А если такое задание не будет поставлено и выполнено детьми, состоится ли обучение? Конечно, нет. Более того, если процесс обучения прекратится со звонком и у детей не останется желания продолжить деятельность с книгой в свободное время, можно ли рассчитывать на закрепление умений, на приобретение навыков читательской самостоятельности при наличии одной встречи с книгой в неделю? Конечно, нет. А ведь без таких умений и навыков ни один человек (тем более ребенок) не сможет ориентироваться в книгах, которые его окружают, не выделит для себя круга книг – знакомых, интересных, особенно значимых, не сумеет определить и выработать в конце концов собственных читательских интересов. Следовательно, вывод может быть только один: менять структуру занятия по внеклассному чтению, переставлять его компоненты без ущерба для процесса обучения в первом полугодии нельзя.

Книги во внеклассном чтении – это учебный материал. Основные требования к книгам для чтения-рассматривания на занятиях в первом полугодии следующие.

1. Книги должны быть разнообразны по тематике, жанру, эмоциональной направленности, чтобы нравственный опыт учащихся путем чтения расширялся разносторонне и относительно равномерно и чтобы к концу этапа обучения дети представляли доступный круг чтения в полном объеме: о Родине, о подвигах, о детях, о животных и растениях, сказки, стихи.

2. Следует выбирать книги объемом от 8 до 30 страниц, желательно большого формата.

3. Это может быть книга, содержащая одно произведение одного автора (книга-произведение) или несколько произведений одного автора (авторский сборник), реже – сборник произведений ряда авторов (при условии, что их фамилии даны под произведениями, а не на обложке) или сборник народных сказок.

4. Оформление обложки должно быть типовое, т.е. все основные надписи (фамилия автора и заглавие) расположены на привычных местах, выполнены легко читаемым шрифтом; смысл заглавия соответствует содержанию иллюстрации на обложке.

5. Произведения для чтения вслух нужно выбирать художественные, относительно новые, но доступные первоклассникам по содержанию; объем текста – одна-две печатные страницы. Самому учителю эти произведения должны безусловно нравиться.

Знакомя первоклассников с детской книгой, надо соблюдать определенные правила.

1. Читать избранное произведение вслух следует просто, спокойно, приближаясь по интонации к естественному рассказыванию. Учитель должен легко ориентироваться в тексте произведения и в книге; повторы, песенки, присказки знать наизусть. Ходить по классу во время чтения нельзя.

2. В процессе чтения вслух иллюстрации учащимся не показываются, обложка также специально не демонстрируется.

3. При коллективном рассматривании книги после прочтения учитель держит ее на уровне груди. Сам стоит на одном месте, лучше всего в центре, у доски. При каждой возможности он привлекает детей к прочитыванию надписей (отдельных слов, слогов, словосочетаний). Надписи, которые прочитываются (им или детьми), сразу же показываются в книге (на обложке или в тексте). Любой ответ с места, если он непосредственно связан с книгой, завершается тем, что ребенок по вызову учителя выходит к доске и показывает в книге ту деталь (в иллюстрации, в тексте), на которую ссылается.

Начинающего читателя-первоклассника надо приучать рассматривать книгу с обложки. Прежде всего на первой странице обложки выделяются ведущие надписи (фамилия автора, заглавие) и иллюстрации. Надписи прочитываются. Осознается их смысл (возбуждаются все возможные ассоциации, например: знаком автор или нет; если знаком, какие его книги дети помнят, и т.п.). Рассматривается иллюстрация. Содержание надписи и иллюстрации сопоставляется, ассоциации расширяются и уточняются, предположительно решается вопрос, может ли быть в этой книге знакомое или нужное произведение. Для подтверждения предположения книга перелистывается и рассматривается постранично. На страницах выделяются иллюстрации и крупные надписи, если они есть. Устанавливается, одно в этой книге произведение или несколько. Отыскивается произведение знакомое, нужное. Иллюстрации к этому произведению рассматриваются детально.

Эффективность занятия по внеклассному чтению, как и любого другого занятия, определяется по результатам усвоения детьми предусмотренного программой комплекса знаний, умений и навыков.

К 4-й неделе обучения (конец сентября) учащиеся начинают проявлять интерес к детским книгам, которые учитель приносит в класс: они самостоятельно и охотно обращаются к этим книгам, листают их и рассматривают в свободное время – группами и в одиночку.

К концу первой – началу второй четверти они узнают одно и то же произведение в разных изданиях.

К 12-й неделе могут выделить из группы книг книги, написанные одним автором.

К 14 – 15-й неделе осознают понятие «название книги» (фамилия автора и заглавие). Учащиеся могут определить на слух, правильно ли отвечающий ученик называет книгу, и даже установить, какой части в названии книги недостает.

Чтобы достичь этих результатов, к каждому занятию по внеклассному чтению надо предъявлять следующие требования.

1. Книги для чтения-рассматривания должны быть отобраны в строгом соответствии с данными выше рекомендациями.

2. Должна быть организована активная учебная деятельность школьников по изучению детских книг, т.е. детей нужно учить думать над книгой, осознанно ориентироваться в ней, привлекая при этом все имеющиеся у них знания по работе с книгой.

3. Необходимо следить за тем, запомнили ли дети новую книгу и прослушанное произведение, заинтересовались ли им.

МБОУ «Июсская средняя общеобразовательная школа»

Урок обучения грамоте

1 класс «Школа XXI века»

Тема урока: «Знакомство с буквой С,с»

Учитель начальных классов

Додонкина Галина Николаевна

Цели деятельности учителя

1. Формировать представление об особенностях новых согласных звуках [с], [с ` ], буквах С, с; познакомить с их графическом изображением: научить читать слоги, слова, предложения с изученными буквами.

2. Развивать умение различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить, делать звуко-буквенный анализ слов.

3. Обучать созданию рассуждения.

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: различать согласные звуки [с], [с ` ], буквах С, с; правильно произносить их в речи; читать слоги, слова с данными буквами.

получат возможность научиться: дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки; искать графическую и текстовую информацию; наблюдать за образованием гласных и согласных звуков и правильно их произносить; составлять небольшие по объёму рассказы по картинкам.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность):

познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

регулятивные - овладение понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.

Личностные:

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение других

Методы и формы обучения

Объяснительно – иллюстративный; частично-поисковый; Фронтальная – чтение слогов с использованием пособия «окошечки», слов, предложений, текстов; выполнение модели слова с отражением звонкости-глухости согласных (символ «звонок» расположен над звонким звуком); сравнение слов по звонкости-глухости.

Индивидуальная – выполнение звукового анализа слов «гуси», «сумка», заданий
в рабочей тетради; чтение произведений А. Барто «Я знаю, что надо придумать» (с. 92), В. Сутеев «Цыплёнок и Утёнок» (с. 93), В. Голявкина «Как я помогал маме мыть пол»
(с. 96–97) (читающими учащимися).

Работа в паре – разгадывание «зашифрованных» слов

Образовательные ресурсы

УМК «Школа XXI века» по обучению грамоте; 1 класс»; Л.Е. Журова, А.О.Евдокимова «Букварь», часть первая, Электронное приложение к учебнику «Азбука»1 класс. Горецкий В.Г., Кирюшкина В.А., Виноградова Л.А.

Ход урока:

Этап урока.

Цель данного этапа.

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к выполнению запланированных результатов

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности и планирование

Цель.

Включение детей в деятельность

Похлопайте в ладоши те, кто пришёл в школу с хорошим настроением.

Пожмите руку соседу, если вы добрый человек и готовы помочь товарищам.

Помашите рукой те ребята, кто хочет поскорее начать урок и узнать что-то новое.

Улыбнитесь друг другу, кто сегодня будет внимательным и старательным.

Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро всем улыбчивым лицам.

Чем бы вы хотели сегодня заниматься на уроке? (планирование)

1. Выделение звуков в слове и выполнение звукобуквенного и слого-звукового анализа слова.

2. Чтение слогов и слов.

3. Разгадывание зашифрованных слов

Создание эмоционального настроя урока.

Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.

Личностные- самоконтроль

Регулятивные- целеполагание. Коммуникативные

2. Постановка учебной задачи.

Цель.

Подведение детей к формулированию темы урока.

Составление плана работы.

Сегодня к нам на урок пришёл гость. Отгадайте, кто это:

Днём спит, ночью летает,

п рохожих пугает. (Сова.)

Совушка-сова, большая голова,

На суку сидит, головой вертит,

Во все стороны глядит.

Кто видел сову? Какая она? (Учитель показывает картинку.)

Мудрая сова пришла познакомить с новой буквой, научить читать слова и предложения. Но прежде чем дать новые знания, мудрая сова интересуется, насколько прочные знания у вас уже есть.

Формулирует задание.

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, помогают строить план урока при помощи условных обозначений.

Регулятивные- целеполагание.

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества совместно с учителем.

2. Актуализация знаний

Цель: Активизировать знания, умения и навыки по теме урока.

Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке.

1. Работа по «ленте букв»:

Для чего на уроке мы используем «ленту букв»?

Определите, на какие группы делятся все звуки и буквы русского языка.

На какие группы можно разделить гласные звуки? Назовите гласные, назовите признаки гласных.

На какие группы можно разделить согласные звуки, назовите признак классификации согласных. Назовите согласные буквы, назовите признаки согласных.

Определите, о каком звуке идет речь: глухой согласный звук, который есть в словах кот, окунь;

Гласный, который обозначает мягкость согласного звука; во всех позициях обозначает один звук.

Мы вспомнили признаки гласных и согласных, мы умеем различать звуки. Это нужно уметь делать при изучении новой темы.

Учитель предъявляет задания.

Ученики слушают задания, отвечают на вопросы

Помогает обобщать, сравнивать и классифицировать буквы и звуки.

Все звуки и буквы русского языка делятся на гласные и согласные.

Дети называют гласные, их отличительные признаки; классифицируют гласные.

Классифицируют согласные, называют признаки классификации, читают согласные буквы.

Это звук [к].

Это звук [и], во всех позициях обозначает один звук; обозначает мягкость согласного.

Дети фиксируют результаты и значение предыдущей работы для изучения новой темы.

Познавательные

Общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме;

Логические – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, ответов учащихся.

Коммуникативные: Обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Личностные: Осознают себя в роли обучающегося, формулируют мотивы достижения поставленной цели.

3. «Открытие» обучающимися новых знаний

Цель: познакомить обучающихся с согласными звуками [с], [с"] , буквами С,с, обозначающими эти звуки на письме.

1. Наблюдение.

Сова предлагает вам первое испытание: найти «заблудившийся» звук.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался… д ом!

На пожелтевшую траву

Бросает лев свою… листву.

Лежит лентяй на раскладушке,

Грызёт, похрустывая, п ушки.

Отгадайте загадки :

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.

Кто-то в сумке носит книжки,

Кто-то – нужные вещички,

Кто-то – телефон, игру,

А детишек – ... (кенгуру) .

Вот ещё одна загадка

Девочкам и мальчикам:

Кто рождается в кармане

С маленьким карманчиком?

Когда плывёт - прекрасен,

Когда шипит - опасен. (Гусь.)

Как называется карманчик, в котором носят детёнышей кенгуру? (Сумка.)

2. Звуковой анализ слов «гуси», «сумка».

Рассмотрите схемы, расположенные справа от рисунков.

Выполните звуковой анализ слова «сумка».

Разделите слова «гуси», «сумка» на слоги.

Определите, какой слог ударный.

Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой.

Назовите букву, которой можно обозначить звуки [ с] , [ с’] . (Буква с .)

Рассмотрите букву С, с . На что похожа? (Луна, подкова и т. д.)

Села мышка в уголок.

Съела бублика кусок.

С , колесико хромое,

Познакомилось с тобою. Г. Виеру

Замените фишки в схемах слов буквами.

3. Игра «Живые буквы».

Мудрая сова любит игру «Живые буквы». Давайте поиграем, порадуем гостью. Возьмём слово «сумка».

Назовите гласные звуки.

Назовите согласные звуки.

Назовите звуки по номерам.

Найдите и назовите как можно больше признаков сходства слов «гуси» и «сумка». (Два слога, ударный первый слог, ударный гласный звук [у ] .)

Найдите признаки различия. (Количество букв.)

Уберите буквы и фишки в такой последовательности:

Букву, которой записан второй гласный звук в слове «гуси» (и );

Букву, которой записан ударный гласный звук в слове «сумка» (у );

Букву, которой записан ударный гласный звук в слове «гуси» (у );

Последнюю букву в слове «сумка» (а ).

Дайте характеристику буквам, которые убрали. (Это гласные буквы.)

Уберите букву с , которой записан мягкий согласный звук. Назовите слово, в котором есть эта буква. (Гуси.)

Уберите букву с , которой записан твёрдый согласный звук. Назовите слово. (Сумка.)

Уберите буквы, обозначающие парные по звонкости-глухости звуки. (Буквы г и к .)

Уберите букву м .

Вспомните и назовите как можно больше слов с буквой с , которая обозначает мягкий согласный звук. (Сила, сено, семья, усики и т. п.)

Назовите слова с буквой с , которая обозначает твёрдый согласный звук. (Свет, свеча, нос, колос и т. п.)

4. Чтение слогов, слов и предложений. «Делу – время, потехе – час».

1) Ребята, давайте теперь прочитаем слоги с буквой эс на странице 91.

2) Теперь прочитаем слова. Первый столбик читает …, второй столбик, третий -…, продолжим читать пары слов на странице 92.

Прочитайте слоги с буквой с , используя «окошечки».

Прочитайте слова по столбцам.

Прочитайте слова парами. Дети, определите, а есть ли разница в том, какой предмет называют первое и второе слово в каждой паре?

Рассмотрите таблицу на доске.

Зачеркните буквы, которые повторяются. Из оставшихся букв соберите два слова. (Иней, снег.)

Чувствуете, как сразу стало холодно?

Замело в лесу пригорки

И овражки замело.

Ни души нет на полянке.

Тихо. Холодно. Бело.

Но это только так кажется. Зимняя лесная сказка самая таинственная. Попробуйте объяснить, почему так происходит?

Выделение звуков [с], [с"], знакомство с буквой С.

Запоминают слова со звуками [с], [с"], знакомятся с буквой С. Отгадывают загадки, выделяют в словах звуки [с], [с"].

(С-с-сом.)

(Лес-с-с.)

(С-с-сушки.)

(Гусь.)

(Кенгуру.)

Выполняют задания учителя

Регулятивные-

Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя;

Оценивают выполнение задания

Познавательные

добывают новые знания;

Владеют основными логическими действиями (сравнение, анализ, синтез)

Личностные осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием,

Познавательные читают схемы для получения информации.

4. Физминутка

«Зайчик»

Цель: снятие усталости и эмоционального напряжения.

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

Показывает движения детям, организует выполнение упражнений детьми.

Выполняют движения по ходу чтения физминутки.

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.

5. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания, полученные на уроке.

1. Чтение текста «Зимняя сказка».

О чём узнали из зимней сказки? Теперь перечитайте сказку шёпотом и посчитайте, сколько раз в ней встретилась буква с. Назовите слова с буквой с.

Какие слова повторяются в тексте?

Сколько предложений в тексте?

Что заметили? (Три одинаковых предложения, состоящие из одного слова.)

СНЕГОПАД

Сыплет снег, осторожен и робок,

От него даже ночью светло.

Деревенька увязла в сугробах,

Белым пухом её занесло.

Тихо вьётся позёмка седая,

Только слышно, как снег разгребая,

У калиток лопаты скрипят. М. Пляцковский

3) Дети, а во что вы любите играть зимой? (ответы детей)

А.Л. Барто написала такое стихотворение. Послушайте. Что же придумал ребёнок, чтобы превратить зиму в лето? А кто хочет прочитать стихотворение всем ребятам?

4) Чтение стихотворения детьми.

Организует работу с текстом.

Читает учитель стихотворение «Я знаю, что надо придумать»

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение.

Слушают учителя, затем читают сами

Регулятивные - анализ, обобщение, умение организовать совместную деятельность под руководством учителя.

Логические - определяют наличие в звучащем слове звука.

Познавательные -осуществляют отбор информации.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель - самоконтроль усвоения знаний.

Работа по учебнику. Расшифровка закодированных слов.

А совушка мудрая головушка предлагает нам такое задание. Найдите его на странице 92.

Прочитайте задание. Прочитайте слово в левом столбце таблицы вверху. Сколько в нём букв. Прочитайте слово слева внизу. Сколько в нём букв? Какие одинаковые буквы встретились в обоих словах? А если мы переставим буквы в словах, слова получатся другие?

Попробуйте поработать в группах и вместе собрать новое слово. Подсказкой вам будут числа - номера букв.

Работа в группах (1 группа весна - навес, 2 группа насос - сосна, 3 группа смола - масло, 4 группа сел - лес)

Давайте проверим какие слова у вас получились. Ответственные каждой группы называют слова, а мы смотрим на экран.

Организует работу по учебнику

Формулирует задание.

Организует самоконтроль.

Работают по учебнику

Работа в парах

Регулятивные- контролирует результат своей деятельности.

Познавательные -осуществляют отбор информации

Личностные

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и понимать других.

Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Формирование умения работать в паре.

7 . Рефлексия деятельности.

Цель.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, самооценка результатов деятельности.

С какой буквой вы познакомились сегодня на уроке? Какой звук она обозначает?

Наша гостья осталась довольна вашей работой. А своей работой вы довольны? Какие задания вам особенно понравились? Какие оказались трудными?

Оцените свою работу на уроке. Если вам урок понравился, на уроке было всё понятно и интересно, то прикрепите к доске рисунок солнышка, а если у вас возникли трудности, что- то было непонятно – рисунок тучки.

Подводит итог

Контролируют результат своей деятельности.

Понимают причины успеха/неуспеха.

Оценивает свою деятельность на уроке.

Познавательные -

ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные - оформлять свою мысль в устной и речи (на уровне одного предложения).

Регулятивные - самооценка.

Обучение грамоте как этап овладения чтением и письмом.

  1. Цель и задачи периода обучения грамоте.
  2. Характеристика периода обучения грамоте.
  3. Виды заданий для учащихся в период обучения грамоте..
  4. Оценка достижений ребёнка;
  5. Заключение;
  6. Список литературы;

1. Цель и задачи периода обучения грамоте;

Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Основные задачи периода обучения грамоте:

Расширить кругозор детей;

Активизировать внутреннюю и внешнюю(устную и письменную)речь;

Развить интеллектуальную и познавательную активность, вызвать у ребёнка положительное отношение к учению;

Развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму.

Обучение грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом, который слагается из двух взаимосвязанный процессов – анализа и синтеза.

Курс обучения грамоте состоит из нескольких периодов:

  1. Добуквенный период.

Задачи добуквенного периода - развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах.

На данном этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котенок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы

В добуквенный период ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).

  1. Буквенный период.

В буквенный период ведется работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению.

Обучение грамоте - это составная часть непрерывного курса русского языка и развития речи для дошкольников, начальной и основной школы. Это означает, что в курсе обучения грамоте выделяются определенные направления (линии) развития детей в рамках предмета "русский язык", которые реализуются на доступном для детей уровне

Овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности); развитие умений слушания и говорения;

Расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение грамматическим строем речи;

Овладение орфографией и пунктуацией; развитие орфографической и пунктуационной зоркости;

Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;

Приобретение и систематизация знаний о русском языке;

Раскрытие для детей красоты и богатства русского языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка;

Формирование у детей чувства языка.

В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.

В результате необходимо отметить, что подготовка детей к обучению чтению проводится последовательно и системно, что позволяет добиваться поставленных целей и задач обучения на данном этапе.

Основное назначение подготовительного периода - введение основных для обучения грамоте понятий: слово, звук, звуки гласные и согласные, знак звука и т. д.

Необходимо формировать у детей умения слышать и понимать вопрос, отвечать именно на заданный вопрос, говорить на обсуждаемую тему. Нужно учить детей вступать в беседу, доказывать, дополнять, возражать. Иными словами – “разговорить” детей. Это очень важно в дальнейшем процессе обучения, и это – трудно.

2.Характеристика периода обучения грамоте.

В период обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых средств.

По этой же причине задачи периода обучения грамоте не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они ориентированы на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям его жизнедеятельности, и на создание базы для дальнейшего продуктивного обучения родному языку.

Ядро программы обучения грамоте составляет начальное осознание детьми взаимосвязи между целевой, содержательной сторонами речи и формальными средствами ее выражения (грамматикой, знаками). Слово в этот период выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В ходе активного употребления языка ребенок сам открывает его правила, сам устанавливает объективно существующие взаимосвязи, осмысливая таким образом собственный дошкольный опыт пользования языковой системой.

Основной способ усвоения детьми устной и письменной речи - самостоятельная речевая деятельность ребенка и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации.

На дальнейших этапах обучения не столько увеличивается объем материала, сколько изменяется степень глубины, сложности и многоаспектности его анализа. Техника чтения и письма формируется в основном в период обучения грамоте.

Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. Он предполагает последовательное неразрывное озвучивание каждой буквы с учетом позиционных мен.

Порядок изучения букв ориентирован на осознание учениками позиционных мен звуков - основу способа чтения и письма. Вначале вводятся однозвучные гласные и сонорные согласные. В этот период дети на коротких, простых по составу словах осваивают способ чтения и письма, наблюдают букву "И" как показатель мягкости согласных. Затем изучаются все парные согласные по глухости - звонкости и, наконец, когда у детей появляется достаточный опыт фонетического анализа слов и их чтения, вводятся наиболее трудные случаи: двузвучные гласные буквы, непарные глухие согласные, мягкий и твердый знаки.

Постепенно, от этапа к этапу, нарастает длина слов, появляется стечение согласных, расхождение звукового и буквенного состава, расхождение количества звуков и количества букв. Такой подход к порядку изучения букв и постепенному усложнению слов позволяет детям самостоятельно открыть правила чтения; вывести правила написания звонких согласных и проверяемых безударных гласных в корне; осознать написание гласных после шипящих, отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв Ч и Щ с другими согласными, кроме Л, и проч., т.е. вполне естественно войти в грамматическую систему языка.

Существенное расширение языкового материала является необходимым условием для организации активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями, переживаниями, волевым напряжением, для освоения ими адекватных форм и средств общения, для ускоренного формирования навыков чтения и письма.

Уже в букварный период, кроме традиционно центральной темы "Фонетика", ученикам предоставляется возможность широких грамматических наблюдений в области синтаксиса, морфологии и словообразования. Их основная цель в этот период - способствовать формированию навыков правильного чтения и правильного письма. К ее достижению приводят следующие линии работы:

  1. первичное осознание различения слов по смыслу, грамматическому и звуко-буквенному составу;
  2. начальное наблюдение детьми трех основных принципов русской орфографии: фонетического, морфемного, традиционного, или исторического.

В программе предусмотрено наблюдение сильных и слабых позиций звуков в слове, расхождения написания и произношения слов, вводятся понятия родственных слов и форм слов, понятие "корень", сравниваются слова с проверяемыми написаниями в корне (нора - норы, снег - снега) с написаниями непроверяемыми, традиционными (ча, ща, чу, щу, жи, ши, же, ше); наблюдение изменения грамматической структуры слов в предложении, в зависимости от цели высказывания, практическое ознакомление с основными признаками предложения и слова. Этой функции служит сравнение предложений, различающихся по цели высказывания и интонации, сравнение использования других средств, выражающих смысл предложения: форм слов, служебных слов, порядка слов, интонации.

3. Виды заданий для учащихся в период обучения грамоте. В начальной школе целесообразно применение частичного фонетического разбора, позволяющего акцентировать внимание учащихся на минимуме теоретических знаний, который служит базой для формирования прочных фонетических умений и навыков. Поэтапный фонетический разбор в начальной школе даст богатый материал для проведения полного фонетического разбора в дальнейшем (в среднем и старшем звене).

Основные способы ведения фонетической работы – наблюдение над артикуляцией звуков, предъявление приема протяжного или усиленного произнесения звука, выполнение действия по образцу, фонетический опыт (эксперимент), моделирование, фонетическое конструирование. Названные приемы должны помогать привлечению внимания детей к звукам речи как к предмету анализа и развитию способности их слышать, т.е. выделять из общего потока и определять характер. В дальнейшем, на следующих уроках, различные виды заданий по звуковому анализу слов призваны помочь первоклассникам накопить фонетический опыт и отточить фонетические умения. В основе фонетической работы на всем протяжении обучения должны лежать собственные действия ученика со звучащим словом. Главная рекомендация учителя: «скажи и послушай слово». Приемы протяжного или усиленного произнесения звуков, фонетический эксперимент («попробуем...»), сопоставление звуков и т.п. - это приемы, облегчающие обучение, помогающие маленькому школьнику обрести свой опыт.

Создание специальных проблемных ситуаций позволяет детям почувствовать и осознать необходимость в новом знании для решения учебно-практической задачи письма и чтения. Букварь представляет собой последовательность учебно-практических задач, решая которые дети открывают законы русской графики и орфографии.

Описанная системная логика развертывания букварной теории ориентирована на разумный, сознательный способ введения ребенка в письменность. Но не следует забывать, что обучение на сознательной основе не единственный путь приобретения опыта. Огромные пласты практического опыта человек осваивает интуитивно, в ходе реально-практических действий. Поэтому при обучении грамоте должны быть использованы все возможности ребенка, поэтому предусмотренная практика чтения несколько опережает теоретическое осмысление этой практики. Так, в текстах изредка встречаются еще не изученные буквы. Это, во-первых, приучает детей спрашивать у учителя о неизвестных буквах; во-вторых, способствует их непроизвольному запоминанию. Буквы Е, Ё, Ю, Я встречаются не только в теоретически осмысленной позиции - после согласного, но и в начале слова, а также после гласного. Практическое овладение способом чтения букв Е, Ё, Ю, Я в этих позициях подготавливает теоретическое изучение темы «Способы обозначения звука [j] на письме», приступая к которой дети уже умеют читать соответствующие слова. Им не приходится решать две трудные задачи одновременно. Иными словами, для формирования у ребенка навыков чтения мы стараемся использовать способности разума и интуиции, а кроме того, уже имеющийся у ребенка практический опыт чтения. С этой целью в Букварь включены тексты для хорошо читающих детей, помеченные специальным значком.

Артикуляционная разминка.

На доске: Дед Данила делил дыню:

Дольку – Дине, Дольку - Диме,

1) чтение хором

2) чтение по рядам с нужной интонацией

Сколько раз встретилась буква Д, которая обозначает мягкий звук?

Сколько раз - твердый?

В каких словах букв больше, чем звуков?

Почему?

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения

а) Чтение трудных слов с доски с последующим объяснением значения этих слов, чтение слов наоборот:

ецнлос ансев цясем

б) Чтение наложенных друг на друга слов:

в) Чтение согласных по таблице. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС КВМСПЛБШГРДБЛСТ ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН ФЩМЖДШХЧМКПБРВС ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

г) чтение по таблице – треугольнику.

Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ма; мо; му; мы; ми (или смотрят на цифру 1 и читают все слоги).

Ролевое чтение.

Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как «игра в прятки» и «мнимое слово».

«Игра в прятки»: ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий. «Мнимое слово»: учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах. Слабо читающему ученику больше помогает такой вид работы, как «чтение за диктором». Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения.

Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.

4. Оценка достижений ребёнка.

Отменено отметочное обучение. Но мы не в состоянии отменить и не вправе игнорировать естественную потребность ребенка в оценке его трудов, его усилий, его личности. Главное, чтобы эта оценка сравнивала ребенка только с самим собой и была связана с конкретным действием. . Имеются различные подходы в системе обучения грамоте. В своей работе я использую систему оценивания по Эльконину.

Основной формой материализации успехов ребенка в самом трудном для первоклассника деле - в освоении техники чтения - может стать график читательского роста, на котором учитель 3-4 раза в год после индивидуальной проверки техники чтения отмечает достижения маленького читателя.

Если ребенок пришел в класс читающим, к примеру, 10 слов в минуту, то шкалу «Число слов в минуту» надо начинать не с нуля, а с отметки 10 (или 5). Праздник читательского роста, следующий за проверкой скорости чтения, не стоит омрачать антипедагогичным: «Петров читает уже 60 слов в минуту, а Васильев только 20». Гораздо объективнее детский прогресс будет виден, если сказать: «И Вадик Петров, и Миша Васильев отлично потрудились на уроках чтения. Оба стали вдвое выше».

График читательского роста - одна из возможных форм оценки, которая не травмирует. Другой формой материализации учебных заслуг ребенка могут стать медали, которыми постепенно, по мере изучения темы, будут награждены все ученики. Так, медаль «Знаток гласных» получит каждый ученик, назвавший все 10 букв гласных. Медаль «Мастер слогов» получит ребенок, разделивший безошибочно ряд слов на слоги. Главное, чтобы учительская оценка хвалила ребенка, т. е. была предельно личной в своей положительной части, а не критиковала результат. «Я вижу, что ты уже научился ставить ударения: в 12 словах ударения поставлены правильно. Не сомневаюсь, что ты сам найдешь две ошибки» - такова форма критики, стимулирующей к совершенствованию.

Таким образом, данная система оценивания по Эльконину представляется мне наиболее оптимальной в период безотметочного обучения в школе.

5.Заключение.

В период обучения грамоте необходимо содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к знаниям по русскому языку, развивать их языковое чутьё, умение наблюдать факты речи, способность анализировать звуковые явления. В решении этих задач огромное значение имеют различные виды разбора языкового материала, которые различаются по содержанию, объёму и способу выполнения. В число видов разбора включается и фонетический разбор. Важно, чтобы ученики смогли аргументированно обосновать своё мнение, показать свое понимание языкового явления. Необходимо, чтобы ребята, зная порядок разбора, отмечали в ходе разбора почему они оценивают анализируемый факт так или иначе. Тогда анализ будет содействовать развитию связной научной речи. Развивать мышление. Учебники и технология обучения должны сделать процесс обучения психологически комфортным, помочь ребёнку полностью реализовать себя.

6.Список литературы.

  1. Адамович Е.М., Яковлева В.И. Чтение в начальных классах. – М., 1967.
  2. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. / Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичёвой. – М., 1977.
  3. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. /Под ред. М.С.Васильевой. – М., 1977.
  4. Вижанкова Т.И. Работа над контекстуальными синонимами – одно из средств развития связной речи // Начальная школа. – 1990. - № 4.
  5. Гайдук Е.К. Работа над трудными словами // Начальная школа. – 1985. - №4.
  6. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения. – М., 1991.
  7. Козырева Л.М. Развитие речи. – Ярославль, 2002.
  8. Кузнецова И.В. Опыт проведения интеллектуально-личностного марафона «Твои возможности» по Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2006. - № 4.
  9. Купров В.Д. Словарная работа на уроках русского языка // Начальная школа. – 1990. - № 3.
  10. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.
  11. Методика грамматики и орфографии в начальных классах. / Под ред. Н.С.Рождественского. – М., 1975.