Совет старейшин в спарте назывался. Общественный и государственный строй спарты

Древнее государство Спарта носило еще одно название – Лакедемон – и находилась на территории Греции, на юге острова Пелопоннес. Спарта считается образцом древнего, аристократического государства. Это следует из того, что возникновение этого государства в VIII-VII веках до н.э. основывается на общих закономерностях разложения первобытного строя.

Со временем Спарта стала самым сильным военным государством, так как цель жизни спартанцев заключалась в военном превосходстве, о чем свидетельствует их дисциплинированный образ жизни.

В Спарте не уделяли особого внимания развитию искусства и философии, в отличие от обучения детей в Древней Греции , даже в воспитании девочек ключевым моментом была гимнастика, которая развивала их физически и способствовала рождению сильных мальчиков, будущих воинов.

Особенное внимание историки уделяют системе воспитания детей в Спарте, потому что она представляет собой пример высокоуровневой дисциплины. Спартанских мальчиков уже в семь лет отправляли в специальную казарму, где они ежедневно обучались выдержке, терпели ограничения в еде и одежде и готовились к тягостям сражений и войны.

Почему Спарта называется олигархической?

Почему это государство часто называют олигархическим? Прежде всего, это обусловлено тем, что само государственное устройство не позволяло развиваться частной собственности в целях подавления и удержания подневольного населения – илотов.

А организация политической власти полностью соответствовала периоду распада первобытного строя. Вначале власть принадлежала двум вождям, совету старейшин и народному собранию.

В IV веке до н.э. сложилось иное политическое устройство государства - «ликургов строй», название которого обусловлено легендой о спартанце Ликурге, которые ввел новые законы для Спарты.

Власть Аристократии: иерархия сословий

Власть принадлежала двум царям, за которыми закреплялось верховное военное командование, совету старейшин, в который входило 28 пожизненных членов, выбранных собранием всех полноправных и боеспособных спартиатов.

Совет старейшин назывался герусием, а народное собрание – апеллой, царей также относили к совету старейшин. Существовали выборные должности эфоров, которые были исполнителями судебной власти в Спарте. Выбирали 5 эфоров, двое их которых сопровождали царя в походе.

Аристократию этого государства представляли гомеи, которые являлись полноправными гражданами и парфении, которые являлись потомками детей незамужних спартанок и считались гражданами второго сорта после аристократов.

Народ представляли гипомейоны, лишенные гражданских прав вследствие бедности или физической неполноценности, мофаки, которые были детьми не-гомеев и получили полноценное спартанское воспитание, периеки – свободные не-граждане, и неодамоды – бывшие илоты, которые смогли получить неполное гражданство.

Именно «ликургов строй» сделал из Спарты сильнейшее военное государство, которому принадлежало преобладание во всей Древней Греции до греко-персидских войн. Когда в 499 году до н.э. начались греко-персидские войны , государство Спарта прославилось Фермопильским сражением, которое включает в себя знаменитый подвиг трехсот спартанцев.

Ключевые слова конспекта: Спарта, полис, спартанцы, Ликург, народное собрание,

Древнее государство в Греции в области Лакония на юге полуострова Пелопоннес, в долине Эврота. Древняя Спарта - образец аристократического государства, которое в целях подавления подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. В основе возникновения государства в Спарте, относимого обычно к VIII-VII вв. до н. э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя.

Основным занятием мужчин-спартанцев было военное дело. Им запрещалось заниматься другим делом. Общество делилось на:

  • спартанцев - обладали всеми правами;
  • периэки - коренное население Лаконики, сохранили личную свободу, но не принимали участие в управлении государством;
  • илотов - местные жители Древней Спарты, покоренные спартанцами и ставшие государственными рабами, прикрепленные к участкам земли.

Систему госуправления в Спарте создал законодатель Ликург . Основным органом управления стало Народное собрание (апелла), куда входили только мужчины-спартанцы. Собрание объявляло войну, заключало мир, выбирало:

  • Совет старейшин (герусия), в который избирались пожизненно спартанцы старше 60 лет, им принадлежала фактическая власть;
  • двух царей, которые осуществляли руководство вооруженными силами, являлись верховными жрецами и выполняли некоторые судебные функции;
  • пять эфоров, сроком на один год, наблюдавших за соблюдением законов.

Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя: два родоплеменных вождя (возможно, как результат объединения ахейских и дорийских племен), совет старейшин, народное собрание. В VI в. до н. э. сложился так называемый «ликургов строй » (установление илотии, укрепление влияния общины Спарты путем уравнивания их в экономическом отношении и политических правах и превращения этой общины в военный лагерь). Во главе государства стояли два архагета, которые выбирались каждые восемь лет путем гадания по звездам. Им подчинялось войско, и они имели право на большую часть военной добычи, обладали правом жизни и смерти в походах.

Пример Спарты в этом отношении наиболее показателен, поскольку именно здесь выступают с наибольшей отчетливостью основные признаки, унаследованные полисом от его исторической предшественницы. И, вместе с тем, особенно заметны существующие между ними принципиальные различия. в Спарте сложилась особая форма рабовладельческого хозяйства, при которой непосредственное вмешательство рабовладельца в производственный процесс стало чем-то совершенно необязательным или даже вообще исключалось.

Не исключено также, что у спартанцев сохранялись даже какие-то элементы общинной организации. Особая форма рабовладельческого хозяйства, сложившаяся в Спарте, предполагает в качестве естественного и необходимого дополнения особый тип организации. Или, другими словами, особый тип полисного строя. Особенность спартанской формы полиса заключается в том, что лежащий в самой природе античной собственности принцип коллективизма получил здесь яркое выражение. Воплотился в самом жизненном укладе спартиатов, пронизанном идеей равенства.

Это конспект по теме «Спарта — исторический полис Древней Греции» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:

Принадлежала высшая правительственная и судебная власть, первоначально была, вероятно, «советом старейшин», родоначальников. Спартанцы (как и все вообще дорийцы) делились на три колена (филы ) – гиллеев, диманов и памфилов­, а каждое из трёх этих колен – на 10 родов (об ). Тридцать членов герусии первоначально были, вероятно, старейшины тридцати об. В исторические времена члены герусии, кроме царей, избирались народом; эти избираемые члены назывались геронтами («стариками»). Отсюда и слово «герусия» – «собрание старцев» или «собрание старейшин». Должность геронтов была пожизненная. В герусию могли выбираться только старики, имеющие не менее шестидесяти лет. К двум спартанским царям это не относилось; они были членами герусии по самому своему сану и были в ней представителями двух своих об, считавшихся самыми знатными. Цари были и председателями герусии.

В исторические времена все члены герусии избирались всем спартанским народом (полноправными гражданами, периэки и илоты в выборах геронтов не участвовали), а не каждый своей обой. Кандидаты один за другим шли через площадь народного собрания; народ выражал криком свое сочувствие проходящему; в особом помещении стояли несколько человек, которым не было видно, кто проходит. Они объявляли, в который раз крик был самый громкий, и членом герусии делался тот кандидат, при проходе которого был этот крик.

Власть герусии была очень велика; но верховная власть принадлежала народному собранию, которое в Древней Спарте называлось апеллой. Членами апеллы были все равноправные граждане, то есть все дорийцы, достигшие 30-летнего возраста. Народное собрание происходило в каждое полнолуние. Местом собрания была площадь между речкою Кнакием и мостом Бабикой. Председателями были цари. Они при этом производили военный смотр. Народное собрание выбирало геронтов и других сановников, решало все важные дела, объявляло войну, заключало мир и другие договоры. Ему предлагались на утверждение все важные решения герусии, и они получали силу закона только после его одобрения. Цари или замещавшие их лица объясняли дело народу, он принимал или отвергал решение герусии. Он выражал свое одобрение или неодобрение криком. Если было сомнительно, какие голоса образуют большинство, утвердительные или отрицательные, то народ расходился на две стороны, и сосчитывалось, на которой стороне большинство. Иноземные послы могли, с согласия герусии, сами излагать дело народу; кроме этого случая, право говорить в народном собрании принадлежало только председательствующим на нем; другие спартанцы не могли ни говорить речей, ни вносить предложений.

Герусия и апелла были естественным развитием политического устройства прежних, гомеровских времен . Права аристократии и народа постепенно расширялись. Прежнее монархическое полновластие ослабело после разделения в Спарте власти между двумя царями. После того, прежний обычай, по которому царь созывал вельмож для совещания о делах на пир во дворец, получил такой характер, что созывать членов герусии и подчиняться их мнению стало для царей обязанностью. Совет сделался самостоятельным правительственным учреждением. Прежде народное собрание (апелла) созывалось лишь для того, чтобы выслушивать намерения и решения царя; теперь оно само получило решающий дело голос.

Спартанская община, возникшая в результате слияния родовых общин Лаконии (синойкизма) в IX в. до н.э., в результате войн, грабежей, раздоров, самоуправства оказалась на грани развала. К расцвету Спартанского государства привели законы легендарного Ликурга, благодаря которым Спарта существовала до II в. до н.э.

Ликург был одним из царей Спарты. Он был преемником скоропостижно скончавшегося брата. Узнав, что жена брата беременна, в случае рождения мальчика, обещал последнему престол. После рождения наследника, Ликург, являясь опекуном, выполнял все функции царя и заслужил любовь и уважение народа за свою мудрость и справедливость. Но враги оклеветали Ликурга, говоря о том, что он хочет смерти опекаемого, после чего Ликург покинул родину. Спартанцы не раз просили его вернуться. Заручившись мнением пифии - жрицы Дельфийского оракула (святилища) о том, что его законы будут лучше законов других государств, Ликург возвратился на родину. Слабохарактерный племянник - царь Харилай - как и другие граждане приняли его законы.

Тагунов Д.Е. отмечает, что реформы Ликурга - это целый комплекс преобразований социально-экономического и правового характера, оформленный ретрой - договором о "наилучшем государственном устройстве". Антиаристократическая направленность Ликурговой ретры очевидна. После реформ знать формально исчезла, как бы растворилась в массе демоса. За короткий срок Ликург навёл образцовый порядок, избавил народ от смут и неурядиц; легенды приписывают ему создание таких устоев спартанского общества, которые поражали своей стабильностью.

По словам Печатновой Л.Г., Большая Ретра Ликурга - это знак начавшейся консолидации гражданского коллектива, в котором не аристократия была низведена до народа, а наоборот, весь спартанский народ превратился в правящее сословие. Недаром спартанцы очень рано стали именовать себя гомеями, т.е. равными. Но их равенство было очень своеобразно - это было равенство внутри слоя господ.

По мнению Ильинского Н.И., окончательно "Ликургов строй" сложился в Спарте к концу VII в. до н.э. Ретра о социальном и политическом устройстве государства решала две основные задачи - путём сдерживания имущественной дифференциации обеспечить единство спартанцев и их совместное господство над завоёванным населением. Порядок и единство укрепили Спарту.

Следует отметить, что, конечно, сложившийся государственный строй Спартанского государства не был создан одномоментно, благодаря таланту одного законодателя. Система оттачивалась постепенно, в прежнее Ликургово законодательство вносились поправки. Но всё же именно законы Ликурга являются началом сознательного преобразования всего общества и государства.

Когда законы Ликурга вошли в жизнь, он сообщил народу, что должен сделать очень главное преобразование, но для этого должен посетить Дельфийский оракул. Зарекшись клятвою, что спартанцы ничего не изменят в его законодательстве до его возвращения, он отправился путь. Услышав, от оракула, что Спарта будет процветать, если будет жить по его законам. Он решил умереть, не возвращаясь в Спарту, чтобы спартанцы не узнали о его смерти и не отказались от клятвы.

По словам Ботвинника М.Н., надежды не обманули Ликурга. Пока Спарта придерживалась его законов, в течение нескольких столетий, она оставалась одним из самых сильных государств Греции. Только в конце V в. до н.э., когда в Спарту вместе с золотом и серебром проникли корысть и имущественное неравенство, законам Ликурга был нанесён смертельный удар.

По словам Плутарха, Ликург превосходит славою всех греков, которые когда-либо выступали на государственном поприще. Вот почему Аристотель и утверждает, что Ликург не получил в Лакедемоне всего, что причитается ему по праву, хотя почести, оказываемые спартанцами своему законодателю, чрезвычайно велики: ему воздвигнут храм и ежегодно приносятся жертвы, как богу. Рассказывают, что, когда останки Ликурга были перенесены на родину, в гробницу ударила молния. Впоследствии это не выпадало на долю никому из знаменитых людей, кроме Эврипида, умершего и погребенного в Македонии близ Аретусы. С ним одним случилось после смерти то же, что некогда - с самым чистым и самым любезным богам человеком, и в глазах страстных поклонников Эврипида - это великое знамение, служащее оправданием их пылкой приверженности.

Рассмотрев личность законодателя Ликурга и значимость его реформ, автор курсовой работы далее рассмотрит сущность государственного устройства Спартанского полиса, которое сложилось после проведённых Ликургом реформ.

По мнению Стадуба И.Д., государственный строй рабовладельческой Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в республику, которая со временем приобрела аристократический характер. От первобытнообщинной эпохи здесь уцелели народное собрание (апелла), совет старейшин (герусия) и два царя - архагета.

Верховным органом власти в Спарте была апелла, в которую входили все полноправные спартиаты, достигшие 30-летного возраста и не потерявшие земельный надел. Полноправных же спартиатов вместе с их семьями было не более 10% от всего населения. Члены народного собрания не вносили никаких предложений, а только выступали за или против предложений царей или герусии - совета старейшин. При решении особо важных вопросов расступались в разные стороны и на глаз определялось большинство, в других случаях выражали свое мнениями криком.

Площадь, на которой происходили собрания, была без украшений, не было даже никакой защиты от солнца и ветра, на ней негде было присесть. Это было связано со страхом того, чтобы убранство не сделало ораторов многоречивыми. Плутарх объясняет это тем, что, по мнению Ликурга, ничто подобное не способствует здравости суждений, напротив - причиняет один только вред, занимая ум собравшихся пустяками и вздором, рассеивая их внимание, ибо они, вместо того чтобы заниматься делом, разглядывают статуи, картины или потолок Совета, чересчур пышно изукрашенный.

Апелла решала такие вопросы как выбор руководителя военного похода, избрание должностного лица. Но решения не обсуждались - они либо принимались, либо отвергались.

О царской власти историки уточняют следующее: "община спартиатов возглавлялась двумя царями, принадлежавшим к двум правящим в Спарте династиям - Эврипонтидов и Агиадов. Цари предводительствовали военным ополчением, играли видную роль в культе, но власть их была ограничена герусией, в которую, наряду с царями, входили ещё 28 избираемых пожизненно народным собранием наиболее влиятельных спартиатов, достигших 60-летнего возраста".

Ограниченность царской власти герусией подтверждает и Деревенский Б.Г.: в Спарте правили два царя, каждый из которых передавал свою власть по наследству. Однако реальная власть принадлежала совету старейшин, избираемому из числа знатных спартанцев возрастом не моложе шестидесяти лет. Этот совет решал все государственные дела, в то время как цари командовали войском. Кроме этого цари или архагеты осуществляли судебную власть, были верховными жрецами.

Цари не должны были иметь физических недостатков. Каждые девять лет они проходили религиозное испытание, пройдя которое царствовали следующее девятилетие. Главным делом царей, по словам Ильинского Н.И., было не доказывать свою родовитость и право на трон, а умело командовать войском и мужественно сражаться в бою.

Марк Наумович о царях сообщает следующее: "одновременно с Харилаем, происходившим из рода Еврипонтидов, в Спарте правил Архелай из рода Агиадов. Оба царя ненавидели друг друга: каждый стремился к единоличной неограниченной власти, которую в Греции называли деспотией. Эта вражда ослабляла государственный строй.

По словам Плутарха, из многочисленных нововведений Ликурга первым и самым главным был Совет старейшин. В соединении с горячечной и воспаленной, по слову Платона, царской властью, обладая равным с нею правом голоса при решении важнейших дел, этот Совет стал залогом благополучия и благоразумия. Государство, которое носилось из стороны в сторону, склоняясь то к тирании, когда победу одерживали цари, то к полной демократии, когда верх брала толпа, положив посредине, точно балласт в трюме судна, власть старейшин, обрело равновесие, устойчивость и порядок: двадцать восемь старейшин теперь постоянно поддерживали царей, оказывая сопротивление демократии, но в то же время помогали народу хранить отечество от тирании.

Если цари были моложе 30 лет, в герусии их представляли опекуны из числа царских родственников. После смерти геронта, свою кандидатуру предлагали члены апеллы, достигшие шестидесяти лет. Комиссия по выбору геронта находилась в закрытом помещении, а в это время апелла криком выражала мнение по проходившим мимо помещения кандидатам. За кого кричали громче всего, того и выбирали геронтом.

По словам Ботвинника М.Н., для того чтобы цари, геронты и народ не спорили между собой из-за власти, Ликург составил соглашение между ними - закон о разделении власти. "Пусть, - говорилось в законе, - народ будет разделен и по месту жительства и на племена, пусть в герусию входит вместе с царями 30 человек, а народ время от времени собирается у реки Еврота на собрания. Там пусть народу предлагают решения, которые он может принять или отклонить. У народа пусть будет высшая власть и сила". Однако в спартанской общине происходило расслоение. Так в добавлении к "большой ретре" говорится о том, что в случае принятия неверного решения апеллой, цари и герусия распускают народное собрание и отменяют решение.

Это подтверждает и Крушкол Ю.С.: "заседание только тогда считалось открытым, когда присутствовал кто-нибудь из старейшин. Если же старейшины были не согласны с созывом собрания, они вообще могли не явиться и собрание не открывалось. Спартанское народное собрание на самом деле не имело реальной силы и не решало основных государственных вопросов. Оно иногда собиралось просто по обычаю.

Такой орган управления как эфоры, избираемые народным собранием, появился немного позже. Всего их было пять, и они обладали огромной властью: могли отменять решение царей, занимались финансами и внешнеполитическими отношениями, осуществляли надзор за поведением спартанцев, они вели судебные дела гражданского характера По мнению Ильинского Н.И., эфоры в Спарте появились в результате острых конфликтов между родоплеменными вождями и родовой аристократией. Последняя, получавшая большую долю военной добычи и возможность угнетать свободных общинников, стремилась ограничить пожизненную власть вождей властью избираемых на определённый срок представителей аристократии. Так появились эфоры, которые избирались из "достойных"

Эфоры, как орган контроля над герусией и царями, являлся либо представительством пяти деревень - ком, из которых состоял город Спарта, либо представительством пяти об, на которые делился спартанский полис

Слово "эфор" означает "надзиратель", "наблюдатель". Вначале функции эфоров заключались в следующем: они наблюдали за звёздами с целью узнать, угодны ли правящие цари. Если в это время падала звезда, это означало, что одного царя нужно сместить.

Пикус Н.Н. пишет о том, что эфоры избирались из числа всех спартиатов сроком на один год и обладали высшей контрольной властью, имели право привлекать к ответственности и судить всех спартиатов, в том числе геронтов и царей. Они наблюдали за неукоснительным соблюдением правил спартанского образа жизни, руководили внутренней и внешней политикой и террористическими мероприятиями против илотов.

В своей деятельности эфоры отчитывались только перед своими преемниками. Поэтому отсутствие контроля и юридическая безнаказанность приводили к злоупотреблению властью. Эфоры могли вызвать царя для разговора, и если последний не являлся, его приводили силой

Несмотря на то, что судебные функции выполнял каждый из государственных органов, Стадуб И.Д. чётко определяет компетенцию каждого: уголовные дела, особенно о государственных преступлениях, рассматривала герусия, гражданские споры - эфоры, а споры о пользовании дорогами - архагеты. Илотов наказывали без суда и предварительного следствия. Доказательствами служили клятвы, показания свидетелей, ордалий (суд божий) и поимка с поличным. Наказания назначались по усмотрению судей. Широко были распространены штрафы, изгнание, лишение прав (атимия) и смертная казнь, которая применялась в форме сбрасывания со скалы, удушения.

По мнению Крушкол Ю.С., спартанский строй был самым реакционным среди древнегреческих государств. И сама Спарта, которая имела гегемонию в Пелопоннесском союзе, всегда поддерживала вместе с этим союзом все антидемократические действия и течения, возникшие в древней Греции.

Таким образом, своего могущество Спартанское государство достигло благодаря реформам Ликурга. Законодательство Ликурга основывается на двух основных принципах: во-первых, путём сдерживания имущественной дифференциации обеспечить единство спартанцев; во-вторых, совместное господство спартанцев над завоёванным населением. Государственный строй Спарты - аристократическая республика, государственными органами власти в которой являлись Народное собрание, Совет старейшин, цари и эфоры.

Народное собрание принимало или отменяло решения, выдвинутые герусией. Оно носило формальный характер, так как Совет старейшин мог отклонять их решение. Герусия решала все государственные дела, рассматривала уголовные дела, особенно о государственных преступлениях. Цари командовали войском, руководили религиозным культом, выполняли судебную функцию. Эфоры руководили внутренней и внешней политикой, решали гражданские споры.

«Из многочисленных нововведений Ликурга первым и самым главным был Совет старейшин. В соединении с царской властью, обладая равным с нею правом голоса при решении важнейших дел, этот Совет стал залогом благополучия и благоразумия»

Совет старейшин (герусия), как и архагеты, - орган власти, унаследованный от родоплеменной организации. В состав герусии входило 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию входили и оба вождя. Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение народного собрания, и тем самым имела возможность направлять его деятельность. Со временем полномочия герусии расширились. В случае несогласия геронтов и вождей с решением народного собрания они могли воспрепятствовать ему, покинув собрание. Герусия участвовала в переговорах с другими государствами, рассматривала уголовные дела о государственных преступлениях и вела судебные процессы против архагетов .

В Спарте совет старейшие, или герусия, при малой значимости народного собрания, фактически являлась высшим правительственным органом. В момент учреждения герусии ее председателями были цари, позже - эфоры. Герусии принадлежала высшая судебная власть. Только геронты, к примеру, могли судить царей. И способ избрания, и отсутствие отчетности, и пожизненность членства в герусии наиболее соответствовали олигархической сущности спартанского государства. Не случайно спартанскую герусию часто сравнивали с афинским ареопагом

Народное собрание - институт власти Спартанского государства

В народном собрании участвовали все спартиаты, достигшие 30-летнего возраста. Первоначально собрание созывали вожди, они же в нем председательствовали. Выступать в народном собрании могли только должностные лица или послы иностранных государств, участники же собрания лишь заслушивали выступления и голосовали. Голосование проводилось криком, а в спорных случаях участники собрания расходились в разные стороны.

Созыв народного собрания (кроме чрезвычайных) производился раз в месяц. На собрании принимались законы, избирались должностные лица, решались вопросы войны и мира, союза с другими государствами, рассматривались вопросы о наследовании должности вождя, определялось, кому из вождей возглавлять войско в походе и т.д. . В решении всех этих вопросов роль собрания в силу существовавшей в нем процедуры была меньшей, чем роль народного собрания в Афинах. Но все же преуменьшать ее не следует. Право избрания должностных лиц, право отклонять внесенные ими предложения позволяли ему если не контролировать их, то, во всяком случае, оказывать на них влияние, заставлять считаться с собой. Только к IV в. до н.э. оно становится пассивным, и роль его падает .

О.А. Омельченко также указывает, что в народном собрании - апелла - должны были принимать участие все спартиаты старше 30 лет, прошедшие указанное законом воспитание. Основанием для лишения прав политического гражданства была только неуплата взноса на установленные общественные трапезы. Собрание было только пассивным властным органом: «Никому из обыкновенных граждан не дозволялось подавать свое суждение, и народ, сходясь, лишь утверждал или отклонял то, что предложат старейшины и цари». Примерно в VI в. до н. э. власть собрания была еще более ограничена правом герусии и царей распустить его за неверное, с точки зрения традиции, решение. В теории собрание выбирало геронтов, должностных лиц; реально решения принимались «ором», который надлежало истолковывать герусии; за ней, следовательно, оставалось и последнее слово .

В силу того, что роль Народного собрания в Спарте была менее значительной, чем в Афинах, в VI в. до н.э. оно окончательно утратило свое значение , .

3.4 Коллегия эфоров как важнейший институт управления

С течением времени важнейшим институтом управления стала коллегия эфоров, появляющихся еще в VII в. Происхождение этого установления не выяснено. Возможно, эфоры были представителями 5 территориальных фил Спарты. Первый из них эфор-эпоним - председательствовал в общих собраниях апеллы и герусии, и сами народные собрания созывались эфорами; они же только имели право предлагать законы. Эфоры объявляли военную мобилизацию, передавали власть мирного времени в руки военных вождей-царей. Основным полномочием эфоров был суд: им были подчинены споры о собственности, о наследствах, договорах, менее важные уголовные дела. Эфоры были верховными судьями для пэриэков и илотов, им же принадлежала полицейская власть в полисе (в частности, они руководили отрядами молодых спартиатов в криптиях - государственных расправах с илотами). Они призывали царей на суд, контролировали общественные финансы, интерпретировали обычаи, т.е. решали как бы конституционные вопросы Спартанского государства .

О.А. Жидков указывает, что эфоры в Спарте появились с VIII в. до н.э. в результате острых конфликтов между родоплеменными вождями и родовой аристократией. Последняя, получавшая большую долю военной добычи и возможность угнетать свободных общинников, стремилась ограничить пожизненную власть вождей властью избираемых на определенный срок представителей аристократии. Ими стали пять эфоров. Они избирались из «достойных» на один год, действовали единой коллегией, принимавшей решения большинством голосов. Первоначально эфоры считались как бы помощниками архагетов и осуществляли судебное рассмотрение дел по имущественным спорам. С середины VI в. до н.э. власть эфоров заметно возросла. Они поставили под свой контроль архагетов - в походе их сопровождали два эфора. Эфоры получили право созывать герусию и народное собрание и руководить их деятельностью. Вместе с герусией они могли предотвратить принятие народным собранием неугодного им решения. К ним перешло руководство внешними сношениями Спарты и внутреннее управление страной, наблюдение за соблюдением спартиатами установленных порядков, суд над ними и наказание их, объявление войны и мира, контроль над деятельностью остальных должностных лиц (которых в Спарте было гораздо меньше, чем в Афинах). Деятельность самих эфоров практически не контролировалась - они отчитывались только перед своими преемниками. Особое положение эфоров подчеркивалось и их правом не участвовать в общих сисситиях и иметь собственный стол. .

Таким образом, следует сделать вывод, что основными конституционными институтами в Спарте являлись два царя, Совет старейшин и народное собрание. Однако с течением времени в Спартанском государстве появляется еще один аристократический орган - коллегия эфоров. Кроме того, рассматривая организацию власти в Спарте необходимо отметить, что по форме правления она была аристократической республикой.