Сообщение о афанасий никитин краткая биография. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина

Весной 1468 тверской купец среднего достатка Афанасий Никитин, снарядив два судна, направился Волгой на Каспий торговать вместе со своими земляками. На продажу везли дорогие товары, в том числе «мягкую рухлядь» — меха, ценившиеся на рынках нижней Волги и Северного Кавказа.

2 Нижний Новгород

Пройдя водным путем мимо Клязьмы, Углича и Костромы, Афанасий Никитин достиг Нижнего Новгорода. Там его караван должен был из соображений безопасности присоединиться к другому каравану, который вел Василий Папин, московский посол. Но караваны разминулись — Папин уже ушел на юг, когда Афанасий прибыл в Нижний Новгород.

Никитину пришлось дождаться прибытия из Москвы татарского посла Хасанбека и уже с ним и другими купцами идти к Астрахани на 2 недели позже, чем было запланировано.

3 Астрахань

Судна благополучно прошли Казань и еще несколько татарских поселений. Но уже перед самым прибытием в Астрахань караван был ограблен местными разбойниками — это были астраханские татары под предводительством хана Касима, которого не смутило даже присутствие своего соотечественника Хасанбека. Разбойники отобрали у купцов весь товар, купленный в кредит. Торговая экспедиция была сорвана, два судна из четырех Афанасий Никитин потерял.

Два оставшихся судна направились в Дербент, попали в Каспийском море в шторм, и их выбросило на берег. Возвращение на родину без денег и товара грозило купцам долговой ямой и позором.

Тогда Афанасий решил поправить свои дела, занявшись посреднической торговлей. Так началось знаменитое путешествие Афанасия Никитина, которое он описал в путевых заметках под названием «Хождение за три моря».

4 Персия

Через Баку Никитин отправился Персию, в область под названием Мазандеран, затем перебрался через горы и двинулся дальше на юг. Путешествовал он без спешки, подолгу останавливаясь в селениях и занимаясь не только торговлей, но и изучая местные языки. Весной 1469 года, «за четыре недели до Пасхи», он прибыл в Ормуз — большой портовый город на пересечении торговых путей из Египта, Малой Азии (Турции), Китая и Индии. Товары из Ормуза были уже известны в России, особенно славился ормузский жемчуг.

Узнав, что из Ормуза экспортируют в города Индии лошадей, которых там не разводят, Афанасий Никитин купил арабского жеребца и надеялся хорошо перепродать его в Индии. В апреле 1469 года он сел на корабль, отправляющийся в индийский город Чаул.

5 Прибытие в Индию

Плавание заняло 6 недель. Индия произвела на купца сильнейшее впечатление. Не забывая о торговых делах, по которым он, собственно, сюда и прибыл, путешественник увлекся этнографическими исследованиями, подробно записывая увиденное им в свои дневники. Индия предстаёт в его записях чудесной страной, где все не так, как на Руси, «а люди ходят все черные да нагие». Выгодно продать жеребца в Чауле не удалось, и он отправился вглубь страны.

6 Джуннар

Афанасий побывал в небольшом городке в верховьях реки Сины, а затем отправился в Джуннар. В крепости Джуннар пришлось задержаться уже не по своей воле. «Джуннарский хан», отобрал у Никитина жеребца, когда узнал, что купец не басурманин, а пришелец из далекой Руси, и выставил иноверцу условие: или тот переходит в исламскую веру, или не только не получит коня, но и будет продан в рабство. Хан дал ему 4 дня на размышление. Это было на Спасов день, на Успенский пост. «Господь Бог сжалился на свой честной праздник, не оставил меня, грешного, милостью своей, не дал погибнуть в Джуннаре среди неверных. Накануне Спасова дня приехал казначей Мухаммед, хорасанец, и я бил ему челом, чтобы он за меня хлопотал. И он ездил в город к Асад-хану и просил обо мне, чтобы меня в их веру не обращали, да и жеребца моего взял у хана обратно».

В течение 2 месяцев, проведенных в Джуннаре, Никитин изучал сельскохозяйственную деятельность местных жителей. Он увидел, что в Индии пашут и сеют пшеницу, рис и горох в сезон дождей. Описывает он и местное виноделие, в котором в качестве сырья используются кокосовые орехи.

7 Бидар

После Джуннара Афанасий посетил город Алланд, где проходила большая ярмарка. Купец намеревался продать здесь своего арабского скакуна, да снова не получилось. Лишь в 1471 году Афанасию Никитину удалось продать коня, да и то без особой выгоды для себя. Это случилось в городе Бидар, где путешественник остановился, пережидая сезон дождей. «Бидар — стольный город Гундустана бесерменского. Город большой, и людей в нем очень много. Султан молод, двадцати лет — бояре правят, а княжат хорасанцы и воюют все хорасанцы», — так описывал этот город Афанасий.

Купец провел в Бидаре 4 месяца. «И жил я здесь, в Бидаре, до Великого поста и со многими индусами познакомился. Открыл им веру свою, сказал, что не бесерменин я, а веры Иисусовой христианин, и имя мое Афанасий, а бесерменское имя — ходжа Юсуф Хорасани. И индусы не стали от меня ничего скрывать, ни о еде своей, ни о торговле, ни о молитвах, ни о иных вещах, и жен своих не стали в доме скрывать». Множество записей в дневниках Никитина касаются вопросов религии индийцев.

8 Парват

В январе 1472 года Афанасий Никитин прибыл в город Парват, священное место на берегу реки Кришны, куда со всей Индии шли верующие на ежегодные празднества, посвященные богу Шиве. Афанасий Никитин отмечает в дневниках, что это место имеет для индийских брахманов такое же значение, как для христиан Иерусалим.

Почти полгода Никитин провел в одном из городов «алмазной» провинции Райчур, где принял решение вернуться на родину. За все время, что Афанасий путешествовал по Индии, товара, подходящего для продажи на Руси он так и не нашел. Никакой особой коммерческой выгоды эти странствия ему не дали.

9 Обратный путь

На обратном пути из Индии Афанасий Никитин решил посетить восточное побережье Африки. Согласно записям в дневниках, в Эфиопских землях ему едва удалось избежать ограбления, откупившись от разбойников рисом и хлебом. Затем он вернулся в город Ормуз и двинулся через Иран, в котором шли военные действия, на север. Он миновал города Шираз, Кашан, Эрзинжан и прибыл в Трабзон, турецкий город на южном берегу Черного моря. Там он был взят под арест турецкими властями как иранский шпион и лишен всего оставшегося имущества.

10 Кафа

Афанасию пришлось занять под честное слово денег на дорогу до Крыма, где он намеревался встретить купцов-соотечественников и с их помощью отдать долги. В Кафу (Феодосию) он смог добраться только осенью 1474 года. Зиму Никитин провел в этом городе, завершив записки о своем путешествии, а весной отправился по Днепру обратно в Россию.

Индия, славившаяся своими сказочными богатствами, с давних времен привлекала многих путешественников Европы. Одним из них был Афанасий Никитин, который первым из европейцев побывал в некоторых районах этой страны.

Возможность отправиться в дальнее путешествие представилась ему в начале лета 1468 г., когда в Москву прибыл Хасан-бек – посол Ширванского ханства (которое находилось в Прикаспийском Закавказье). Московские и тверские купцы решили присоединиться к обратному каравану посла, чтобы поторговать в прикаспийских странах и Персии. В путь на нескольких судах отправилось около 30 русских купцов. Среди них был и Никитин, пользовавшийся авторитетом в купеческой среде. Поэтому ему доверили многие товары для продажи.

В те времена владения Руси по Волге простирались лишь немногим южнее Нижнего Новгорода. Тем не менее, до Астрахани купеческие и посольские корабли спустились благополучно. Однако под Астраханью произошла жестокая схватка с татарами, которые напали на корабли и разграбили их. Из всего каравана уцелело только два судна. От устья реки Волги направились к городу Дербенту. В пути на Хвалынском (Каспийском) море разразилась буря, и одно из судов разбилось о берег. Другое было разграблено местными племенами. Взятые в долг у купцов товары не позволяли Никитину вернуться на родину с пустыми руками. Он отправился в город Баку, а оттуда перебрался в Персию (Иран), где находился более двух лет, и проехал по ней около 2 тыс. км. Достигнув Ормуза – порта в Персидском заливе, одного из крупных торговых центров средневекового Востока, Никитин узнал, что в Индии высоко ценятся лошади, и, вложив все свои средства в коня, он под именем купца Хаджи Юсуфа из города Хорсани на дабе (небольшом каботажном суденышке) отправился к берегам Индии. После шестинедельного морского плавания А. Никитин и его спутники высадились в порту Чаул на Малабарском побережье южнее Бомбея.

Четыре месяца провел Никитин в Бидаре – столице царства Бахманидов, славившегося своими шелковыми тканями, металлическими изделиями, драгоценными камнями. Из царства Бахманидов Никитин направился в индуистское государство Виджаянагар. Вместе с индусами совершил паломничество к религиозному центру Парвату. Никитин жил среди простых людей, знакомился с их бытом, верованиями и нравами, народными ремеслами, с религиозно-художественными памятниками. В своих записях он повествует о тяжелом положении крестьян и роскошной жизни вельмож. Обобщая подобные наблюдения, А. Никитин писал: «Земля (Индия) многолюдна, да и сельские люди очень бедны, а бояре власть большую имеют и очень богаты».

Большое внимание он уделяет природе Индии, которую красочно описал в своих дневниках. Надежды Никитина на возможность торговли Руси с Индией не оправдались. Как он замечает, «на Русскую землю товара нет». Вот почему, находясь почти четыре года в Индии, Никитин направил свой пытливый ум и наблюдательность на изучение всех сторон жизни и природы загадочной индийской земли. Свои наблюдения он изложил в записях, известных под названием «Хождение за три моря» – Каспийское (Хвалынское), Черное (Стамбульское), Аравийское (Гундустанское).

Обратный путь Никитина несколько отличался от прежнего. От побережья Индии на корабле он прибыл в Ормуз, а затем по территории Персии отправился на север. Однако междоусобные войны, которые вели местные владетели, помешали ему идти прежним путем. Пришлось повернуть на запад к порту Трапезунд на Черном море. Оттуда морем Никитин отплыл в Крым, в Балаклаву, а затем в Кафу (Феодосия). Здесь он встретился с группой русских купцов и отправился с ними на Русь. Но добраться до родного края ему было не суждено. В пути он заболел и недалеко от Смоленска скончался. Три года спустя после возвращения Никитина из Индии летописцы бережно переписали рукопись «Хождение за три моря» и включили ее в летописный свод.

Никитин был первым, кто описал индийскую природу, быт и нравы простого народа, к которому он относился с большим сочувствием и симпатией. Повествование Никитина отличалось правдивостью, строгостью и скупостью в отборе фактов. Он писал только о том, что видел и наблюдал сам. «Хождение за три моря» многогранно, почти энциклопедично. По глубине мысли и чувств, по своей простоте и доступности это великое древнерусское произведение. И не случайно известный русский славист, филолог и этнограф академик И. И. Срезневский считал «Хождение за три моря» таким же важным литературным памятником, как и «Слово о полку Игореве». Высоко с научной точки зрения «Хождение» оценили выдающиеся русские историки Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского» и С. М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен».

Не менее лестную оценку дал профессор Петербургского университета, основатель русской индологической школы, трижды посетивший Индию И. П. Минаев: «Тверич Никитин превосходит весьма многих западноевропейских путешественников беспристрастием, наблюдательностью и толковостью. Трезвость, отличающая все его сообщения, и верность наблюдения дают право сравнивать его записки с самыми выдающимися из старинных путешествий». Афанасий Никитин стал, по выражению П. П. Семенова-Тян-Шанского, настоящим праотцом всех российских путешественников-географов.

Родился: 1433 г.

Годы смерти: 1475 г.

Н. А. Северин

В XV в. Новгород, Тверь, Москва и другие русские города вели оживленную торговлю с далекими восточными соседями. Русские купцы ездили в Царьград, их встречали в Самарканде, бывали они в Крыму, Малой Азии, в странах побережий Каспийского и Черного морей. На юг они возили товары, которыми была богата Русская земля, – льняные полотна, кожу, меха, а привозили шелка, краски, перец, гвоздику, персидское мыло и сахар, индийский жемчуг и драгоценные камни.
Торговцы в те времена были смелыми, отважными людьми, искусными воинами: в пути им встречалось немало опасностей.
Летом 1466 г. в далекое плавание отправились купцы из Твери для заморской торговли. Они плыли вниз по Волге, к морю Хвалыпскому, как тогда называли Каспийское море.

Город Тверь. Во второй половине XV в. город Тверь был столицей самостоятельного княжества. Его окружала деревянная, обмазанная глиной стена. В городе было много больших домов и церквей.
гравюры XVII в. Из книги Олеария "Описание путешествия в Россию и Персию".)

Главой каравана купцы избрали Афанасия Никитина – человека предприимчивого, бывавшего в далеких поездках и грамотного. Он с первых же дней стал вести дневник.
В то время Волга в нижнем течении еще была занята татарской ордой. И, боясь нападения татар, тверские купцы для безопасности присоединились в Нижнем Новгороде к каравану посла, ездившего в Москву к князю Ивану III от правителя Шемахи – небольшого государства, расположенного на юго-западном побережье Каспийского моря. Вместе с караваном посла по Волге плыли московские купцы и тезики (купцы из Средней Азии), приезжавшие торговать в русские города.
В конце речного путешествия, когда суда были близ Астрахани, на них напал отряд татарского хана Касима.
Во время боя одно судно каравана застряло на рыболовном язу 1 , а другое село на мель. Татары разграбили оба судна и захватили в плен четырех русских. Афанасий Никитин находился на корабле шемаханского посла. Этому судну и еще одному из каравана удалось уйти от нападавших, но весь товар Афанасия Никитина остался на судне, захваченном татарами.
Купцы продолжали плавание по Каспийскому морю. Меньшее судно, на котором плыли шесть москвичей и шесть тверичей, во время бури было выброшено на косу у дагестанского побережья. Жившие там кайтаки разграбили товар, а людей увели в плен.
Афанасий Никитин с десятью русскими купцами благополучно добрался до Дербента. Там он стал хлопотать, чтобы выручить из плена своих товарищей. Лишь год спустя ему удалось добиться их освобождения. Некоторые из освобожденных купцов вернулись на Русь, а Никитин отправился в Баку, а затем дальше, в Персию (Иран). Для заморской торговли еще в Твери он взял товар в долг и боялся возвратиться на родину должником, где его отдали бы под суд.
Пробыв шесть месяцев в приморском городе Чапакуре и несколько месяцев в Сари и Амоли, Афанасий Никитин перебрался в г. Рей, один из самых древних персидских городов. Из Рея по древнему караванному пути Афанасий Никитин пошел на юго-восток Персии. Весной 1469 г. он добрался до торгового города Ормуза, расположенного на небольшом бесплодном и безводном острове в Персидском заливе. В этом порту Персии пересекались торговые пути из Малой Азии, Египта, Индии и Китая.


Город Ормуз в XV в. был крупнейшим портом Азии. Он расположен на маленьком островке Персидского залива.
(Старинная гравюра.)

"Гурмыз 2 ... есть пристанище великое, всего света люди в нем бывают и всяки товар в нем есть, что на всем свете родится, то в Гурмызе есть все..." – писал в дневнике Никитин.
Никитин, знакомясь с торговлей, пробыл в Ормузе месяц. Он узнал, что отсюда вывозят в Индию лошадей, которые там очень дорого ценятся. Купив хорошего коня, Никитин поплыл с ним на корабле в Индию.
Полтора месяца продолжалось это плавание. Высадился Афанасий Никитин в индийском порту Чаул – гавани на Малабарском побережье, к югу от Бомбея.

В Индии Афанасий Никитин увидел и узнал многое потому, что индийцы относились к нему с доверием. (Гравюра А. Д. Гончарова.)

Многому удивлялся русский путешественник, осматривая город: "...и тут есть индейская страна, и люди ходять наги все, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу плетены... А детей у них много, а мужы и жены все черны", – записал Никитин в дневник.
Да и сам русский возбуждал всеобщее внимание. В его записях можно прочесть так строки: "...яз хожу куды, ино за мною людей много, дивятся белому человеку..."
Из Чаула Афанасий Никитин отправился в глубь Индии. Хотя у него и был конь, он берег его и шел пешком. Коня он хотел продать как можно дороже.
В г. Джунейре, который, по описанию Никитина, стоял на высокой горе и представлял неприступную крепость, с ним случилась беда. Джунейрский хан отобрал коня и обещал возвратить его лишь при условии, если Никитин примет мусульманскую веру.
В то время для русского человека принять чужую веру означало отречься от Роднны. Никитин отказался подчиниться хану и едва не поплатился за это жизнью. Спасло его заступничество знакомого перса – хоросанца ходжи 3 Мухаммеда. Удалось выручить и коня. Рассказывая подробно в дневнике об этом случае, Никитин не забыл сделать запись о климате в Джунейре, где в течение четырех месяцев идут дожди; сделал он заметки и о земледелии, товарах и вере жителей.
Как только после долгого периода дождей просохли дороги, Никитин отправился в дальнейшее путешествие по Индии.
Коня он с выгодой продал в г. Бидаре.
В этом городе Никитин прожил четыре месяца. Русский человек, уважая и ценя обычаи страны, очень близко познакомился со многими индийскими семьями. Он рассказал им откровенно, что он не мусульманин и не Хозе Исуф Хоросани, как его здесь называют, а христианин, и зовут его "Офонасий" (Афанасий). Отнесясь к нему с доверием, индийцы знакомили русского друга со своей жизнью и обычаями.
В дневнике путешественника несколько страниц посвящено Бидару. Наряду с рассказом о жизни простых людей Никитин описывал пышные выезды султана на прогулку, которого сопровождали 10 тыс. конников и 50 тыс. пеших воинов. В этом шествии участвовали сотни трубачей и барабанщиков, 200 слонов, наряженных в золотые доспехи, 300 коней, запряженных в золоченые кареты.
Во дворце султана, рассказывает далее Никитин, семь ворот, и у каждых ворот – по 100 сторожей и 100 писцов. Всех, кто войдет и кто выйдет, записывают, а иностранцев во дворец и вовсе не впускают.

Встреча победителя.
(Индийская миниатюра XVII в.)

Наблюдая разные стороны жизни индийского народа, Никитин подчеркивал в дневнике социальное неравенство людей.
Из Бидара Никитин со своими друзьями-индийцами отправился в священный г. Парват на праздник "ночь бога Шивы".
Русский путешественник очень точно и интересно описал этот праздник, на котором собиралось до 100 тыс. человек.
Говоря о пище народа, Никитин отмечает, что индийцы не едят мяса, и объясняет, что это делается по религиозным убеждениям: "...индияне же вола зовут отцом, а корову матерью".
Находясь на чужой земле, Никитин подмечал, что многое там непохоже на его родину: тепло бывает "с покрова дня", а прохладно здесь "с троицына дня" 4 . Наблюдая звездное небо, Никитин отмечал, что и звезды в Индии расположены по-другому.
Все чаще и чаще Афанасий Никитин переносился мечтой на Русь, которая была для него прекраснее всех стран. "В сем мире нет подобной ей земли, хотя бояре Русской земли не добры. Да устроится Русская земля", – находим мы в дневнике путешественника проникнутые патриотизмом слова о родной земле.
Никитин покинул Бидар и отправился на побережье Индийского океана, в порт Дабул.

Карта путешествия Афанасия Никитина.

После трехлетнего пребывания в Индии из Дабула Афанасий Никитин отправился на родину. Он снова поплыл в знакомый ему Ормуз.
Бурное море больше месяца трепало небольшое судно и занесло его к берегам Африки. Береговые жители хотели разграбить судно, но купцам удалось откупиться подарками.
Затем судно направилось к берегам Аравии, в порт Маскат, а оттуда – в Ормуз. Примкнув к каравану купцов, Афанасий Никитин добрался до турецкого города Трапезунда, на побережье Черного моря.
Впереди было последнее – третье море. После благополучного плавания корабль вошел в Балаклавскую бухту, а затем направился в большой торговый порт Кафу – так в старину называли г. Феодосию.
Здесь часто бывали русские купцы. Никитин встретился с земляками и с ними отправился в родные места.
Но отважному путешественнику не пришлось вернуться домой. Вблизи Смоленска Никитин умер в 1472 г.
Спутники Никитина доставили его записи в Москву и передали главному дьяку Ивана III Василию Мамыреву.
"Хождение за три моря" было высоко оценено современниками. Да иначе и быть не могло.

Отрывок из "Хождения за три моря Афанасия Никитина". В переводе это значит: "Написал я грешное свое хождение за три моря: первое море Дербентское – море Хвалынское, второе море Индийское – море Индостанское, третье море Черное – море Стамбульское".

Индия, которую русские люди знали по сказаниям и былинам как страну, где небо сходится с землей, где много сказочных богатств, фантастических зверей и птиц, великанов и карликов, была впервые пройдена русским путешественником и правдиво описана им.
В дневнике содержались разнообразные сведения о караванных и морских путях Персии и Индии, о городах, хозяйстве, торговле, обычаях, верованиях и нравах населяющих эти страны народов.
Записки Афанасия Никитина были лучшим для своего времени описанием Индии.
...Прошли столетия. Дневник Афанасии Никитина затерялся. Только в 19 веке известный историк и писатель Карамзин в рукописях Троице-Сергиевской лавры нашел переписанный в летопись (Троицкий список) дневник Никитина "Хождение за три моря". Впоследствии было обнаружено еще шесть разных списков, но подлинник до сих пор не найден.
На берегу русской реки Волги, в г. Тверь, в 1955 г. был открыт памятник Афанасию Никитину. Он напоминает нам о первом русском землепроходце в Индию и о нерушимой дружбе нашего народа с великим индийским народом. Об этом говорят и слова, высеченные на пьедестале памятника:
"Отважному
русскому путешественнику "
Афанасию Никитину
в память о том, что он в 1469–1472 годах с дружественной целью посетил Индию".

_____________
1 Яз (ез) – забор, плетень из прутьев, устраиваемый рыбаками на реках для ловли рыбы.
2 Так Никитин называл Ормуз.
3 Ходжа по-персидски значит "господин".
4 "покров день" – осенью, а "троицын день" – весной.

Страница 3 из 3

Краткая биография НИКИТИНА Афанасия

НИКИТИН Афанасий (год рождения неизвестен - умер весной 1475), русский купец, путешественник и писатель.


Весной 1468 тверской купец среднего достатка Афанасий Никитин, снарядив два судна, направился Волгой на Каспий вместе со своими земляками торговать. На продажу везли дорогие товары, в том числе «мягкую рухлядь» - меха, ценившиеся на рынках нижней Волги и Сев. Кавказа. Под Астраханью на купцов напали татары и почти все разграбили. Никитин, вероятно, говоривший на двух-трех тюркских языках и на фарси, решил расторговать оставшийся товар в чужеземных странах. Из Баку он отплыл в Мазандеран. Проведя в Иране более двух лет, он двинулся дальше на юг. По дороге Никитин узнал, что в Индии ценятся породистые жеребцы и там же можно дешево купить дорогие на Руси товары. Приобретя коня, в апреле 1471 Никитин сел на судно, идущее в индийский порт Чаул. Выгодно сбыть жеребца удалось не сразу, и он путешествует по разным городам Индии под видом ходжи, терпя гонения от местных властей. Лишь в Бидаре, многолюдной столице государства Бахмани, ему удается продать коня. В январе 1472 он пришел в священный г. Парват, где прожил полтора года. Почти полгода Никитин провел в одном из городов «алмазной» пров. Райчур, где принял решение вернуться на родину.
Результаты путешествия разочаровали Никитина: «. . . для нашей земли нет ничего. . . перец да краска, то дешево. . . А нам привезти товар без пошлины не дадут. А пошлин много, и на море разбойников много». Около трех лет путешествовал тверской купец по Индии. Его путевые записи уточняют и дополняют индийские хроники 1471-74-го гг. Никитин описал пышные выезды местного султана, страшную нищету крестьян, кастовые и религиозные различия («разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся»).
В январе 1473 Никитин сел в Дабхоле (Дабул) на судно, которое почти после трехмесячного плавания с заходом на Сомалийский и Аравийский п-ва доставило его в Ормуз. Торгуя пряностями, Никитин прошел через Иранское нагорье к Тебризу, посетив кочевых «белобаранных» туркмен, пересек Армянское нагорье и осенью 1474 достиг Трабзона. Власти этого черноморского порта арестовали все его товары, в том числе индийские самоцветы, приняв Никитина за туркмена; дневник при этом не тронули.
5 ноября Никитин прибыл в Феодосию, где перезимовал и, вероятно, привел в порядок свои наблюдения. Весной 1475 года он двинулся на север скорее всего по Днепру. Из краткого вступления к его запискам, включенным в «Львовскую летопись» под 1475, следует, что он «умер, Смоленска не дойдя, весной или в начале 1475. А записи он своей рукой писал, и те тетради. . . привезли купцы в Москву».
В 16-17 вв. его дневник «Хожение за три моря» (имеется в виду Каспийское, Аравийское и Черное), неоднократно переписывался. Известно шесть списков. Один из них в нач. 19 в. был найден Н. М. Карамзиным, оценившим исключительное значение труда.
Не планируя заранее путешествие за три моря, Никитин оказался первым европейцем, который дал ценное описание средневековой Индии, обрисовав ее просто и правдиво. Его записи лишены расового подхода и отличаются редкой для того времени веротерпимостью. Своим подвигом Никитин доказал, что во 2-ой пол. 15 в., за 30 лет до португальского «открытия» Индии, путешествие туда мог совершить даже не богатый, но целеустремленный человек.
Труд Никитина представляет интерес не только как один из ярких образцов жанра путевых очерков, т. н. древнерусских «хожений», (основоположником которого принято считать игумена Даниила, нач. 12 в.), но и как памятник живого русского языка 15 в.

Именем Никитина, героя многих исторических повестей, в 1957 названа вершина (высота 3500 м) крупного (длина 275 км) подводного горного массива в Индийском океане недалеко от экватора. В 1955 в Твери ему поставлен памятник, а в начале 2002 г. - в Индии.

Никитин Афанасий (? — 1472 г) — тверской купец, побывавший в Индии.

В XV веке русские купцы вели оживленную торговлю со странами Востока. Для заморской торговли в 1466 году из Твери отправились купцы, среди которых был Афанасий Никитин. В они присоединились к каравану посольства, ездившего к великому князю московскому Ивану III, и вместе с ним поплыли вниз по . Близ Астрахани на караван напал татарский хан Касим и захватил судно, на котором находился весь товар . Возвращаться было рискованно: товары Никитин набрал в долг, а поэтому на родине его ждала долговая тюрьма. Он решил продолжать путешествие. Никитин сел на шуйское судно и поплыл к берегам , а там отправился в глубь страны.

В путешествии А.Никитин вел дневник и оставил потомкам описание путешествия, которое называется «Хождение за три моря», В нем описываются пышные выезды султана, его двор, роспись стен, резьба по золоту и многое другое. Однако Никитин замечал и нищету народа. Не ускользнули от него и кастовое деление индусов, и религиозная рознь с мусульманами. В его записях подмечены черты страны, даются сведения о . Подробно и интересно рисует Никитин картины народных праздников, в которых участвовало до 100 тыс. человек. Даже звезды в Индии расположены по-другому, подметил он.

Около трех лет провел Никитин в Индии. Все отчетливее стал он ощущать тоску по родине. В его дневнике появляются такие патриотические строки о России: «В сем мире нет страны, подобной ей, хотя бояре Русской земли не добры. Но да устроится Русская земля и да будет в ней справедливость!» Истосковавшись по родине, в начале 1472 года Никитин отправляется в обратный путь. На небольшом судне он достиг берегов , затем с караваном купцов добрался до берегов . Отсюда он доплыл до полуострова и, встретившись с земляками - русскими купцами, направился домой, но вблизи Смоленска в 1472 году умер от болезни. Его записи сберегли и доставили в Москву шедшие вместе с ним купцы.

Три моря - , Индийское и Черное - прошел Афанасий Никитин, много народов увидел, но лучше своей земли так и не нашел. «… На этом свете нет страны, подобной Руси…» - писал он в своей книге.

Афанасий Никитин ходил в за 30 лет до открытия ее . Он показал миру, какое множество трудностей может преодолеть человек, пустившийся в опасный долгий путь на свой страх и риск. А.Никитин первым из русских правдиво описал Индию, которая в XV веке была известна на Руси только по сказаниям и былинам.