Семейная психология и семейная терапия. Системная семейная психотерапия – что это? Психологические техники работы с семьей

1950-е. Системная семейная терапия возникает одно-временно в США и Европе, вбирая идеи кибернетики и теории коммуникации. Врачи, антропологи, математики и психологи разработали представления о структуре семьи, ее кризисах, системе обратной связи. Психотерапевт Вирджиния Сатир (Virginia Satir, 1916–1988) была первой, кто рассматривал как клиента семью в целом. Британский антрополог Грегори Бейтсон (Gregory Bateson, 1904–1980) создал теорию двойного послания. Это сообщение-парадокс: например, мать словами выражает любовь к ребенку, но ее поведение говорит о враждебности.

Определение

При системном подходе клиентом становится не один человек, не пара, а вся семья в целом. Любая проблема рассматривается не как особенность поведения или ощущения кого-то из членов семьи (включая детей), а как результат функционирования семьи в целом как системы, которая постоянно развивается. Все процессы, происходящие в семейной системе, одновременно и причина, и следствие друг друга.

Принцип действия

Проблемы одного из членов семьи указывают на нарушенные отношения внутри семьи. Психотерапевт старается выявить, какой цели служит симптом, который стал поводом для терапии. Системная семейная психотерапия исследует то, как члены семьи общаются друг с другом, и часто проходит с использованием ролевых игр. В некоторых случаях рассматривается еще и семейная история, которая также может быть источником нынешних проблем. В ходе терапии меняется вся семья и система отношений в ней, и вследствие этого меняется поведение ее членов.

Ход работы

Системный семейный терапевт может работать со всей семьей, с парой или отдельно с кем-то из членов семьи, в том числе с ребенком. В ходе беседы он анализирует привычные формы поведения клиента и его способы эмоционального реагирования на слова и поступки значимых людей. Также рассматриваются семейные правила (например, как и на что тратят деньги) и семейные мифы (представление семьи о том, кто такие «мы»; например, в мифе «дружная семья» тот, кто плохо подумает о родственниках, считается плохим). Затем совместно с клиентом терапевт ищет новые способы взаимодействия, которые повышают качество жизни и взаимоотношений клиента или семьи.

В работе может быть использована генограмма – нарисованная со слов клиента схема, отражающая события в семье и взаимоотношения между ее членами (любовь, зависимость, разрыв). Анализ генограммы помогает обнаружить скрытый в семейной истории источник проблем, который заставляет членов семьи вести себя определенным образом.

Показания к применению

Сексуальная дисгармония, трудности в общении между родителями и детьми, сложности с созданием длительных отношений, утрата близкого человека, развод, психосоматические расстройства, нарушения поведения ребенка, эмоциональные проблемы детей – темой для консультации может стать любая ситуация, которая беспокоит семью. Семейные терапевты работают и с проблемами подростков, такими как зависимость, попытки самоубийства, нарушения пищевого поведения. Некоторые заболевания, например депрессия или фобия кого-то из членов семьи, затрагивают семью в целом. Семейная системная терапия помогает справиться с этими проблемами, если становится понятен скрытый смысл симптома.

Как долго? Сколько стоит?

Прием длится 1–1,5 часа. Обычно встречи происходят раз в неделю. Семейная система обладает достаточной гибкостью, поэтому в каких-то случаях бывает достаточно одной или нескольких консультаций, но иногда требуется и длительная помощь (до 30–40 консультаций). Цена одного приема в среднем 2500 рублей.

Семейная терапия предназначена для оказания помощи семьям. Она помогает справиться и с крупномасштабными проблемами, и с совсем незначительными, и бытовыми проблемами. Семейная терапия предназначена для устранения проблем в семье или внесения вклада в преодоление существующей дисгармонии в семье.

Семейная терапия может быть полезным предприятием, и для семейной пары, и для более широкого определения «семьи», которое включает в себя родственников, близких друзей. Что следует ожидать от семейной терапии? Семейная терапия может быть представлена в течение нескольких занятий или циклов посещений. На некоторые занятия могут приходить все члены семьи, а какие-то могут быть сугубо индивидуальными или парными встречами. То есть психолог разговаривает с каждым из супругов по отдельности, чтобы четче сформировать картину представленной проблемы.

Как может помочь семейная терапия?

Разговоры «по душам» часто являются эффективным способом помочь семье сосуществовать и функционировать более мирным путем, потому что семейные пары будут видеть свои проблемы, и будут учиться их решать. Семейная терапия может быть особенно эффективна в семьях с несколькими поколениями, потому что проблема поколений часто может вызывать недовольство и недоразумения между членами семьи. Из чего состоит семейная терапия? Семейная терапия предлагает в открытой форме для членов семьи обсудить свои мысли и чувства, не опасаясь физического или морального нападения. Психологи помогают членам семьи справиться с личными проблемами, а также проблемами других членов семьи и создать положительную динамику в семье. Предлагая возможность открытого разговора между домочадцами, семейная терапия часто помогает создать более приятную комфортную обстановку в доме.

Существует несколько видов семейной терапии

Семейная терапия бывает трех основных типов. Наиболее распространенным типом семейной терапии, является теория системы семьи, которая свидетельствует о том, что семья является ячейкой общества, которая лучше работает в унисон, а не по отдельности. Другие виды терапии семьи сосредоточены на психологической динамике семьи и поведенческих проблемах отдельных членов семьи.

Преимущества терапии для семейных пар – возможность сглаживания конфликтов, обучение контролю своих чувств в той или иной ситуации. Понимание того, как решать конфликты могут также помочь вам предвидеть будущие проблемы и полностью избежать их, или решить их быстро. Пары могут испытывать большее удовлетворение от своих отношений после посещения психолога. Важно понимать, что только совместная работа над проблемами в отношениях и в вашей семье, приведет вас к эффективному результату.


Семейная терапия - один из основных подходов в современной психотерапии, суть ко-
торого состоит в том, что в качестве «клиента» для семейного терапевта выступает не инди-
вид, проявляющий те или иные нарушения, а вся его семья.

Психопатологические симптомы
рассматриваются в качестве функции неадекватных внутрисемейных коммуникаций, проявля-
ющихся в специфических правилах, мифах и образцах взаимодействия данной семьи. Семей-
ная терапия ориентирована на оптимизацию семейного окружения больного (психотерапия
семьи), при этом используется групповой семейный эффект для лечебного воздействия на
больного (психотерапия семьей).
Цели семейной терапии: улучшение интерперсональной коммуникации, повышение ав-
тономии, рост эмпатии, оптимизация стиля руководства в семье, повышение эффективности
ролевого исполнения, ликвидация конфликтов, редукция симптоматики у одного или несколь-
ких членов семьи, повышение эффективности выполнения заданий. Игнорирование указан-
ных целей может свести семейную терапию к взаимной психосексуальной «подгонке» супру-
гов друг к другу.
Задачи (и соответственно модели) семейной терапии: мобилизация, успокоение, лично-
стная реконструкция. Основная задача состоит в том, чтобы помочь семье понять суть проис-
ходящего процесса и обратиться к глубинному конфликту, который лежит в основе неправиль-
ного отношения к члену семьи. Используются методы переконструирования и позитивного
представления. В процессе семейной терапии изменяются дезадаптивные правила, которые
действуют в семье, формируется общее глубокое осознание динамики взаимоотношений между
поколениями, устанавливается равновесие между личными и семейными факторами, налажи-
вается взаимный прямой контакт и общение, искореняются взаимные обвинения и поиск коз-
ла отпущения.
При этом психоаналитики обращают внимание на социальные влияния, модели проекции и
идентификации, «неоконченное дело» или травму в родительской семье, сублимацию фрустра-
ций, механизмы совладающего поведения (копинга) и адаптации, «ключи» к бессознательному
идентифицированного пациента. При коммуникативном подходе В. Сатир стремятся опреде-
лить, кто находится в центре коммуникативного процесса, кто является звездами в семейной
группе, кто изолирован, кто мешает коммуникативному процессу, кто его поддерживает.
Наиболее распространенный в семейной терапии подход - системный, основан на тео-
рии, в соответствии с которой семья является системой, стремящейся сохранить состояние
равновесия вне зависимости от степени дезадаптации. Одна из главных целей - определение
гомеостатической роли, иногда патологической, которую «идентифицированный» (семьей)
пациент играет в данной системе. В рамках системной семейной терапии С. Минухина фоку-
сируются на образцах и формах внутрисемейного взаимодействия, распределения власти,
22
принятия решений, границах, близости членов семьи и дистанции между ними, альян-
сговорах, ролях, правилах, сходстве и взаимном дополнении.
В последние годы наблюдается смещение фокуса семейной терапии с уровня коммуни-
кации в семье на уровень ее организации. Акцент делается на проблемах иерархической не-
энгруэнтности, когда в семье сталкиваются две одновременно действующие, но исключаю-
щие друг друга сильные структуры. Повышенное внимание уделяется метафорам, отражаю-
щимся в симптомах и паттернах внутрисемейного взаимодействия, растет интерес к понима-
нию специфичности и психодинамике симптома.
Психотерапевту, организующему работу с семьей, приходится решать следующие проблемы:
Работать сразу со всей семьей или сначала с отдельными ее членами?
Работать с семьей одному, с ко-терапевтом или терапевтической бригадой?
Приглашать семью к себе или выезжать к ней на дом?
Придерживаться директивного стиля ведения или недирективного?
Начать с важнейших семейных проблем или с частных?
Иметь подробный план действий или действовать «по обстоятельствам»?
Представители различных школ решают эти вопросы по-разному. Так, С. Минухин и Д. Хейли
требуют от психотерапевта директивной позиции и активной роли в терапии. Роджерс и Скиннер
отстаивают принцип недирективного ведения семьи. К. Маданес, Сельвини Палаццоли и другие
представители стратегической семейной терапии тщательно разрабатывают план работы, предус-
матривающий многообразные воздействия на семью. В. Сатир предпочитает непрерывно сочетать
диагностические и психотерапевтические мероприятия и не признает предварительного планиро-
вания работы. К. Витакер действует эмпирически, полагаясь на интуицию и опыт.
Ответы на перечисленные вопросы не должны определяться теоретическими ориентаци-
ями или характерологическими особенностями пациентов. Они должны решаться в зависимо-
сти от особенностей семьи, ее проблемы, условий работы. Например, в период знакомства с
семьей, члены которой отличаются авторитарностью и ригидностью взаимоотношений, воз-
можен недирективный стиль; в момент постановки определенных задач предпочтительнее
использовать директивный стиль; преодолеть вызванную перестройкой взаимоотношений
фрустрацию лучше вновь с помощью недирективного стиля; реакция на рецидивы неблагоп-
риятных отношений в семье может потребовать директивности.
Семейный терапевт по Э. Зиплу должен освоить педагогический подход, уметь прояс-
нить цели семьи, не склонять семью ни к какому типу взаимоотношений, честно признавать
границы своих возможностей. Он должен работать в единой «команде» с семьей, подчерки-
вать позитивную роль семьи в терапевтическом процессе, с пониманием и сочувствием отно-
ситься к интенсивным эмоциональным проявлениям в семье. Ему следует помогать членам
семьи в их развитии, информировать семью о самых различных возможностях лечения, помо-
гать семье в психологическом и медицинском образовании с помощью научно-популярной
литературы, обеспечить семью информацией о возможной социальной помощи, быть гото-
вым прийти на помощь семье в любой момент.

С точки зрения ряда психиатров второй половины ХХ столетия, это заболевание развивается при сложных доминантно-подчиненных отношениях в семье.

G. Bateson et al. (1956) и Т. Lidz et al. (1957) полагали, что родители больных шизофренией отличаются холодностью, стремятся доминировать и часто провоцируют в семье конфликты и ссоры.

G. Bateson (1978) писал о феномене взаимоисключающего принуждения («двойная связь»), часто встречающегося в семье больного шизофренией.

Отношения между родителями больного шизофренией в большинстве случаев носят конфликтный характер, в то же время они достаточно запутанные, и, несмотря на напряженность семейных отношений, разводы здесь сравнительно редкое явление.

В семьях, которые включают в себя больных шизофренией, почти всегда имеют место искаженные коммуникации , своеобразные взаимодействия: позитивная и негативная коалиция, игнорирующая позиция.

При позитивной коалиции доминирует стратегия контроля над поведением, состоянием больного, продолжением курса терапии. При негативном типе коалиции ведущими являются установки отрицания болезни, отвергающая позиция по отношению к диагностике психического расстройства, лечению, помощи со стороны других членов семьи. При игнорирующей позиции отмечается холодное, безразличное отношение, неприятие душевнобольного родственника. В этом случае контакты между членами семьи часто имеют формальный оттенок. Отношения в семье обычно характеризуются полярностью, как по отношению к больному, так и к проблемам, связанным с принятием факта наличия заболевания, выработкой правильного поведения, понимания необходимости продолжительной терапии (Кулешова Н.А., 2005).

Многие психотерапевты полагают, что стоит регламентировать время общения членов семьи больного шизофренией между собой.

Семьи больных шизофренией, с точки зрения даже самих больных, достаточно иерархизированны и закрыты. Этому способствуют: стремление внешне представить семью как благополучную и сверхвовлеченность близких, чаще всего матери, в жизнь больного (Долныкова А.А. с соавт., 2007).

Абсолютно ясно, что члены семьи больного шизофренией могут страдать различными психическими расстройствами. Это могут быть расстройства шизофренического спектра, а также невротические, аффективные и психосоматические расстройства. Возможно наличие у родственников больного шизофренией личностных расстройств, алкоголизма, наркоманией. В связи с вышесказанным почти всегда необходимо параллельное лечение родственников человека, страдающего шизофренией.

Отношение к больному в кругу семьи часто носит сложный характер, с одной стороны, близкие люди проявляют излишнюю жалость, с другой - не замечают отчетливые для чужого глаза психические расстройства.

Важную роль в процессе оказания помощи семье больного шизофренией играет психообразование ее членов.

Большинство людей имеют смутное представление о клинических проявлениях и особенностях течения шизофрении.

Еще меньше сведений у родственников больного о медикаментозном и особенно психотерапевтическом лечении и формах психосоциальной помощи при шизофрении.

Часто больной отвергает диагноз шизофрении, считает его пугающим, безнадежным, ошибочным.

Подобное отношение к болезни может иметь место и у членов семьи пациента. Кроме того, сам смысл диагноза остается скрытым от больного и его окружения. Обычно чрезмерное преувеличение опасности шизофрении, боязнь этого психического расстройства. Мы также встречаемся с ошибочной диагностикой болезни, особенно являющейся следствием чрезмерного расширения границ шизофрении, игнорированием данных исследований нервной системы, результатов, полученных при психологической оценке состояния больного.

Нередко стигма диагноза препятствует его пересмотру, даже если особенности течения болезни исключают диагноз шизофрении.

Особое значение имеет семейная терапии на этапе первого психотического эпизода . В этот период реакция больного шизофренией и его родственников на диагноз заболевания бывает крайне острой. Они испытывают сильный стресс, пребывая в психотравмирующей ситуации, в этот период могут обостряться скрытые семейные конфликты. Недостаточность представлений о болезни и особенностях ее лечения нередко усугубляет состояние стресса у членов семьи больного. Необходимо смягчить эту реакцию, сформировав адекватное отношение к болезни, подчеркнув необходимость ее продолжительной терапии, а также важность соблюдения режима дня, правильного чередования работы и отдыха.

Близкие больного могут оказать негативное влияние на состояние больного шизофренией, если они эмоционально экспрессивны, бурно выражают свои чувства, придирчивы, агрессивны или враждебны к пациенту, не понимают его поступков и высказываний.

С определенной долей условности следует считать, что семья больного шизофренией так же поражена заболеванием, как и он сам. В то же время семья может быть для пациента и источником социальной поддержки, поэтому ее члены должны быть максимально вовлечены в лечебно-реабилитационный процесс.

В ряде случаев психотерапевт сталкивается со стремлением возложить ответственность за микроклимат в семье на или с закрытыми отношениями между членами семьи больного. Нередко с самого начала терапии родственники пациента и он сам стремятся к раздельному общению со специалистом, ошибочно полагая, что в данном случае разговор будет более откровенным, а психотерапия более результативной. При подобной ситуации психотерапевт должен обратить внимание на укрепление доверительных отношений между пациентом и его родственниками.

Пациент может манипулировать членами семьи и психотерапевтом, требуя закрытия информации о процессе психотерапии для родственников, настаивая на частой смене психотерапевта. В подобных случаях важно разъяснить негативные последствия такой тактики, затрудняющей процесс психотерапии и снижающей уровень ее эффективности. На наш взгляд, даже при сопротивлении больного, без его одобрения, психотерапевт имеет право сообщать членам семьи больного о ходе процесса психотерапии, при условии сохранения ими врачебной тайны.

Особенно актуальна работа с членами семьи на этапе формирования ремиссии, сразу же после купирования рецидива шизофрении или при его угрозе.

Наш опыт показал эффективность параллельной терапии родственников больного уже на этапе купирования психотического эпизода.

Семейная терапия при шизофрении особенно актуальна для семей больных молодого возраста, однако она требует особой подготовки персонала.

Для членов семьи больного шизофренией в ряде случаев характерна тенденция к самообвинению и поискам причин возникновения заболевания. Нередко родственники переоценивают возможности терапии и обвиняют врача в ее неудаче.

В семьях больных шизофренией отмечается излишняя эмоциональная экспрессивность , особенно со стороны матери (враждебность, нервозность), уход от решения семейных проблем отца, излишняя критика больного с его стороны.

Чрезмерная «выраженность эмоций» членов семьи больного шизофренией (expressed emotion) сказывается на частоте рецидивов этого психического расстройства. Близкое окружение пациента, сказывается на особенностях течения болезни. Частая критика, враждебность, чрезмерная вовлеченность одного члена семьи в личную жизнь другого и отсутствие тепла - все это способствует возникновению рецидива шизофрении (Brown G., Birley J., 1968). Яркая выраженность эмоций представляет собой достаточно устойчивый феномен, как правило, отражающий привычный стиль общения в семье (Miklowitz D. et al., 1984). Более того, этот феномен воспроизводим транскультурально и отражает разницу в течении шизофрении между индустриально развитыми и развивающимися странами (Barrelet L., et.al., 1988). По мнению H. Grunebaum (1986), девиантное поведение родителей является для больного шизофренией дополнительным стрессором, создавая у него когнитивный диссонанс и способствуя усилению психопатологических симптомов, которые, в свою очередь, усиливают эмоциональную экспрессию у родителей, тем самым замыкая порочный круг.

Ригидность и псевдосолидарность - частые признаки семьи больного шизофренией (Эйдемиллер Э.Г., 1978).

Отношения между матерью и ребенком, страдающим шизофренией, как правило, очень близкие, отношения с отцом - чаще близкие, реже-отдаленные. Психиатры заметили, что больной шизофренией обычно единственный ребенок в семье (Исполатова Е.Н., Денисенко М.А., Софронов И.П., 2005).

Большинство специалистов уверены, что «мать шизофреника» обычно лидер семьи, нередко наделена паранойяльными чертами характера (Личко А.Е., 1985).

Эмоциональный накал отношений с матерью, обычно доминирующей в семье и чрезмерно опекающей больного, - типичное явление, при этом больной стремится вырваться из под этой опеки, а мать то жалеет его, то проявляет раздражительность, жалуясь на отсутствие личной жизни.

Более 80% матерей больных шизофренией избегают обсуждать проблемы болезни даже с близкими, упрекают себя за нее, опасаются за судьбу больного после своей смерти, видят основные проявления болезни в бытовой беспомощности, замкнутости, рассеянности больных. При этом 40% матерей полагают, что врачи общей практики пренебрегают жалобами их близких, 45% не находят понимания у психиатров, 70% стремятся быть услышанными при выборе лечения, нуждаются в информации о болезни и ее лечении, льготах для семей и хотят часто видеть своего врача. Смиряются с фактом психической болезни 85% матерей и видят пользу лечения в основном в редком помещении больного в стационар. Эти матери полагают, что больным необходим полезный досуг, занятость и обучение навыкам самостоятельного проживания (Левина Н.Б., Любов Е.Б., 2006).

Агрессия больного по отношению к матери часто является следствием той гиперопеки, которую проявляет последняя. Больной нередко демонстрирует амбивалентное отношение к матери, с одной стороны, чрезмерную зависимость от нее, с другой - враждебность.

Со стороны отца больного мы чаще всего встречали отстраненность, «бегство в работу», в «автономный мир увлечений», при этом больной стремится добиться внимания отца, больше проводить с ним времени. Холодность братьев и сестер, их отстраненная позиция к проблемам больного шизофренией-частая картина в его семье.

Среди задач семейной терапии шизофрении - коррекция ожиданий членов семьи в отношении прогноза течения болезни, социально-трудового статуса пациента и эффективности лечения.

Следует корректировать точку зрения родственников больных в отношении фатального отношения к наследственной отягощенности шизофренией.

Члены такой семьи бывают шокированы диагнозом болезни, часто пытаются переложить ответственность за результаты лечения на врача, испытывая недоверие к психотерапевтическим методам воздействия и уклоняясь от семейной терапии. Однако психотерапевт, проявляя достаточную настойчивость, должен стремиться к психотерапевтической работе с семьей пациента.

Во многих странах считается крайне важным с первых моментов постановки диагноза шизофрении поддерживать частый контакт с семьей больного. Так, в частности, Норвежская Психиатрическая Ассоциация, рекомендует взаимодействовать с родственниками больного по телефону в течение трех суток после госпитализации пациента в стационар. Ассоциация также рекомендует в течение одной-двух недель после идентификации диагноза не начинать лечить больного медикаментами, для того чтобы иметь возможность уточнить диагноз и сделать более нужной оценку статуса пациента. Оценка статуса в динамике процесса лечения также считается важной составляющей последнего.

Терапия семьи при наличии в ней больного шизофренией требует определенной гибкости психотерапевта. Здесь трудно дать какой-то конкретный рецепт, но чаще всего семейная психотерапия начинается с индивидуальных встреч психотерапевта с каждым членом семьи в отдельности. Подобная тактика особенно может быть рекомендована начинающим психотерапевтам.

Традиционно семейная терапия начинается с диагностики семейной системы, определения ее типа, периода развития, оценки внутрисемейных отношений, выяснения ролевого поведения членов семьи.

При работе с членами семьи больного шизофренией психотерапевты стараются придерживаться «концепции выраженных эмоций».

При «лечении семьи» уместны: «бифокальная терапия», структурная семейная терапия, очерчивающая границы между поколениями. Большинство терапевтов высказываются негативно в отношении системной и аналитической терапии семьи больного шизофренией.

Варианты терапии семьи больного шизофренией:

  1. Групповая когнитивно-бихевиоральная терапия больных и их родственников на этапе пребывания пациентов в стационаре, включающая элементы психообразования, копинг-тренинга и обучения навыкам контроля за приемом медикаментов.
  2. Сессии бихевиоральной семейной терапии в домашних условиях.
  3. Амубалаторные психодинамические группы.
  4. Комбинирование групповой и индивидуальной терапии членов семьи, направленной на снижение выраженности эмоциональной экспрессии.
  5. Дискуссионый клуб для больных и их родственников.

Популярны методики бихевиоральной семейной терапии , развивающие навыки правильного общения в семье, и парадоксальные формы семейной терапии, как бы оставляющие в тени истинные намерения психотерапевта.

Неоднократно проверена эффективность проблемно-ориентированной терапии семьи больного шизофренией, включающая в себя специально разработанные техники. Отчасти проблемно-ориентированная терапия пересекается с социотерапией, психообразованием. Обычно проблемно-ориентированная терапия подразумевает обучение семьи навыкам взаимной поддержки и умению оказать самому себе помощь. Психотерапевт, работающий в русле проблемно-ориентированной терапии, может рассматривать различные стратегии решения проблем с помощью ролевых игр.

С группами членов семьи можно работать, используя «разговорные формы психотерапии», предоставляя для родственников больных необходимую информацию. Подобные группы могут функционировать и без пациентов. Отмечена эффективность таких групп в плане эмоциональной разгрузки членов семьи. Однако эти формы помощи родственникам больных шизофренией не могут быть альтернативой полноценной семейной терапии.

Семья больного шизофренией должна быть интегрирована в широкую социальную сеть помощи лицам, страдающим этим психическим расстройством.

Существует как минимум четыре определения семейной психотерапии. Первое: семейная психотерапия является формой проведения основного метода психотерапии применительно к проблемам конкретной семьи (аналитическая семейная психотерапия, поведенческая и др.).

Второе: семейная психотерапия является комплексом приемов и методов психотерапии, направленных на коррекцию психологического, социального и биологического статуса клиента в семье и при помощи семьи. Согласно этому определению семья содержит в себе как саногенный, так и патогенный потенциал.

Третье: семейная психотерапия - методы психотерапии в рамках самостоятельного направления, опирающегося на определенные теории (систем, кибернетики, коммуникативных каналов и др.).
Четвертое: семейная системная психотерапия - это система психологических взаимодействий двух живых открытых систем - семьи и психотерапевта с целью оптимизации функционирования каждой [Эйдемиллер Э. Г., 2002].

Семейная психотерапия включает в себя структурную семейную психотерапию, стратегическую семейную психотерапию, поведенческую семейную психотерапию и др.

В структурном подходе подросток рассматривается как «носитель симптома», а семья как пациент. Целью структурных вмешательств служит изменение структуры семьи для улучшения функционирования всех ее членов и создание более сбалансированной семейной системы. Например, в ригидной семье организовать более открытую коммуникацию и переговоры, хаотичной семье помочь выстроить иерархическую структуру, восстановить родительский контроль и сотрудничество в супружеской подсистеме, что обеспечит адекватное руководство семьей и воспитанием детей. В разобщенной системе психотерапевт помогает объединению семьи на основе помощи «идентифицированному пациенту» и прояснения возможных выгод для всех членов семьи. Важно отметить, что поставленные цели по изменению семейных структур должны соответствовать темпу восприятия семьей обратных связей.

Часто дисфункциональные семьи действуют по правилу «все или ничего» в рассмотрении возможных перемен. Нередко они опасаются, что если в семье будут происходить изменения, то они будут крайними по характеру. Например, передача ответственности подростку в «запутанной системе» может быть затруднена из-за страха матери его полного отделения от семьи и столкновения с супружескими проблемами.

В стратегической семейной психотерапии основное значение придается анализу нарушений семейной иерархии. Стратегия, используемая в этом психотерапевтическом подходе, основана на манипулировании властью. Иначе говоря, психотерапевт перераспределяет власть между членами семьи. Считается, что поведенческие отклонения ставят молодого человека на более высокую позицию по сравнению с родителями на лестнице семейной иерархии. Иерархия в семье определяется неизменно повторяющейся последовательностью, с которой один член семьи сообщает другому, что он должен делать. В семьях, где поведению детей присущи серьезные отклонения, психотерапевт сталкивается с такой ситуацией, при которой подростки, продолжая экономически и эмоционально зависеть от своих родителей, отказываются выполнять то, чего от них требуют старшие. Психотерапевтические вмешательства, применяемые представителями этой школы, служат для установления в семье такой иерархии, при которой родители начинают занимать более высокую позицию по отношению к молодым людям. Содержание коммуникаций между родителями и детьми включает сообщения о родительских ожиданиях, обращенных к детям, а также о правилах, на выполнение которых рассчитывают старшие, и, наконец, о мерах, последующих в случае нарушения установленных правил. Когда подросток теряет власть над родителями, он начинает вести себя в соответствии с социальными требованиями.

Поведенческое направление семейной психотерапии основано на принципах теории научения. Используются приемы и методы классического, оперант-ного и других видов научения (контракты, жетонная система, тренинг родительской компетентности, проблемо-разрешающий подход).

В современной семейной психотерапии главенствующей тенденцией является развитие конструктивисткой или нарративной психотерапи. Существует прямой перевод этого слова с английского - нарративный (дословно - рассказывающий, описывающий, повествовательный, наглядно-образный). Последний подход считается более «гуманным». Истории, рассказываемые клиентом, могут носить печальный и комический характер, а выводы быть абсурдными. Это деление, на наш взгляд, условно. Часто одно психотерапевтическое занятие использует множество комбинированных приемов. На смене одного тысячелетия другим границы между различными подходами семейной психотерапии стираются. Например, в структурной психотерапии, как и в поведенческой, отправным пунктом для психотерапевтического вмешательства служит наблюдение за поведением членов семьи. В стратегической семейной терапии постановка гипотез и задач психотерапевтом сближает его позицию с директивностью поведенческого подхода. Так, например, при сборе семейного анамнеза по генограмме составляется семейная история, учитываются «метафоры», «символы» и «темы». В каждом направлении семейной психотерапии можно найти определенные позитивные стратегии и использовать их в работе с детьми и подростками.

В целом необходимо определить, какие дисфункциональные семейные паттерны могут быть изменены. Учитываются аффективные, поведенческие и когнитивные ожидания каждого члена семьи. Независимо от применяемых подходов семья должна активно участвовать в лечении.

Объектом вмешательства является не только дисфункциональная семья, но и семья, находящаяся в кризисе. Дисфункциональная семья - семья, в которой выполнение определенной/ых функции/ий нарушено. Нормально функционирующая семья - это такая, которая создает или заимствует правила, благодаря которым каждый член семьи и семья в целом удовлетворяют свои потребности в самоактуализации, росте, изменениях, принятии и одобрении. Важно найти ресурсы семьи, способности и мотивацию к изменениям, и акцентировать внимание на решении актуальных проблем.

Общие цели разных методов семейной психотерапии можно представить следующим образом: изменение в семье ряда представлений (установок, предположений) о предъявляемой проблеме; трансформация взглядов членов семьи на их проблему от индивидуально-личностного к системному подходу; модификация проницаемости границ между подсистемами; создание альтернативных моделей разрешения проблем через прямое или косвенное вмешательство; уменьшение эмоциональной вовлеченности членов семьи в симптоматическое поведение одного из ее членов; коррекция различных форм иерархического несоответствия; прерывание дисфункциональных стереотипов поведения, взятых из родительской семьи, вынесение на поверхность важных «незаконченных дел», открытие семейных секретов, улучшение коммуникативного стиля между членами семьи.

Семейная психотерапия представляет собой особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи. Обычно семейная психотерапия сосредоточена на более, чем одном члене семьи, хотя может иметь дело с одним из ее представителей на протяжении всего курса лечения.