Кооперация и конкуренция как основные типы взаимодействия. Общение как взаимодействие (интеракция)

Наиболее распространен­ным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействия на два противоположных вида: кооперация и конку­ренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоци­ации и т.д. В первом случае анализируются та­кие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вто­рую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатываю­щие» совместную деятельность, представляющие собой определенно­го рода препятствия для нее.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает коор­динацию единичных сил участников. Атрибутами кооперации являются такие процессы, как взаимопомощь участников, их взаимовлияние, их вклю­ченность во взаимодействие. Кооперация - необходимый элемент со­вместной деятельности, порожденный ее особой природой. А. Н. Леон­тьев называл две основные черты совместной деятельности: а) разде­ление единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологи­ческом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не со­впадают.

Важным показателем «тесноты» кооперативно­го взаимодействия является включенность в него всех участников про­цесса.

Что касается другого типа взаимодействий - конкуренции, то здесь на обыденном уровне чаще всего предлагаются негативные характе­ристики этого процесса. Однако более внимательный анализ конкуренции позволяет наде­лить его и позитивными чертами. В ряде исследований вводится поня­тие продуктивная конкуренция, характеризуемая как гуманная, чест­ная, справедливая, созидательная, в ходе которой у партнеров возникает конкурентно-созидательная мотивация. В этом случае во взаимодействии хотя и сохраняется единоборство, но оно не перерастает в конфликт, а обеспечивает лишь подлинную состя­зательность.

Различают несколько степеней продуктивной конкуренции, раз­личающихся мерой такого ее качества, как «мягкость/жесткость»: а) со­ревнование, когда партнер не несет угрозы и проигравший не гибнет (например, в спорте проигравший не выбывает, а просто занимает более низкое место в рейтинге); б) соперничество, когда только побе­дитель оказывается безусловно выигравшим, другой партнер оказы­вается в абсолютном проигрыше (например, ситуация шахматного чемпионата мира), что означает нарушение партнерства, возникно­вение элементов конфликта; в) конфронтация, когда со стороны од­ного участника взаимодействия возникает намерение нанести друго­му ущерб, т.е. соперники превращаются во врагов. Границы между этими степенями, конечно, условны, но важно, что последняя сте­пень непосредственно может перерасти в конфликт.

Конфликт иногда рассматривается как особая форма (или вид) взаимодействия и определяется как наличие противоположных тенден­ций у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях.

Тема: «перцептивная сторона общения»

Основные понятия и положения темы :

Процесс восприятия одним чело­веком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Весьма часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция» - процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе.

Кооперация – поведение, максимизирующее результат деятельности (или благосостояние) группы. Кооперацией называется такого рода взаимосвязь двух индивидов, когда продвижение первого индивида к своей цели не препятствует продвижению второго индивида к его цели.

Конкуренция – поведение, максимизирующее относительное преимущество одного субъекта над другим. Типы конкуренции : соревнование, соперничество, конфронтация, конфликт.

Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности :

а) разделение единого процесса деятельности между участниками;

б) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.

Что касается другого типа взаимодействий – конкуренции , то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте.

Адам Смит считал, что общества успешно функционируют именно потому, что каждый преследует собственный эгоистический интерес, тем самым улучшая положение общества в целом. То есть он отрицал вообще противоречие между интересами конкретного человека и интересами общества.

Теория взаимозависимости Тибо и Келли

Ситуации смешанной мотивации, в которых интересы индивидуума частично соответствуют, а частично противоречат интересам других.

В частности, дилемма узника, представляющая собой конфликт между эгоистическим и групповым интересами:

Дилемма узника - один из наиболее известных вариантов модель игры с ненулевой суммой, который используется при применении теории игр для анализа межличностного конфликта.

«Двух подозреваемых берут под стражу и изолируют друг от друга. Окружной прокурор убежден, что они совершили определенное преступление, но не имеет достаточных доказательств, чтобы предъявить им обвинение в суде. Он говорит каждому из них, что у него имеется две альтернативы: признаться в преступлении, которое, по убеждению полиции, он совершил, или не признаваться. Если оба не признаются, то окружной прокурор предъявит им обвинение в каком–то незначительном преступлении, таком, например, как мелкая кража или незаконное владение оружием, и оба получат небольшое наказание (1 год тюрьмы каждому); если они оба признаются, то будут подлежать судебной ответственности, но он не потребует самого строгого приговора (8 лет каждому); если же один признается, а другой нет, то признавшемуся приговор будет смягчен за выдачу сообщника, в то время как упорствующий получит „на полную катушку“ (3 месяца первому и 10 лет второму)“. В этой ситуации перед каждым участником стоит задача получить максимальный выигрыш согласно матрице выигрышей, с которой они познакомились заранее. Причем предлагается серия попыток. Фиксируемыми переменными выступают: формальные данные об участниках, стратегии игры, субъективные описания противника и т.д.»

Социальные ловушки – это дилеммы, действия в которых, сиюминутно привлекательные для каждого из участников, с течением времени оказываются затратными для всех вовлечённых в ситуацию членов. Пример с «трагедией общинных пастбищ».Социальные укрытия – это дилеммы, действия в которых, сиюминутно непривлекательные для каждого из участников, с течением времени оказываются выгодными для общества в целом (отдалённая коллективная выгода).Интеракция – процесс выполнения единой деятельности несколькими индивидами в одном месте и в одно время.

Эксперимент Дойча : два человека, один из которых является сообщником экспериментатора. Сообщник экспериментатора ведёт себя заранее обговоренным образом. Второй человек об этом не знает. Наивный испытуемый мог действовать либо в жёсткой конкурентной манере – выигрыш может быть только за счёт проигрыша другого (результат с нулевой суммой), либо действовать так, чтобы позволять выиграть и другому, но в таком случае размер выигрыша будет меньше.

Эксперимент показал, что кооперация вызывает кооперацию, а конкуренция вызывает конкуренцию.

Типы взаимод:

кооперацию и конкуренцию, при этом конкуренцию в виде межличностного конфликта лучше, чем кооперацию. Шмелев вводит континуум форм взаимодействия. На полюсах – кооперация и конфронтация. Продуктивная конкуренция ближе к полюсу кооперации, чем к полюсу конфронтации. ПК – кооперативный заряд. Объединение усилий людей,... по созданию единого объекта, предназначенного для совместного использования или на продажу. Кооперация: 2 основные черт ы совм. деят. по Леонт: разделение единого проц. м. уч-ками и изменение деят. каждого (т. к. предмет и мотив не совпад). Конкуренция: Под конфликтом понимается противоречие в намерениях, целях, ценностях и т. д. сторон. Конфликт связан с понятием противоречия. Структуре конфликта: 1. стороны конфликта;2. конфликтную ситуацию – объективная ситуация этого противоречия;3. осознание конфликтной ситуации участниками, образ конфликтной ситуации (хотя бы одним из них);4. конфликтное взаимодействие (собственно поведение) – в обыденном – понимаем только это; 5. исход (результат) этого конфликтного взаимодействия. Функциях конфликта: конструктивная и деструктивная . Уровни конфликта:1. внутриличностный;2. межличностный;3. внутригрупповой; 4. межгрупповой. Образ конфликтной ситуации (КС). 1. Если присутствует и реальная ситуация противоречия, и осознание – это – истинный конфликт. 2. КС есть, противоречие существует но не осознается участниками – латентный (потенциальный) конфликт 3. Объективного противоречия нет, а кому-то кажется, что есть – ложный конфликт. 4. Условный (случайный) конфликт (сражаются за ресурс, который не является единственным. 5. Неверно приписанный конфликт (когда хотя бы одна из сторон реального взаимодействия не является истинной стороной конфликта, например, руководитель ругает сотрудника за то, что он выполняет распоряжения непосредственного начальника). 6. Смещенный конфликт (за внешним поводом конфликта скрывается более глубокая истинная его причина). О стратегиях поведения в конфликте. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях (в основе – представление об ориентации человека на собственные интересы или интересы партнера - Томас): 1. собственные интересы противоборство, конкуренция и борьба. 2. Ориентация на интересы партнера и собственные – высоки –стратегия сотрудничества. 3. Стратегия компромисса – пожертвовать своими на уступку партнера. 4. Приспособление – ориентация на интересы партнера в ущерб собственным, 5. Стратегия ухода, избегания – стратегия ухода от конфликта.

Доценко: Континуум типов отношений. На левом полюсе – Я-Ты, на втором – Я-Оно – как к объекту воздействия (в первом – как к партнеру.) Содружество: другой – как самоценность, основной инструмент – согласие. Партнерство: учет целей, интересов, желаний другого человека, его личностных особенностей, основной инструмент – договор, который предполагает подспудно силовой способ контроля за отношениями. Мы договорились и договор – внешнее средство. Соперничество: возникает в ситуациях, когда партнер настолько силен, что им манипулировать невозможно. Инструмент – борьба, соревнование. Манипуляция: предполагает воздействие на партнера, цели которого (воздействия) от партнера скрыты, попытка выдать достижение собственных целей манипуляторов... Доминирование: открытые, насильственные способы воздействия, направленные на подавление.

Типы взаимодействия: психологическая характеристика кооперации и конкуренции. Практические люди вступают в бесконечное кол-во разл. видов взаимодействия. Для обозначения основных типов взаимодействия в с.п. применяется наиболее распространенное дихотомическое деление всех возможных видов взаим-й на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. В первом случае анализируются взаим-я, которые способствуют организации совм. д-ти., являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаим-я, так или иначе «расшатывающие» совм.деят., представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Наиболее значимым типом взаимодействия явл-ся кооперация, при которой происходит суммирование, выравнивание и упорядочение многих сил, включенных в единую деятельность. При втором виде взаимодействия – конкуренции (или конфликте) можно найти как положит., так и отриц. стороны. Так, возникшая в условиях социалистического общества, совершенно новая форма активности – социалистическое соревнование, которое традиционно рассматривают как вид конкуренции, изменяет его качественную природу. Специфика соц. соревнования как особого типа взаим-я закл. в том, что его трудно однозначно отнести лишь к одной стороне дихотомии, т.к. при соц. сорев. происходит сложное соединение как моментов кооперативной деятельности взаимопомощь, сотрудничество), так и моментов, характеризующих конкуренции (соперничество, состязание).

Кооперация и конкуренция лишь формы «психологического рисунка» взаимодействия, содержание же в том и другом случаях задается более широкой системой деятельности, куда кооперация и конкуренция включены. Их нельзя рассматривать вне социального контекста деятельности.

Общение как взаимодействие (интеракция). Типы взаимодействия. Психологическая характеристика кооперации и конкуренции

Интерактивная сторона общения - это условный термин, характеризующий те компоненты общения, которые связаны с непосредственной организацией совместной деятельности людей, их взаимодействием.

Интерактивная сторона общения представляет собой общую стратегию взаимодействия. Имеет место множество типов взаимодействия людей, прежде всего - кооперация и конкуренция. Однако абстрактная оценка этих типов как простого согласия или конфликта приводит к формальному описанию взаимодействий, что далеко не всегда удовлетворяет потребности социальной психологии.

Коммуникативный процесс рождается на основе некоторой сов- местной деятельности, следовательно, обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее.

Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести в нее свой вклад. Именно это и позволяет объяснять взаимодействие как организацию совместной деятельности. В ходе совместной деятельности для ее участников важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, т.е. спланировать общую деятельность. При этом возможна такая регуляция действий одного индивида планами, созревшими в голове "другого, которая и делает деятельность

действительно совместной. В социальной психологии существует несколько подходов к пониманию структуры взаимодействия. Один из них принадлежит теории Парсонса, по которой в основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, и на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, т.е. человеческая деятельность является результатом единичных действий. Единичное есть некоторый элементарный акт, из совокупности которых впоследствии и складываются системы действий.

Каждый акт представляет собой набор следующих элементов:

Деятель;

Другой человек - тот, на кого направлено действие;

Ответная реакция другого на действия деятеля;

Мотивация деятеля, состоящая в стремлении реализовать свои установки или удовлетворить свои потребности;

Система ориентации и ожиданий деятеля в отношении другого человека;

Нормы, по которым организуется взаимодействие;

Ценности, которые принимает каждый участник;

Ситуация, в которой совершается действие.

Интересную попытку построить структуру интерактивного взаимодействия предпринял польский социолог Ян Щепаньский. Он ввел понятие социальной связи для описания социального действия общающихся субъектов. Социальная связь представляет собой последовательное осуществление:

Пространственного контакта;

Психического контакта, который понимается как взаимная заинтересованность;

Социального контакта, Понимаемого как совместная деятельность;

Взаимодействия, понимаемого как систематическое, постоянное осуществление действий, вызывающих соответствующую реакцию партнера;

Социального отношения.

Еще один, исключительно оригинальный, подход к структурному описанию интерактивного взаим действия предпринял Эрик Берн в своей концепции трансактного анализа. Здесь действия участников общения регулируются корректировкой их позиций в контексте определенных ситуаций и стиля взаимодействия.

С точки зрения Э. Берна, каждый участник взаимодействия находится в одной из трех позиций, которые условно обозначаются как «Дитя», «Родитель» и «Взрослый». Эти позиции не обязательно должны быть связаны с соответствующей социальной ролью. Это всего лишь психологическое описание определенной стратегии в поведении: позиция «Дитя» - «Хочу!», позиция «Родителя» - «Надо!», позиция «Взрослого» - интеграция «Хочу» и «Надо», компромисс между ними. Взаимодействие эффективно тогда, когда трансакции носят параллельный характер, т.е. совпадают по позициям («Дитя» - «Дитя», «Родитель» - «Родитель», «Взрослый» - «Взрослый»). Взаимодействие оказывается неэффективным или невозможным, когда трансакции носят пересекающийся характер - любая двумерная комбинация из трех позиций.

Аналогичный подход предложен П.Н. Ершовым, который, обозначая позиции, говорит о трех возможностях:

Пристройка сверху;

Пристройка снизу;

Пристройка на равных.

Попутно отметим, что еще одним показателем эффективности взаимодействия выступает адекватное понимание ситуации и адекватный стиль действия в ней.

Различают три основных стиля действий:

Ритуальный (формальный);

Манипулятивный (управление партнером без его ведома и согласия и в корыстных целях);

Гуманистический.

В социальной психологии много внимания уделяется и типам взаимодействия. Интуитивно ясно, что практически люди вступают в бесконечное количество различных видов взаимодействия, которые можно разделить на уже упоминавшиеся два противоположных вида:

Кооперация;

Конкуренция.

Под кооперацией понимаются такие виды взаимодействия, которые способствуют организации совместной деятельности и с этой точки зрения позитивны. Под конкуренцией понимаются взаимодействия, так или иначе расшатывающие совместную деятельность, представляющие определенного рода препятствия для нее.

Выделяются различные типы взаимодействия в зависимости от вызвавшей его ситуации. Именно это и послужило поводом к возникновению их различных классификаций.

Наиболее распространённой является классификация, основанная на результативной направленности.

Типы взаимодействия в процессе общения

Кооперация - это такое взаимодействие, при котором его участники достигают взаимного соглашения о том, как необходимо действовать для достижения общих целей и стараются не нарушать его, пока совпадают сферы их интересов.

Конкуренция - это взаимодействие, которое характеризуется достижением своих личных или общественных целей и интересов в условиях противостояния интересов между людьми.

Типы межличностного взаимодействия зачастую определяют характер взаимоотношений между людьми. В основу деления на типы, можно положить намерения и действия людей, которые указывают на то, как каждый из участников взаимодействия понимает смысл происходящего. В таком случае выделяют ещё 3 типа.

Типы и виды взаимодействия

Дополнительное. Такое взаимодействие, при котором партнеры спокойно и объективно относятся к позиции друг друга.

Пересекающееся. Взаимодействие, во время которого участники, с одной стороны, демонстрируют нежелание понимать позицию и мнение других партнёров по взаимодействию. При этом с другой стороны активно проявляют свои собственные намерения по этому поводу.

Скрытое взаимодействие. Такой тип включает в себя сразу два уровня: внешний, выраженный словестным образом, и скрытый, проявляющийся в помыслах человека. Оно предполагает либо очень хорошее знание участника взаимодействия, либо вашу восприимчивость к невербальным средствам общения. К ним можно отнести тон голоса, интонацию, мимику и жесты, в общем, всё то, что может придать разговору скрытый смысл.

Стили и типы взаимодействия их особенности

Сотрудничество. Оно направленно на полное удовлетворение партнёрами по взаимодействию своих потребностей и стремлений. Здесь реализуется один из мотивов приведённых выше: кооперация, либо конкуренция.

Противодействие. Такой стиль предполагает ориентацию на свои цели, без учета при этом каких- либо интересов другой участвующей стороны. Проявляется принцип индивидуализма.

Компромисс. Реализуется в частичном достижении целей и интересов обеих сторон.

Уступчивость. Предполагает принесение в жертву собственных интересов для достижения целей партнера или же отказ от мелких потребностей для достижения какой-либо более значимой цели.

Избегание. Такой стиль представляет собой уход или избегание контакта. При этом возможна потеря собственных целей для исключения выигрыша.

Иногда деятельность и общение рассматриваются как две составляющие социального бытия общества. В других случаях общение обозначается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность и является её частью. Сама же деятельность представляется нам в виде условия и основания общения. Более того в психологии понятие «взаимодействие» «общение» находятся на том же уровне что и «личность» « деятельность» и являются основополагающими.

Типы взаимодействия в психологии играют огромную роль не только при межличностной коммуникации, но и в процессе развития человека и как следствие, общества в целом. Без общения человеческое общество не смогло бы полноценно функционировать, и мы бы никогда не достигли таких высот социально- экономического развития как сейчас.

Существует еще один описательный подход при анализе взаимодействия – построение классификаций различных его видов. Интуитивно ясно, что практически люди вступают в бесконечное количество различных видов взаимодействия. Для экспериментальных исследований крайне важно как минимум обозначить некоторые основные типы этих взаимодействий. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация - необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают (Леонтьев, 1972. С. 270-271).

Каким же образом соединяется непосредственный результат деятельности каждого участника с конечным результатом совместной деятельности? Средством такого соединения являются развившиеся в ходе совместной деятельности отношения, которые реализованы прежде всего в кооперации. Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. Поэтому экспериментальные исследования кооперации чаще всего имеют дело с анализом вкладов участников взаимодействия и степени их включенности в него.

Что касается другого типа взаимодействий – конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте. При изучении конфликта социальной психологией прежде всего необходимо определение собственного угла зрения в этой проблеме, поскольку конфликты выступают предметом исследования и в ряде других дисциплин: социологии, политологии и пр.

Социальная психология сосредоточивает свое внимание на двух вопросах: с одной стороны, на анализе вторичных социально-психологических аспектов в каждом конфликте (например, осознание конфликта его участниками); с другой – на выделении частного класса конфликтов, порождаемых специфическими социально-психологическими факторами. Обе эти задачи могут быть успешно решены лишь при наличии адекватной понятийной схемы исследования. Она должна охватить как минимум четыре основные характеристики конфликта: структуру, динамику, функцию и типологию конфликта (Петровская, 1977. С. 128).

Структура конфликта описывается по-разному разными авторами, но основные элементы практически принимаются всеми. Это – конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, «инцидент» (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта. Эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта. Обыденное представление о том, что всякий конфликт обязательно имеет негативное значение, опровергнуто рядом специальных исследований. Так, в работах М. Дойча, одного из наиболее видных теоретиков конфликта, называются две разновидности конфликтов: деструктивные и продуктивные.

Определение деструктивного конфликта в большей степени совпадает с обыденным представлением. Именно такого типа конфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Деструктивный конфликт чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу «на личности», чем и порождает стрессы. Для него характерно специфическое развитие, а именно расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний («экспансия» конфликта). Другая черта – «эскалация» конфликта означает наращивание напряженности, включение все большего числа ложных восприятий как черт и качеств оппонента, так и самих ситуаций взаимодействия, рост предубежденности против партнера. Понятно, что разрешение такого типа конфликта особенно сложно, основной способ разрешения – компромисс – здесь реализуется с большими затруднениями.

Продуктивный конфликт чаще возникает в том случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. В таком случае сам конфликт способствует формированию более всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения – она становится более «легитимной». Сам факт другой аргументации, признания ее законности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешения, а значит, и нахождения оптимального решения дискутируемой проблемы.

Представление о двух возможных разновидностях конфликтного взаимодействия дает основание для обсуждения важнейшей общетеоретической проблемы конфликта: пониманию его природы как психологического феномена. В самом деле: есть ли конфликт лишь форма психологического антагонизма (т.е. представленное™ противоречия в сознании) или это обязательно наличие конфликтных действий (Кудрявцев, 1991. С. 37). Подробное описание различных конфликтов в их сложности и многообразии позволяет сделать вывод о том, что оба названные компоненты есть обязательные признаки конфликта.

Проблема исследования конфликта имеет много практических приложений в плане разработки различных форм отношения к нему (разрешение конфликта, предотвращение конфликта, профилактика его, ослабление и т.д.) и прежде всего в ситуациях делового общения: например в производстве (Бородкин, Каряк, 1983).

При анализе различных типов взаимодействия принципиально важна проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия. Так можно констатировать кооперативную форму взаимодействия не только в условиях производства, но, например, и при осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных поступков – совместного ограбления, кражи и т.д. Поэтому кооперация в социально-негативной деятельности не обязательно та форма, которую необходимо стимулировать: напротив, деятельность, конфликтная в условиях асоциальной деятельности, может оцениваться позитивно. Кооперация и конкуренция лишь формы «психологического рисунка» взаимодействия, содержание же и в том и в другом случае задается более широкой системой деятельности, куда кооперация или конкуренция включены. Поэтому при исследовании как кооперативных, так и конкурентных форм взаимодействия недопустимо рассматривать их обе вне общего контекста деятельности.

Кооперация и конкуренция?

В современной глобальной экономике невозможно придавать значимость только конкуренции как главенствующему способу взаимоотношений между странами. Конкуренция и кооперация, сотрудничество и соперничество - это две стороны одной медали, поэтому если в какой-то области экономические субъекты конкурируют друг с другом, то найдется область, где они могут выступить в роли союзников. Без кооперации невозможно существование современной экономики вообще и экономики знаний тем более. Долговременный успех страны обеспечивается сочетанием внутренней целостности и гармоничности взаимоотношений с внешней средой. Та страна является более конкурентоспособной, которая способна создавать ценности совместно с основными группами своих стейкхолдеров.

Рассмотрим основные теории, исследующие возможности кооперации для повышения конкурентоспособности.

В теории предпринимательских экосистем профессора Гарвардского университета Дж.Ф. Мура вводится понятие «коэволюции», означающее сочетание влияния на фирму внешней среды конкуренции и эволюции среды бизнеса. Дж.Ф. Мур соглашается с тем, что в современной экономике побеждают тс, кто быстрее конкурентов создаст инновационные товары и предлагает инновационные услуги. Но он указывает на важное обстоятельство, имеющее значение для того, чтобы инновационный продукт способствовал получению прибыли:

«Для осуществления любой... инновации необходимы партнеры- потребители и партнеры-поставщики. И чем радикальнее инновация, тем больше, глубже и шире должны быть задействованы другие игроки, особенно потребители. Награда за умение управлять - это весьма широкое сообщество или сеть организаций, в которых все игроки имеют общее видение того, как осуществлять инновацию. Большим препятствием распространению реализованной инновации является не недостаток хороших идей, технологий или капитала, а неспособность управлять сотрудничеством в широких масштабах, неумение дирижировать разнообразными группами игроков, которые должны стать неотъемлемыми элементами далеко идущего процесса».

Согласно Дж.Ф. Муру, отсутствие мощной поддержки для инновационного продукта гарантирует его неуспех. 11оддержка может создаться только за счет кооперации с другими участниками рынка. Старый тип конкуренции «мой продукт против вашего» уже не современен и, более того, неэффективен, потому что не учитывает контекст экономического взаимодействия. Этот контекст имеет критически важное значение, поскольку даже превосходные предприятия могут быть разрушены под неблагоприятным воздействием внешней среды: «Хороший ресторан, расположенный в приходящем в упадок районе, вероятно, погибнет. Отличный поставщик, работающий на разваливающуюся сеть розничной торговли... должен подыскивать новых партнеров».

Поэтому Дж.Ф. Мур предлагает не бороться за выживание, а совместно возделывать экологическую систему, в которой всем участникам будет комфортно существовать. Под экосистемой понимается все хозяйственное сообщество, с которыми предприятие взаимодействует: потребители, рыночные посредники, поставщики, само предприятие, собственники и другие заинтересованные лица, правительственные ведомства и регулирующие учреждения, ассоциации и организации, обеспечивающие соблюдение стандартов и представляющие потребителей и поставщиков и т.д. Дж.Ф. Мур указывает на то, что компания существует не сама но себе, а в экосистеме предпринимательства, что преуспевают такие компании, которые посредством проводимой ими стратегии формируют и реформируют эту экосистему. Вместо того чтобы концентрироваться на достижении победы в конкурентной борьбе, следует сосредоточиться на создании целостных новых экосистем, в которых именно основатели смогут диктовать свои условия.

Другая теория, теория «соконкуренции» профессора Гарвардского университета А.М. Бранденбургера и профессора экономики Йельской школы менеджмента Б.Дж. Нейлбаффа, подчеркивает необходимость как конкуренции, так и сотрудничества в зависимости от конкретной ситуации. В то время как модель М. Портера «Пять сил конкуренции» применяется в основном для анализа конкуренции между различными типами игроков в отрасли, А. Бранденбургер и Б. Нейлбафф вводят в нее шестую силу, называемую сателлитами.

В чем же заключаются особенности подхода А. Бранденбургера и Б. Нейлбаффа? По традиционному понятию, компания производит товар, используя материалы поставщиков, а затем конкурирует с другими производителями, чтобы привлечь потребителей. Ученые ввели в экономическую науку новое понятие - «компании-сателлиты». Это компании, предоставляющие дополняющие, а не конкурирующие товары и услуги.

Предположим, компания (поставщик № 1) производит некую продукцию, которую наряду с продукцией другой компании (поставщик № 2) используют в своей деятельности «третьи» компании. Если деятельность поставщика № 2 снижает ценность товаров или услуг для конечного потребителя, то поставщик № 1 и поставщик № 2 становятся конкурентами. Но если поставщик № 2 ведет свои дела таким образом, что ценность продукции поставщика № 1 повышается, то поставщик № 2 выступает сателлитом поставщика № 1.

Важно помнить, что потребитель, поставщик, конкурент, сателлит - это не более чем роли, которые играют компании, при этом одна и та же компания зачастую играет разные роли. В разных контекстах для разработки эффективной стратегии бизнеса компания должна понимать преимущества, которые будет иметь каждый из играющих эти четыре роли.

Общность моделей Дж.Ф. Мура и концепции А.М. Бранденбургера - Б.Дж. Нейлбаффа заключается в том, что, в отличие от классического подхода М. Портера, они направлены не на разделение общего «пирога» между компаниями-конкурентами, а на совместное создание общей ценности - «большого пирога». Деление «пирога» - это игра с нулевым итогом, в которой все определяет относительная сила игроков. 13 этом случае компании находятся в отношениях противоборства со своими потребителями, поставщиками, сателлитами и конкурентами с тем, чтобы захватить части «пирога» (тип отношений «победа - поражение»). В то же время они работают со своими потребителями, поставщиками и сателлитами для того, чтобы создавать ценность (тип отношений «победа - победа»). Совместная работа над созданием ценности позволяет конкуренции выполнять не деструктивную, а конструктивную функцию.