К каким факторам социализации относится семейное окружение. на тему «Социализация как фактор развития личности»

Каждый из нас способен стать личностью, только находясь в обществе. Если маленького ребенка изолировать от людей, поместить на необитаемый остров или в иное пространство, где никого нет, он не только не овладеет необходимыми навыками, но и не научится понимать самого себя. Все познается в сравнении, в общении с себе подобными. Человек - целая Вселенная, каждый из нас представляет собой индивидуальность, но стать самим собой можно только, если тебя окружают люди. Мы учимся друг у друга.

Факторы социализации личности влияют на общее развитие индивидуума, оказывают непосредственное воздействие на формирование его взглядов, убеждений, мнений, жизненных ценностей. В данной статье мы рассмотрим, какие составляющие включает в себя социализация личности.

Дом и семья

Пожалуй, это самое главное, что есть у человека. Если ребенок растет в благополучной семье, то у него складываются положительные представления о браке, отношениях между супругами и т. д. Разумеется, в этом случае между матерью и отцом должны быть теплые доверительные отношения. Искренность и забота друг о друге - непременная основа счастья. Факторы социализации здесь выступают мощным стимулом в будущем иметь такую же крепкую семью, в которой все заботятся друг о друге. Вот почему, став взрослыми, мы так часто выбираем себе спутника жизни, похожего, в зависимости от пола, на отца или мать. Семья как фактор социализации играет ключевую роль в становлении и развитии человека.

Детский сад

Это первое социальное учреждение, куда попадает ребенок, отделившись от мамы. От того, каковы окажутся первые впечатления, часто и зависит дальнейшее отношение к детскому коллективу, воспитателям. Знакомить ребенка с группой и ребятами нужно постепенно. Сначала следует оставить ребенка в садике не более чем на три часа. Этого времени вполне хватит, чтобы немного освоиться. В последующие дни можно постепенно увеличивать длительность пребывания, особенно если вы замечаете, что малышу там нравится. Если знакомство прошло успешно, то результатом будет благополучие ребенка и непременное вхождение его в коллектив, приобретение друзей среди сверстников. Спустя какое-то время он и забудет о том, что надо печалиться, когда мама утром его покидает. Интерес побеждает страх!

В случае получения ребенком негативного опыта необходимо как можно скорее разобраться в ситуации. Почему малышу не удалось подружиться с одногруппниками? Может быть, его не приняли ровесники? Или он испытывает робость, боится воспитателя? Факторы, влияющие на социализацию, могут сильно различаться. В каждом конкретном случае необходимо смотреть на проблему индивидуально. Родителям следует помнить о том, что для ребенка очень важно получать внимание, стать значимой фигурой в среде сверстников.

Школа как социальный институт

Адаптация ребенка при поступлении в первый класс занимает некоторое время. От того, насколько успешной она окажется, зависит не только внутреннее состояние малыша, но и степень его успешности в классе по сравнению с другими детьми. Факторы социализации могут казаться взрослому человеку несущественными и несложными, однако для ребенка они имеют большое значение.

Чего не нужно делать, так это сравнивать одного ребенка с другим. Это золотое правило следует помнить как родителям, так и педагогам. Никогда не стоит заявлять, что «старший брат учился лучше» или в этом же возрасте «уже знал все буквы и читал довольно бегло». Все эти вполне себе безобидные высказывания могут отрицательным образом отразиться на самовосприятии ребенка, его способностях и желании учиться. Он может подумать, что ни на что не годен, раз не соответствует вашим требованиям.

Компании по интересам

Наверняка те родители, у кого имеются дети-подростки, так или иначе замечали, что они в какой-то момент общения между собой начинают «кучковаться», то есть образовывать небольшие компании. У каждой небольшой группы есть лидер, который постоянно наполняет остальных членов новыми идеями, предлагает способы весело провести время или узнать что-то интересное. Хорошо, когда ребята увлекаются чем-то достойным, совместно ищут себе цели в жизни, пробуют свои силы в реализации каких-то планов и проектов.

Факторы социализации человека зависят во многом от того, каким он сам себя ощущает: удачливым или не очень, достойным успеха, творческим, активным или ленивым. Родителям не следует вмешиваться и запрещать ребенку проводить время с друзьями, когда они знают, что их чаду это на пользу. В ранней юности общение с единомышленниками, возможность быть услышанным, понятым так же важны, как создание семьи в будущем. Не препятствуйте развитию вашего ребенка! Пусть до полуночи бренчат на гитаре, устраивают собственные концерты, стремятся к новым свершениям и победам!

Самореализация

Социальные факторы социализации невозможно представить без осознания своего предназначения. Реализовав себя в каком-то деле, человек приносит неоспоримую пользу обществу, ведь благодаря этому шагу, вносится существенный вклад в становление родной страны. Именно по этой причине каждый из нас должен вовремя позаботиться о развитии своего таланта. Найдите дело, которое придется вам по душе. Уделяйте этому достаточно сил, времени и внимания, тогда оно, несомненно, начнет приносить свои плоды.

Однако большинство людей живет скучной и однообразной жизнью. Они не только не занимаются своим самообразованием, но и откровенно не хотят узнавать ничего нового. Лишь немногие по-настоящему задумываются над тем, в чем заключается их истинное предопределение, и могут грамотно распределить свои силы. Факторы социализации во многом зависят от того, насколько человек сам себя считает успешным.

Идеалы, ценности, стремления

От нашего желания зависит почти все в этой жизни. Давно замечено, что чем человек целеустремленней, тем более активно он действует для того, чтобы достичь желаемого. Факторы социализации личности, несомненно, относятся к главным составляющим успешного продвижения вперед.

Когда у человека есть мечта, любое дело буквально горит в руках: все замечательным образом складывается, получается. Если же цели как таковой нет, то и достичь ее сложно: ведь личность не имеет представления, как она должна выглядеть! Вот и мечется уже взрослый человек по жизни, ища для себя лучшей доли!

Показатель успешной социализации

Все мы хотим быть самодостаточными. Но многие ли действительно задумываются над тем, по каким критериям можно определить степень внешних и внутренних достижений человека? Здесь следует смотреть прежде всего на то, ощущает ли себя личность счастливой или нет.

Единой мерки не существует, во всем нужен индивидуальный подход. Факторы социализации не должны указывать отдельному человеку, каким он должен быть. Они выступают в качестве анализа его жизнедеятельности и субъективного ощущения реализованности.

Когда нужна помощь

К сожалению, далеко не все люди четко представляют себе, чего должны достигнуть. Немногие на самом деле задаются серьезными вопросами о смысле жизни. Большинство вполне устраивает безбедное сытое существование, когда наиболее существенные запросы удовлетворены и можно спокойно лежать на диване перед телевизором. Или сидеть перед экраном компьютера. Не суть важно.

Помощь может понадобиться в случае, когда человек понял, что его время проходит бесцельно, а он так еще ничего и не сделал полезного. Необходима консультация специалиста-психолога, который поможет, подскажет действительно верный путь. Разумеется, на данном этапе человек должен принимать всю ответственность на себя за те события и изменения, которые возможно произойдут в его жизни дальше. Немногие готовы меняться, потому что это иногда причиняет боль, требует смены привычных стереотипов. Но иначе и не бывает никакого развития.

Вместо заключения

Основные факторы социализации личности заложены в ее природе. Человеку свойственно искать правду, ошибаться, делать соответствующие выводы и пробовать снова. Можно десятки раз падать на одном и том же месте, пока, наконец, не придет ответ изнутри, как лучше поступить.

Родители должны самым внимательным образом следить за тем, как проходит у детей вхождение в любой новый коллектив. Желательно в это время всячески ободрять ребенка, помогать ему поддерживать режим дня, не позволять переутомляться.

Страница 22 из 23

Факторы социализации.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами социализации . Факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

Первая группа - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. Это влияние стало наиболее очевидным в нашем столетии, породив так называемые глобальные планетарно-мировые процессы и проблемы: экологические, экономические, демографические, военно-политические.

Вторая группа - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).

Страна - феномен географически-культурный. Это территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы. Природно-климатические условия тех или иных стран влияют на хозяйственное развитие, рождаемость и плотность населения, уровень жизни, состояние здоровья жителей, наконец – на становление их этнических особенностей.

Менталитет этноса во многом определяет: отношение его представителей к труду; представления об удобствах быта и домашнем уюте; идеалы красивого и некрасивого; каноны семейного счастья и взаимоотношений членов семьи; нормы полоролевого поведения, в частности понятия о приличиях в проявлении чувств и эмоций; понимание доброты, вежливости, сдержанности и т.д. Менталитет этноса влияет на воспитание подрастающих поколений в связи с тем, что включает в себя имплицитные концепции личности и воспитания. Имплицитные (т.е. подразумеваемые, но не сформулированные) теории личности, присущие каждому этносу, есть совокупность неких представлений, несущих в себе ответы на ряд вопросов: каковы природа и возможности человека? Чем он является, может и должен быть?

В обществе социализация происходит посредством включения человека в его полоролевую, возрастную, профессиональную структуры; включения в экономическую жизнь; влияния общественной идеологии. Общество создает и специальные институты для относительно социально контролируемой социализации человека. Прежде всего это институт воспитания. Воспитание как социальный институт представляет собой развивающийся феномен, который возникает на определенном этапе развития конкретного общества, автономизируясь от процесса социализации. Воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и социальное. В основе религиозного воспитания лежит феномен сакральности (т.е. священности), и значительную роль в нем играет эмоциональный компонент, который становится ведущим в семейном воспитании. В то же время в социальном воспитании главенствует рациональный компонент, а эмоциональный играет существенную, но лишь дополняющую роль.

Государство можно рассматривать как фактор социализации постольку, поскольку характерная для него политика создает определенные условия для жизни его граждан, их развития и самореализации. Государство осуществляет относительно направляемую социализацию своих граждан. Оно определяет возрасты: начала обязательного обучения и его продолжительность, совершеннолетия, вступления в брак, права вождения автомобилей, призыв на службу в армию, начала трудовой деятельности, выхода на пенсию. Государство законодательно стимулирует и, порой, финансирует развитие этнических и религиозных культур.

Государство осуществляет более или менее эффективную социально контролируемую социализацию своих граждан, создавая для этого как организации, имеющие своими функциями воспитание определенных возрастных групп, так и условия, которые вынуждают организации, в чьи непосредственные функции это не входит, в той или иной мере заниматься воспитанием. Оно вырабатывает определенную политику в сфере воспитания (определяет задачи воспитания и стратегии их решения, разрабатывает законодательства и выделяет ресурсы, поддерживает воспитательные инициативы) и формирует государственную систему воспитания (совокупность государственных воспитательных организаций), включающую в себя три уровня - федеральный, региональный и муниципальный.

Третья группа - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Средства массовой коммуникации (СМК) в той или иной мере оказывают относительно направляемое влияние на социализацию. Отметим лишь два аспекта этого влияния. Во-первых, СМК весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование у них ценностных ориентаций в сфере политики, экономики, идеологии, права и пр. Во-вторых, СМК фактически представляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения.

СМК (печать, кино, телевидение, интернет) все чаще используются и в процессе социально контролируемой социализации.

Влияние субкультуры наиболее явно прослеживается в ряде аспектов. В первую очередь, имея более или менее явные особенности, ценностные ориентации субкультуры влияют на отношения ее носителей к миру и с миром, на их самоосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т.п.

Субкультурное влияние проявляется через следование моде, использование жаргона, что оказывает “прямо организующее влияние на речь, стиль, построение образов у носителей субкультуры” (М.Бахтин). Субкультурное влияние на социализацию подростков идет также и через те музыкальные пристрастия, которые им свойственны. Музыка позволяет молодым людям пережить, выразить, оформить свои эмоции, чувства и ощущения, которые невозможно передать словами, что так необходимо в этом возрасте. Увлечение тем или иным музыкальным стилем связано обычно с вхождением в определенную группу сверстников и порой диктует соблюдение определенных ритуалов, поддержание соответствующего имиджа в одежде и поведении и даже взглядах на жизнь.

Осуществляя социальное воспитание, педагоги должны, как минимум, иметь представление об особенностях тех субкультур, с которыми сталкиваются их воспитанники, и характерных чертах подростково-юношеской субкультуры. Знать это необходимо для того, чтобы, организуя жизнедеятельность воспитательных организаций, принимать в расчет позитивные и негативные особенности субкультур.

Особую роль в социализации играет тип поселения . В сельских поселениях очень силен социальный контроль поведения человека. Поскольку жителей немного, связи между ними достаточно тесны, все знают всех и про всех, анонимное существование человека практически невозможно, каждый эпизод его жизни может стать объектом для оценки со стороны окружения. Сегодня для сельской атмосферы характерно, к сожалению, отчуждение жителей от чувства хозяина земли, на которой они живут, пьянство и алкоголизм. Причудливая хозяйственная жизнь многих деревень порождает комбинацию совести и бессовестности, “лихое воровство” и “угрюмую бережливость и даже скряжничество”, “тотальное двоедушие” (В.Г.Виноградский). Все это приводит к тому, что даже школа, по причине ее тесной интегрированности в сельскую жизнь, влияет на воспитание подрастающих поколений значительно меньше, чем городская.

Для города характерен слабый социальный контроль поведения человека и значительная роль самоконтроля вследствие наличия разнообразных связей и анонимности. Город как средоточие культуры, а также просоциальных, асоциальных и антисоциальных явлений предоставляет каждому своему жителю огромный ряд самых различных альтернатив.

Так, в городе в течение дня житель сталкивается с огромным количеством людей. Ребенок силой своей фантазии невольно продолжает и завершает многие мимолетные встречи, что позволяет ему лучше ориентироваться в окружающей действительности. Это может культивировать интерес к чужой жизни как к возможному варианту или антиварианту своей.

Город предоставляет возможность широкого выбора кругов и групп общения. В современном городе ребенок является членом многих коллективов и групп. В условиях города ребята получают также и возможность в отдельные отрезки времени существовать анонимно, то есть, соприкасаться с незнакомыми людьми, оставаясь неизвестными им. Все это создает возможности для их значительной личной автономии от групп и коллективов.

Для города характерно многообразие стилей жизни, культурных стереотипов, ценностных ориентаций. Юный горожанин не только видит и знает различные стили жизни, но и имеет возможность “примерять” их на себя. Фактически он может одновременно участвовать как бы в нескольких “социальных мирах”. В каждом из них складывается свой кодекс требований, свои стандарты жизни и общения. Все это значительно расширяет общекультурный и социальный кругозор детей, подростков, юношей, хотя и необязательно в позитивном направлении.

В целом роль города в социализации определяется тем, что он предоставляет каждому горожанину потенциально широкие возможности выбора кругов общения, систем ценностей, стилей жизни, а следовательно, и возможностей самореализации и самоутверждения.

Поселок – это специфический для России тип поселения. Поселок – абсолютно или относительно территориально-ограниченная концентрированная форма расселения людей: а) эмансипированных от сельского образа жизни, б) не укорененных в городском образе жизни.

Нормы жизни в поселке имеют свои особенности. Здесь еще бльшая, чем в деревне, открытость жизни каждого человека и одновременно довольно жесткая обособленность каждого, не считающего нужным “озираться” на мнения окружающих, если речь идет о собственном благополучии. В то же время жизнь каждого настолько зависит от норм среды, что противопоставить себя ей практически невозможно. Поэтому молодежь здесь мало рефлексивна, мало склонна к эмоционально глубоким дружеским отношениям. Главное для подростков – раствориться в “стае”, найти свою “заводь”. Общий уровень культуры определяет и содержательный уровень общения – как правило, прагматичный, сугубо событийный, информационно бедный.

В поселке человек попадает как бы на перекресток между традиционным бытием, свойственным селу, и собственно городским образом жизни. Он, как правило, усваивает созданный в таких поселках некий сплав из традиционных и урбанистических норм, не похожий ни на те, ни на другие.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу микрофакторы. К ним относятся факторы непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум.

Как первичную территорию социализации человека можно рассматривать семью и домашний очаг (им будет посвящен особый раздел). Чисто “географически” следующей за ними территорией социализации можно рассматривать ближайшее окружение и группы сверстников . В группу сверстников могут входить ребята, объединенные системой отношений, определенными общими ценностями или ситуативными интересами и отделяющие себя от других какими-либо признаками обособления, т.е. обладающие чувством “Мы”.

Каковы же функции групп сверстников? Во-первых, группа приобщает своих членов к культуре данного общества, научая поведению, соответствующему этнической, религиозной, региональной, социальной принадлежности членов группы.

Во-вторых, в группе сверстников осуществляется научение полоролевому поведению. Это происходит через предъявление образцов поведения, ожидаемых от мальчиков и девочек, юношей и девушек, приличествующих в том или ином возрасте, а также с помощью негативных санкций по отношению к неодобряемому полоролевому поведению.

В-третьих, группа помогает своим членам достичь автономии от других. Приятельские и дружеские группы, стремясь соответствовать эталонам общества сверстников в одежде, стиле поведения, в то же время могут тщательно оберегать свою автономию, ограничивая возможности присоединения к группе другим ребятам и подчеркивая непохожесть своей компании на другие (свои секреты, условные слова, способы времяпрепровождения, маршруты прогулок, особые элементы одежды, свои музыкальные и иные увлечения).

В-четвертых, группа сверстников создает условия, стимулирует или тормозит решение детьми возрастных задач – развития самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

В-пятых, группа представляет собой специфическую социальную организацию, которая воспринимается ее членами как “экологическая ниша”. Здесь не требуется соблюдать правила поведения, необходимые в отношениях со взрослыми, в них можно быть самим собой. Само наличие группы помогает ощутить свою нужность кому-то, уверенность в себе и своих силах.

Педагогам необходимо знать основные характеристики группы сверстников. Ведь социальное воспитание осуществляется в воспитательных организациях, которые как раз и состоят из формализованных групп сверстников – класса в школе, отряда в лагере, группы в ПТУ, кружка или секции. Эффективно работать с этими коллективами можно, только учитывая и используя свойственные группе характеристики.

Кроме того, в каждом коллективе образуются неформальные приятельские и дружеские группы. Знать их, учитывать их особенности (состав, лидеров, направленность) педагогам важно для того, чтобы использовать эти особенности, организуя быт и жизнедеятельность коллектива и воспитательной организации, а также влиять на положение воспитанников в системе межличностных отношений коллектива.

Эффективное социальное воспитание возможно также лишь в том случае, если педагоги имеют представление и о тех группах, в которые входят их воспитанники за пределами воспитательной организации. Если речь идет об асоциальных и антисоциальных группах, то перед педагогом встает задача помочь своему воспитаннику выйти из подобной группы, найти позитивную группу приятелей или друзей.

Религия как один из социальных институтов традиционно играла большую роль в жизни различных обществ. В процессе религиозного воспитания индивидам и группам целенаправленно внушаются мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения.

Религиозное воспитание осуществляется священнослужителями; верующими агентами социализации (родителями, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины); педагогами конфессиональных учебных заведений; различными объединениями, в том числе детскими и юношескими, действующими при религиозных организациях или под их влиянием; СМК, находящимися под контролем религиозных организаций и т.д.

В процессе религиозного воспитания используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции, клубы для различных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием.

Воспитательные организации - специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения. Воспитательные организации могут быть охарактеризованы по следующим ряду относительно автономных параметров:

1) по принципу вхождения человека в воспитательную организацию: обязательные (школы), добровольные (клубы, детские объединения), принудительные (спецучреждения для детей с антисоциальным поведением, психическими и иными аномалиями);

2) по юридическому статусу: государственные, общественные, коммерческие, конфессиональные, частные;

3) по ведомственной принадлежности: организации Министерства образования, других министерств (здравоохранения, обороны, труда и социальной защиты и т.д.), профсоюзов, спортивных союзов;

4) по уровню подчиненности: федеральные, региональные, муниципальные;

5) по степени открытости-закрытости: открытые (школы), интернатные, закрытые (спецучреждения);

6) по ведущей функции: образовательные, просветительские, развивающие, общественно ориентированные;

7) по длительности функционирования: постоянные и временные (например, функционирующие во время каникул).

8) по половозрастному составу: однополые, одновозрастные, разнополые, разновозрастные.

Основными функциями воспитательных организаций в процессе социализации можно считать следующие: приобщение человека к культуре общества; создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации; автономизация подрастающих поколений от взрослых; дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества.

На процесс самоизменения своих членов воспитательная организация влияет в зависимости от ее быта, содержания и форм организации жизнедеятельности и взаимодействия, которые создают более или менее благоприятные возможности для развития человека, удовлетворения им своих потребностей, способностей и интересов. В относительно социально контролируемой социализации воспитательные организации играют ведущую роль, ибо именно в них человек приобретает институциализированные знания, нормы, опыт, т.е. именно в них осуществляется социальное воспитание.

Микросоциум обладает рядом характеристик: пространственными (где он располагается); архитектурно-планировочными (особенности застройки микрорайона); функциональными (наличие или отсутствие мест для игр детей и подростков, возможностей для времяпрепровождения небольших групп); демографическими (состав его жителей: их этническая принадлежность, социально-профессиональный состав, особенности половозрастного состава; состав семей); культурно-рекреационными (наличие и качество работы учебно-воспитательных учреждений, кинотеатров, клубов, спортзалов, стадионов, бассейнов, музеев, театров, библиотек, местных средств массовой информации). Важнейшей характеристикой микросоциума с точки зрения направленности его влияния на социализацию является сложившийся в нем социально психологический климат, который во многом есть результат взаимодействия всех предыдущих характеристик микросоциума.

В микросоциуме может быть создано воспитательное пространство. Однако оно не возникает спонтанно, а является следствием специальной организаторской работы по его проектированию и “выращиванию”, которую могут осуществлять органы самоуправления, социальные педагоги и работники, инициативные группы жителей, представители муниципальных органов власти и управления.

Воспитательное пространство микросоциума включает в себя систему взаимосвязанных воспитательных, культурно-просветительных, общественных и иных организаций, местных СМК, специалистов различного профиля (социальные педагоги и работники, психологи, медики и др.). Все эти компоненты дополняют друг друга в процессе оказания помощи в позитивном социальном функционировании и в личностном развитии членов микросоциума.

Наиболее реальным создание воспитательного пространства становится в том случае, если в микросоциуме существует определенный орган - социально-педагогическая служба, которая имеет свой бюджет, штатных работников различного профиля и создает при себе корпус волонтеров из числа местных жителей. Служба реализует комплекс функций, что делает работу по созданию воспитательного пространства целенаправленной, планомерной и системной. Они включают в себя:

· диагностику ситуации в микросоциуме;

· интеграцию воспитательных возможностей микросоциума;

· создание и развитие культурно-досуговой инфраструктуры;

· стимулирование, поддержку и развитие инициатив по созданию самодеятельных организаций;

· оказание психолого-педагогической, юридической, медико-психологической помощи нуждающимся в ней;

· психолого-педагогическую помощь в профессиональной ориентации;

· работу с социально-ущербными и криминогенными семьями, социально-психологическую и медицинскую помощь проблемным, неполным семьям;

· профилактику и помощь в преодолении конфликтов в микросоциуме;

· профилактику и коррекцию противоправного и саморазрушительного поведения;

· социально-психологическую реабилитацию социально-ущербных жителей, а также отбывших наказание.

В рамках воспитательного пространства дети, подростки, юноши взаимодействуют с микрофакторами стихийной социализации: семьей, соседями, группами сверстников, микросоциумом. Но характер, процесс и результаты этого взаимодействия в той или иной мере определяются и корректируются педагогическим влиянием.

Факторы социализации делятся на мегафакторы и мезофакторы. Выделяют следующие современные мегафакторы социализации.

Космос. Выделение его в один из основных факторов социализации основано на том, что человек не только член общества, часть социума, включающего в себя семью, народ и все человечество, он еще и часть вселенной, космоса, включающего в себя все существующие создания, стоящие на различных ступенях развития. Известный педагог начала 20 века К. Н. Вентцель ввел термин «космическая педагогика». Он считал, что если существует социальная педагогика, занимающаяся воспитанием человека как члена человеческого общества, то правомерно должна существовать и космическая педагогика, в которой воспитание понимается гораздо шире и имеет отличающиеся цели, а также приемы и методы достижения этих целей.

Планета, мир . Планета - это понятие астрономическое, наша Земля, на которой проживает мир - совокупность человеческого общества, ведущего разные формы социальной жизни, сформировавшиеся в ходе эволюции. Органичная взаимосвязь и взаимозависимость между планетой и миром очевидна: сначала условия на планете породили жизнь и человеческое общество, а теперь в процессе развития мир оказывает влияние на состояние планеты, порождая в виде загрязнения экологии, бедности, безработицы и преступности. Интернет . Это всемирная компьютерная сеть, к которой обращаются движимые самыми различными мотивами люди: начиная с поиска информации, решения деловых вопросов и заканчивая развлечениями, покупками и просто общением. Влияние Интернета на социализацию человека носит двойственный характер. С одной стороны его ресурсы могут помочь человеку в культурном, духовном развитии, способствовать самореализации. А с другой стороны Сеть может вызвать у пользователя зависимость, проявляющуюся в привязанности к общению через Интернет, к азартным играм, к секс-услугам, к покупкам и просто к бесконечному путешествию по просторам Интернета. Понятно, что данная зависимость не вредит так здоровью, как наркотики или спиртное, однако тоже снижает работоспособность и качество жизни в социуме.

Мезофакторы социализации бывают следующие:

1) Регионы . Каждая страна состоит из нескольких географических и административных регионов. Регионы отличаются друг от друга не только географическим положением, климатом, природой, а и экономикой, культурными традициями, верованиями, духовной жизнью, что, конечно же, не может не влиять на социализацию личности, на формирование, изменение и сохранение норм жизни. 2)Виды поселения (территории, где люди непосредственно живут, выполняют экономические, культурные, социальные функции и другие):

Сельская местность. Факторы социализации человека в заключаются в превалировании сознания группы (семьи, рода, села), а не индивида. Стабильность поддерживается, когда человек осознает и выражает себя на фоне веками сложившихся традиций. Социально-психологическая атмосфера определяется в сельской местности.

Город; Характерные условия социализации городских жителей вызваны рядом таких признаков, как средоточие в городе человеческих и духовной культуры, а также контркультуры в виде религиозных, террористических, криминальных, политических объединений и, безусловно, специфический образ жизни города.

Малый город; Факторы социализации в малом городе: более чем столетнее прошлое, количество населения не превышающее 50 000, особый психологический и социальный климат, занятость населения не сельским хозяйством.

Поселок; Факторы социализации жителей поселка довольно имеют свою специфику благодаря промежуточному состоянию поселка между селом и городом. Поселок позволяет своим жителям быть социально мобильными.

3) Субкультура . На она влияет стихийно, но ровно в той степени, в какой для человека значимы та группа - носительница субкультуры, - к которой он принадлежит. То есть, чем больше личность отождествляет свои нормы, ценности с нормами и ценностями какой-то субкультуры, тем больше эта субкультура на него влияет.

В самом общем виде факторы социализации личности могут быть представлены в виде двух больших групп: в первую входят социальные факторы, отражающие социально-культурный аспект социализации и затрагивающие проблемы ее групповой, исторической, культурной и этнической специфики; во вторую – индивидуально-личностные факторы, в значительной мере определяемые своеобразием жизненного пути личности.

К социальным факторам обычно относят макро-, мезо- и микрофакторы, отражающие социально-политические, экономические, исторические, национальные и т.д. особенности развития личности, в том числе и качество жизни, экологическую обстановку, возникновение экстремальных и других социальных обстоятельств.

Макрофакторы – это социальные и природные детерминанты социализации и развития личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей.

Страна , государство (в обыденном понимании синонимы) – понятия, принятые для выделения людей, проживающих в определенных территориально-администативных границах и объединенных между собой в силу исторических, социально-экономических, политических и психологических причин. Специфика развития страны, государства определяет важнейшие особенности социализации населения, особенно молодежи.

Культура – система духовных форм обеспечения жизнедеятельности и социализации людей. Она охватывает все стороны жизни человека – биологическую (еда, сон, отдых, половой акт, естественные отправления нужды в чем-либо), производственную (создание средств материального жизнеобеспечения – орудий труда, пищи, одежды, жилищ), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальную (коммуникация, социальные отношения).

Мезофакторы – это детерминанты социализации личности, обусловленные ее проживанием в составе общностей средней величины.

Этнос (нация) – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксированным в самоназвании. Принадлежность к той или иной нации, ее традициям во многом определяет специфику социализации личности.

Региональные условия – условия, характерные для социализации людей, проживающих в той или иной части страны, государства, имеющих свои отличительные особенности (единую социально-экономическую систему, общее историческое прошлое, культурное и социальное своеобразие).

Тип поселения – село, поселок, город, область, в силу определенных причин придающие своеобразие социализации людей, в них проживающих.

Средства массовой коммуникации – технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие аудитории.

Микрофакторы – это детерминанты социализации личности, относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах (семье, трудовом коллективе, религиозной организации или учебном заведении).

Особо значение в социализации личности играет историческое развитие государства, общности, групп людей, к которым она принадлежит. Каждый период и этап развития человеческого общества предъявляет и определенные требования к личности. Известный отечественный историк А. Я. Гуревич, специалист по эпохе Средневековья, утверждал, что "не оригинальность, не отличие от других, но, напротив, максимально деятельное включение в группу, корпорацию, в богоустановленный порядок – такова была общественная доблесть, требовавшаяся от индивида" в средние века (Гуревич А. Я., 1984). Полностью обрести и осознать себя человек той эпохи мог лишь в рамках коллектива.

Аналогичные особенности социализации в средние века на Руси отмечали и другие исследователи. И только с развитием капитализма началось разрушение интегрированности человека в социальную группу, сословие, преобладание индивидуально-личностного уровня притязаний.

Замечено также, что в стабильные периоды общественного развития более социально адаптированными к окружающей действительности оказались люди с преобладанием ориентаций на групповые ценности, в то время как в переломные кризисные моменты истории активизировались разные типы личности: с одной стороны, те, у которых одновременно преобладают и общечеловеческие и индивидуально-личностные притязания; а с другой – люди, спасающиеся от общественных бурь с помощью привычных стереотипов ориентации на групповые нормы, присущие стабильному этапу развития социума. В условиях общественного кризиса доминирование последнего из указанных типов личностей ведет к поискам "внешних" врагов, предпочтению "своей" (национальной, профессиональной, возрастной, территориальной и т.п.) группы.

Индивидуально-личностные факторы социализации личности не менее значимы. С точки зрения психологии социализация не может рассматриваться как простое, механическое отражение личностью непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно. Одни и тс же социальные ситуации по-разному воспринимаются, по-разному переживаются различными личностями. А потому разные личности могут выносить из объективно одинаковых социальных ситуаций различный социальный опыт.

Многое зависит и от того, в каких условиях развиваются и проходят социализацию конкретные личности. В стабильные периоды развития общества, согласно исследованию американского ученого, дети до 7 лет большей частью находятся на доконвенциональном уровне морального развития. Их поведение определяется в основном стремлением избежать наказания или получить поощрение, т.е., по всем данным, у них доминирует незрелый индивидуально-личностный уровень притязаний. К 13 годам и до окончания школы у большей части детей преобладает групповой уровень идентичности, когда реальность поступка оценивается в зависимости от точки зрения референтной группы ребенка. По-видимому, этот уровень идентичности в стабильные периоды развития общества остается доминирующим, поскольку только 10% детей старше 16 лет достигают постконвенционального уровня морального развития, который соответствует одновременной выраженности индивидуально-личностных и общечеловеческих характеристик направленности личности (Кольберг Л., 1977)

Иначе протекает процесс социализации на разных этапах онтогенеза в условиях общественного кризиса. Социальный кризис характеризуется, как правило, нарушением нормальной жизни и деятельности общества, расшатыванием его прежней системы ценностей, состоянием аномии, т.е. отчуждением людей друг от друга. В принципиально иной ситуации оказываются три возрастные группы: 1) дети до подросткового возраста включительно; 2) юноши и молодые люди; 3) люди среднего и пожилого возраста. Кроме того, отдельные, наиболее развитые люди не принимают навязываемых взглядов, а формируют свою собственную, отличную от принятой систему ценностей.

Сказанное не означает, что подавляющее большинство людей среднего и старшего возраста абсолютно невосприимчиво к кардинальным общественным изменениям. Однако их социализация проходит: 1) либо через переживание глубокого личностного кризиса; 2) либо достаточно легко, если в стабильные периоды развития общества такой человек был среди социальных аутсайдеров (или не в полной мере реализовывал свой потенциал), а в кризисных условиях его способности оказались востребованными.

Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Стадии социализации : дотрудовая, трудовая и послетрудовая.

1) Первичная социализация продолжается от рождения ребёнка до формирования зрелой личности. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе. В дальнейшем основой социализации становится школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. На этом этапе индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой.

2) Ресоциализация, или вторичная социализация, - это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого. При этом изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной. Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.

3) Групповая социализация - это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

4) Гендерная социализация - это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками, и девочки учатся быть девочками.

5) Организационная социализация - это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимых для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся со своими новыми коллегами и узнают об особенностях их работы.

6) Досрочная социализация представляет собой «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

Факторы социализации – это обстоятельства, которые побуждают человека к активному действию:

1) макрофакторы (космос, планета, страна, общество, государство),

2) мезофакторы (этнос, тип поселения, СМИ)

3) микрофакторы (семья, группы сверстников, организации).

Механизмы социализации:

– идентификация – это механизм отождествления индивида с некоторыми людьми или же группами, позволяющий усваивать разнообразные социально принятые и одобренные образцы и нормы поведения человека в обществе, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является полоролевая типизация – процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;

– подражание – это механизм сознательного или бессознательного воспроизведения индивидом модели поведения, опыта других людей, в частности, манер, движений, поступков и тому подобное;

– внушение – это механизм воздействия на поведение и психику человека, предполагающий некритическое восприятие им особенностей и специфики воспринимаемой информации. Внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

– фасилитация – это механизм, который оказывает стимулирующее влияние в поведении одних людей на деятельность других, в результате чего совместная человеческая деятельность протекает свободнее и интенсивнее (в упрощенном описании понятие “фасилитация” можно понимать как “облегчение”);

– конформность – это механизм осознания наличия расхождений во мнениях определенного индивида с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, которое реализуется и проявляется в поведении.

Предыдущая6789101112131415161718192021Следующая

7. Семья.

8. «Отношение» равенства .

9. Обучение в школе. Скрытая.

10. Труд. Во всех типах культуры труд является важным фактором социализации.

11. Организации. Церковь. Школа. и.

Билет 9 Социализация личности: сущность понятия, стадии и факторы социализации личности

С момента рождения и до смерти человек включается в различные виды П. Бергер и Т. Лукман , главные представители этого направления, выделяют две основные формы социализации – первичную и вторичную . Решающую значение для судьбы и общества имеет первичная социализация, происходящая в семье и ближайшем кругу родственников. «При первичной социализации нет никаких проблем с идентификации, поскольку нет выбора значимых других. Родителей не выбирают. Так как у ребенка выбирает выбора значимых других, его идентификация, поскольку нет выбора других, его идентификация с ним оказывается квазиавтоматической. Ребенок интернализирует мир своих значимых других не как один из многих возможных миров, а как единство существующий и единственно мыслимый.

«Вторичная социализация» представляет собой интернализацию институциональных, или институционально обоснованных подмиров… Вторичная социализация есть приобретение специфического — ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда».

В процессе первичной социализации человек приобретает «базисный мир», и все последующие шаги образовательной или социализационной деятельности так или иначе должны согласовываться с конструктами этого мира.

Тесно связанно с данной классификацией является разделение форм социализации по степени направленности и широте охвата объекта на индивидуальную и тоталитарную социализацию. Первая направлена на индивида и формирует самоидентификацию Я с другими индивидами или с конкретным сообществом. Вторая охватывает все определенное сообщество, формируя самоидентификацию Мы, которая является тотальной. Она особенно важна для гражданской и политической социализации, на этом воспитывается патриотизм, обеспечивается расцвет общества и государства, выигрываются войны и исторические акции.

Приведем классификацию форм социализации, связанных с образованием либо неформальная социализация. Последняя формируется структурами повседневности,

Еще одна классификация форм социализации – по видам будущего, простому и сложному. По этому основанию, соответственно, происходит деление на адаптационную и инновационную социализацию. Дополним предложенную классификацию еще двумя вполне уместными здесь формами. Сюда же можно отнести переходную социализацию, характерную для обществ переходного периода. Когда старые традиции еще не до конца разрушены, а новые еще не до конца отстроены, общество избирает новые ориентиры (цели и ценности), но с трудом адаптирует к ним существующие социальные факторы формой в этом наборе является мобилизационная социализация. Мобилизационным типом развития (общества и соответствующей ему социализации) называется «развитие, ориентированное на достижение чрезвычайных целей с использованием чрезвычайных средств и чрезвычайных организационных форм. Отличительной его чертой является то, что оно происходит под влиянием внешних, экстремальных факторов, угрожающих целостности и жизнеспособности системы».

— по социализирующей среде, т.е. в зависимости от того, в действии с какими объектами, явлениями и процессами развивается и социализируется индивид и поколения

вещественно–предметный (взаимодействие с которым происходит объективно, стихийно и дает, такие непредсказуемые последствия социализации, которые никогда не проектировались), социально-институциональный и информационный (СМИ).

Здесь соответственно три формы социализации – вещная, социальная и информационная.

Известный болгарский социолог П. Митев назвал его «ювентизацией ». Это понятие «описывает перемены, вносимые молодежью в общественные отношения. По своему содержанию ювентизация является специфическим видом творчества, порожденного новым доступом молодежи к социально- политической и ценностной системе общества».

Итак, включение молодежи в общественную жизнь носит двусторонний характер: социализация как форма принятия общественных отношений и ювентизация как форма обновления общества, связанная с включенностью в его жизнь молодежи. Оптимальным способом соотношения социализации и ювентизации является социальная инициатива ,

На формирование личности молодого человека решающее влияние оказывают следующие факторы:

· Целенаправленное воздействие общества на личность, т.е. воспитание в широком смысле слова.

· Социальная среда, в которой человек постоянно находиться, воспитывается и формируется.

· Активность самой личности, ее самостоятельность в отборе и усвоении знаний и их осмыслении;

· Умение сопоставлять различные точки зрения, критически их оценивать;

· Активное участие в практической, преобразование деятельности.

Таким образом, социализация молодежи осуществляется под общим воздействием социальных (прежде всего, обще молодежных) экономических, культурно-образовательных и демографических процессов, происходящих в обществе.

В настоящее время в молодежной среде можно выделить три ведущих тенденции.

Первая характерна для молодых людей, занимающихся мелким бизнесом (мажоры).

Вторая тенденция проявляется в деятельности люберов, гопников и т.п.

Третья группа наиболее многочисленна, но и наиболее размыта в своих границах. Это выходцы из средне- и малообеспеченных семей. Они ориентированы на обеспечение себе в будущем нормальной жизни (материального достатка) и на продвижение по социальной и служебной лестницам.

У современной молодежи практически полностью отсутствует стремление к любой общественной деятельности. В большинстве территорий России нет сильных общин или объединений по месту жительства, которые в гражданском обществе выполняют функции самоуправления. Также нет и традиций самоуправления. Молодые люди в своем большинстве скептически, а иногда иронически относятся к представительным органам власти. Более половины молодых людей считают, что нынешний состав Государственной Думы преследует исключительно корпоративные интересы.

В результате выборов, независимо от их итога, в жизни большинства юношей и девушек не происходит никаких изменений.

Вывод:

Родители и педагоги должны, с одной стороны поддерживать зарождающие профессиональные интересы юношей и девушек (квалифицированную помощь в этом им могут оказать психологи), с другой – готовить детей к любому труду – и физическому, и умственному, — без которого немыслима никакая профессия. И еще одно качество, необходимо для успешного профессионального становления личности (да и в других сферах жизни без него не обойтись): умение преодолевать жизненные трудности. И государство должно больше внимания уделять молодежи. Ее становлению и развитию. Нужны новые программы поддержки молодежи. Ведь через 10-15 лет они станут основой общества. И если человек плохо социализирован, то он не адаптируется к данному обществу и не станет полноправным гражданином государства.

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 222 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Процесс развития человека во взаимодействии его с окружающим миром получил название социализации . В различных словарях социализация определяется как:

— процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;

— процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта;

— это воспитательный потенциал общества и его влияние на подрастающее поколение;

— процесс включения подрастающего поколения в систему социальных ролей, детерминированных социально-экономическим строем данного общества, путем активного освоения и развития существующих систем ценностей и норм поведения.

Объем понятия «социализация» несколько шире, чем «воспитание». Воспитание подразумевает прежде всего систему направленных воздействий, с помощью которых индивиду пытаются привить желаемые черты, тогда как социализация включает также не намеренные спонтанные влияния, посредством которых индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества.

Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, в относительно направляемом обществом или государством процессе влияния на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей, а также в процессе относительного целесообразного и социально контролируемого воспитания. Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит.

Человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект, человек в процессе социализации усваивает социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией.

Развитие личности в процессе социализации происходит по мере решения человеком ряда задач. Условно можно выделить три группы задач каждого возраста или этапа социализации: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические.

К факторам социализации относятся:

— мегафакторы: планета, мир, космос;

— макрофакторы: страна, общество, государство;

— мезофакторы: регион, город, средства массовой информации;

— микрофакторы: семья, дом, друзья.

Средства массовой информации также определяют социализацию личности.

Средства массовой коммуникации – технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), которые осуществляют распространение информации на количественно большие, рассредоточенные аудитории. Современные средство массовой коммуникации, особенно телевидение приобретают планетарный характер, создают новый тип аудиовизуальной культуры, соответственно определяя результаты социализации личности. Но средства массовой коммуникации не всемогущи реакция людей на увиденное и услышанное существенно зависит от установок господствующих в первичных группах (семья, сверстники ит.д.). Отрицательное влияние средств массовой информации определяется ограниченностью и стандартизацией. Также существует угроза избыточного, всеядного потребления телевизионной и прочей массовой культуры, что отрицательно сказывается на развитии творческого потенциала индивидуальности и социальной активности личности.

Рассматривая средства массовой коммуникации как мезафактор социализации, надо иметь ввиду то, что непосредственным объектом воздействия потока информации является не отдельный индивид, а сознание и поведение больших социальных групп, т.е.

Факторы социализации и формирования личности

массовое сознание и поведение.

Влияние средств массовой коммуникации на отдельного индивида имеет опосредованный характер, т.к. «в массе своей люди имеют тенденцию пользоваться теми сообщениями, которые согласуются с уже имеющимися у них интересами и установками. К основным функциям средств массовой информации относятся:

1. Информативная функция. Благодаря информационному воздействию приобретаются весьма разнообразные, противоречивые, несистематизированные сведения о типах поведения люде и образе жизни в различных социальных слоях, регионах и странах;

2. Рекреативная функция заключается досуговым временем препровождения людей, как групповое, так и индивидуальное;

3. Релаксационная функция приобретает специфический оттенок, когда речь идет о подростках и юношах, у которых возникли осложнения в общении с окружающими или в других сферах жизни. Они могут, увеличив потребление продукции кино, печати, телевидения отвлечь внимание от общения с людьми, неприятностей, заглушить или рассеять эмоциональную неудовлетворенность;

4. Нормативая функция определяет усвоение широкого спектра норм людьми всех возрастов, что влияет на формирование материальных, духовных и социальных потребностей.

Вопросы для самоконтроля:

1. Сравните различные определения социализацию. Выделите то общее, что их объединяет.

2. Назовите основные факторы социализации.

3. Раскройте функции средств массовой информации.

4. Проанализируйте влияние современных средств массовой коммуникации на социализацию подрастающего поколения. Покажите позитивные и негативные аспекты этого влияния.

5. Назовите микрофакторы и раскройте их влияние на социализацию личности.

Читайте также:

Стадии социализации. В отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всœего в ходе трудовой деятельности, в связи с этим отношение к ней служит основанием для классификации стадий. Выделœены три основные стадии: дотрудовая, трудовая и послетрудовая. (В.Н. Андреенкова)

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы ʼʼзрелогоʼʼ возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений - это весь период трудовой деятельности человека.

Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда всœе его социальные функции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах ʼʼусвоения социального опытаʼʼ или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея ʼʼдесоциализацииʼʼ, наступающей вслед за завершением процесса социализации. Десоциализация в данном понимании трактуется как деградация личности.

Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. в частности пожилой возраст воспринимается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта под девизом ʼʼмудростиʼʼ. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в данный период.

Основными факторами - механизмами социализации человека являются: наследственность, семья, школа, улица, телœевидение и Интернет, книги, общественные организации (армия, спортивная команда, партия, тюрьма и т.

д.), тип общественного строя, тип цивилизации. Соотношение их в истории человечества и индивида различно. Всемье и школе закладываются основы мировоззрения, морали, эстетики, приобретаются первичные роли, навыки, традиции. Вшколе, институте, СМИ формируются разнообразные знания.

Факторы социализации

Наработе, на улице, в армии формируются профессиональные, гражданские, родительские и т. п. роли.

Роль перечисленных факторов в социализации человека опирается, по мнению Т. Парсонса, на несколько потребностно-когнитивно-оценочных механизмов.Подкрепление — процесс, связывающий потребность и ее удовлетворение, когда последнее усиливает стандарт поведения.Репрессия — умение отвлекаться от одной потребности ради другой.Замещение — процесс перемещения потребности с одного предмета на другой.Имитация - отвлечение знаний, умений, ценностей от процесса потребления и их самостоятельное рассмотрение. Идентификация — принятие ценностей и ролей данного общества как своих на базе взаимной привязанности воспитателя и воспитуемого.

Выделяют три сферы социализации :

1) Деятельность как сфера социализации. Социализация в деятельности происходит в 3 этапа.

— Ориентировка в системе деятельности, позволяющая сделать выбор главного вида деятельности.

— Центрирование вокруг главного вида деятельности и подчинœение ему всœех остальных.

— Освоение новых ролей и видов деятельности после того, как человек станет профессионалом в избранном виде деятельности. В данной сфере человек усваивает практический опыт.

2) Общение как сфера социализации. В процессе социализации происходит расширение и углубление всœех сторон общения индивида, т. е. увеличивается количество контактов и происходит переход от монологического общения к диалогическому с более точным восприятием партнера. в этой сфере человек усваивает теоретический опыт.

3) Самосознание как сфера социализации. Данная сфера социализации предполагает рефлексию, ᴛ.ᴇ. взгляд внутрь себя, а также становление в человеке образа его ʼʼЯʼʼ. Этот образ не возникает сразу, а складывается на протяжении жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Сфера самосознания помогает человеку осознать приобретенный опыт и преобразовать его в личностные установки и ценностные ориентации.

В процессе деятельности и общения происходит коррекция представлений о себе в соответствии с представлениями, складывающихся в глазах других людей.

Понятие о социализации. Стадии и факторы социализации личности

Часть С. Запишите развернутый ответ на вопрос

⇐ Предыдущая12

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе.

Смысл понятия: социальная группа – это любая совокупность людей, имеющих какой-либо общий социально значимый признак,

Информация о социальных группах в обществе:

— социальные группы подразделяются по численности, характеру взаимоотношений, способу организации, степени организованности, продолжительности существования, биосоциальным признакам (расовой принадлежности, полу, возрасту),

— по числу участников социальные группы делятся на большие и малые группы, по характеру взаимоотношений – формальные и неформальные группы,

— в группах человек реализует свою социальную (общественную) сущность.

Максимальный балл – 2.

С5. Назовите любые три причины объединения людей в социальные группы.

— группы удовлетворяют потребность человека в социальной принадлежности,

— в группе человек удовлетворяет тот или иной интерес,

— в группе человек осуществляет ту деятельность, которую не может осуществить в одиночку,

Максимальный балл – 2.

С5. Перечислите любые три черты, характеризующие образование как социальный институт.

Социальный институт – это устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемая нормами, традициями, обычаями и направленная на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

— наличие ролевой системы (ученик, учитель),

— наличие совокупности учреждений (институт, школа),

— наличие регулирующих правил или норм (закон об образовании, устав школы),

— наличие важных общественных функций (социализация молодежи).

Максимальный балл – 2.

С5. Назовите любые три фактора социализации личности.

— семейные воспитательные традиции,

— социальное окружение,

— социальные нормы,

— коммуникативные способности.

Максимальный балл – 2.

С5. Назовите три любые черты человека, предопределяющие его негативное отклоняющееся поведение.

Черты человека, предопределяющие негативное отклоняющееся поведение:

— ограниченность потребностей и интересов,

— искаженное представление о том, "что такое хорошо и что такое плохо",

— отсутствие чувства социальной ответственности,

— привычка к некритической оценке собственного поведения,

— психические отклонения.

Максимальный балл – 2.

С6. Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.

— семья как социальный институт способствует усвоению принятых в обществе воззрений на добро и зло, справедливость и так далее,

— школа (образование) как социальный институт дает необходимые знания,

— средства массовой информации как социальный институт способствуют выработке отношения к ценностям, существующим в обществе.

Максимальный балл – 3.

С6. С опорой на обществоведческие знания и личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.

Модель ситуации: Сидоров, сотрудник отдела рекламы крупной фирмы, занимающейся продажей недвижимости, использовал нетрадиционный стиль одежды для привлечения клиентов, благодаря чему за короткий срок значительно увеличился объем продаж.

Положительные санкции: руководство фирмы одобрило его новаторство, и Сидорову выписали премию, или вручили грамоту, или предложили новую должность с перспективой карьерного роста.

Максимальный балл – 3.

С6. С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию.

— традиции – гостеприимство, регулярные встречи выпускников школы,

— церемония – коронации, инаугурации.

Максимальный балл – 3.

С6. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Ответ

Основными тенденциями в развитии межнациональных отношениях являются:

интеграция, экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество),

противостояние экономической, политической и культурной экспансии сверхдержав (движение антиглобалистов).

Максимальный балл – 3.

С6. По мнению ученых, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.

Ответ

Проявлениями функции поддержки физического здоровья родителей и детей являются:

отказ от вредных привычек (например, после рождения ребенка молодой отец бросил курить),

активный отдых (например, родители и дети зимой каждое воскресенье отправляются на каток),

усвоение гигиенических навыков (например, родители приучают детей чистить зубы два раза в день, мыть руки перед едой),

проведение профилактических и оздоровительных мероприятий (например, осенью родители и дети приняли решение и сделали прививки от гриппа).

Максимальный балл – 3.

С7. Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредотачивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.

Ответ

Примеры функций:

социализация детей,

хозяйственно-экономическая,

социально-статусная.

Функцию социализации детей теперь осуществляет также и школа; хозяйственно-экономическая функция связана с институтом материального производства; социальный статус человеку могут обеспечить армия, церковь, средства массовой информации, профессия.

Максимальный балл – 3.

⇐ Предыдущая12

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Функции социализации не только раскрывают, но и определяют процесс развития индивида и общества. Функции направляют активность индивида, определяя более или менее перспективные пути развития личности. Они, реализуясь в комплексе, дают возможность индивиду проявить себя в определенной сфере деятельности.

Факторы социализации . Фактор представляется как причина, движущая сила (условие) какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные черты. Социализация человека протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на его развитие. Такие условия принято называть факторами, являющимися причиной, движущей силой какого-либо процесса, определяющими его характер или отдельные черты. А. В. Мудрик факторы социализации объединяет в четыре группы:

1. Мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

2. Макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.

3. Мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок), по принадлежности к аудитории тех или иных сетей коммуникации (влияние средств массовой информации), по принадлежности к тем или иным субкультурам.

4. Микрофакторы непосредственно влияют на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют – семья, соседство, группа сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум .

– физиологические особенности развития и состояния здоровья ребенка;

– социально-психологические особенности восприятия личностью окружающей действительности (индивидуальные особенности ощущений, особенности асоциальной и условной значимости воспринимаемого материала, изобразительности восприятия предметов внешнего мира);

– социально-психологические особенности мышления (умение обобщать, избирательность мышления, его стереотипы);

– социальные установки, уровень развития потребностно-мотивационной сферы;

– собственная активность ребенка по усвоению общественно-исторического опыта .

Агенты социализации . Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь.

Их принято называть агентами социализации. Как отмечает И. С. Кон, функционально, по характеру их влияния , агентами выступают опекуны, авторитеты, учителя, воспитатели. По семейной принадлежности агентами являются родители, взрослые члены семьи, родственники. По возрасту агентами могут быть взрослые, старшие дети семьи, сверстники .

На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Средства социализации . Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного возраста социализируемого. К ним А. В. Мудрик, Н. И. Шевандрин, П. А. Шептенко отнесят следующие:

способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры; стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах .

Каждое общество, государство, социальная группа вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций – способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград и пр. С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.

Механизмы социализации .

§ 5. Факторы социализации и формирования личности

К социально-педагогическим механизмам социализации А. В. Мудрик относит следующие.

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Оно происходит на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия человеком господствующих стереотипов, которые могут проявляться при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно со своими основными функциями (производственные, общественные структуры, средства массовой информации). В процессе такого взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры, под которой понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или профессионального, культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психофизиологический механизм межличностного переноса эмпатии, идентификации и т. д. .

Составляющие процесса социализации . В целом процесс социализации условно можно представить как совокупность четырех составляющих:

1. Стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями.

2. Относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, влияющих на изменение возможностей и характера развития, жизненный путь социально-профессиональных, этнокультурных и возрастных групп.

3. Относительно социально контролируемой социализации (воспитания) – планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека.

4. Более или менее сознательного самоизменения человека , имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самосовершенствования, саморазрушения), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни .

Стадии социализации . Среди них выделяют следующие: – Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста). Ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает.

Стадия индивидуализации – появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения.

– Стадия интеграции – желание найти свое место в обществе.

Трудовая стадия социализации – охватывает весь период зрелости человека, его трудовой деятельности, когда не только усваивается социальный опыт, но и воспроизводится за счет активного воздействия на других людей и окружающую действительность через свою деятельность.

Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта в ходе его передачи новым поколениям .

С точки зрения психологии, Г. М. Андреева приводит свою классификацию стадий социализации человека. Как отмечает автор, «распространение» социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым. Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия. Она касается принципиального вопроса о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть содержания социализации. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую (Андреенкова, 1970; Гилинский, 1971).

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь, эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, то есть тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина.

← CtrlПредыдущая123 … 32333435СледующаяCtrl →