Самые яркие события 1955 года. Как влияет цвет

В СССР 1955 году завершился очередной раунд борьбы за власть в высшем партийном руководстве. Дуумвират Маленков-Хрущев распался и последний получил единоличное лидерство.
Маршал Николай Булганин и первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв на митинге в Кашмире во время визита в Индию. РИА Новости, фото Анатолий Гаранин, 1955:

Маленков же в феврале был подвергнут критике и смещён с должности председателя Совета Министров, назначен министром электростанций, однако сохранил за собой должность члена Президиума ЦК КПСС.
На этом снимке 1955 года уже экс-премьер Георгий Маленков (в центре) с Анастасом Микояном (слева) на коктейльной вечеринке в посольстве США (фотограф Leonard Mccombe):

Хотя до 20 съезда ещё целый год, на парадах пока по-прежнему висят портреты Сталина:


Тем не менее, в стане уже чувствуются перемены, название которым дала вышедшая в том же 1955-м повесть Ильи Эренбурга «Оттепель». Руководство СССР выступило за прекращение гонки вооружений и нормализацию отношений с Западом. Фактически закончилась самая мрачная фаза «Холодной войны» (1946-1954).
В Советский Союз стали чаще наведываться западные журналисты и фотографы.
Один из них, Эдвард Кларк, сделал фоторепортаж о зимнем Ленинграде 1955 года:


В 1955-м страна переживала Целинную эпопею - кампанию по освоению земель северного Казахстана, на которую были брошены десятки тысяч молодых людей из западной части страны.
Целинники готовят обед у полевой кухни. Исаак Тункель, 1 мая 1955:


В то время молодёжь было принято направлять туда, где хотело её видеть правительство. Выпускники даже самых престижных ВУЗов были обязаны ехать по распределению в глухие сельские районы учителями, врачами и агрономами.
Студенты МГУ на фотосессии, Евгений Умнов, 1955:

1955 год стал исключительно важной вехой в истории советского автомобилестроения. Прежде всего, именно 1955-й можно считать годом рождения знаменитой «Волги» ГАЗ-21. Хотя прототип был создан ещё в 1954-м, а массовое производство началось лишь летом 1957-го.
1-й экспериментальный образец 21-й «Волги» на шоссе Горький-Москва. Апрель 1955 года:


Прежде чем поставить на конвейер, новый автомобиль долго тестируют. Летом 1955-го три «волги» совершают автопробег по дорогам СССР, о котором рассказывает журнал «Огонёк»:

Другим шедевром советского автодизайна 1955 года стал междугородный автобус ЗИС-127. На этом снимке 1955 г. ещё опытный образец:


Разумеется, не обошлось без влияния стилистики американских «грейхаундов». К сожалению, этих красавцев в СССР будет выпущено ничтожно мало, всего 851 штука.
Зато другой автобусной новинке 1955 года будет уготована очень долгая жизни и по-настоящему массовое производство.
Опытный образец ЛАЗа появился в конце 1955-го:


Однако основу советского автопрома по-прежнему составляет производство грузовиков, как более полезных для народного хозяйства. В то время грузовики заодно выполняли роль общественного транспорта ввиду дефицита автобусов. Теперь это кажется диким нарушением всех норм безопасности, а тогда чуть ли не вся страна ездила в кузовах.
Колхоз им. Мичурина Алма-Атинской области, 1955:


Колонна могучих МАЗов в фильме «Дело Румянцева» 1955 года:


На городских улицах и в полях в 1955-м ещё трудятся сотни тысяч стареньких ЗИСов и «полуторок»:

Грузовик был любимой игрушкой мальчишек. Кадр из того же фильма «Дело Румянцева» 1955 года:


17 июня 1955 года свой первый полёт первый советский реактивный авиалайнер Ту-104:


К 1955 году в основном завершилось восстановление советских городов, разрушенных в годы войны.
Возрождённый Севастополь ужи сияет своим белым камнем, но ещё нет ни одного деревца!


1955 год принёс настоящую революцию в градостроительстве.
Постановление № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» завершило эпоху советского монументального классицизма и открыло эру массового индустриального домостроения.
У западных стран была заимствована концепция дешевого типового пятиэтажного дома, которыми к тому времени уже вовсю застраивались окраины Парижа, Рима, Мадрида, Хельсинки и других европейских городов.
Виталий Лагутенко - советский инженер-строитель, автор проекта жилых домов серии К-7 (неофициально называемых хрущевками) на снимке Семёна Фридлянда:


Но массовое строительство хрущевок будет развернуто только в 1956-м, а пока 90% жилфонда русских городов составляют деревянные дореволюционные постройки, как на этом виде Астрахани из фильма 1955 года:


Так выглядели старые жилые кварталы большинства советских городов:


В Лениграде в 1955 году наконец-то открылось метро, первую линию которого строили очень долго.
Станция Технологический институт. Эскалаторный зал. Цветное фото Б. Уткина и Л. Зиверта, 1955:


В 1955-м СССР начинает новый этап в освоении Арктики.


Экспедиция «Северный Полюс СП 3», летчик Бабенко и начальник станции Трешников, фото Яков Рюмкин, 1955:

Аэролог Канаки в Арктике, 1955:

Как одевались советские граждане в том году?
Владивосток на снимке Семёна Фридлянда 1955 г.:


Детский сад на Сахалине, фото Семёна Фридлянда, 1955:


Зимняя детская одежда на снимке Галины Санько 1955 г.:

Школьная форма 1955-го:

Сочинский пляж-1955 (из архива Виктора Трофимовича Лаптева):


Отдыхающие в подмосковном санатории «Михайловское», Семён Фридлянд, 1955:


В результате успехов послевоенного восстановления страны советские граждане стали более лучше питаться.
В 1955 году Госторгиздат выпустил замечательную книгу «Кулинария» тиражом 500 000 экземпляров:

Кстати, дефицита в советских магазинах тогда не было от слова СОВСЕМ. В свободной продаже было всё, начиная от деликатесов и заканчивая представительскими автомобилями ЗИМ. Дефицит появится значительно позже.

В СССР 1955 году завершился очередной раунд борьбы за власть в высшем партийном руководстве. Дуумвират Маленков-Хрущев распался и последний получил единоличное лидерство.

Маршал Николай Булганин и первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв на митинге в Кашмире во время визита в Индию. РИА Новости, фото Анатолий Гаранин, 1955:

Маленков же в феврале был подвергнут критике и смещён с должности председателя Совета Министров, назначен министром электростанций, однако сохранил за собой должность члена Президиума ЦК КПСС.

На этом снимке 1955 года уже экс-премьер Георгий Маленков (в центре) с Анастасом Микояном (слева) на коктейльной вечеринке в посольстве США (фотограф Leonard Mccombe):

Хотя до 20 съезда ещё целый год, на парадах пока по-прежнему висят портреты Сталина:

Высокое разрешение

Тем не менее, в стане уже чувствуются перемены, название которым дала вышедшая в том же 1955-м повесть Ильи Эренбурга "Оттепель". Руководство СССР выступило за прекращение гонки вооружений и нормализацию отношений с Западом. Фактически закончилась самая мрачная фаза "Холодной войны" (1946-1954).
В Советский Союз стали чаще наведываться западные журналисты и фотографы.
Один из них, Эдвард Кларк, сделал фоторепортаж о зимнем Ленинграде 1955 года:

В 1955-м страна переживала Целинную эпопею - кампанию по освоению земель северного Казахстана, на которую были брошены десятки тысяч молодых людей из западной части страны.

В то время молодёжь было принято направлять туда, где хотело её видеть правительство. Выпускники даже самых престижных ВУЗов были обязаны ехать по распределению в глухие сельские районы учителями, врачами и агрономами.

Студенты МГУ на фотосессии, Евгений Умнов, 1955:

1955 год стал исключительно важной вехой в истории советского автомобилестроения. Прежде всего, именно 1955-й можно считать годом рождения знаменитой "Волги" ГАЗ-21. Хотя прототип был создан ещё в 1954-м, а массовое производство началось лишь летом 1957-го.

1-й экспериментальный образец 21-й "Волги" на шоссе Горький-Москва. Апрель 1955 года:

Прежде чем поставить на конвейер, новый автомобиль долго тестируют. Летом 1955-го три "волги" совершают автопробег по дорогам СССР, о котором рассказывает журнал "Огонёк":

Другим шедевром советского автодизайна 1955 года стал междугородный автобус ЗИС-127. На этом снимке 1955 г. ещё опытный образец:

Разумеется, не обошлось без влияния стилистики американских "грейхаундов". К сожалению, этих красавцев в СССР будет выпущено ничтожно мало, всего 851 штука.

Зато другой автобусной новинке 1955 года будет уготована очень долгая жизни и по-настоящему массовое производство.
Опытный образец ЛАЗа появился в конце 1955-го:

Однако основу советского автопрома по-прежнему составляет производство грузовиков, как более полезных для народного хозяйства. В то время грузовики заодно выполняли роль общественного транспорта ввиду дефицита автобусов. Теперь это кажется диким нарушением всех норм безопасности, а тогда чуть ли не вся страна ездила в кузовах.

Колхоз им. Мичурина Алма-Атинской области, 1955:

Колонна могучих МАЗов в фильме "Дело Румянцева" 1955 года:

На городских улицах и в полях в 1955-м ещё трудятся сотни тысяч стареньких ЗИСов и "полуторок":

Грузовик был любимой игрушкой мальчишек. Кадр из того же фильма "Дело Румянцева" 1955 года:

17 июня 1955 года свой первый полёт первый советский реактивный авиалайнер Ту-104:

К 1955 году в основном завершилось восстановление советских городов, разрушенных в годы войны.
Возрождённый Севастополь ужи сияет своим белым камнем, но ещё нет ни одного деревца!

1955 год принёс настоящую революцию в градостроительстве.
Постановление № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» завершило эпоху советского монументального классицизма и открыло эру массового индустриального домостроения.
У западных стран была заимствована концепция дешевого типового пятиэтажного дома, которыми к тому времени уже вовсю застраивались окраины Парижа, Рима, Мадрида, Хельсинки и других европейских городов.

Виталий Лагутенко — советский инженер-строитель, автор проекта жилых домов серии К-7 (неофициально называемых хрущевками) на снимке Семёна Фридлянда:

Но массовое строительство хрущевок будет развернуто только в 1956-м, а пока 90% жилфонда русских городов составляют деревянные дореволюционные постройки, как на этом виде Астрахани из фильма 1955 года:

Так выглядели старые жилые кварталы большинства советских городов:

В Лениграде в 1955 году наконец-то открылось метро, первую линию которого строили очень долго.
Станция Технологический институт. Эскалаторный зал. Цветное фото Б. Уткина и Л. Зиверта, 1955:

В 1955-м СССР начинает новый этап в освоении Арктики.

Экспедиция "Северный Полюс СП 3", летчик Бабенко и начальник станции Трешников, фото Яков Рюмкин, 1955:

Аэролог Канаки в Арктике, 1955:

Как одевались советские граждане в том году?
Владивосток на снимке Семёна Фридлянда 1955 г.:

Детский сад на Сахалине, фото Семёна Фридлянда, 1955:

Зимняя детская одежда на снимке Галины Санько 1955 г.:

Школьная форма 1955-го:

Сочинский пляж-1955 (из архива Виктора Трофимовича Лаптева):

Отдыхающие в подмосковном санатории "Михайловское", Семён Фридлянд, 1955:

В результате успехов послевоенного восстановления страны советские граждане стали более лучше питаться.

В 1955 году Госторгиздат выпустил замечательную книгу "Кулинария" тиражом 500 000 экземпляров:

Кстати, дефицита в советских магазинах тогда не было от слова СОВСЕМ. В свободной продаже было всё, начиная от деликатесов и заканчивая представительскими автомобилями ЗИМ. Дефицит появится значительно позже.

Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, , 1910, 1911, 1912, ,

(среднее: 4,75 из 5)


Эта серия посвящена ярким образам 1955 года за пределами .

1955 - это апогей эпохи 1950-х. Сумерки «Холодной войны начинают понемногу» рассеиваться. США - в зените экономического могущества и даёт почти половину мирового промышленного производства. Европа уже оправилась от последствий Второй мировой войны. В Западной Германии - экономическое чудо. Италия и Япония стоят на пороге небывалого промышленного рывка.

1. Одним из символов технологического прорыва 1955 года стал французский автомобиль Ситроен DS (фотография выше), аббревиатура которого на французском звучит как «богиня». По-сути, это был концепт-кар, запущенный в массовое производство. Космические формы плюс масса технических новинок в конструкции. Чтобы понять, какой скачок это был для французов, надо вспомнить, что к тому моменту их автопром ещё продолжал штамповать древний Citroen Traction Avant модели аж 1934 года!

На европейском рынке в тот год с «Богиней» по смелости дизайна мог соперничать, пожалуй, лишь один автомобиль - чехословацкая Татра-603.

2. Заднемоторная Tatra 603, над дизайном которой трудился Зденек Коварж, не только была очень интересным по технической части авто, но и получила в 1959 за «стиль, концепцию и элегантность» Золотую ленту на выставке в Висбадене (ФРГ) и успешно демонстрировалась на выставках в Европе и США.
Конечно, не все автоновинки 1955-го выглядели как концепт-кары. Всё-таки образ типичного европейского автомобиля того времени примерно соответствовал облику Пежо-403:

3. Однако подлинными героями европейского авторынка того времени стали миниавтомобили, которые впервые стали доступны для широких слоёв населения (среднего класса). В Италии в 1955-м появляется культовый Фиат-600, по образу и подобию которого в СССР вскоре создадут свой «горбатый» «Запорожец». Вот так выглядел оригинал на рекламном проспекте.

4. Символом западно-германского экономического чуда 1950-х стали «Жуки» Фольксвагена (на улице в Бонне, 1955).

5. Наряду с популярностью миниавтомобилей Европа середины 1950-х переживала настоящий бум всевозможных мотоколясок, самой знаменитой из которых стал немецкий Messerschmitt Kabinenroller.

6. Венгерский аналог Messerschmitt Kabinenroller.

7. Наконец, весьма популярным средством передвижения в Европе к середине 1950-х стал мотороллер. Париж 1955 года на снимки Вилли Рониса.

8. Американская автопромышленность тогда не имела ничего общего с европейской. В ней вступала в зенит эпоха «автомобильного барокко». Лицо американского автопрома 1955 можно представить по этой продукции Форда и Меркури.

Да, началась короткая, но незабываемая эпоха машин с плавниками! В США они выйдут из моды уже к 1959 году, но в других странах ещё будут догонять это тренд до середины 1960-х.

9. Какие ветры дули тогда в политике? 9 мая 1955 года Германия становится 15-м членом НАТО. На этом снимке Франка Шершеля запечатлена церемония подписания пакта в Palais De Chaillot.

10. Восточная Германия на это отвечает созданием Народной армии. Встреча Хрущёва на немецкой земле в 1955 году.

11. Главный идеолог «Холодной войны» Черчилль уходит с поста премьер-министра. Вот он на фотопортрете работы Карла Миданса 1955 года.

13. Вспомним «звёзд» 1955 года . Главная киносцена года, Мэрилин Монро на вентиляционной решётки в фильме «Зуд седьмого года».

14. Сам фильм вообще был бесподобен.

16. Грейс Келли в романтическом детективе Альфреда Хичкока «Поймать вора» (1955).

17. Осиная талия Софи Лорен, Рим, 1955, фотограф David Seymour.


19. Элвис Пресли в 1955-м - восходящая звезда Рок-н-рола, на самом пороге обрушившейся на него в следующем году популярности.

21. Города в 1955. английский Стоунхендж выглядел как-то не так в 1955-м.

24. Пройдут десятилетия и площадь после нескольких реконструкций почти целиком отдадут пешеходам. В Барселоне после долгого перерыва возобновились работы по постройке церкви Саграда Фамилия. По состоянию на 1955 год, единственный фасад.

26. Гонконг 1955 года ещё без небоскрёбов, но будущая финансовая мощь уже начинает проглядываться в массивных офисных зданиях.

28. А вот Гавана 1955-го выглядела очень круто.

30. Классический вид нижнего Манхэттена в 1955 году. Бум нью-йорских небоскрёбов уже позади, современные высотки из стекла и стали ещё не успели прорасти.

35. Вообще, это время для штатов было безумно колоритным, ярким и многими вспоминается с особой ностальгией. Спасибо несравненному Кодахрому за эти яркие краски 1955-го!

Восточная Европа, 1955 год

Так чем же был знаменателен для нашей страны с ее союзниками и для стран капиталистического Запада конец 1955 года? А вот чем. В 1955 году, с вхождением в нее пятнадцатой страны - ФРГ, блок НАТО, созданный 4 апреля 1949 года, достиг пика своей политической и военной мощи, ибо обладал в это время подавляющим превосходством перед Востоком в ядерном вооружении. Достигнуто это было под руководством выдающегося военачальника - боевого четырехзвездного генерала Д. Эйзенхауэра - мастера стратегических операций, прославившегося во Второй мировой войне в качестве Верховного главнокомандующего экспедиционными войсками союзников в Западной Европе, с 1950 по 1952 год являющегося главнокомандующим вооруженными силами НАТО, а в 1953 году ставшего 34-м президентом США два срока подряд - до 1961 года, а значит, и Верховным главнокомандующим их вооруженными силами. Внешняя политика правительства США, возглавляемого генералом Эйзенхауэром, была основана на близких ему принципах с «позиции силы» и вскоре наглядно продемонстрирована американцами в ходе интервенции в Гватемале в 1954 году. Федеральным же канцлером в ФРГ - второй по военному потенциалу стране НАТО - в 1955 году был не кто иной, как политический «ястреб» того времени К. Аденауэр, открыто и активно проводивший курс на ремилитаризацию своей страны, возрождения в ней идей реваншизма и ревизии послевоенного устройства в Европе… Под стать этим руководителям были и некоторые другие тогдашние первые лица в западных государствах, входивших в НАТО.

14 мая 1955 года в противовес ей был заключен (официально оформлен) Варшавский договор, в который вошли: Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия и Албания. Таким образом, это был год организационного построения и военного противостояния (прежде всего в Европе) двух военных блоков - Востока и Запада. Но при этом все вышеприведенное происходило спустя всего лишь десять лет после окончания Второй мировой войны, в которой СССР понес наибольшие потери, которые еще не были им и его союзниками полностью восполнены. И через два года после завершения войны в Корее и смерти Сталина, Готвальда, а также ряда других тогдашних высших руководителей социалистических стран - в период, когда во многих странах шла жесткая закулисная борьба за власть и происходила частая смена лидеров и поддерживающих их политических группировок… В Советском Союзе тогда пришла к власти «разномастная» команда Хрущева, Булганина, Маленкова, Молотова, Кагановича, сразу же разделавшаяся с Берией, а потом погрязшая в распрях между собой.

Все это, несомненно, ослабляло Восток перед лицом более монолитного в этом отношении Запада, успевшего к тому времени создать вокруг СССР и его союзников обширнейшую сеть различных военных баз, особенно у его юго-западных рубежей…

В связи с этим вспомним, что в своих военных устремлениях именно северное побережье Черного моря с его сравнительно мягким для иноземцев климатом издавна привлекало к себе особое внимание западных стран, ибо считалось ими наиболее уязвимым местом Российской державы - своего рода слабо защищенным «подбрюшьем» великой страны. Оттуда было рукой подать до ее европейского центра и других жизненно важных районов.

Неспроста как раз там, в Крыму, во время Крымской войны 1853–1856 годов, в которой России противостояли Турция, Англия, Франция и Италия, высадились в 1854 году их союзные войска, осадившие, а потом и взявшие Севастополь, несмотря на его героическую оборону силами российских войск и Черноморского флота… Причем одновременно с этим союзническим флотом были заблокированы Балтийское и Белое моря, а также российские дальневосточные порты. Нечто подобное случилось и в 1918 году, когда произошел захват Одессы французами, а Мурманска, Архангельска и Владивостока - другими иностранными войсками. Спустя сто лет те же страны состояли в НАТО, в военных планах которого (как теперь стало известно) северному Черноморскому побережью также уделялось и уделяется в настоящее время большое внимание.

Ведь в случае начала войны между Востоком и Западом и наступления войск стран Варшавского содружества с быстрым продвижением многочисленных советских танковых колонн в Западную Европу (что не могли не учитывать западные стратеги, выдвинувшие тогда доктрину нанесения ядерного удара первыми) высадка десанта натовских войск в причерноморских районах давала им возможность нанести глубокий фланговый удар в тыл противнику и тем самым замедлить или сорвать наступательные военные планы Востока. И одновременно - угрожать стратегически важнейшим южным или центральным регионам Советского Союза и его черноморским союзникам… О том, что все это - не досужее предположение автора, подтверждает и публикация в нашей прессе бывшего командующего Черноморским флотом СССР адмирала А. Калинина. В ней он привел некоторые ныне рассекреченные детали оперативного плана НАТО под кодовым названием «Дроп шот», разработанного США в начале 50-х годов и действовавшего в описываемое время. Этот план, кроме массированного авиационного ядерного удара по Советскому Союзу и его союзникам (с применением на первом этапе военных действий трех сотен ядерных бомб по 200 объектам), предусматривал вторжение сил Запада на их территорию и, в частности, высадку пятисоттысячного морского и воздушного десанта в районе Одессы (видимо, нечто подобное имеется и в нынешних военных планах НАТО, ибо они настойчиво проводят - совместно с Украиной - свои военные учения в этих же районах Черного моря).

Количество же ответных ядерных ударов со стороны СССР по странам НАТО в 1955 году не могло идти ни в какое сравнение с его противниками. Так что в этом отношении именно тогда Запад явно превосходил Восток. (Но уже спустя год положение изменилось - Советский Союз стал по своему ракетно-ядерному потенциалу быстро догонять Запад и вскоре сравнялся с ним.)

Судя по тому, что происходило в приграничных со странами Востока в Европе в 1955 году районах, воинственные намерения стран НАТО были налицо. А конец октября 1955 года, по-видимому, стал особенно благоприятным временем для реализации их планов силового воздействия на страны Востока. Ибо тогдашняя обстановка в Европе характеризуется тем, что к этому моменту беспрецедентно возросла военная активность Североатлантического союза, усилившаяся сразу же после необычного - по выбору времени проведения, составу участников и предпринятым мерам секретности - трехдневного оперативного совещания, в котором (в штаб-квартире НАТО) приняли участие высшие военные руководители стран, входящих в эту организацию: министры обороны и начальники Генеральных штабов…

Но было ли это мероприятие своеобразной «сверкой часов» перед началом действий определенного характера, которые не заставили себя ждать, ибо едва 12 октября закончилось это совещание, как уже 13 октября войска Турции (ее вооруженные силы были тогда одними из самых многочисленных в НАТО, достигая 500 тысяч человек) начали крупномасштабные маневры у юго-западных границ СССР - в районе Эрзурума. А 16 октября в южной части ФРГ 100-тысячная группировка американских и французских войск приступила к учениям под названием «Голубой кордон», главной целью которых была отработка взаимодействия пехоты, артиллерии и бронетанковых частей в условиях атомной войны…

Как известно, военные маневры всегда были и остаются наиболее благовидным предлогом для того, чтобы скрыть действительные намерения участвующих в них сил. Поэтому начало этих маневров во второй половине октября, а главное - почти одновременное их проведение в наиболее опасных - в оперативном отношении - районах Европейского театра военных действий не может не настораживать…

Напряженность складывающейся в Европе и прилегающих к ней регионах обстановки конечно же не могли понимать тогдашние «верхи» стран Востока и, в частности, СССР (где к этому времени руководство страной взял на себя лично Хрущев), которые в 1955 году своими действиями всячески пытались разрядить неблагоприятное для них развитие событий. И Советский Союз в мае того года объявил об одностороннем сокращении своих вооруженных сил на 640 тысяч человек (в дальнейшем доведя его до 1 миллиона 200 человек) и возврате Финляндии военно-морской базы Поркала-Удд, а с другой - предпринимал разносторонние усилия к ускоренному наращиванию своего военного потенциала, прежде всего ядерного и ракетного…

Были предприняты и меры организационного плана - укреплено высшее военное руководство. Во главе Вооруженных сил СССР был поставлен прославленный во время Великой Отечественной войны полководец - Маршал Советского Союза Г.К. Жуков (а когда опасность миновала, Хрущев со товарищи нашли подходящий предлог для снятия его с должности). К руководству объединенным командованием вооруженных сил стран Варшавского договора пришел другой не менее известный военачальник - Маршал Советского Союза И.С. Конев. В Польше и Чехословакии, располагавшими наиболее многочисленными и хорошо оснащенными вооруженными силами после СССР, министрами обороны стали опытные военачальники - Маршал Советского Союза и Польши К. К. Рокоссовский и генерал Л. Свобода.

Но на военном потенциале СССР как раз к этому времени стали крайне отрицательно сказываться волюнтаристские действия Хрущева в военной области. Особенно неподготовленное скоропалительное реформирование и резкое сокращение советских вооруженных сил (начатое дилетантом в военном деле, заурядным партийным функционером Булганиным), пагубно отразившееся прежде всего на боеспособности и качественном составе офицерского корпуса и сверхсрочнослужащих - основы армии и флота. Все это резко понизило «боевой дух» и моральное состояние остальных военнослужащих в войсках и на флоте.

Дилетантские суждения Хрущева (который, так же как и Булганин и десятки других партийных деятелей во время войны, ставших членами военных советов армий и фронтов и получивших от Сталина сразу генеральские воинские звания, был ответствен лишь за партийно-политическую работу и бытовое обслуживание войск), считавшего, что армии в новых условиях более не нужны многие тысячи танков, а флоту - большие надводные корабли, привели к тому, что были свернуты не только принятые при Сталине танкостроительные, самолетостроительные и кораблестроительные программы, но и пошли на металлолом уже находившиеся на освоении армии танки, самолеты и артиллерийские установки, а на флоте - линкоры, крупные надводные корабли, крейсеры и даже эсминцы. Причем не только устаревши-е, но и новые. А ведь танки, как и самолеты, тогда являлись главной ударной силой сухопутных войск Востока, как линкоры и крейсеры в ВМФ СССР.

Против всего этого категорически возражал главком ВМФ Н.Г. Кузнецов, тем снискавший недовольство советских «верхов» и получивший в начале 1955 года инфаркт, отстаивая свою позицию, и в связи с этим на несколько месяцев отошедший от дел…

Такова в общих чертах была военно-политическая обстановка в СССР к середине 1955 года. В военном руководстве Запада тогда тоже находились не менее опытные и решительные люди, естественно достаточно информированные о происходившем в Советском Союзе. Так председателем Объединенной группы начальников штабов вооруженных сил США был адмирал А. Редфорд, командовавший американским Тихоокеанским флотом в корейской войне, а до того возглавлявший его авианосные силы. Он являлся активным поборником использования в боевых действиях авианосцев и атомного оружия.

В 1954 году, когда Франция терпела поражение в Индокитае под крепостью Диен-Биен-Фу и в Париже рассматривался вопрос о капитуляции находившихся в ней французских войск, адмирал Редфорд выступал за применение там атомной бомбы. При этом, несмотря на миролюбивые шаги СССР, страны НАТО усиленно наращивали свой военный потенциал. К 1955 году даже Италия увеличила в два раза свои военно-морские силы по сравнению с тем, что ей было оставлено по мирному договору 1947 года, и их численность достигла 40 тысяч человек вместо установленных 25 тысяч. Среди них находились и формирования подводных диверсантов, запрещенные договором.

С начала 1955 года страны НАТО стали проводить интенсивные морские маневры, на которых отрабатывались налеты авианосной авиации на промышленные и военные объекты, проводки конвоев в условиях противодействия подводных лодок, высадки десантов, то есть отрабатывались действия нападающей стороны. Командующий 6-м (Средиземноморским) флотом США адмирал Комбс неоднократно прилюдно заявлял: «В случае нарушения мира американский флот войдет в Черное море!», а командующий Атлантическим флотом США адмирал Либби вторил: «…при необходимости США безусловно применят атомное оружие!» В это же время в иностранной военной прессе стали активно и открыто обсуждаться варианты военных действий Запада против Востока. Приведу, к примеру, выдержки из анонимной статьи в английском военно-морском ежемесячнике «Нейви» (за август 1955 года): «Центр русской нефтяной промышленности расположен в районе Черного моря, и если его нефтеобеспечивающие сооружения будут уничтожены действиями авиации или захвачены наземными войсками, переброшенными морем, то это поставит в безвыходное положение советские армии в Европе…», «…Средиземное море (действия флота через него) представляет хорошую возможность обхода фланга противника путем высадки десанта в его тылу…».

Из книги Как это было: Объединение Германии автора Горбачев Михаил Сергеевич

Новая восточная политика Отказ советского руководства от последовательной пропаганды германского единства помог перехватить эту насущную для немцев идею западным державам. Он был взят на вооружение самой Федеративной Республикой. Если до «новой политики» Хрущева

Из книги Солдатский долг автора Рокоссовский Константин Константинович

Восточная Померания Бои становились все тяжелее. К 19 февраля 65,49 и 70-я армии смогли оттеснить противника на север и северо-запад всего от 15 до 40 километров, достигнув рубежа Мене, Черек, Хойнице. Здесь наши войска вынуждены были остановиться. 1-й Белорусский фронт тоже не

Из книги «Артиллеристы, Сталин дал приказ!» Мы умирали, чтобы победить автора Михин Петр Алексеевич

Часть третья Вот она, Восточная Европа! Сентябрь 1944-го - май 1945

Из книги Владимир Набоков: американские годы автора Бойд Брайан

ГЛАВА 17 Преследуемый славой: Европа, Америка, Европа, 1959–1961 I «Статуя Свободы голосует, чтобы ее подвезли в Европу», - написал Набоков в дневнике 29 сентября 1959 года, покидая нью-йоркскую гавань. Двадцать лет назад он прибыл в Америку из Европы никому не известным

Из книги Голоса времен. (Электронный вариант) автора Амосов Николай Михайлович

26. 1945 г. Восточная Пруссия. Похоже, что война для нас кончается. Мы в Германии, почти не работаем и только ездим. То ли госпиталей теперь много? Скорее, раненых мало, иначе нашли бы для нас место. Есть авторитет у ППГ-2266.В газетах фотографии: Сталин, Черчилль Рузвельт. Такие

Из книги Лебединая песня автора Горчаков Овидий Александрович

ПОД КРЫЛОМ - ВОСТОЧНАЯ ПРУССИЯ За линией фронта двухмоторный «Дуглас» попал в перекрестие прожекторных лучей. С черной земли протянулись к нему светящиеся красные и зеленые цепочки пулеметных трасс. Стреляли из крупнокалиберных пулеметов.Аня хорошо помнила эти

Из книги Моя борьба [= Mein Kampf; Майн Кампф] автора Гитлер Адольф

ГЛАВА XIV ВОСТОЧНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ИЛИ ВОСТОЧНАЯ ПОЛИТИКА Отношение Германии к России я считаю необходимым подвергнуть особому разбору. И это - по двум причинам.1. Эта проблема имеет решающее значение для всей вообще иностранной политики Германии в целом.2. Эта проблема

Из книги В центре океана [Авторский сборник] автора Сокуров Александр Николаевич

ВОСТОЧНАЯ ЭЛЕГИЯ …Всё как во сне…Я вижу облака… туман……сосновый лес……знакомый берег моря……И тяжести на сердце нет.На море лунный свет.Мне кажется, что меня кто-то позвал…Темный лес, белые стволы берез.…Нет, никого нет…В море появился остров…Из ничего, из соленых

Из книги Габриэль Гарсиа Маркес. Биография автора Мартин Джеральд

ЧАСТЬ 2 ЗАГРАНИЦА: ЕВРОПА И ЮЖНАЯ АМЕРИКА 1955–1967

Из книги Креативы Старого Семёна автора

Из книги Писательские дачи. Рисунки по памяти автора Масс Анна Владимировна

Восточная мелодия Дело было давно, лет тридцать тому назад. Пошел я на свадьбу. Жених был москвич, а невеста – приезжая, из Нальчика. Большинство гостей были оттуда же – родственники невесты. И вот один из них рассказал мне такую историю."У нас недавно такой случай был,

Из книги И обратил свой гнев в книжную пыль... автора Вайдхаас Петер

Восточная Германия Семьям советских геофизиков предоставили полностью обставленные просторные квартиры в двух подъездах новенького четырехэтажного дома в городке Хенниксдорфе, недалеко от Восточного Берлина.Почти все жены специалистов у себя на родине обитали в

Из книги Ещё вчера… автора Мельниченко Николай Трофимович

Глава 13 Восточная Европа остается нашим объектом Восточной Европой нам предстояло заниматься и дальше, но особенно проблемой Берлина. Первая и последняя большая немецкая книжная выставка в Советском Союзе состоялась в Москве в 1960 году. С тех пор связи с соответствующими

Из книги Записки питерского бухарца автора Саидов Голиб

04. ВОСТОЧНАЯ ЖИЗНЬ Восток – дело тонкое. Аборигены Востока. Холодная зима 1941 года.Наша хозяйка Зоя Барабаш была типичной казачкой: веселой и трудолюбивой, несмотря на свою болезнь – Базедову. Раздутый "зоб", как я узнал позже, свидетельствовал о недостатке йода, или об

Из книги «Крестный отец» Штирлица автора Просветов Иван Валерьевич

Восточная сдоба В один из очередных приездов в Бухару, я решил порадовать своих близких настоящей российской выпечкой. Так и заявил с утра, решительно и твёрдо:– Сегодня на кухне хозяйничать буду я! А вы – можете пока отдохнуть…Наскоро составив список необходимых

Из книги автора

Глава 1. ВОСТОЧНАЯ ШКОЛА «Подобно Константинополю, Владивосток производит очень выгодное впечатление издали, - записал путешественник, побывавший на окраине Российской империи на исходе XIX века. - При ближайшем рассмотрении он очень много теряет… Преобладающий тип

ДУНАЕВСКИЙ ИСААК

Дунаевский Исаак Осипович (Иосифович) (18/30 января 1900, город Локвица Полтавской области - 25 июля 1955, Москва) - композитор.
Окончил Харьковскую консерваторию по классу скрипки И. Ю. Ахрона (1919), занимался композицией у С. С. Богатырева. С 1924 жил в Москве, руководил музыкальной частью Театра сатиры, писал оперетты, балеты. В 1929-41 был музыкальным руководителем и главным дирижером мюзик-холла в Ленинграде, сотрудничал с джазом Л. О. Утесова, был председателем Ленинградского отделения Союза композиторов (1937-41). В 1932 началась деятельность Дунаевского как кинокомпозитора («Первый взвод», Белгоскино).
В 1943 переехал в Москву, где стал художественным руководителем ансамбля Центрального Дома культуры железнодорожников (1938-48). Создал 12 оперетт, в том числе «И нашим и вашим» (1927, Московский театр музыкальной буффонады), «Женихи» (1927), «Ножи» (1928, Московский театр сатиры), «Золотая долина» (1938, Московский театр оперетты). Создал музыку к фильмам: «Цирк» (Государственная премия СССР, 1941), «Волга-Волга» (Государственная премия СССР, 1951), «Кубанские казаки». Вместе с режиссером Г. В. Александровым и поэтом В. И. Лебедевым-Кумачом Дунаевский был создателем музыкальной комедии «Веселые ребята» (Марш веселых ребят), а также таких песен из кинофильмов, как: Песня о Родине («Цирк»), Песня о Каховке (слова Светлова, «Три товарища»), Марш энтузиастов (слова А. Д. Актиля, «Светлый путь»). Создал жанр песни-марша: Спортивный марш, Марш Трактористов, Весенний марш, Песня о Москве, Песня о веселом ветре, Дети капитана Гранта (слова В. И. Лебедева-Кумача), Пути-дороги (слова С. Я. Алымова), Вечер вальса, Не забывай, Летите голуби (слова М. Л. Матусовского). Дунаевский обогатил жанр песни, внеся в нее элементы оперетты, джаза.
Ценным вкладом в эстрадную музыку являются оркестровые номера из киномузыки Дунаевского: Выходной марш (фильм «Цирк»), увертюра к фильму «Дети капитана Гранта».
Народный артист России (1950).
Елена Борисова

Дискография:
Когда весна придет. Песни из кинофильмов (Фирма Мелодия, 1996)
У Черного моря (Коминформ-центр, 1996)
Скажите, почему? (1996)
Ах, Одесса моя (Коминформ-центр, 1996)
Первый поцелуй. Популярные мелодии прошлых лет (1996)
Я другой такой страны не знаю (Коминформ-центр, 1996)
Как вернее бить врагов. Песни о Сталине - 2 (1997)
Дорогая моя столица (Фирма Мелодия, 1997)