Мультимедийная выставка по экологии в библиотеке. Экология: заголовки книжных выставок в библиотеке

01.02.2017

«Природу нужно беречь, как мы бережем человека.
Потомки никогда не простят нам опустошения земли,
надругательства над тем, что принадлежит не только нам,
но и им по праву».
К. Паустовский

5 января 2016 года подписан Указ Президента Российской Федерации о проведении в Российской Федерации в 2017 году Года экологии и одновременно Года особо охраняемых природных территорий. Его проведение намечено в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.

Год экологии - это хороший повод, чтобы вспомнить о том, что природа позаботилась о нас, подарив нам огромное количество необходимых ресурсов, а также напоминание о том, чтобы о ней позаботились.
На территории Липецкой области есть множество красивых уголков, созданных самой природой: живописные реки, долины, обширные луга и поля. Довольно много памятников природы: заповедник «Галичья гора», Воронежский государственный природный биосферный заповедник. О них необходимо знать и взрослому населению, и детям, чтобы сберечь и сохранить для последующих поколений эти природные богатства.
Детская библиотека-филиал №1 им. А.С.Пушкина представляет книжные выставки , на которых представлены красочные познавательно-увлекательные книги, рассказывающие о природе. Они посвящены актуальной и захватывающей теме – отношениям человека к природе. Из данных книг можно узнать о произрастающих на территории России редких растениях, грибах, птицах, цветах и животных, которые нужно спасти и сберечь для будущих поколений. Большой интерес представляют книги о заповедниках, где люди решили сохранить природные условия такими, какими они бывают без вмешательства человека. Читатели узнают много интересного о диких животных, живущих на свободе, непроходимых лесах и таинственных морских глубинах.



Кромсая лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька,
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого… пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды.
Всё меньше окружающей природы,
Всё больше окружающей среды.
Р. Рождественский

В отделах Иркутской областной детской библиотеки имени Марка Сергеева для читателей развёрнуто несколько интересных книжных выставок.

Экспозиции приурочены к Году экологии и Году особо охраняемых природных территорий России, под эгидой которых в нашей стране проходит 2017 год. Масштабные акции организованы для привлечения внимания общества к проблеме сохранения природных богатств страны и проведения комплекса охранных мероприятий. Главная задача выставок – рассказать юным читателям, как сберечь и преумножить природные богатства России. К слову, 11 января отмечается День заповедников и национальных парков России.

В отделе обслуживания читателей 10–15 лет открылись сразу две книжные выставки – «Необыкновенные истории путешествий» и «Загадочный мир растений».

Достойное место в экспозиции «Необыкновенные истории путешествий» заняли книги серии «Великие русские путешественники», изданные при поддержке Русского географического общества. Эти книги рассказывают о том, как на протяжении столетий открывали новые страны и континенты известные ныне российские географы-путешественники: Фаддей Беллинсгаузен, Иван Гончаров, Витус Беринг, Николай Миклухо-Маклай, Иван Крузенштерн, Николай Пржевальский и другие. Книги этой серии повествуют о различных путешествиях, в том числе в Арктику, Антарктику, Сибирь, Китай, Тянь-Шань. Эти великолепные по оформлению книжные издания, с цветными фотографиями, картами, иллюстрациями, конечно же, помогут юным читателям по-новому увидеть мир, познакомиться с обычаями населяющих его народов, узнать о маршрутах великих путешественников.





А вот полистав экологические журналы «Свирель», представленные на выставке «Загадочный мир растений» , юные читатели смогут узнают о чудо-дереве, самом большом на земле, и о том, какие травянистые растения зимой под сугробами отращивают листья и бутоны.

Любителям загадочного адресована книга «Животные, растения. Мифы и легенды». Это роскошное издание – увеличенный формат, отличные иллюстрации и очень интересный текст. Книга знакомит с биологическими особенностями растений и животных и со связанными с ними мифами и легендами. Авторы книги – ведущие учёные.

Школьный путеводитель «Самые удивительные растения» расскажет о растениях-убийцах, растениях-бутылках, о капусте-мутанте и многих других удивительных растениях.

Кроме того, читатели найдут на выставке уникальное ярко иллюстрированное издание – «Красная книга. Растения России». В нём рассказывается, какие растения исчезают и каким грозит полное вымирание, и можно ли их спасти. Читатели узнают, почему то или иное растение занесено в Красную книгу, как его узнать в природе, где оно произрастает, а также значение и применение его человеком.

Вообще, Красные книги бывают разные: национальные, международные и региональные. Первые попытки объединить в одном издании всех исчезающих представителей флоры и фауны человечество предприняло в 1963 году, тогда вышел первый, ещё очень скудный список. Назвать его решили красным, так как именно этот цвет сигнализирует о важном, о том, что нужно выделить и подчеркнуть.




Именно различные издания Красных книг – о видах растений и животных, которые находятся под угрозой исчезновения: «Красная книга России: животные», «Красная книга Земли: животные», «Красная книга растений» – найдут пытливые книгочеи в читальном зале библиотеки на выставке . В экспозиции представлены 11 иллюстрированных книг, среди которых также литература краеведческой направленности – о заповедниках и национальных парках Иркутской области, об уникальном озере Байкал. Издания познакомят юных читателей с феноменом байкальской исключительности.




Главные задачи всех развёрнутых выставок – способствовать формированию экологической культуры у подрастающего поколения, привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды, воспитывать в них бережное отношение к природе.

Выставка в читальном зале продлится до конца января. С двумя другими экспозициями читатели смогут ознакомиться до 14 февраля. Вход свободный.

Уважаемые коллеги!

Наступил 2017 год, завершаются новогодние каникулы, стартует Год экологии в России. Советую вам начать его с оформления постоянно действующей выставки, посвященной главной теме года.

Выставка – один из основных методов наглядной пропаганды литературы, предоставляющей читателям возможность получения дополнительных знаний, формирования и расширения интереса к представленной теме.

Наша задача – сделать выставку яркой, интересной, нестандартной. На выставку, помимо книг и периодики, рекомендую поместить всевозможный иллюстративный материал, аксессуары, содержательно связанные с тематикой и дополняющие её в качестве фона. Однако, какой бы не была книжная выставка, не стоит забывать, что в центре внимания всё же должна оставаться книга, а вся атрибутика является лишь её дополнением.

Существует определенный порядок разработки и оформления книжной выставки, состоящий из следующих этапов:

1. Выбор темы.

С темой мы определились, это выставка, посвященная Году экологии в России.

2. Определение целевого и читательского назначения

Наша выставка должна иметь четкий читательский адрес, для кого вы оформляете выставку: для детей младшего или старшего возраста, либо для родителей или руководителей детским чтением. Книжные выставки для детской аудитории отличаются от выставок, создаваемых для взрослых. Они обязательно должны быть яркими, бросающимися в глаза, чему помогут: яркие издания, игрушки, поделки из бумаги и природного материала. Выставки для детей могут содержать элементы игры (ребусы, загадки, кроссворды).

3. Выбор и отбор документов.

С помощью справочно-библиографического аппарата библиотеки: каталогов, картотек, библиографических указателей выявляем все источники – книги, статьи из периодики, иллюстрации, фотодокументы, имеющиеся в библиотеке по данной теме. Затем знакомимся с ними и отбираем те, которые соответствуют цели и читательскому адресу. Предпочтение отдается документам, содержащим новую информацию и имеющие привлекательный внешний вид .

4. Разработка структуры выставки.

Определяем количество разделов и форму выставки.

Например:
выставка-экспозиция

Выставка-игра,
выставка-диалог,
выставка-рекомендация,
выставка-совет,
выставка-чайнворд,
выставка-словарь,
выставка-знакомство,
выставка-презентация

Выставка-откровение,
выставка-настроение,
выставка-поиск,
выставка-календарь

5. Определение заголовка, названия разделов.

После того как вы определились со структурой выставки, переходим к выбору заголовка выставки, определению названий разделов. Название обязательно должно привлекать внимание, быть броским, и информационно емким, точно передавать суть.

Например:

Название разделов должно поэтапно раскрывать тему выставки и дополнять заголовок.

6. Подборка цитат, иллюстраций, предметов.

Предлагаю вам цитаты для выставки

  • Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей. В. Бианки
  • Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире В. Бианки
  • Человечество далее не может стихийно строить свою историю, а должно согласовывать ее с законами биосферы, от которой человек неотделим. Человечество на Земле и окружающая его живая и неживая природа составляют нечто единое, живущее по общим законам природы. В.И. Вернадский
  • Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами. В.И. Вернадский
  • Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать. Гарин Н. (Гарин-Михайловский)
  • Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам… А.И.Герцен
  • Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром. А.И.Герцен
  • Только то прочно и устойчиво, только то и имеет будущее, что сделано в согласии с природой. В.В. Докучаев
  • Отношение человека к окружающей среде – это уже и сам человек, его характер, его философия, его душа, его отношение к другим людям. С.П. Залыгин
  • Поведение человека в природе – это и зеркало его души. К.Л. Зелинский
  • Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, — на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки. Д.С. Лихачев
  • Экология не должна ограничиваться задачами сохранения окружающей среды. Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков, им самим. Д.С. Лихачев
  • Познать природу родного края можно либо своими глазами, либо с помощью книг. М.В. Ломоносов
  • Пойми живой язык природы, и скажешь ты: прекрасен мир! И.С. Никитин
  • Не отдельные белые пятнышки — огромный океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок задает нам природа. В.А. Обручев
  • Нельзя писать книги и не знать, какие травы растут на местных полянах и болотах, чем отличаются листья берез от листьев осин…, улетают ли на зиму синицы, когда цветёт рожь и какие ветры приносят дожди или засуху, пасмурность или ясное небо… К.Паустовский
  • Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение ее свое человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость, или печаль придут в полное соответствие с природой и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни. К. Паустовский.
  • Любовь к родной стране начинается с любви к природе. К. Паустовский
  • Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения. К. Паустовский
  • Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор… прочтены только первые страницы. Д.И . Писарев
  • Охрана окружающей среды – это многогранный и сложный процесс, в котором принимает участие каждый человек. М. Пришвин
  • У каждого человека в мире есть свое уникальное место и каждому в нем необходимо определиться. Если найдешь его и станешь на него, то и самому будет хорошо, и людям будет так, будто для того ты и стоишь на этом месте и только для них-то все и делаешь. М. Пришвин
  • Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину. М. Пришвин
  • Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством. В.Г. Распутин
  • Человечество слишком долго вело себя на планете как неразумный хозяин. Создавая удобства для комфортной жизни, мы напрочь забыли о том, что ресурсы природы, увы, далеко не безграничны, что жить в городах, где воздух грязен и отравлен, придется нашим детям. Настало время вспомнить о том, что природа не прощает ошибок. Человек должен позаботиться о природе, вспомнить, что он и сам – часть этой природы. Разумно ли пилить сук, на котором сидишь? В. Г. Распутин
  • Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить. А.Н. Сладков
  • Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры. В.А. Сухамлинский
  • Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны, торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы. В.А. Сухомлинский
  • Природа и есть тот источник красоты, которого достается на всех, из которого каждый черпает по мере разумения. К.А. Тимирязев
  • Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Л.Н. Толстой
  • Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша. А.П. Чехов

15 апреля в рамках Года экологии библиотеки Устьянского района приняли участие во Всероссийской библиотечной акции "День экологических знаний". В этот день в библиотеках одновременно пошли различные мероприятия: беседы, творческие мастерские, экологические уроки, викторины и многое другое.

В Центральной районной библиотеке прошёл День экологических знаний. Для читателей был подготовлен информационный стенд на котором размещены документы об охране окружающей среды, Указ президента РФ, законы, постановления, права и обязанности граждан. В разделах «Эконовости» и «Экодаты», представлены интересные факты по данной теме. В этот День в библиотеке, для всех читателей, проводился обзор книг, представленных на книжных выставках «Экологический календарь» и «Через книгу – любовь к природе». Книги заставляют задуматься, что необходимо сделать каждому из нас, чтобы сберечь эту красоту для будущих поколений. В день экологических знаний библиотекари провели познавательные уроки для студентов Устьянского индустриального техникума и учащихся Устьянской детской школы искусств и показали электронную презентацию «Путешествие по страницам Красной книги». Они узнали о том, какие животные, птицы и цветы Архангельской области, в том числе и Устьянского района охраняются Красной книгой, что такое Красная книга, почему возникла необходимость в ее создании, какие существуют редкие животные, растения, какие спасены от полного истребления, и каких мы уже не увидим никогда. Студенты проверили свои экологические знания, пройдя онлайн-тест «Экология и человек», где показали отличные результаты. А так же приняли участие в викторине «Лицом к лицу с природой» и заработали призы. Были подготовлены памятки, которые раздавались всем участникам акции. Так же все присутствующие в этот день посмотрели фотографии удивительных поделок из мусора и бытовых отходов, которые привлекают массу внимания к данной проблеме.

Библиотекари Строевской библиотеки пригласили читателей-детей на "Свою игру" по экологии «Буду я природе другом». Ребятам были предложены 30 вопросов в шести категориях: «Народные приметы», «Растения леса», «Животные леса», «Птицы леса», «Грибное лукошко» и «Экологическая культура». В завершении мероприятия был проведён обзор журналов «Свирелька», «Тошка и Кº» и «Свирель». Все участники справились с заданиями и получили заслуженные сладкие призы.

В Советской библиотеке была проведена экологическая игра «Подружись с природой». Библиотекарь пригласила ребят отправиться в виртуальное путешествие по станциям в лесное царство. На первой остановке «Лесная энциклопедия», нужно было по описанию определить о каких деревьях идет речь. Вторая остановка называлась «Жители леса». Ребята отгадывали загадки и отвечали на вопросы викторины-презентации о животных, обитающих в наших лесах. На следующей остановке «Давайте познакомимся» смотрели презентацию о перелетных птицах и по описанию определяли названия птиц, раскрашивали рисунки птиц. А на «Лесной полянке» отгадывали загадки о цветах и лекарственных растениях. Закончилось путешествие по весеннему лесу на станции «Юные экологи». Библиотекарь познакомила с Красной книгой Архангельской области, а ребята перечислили известных им представителей растительного и животного мира, занесенных в книгу.
Воспитанники Коррекционной школы в Киземской библиотеке №2 совершили литературно-экологический круиз "Путешествие с каплей воды". Ребята постарались выяснить, зачем нам нужна вода. С помощью презентации, спустились вниз по реке и оказались на дне океана, смогли познакомиться с удивительными и необычными морскими обитателями. В игре "Кто же это?" определяли кто перед ними: рыба или растение. А в игре "Верю - не верю" раскрывали удивительные факты о морских обитателях, попробовали отгадать, что на самом деле, правда, а что – вымысел. Прослушав стихотворения Б. Заходера "Что случилось с рекой", и Фомушкина В.П. "Что главнее для природы?" узнали, что неразумно расходуя драгоценную воду, мы можем сделать из нашей цветущей планеты безжизненную пустыню.
В Плосской библиотеке прошёл обзор книг с книжной выставки "Экологический календарь": "Красная книга Архангельской области", книги "Экология России", "Об охране окружающей среды", "Животные леса", "Животные водоёмов", "Растения леса", "Лесная аптека" и др. "Путешествие по Красной книге" проведено библиотекарем Березницкой библиотеки для учащихся 4 класса Березницкой школы. Дети принимали активное участие в занимательных играх и конкурсах на тему экологии. Выставка книг «Верность и преданность» о кошках и собаках, была оформлена в Орловской библиотеке. Библиотекарь провела обзор книг с выставки и викторину о домашних любимцах.
Экологический час “Эта удивительная планета Земля!” прошёл в Илезской библиотеке для дошкольников. Дети посмотрели презентацию “100 интересных фактов о планете Земля”, внимательно рассмотрели плакаты по теме “Береги свою планету – ведь другой похожей нету!” В конце мероприятия библиотекарь вслух прочитала стихотворение Л. Панасюк “Красивая наша планета Земля!” В Районной детской библиотеке для детей дошкольного возраста была проведена экологическая викторина «Мир животных. Мир растений». Дети отгадывали загадки о природе и играли в игру «Найди лишнее слово».
Во Всероссийской библиотечной акции "День экологических знаний" приняло участие 150 читателей. При проведении каждого вечера, беседы или викторины библиотекари обращали внимание на экологические проблемы и совместно с читателями старались найти пути их решения.

2017 год объявлен Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий. Его главной задачей является привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, развитие заповедной системы. Актуальность нынешней акции возрастает в связи с тем, что с 2017 года вступает в силу большинство экологических норм, регулирующих выбросы и сбросы загрязняющих веществ, обращение с отходами.

В отделе обслуживания ЦБ оформлены две книжно-иллюстративные выставки «Через книгу к природе!» и «Природа! Как много в этом слове жизни!».

В холле отдела обслуживания на выставке «Через книгу к природе!» представлены издания, затрагивающие тему природы и человека. Человек, «царь природы», создал много проблем нашей планете, ему все труднее найти чистые уголки для своего обитания. Эти книги заставляют задуматься о месте и роли человека в окружающем мире: Коробкин В. И. «Экология и охрана окружающей среды», Елисеева О. «Самые красивые места России», диски «Природа России», «Экология XXI века» и др.

Представлена также литература о состоянии окружающей среды и природопользования Ставропольского края: Блохин Н. «Водные ресурсы Ставрополья», Ю. Кузьминых «Природа дивной красоты».

Особо выделены книги по экологическому праву, в которых можно найти правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере взаимодействия природы и общества: Боголюбов С. А. «Экологическое право», Князев А. Г. «Экологические преступления».

Художественные произведения не только описывают явления природы, но и человека, как часть этой природы. Писатели пытаются образумить человека и показать, что же он натворил в окружающей его среде (Абрамов Ф. А. «О чем плачут лошади», Тургенев И. С. «Записки охотника»). В альбомах репродукций великих художников Саврасова А. К., Шишкина И. И. и др. отображено все многообразие и величие природы.

На абонементе выставка «Природа! Как много в этом слове жизни!» знакомит читателей с произведениями о природе общепризнанных классиков Пушкина А. С., Бунина И. А., Паустовского К. Г. и ставропольских писателей Ходарева В., Слядневой В., Рыбалко С. В их книгах открывается мир природы, они призывают беречь и охранять ее всеми силами своего существа.

Приглашаем всех желающих познакомиться с книжными выставками и выбрать понравившуюся книгу!

  • Подсказка:


    Нажмите для просмотра! Нажмите для просмотра!
  • Подсказка: Наведите курсор на верхнюю часть правой или левой стороны картинки, для просмотра следующего или предыдущего изображения.

    Вы просматриваете изображения из статьи:
    Нажмите для просмотра! Нажмите для просмотра!
  • Подсказка: Наведите курсор на верхнюю часть правой или левой стороны картинки, для просмотра следующего или предыдущего изображения.

    Вы просматриваете изображения из статьи:
    Нажмите для просмотра! Нажмите для просмотра!
  • Подсказка: Наведите курсор на верхнюю часть правой или левой стороны картинки, для просмотра следующего или предыдущего изображения.

    Вы просматриваете изображения из статьи:
    Нажмите для просмотра! Нажмите для просмотра!
  • Подсказка: Наведите курсор на верхнюю часть правой или левой стороны картинки, для просмотра следующего или предыдущего изображения.

    Вы просматриваете изображения из статьи:
    Нажмите для просмотра! Нажмите для просмотра!
  • Подсказка: Наведите курсор на верхнюю часть правой или левой стороны картинки, для просмотра следующего или предыдущего изображения.

    Вы просматриваете изображения из статьи:
    Нажмите для просмотра! Нажмите для просмотра!