ТЕКСТОВАЯ РАСШИФРОВКА УРОКА:
Если через точку пространства проведены три попарно перпендикулярные прямые, на каждой из которых выбрано направление и единичный отрезок, то говорят, что задана прямоугольная система координат в пространстве.
Прямые с выбранными на них направлениями называются осями координат и обозначаются так: Ох, Оy, Оz, имеют свои названия: ось абсцисс, ось ординат и ось аппликат соответственно, а их общая точка - началом координат. Обычно она обозначается буквой О.
Вся система координат обозначается Охуz.
Если через оси координат Ох и Оу, Оу и Оz, Оz и Ох провести плоскости, то такие плоскости будут называться координатными плоскостями и обозначаться: Оху, Оуz, Оzх соответственно.
Точка О разделяет каждую из осей координат на два луча. Луч, направление которого совпадает с направлением оси, называется положительной полуосью, а другой луч — отрицательной полуосью.
В прямоугольной системе координат каждой точке М пространства сопоставляется тройка чисел, которые называются ее координатами. Они определяются аналогично координатам точек на плоскости.
Посмотрим, как это делается.
Проведем через точку М три плоскости, перпендикулярные осям координат, и обозначим через М₁, М₂ и М₃ точки пересечения этих плоскостей соответственно с осями абсцисс, ординат и аппликат.
Первая координата точки М (она называется абсциссой и обозначается обычно буквой х) определяется так: х = ОМ₁, если М₁ - точка положительной полуоси;
х= - ОМ₁, если М₁ - точка отрицательной полуоси; х =0, если М₁ совпадает с точкой О.
Аналогично с помощью точки М₂ определяется вторая координата (ордината) у точки М,
а с помощью точки М₃ — третья координата (аппликата) z точки М.
Координаты точки М записываются в скобках после обозначения точки М (х; у; z).
Запомните, что первой указывают абсциссу, второй - ординату, третьей — аппликату.
Найдем координаты точек А, В, С, D, E, F, представленные на рисунке.
Проведем через точку А три плоскости, перпендикулярные к осям координат, тогда точки пересечения этих плоскостей соответственно с осями абсцисс, ординат и аппликат будут координатами точки А. Точка А имеет координаты: абсцисса = 9, ордината = 5, аппликата = 10 и записывается это так: А (9; 5;10).
Аналогично записываются координаты следующих точек:
Точка В имеет координаты: абсцисса = 4, ордината = -3, аппликата = 6
Точка С имеет координаты: абсцисса = 9, ордината = 0, аппликата = 0
Точка имеет D координаты: абсцисса = 4, ордината = 0, аппликата = 5
Точка Е имеет координаты: абсцисса = 0, ордината = 8, аппликата = 0
Точка F имеет координаты: абсцисса = 0, ордината = 0, аппликата = -3
Если точка М (х; у; z) лежит на координатной плоскости на оси координат, то некоторые ее координаты равны нулю.
Если МЄОху (точка М принадлежит плоскости Оху), то аппликата точки М равна нулю: z=0.
Аналогично, если МЄОхz (точка М принадлежит плоскости Оxz), то у = 0, а если МЄОуz (точка М принадлежит плоскости Oyz), то х = 0.
Если МЄОх (точка М лежит на оси абсцисс) ордината и аппликата точки М равны нулю: у=о и z=0. В нашем примере это точка С.
Если МЄОу (точка М лежит на оси ординат), то х=0 и z=0. В нашем примере это точка Е.
Если МЄОz (точка М лежит на оси аппликат), то х = 0 и у = 0. В нашем примере это точка F.
Если все три координаты точки М равны нулю, то это значит, что М=О (0; 0; 0) - начало координат.
Даны координаты четырех вершин куба ABCDA 1 B 1 C 1 D 1: A(0; 0; 0); B(0; 0; 1); D(0; 1; 0); A 1 (1; 0; 0). Найдите координаты остальных вершин куба.
Так как фигура — куб, то все стороны равны единице, все грани являются квадратами.
Точка С принадлежит плоскости Оху, то есть ее координата z равна нулю, координата х равна стороне СД и равна АВ, значит равна единице, координата игрек равна стороне куба СВ, значит равна АД и равна единице.
Аналогично, Точка В 1 принадлежи плоскости Охz, то еcть ее координата y равна нулю, координата х равна стороне координата х равна стороне А1B1 и равна АВ значит равна единице, координата зет равна стороне куба В В1значит равна АА1 и равна единице.
Точка Д 1 принадлежи плоскости Оуz, то еcть ее координата х равна нулю, координата у равна стороне А 1 Д 1 и равна АД, значит равна единице, координата зет равна стороне куба А 1 В 1 , значит равна АВ и равна единице.
Точка С 1 не принадлежит никакой плоскости, то еcть все координаты отличны от нуля, координата х равна стороне C 1 D 1 и равна АB, значит равна единице, координата игрек равна стороне куба В 1 С 1 , значит равна АД и равна единице, и координата зет равна стороне CC 1 , то есть AA 1 и также равна единице.
Найдите координаты проекций точки C(; ;) на координатные плоскости Oxy, Oxz, Oyz и координатные оси Ox, Oy, Oz.
1) опустим перпендикуляры на плоскость Oxy— это CN, на плоскость Oxz - CL, и на плоскость Oyz прямая CR.
Таким образом, проекция точки С на плоскость Oxy это точка N и она имеет координаты икс равный минус корень из трех, игрек равен минус корень из двух на два, зет равнен нулю.
Проекция точки С на плоскость Oxz - это точка L и она имеет координаты икс равен минус корень из трех, игрек равен нулю, зет равен корень из пяти минус корень из трех.
Проекция точки С на плоскость Oyz- это точка R и она имеет координаты икс равен нулю, игрек равен минус корень из двух на два, зет равен корень из пяти минус корень из трех.
2)Из точки N проводим перпендикуляры на ось Ох - прямая NK, а на Оу - прямая NG, и на ось Оz проводим перпендикуляр из точки R- это прямая RP.
Проекция точки С на ось Ох - точка К имеет координаты икс равный минус корень из трех, а игрек и зет равны нулю.
Проекция точки С на ось Оy- точка G имеет координаты икс и зет равны нулю, игрек равен минус корень из двух на два.
Проекция точки С на ось Оz- точка P имеет координаты икс и игрек равны нулю, зет равный корень из пяти минус корень из трех.
Министерство Образования Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школы №18»
РЕФЕРАТ
ПО ГЕОМЕТРИИ
ТЕМА: МЕТОД КООРДИНАТ В ПРОСТРАНСТВЕ
Выполнил ученик 11 класса «C»
Мельник Роман
Руководитель
учитель математики Бакшеева И.К.
Бийск - 2008г
Содержание
Введение ……………………………………………………………..… 3.
Глава 1.
Метод координат: история развития………………………….............4
Координаты точки в пространстве……………………………….…...5
Задание фигур в пространстве………………………………….……...8
Глава 2.
Разложение вектора по координатным векторам. Координаты
вектора………………………………………………………………..……..10
Линейные операции над векторами в координатах…………..………12
Условие коллинеарности двух векторов в координатах……………..13
Простейшие задачи в координатах………………………………….....14
Скалярное произведение векторов и вычисление угла между векторами через их координатами……………………………………….…………15
Вычисление углов между прямыми и плоскостями…………………..16
4. Глава 3.
4.1. Применение координатного метода к решению стереометрических
задач………………………………………………………..…………….. 19
Заключение. ……………………………………………………………. .26
Список литературы……………………………………………………... 27
Введение
Тема моей работы «Метод координат в пространстве». Данная тема актуальна на сегодняшний момент для любого выпускника средней школы так как:
Цель работы: систематизировать знания по данной теме и рассмотреть применение данного метода при решении различных стереометрических задач.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
позволяет многие экзаменационные геометрические задачи решать аналитически, что требует меньшего объема знаний по геометрии и значительно сокращает время выполнения;
данный метод лежит в основе аналитической геометрии, которая изучается в курсе высшей математики.
изучить теоретический материал по теме;
систематизировать и обобщить изученный материал;
выявить особенности применения метода;
рассмотреть применение метода координат к решению стереометрических задач;
сравнить применение метода координат с другими методами к решению стереометрических задач.
Применяемые методы :
метод анализа и синтеза,
метод сравнения.
Глава 1
1. Метод координат: история развития.
Метод координат – это способ определять положение точки или тела с помощью чисел или других символов.
Числа, с помощью которых определяется положение точки, называют координатами точки.
Хорошо известные нам географические координаты определяют положение точки на поверхности Земли – каждая точка на земной поверхности имеет две координаты: широту и долготу.
Чтобы определить положение точки в пространстве, нужны три числа. Например, чтобы определить положение спутника, можно указать высоту его над поверхностью Земли, а также широту и долготу точки, над которой он находится.
С помощью метода координат можно изложить почти весь курс школьной геометрии без единого чертежа, используя только числа и алгебраические операции. Например, окружность можно определить как совокупность точек, удовлетворяющих уравнению, а прямую линию как совокупность точек удовлетворяющих уравнению
. Таким образом, с помощью данного метода удалось связать между собой, казалось бы, совершенно разные науки алгебру и геометрию. Данное установление связи было, по существу, революцией в математике. Оно восстановило математику как единую науку.
Создателем метода координат считают французского философа и математика Рене Декарта (1596-1650), который в последней части большого философского трактата Декарта, вышедшего в 1637 году, дал описание метода координат и его применение к решению геометрических задач.
Развитие идей Декарта привело к возникновению особой ветви математики, которую теперь называют аналитической геометрией.
Само это название выражает основную идею теории. Аналитическая геометрия – это та часть математики, которая решает геометрические задачи аналитически (т.е. алгебраическими) средствами.
Наряду с Декартом основоположником аналитической геометрии является замечательный французский математик П.Ферма. С помощью метода координат Ферма изучил прямые линии и кривые второго порядка. Изучение аналитической геометрии в пространстве трех измерений существенно продвинул в XVIII веке А.Клеро. Явно и последовательно аналитическую геометрию на плоскости и в трехмерном пространстве изложил Л.Эйлер в 1748 г. в учебнике «Введение в анализ бесконечных».
В
XIX
веке был сделан еще один шаг в развитии геометрии – изучены многомерные пространства. Основной идеей для творцов теории была аналогия с «Геометрией» Декарта. У него точка на плоскости - это пара чисел
, точка в трехмерном пространстве – тройка чисел
; в новой теории точка четырехмерного пространства – это четверка чисел
. У Декарта
- уравнение окружности на плоскости,
- уравнение поверхности шара в трехмерном пространстве; в новой теории
поверхность сферы в четырехмерном пространстве. Аналогичным образом в
n
-
мерной геометрии рассматриваются плоскости, прямые, расстояния между точками, углы между прямыми и т.д.
Идеи многомерной геометрии прочно вошли в математику в конце XIX века, а в самом начале XX века, они нашли применение в специальной теории относительности, где к трем пространственным координатам добавляется четвертая – время. Таким образом, идеи геометрии Декарта, развитые учеными последующих поколений, лежат в основе современной науки.
2. Координаты точки в пространстве .
Говорят, что задана прямоугольная (декартовая) система координат, если через точку пространства проведены три попарно перпендикулярные прямые, на каждой из них выбрано направление и выбрана единица измерения отрезков. Плоскости, проходящие соответственно через оси координат
и
,
и
,
и
, называются
координатными плоскостями
и обозначаются
,
,
.
Координатами точки в пространстве называются координаты проекций этой точки на координатные оси.
Координаты точек:
,
,
,
,
,
,
.
В пространстве, кроме координатных осей, удобно рассматривать еще координатные плоскости, т.е. плоскости, проходящие через две какие-либо оси. Таких плоскостей три:
Плоскость
(проходящая через оси и )- множество точек вида
, где и - любые числа;
Плоскость
(проходящая через оси и )- множество точек вида
, где и - любые числа;
Плоскость
(проходящая через оси и )- множество точек вида
, где и - любые числа.
Для любой точки М пространства можно найти три числа
, которые будут служить ее координатами.
Чтобы найти первое число , проведем через точку М плоскость, параллельную координатной плоскость
(перпендикулярную к оси
x
).Точка пересечения этой плоскости с осью (точка М
1
) имеет на этой оси координату .Это число - координата точки М
1
на оси - называется
абсциссой
точки М.
Чтобы найти вторую координату, через точку М проводят плоскость параллельную плоскости
(перпендикулярную к оси
y
), находят на оси
y
точку М
2
. Число
y
– координата точки М
2
на оси
y
– называется
ординатой
точки М.
Третью координату точки М найдем, проведя аналогичные построения, но перпендикулярно оси z . Полученное число z назовем аппликатой точки М.
3. Задание фигур в пространстве.
Также как на плоскости, координаты в пространстве дают возможность задавать с помощью чисел и числовых соотношений не только точки, но и линии, поверхности и другие множества точек. Посмотрим, например, какое множество точек получится, если задать только две координаты, а третью считать произвольной.
(например,
), задают в пространстве прямую, параллельную оси .
Все точки такой прямой имеют одну и ту же абсциссу и одну ординату. Координата может принимать любые значения.
Рассмотрим еще несколько примеров, показывающих как можно задать в
пространстве различные множества с помощью уравнений и других соотношений между координатами.
1). Рассмотрим уравнение .
Поскольку расстояние точки
от начала координат задается выражением
, то ясно, что в переводе на геометрический язык соотношение
означает, что точка с координатами
, находится на расстоянии
R
от начала координат. Значит, множеством всех точек, для которых выполняется соотношение
, является поверхность шара - сфера с центром в начале координат и радиусом
R
.
2). Рассмотрим, где расположены точки, координаты которых удовлетворяют соотношению
.
Так как это соотношение означает, что расстояние точки
от начала координат меньше единицы, то искомое множество - это множество точек, лежащих внутри шара с центром в начале координат и радиусом, равным единице.
Глава 2
1.Разложение вектора по координатным векторам. Координаты вектора.
Базисом пространства называется любая упорядоченная тройка некомпланарных векторов , , , обозначаемая символом
.
Частным случаем является прямоугольный ортонормированный базис
, где - единичный вектор оси абсцисс, через - единичный вектор оси ординат и через -единичный вектор оси аппликат, т.е.
,
,
,
.
Этот базис
и начало отсчета
О
определяют прямоугольную декартову систему координат
в пространстве.
Теорема 1
Любой вектор пространства можно разложить по координатным векторам, т.е. представить в виде -
,
причем коэффициенты разложения
определяются единственным образом.
Числа
называются координатами вектора , т.е.
. Так как нулевой вектор можно представить в виде
, то все координаты нулевого вектора равны нулю,
.
2. Линейные операции над векторами в координатах.
Правило 1.
Координаты равных
векторов соответственно равны,
т.е. если векторы
и
равны, то
,
и
.
Правило 2.
Каждая координата суммы двух или более векторов равна сумме соответствующих координат этих векторов.
Другими словами, если
и
-данные векторы, то вектор
имеет координаты .
Правило 3.
Каждая координата разности двух векторов равна разности соответствующих координат этих векторов .
Другими словами, если
и
-данные векторы, то вектор
имеет координаты
Правило 4.
Каждая координата произведения вектора на число равна произведению соответствующих координат вектора на это число.
Другими словами, если
-данный вектор, -данное число, то вектор
имеет координаты.
.
Пример .
Найти координаты вектора
, если
,
,
.
Решение.
Вектор имеет координаты
, а вектор
- координаты
.
Так как
, то его координаты
можно вычислить как:
,
,
Значит вектор имеет координаты
.
3.Связь между координатами векторов и координатами точек.
Определение.
Вектор, конец которого совпадает с данной точкой, а начало - с началом координат, называется радиус-вектором данной точки.
- радиус вектор
,
;
Правило 5.
Координаты любой точки равны соответствующим координатам ее радиус - вектора. ,.
Правило 6.
Каждая координата вектора равна разности соответствующих координат его конца и начала.
.
4.Условие коллинеарности двух векторов в координатах.
Пусть в системе координат
заданы два вектора своими координатами
и
.
Правило 7.
Векторы
и
коллинеарны тогда и только тогда, когда их соответствующие координаты пропорциональны,
.
Пример.
а) Рассмотрим векторы
и
.
Координаты вектора
пропорциональны соответствующим координатам вектора
:
Поэтому
, и, следовательно векторы коллинеарны.
б) Рассмотрим векторы
и
.
Координаты вектора
не пропорциональны соответствующим координатам вектора
, например
Значит векторы не являются коллинеарными.
5.Простейшие задачи в координатах .
Задача 1.
Каждая координата середины отрезка равна полусумме соответствующих координат его концов.
, где
,
и
.
,
,
,
б) Вычисление длины вектора по его координатам.
Рассмотрим вектор
,
длина вектора вычисляется по формуле
.
Так как
==,
==,
==, и
, то из равенства
получаем формулу: .
в) Расстояние между двумя точками.
Рассмотрим две произвольные точки: точку
и точку
. Выразим расстояние
d
между точками
и
через их координаты.
Рассмотрим вектор , где .
Но
. Таким образом,
расстояние между точками
и
вычисляется по формуле .
6.Скалярное произведение векторов и вычисление угла между векторами через их координаты.
1) Скалярное произведение векторов
Скалярным произведением двух векторов называется произведение их длин на косинус угла между ними.
т.е.
- острый.
Скалярное произведение ненулевых векторов отрицательно тогда и только тогда, когда угол между векторами - тупой,
т.е.
- тупой.
Для любых векторов , , , и любого числа k справедливы равенства:
1. 0, причем >0 при 0.
2.
(переместительный закон).
3.
(распределительный закон).
4.
(сочетательный закон).
2) Вычисление угла между векторами через их координаты.
Косинус угла между ненулевыми векторами
и
вычисляется по формуле
,
где
7. Вычисление углов между прямыми и плоскостями.
1) Угол между прямыми .
Для решения данной задачи введем понятие направляющего вектора прямой.
Определение.
Ненулевой вектор называется направляющим вектором прямой a , если он лежит, либо на прямой a , либо на прямой, параллельной a .
Пример
Векторы и направляющие прямых a и b , соответственно.
Определение.
Углом между прямыми называется угол между направляющими векторами данных прямых.
Угол между прямыми a и b равен углу между направляющими векторами данных прямых, и .
.
2).Угол между прямой и плоскостью .
Определение.
Углом между прямой и плоскостью называется угол между направляющим вектором данной прямой и ненулевым вектором перпендикулярным плоскости (нормаль).
Пусть
, (
, а
- искомый угол (
).
Тогда
Значит
.
Глава 3.
Применение координатного метода к решению стереометрических задач.
Задача.1
В основании пирамиды МАВС лежит прямоугольный треугольник АВС.
,
AC
=3,
BC
=5. Ребро АМ перпендикулярно АС, АМ=4,
. Найти объем пирамиды.
Решение.
1) Введем прямоугольную систему координат с началом в точке . Ось
направим вдоль ребра
АС
, а плоскость
Ох
y
вдоль основания пирамиды
АВС.
В этой системе координат:
,
,
. Так как по условию
, то точка М лежит в плоскости
xz
и имеет координаты
.
2)
,
.
Найдем высоту пирамиды. Опустим из точки
М
перпендикуляр
М
D
на плоскость
(АВС),
тогда
, т.к.
. Следовательно,
и расстояние между точками
М
и
D
равно , т.к.
.
Найдем значение координаты
z
используя расстояния между точками, содержащими данную координату:
,
. , т.е.
.
Имеем:
Так как
, то Значит высота пирамиды равна
. Следовательно
.
Ответ:
.
Задача.2.
В прямоугольном параллелепипеде
,
,
. Найти:
угол между прямыми
и
.
Решение.
1).Введем систему координат с началом в точке
. Оси
,
и
направим вдоль ребер
,
и
соответственно. Так как угол между прямыми изменяется от
до
, а угол между векторами от
до
, то угол между прямыми
и
равен углу между векторами
и
, если он острый, или смежному с ним, если угол между векторами тупой.
Таким образом,
2).Вычислим угол между векторами
и
.
Найдем координаты векторов, используя координаты точек
и :
,
,
,
.
Тогда координаты векторов
и
.
=
=
=
=
.
Следовательно,
Ответ:
.
Задача 3.
Дан прямоугольный параллелепипед
. Найти угол между прямой
и плоскостью основания
.
Решение.
1) Угол между прямой
и плоскостью
АВ
1
С
– это
угол между прямой и ее проекцией на плоскость. Угол между нормалью к плоскости и прямой
дополняет его до 90
0
, поэтому .
Значит для того, чтобы найти угол между прямой
и плоскостью (
), следует найти угол между прямой
и нормалью к плоскости (
)
.
2) Введем систему координат с началом в точке
. Оси
,
и
направим вдоль ребер
,
и
соответственно.
Координаты точек:
,
,
,
а
.
3) Найдем координаты нормали плоскости (
). Напишем уравнение плоскости (
), подставив координаты точек
A
,
B
1
и
С
в
уравнение плоскости
.
Получим систему линейных уравнений:
Следовательно, уравнение плоскости (
) имеет вид , или
, а вектор нормали имеет координаты
.
Значит
И
.
Ответ:
.
Рассмотрим решение задачи двумя способами.
Задача 4. 1 способ: геометрический.
На ребрах
,
и.
. Проведем прямую - средняя линия треугольника и, т.е. и,
Изученный теоретический материал был систематизирован.
При использовании метода к решению задач были выявлены особенности применения метода:
умение правильного введения системы координат,
правильное определения координат точек,
знание аналитического аппарата метода.
Было рассмотрено применение метода как к решению различных видов задач, так и в сравнении с другими методами.
При выполнении работы столкнулся с трудностями:
при постановке цели и задач;
недостаточный объем теоретического материала в школьном учебнике;
при выявлении особенностей применения метода,
при отборе материала для презентации реферата.
Список литературы.
Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Л.С.Киселева, Э.Г.Позняк . Геометрия, 10-11.М.,Просвещение, 2003.
В.Н.Литвиненко . Практикум по элементарной математике. Стереометрия: Учебное пособие.-М.:Вербум-М, 2000.
И.М .Гельфанд, Е.Г.Глаголева, А.А.Кириллов. Метод координат.-М.:Наука, 1968.
С.Г.Григорьев. Векторная алгебра и аналитическая геометрия. Учебное пособие по высшей математике.-М.:Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.
И.Иванова, З.Ильченкова. Применение координатного вектора к решению стереометрических задач.//Математика, 2007, №2.
А.В.Дорофеев. Декарт и его геометрия.//Математика, 1992, №4.