Признак характеризующий гласные звуки по участию губ. Гласные звуки

Количество звуков речи, встречающихся в различных языках мира, достаточно велико. Количество же типовых звуков (фонем) колеблется в пределах от 12 до 80. Несмотря на различный набор звуков в разных языках, во всех языках мира существуют два типа звуков речи - гласные и согласные. Совокупность гласных звуков образует вокализм (от лат. vocalis - гласный) фонетической системы того или иного языка, а совокупность согласных — ее консонантизм (от лат. соnson?ns, род. п. cоnsonantis - согласный). Классификация звуков может исходить как из акустических, так и артикуляционных признаков. При делении звуков на гласные и согласные и их внутренней классификации чаще всего учитываются те и другие признаки.

Гласные - это звуки, при образовании которых в надгортанных полостях не встречается преград на пути воздушной струи: струя выдыхаемого воздуха свободно проходит через речевой канал. Для гласных звуков типична так называемая разлитая напряженность мускулов всего произносительного аппарата, когда напряжены все речевые органы, принимающие участие в звукообразовании. Степень напряженности может меняться: при большей напряженности произносимый гласный имеет более четкий характер (например, ударный гласный в русском языке). При характеристике гласных отмечают обычно и другие особенности: гласные - это тональные звуки. Для них характерно наличие музыкальных тонов (голоса), которые образуются работой голосовых связок.

Согласные - это звуки, при образовании которых в надгортанных полостях или в гортани обязательно возникает та или иная преграда на пути воздушной струи (в виде сближенных или даже сомкнутых органов речи). Согласные характеризуются сосредоточенным мускульным напряжением в месте образования преграды и более сильной воздушной струей, чем гласные. Кроме того, согласные звуки характеризуются наличием шума, который возникает при преодолении преграды. Примесь музыкальных тонов (голоса) может быть большей или меньшей.

Акустическая классификация звуков речи

Особенности акустической классификации состоят в том, что она описывает одним и тем же набором терминов гласные и согласные звуки. При этом акустическая классификация строится, как правило, на бинарном принципе, то есть двучленных противопоставлениях. Другими словами, применение бинарного принципа в акустической классификации при каждом членении дает два класса звуков речи. Например, признак вокальность - невокальность, основанный на наличии или отсутствии четко выраженной формантной структуры звука, разделяет звуки речи на сонорные (от лат. sonorus - звучный) и шумные. К сонорным (вокальным) относятся гласные и сонорные согласные [м], [н], [л], [р], [j]. К невокальным - шумные согласные [б], [п], [д], [т], [г], [к], [в], [ф], [з], [с], [ж], [ш], [х], [ц], [ч]. Сонорные звуки характеризуются наличием резонаторных тонов, шумы в них или вовсе отсутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, в р разного типа). В шумных согласных тембр определяется характерным для данного звука шумом.


По признаку консонантность — неконсонантность, основанному на низком или высоком общем уровне энергии звука, все звуки делятся на консонантные (все согласные) и неконсонантные (все гласные). По уровню энергии неконсонантные являются сильными звуками, консонантные- слабыми звуками. Данный признак не дублирует предыдущий, поскольку в первом случае некоторые согласные обладают признаком "гласности". Это хорошо видно на следующей табличке, где + обозначает наличие признака, а - (минус) его отсутствие:

Еще один бинарный признак звонкость - глухость, основанный на наличии или отсутствии гармонических колебаний в низких частотах, позволяет разделять все звуки на звонкие и глухие. К звонким звукам относят все вокальные - а это гласные, сонорные согласные и звонкие шумные, к глухим невокальные, то есть глухие шумные. Как уже отмечалось, гласные звуки характеризуются наличием только голоса, в сонорных, или сонантах, голос преобладает над шумом. Звонкие шумные [б], [в], [г], [д], [з], [ж] образуются с преобладанием шума над голосом, а глухие шумные [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш] - без участия голоса.

Акустическая характеристика звуков базируется на экспериментальных данных электроакустики. Она основана как на собственно частотных характеристиках формант, так и на расположении формант в спектре звука. Для описания фонетических систем языков мира обычно используют 12 пар признаков. Кроме отмеченных пар, это такие признаки, как компактность - диффузность, прерывность - непрерывность, напряженность - ненапряженность, резкость - нерезкость, назальность - неназальность, абруптивность - неабруптивность, бемольность - небемольность, диезность - недиезность, высокий тон - низкий тон.

Форманты компактных звуков на спектрограмме занимают центральную часть спектра, форманты диффузных - располагаются по краям спектра. Например, русские с согласные [ж], [к], [р] относятся к компактным, а [б], [с], [ф] - к диффузным звукам. Прерывные звуки на спектрограммах характеризуются резко оборванным краем волны, в то время как у непрерывных существуют переходные тоны. Примером может служить противопоставление русских смычных (прерывные) и щелевых согласных (непрерывные). У напряженных звуков общее количество энергии выше, а длительность звучания больше, ч чем у ненапряженных, например, у немецких согласных [ä-а, ö-о, ü-u].

В акустическом отношении резкие и нерезкие звуки оттличаются интенсивностью шума. При образовании резких звуков в в ротовой полости возникают турбулентные воздушные потоки — завихрения струи, когда часть воздуха идет поперек общего потока, возмущая его. В русском языке к резким звукам относятся аффрикаты [ц, ч"] и дрожащие [р-р"]. Назальность обусловлена участием в образовании звука носового резонатора. К назальными звукам относятся носовые гласные и согласные. Под абруптивностью имеется в виду образование согласных, сопровождаемое гортанной смычкой.

Абруптивные, или глоттализованные, согласные встречаются во многих языках Америки, Кавказа, Дальнего Востока. В акустическом отношении абруптивные характеризуются большей скоростью расходования энергии, чем неабруптивные. У бемольных звуков по крайней мере одна из формант понижена по сравнению с небемольными. Так, в русском языке гласные [а-э-ы-и] - небемольные, а гласные [о], [у] - бемольные, что связано с огубленностью этих звуков. У диезных звуков, в отличие от бемольных, по крайней мере одна форманта в выше, чем у недиезных. Примером диезных звуков могут служить мягкие согласные славянских языков. Противопоставление низкий тон - высокий тон основывается на концентрации энергии в нижних или высоких частотах спектра звука. В русском языке низкую тональность имеют, например, гласные [у, о], твердые согласные, а высокую - гласные [и, э], мягкие согласные.

Для описания фонетической системы русского языка считается достаточным 9 пар признаков. При этом некоторые из них для отдельных звуков оказываются в ряде случаев несущественными, дублирующими, так как их наличие или отсутствие следует из других признаков, предсказывается ими. Например, вокальность [а] предсказывает его неконсонантность; из отсутствия вокальности [с] следует его консонантность.

Артикуляционная классификация звуков речи

Особенности артикуляционной классификации заключаются в том, что гласные и согласные звуки описываются в ней отдельно и, как правило, в разных терминах, что обусловлено спецификой артикуляции этих звуков речи.

Классификация гласных

В разных языках количество гласных не совпадает: например, в современном русском и белорусском языках их по шесть, в современном немецком тринадцать, а в современном английском двадцать один. Таблица гласных звуков Международной фонетической ассоциации (МФА) представлена 25 гласными звуками. Вокализм русского языка считается достаточно простым, в отличие, например, от вокализма английского и французского языков, в которых имеются напряженные и губные передние гласные, долгие гласные и дифтонги.

Артикуляционные классификации гласных строятся на степени подъема языка по вертикали (подъем), степени его продвинутое™ вперед или назад по горизонтали (ряд), на участии или неучастии губ (наличие или отсутствие лабиализации; от лат. lаbium - губа), на положении мягкого нёба.

По степени подъема языка гласные делятся: на звуки верхнего подъема (рус. [и], [ы], [у]), при образовании которых язык занимает самое высокое положение в полости рта; звуки нижнего подъема (рус. [а]), при их артикуляции язык занимает максимально низкое положение в полости рта; звуки среднего подъема (рус. [э], [о]), при их образовании язык занимает среднее положение в полости рта; средних подъемов может быть достаточно много.

При образовании гласных переднего ряда (рус. [и], [э]) язык продвигается вперед в полости рта, заднего ряда (рус. [у], [о]) - назад, среднего ряда (рус. [ы], [а]) - язык вытянут вдоль полости рта.

По участию или не участию губ гласные делятся на лабиализованные (огубленные) и нелабиализованные (неогубленные). Огубленные звуки образуются при округлении и вытягивании губ. В русском языке это [у], [о]. При произнесении неогубленных звуков губы пассивны.

В речевом потоке гласные звуки, помимо своего основного вида, существуют в разнообразных оттенках, которые зависят от различных фонетических условий: от места по отношению к ударению, от соседства с твердыми или мягкими согласными, от места в слове.

По положению мягкого нёба гласные делятся на ротовые, или ртовые, и носовые. При образовании ротовых мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость. При образовании носовых гласных мягкое нёбо опущено и воздушная струя свободно проходит в полость носа. В современном русском языке носовых гласных нет. В древности носовые гласные у славян были, они сохранились до сих пор в польском языке.

Гласные различают также и степенью раствора рта. Например, русский гласный [и] принадлежит к "узким" звукам, поскольку при его произнесении рот почти не раскрывается. И, напротив, звук [а] принадлежит к числу самых "широких" звуков, так как при его произнесении образуется самый широкий раствор рта.

Простейшая таблица русских гласных выглядит следующим образом:

В языках мира существуют и сложные гласные, состоящие из двух элементов, произносимых в один слог и выступающих как одна фонема. Это так называемые дифтонги. Они делятся на нисходящие, или падающие, и восходящие. В нисходящем дифтонге сильным выступает первый элемент звука. Например, в в английском дифтонге [оu] в словах go - идти, home - домой, по - - нет таким является начальный [о] - образный призвук, тогда как второй элемент произносится менее четко. В восходящем ди-фтонге сильным, или слогообразующим, является второй элеменлт звука. Например, в испанских диффтонгах , в словах biеп — хорошо, bиепо - хороший таким выступает конечный [э] - образный призвук.

Классификация согласных

Артикуляционная классификация согласных звуков более сложная, так как согласных звуков в языках мира больше, чем гласных. В отдельных языках количество согласных колеблется от 50 % до 90 % от общего количества звуков. Например, в английском языке 24 согласных и 21 гласный, во французском языке 21 соогласный и 13 гласных, в литовском - 45 согласных и 12 гласных, в армянском соответственно — 30 и 6, в грузинском - 28 и 5, в узбекском - 24 и 6, в эстонском — 16 согласных и 9 гласных звуков (данные В.И. Кодухова). В русском языке насчитывается 36 соглласных и 6 гласных (иногда при-водят и другие цифры).

Основанием классификациии согласных служат следующие артикуляционные признаки:

1) активный орган, образующий пре-граду;

2) место образования преграды;

3) способ образования преграды;

5) положение мягкого нёба.

По активному органу согласные делятся на губные, языч-ные, увулярные, фарингальные и гортанные.

При образовании губных звуков преграда создается смыч-кой нижней губы с верхней или сближением нижней губы с; верхними зубами. В первом случае получаются губно-губные (билабиальные) звуки [п-п", б-б", м-м"], во втором - губно-зубные (лабиодентальные - от лат. labium - губа, dens (dentis) - зуб) [в-в", ф-ф"].

Язычные согласные подразделяются на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. Переднеязычные согласные по месту образования разделяются на зубные и передненёбные. При образовании зубных звуков преграда создается сближением передней части и кончика языка с зубами, зубами и альвеолами или альвеолами. Подавляющее большинство переднеязычных звуков относится к категории зубных: [д-д", т-т", з-з", с-с", н-н", л-л", ц]. Передненёбные образуются поднятием передней части спинки языка или его кончика по направлению к альвеолам и передней части твердого нёба. В русском языке к ним относятся [ж, ш, ч", р-р"].

Артикуляции переднеязычных согласных имеют разнообразие по языкам. В зависимости от положения кончика языка их делят также на дорсальные (от лат. dorsum - спина), апикальные (от лат. apex - верхушка) и какуминальные (от лат. cacumen -острый конец, вершина). Дорсальные образуются приближением передней части спинки языка к верхним зубам и альвеолам (например, рус. [т, н, с]), при этом кончик языка опущен к нижним зубам. При образовании апикальных звуков вместе с передней частью спинки языка к верхним зубам и альвеолам приподнимается и кончик языка (например, англ. ). При образовании куминальных звуков кончик языка приподнят, а передняя часть спинки языка несколько вогнута внутрь (например, рус. [р]).

Среднеязычные согласные образуются сближением средней части спинки языка с твердым нёбом - палатумом, поэтому их иногда называют палатальными (например, рус. [j]).

При образовании заднеязычных звуков преграда создается сближением задней части спинки языка с мягким нёбом, поэтому их также называют велярными (от лат. velaris), или задненёбными. К заднеязычным относятся звуки [г-r", к-к", х-х"].

Образование увулярных звуков характеризуется сближением мягкого нёба и язычка (увулы) с задней частью языка (например, нем. [х] в словах ach, Buch).

При образовании фарингальных, или глоточных, звуков преграда создается сужением глотки, связанным с движением корня языка назад и сокращением мускулов глотки. Фарингаль-ные звуки встречаются в немецком ([h] в словах Held - герой, ha-еп - иметь), арабском и некоторых других языках.

Гортанные, или ларингальные, звуки образуются при смычке или сближении голосовых связок. Гортанные звуки очень близки к фарингальным и часто их не различают (те и другие именуют гортанными).

Таким образом, деление согласных по активному органу наслаивается на их деление по месту образования, что закономерно, так как при образовании звука проявляются все его артикуляционные признаки, выступающие в комплексе, во взаимосвязи. Это относится и к способу образования преграды органами речи, и к работе голосовых связок, и к положению мягкого нёба.

Под способом образования понимается характер преграды и прохода для струи воздуха (свободный, суженный, сомкнутый) при образовании звука речи. По этому артикуляционному признаку все согласные в одном из вариантов классификации делятся на смычные, щелевые, смычно-щелевые, смычно-проходные и дрожащие.

При образовании смычных происходит полная смычка органов речи, которая затем заканчивается "взрывом" под напором воздушной струи, чем объясняется другой термин для этих согласных - "взрывные". Артикуляция смычных имеет три элемента - смычку (имплозию), выдержку и взрыв (эксплозию). Смычка, выдержка и взрыв происходят очень быстро, поэтому эти звуки называют также мгновенными, подчеркивая быстроту их произнесения: рус. [б-б", п-п", д-д", т-т", г-г", к-к"], англ. и др.

Щелевые согласные создаются прохождением воздуха через щель, образуемую органами речи. Щель возникает в ротовой полости - между губами и зубами или между языком и зубами или нёбом. Через нее с трением проходит воздушная струя, поэтому щелевые звуки иначе называют фрикативными (от лат. fricare - тереть): рус. [в-в", ф-ф", з-з", с-с", ж, ш, j, х-х"], англ. и др. Щелевые согласные могут быть однофокусными и двухфокусными. При образовании однофокусных согласных воздушная струя проходит через одно препятствие, то есть один фокус, в полости рта. При артикуляции двухфокусных препятствие образуется одновременно в двух местах, то есть в двух фокусах, проходя через которые воздушная струя и создает сложный специфический шум. Примером двухфокусных согласных являются русские [ш, ж].

Смычно-щелевые согласные возникают в результате полного смыкания органов речи и последующего перехода затвора в Щель: рус. [ц, ч]. Иными словами, приступ аффрикаты- смычный, а отступ - щелевой. Смычно-щелевые звуки по-другому называют аффрикатами (от лат. affricata - притертая).

Смычно-проходные звуки образуются, когда воздушная струя обходит возникшую смычку органов речи. В зависимости от пути прохождения струи воздуха смычно-проходные делятся на носовые и боковые. При образовании носовых мягкое нёбо опускается и закрывает проход в ротовую полость, воздух проходит через нос: рус. [м-м", н-н"]. Боковые, или латеральные (от лат. lateralis - боковой), возникают при просачивании воздуха по бокам языка: рус. [л-л"].

Дрожащие согласные образуются ритмическим колебанием кончика языка, то есть вибрацией, поэтому иначе они называются еще вибрантами. В русском языке это звуки [р-р"].

Как уже отмечалось при акустической классификации звуков, по соотношению голоса и шума все согласные делятся на сонорные и шумные; последние в свою очередь разделяются на звонкие и глухие.

Наряду с основной артикуляцией при образовании звуков в каждом языке есть дополнительная, создающая специфическую окраску тембра. По дополнительной окраске среди согласных выделяют палатализованные, или мягкие, и непалатализованные, или твердые.

Палатализация заключается в дополнительном поднятии передней или средней части спинки языка к твердому нёбу. Согласный [j] в этой системе занимает особое место: он всегда мягкий — палатальный, так как при его образовании есть только основная артикуляция средней части спинки языка к твердому нёбу и нет добавочной. В разных языках степень палатализованности согласных звуков различна. Существуют языки, которым палатализация неизвестна.

Процесс противоположный палатализации называется веляризацией (от лат. velum palati - нёбная занавеска). При веляризации задняя часть спинки языка продвигается к мягкому нёбу.

Предложенная классификация очень неполно отражает реальное многообразие звуковых различий согласных, существующих в фонетических системах языков мира. Простейшая таблица русских согласных может быть представлена следующим образом:

Способ артикуляции Место артикуляции Участие голоса и шума
Губные Язычные
губно-губные губно-зубные переднеязычные среднеязычные заднеязычные
зубные передненебные
Смычные б-б" д-д" г- г" зв.
п-п" т-т" к-к" гл.
Щелевые в-в" з-з" ж j зв.
ф-ф" с-с" ш- ш " х-х" гл.
Смычно-щелевые ц ч" гл.
Смычно-проходные носовые м-м" н-н" сон.
боковые л-л" сон.
Дрожащие р-р" сон.
тв. м. тв. м. тв. м. тв. м. палат. тв. м.
Отсутствие или наличие палатализации

Таким образом, акустическая и артикуляционная классификация звуков речи показывает, что каждый звук обладает рядом признаков, которые сохраняются или не сохраняются, когда звук оказывается в соседстве с другими в потоке речи.

Язык - поистине чудесный дар человечеству. Это совершенное орудие общения имеет сложное устройство, представляет собой систему Традиционно, начиная изучение языка, обращаются к фонетике - разделу науки о языке, предметом рассмотрения которого являются звуки речи, а конкретнее, классификация гласных и

Фонетика

Фонетика предназначена для изучения речевых звуков. Она занимает особое положение, которое определяется тем, что предмет её изучения - единицы языка, имеющие материальную природу. Звучащая речь образуется органами речи человека и колебаниями воздуха. Восприятие звучащей речи происходит органами слуха человека.

Фонетика имеет дело с самой минимальной единицей языка - звуком речи. Таких звуков бесконечное множество. Ведь произносит их каждый по-своему. Но можно выделить среди этого многообразия такие звуки, которые произносятся одинаковым способом. Способ образования - основа для классификации звуков.

Главное, - классификация гласных и согласных звуков. Артикуляционно и речи бывают или обеспечивают речь певучестью. Согласные - шумом.

Согласные же звуки получаются, когда воздух преодолевает препятствия на своём пути. Они состоят из голоса и шума либо только шума. Разные способы образования и преодоления этих препятствий позволяют отличать согласные звуки друг от друга. На этих различиях строится классификация гласных/согласных звуков русского языка. Ее принципы мы рассмотрим далее.

Фонетика является разделом языкознания, в котором изучаются артикуляционные и акустические особенности речевых звуков. Артикуляционная фонетика занимается изучением анатомо-физиологической природы звука и механизмов его производства. Акустическая фонетика исследует звук как колебательные движения, осуществляемые прохождением его через голосовые связки и ротовую полость. Предметами изучения акустической фонетики являются его высота, сила, долгота и тембр.

Акустическая классификация гласных звуков

Знакомство с фонетикой обычно начинается с изучения гласных звуков. Не будем отступать от традиций, которые обусловлены большей их значимостью. Они являются слогообразующими. Согласные примыкают к гласным.

Какая классификация гласных и согласных звуков станет предметом нашего внимания для изучения гласных звуков в первую очередь?

Сначала рассмотрим акустические особенности гласных:

  • все эти звуки образуются при помощи тона голоса;
  • характеризуются ударностью и безударностью, то есть бывают слабыми и сильными;
  • слабые гласные короткие по звучанию, при их произнесении не требуется напрягать голосовые связки;
  • сильные гласные отличаются более долгим произношением и с напряжением голосовых связок.

Тон гласных звуков не является смыслоразличительной характеристикой. Может передавать только эмоциональное состояние говорящего или грамматический смысл. Например, в вопросительном предложении более высоким тоном произносится гласный в слове, несущем наибольшую смысловую нагрузку.

Слабые и короткие звуки называются в русском языке безударными. Сильные и долгие являются ударными. Ударение является в нашем языке незакреплённым и выполняет чаще всего грамматическую функцию: дом (ед. ч.), дома (мн. ч.). Иногда ударение бывает смыслоразличительным: зАмок (сооружение), замОк (устройство для запирания двери).

Классификация гласных звуков по артикуляционным особенностям. Огубленные/неогубленные гласные

Артикуляционная классификация гласных звуков гораздо шире, чем акустическая. Кроме голоса они образуются губами, языком и нижней челюстью. Звук формируется определённым способом и характеризуется следующими признаками:

  • участием губ в его образовании;
  • степенью подъёма языка;
  • горизонтальным движением языка в ротовой полости.

Гласные могут образовываться с помощью вытягивания губ, тогда они имеют название огубленные (лабиализованные). Если губы не участвуют при образовании гласного, то он называется неогубленным (нелабиализованные).

Огубленные гласные образуются при выпяченных вперёд, сближенных друг с другом губах. Воздух проходит через узкое пространство, образованное сложенными в трубочку губами, ротовой резонатор удлиняется. Степень огубленности бывает разная: у гласного [о] меньшая, а гласный [у] характеризуется большей степенью огубленности. Остальные гласные являются неогубленными, то есть нелабиализованными.

Гласные по степени вертикального движения языка, то есть по подъёму

По тому, как поднимается к нёбу язык, гласные звуки бывают:


Чем ниже подъём, тем шире открывается рот и ниже опускается челюсть.

Гласные по горизонтальному движению языка

Гласные по горизонтальному движению языка во рту тоже распределяются на три группы:

  • Переднего ряда - это звуки [и], [э]. При их образовании переднюю часть языка нужно поднимать к передней части нёба.
  • Среднего ряда - это звуки [а], [ы]. При их образовании поднимается средняя часть языка к средней части нёба.
  • Заднего ряда - [у], [о]. При их образовании задняя часть языка приподнимается к задней нёбной части.

В обобщённом виде классификация гласных звуков отражается в треугольнике гласных. Его вы можете увидеть на рисунке ниже.

Оттенки гласных звуков

Деление по ряду и подъёму никак не соответствует всему богатству и разнообразию гласных. Вообще классификация гласных/согласных звуков русского языка гораздо шире, чем дано в учебниках школьной программы. Как первые, так и вторые могут иметь варианты произношения. Это зависит от позиции, в которой они стоят.

Кроме звука [и] есть тот, который произносится с чуть большей открытостью рта и подъёмом языка более низким, чем [и]. Такой звук имеет название [и] открытый. В транскрипции обозначается [и э ]. Пример: леса [л"и э са"].

Не столь открытым является звук [ы э ]. Например, в слове "железный", который произносится как [жы э л"э"зный].

В слабой позиции, перед ударным слогом вместо звуков [а], [о] произносится нелабиализованный звук . Он по положению языка занимает место между [а] и [о], например: трава [тр/\ва"], поля [п/\л"а"].

Существуют ещё редуцированные гласные, их называют ещё ослабленными звуками. Это [ъ] и [ь]. [ъ] - это звук среднего ряда средненижнего подъема. [ь] - этот звук является звуком переднего ряда средненижнего подъёма. Примеры: паровоз [пър/\во"с], водяной [въд"и э но"й]. Ослабление их произношения обусловлено удалённостью этих гласных от ударения.

Звуки [и э ], [ы э ], , [ъ], [ь] встречаются лишь в поло-жении без ударения.

Зависимость гласных звуков от мягкости согласных

Изменение произношения гласных в зависимости от мягких (палатализованных) согласных рассматривает фонетика. Классификация гласных звуков в зависимости от такого соседства может быть представлена следующим образом:

  • Гласные ["а], ["э], ["о], ["у] продвигаются чуть вверх и вперед в начале произношения.
  • Если эти гласные стоят между согласными мягкими, изменения в артикуляции сохраняется на протяжении всего произнесения звука: зять [з"а"т"], тётя [т"о"т"а], тюль [т"у"л"].

Виды ударных гласных

В нашем языке есть шесть позиций, которые представлены разными видами ударных гласных. Все они представлены в таблице ниже.

Виды безударных гласных

Классификация гласных стоящих не под ударением, зависит от близости или удалённости от ударения и препозиции или постпозиции по отношению к нему:

  • Гласные [и], [ы], [у], стоящие в предударном слоге, чуть ослабляются в своей артикуляции, но кардинально не изменяются.
  • Если [ы] стоит после шипящих и твёрдых перед мягким, то он чуть продвигается вверх и вперёд в конце произнесения звука, например в слове ж[ы˙]вет.
  • Звук [у] в самом начале слова, стоя перед согласными мягкими и после твёрдых заднеязычных или шипящих, тоже чуть сдвигается вверх и вперёд в конце произношения. Например: [у˙]тюг, ж[у˙]рить.
  • Гласный [у], если он стоит за мягким согласным, перед согласным твёрдым, сдвигается вверх и вперёд в начале произношения. Например: [л’˙у]бовь.
  • Если [у] находится между согласными мягкими, он сдвигается вверх и вперёд на протяжении всего времени произнесения: [л’˙у˙]бить.
  • Гласные [а], [о], если они стоят после заднеязычных в начале слова, твёрдых и [ц], произносятся как [ㆄ], этот гласный образуется в среднем ряду, по подъёму является средне-нижним, он нелабиализованный.
  • Гласные [а], [о], [э], если они стоят после согласных мягких, [ч], [j] произносятся как [ие], который характеризуется как нелабиализованный гласный, средний между [и] и [э], по ряду образования он передний, по подъёму является средне-верхним.
  • Гласные [э], [о], которые стоят после [ш], [ж], произносятся как [ыэ], он является звуком непереднего ряда, это уже не ы и не э, такой звук можно услышать, например, в слове "прож[ыэ]вать".
  • Гласный [а] после [ш], [ж] произносится как [ㆄ]. Этот звук можно услышать в слове "ш[ㆄ]лить".
  • [и], [ы], [у] ослабляют свою артикуляцию в третьем и во втором предударных слогах, но свой характер произношения не меняют.
  • Гласный [у], если он стоит во втором и третьем предударном слоге, перед палатализованными согласным и за твердыми звуками, не отличается от звука, произносимого в предударном слоге, это касается и гласных [ы] и [и].
  • Гласные [а], [о], [э] в третьем и во втором предударных слогах, в самом начале слова, изменяются по типу слога, стоящего перед ударением - на месте ударных гласных [а], [о] произносится [ㆄ], а на месте [э] произносится [ыэ].

Изменения гласных ударных звуков в заударных слогах отражаются в таблице, представленной ниже.

Заключение

Подводя итоги, можно сделать вывод: на классификацию гласных звуков влияет положение языка. Перемещаясь во рту, он создаёт разные условия для образования звуков. Они воспринимаются как разные гласные.

    Противопоставление гласных и согласных звуков (фонем)

    Принципы классификации согласных

2.1. Классификация согласных по способу образования

2.2. Классификация согласных по месту образования

2.3. Классификации согласных по шумности / сонорностии силе артикуляции

2.4. Дополнительные параметры классификации согласных

    Принципы классификации гласных

3.1. Основные параметры классификации гласных

3.2. Дополнительные параметры классификации гласных

3.3. Монофтонги и полифтонги

Литература

––––––––––––––––––––

      1. Противопоставление гласных и согласных звуков (фонем)

Во всех языках мира есть два класса звуков речи: гласные исогласные . Совокупность гласных образуетвокализм (лат.v ō c ā lis ‘гласный’). Совокупность согласных –консонантизм (лат.consonantis ‘согласный’).Согласных в языках мирабольше , чем гласных [Кодухов, с. 120, 125].

В основе деления звуков речи на гласные и согласные лежит несколько критериев :

    акустический критерий,

    три артикуляционных,

    функциональный.

    Степень звучности (акустический критерий)

В образовании звуков участвуют:

    либо тон ,

    либо шум ,

    либо тон в сочетании с шумом (в различных пропорциях).

Классификация звуков по степени звучности Схема № 1.

звуки речи (фонемы)

┌─────────────┴────────────┐

звучные шумные

┌──────┴─────┐┌─────┴─────┐

гласные сонанты звонкие глухие

согласные

Гласные звуки –максимально звучные , потому что при их образовании в гортани, в результате работы голосовых связок возникаеттон , а в полости глотки и рта воздушная струяне встречает преград , которые могли бы создать шум.

Сонанты (< лат.sonans ‘звучащий’), илисонорные (< лат.sonorus ‘звучный’) – этоособо звучные согласные . При их артикуляции, как и при образовании гласных, образуетсятон в гортани, но в полости рта воздушная струя встречаетпреграду , создающуюшум :

    [м], [н], [л], [р], [j], [ŋ].

В русск. яз. плюс соответствующие мягкие :

    [м’], [н’], [л’], [р’].

Звонкие согласные произносятся с обязательным участиемголосовых связок в гортани, там образуется тон, ношум в полости рта, возникающий при прохождении воздушной струи через преграду,преобладает над тоном . Звонкие согласныеменее звучны , чем сонанты.

Глухие согласные – этошумы , доля тона при их образовании весьма незначительна.

Итак, с акустической точки зрениягласные– звуки, в основе которых лежиттон , асогласные – звуки, в основе которых лежит шум.

Отличия гласных и согласных не являются абсолютными : артикуляционные и акустические различия между гласными и некоторыми сонантами могут вообще отсутствовать [ЛЭС, с. 477]. Напр.,

Фактически мы имеем дело со шкалой звучности (сонорности) .

Полярными по звучности в русском языке являются гласный [а] и согласный [п].

а э о и у м н л р й в з ж …б д г ф с ш х … т кп

гласные сонанты звонкие согласные глухие согласные

Кроме того, степень звучности аналогичных звуков может быть разной

а) в разных языках:

    [l] может быть сонантом и образовывать слог (ср. чеш. v l k ‘волк’),

    он может быть глухим шумным (в корейском, хантыйском и др. языках);

б) в разных фонетических положениях в одном языке:

    ср. в русском языке: [л ]перед гласным (л ампа ) – очень звучный, а в конце слова (сто л ) – оглушенный [Кодухов, с. 110].

«Мнения о возможности разделения гласных и согласных придерживаются далеко не все лингвисты. Так, Соссюр и Граммон распределяют все звуки речи в 7 (или 9) «растворов», где граница гласных и согласных стирается (хотя у Соссюра имеются соответствующие оговорки).

Щерба и его ученики не находят резкой границы гласных и согласных, противопоставляя лишь гласные и шумные согласные […]. Природу сонорных согласных эта теория освещает недостаточно ясно» [Реформатский, с. 170 (примечание)].

    Характер артикуляции (1-ыйартикуляционный критерий)

Наиболее существенный признак, различающий гласные и согласные с физиологической точки зрения:

    гласные образуются благодаря размыкательным движениям произносительных органов («рторазмыкатели»),

    а согласные –благодаря смыкательным («ртосмыкатели»)

(Это различие предложено В. А. Богородицким (1857–1941)).

    Различие в напряженности речевого аппарата (2-ойартикуляционный критерий)

При образовании согласных в речевом аппарате создаетсяпреграда , и напряженность речевого аппараталокализована в месте создания преграды, а при образованиигласных преграды нет , и напряженностьраспределена по всему речевому аппарату.

    Различие в интенсивности воздушной струи (3-ийартикуляционный критерий)

Из-за необходимости преодоления преграды воздушная струя более интенсивна при образовании согласных [ООФ, с. 19–20; Реформатский, с. 171–172].

    Участие в слогообразовании (функциональный критерий)

Как правило, вершиной слога является гласный.

Однако сонорные согласные также могут образовывать слог:

    чеш.: p r st , v l k ,

    англ.: garden .

Ср. русск. доб р , муд р , р жав, ль стить.

Не только сонанты, но и шумные согласные могут образовывать вершину слога (ср.:тсс! ),но

    слогообразующая функция для них нехарактерна и

    в сочетании с гласным не может реализоваться: в сочетании гласный + согласный вершиной слога обязательно является гласный [ЛЭС, с. 165, 477; Вендина, с. 71].

Классификация звуков речи (фонем)

§ 42. Звуки речи можно характеризовать и классифицировать по разным признакам – физическим, или акустическим, и физиологическим, или артикуляционным. При классификации звуков речи, при характеристике отдельных звуков или определенных групп звуков следует строго различать их акустические и артикуляционные признаки, которые в современном языкознании не всегда достаточно последовательно разграничиваются. На это в свое время обращал внимание еще Л. В. Щерба, который в 1912 г. в статье "Русские гласные в качественном и количественном отношении" писал: "Впрочем, самый главный недостаток в наших системах гласных (т.е. в их описаниях. – В. Н.) – это незнание связи между акустическими и физиологическими качествами" . Это не в меньшей степени относится и к описаниям согласных звуков. Сравним, например: "Согласные различаются: 1) по участию шума и голоса; 2) по месту образования шума; 3) по способу образования шума; 4) по отсутствию или наличию палатализации" .

Предлагаемая здесь классификация звуков речи (фонем) основана на их артикуляционных, физиологических признаках.

Гласные и согласные как основные типы звуков речи

§ 43. Артикуляционная характеристика звуков речи, их классификация по артикуляционным признакам начинается с выделения двух основных классов, или типов, звуков – гласных и согласных, которые различаются во всех языках мира. "Первое и главное членение в этой классификации – членение на гласные и согласные" . Артикуляционные различия между гласными и согласными звуками состоят в следующем:

  • 1. При образовании (произношении) гласных звуков путь для прохождения струи выдыхаемого воздуха в речевом канале свободен, открыт, воздушная струя проходит свободно, беспрепятственно; при образовании согласных в речевом канале образуются различные преграды для воздушной струи (ср., например, произношение звуков а и б).
  • 2. Названным различительным признаком определяется различие силы выдыхаемой струи воздуха: при образовании гласных струя воздуха относительно слабая, при образовании согласных – более сильная, способная преодолеть образующуюся в речевом канале преграду. В этом можно убедиться, произнося отдельные гласные и согласные перед пламенем горящей свечи: при произнесении гласных оно колеблется значительно слабее, чем при произнесении согласных.
  • 3. Когда мы произносим гласные, напряженность речевого аппарата и сила струи выдыхаемого воздуха равномерны на протяжении всего их звучания; при произношении согласных напряженность речевого аппарата и сила воздушной струи больше в местах образования преграды и в момент ее преодоления. Это связано с необходимостью преодоления при образовании согласных препятствия, которое при образовании гласных отсутствует. (Под препятствием здесь понимается преграда, затрудняющая прохождение воздушной струи.)

Артикуляция большинства согласных звуков, а именно согласных шумных (т.е. всех согласных, кроме сонорных), отличается от артикуляции гласных также по положению голосовых связок. При образовании согласных голосовые связки менее напряжены, чем при образовании гласных, чем и объясняется преобладание шума над голосом, на что уже обращалось внимание при акустической характеристике звуков речи.

По названным выше артикуляционным признакам разные согласные звуки (разные группы согласных) отличаются от гласных в неодинаковой степени. Наиболее резко противопоставлены гласным взрывные согласные, особенно глухие (п, т, к). Менее ярко проявляются артикуляционные различия между гласными и так называемыми фрикативными, или щелевыми, шумными согласными (такими, как в, ф, х, з, с, ш). Наименее заметны указанные различия между гласными и сонорными согласными, которые по своей артикуляции приближаются к гласным; по положению голосовых связок (следовательно, и по соотношению голоса и шума) они ближе к гласным, чем к согласным; именно поэтому они могут выступать в качестве слоговых (слогообразующих) звуков, функцию которых обычно выполняют гласные (подробнее об этом говорится в § 53). На этом основании сонорные согласные иногда выделяются в особую группу звуков речи, занимающую промежуточное положение между согласными и гласными.

Классификация гласных звуков

§ 44. В артикуляционном отношении гласные звуки различаются в зависимости от работы активных органов речи, а именно: языка, губ, нёбной занавески, или (в иной терминологии) мягкого нёба.

Язык при образовании гласных может занимать разное место по отношению к передней или задней части полости рта и по отношению к нёбу. В зависимости от этого осуществляются две классификации гласных звуков: а) по месту подъема языка, или по месту образования, и б) по степени подъема языка, или по способу образования.

В зависимости от положения языка по отношению к передней или задней части полости рта, т.е. от того, какая часть спинки языка и в каком месте полости рта поднимается к нёбу, различаются гласные переднего ряда, или передние, заднего ряда, или задние, и среднего, смешанного ряда, или средние. При образовании гласных переднего ряда средняя часть спинки языка в той или иной степени поднимается к твердому нёбу, оставляя в передней части полости рта небольшой резонатор. В качестве примеров гласных переднего ряда можно привести русские и, э. При образовании гласных заднего ряда задняя часть спинки языка в большей или меньшей степени поднимается к мягкому нёбу, образуя в полости рта большой резонатор; к ним относятся, например, русские гласные о, у. При образовании гласных среднего ряда вся спинка языка высоко поднята к нёбу, в результате чего образуется резонатор в форме длинной трубы. Примером такого гласного звука может служить русский гласный ы.

В зависимости от положения языка но отношению к нёбу, по степени его подъема, различаются гласные верхнего, высокого подъема, или верхние; нижнего, низкого подъема, или нижние; среднего подъема, или средние. При образовании гласных верхнего подъема язык находится в верхней части полости рта, максимально ограничивая пространство для прохода воздушной струи, поэтому такие гласные называются еще узкими, или закрытыми. К ним относятся, например, русские гласные и, ы, у. При образовании гласных нижнего подъема язык располагается в нижней части полости рта, в результате чего между языком и нёбом создается наиболее широкое пространство для прохода воздушной струи. В связи с этим их называют также широкими, или открытыми. В качестве примера таких гласных можно привести русский звук а. При образовании гласных среднего подъема язык слегка приподнят к нёбу, т.е. занимает положение более низкое, чем при произношении гласных верхнего подъема, и более высокое, чем при произношении гласных нижнего подъема. Такими гласными являются, например, русские э, о.

В зависимости от положения губ, от степени их участия в образовании гласных звуков, различаются гласные губные, огубленные, или лабиализованные (от лат. labium – "губа"), и негубные, нелабиализованные. При образовании губных гласных губы выпячиваются вперед и округляются, создавая относительно узкое отверстие для прохождения струи выдыхаемого воздуха. Губными являются, например, гласные о, у русского и многих других языков, немецкие гласные, обозначаемые на письме буквами б, й, употребляющиеся в словах horen (слышать), mogen (мочь), f!!!iiren (вести), f!!!iinf (пять), Fr!!!iihing (весна) и других подобных. При образовании негубных гласных губы находятся в обычном разомкнутом положении и образуют более широкое отверстие. Можно привести, например, произношение любого русского гласного, кроме названных выше губных (за исключением случаев, когда рядом с гласным произносится носовой согласный, под воздействием артикуляции которого гласный приобретает носовой оттенок).

В зависимости от положения нёбной занавески различаются гласные носовые, или назализованные (от лат. nasalis – "носовой"), и ртовые (ротовые), неносовые, неназализованные, или чистые. Ртовые гласные произносятся тогда, когда нёбная занавеска находится в обычном, приподнятом положении и закрывает проход в полость носа, а поэтому вся струя выдыхаемого воздуха проходит через полость рта. К ротовым относятся, например, все гласные русского языка, а также большинство гласных других языков. Когда нёбная занавеска опускается, открывается проход в полость носа, в которую при произнесении звуков направляется часть воздушной струи. В результате этого гласные приобретают определенный носовой призвук, получаются носовые гласные.

В современном русском языке, как отмечено, все гласные ртовые, т.е. носовых гласных как таковых нет; возможны лишь носовые оттенки различных гласных, возникающие под воздействием артикуляции соседних носовых согласных м, н (о чем речь пойдет ниже, в § 69). Носовые о, э употреблялись в общеславянском, древнерусском языках; в древнерусских текстах они обозначались буквами, называемыми юсами – юсом большим (носовое о) и юсом малым (носовое э) (ср., например: зѫбъ (зуб), пѧть (пять)). Из современных славянских языков носовые о, э хорошо сохранил польский язык, где эти гласные обозначаются на письме, соответственно, буквами q и q (ср. некоторые примеры слов современного польского языка с данными гласными: dqb (дуб), zqb (зуб), rqka (рука), jqzyk (язык)). Употребляются носовые гласные и в других современных языках. Широко распространены они, например, во французском языке. Носовые i и и употребляются в португальском языке. В некоторых диалектах литовского языка сохранились носовые а, е, i, и, которым в литературном литовском языке соответствуют ртовые долгие гласные, обозначаемые на письме особыми знаками (ą, ę, į, ų), например: kqsti (кусать), kqsti (терпеть), gtjsti (мостить), skqstis (жаловаться).

§ 45. Звуки речи, в том числе и гласные, различаются не только но характеру преграды, создаваемой в речевом канале различными органами речи и определяющей объем и форму резонатора, но и в зависимости от продолжительности артикуляции соответствующего звука. Иными словами, звуки речи различаются не только качественно, но и в количественном отношении, т.е. возможны звуки краткие и долгие.

Уже говорилось о том, что долгота (длительность) звуков речи определяется разными факторами, в частности фонетическими условиями их употребления – местом словесного ударения, характером соседних согласных и др. В то же время во многих языках краткость и долгота звуков речи, прежде всего гласных, является их постоянным, неизменным признаком, различается независимо от фонетических и иных условий употребления: краткий и долгий гласные определенного качества могут употребляться в одних и тех же фонетических условиях (ср., например, в литовском языке: pilis (за́мок) и arklys (прыжок); в чешском – pas (паспорт) и pas (пояс); в литовском – bukas (тупой) и biikas (бук), didis (большой, великий) и dydis (величина, размер), linas (лен) и lynas (линь), kasti (копать, рыть) и kqsti (кусать), siusti (беситься) и siysti (посылать, отправлять), mano (мой) и mano , соцдоговор , алчба [ʌldzba], начдив , учгиз ).

Во многих языках звонкие аффрикаты, так же как и глухие, употребляются в качестве самостоятельных фонем (ср., например, в польском языке: dzban (жбан, кувшин), dzwon (звон), wiedza (знание), dzien" (день), dziura (дыра), dzokej (жокей), dzungla (джунгли); в литовском: dziazas (джаз), dziungles (джунгли) и др.

Кроме названных переднеязычных аффрикат в некоторых языках произносятся аффрикаты губные; ср., например, в немецком языке: Apfel (яблоко), Pferd (лошадь), Pfiff (свист, свисток).

Смычно-проходными называются согласные, при образовании которых струя выдыхаемого воздуха проходит через надгортанные полости минуя смычку. В зависимости от того, каким путем проходит воздушная струя, среди смычно-проходных согласных различаются носовые и боковые. Носовыми , или назальными (от лат. nasalis – "носовой"), называются смычно-проходные согласные, при образовании которых воздушная струя проходит через полость носа. Это согласные типа русских м, н. Боковыми , или латеральными (от лат. lateralis – "боковой"), называются согласные, при произнесении которых воздушная струя проходит через полость рта, по ее краям, по бокам языка (в некоторых языках – с одной его стороны). Примером таких звуков может служить русский согласный л.

Во многих языках среди смычно-проходных согласных различаются свистящие и шипящие согласные, которые называются по акустическим свойствам (ср. в русском языке з и ж, с и ш и др.). Артикуляционно они различаются по характеру создаваемой органами речи щели. При образовании свистящих согласных создается "узкая щель со сложной конфигурацией" , в результате чего возникает "резкий высокочастотный шум" . При образовании шипящих согласных создается щель более широкая, чем при произношении свистящих. Промежуточное положение между шипящими и свистящими занимают употребляющиеся в некоторых языках шепелявые согласные. Такие звуки нередко произносятся при определенных дефектах речи.

Щелевые (щелинные) согласные, иначе фрикативные (от лат. fricare – "тереть"), или спиранты (от лат. spirans , родительный падеж spirantis – "дующий, выдыхающий"), представляют собой звуки, при образовании которых преграда создается путем сближения речевых органов (без полного их смыкания, что происходит при произнесении смычных), между которыми остается узкое пространство (щель) для прохождения воздушной струи; такие звуки возникают в результате трения выдыхаемого воздуха о стенки образующейся щели. Щелевыми являются такие согласные, как, например, русские в, ф, з, ж, с, ш, х и др.

Дрожащие согласные, или вибранты (от лат. vibrans , родительный падеж vibrantis – "дрожащий, колеблющийся"), – это звуки, которые образуются в результате повторения смычки и щели, что происходит при вибрировании (дрожании) кончика языка или другого активного органа речи. К дрожащим относятся русский переднеязычный сонорный согласный р и некоторые другие звуки близкой артикуляции, употребляющиеся в разных языках, например губно-губной шумный, произносимый в русском и в других языках в междометном слове тпру (возглас, которым останавливают лошадь), переднеязычный шумный, обозначаемый в графике чешского языка буквой!!!г, например в словах!!!feka (река), !!!femen (ремень), !!!rasa (ресница), !!!псЬку́ (редкий), !!!pfenesti (перенести).

§ 47. Кроме рассмотренных артикуляционных признаков согласных (места и способа образования), при их классификации учитываются и другие признаки, например положение (поведение) голосовых связок, наличие или отсутствие дополнительной артикуляции.

В зависимости от положения голосовых связок различаются согласные звонкие и глухие. При произношении звонких согласных голосовые связки сближены, напряжены и находятся в состоянии колебания, вибрируют, в результате чего образуется голос, сопровождающий шум. К звонким относятся, например, русские согласные б, в, г, д, з и др. Когда же голосовые связки расслаблены и находятся в неподвижном состоянии, т.е. не участвуют в артикуляции, образуются глухие согласные, представляющие собой чистые шумы, например русские п, ф, к и др. Для произнесения звонких согласных требуется более сильная струя воздуха, поэтому они называются также сильными; глухие согласные произносятся при более слабой воздушной струе, поэтому их называют еще слабыми.

Большинство согласных в разных языках образуют пары по звонкости – глухости (ср., например, в русском языке: б – п, д – т, г к, з с, ж – ш). Члены таких пар различаются только положением голосовых связок и силой воздушной струи; в остальном артикуляции разных парных согласных одинаковы.

По этому же признаку (т.е. по положению голосовых связок) различаются также согласные шумные и сонорные (от лат. sonorus – "звучный"), или сонанты (от лат. sonare – "звучать", sonans, родительный падеж sonantis – "звучащий"), В лингвистической литературе две названные группы согласных чаще всего характеризуются по акустическим признакам: шумные согласные определяются как звуки, при произношении которых преобладает шум, сонорные – как звуки, у которых преобладает голос. По этому (акустическому) признаку сонорные согласные ближе к гласным, чем к согласным.

В русском языке к сонорным относятся согласные л, м, н, р и соответствующие парные мягкие (иногда к ним относят также звуки в и j ), к шумным – все остальные. Среди шумных согласных есть и глухие, и звонкие; сонорные же согласные обычно являются звонкими, хотя в некоторых случаях могут произноситься как глухие, например, в конце некоторых слов (словоформ) в положении после глухих согласных: вепрь, вихрь, вопль, литр, метр, песнь, косм (родительный падеж множественного числа от косма); в повышенно-эмоциональной речи может произноситься и глухой j, например, в словоформах отдай, открой .

В некоторых языках отдельные глухие сонорные согласные употребляются как самостоятельные фонемы, например глухое l в хантыйском языке, глухие носовые в эскимосском .

По наличию или отсутствию дополнительной артикуляции, а именно дополнительного подъема языка к нёбу, различаются согласные твердые и мягкие . Артикуляция мягких согласных отличается от артикуляции твердых тем, что при произношении первых "передняя часть языка приподнимается по направлению к твердому нёбу" или, по другому определению, мягкие согласные образуются "при сближении средней части спинки языка с твердым нёбом и продвижении всей массы языка вперед" .

Большинство согласных в разных языках образуют пары по твердости – мягкости (ср. произношение начальных согласных в следующих парах русских слов (словоформ): быть бить, выть – вить, мал – мял, нос нёс, пыл пил и т.п.). Некоторые согласные таких пар не образуют. Это, например, русские твердые ж, их, мягкий ч (который в определенных фонетических условиях может произноситься твердо, как, например, в положении перед твердым ш в словоформе лучше), твердые д и т в белорусском языке, эти же согласные в польском и др. Различие в положении языка при образовании твердых и мягких согласных нетрудно обнаружить произнося парные по твердости – мягкости звуки один вслед за другим.

Основывается на акустической и артикуляционной характеристике звуков.

I. Акустическая классификация

Акустически звуки речи разделяются на сонорные (звучные) и шумные.

Сонорные - шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, сонорные согласные м, н, л, р, й);

В шумных (а это только согласные) тембр определяется характером данного шума.

Т.е. с акустической точки зрения звуки делятся на гласные, состоящие из тона, и согласные, образованные шумом или сочетанием шума и тона.

II. Артикуляционная классификация

> рассматривает звуки речи с точки зрения их произношения, т.е. артикуляции.

Артикуляцией называется работа органов речи (легких; дыхательного горла; гортани; голосовых связок, расположенных поперек гортани; полости рта, полости губ, языка и др.), направленная на производство звуков речи.

По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные.

  • - активные органы речи производят движения, необходимые для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся: голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева (фаринкс) и вся нижняя челюсть;
  • - пассивные органы не производят самостоятельной работы при звукообразовании и выполняют вспомогательную роль. К пассивным органам речи относятся зубы, альвеолы, твердое нёбо и вся верхняя челюсть.

Артикуляция каждого звука складывается из трех частей:

Начальный переходный элемент - приступ (или экскурсия) звука, когда органы речевого аппарата из спокойного состояния перестраиваются для произнесения звука в рабочее положение

Стадия стационарной части - выдержка, когда органы установились для данной артикуляции,

Конечный переходный элемент - отступ (или рекурсия), когда органы возвращаются в нерабочее состояние.

Классификация гласных

Гласные звуки - это звуки речи, при образовании которых выходящая струя воздуха не встречает препятствий в полости рта, и поэтому в акустическом плане характеризуются преобладанием музыкального тона, или голоса.

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [э], [и], [ы], [у]. Они наиболее отчетливо слышатся под ударением.

При произношении гласных кончик языка не играет роли; он обычно опущен вниз, а артикулирует спинка языка своей передней, задней и реже средней частью.

Гласные классифицируются по следующим основным артикуляционным признакам:

1) Ряд, т.е. в зависимости от того, какая часть языка приподнимается при произношении.

При подъеме (1-2-3) части языка образуются

  • 1. передней - гласные переднего ряда (и, э, ь),
  • 2. средней - гласные среднего ряда (ы, ъ),
  • 3. задней - гласные заднего ряда (о, у).
  • 2) Подъем, т.е. в зависимости от того, как высоко приподнята спинка языка, образуя резонаторные полости различного объема.

Наиболее простая схема предусматривает три подъема:

гласные нижнего подъема (а),

среднего подъема (э, о, ъ, ь),

верхнего подъема (и, ы, у).

3) Лабиализация - участие губ в артикуляции звука.

В зависимости от того, сопровождается ли артикуляция звуков округлением вытянутых вперед губ или нет,

различаются огубленные (губные, лабиализованные): о,у

и неогубленные гласные.

4) Назализация - наличие особого «носового» тембра, возникающего в зависимости от того, опущена небная занавеска, позволяя струе воздуха проходить одновременно через рот и нос, или нет.

Носовые (назализованные) гласные произносятся с особым «носовым» тембром.

5) Долгота. В ряде языков (анг., нем., лат., древнегреческий, чешский, венгерский, финский) при одинаковой или близкой артикуляции гласные образуют пары, члены которых противопоставляются по длительности произнесения, т.е. различаются

напр., краткие гласные: [а], [i], [o], [u] и долгие гласные: [а:], [ i:], , .

Для русского языка долгота гласных не имеет смыслоразличительного значения, однако можно заметить, что гласные под ударением более долгие, чем в безударной позиции.

6) Дифтонгизация

Во многих языках гласные делятся на монофтонги и дифтонги.

Монофтонг -артикуляционно и акустически однородный гласный.

Дифтонг - сложный гласный звук, состоящий из двух звуков, произносимых в один слог. Это особый звук речи, у которого артикуляция начинается иначе, чем заканчивается. Один элемент дифтонга всегда сильнее другого элемента.

Дифтонги бывают двух видов - нисходящие и восходящие.

В русском языке дифтонгов нет.

Дифтонгоид - это ударный неоднородный гласный, имеющий в начале или конце призвук другого гласного, артикуляционно близкого к основному, ударному. Дифтонгоиды имеются в русском языке: дом произносится «ДуоОоМ».

Классификация согласных

Согласными называются звуки речи, состоящие только из шума, или из голоса и шума, которые образуются в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды.

В составе согласных звуков русского языка имеется 37 звуковых единиц

Согласные различаются

  • 2) По наличию или отсутствию голосового источника
  • 4) По месту образования шума
  • 5) По тембровой окраске (по твердости-мягкости).
  • 1) По соотношению шума и голоса
  • (С точки зрения акустики согласные различаются по соотношению шума и голоса и по наличию или отсутствию голосового источника).

Сонорные характеризуются тем, что в составе этих звуков голос преобладает над шумом. В современном русском языке к ним относятся: л-л", м-м", н-н", р-р", j .

Шумные согласные характеризуются тем, что их акустической основой является шум, однако есть шумные согласные, которые образуются не только с помощью шума, но при некотором участии голоса.

согласные звуки делятся на:

А) Звонкие:

сонанты ([л-л"], [м-м"], ]н-н"], ]р-р"], [j]),

шумные звонкие образуются с помощью шума, сопровождаемого голосом. В современном русском языке к ним относятся: [б-б"], [в-в"], [г-г"], [д-д"], [з-з"], [ж], [ ж?" ].

Б) Глухие: шумные глухие образуются с помощью шума, без участия голоса. При произношении их голосовые связки не напряжены и не колеблются. В современном русском языке к ним относятся: [к-к"], [п-п"], [с-с"], [т-т"], [ф-ф"], [х-х], [ц], [ч"], [ш], [ ш?" ].

Большинство шумных согласных русского языка противопоставляются по глухости - звонкости:

[б] - [п], [б"] - [п"], [в] - [ф], [в"] - [ф"], [д] - [т], [д"] - [т"], [з] - [с], [з"] - [с"], [ж] - [ш], [г] - [к], [г"] - [к"]

Непарными звонкими согласными являются сонорные.

Непарными глухими: шумные глухие: [ ш?" ], [ц], [х-х"], [ч"].

  • 3) По способу образования шума
  • (По артикуляционным признакам исходными являются способ образования и место образования).

Способ образования: суть этого способа - в характере преодоления преграды.

На основе этого признака выделяются 2 группы согласных:

Щелевые (иначе: фрикативные, спиранты, щелевые, щелинные, проточные, придувные) - образуются, когда те или иные органы во рту, сближаясь, создают щель, в которой струя воздуха производит трение о стенки прохода: [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [щ], [j], [х], а также и гортанные придыхательные [h].

Смычные - образуются, когда на пути струи воздуха соприкасающиеся органы создают полную преграду (смычку), которую либо надо прямо преодолеть, либо струе воздуха следует искать обхода смычки; эти согласные подразделяются на ряд подвидов в зависимости от того, как преодолевается смычка.

Смычные подразделяются на группы в зависимости от характера преграды:

взрывные. У них смычка завершается взрывом (п, б, т, д, к, г);

аффрикаты. У них смычка без взрыва переходит в щель (ц, ч);

смычно-проходные. При их произношении органы речи полностью смыкаются, но не прерываются воздухом, так как воздух проходит через нос или рот:

носовые, у которых смычка без взрыва (м, н).

боковые (ротовые, латеральные) (л), у которых сохраняются смычка и щель (бок языка опущен);

дрожащие (вибранты) (р), с попеременным наличием смычки и щели.

4) По месту образования шума

По месту образования шума, т.е. по тому, какие органы речи принимают участие в произношении, звуки делятся на губные и язычные.

А) Губные согласные, при которых преграда образуется при помощи губ или нижней губы и верхних зубов. В русском языке губные делятся на губно-губные ([б], [п], [м], [б"], [п"], [м"]) и губно-зубные ([в], [в"], [ф], [ф"]).

При образовании губных звуков активным органом является нижняя губа, а пассивным - или верхняя губа (губно-губные звуки), или верхние зубы (губно-зубные звуки).

Б) Язычные согласные. В зависимости от того, какая часть языка создает преграду, язычные делятся на:

Переднеязычные могут быть зубными [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л] и нёбно-зубными [ч], [ш], [щ], [ж], [р]

Среднеязычные - средненёбные [j];

Заднеязычные - задненёбные [г], [к], [х].

Переднеязычные по положению кончика языка:

дорсальные (латинское dorsum - спинка): передняя часть спинки языка сближается с верхними зубами и передним небом (с, д, ц, н);

апикальные (лат. арех - вершина, кончик), альвеолярные: кончик языка сближается с верхними зубами и альвеолами (л, анг. [d]);

какуминальные (лат. cacumen - верхушка), или двухфокусные, при артикуляции которых кончик языка загнут кверху (ш, ж, ч) к переднему небу, а задняя спинка поднята к мягкому небу, т.е. имеется два фокуса образования шума.

5) По тембровой окраске

Наличие тембровой окраски артикуляционно связано с особой работой средней части спинки языка к твердому небу - палатализацией или смягчением.

Палатализация (лат. palatum - твердое нёбо) является результатом средненёбной артикуляции языка, дополняющей основную артикуляцию согласного звука. Звуки, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, называются мягкими, а образуемые без нее - твердыми.

Тембровая окраска согласных позволяет обобщать все согласные в 2 больших класса по твердости-мягкости.

Непарные по этому признаку: [j], [ч], [щ]; [ц], [ж], [ш].