Артикуляционная характеристика гласных звуков онлайн. Артикуляционная классификация звуков речи

Артикуляция - скоординированная работа органов речи, необходимая для произнесения звуков. В результате изучения в артикуляционном аспекте все органы речи делятся на:

Активные (губы –labium, язык –передняя часть, средняя ч., задняя ч.,Маленький язычок или uvula, голосовые связки) Пассивные (верхние зубы, альвеолы, твердое небо или palatum, мягкое небо или velum)

Звук характеризуется совокупностью движений всего речевого аппарата.

Артикуляция звука является процессом. Различают 3 фазы артикуляции:

1. Экскурсия - органы речи готовятся к произнесению звука. *при произнесении звонких согласных выдвигаются голосовые связки

2. Выдержка - сохранение положения органов речи для произнесения звука.

3. Рекурсия - возвращение органов речи в прежнее положение или подготовка к произнесению следующего звука.

Работа речевого аппарата обусловлена анатомо-физическим аспектом изучения звукового состава языка, т.е. с точки зрения «механизмов» образования и восприятия звуков.

Из дыхательного аппарата воздушная струя под действием сокращающихся ребер, которые давят на диафрагму и заставляют её подниматься, тем самым она давит на легкие, они сокращаются, воздушная струя выталкивается и через трохею и бронхи поступает в гортань. В гортани располагаются голосовые связки. Голосовые связки – мускульные волокна, которые натянуты вертикально, горизонтально и диагонально, такое расположение дает возможность гол., связкам влиять на характеристику звуков. Гортань состоит из нескольких хрящей 1ый перстневидный, 2ой щитовидный (состоит из 2х частей(щитов) они соединены углом и этот стык соединения направлен вперед. Между ними натянуты мускульные пленки – голосовые связки.)Как только воздушная струя выходит из гортани, она попадает в полость глотки. Из глотки воздушная струя устремляется в ротовой резонатор. На границе ротового резонатора находится небная занавеска. Если она поднята, то воздушная струя легко проходит в ротовую полость, если опущена, то в носовую полость.

Вопрос 21. Принципы классификации звуков речи. Классификация гласных.

Существует 2 типа звуков речи: гласные и согласные

В русском языке 41 СГЛ, 6 ГЛ

Совокупность гласных образует вокализм

Совокупность согласных образует консонантизм

Гласные и согласные различаются: Функционально, артикуляционно, акустически.

Основное различие- роль в слогообразовании . * согл. в слогообразовании яв-ся сонантом (от лат. sono-звучу пою) , гласн. в слогообразовании яв-ся консонантом. Артикуляционные различие ГЛ и СГЛ в различной напряженности произносительного аппарата и отсутствии или наличии фокуса образования.Образование гласных: речевой канал открыт, напряжен весь произносительный аппарат, воздушная струя не встречает на своем пути преграды.Образование согласных: Напряжение локализовано, в месте образования преграды сильная воздушная струя преодолевает преграды в фокусе образования СГЛ, взрывая ее или проходя через щель.Шумы составляют характеристику СГЛ.

Классификация гласных

Основание классификации- ряд и подъем языка, работа губ, назализация, напряжение и долгота.

Ряд определяется по части яыка, к-я приподнимается. =>3 типа ГЛ: передние, средние, задние

Подъем определяется степенью приподнятости языка при образовании ГЛ. => 3 типа подъема:

верхний (ГЛ наз-ся узкими) , средний (средние ГЛ) ,нижний (широкие ГЛ)

Участие губ ГЛ делятся на губные (лабиализованные, огубленные), негубные

Вопрос 22. Классификация СГЛ

1. По доле возникновения шума, тона : СГЛ делятся на шумные и сонорные.

Сонорные: р,л,м,н,й

2. По месту образования преграды СГЛ делятся на губные и язычные.

Губные согласные:

1. губно-губные м,н,п,б

Губно-зубные в,ф

3.межзубные согл th (в русском нет)

Язычные согласные переднеязычные – с,т,д/среднеязычные й, средненеюные г’,х’/ заднеязычные – г,к,х.

Переднеязычные имеют классификации в зависимости от того с каким органом взаимодействует язык –

Зубные (з,с)

Альвеолярные согл

Небные согл (ш,ж)

3. По способу образования:

Все согласные делятся в зависимости от того, как преодолевают преграды в ротовой полости. Если преграда преодолеваемая в ротовой полости образует взрыв, то такие согласные – взрывные.

Смычно-взрывные Б,Л,К,Г,Д,Т.

Смычно щелевые (аффрикаты) – в начале ротовой полости возникает плотная смыка, но эта смычка резко не размыкается а переходит в щель – С,Ч

Фрикативные (щелевые) согл – при их образовании нет плотной смычки а заранее подготавливается нашими органами щель в которую приникает воздушная струя.

Сонорные согл могут быть смычно проходными М,Н

Звук Р – смычно дрожащий.

Звук Л – смычно боковой. Воздушная струя обтекает преграду по бокам.

Смягчение – палатализация , процесс смягчения

при палатализации согл., средняя часть языка приподнимается к тв., небу, отсюда меняется форма ротового резонатора, это приводит к повышению на пол тона звука.

Веляризация (отвердение ) – задняя часть спинки языка поднимается к небной занавеске и твердые согласные имеют более низкий тембр. К дополнительной артикуляции так же относят – нозализацию, фаринголизацию(напряжение стенок глотки), ларинголизацию(сужение в области гортани)

- всегда звонкий и всегда мягкий согл й

- всегда глухой и мягкий ч

Всегда твердый и глухой с

Артикуляционная характеристика звуков речи. Речевой аппарат

Звуки речи образуются в результате определенной работы речевого аппарата. Движения и положения органов речи, необходимые для произнесения какого-либо звука, называются артикуляцией этого звука (от лат. articulare – «членораздельно выговаривать»). Артикуляция звука строится на согласованной работе различных частей речевого аппарата.

Речевой аппарат – это совокупность органов человека, необходимых для производства речи.

Нижний этаж речевого аппарата состоит из дыхательных органов: легких, бронхов и трахеи (дыхательного горла). Здесь возникает воздушная струя, которая участвует в образовании колебаний, создающих звук, и передает эти колебания во внешнюю среду.

Средний этаж речевого аппарата – гортань. Она состоит из хрящей, между которыми натянуты две мускулистые пленки – голосовые связки. При обычном дыхании голосовые связки расслаблены и воздух свободно проходит через гортань. Такое же положение голосовых связок при произнесении глухих согласных. Если же голосовые связки сближены и напряжены, то при прохождении через узкую щель между ними струи воздуха они дрожат. Так возникает голос, участвующий в образовании гласных и звонких согласных.

Верхний этаж речевого аппарата – органы, находящиеся над гортанью. Непосредственно к гортани примыкает глотка. Верхняя ее часть называется носоглоткой. Полость глотки переходит в две полости – ротовую и носовую, которые разделены нёбом. Передняя, костная часть его называется твердым нёбом, задняя, мускулистая называется мягким нёбом. Вместе с маленьким язычком мягкое нёбо называется нёбной занавеской. Если нёбная занавеска приподнята, то воздух идет через рот. Так образуются ротовые звуки. Если нёбная занавеска опущена, то воздух идет через нос. Так образуются носовые звуки.

Полость носа – неизменяемый по объему и форме резонатор. Ротовая полость может менять свою форму и свой объем благодаря движениям губ, нижней челюсти, языка. Глотка меняет форму и объем за счет движения тела языка вперед и назад.

Большей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (как при образовании [п], [б], [м]), сближаться с ней (как при образовании английского [w], известного и русским диалектам), сближаться с верхними зубами (как при образовании [в], [ф]). Губы могут округляться и вытягиваться в трубочку (как при образовании [у], [о]).

Наиболее подвижный орган речи – язык. Выделяют кончик языка, спинку, которая обращена к нёбу и подразделяется на переднюю, среднюю и заднюю части, и корень языка, обращенный к задней стенке глотки.

При образовании звуков одни органы ротовой полости играют активную роль – они совершают основные движения, необходимые для произнесения данного звука. Другие органы пассивны – они неподвижны при образовании данного звука и являются тем местом, где активный орган создает смычку или щель. Так, язык всегда активен, а зубы, твердое нёбо всегда пассивны. Губы же и нёбная занавеска могут играть активную или пассивную роль в образовании звуков. Так, при артикуляции [п] нижняя губа активна, а верхняя пассивна, при артикуляции [у] активны обе губы, а при артикуляции [а] обе пассивны.

Произносительный аппарат:

1 – твердое нёбо; 2 – альвеолы; 3 – верхняя губа; 4 – верхние зубы; 5 – нижняя губа; 6 – нижние зубы; 7 – передняя часть языка; 8 – средняя часть языка; 9 – задняя часть языка; 10 – корень языка; 11 – надгортанник; 12 – голосовая щель; 13 – щитовидный хрящ; 14 – перстневидный хрящ; 15 – носоглотка; 16 – мягкое нёбо; 17 – язычок; 18 – гортань; 19 – черпаловидный хрящ; 20 – пищевод; 21 – трахея

План:

    Строение и работа произносительного аппарата.

    Артикуляционная классификация звуков русского языка.

    1. Артикуляционная классификация гласных звуков

      Артикуляционная классификация согласных звуков

    Строение и работа речевого аппарата

Произносительный аппарат включает следующие органы.

1. Легкие , поставляющие необходимую для образования звуков воздушную струю.

2. Гортань , в которую воздушная струя через бронхи и трахею попадает из легких. Гортань представляет собой трубку, образуемую соединением трех хрящей. Основной частью гортани с точки зрения образования звука являются голосовые связки - две упругие складки, двигающиеся под действием заключенных в них мускулов.

3. Надгортанные полости - полость глотки, полость рта и полость носа . Все они выполняют роль резонаторов. Именно с резонаторными полостями связано понятие артикуляции в собственном смысле слова. Глотка в образовании звуков русского языка играет незначительную роль (есть языки, в которых ее значение является гораздо большим). Основная роль в звукопроизводстве принадлежит полости рта. Ротовой резонатор все время меняет свою конфигурацию благодаря движениям языка и губ.

Наиболее подвижным органом в полости рта является язык . Своим корнем (основанием) он соединен с надгортанником. Сторона языка, обращенная к нёбу, называется спинкой. В фонетике принято (разумеется, условно) различать переднюю часть спинки, обращенную к передним зубам, среднюю часть, обращенную к твердому нёбу, и заднюю, лежащую напротив мягкого нёба. Самая передняя часть языка называется конником. С движениями языка в целом и его частей связана тончайшая дифференциация звучаний.

Переднюю границу ротового резонатора образуют губы - верхняя и более подвижная нижняя. При образовании согласных последняя смыкается с верхней губой или сближается с верхними зубами. При образовании гласных губы вытягиваются в трубочку, округляются или растягиваются в стороны.

Неподвижной передней границей ротового резонатора являются зубы - верхние и нижние. При сближении или смыкании с зубами передней части спинки языка или нижней губы возникает характерный для согласных шум.

Верхней границей ротового резонатора и одновременно границей между полостями рта и носа является нёбо - твердое и мягкое. Твердое нёбо начинается за альвеолами - бугорками над верхними зубами.

Оно условно подразделяется на переднее и среднее нёбо. Мягкое нёбо (оно же заднее нёбо) - это мышечное образование, составляющее заднюю границу полости рта. Оно заканчивается маленьким язычком. Мягкое нёбо иначе называют нёбной занавеской. В опущенном положении нёбная занавеска открывает воздушной струе доступ в полость носа; так произносятся носовые звуки. При поднятой нёбной занавеске воздух в полость носа не попадает; так произносятся все остальные звуки. Полость носа при опущенной нёбной занавеске выполняет роль резонатора. К музыкальному тону и возникающему в полости рта шуму присоединяется специфический призвук - носовой резонанс.

В зависимости от роли органов речи в звукообразовании они разделяются на активные и пассивные. Активные (или действующие) органы совершают те или иные движения, необходимые для образования звуков речи. К ним относятся голосовые связки, нёбная занавеска, язык и губы. К неподвижным, пассивным органам относятся твердое нёбо, зубы и полость носа.

    Артикуляционная классификация звуков русского языка.

Звуки речи делятся на гласные и согласные.

Гласный - это звук, при артикуляции которого воздушная струя свободно проходит через речевой тракт, не встречая преграды.

При образовании нормальной нешёпотной речи голосовые связки напряжены и вибрируют. Качество гласных зависит от конфигурации органов речевого тракта. Воздушный поток, проходящий через речевой тракт, может модулироваться тремя способами. В результате модуляций энергия воздушного потока в определенной своей части преобразуется в акустические колебания. Наиболее мощным источником акустической энергии является гортань, в полости которой находится своеобразный генератор колебательных движений - голосовые связки (две эластичные складки). Последние приходят в колебательные движения при наличии ряда условий: достаточной величине подсвязочного давления, сведении и соответствующем натяжении голосовых связок. Применительно к работе голосовых связок, как правило, говорят о фонации.

При описании артикуляции гласных обычно исходят из положения языка, губ, мягкого нёба. В процессе артикуляции гласных напряженность артикуляции распределена по всей площади речевого тракта. Сила выдыхаемой струи незначительна. Специфика артикуляции гласных зависит от положения активных органов речеобразования - губ, языка, мягкого нёба, маленького язычка - увулы по отношению к пассивным органам - зубам, альвеолам, твердому нёбу.

Согласный - это звук, при произнесении которого в речевом тракте активными органами артикуляции образуется преграда. Органы речепроизводства в момент преодоления преграды напряжены. Сила воздушного потока значительна. Прежде всего это относится к произнесению глухих согласных. Особое качество согласных зависит от типа шума, который образуется, когда, например, язык, губы или маленький язычок преграждают путь потоку воздуха. При артикуляции согласных механизм воздушных модуляций сводится к возникновению турбулентности в потоке воздуха, проходящего через речевой тракт. Отличительной характеристикой артикуляции согласных является напряженность речевого тракта. Особенно четко эта напряженность локализована в месте преграды. Сила выдыхаемой воздушной струи, т.е. степень воздушности, больше у согласных, чем у гласных.

      Артикуляционная классификация гласных звуков

Артикуляционная классификация гласных звуков основывается на трех признаках:

1) степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали (ряд );

2) степени подъема языка по вертикали по отношению к небу (подъем );

3) участии губ.

1) По ряду гласные делятся на :

Гласные переднего ряда (тело языка находится в передней части рта, средняя его часть поднята к твердому нёбу) - и, э ;

Гласные среднего ряда (язык не продвинут вперед, не оттянут, средняя и задняя части языка подняты так, что его поверхность плоская) - ы, а, ъ ;

Гласные заднего ряда (тело языка находится в задней части рта, задняя часть языка поднята к мягкому нёбу) - у, о.

1. Введение

2. Артикуляционная характеристика гласных звуков в русском языке

3. Артикуляционная характеристика гласных звуков в английском языке

4. Сонограммы и осциллограммы английских и русских гласных звуков

6. Список используемой литературы

Введение

Фонетика - наука о звуковой стороне человеческой речи. Это один из основных разделов языкознания (лингвистики). Слово "фонетика" происходит от греч. phonetikos "звуковой, голосовой" (phone звук). Особое положение фонетики как науки определяется тем, что она, единственная из всех языковедческих наук, изучает такие единицы языка, природа которых материальна. Материальным носителем звучащей речи являются специальным образом формируемые говорящим колебания воздуха. Слушающий получает информацию о смысле передаваемого говорящим сообщения в первую очередь на основе своего слухового восприятия.

Звук речи – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимая ухом. Это реальный звук, произнесенный конкретным человеком в конкретный момент времени. Разнообразие звуков речи бесконечно. Каждый говорящий произносит звуки по-своему, недаром можно узнать человека, услышав его речь. С другой стороны, мы способны оценить определенные звуки речи как тождественные, с точки зрения принадлежности к тому или иному звукотипу. Этот звукотип, эталон звука, существующего в языковом сознании говорящих, называется звуком языка. Он объединяет похожие, близкие звуки речи и является абстрактной единицей.

В данной работе я хочу рассмотреть образование гласных звуков в английском и русском языке. А так же сделать их сопоставительной анализ.

Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Различаются они артикуляционно и акустически.

1. При образовании гласных воздушная струя проходит через рот свободно, не встречая никаких препятствий. При образовании согласных воздушная струя преодолевает препятствие в ротовой полости. Этим основным артикуляционным отличием между гласными и согласными обусловлены и другие их отличия.

2. Гласные – тоновые звуки, они образуются в результате колебания голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха. Эти колебания периодические, они создают тон, музыкальный звук. Согласные же характеризуются наличием шума. Шум – это непериодический звук, он возникает в результате преодоления воздушной струей различных препятствий.

3. Для гласных характерна слабая струя воздуха, а для преодоления преграды при произнесении согласных необходима более сильная воздушная струя.

4. При образовании гласных мускульное напряжение почти в равной мере распространяется по всей ротовой полости, а при образовании согласных мускульное напряжение сосредоточено в том месте, где возникает преграда.

5. В.А.Богородицкий назвал гласные ртораскрывателями, согласные – ртосмыкателями: чем громче мы хотим произнести гласный, тем шире должны раскрыть рот, чем громче мы хотим произнести согласный, тем теснее должны сблизить органы речи.

6. М.В.Панов привел ещё одно различие между гласными и согласными: гласные можно кричать, а одними согласными кричать невозможно.

Артикуляционная классификация гласных звуков в русском языке.

Гласные – это чисто тоновые звуки. Возникнув в гортани в результате колебаний голосовых связок, музыкальный тон, голос обретает особый тембр в надгортанных полостях. Рот и глотка – это те резонаторы, в которых и формируются различия между гласными. Эти различия определяются объемом и формой резонирующих полостей, которые могут изменяться в результате движения губ, языка и нижней челюсти. Каждый гласный произносится при особом, свойственном только этому звуку положении органов речи.

Классификация гласных звуков основывается на трех признаках:

· участию губ

· степени подъема языка по вертикали по отношению к небу

· степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по гортани

По участию губ гласные делятся на огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабиализованные) (от латинского labium - губа ()абиализованныеи неогудленные ()дленные(о этому звуку положении рагонов огут изменяться в результате ждвижения губобый тембро). При образовании огубленных гласных губы сближаются, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор. Степень огубленности может быть разной: меньшая у [о], большая у [у]. Гласные [ а ] , [ э ] , [ и ] , [ ы ] – неогубленные.

По степени подъема по отношению к нёбу различаются гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у]; среднего подъема [э], [о]; нижнего [ a ]. При артикуляции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее положение. Нижняя челюсть при этом обычно слегка отходит от верхней, создавая узкий раствор рта. Поэтому гласные верхнего подъема называются также узкими. При артикуляции гласных нижнего подъема нижняя челюсть обычно опущена в крайнее нижнее положение, создавая широкий раствор рта, поэтому такие гласные также называются широкими.

По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости его назад по горизонтали различаются гласные переднего ряда: [и], [э]; среднего ряда: [ы], [а] и заднего ряда: [у], [о]. При артикуляции гласных переднего и заднего ряда язык концентрируется соответственно в передней или задней части полости рта. Форма языка при этом бывает различна: при образовании гласных переднего ряда по направлению к передней части нёба приподнимается передняя часть языка, а при образовании гласных заднего ряда приподнимается по направлению к задней части нёба задняя часть языка. При образовании гласных среднего ряда языка либо концентрируется в средней части полости рта и приподнимается средней частью к средней части нёба, как бывает иногда при произношении [ы] (ряд таких гласных иначе называются центральными), либо лежит плоско, как при произношении [а] (ряд таких гласных иначе называются смешанными).

Простейшая таблица русских гласных такова:

Иную схему представляет треугольник гласных:

Более точно представляет артикуляционное пространство трапецоид гласных. Он отражает особенности строения ротовой полости и возможности движений языка: в нижней и задней части рта они более ограничены, чем в верхней и передней.

Но деление на три ряда и три подъема не отражает всего богатства гласных звуков. Так, кроме [и], есть еще звук, произносящийся с несколько большей открытостью рта и чуть более низким подъемом языка. Этот звук называют «[и] открытым»; в более точной транскрипции это «[и] склонный к [э]».

Оттенки звуков можно рассматривать как особые звуки. Тогда и таблица должна быть более детальна. М.В.Панов предложил таблицу с пятью рядами и пятью подъемами (хотя, конечно, и в ней показаны не все гласные русского языка):


Гласный [э] один из самых частых звуков литературного языка. Он произносится в некоторых безударных слогах, например в словах п[э]рехо́д . Под ударением он встречается крайне редко, например в утвердительном да́ , произнесенном с оттенком сожаления [дэ?] («?» Означает резкое смыкание голосовых связок, удар голосовой щели). Изолированное [э] можно произнести, если образовать непрерывный ряд переходных звуков от [ы] к [ a ] и остановиться посередине.

Гласные [а], [э], [о], [у] продвинуты вперед и вверх по сравнению с [а], [э], [о], [у]. Произносятся они между мягкими согласными: пять [п΄äт΄], тётя [т΄ö т΄]я, тюль [т΄ул΄].

Сдвинутость вверх, закрытость гласных переднего ряда [и], [э] между мягкими согласными может обозначаться в транскрипции и иначе: [и], [э], или [и], [э], или [и], [э]. «Крышка» над гласным употребляется и для обозначения напряженности гласного.

Закрытость гласного [э] в первом предударном слоге после мягкого согласного обозначается обычно знаком [э]: в[э]сна́, б[э]га́, р[э]ды́. Такое произношение характерно для эканья – старшей литературной нормы, в отличие от господствующего в современном литературном языке иканья: в[и] c на́, б[и]га́, р[и]ды́.

Гласный [э] произносится под ударением после твердых согласных: ант[э́]нна, м[э́]р, ш[э́]ст.

Гласные [и], [ы], [а] бывают только в безударном положении: [и]скри́ть, д[ы]ши́, в[ a ]да́́. У некоторых говорящих вместо [ a ] звучит [л] – неогубленный гласный, по положению языка средний между [ a ] и [ o ]. Такое произношение, как правило, следы прежнего оканья – различения безударных [ a ] и [ o ].

Конечно, не все гласные звуки представлены в этих таблицах. При более детальном рассмотрении обнаружатся и более тонкие позиционные зависимости звуков. Например, в словах дам и дал обычно транскрибируют один и тот же гласный [ a ]. Но в действительности здесь произносится разные звуки: [ a ] среднего ряда в слове дам и [ a ] средне-заднего ряда в слове дал . Звук [л] вызывает сдвиг предшествующего гласного назад. В словах дома́ и дала́ обычно транскрибируют один и тот же предударный гласный [ a ]. Но при более точной транскрипции следует различать [дама́] и [длла́]: согласный звук [л] здесь воздействует на предударный гласный так же, как на ударный.

МБОУ Пролетарская СОШ № 6 , ОДО «Василёк »

Доклад на тему: «Правильная артикуляция звуков русского языка»

Учитель – логопед Новикова Ирина Алексондровна

Что такое артикуляция и зачем она нужна?

Артикуляция – это работа речевого аппарата для правильного создания звука. При правильной артикуляции происходит четкое расчленение звуков, которые мы можем различать.

Артикуляция в первую очередь является правильным и отчетливым произношением звуков. И основная роль здесь отводится не голосовым связкам, а органам произношения, которые бывают активными (язык и губы) и пассивными (зубы, десны, мягкое и твердое небо).

Произношение слов является довольно сложной системой, к составным частям которой относятся органы дыхания, голосовые связки, полость рта и носа, язык, губы и прочее. Действия этой системы скоординированные между собой и, что не мало важно без приложения усилий говорящего человека.

Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Различаются они артикуляционно и акустически.

Артикуляция гласных звуков.

Гласные – тоновые звуки, они образуются в результате колебания голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха. Эти колебания периодические, они создают тон, музыкальный звук. При образовании гласных звуков воздушная струя проходит через рот свободно, не встречая никаких препятствий. Для гласных характерна слабая струя воздуха. При образовании гласных мускульное напряжение почти в равной мере распространяется по всей ротовой полости.

Классификация гласных звуков основывается на трех признаках:

·участию губ

·степени подъема языка по вертикали по отношению к небу

·степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по гортани

В современном русском языке шесть гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. В зависимости от движения языка в горизонтальном направлении (вперед-назад) гласные подразделяются на:

1) гласные переднего ряда [и], [э] (при их произнесении язык продвигается вперед, а его кончик упирается в нижние зубы);

2) гласные среднего ряда [ы], [а] (при их произнесении язык несколько отодвигается назад);

3) гласные заднего ряда [у], [о] (при их произнесении язык отодвигается назад в большей степени).

В зависимости от степени подъема языка к нёбу, т. е. движения языка по вертикали, различаются:

1) гласные верхнего подъема [и], [ы], [у] (при их образовании язык поднят к нёбу в наибольшей мере);

2) гласные среднего подъема [э], [о] (при их образовании язык поднимается к нёбу менее высоко);

3) гласные нижнего подъема, к которым относится только [а] (при его образовании язык не приподнят или приподнят в минимальной степени, нижняя челюсть опущена и широко раскрыт рот).

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ

Участие губ

Неогубленные

Сгубленные

Ряд

Передний

Средний

Задний

Подъем

Верхний

Средний

Нижний

Артикуляция согласных звуков.

Согласные звуки (37 шт.) - это звуки речи, при произнесении которых воздушная струя встречаетразличные преграды, они состоят из шума или из голоса и шума. Шум – это не периодический звук, он возникает в результате преодоления воздушной струей различных препятствий.

Для преодоления преграды при произнесении согласных необходима более сильная воздушная струя.

При образовании согласных мускульное напряжение сосредоточено в том месте, где возникает преграда.

В характеристику согласных звуков входят следующие основные признаки:
1. Место образования
Данный признак зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается (губно-зубные, переднеязычные и т. д. звуки).
2. Способ образования.
Это характеристика препятствия в полости рта на пути воздушной струи и способа его преодоления (щелевые, смычные и дрожащие согласные).
3. По уровню шума (по степени его интенсивности)
По этому признаку все согласные делятся на сонорные и шумные.
4. Глухие и звонкие.
Определяются по отсутствию или наличию при их произношении голоса (тона).
5. Твердые и мягкие.
Отличаются характерной для каждой из этих групп артикуляцией.

При образовании звуков преграду могут создавать либо сдвинутые губы, либо губа и зубы, либо язык при взаимодействии с зубами или нёбом.

Тот орган, который перемещается для образования преграды, является активным. Это или нижняя губа, или какая-либо часть языка (задняя, средняя, передняя). А тот орган, который остается неподвижным при производстве звука, является пассивным. Это или верхняя губа, или верхние зубы, или какая-нибудь часть нёба (задняя, средняя, передняя).

Таким образом, можно выделить следующие группы звуков:

Губно-губные звуки [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’];

Губно-зубные звуки [ф], [ф’], [в], [в’];

Язычные, переднеязычные, зубные звуки [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [л], [л"], [н], [н’];

Язычные, переднеязычные, нёбные звуки [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [р], [р’] [ч’];

Язычный, среднеязычный, средненёбный звук [j]; - язычные, заднеязычные, задненёбные звуки [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

ГУБНЫЕ П, ПЬ, Б, БЬ, М, МЬ

Губные звуки, или двугубные: п, пь, б, бь, м, мь. При произнесении этих звуков происходит смычка, образованная верхней и нижней губами.

Звук и буква П

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [П] - твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук П"


Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [П"] - мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Б

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Б] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Б"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Б"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква М

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [М] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и не размыкаются, воздух выходит через нос. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук М"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [М"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и не размыкаются, воздух выходит через нос. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

ЯЗЫЧНО-ЗУБНЫЕ С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Т, ТЬ, Д, ДЬ, Н, НЬ, Л, ЛЬ

Язычно-зубные: с, сь, з, зь, ц, т, ть, д, дь, н, нь, л, ль. При этих звуках передний край или кончик языка артикулирует
относительно передних зубов (резцов).

Звук и буква С

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [С] - твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук С"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [С"] - мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква З

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [З] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук З"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [З"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква Ц

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Ц] - всегда твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: Вначале спинка языка круто выгнута и касается бугорков за верхними зубами, кончик языка упирается в нижние зубы. Затем спинка языка опускается до положения занимаемого при произнесении звука [С], а кончик языка остается на месте. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Т

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Т] - твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук Т"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Т"] - мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка отрывается от бугорков. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Д

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Д] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Д"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Д"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка отрывается от бугорков. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква Н

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Н] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Н"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Н"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква Л

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Л] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в верхние зубы или бугорки за верхними зубами, средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка поднята, боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Л"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Л"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Губы растянуты в улыбке. Передняя часть языка касается бугорков за верхними зубами, средняя часть спинки языка приподнята, задняя часть спинки языка опущена, боковые края языка опущены. Язык напряжен. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

ЯЗЫЧНО-АЛЬВЕОЛЯРНЫЕ Р, РЬ

Язычно-альвеолярные: р, рь. Эти звуки получаются в результате вибрации переднего края языка у альвеол.

Звук и буква Р

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Р] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка касается бугорков за верхними зубами, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Р"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Р"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Губы немного растянуты. Передняя часть языка касается бугорков за верхними зубами или верхних зубов, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Язык напряжен. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

ЯЗЫЧНО-ПЕРЕДНЕНЁБНЫЕ: Ш, Ж, Ч, Щ

Язычно-передненёбные: ш, ж, ч, щ. При произнесении этих звуков язык передним краем или передней спинкой образует смычку или сужение в передней части нёба, за альвеолами. Произнесению этих звуков способствует легкое выдвижение и округление поэтому они могут быть названы лабиализованными.

Звук и буква Ш

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Ш] - всегда твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к верхней части нёба, но не касается его, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Ж

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Ж] - всегда твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к верхней части нёба, но не касается его, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква Ч

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Ч] - всегда мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается неба за бугорками, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Щ

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Щ] - всегда мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

ЯЗЫЧНО-ЗАДНЕНЁБНЫЕ: К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ, Й

Язычно-задненёбные: к, кь, г, гь, х, хь, й. Они получаются в результате смыкания или сближения задней спинки языка с задней частью нёба.

Звук и буква К




Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [К] - твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук К"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [К"] - мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Г



Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Г] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Г"



Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Г"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква Х



Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Х] - твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Х"



Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Х"] - мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Й



Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Й] - всегда мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы растянуты в улыбке, зубы видны, кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Для того чтобы человек произносил различные звуки правильно, его органы артикуляции, губы, язык, мягкое нёбо, нижняя челюсть, должны быть достаточно подвижными. В процессе того, как ребенок учится говорить, сила, точность движений этих органов постепенно развиваются, а сама речь становится более внятной, дифференцированной. Ускорить этот процесс можно только постоянными тренировками органов речи. Именно на это и направлен ряд специальных упражнений для укрепления и развития подвижности языка, губ, щек, уздечки. Артикуляционная гимнастика для дошкольников преследует цель научить ребенка говорить правильно .

Неправильно произносить ребенок может любой звук, но чаще всего это относится к звуку Л,Р, свистящим и шипящим.

Как правило нарушается произношение трудных по артикуляции звуков. Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в искажениях, либо в заменах.

Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребёнок говорит « ыба », в середине слова (пароход – « паоход ») и в конце слова (шар – « ша »).

Искажение звука выражается в том, что вместо правильного произноситься звук, которого нет в фонетической системе русского языка. Например: велярный и увулярный р (картавость), когда при произношении звука вибрирует тонкий край мягкого нёба или маленький язычок (увуля) вместо кончика языка; межзубные с, з, ц, ш, ж, щ, ч , когда при произнесении звука кончик языка вываливается между резцами; боковое произнесение звуков с, з, ц, ш, ж, щ, ч , когда при произнесении звука провисает край языка и звук приобретает хлюпающий оттенок; двугубный л , когда звук произноситься с помощью губ и похож на звучание английского звука w и др.

Замены звука другим звуком, имеющимся в фонетической системе русского языка. Замены звуков могут быть следующими:

Замены звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными т и д тулак » вместо кулак и т.п.);

Замена звуков одинаковых по месту образования и различающихся по способу образования, например замена щелевого переднеязычного звука с переднеязычным взрывным т тумка » вместо сумка ит.п.);

Замены звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например щелевой переднеязычный с щелевым губно-зубным ф фамки » вместо санки и т.п.);

Замена звуков одинаковых по способу и месту образования, но различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими (« пулка » вместо булка и т.п.);

Замена звуков одинаковых по способу образования и по активному органу артикуляции, но различающихся по признаку твёрдости и мягкости, например твёрдый мягким или мягкий твёрдым (« сюп » вместо суп и т.п.).

Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, звука Р – ротацизм, звука Л – ламбдацизм, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизмом, звука Р – параротацизм, звука Л – параламбдацизм.

Системное выполнение ряда не сложных упражнений помогает ребенку быстрее, а самое главное – правильно, освоить правильную артикуляцию звуков. Это в дальнейшем помогает избежать сложностей в общем развитии речи ребенка.

Если ребенок уже научился произносить правильно звуки в отдельных словах, но в устной речи искажает или пропускает их, то, в таком случае звуки необходимо автоматизировать. Одним из способов автоматизации являются чистоговорки.

Чистоговорка – это ритмичная, зарифмованная фраза, содержащая сочетание звуков, слогов, слов и используемая для улучшения произношения звуков .

Они наполнены изучаемым звуком максимально, дефектно произносимые звуки по возможности исключены. Такие чистоговорки дети повторяют и заучивают охотнее. Ребенок их может повторять за взрослым, проговаривать после заучивания. Чтобы ребенку было интересно автоматизировать звуки, одни и те же чистоговорки можно произносить по-разному: тихо, громко, медленно, быстро.

Зачем нам чистоговорки?

Эти упражнения способствуют улучшению дикции детей и взрослых, помогают приучить органы артикуляции к быстрой смене положения при произнесении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечеткое произношение (то, что называется «каша во рту»).

Рекомендации к проведению упражнений:

1. Произносите чистоговорки сначала медленно, четко

артикулируя каждый звук.

2. Постепенно увеличивайте темп, не снижая при этом качество

произношения.

3. Можно проговаривать стихи сначала шепотом, стараясь

активно работать губами и языком. А затем – громко, с

такой же активностью органов артикуляции .

Чистоговорки со звуками Р, Р’

Ро- ро- ро --- Рома уронил ведро.

Ру- ру- ру --- Веру за руку беру.

Ирь- ирь- ирь --- у Ирины снегирь.

Ерь- ерь- ерь --- открыл Ярик дверь.

Чистоговорки со звуками Л, Л’

Ла- ла, ла – ла, ла- ла --- салат ела Алла.

..Лы-лы-лы --- у Милы пазлы.

Ле-ле-ле --- ели с Леной мы суфле.

Ли-ли-ли --- У Леонида корабли.

Чистоговорки со звуками С, С’

Са-са-са --- на санках Сашиных лиса.

Со-со-со- --- дали Соне колесо.

.Ес-ес-ес --- собирался Сеня в лес.

Яс-яс-яс --- Ярослав пустился в пляс.

Чистоговорки со звуками З, З’

За-за-за --- у Захара коза.

Зу-зу-зу --- зонтик Зое привезу.

Из-из-из --- это Зиночкин каприз.

Ез-ез-ез --- стоит Зоя у берез.

Чистоговорки со звуком Ш

Ша-ша-ша --- наша Маша хороша.

Шу-шу-шу --- кушал Миша кашу.

Ше-ше-ше --- сшили шапку Даше.

Ша-ша-ша --- у Ксюши нет карандаша.

Чистоговорки со звуком Ж

Жа-жа-жа --- У Снежаны два ежа.

Жу-жу-жу --- я с Сережей дружу.

Жи-жи-жи --- Женю за руку держи.

Потешки.

Петушок, петушок, отдай Маше гребешок!

Мы кормим нашу Машу. Маша, Маша, кушай кашу.

Тише, мыши, тише, мыши! Кот пришел на нашу крышу.

Чистоговорки способны развивать не только произношение, но и другие стороны речи ребенка: фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь, чувство ритма. в дальнейшем это поможет ребенку легче освоить учебную программу в школе.