Дата:
Класс:
Тема: «Звук и буква М».
закрепить четкое произношение звуков ибукв [м], [м‘], буквами “М”, “м”;
Коррекционно-развивающая
Коррекционно-воспитательная :
Оборудование:
Ход урока
1. Организационный момент.
Живет она в норке
В подполье, в каморке.
Серая малышка
Кто это? (мышка)
Произнесите несколько раз это слово. Какой звук слышится в начале слова?
- (Звук [м])
Какой он гласный или согласный?
-(Согласный, при произношении образуется преграда из губ)
Звонкий или глухой?
Назовите слова, в которых есть звук [м]
-(Машина, молоко, малыш, магнитофон, март, май)
Получилась буква М? – Да!
3. Основная часть.
Знакомство со звуком [М].
Голодная - мычит,
Сытая - жует,
Всем детям молоко дает. (Корова )
Воздух выходит через нос;
Горлышко «работает».
Фонетическое упражнение.
Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».
м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы; мак, Оля, муха, дом, суп, мука;
Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]:
ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.
Повторить слоговой ряд:
ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.
Скороговорка: Мама мыла Милу мылом. - Произносите скороговорку с разными интонациями (удивления; радости; печали).
Игра “Догоняй-ка” (Работа продолжается до тех пор, пока произношение детьми не достигнет темпа скороговорки)
4. Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
-
Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.
Игра “Дополни слоги до слов”
ма- (машина, малина, матрешка, мальки)
мо- (море, морж, мойка, мост, мох)
му – (мусор, муха, муравей)
мы – (мышка, мышь, мысли)
ми – (мишка, миска, минута, мир)
ме – (месяц, метр, мебель, мех, мел)
Чтение слогов и чистоговорок.
Ма-ма-ма - дома я сама.
Му-му-му - молоко кому?
Мо-мо-мо - едим эскимо.
Ми-ми-ми - поем ноту ми. (Слайд 17).
Письмо буквы М в тетради.
5.Итог занятия.
говорили на занятии ?
Какой это звук?
Каким цветом обозначаем?
Дата:
Класс:
Тема: «Звук и буква М».
Коррекционно-образовательная: Познакомить детей с новыми звуками [м], [м‘], буквами “М”, “м”; учить сравнивать звуки, различать буквы; .
Коррекционно-развивающая формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения; делить слова на слоги; развивать умение анализировать слова, познавательные интересы и способности; развивать речь, внимание, память; обогащать словарный запас;
Коррекционно-воспитательная : развивать внимание, самоконтроль; развивать коммуникативные и речевые навыки.
Оборудование: индивидуальные зеркала, карандаши, мячик,
Ход урока
1. Организационный момент.
Игра «Запомни – повтори»
Гном – альбом – дом – ком 3 – 4 варианта цепочки
- Что общего в словах?
Муха – мыло – малина – моток 3 – 4 варианта цепочки
- Что общего в словах?
Мила – пирамида – пулемёт
- Что общего в словах?
На что похожа буква М? Что она напоминает вам? Выйти и взяться за руки.
Получилась буква М? – Да!
Давайте вместе громко произнесём этот звук, тихо, шепотом, без звука.
Сегодня на уроке мы не только повторим, то что изучили ранее, но познакомимся с новой буквой.
2. Артикуляционная гимнастика:
3. Основная часть.
Знакомство со звуком [М].
Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:
Голодная - мычит,
Сытая - жует,
Всем детям молоко дает. (Корова )
«Как мычит корова?» - «МММ...»
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:
Губки сомкнуты без напряжения;
Воздух выходит через нос;
Горлышко «работает».
Звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук - согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].
Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто это?., (мышка )
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной... (медведь )
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:
Зимой - спит,
Летом - ульи ворошит. (Медведь )
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз )
Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь )
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха )
4. Пальчиковая гимнастика “Молоточки” .
О.С. – ноги – на ширине плеч, руки опущены. Пальцы сжаты в кулачок.
– Кулачок об кулачок постучали – чок да чок. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. Молоточки тук-тук, по гвоздочкам стук-стук. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. (Повтор – 2 раза под музыку, дети выполняют соответствующие движения
Звуки М – Мь в предложениях
Нам приготовили следующее задание.
У Октября рассыпались предложение и нам надо помочь ему их собрать добавть слова в которых пишеться буква М
Оля пьёт ….
По дороге едит….
Спит в берлоге…..
В саду растет ягода …..
Письмо буквы М в тетради.
5.Итог занятия.
Ребята, вспомните, о каком звуке мы сегодня говорили на занятии ?
Какой это звук?
Каким цветом обозначаем?
Что понравилось больше всего?
Выучить чистоговорки:
Ма-ма-ма - дома я сама.
Му-му-му - молоко кому?
Мо-мо-мо - едим эскимо.
Мы-мы-мы - прочитали книгу мы.
Ми-ми-ми - поем ноту ми.
Ме-ме-ме - дай-ка травки мне.
Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:
мышка - мишка; мыла - Мила; мал - мял.
Задание 19. Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями:
Мы писали, мы писали, Ритмично сжимать пальцы
А теперь все дружно встали. в кулачки.
Ножками потопали, Выполнять соответствующие
Ручками похлопали. движения.
Мы писали, мы писали, Ритмично сжимать пальцы
Наши пальчики устали. в кулачки.
Мы немножко отдохнем -
Опять писать начнем.
Задание 20. Знакомство с буквой М.
Буква М с двумя горбами,
Как верблюд - смотрите сами!
О. Гофман
На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные - сжать в кулачок.
Игры с буквой.
Задание 21. Анализ слогов: АМ, МА. Составление схем из кружков. (Согласный звук - синий кружок с колокольчиком, гласный звук - красный кружок.)
Составление из букв разрезной азбуки слогов АМ, МА. Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.
Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе
«Звук и буква М»
Задачи: 1. Образовательные: Учить детей выделять первый согласный звук в слове; познакомить с буквой М; закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы слова; закрепить умение восстанавливать деформированное предложение.
2. Развивающие: Развитие фонематического слуха и слухоречевой памяти; развитие логического мышления, внимания, памяти.
3. Воспитательные: воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к членам своей семьи.
Оборудование: картины «Дом», картинки: мяч, мышь, малина, мука, медведь, дым, машина; звуковые домики; буквы М, разрезная азбука; кружки синего и красного цвета для обозначения звуков; карточки со слогами и словами: ам, ом, ум, ма, мо, му, мама.
Ход занятияI. Оргмомент.
Доброе утро. Посмотрите сколько гостей пришли к нам, поздоровайтесь с ними.
А сейчас встаньте в круг. У меня в руках волшебный мячик, он дарит всем, кто подержит его в руках хорошее настроение. Мы будем передавать его по кругу и желать друг другу доброго утра.
II. Сообщение темы занятия. В: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука?
Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.
В: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.
А, О, У, И.
В: Они какие?
Гласные.
В: Как они произносятся? +Свободно, легко, с голосом.
В: Посмотрите на схему этого слова. Из каких звуков оно состоит? + Из гласных.
В: Сколько их? + Два.
В: Подберите короткие слова для этой схемы. Ау! Уа! Иа!
В: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает? + согласными.
Что это? (выставляется картина «Дом»)
Какой последний звук вы услышали в этом слове?
Сегодня мы с вами будем изучать звук и букву «М»
Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.
Палочка и палочка, между ними галочка.
И понятно сразу всем: получилась буква М.
Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали. Похожи ребята на букву М?
В: Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа? В: Сколько в ней элементов? В: А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.
III. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. При произнесении звука [м] губы сомкнуты, на пути воздушной струи стоит преграда, воздушная струя как бы разрывает губы.
Какой это звук? (согласный)
А я хочу с вами поиграть в слова. Назовите овощи со звуком М. (морковь, помидор).
Назовите фрукты и ягоды с этим звуком(смородина, мандарин, малина, лимон).
А теперь назовите весенние месяца со звуком М (март, май).
В: А я знаю ещё одну игру, она называется «Где звук живет? »
В: Вы должны определить место звука в слове, в середине, в конце или в начале.
В: Маска, гном, сом, мухомор, лимон, медуза. (показываю рисунки).
Физкультурная минутка.
Звуко – буквенный анализ.
В: ребята, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое слово для всех детей в мире?
МАМА
В: Давайте разберём это слово и составим его схему, а потом прочитаем.
(составление схемы слова).
В: - Как ласково дети называют маму? (Мамочка, мамулечка, мамуленька, любимая, милая)
IV. Развитие фонематического слуха.
Сейчас мы поиграем в игру «Кто внимательный?
- (имя девочки, придуманное детьми) учится говорить слова, но пропускает звуки. Поможем ей: .алина, .уха, .едведь, ды., .ашина, до..
Дети определяют место звука м
Проговаривание хором, подгруппами, индивидуально
VI. Физкультминутка.
VII. Развития зрительного внимания и памяти.
Майя и Митя очень любят играть в игру «Чего не стало?» Мы с вами тоже в нее поиграем.
Выставляются игрушки: машинка, мозаика, пирамидка, матрешка.
Запомните, как стоят игрушки. Закройте глаза.
Игрушки переставляются.
А теперь откройте глаза. Что изменилось? (Игрушки переставлены. Раньше матрешка стояла между машиной и пирамидкой, а теперь стоит…).
VIII. Развитие фонематических представлений.
Вся семья собирается в отпуск к морю. На чем они поедут? (на машине). А полетят? (на самолете). Какой первый звук в слове «машина»? Где вы услышали звук [м] в слове «самолет»?
Что они взяли с собой? Назовите только те предметы, в названии которых есть звуки [м].
IX. Восстановление деформированных предложений.
Мама предложила Мите составить предложения. Послушайте, что у него получилось:
«Мама мыть Митя».
«Возле дома цвести мак».
«Дима мыть руки мыло».
Поможем Мите составить эти предложения правильно.
Нахождение буквы М в кассе букв
Найдите букву, которой обозначаются звуки [м]. Закрасьте ее.
XI. Итог занятия.
С какими звуками сегодня познакомились?
Что еще нового узнали на занятии?
Что было трудным для вас на занятии?
Спасибо всем за работу.
Компанеец Олеся
Занятие по обучению грамоте «Звуки [М], [М’]. Буква М»
Тема : Звуки М , Мь. Буква М .
Цели : Познакомить детей со звуками М , Мь, с буквой М .
Задачи :
Коррекционно-образовательные :
Умение детей характеризовать звуки М , Мь
Закрепление знаний детей о домашних животных и их детенышах;
Коррекционно-развивающие :
Развитие у детей фонематического слуха и восприятия
Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
Расширение и уточнение активного словаря
Коррекционно-воспитательная :
Воспитание у детей самоконтроля за речью
Оборудование : альбомы по обучению грамоте ; карандаши; наборы для составления схем; плакат с изображением домашних животных; картинки в названии которых присутствует звук М , Мь; счетные палочки; игрушка мишка с рюкзаком за спиной и мармеладом.
Ход занятия:
1 Организационный момент
Ребята сегодня на занятие к нам пришел гость , но чтобы узнать кто, нужно отгадать загадку :
Он мохнатый, он большой,
Спит в берлоге он зимой,
Летом ягоды жуёт,
Дикий мед у пчел берет,
Грозно может зареветь
Косолапый зверь …. (медведь)
Наш медведь пришел поучиться у вас писать, читать, т. к. он тоже на следующий год пойдет в школу.
2 Закрепление пройденного материала :
Мы сегодня вместе с мишуткой продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв , познакомимся с новыми звуками и буквой . А скажите, чем отличается буква от звука ? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим , пишем, читаем).
С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились, перечислите АУИЫО – они какие? (гласные) ; ПТКХ (согласные) . Чем отличаются согласный звук от гласного ? (при произношении согласных звуков воздух встречается с преградой, а при произношении гласных звуков воздух выходит свободно и их можно пропеть).
Игра «Угадай звук по артикуляции » - У А О И Ы
3 Сообщение темы занятия
У Мишки в лапках-царапках есть загадки, и он попросил меня загадать их :
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко
Возит грузы и людей
Ты знаком, конечно, с ней (машина)
Прыг-скок, прыг-скок,
Разыгрался колобок,
Выше Ани скачет
Наш веселый ….(мячик)
Давайте еще раз назовем эти слова-отгадки и выделим первые звуки в каждом слове .
Машина - М, мячик – Мь. Вот именно с этими звуками мы познакомимся . Это имена старшего и младшего брата, а их фамилия ЭМ. При произнесении этих звуков воздух выходит свободно или встречается с преградой? (с преградой, нам мешают губы) . Значит этот звук согласный , может быть твердым (синим) и мягким (зеленым) . А еще согласные звуки могут звонкими и глухими, проверьте и подскажите нам, какой это звук ? (звонкий) .
4 Связь буквы и звуков :
Палочка и палочка
Между ними галочка
И понятно сразу всем
Получилась буква М .
Посчитайте сколько элементов в этой букве ? (4)
Выкладывание буквы из счетных палочек :
И есть ещё одно стихотворение про эту букву , встаньте в пары, держась за руки, лицом вперед.
Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.
У вас на столах лежат три веселых человечка, вам нужно выложить при помощи их слоги : МЫ – мы-мы-мы в реке плавают сомы, МО- мо-мо-мо – Маша ела эскимо, МИ – ми-ми-ми машет птица крыльями.
Приготовьтесь к работе в альбомах, не забывайте, о правильной осанке.
5 Работа в альбомах по обучению грамоте О . С. Гомзяк
Открываем альбомы на стр. 22. К вам в гости на страничку пришли Маша и Миша у них день рождения им нужно подарить подарки возьмите синий и зеленый карандаши, к Маше мы будем проводить дорожки к подаркам синим карандашом, а к Мише зеленым карандашом.
6 Физминутка
Мы походим на носках,
А затем на пятках
Мы походим как ребята,
И как мишка-косолапый.
7 Игра на развитие фонематического слуха «Твердый, мягкий»
У вас на столах сигнальные карточки, я буду называть слова, если вы услышите мягкий звук вы поднимите зеленого человечка, твердый - синего человечка.
М- машины, кормушка, дым, сумки, самолет, муравьи
Мь – мел, помидор, кометы, мельница.
8 Звуко- буквенный анализ :
Ребята скажите, какое самое любимое слово для всех детей и людей в мире? МАМА
В этом слове сколько слогов, звуков М А М А пропечатаем это слово при помощи двух карандашей синего (согласный звук ) и красного (гласный звук ) .
Пальчиковая гимнастика :
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
За ней козленочек бежит,
Колокольчиком звенит.
Ведь не только у людей есть мамы, мамы есть и у животных посмотрите на плакат, перечислите детеныша и назовите его маму. Проводите в своих альбомах маму к своему детенышу.
9 Итог занятия :
С какими звуками мы сегодня познакомились? Дайте характеристику этим звукам .
Молодцы ребята, вы очень хорошо потрудились. Ой, мне кажется мишутка пошевелился, он наверно очень доволен вами и что-то приготовил для вас, подойди сюда Миша посмотри, что лежит у мишке в рюкзаке. (мармелад) . Спасибо Мишутка, какая же все таки вкусная и сладкая буква М , ребятки, попробуют твой мармелад!
Зинаида Ангарова
Цели : Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков (М,МЬ) в слогах в словах, фразах развивать фонематический слух, упражнять в подборе антонимов; учить понимать и правильно объяснить крылатые выражения.
1. Орг. момент. Сядет тот, кто правильно ответит одним словом -Игра с мячом «Назови одним словом» (лук, огурец, помидор-) и т. д.
2. Артикуляционная гимнастика по Косиновой А. М.
Дыхательная гимнастика. -
3. Знакомство со звуком М ,МЬ.
Выставляется на полотно картинки со звуком М , МЬ. Какой звук чаще других звуков встречается во всех этих словах? Дети отвечают (Звуки М ,М.)
Артикуляция звука : М – губы сжаты и напряжены, язычок лежит на донышке, воздух проходит через нос.
Характеристика звука М :
- Звук (М) – согласный, звонкий, твердый, его нельзя петь, обозначается синим цветом. Звук МЬ - согласный , звонкий, мягкий.
4. Речевая зарядка : ма-мя, мо-мё, му-мю, мы-ми, мэ-ме, ам-амь,ом-омь, у -Произнести чистоговорки
Ом-ом –вот наш дом
Ом-ом – в лесу гном
Ом-ом - в реке сом
Ом-ом - на полке альбом
м-умь, ым- ымь, эм-эмь
Бедный мишка заболел,
Мишка много меда съел. Мишка плачет и кричит :
У меня живот болит.
5. Игра «Слушай внимательно» . Работа с сигнальными картами-
Дети показывают синий кружок, если среди согласных звуков услышит звук «М» ; зеленый кружок, если услышит «МЬ» : т, ш, мь, д, ж, м, п, мь, к, с, ч, в, м, ф,х, ц, р, н, мь и т. д.
В слогах : са, то, мо, ка, по, му, во, ми, да, и т. д.
В словах : сом, Соня, Рита,Саша, море, Толя, март, мох и т. д.
6. Определить звук по дидактическим картинкам по звуковым домикам . - (в начале в середине и в конце) мак, Тим, Миша, ком, Том, маяк и т. д.)
7. Физкультминутка
8. Знакомство с буквой «М» -
Чертим в воздухе, составить букву «М из палочек, из крупы из проволоки.
9. Какие буквы спрятались ? -
10. Игра «Камень и вата» Работа с сигнальными картами. -
На полу скребется мышка,
Спит в берлоге бурый мишка.
Этот мишка очень мил,
Только лапу он не мыл.
Убежала в норку мышка,
Спать залег в берлогу мишка.
Мальчик мал, но очень мил.
Он водичкой руки мыл.
11. Игра «Наоборот» Папка с антонимами.
12. Знакомство с крылатыми выражениями.
Медвежья услуга. Как вы понимаете? Дети отвечают свои мысли. Логопед делает вывод : (услуга, которая приносит вместо помощи вред, неприятность) .
Махнуть рукой. Как вы понимаете? Дети отвечают свои мысли. (перестать обращать внимание на что-либо, перестать заниматься кем-либо или делать что-либо).
Мутить воду. Как вы понимаете? Дети отвечают свои мысли.
(специально запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху во что-либо) . Все выражения начинаются с какой буквы ? Дети отвечают.
13. Печатание буквы «М» . Знакомство с буквой М ,МЬ. Место в алфавите. На что похожа буква М ? (Ответы детей ) . Буква М состоит их четырех элементов : две прямые палочки и две короткие палочки.
Взявшись за руки мы встали -
И на М похожи стали.
Рисуем пальчиком в воздухе.
Выкладывание буквы М из крупы .
Сделайте фигуру буквы М из проволоки .
14. Работа с графической записью. Составление предложений из 3-х, 4-х слов. Мама моет Милу. Мила играет с Анной.
Печатание букв М , м; слогов ма , мо, му, мы, ми, ам, ом, ум, ым, им; слова мама
15. Чтение слогов и слов с доски .
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка определять направление звука в пространстве.
2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.
3. Научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М"], дифференцировать звуки на слух и в произношении.
4. Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук».
5. Учить определять место звуков [М], [М"] в начале, середине и конце слов.
6. Учить анализировать слоги типа АМ, МА.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Иди на звук» (развитие слухового внимания).
Взрослый завязывает ребенку глаза, а сам звонит в колокольчик. Ребенок должен идти на звук колокольчика.
Задание 2. Дидактическое упражнение «Перед - между - после». Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие времена года, месяцы дни недели он помнит: просит произнести их по порядку. Затем взрослый задаст вопросы: какой первый месяц года? Последний? Перед мартом? После марта? Между июнем и августом? (Аналогично игра проводится на материале дней недели, времен года.)
Задание 3. Знакомство со звуком [М].
Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос: Голодная - мычит, Сытая - жует,
Всем детям молоко дает. (Корова) «Как мычит корова?» - «МММ...»
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:
Губки сомкнуты без напряжения:
Воздух выходит через нос;
Горлышко «работает».
Взрослый показывает ребенку символ звука [М]: корова мычит: МММ..., затем объясняет, что звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].
Задание 4. Фонетическое упражнение.
Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).
Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки». Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [М] (изолированно, в слогах, в словах):
м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы; мак, Оля, муха, дом, суп, мука;
Задание 6. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]:
ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.
Задание 7. Взрослый предлагает ребенку повторить слоговой ряд:
ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.
Задание 8. Взрослый произносит слова, голосом выделяя в них звук [М], а ребенок называет одинаковый первый (последний) звук в словах: мак, муха, машина, мыло; дом, сом, ком, лом.
Задание 9. Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит:
В начале слов: мак, муха, маска, марка;
В конце слов: дом, сом, альбом;
В середине слов: сумка, самолет, лампа.
Для определения места звука [М] в слове рекомендуется использовать карточку и синий кружок с колокольчиком.
Задание 10. Вспомнить вместе с ребенком:
Месяцы года, в названии которых есть звук [М] (март, май);
Время года, в названии которого есть звук [М] (зима).
Задание 11. Закончить предложения (согласование местоимений с существительными):
Это моя... (шапка). Это мой... (дом). Это мое... (пальто). Это мои... (книги).
Задание 12. Знакомство со звуком [М"].
Взрослый задает ребенку вопрос: «Как называется детеныш коровы?» - «Теленок».
Взрослый обращает внимание ребенка на то, что теленок маленький, он мычит: мьмь...
Затем знакомит ребенка с символом звука [М"]: теленок мычит: мьмь..., характеристикой звука: согласный, мягкий, звонкий, и обозначением: зеленый кружок с колокольчиком.
Задание 13. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М"]»:
мь, а, у, мь, и, мы мя. ка, па, ми, ки, ме; мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона.
Задание 14. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:
мя-ме, ми-мю...; амь-омь, умь-имь...
Задание 15. Взрослый просит ребенка перечислить картинки, названия которых начинаются на звук [М"]:
мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц. ,
Игры с картинками: «Чего не стало?» (ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает картинку. Ребенок должен вспомнить название картинки, которую убрали.) «Что изменилось?» (ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет картинки местами. Ребенок должен вспомнить и восстановить первоначальный ряд картинок.)
Задание 16. Дифференциация звуков [М] - [М"].
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М]»:
м, мь, мь, м...; ма, мя, ми, му...; ам, омь...; мяч, муха, мак, Миша...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом: взрослый произносит слог с твердым согласным звуком [М], при этом кидает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, произносит слог с мягким согласным звуком [М"], возвращая мяч взрослому, и т.д.):
ма-мя, мо-..., му-..., мы-...; мя-ма, ми-..., мю-..., ме-...
Задание 17. Ребенку предлагается среди имен выбрать те, которые начинаются на звук [М] ([М"]):
Миша, Марк, Марина, Мирон... Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [М] и [М"]. (В конце занятия по теме взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие картинки он вклеил в свою тетрадь.)
Задание 18. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто это?., (мышка)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной... (медведь)
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:
Зимой - спит,
Летом - ульи ворошит. (Медведь)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)
Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
Выучить чистоговорки:
Ма-ма-ма - дома я сама.
Му-му-му - молоко кому?
Мо-мо-мо - едим эскимо.
Мы-мы-мы - прочитали книгу мы.
Ми-ми-ми - поем ноту ми.
Ме-ме-ме - дай-ка травки мне. Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:
мышка - мишка; мыла - Мила; мал - мял.
Задание 19. Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями:
А теперь все дружно встали в кулачки.
Ножками потопали, Выполнять соответствующие
Ручками похлопали. движения.
Мы писали, мы писали. Ритмично сжимать пальцы
Наши пальчики устали. в кулачки.
Мы немножко отдохнем -
Опять писать начнем.
Задание 20. Знакомство с буквой М.
Буква М с двумя горбами.
Как верблюд - смотрите сами! (О. Гофман)
На что похожа буква М?
Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные - сжать в кулачок. Игры с буквой.
Задание 21. Анализ слогов: АМ, МА. Составление схем из кружков. (Согласный звук - синий кружок с колокольчиком, гласный звук - красный кружок.)
Составление из букв разрезной азбуки слогов АМ, МА. Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.